Метод «Логическая цепочка. Логическая цепь

Метод «Логическая цепочка. Логическая цепь
Метод «Логическая цепочка. Логическая цепь
24 сентября 2011 в 00:06

Простейшие логические цепи. Часть 1: общая информация о логических цепях и простые логические модули

  • Электроника для начинающих

Приветствую всех.
Решил написать несколько статей про простейшие логические цепи.
Этот топик будет интересен скорее для людей, имеющих слабое представление об алгебре логики и логических конструкциях, чем для профессионалов и знатоков данной темы.

Итак, начнём.

Что такое комбинационная логическая цепь?

Это – цепь, способная обрабатывать бинарные электрические сигналы. В каждый момент времени исходящие сигналы комбинационной логической цепи (КЛЦ) зависят исключительно от входящих сигналов. Следовательно, одной и той же комбинации входящих значений соответствует одна и та же комбинация исходящих.

Характеристикой КЛЦ является отсутствие памяти. Тоесть не имеют значения сигналы, ранее поступавшие в цепь. («Важен текущий момент», – так сказал один из героев фильма «21».)

Математическая модель КЛЦ

Для лучшего понимания, анализа и изображения сложных цепей используются их несколько упрощённые математические модели.
В большинстве моделей во время разработки КЛЦ не принимается во внимание время взаимодействия элементов цепи. Поэтому мы будем считать, что выходные сигналы цепи моментально реагируют на изменения во входящих сигналах. Также, вместо функции сигнала от времени x(t), который может менять свою суть в зависимости от используемой технологии (например, 0 и 5 вольт в TTL; 0 и 3.1 вольт в CMOS), мы будем использовать логическую функцию x, которая может принимать значения 0 и 1.

Описание работы КЛЦ

Для описания работы КЛЦ используется так называемая таблица истинности. Эта таблица указывает значения выходных сигналов при определённых значениях входящих сигналов. Это может выглядеть так:

В таблице истинности значения каждого из сигналов располагаются в колонках, а ряды обозначают соответствия между сигналами.

Приведу пример логической задачи, которая решается с помощью такой таблицы.

Допустим, что у нас есть водонапорная башня. Чтобы создавать необходимый напор в тробопроводной системе, в башне круглые сутки должен находиться некий объём воды. Но нельзя всё время набирать воду в башню – она не безразмерна, да и элекроэнергия недешёвая. Нам нужно создать контроллер, который будет включать и выключать подачу воды в башню в зависимости от нескольких показателей.

На картинке показаны несколько датчиков:
X – время суток, где 1 – это день, а 0 – ночь (ночью электроэнергия дешевле);
Y и Z – датчики влажности, для них 1 – есть вода, а 0 – сухо.

W же будет управлять вентилем, включая его (1) и выключая (0) при необходимости.

Таблицы истинности для данного случая будут выглядеть вот так:

А) мы просто перечисляем все возможные сочетания показаний X, Y и Z;
b) смотрим самые простые варианты: если и Y, и Z имеют значение 0, то это значит, что воды нет совсем, поэтому W нужно включить, и без разницы, ночь ли сейчас или день. Если же и Y и Z – имеют значение 1, то это значит, что резервуар полный, соответственно W нужно выключить;
c) теперь об экономии: если Z=1, а Y=0, то уровень воды в баке – между двумя датчиками. При этом, если это происходит ночью (X=0), то стоит набрать воды до максимума (W=1), а днём (X=1(– оставить всё как есть (W=0);
d) без невероятного никуда: есть шанс, что Y будет иметь значение 1 при Z=0. Тогда, по логике, следовало бы отправить сообщение о неисправности в системе, но мы просто покажем, что такого просто не может быть.

Простые логические модули

Рассмотрим самые простые КЛЦ: модули Not-1, And-2 и Or-2.

Not-1

Это – самая простая КЛЦ, с одним входом и одним выходом. Функция этого модуля заключается в выводе значения, обратного входу. Так как вход один, то вариантов выхода всего два:

And-2

Этот модуль уже немного сложнее. У него два входа и один выход. Функция модуля And-2 заключается в следующем: выход будет иметь значение 1 только если оба входа также равны единице:

Or-2

Теперь ещё один модуль с двумя входами и одим выходом. Только теперь на выходе 1 будет если хотя бы один из входов имеет значение 1:

Продолжение следует.

На днях напишу ещё несколько статей – на очереди мультиплексоры, half- и full-adder"ы, а также всевозможные сочетания модулей.
Спасибо за внимание.

Логическая цепочка состоит из спаянных между собой металличес­ких знаков « ⇒ », символизир­ующих цикличност­ь любых философски­х размышлений и напоминающ­их герою, что счастье не в раздумьях,­ а в действиях. Амулет был произведён­ ограниченным тиражом при случайном стечении обстоятель­ств демиургами на заре цивилизаци­и и с тех пор многократн­о продавался­, закладывал­ся и подделывал­ся. Оригинал отличают тяжеловесн­ость, несгибаемо­сть и железный характер материала. Но даже хэндмэйд цепочки из лёгких металлов и с исправными­ сочленения­ми тоже пользуются­ немалым спросом. Ведь главное - не исполнение­ знака внимания, а сам благородны­й порыв, и следовател­ьно, даже дешёвая имитация древнего артефакта принесёт удачу герою, поскольку порадует его бога.

Историческ­ая справка

…А чтобы понять первопричи­ну этого следствия,­ необходимо­ обратиться­ к истокам. Было время, когда интеллект ещё не был в цене, и герои не понимали смысла причинно-следственн­ой связи . Поэтому абсолютно всё происходящ­ее списывали на волю великого Рандома . Ныне каждый ребёнок знает, что всё случайное далеко не случайно, и вполне естествен­но, что в Годвилле завелись боги. Но поскольку также в любой закономерн­ости всегда можно разглядеть­ фортуну, регулярные­ радуги, молнии и странные фразы из ниоткуда продолжали­ воспринима­ться героями как проявление­ случайност­и. Впрочем, боги отвечали тупае взаимность­ю, что неминуемо вело к образовани­ю замкнутого­ круга. Издревле известна привязанно­сть демиургов к многоуголь­никам, и не стало сюрпризом то, что они решили разорвать этот круг, подвергнув­ Годвилль ковровому молниемета­нию. Эти экстренные­ меры привели ко вполне предсказуе­мым последстви­ям: металлические нашейные талисманы всех героев спеклись в неразрывны­е логические­ цепочки, а сами герои, оправившис­ь от удара, задумались­. Когда тупае думает, ничего хорошего не жди. На этот раз в пустых головах родилась мысль о том, что неплохо бы иметь повод быть проклятым свыше. По крайней мере это во сто крат лучше, чем быть битым ни за что, ни про что. И железная логика преобразов­ала причину в следствие,­ и привела она героев к богам, и согласилис­ь первые вызывать досаду у вторых, а вторые оберегать и наказывать­ первых, и, как очередное следствие,­ настало хорошо. А чтобы понять первопричи­ну этого следствия,­ необходимо­

  • II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  • Задачи реализации метода

    Развитие учащихся (в частности, развитие логического мыш­ления) через организацию интенсивной коммуникации, рефлек­сивной деятельности, смыслотворчества.

    Рамочные условия реализации метода

    1. Оптимальное количество участников - до 30 человек.

    2. Необходимое оборудование: карточки-звенья (компоненты)
    логической цепочки; заранее разработанное содержание (звенья и
    логика их расположения) 2-3 логических цепочек, которые будут
    предложены для построения группе участников.

    3. Время реализации метода -10-15 минут.
    Алгоритм реализации метода

    1. Педагог знакомит учащихся с условиями реализации метода:
    каждому предлагается на выбор одна из карточек, на которой на­
    писано либо слово, либо словосочетание. Эта карточка и ее обла­
    датель являются одним из звеньев логической цепочки, которую
    необходимо выстроить, организовав взаимодействие с другими
    участниками. Карточки (звенья) необходимо выстроить в опреде­
    ленной логике, обосновав эту логику. На первой карточке (звене),
    с которой начинается логическая цепочка, должно быть обобщаю­
    щее слово или словосочетание, дающее название всей логической
    цепочке; необходимо выстроить 2-3 логические цепочки.

    2. Участникам предлагается взять на выбор по одной карточке.
    Все карточки - звенья 2-3 логических цепочек перемешаны и пере­
    вернуты так, чтобы участники не видели, что на них написано, и
    располагаются на папке, которую педагог проносит по аудитории.

    3. После того как карточки розданы участникам, педагог пред­
    лагает им организовать коммуникацию между собой, в результате
    которой необходимо построить 2-3 логические цепочки - одну сле-


    iu, другую справа в аудитории; напоминает, что нужно объяснить логику построения «цепочки», расположения ее звеньев.

    4. Участники осуществляют взаимодействие между собой, выс-
    праивая логические цепочки (определяют, кто в какой цепочке дол-
    жсн быть и в какой последовательности, объясняя ее логику).

    5. Когда логические цепочки построены, участники (начинают
    Те, кто первым выстроил логическую цепочку) поочередно объяв­
    ляют название цепочки, перечисляют в логической последователь­
    ности все звенья цепочки, а затем объясняют), это может сделать
    л ибо один, либо несколько участников) логику расположения зве­
    ньев цепочки.

    6. После представления участниками построенных логических
    цепочек педагог либо соглашается с предложенными вариантами,
    л ибо перестраивает логические цепочки по своему сценарию, объяс­
    няя логику их построения.

    7. Организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.
    Комментарий

    В ходе взаимодействия участников по построению логических цепочек педагог корректирует и стимулирует это взаимодействие, стремясь к меньшим затратам времени и конструктивности взаи­модействия.

    Примеры логических цепочек

    Вариант 1. Логическая цепочка «Шкаф».

    Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика рас­положения): шкаф, полка, шляпа, галстук, вешалка, брюки, ру­башка, костюм, плащ, пальто, моль, полынь.

    логическая цепочка называет­ся «Шкаф»: в шкафу есть полка, на которой могут лежать шляпа и галстук; на вешалку мы сначала повесим брюки, затем рубашку, пиджак, плащ и пальто; в шкафу иногда заводится моль, средством против моли является полынь.

    Вариант 2. Логическая цепочка «Лес».

    Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика рас­положения): лес, сосна, ель, береза, дуб, лещина, боярышник, мож­жевельник, черника, лютик, ромашка, груздь.

    Объяснение построения цепочки: логическая цепочка называет­ся «Лес». В основе ее построения лежит принцип ярусности леса:



    52 _______________________________________________

    МКОУ «Листвянская СОШ»

    Доклад по теме:

    учителя начальных классов

    Романенко Н.А.

    Листвянка 2015

    «Приемы развития умений у обучающихся построения логической цепочки рассуждений»

    Прием "Логическая цепочка": примеры использования на уроках

    Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.

    Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.

    Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

    Примеры использования приема логическая цепочка

    Для запоминания информации большого объема

    Например, на уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты.

    Биография А. С. Пушкина: Москва - Царскосельский лицей - "Старик Державин нас заметил…" - Петербург - Село Михайловское - Ссылка на юг…и т.д.

    После составления цепочки важно, чтобы ученики могли "расшифровать" каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период.

    Для облегчения каждое звено можно дополнить этими фактами.

    Для закрепления материала

    Например, после изучения на уроке биологии деревьев, можно попросить учеников составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя - росток - саженец - взрослое дерево . Вместо словесных звеньев можно использовать картинки.

    Или на уроке истории после изучения событий определенного периода попросить составить логическую цепочку, содержащую ключевые события в хронологической последовательности.

    Для закрепления материала и развития наблюдательности

      Прием "перепутанные логические цепочки". Учитель предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.

      Логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано. Игра проходит в устной форме. Ученикам предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова "Чтобы…": Чтобы съесть яблоко, нужно сорвать его с дерева. Задача учеников: продолжить ряд, совершив своеобразное "путешествие в прошлое": Чтобы сорвать яблоко с дерева, нужно это дерево вырастить. Чтобы вырастить дерево, нужно его посадить. И т.д.

    Для контроля знаний

    Варианты:

      Можно использовать логические цепочки, построенные по принципу соотнесения. То есть, требуется соотнести понятия, термины из первого столбика с понятиями, толкованиями во втором столбике.

      Каждый ученик получает карточку, на которой указан 1 предмет, явление и т.д. Задача учащихся: составить логические цепочки по определенной теме, посмотрев, что написано у одноклассников. Работу удобнее проводить в группах или по рядам (1 группа - 1 логическая цепочка).

    Это лишь несколько вариантов использования приема. Каждый учитель с легкостью может адаптировать стратегию "Логической цепочки" для своего урока, ориентируясь на цели и планируемые УУД.

    Прием синквейн на уроке.

    Что это такое и как писать синквейны?

    Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

    Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

    Правила построения синквейна

      Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

      Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

      В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

      Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

      Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

    При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

    В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

    Синквейн
    Образный, точный
    Обобщает, развивает, обучает
    «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
    Творчество.

    Как использовать синквейны на уроке?

    Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

    Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

    Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

    Как научить детей писать синквейн?

    В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн - это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

    После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

    Области применения

    Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

    Синквейн - это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

    На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн - это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

    А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

    Составление синквейна - это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –- литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

    Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

    Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

    Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

    Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

    На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

    Лето
    Жаркое, веселое
    Гулять, играть, отдыхать.
    Ждем с нетерпением.
    Каникулы!

    Весна
    Теплая, яркая
    Расцветает, зеленеет, радует.
    Природа просыпается.
    Здорово!

    Варианты работы с синквейном

    Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

    Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

    Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

    Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

    Мимолетное, замирающее
    Бежит, останавливается, лечит
    Потрясающее явление
    Жизнь.

    Дети должны определить, что тема данного синквейна - «Время».

    Прием корзина идей. Что это такое и как его использовать на уроке?

    Алгоритм работы с приемом "Корзина идей"

    По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы - и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения - без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

    Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

      Объявляется тема урока.

      Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго - 2-3 минуты.

      Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения - 3 минуты.

      Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

    В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

    Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

    Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

      Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.

      На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

    Нюансы использования приема "Корзина идей"

      Прием ТРКМЧП "Корзина идей" можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.

      Во время высказывания учащимися их идей и предположений, старайтесь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.

      На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.

      Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы - что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.

    Прием "Дерево предсказаний" на уроках в школе: варианты применения

    Прием "дерево предсказаний" был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано "Дерево предсказаний".

    Алгоритм работы с приемом

    На доске рисуется силуэт дерева:

    Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

    Ветви дерева - это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

    Листья дерева - обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

    На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

    Пример дерева предсказаний на уроке обществознания

    Примеры работы с приемом Дерево предсказаний При изучении текста на уроках литературы (географии, истории)

    Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).

    При изучении новой темы

    Прием "дерево предсказаний" может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы.

    Например, на уроке математике вы собираетесь изучать теорему Пифагора. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие аксиомы, возможно, будут использованы.

    На этапе закрепления материала и контроля знаний

    Для этого этапа урока прием "дерево предсказаний" используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно - умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий.

    Например, на уроке обществознания вы закончили тему о политическом режиме в Российской Федерации. Теперь строите вместе с учениками "дерево предсказаний", у которого в качестве "ствола" (темы) будет предложен вопрос: Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет. Для "ветвей" ученики приводят свои прогнозы: "усиление/ослабление демократических основ", "усиление централизации власти", "возврат к однопартийной структуре" и т.д. Важно, чтобы заполнялись "листья" дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности.

    Для рефлексии

    В облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде "листочков"). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

    Это лишь несколько вариантов использования приема "Дерево предсказаний". Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей.

    Мы уже договаривались о том, что будем называть абстрактными те понятия, которые невозможно воспринимать непосредственно органами чувств: закон, экономика, энергия, образование и проч. Текст, насыщенный абстрактными понятиями, запоминать гораздо сложнее, нежели конкретные тексты. По–настоящему облегчить работу можно только на логическом уровне. Однако и уровень образного запоминания позволяет значительно экономить силы и время.

    Прежде всего отметим, что абстрактные понятия можно конкретизировать, представляя в воображении конкретные предметы, которые могут служить напоминанием абстракции. Например, закон – книжка уголовного кодекса; экономика – экономическая газета (а лучше более сложный, но и более точный образ: завод и колхоз рядом, дорога между ними, линия телефонной связи и проч.); энергия – трансформатор; образование – школа…

    Во–вторых, напомним, что, работая с абстрактным текстом, мы запоминаем не слова, а главным образом, мысли. А потому зачастую достаточно намека на мысль, чтобы в памяти всплыло все, что с нею связано. Поэтому при формировании ЕИ нет необходимости вставлять в нее каждое слово.

    Например, требуется запомнить следующий текст:

    Вчера на пресс–конференции министр иностранных дел Республики Беларусь П. К. Кравченко рассказал журналистам об итогах совещания регионального объединения Центрально–европейская инициатива (ЦЕИ), проходившего в итальянском городе Триесте.

    Статус ассоциированного члена ЦЕИ, который получила Беларусь, дает возможность не только участвовать в деятельности рабочих групп и встречах национальных координаторов, министров иностранных дел и премьер–министров в качестве наблюдателя, но и вносить свои предложения по существу обсуждаемых вопросов и влиять на принимаемые решения.

    По словам Кравченко, участие в работе ЦЕИ – это прорыв на запад в области экономического сотрудничества и впоследствии интегрирования в Европейский союз. Хотя для этого Беларуси предстоит создать свою рыночную модель, чтобы стать равной среди равных.

    Проследим процесс формирования ЕИ этого сообщения. Первая ЕИ: карта Европы, Италия, большой стол, за которым сидят делегации, белорусская делегация сидит в сторонке, но вот ее руководитель берет слово, и его внимательно слушают. Вторая ЕИ: та же карта, Беларусь, Минск, пресс–конференция, в руках выступающего – модель (картина базара), от Беларуси тянутся стрелочки в Европу – экономический прорыв!

    Таким образом, общая картинка: карта Европы, совещание в Италии, пресс–конференция в Минске, стрелочки… Попробуйте припомнить это сообщение через сутки, и вы убедитесь, что помещенных в ЕЙ намеков–символов вполне достаточно для подробного пересказа.

    Попробуйте самостоятельно проработать следующий текст.

    НАУЧНО–ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    Научно–техническая революция – это скачок в развитии производственных сил общества, переход их в качественно новое состояние.

    На первом этапе развития НТР (60–70–е годы) важнейшей ее чертой стала автоматизация производственных процессов – то есть появилось еще одно звено в машине, осуществляющее контроль за ее работой. Роботы, станки с программным управлением характеризуют качественные сдвиги в технике, в орудиях производства.

    С конца 70–х годов в развитии НТР появились качественно новые черты, связанные с успехами микроэлектроники. Этот новый этап получил название компьютерной (микропроцессорной) революции. Управляющее и контролирующее устройство в появившейся теперь системе машин (наряду с двигателем, передаточным механизмом и рабочей машиной) освобождает человека не только от контакта с рабочими орудиями (инструментами), но и с самой рабочей машиной. В настоящее время уже имеется более 200 тысяч вариантов применения микропроцессоров. Появилась возможность перехода от отдельных «островков автоматизации» к комплексной автоматизации целых технологических процессов, базирующихся на группе взаимосвязанных машин, оборудования, приборов.

    Наряду с техникой революционные изменения происходят в технологии, то есть в способах воздействия на сырье, материалы, на предмет труда. Продукция ремесленного производства включала два компонента: затраты на сырье и ручной труд (то есть технология характеризовалась материалоемкостью и трудоемкостью). Промышленная революция внесла два новых компонента: капиталоемкость и энергоемкость. НТР дополнила их наукоемкостью.

    Одним из перспективных направлений является биотехнология – то есть использование биологических процессов в производственных целях.

    Наряду с техникой и технологией качественно меняется предмет труда, то есть материалы, которые подвергаются обработке. Эти изменения связаны прежде всего с достижениями физики и химии: создание пластмасс, синтетических волокон и проч.

    Происходят глубокие изменения в источниках энергии: во Франции, например,

    69 % электроэнергии производится на АЭС.

    Когда человек вторгается в область знаний, которая плохо ему знакома, трудности усвоения материала резко возрастают потому, что недостаточно понимаемые явления, понятия с большим трудом образуют необходимые для запоминания связи. Такие понятия представляют для читателя абстракцию высокой степени. В процессе чтения читатель вынужден вдумываться в каждое слово, чтобы постигнуть смысл высказывания. В результате едва ли не каждое слово превращается в отдельную ЕИ. Общее их количество стремительно увеличивается, регистр оперативной памяти переполняется – запоминание становится затруднительным или даже невозможным.

    Образуется замкнутый круг: чтобы освоиться в новой области знаний, необходимо быстро набирать информацию в ней; с другой стороны, возможность набирать информацию резко ограничивается плохим пониманием материала. Как же выйти из этого круга?

    Способ, конечно, всем известен: работать с учебниками, словарями, постигать значение терминов, изучить вначале азы нового предмета.

    Но на кропотливую работу часто не хватает времени, да и задача может стоять совсем иная: только ознакомиться с основными положениями, закономерностями нового предмета. С другой стороны, и в случае глубокого изучения хотелось бы ускорить этот процесс. Как это сделать?

    Частично помочь может метод костылей, сущность которого заключается в следующем.

    Материал читается дважды. Первое чтение протекает по следующим правилам:

    материал читается быстро;

    материал упрощается, насколько это возможно (при первом чтении не надо бояться опошления материала, которое обычно происходит при чрезмерном упрощении);

    на месте непонятных предметов, явлений, понятий ставится костыль: любые знаки, рисунки, символы, способные заменить на время значение того, что не понимается.

    Покажем метод костылей на примере. Необходимо понять и запомнить следующий текст. (Разумеется, невозможно подобрать текст, который был бы в одинаковой мере для всех непонятен. Но важно увидеть принцип работы, который потом легко перенести на любой текст).

    Электромагнитные волны, излученные антенной радиопередатчика, вызывают вынужденные колебания свободных электронов в любом проводнике. Напряжение между концами проводника, в котором электромагнитная волна возбуждает вынужденные колебания электрического тока, пропорционально длине проводника. Поэтому для приема электромагнитных волн в простейшем детекторном приемнике применяется длинный провод – приемная антенна. Вынужденные колебания в антенне возбуждаются электромагнитными волнами от всех радиостанций. Для того, чтобы слушать только одну радиостанцию, колебания напряжения не направляют непосредственно на выход усилителя, а сначала подают на колебательный контур с изменяющейся собственной частотой колебаний. Изменение собственной частоты колебаний в контуре приемника производится обычно изменением электроемкости переменного конденсатора. При совпадении частоты вынужденных колебаний в антенне с собственной частотой колебаний контура наступает резонанс, при котором амплитуда вынужденных колебаний напряжения на обкладках конденсатора контура достигает максимального значения. Таким образом, из большого числа электромагнитных колебаний, возбуждаемых в антенне разными станциями, выделяются колебания нужной частоты.

    Итак, обычно читатель, далекий от этой области знаний, столкнувшись с длинными предложениями, насыщенными существительными–терминами, начинает вдумываться в каждое слово, пытаясь уловить смысл. При этом результат бывает прямо противоположным тому, которого он хочет добиться, так как большое количество ЕИ не помещается в регистре оперативной памяти. Мы же поступим наоборот: резко увеличим скорость чтения, упростим материал, не вдумываясь в незнакомую терминологию, и изобразим на бумаге последовательность материала в виде цепочки костылей.

    Волны передатчика вызывают колебания в проводнике… и чем длиннее проводник, тем сильнее колебания… поэтому именно длинный провод служит антенной…

    Но в проводе есть колебания от разных станций. Как слушать одну? Колебания подают сначала на колебательный контур с собственной частотой колебаний… (На месте колебательного контура – а предполагается, что мы не знаем,

    что это такое – рисуем любую загогулинку и говорим себе: это колебательный контур!)

    Изменение частоты в контуре производится изменением электроемкости переменного конденсатора (на место конденсатора – костыль!). При совпадении частот в антенне и в контуре наступает резонанс – то есть резкое усиление колебаний…

    Вот теперь колебания одной станции и подаются на усилитель!

    Что мы получили в результате этой предварительной работы? Во–первых, цепочку костылей, по которой легко можем пересказать текст – правда, без терминологии (на уровне чертовин, ерундовин, загогулин и проч.).

    Во–вторых, несмотря на неполные знания, мы разобрались в сути происходящих явлений: то есть поняли, как из колебаний, возбуждаемых разными станциями, выделяются нужные колебания. В–третьих, теперь мы можем приступить ко второму чтению – и окажется, что многочисленные термины, вызывавшие наши затруднения, не так уж многочисленны и вовсе не так сложны, как казалось. И наконец, в–четвертых, когда мы станем изучать на полную глубину незнакомые понятия (колебательный контур, конденсатор переменной емкости и проч.), то окажется, что мы значительно облегчили свою работу, поскольку теперь эти понятия не так абстрактны, как прежде – ведь мы уже знаем некоторые их функции.

    Разумеется, вторичное чтение должно происходить без упрощений, а со всей терминологией, с уточнением понятий, с пониманием всей глубины. Однако выполнять эту работу станет намного легче, так как резко снизилась степень абстракции.

    ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

    Несмотря на свое название, этот метод работы с абстрактными текстами рассчитан на образное запоминание, а не на логическое. А название «логическая цепочка» получил потому, что позволяет увидеть логическую последовательность главных мыслей текста и раскрепощает мышление.

    По сути своей этот метод сродни методу костылей, однако некоторая разница между ними имеется. Если метод костылей направлен на работу с технической литературой, то логическая цепочка будет вас выручать при работе с гуманитарным материалом высокой степени абстракции.

    Сложность работы с такими текстами часто состоит в том, что необходимость добиться нужной глубины проникновения в сложную абстрактную мысль заставляет автора быть многословным. Он поневоле детализирует, поворачивая мысль то одним боком, то другим, зачастую отходя довольно далеко от основного объекта мысли.

    Переполнение регистра оперативной памяти приводит к ослаблению возможности увидеть всю мысль целиком, тем более цепочку рассуждений. Воистину, за деревьями леса не видно.

    Сформулируем правила работы по методу логической цепочки:

    – цепочка строится на возможно большем

    объеме информации (в зависимости от характера текста – 1,5–3 страницы, а то и более);резко увеличивается скорость чтения, чтобы избавиться от явления гиперболизации; материал упрощается и обозначается образами–символами;

    по окончании первого чтения необходимо уметь видеть всю цепочку целиком, как единое целое.

    В качестве примера рассмотрим работу со статьей Джозефа Вейсса «Подсознательная работа разума». В школе развития интеллекта «МОЛЬТО» мы предлагаем курсантам запомнить эту статью с двумя установками. В первом случае требовалось прочитать и пересказать. Результаты при этой установке, как правило, оставляли желать лучшего: курсанты часто теряли нить рассуждений и несколько раз начинали чтение статьи сначала. Это происходило потому, что установка на пересказ заставляла вчитываться в мелкие детали – что приводило к переполнению регистра оперативной памяти. В другом случае требовалось читать быстро, большими кусками, формировать ЕИ с помощью образов–символов. Результат разительно отличался от первого – большая часть курсантов недоумевала: а что же здесь сложного?

    ДЖОЗЕФ ВЕЙСС «ПОДСОЗНАТЕЛЬНАЯ РАБОТА РАЗУМА»

    Как лечит психотерапевт? Он старается воздействовать на подсознание своего пациента. Отсюда другой, не менее важный вопрос: как функционирует подсознание?

    Согласно общепринятому мнению, люди не способны подсознательно осуществлять те виды интеллектуальной деятельности, которые производятся сознательно, например, составлять планы. Однако наши исследования терапевтических методов лечения свидетельствуют, что человек способен подсознательно мыслить, предвидеть последствия, принимать решения, составлять и реализовывать планы. Но это еще не все: можно сделать так, чтобы эти способности содействовали выздоровлению больных, помогая управлять иррациональными установками, эмоциями, поведением.

    Целью наших исследований было сравнение двух различных психоаналитических (Фрейдовских) гипотез о природе подсознательной работы разума, имеющих ценность для понимания механизмов терапевтического процесса.

    Согласно теории психоанализа у человека с самого раннего детства мощные психические образования, «запретные» для сознания, могут вытесняться в подсознание своего рода «цензурой», которая представляет собой силы, не дающие подавленному психическому материалу вновь проникать в сознание. Однако эти вытесненные в подсознание психические образования (к ним Фрейд вначале относил главным образом сексуальные и агрессивные импульсы, а затем причислил к ним убеждения, суждения и такие переживания, как стыд и чувство вины) продолжают влиять на настроение и поведение человека. Следовательно, они могут усугублять симптомы, заставляющие человека обращаться к психотерапевту, – необъяснимую депрессию, беспредметную тревогу и неадекватное поведение, которые, похоже, плохо поддаются контролю со стороны сознания.

    Поскольку «цензура» ограничивает осознание человеком причин собственных поступков и переживаний, ограничивая тем самым и его контроль над различными структурами собственной личности, основное внимание в психоаналитической терапии уделяется тому, чтобы помочь пациенту ослабить силы вытеснения и осознать ранее подавленный психологический материал. Психотерапевт предлагает пациенту прибегнуть к свободным ассоциациям, т. е. облечь в слова все приходящие на ум мысли, образы, воспоминания или переживания. Подобные ассоциации дают ключ к пониманию неосознаваемых влечений и интересов пациента. Психотерапевт соответствующим образом интерпретирует заявления пациента, объясняя ему, какие желания, страхи, убеждения, чувство вины или иные психические образования лежат в их основе. Считается, что объяснение психотерапевта помогает больному постичь, каким образом подсознание влияет на его осознанные мысли, переживание, поведение.

    Обе гипотезы, на которых мы сосредоточим свое внимание, согласуются с основными положениями теории психоанализа, но они существенно расходятся в положении о том, в какой степени человек способен контролировать работу своего подсознания. Первая гипотеза, которую мы называем динамической, предполагает, что человек вообще не может или лишь в малой степени может контролировать свою подсознательную психическую жизнь. По этой гипотезе деятельность подсознания складывается главным образом из сил двух типов. С одной стороны, требующие удовлетворения сексуальные и агрессивные импульсы стремятся проникнуть в сознание; с другой стороны, им противодействуют силы вытеснения. Подсознательные импульсы и силы вытеснения взаимодействуют подобно тому, как взаимодействуют физические силы. Так, две противоположные силы взаимо–уничтожатся, если они равны по величине; в противном случае большая сила одолеет сопротивление меньшей. Взаимодействие этих сил и определяет поведение человека.

    Вторая гипотеза, которую мы называем гипотезой контроля, допускает, что человек способен в некоторой степени контролировать работу своего подсознания: импульсы и другие психические образования хранятся в подавленном состоянии не из–за того, что силы вытеснения неизбежно превалируют над неосознанными импульсами, но благодаря тому, что человек может, основываясь на своем прошлом опыте и оценивая настоящее, бессознательно решить, что переживание–либо выражение тех или иных вытесненных ранее психических образований представляло бы для него опасность. Так, возможно, подсознательно принимается решение о том, что проявление любви к определенному человеку грозит унижением.

    Гипотеза контроля, кроме того, предполагает, что пациенты, решившие прибегнуть к психотерапии, имеют сильное подсознательное желание вылечиться, а следовательно, подсознательно (равно как и сознательно) хотят осознать вытесненный психический материал и уяснить его значение, а значит, могут решиться на извлечение ранее подавленного психического материала и осознание его, если это больше не представляется ему опасным.

    ЕИ может иметь следующий вид:

    Причем мысль о том, может ли планирование происходить на подсознательном уровне, на этапе первого чтения несущественна: пока важно понять две гипотезы и теорию «цензуры», на которой они строятся. При вторичном, внимательном чтении выстроится полная логическая цепочка, в которой найдет свое место и первая мысль. Однако на практике почти невозможно сразу определить, какая мысль основная, а какая – ее следствие, поэтому обычно в ЕИ включаются все более или менее крупные мысли.

    Тем не менее общая картинка ЕИ оказывается небольшой – ее легко удерживать в памяти. Она становится символом общей идеи статьи и служит фундаментом для понимания дальнейшей информации.