Инновационные методики преподавания в образовательном процессе ДХШ и ДШИ, а именно: использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Понятие технологии в образовании

Инновационные методики преподавания в образовательном процессе ДХШ и ДШИ, а именно: использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Понятие технологии в образовании

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Детская музыкальная школа г. Сорска»

Методическая разработка

Тема: «Инновационные методики преподавания в образовательном процессе ДХШ и ДШИ, а именно:

использование информационно-коммуникационных

технологий в учебном процессе»

Подготовила преподаватель фортепиано

Бодальникова Римма Леонидовна

г. Сорск

Введение ……………………………………………………………………… 3

I . Музыкально-компьютерные технологии и мультимедийные средства

обучения……………………………………………………………………….. 4

II . Использование электронных инструментов на уроках фортепиано……… 6

III . Создание презентаций……………………………………………………… 8

IV . Музыкальные обучающие компьютерные игры для детей…………….... 10

Заключение……………………………………………………………………… 12

Список используемой литературы…………………………………………….. 13

Приложения ……………………………………………………………………. 14

Интернет-ресурсы в помощь преподавателю и ученику.

Обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения для

Нотные энциклопедии и библиотеки.

Сайты для преподавателей ДМШ и ДШИ.

Введение

Сама жизнь выбирает новую музыку, новые музыкальные инструменты и новые формы подачи информации. Переход к информационному обществу требует от системы образования принципиально новой задачи – подготовки специалистов, приспособленных к быстро меняющимся реалиям окружающей действительности. Средства ИКТ прочно входят в такую, казалось бы, консервативную сферу, как музыкальная педагогика.

Современная школа получила в свой арсенал новые технические средства (компьютеры, синтезаторы, цифровую фото и видеотехнику), позволяющие проводить занятия и мероприятия в современной, увлекательной форме, на новом техническом уровне.

I . Музыкально-компьютерные технологии

Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством, представляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований.

Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает, безусловно, неоднозначные суждения. И сегодня довольно часто звучит вопрос: а зачем в музыкальной школе компьютерные технологии? Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции учебных методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Преподаватели музыкальных школ спрашивают: не приведет ли применение компьютерных технологий к снижению уровня творческого развития? А словосочетание «компьютерное обучение» многих просто пугает. Как же так, мы всегда гордились человеческим фактором в воспитании музыканта, тонким проникновением в душу.… Да гордились. И теперь гордимся достижениями замечательных преподавателей, но согласимся и с тем, что это все-таки штучная работа, какой ей и полагается быть. При этом новые направления и инструменты вовсе не исключают мирного сосуществования со всем тем, что всегда пользовалось традиционным признанием, вместе с тем предлагая сегодняшней музыкальной школе большой спектр явных преимуществ.

Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – использование мультимедийных средств обучения . Компьютерные программы применяются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактировании инструментального текста. Для многих музыкальных дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений.

Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Внедрение новых технологий в сферу детского образования стимулирует поиск новых методик, форм организации занятий музыкой с учащимися при условии не разрушения наиболее ценного опыта традиционных методов работы.

В своей практике я часто предлагаю учащимся найти определенный материал в сети Интернет на различных сайтах, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыка различных стилей и направлений, история создания и аудиозаписи различных музыкальных произведений. Одним из видов домашнего задания может быть подготовка сообщений по определенным темам. Такой вид заданий очень полезен, поскольку умение работать с компьютером является одним из атрибутов современного общества.



II . Использование электронных инструментов на уроках фортепиано

Синтезатор – с одной стороны такой же клавишный инструмент, как и фортепиано, но с другой - это « инструмент- оркестр», дающий большие возможности для творчества.

Использование синтезатора на уроках фортепиано заметно повышает учебную мотивацию и делает обучение ярким, запоминающимся для учащихся любого возраста. Дети с удовольствием идут на урок, у них формируется эмоционально-положительное отношение к занятиям. Юных музыкантов увлекает возможность узнать о разных музыкальных эпохах, познакомиться с различными музыкальными инструментами и прослушать их звучание, сочинить свою музыку и исполнить её разными тембрами и в разных стилях, записать любимую песню в своём исполнении и многое другое.

С появлением школе синтезаторов стало возможным использовать новые методы для развития творческого потенциала начинающих музыкантов.

Вот некоторые из этих методов:

    Гармонизация мелодии аккордами, подобранными на фортепиано и записанными буквенными обозначениями.

    Разучивание двухголосных полифонических пьес с использованием разных тембров для левой и правой руки (Voice L , Voice R ). Можно записать один голос на диск, выбрав подходящий тембр, а второй голос исполнять вместе с записью первого контрастным тембром.

    Аранжировка и творческая работа с разными стилями.

    Переложение фортепианных произведений для синтезатора. Такая аранжировка подразумевает максимальную приближенность к стилю (эпохе) исполняемого произведения.

    Использование синтезатора как инструмента для музицирования в ансамбле.

У детей, обучающихся игре на фортепиано, намного меньше возможности поиграть в различных ансамблях по сравнению с учащимися струнных и народных отделений ДМШ. Наличие в фортепианных классах синтезатора помогает решить эту проблему. Дети с большим увлечением и интересом играют в таких ансамблях. Количество участников в таких ансамблях может быть самым разным: 2 исполнителя на фортепиано и 1 на синтезаторе; 2 - на синтезаторе (отдельно партии мелодии и аккомпанемента) и 2 на фортепиано и т. д., в зависимости от сложности произведения, насыщенности музыкальной фактуры и т. п.

В репертуаре ансамблей с участием синтезатора - популярная классическая, народная, джазовая и современная эстрадная музыка.

Выразительные возможности клавишного синтезатора познаются детьми в процессе продуктивной творческой деятельности, основу которой составляет электронная аранжировка музыки, которые создаются как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

III . Создание презентаций.

Визуальное восприятие у детей стоит на первом месте, а значит, информацию для них нужно предоставлять наглядно, что ранее было не всегда доступно. Именно ИКТ позволяет педагогам эффективно решать задачи современного образования. Цифровые технологии позволяют интересно выстраивать визуальный ряд, знакомить детей с различными видами музыкальной деятельности, использовать разнообразный и высококачественный иллюстративный материал по любой теме с помощью возможностей медиатехнологии.

Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point , которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, а также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет преподавателю иллюстрировать свой рассказ, делает его более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на материале урока, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый материал.

Облегчение восприятия информации путём создания запоминающихся образов - основа любой современной презентации. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере и даёт возможность превратить методический доклад в увлекательное действо, а обычное школьное мероприятие в интерактивный спектакль.

Создание презентации Microsoft Power Point состоит из нескольких этапов:

1 этап – подготовительный

Анализ творческой работы с целью подбора определения стиля музыки и ее роли в каждом эпизоде.

2 этап - поисковый

Этот этап включает в себя сбор и систематизацию фотоматериалов, и составление партитуры музыкального оформления. Критериями, характеризующими качество отображения информации в материалах, являются: доходчивая форма, художественность и выразительность исполнения, качество записи звука или изображения, композиционное построение и эмоциональность воздействия. Можно задействовать Internet -ресурсы, использовать CD , MP 3 - диски с записями лучших образцов классической музыки, фото и видео материалы

3 этап - заключительный

Создание презентации и монтаж музыкальных материалов. На этом этапе используются следующие компьютерные программы Microsoft Word , Microsoft Picture Manager , Microsoft Power Point , Nero , проигрыватель Windows Media .

IV . Музыкальные обучающие компьютерные игры для детей.

В современном мире с быстро развивающимися информационными технологиями, увлекающими в свой мир всё прогрессивное человечество, возникает вопрос: как помочь школьнику сохранить свое физическое и психическое здоровье, как сделать так, чтобы он жил активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость? Компьютерные игры все увереннее входят в число инструментов обучения. И этот процесс будет продолжаться, подобно тому, как все шире применяются в обучении мобильные технологии. Уже существуют исследовательские группы, изучающие обучающий потенциал игр и их роль в образовании, разрабатывающие педагогическую модель применения игр.

В настоящее время жанр музыкальных развивающих и обучающих игр для детей стремительно развивается. Интересных обучающих музыкальных игр становиться все больше и все большего времени они требуют.

Игры предоставляют платформу для активного обучения. Обучение в них происходит не только в форме пассивного чтения и слушания. Они могут настраиваться под нужды пользователя, предоставляют мгновенную обратную связь, дают возможность самостоятельно делать открытия, приходить к новому пониманию. При этом изученный материал хорошо и надолго запоминается. Мотивация, увлеченность, порождаемая использованием игр гораздо выше, когда они не являются частью формального образования. Игры – это только часть учебной практики, и должны использоваться в рамках подхода смешанного обучения, наряду с иными методами.

Существует огромное количество всевозможных компьютерных игр, которые не только увлекательны, но еще и познавательны. И среди всего этого разнообразия лишь малая доля приходится на музыкальные игры. Однако они все заслуживают пристального внимания, т.к. самое интересное на свете занятие для детей – играть в увлекательные, захватывающие, даже азартные творческие и добрые игры, в том числе и музицировать.

Обучающие музыкальные игры сами по себе – увлекательные, нацеленные на радость общения с миром музыки и на развитие творческих способностей.

Ориентируясь на уровень сложности предлагаемых заданий, музыкальные обучающие игры и тренажёры учитывая возраст, степень обученности и подготовки учащихся условно можно разделить на:

1) обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения для

освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых

и творческих навыков учащихся ДМШ, ДШИ.

2) увлекательные музыкальные игры для детей дошкольного возраста.

3) онлайн игры.

4) статьи и рассказы о музыке, музыкальной грамоте.

Такие из них, как комплект из 4 игр « Музыкальные аркады » (авторы Алексей Выграненко, композитор, звукорежиссёр ООО « Виратек »; Алексей Устинов, руководитель компании music-arcade.virartech.rumusic-training. virartech.ru ), русифицированные « EarMaster » и « Earope » - претендуют быть названными системой музыкального обучения.

А также в приложении №1 представлены и другие интернет ресурсы для обучения и педагогам и детям.

Заключение

Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность эффективно ее использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для урока и позволит предоставить широкую информацию учащимся о предмете. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала.

Всё новое всегда интересно, как для нас, педагогов, так и для детей.

Использование ИКТ в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях способствует качественному повышению уровня преподавания, стимулирует интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает процессы восприятия, мышления, творческого развития ребёнка. Но компьютерные технологии - это не основа обучения, а скорее дополнение. Ведь компьютерные технологии никогда не заменят живое общение ученика с учителем на уроке, посещение концертного зала, живое звучания оркестра или органа. Не заменят и пение под аккомпанемент фортепиано, как не заменят письмо на уроке русского языка или устный счёт на математике.

Список литературы:

    Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

    «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающе развивающих программ для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012

    Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.

    Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 200

5. Костюничева О.В. ДШИ №57 г. Осинники Кемеровская область 2011, Использование компьютерных технологий в образовательной практике ДМШ и ДШИ. Сборник музыкальных обучающих и развивающих ком- пьютерных игр и тренажёров.

Приложение №1

В приложении представлены многочисленные развивающие и обучающие музыкальные игры для детей, в которых необходимо выполнять разнообразные задания: найти соответствующие клавиши, сопоставить ноты на клавиатуре и нотном стане, найти нужное буквенное обозначение звука, соответствующий звук, подобрать по звуку или найти звук, отталкиваясь от заданного, найти тон и полутон, и многое, многое другое.

Такие музыкальные игры дают возможность познакомить детей с музыкальными инструментами, ребенок может услышать звучание многих музыкальных инструментов, получить возможность самому "поиграть" на понравившемся музыкальном инструменте.

С помощью музыкальных игр есть возможность познакомить детей с музыкальной грамотой в интересной и увлекательной форме.

В настоящее время жанр музыкальных развивающих и обучающих игр для детей стремительно развивается. Интересных обучающих музыкальных игр становится все больше и все большего времени они требуют.

Нужно обращать пристальное внимание и на то, чтобы ребенок не уставал. Современные компьютеры не наносят вред зрению, если ребенок не проводит у компьютера продолжительное время. Ведь даже взрослый человек устанет сидеть несколько часов подряд. Самое лучшее - это проконсультироваться с окулистом, сколько времени может проводить Ваш ребенок у компьютера. Постарайтесь позаботиться, чтобы ребенку было удобно играть в компьютерные игры. Компьютер должен находиться на уровне глаз, а кресло, в котором сидит ребенок, должно быть достаточно удобным.

Обучающие игры, тренажёры и системы музыкального обучения

для освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых и творческих навыков учащихся ДМШ, ДШИ.

Нотные энциклопедии и библиотеки

« Музыкальный класс »

Система музыкального обучения для детей младшего школьного

возраста, состоящая из девяти самостоятельных игр:

Компьютерное фортепиано

В этой игре можно поиграть на фортепиано, используя при этом разные инструменты.

Киберсинтезатор

В этом экране можно из готовых музыкальных фрагментов составить свое произведение, включая или выключая разные фрагменты на ходу.

История музыкальных инструментов

Здесь можно узнать историю возникновения и развития музыкальных инструментов, о том, какие бывают виды инструментов и чем они характеризуются.

Теория музыки

Здесь можно изучить основные понятия из теории музыки. Материал изложен в виде 14 уроков , каждому из которых соответствует по два упражнения. По окончанию очередного урока (небольшой лекции) будет предложено первое, а затем второе упражнение. Если успешно их выполнить, произойдет переход к следующему уроку.

"Музыкальные кубики"

На кубиках конструктора записаны ноты мелодии, когда кубики рассыпаются - задача игрока собрать их в правильном порядке.

Музыкальный диктант

Птички сидят на проводах и весело чирикают, каждая своей ноткой. Чем выше сидит птичка, тем выше нота, а провода - это на самом деле нотный стан. Но вдруг они улетели, и игроку нужно рассадить их обратно на провода.

Крестики-нолики

Эта игра - музыкальный аналог известной игры "Крестики-нолики". Компьютер предлагает игроку угадать один из девяти музыкальных терминов, изображенных в квадратиках.

Курс обучающих компьютерных игр по начальной теории музыки (сольфеджио).

Интерактивная музыкальная « обучалка » поможет ребенку познать азы музыки, независимо от того, есть ли у него начальное музыкальное образование, или нет:

Названия, буквенные латинские обозначения звуков;

Их расположение одновременно на фортепианной клавиатуре и нотном стане с указанием октавы и звучанием в диапазоне от « ля » малой октавы до « ми » третьей октавы;

Сведения о знаках альтерации;

Названия и обозначения длительностей нот, соответствующих им пауз, а также воспроизведение их временного звучания согласно метроному;

Сведения о пунктирном ритме, точке, лиге, триолях.

« Однорукий пианист »

Игра – тренажёр поможет:

Выучить ноты в разных октавах одновременно на клавиатуре фортепиано и нотоносце;

проверить себя:

В знании нот и октав в басовом ключе;

В знании нот и октав в скрипичном ключе;

В знании клавиатуры.

« Ритмический размер »

Игра поможет разобраться с понятием размер .

« Длительности нот »

Настоящая игра поможет освоить длительности нот.

« Интерваллер » (Роман Махно)

Игра-тренажёр поможет обучающимся закрепить навыки построения интервалов в скрипичном и басовом ключах в двух уровнях выполнения задания:

«Accordeon» ( Сергей Антонюк )

Игра-тренажёр поможет закрепить навыки построения:

Мажорного и минорного трезвучий;

Всех трезвучий;

Обращений трезвучий в скрипичном, басовом ключах и на фортепианной клавиатуре в разных октавах, а также прослушать их звучание.

« Ноты-птицы » ( И.В. Бурский)

Определяем ноты на слух.

« Интервалы » ( И.В. Бурский)

Построение интервалов (уровни 1, 2)

- 1 уровень:

При выполнении задания нужно построить интервал, учитывая только количество ступеней, которое в него входит.

- 2 уровень: интервалов.

- 3 уровень: Количественная (ступеневая) величина интервалов.

- 4 уровень: Качественная (тоново-полутоновая) величина интервалов.

Нужно определить и обязательно отметить щелчком мыши не одну, а обе части названия интервала (за исключением « тритона »).

« Трезвучия » ( И.В. Бурский)

Определяем на слух трезвучия.

Мажорное

Минорное

Уменьшенное

Увеличенное

Алексей Устинов, Алексей Выграненко.

« Музыкальные аркады »

Комплект « Музыкальные аркады » включает 4 обучающие музыкальные игры с « Пошаговым руководством » (приложение ), видео инструкциями, синтезатором и др. материалами. Игры:

« Охота за нотами »

« Вторжение нот – пришельцев »

« Повтори »

« Подбери пару »

Охватывают главные музыкальные предметы музыкальной школы, позволяют вырабатывать, развивать и закреплять 7 основных музыкальных способностей и навыков:

Звуковысотный слух;

Чувство ритма;

Чтение партитур;

Распознавание интервалов, мелодий, аккордов, ритмических рисунков;

Исполнение мелодий и ритмических фигур;

Музыкальная память,

Игра в ансамбле.

Эти программы полезны на разных стадиях отработки навыков, интересны как детям, так и взрослым.

« МузыкальныйКолледжСтудент 1 »

(7 игр + Метроном на для PC и Mac!)

Программа "Музыкальный Колледж Студент 1" включает обучающие музыкальные игры, а также "Метроном" и служит для развития музыкального слуха, освоения нотной грамоты детьми (начиная с 2-х лет)

В единой оболочке 7 игр:

Нотки-картинки (2+)

Клавиши фортепиано (5+)

Ноты в скрипичном ключе (7+)

Музыкальные символы (7+)

Ноты в басовом ключе (8+)

Ритмические фигуры 4/4 (9+)

Музыкальные тембры (5+)

Возраст указан в скобках, например, (5+), хотя это достаточно условно и зависит от ребенка, преподавателя, помогают ли родители или нет. В любом случае все игры начинаются с простых вопросов и всегда можно выбрать одну из 3-х ступеней, задачи в которой соответствуют уровню ребенка. Если задачи кажутся все-таки сложными, то можно также использовать режим обучения, когда игра сама задает вопросы и сама отвечает.

«Ear Master Pro» ( Мастеробучения )

Программа « EarMasterPro » представляет собой целый комплекс упражнений, с помощью которых можно развить способности слышать интервалы, аккорды в ладу и вне лада, мелодии, ритмические последовательности.

EarMaster содержит следующие 12 видов упражнений:

Сравнение интервалов

Определение интервалов

Пение интервалов

Определение аккордов

Обращения аккордов

Последовательности аккордов

Определение ладов

Чтение ритма

Имитация ритма

Ритмический диктант

Коррекция ритма

Мелодический диктант

« Earope »

Программа « Earope » - более сложный аналог обучающей системы « EarMasterPro », содержащая полный объём сведений и упражнений по элементарной теории музыки, сольфеджио и гармонии по следующим 7 разделам (модулям):

Интервалы

Лады

Аккорды

Обращения

Последовательности

Мелодии

Ритм

Тренер « Earope » приспосабливается к уровню подготовки пользователя в каждом модуле (разделе). Есть возможность самостоятельного изменения уровня сложности каждого раздела (модуля).

Ведётся статистика данных пользователей и их результатов, которые, при необходимости можно изменить, обнулить, не сохранять.

Игры, программы для обучения и развития музыкальных навыков.

« Мурзилка. Затерянная мелодия ».

Известный с детства герой Мурзилка приглашает всех ребят в мир

Музыки!

Особенности игры:

Ребенок обучится основам музыкальной грамоты.

Познакомится с группами народных и симфонических инструментов, а так же с особенностями фольклора народов мира.

Приобретёт коммуникативные навыки: помощи друзьям, умения слушать старших, добиваться поставленной цели.

« Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности ».

Яркий, красочный и увлекательный диск, он откроет для детей таинственный мир нотной грамоты, расскажет интереснейшие истории из жизни всемирно известных композиторов, познакомит с музыкальными инструментами и их звучанием.

- Занятия по возрастным группам: от рождения до 7 лет.

- Интересные упражнения по теории музыки и на развитие музыкального слуха.

- Знаменитые композиторы мира.

- Все о музыкальных инструментах.

" Играем с музыкой П.И. Чайковского Щелкунчик"

Развивающая программа из серии Играем с музыкой - это не только игра, но и замечательное пособие для развития и обучения детей. С помощью этой игры ребенок погружается в прекрасный мир музыки, узнает музыкальные инструменты, знакомится с музыкальными жанрами.

Детская развивающая программа « Щелкунчик » удачно сочетает увлекательную компьютерную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки.

Компьютерная игра поможет ребенку развить слух, музыкальные способности, научит различать музыкальные инструменты.

Игровая часть компьютерной программы представлена в виде серии загадок и викторин, объединенных общей сюжетной линией:

путешествуя по сказке, игроку предстоит найти ключ, который открывает дверь в секретную комнату, где заперт Щелкунчик.

" Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта"

Развивающая игра "Волшебная флейта" продолжает серию детских программ "Играем с музыкой". Как и другие программы этой серии, "Волшебная флейта" сочетает в себе игры, викторины, сказочные приключения и музыкальную энциклопедию. Игровые задания объединены общим сюжетом.

« Алиса и Времена года ».

Музыкальная обучающая программа из серии « Играем с музыкой », основанная на классических произведениях Льюиса Кэрролла « Алиса в Стране Чудес » и Антонио Вивальди « Времена Года ».

Играем по нотам на виртуальном пианино

" Маленькая елочка"

Интерактивная flash онлайн фортепианная клавиатура со звуками. Если нажимать на клавиши, то будут звучать ноты, внизу дается расшифровка названия ноты и ее обозначение.

Бесплатные обучающие on-line игры

Это 15 онлайн игр "Музыкального колледжа". Постоянно добавляются новые! Можно играть и совершенствовать свои музыкальные навыки и знания, сочинять музыку! Возраст, с которого лучше игру использовать, указан в скобках, как, например, (5+). Хотя это достаточно условно.

Бесплатные нотные библиотеки и фонотеки, энциклопедии.

О музыке – детям. Статьи и рассказы о музыке. http://www.piano.ru/library.html

Сайт «Детское образование в сфере культуры России»


Система поиска для музыкантов нот, партитур, аудиозаписей, минусовок, текстов песен

Музыкальная энциклопедия он-лайн

Сайт музыкальных педагогов

Форум преподавателей Детских музыкальных школ

Форум «Классика»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (МВ.Кларин).

Практически все общепедагогические технологии представляется возможным использовать на уроках теоретического цикла в детской школе искусств.

Технологии проблемного обучения

Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д.

Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.

На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие виды деятельности учащихся:

  • работа над текстом художественного произведения:
    • анализ эпизода или целого произведения,
    • пересказ как прием анализа,
    • подбор цитат для ответа на поставленный вопрос,
    • составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения,
    • анализ образа героя,
    • сравнительная характеристика героев;
  • составление плана к своему развернутому ответу, к докладу, сочинению;
  • конспективное изложение результатов анализа произведений разных искусств,
  • анализа поставленной проблемы;
  • выступления на диспуте,
  • сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением.

Данная технология с успехом используется на уроках музыкальной литературы и истории искусств.

Практический пример: Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить "Воображаемое интервью с И.С.Бахом"

- Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?

О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки?

Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил?

Где вы получили образование?

Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами?

- Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано?

Технология эффективных уроков

Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";

Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;

Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.

Например,

  • на уроке музыкальной литературы - "живая газета" устный журнал, рецензия, урок- презентация, концерт и т.д.;
  • на уроке истории искусств - ролевая игра, изобретательство, конференция, экскурсия в прошлое, путешествие и т.д.

Практический пример: при изучении темы "Архитектура" предлагаю всем представить себя архитекторами, желающими участвовать в застройке родного города. Необходимо подготовить рисунок (плакат и т.п). сооружения, представить его на заседании "архитектурного совета" (педагог и все ученики), доказать его необходимость и пользу. После прослушивания всех участников происходит голосование, путем постановки на вывешенные плакаты с проектами разноцветных магнитов (у каждого ученика один магнит, поставить на свой плакат -нельзя).По итогам заседания "архитектурного совета" выбирается самый полезный и красивый проект. Работа оценивается следующим образом - все участники получают "5". Победитель еще одну "5".

  • на уроке сольфеджио - урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, конкурс, дуэль и т.д.

Практический пример: упражнение "Дуэль" - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, "дуэлянты" отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.

Метод проектов

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов.
  • Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).

    Широкий простор для использования данной технологии на уроках музыкальной литературы, слушания музыки, истории искусств.

    Практический пример: проект "Исследовательская деятельность учащихся на уроках теоретического цикла в детской школе искусств"

    Данный проект находится в стадии формирования.

    Участники:

    1. Учащиеся 5 класса музыкального отделения, 3 класса по 5-летней программе обучения, 1 класса по 3-летней программе обучения МОУ ДОД "Детская школа искусств г.Светлого"- предмет музыкальная литература
    2. Учащиеся 4 класса музыкального отделения, 5 класса эстетического отделения МОУ ДОД "Детская школа искусств г.Светлого"- предмет "История искусств"
    3. Учащиеся 2 класса музыкального отделения, 3 класса эстетического отделения МОУ ДОД "Детская школа искусств г.Светлого"- предмет "Слушание музыки", "История искусств"
    1. приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
    2. развитие способности к исследовательскому типу мышления,
    3. активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

    Мероприятия в рамках проекта:

    1. Ученическая конференция "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"
    2. Конкурс творческих работ "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"
    3. Конференция "7 чудес света"
    4. Учебное исследование "Основные приемы полифонии"
    5. Учебное исследование "Форма фуги"
    6. Учебное исследование "Эпос, драма, лирика в произведениях искусства"

    Для более пристального изучения изучения возможностей использования метода проектов предлагаю ознакомиться с некоторыми положениями ученической конференции "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"

    Проведение конференции:

    Для участия в конференции перед зимними каникулами учащимся предлагаются темы. Распределение тем происходит по жребию, однако, в процессе работы над темой возможна ее замена.

    Темы:

    1. Семья Моцарта
    2. С кем общался Моцарт
    3. Моцарт и Сальери
    4. Опера-сказка "Волшебная флейта"
    5. Моя любимая музыка Моцарта
    6. Занимательные истории из жизни Моцарта
    7. Учителя Моцарта
    8. Друзья и враги Моцарта
    9. Вена - музыкальная столица Европы
    10. Гайдн. Моцарт. Бетховен. История взаимоотношений
    11. Что пишут газеты в 21 веке о Моцарте.
    12. Моцарт. География путешествий.

    Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

    Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

    Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

    Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал

    Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

    Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.

    Практический пример: составление хронологической таблицы по жизненному и творческому пути композитора.

    Практический пример: работа над анализом формы сонаты в творчестве венских классиков

    Теория поэтапного формирования умственных действий.

    Авторы- Гальперин Петр Яковлевич - русский советский психолог, автор теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Талызина Нина Федоровна - академик РАО, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор психологических наук. Волович Марк Бенцианович - профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук.

    Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов:

    Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия, ориентировочной основы действия (инструкция) - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.

    1. Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.
    2. Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
    3. Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.
    4. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.

    В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого ученика в классе главным образом по конечному результату (после того как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

    Прекрасная технология для работы над слуховым освоением интервалов, аккордов, и, особенно, для записи диктантов.

    Практический пример: Урок сольфеджио, работа над диктантом у доски. К доске вызывается один учащийся, он пишет диктант на доске, проговаривая вслух все свои действия:

    • "Пишу скрипичный ключ,
    • расставляю такты,
    • пишу знаки при ключе,
    • во время первого прослушивания мне надо обратить внимание на первый звук (для этого спою устойчивые ступени и сравню первый звук диктанта и ними),
    • я знаю, что последний звук диктанта - тоника, послушаю как к ней пришла мелодия (поступенно, скачком, сверху, снизу),
    • определю размер диктанта (для этого буду тактировать)" и т.д.

    Дифференцированное обучение

    В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

    Способы внутренней дифференциации:

    • содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
    • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
    • задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);
    • используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
    • предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

    Принципы данной технологии необходимо применять на всех предметах теоретического цикла, в частности,

    на уроке сольфеджио возможно выучивание наизусть из предложенных 5 примеров в четверти на "Отлично", 4 - на "4+", 3 примеров на "Хорошо", 2 -на "4-", 1 примера на "Удовлетворительно";

    на уроке музыкальной литературы предложить контрольную работу на выбор - традиционную - на "отлично", с вариантами ответов - на "хорошо", с помощью учебника - на "удовлетворительно;

    на уроке сольфеджио при записи диктанта "отлично с плюсом" получает тот, кто сдает диктант после 4 (другое количество) проигрываний и т.д.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бардин К В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.
    2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г.
    3. Бухвалов В.А. Методики и технологии образования г. Рига, 1994г.
    4. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.
    5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.М., 1985г.
    6. Границкая А.С. Научить думать и действовать М., 1991г.
    7. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии, М., Знание, 1992г
    8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии - М.: Сентябрь, 1996.
    9. Гузик Н.П. Учить учиться М., Педагогика, 1981г.
    10. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989.
    11. Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания- М., "Педагогика".
    12. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. - Волгоград: перемена, 2006.
    13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2005
    14. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.

    Ирина Сапёрова
    Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы искусств (из опыта работы преподавателя)

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы искусств

    (Из опыта работы преподавателя )

    Профессия преподавателя предполагает знание и применение классических методик преподавания . Наряду с этим, невозможно переоценить значимость использования инновационных педагогических технологий и владения современной техникой , освоения новых форм и методов обучения.

    Чтобы быть эффективным, результативным, интересным ученику и самому себе, педагог просто обязан постоянно учиться сам, осваивать новшества и уметь применять их в учебном процессе . Благо, возможности для этого сейчас - неограниченные. Новые информационные технологии предоставляют широкое поле для культурного, - общего и специализированного, профессионального, - познания. Вся мудрость мира теперь доступна, не выходя из дома или учебного класса. Конечно, нужно уметь найти информацию и правильно воспользоваться богатыми мультимедийными возможностями. Современная техника предъявляет серьёзные требования к пользователю. Она постоянно совершенствуется, возможности расширяются. Поэтому необходимо всегда «держать руку на пульсе» , чутко реагируя на изменения. Я с большим увлечением этим занимаюсь, побуждаю учеников и использую в учебном процессе .

    В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы : аудио, видеоматериалы, нотную, методическую литературу, энциклопедические, биографические документы, широкие возможности Интернет. Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования , оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся .

    Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как : прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; изучить материалы о жизни и деятельности композиторов и исполнителей как классических, так и ныне живущих.

    Конечно, ничто не заменит «живое» , непосредственное посещение концертных залов, театров и музеев. Вместе с тем, мультимедийные технологии дают нам возможность, в любое удобное время, просматривать записи лучших образцов мировой музыкальной культуры, «оказаться» в любом концертном зале или музее мира. Причём, я собираю (и делюсь с учениками и коллегами, записями различных интерпретаций одного и того же культурного шедевра (будь то балет, опера, инструментальное произведение, театральная постановка). Очень интересно сравнивать и обсуждать различные варианты прочтения классики и современного искусства .

    Мультимедийные технологии и современная техника позволяют интересно представить связь музыки с другими видами искусства , такими как живопись, литература, поэзия. Это и подбор видеоряда, соответствующего характеру музыки, и, наоборот, поиск музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета. Такой симбиоз искусств легко организовать , благодаря мультимедийным возможностям (компьютер, проектор, воспроизводящая акустическая аппаратура, обширная база электронных ресурсов).

    Освоение компьютерных программ позволяет самостоятельно оформлять нотный текст, - очень помогает в этом программа Finale (программа набора нот) . Кстати, детей эта работа тоже очень увлекает . К тому же, набрав текст на компьютере, можно его тут же прослушать в любом темпе и на любом инструменте. (Я уже не говорю, что педагогу просто необходимо владеть и простым компьютерным набором текста. Как правило, музыканты быстро осваивают десятипальцевый метод «слепой» печати текста в программе Word).

    В учебном процессе удобно использовать ритмические и тембральные возможности электронных музыкальных инструментов. Как пример – музицирование в сопровождении электронного музыкального инструмента (синтезатора) или записи. Фонограмма может содержать запись оркестровую, инструментальную, просто ритмическую. Ученик может почувствовать себя солистом – ведь его сопровождает «настоящий» оркестр! К тому же такое сопровождение воспитывает чувство ритма, находчивость, выдержку, - ведь электроника не позволит остановиться, выбиться из ритма. Конечно, ничто не заменит живого исполнения, но как вариант работы , этот метод бывает полезен.

    Сейчас у преподавателя «под рукой» необъятная электронная база нотного и методического материала, возможность иметь любые ноты в печатном виде (используя принтер и сканер) . Можно искать самостоятельно, можно заказать через сайты интернет - магазинов – каталоги выложены и доступны для заказа. Причём, такой поиск (через интернет) более эффективен, перед глазами полная картина имеющегося на данный момент в открытом доступе, имеется возможность заказать желаемое.

    Конечно, очень удобно фиксировать цифровой техникой (фотоаппарат, видеокамера, аудиозапись) лучшие моменты школьной , концертной и экскурсионной жизни. Можно тут же всё снятое просмотреть, отобрать лучшие экземпляры , сохранить на память. Подобная совместная работа с учениками учит их оценивать, анализировать, сравнивать, совершенствоваться. Кроме того, это очень объединяет и сближает ученика и педагога.

    Информационные возможности сети Интернет помогают в организации внеклассной деятельности. Можно открыть сайт любого театра, музея и выбрать культурную программу, спектакль или концерт. К тому же можно, находясь далеко от культурных столиц, заказать билеты в лучшие театры и концертные залы, и электронно их оплатить.

    Интернет даёт возможности дистанционного общения с учениками, обмена опытом с коллегами . Возможности безграничны. Даже можно по Skype проводить уроки, будучи далеко от обучаемого и обучаться самому.

    Можно ещё долго перечислять возможности, открытые для нас современным уровнем развития информационных технологий и применяемые мной в процессе обучения . Безусловно, технологии будут совершенствоваться, будет эволюционировать цифровая техника , электронные ресурсы. Задача педагога – быть в курсе и эффективно применять их в своей профессии.

    Результаты применения современных технологий :

    Повышение интереса детей к обучению;

    Побуждение их к творческой, самостоятельной, аналитической работе ;

    Повышение общего культурного уровня, расширение кругозора;

    Заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений ;

    Объединение в творчестве педагога и обучаемого.

    Как следствие вышеперечисленного – повышение исполнительского и общего культурного уровня юных музыкантов.

    Необходимо, чтобы школа искусств была учреждением , в котором, сохраняя традиции, идут в ногу со временем и используют лучшие современные обучающие и развивающие технологии .

    из реферата вы узнаете:

    Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения

    Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано

    Понятие «инновация»

    Традиционные и инновационные методы обучения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования Детская школа искусств «Элегия»

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

    Выполнила:

    Зайкова Г.А. преподаватель фортепиано

    д.Мокшино

    2017

    Введение ………………………………………………………………………3

    ГЛАВА 1. Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения ……………………………………………………4

    1. Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано ……………………………………….4
    1. Понятие «инновация» ………………………………………………….7

    ГЛАВА 2. Методы обучения …………………………………………………9

    2.1. Традиционные методы обучения ………………………………………..9

    2.2. Инновационные методы обучения …………………………………….10

    ГЛАВА 3. Педагогический эксперимент……..…………….………………15

    Заключение …………………………………………………………………..16

    Список литературы …………………………………………………………16

    Введение

    Актуальность темы

    Современное состояние общества характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, в большей мере развиваются за счет внедрения различных инноваций. Хотя инновации и образование и имеют много общего, внедрение инновационных методов в образование идет очень трудно. Это связано с тем, что инновации, как производство новых идей и их внедрение в жизнь общества, находятся в сложных, противоречивых отношениях с социальным институтом образования, который, по сути своей, консервативен.

    Цели и задачи реферата

    1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме использования инновационных методов обучения музыке.
    2. Выявить сущность определений «инновация», «инновационные методы».
    3. Рассмотреть особенности использования инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования.
    4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования инновационных методов обучения музыке в школе искусств.

    История вопроса

    В настоящее время в области начального музыкального обучения существуют две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса - педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта. Исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки в музыкальной школе. Общепедагогические методы обучения имеют в преподавании музыкальных дисциплин своё специфическое преломление.

    Важнейшей задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процесс начального музыкального развития детей является учет разной степени их одаренности и в этом смысле - создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения. По мнению педагогов-новаторов, традиционная система ранней музыкальной подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и отсюда - возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении.

    Исследуемые в работе педагогические инновации, представленные в учебных пособиях для начального обучения игре на фортепиано, созданных на рубеже XX-XXI веков, имеют важное практическое значение. Использование этих инноваций в музыкально-воспитательной работе с детьми в художественно-образовательных учреждениях будет способствовать не только музыкальному развитию начинающих пианистов, но и художественно обогащать их в целом. Отметим и значимость изучения указанных педагогических инноваций для совершенствования творческой деятельности композиторов, создающих произведения для детей. Состояние и степень изученности проблемы.

    ГЛАВА 1

    Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения

    1.1. Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано

    Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информатизации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто в основном путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

    Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

    Познавательная самостоятельность - стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

    Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

    Вопросам исследования и применения инноваций в музыкальном образовании посвящено множество работ (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.). Многие современные преподаватели сходятся во мнении о необходимости внедрения инновационных технологий в учебный процесс. Однако в практической деятельности педагогов наблюдается преобладание традиционных, общепринятых методов и подходов в обучении; недооценка педагогами дополнительного образования значимости инновационных методов обучения; недостаточная возможность в традиционном образовании, предназначенном для передачи знаний, умений и навыков, получить базовые компетенции, позволяющие приобретать знания самостоятельно. Группа преподавателей задалась целью разработать теоретические и методические основы использования инновационных методов обучения в учреждении дополнительного образования. В процессе работы они предположили, что использование инновационных методов обучения в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если эти методы будут применяться систематически и комплексно, а также отвечать критериям повышения познавательной активности учащихся и развития их музыкально-творческих способностей.

    Современная отечественная педагогическая наука и практика располагают теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения: Занкова (дидактическая система для начальной школы), Д. Эльконина - В. Давыдова (обучающая система, разработанная и методически обеспеченная для разных типов образовательных структур), В. Библера (развивающая система «Школа диалога культур») и Ш. Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества).

    В отечественной педагогике музыкального образования попытка обоснования инноваций в практике начального обучения игре на фортепиано была предпринята JI. Баренбоймом в его книге «Путь к музицированию» (1973) и в одноименной школе, созданной в соавторстве с Ф. Брянской и Н. Перуновой (1979). В 70 - 90-е годы идеи этих авторов получили плодотворное развитие в трудах представителей петербургской фортепианной педагогики: JI. Борухзон, Ф. Брянской, J1. Волчек, JI. Гусейновой, J1. Гаккеля, С. Ляховицкой, С. Мальцева, Т. Юдовиной-Гальпериной и др. Также следует отметить появившиеся во второй половине XX века прогрессивные педагогические концепции Т. Аникиной, А. Артоболевской, М. Белянчик, В. Виноградова, И. Назарова, В. Ражникова, Г. Цыпина, основанные на новых методологических подходах к музыкальному образованию. В них даны теоретико-педагогические и опытно-экспериментальные обоснования содержания работы с учащимися на разных этапах обучения; построены модели отношений между музыкальным произведением и исполнителем, учеником и педагогом, педагогом и музыкой. Внедрение инновационных методик, формирование актуального педагогического репертуара нашли свое применение в следующих пособиях петербургских авторов: «The key to music making. Piano method for beginners» Ф. Брянской, «Фортепианная тетрадь юного музыканта» М. Глушенко, «Начинаю играть на рояле» Б. Березовского, А. Борзенкова и Е. Сухоцкой, «В музыку с радостью» О. Геталовой и И. Визной и «Учусь импровизировать и сочинять» О. Булаевой и С. Геталовой, «Азбука музыкальной фантазии» JI. Борухзон, JI. Волчек, JI. Гусейновой, «Я учусь играть» О. Сотниковой, «Школа юного пианиста» Л. Криштоп и С. Баневича.

    1. Понятие «инновация»

    Теоретическая глава посвящена изучению отечественной и зарубежной литературы по проблемам внедрения инноваций в образовании. Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х гг. и в последнее двадцатилетие в нашей стране. В 80-е гг., как отмечает Н. Ю. Посталюк, в педагогике проблематика инноваций и соответственно ее понятийное обеспечение стали также предметом специального исследования.

    На основании работ В. Иванченко, В. Лазарева, И. Милославского, М. Поташника под инновацией мы понимаем создание, разработку и внедрение различного рода новшеств, а также их преобразование в виде усовершенствованного продукта, используемого в практической деятельности.

    В отечественном музыкальном образовании наблюдается тенденция к интеграции традиций и инноваций. По мнению В. А. Сластенина, интеграция -это переход количества в качество. Новые варианты решения проблем музыкального образования, были связаны, прежде всего, с переосмыслением целей, содержания и методов обучения музыке. Методы музыкального образования, пропагандируемые в творческом наследии прогрессивных педагогов-музыкантов, были нацелены на осмысление музыки как вида искусства – с одной стороны, а с другой – ориентировались на учет природы человека, развитие его музыкальных способностей.

    Выделяют 3 уровня активности:

    1. Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

    2. Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в изменѐнных условиях.

    3. Активность творческая - предполагает устремлѐнность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

    Уникальными в смысле представления инновационных подходов к начальному музыкальному образованию можно считать методику дошкольного музыкального развития детей - Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» и авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова.

    ГЛАВА 2

    Методы обучения

    2.1. Традиционные методы обучения

    Подробно рассмотрим методы обучения музыке в детской музыкальной школе. Обратимся к характеристике понятия «метод» в дидактике. Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. Большинство авторов, согласны во мнении, что метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности. Также в методе обучения находят воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога и условиями протекания учебного процесса. Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования.

    Исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки в музыкальной школе. Общепедагогические методы обучения имеют в преподавании музыкальных дисциплин своё специфическое преломление. Например, метод сравнения, который представлен в виде:

    1) выявления сходства и различия музыкального материала;

    2)идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;

    3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.).

    Исследователями выделяются также методы наглядно-слухового показа (демонстрация музыкальных произведений) и словесные методы (перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму).

    Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. Н. Д. Боровкова основными методами обучения в классе основного музыкального инструмента называет: метод прослушивания ученика и коррекция его исполнения, метод показа (исполняет сам педагог), метод устного объяснения, метод прослушивания, просмотра аудио-видеозаписей, ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот).

    При работе над новым материалом обычно используются следующие методы: инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).

    2.2. Инновационные методы обучения

    К числу инновационных методов, применяемых при обучении музыке, можно отнести следующие:

    1. По характеру познавательной деятельности

    а) метод образной визуализации – это способ зрительного исследования объекта, результатом которого является перцептивный образ; его учащиеся могут вербализировать, нарисовать, показать и т. п. Например, звучание какого-либо музыкального инструмента рождает яркий визуальный образ;

    б) Метод наводящих вопросов . Цель вопроса - натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Лучше всего ставить вопросы в "совещательной" форме: "Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть мягким звуком?", "Не думаешь ли ты, что...?" и так далее. Хорошо когда педагог вызывает учащегося на совместный поиск решения; создает ситуации, в которых ученик должен сделать выбор наилучшего на его взгляд варианта из ряда предложенных вариантов ответов на поставленный вопрос. Наводящие вопросы педагога и ответы ученика являются одним из путей обучения методам самостоятельной работы.

    Вариантом метода наводящих вопросов является метод "сам себя обучаю", разработанный французскими педагогами М. и Ж. Мартено. Само название этого метода определяет его направленность. Ученик учится использовать в процессе обучения собственные рассуждения, оценивать свои действия и планировать задачи. Самостоятельная работа ученика в классе при педагоге также может проходить в форме "Сам себя обучаю". Приведем в качестве примера несколько вопросов, которые сам ученик должен задать себе при работе над техникой: "Как я должен поступить, чтобы мои пальцы стали ловкими? Должен ли я собрать пальцы или они должны быть растопырены? Должны ли мои пальцы плотно или легко соприкасаться с клавиатурой?". Вариантов формулировки вопросов может быть много. Главная цель - направить внимание ученика на осознание собственных действий.

    Для развития навыков самоконтроля и самосознания немецкий педагог К.Хольцвейссиг рекомендует использовать метод вопросов для самопроверки. Вопросы могут быть направлены как на теоретическую, так и на исполнительскую стороны обучения.

    в) метод сравнения и обобщения . Этот метод продолжает путь словесных определений. Он помогает закрепить в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и более сложные для обобщения слуховые впечатления.

    Интересный прием работы над сочинением, названный "аналитическая игра", предлагает немецкий педагог Г. Филипп. Исполняются отдельные детали текста (голоса, аккорды, ритмические структуры), что помогает разобраться в особенностях сочинения.

    2.По основанию «изменение угла зрения познавательной деятельности»

    а) метод рецензий – это анализ учеником содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных перцептивных гипотез и возможность их понимания и принятия. Более того, и сама рецензия является креативным продуктом, который может оценивать уже сам учитель;

    б) метод рефрейминга (Кипнис, 2004) – это изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах и в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью креативного мышления. Методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр – переосмысление какого-либо качества объекта или субъекта в виде песни, сценки, рисунка, комикса – в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее рефрейминговый перевертыш, тем успешнее результат задания;

    3. По характеру эмоционально-ценностных отношений к изучаемому

    а) метод адидактических ситуаций . Французский дидакт Ги Бруссо, будучи учителем, на своих уроках исходил из «жизненных ситуаций», чем вызывал интерес учащихся к обучению. Адидактическая ситуация – это ситуация не на материале учебника, а из повседневной обыденной жизни ученика. Объяснение нового материала происходит посредством решения житейских задач;

    б) метод «учение через обучение» (Мартан, 1993), который основывается на трех компонентах: педагогическо-антропологическом, учебно-теоретическом и содержательном. Суть его заключается в том, чтобы научить учащихся передавать свои знания сверстникам;

    в) проблемно-креативный метод синтезирует проблемное и креативное обучение, обеспечивает создание учащимися личного «креативного продукта», направлен на развитие музыкально-творческих способностей учащихся.

    4. Методы практического освоения музыкальной информации.

    Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Нужно формировать у учащегося наглядно-образное музыкальное мышление, учить его использовать полученные знания. Обучение навыкам осмысленного слушания музыки должно составлять важную часть общемузыкального развития ребенка.

    Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации.

    Естественно, что словесные определения и обобщения обязательно используются в качестве вспомогательного приема, однако многие задания нужно просто выполнять, не пытаясь оформить результат в словесных формулировках.

    Для организации музыкальной практической деятельности ученика необходимо иметь различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.

    а) Ритмические карточки. Работа с ритмическими карточками стала одной из эффективных форм освоения ритмических закономерностей. Активная деятельность по изучению, осознанию и раскладыванию ритмических карточек обычно очень увлекает детей. Для работы нужен набор карточек с различными ритмическими схемами.

    б) Карточки для освоения нотной грамоты. Изучение разнообразия ритмической записи является первой ступенью в процессе освоения нотной грамоты. Но умение читать ритмическую запись на одной строчке ещё не решает проблему чтения нот на двух нотных станах. Выучивание нот может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Метод карточек оказывается полезным и здесь. Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания. Не случайно в пособии А.Артоболевской "Первая встреча с музыкой" приведен пример лото для закрепления знания нотной грамоты. Можно осуществить её интересную идею и сделать "Домики с нотами».

    в) Решение задач, ребусов и загадок. Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Кроме того, решение загадок обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе. Разгадывая кроссворды или загадки, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления.

    Образцы загадок, ребусов, игр, кроссвордов можно найти почти во всех современных пособиях.

    г) Редакторская обработка нотного текста. Содержание этой работы заключается в комбинировании, изменении, дополнении нотного текста. Ученик учится выполнять редакторскую работу: вставлять нужные звуки, расставлять лиги или другие знаки, записывать аппликатуру, проставлять пропущенные тактовые черты или размер, указывать длительность нот, обозначенных лишь нотными головками, отметить знаки альтерации, лиги, динамику, паузы. Вариантом редактирования является дополнение текста. Ученик должен исправить отдельные ошибки, вписать недостающие ноты, паузы, звуки, размер.

    д) Практическая деятельность за фортепиано. Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента. Для подбирания музыкального текста, особенно гармонических вертикалей, необходимо иметь развитые слуховые представления и хорошие связи слуха и моторики. Развитие слуха связано с индивидуальными особенностями комплекса способностей ученика и часто занимает достаточно длительное время. Однако именно регулярная работа по подбиранию мелодии и аккомпанемента может быть средством развития слуха и моторики. Современная фортепианная методика в последние десятилетия уделяет достаточное внимание вопросам игры по слуху.

    ГЛАВА 3

    Педагогический эксперимент

    Таким образом, на основании определений понятий «инновация» (В. С. Лазарев, И. Милославский, М. М. Поташник, В. А. Сластенин), «метод» (М. И. Махмутов, Б. Т. Лихачев, Т. А. Ильина, И. Ф. Харламов), «метод обучения музыке» (Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева) мы сформулировали собственное определение инновационных методов обучения музыке – это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию учащегося.

    На основании теоретического исследования был проведен педагогический эксперимент, где осуществлялась проверка эффективности использования инновационных методов обучения музыке на основе диагностики исходного уровня сформированности познавательной активности и уровня музыкально-творческих способностей учащихся. Диагностическое исследование показало, что педагогический состав учреждений дополнительного образования ориентируется в основном на репродуктивные стратегии и методы обучения. В силу этого наблюдается невысокая заинтересованность детей в обучении музыке, большинство учащихся в процессе диагностики показали средний и низкий уровень развития познавательной активности и уровня музыкально-творческих способностей.

    На основе диагностики был проведен формирующий этап эксперимента, разработана система уроков в учреждении дополнительного образования с использованием проблемно-креативного метода и метода компьютерного моделирования, результаты которого были проверены на контрольном этапе. Анализ представленных данных указывает на то, что разработанная данная система уроков с применением инновационных методов обучения (проблемно-креативного и метода компьютерного моделирования) оказалась достаточно эффективной и доступной с точки зрения ее использования на уроках в классе основного музыкального инструмента в учреждениях дополнительного образования.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1. Применение инновационных методов (в частности, рассмотренных нами проблемно-креативного метода и метода компьютерного моделирования) требует саморазвития и повышения квалификации преподавателей.

    2. Инновационные методы сочетают два подхода – рациональный (креативное мышление) и эмоциональный (творческая деятельность), таким образом, отвечают специфике музыкального обучения.

    3. Вышеперечисленные методы возможно применять на разных уровнях музыкального образования (ДМШ, ссуз, вуз), в соответствии с типом учебного заведения (его задачами, структурой учебного процесса, подготовкой учащихся и учетом вариативности в применении на индивидуальных и групповых занятиях). Применение их будет эффективным при условии учета конкретных условий: создание необходимой творческой атмосферы урока, учет уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аврамкова И.С. Формирование художественно-пианистических навыков юных музыкантов // Фортепианное искусство: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. / Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2004. - С. 47-51.
    2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: в 3 ч. / А. Д. Алексеев. - 2-е изд., доп. - М. : Музыка, 1988-1990.
    3. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: учеб. пособие / А. Артоболевская. - М. : Российское музыкальное издательство, 2006. - Ч. 1. -66 с. ;Ч. 2. - 146 с.
    4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
    5. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974. - 336 с.
    6. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. - 2-е изд., доп. - Л. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1979. - 352 с.
    7. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. - Л. ; М. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1973. - 270 с.
    8. Баренбойм JI.А. Путь к музицированию: школа игры на фортепиано / Л. А. Баренбойм, Ф. Н. Брянская, Н. П. Перунова. - Л. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1980. - 352 с.
    9. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. - М. : Классика-ХХ1, 2007. - 191 с.
    10. Геталова О. А. В музыку с радостью: для фортепиано: пособие для младших классов ДМШ / О. А. Геталова, И. В. Визная. - СПб. : Композитор, 1997. - 160 с.
    11. Геталова О. А. Учусь импровизировать и сочинять: учебное пособие / О. А. Геталова, О.А. Булаева. - СПб. : Композитор, 1999-2000.
    12. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. - М. : Композитор, 1993. - 265 с.
    13. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Генрих Нейгауз. - 6-е изд., исправленное и дополненное - М. : Классика-ХХ1, 1999. -229 с.
    14. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. - М. : Советский композитор, 1988. - 384 с.
    15. 192. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.
    16. 193. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий / Г. М. Цыпин. - М. : Интерпракс, 1994. - 374 с.
    17. 194. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: учебное пособие / Г. М. Цыпин. - М. : МГПИ, 1975. -- 106 с.