По отношению к взрослым внутренняя. Рецепт укрепления внутреннего взрослого. Взаимоотношения личностных позиций

По отношению к взрослым внутренняя. Рецепт укрепления внутреннего взрослого. Взаимоотношения личностных позиций

До героинь из «Секса в большом городе» дойдем. А сейчас немножечко теории о внутреннем Взрослом и внутреннем Ребенке.

В нас должны присутствовать три состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. Каждое из состояний отвечает за свои проявления в человеке. И каждое состояние должно находиться на своем месте.

Внутренний Ребенок отвечает за Радость, Интерес к новому, Естественность. Это если говорить о не покалеченном Ребенке. Когда мы, мамы, играем с детьми радостно и весело, как будто мы сами дети, значит, в нас сохранился чудесный внутренний Ребенок, который позволяет нам веселиться, быть самим собой. Если мы смотрим на игры и шалости детей с недоумением и раздражением, значит, пора обращаться к своему детству и чинить своего внутреннего Ребенка.

Внутренний Родитель должен быть заботливым и любящим. Это в идеале. Когда в детстве мы видим именно таких родителей рядом. Если настоящий родитель критикующий, контролирующий и гневный, то наш внутренний Родитель таким и становится. Что ж, и это поправимо.

Внутренний Взрослый. А вот описание этого героя нашего внутреннего мира начну с того, что не слишком большое количество людей имеют нормально сформированного внутреннего Взрослого. Либо проявляют своего Взрослого в некоторых областях жизни, но не во всех.

Какие качества присущи внутреннему Взрослому?

Взрослый ответственен. Ответственность — это его главное качество.

Автономность. Взрослый не зависим от чужого мнения. У него есть свое. Да-да, по многим вопросам. И если он ошибается, он учится, и идет дальше.

Он инициативен. Он не живет постоянно в ожидании чего-то.

Он верен самому себе. Доверяет себе, своим чувствам. Он не испытывает бессмысленное чувство вины (испытывать чувство вины — прерогатива ребенка). Если оно заползает к нему, он осмысливает, чему он еще не научился, в связи с чем у него появилось чувство вины. Учится. Как всегда. И идет дальше.

Взрослый способен к саморазвитию. Постоянная стабильность во всем — это не черта внутреннего Взрослого. Он, наоборот, пробует новое, меняется.

Взрослый не существует в атмосфере бесперспективности и безнадежности. Он знает, что все будет хорошо.

Взрослый живет многопланово. Не только семьей или только работой. Он живет и работой, и супругом, и детьми, и книгами, и театрами, и еще чем угодно, что душа пожелает.

Взрослый освободился от ненужных сценариев, навешанных ему родителями.

Взрослый умеет быть по-настоящему близким с теми, с кем сводит его жизнь. В чем состоит эта близость? Он может раскрыться другому человеку, он может объяснить другому, что он хочет. Взрослые взаимоотношения между супругами — это настоящее счастье для них.

А теперь о странностях. Что происходит, когда внутренние состояния отвечают за то, что не должны отвечать.

Возьмем такую сферу жизни, как работа.

Как вы думаете, кто из трех состояний наиболее эффективен в работе? Если в работе внутренний Взрослый сформирован, то эффективен в работе. Он профессионал. А если чувствует, что работает, как Ребенок?

А в любви и сексе? На консультациях вижу очень много маленьких девочек, которые отвечают за эти две важнейшие сферы жизни. Маленькие девочки в постелях с мужчиной, и маленькие девочки в душевных разговорах с мужчиной… Им самим плохо, этим маленьким девочкам, понимаете? Мы их растим, само собой. И женщины начинают ощущать себя совсем по-другому. Наконец-то реализуют ту женскую взрослую часть себя, которая рвалась на свободу.

Дети не зарабатывают деньги. Дети не берут на себя ответственность за свое здоровье. Дети вообще не могут взять на себя ответственность ни в чем. И т.д. и т.п.

А теперь перейдем к героиням «Секса в большом городе».

Я считаю, что это сериал о женщинах с очень сильно проявленными внутренними Детьми, которые пытаются стать взрослыми. Возможно, в какой-то области жизни внутренний Взрослый сформирован, но далеко не во всех.

Она Взрослая в бизнесе и в сексе, но абсолютный Ребенок во взаимоотношениях с мужчинами. Впрочем, это отличает всех героинь «Секса в большом городе», по крайне мере, в большинстве серий. Меняя мужчин, как перчатки, они абсолютно не знают, что с ними делать, как проводить с ними время. Как проявлять близость. Лучше быть одной, чем с кем-то, с кем ты не знаешь, как себя вести.

Очаровательная героиня. Сущий ребенок во всем. Выйдя замуж за своего первого мужа-шотландца, она обустраивает свой дом, но не может забеременеть. В своей я писала, что, чтобы забеременеть, нужно чувствовать себя женщиной-альфой рядом со своим мужчиной-альфой. Но альфа-женщины — взрослые женщины. Шарлотта смогла забеременеть, когда уже взяла приемного ребенка и почувствовала себя ответственной за чью-то жизнь. Ответственность — черта взрослого, как мы помним.

Как юрист, она взрослая. И она даже способна стать матерью. Но близость с любимым мужчиной (черта взрослого) ей дается нелегко. К тому же я уверена, что при визуализации ее женственности перед ней предстал бы образ очень несчастной подавленной женщины.

Керри

Я бы назвала ее подростком. Ее внутренний Ребенок умеет радоваться, познавать новое. Но до Взрослого в любви ей далеко. Именно поэтому ей никак не везет с мужчинами. Да и мистер Биг не торопится связывать себя узами с этим очаровательным «юнцом в пышных юбках». Интересно, что когда в последней части, уже будучи законным мужем, он хочет ощутить близость с женой в разговорах, в нежности дома, а не на бесконечных раутах, она обижается и пытается при первой же разлуке с мужем вернуть былой юношеский задор в поцелуях с бывшим возлюбленным. Однако понимает, что что-то изменилось, и пытается найти новую себя с любимым мужчиной.

Интересно, что последний фильм на большом экране не собрал восторженных отзывов своих зрителей, как сериал.

Причиной этого мне видится, что его зрители — это женщины, похожие на героинь, это очевидные Дети во взаимоотношениях с мужчинами. Взрослеющие героини им не понятны, потому что зрительницы еще не начали проходить то, что проходят героини фильма. Они еще не начали формировать внутреннего Взрослого в общении с мужчинами, даже если эти мужчины у них есть.

К сожалению, все сказки заканчиваются на свадьбе. «И жили они долго, и счастливо…» А как жили? Неизвестно. Показанных моделей дальнейшего поведения мало. Но модели взрослых взаимоотношений между супругами в самом последнем фильме «Секс в большом городе» неплохи. Можно изучить, примерить на себя. И не останавливаться только на этом фильме. Есть другие хорошие фильмы о настоящей близости.

Внутренний Взрослый - одно из естественных внутренних эго-состояний, наше разумное начало, аналог Эго из схемы З. Фрейда . понятие предложено Э. Берном . Как правило, состояние или позиция Внутренний Взрослый рассматривается в триаде «Родитель - Взрослый - Ребенок» .

Внутренний взрослый как эго-состояние – это логика и реализм, спокойный анализ и объективные оценки происходящего. Человек в таком состоянии не руководствуется ни страхами, ни надеждами: он взвешивает за и против, считает риски и принимает оптимальное при имеющейся информации решение. Без умения включать и поддерживать в себе Взрослого человек не может стать действительно зрелой личностью, однако Взрослый без развитого Родителя и Ребенка – сухой безчувственный аналитик, не имеющий воли настоять на своем решении. Чаще, однако, к терапевтам приходят люди с преобладанием состояния Ребенка или Родителя и недоразвитостью позиции Взрослого. Соответственно в этом случае психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

Внутренний Взрослый не имеет задачи возвысить себя, подавляя внутреннего Ребенка или Родителя. Его задача – изучив информацию, наилучшим образом распорядиться имеющимися потенциалом. Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует имеющимся обстоятельствам, от каких ролей необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на веселой вечеринке уместно скорее детское поведение и неуместно родительское морализирование.

Впрочем, в реалиях современного трансактного анализа в России психотерапевты этого направления нередко двигаются в другом направлении. Видя позицию Родителя в первую очередь как позицию косную и давящую, они стараются ослабить у клиента позицию его внутреннего Родителя и усилить позиции его Ребенка. Иногда это бывает действительно актуально, однако нельзя забывать понимать девиз ТА: «Будь всегда Взрослым».

Цитирую: "Во многих отношениях Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости" (негативные описания позиции Ребенка чаще относят не к естественному, а ребенку, реагирующему на взрослых) "Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, “грозный вид”, топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п.Слова и выражения: “Всегда”, “Никогда”, “Сколько раз я тебе говорил”, “Запомни раз и навсегда”, “Я бы на твоем месте..”, слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо".

Если Взрослый в нас случается сам, если это происходит само - говорится о находящемся в нас внутреннем Взрослом. Если мы сами сделали себя взрослым, если мы были в активной позиции - говорится о позиции Взрослого. Мы выбрали позицию Взрослого, мы встали во взрослую позицию. Внутреннего Взрослого в себе ищут, позицию Взрослого - создают.

Разговоры о Внутреннем взрослом чаще ведутся психотерапевтами, работающими с клиентами, у которых нет привычки к активной и ответственной позиции. В вопрос о позиции взрослого ставится как требование: "Вы взрослый человек? Как ведет себя в этой ситуации взрослый человек?".

Взаимоотношения личностных позиций

Некоторые личностные позиции взаимодополняют друг друга, пересечения некоторых порождают

Внутренний ВЗРОСЛЫЙ - одна из очень важных частей нашей психики, которая умеет встать между Внутренним РЕБЕНКОМ и Внутренним РОДИТЕЛЕМ, и нейтрализовать капризы, страхи, чувство вины, критику и завышенные требования к себе и к другим людям.
Все три субличности - это три различных способа существования в этом мире, каждый из которых складывается из определенных штампов поведения, мыслей и чувств.

Внутренний ребенок – это модели поведения, заимствованные нами из детства, это голос ранних детских переживаний и реакций в отношении себя и других. Внутренний ребенок больше всего связан с чувствами и эмоциями, а также их проявлением, ведь маленькие дети оценивают мир в основном с позиции чувств. Ребенок обычно действует из «хочу», руководствуется сиюминутными капризами и внутренними импульсами. Девочка внутри нас может пойти за хлебом и купить очередную пару обуви на последние деньги.
Очень важно любить и даже иногда баловать своего Внутреннего ребенка, слышать его потребности, принимать его и позволять ему проявляться. Внутренний ребенок - это действительно наиболее естественная в своем проявлении наша часть, открытая, полная жизни и сил, творческих импульсов и стремления к радости, это связь с врожденными качествами, с божественной искрой в нас - наше Настоящее Я.
Внутренний родитель представляет собой набор паттернов, скопированных у родителей или других старших фигур, когда мы были маленькими. Внутренний родитель проявляет оценочные суждения, предубеждения, критику и назидания, а ключевыми словами для него являются «надо» и «должна». Это некоторые нормы, требования к себе и другим, планки, которые выставляем. Полезная функция внутреннего родителя заключается в том, что он адаптирует нас к социуму и позволяет чувствовать себя в обществе уверенно. Также из родителя мы критикуем, дисциплинируем и воспитываем себя, учим других «как надо» и «как правильно», черпаем представления о морали и нормах поведения. Например, женщина, поджимающая губы и осуждающая слишком пылкое поведение влюбленных в людном месте, действует из роли внутреннего родителя, скорее всего, так же делал кто-то из старших в ее детстве.
Внутренний взрослый же гораздо более автономен и не зависим от опыта прошлого, он пребывает в текущем моменте и реагирует на конкретную ситуацию, мыслит и действует, изучая реальность и спокойно оценивая свои возможности.
Ключевые понятия Взрослого - «мне важно» и «я выбираю». Это осознанная наша часть, наиболее полно раскрывающая потенциал взрослой личности. Скажем, если вы опоздали на работу, то можете краснеть и оправдываться из Ребенка, критиковать себя из Родителя, либо просто взять на себя ответственность за опоздание и, например, отработать это время или впредь выходить из дома чуть раньше.
Многие вещи в своей жизни мы делаем из одного из этих трех состояний: выбираем партнеров, работу, принимаем важные решения. Поэтому хорошо знать их и понимать, чей голос сейчас звучит «в эфире», или слышен вами чаще всего.
Чтобы осознать проявление этих частей в своей жизни, можно проделать простое упражнение. Вспомните последние двадцать четыре часа из своей жизни. Были ли в течение этого времени моменты, когда вы думали, чувствовали и поступали как когда были маленькой девочкой? Были ли у вас мысли, чувства и поступки, похожие на проявление вашей мамы, учительницы или другой значимой для вас в детстве фигуры? И наконец, были ли у вас моменты, когда ваши мысли, чувства и действия были осознанным ответом на текущую ситуацию, конкретным выбором исходя из обстоятельств «здесь и сейчас»? Ответы на эти вопросы помогут вам увидеть в себе проявления каждого состояния – соответственно, ребенка, родителя и взрослого.
К чему ведет отсутствие контакта с внутренним Чудо-ребенком? Наш Внутренний ребенок больше всего на свете нуждается во внимании, ласке и любви. Если этого не делать, возможно несколько вариантов развития событий...
Автор статьи:
Анастасия Бадоева.

Новые девочки приходят в терапию.

Я невольно любуюсь: разного возраста, но неизменно тонкие, изящные, раненые в сердце, измученные необходимостью скрывать под маской себя живых и тоскующие по принятию.
Они не верят, что здесь, в этом кабинете можно вот так свободно выражать свои чувства и говорить о том, что болит.

Украдкой поглядывая на меня, в напряженном ожидании моей реакции, они пытаются удерживать свои слезы, время от времени приклеивая фальшивую улыбку к своим губам.
Я чувствую их тоску, одиночество, неверие и одновременно отчаянное желание быть услышанными и принятыми в своем страдании.

Я вижу неприкаянных брошенных детей, рядом с которыми нет, и никогда не было никакой поддержки.
Эту поддержку им предстоит постичь, они будут учиться заботиться о себе, беря за основу наши отношения.

Они будут вбирать в себя новый опыт безоценочности и позволения быть – разными, а не только ожидаемыми, милыми, необременительными.
Они узнают о том, что у них есть детская часть, внутренний ребенок, о котором им предстоит теперь заботиться.

И сначала этот ребенок будет много жаловаться и плакать...
И это необходимо, терапевтично, ибо за годы молчания внутри накопилось много, очень много невысказанной боли, и эта боль будет рваться наружу.

Психика неизменно стремится освободиться от того, что зависло тяжелым балластом и мешает жить.

Потом «ребенок» будет надеяться, что я стану ему доброй мамой, а порой, напротив, будет видеть во мне злую, холодную, неприветливую мать; бесчувственную, неслышащую.

Эти девочки неизменно столкнутся с разочарованием в терапии, ибо скоро мечты о быстрых изменениях разобьются в прах. Жизненные сценарии слишком сильны и глубоки, чтобы выветриться за пару месяцев и даже лет.

Они непременно переживут разочарование во мне, когда поймут, что я не идеальная мама, а просто человек – со своими слабостями, и со своими границами.
Они будут переживать свои кризисы, переживать отчаяние надежды, - что в мире есть хоть один человек, который будет заботиться, как мама.

Процесс «выращивания» внутреннего принимающего Взрослого очень долгий, и до того придется пережить немало страданий и разочарования.

Для того чтобы это произошло, я буду постоянно проводить параллели с настоящими, живыми детьми.

Что нужно ребенку, чтобы он почувствовал поддержку, пережил сакральное ощущение:
«То, что происходит со мной – это естественно. Это нормально, а не стыдно или плохо.
У меня есть помощь. Я не один.
Я буду услышан; я любим, невзирая на свои ошибки»?

Нужно, ему об этом сказал значимый взрослый.
Который терпим и снисходителен.
Он понимает, что ребенок мал, и нуждается в нем.
Он не ждет от ребенка достижений, которые превышают его возможности.
Он имеет ресурс поддерживать его в слабости и немощи.
Этот взрослый чуток и внимателен к состоянию ребенка, и замечает, когда что-то идет не так.

Вот такой взрослый нужен каждому в его внутреннем мире.

Ведь до сих пор единоличным правителем там был Тиран.
И именно с ним мы чаще всего себя ассоциируем, выступая против ребенка, не считаясь с его нуждами.

Мы сами себе строгие, беспощадные родители-судьи, не чувствующие ни малейшего сострадания к своей израненной детской части.

Из своей тиранической части мы требуем от себя и ждем, требуем и ждем.

Под таким давлением внутренний ребенок съеживается еще сильнее, чувствуя себя отчаянно плохим, недостойным жить на этой земле.

Стало быть, первое, что мы пробуем делать по отношению к себе – замечать...

Что-то происходит со мной... Я пока толком не понимаю – что, но что-то не так...
Как-то больно отозвались чужие слова, стало обидно...почувствовал свое ничтожество...отвергнутость...стало страшно.

Мы учимся замечать свои «попадания» в травму, в прошлое, в какие-то прошедшие обстоятельства и состояния, которые по-прежнему вызывают тяжелые детские чувства.
Внутренний взрослый замечает.
Он относится к состоянию «ребенка» всерьез, не обесценивая, не рационализируя, не требуя приклеить улыбку.

Что с тобой?
Ты обиделся?
Тебе причинили боль?
Ты испугался? Чего? Кого?
Мы учимся понимать себя.

Взрослый встает между Ребенком и Тираном, и расстановка сил меняется..
Мы говорим себе:
Я чувствую... Это естественно. Я не могу чувствовать иначе.
Потому что обидно, когда подвели или обманули. И, если тебя так много обманывали, то обижаться сейчас – это нормально. Как может быть иначе?
Нормально сопротивляться, когда тебя хотят в миллионный раз изнасиловать,

Естественно бояться, если ты не знаешь, что такое защита взрослого....
И это естественно – бояться терять, если ты ни разу не был поддержан в своей потере.
Естественно хотеть быть любимым, естественно чувствовать уязвимость, - в каких бы обстоятельствах это ни происходило....

Я принимаю то, что мои чувства – естественны, и имеют очень весомые причины.
Нехватки, недостачи.
Теперь я знаю, в чем я уязвим, и буду стараться замечать такие моменты раньше, чем когда увязну в них по уши.
Я буду освобождать себя от стыда – потому что раньше мне было стыдно за свои чувства.
За свои ошибки. За свою уязвимость.
Сейчас я осознаю, что ничего стыдного в этом нет.
Мое состояние имеет причину.

Ребенку нужно время, чтобы поверить...
А вдруг этот Взрослый бросит его, он останется вновь один на один с Тираном, и ему опять придется заслуживать, подстраиваться, ждать милости?
Ребенок «хочет» убедиться, что к нему действительно относятся иначе. Всегда.

Когда наша внутренняя детская часть по-настоящему поверит,
Что можно чувствовать, ошибаться, не хотеть, хотеть, быть несовершенным,
И ее не будут за это преследовать,
Она расцветет.

Доверием, теплом, решимостью, изумлением, яркостью.
Дети больше не брошены, не одиноки.
Больше не нужно искать вовне то, что есть внутри.
....
Мои новые девочки встали на этот путь
Путь неблизкий.
Единственный путь к себе.