Требования к специалисту по закупкам. Специалист по закупкам: обязанности, требования, обучение, профессиональный стандарт специалист в сфере закупок. Требования к менеджеру по закупкам

Требования к специалисту по закупкам. Специалист по закупкам: обязанности, требования, обучение, профессиональный стандарт специалист в сфере закупок. Требования к менеджеру по закупкам

Система государственных закупок в России к сегодняшнему дню претерпела множество изменений. Изменение государственного устройства с начала 90-х годов ХХ века в стране изменило и подход к институту государственных закупок. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный Федеральный закон предполагает комплексный подход к закупкам товаров (работ и услуг) для государственных и муниципальных заказчиков. Такого подхода ждали давно, но как всегда, теоретическое желание это одно, а реальное исполнение — совсем другое. Действовавший ранее Федеральный закон от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регламентировал только непосредственно размещение заказов. Ныне действующий закон 44-ФЗ регламентирует весь процесс закупок, начиная от планирования и заканчивая контролем. Поле деятельности обширное и неровное, давайте разбираться.

Наличие закона и соответствующих правил уже потребовало специфических знаний как от представителя заказчика, так и от сотрудников компаний, которые хотят участвовать в конкурсах в качестве исполнителей. На текущий момент коммерческий рынок становится меньше, на этом фоне бюджетные заказы становятся все интереснее, ради них имеет смысл изучить процедуры закупок. Тем более, что невозможность выиграть в конкурсе, играя по закону, сильно преувеличена. Конкурсы по закону 44-ФЗ выигрывать вполне возможно, особенно если не делать глупейших ошибок в оформлении документов. С другой стороны, бюджетники нуждаются в поставщиках, которые могут играть по новым правилам.

Специалист по закупкам — кто он?

Поговорим о желательных качествах сотрудника, который занимается конкурсами.

Допустим, именно сейчас вы захотели сменить сферу деятельности и занялись вопросами государственных закупок. На стороне заказчика или поставщика вы собираетесь работать, пока не важно. С чего начать? И стоит ли Вам этим заниматься? На мой взгляд, для начала надо критически оценить свои способности. Процедуры госзакупок становятся достаточно сложными и механическим выставлением коммерческого предложения или их сбором отделаться не получится. На текущий момент работа с госзакупками — это достаточно «пыльная» работа, которая требует наличия определенных личных и профессиональных качеств.

Первое качество специалиста по госзакупкам - это . Кроме неизбежной «работы с бумажками» вам придется много общаться с поставщиками или заказчиками, а значит у Вас должна быть грамотная связная речь, умение слушать и слышать, то есть навыки коммуникации, доброжелательность и сообразительность. Мы все разные, мы все неидеальные, поэтому на другой стороне или другом конце провода может оказаться кто угодно. Может оказаться, что трудности собеседника в плане общения могут оказаться вашими трудностями.

Второе качество . Вам следует знать основы гражданского права и иметь хотя бы минимальные знания бухгалтерского учёта. Крайне желательно, чтобы у вас был опыт работы с договорами и сопутствующей технической документацией. Будьте очень аккуратны с документами, работая как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Санкции за нарушения закона №44-ФЗ прописаны вполне конкретно, в том числе не только к юридическому лицу, но и по отношению к самому специалисту. Когда мы говорим «минимальные знания», это означает, что необходимо понимать, где можно найти требуемую информацию и у кого можно узнать то, что необходимо. Если будет у кого спросить 🙂 Отсюда вытекает еще одно качество - способность к самообучению.

Третье качество — обучаемость, которая позволяет быстро добирать те знания, умения и навыки, которых не хватает изначально. Если вы предпочитаете учиться самостоятельно, то следует начать, конечно же, с буквы самого Закона №44-ФЗ. Далее вам на помощь придут форумы по вопросам госзакупок. Основных площадок для этого не много, но много их и не нужно. Например, я, в основном, пользуюсь двумя. Учтите, что на форумах надо а) внимательно следить за логикой и течением мысли обитателей, иногда это сложно уловить, б) изучать законные основания, на которых строят свои рекомендации ваши коллеги с форума. Люди часто ошибаются. Из плюсов - на форумах попадается хороший наглядный материал. Кроме того, на просторах интернета можно найти немало вебинаров, семинаров в записи, также можно получить доступ к онлайн трансляциям, в том числе бесплатным. Статья на данном сайте также не последняя на эту тему.

Четвертое качество — системное мышление. Я считаю, что сложными вопросами должны заниматься преимущественно люди с инженерным образованием, которые воспринимают окружающий мир с помощью логики и системного подхода, а не через эмоции. У «технарей» и «физиков», на мой взгляд, мысль наиболее структурирована. Это то, что нужно, когда приходится регулярно собирать головоломки из статей «сырого» закона, советов коллег и здравого смысла, чтобы корректно и эффективно провести все процедуры.

Работа с госзакупками — с чего начать?

Многое зависит от того, на какой стороне предстоит работать. Цели и задачи у поставщика и заказчика сильно отличаются, поэтому отличается функционал и специфика работы. И у поставщика и у заказчика есть свои сложности. Исходя из своего опыта могу сказать, что работать со стороны заказчика намного сложнее и ответственнее. Практика применения и разъяснения относительно закона 44-ФЗ приводят только к увеличению объема работ с каждым годом. Что касается работы со стороны поставщика, то здесь очень многое зависит от целей и задач самой организации.

В любом случае, первым желательным действием до начала практической работы должно стать прохождение курсов повышения квалификации. Нужно понимать, что само по себе получение свидетельства об окончании курсов на практике почти ничего не даст, это не тот случай. Во-первых, для нормальной работы все равно необходимо получить набор знаний, во-вторых, в данном направлении придется продолжать учиться постоянно. Что касается необходимого количества часов курсов по 44-ФЗ и актуальности информации по этому поводу от продвигающих свои услуги организаций, то это отдельная тема 🙂

Прошло меньше года с момента вступления в силу закона 44-ФЗ, а уже принято несколько федеральных законов с поправками к нему. Получение актуальной информации возможно из свежих статей в профильных изданиях, а также различных бесплатных семинарах и вебинарах в Сети. Помимо этого, существует множество платных интернет-ресурсов, но их использование зависит от размера вашего кошелька и целеустремленности.

Вопросы, которые стоит решить для себя до начала работы

  • готовы ли вы учиться каждый день, а через несколько лет выяснить что все опять кардинально поменялось и эти знания никому не нужны;
  • готовы ли вы искать возможности для грамотной и квалифицированной деятельности, а не возмущаться несправедливостью;
  • готовы ли вы идти туда, где работать придется за троих (особенно вначале), а получать зарплату за одного.

И помните, незнание закона не освобождает от ответственности!

Open Innovations Expo 31 октября - 2 ноября 2013 года
В Москве, в выставочном центре "Крокус Экспо" с 31...

Согласно п. 1 ст. 9 Закона о контрактной системе*(1) деятельность заказчика в сфере закупок должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Какие требования могут предъявляться к таким специалистам, где и как они должны обучаться? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Требования к специалисту по закупкам

Минтрудом разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (Приказ от 10.09.2015 N 625н). Указанный специалист осуществляет деятельность по контролю и управлению закупками с целью эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
К трудовым функциям специалиста по закупкам относятся:
предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
подготовка закупочной документации;
обработка результатов закупки и заключение контракта;
составление планов и обоснование закупок;
осуществление процедур закупок;
проверка соблюдения условий контракта;
проверка качества предоставленных товаров, работ, услуг;
мониторинг в сфере закупок;
аудит и контроль в сфере закупок.

У данного специалиста должно быть образование не ниже среднего профессионального, а кроме этого, он обязан пройти подготовку по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональную переподготовку) в сфере закупок. Если работник будет занимать должность старшего специалиста по закупкам, консультанта по закупкам, работника контрактной службы или контрактного управляющего, то он должен иметь высшее образование (бакалавриат), пройти переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок и иметь опыт работы в данной сфере не менее трех лет.
В рамках выполнения своих трудовых функций специалист по закупкам должен:
– обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги;
– готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;
– обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме этого, в профессиональном стандарте указаны требования к знаниям, умениям и иным характеристикам.

Предъявляемые требования

Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций

Создавать и вести информационную базу данных

Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию

Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы

Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок

Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам

Основы антимонопольного законодательства

Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам

Особенности ценообразования на рынке (по направлениям)

Методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта

Основы информатики в части применения к закупкам

Этика делового общения и правила ведения переговоров

Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок

Требования охраны труда

Этические нормы

Соблюдать конфиденциальность информации

Соблюдать этику делового общения

Занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью

Не разглашать материалы рабочих исследований

Не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте

Не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег

Не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег

Обучение специалиста по закупкам

Минэкономразвития и Минобрнауки в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, разработали Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее – Методические рекомендации). Они доведены совместным Письмом от 12.03.2015 Минэкономразвития РФ N 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки РФ N АК-553/06.
Методическими рекомендациями должны руководствоваться организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (ДПП) повышения квалификации в сфере закупок, а также заказчики при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Познакомимся с их основными положениями.
Характеристика ДПП повышения квалификации в сфере закупок. Вне зависимости от используемых технологий обучения минимальный срок освоения программ – 108 часов. Обучение рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации ДПП в очно-заочной форме следует устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы.
При реализации ДПП могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (п. 2.6 Методических рекомендаций).
В них нужно включать лекционные, практические, семинарские занятия, деловые игры, консультации по тематике осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8 Методических рекомендаций обучение в сфере закупок следует проводить по мере необходимости, но не реже чем каждые три года для всех категорий обучающихся.
При разработке и реализации ДПП может применяться модульный принцип представления содержания образования. Обучение по программам рекомендуется проводить с применением современных образовательных методик и технологий.
Конкретное название программы, наименование и содержание отдельных ее компонентов, формы реализации, планируемые результаты (перечень профессиональных компетенций в сфере закупок), учебный план и календарный учебный график определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, но с учетом требований, установленных в п. 3.3-3.5 Методических рекомендаций.
Содержание ДПП. Программы должны быть направлены на совершенствование имеющихся и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере закупок, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере закупок (п. 3.1 Методических рекомендаций).
Содержание ДПП должно учитывать профессиональные стандарты в сфере закупок, о которых было сказано выше.
Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине ДПП установлен в п. 3.3 указанного документа.

Наименование дисциплин и их основные темы

Количество часов

Основы контрактной системы

Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности

Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Порядок организации электронного документооборота

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок

Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг

Планирование и обоснование закупок

Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки

Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения

Осуществление закупок

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора

Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок

Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы

Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона

Порядок осуществления закупок способом запроса котировок

Порядок осуществления закупок способом запроса предложений

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами

Особенности отдельных видов закупок

Контракты

Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов

Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов

Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок

Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок

Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства РФ в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки

Вариативная часть

Итоговая аттестация

Экзамен (тестирование) и/или защита итоговой работы

Программы могут содержать вариативную часть, предусматривающую специализацию, в том числе по объекту закупки, способам закупок, роду деятельности (для руководителей контрактных служб, уполномоченных органов, специалистов органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, членов комиссий, работников специализированных организаций, экспертов, консультантов и др.), по региональной специфике осуществления закупок. Объем вариативной части не может превышать 15% от общего количества часов реализуемой программы (п. 3.5 Методических рекомендаций).

Примерное содержание ДПП

Основы контрактной системы. В рамках изучения данной темы слушатели знакомятся с основными принципами, понятиями и терминами, применяемыми в российской системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; с системой осуществления закупок в контексте социальных, экономических и политических процессов Российской Федерации. Она дает представление об основных принципах, заложенных в основу создания контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Здесь же изучаются цели и задачи создания и функционирования контрактной системы, ее информационное обеспечение. Кроме этого, рассматриваются участники контрактной системы, их права и обязанности, порядок создания, организация работы, функции контрактной службы (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок и происходит знакомство с информационным обеспечением контрактной системы в сфере закупок, единой информационной системой, порядком организации электронного документооборота.
Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок. В данной теме рассматривается действующая российская нормативная правовая база в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая Гражданский и Бюджетный кодексы, Закон о контрактной системе, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные и методические документы Минэкономразвития и других федеральных органов исполнительной власти, а также слушатели знакомятся с антимонопольным законодательством.
Планирование и обоснование закупок. Эта тема знакомит слушателей с понятиями и порядком формирования и изменения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обоснованием закупок; понятием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ее назначением, методами определения.
Осуществление закупок. В этом учебном разделе установлены основные отличия способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), применяемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, назначение способов закупок. В рамках него происходит знакомство с общими положениями о конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), разбираются конкретные примеры применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), преимущества и недостатки каждого способа, раскрываются условия допуска к участию в закупках, антидемпинговые механизмы в закупках и правила их использования. Слушатели получают знания об участии в закупках субъектов малого ства, социально ориентированных некоммерческих организаций, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов; знакомятся с правилами описания объекта закупки, порядком составления технического задания. В этом разделе разбирается порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами; освещается документооборот по закупкам, особенности отдельных видов закупок (НИР, НИОКР, строительный подряд, лекарственные средства, компьютерная техника, продукты питания); изучаются особенности составления технических требований и спецификаций на указанную продукцию, особенности заключения энергосервисных контрактов.
Контракты. При прохождении данной темы слушатели знакомятся с основным понятийным аппаратом, структурой контрактов, опытом их заключения. Она дает знания об основных терминах и определениях при составлении контракта, особенностях государственного контракта как вида договора, терминологии условий поставок, цене контракта и условиях платежа, изменениях, внесенных в контракт, расторжении контракта, сроках, условиях вступления контракта в силу, ответственности сторон, экспертизе и приемке продукции, обеспечении исполнения контрактов, рассмотрении споров, обстоятельствах непреодолимой силы, о структуре контракта, порядке ведения реестра контрактов.
Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок. В данном разделе рассматриваются вопросы мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, дается оценка обоснованности и эффективности закупок. В нем также раскрываются способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки, порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной торговой площадки при осуществлении закупок.

Итоговая аттестация

Освоение ДПП завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач в сфере закупок.
Согласно п. 4.2 Методических рекомендаций предлагается предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование) и (или) защиты итоговой работы. Для программ, реализуемых в соответствии с п. 2.4 данного документа, рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование).
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (п. 4.3 Методических рекомендаций).
В целях упрощения процесса подтверждения подлинности документов о квалификации работодателями, кадровыми службами, экономии бюджета образовательных организаций, повышения имиджа дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рекомендуется изготавливать удостоверения о повышении квалификации на бланках, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией, производимой в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции.
Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Условия реализации ДПП

Образовательным организациям рекомендуется проводить внутренний мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
Для проведения занятий по ДПП следует привлекать специалистов, прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и (или) имеющих практический опыт в данном направлении деятельности.
Кроме этого, организациям, реализующим ДПП, рекомендуется обеспечить обучающихся учебно-методическими материалами, необходимыми для освоения программы (учебными пособиями, дидактическими и методическими материалами, презентациями в печатном и (или) электронном виде).
В процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения нужно обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач при осуществлении закупок.

* * *

Минтрудом разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок". В данном документе сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам указанной категории работников. Чтобы работать специалистом в сфере закупок, необходимо пройти обучение (получить дополнительное профессиональное образование). Минэкономразвития и Минобрнауки совместно разработали программу, по которой должно проходить такое обучение. Знакомство с ней может быть полезно и образовательным организациям, выступающим в роли заказчиков, и тем, кто сам организует обучение по предложенным программам.

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

О. Марова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 54-62.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

При приеме специалиста на должность специалист по госзакупкам обязательно ли наличие обучение по 44 фз? или достаточно высшего образования? И может специалист работать на этой должности без образования по 44-ФЗ (работа в ЕИС,площадки, наличие ЭЦП) и нести ответственность? Обязан ли работодатель обучить работника?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Включать в КС работников только с высшим образованием, без дополнительного профессионального образование в сфере закупок нельзя, если это не высшее образование в сфере закупок.Учитывая Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273 ФЗ»), принцип профессионализма заказчика, предусмотренный ст. 9 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) , а также в соответствии с ч. 6 ст. 38 данного закона, работники контрактной службы должны иметь высшее образование в сфере закупок или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Так, согласно ст. 69 Закона № 273-ФЗ высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. При этом к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Тогда как, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

В свою очередь, исходя из ст. 76 Закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). При этом к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.Внимание:Обращаем внимание на то, что к освоению дополнительных профессиональных программ не допускаются лица, имеющие среднее общее образование.В ст. 9. и ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ заложен следующих подход к отбору лиц, которые могут быть работниками контрактной службы.

    Первый случай. Если физическое лицо имеет высшее образование в сфере закупок, то оно может быть сразу работником контрактной службы.Второй случай. Если физическое лицо имеет высшее образование, которое не является высшим образованием в сфере закупок, либо имеет любое среднее профессиональное образование, то оно может стать работником контрактной службы исключительно после получения высшего образования в сфере закупок либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок.Вместе с тем в соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, до 1 января 2017 года работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, или лицо, имеющее дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом такое образование должно быть подтверждено соответствующим документом.

    Учитывая изложенное, в настоящее время работником контрактной службы может быть физическое лицо, имеющее:Профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (до 1 января 2017 года);Дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (до 1 января 2017 года);Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Рекомендация: Сроки обучения специалистов в сфере закупок

    <…>Следует отметить, что сам Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) требований к минимальному количеству часов обучения не устанавливает.

    Требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ).

    Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ч. 1 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

    Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

    Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование ( Закона № 273-ФЗ).

    Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

    Также существует совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. "О направлении методических рекомендаций" (далее – Методические рекомендации).

    Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок (п. 1.1 Методических рекомендаций).

    Для большинства сотрудников повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 108 часов, профессиональная переподготовка должна составлять не менее 250 часов.Исключение составляют руководители заказчиков – для них повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 40 часов.Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 60 Закона № 273-ФЗ в РФ выдаются:1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии со ст. 60 Закона № 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.При этом частью 3 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.Согласно ч. 4 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы и порядок оформления таких документов о высшем образовании утверждены приказами Минобрнауки России от 01.10.2013 № 110, от 13.02.2014 № 112. Согласно п. 2 приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112, а также в соответствии с положениями Приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования выдаются соответствующие дипломы.Таким образом, документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок будет служить именно диплом (государственного и негосударственного образца).В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.Таким образом, документом, подтверждающим наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок будет служить удостоверение о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.С 1 января 2017 года работники контрактной службы или контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Т.е., рекомендовано «прохождение» такими работниками программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки в объеме не менее 108 часов.Рекомендация: Как назначить контрактного управляющего

Когда заказчику назначить контрактного управляющего, чем занимается такой сотрудник и какое образование должен иметь, как принять его на работу и какая административная ответственность ему грозит, расскажем в рекомендации.Когда нужен контрактный управляющий Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., у вас есть выбор: создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании не обязательно. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2128. Выполнять функции контрактного управляющего может сотрудник учреждения, у которого есть специальное образование. При этом неважно, какую должность такой сотрудник занимает. Главное – отразить функции контрактного управляющего в должностной инструкции такого специалиста.

Кроме того, вы вправе назначить контрактного управляющего в отношении одной закупки. Для этого издайте приказ. Но одновременно назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу нельзя. Это не предусмотрено законодательством.

Ситуация: может ли руководитель учреждения назначить нескольких контрактных управляющих и возложить на каждого из них определенные функции Да, заказчик вправе назначить несколько ответственных лиц за определенные закупки (п. 2 приложения к письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889).

Четко разграничьте закупки между такими контрактными управляющими. Если же вы хотите распределить функции между несколькими сотрудниками, например, назначить одного ответственным за планирование, а другого – за подготовку извещений, закупочной документации, проектов контрактов, то создайте контрактную службу. Ведь контрактный управляющий отвечает за закупку от начала и до конца. В этом его отличие от сотрудника контрактной службы, на которого можно возложить только часть обязанностей по закупке, например планирование.

Ситуация: может ли один сотрудник быть контрактным управляющим и в администрации, и в созданном ею муниципальном казенном учреждении Да, но только если сотрудник одновременно состоит в штате двух организаций – администрации и муниципального казенного учреждения.Если сотрудник состоит только в штате администрации, то руководителю муниципального казенного учреждения он не подчиняется. Назначить такого сотрудника на должность контрактного управляющего муниципального учреждения нельзя. Такой вывод следует из части 2 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Норма указывает на то, что заказчик назначает контрактным управляющим должностное лицо. Речь идет о сотруднике, который состоит в штате учреждения.

Ситуация: можно назначить контрактным управляющим руководителя учреждения Да, руководитель заказчика может быть контрактным управляющим. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на это.

Ситуация: можно ли специалисту, который занимается закупками, присвоить должность «экономист с исполнением обязанностей контрактного управляющего»Да, можно.Положения Закона № 44-ФЗ не требуют вводить должность контрактного управляющего. Заказчик вправе назначить должностное лицо, ответственное за закупки. Возможные названия должностей перечислены в приказе Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н. Данный документ утвердил профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» . Заказчик вправе применять как перечисленные в нем названия должностей, так и другие на свое усмотрение.

Ситуация: контрактный управляющий – отдельная штатная единица или можно назначить контрактным управляющим сотрудника, который уже работает в организации. Вы вправе сами определить, кто будет контрактным управляющим, – вводить в штатное расписание отдельную должность не обязательно. Назначить контрактного управляющего можно и из числа имеющихся сотрудников. Закон № 44-ФЗ требует лишь, чтобы с 2017 года все контрактные управляющие имели высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: вправе ли заказчик исключить контрактного управляющего из членов комиссии Да, вправе. Для этого заказчику достаточно прописать в положении или регламенте о контрактной службе условие о том, что работники контрактной службы членами комиссии по закупкам стать не могут. Это прямо предусмотрено пунктом 8 Типового положения, которое Минэкономразвития России утвердило приказом от 29 октября 2013 г. № 631.

Нормативные документы не указывают, обязательно ли исключать контрактного управляющего из членов комиссии. Поэтому заказчик самостоятельно принимает решение, устанавливать или нет данное ограничение.Чем занимается контрактный управляющий. Контрактный управляющий выполняет следующие функции (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ):

Совет: Используйте проект типового положения (регламента) о контрактной службе в качестве ориентира, когда будете готовить должностную инструкцию. Данный документ подготовило Минэкономразвития России (приказ от 29 октября 2013 г. № 631).

Заказчики возлагают на контрактного управляющего и контрактную службу идентичные функции и полномочия (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Но даже с учетом этого не копируйте нормы названного проекта в должностную инструкцию контрактного управляющего. Просто возьмите их за основу. Пока проект оставляет широкий простор для совершенствования.

В Системе размещены примеры должностных регламентов контрактных управляющих государственного и муниципального заказчиков, а также пример должностной инструкции контрактного управляющего бюджетного учреждения.

Должностную инструкцию утверждает руководитель учреждения. Для этого он издает приказ. Ознакомьте контрактного управляющего с приказом под роспись.Ситуация: можно ли включить контрактного управляющего заказчика в комиссию по закупкам уполномоченного органа. Можно, если такую возможность предусмотрели в решении о создании уполномоченного органа или решении о наделении полномочиями уполномоченного органа.Если вы включите контрактного управляющего в комиссию по закупкам уполномоченного органа, это увеличит риск заинтересованности сотрудника в результатах закупки. Соответственно, вероятность того, что участник закупки обжалует протокол подобной комиссии, возрастет. А решение, которое комиссия приняла в нарушение требований Закона № 44-ФЗ, в том числе части 6 статьи 39, может обжаловать каждый участник закупки. Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий несет административную ответственность, которая предусмотрена статьей 2.4 КоАП РФ. Виды административных правонарушений в сфере закупок и размеры штрафов представлены в таблице.

Если при проверке заказчика контрольный орган найдет признаки административного правонарушения в действиях контрактного управляющего, он может привлечь его к ответственности. При этом работу заказчика на федеральном уровне контролирует ФАС России, на региональном и местном уровнях – его территориальные управления. Данные органы проверяют действия заказчиков в сфере закупок, в том числе в рамках гособоронзаказа, и закупок, сведения о которых составляют гостайну. Об этом сказано в части 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, пункте 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728, пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

Антимонопольная служба изучает материалы дела об административном правонарушении и может признать нарушение малозначительным. Тогда должностное лицо ФАС России освободит контрактного управляющего от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ). Если контрольный орган все же наложил административный штраф на сотрудника, контрактный управляющий вправе его обжаловать. Суд также может освободить специалиста от ответственности и ограничиться устным замечанием, если нарушение малозначительно.

Пример обжалования административного штрафа в суде Контрактный управляющий направила сведения о недобросовестном поставщике в ФАС России на 14 дней позже установленного срока. Контрольный орган наложил на нее административный штраф в размере 20 000 руб.Контрактный управляющий обратилась в суд и выиграла дело. Судья пояснил, что подобное нарушение не повлекло ни вреда, ни тяжких последствий. Формально действия сотрудника содержат признаки административного правонарушения. Но оно не существенно (решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 23 марта 2016 г. по делу № 12-91/2016).Ситуация: кто вправе обжаловать в суде действия контрактного управляющего Обжаловать в судебном или в административном порядке действия (бездействие) контрактного управляющего имеют право (ст. 105 Закона № 44-ФЗ):

  1. Готовит и размещает в единой информационной системе (далее – ЕИС) план закупок и план-график закупок, вносит изменения в них.Готовит и размещает в ЕИС извещения о проведении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов.Готовит приглашения принять участие в закрытых закупках, направляет приглашения потенциальным участникам.Проводит закупки и заключает контракты.Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупок, готовит материалы для претензионно-исковой работы.При планировании закупок организует консультации с поставщиками и участвует в таких консультациях. Определяет состояние конкурентной среды на рынках.Законодатель оставил данный перечень открытым. Поэтому вы вправе определить дополнительные функции и полномочия для контрактного управляющего.Совет: Расширьте функционал контрактного управляющего дополнительными обязанностями, которые прямо связаны с его основной деятельностью.Кроме того, контрактный управляющий должен готовить и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта и о результатах отдельного этапа его исполнения. Об этом сказано в части 11 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093. Какое образование должно быть у контрактного управляющего

    Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). В то же время до 2017 года таким специалистам достаточно образования, которое они получили по Закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. А крымские специалисты вправе занимать должность контрактного управляющего с образованием, полученным по украинскому законодательству о госзакупках, но также только до 2017 года. Такой вывод следует из части 23 статьи 112 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 25 мая 2015 г. № Д28и-1327.

    Высшее образование в сфере закупок контрактный управляющий подтверждает дипломом, а дополнительное профессиональное образование – удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.Внимание: свидетельство об обучении не относится к документам об образовании или о квалификации.Совет: Ускорьте обучение контрактных управляющих в соответствии с российским законодательством (письмо Минэкономразвития России от 2 марта 2015 г. № Д28и-438).

    Ситуация: должны ли другие сотрудники, кроме контрактного управляющего, получить профессиональное образование по закупкам Да, должны. Именно те сотрудники, в должностные обязанности которых входят функции по закупкам. Это прежде всего члены комиссии по закупкам. Так считают специалисты Минэкономразвития России и Минобрнауки России (совместное письмо от 12 марта 2015 г. № 5594/ЕЕ/Д28и, № АК-55З/06). Также чиновники советуют организовать повышение квалификации членов комиссии своевременно и оперативно (письмо Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. № Д28и-1070).

    В каких документах нужно прописать обязанности контрактного управляющего

    Обязанности контрактного управляющего зафиксируйте в трудовом договоре и должностной инструкции.В трудовой договор включите все существенные условия, которые предусмотрены статьей 57 Трудового кодекса РФ. Если вы переводите на должность контрактного управляющего сотрудника, который состоит в штате, оформите дополнительно соглашение к трудовому договору такого специалиста. В трудовом договоре или в допсоглашении зафиксируйте ссылку на должностную инструкцию сотрудника.

    В должностной инструкции пропишите функциональные обязанности контрактного управляющего. При разработке должностной инструкции опирайтесь на общие требования к подобным документам. Используйте сведения о полномочиях контрактного управляющего, которые перечислены в статье 38 Закона № 44-ФЗ. При необходимости конкретизируйте их или дополните. Это связано с тем, что специальных нормативных требований к локальным актам, которые регулируют должностные обязанности контрактного управляющего, в настоящее время нет. В то же время формулировка перечня, который представлен в Законе № 44-ФЗ, допускает толковать его расширенно.

    Некоторые нормы все же придется переписать из статьи 38 Закона № 44-ФЗ буквально. Например, пункт об образовании в трудовом договоре и должностной инструкции сформулируйте так (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ): «высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок».

    Внимание: вносите изменения в должностную инструкцию только с письменного согласия сотрудника.Также отразите в должностной инструкции, что информацию о контрактном управляющем заказчик указывает:в конкурсной документации;

  2. в документации об электронном аукционе;
  3. в извещении о проведении запроса котировок;
  4. в документации о проведении запроса предложений.
  5. участник закупки;общественные объединения, объединения юридических лиц, которые ведут общественный контроль.См. такжеКак создать контрактную службу
  6. Должностной регламент контрактного управляющего государственного заказчика
  7. Должностной регламент контрактного управляющего муниципального заказчика
  8. Приказ о назначении контрактного управляющего​

Если под специалистом по госзакупкам в Вашем случае понимается контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы, то сообщаем следующее.Обращаем Ваше внимание, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Однако с 1 января 2017 года указанные специалисты должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

Включать в контрактную службу работников только с высшим образованием, без дополнительного профессионального образование в сфере закупок нельзя, если это не высшее образование в сфере закупок.

Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Сфера госзакупок — одна из самых динамичных в современном законодательстве. При этом санкции (в том числе и персональные) за несоблюдение законодательства в этой сфере достаточно велики. Однако количество людей, желающих получить должность специалиста по госзакупкам, не уменьшается — видимо, потому что молодые люди часто не до конца представляют себе, что именно должен знать и уметь специалист по госзакупкам и что входит в его непосредственные обязанности.

Попробуем кратко рассказать о том, что должен знать и уметь начинающий специалист по госзакупкам

Какое образование должен иметь специалист по госзакупкам

Осенью 2015 года в этой области наконец был наведен порядок. Если раньше понятия «контрактный управляющий» или «специалист по госзакупкам» были только общими фразами, а люди, которые занимались госзакупками, занимали должности юристов, экономистов или бухгалтеров, то теперь существует целый ряд должностей с требованиями к их соискателям.

Общими требованиями являются: наличие высшего или среднего профессионального образования (в зависимости от должности), повышение квалификации или прохождение программы переподготовки, а также наличие опыта работы. Подробно эти требования изложены в профессиональных стандартах.

Как правило, чаще всего специалистами по госзакупкам становятся люди с юридическим, экономическим или бухгалтерским образованием. Причем в небольших организациях работа с закупками им достается в придачу к их основным обязанностям. И только крупные организации (как заказчиков, так и поставщиков) могут себе позволить отдельного сотрудника или даже целую контрактную службу.

Какими знаниями должен обладать специалист по госзакупкам

Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Для начала будущий специалист по госзакупкам должен обладать хотя бы поверхностными знаниями в таких сферах, как юриспруденция, бухгалтерия и договорная работа. Если этих знаний нет, работа может оказаться не по силам, особенно если человеку предстоит стать единственным специалистом по госзакупкам в организации. Также важно хотя бы немного разбираться в специфике деятельности организации.

Эти требования обусловлены тем, что люди, занимающиеся закупками со стороны заказчика, должны планировать необходимые закупки, осуществлять их, заключать договоры, а затем принимать работы, товары, услуги и оформлять соответствующие документы. А специалисты, работающие на стороне поставщиков, должны заниматься поиском интересующих их организацию закупок, подготовкой предложений, заключением договоров и т. д., поэтому, чтобы найти подходящую закупку, нужно понимать, что именно ваша организация предлагает.

Следующий этап — прохождение курсов повышения квалификации по госзакупкам. Для специалистов, работающих со стороны заказчика, этот этап обязателен (если посмотреть предлагаемые вакансии, наличие удостоверения о повышении квалификации является чуть ли не единственным обязательным требованием к соискателям этой должности). Для специалистов, которые хотят работать в сфере госзакупок со стороны поставщика, этот этап желателен, т. к. без него разобраться во всех хитросплетениях ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и других смежных законодательных актах крайне сложно.

При этом следует понимать, что прохождение курсов не сделает вас настоящим специалистом. Курсы дадут вам теоретические и, возможно, немного практических знаний, которые вам предстоит дополнять самостоятельно. А потому — пара слов о личностных характеристиках.

Какими качествами должен обладать специалист по госзакупкам

Банально, но специалист по госзакупкам должен быть очень внимательным человеком. Это та самая сфера, где ошибка в дате может привести к огромным штрафам как на организацию, так и лично на человека, допустившего ошибку. Невнимательное прочтение документации со стороны поставщика может привести к тому, что его организацию не допустят к участию в очень выгодном тендере или, что еще хуже — к тому, что организация не сможет выполнить взятые на себя обязательства и попадет в реестр недобросовестных поставщиков, лишившись возможности принимать участие в госзакупках.

Так как законодательство о госзакупках имеет привычку регулярно меняться, человек, работающий в этой сфере, должен обладать хорошей обучаемостью. Постоянное повышение квалификации (речь не только о курсах, но и о самообразовании) — неотъемлемая часть работы специалиста по госзакупкам.

Еще одно важное качество специалиста по госзакупкам — высокая работоспособность. Как уже упоминалось выше, в небольших организациях специалист по госзакупкам обычно выполняет еще функции бухгалтера, юриста или экономиста. Поэтому небольшой объем закупок в таких организациях будет сопровождаться дополнительной нагрузкой. А в больших организациях, где объем закупок велик, специалисту по госзакупкам придется работать за троих. Если вы не готовы к постоянной нагрузке и периодическим авралам — эта работа не для вас.

Должностная инструкция специалиста по закупкам – внутренний документ организации, определяющий требования к кандидату на такую должность, круг должностных прав и обязанностей сотрудника, рамки его ответственности за некачественную работу. О том, как грамотно составить должностную инструкцию на специалиста по закупкам, какие должностные обязанности отнести к трудовым функциям этого специалиста, а также об особенностях и различиях должностей менеджеров по закупкам и по снабжению пойдет речь в этой статье.

Чем занимаются специалисты по закупкам и менеджеры по снабжению

Должность специалиста по закупкам или менеджера по снабжению сравнительно молодая на рынке труда. Однако неверно считать, что таких специалистов ранее не требовалось. Сотрудники с похожими трудовыми функциями существовали в штатах различных организаций и особенно производственных, промышленных предприятий и раньше. Только называлась эта должность иначе: инженер по материально-техническому обеспечению.

Итак, чем же занимаются указанные специалисты? Если обобщить их трудовые функции и не углубляться в нюансы должностных обязанностей, связанные с особенностями работы и производства конкретной организации, то основную задачу менеджера по закупкам или снабжению можно обозначить как бесперебойное обеспечение предприятия необходимым товаром (сырьем).

При этом одна общая задача обеспечения организации товарно-материальными ценностями включает в себя много сопутствующих обязанностей, от аналитической работы по соотношению качества и цены отдельных товарных позиций у конкретных поставщиков до сопровождения сделки по закупке конкретного товара.

Различие в названии должностей: специалист по закупкам и менеджер по снабжению - весьма условно. Некоторые работодатели вообще не видят разницы и указывают эти должности рядом, как равнозначные или синонимы. Другие наниматели считают, что название «специалист по снабжению» - это отголоски советского прошлого, а специалист по закупкам - «рыночный» термин. Но чаще всего в деловом обороте принята такая градация:

  • специалист по закупкам обеспечивает организацию важнейшими профильными для предприятия позициями товаров (к примеру, компонентами и ингредиентами для предприятия, производящего продукты питания);
  • менеджер по снабжению осуществляет доставку прочей, необходимой для функционирования организации продукции (к примеру, моющие средства, канцтовары и товары для офисной техники и т. д.).

Должностная инструкция специалиста по закупкам: назначение и структура

Как уже было сказано, должностная инструкция для специалиста по закупкам является основным документом (вместе с трудовым договором), в котором прописаны должностные права и обязанности сотрудника. Это является определяющим фактором, так как согласно действующему трудовому законодательству работник без своего согласия не обязан выполнять никакую работу, кроме той, что определена в его трудовом договоре. А поскольку трудовой договор в этой части, как правило, имеет отсылку к должностной инструкции, то грамотно разработанная инструкция - ключ к эффективной работе персонала.

По своей форме и структуре должностная инструкция на специалиста по закупкам должна соответствовать принятой обычаями делового оборота форме для подобного рода документов. Итак, должностная инструкция - письменный документ, содержащий в себе следующие разделы:

  1. Колонка справа вверху посвящена информации об утверждении и согласовании текста документа. Вначале, после слова «Утверждено» указывается дата утверждения и данные руководителя, сделавшего это. Ниже оставляется место для подписи этого начальника. Далее, после слова «Согласовано» указываются даты согласования и данные сотрудников требуемых отделов, участвующих в работе над должностной инструкцией, оставляется место для подписей. Как правило, при подготовке должностная инструкция согласовывается с юридической службой, отделом кадров и тем отделом, где предстоит работать сотруднику, на чью должность составляется инструкция.
  2. Общий раздел должностной инструкции включает в себя перечень требований, предъявляемых к кандидату на должность специалиста по закупкам (возраст, образование, опыт работы, необходимые навыки и знания), список документации - законодательных и внутренних актов организации, с которыми должен быть ознакомлен работник. Кроме того, в разделе об общих положениях определяется место штатной единицы специалиста по закупкам в общей структуре организационно-штатного расписания предприятия, порядок принятия на работу, увольнения и замещения на время отсутствия работника, непосредственный начальник сотрудника.
  3. Основной раздел должностной инструкции - перечень должностных обязанностей и прав работника. И в первую очередь, речь идет об обязанностях. Чем внятнее и конкретнее определены обязанности работника в документе, тем проще и понятнее будет осуществляться рабочий процесс. Права же логично вытекают из обязанностей сотрудника и имеют целью облегчение выполнения трудовых функций работника. Как правило, к правам относят:
    • право на информацию, касающуюся рабочего направления сотрудника;
    • право вносить предложения по оптимизации рабочего процесса;
    • право на достойное рабочее место и т. д.
  4. Последний из традиционных разделов должностной инструкции посвящен ответственности работника за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей.

Должностная инструкция менеджера по снабжению: особенности

По форме и структуре должностная инструкция менеджера по снабжению идентична должностной инструкции специалиста по закупкам. Однако, несмотря на то, что две эти должности очень схожи, нужно учитывать существующие различия. Особенно это актуально для больших организаций, где штатными расписаниями предусмотрены должности и специалиста по закупкам, и менеджера по снабжению.

Не знаете свои права?

В связи с этим при работе над должностными инструкциями необходимо серьезно подойти к определению критериев для отбора кандидатов на должность, а также к отграничению должностных обязанностей одного специалиста (по закупкам) от другого (по снабжению).

Как уже упоминалось, принято считать, что должность специалиста по закупкам стоит выше в ранге должностей, чем должность менеджера по снабжению. Косвенно это подтверждается еще и тем, что в объявлениях о найме средняя заплата специалиста по закупкам выше, чем зарплата менеджера по снабжению. Поэтому и требования к кандидату на должность специалиста по закупкам могут быть более жесткими, чем к кандидатам на должность менеджера по снабжению.

Что касается должностных обязанностей, то четкое разграничение их между двумя специалистами позволит наладить не только эффективную работу, но и оптимальное взаимоотношение между двумя штатными единицами.

Требования к кандидатам на должность менеджеров по закупкам и снабжению

Исходя из специфики профессий, к кандидатам на должности как специалиста по закупкам, так и менеджера по снабжению обычно предъявляется ряд особенных требований. Они должны:

  • уметь вести переговоры и выходить в итоге на нужный организации результат;
  • принимать решения и нести ответственность за их последствия;
  • иметь аналитические способности;
  • уметь работать с большим объемом информации и документации;
  • знать организацию работы транспортных компаний и таможни;
  • владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, знать необходимые для работы программы.

Кроме того, каждый работодатель может добавить свои требования к кандидатам на должность, к примеру знание иностранного языка, если компания осуществляет закупки за границей.

Отличия в требованиях к кандидатам на должности специалиста по закупкам и менеджера по снабжению могут быть проведены по уровню образования кандидата. Так на должность менеджера по снабжению могут быть приняты люди со средним или средним специальным образованием, тогда как на должность специалиста по закупкам традиционно требуются имеющие высшее образование (экономическое, финансовое, юридическое и т. д.). Кроме того, различия могут быть в опыте работы, необходимом для занятия той или иной должности.

Должностные обязанности менеджеров по закупкам и по снабжению, отличия

Должностные обязанности работников, осуществляющих материально-техническое обеспечение организации, могут сильно отличаться в зависимости от специфики работы предприятия.

Обычно к должностным обязанностям менеджеров по закупкам и снабжению относят:

  1. Комплектацию склада определенными группами товаров, контроль за движением товара и остатками на складе.
  2. Своевременное выполнение заявок на обеспечение товарами.
  3. Поиск и подбор оптимального поставщика товара с учетом, цены, качества товара, условий поставки и оплаты и иных критериев.
  4. Правовое оформление отношений с поставщиками (заключение договора, сверку взаиморасчетов и т. д.).
  5. Контроль за оплатой товара.
  6. Контроль за сроками поставки товара.
  7. Отслеживание движения груза.
  8. Проверку качества поставленного товара.
  9. Решение спорных вопросов с поставщиком в пределах своей компетенции.

Если проводить различия между должностями специалиста по закупкам и менеджера по снабжению по группам товаров, которыми обеспечивают предприятие сотрудники, то и в их должностных инструкциях должны быть четко определены сферы работы каждого, чтобы никто не работал за другого и не брал чужую работу на себя.

Помимо перечисленных обязанностей, работодатель может предусмотреть иные трудовые функции для своего работника. К примеру, периодически представлять отчеты или аналитические справки по движению товаров или закупкам, выполнять трудовой распорядок организации и т. д.

Порядок ознакомления работника с должностными обязанностями

Ознакомление сотрудников с должностными обязанностями в частности и должностной инструкцией в целом должно происходить в момент заключения трудового договора. Подтверждением, что работник ознакомлен со своей должностной инструкцией, может быть:

  • отметка об ознакомлении с датой и подписью работника под текстом общей должностной инструкции, с которой знакомятся все поступающие на эту должность;
  • отметка об ознакомлении с датой и подписью под текстом должностной инструкции, специально подготовленной для работника, которая будет приложена к личному делу сотрудника;
  • дата и подпись, свидетельствующие о том, что работник познакомился со своей должностной инструкцией, которые ставятся в специальном журнале, предназначенном для этих целей.

Таким образом, должностная инструкция специалиста по закупкам требует значимой подготовительной работы прежде всего в отношении определения требований к кандидату на должность и должностных обязанностей сотрудника, а также, если это необходимо, разграничения должностных обязанностей специалиста по закупкам с должностными обязанностями менеджера по снабжению.