Оформление кабинета технологии для девочек стенды. Оформление кабинета технологии. Папка «современные образовательные технологии»

Оформление кабинета технологии для девочек стенды. Оформление кабинета технологии. Папка «современные образовательные технологии»

Урок математики. Прибавление числа 6.

Предмет: математика
Класс: 2
Тема урока: Прибавление числа 6.
Тип урока: закрепление знаний
Цель: создание благоприятных условий для закрепления знаний о прибавлении числа 6.
Задачи:
1. Учить считать в прямом и обратном порядке до 20, ориентироваться в числовом ряду в пределах 20, упражнять в порядковом счёте до 20, закреплять знания о составе чисел до 10.
2. Коррекция устойчивого внимания, мышления, личностных качеств учащихся.
3. Развивать логическое мышление через выполнение вычислительных операций в пределах 20.
4. Воспитывать мотивацию к учению, интерес к математике через игровые ситуации.
Оборудование: тетради, ручки, красный карандаш, линейки, презентация сказки «Красная Шапочка», счёты, индивидуальные карточки с примерами и задачей, карточки с изображением геометрического материала.

Ход урока.


1. Организационный момент.
А) Приветствие
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём
Слушай, думай, наблюдай
Ни минуты не теряй!
Б) Настрой на урок
Учитель: Сядет тот, у кого синий квадрат, красный треугольник, зелёный квадрат и т.д.
Учитель: К какому уроку приготовились?
Учащийся: Математика.
Учитель: Какой он по счёту?
2. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Сегодня мы отправимся в сказочное математическое путешествие. Для этого мы должны знать состав числа 10, уметь прибавлять число 6 на счётах.
Чтобы туда отправиться, нужно вспомнить:
Какое сейчас время года?
Учащийся: Зима
Учитель: Какой месяц?
Учащийся: Февраль
Учитель: Какой сегодня день недели?
Учащийся: Вторник
Учитель: Который вторник по счёту?
Учащийся: 2
Учитель: Какой день недели был вчера?
Учащийся: Понедельник
Учитель: Какой день недели будет завтра?
Учащийся: Среда
Учитель: Молодцы! Теперь мы можем отправиться в путь. Но для того чтобы оказаться в сказке нам с вами помогут сказочные слова. Вы должны быть очень внимательны и угадать с какой героиней и в какую сказку мы отправимся.
3. Пальчиковая гимнастика
Как-то раз, на зорьке ясной,
Взяв у мамы пирожков
Собиралась, в шапочке красной,
Внучка к бабушке своей.
Так и шла она тропинкой.
Пирожки несла с собой.
И цветы рвала в корзинку
Для бабули дорогой...
Учитель: Открываем наши тетради.
Учащийся: Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!
Учитель: Какое сегодня число? А вчера? Завтра?
Учащийся: 17, 16, 18
Учитель: Сколько в числе десятков? Единиц?
Учащийся: 1 – десяток и 7 – единиц
Учитель: Что больше количество десятков или количество единиц?
Учащийся: Количество единиц больше количества десятков.
Учитель: Записываем число.
17 февраля.
Классная работа.
Учитель: А в какое время года мы попали?
Учащийся: Лето
4. Устный счёт.
Учитель: Посмотрите, чтобы попасть красной шапочке в лес нужно вспомнить счёт от 1 до 20.
Посчитайте от 10 до 20, от 8 до 12, от 9 до 13. А теперь посчитаем в обратном порядке от 20 до 9 хором.
Какое число стоит между 13 и 15, 18 и 20. Переверните свою карточку, и впишите соседей вашего числа.
Учитель: Вот и помогли перейти мостик Красной Шапочке.
Что изображено на картинке?
Учащийся: Ягодки на тарелках
Учитель: Сколько нужно добавить в 1-ую, чтобы получилось 10? Сколько во 2-ую? Проверим.
Учитель: А теперь я вам предлагаю решить устно задачки.
«Четыре сыроежки,
Два рыжика и груздь.
Собрала грибов я много
А подсчитать боюсь!»
Учащийся: 7.
Учитель: Красная Шапочка шла по тропинке.
Семь пирожков в плетёной корзинке.
Бабушке внучка на праздник несла,
Но по дорожке часть раздала.
Зайчику, ёжику
Мышке и белочке.
Сколько гостинцев осталось у девочки?
Учащийся: 3.
Учитель: Молодцы, а теперь в сказку!!!
5. Работа по теме.
Вступительная беседа.
Учитель: Идёт она лесом, а навстречу ей
«Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.»
Кого встретила Красная Шапочка?
Учащийся: Зайчика
Учитель: Зайчишка не может сосчитать морковки.
Начал зайка собирать морковку. Выдернул 8 морковок, а на грядке осталось ещё 6. Сколько морковок было на грядке?
О ком говориться в задаче?
Учащийся: О зайце.
Учитель: Что говорится о зайце?
Учащийся: Собирал морковку.
Учитель: Давайте определим главные слова в задаче, они нам помогут в составлении условия.
Учащийся: Выдернул, осталось, было.
Учитель: Какой главный вопрос в задаче? Прочтите.
Учащийся: Сколько морковок было на грядке?
Учитель: Сможем сразу ответить на вопрос?
Учащийся: Нет
Учитель: А что надо для этого знать?
Учащийся: Сколько выдернул и сколько осталось.
Учитель: Выдернул сколько?
Учащийся: 8
Учитель: Осталось сколько?
Учащийся: 6
Учитель: Всего, каким действием будем находить?
Учащийся: Сложением.
Учитель: Сложение – это какой знак действия?
Учащийся: +
Учитель: Запишем условие задачи.
Выдернул – 8 м.
Осталось – 6 м.
Было - ? м.
Запишите решение задачи.
8 +6=14
Учитель: Мы ответили на главный вопрос задачи?
Сформулируйте ответ.
Учащийся: Ответ: 14 морковок было на грядке
Учитель: Зайчик благодарит вас за помощь и предлагает вам отдохнуть.
6. Физ.минутка
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать.
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах.
Замер зайчик средь травы
А теперь садимся мы!
7. Работа по теме
Учитель: Пошла Красная Шапочка дальше. Угадайте, кто же ей встретился?
Серый, косматый, крадётся тенью,
По лесу бродит, глазами блестит.
Учащийся: Волк.
Учитель: А волк животное дикое или домашнее? Почему?
Учитель: Спрашивает Красная Шапочка у волка, как добраться до домика бабушки, а он ей отвечает – я скажу, если вы моё задание выполните. Прочтите, что сказано в задании?
Учащийся: Решить примеры
7+6 8+6 6+6
9+6 5+6 7+6
Учитель: С помощью чего будем решать примеры?
Учащийся: С помощью счёт.
Учитель: Выполним задание волка?
А теперь проверим, верно ли вы их решили.
Молодцы, ребята! Вот мы и помогли Красной Шапочке добраться до домика бабушки. Бабушка очень рада видеть Красную Шапочку.
Учитель: Какое у вас настроение?
Учащийся: Хорошее.
Учитель: Давайте покажем наше настроение, улыбнёмся друг другу.
Ребята, давайте вспомним и расскажем бабушке, какие препятствия мы преодолели, пока провели к ней Красную Шапочку.
8. Физ.минутка для глаз
Учитель: А теперь, как бы нам здесь весело не было, но приходится расставаться с нашими героями. А вернуться нам в класс помогут наши глазки.
9. Итог урока
Учитель: Теперь возьмите красный карандаш и линейку и начертите отрезок, который соответствует вашей оценки за работу на уроке.
Учитель: В какой сказке побывали?
Учитель: Что повторили?
10. Рефлексия.
Учитель: Закончите предложение:
Сегодня на уроке мне понравилось...
Учитель: Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  • познакомить с приемами прибавления числа 6 с переходом через разряд,
  • закреплять знания таблицы сложения и вычитания однозначных чисел и совершенствовать навыки устного счета,
  • закреплять знания о составе чисел,
  • формировать умение решать задачи;
  • развивать мыслительные операции и наблюдательность;
  • воспитывать любовь к природе, интерес к предмету, чувство взаимопомощи.

Оборудование: учебник В.Н. Рудницкой «Математика» (ч. 2)(М. : Вентана-Граф, 2011); рабочая тетрадь (ч. 3); рисунки с изображением солнца и туч, ромашек, божьих коровок, паутинок с божьими коровками, речки с мостом; конверт с письмом от жителей сказочного леса; карточки на которых записаны числовые выражения; цифры; абаки; схемы к задачам; аудиозапись голоса колдуна, физкультминуток; музыкальный центр; компьютер; мультимедийный проектор; диск «Смешарики и математика» (Ловим звезды с Ежиком), презентации: название темы урока, «Весна».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

– Какое время года наступило?
– Кто из вас любит это время года? Поднимите руку.
Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

II. Актуализация опорных знаний

– Ребята, нам пришло письмо.

Здравствуйте, ребята!

Случилось несчастье. Злой колдун не пускает в наш лес красавицу Весну. Мы давно не видели солнца. У нас постоянно идут дожди, на деревьях нет листвы. Очень мрачно, холодно и сыро. Исчезла красота, не поют птицы. И только ваш ум, смекалка и хорошее поведение смогут разрушить чары. Помогите нам вернуть в лес весеннюю красоту!

Жители сказочного леса.

– Ребята, поможем жителям сказочного леса вернуть в лес Весну и насладиться красотой!

– У вас ничего не получится. Не пущу красавицу Весну в этот лес. Здесь вечно будут идти дожди. Ха-ха-ха! (Шум дождя).
– Что ж, ребята, в путь! За верные ответы вы будете получать призы.

1. Устный счет для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания однозначных чисел и совершенствования навыков устного счета. (Игра-презентация «Смешарики и математика». Ловим звезды с Ежиком <Приложение 1 >)

– Наш путь лежит через волшебное ромашковое поле. Но только Ежик знает дорогу. Если мы поможем Ежику поймать все звезды, он нам укажет путь к ромашковому полю. Устно решив пример, называете ответ. При верном ответе прозвучит любимая фраза Ежика, а звездочка упадет на его ладошку. Если ответ неверный, звезда пролетит мимо и упадет на землю.

7 – 3 7 – 6 7 – 4
7 + 3 7 + 2
7 – 5 7 – 2

2. – Вот мы вышли к ромашковому полю.

– Сколько ромашек может быть на этом поле, если их больше 4, и меньше 14?
– Выложите число ромашек с помощью цифр. (5, 6,7,8, 9, 10, 11, 12, 13).
– Сейчас посмотрим, сколько ромашек на нашем поле? (10).

III. Работа над новой темой

– Дополните числа 5, 6, 7, 8, 9 до 10.
– На нашем ромашковом поле живут божьи коровки.

Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением божьих коровок.

– Рассмотрим состав числа 6.
– Первая цифра будет обозначать количество нарисованных точек, а вторая цифра – сколько точек недостает до 6.
– Выходим к доске, заполняем кармашки числами.
– Из каких чисел состоит число 6?
– Как можно к числам прибавить число 6? (5 + 1, 4 + 2, 3 + 3, 2 + 4, 1 + 5, 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1).
– Ребята, мы не случайно рассмотрели, как можно к числам прибавить число 6.
– Кто назовет тему нашего урока? (Презентация: Прибавление числа 6 с переходом через десяток <Приложение 2 >).

IV. Физкультминутка «Бабочка» (под музыку).

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

V. Работа над новой темой (продолжение).

Мы уже отдохнули и можем двигаться дальше, но кто – то зовет нас на помощь. Посмотрите, божьи коровки застряли в паутине. (Рисунок). Поможем им? (Этих жучков нельзя уничтожать. За день одна божья коровка съедает от 50 до 200 тлей, тем самым приносит большую пользу сельскому хозяйству. Тля – маленькое зеленое насекомое, которое сосет сок из растений, ослабляя их).

5 + 6 = … 8 + 6 = …
6 + 6 = … 9 + 6 = …
7 + 6 = …

Работа по учебнику.

№ 3. (с. 75). Объясни, как выполнено сложение.

– Приготовьте абаки.
– Число 6 нужно разбить на две части так, чтобы при прибавлении первой части получалось 10, а затем прибавлять оставшуюся часть.
– При правильном объяснении освобождаем божьих коровок.

5 + 6 = 5 + 5 + 1 =
6 + 6 = 6 + 4 + 2 =
7 + 6 = 7 + 3 + 3 =
8 + 6 = 8 + 2 + 4 =
9 + 6 = 9 + 1 + 5 =

Таблица на сложение. (Прибавление числа 6 с переходом через десяток). (с. 78) Работа в парах.

– Первый вариант задает примеры, второй называет ответы. И наоборот.

– Приготовьте цифры. Я буду называть выражение, а вы будете показывать его значение.

6 + 3 9 + 6 6 + 4 8 + 6
5 + 6 7 + 6 6 + 9 6 + 2
6 + 8 4 + 6 7 + 6

VI. Физкультминутка «Жук» (гимнастика для глаз под музыку).

Ребята, ваш указательный палец будет жуком. Куда жук полетит, туда ваши глаза посмотрят, а голова поворачиваться не будет.

Над полянкой Жук летел,
Он весело жужжал и пел: «ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился: ж-ж-ж.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на дерево присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно – хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог – «ж-ж-ж».

VII. Закрепление изученного

Все ближе подходим к лесу, но нам преградила дорогу речка. Мы можем перейти через мостик, если выполним задание в тетради.

Учитель прикрепляет к доске рисунок.

Работа в тетради на печатной основе. (с. 53)

Задача.

Составь и реши задачу с вопросом: «Сколько чашек на двух полках?»
Составление задачи по рисунку.

– Какую схему подберем к задаче?
– Что известно?
– Какой вопрос?
– Запишите решение задачи в тетради.
– Запишите ответ.

№ 1. Сумма каких чисел равна 6? (Взаимопроверка).
№ 2. Заполни «окошки» числами.. (Самопроверка).
№ 3. Примеры. (Самостоятельно).

VIII. Итог урока

Перешли мы через мостик.
Давайте вспомним, чем мы на уроке занимались?
Что узнали нового?
– Ребята, а теперь поднимите призы, которые вы получили на уроке. Вы были дружными и находчивыми. Чары колдуна разрушились. Мы спасли жителей сказочного леса, и туда пришла Весна.

(Презентация «Весна» (под музыку). <Приложение 3 >)

– Вот и закончилось наше путешествие.
– Какое у вас сейчас настроение? Покажите.

(Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки).

– Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.
– Вам понравился урок?

Этапы урока

методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. Момент.

Актуализа-ция знаний.

Словесный:

Фронтальный опрос;

Начинаем мы опять.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов на уроке.

Начнем мы наш урок с устного счета.

Сравните суммы не вычисляя:

2 + 4 __ 4 + 2 5 + 1 __ 1 + 5

6 + 4 __ 4 + 6 3 + 2 __ 2 + 3

Какое свойство сложение вы использовали при выполнении этого задания? (переместительное)

Как оно звучит? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)

Вам необходимо решить примеры, в которых второе слагаемое меньше 6.

3 + 4 = 1 + 8 = 4 + 5 = 3 + 7 =

2 + 7 = 6 + 4 = 8 + 1 = 9 + 1 =

8 + 2 = 1 + 9 = 7 + 2 = 3 + 6 =

Л: Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам.

П: закрепление умения устного счета.

Целеполага-ние

Словесный: беседа;

Прочитай оставшиеся примеры?

Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока? (Прибавление чисел 6, 7, 8, 9)

Какие задачи мы перед собой поставим? (научиться прибавлять числа 6, 7, 8, 9; использование полученных знаний при решении задач.)

Делать выводы;

Формулировать тему и цели урока.

Р: Целеполагание, анализируют цели и принимают их, умение строить речевые высказывания в устной форме.

Открытие новых знаний.

Словесный: фронтальный опрос;

Практич.: выполнение задания устно;

Первичное закрепление нового знания.

Словесный: фронтальный опрос;

Практич.:

выполнение задания;

Словесный: беседа;

Практич.: выполнение задания;

Физ.минутка

Посмотрите еще раз на оставшиеся примеры.

Как вы думаете, как мы можем их решить? (использовать переместительное свойство сложения)

Мы решим эти примеры устно, вам необходимо объяснять для всего класса как вы их решали.

2 + 7 = 7 + 2 = 9 3 + 7 = 7 + 3 = 10 3 + 6 = 6 + 3 = 9

1 + 8 = 8 + 1 = 9 1 + 9 = 9 + 1 = 10

Откройте учебник на стр.29, найдите текст в желтой рамочке. Закончите вывод о том, как прибавлять числа 6,7,8,9.

Какое слово пропущено в этом выводе? (переместительное)

Прочитай какой вывод у нас получился! (когда прибавляют 6, 7, 8 или 9, используют переместительное свойство сложения)

Найдите задание № 2. Что необходимо сделать? (объяснить, как составлены примеры каждого столбика, используя слова слагаемое, сумма)

Кто выполнит это задание у доски? Остальные работают в тетрадях.

6 + 3 7 + 2 9 + 1 6 + 4

3 + 6 2 + 7 1 + 9 4 + 6

Как составлены примеры первого столбика? (сумма слагаемы 6 и 3 равно 9, во втором примере слагаемы переставлены)

Последний столбик решите самостоятельно! Какой ответ у вас получился? (10)

У кого иначе?

Что мы научились с вами делать? (прибавлять число 6, 7, 8, 9)

Где мы можем применить полученное знание? (при решении задач)

Прочитай задачу под заданием № 3.

О чем эта задача? (о краски)

Какие цвета краски израсходовали? (желтую, зеленую)

Что известно о желтой? (израсходовали 2 кг) О зеленой? (6 кг)

Что нам необходимо найти? (сколько всего килограммов краски израсходовали на покраску стен?)

Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)

Каким действием? (сложением)

Кто решит задачу у доски? Остальные работают в тетрадях.

Все встаем из-за своих мест и немного отдохнем!

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

И нектара всласть наелась.

Найдите задание № 4. Что необходимо сделать? (заполнить пропуски в таблице)

Мы не будем чертить эту таблицу у себя в тетрадях, мы запишем только примеры.

Выполнять это задание мы будем у доски по цепочке, начнем с первого ряда, первой парты, остальные работают в тетрадях.

1 + 9 = 10 3 + 7 = 10 7 – 5 = 2

8 – 2 = 6 10 – 4 = 6 6 + 3 = 9

Изучать примеры;

Делать предположения;

Решать примеры;

Объяснять их решение;

Решать примеры;

Объяснять их решение;

Отвечать на вопросы;

Отвечать на вопросы;

Решать задачу;

Выполнять движения;

Отвечать на вопросы;

Решать примеры;

П: Анализ объектов с целью выделения признаков;

Выбор наиболее эффективных способов решения;

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П: Построение логической цепи рассуждения;

Доказательство;

Анализ объектов;

Извлечение необходимой информации;

Осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Л: поддерживать ЗОЖ

П: Аналогия;

Выполнение действия по алгоритму;

Применять полученные знания на практике;

Самостояте-льная работа в группах Практический: выполнение упр; взаимопроверка;

Прочитай задание № 5. Что необходимо сделать? (выполнить действия и записать числа в пустые ячейки)

Выполните это задание самостоятельно.

Какие ответы у вас получились? (4; 2)

У кого получилось иначе?

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сравните его результат с результатом на экране.

Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки! Молодцы! Остальные будьте внимательнее.

Прочитай задачу в задании № 6 .

Кто сидел на скамейке? (мартышка, попугай и слоненок)

Отметим их тремя кругами.

Что известно о Мартышки? (сидела справа от Попугая)

О попугаи? (справа от Слоненка)

Что необходимо сделать? (кто сидел посередине)

Кто из Мартышки, Попугая и Слоненка в условии задачи повторяется несколько раз? (попугай)

Какой вывод мы можем сделать о Попугаи? (что он сидел посередине)

Почему? (потому что Мартышка сидела справа от Попугая, а Попугай справа Слоненка)

Подпишите в кружочках кто, где сидел? (Мартышка, Попугай, Слоненок)

Решать примеры самостоятельно;

Отвечать на вопросы;

Сверять с эталоном;

Анализировать условие;

Отвечать на вопросы;

Делать выводы;

Аргументирова-ть свое мнение;

Отвечать на вопросы;

П: выполнение пробного учебного действия;

Р: Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

К: согласование общего решения;

Осознание и произвольное построение речевого высказывания;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Подведение итогов. Рефлексия.

Сведение о домашнем задании

Какая была тема урока?

Какие задачи мы перед собой ставили в начале урока?

Как прибавляют 6, 7, 8, 9?

Как звучит переместительное свойство сложения?

Кто достиг поставленной цели?

Что было трудно на уроке?

Какое задание понравилось больше других?

Спасибо за работу на уроке.

Рабочая тетрадь с.38 – 39 № 2, 3.

Проговаривают цели,

повторяют, как на уроке они сравнивали предметы по длине.

Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

Технологическая карта урока математики Дата: Учитель – методист школы: Школа: Класс: 1 Методист ЧГПК № 1 Урок: Время: С тудентка 45 группы Кабинет: Нестеренко Д.С.

Тема урока: «Прибавление чисел 6, 7, 8, 9»

Цель урока: - формирование вычислительного навыка при сложении вида + 6, 7, 8, 9;

Использование полученных знаний при решении задач.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты :

Личностные результаты:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Выполнять действия по заданному алгоритму;

Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте;

Предметные результаты:

- знать переместительное свойство сложения и уметь использовать его при сравнении чисел и вычислении;

Называть компоненты и результат действий сложения и вычитания.

Оборудование: учебник математика Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука 1 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, презентация.

"Если ученик в школе не научится творить,
то в жизни он будет только подражать"
В.О.Ключевский.

На окраине маленького городка Белогорска Амурской области расположена наша школа № 5. Школе 15 лет. Проектом предусмотрено два кабинета мастерская по обработке ткани и кабинет кулинарии, которые имеют отдельные входы из рекреации. По просьбе учителей, строители отделили часть коридора, и получилась дополнительная территория, уголок отдыха.

Мастерская по обработке ткани.

Оформление учебных мастерских начинали практически с нуля. Руководствовались при этом тем, что школьная мастерская не только должна соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям, иметь всё необходимое для проведения занятий, но и обладать определённой эмоциональной атмосферой.

В кабинете установлено 15 ученических столов, раскройный стол, имеется примерочная. Для работы используются 10 машин с электрическим приводом, 20 - с ручным, 2 - с ножным, имеется 2 оверлока. Место для утюжильных работ оснащено гладильной доской, регулируемой по высоте, утюгом.

Большое значение в оформлении швейной мастерской имеет правильное цветовое решение. Известно, что цвета по - разному воздействуют на зрительно - нервный аппарат человека. Исходя из этого, мы выбрали бежевые и светло-желтые оттенки, создающие наиболее благоприятную цветовую среду для работы учащихся. В помещении швейной мастерской много комнатных цветов, которые принесли школьницы при изучении темы "Комнатное цветоводство". На передней стене, над доской, помещён стенд с правилами техники безопасности "Помни об этом всегда", выполненный в бежево- оранжевой цветовой гамме. На противоположной стене стоят секционные шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала. На шкафах есть соответствующие этикетки, но они не портят внешнего вида. Чтобы во время занятий дети не отвлекались, выставочные работы размещены здесь в открытых витринах. Рационально используется проёмы между вентиляционными шахтами: на полках размещены цветы и коллективные работы.

Все экспозиции постоянно меняются, обновляются. Есть среди них традиционные: "Работы выпускников", "Бабушки - мастерицы", "Вот мы как умеем!", есть и информационные: "Вышивка", "Лоскутная техника", "Аппликация", "Отделка платья", "Вязание", "Непопулярные виды рукоделия" и другие. Все они разные, но связывает их то, что они пропагандируют народное творчество. Поэтому эти выставки имеют не только педагогическое значение (они смогли, сможешь и ты), но и патриотическое (мы сбережём народное искусство)

Десять лет назад сами ученицы решили, что каждый должен оставить о себе память в кабинете. Постепенно это стало хорошей традицией. Это важно для малышей, которые впервые приходят в кабинет, и очень хотят всему научиться. Важно для выпускников, которые гордятся своей работой.

Учебная мастерская в школе - это одновременно и творческая лаборатория. В процессе изучения технологии учащиеся не только изготавливают различные изделия, но и проводят небольшие исследования, школьные эксперименты. Члены исследовательского кружка "Берегиня" уже пять лет активно участвуют в научно - практических конференциях. На базе кабинета проходит заседание секции эстетического и декоративно- прикладного направления. Наш кабинет очень мобильный, он легко преобразуется в подиум для демонстрации моделей собственного изготовления, в сцену кукольного театра для спектакля "Свадебный обряд" в коллективном творческом проекте.

Мастерская- лаборатория - это особая часть школьной воспитательной среды, дающая учащимся возможность применить свои знания на деле. В кабинете для детей созданы все условия чтобы "создавать шедевры" и хвастаться ими, осознавая свою успешность.

Кабинет кулинарии.

Кабинет кулинарии - это самый любимый кабинет моих учениц. Оформление этого кабинета существенно отличается. Это обусловлено спецификой выполняемых работ. Стены отделаны керамической плиткой синих тонов самой разной цветовой гаммы. С учётом этого пришлось подбирать оформление. На передней стене - панно с декоративными тарелками в стиле "Гжель". Кухонная мебель нейтрального серого цвета с синими столешницами. Занавески белого цвета в виде арки с фруктовым узором.

Наиболее удобным для проведения кулинарных работ является бригадный метод. Разделение учащихся на три бригады и объясняет особенности дизайнерского решения. В кухне- лаборатории выделены функциональные зоны: первичной и тепловой обработки, зона для мытья посуды и продуктов, зона дегустации. Зоны оснащены 3 плитами "Мечта" со встроенным духовым шкафом, 3 мойки, 3 разделочных стола, 3 обеденных стола, 3 сервировочных стола.

Разделочные столы, плиты и мойки располагаются по одной линии, как рекомендует эргономика.

На полках разделочных столов размещён весь комплект посуды на 6 персон. Остальное оборудование, которое используется реже, хранится в отдельных шкафах, встроенных между вентиляционными шахтами.

Красочные плакаты по правилам безопасной работы размещены в доступном для зрительного восприятия месте.

Место для рабочего стола учителя определено так, чтобы весь кабинет был под контролем. Здесь же размещены шкафы, в которых хранится материал нужный учителю. Чтобы не перегружать информацией учениц, в кабинете нет постоянных стендов. Для каждого урока используется необходимый планшет, который закрепляется на магнитной доске. Правильная сервировка стола продемонстрирована на угловой полке. Здесь же оформляются выставки детских работ: "Пасхальное яичко", "Дизайн новогоднего стола", "Оригинальное оформление салфетки", "Расписной пряник".

Много полезного и интересного узнают ученицы на уроках кулинарии, но самое главное, что всё это им пригодится в жизни, многим поможет выбрать профессию. Уголок по профориентации оформлен в рекреации.

В заключении хочется вспомнить о том, что для некоторых школьников технология один из немногих предметов, где они могут отличиться, показать себя. Очень жаль, что наблюдается тенденция к сокращению количества часов на изучение предмета, ведь в жизни нужно многое уметь, а этому надо научиться.

Если мои ученицы, заканчивая обучение, прибегают в кабинет в гости, жалеют, что больше нет уроков домоводства, то мой труд потрачен не зря.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ КАБИНЕТУ

1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.

3. Соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).

5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям ФГОС и образовательных программ.

7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

9. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и. требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.

11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.

12. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития УУД, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, исследовательская работа, работа с источниками информации, конференция, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).

13. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися, консультаций, подготовки к олимпиадам и др.

Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определенной нормативной базой, необходимо иметь в кабинете соответствующую документацию.

НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА

1. Закон «Об Образовании в РФ».

2. ФГОС по предмету.

3. Паспорт учебного кабинета.

4. Акт приемки учебного кабинета.

5. Акт разрешение на проведение работ в кабинете.

6. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

7. Инструкции по технике безопасности и охране труда при работе в учебном кабинете и вне его (на экскурсии ил учебно-опытном участке).

8. Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.

9. Журнал инструктажа учащихся.

10. Правила поведения учащихся в учебном кабинете.

11. График работы учебного кабинета.

12. План работы кабинета на учебный год.

13. Перспективный план развития кабинета (план дооборудования).

Вся документация кабинета технологии ведется заведующим кабинетом, учителем регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками.

Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

Разработки уроков, методические материалы, медиаматериалы могут храниться в электронном виде (структурированно или в виде баз данных и т.п.).

В папках (коробках, ящиках) накапливается и другой материал, имеющий отношение к преподаванию данного предмета.

Приведем примерные названия папок для хранения материалов в кабинете технологии:

1. Кабинет технологии (документация)

2. Нормативные документы

3. Охрана труда

4. Современные образовательные технологии

5. Программы и планирование работы учителя

6. Работа с одаренными детьми

7. Индикаторы и измерители качества образования

8. Мастер-класс

9. Творческий проект

10. Материаловедение

11. Машиноведение

12. Конструирование

13. Моделирование

14. Ручные швы

15. Машинные швы

16. Поузловая обработка

17. Вышивка

18. Аппликация

19. Кулинария

20. Интерьер жилого дома

21. Русский народный костюм

22. Национальные костюмы народов России

23. История создания вещей

24. Внеклассная работа по технологии

И др. по усмотрению учителя

Папка «кабинет технологии»

Паспорт кабинета

(примерный вариант, разрабатывается в ОУ)

1. Титульный лист:

Кабинет ___________

Адрес ОУ_____________________________________

Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом: ______________________________________

Назначение ______________________________________________________________________

2. Характеристика помещения кабинета:

а) план кабинета;

б) электроснабжение помещений;

в) вентиляция помещений;

г) газоснабжение кабинета;

д) водоснабжение, канализация;

е) освещение.

3. Оснащенность кабинета в баллах по основным показателям аттестационного листа

Диагностическая карта учебного кабинета (технология).

Полное название ОУ в соответствии с уставными документами _____________

Тип школы _______________________________________________________________________

Зав. кабинетом:____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Н а л и ч и е

1. Паспорт кабинета _____________________________

2. Правила поведения учащихся в кабинете технологии ___________________________________

3. Инструкции по технике безопасности для учеников ____________________________________

4. График работы кабинета (уроки по расписанию, расписание внеклассных занятий) _______________________________________________

5. План работы кабинета на учебный год ______________________________________________

6. Перспективный план работы кабинета ______________________________________________

7. Административный контроль за деятельностью кабинета, контроль за

выполнением требований к кабинету со стороны МО ___________________________________

Оформление кабинета

1. Государственная символика ______________________________

2. Материалы образовательного стандарта (нормативные документы, рабочие программы, календарно-тематическое планирование и т.д.) ________________

__________________________________________________________________________

3. Измерители стандарта _____________________________________________________

5. Работы учащихся (рефераты, творческие работы учащихся, выставки и т.д.) _______________________

6. Действенность кабинета и его оформление:

качество___________________________________________________________________

сменяемость _______________________________________________________________

7. Эстетичность оформления _________________________________________________

Обеспечение деятельности кабинета

1. Санитарно-гигиеническое состояние _________________________________________

2. Сохранность школьной мебели _____________________________________________

3. Наличие современных учебно-методических комплектов, дидактических материалов ___________________________________________________________________________

4. Наличие дидактических пособий для учителя, предметных газет и журналов _____________________________

5. Наличие раздаточного материала, его систематизация и хранение _______________________________________

6. Наличие дополнительной литературы по предмету _____________________________

7. Обеспечение кабинета ТСО_________________________________________________

Акт готовности кабинета к учебному году.

Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете технологии.

План работы кабинета на год.

План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно его профилю и функциональному назначению.

1-я часть: анализ работы кабинета в прошлом учебном году.

2-я часть: задачи на новый учебный год, в которых отражаются тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы; сохранение материально-технической базы кабинета.

3-я часть: методическая работа.

4-я часть: работа с учащимися.

Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

Инвентарная ведомость на технические средства обучения.

Должностная инструкция заведующего кабинетом технологии.

Папка «охрана труда»

В ней должны содержаться следующие документы:

1. Инструкции по охране труда для кабинетов технологии.

2. Инструкции по охране труда для учащихся в кабинете технологии, разработанные на основе инструкции из правил по ОТ.

3. Указания о проведении обучения и инструктажа по охране труда.

4. Оказание первой медицинской помощи.

5. Перечень средств и медикаментов для аптечки кабинета технологии.

6. Примерный план пожаротушения в кабинете технологии.

7. Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ из Типового перечня для учебных заведений.

8. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

9. Информация о ближайших лечебных учреждениях (детская поликлиника, детская больница, взрослая поликлиника и взрослая больница, детский и взрослый травмопункты: название, адрес, телефон).

В классе должен быть оформлен уголок по охране труда, где размещаются правила поведения в кабинете технологии, инструкции по ТБ, памятка по доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях, примерный план пожаротушения, рисунки с изображением безопасных приемов работы в кабинете технологии.

Папка «нормативные документы»

Включает основные руководящие документы Министерства образования (законы, положения, инструкции, инструктивно-методические письма и т.п.):

1. Закон об образовании РФ.

2. Закон об образовании г. Москвы.

2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт.

3. Рабочие программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Технология, 5–8 классы. Базовый и повышенный уровни.

Папка «современные образовательные технологии»

Папка «рабочие программы и планирование работы учителя»

В ней содержится следующий материал:

1. Рабочие программы, по которым ведется преподавание предмета в данном ОУ.

2. Рабочие планы (могут быть в отдельных папках по разделам или темам).

4. Рабочие программы элективов, факультативов, кружков, курсов по выбору (обязательно название, класс, тематика и даты проведения занятий).

Папка «работа с одарёнными детьми»

Содержит задания олимпиад разного уровня, отчеты об их проведении, материалы для подготовки к олимпиадам и т.п.

Папка «индикаторы и измерители качества образования»

По сути, это классификатор материалов для проверки знаний, умений и навыков учащихся, который можно оформить в виде таблиц. Например:

Аналогично: тесты, практические работы, лабораторные опыты, карточки для самостоятельной работы и т.п. Следует указать, где находятся те или иные работы (в какой тематической папке или отдельно, на какой полке, в каком шкафу).

В кабинете обязательно должна быть картотека имеющейся литературы. Ее можно оформить следующим образом.

Картотека учебно-методической и справочной литературы

1. Учебники и учебные пособия.

2. Справочники, сборники задач.

3. Методические пособия.

4. Дополнительная литература по предмету.

5. Журналы и газеты.

Литература должна храниться в кабинете согласно данной картотеке в определенном порядке, чтобы можно было легко ее найти и удобно ею пользоваться.

Можно предложить следующие разделы:

1. Учебники.

2. Методика преподавания технологии.

3. Сборники тестов.

4. Занимательная кулинария.

Дидактический материал

Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными.

1. Природные (натуральные) объекты: коллекции хлопка, льна, шерсти и т.д.

2. Образцы выполнения швов ручных и машинных.

3. Поузловая обработка изделия.

4. Образец (эталон) изделий в натуральную величину (фартук, юбка, ночная сорочка, халат, шорты, брюки, блузка и т.д.).

5. Таблицы.

6. Медиа - наглядные пособия.

7. Раздаточный материал (рабочие листы, технологические карты к лабораторным работам, инструкционные карточки к практическим работам и т.д.).

Их также необходимо классифицировать:

– технологические карты:

Медиатека:

Папки «Мастер-класс» и «Внеурочная и внеклассная работа по технологии»

В них можно накапливать материал к проведению уроков и внеурочной работы, а также внеклассных мероприятий, как разработанный самим учителем, так и взятый из литературы.

Очень удобно иметь тематические папки с разработками уроков, материалами для работы на уроке, технологическими картами для проведения лабораторных работ и т.п. В этих же папках можно постепенно составлять список дополнительной литературы по данной теме, статей из периодической печати, методических журналов и пособий, собирать разработки конкурсных уроков коллег.

Все папки должны иметь оглавление с перечнем имеющихся там материалов для удобства поиска и пользования.

В кабинете технологии необходимо оборудовать "Уголок творческого проекта" , где могут быть размещены следующие материалы:

1. Положение об ученическом проекте по предмету "Технология".

2. Примерная программа раздела "Технологии творческой и опытнической деятельности".

3. Тематика проектов по предмету "Технология" ("банк проектов" - перечень возможных проектных заданий для учащихся конкретных лет обучения).

4. Образцы выполнения проектов (оформление портфолио, пояснительной записки, само изделие, изготовленное учащимися).

5. Учебно-методическая и справочная литература.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫМ КАБИНЕТОМ

  1. Учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий и закрыт учителем, ведущим последний урок в кабинете.
  2. Проведение внеклассных мероприятий в кабинете организуется по плану, утвержденному директором школы. Проведение всех внеклассных мероприятий, кружковых занятий, факультативов допускается во второй половине дня до 18.30.
  3. Учащиеся находятся в учебном кабинете только в сменной обуви.
  4. Учащиеся должны находиться в учебном кабинете только в присутствии учителя.
  5. Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
  6. Заведующий кабинетом контролирует уборку кабинета по окончании занятий в нем.