Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе. Новые формы дошкольного образования. Группа юный олимпиец

Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе. Новые формы дошкольного образования. Группа юный олимпиец

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной гуманитарный институт

Школа руководителей ДОУ

«Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Практико-значимый проект

«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в ДОУ города»

Выполнила

Киселева Людмила Николаевна

МДОУ №37, заведующая

Г. Подольск Московской обл.

Орехово-Зуево 2014 год

На современном этапе вопрос создания вариативных форм дошкольного образования является актуальным. Родители желают развивать своих детей с раннего возраста, а возможность ходить в дошкольное учреждение не каждому представляется. Но и те родители, которым посчастливилось попасть в детский сад, не всегда оказываются удовлетворены тем спектром услуг, которые предоставляются дошкольным учреждением. Сегодня на смену классической форме дошкольного образования - детский сад полного дня - пришли новые вариативные формы. Проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.

Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Наряду с государственными существуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные группы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом дошкольном образовании. Есть все основания считать, что в будущем тенденции к разнообразию дошкольных учреждений будут усиливаться

Развитие дошкольных образовательных учреждения - в развитии инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса. Это удовлетворение потребностей родителей в новых формах дошкольного образования. Одной из таких форм является создание в ДОУ групп кратковременного пребывания детей.

Группы кратковременного пребывания - вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением ДОУ, реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет). Данные группы создаются для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.

Сегодня в дошкольных учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей.

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.

Цель проекта .

Осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду; содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения; повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; развитие познавательной сферы детей, соответствующее возрасту; расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира; взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Основными задачами , которые призвана решать группа кратковременного пребывания являются: организация периода адаптации ребенка к детскому саду; формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми; укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей; развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); развитие основных видов деятельности; подготовка детей к поступлению в детский сад.

Гипотеза: создание группы кратковременного пребывания поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.

Срок реализации: 201 – 2014 у.г.

Примерный перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего группы кратковременного пребывания:

  1. Положение о группах кратковременного пребывания.
  1. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения групп кратковременного пребывания.
  1. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» (как в пределах выделенных бюджетных ассигнований для детей и родителей, так и при реализации дополнительных образовательных услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста и родителям за плату) с полным их перечнем.
  1. Договор с родителями, желающими пользоваться услугами группы кратковременного пребывания.
  1. Смета расходов на содержание группы кратковременного пребывания.
  1. Штатное расписание.
  1. Должностные инструкции.
  1. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании групп кратковременного пребывания.

Этапы формирования групп кратковременного пребывания

Экспертиза условий для создания групп

Организация групп кратковременного пребывания предполагает анализ материально-технических и кадровых условий ДОУ, финансово-экономической базы, образовательных запросов родителей как основы отбора средств и программно-методического содержания педагогического процесса.

Экспертиза условий ДОУ по открытию группы кратковременного пребывания помогает выбрать наиболее оптимальные модели образовательных услуг, которые можно предложить родителям. Экспертизу может провести группа работников дошкольного образовательного учреждения, которую создают по решению педагогического совета учреждения. Экспертизе подвергаются несколько направлений: занятость обслуживающего персонала и специалистов, помещений ДОУ в течение рабочего дня; предметно-развивающая среда учреждения.

Принципы работы групп кратковременного пребывания

Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием.

В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:

  1. организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
  2. гибкие формы организации детей (пары, подгруппы, малые группы), обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения;
  3. дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности.

Реализация принципов образовательной работы невозможна без тщательной подготовки в первую очередь воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики. В работе педагога в группе кратковременного пребывания предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, закреплению и расширению представлений детей об окружающем мире. Фундаментом же всей последующей консультативной и методической помощи является педагогическая диагностика и, как следствие, заполнение индивидуальных карт развития ребенка, обсуждение планов дальнейшего развития ребенка со специалистами и родителями. Такая работа осложняется тем, что дети находятся в дошкольном учреждении довольно непродолжительное время, и обратная связь, которая предоставляет педагогу информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент взаимодействия, недостаточна. Подготовка воспитателей для работы в группе кратковременного пребывания в первую очередь должна заключаться в следующем:

  • Развитие умения свободно работать по образовательным программам нового поколения, ориентированным на развитие ребенка. Воспитатель при организации педагогического процесса должен иметь в виду одну или несколько целей, важных для развития именно этого ребенка.
  • При взаимодействии с ребенком обеспечивать обратную связь для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка, которая будет лежать в основе последующего планирования педагогических воздействий, их корректировки и организации работы с родителями.

Деятельность специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи их родителям по своему профилю. Для этого логопед, психолог и другие специалисты должны подобрать диагностический инструментарий, быть готовыми к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработать программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом.

Младшие воспитатели, работающие в группе кратковременного пребывания, должны иметь представление о специфике таких групп, особенностях учебно-воспитательного процесса, основных задачах воспитания и обучения дошкольников, владеть коммуникативными навыками и умениями. Администрация ДОУ с этой целью может организовать краткосрочные курсы для обслуживающего персонала.

Работа педагога-психолога регламентируется в соответствии с основными направлениями образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.

Организация образовательной среды

Организация функционирования групп кратковременного пребывания требует создания специальной учебно-материальной базы и предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям и закономерностям развития ребенка дошкольного возраста: подготовленной педагогической команды, состоящей из специалистов-профессионалов; помещения с необходимым набором мебели в соответствии с ростом и возрастом детей; игровой комнаты с набором мягких модулей, игр и игрушек и физкультурного уголка с мини-спорткомплексом и тренажерами; комнаты отдыха.

Мебель, оборудование и игровые материалы должны соответствовать психофизиологическим особенностям детей данного возраста, отвечать принципам функционального комфорта, требованиям техники безопасности, позволять детям легко перемещаться в пространстве. Оформление помещений должно быть приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика).

Игровое пространство организуется в соответствии с потребностями ребенка в социальном развитии. Необходимо определить предметную сферу для занятий, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, конструирования, художественного творчества, самостоятельной деятельности детей, а также для общения детей и их уединения.

Задачи функционирования групп кратковременного пребывания реализуются не только в процессе занятий, но и развивающих игр. Поэтому предметно-развивающая среда должна быть максимально оснащена разнообразными учебными и методическими пособиями.

При компоновании фонда игрушек надо позаботиться о том, чтобы они были разные: дидактические, сюжетно-образные, музыкальные, спортивные, театральные, игрушки-забавы и т.д. Среди дидактических игр обязательно должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на воссоздание целого из его частей. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть не только разнообразным, но и постоянно меняющимся.

Необходимо оснастить группу техническими средствами для занятий (магнитофон, проигрыватель и др.). Большое внимание следует уделить подбору книг, среди которых должны быть произведения детской художественной литературы.

Работа с родителями

В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ тесное сотрудничество с семьей становится решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации и консультации профессиональных педагогов.

От правильного выбора форм работы образовательного учреждения с семьей зависит характер и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.

Для того чтобы заинтересовать и привлечь родителей к совместной работе, необходимо доказательно обосновать необходимость такого сотрудничества, представить (спрогнозировать) результаты работы. Можно ознакомить их с планом работы, выявить их интересы, желания, потребности в этом направлении.

Совместная работа строится на следующих принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  • единство;
  • систематичность и последовательность;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье;
  • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему.

Для более тесного сотрудничества с семьями рекомендуется проводить:

  • тематические родительские собрания и родительские гостиные;
  • консультации педагогов, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • просветительские мероприятия (лектории, встречи со специалистами, семинары-практикумы) для родителей по вопросам образовательной политики, обучения, воспитания, возрастных особенностей, сохранения и укрепления здоровья детей, ознакомлению с новаторскими идеями в области педагогики и психологии;
  • ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребенка;
  • обучение конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности;
  • «открытые дни» для родителей с посещением разнообразных занятий с детьми;
  • ознакомление родителей с содержанием работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
  • информирование родителей о событиях каждого дня в группе (информация в печатном виде на стендах);
  • совместные праздники и развлечения;
  • совместные просмотры отснятых фото- и видеоматериалов, обсуждения по итогам прошедших мероприятий, подведение итогов и планирование;

Анкетирование (не реже 2 раз в год) и т.п.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

Целью создания вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей в ДОУ, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Семейная дошкольная группа

Получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования является конституционным правом граждан Российской Федерации. В соответствии со ст.17 и 64 Закона об образовании в РФ допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе и в форме семейного образования. Одним из возможных путей решения вопроса обеспечения гарантии прав граждан на получение доступности образовательных услуг дошкольного образования и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу может стать развитие вариативных форм организации работы с дошкольниками путем создания семейных дошкольных групп.

В 2015г. в МКДОУ Баганском детском саду №2 «Солнышко» появилось структурное подразделение: семейная дошкольная группа. Ее появление стало результатом большой предварительной работы, проведенной на двух уровнях:

Управления образования и администрации Баганского района;

Самого ДОУ.

На 1-м уровне была сформирована нормативно-правовая база:

Создано Положение «О создании районной экспериментальной площадки по отработке модели «семейного детского сада», в целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, развития новых форм дошкольного образования, поддержки материнства и детства, снижения очередности в дошкольные образовательные учреждения,

Создана комиссия и обследованы социально-бытовые условия семьи;

Создано две семейные дошкольные группы на базе ДОУ;

Утвержден список детей-воспитанников семейных дошкольных групп (СДГ).

На 2-м уровне был разработан пакет документов, регламентирующий деятельность учреждения и СДГ:

Изменение штатного расписания с введением двух дополнительных ставок воспитателя;

Разработаны Должностная инструкция воспитателя СДГ, трудовые договора, договор между ДОУ и СДГ, оформлены личные дела воспитанников группы, документация по соблюдения правил СанПиНа.

Главной целью групп является присмотр, уход и оздоровление детей в условиях семьи без реализации ООП. Воспитанниками двух семейных дошкольных группы являлись 9 детей, в настоящее время функционирует одна СДГ- 3 ребёнка. Детским садом определена модель взаимодействия воспитателей СДГ с учреждением: медицинская сестра курирует вопросы соблюдения требований СанПиН, проводит обучение по организации питания. Заместитель заведующего руководит методической грамотностью воспитателей по выполнению режимных моментов, по методике закаливания детей; организовывает взаимодействие воспитателей с педагогами - специалистами ДОУ. Я, как руководитель координирую всю деятельность, оформляю трудовые отношения, инструктирую воспитателей по технике безопасности, обеспечиваю взаимодействие с ЦРБ с.Баган по медицинскому обслуживанию воспитанников, осуществляю контроль. Это позволяет не только систематически получать новый опыт работы детского сада, но и при возникновении рабочих вопросов сразу находить их решение. Учитывая невозможность воспитателей СДГ встречаться в стенах детского сада без детей, для реализации всего процесса, было найдено удобное время встреч с администрацией и принято решение проводить их на дому семейной группы, либо по телефону и через электронную почту. А члены администрации ДОУ разработали и передали воспитателям памятки, графики, правила, учитывая «домашний уклад» группы. Дети воспитываются согласно утвержденному приказом заведующего ДОУ режиму дня. В нем отражены и время функционирования группы, и проведение всех режимных моментов: утренней гимнастики, одевания/раздевания детей, питания, прогулки, закаливающих процедур.

Семейные дошкольные группы, как новое структурное подразделение нашего учреждения действует три года. Конечно, возникающих вопросов пока много. Но преимуществ, как нам видится, еще больше: мамы - воспитаетели получили не только новое рабочее место без отрыва от семьи и воспитания детей, но и огромный поток новых знаний, которые, всерьез помогают правильно растить и воспитывать своих детей. Детская жизнь этих дошколят организовалась так, что стала насыщенной и интересной, по-настоящему полезной для них. Мы постоянно приглашает их на различные праздники и развлечения.

Посещая семейную дошкольную группу, ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Посещая семейную дошкольную группу, ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Конечно, введение такой модели не может быть массовой, но есть уверенность, что за ней будущее. К тому же она вызывает интерес у определенной части многодетных, молодых семей и родителей, чьи дети по тем или иным причинам не могут посещать детский сад.

Открытие семейных дошкольных групп позволяет сделать услуги более разнообразными и доступными для населения, а также увеличить количество детей, получающих качественное образование.

Таким образом, вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

ТЕМА: Вариативные формы дошкольного образования.

Сложные и противоречивые изменения, которые в последние годы коснулись образовательной системы на всех ее уровнях, потребовали переосмысления качества и условий воспитательно-образовательной деятельности, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Российская система образования, осуществляя переход “к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование «творческой социально ответственной личности”, перестраивается на основе принципов индивидуализации и вариативности. На базовом уровне системы в дошкольном образовании и воспитании эти принципы находят отражение в создании сети образовательных услуг по выбору в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка (личностными, физическими, образовательными) и в вариативных программах дошкольной подготовки (вариативных образовательных маршрутах).

Вариативность – качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Показателями степени вариативности педагогической системы являются:

  • наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для дошкольников вариантов программ;
  • возможность выбора одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного индивидуально для каждого ребёнка варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей)

ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитание подрастающего поколения.

При подборе материалов для нашей работы изучались исследования специалистов в области экономики вариативного образования, определение его роли в социально-экономическом развитии, его эффективность, вопросы управления развитием, инновациями и качеством, через изучение опыта коллег и оценку ресурсного обеспечения в рамках нашего ДОУ.

Таким образом, объектом исследования является система дошкольного образования в ДОУ № 17, предметом – вариативность дошкольного образования, в образе – родителей, детей и педагогов нашего сада.

ЦЕЛИ

Целью настоящего нашего проекта является разработка проекта вариативной системы дошкольного образования, что включает в себя следующее:

1. Изучение нормативно-методической базы по вариативным формам дошкольного образования;

2. Мониторинг социального заказа в области вариативных форм дошкольного образования.

3. Оценка соответствия собственных целей и ресурсов;

4. Разработка моделей вариативных форм дошкольного образования в нашем ДОУ (нормативное и методическое сопровождение).

ЗАДАЧИ

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи :

1. Проанализировать современную систему дошкольного образования, выявить проблемы вариативности дошкольного образования и его развития в настоящее время;

2. Оценить и охарактеризовать уровень востребованности вариативных форм в детском дошкольном учреждении;

3. Разработать проект вариативного дошкольного образования для детского сада.

ФОРМИРОВАНИЕ

Целью нашей работы, главным образом, было желание управлять качеством дошкольного образования на практике, в объёме и на примере нашего детского сада. Содержание разработки было направлено на понимание педагогами – ВСЕМИ участниками истории становления вариативных форм, сущности и места новых форм в общей системе дошкольного воспитания и образования; знакомство с современными доктринами и концепциями, нормативно-правовыми и методическими документами в этой сфере; овладение основами управления дошкольным учреждением и его структурными подразделениями; формирование представлений о содержании и структуре вариативных образовательных программ для разных контингентов детей, различающихся по возрасту, возможностям здоровья и образовательным потребностям.

ПРЕДПОСЫЛКИ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ для детских садов с обновленным содержанием.

Очередная насущная задача - введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.

ПЕРЕЧЕНЬ

1. Разработка и утверждение перечня внедряемых и потенциально востребованных вариативных форм дошкольного образования, для этого необходимо:

2. Осуществление подготовки нормативно-правовой базы:

Лицензирование дополнительной образовательной программы;

Внесение изменений в Устав;

Разработка Положения о каждой вариативной форме в отдельности;

Разработка формы договора с родителями;

Разработка формы договора с сотрудниками;

Разработка должностной инструкции.

3. Разработка образовательной программы.

4. Подбор необходимого оборудования и создания условий в детском саду

Подбор помещений, кадров, оснащение среды.

5. Налаживание контактов с соц. партнёрами.

6. Комплектование групп.

ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Цель: всестороннее развитие детей, не посещающих детский сад.

Адаптационная группа «Раннее развитие»– для детей от 1 до 3 лет. Создаются такие группы с целью подготовки ребёнка к поступлению в детский сад.

«Играя, обучаюсь» – для детей от 1 до 7 лет. Такие группы созданы для всестороннего развития и социализации детей в группе со сверстниками и взрослыми посредством игровой деятельности.

Разработано Положение о группах кратковременного пребывания (ГКП), План работы (Содержание воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания; формы работы; время и режим функционирования групп ГКП), определены категории работников, которые будут осуществлять работу в ГКП.

Цель: обеспечение раннего развития и социализации детей раннего возраста.

Задачи:

1. Ранняя диагностика и развитие детей раннего возраста;

2. Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение;

3. Формирование умений общения со сверстниками.

Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР)

Цель воспитательно-образовательной работы ЦИПР - всестороннее развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике воспитания современных и традиционных игровых технологий, адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Основные задачи ЦИПР:

Ознакомление родителей с современными и традиционными видами игровых средств обучения;

Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения;

Организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

Обучение родителей (законных представителей) выбору оптимальных методов и средств по развитию детей дошкольного возраста;

Оказание содействия в социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

Игровая поддержка и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Разработано Положение о Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР). План работы (Содержание воспитательно-образовательной работы в ЦИПР; время и режим функционирования ЦИПР), определены категории работников, которые будут осуществлять работу в ЦИПР.

Цели воспитательно-образовательного процесса ЦИПР:

1. Создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства.

2. Формировать основы базовой культуры личности.

3. Всесторонне развивать психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

4. Готовить ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, художественной, двигательной, элементарно-трудовой

Консультативный пункт

Цель: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Основными задачами КП являются:

1. Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

3. Поддержка всестороннего развития личности детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ.

4. Помощь в социализации детей, не посещающих ДОУ.

Разработано:

Положение о Консультативном пункте;

План работы Консультативного пункта;

План-график работы консультативного пункта для родителей;

Режим, форма работы Консультативного пункта;

Консультативный пункт создаётся для семей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и воспитывающихся на дому, поддержки всестороннего развития личности детей.

ЛЕКОТЕКА Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 1 года до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Задачи деятельности «Лекотеки» определяются: индивидуально-ориентированной программой сопровождения ребенка, разрабатываемой специалистами, на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Игра - основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.

«Лекотека» осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 лет на основе современных и традиционных методов организации игровой деятельности.

Ожидаемые результаты

Главная цель образовательной политики на современном этапе – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образования, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе. Для реализации поставленной задачи по приоритетному направлению доступности дошкольного образования и психолого-педагогической поддержки семьи решаются следующие задачи:

Развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами населения;

Обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

Оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье, поддержка материнства и детства.

Ожидаемые результаты от введения вариативных форм образования в дошкольном учреждении:

  • повышение качества и доступность дошкольного образования для детей и их родителей;
  • содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования;
  • определение новых подходов к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования;
  • оптимизация нормативно-правового регулирования инновационными преобразованиями системы дошкольного образования.

Главным выводом проделанной работы является обнаружение связи между организацией вариативных форм и качеством образования в ДОУ, что позволило рекомендовать внедрение конкретных образовательных программ.

Практическая ценность работы, при этом, заключается в этом, что представленный проект вариативного образования на примере функционирования детского сада применим к реализации в любом дошкольном учреждении.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

В данном материале предлагается опыт работы ДОУ по организации различных вариативных форм дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Вариативность образовательной системы в дошкольном учреждении .

Развитие своего дошкольного образовательного учреждения мы видим в развитии инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса. Для нас это, прежде всего, удовлетворение потребностей родительской общественности в новых формах дошкольного образования. Современные мамы хотят рано развивать своих детей.

Казалось бы, сегодня в условиях тотального дефицита мест в детских садах нет смысла говорить о повышении конкурентоспособности дошкольных учреждений, но тем не менее конкуренция есть. Дошкольному учреждению не безразлично, кто придет к ним в детский сад: пассивные потребители образовательных услуг или заинтересованные родители, готовые активно участвовать в образовательном процессе, инвестировать в него финансовые, интеллектуальные средства и пр.

Сегодня мы убедились, что на смену классической форме дошкольного образования - детский сад полного дня - пришли новые вариативные формы, На примере дошкольного образования в нашем городе, мы видим, что проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.

Одна из приоритетных задач работы нашего учреждения – взаимодействие с семьями воспитанников. Вот уже несколько лет ДОУ – опорный детский сад по взаимодействию с родителями для педагогов города.

Одним из важнейших вопросов данного направления работы – построение партнерских взаимоотношений в системе «педагог – ребенок – родитель».

Осознание педагогами смысла происходящих процессов в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий.

Это дало новый импульс для развития инициатив и творчества педагогов, в том числе и по разработке вариативных форм.

3. Семейная группа (структурное подразделение ДОУ)

Семейные группы - форма организации дошкольного образования, направленная на обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, поддержку многодетных семей, предоставления родителям возможности трудоустройства, практической реализации индивидуального подхода в воспитании ребенка.

Семейная группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Семейная группа организуется в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи. Работники семейной группы являются сотрудниками учреждения.

Важным моментом в организации данной формы дошкольного образования является ее оформление как семейной группы. Это требование продиктовано особенностями действующего законодательства, регулирующего данную сферу. Требования к условиям деятельности семейных дошкольных групп предусмотрены в разделе XI СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91).

На основании Постановления Главы города, приказа Начальника Управления образованием в июне 2009 в ДОУ были открыты 2 семейные группы. В настоящее время таких групп 5 с общим количеством детей- 8. В соответствии с этим были внесены изменения в штатное расписание.

При открытии групп был собран необходимый пакет документов: должностные инструкции, трудовой договор, заявления, выписки из приказов, договора взаимодействия

Старшие воспитатели составили план работы ДОУ по взаимодействию с семейными группами и разработали ряд методических рекомендаций по организации и проведении воспитательно-образовательной работы с детьми семейных групп, предметно-развивающей среды, режим дня, рекомендуемый в семейной группе, расписание занятий в ДОУ.

Специалистами ДОУ были разработаны и проведены следующие мероприятия: беседы, консультации, памятки, буклеты на различную тематику: «Как организовать досуг дома», «Как провести выходные с ребенком», «Игры на кухне», «Двигательная активность малышей», «Речевые игры и упражнения» и др. Старшая медицинская сестра провела беседу по закаливанию и проведению прогулок.

Собрана небольшая библиотека педагогической литературы, как педагогической, для младших воспитателей, так и художественной, для чтения детям.

Детский сад оказал практическую помощь в подборе материала по проведению развивающей и игровой деятельности (игровые, учебные пособия, аудиотека).

Составлен оперативный психолого-медико-педагогический контроль семейной группы ДОУ, разработаны и заполняются Листы посещения, социальный паспорт семьи.

С целью соблюдения санитарно-гигиенических условий, оснащения, организации развивающей среды были проведены посещения семей заведующей, старшими воспитателями, старшей медсестрой. Организацию питания проверяла завхозяйством. Составлены акты посещения семей, карты контроля.

Старший воспитатель ДОУ выступала с целью обмена опыта по работе семейных групп на августовском форуме в г. Мариинске. Посетила там семейный детский сад.

Традицией стало празднование Дней рождения детей; изготовление подарков руками детей и педагогов ДОУ. Собраны фотографии.

Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейной группе проводятся как в здании детского сада (музыкальные занятия, подготовка и участие в утренниках, спортивные занятия, бассейн и др.), так и в домашних условиях. Даны соответствующие рекомендации.

Т.О. можно отметить следующие социальные эффекты организации семейных групп при ДОУ:

1. Решается вопрос сокращения очереди в детские сады и реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

2. Родители могут устроиться на официальную работу – они становятся воспитателями, младшими воспитателями, прикрепленными к ДОУ. Следовательно, они имеют трудовую книжку и зарплату, в зависимости от квалификации.

3. Семейные группы – это материальное подспорье для семьи, поскольку на питание каждого ребенка им будет выделяться определенная сумма.

4. В семейную группу могут ходить дети, по разным причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения.

4.Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования

Группы кратковременного пребывания (ГКП) - вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением ДОУ, реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет). Данные группы создаются для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.

Сегодня в дошкольных учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Видовое разнообразие групп позволяет родителям выбирать образовательные маршруты для своих детей. Среди групп кратковременного пребывания особо выделяются такие, как: «Адаптационная группа» (от 2 до 3 лет), «Группа развития» (от 3 до 7 лет), «Играя, обучаюсь» (от 1,5 до 7 лет), «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» (от 2 до 7 лет), и др.

Коллективом нашего образовательного учреждения в 2012 году было проведено мини-исследование по изучению востребованности видов групп кратковременного пребывания в близлежащем районе. Результаты исследования показали, что самая востребованная - адаптационная группа (53%).

Сокращенное по времени пребывание в ДОУ и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что реша ет многие проблемы коммуникативного характера. Ежедневная возможность общения с родителями по волнующим вопросам, а также проведение групповых консультаций по единой тематике позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями.

Вместе с выявленными трудностями и противоречиями работа ГКП показала, что есть реальная возможность для сотрудничества ДОУ с разными категориями семей, обеспечивая доступность дошкольного образования, социальную адаптацию детей, подготовку их к школе, а также повышения престижа учреждения и рационального использования его внутренних ресурсов

Повышенный спрос на ГКП связан с увеличением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства, а также с постепенным увеличением уровня рождаемости детей.

Группа кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.

Адаптационная группа кратковременного пребывания функционировала в ДОУ с мая по июль 2012г. Группа рассчитана на детей от 1, 5 до 3-х лет.

Мы хотим познакомить со своим алгоритмом организации деятельности адаптационной группы.

Прежде всего, мы изучили нормативно-правовую базу, оценили возможности нашего учреждения: материально-техническую базу; наличие помещений; соблюдение условий СанПин; методическое обеспечение образовательного процесса; профессионализм и творческий потенциал педагогов.

Для регламентации деятельности группы в детском саду нами были разработаны специальные локальные акты: положение о группе кратковременного пребывания; договор между МБДОУ и родителями (законными представителями) ; приказ на открытие группы кратковременного пребывания в МБДОУ; должностные инструкции сотрудников (воспитателя и помощника воспитателя) ; режим работы группы; определение программы образовательного процесса; документация группы (планы работы, сведения о детях, о родителях, табеля посещаемости, квитанции по родительской плате) .

С самого начала работы была четко сформулирована цель деятельности группы кратковременного пребывания: реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование.

Определены задачи:

Обеспечение доступности дошкольным образованием детей раннего возраста;

Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях;

Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников, поступление в детский сад.

В адаптационные группы кратковременного пребывания мы набирали по 8-10 человек неорганизованных детей.

Малыши этой группы посещали детский сад каждый день на протяжении двух месяцев.

Одним из ведущих принципов организации непосредственно образовательной деятельности в этой группе является принцип детско-взрослого сотрудничества, основанный на интересах ребенка и перспективах его дальнейшего развития.

Работа спланирована таким образом, что родители детей, посещающих группу кратковременного пребывания, являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями, они охотно вовлекаются в процесс развития ребенка. Это позволяет избежать осложнений в начальной фазе адаптации, обеспечить оптимальное ее течение и постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Родители, находясь с ребенком в группе, лучше узнают своего малыша, видят и понимают, в чем он успешен и какие у него трудности, а также родители, наблюдая работу воспитателя, обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими детьми.

В работе педагога в группе кратковременного пребывания предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире.

Для самого малыша, посещающего группу кратковременного пребывания – это целостный образ жизни – два часа в день заполнены разнообразными делами, видами деятельности, которые организует воспитатель группы. Это: - пальчиковые, хороводные, подвижные игры;

Игры-драматизации (совместное проигрывание сказок с родителями) ;

Игры с дидактическими игрушками;

Сюжетные игры;

Совместное рисование (фломастерами, мелом, восковыми мелками, гуашью, пластилином) ;

Совместное конструирование из крупного и мелкого строителя, а также из бумаги и природного материала.

Вся непосредственно образовательная деятельность проводится в непринужденной партнерской форме (парами, малыми подгруппами), что способствует свободному общению детей, педагогов и родителей.

За счет такого разновозрастного и многообразного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений, в результате чего складывается готовность перехода ребенка в группу «полного дня», развивается самостоятельность и эмоционально-положительное отношение к детскому саду.

В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ тесное сотрудничество с семьей является решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации профессиональных педагогов.

Родители систематически пользуются литературой библиотеки детского сада. Кроме того, родители не беспокоятся об эмоциональном состоянии ребенка, который вскоре начнет посещать детский сад полный день.

Результаты работы адаптационной группы кратковременного пребывания благоприятно отразились на педагогическом коллективе МБДОУ. Помимо формирования положительной репутации детского сада (повысился авторитет среди родителей) и повышения собственного социального статуса, педагоги обеспечивают качественную подготовку детей к посещению ДОУ на полный день. Спрос родительской общественности в необходимости деятельности группы кратковременного пребывания возрос.

Т.О. организация групп кратковременного пребывания дает возможность детям, не посещающим ДОУ, пройти «начальную» социализацию в среде сверстников.

5. Организация работы Консультативного пункта (КП) для родителей.

Консультативный пункт (КП) - для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи КП:

оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста.

Проведена соответствующая подготовка к работе КП:

1. Составлен план работы консультативного пункта.

2 . Определены эффективных формы и методы работы с родителями и детьми.

3. Разработана необходимая документация.

С родителями или лицами их заменяющими, которые будут посещать КП, проводилась беседа о правилах работы КП, о взаимных правах и обязанностях, заключались договора.

С 17 сентября 2012г. в нашем детском саду №40 «Солнышко» начал свою работу Консультативный пункт для родителей и детей, не посещающих дошкольные учреждения. Создан он в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих детский сад.

В план работы Консультативного пункта в течение года запланированы встречи со специалистами ДОУ, практические занятия, круглые столы, спектакли и развлечения для детей. Родители имеют возможность в любое время связаться со специалистами, получить необходимую консультацию.

Плодотворно и интересно проходят занятия в Консультативном пункте. Присутствующие были ознакомлены с законодательной базой в дошкольном образовании, их вниманию были предложены другие нормативные документы, Положение о Консультативном пункте. Познакомились и с работой детского сада, его успехами и традициями. Организовали и провели мастер-классы и специалисты ДОУ: педагог дополнительного образования предложила свою помощь в изготовлении экологически чистых красок, учителя-логопеды вели разговор о развитии активного словаря малыша, инструктор по физкультуре обучила родителей нескольким динамичным играм. Накануне нового года провели совместный праздник Новогодней елки.

Родители обменялись своими мнениями, поделились проблемами в воспитании своих детей, высказали свои пожелания, заполнили анкеты. Все встречи проходят в теплой, непринужденной обстановке, в обстановке взаимной заинтересованности и, надеемся, стала первым шагом на пути конструктивного сотрудничества в будущем.

Заключение

Таким образом, вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Необходимо особо отметить тот факт, что процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Анализ сложившейся ситуации в системе образования, по затронутой проблеме, показывает, что в настоящий момент сократился рост очередности в дошкольные учреждения, возрос родительский интерес к данным учреждениям.

Ожидаемые результаты от введения вариативных форм образования в дошкольном учреждении:

  1. повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;
  2. сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества;
  3. осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений;
  4. гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования обеспечится оптимальным взаимодействием различных сфер жизнедеятельности г. Юрги и Кемеровской области;
  5. содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования;
  6. определятся новые подходы к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования;
  7. оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного образования;
  8. на основе компетентностного подхода сформируется система мониторинга оценки качества инновационной деятельности специалиста и гибкая система профилей его подготовки и переподготовки;
  9. сложится общественно-государственная система управления качеством дошкольного образования.

Формы всякие нужны, формы разные важны .


Для России XXI век стал временем качественных изменений в сфере дошкольного образования, временем перехода к вариативности, выраженной на концептуальном уровне, что определило существенные перемены в организационных, психолого-педагогических, содержательных и технологических основах дошкольного образования и воспитания. Так, сегодня создание эффективной сети учреждений/организаций дошкольного образования опирается на предварительное проведение региональных мониторинговых исследований образовательных потребностей местного сообщества. Такие исследования дают возможность проанализировать родительский запрос в отношении дошкольного образования, определить образовательный уровень детей-дошкольников, посещающих и не посещающих детские сады, выявить и систематизировать оптимальные условия продолжения их образования, в зависимости от их уровня актуального развития. Кроме того, формирование гражданского заказа на развитие сети дошкольных образовательных учреждений реализуется:

  • - через информирование граждан в средствах массовой информации о перспективах развития сети дошкольных образовательных учреждений;
  • - через диалог экспертов - представителей образовательного сообщества и родителей, направленный на формулирование гражданского заказа к дошкольному образованию;
  • - через семинары и дискуссии в профессиональном сообществе, направленные на формирование общих представлений о результативности образования и способах методического сопровождения образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (например, на муниципальном уровне сегодня весьма активно создаются ресурсные центры дошкольного образования, оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным организациям соответствующей территории).

Особое внимание при определении социального заказа как одного из важных направлений развития сети образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными. В частности, сеть призвана ответить на запрос дошкольного образования относительно детей, имеющих особые образовательные потребности. Это предполагает институционализацию наряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов, как:

  • группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др.), организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;
  • группы надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик» и др.), организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;
  • группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении, или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования;
  • адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Например, в сфере Московского дошкольного образования приоритетными стали следующие направления: выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, повышение доступности образования, обеспечение его шаговой доступности, создание условий выбора родителями наиболее удобной формы воспитания для ребенка. Особенный акцент делается на охват детей, по тем или иным причинам не посещающих детский сад, оказание помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста дома. Это способствовало развитию вариативных форм дошкольного образования, к которым в настоящее время относятся следующие.

Группы кратковременного пребывания (ГКП) - вариативная форма дошкольного образования, реализующая программы дошкольного образования (от двух месяцев до семи лет). ГКП создаются для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности. В настоящее время к ГКП относятся следующие группы:

  • - «Адаптационная группа» - для детей от двух месяцев до трех лет - направлена на обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в дошкольное учреждение;
  • - «Группа развития» - для детей от трех до семи лет - нацелена на всестороннее развитие детей, их социализацию в коллективе сверстников и взрослых;
  • - «Играя, обучаюсь» - для детей от полутора до семи лет - направлена на обеспечение освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;
  • - «Будущий первоклассник» - для детей 5-6 лет - создается с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
  • - «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» - для детей от трех до семи лет - нацелена на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;
  • - «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» - для детей от двух до семи лет - создается с целью оказания помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;
  • - «Юный олимпиец» - для детей от четырех до семи лет - направлен на физическое развитие и приобщение детей к спорту;
  • - «Учусь плавать» - для детей от двух до семи лет - имеет цель обучения детей различным способам плавания;
  • - «Домашний детский сад» - для детей от года до семи лет - структурное подразделение дошкольной образовательной организации, действующее в жилом здании;
  • - «Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья» и «Особый ребенок» - создаются с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения от двух до семи лет, консультативно-методической поддержки родителей (или законных представителей), формирования у детей предпосылок учебной деятельности и социальной адаптации.

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от шести месяцев до трех лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию.

Основными задачами ЦИПР являются: оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности; разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка; обучение родителей и специалистов способам применения различных игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми; консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов дошкольной образовательной организации с современными видами игровых средств обучения.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеансы, консультации, тренинг. В ЦИПР организуется лекторий, теоретические и практические семинары для родителей и специалистов организации по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста. Для организации деятельности ЦИПР в штатное расписание дошкольной образовательной организации вводятся дополнительные штатные единицы: старший воспитатель, медсестра, педагог-психолог, воспитатель, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, помощник воспитателя.

Консультативный пункт (КП) создается для детей в возрасте от года до семи лет, воспитывающихся в условиях семьи, с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказания психолого-педагогической помощи родителям; поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные организации.

Основными задачами КП являются: оказание консультативной помощи родителям но различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей; оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; обеспечение взаимодействия между государственной образовательной организацией, реализующей общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Организация психолого-педагогической помощи родителям в КП строится на основе интеграции деятельности широкого круга специалистов (воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинской сестры и др.). КП осуществляет взаимодействие с медицинскими учреждениями, центрами психолого-педагогической поддержки, муниципалитетами и другими организациями.

Работа с родителями и детьми в КП проводится в различных формах: групповых, иодгрупиовых, индивидуальных; для родителей организуются также лектории, теоретические и практические семинары.

Семейный детский сад (СДС) создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от года до семи лет, реализации на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.

Для организации деятельности СДС в штатное расписание дошкольной образовательной организации вводятся дополнительные штатные единицы: воспитатель, воспитатель по физкультуре, музыкальный руководитель, старшая медсестра, педагог-психолог, социальный педагог. На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Воспитателю СДС оказывают консультативную и методическую помощь в организации деятельности. Занятия с детьми и другие виды деятельности в СДС могут проводиться как в здании организации, так и в домашних условиях.

Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от двух месяцев до четырех лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные организации. Деятельность СРП основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.

Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательную организацию, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи данной формы обучения связаны: с проведением психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; оказанием комплексной коррекционно- развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям; осуществлением работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); включением родителей в процесс воспитания и обучения ребенка; определением дальнейшего образовательного маршрута ребенка. Содержание работы определяется программами, которые могут быть типовыми (рекомендованными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой и др.), адаптированными (переработанными специалистами СРП исходя из целей и задач по реабилитации конкретного ребенка) или авторскими (разработанными специалистами СРП и утвержденными в установленном порядке).

Технологии и методы работы специалистов СРП определяются самостоятельно исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка. Основными видами работы с ребенком и его семьей являются индивидуальные и групповые занятия, консультации (включая домашние визиты), а также тренинги для родителей. Обязательным условием организации деятельности СРП является введение дополнительных штатных единиц в штатное расписание дошкольной образовательной организации: руководитель структурного подразделения, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог дополнительного образования, медицинская сестра.

Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от двух месяцев до семи лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Основными задачами организации являются: реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно; проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей с нарушениями развития; обучение родителей, специалистов образовательных организаций методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии; проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка с нарушением развития; психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями развития при наличии согласия родителей; помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком; подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

Содержание и методы деятельности лекотеки определяются индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми организациями самостоятельно на основе существующих программ, рекомендованных органами управления образования. Концептуально деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей.

Основными видами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг и др. Для организации деятельности лекотеки в штатное расписание дошкольной образовательной организации вводятся дополнительные штатные единицы: руководитель структурного подразделения, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, специалист, медицинская сестра.

Таким образом, вариативность дошкольного образования состоит в многообразии форм, разноуровневое™, дифференцированности образовательных программ, возможности непрерывного и опережающего образования ребенка.