Выход на работу по лунному календарю. В какой день недели лучше устраиваться на работу? Благоприятные дни для начала бизнеса и устройства на работу

Выход на работу по лунному календарю. В какой день недели лучше устраиваться на работу? Благоприятные дни для начала бизнеса и устройства на работу

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Образец должностной инструкции учителя-дефектолога

1. Общие положения

1.1. Учитель-дефектолог является педагогическим работником и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность учителя-дефектолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность учителя-дефектолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо: - не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; - не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; - не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; - не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке; - не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель-дефектолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.5. Учитель-дефектолог должен знать: - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; - Конвенцию о правах ребенка; - возрастную и специальную педагогику и психологию; - анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; - методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; - нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; - программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; - новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; - правила по охране труда и пожарной безопасности; - теорию и методы управления образовательными системами; - современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; - основы экологии, экономики, социологии; - трудовое законодательство; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; - правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации; - правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. Учителю-дефектологу запрещается: - оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя-дефектолога; - использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог:

2.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).

2.2. Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.

2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

2.5. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.

2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.7. Ведет необходимую документацию.

2.8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанному выбору и освоению профессиональных программ.

2.9. Реализует образовательные программы.

2.10. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.

2.11. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.12. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.

2.13. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.14. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.15. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.26. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Учитель-дефектолог имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе: - на сокращенную продолжительность рабочего времени; - на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; - на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; - на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы; - на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; - на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении); - на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда; - на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)]; - на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), права учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), ответственность учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед).

Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".

В должностной инструкции учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)

1) Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Учитель дефектолог, учитель логопед (логопед) должен знать

2) Учитель дефектолог, учитель логопед (логопед) при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед)

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед) - образец 2019 года. Должностные обязанности учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), права учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед), ответственность учителя дефектолога, учителя логопеда (логопед).


Типовой образец

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)
" " ____________ 20__г.

Должностная инструкция

Учителя-дефектолога
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения
1.1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее
высшее дефектологическое образование ____________________________________

(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы
не менее __________ лет)
1.3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от
нее производится приказом директора учреждения по представлению
________________________________________________________________________.
1.4. Учитель-дефектолог должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных
органов управления образованием по вопросам образования;
- конвенцию о правах ребенка;
- возрастную и специальную педагогику и психологию;
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии
обучающихся (воспитанников);
- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной
и практической деятельности;
- программно-методическую литературу по работе с обучающимися
(воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;
- новейшие достижения дефектологической науки;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты;
- основы доврачебной медицинской помощи.
1.5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно ________________
(руководителю учреждения,
________________________________________________________________________.
иному должностному лицу)
1.6. Во время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь и пр.)
его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя
учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет
ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на
него обязанностей.
1.7. ______________________________________________________________.

II. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
2.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2.2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и
степень выраженности имеющегося у них дефекта.
2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психологического
состояния обучающихся (воспитанников).
2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению
отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
2.5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями,
посещает занятия и уроки.
2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их
заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи
детям, имеющим отклонения в развитии.
2.7. Ведет необходимую документацию.
2.8. Способствует пониманию развития и функционирования общества в
целом и отдельных составляющих его социальных систем, формированию общей
культуры личности обучающихся, осознанному выбору и освоению
профессиональных программ.
2.9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения в рамках государственных стандартов.
2.10. Реализует образовательные программы.
2.11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников),
соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта,
и несет ответственность за их реализацию.
2.12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников),
содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о
правах ребенка.
2.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.14. Участвует в деятельности методических объединений и других
формах методической работы.
2.15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
2.16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.
2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период
образовательного процесса.
2.18. _____________________________________________________________.

III. Права
Учитель-дефектолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на
рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности
учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности
работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в
деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от
структурных подразделений и специалистов информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных
подразделений к решению задач, возложенных на него (если это
предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с
разрешения руководства).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.6. ______________________________________________________________.

IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

Итак, дефектолог- в узком понимании этого термина, коррекционный педагог, который работает с детьми с нарушением интеллекта, слуха, зрения, речи. Я остановлюсь на функциональных обязанностях дефектолога, который занимается с детьми с ЗПР.

Так же как и логопед, дефектолог развивает, корректирует речь детей. Но, особо отмечу, что в основе его работы лежит коррекция и развитие и других психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания).

В начале учебного года данный специалист проводит диагностику:

Уровня развития психических процессов;

Особенностей познавательной деятельности;

Уровня сформированности представлений о себе и окружающем мире;

Уровня сформированности элементарных математических представлений.

По результатам диагностики составляются индивидуальные планы развития, планы специально организованных занятий, формируются подвижные группы с учетом актуального уровня развития детей. Здесь отмечу, что в отличие от логопеда, дефектолог заполняет не речевую карту, а диагностическую карту развития ребенка с ЗПР.В остальном документация та же.

Дефектолог проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, перечень занятий тот же как и у логопеда плюс занятия по формированию элементарных математических представлений.

Так же в функциональные обязанности этого специалиста входит отслеживание динамики развития детей, консультирование родителей, которым даются необходимые рекомендации. Дефектолог участвует в психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения, консультирует педагогов о применении специальных методов и технологий, направляя их деятельность на развитие психических процессов детей, участвует в методических объединениях и семинарах, организует коррекционно-развивающее пространство группы и кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональные обязанности руководителя методического объединения естественного цикла

Руководитель методического объединения естественного цикла МОБУ СОШ №7 назначается и освобождается от должности директором школы. Руководитель ШМО школы должен иметь высшее профессио...

роль и функциональные обязанности социального педагога

Роли социального педагога в ДОУВ своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и госуд...

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

___________ /___________________/

протокол № ____ от «__»___ 201__г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Наименование учреждения

_________ /_________________/

Приказ № __ от "_"._.20__г.


Должностная инструкция учителя-дефектолога

_________________

1. Общие положения должностной инструкции

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 05.07.2017г; на основании Е диного квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г. в редакции от 31.05.2011г.; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Учитель-дефектолог:

Должен иметь высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к его стажу работы.

Находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения.

Принимает участие в учебно-воспитательном процессе школы в рамках федеральных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое направлено на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии.

1.3. В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется:

Действующей Конституцией Российской Федерации;

Декларацией прав и свобод человека;

Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации"; законодательством РФ по вопросам образования;

Гражданским и Трудовым кодексами России;

Принятыми решениями Правительства Российской Федерации;

Уставом, а также локальными правовыми актами школы;

Правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;

Настоящей должностной инструкцией и трудовым договором;

Существующими правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности.

1.4. Учитель-дефектолог школы должен знать:

Имеющиеся нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

Основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

Базисную программу обучения и воспитания детей; коррекционно-образовательные программы, предназначенные для обучения детей с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития;

Особенности коррекционной педагогики и специальной психологии;

Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

Современные методы и приемы по оказанию различных видов коррекционной помощи детям, имеющим проблемы интеллектуального и сенсорного развития.

Существующие методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в интеллектуальном, сенсорном и нервнопсихическом развитии ребенка;

Программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, которые отличаются отклонениями в интеллектуальном и сенсорном развитии;

Новейшие достижения в области дефектологической науки и практики;

Основы работы с персональным компьютером, мультимедийным проектором, с текстовыми редакторами, презентациями, электронной почтой и браузерами;

1.5. Оплата труда учителя-дефектолога производится в соответствии с действующей в России системой оплаты труда по должности.

2. Функции

На учителя-дефектолога возлагаются следующие функции:

2.1. Выявление учащихся, обладающих отклонениями в развитии, участие в коррекционно-образовательном процессе, который направлен на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в интеллектуальном и сенсорном развитии детей.

2.2. Обследование учащихся общеобразовательного учреждения для определения уровня интеллектуального и сенсорного развития, имеющихся специфических нарушений различного генеза и структуры дефекта.

2.3. Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и вовлечение детей в социально-экономическую жизнь общеобразовательного учреждения и общества.

2.4. Использование на практике апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в сенсорном, интеллектуальном, речевом развитии учащихся и восстановлению нарушенных функций.

2.5. Пропаганда гуманного отношения к детям, отличающимся особенностями психофизического развития и дефектологических знаний.

2.6. Оказание консультативной и методической помощи родителям, либо лицам, их заменяющим, педагогам и специалистам с целью осуществления:

Профилактики отклонений в развитии детей школьного возраста;

Дифференцированной диагностики интеллектуальных, сенсорных нарушений у детей;

Применения специально созданных методик и приемов оказания помощи детям, которые имеют отклонения в интеллектуальном и сенсорном развитии.

3. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог обязан:

3.1. Вести профессиональную деятельность непосредственную строго в рамках своей компетенции.

3.2. Способствовать созданию обстановки, в которой школьники будут чувствовать себя психологически комфортно и безопасно. Обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся общеобразовательного учреждения во время коррекционно-образовательного процесса.

3.3. Обследовать учащихся школы, определять структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии, составлять заключения по результатам обследования и доводить их в допустимом объеме до сведения родителей, либо лиц, их заменяющих, и педагогов (с целью их ориентации в проблемах развития школьника).

3.4. Определять задачи, формы и методы необходимой коррекционной работы, организовывать и проводить коррекционно-диагностическую работу по определенной программе, которая включает максимальную коррекцию интеллектуальных и сенсорных нарушений, исправление нервно-психических отклонений в развитии детей, пропедевтику вторичных нарушений, обусловленных первичным интеллектуальным или сенсорным дефектом; обеспечивать дальнейшую готовность и адаптацию учащихся к нормальному школьному обучению.

3.5.Направлять детей с отклонениями (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.

3.6. Комплектовать группы детей, обладающих различной сенсорной и интеллектуальной патологией, для занятий с учетом их личного психофизического, сенсорного и интеллектуального развития.

3.7.Выступать посредником между учениками образовательного учреждения и всеми субъектами (администрацией, педагогическим коллективом, родителями) процесса сопровождения и коррекционно-воспитательного процесса, который проводится в школе.

3.8. Анализировать перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации школьников в современном коррекционном пространстве.

3.9. Заниматься прогнозированием, планированием и организацией:

Обеспечения проектов и коррекционных программ необходимыми ресурсами;

Мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей, либо лиц, их заменяющих, в процессе организации коррекционной работы;

Сбора и накопления информации о детях, которые испытывают определенные трудности при обучении;

Системы внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по коррекционной работе;

Системы надлежащего контроля за реализацией программ коррекционно-развивающего обучения;

Выполнения принятых решений в сфере коррекционного обучения;

Работы по дальнейшей адаптации учеников в школе.

3.10. Разрабатывать и использовать:

Индивидуальные программы комплексного обследования, а также сопровождения детей;

Рекомендации для педагогов, специалистов и родителей, либо лиц, их заменяющих, по работе с детьми, которые обладают проблемами в интеллектуальном и сенсорном развитии, в условиях образовательной организации и семейного воспитания.

3.11. Проводить необходимую консультационную работу с участниками коррекционно-образовательного процесса (воспитателями ГПД, учителями, специалистами и родителями) с целью ознакомления с задачами и спецификой коррекционной работы, преодоления интеллектуальных и сенсорных нарушений у детей в условиях общеобразовательного учреждения и семейного воспитания.

3.12. Участвовать:

В деятельности методических объединений образовательного учреждения и города, также других формах методической работы;

В проводимых заседаниях Педагогического совета, службы сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк);

В мероприятиях, предназначенных для родителей (собраниях, семинарах-практикумах, круглых столах и др.).

3.13. Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для необходимого обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы.

3.14. Оформлять и вести по установленной форме всю необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность (составлять ежегодный отчет по установленной схеме, который отражает результаты обследования и проведенного коррекционного обучения), готовить заключения по результатам совершенных обследований и (или) коррекционной работе с детьми для ПМПк.

3.15. Выполнять при осуществлении своей непосредственной профессиональной деятельности Устав общеобразовательного учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать правила и нормы охраны труда, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину.

3.16. Периодически повышать свою профессиональную квалификацию согласно действующим нормативным документам.

4. Права

Учитель-дефектолог имеет право:

4.1.Требовать от администрации школы содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, создания условий, которые необходимы для успешного выполнения профессиональных обязанностей; получать от директора школы, куратора, специалистов Службы сопровождения информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.2. Устанавливать от имени образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, которые работают в диагностическом и коррекционно-развивающем направлении.

4.3. Проводить обследование детей, которое связано с определением уровня интеллектуального и сенсорного развития, особенностей данных нарушений.

4.4. Самостоятельно выбирать самые оптимальные средства, формы и методы обучения, вносить изменения в программу обучения, разрабатывать и применять апробированные и авторские коррекционные методики.

4.5. Принимать участие:

В разработке стратегии развития, образовательной программы, концепции школы, программы и планировании работы коррекционной службы;

В создании соответствующих нормативных документов (разработка положений о конкретных функциях данной службы, компетенции, обязанности, ответственность);

В работе городских и областных семинаров, совещаний, а также научно-методических конференций педагогов.

4.6. Печататься с обобщением опыта своей деятельности в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя только проверенную информацию.

4.7. Защищать свою профессиональную честь, достоинство и интересы самостоятельно или через определенных представителей, в том числе адвоката. В случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением педагогической этики, имеет право на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. Знакомиться с жалобами и другими документами, которые содержат оценку его работы, давать по ним необходимые объяснения.

4.8.Периодически повышать профессиональную квалификацию, аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.9. Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации по должности, а также пользоваться правами, предусмотренными Трудовым Кодексом России и другими законодательными актами, Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. Учитель-дефектолог в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за неисполнение, а также за ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, локальных нормативных актов и распоряжений директора школы.

За грубое нарушение своих непосредственных трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе и однократное, методов работы, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка учитель-дефектолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом России и Законом России "Об образовании". Увольнение в данном случае не служит мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. Учитель-дефектолог несет персональную ответственность:

За соблюдение трудовой дисциплины, существующих правил производственной санитарии и пожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в процессе учебно-воспитательного процесса;

За нарушение утвержденных прав и свобод ребенка;

За охрану жизни и здоровья учащихся в ходе проведения учебно-воспитательного процесса;

За причинение ущерба образовательному учреждению в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей;

За сохранность материальных ценностей и имущества, которые выданы под расписку материально ответственным лицом и находятся в логопедическом кабинете;

За ведение необходимой документации и ее надлежащая сохранность;

За конфиденциальность полученных при обследовании детей материалов и сведений;

За необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, которое повлекло за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым школьником;

За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с составленным учебным планом и графиком учебного процесса.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Учитель-дефектолог получает от директора образовательного учреждения, заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.

6.2.Систематически обменивается сведениями по вопросам, которые входят в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, родителями.

6.3. Учитель-дефектолог осуществляет тесное взаимодействие с воспитателями групп продленного дня, педагогами и специалистами школы по закреплению положительных результатов коррекции интеллектуальных и сенсорных нарушений у школьников, динамическому наблюдению за детьми, которые прошли курс коррекционных занятий.

6.4.Участвует в подготовке и работе ПМПк, педагогических советов, а также родительских собраний.

6.5. Информирует куратора Службы сопровождения и директора школы о возникших трудностях в работе с родителями, либо лицами, их заменяющими, и различными службами.

6.6.Самостоятельно планирует свою работу на текущий год (согласно плану работы образовательного учреждения). Планы согласуются с руководителем и обязательно утверждаются директором школы.

6.7. Предоставляет директору образовательной организации письменный отчет или самоанализ о своей деятельности по окончании учебного года.

6.8.Входит в состав методического объединения учителей-дефектологов, получает необходимую поддержку и осуществляет консультативную деятельность по своей профессиональной линии.

6.9. Передает администрации школы информацию, которая получена непосредственно на совещаниях, семинарах, различных методических объединениях.

6.10. Для достижения общей цели и для эффективности выполнения обязанностей учитель-дефектолог сотрудничает с прочими сотрудниками общеобразовательного учреждения и регулярно обменивается информацией.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

«___»_____20___г. _____________ /_______________________/