Содержание деятельности методической службы оо. Структура методической службы инновационного образовательного учреждения. Методические рекомендации организация методической работы по формированию готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих техно

Содержание деятельности методической службы оо. Структура методической службы инновационного образовательного учреждения. Методические рекомендации организация методической работы по формированию готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих техно
  1. Мкоу нижнеиргинская сош методическая работа как условие повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты (внеурочная деятельность)

    Документ

    МКОУ Нижнеиргинская СОШ Методическая работа как условие повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты (... Посещение внеурочных мероприятий Анализ работы 10 Май Педагоги ДО, классные руководители. Анализ...

  2. Профессионализм педагога как условие развития муниципальной системы образования

    Документ

    ... профессионализм педагога как условие развития муниципальной системы образования, следует выделить главные задачи по повышению профессионализма учителя...

  3. Методические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы

    Методические рекомендации

    ... работой педагогов , часть системы повышения профессионализма . Выбирая вариант методической работы ... педагогов к организации методической работы , быть руководителем МО, входить в состав творческой группы и т. д. Необходимые условия для методической работы ...

  4. Методические рекомендации организация методической работы по формированию готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в школе составитель

    Методические рекомендации

    Научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма . Психологическая готовность... а также создание необходимых условий реализации программы методической работы педагогов в русле повышения их квалификации к осуществлению...

  5. Методической работы мбоу «Прогимназия №51» на 2014-2015 учебный год Белгород 2014

    Документ

    Задачи методической службы Цель: создание условий для развития учительского потенциала и повышения уровня профессионализма педагогов для... в конкурсах 7. Изучение положительного опыта работы прогимназии как областной стажерской площадки. В течение...

М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФПКП В и ССУЗ

Грязен Т.В.

слушатель курсов «Менеджмент в образовании»

УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

выпускная квалификационная работа

Оценка_________________

Дата защиты 06 ноября 2012 г .

Протокол № _________

Председатель ГАК _________

/Кузнецова А.Г./

Хабаровск, 2012

Выпускная квалификационная работа

выполнена на кафедре ФПКП В и ССУЗ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Управление методической работой как одно из важнейших направлений образовательного менеджмента……………………………….…….6

1.1. Значение методической работы на современном этапе развития системы образования……………………………………………………………………….….6

1.2. Формы методической работы…………………………………………………7

1.3. Структура методической службы в образовательном учреждении…….…..9

1.4. Функции управления методической работой ……………………...………..11

Глава 2. Практические основы управления методической работой в образовательном учреждении…………………………………...………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс длительного реформирования Российской системы образования обусловлен социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями. В обществе возникли новые образовательные потребности: внимание к запросам всех участников образовательного процесса, возможности образовательных учреждений. В последние годы в России значительно возросли требования со стороны государства и общества к школе. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 года, одним из основных направлений реформы названо повышение качества и эффективности образовательного процесса. Инновационная экономика государства формирует новую модель образования до 2020 года. «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе» - президентская инициатива «Наша новая школа». Все сложнее разобраться школьному учителю в потоке инноваций. Профилизация и информатизация образования, ЕГЭ и дистанционные формы обучения, изменение содержания образования и новые требования к его качеству. Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение компетентности педагогов.

Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в школе сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом актуальных научных направлений. Современная методическая служба образовательного учреждения (ОУ) является качественно новым этапом развития в этой области.

Вместе с тем в условиях модернизации образования, внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, реализации новых моделей и содержания непрерывного профессионального образования возникли противоречия между:

Необходимостью модернизации системы управления методической работой в образовательном учреждении и отсутствием теоретических основ стратегии и тактики этой модернизации;

Повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической и технологической поддержки их деятельности;

Сохранением традиционных подходов в управлении методической работой в школе и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами, методами, содержанием методической работы.

Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему и тему исследования : «Управление методической работой в образовательном учреждении ».

Цель исследования – научное обоснование и разработка модели управления методической службой для образовательного учреждения.

Объект исследования - методическая служба в образовательном учреждении.

Предмет исследования - формы, методы, методики реализации функций управления методической работой в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования - эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении

С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи:

    Разработать адекватную модель организации методической службы школы в условиях модернизации образования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы : критический анализ философской, управленческой, психологической, исторической, педагогической литературы по проблеме исследования; контент-анализ нормативной и учебно-методической документации, наблюдение и анкетирование; изучение результатов и продуктов деятельности учителей и руководителей ОУ.

Глава 1. Управление методической работой как одно из важнейших направлений образовательного менеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы видим, процесс управления методической работой далеко не такой однозначный, как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных планов. В этой работе сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта. Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.

В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза: эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении , что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.

В начале работы нами были определены следующие задачи:

    Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования.

    Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе.

    Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования.

    Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.

Все вышеперечисленные задачи были решены.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке вариативных моделей управления методической службой образовательных учреждений.

Приложение 1

Модель управления методической службой образовательного учреждения (МСОУ)

1. Администрация ОУ

2. Педагогический совет

3. Методический совет

4. Инновационный совет

5.Методические объединения

6.Инновационные площадки

7.Методический кабинет ОУ

8. Библиотека ОУ и др.

Участие

1.Аналитический

2. Диагностический

3. Проектный

4.Организационно-методический

5.Координационный

6.Контрольно-экспертный

1. Учителя, педагоги

2.Руководители ОУ,МО

3.Классные руководители

4.Методисты ОУ

5.Психологи, тренеры

6.Кружководы

7.Логопеды, медики

8. Социальные педагоги

9.Мастера ПО и др.

Внутренние условия для ведения методической работы и

инновационной деятельности

Приложение 2

Распределение функций управления инновационно-методической работой в образовательном учреждении.

Приложение 3

Перечень документации по методической работе школы (вариативный).

    Приказ о назначении на должность.

    Функциональные обязанности.

    Приказы об открытии и назначении председателей МО

    Структурно-функциональная модель МС (методической службы)

    Комплексно-целевая программа развития МС школы.

    Образовательные программы (раздел плана школы «Методическая работа»)

    Анализ итогов методической работы за прошедший год.

    План методической работы школы на новый учебный год.

    Банк данных об учителях.

    Циклограмма работы.

    План-сетка методической работы на каждый месяц.

    План опытно-экспериментальной работы.

    План работы с молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями.

    Положение о МО и кафедрах.

    Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении.

    Календарно-тематическое планирование по предметам, по индивидуальным занятиям.

    Программа факультативов и предметных кружков.

    План проведения методической недели.

    Перспективный план аттестации учителей.

    Перспективный план повышения квалификации учителей.

    График прохождения аттестации учителей.

    График повышения квалификации учителей.

    График и планы проведения предметных недель.

    График проведения конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т.д.

    График проведения открытых уроков учителями МО.

    Сведения о профессиональных потребностях учителей.

    Сведения о темах самообразования учителей и их реализации.

    Информационно-аналитические и отчетные документы по методической работе.

    Портфолио учителей.

Приложение 4

Перечень основных мероприятий по методическому обеспечению учебного процесса в школе (вариативный).

5-8 уроков в неделю

Приложение 5

Виды и формы работы педагогов.

Источник
повышения
квалификации

Виды и формы работы

Систематическое обучение. Курсы

Посещение курсов в Курганской области, информирование об альтернативных курсах, городских и окружных мастер-классах, семинарах.
Посещение проблемных семинаров на базе школы.
Общение с представителями педагогической науки.

Эксперимент. Практика

Возможность получения консультации по проведению эксперимента, внедрению новой технологии

Систематизация и обобщение опыта под руководством научного консультанта
Руководство секцией научного общества учащихся (НОУ)

Самообразование

Работа в информационном центре (библиотека, телестудия, компьютер). Ознакомление с обзором новинок методической литературы. Заказ необходимой литературы по системе МБА. Ознакомление с тематическими каталогами профессиональных издательств, возможность централизованного заказа учебно-методической литературы. Участие в работе межпредметного университета в качестве слушателя и лектора.

Общение

Посещение и проведение мастер-классов (внутри школы)

Ознакомление с обзором новинок методической литературы

Приложение 6

Анкета «Школа глазами учителя»

Обведите ответ, который соответствует Вашему мнению о школе.

Да – 1, не совсем – 2, нет – 3, не знаю – 4.

Приложение 7

Диагностическая анкета успешности учителя.

ФИО_____________________предмет___________квал.категория_________

Использование разных форм контроля:

А)________________________

Б)_________________________

В)_________________________

    Педагогика сотрудничества.

Психолого-педагогическое изучение личности школьника

Стиль общения с учащимися:

А)________________________

Б)_________________________

    Работа с родителями.

Обеспечение единства действия учителей и родителей

Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся

Организация и проведение родительских собраний

    Обобщение и использование педагогического опыта

Использование передового педагогического опыта в своей практике

Тема собственного опыта

Приложение 8

Анкета по выявлению степени удовлетворенности.

    Нравится ли Вам Ваша работа?

    1. Очень нравится

      Пожалуй, нравится

      Работа мне безразлична

      Пожалуй, не нравится

      Очень не нравится

    Хотели бы Вы перейти на другую работу?

    1. Да

      Нет

      Не знаю

а) трудолюбие

б) общественная активность

в) отзывчивость

г) общительность

д) забота о людях

е) требовательность

ж) способность разбираться в людях

з) справедливость

и) доброжелательность

4. Кто из членов коллектива пользуется наибольшим уважением у коллег?___________________________________________________

5. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди,

Б) в нашем коллективе есть всякие люди,

В) многие люди малоприятные.

7. Как Вам кажется, могли бы Вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?

Да; пожалуй, да; не знаю; пожалуй, нет; нет.

8.Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе?__________________________________________________

9. В какой степени Вы удовлетворены: (удовлетворен, неудовлетворен, трудно сказать)

А) состоянием материальной базой

Б) загруженностью работой

В) количеством часов

Г) оплатой труда

Д) санитарно-гигиеническими условиями

Е) отношениями с администрацией

Ж) возможностью повышения квалификации

10. насколько хорошо организована Ваша работа администрацией:

А) хорошо

Б) в общем не плохо, можно лучше

В) неудовлетворительно, много времени тратится в пустую

Г) очень плохо

11. Пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?

А) да

Б) пожалуй, да

В) трудно сказать

Г) пожалуй, нет

Д) нет

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

А) в высшей степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей степени отрицательное.

Приложение 9

Оценка компетентности и сплоченности коллектива.

              1. Умеет ли учитель анализировать, насколько педагогические средства способствуют личностному развитию учащихся, обогащает ли деятельность личностный опыт ребенка?

                Умеет ли учитель определять уровень личностного развития учеников, видит ли, развитие каких личностных функций учащихся происходит в образовательном процессе?

                Умеет ли учитель самостоятельно контролировать и оценивать свою работу?

                Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно-значимую?

                Определяет ли учитель цель и смысл своей деятельности в сотрудничестве с учащимися и родителями?

                Происходит ли у учителя «обмен смыслами» с учащимися?

                Умеет ли учитель находить новые смыслы в предметном материале?

                Терпим ли учитель к инакомыслию?

                Владеет ли учитель необходимыми способами включения личностного опыта в содержании учебного процесса?

                Нацелен ли учитель на дискуссию, коллективный поиск, субъективное общение?

                Имеет ли учитель внутреннею мотивацию саморазвития?

                Умеет ли учитель импровизировать, развивает ли творческие способности учащихся и свои собственные?

                Проектирует ли учитель затруднения, умеет ли задавать темп, напряжение в работе?

                Стремится ли учитель обеспечить признание своего «Я» коллегами, учащимися, родителями, администрацией?

                Имеет ли учитель собственное видение своего предмета?

                Работает ли учитель над повышением своей общей культуры?

                Создает ли учитель пространство совместного поиска смысла для прояснения учащихся своих ценностей через ценности других людей?

                Умеет ли учитель включать учащихся в осознание логики урока?

                Умеет ли учитель оценивать не только знания, но и личностное развитие учащихся?

                Умеет ли учитель сотрудничать с учащимися?

                Умеет ли учитель создавать ситуацию успеха?

                Умеет ли учитель заинтересовать учащихся, вызвать у них вопросы?

                Ставит ли учитель учащихся в позицию самостоятельных исследований или дает готовые знания?

                Воздействует ли учитель на мотивационную сферу учащихся?

                Умеет ли учитель импровизировать в нестандартных ситуациях?

                Использует ли учитель ИКТ?

                Умеет ли учитель проблемно, интересно преподносить любую информацию?

                Умеет ли учитель понимать ребенка?

                Принимает ли учитель ребенка таким, какой он есть?

                Умеет ли учитель сопереживать, сочувствовать?

                Умеет ли учитель всегда быть понятным, открытым?

                Помогает ли учитель самовыражению учащихся?

                Умеет ли учитель влиять на учащихся?

                Создает ли учитель психологический комфорт?

                Умеет ли учитель контролировать и нейтрализовать аффект?

Приложение 10

Портфолио учителя (вариативный).

Самоанализ деятельности учителя в 20__году.

ФИО__________________________________________

Дата заполнения_____________________________

              1. Повышение квалификации:

Тема курсовой подготовки_____________________

Тема самообразования__________________________________

Результат работы по теме___________________________________

              1. Используемая литература:

________________________________________________________________________________________________________________________________

              1. Частота работы с периодикой_______________________

                Какие учебные занятия для Вас полезны?__________________________________________________________

                Опишите посещенные и запоминающиеся мероприятия Ваших коллег?

                В каких методических мероприятиях Вы участвовали?

                Какой методический метод, прием Вы освоили в этом году

                Участие в конкурсах.

                Название открытого урока.

                Совместная деятельность с обучающимися:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Портфель личных профессиональных достижений учителя.

ФИО_________________________________________________

Образование___________________________________________

Мой стиль работы:

Участие в опытно-экспериментальной работе.

Повышение профессионального мастерства.

Сведения о повышении квалификации.

Персональный лист контроля учителя на 20__/__год.

ЛИТЕРАТУРА

    Адамский, А.И. Школа сотрудничества / А.И. Адамский. - М.: , 2000.- 80с.

    Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. \ 1. В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004,- 87с.

    Бессолицина Р.В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист.-2006.-№1 .-С.25-27.

    Дружинин, В.И., Бекишева С.Н., Васенева С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2009, - 38 с.

    Лизинский В.М. О методической работе в школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 160с.

    Н.Моисеев А.М. Функции и задачи методической работы в школе // Практика административной работы в школе. - 2003. - №3. - С. 27.

    Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 1999.-176с.

    Поташник, М.М. Управление развитием современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 1997.-350с.

    Приказ Правительства РФ №393 «О концепции модернизации российского образования» от 11 февраля 2002.

    Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами:учебное пособие/В.П.Симонов.- М.:Педагогическое общество России, 1999.-427с.

    Управление качеством образования./под ред.М.М.Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000.-448с.

    Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сборник научно-методических работ / под ред. В. В. Серикова, – М.,2003.-54с.

К индивидуальным формам относятся:

Самообразование;

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

Рефлексия и анализ собственной деятельности;

Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

Создание собственной папки достижений (портфолио);

Создание методической копилки;

Разработка собственных средств наглядности;

Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

Подготовка выступления на педсовете по проблеме;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег ;

Персональные консультации;

Собеседование у администрации;

Индивидуальная работа с наставником (наставничество);

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

Формы коллективной методической работы:

Работа над единой методической темой;

Педагогическая мастерская;

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Диспуты, дискуссии;

Методические недели;

Конкурсы педагогического мастерства;

Руководство деятельностью методических и инновационных структурных подразделений, созданных в ОУ, а также их взаимодействие между собой;

Руководство взаимодействием ОУ с внешними методическими, научными и инновационными структурами;

Содействие решению проблем финансово-экономического и материально-технического обеспечения инновационно-методической деятельности в образовательном учреждении.

Принципы деятельности инновационно-методического совета ОУ:

Научный подход;

Коллегиальность;

Открытость и гласность;

Плановость;

Конкретность принимаемых решений;

Актуальность обсуждаемых на заседаниях ИМС проблем;

Перспективная нацеленность, прогностичность;

Поощрение инициативы;

Принцип точности, конкретности и ритмичности;

Принцип доминанты (главного звена)

Методическая работа в учреждении образования осуществляется через построение методической службы образовательного учреждения (МСОУ), которая включает в себя ряд структур, участников, условий и процессов.

(см. Приложение 1)

Как видим, вариантов построения структуры методической службы можно создать достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач.

Однако при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.

1.6. Функции управления методической работой

Методическая работа, как любая деятельность, не может протекать спонтанно и бессистемно. В основе любой деятельности лежит управление этим процессом. Что же такое «управление образовательным учреждением»?

Обратимся к понятию «управление образовательным учреждением», данному. Управление образовательным учреждением - это «целенаправленный процесс взаимодействия совокупного субъекта управления и объекта управления для перевода объекта в новое качественное состояние, творчески используя социальные законы в конкретных условиях».

Весь процесс управления любой организацией носит цикличный замкнутый характер. Управленческий цикл состоит из трех основных этапов:


Предварительного управления;

Заключительного управления;

Результатом данной цикличности является то, что управленческая деятельность разделяется на ряд взаимосвязанных, но обособленных видов деятельности - функции управления. Приведем несколько определений данного понятия.

Функция управления (от лат.- совершение, исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и (или) организованности управляемых объектов.

Функция управления - это определенный вид однородной, регулярно повторяющейся управленческой деятельности, требующей специализации труда в субъекте управления и применения специальных методов и приемов ее осуществления.

В современном образовательном менеджменте выделяют восемь функций:

Прогнозирование;

Планирование;

Организация;

Контроль;

Координация;

Регулирование;

Стимулирование.

Все эти функции управления полностью должны присутствовать в управлении методической работой образовательного учреждения. А правильно их реализовать, подобрать соответствующие средства и методы - это задача квалифицированного менеджера.

Прогнозирование - это сложный процесс, от правильной реализации которого будет зависеть весь дальнейший путь процесса. дает следующее определение педагогического прогнозирования - это «специально организованное комплексное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм воспитательно-образовательной деятельности на разных ступенях образования».

В данном определении четко сформулированы основные задачи прогнозирования:

Формирование и структуризация целей и задач;

Определение возможных траекторий развития;

Выявление динамики развития школы;

Примерный подбор методов и средств по решению конкретных задач. Для проведения корректного процесса прогнозирования необходимо владеть набором специальных научных методов:

Моделирование;

Экстраполяция;

Метод экспертных оценок;

Опрос субъектов деятельности;

Социометрия;

Причинно-следственный метод;

Метод мозгового штурма;

Генетический метод;

Метод исторических аналогий. В чем сущность данных методик.

Моделирование - это процесс имитации будущих процессов в абстрактной форме. Позволяет просмотреть возможные результаты и последствия деятельности.

Экстраполяция - распространение изученных ретроспективных тенденций, наблюдений, выборочных данных на перспективу.

Метод экспертных оценок - основан на достижении согласия в группе экспертов по поводу будущего развития какого-либо объекта или процесса. Причинно-следственный метод - основывается на большом количестве статистических данных.

Метод мозгового штурма - процесс нахождения лучшего решения поставленной проблемы, путем выбора из максимального большого количества предложенных вариантов.

Метод исторических аналогий - основывается на нахождении в историческом прошлом объекта с похожими характеристиками и изучение процесса его развития по определенной проблематике.

Выделяют три вида прогнозов по степени упреждения:

Краткосрочное (2-4 года)

Среднесрочное (5-10 лет)

Долгосрочное (10-20 лет)

В прогнозировании методической работы наиболее распространены краткосрочное и среднесрочное планирование. Долгосрочное планирование слабо применимо из-за высокой мобильности окружающей среды, в общем, и системы образования в частности.

Если задача прогнозирования наметить перспективные цели и задачи методической работы и указать пути их достижения, то планирование ставит конкретные цели и сроки, определяет исполнителей и ответственных. Планирование призвано обеспечить структуризацию процесса работы, выстроить всю технологическую цепочку для достижения целей.

Процесс планирования должен быть строго систематизирован и включать в себя следующие этапы.

Анализ и оценка исходного состояния системы;

Определение главных задач, которые необходимо решить в планируемом периоде;

Спроектировать ожидаемые результаты. Обязательно в количественных и диагностируемых характеристиках;

Подобрать комплекс мер для достижения задач;

Установить сроки и ответственных за реализацию данных мероприятий;

Определить объем и структуру ресурсов необходимых на разных этапах реализации плана.

Результатом планирования должен быть конкретный официальный документ школы, обязательный для выполнения всеми структурами и работниками школы - план. В процессе реализации все остальные действия совершаются в соответствии с этим документом.

В ходе планирования особое внимание рекомендуется уделять целям и результатам. Как было рассмотрено выше, методическая работа это очень многосубъектная, полиструктурная деятельность. Правильно поставив цель для всех объектов методической работы, мы сумеем обосновать и необходимость мероприятий по плану. Формальный подход к формированию целей и задач, приведет к непониманию всего процесса у педагогов, а, следовательно, небрежному и халатному отношению к осуществлению плана. Результаты работы обязательно должны быть измеряемыми. Выбор и определение диагностируемых параметров - залог успешности реализации плана. Планирование в методической работе должно осуществляться не только в общих планах методической работы, но и в индивидуальном планировании самообразования.

Функции планирования и прогнозирования методической работы обязательно должны соответствовать следующим закономерностям:

· единство управления методической службой;

· сочетание централизации и децентрализации в управлении методической службой;

· соотношение управляющей и управляемой систем;

· воздействие общих функций управления на конечный результат.

Эти закономерности определяют требования во всей системе управления методической работой и находят свое отражение в ее принципах:

Принцип научности и аналитического основания. Он предполагает опору в управлении на достижения науки, прежде всего, педагогики, психологии,

дидактики, менеджмента;

Принцип системности управления. Необходимо охватить управлением всю совокупность целостной системы методической деятельности в школе;

Принцип коллегиальности. Все решения принимаются коллегиальным совещательным органом;

Принцип горизонтальной координации. Предусматривает полное взаимодействие с основными, дополнительными учреждениями образования и другими заинтересованными службами;

Внесение изменений в локальные акты;

Изменение установленных сроков, режимов, нормативов работы.

«Надо ли учителям учиться, готовы ли работать над выявленными проблемами?» - большинство учителей ответит положительно. Однако это абсолютно не означает последующего за ним желания учиться, готовности постоянно повышать свою квалификацию, то есть проявлять какую-то активность в этом направлении. Именно как сделать, чтобы слова не расходились с делом - задача функций делегирования и стимулирования.

В основе реализации этих функций лежит необходимость мотивирования педагогических кадров к инновационно-методической работе. Под мотивацией мы будем понимать - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей определенный смысл.

Делегирование - это передача задач и властных полномочий сверху вниз лицу или группе лиц, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Целями делегирования являются:

Освобождение руководителей от решения текущих вопросов и освободить время для решения стратегических задач;

Повышение дееспособности нижестоящих звеньев управления;

Активизация деятельности объектов методической работы.

Как видим, вариантов стимулирования учителей достаточно много, задача управленца - выбрать к конкретному случаю конкретный стимул.

Глава 2. Практические основы управления методической работой в образовательном учреждении

2.1. Реализация функций управления методической работой в образовательном учреждении

Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной инновационной, педагогической и методической деятельности в целом. В современной российской реальности оформляется новая концепция отношения к человеку – концепция «управления человеческими ресурсами». В отличие от прежней концепции «учета человеческого фактора», она предполагает раскрытие возможностей и закономерностей развития человека как целостного существа.

Все это требует от руководителя умений организовывать и совершенствовать инновационно-методическую и экспериментальную работу педагогов на основе дифференцированного и индивидуального подходов, постепенного приобщения учителей к выполнению посильных для них заданий и поручений. Руководитель обязан вооружить педагогов комплексной методикой научного поиска, формировать умения и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать процесс и результаты эксперимента по освоению инноваций, умело их использовать в дальнейшей работе.

Управление методической работой в образовательном учреждении включает в себя реализацию следующих функций:

а) анализ осуществления методической и инновационной работы в ОУ;

б) прогнозирование и планирование методической и инновационной работы;

в) организация методической и инновационной деятельности в ОУ;

г) контроль за осуществлением методической и инновационной работы;

д) стимулирование участия работников ОУ в методической и инновационной деятельности;

е) коррекция и координация процесса осуществления методической и инновационной деятельности в образовательном учреждении.

Внутришкольная методическая работа – одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации. Но как построить оптимальную систему общешкольной методической работы, способствующей повышению профессионального уровня развития педагогов без их перегрузки, «профессионального сгорания», различных «кризисов» и других проблем? Как перевести систему методической работы из режима функционирования в режим развития?

Чтобы ответить на эти вопросы руководителю нужно понять назначение методической службы в своем образовательном учреждении. Как известно, любое образовательное учреждение проходит три этапа своего восхождения:

1) Становления (при создании новой школы или нового коллектива).

2) Функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий).

3) Развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями ученика и общества).

Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти отличия накладывают определенный отпечаток на всю целостную систему школьного управления. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме. Объектом управления в школе является не только учебно-воспитательный процесс, но и методический. В развивающейся школе его цели, содержания, методы и формы становятся предметом управления. Конструирование оптимальной методической системы образовательного учреждения требует знания руководителями реализации инновационных подходов в управлении, в первую очередь, внутришкольной методической работой. В условиях изменения парадигмы образования методическую работу в школе нужно рассматривать как процесс изменения внутренних условий развития образовательного учреждения в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель методической работы в этих условиях – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства, социума.

Следовательно, методическую работу можно представить как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив имеет возможность привести систему своих образовательных услуг в соответствии с запросами общества. Таким образом, деятельностный подход в методической работе определяет одну из основных идей – распространение педагогического опыта, показателем которой являются высокие результаты качества образовательных услуг.

Основные дидактические единицы . Структура и содержа- ние методической работы в профессиональном образовании. Документы об организации методической работы в учрежде- ниях профессионального образования. Методическая служба в образовательном учреждении начального и среднего професси- онального образования: виды, функции, основные направления деятельности, особенности организации.

!!! 1. Методическая служба в профессиональном учебном за- ведении – система взаимосвязанных организационных форм соответствующего их назначению содержания деятельности, основанная на достижениях педагогической науки и педагоги- ческого опыта, направленная на становление и развитие педа- гогического мастерства инженерно-педагогических работников учебного заведения, их творческого потенциала в целях дости- жения качества обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями Государственного стандарта про- фессионального образования .

2. Основные цели и задачи методической службы сводятся к следующему :

1) обеспечение анализа деятельности инженерно-педагоги- ческих работников; выявление и удовлетворение их актуальных потребностей в методической помощи; создание им необходи- мых условий для формирования и развития педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обу- чения в целях качественной подготовки в учебных заведениях конкурентоспособных квалифицированных рабочих и специа- листов;

2) организация выявления, изучения, обобщения, pacпро- странения и внедрения передового опыта педагогов-новаторов в практику учебно-воспитательной деятельности педагогиче- ских работников учебного заведения;

3) оказание помощи педагогическим работникам в эффек- тивном изучении и использовании результатов научно-педаго- гических исследований и разработок;

4) оказание помощи преподавателям и мастерам производ-ственного обучения в разработке (в том числе авторской) на основе государственного стандарта профессионального образо- вания рабочей учебно-программной документации, методиче- материалов и пособий;



5) организация в учебном заведении педагогических экспе-

риментов по использованию прогрессивных форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся, оказание педагогиче-ским работникам помощи в их диагностике, экспертизе, оформ-лении результатов, а также во внедрении в практику учебно-во- спитательного процесса;

6) обеспечение педагогических работников научно-педаго- гической информацией, необходимой для качественного осу- ществления учебно-воспитательного процесса в учебном заве- дении;

7) оказание помощи руководству учебного заведения в соз-

дании педагогического коллектива, способного к эффективной, творческой учебно-воспитательной деятельности.

3. Можно выделить следующие основные формы методиче- ской работы в рамках методической службы в профессиональ- ном учебном заведении :

а) коллективные : педагогический совет и предметные (ци-кловые) методические комиссии.

Педагогический совет – постоянно действующий совеща-тельный орган коллективного руководства образовательным учреждением . В педагогический совет входят директор, за- местители директора, преподаватели и мастера производствен- ного обучения, представители общественных организаций.

Основными направлениями деятельности педагогического совета являются учебно-методическая и организационно-хо- зяйственная деятельность .

Основными направлениями деятельности предметных ко-миссий являются:

1) изучение и разработка учебно-методической документа-ции; 2) повышение качества учебно-воспитательного процесса; 3) повышение педагогической квалификации инженерно-педа- гогических работников .

б) массовые и групповые : педагогические чтения, научно- практические конференции, инструктивно-методические сове- щания, экспериментальные лаборатории, проблемные группы.

Педагогические чтения – проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передово- го опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы педагогических работников учебного заведения .

Научно-практические конференции – организуются с целью ознакомления и обсуждения подготовленных преподавателями и мастерами сообщений и докладов по отдельным вопросам пе- дагогической теории и практики на основе экспериментальных и исследовательских работ, проводимых в учебном заведении .

Инструктивно-методические совещания - одна из основ-ных форм методической работы руководителей учебного за- ведения с педагогическими работниками. Они проводятся с группой инженерно-педагогических работников с целью опера- тивного обсуждения и инструктирования по отдельным акту- альным методическим вопросам .

Экспериментальные лаборатории – группа опытных педагогов-энтузиастов, организующих и проводящих проектно- исследовательскую и экспериментальную работу в учебном заведении по разработке и апробации актуальных проблем по- вышения качества подготовки в учебном заведении квалифи- цированных рабочих и специалистов .

Проблемные группы – творческие лаборатории, объединяю- щие опытных, творчески работающих педагогов, создаваемые для решения той или иной проблемы, актуальной для отдель- ных педагогов или всего учебного заведения .

в) методический (педагогический) кабинет .

В функции методического (педагогического) кабинета вхо-дит :

– организация семинаров по обмену педагогическим опы- том работников учебного заведения;

– организация лекций на педагогические и технические темы;

– организация проведения методических выставок и кон- курсов;

– организация педагогических практикумов, «школ передо-вого педагогического опыта» и др.;

– организация педагогических чтений, научно-практиче- ских конференций, читательских конференций;

– организация педагогических консультаций для препода- вателей и мастеров;

– создание справочно-информационного фонда, обеспече-ние педагогических работников материалами научно-педагоги- ческой информации;

– организация конференций по итогам методической рабо- ты в учебном заведении по единой педагогической теме;

– организация встреч работников учебного заведения с ма- стерами педагогического труда и научными работниками и т.п.

г) индивидуальные : изучение и использование передового педагогического опыта; самостоятельная методическая работа педагогических работников; педагогическое самообразование.

Педагогический опыт – индивидуализированная педаго- гическая система, стабильно приводящая к высоким результа- там в учебно-воспитательном процессе. Передовой опыт – это прежде всего умелое использование педагогом своих сильных качеств . Передовой педагогический опыт – это новые ори- гинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе твор- ческого поиска путей и средств повышения качества и эффек- тивности процесса обучения, воспитания и развития учащихся . Главный критерий передового педагогического опыта – результативность.

Основной путь изучения передового педагогического опы- та – посещение занятий опытного преподавателя, мастера производственного обучения . На учебном занятии рас- крываются возможности педагога, степень его подготовки, ма- стерство, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая тех- ника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Применительно к занятиям профессионального обучения основными объектами изучения и анализа при таких посеще- ниях являются :

– способы целевой установки учащихся на урок: характер вступления; разъяснение значимости предстоящего к изуче- нию; примеры из практики; демонстрация образцов продук- ции и т.п.;

– методы эффективной демонстрации трудовых приемов способов: расчленение приема на элементы; применение замед- ления темпа; применение средств наглядности и технических средств обучения; рациональное сочетание показа и пояснений; попутный контроль восприятия учащимися и т.п.;

– методические приемы активизации учащихся: примене-ние эвристической беседы; вопросы «продуктивного» характе-ра; стимулирование самостоятельности и творческого примене- ния знаний и умений учащихся в работе; приучение учащихся принимать собственные решения и т.п.;

– способы использования документации письменного ин- структирования: применение документации при проведении вводного инструктажа; приучение учащихся самостоятельно пользоваться документацией в процессе работы; привлечение учащихся к анализу и самостоятельной разработке технологи- ческой документации и т.п.;

– индивидуализация процесса обучения: регулирование трудности и сложности учебно-производственных работ в зави- симости от опыта и возможностей учащихся; особенности теку- щего инструктирования и контроля «сильных», «средних», «сла- бых» учащихся; организация взаимопомощи учащихся и т.п.;

– контроль и оценка учебных успехов учащихся: непрерыв- ность контроля; сочетание текущих наблюдений и проверки выполненных учащимися работ; межоперационный контроль работы учащихся; организация взаимоконтроля учащихся; оце- ночное общение мастера с учащимися; объективность и спра- ведливость оценки учащихся и т.п.;

– педагогический стиль мастера: обстановка на уроке; уме- ние мастера «владеть» группой; характер взаимоотношений мастера и учащихся; характер преобладающих методических приемов руководства учебно-производственной деятельностью учащихся и т.п.;

– педагогический такт мастера: тон общения с учащимися; характер дисциплинарных и других замечаний учащимся; ха- рактер исправления ошибок и недоработок учащихся; умение убеждать учащихся; умение работать с группой (бригадой) как с коллективом и т.п.;

– педагогическая техника мастера: техника речи; умения пользоваться различными средствами обучения; быстрота при-нятия решений; умение держать себя на уроке и т.п.

Эффективным способом изучения и распространения пере- дового педагогического опыта является анализ и обсуждение «открытых» занятий опытного педагога .

Самообразование начинается там, где из прочитанного, услышанного, увиденного, изученного педагог берет для себя что-то на вооружение, обогащает свою память, свой опыт тем, что потом пригодится в его педагогической деятельности . Проблема педагогического самообразования должна решаться не попутно с основным делом, не от случая к случаю, а целена- правленно, систематически как один из важнейших путей фор- мирования и развития педагогической квалификации, мастер- ства, эрудиции.

Задание 12 . Составьте схему методической службы учрежде- ния профессионального образования, опираясь на представленный ранее материал. Приготовьтесь презентовать и обосновать раз- работанную схему в группе.

Задание 13 . Составьте программу развития своего профессио- нального мастерства с использованием возможностей методиче-ской службы образовательного учреждения СПО.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества дополнительного образования.

В учреждениях дополнительного образования детей в настоящее время остро стоят вопросы подготовки и повышения квалификации методистов, программно-методического обеспечения деятельности педагогов, внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс, оказания методической помощи в аттестации педагогических кадров.

В связи с острым дефицитом квалифицированных методических кадров большинство руководителей учреждений дополнительного образования принимает на работу методистов независимо от уровня их профессиональной подготовки, без педагогического образования, имеющих отдаленное представление о работе методиста.

Определяется методическая деятельность как система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Функции методической службы

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ:

  • актуальность;
  • насыщенность;
  • предельная конкретность;
  • объективность.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

Внутренняя

Директивы и нормативные документы

о работе с педагогическими кадрами;

Общественная

о качестве преподавания

научно-педагогическая

о внешних связях учреждения

о качестве обучения по программам

ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ:

Оперативная - включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок.

Стратегическая - включает в себя данные о реализации программы развития и перспективах развития учреждения.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

ПРИНЦИПЫ:

  • индивидуализация получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории;
  • полнота и интегральность анализа информации;
  • открытость проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;
  • непрерывность и динамичность получения анализа информации и действенности его использования;
  • экономичность используемой информации.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ - выявление проблем отдельных педагогов, проблем в учреждении в целом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ - выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.

3. ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.

ОБЪЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

  • социально-экономические условия внешней среды и ее влияние на учреждение через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе, образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
  • будущие возможности учреждения: материально-техническое и программно-методическое обеспечение;

реализация образовательных программ; контингент обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса;

  • ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений;
  • последствия конкретных управленческих решений;

УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ:

  • четкое определение целей и задач;
  • учет уровня и состояния методической службы;
  • выбор путей и средств деятельности.

4. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ

Направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения, которое включает:

  • программу развития учреждения и другие стратегические документы;
  • программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные, адаптационные,

технологии их реализации;

  • нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей;
  • методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;
  • технологии осуществления процедур инновационной деятельности;
  • наиболее продуктивные методы и приемы обучения.

Уточняется миссия учреждения дополнительного образования детей, та часть общего социального заказа на образование, целям которого она служит.

РЕЗУЛЬТАТ: создание проекта деятельности, который представляет собой будущее состояние учреждения.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Организация деятельности методической службы носит гибкий характер, учитывая конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивая возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы;
  • рациональное распределение функционала между организаторами методической службы;
  • научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
  • организация системы повышения квалификации педагогических работников;
  • организация конференций, семинаров, конкурсов…;
  • организация системы внешних связей учреждения, необходимых для успешного осуществления нововведений;
  • координация совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности педагогических работников учреждения и привлекаемых представителей других организаций;
  • координация деятельности учреждения с другими областными учреждениями дополнительного образования детей и УДО области;
  • организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, методических рекомендаций, пособий.

6. ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Направлена на повышения профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

  • организация работы на диагностической основе;
  • добровольность педагога в повышении профессионального мастерства;
  • выбор оптимального объема изучаемого материала.

7. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

Занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.

Процесс управления методической деятельностью требует надежной обратной связи между педагогическими системами учреждения на любом уровне.

Обратная связь - это обмен информацией между взаимодействующими участниками педагогического процесса.

Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей

Методическая работа в УДО - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов:

Ø деятельностный аспект позволяет выделить такие компоненты как мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты;

Ø управленческий аспект подразумевает следующие компоненты: педагогический анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.

Цель методической работы в УДОД: создание условий для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.

Задачи методической работы в УДОД: оказание помощи педагогическим работникам в реализации принципов и методических приемов обучения, в воспитании и развитии детей; развитие мотивации и стимулирование творчества в профессиональной деятельности педагогических работников УДОД.

Структура методической работы разрабатывается в каждом учреждении самостоятельно. Обязательными элементами структуры являются: педагогический совет, методический совет, методическое объединение. В структуру могут входить: творческие проблемные группы, временные творческие (научные) коллективы, художественный совет и др.

Организация деятельности методической работы может осуществляться через следующие формы: научно-практические конференции, педагогические творческие отчеты, семинары, школы передового опыта, школы молодого специалиста, опытно-экспериментальные лаборатории.

Все направления методической работы осуществляются в соответствии с общими принципами:

актуальность - востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью, практическая реализация Закона РФ "Об образовании", Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, учет заказа общества, учет проблем, близких педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка;

научность - этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в различных областях деятельности;

системность - этот принцип требует подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами;

комплексный характер - принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога (частная методика, дидактика, теория воспитания, психология, физиология, педагогическая этика и развитие общей культуры);

оперативность, гибкость, мобильность - этот принцип ориентирован на быстрое реагирование к изменившимся условиям, требованиям. Способность к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов;

творческий характер - способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь. Создание в учреждении атмосферы творческого труда и взаимодействия;

последовательность, преемственность, непрерывность - методическая работа как часть системы непрерывного образования, охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года. Сочетание индивидуального и коллективного труда;

конкретность, направленность - учет индивидуальных потребностей, запросов педагогов. Создание в учреждении своей системы методической работы. Выделение главного, существенного в образовательной деятельности как учреждения, так и каждого педагога;

единство теории и практики - принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов.

Заключение

Изучив особенности организации методической работы в учреждениях дополнительного образования, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает методическая служба

Методическая служба должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом советах, организовать разработку других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и т.п. Это является одним из условий, повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом.

Основными элементами методической деятельности при таком подходе являются:

Ø оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей;

Ø внедрение в практику научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;

Ø доведение до сведения педагогов нормативных документов;

Ø организация системы повышения квалификации педагогов;

Ø руководство работой методических объединений и творческих групп педагогов.

Особую значимость деятельности методической службы придают следующие задачи:

Ø обеспечение развития учреждения дополнительного образования детей;

Ø развитие творческого потенциала педагогов, выявление и обобщение опыта лучших, выделение в нём главного и доведение до сотрудников;

Ø разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания; достижение высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме;

Ø разработка образовательных программ дополнительного образования нового поколения;

Ø организация проведения опытно-экспериментальной работы.

Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

Ø отсутствие жесткой регламентации в работе;

Ø значительное расширение возможностей получения информации;

Ø модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для творческого педагога - это благо, а для большинства - это проблема, которая решается при условии, если деятельность методической службы будет усиливаться и развиваться.

Методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.