План внедрения электронного обучения в вузе. Реализация проекта внедрения электронных учебников в школе. Компетенции и варианты профессионального развити я

План внедрения электронного обучения в вузе. Реализация проекта внедрения электронных учебников в школе. Компетенции и варианты профессионального развити
я
План внедрения электронного обучения в вузе. Реализация проекта внедрения электронных учебников в школе. Компетенции и варианты профессионального развити я
«Внедрение в учебно-воспитательный процесс электронного обучения: проблемы, перспективы»

В настоящее время объективный процесс информатизации всех сфер человеческой деятельности привёл к новой общественной формации, называемой информационным обществом. Классическая педагогика, начиная с Я. Коменского стала неадекватной информационному обществу и поэтому потребовалось разработка новой парадигмы, новых подходов к образованию. Стали явно непригодны установки как: образование для общественного производства; учение в молодости, как запас на всю жизнь; педагог передаёт знания и стоит над обучающимся; стабильная структура учебных дисциплин и форм организации учебного процесса с акцентом на аудиторные занятия; книга как основное средство обучения. Настоятельно потребовалось сформировать новую педагогику.Просто классическая педагогика вместе с её отраслями переродилась как живое существо и превратилась в условиях информатизации образования в электронную – педагогику. Старое отмирает и на смену ему эволюционно приходит новое.Резать слух термин «электронная педагогика» не должен, поскольку давно прижились такие понятия, как электронное правительство, электронная коммерция, электронный бизнес и другие «электронные структуры».

Электронная педагогика всё-таки существует, хотим мы того или нет. Школа - тот участок, который не только не может быть в отстающих, но и просто обязан быть впереди, в том числе и в области использования современных информационных технологий.

Термин E-learning это сокращение от английского словосочетания Electronic Learning. Это система электронного обучения.Специалисты ЮНЕСКО определяют термин E-Learning следующим образом: «обучение с помощью Интернет и мультимедиа» Е- learning –это набор средства, с помощью которых мы получаем доступ к учебным материалам. Это могут быть web технологии (on-line обучение), либо мультимедийные технологии CD-ROM или DVD (off-line обучение). Чтo oзначают эти термины: on-line обучение –«на линии», «на связи», «в сети», «в эфире», «находящийся в состоянии подключения», off-line обучение -«отключённый от сети» Таким образом, всё, что «офлайн» - это вне интернета , а «онлайн» - в интернете.

Какой должна быть школа будущего? Конечно, это новые образовательные стандарты, это совершенствование учительского корпуса, это система поддержки талантливых детей, это изменение школьной инфраструктуры и многое другое. И все эти изменения будут проходить уже в «новом» модернизированном обществе – открытом обществе, в связи бурным с развитием интернета. Что будет нового в модернизированном обществе:

    Книга – электронная книга

    Доска – интерактивная доска

    Парта - интерактивная парта

    Библиотека – медиатека

    Тетрадь – планшет

    Класс- сетевой класс

    Дневник/журнал – электронный дневник/журнал

    Урок – ДО урок, сетевая олимпиада

    Школа – видео присутствие

    Экскурсия – интернет-путешествие

    музей - электронный музей

    Портфель – ноутбук

    Лаборатория – компьютерная лаборатория

    Учительская – электронная учительская

    Информационная доска школы школьный сайт

    Личная папка достижений – электронное портфолио

«Технология меняется почти каждый день. Поэтому нам нужны люди, которые обладают широкими универсальными способностями к решению проблем, каким бы трудным это ни оказалось», - говорил Билл Гейтс.

Школе нужен универсальный учитель, который способен учиться, меняться, креативный и мобильный учитель, обладающий информационно-коммуникативной грамотностью.

Сегодня каждый знает, что такое информатизация.

Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями.

Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.

В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).

Но, к сожалению, приходится признать, что работать на этом оборудовании могут не все.- Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами.Не лучше обстоит дело и с использованием медиа-ресурсов. Педагогу необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский. И именно тогда использование информационно-коммуникативных технологий открывает неограниченные возможности. НО только для тех, кто действительно владеет ИКТ!!!

Бытует мнение, что

учителя информатики и сотрудники ОУ должны помогать учителям-предметникам в подготовке к урокам; Это свидетельствует о том, что многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а так же и свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ.

Но, уважаемые коллеги, до тех пор, пока мы будем думать, что нам кто- то что то должен, дело не сдвинется с мертвой точки. Нам никто ничего не должен!

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы. Следовательно, выход один – научиться самим! В ажно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

 Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

 Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

 Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

 Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point , Flash )) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

o материалы для урока,

o тематическое планирование,

o мониторинги по своему предмету,

o различные отчеты по предмету,

o анализ процесса обучения, и т.д.

 Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

 Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

 Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

o школьная сеть,

o электронная почта,

o социальная сеть (Дневник.ру, …),

o сайт (раздел сайта),

o форум,

o блог (сетевой журнал или дневник событий),

 Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись!

Плюсы и минусы электронного образования.

Я постоянно думаю о том, какие есть у e-learning ограничения. Врага нужно знать в лицо. Когда работаешь с какой-то идеей нужно понимать не только ее плюсы и минусы.

1.Обогащение учебного процесса образовательными ресурсами

Информационные технологии позволяют дополнять и обогащать традиционные формы образования, например, с помощью глоссариев, электронных библиотек, списков литературы. Учебник сохраняет свое место основного инструмента, поддерживающего школьное обучение, но сфера его использования расширяется, так как новые технологии предоставляют больший диапазон возможностей и позволяют более целенаправленно учитывать как конкретные требования преподавателя, так и потребности школьников. Реально ответственность преподавателя за результат образования значительно усиливается, несмотря на применение технических и мультимедийных средств.

2.Повышение гибкости образования

Возникает возможность учиться дома без жестких временных рамок. Образовательная платформа позволяет легче и эффективнее управлять самостоятельной работой школьников. В руках преподавателя электронное образование является инструментом, с помощью которого легче учитывать разный уровень подготовки, успеваемости и мотивации школьников.

3.Обучение с помощью информационных технологий

Быстрое обесценивание информации в современных условиях ставит перед образовательным учреждением задачу: не только дать школьнику знания, но также развить способности и умения самостоятельно учиться и готовиться к жизни, где учеба в той или иной форме будет постоянно присутствовать. В настоящее время без использования элементов электронного обучения немыслимо самостоятельно искать ресурсы, ставить и последовательно достигать целей обучения.

4.Потребность во владении современными технологиями

Общение с компьютером становится таким же цивилизационным достижением, как умение читать и писать. Новые запросы на рынке труда, такие как совместная проектная работа на расстоянии или моментальный поиск информации невозможно осуществить без компьютера.

5.Повышение мотивации школьников, увеличение эффективности обучения.

Мультимедийные презентации привлекают школьников, игровые формы позволяют с раннего детства интуитивно и без комплексов осваивать информационные технологии там, где взрослые стесняются своих ошибок.

6.Возможность определять критерии оценки знаний - в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные учащихся в процессе обучения.

7.Мобильная и эффективная реализация связи между учащимся и преподавателем позволяет максимально успешно проводить процесс обучения.

Что главное ограничение e-learning - недостаток личного общение учителя и учащихся.

E-learning признана одной из прогрессивных на сегодняшний день форм обучения, которая динамично внедряется в системы образования многих стран мира. E-learning - это методы и технологии очень развитые и продвинутые, с большим количеством возможностей, но они не могут и не должны полностью компенсировать живое общение.

Я считаю, что важнейшим фактором внедрения электронного образования является наличие творческого работающего коллектива, в котором ценят преимущества новых технологий и стремятся к профессиональному росту. Как правило, если складывается такая ситуация, электронное образование быстро набирает обороты и через некоторое время трудно даже представить, что можно организовывать и проводить учебный процесс без компьютерных технологий.

  • ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В статье рассматриваются педагогические процессы по внедрению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в развитие педагогического университета. Проектирование информационной модели деятельности кафедры, как педагогической подсистемы педагогического университета, включает в себя: раскрытие сущности, структуры, компонентов и их составляющих педагогической системы.

  • Повышение квалификации научно-педагогических работников в области электронного обучения
  • Сетевое взаимодействие образовательных учреждений для решения кадровых проблем в сельских школах
  • К вопросу о формировании коммуникативной компетенции у обучающихся юридических вузов
  • Размышления о творческой индивидуальности будущего выпускника-специалиста
  • Педагогическое проектирование деятельности образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия

Формирование этапов разработки и внедрения электронного обучения в педагогическом университете обусловлено расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся, а также использованием системы гибкого непрерывного образования, проведением занятий в синхронном и асинхронном режимах. Включение в педагогический процесс элементов дистанционных образовательных технологий необходимо для развития направлений: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также программ переподготовки кадров и повышения квалификации. Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между преподавателями и студентами, как при традиционном обучении. Это позволяет выстраивать учебные планы с учетом гибкости планирования время обучения.

Проектирование образовательных моделей педагогической системы опирается на классические принципы педагогики: целостности, природо-, культуро- и социообразности. Проблема, связанная с определением процесса педагогического проектирования и основные подходы к ее решению нашли отражение в ряде исследований ученых по педагогике, таких как: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Е.И. Машбиц, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, В.З. Юсупов и др., анализ соответствующей литературы дает возможность всестороннего рассмотрения вопроса проектирования педагогических систем.

В.Е. Радионов предлагает следующую трактовку: "Педагогическое проектирование является полифункциональной деятельностью, закономерно возникающей в связи с необходимостью преобразований в образовательных системах. Его объекты имеют двойственную природу, обладают способностью к самоорганизации. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов" .

На основании педагогического проектирования выделяется педагогический подход, который ставит в центре внимания педагогический процесс как таковой, условия его эффективности, возможные формы взаимодействия субъектов этого процесса, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, регулированию образовательных услуг и оценке их качества. "Обозначенные ракурсы проектирования в сфере образования не являются жестко разграниченными. Все они сливаются в своем конечном предназначении: создать регулятивную основу функционирования образовательной системы, ценностно и информационно обеспечить разворачивающийся в этой системе образовательный процесс, предвидеть качество образовательных услуг и их возможное влияние на становление человека" .

Педагогическое проектирование учебного процесса характеризуется педагогической деятельностью в рамках полифункциональной деятельности. Для более полного отображения характеристики деятельности будем основываться на методологическом обосновании данной категории Э.Г. Юдиным , "деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры". Э.Г. Юдин выделяет пять различных функций к понятию деятельности :

  1. деятельность как объяснительный принцип;
  2. деятельность как предмет объективного научного изучения;
  3. деятельность как предмет управления;
  4. деятельность как предмет проектирования;
  5. деятельность как ценность.

Функции эти взаимосвязаны, но вместе с тем за каждой из них стоит свое особое понимание деятельности, и возникают они далеко не одновременно. В настоящей работе будем рассматривать деятельность построения учебного курса в педагогическом вузе с использованием дистанционных образовательных технологий на основе второй функции деятельности – как предмет объективного научного изучения.

Основными нововведениями, которые влияют на формы и методы образовательного процесса, являются системы, позволяющие ускорить генерирование образовательных материалов (обработка и редактирование документов); усовершенствование в области хранения и поиска информации; подготовка учебных материалов (используя технологии дистанционного обучения) и их распространения; коммуникационная деятельность. Таким образом, важным педагогическим условием является – представление информации с учетом современных требований к организации учебного процесса.

Современный учебный процесс в университете включает различные компоненты, как содержательного, так и организационного характера, что накладывает определенные требования к его внедрению. Опираясь на Закон об образовании «Статья 16. Пункт 1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» выделяется организационная составляющая, реализующая компонент – «взаимодействие».

Основной целью создания учебных курсов с использованием дистанционных образовательных технологий в университете является размещение качественной информации образовательного характера, для изучения, преподавания и доступа к ней. Содержание, структура, основные положения ее представления должны обеспечить решение текущих профессиональных задач преподавателей, создание дискуссий в режиме диалога и обеспечения несложного для конечного пользователя доступа к этой информации. Опираясь на пункт 1 статьи 16 Закона об образовании : «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». За счет использования интерактивных средств получения и обработки информации появляется новый тип социальных отношений, который предполагает более быстрый и качественный обмен новейшими педагогическими разработками, их реализацией в практической деятельности.

Опираясь на опыт ведущих ученых и собственный опыт развитие данного направления показывает необходимость и целесообразность реализации электронного обучения в педагогическом университете, которое позволит на хорошем техническом и методическом уровне осуществлять все образовательные процессы: учебный процесс, профориентация, повышение квалификации и переподготовка кадров, повышение уровня мобильности преподавателей и студентов.

Реализация электронного обучения в вузе осуществляется через деятельность кафедральных подразделений. Проектирование информационной модели деятельности кафедры, как педагогической подсистемы, включает в себя: раскрытие сущности, структуры, компонентов и их составляющих педагогической системы. На основании проведенного теоретического анализа и выявленных характеристик процесса моделирования в педагогическом проектировании, определено понятие информационной модели педагогической системы, как совокупности представления фоновой и педагогической информации о состоянии, функционировании и развитии объекта педагогической системы и его подсистем, организованная в соответствии с педагогическими принципами и взятая в их взаимосвязи.

Принципы проектирования информационной модели современной кафедры университета определяются ее деятельностью в условиях реализации электронного обучения, с использованием дистанционных образовательных технологий:

  • принцип системного подхода к организации информационной модели ;
  • принцип социосообразности целеобразования ;
  • принцип природосообразности, основанный на учете психофизиологических и психологических особенностей преподавателей, предполагает создание и функционирование информационной модели деятельности кафедры в режиме наибольшего соответствия естественным механизмам усвоения знаний и опыту преподавателей и развития их интеллектуальных сил ;
  • принцип сотрудничества педагогов и студентов означает отказ от авторитарной позиции педагога, установления взаимоуважительных, относительно равноправных отношений, превращающие студента в субъекта процесса обучения;
  • принцип самостоятельности и самоорганизации преподавателей и студентов в применении информационной модели деятельности кафедры;
  • принцип развития информационной деятельности кафедры предполагает постоянное и своевременное обновление образовательной информации в рамках созданной модели (электронное обучение на основе использования дистанционных образовательных технологий);
  • принцип информационного взаимодействия и сотрудничества через электронные образовательные сети означает широкое использование возможностей телекоммуникаций для решения педагогических задач, для повышения квалификации и обмена опытом между педагогами, для использования мировых информационных ресурсов ;
  • принцип учета санитарно-гигиенических и эргономических норм означает учет при создании и развитии материальной базы деятельности кафедры, а также при организации ее функционирования действующих санитарно-гигиенических норм и правил .

Информационная модель деятельности кафедры университета реализует следующие цели: изучение объекта (деятельность кафедры вуза); прогнозирование реакции объекта на различные внешние воздействия; оптимизация объекта (научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта образовательной деятельности кафедры, с точки зрения достижения поставленных целей и задач).

Материалы по всем направлениям деятельности кафедры отражены с помощью электронного представления информационной модели педагогической системы через глобальную и локальную сеть. Изучение теоретических работ и практического опыта представления образовательной информации для студентов о деятельности кафедрального подразделения педагогического университета осуществляется с помощью образовательного портала www.altspu.ru и электронного обучения в вузе moodle.altspu.ru.

При конструировании содержания информационных массивов и архитектуры банка педагогической информации приоритет должен быть установлен для сформированных информационной потребностью форм и методов представления и содержания информации.

Внедрение и развитие электронного обучения в педагогическом университете является перспективной составляющей деятельности кафедры университета и включает различные компоненты, как содержательного, так и организационного характера и, соответственно, накладывает определенные требования к его внедрению. Качество и успешность применения дистанционных образовательных технологий во многом зависит от организации учебного процесса. Поэтому при создании дистанционных курсов важную роль играет, во-первых, знание особенностей дистанционного обучения, определяющих специфику дистанционных курсов, во-вторых, правильный выбор системы дистанционного обучения, в-третьих, знание основ педагогического проектирования, в соответствии с которыми строится тот или иной курс.

Список литературы

  1. Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии.– М.: Педагогика, 1989. – 192с.
  2. Дронова Е.Н., Использование сервиса google docs для организации группой работы на примере занятия «введение в базы данных»// Современная техника и технологии. – 2015. – №4(44). – С.76-83.
  3. Имакаев В.Р., Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области): Дисс. … канд. пед. наук. – М., 1997. – 154с.
  4. Кошева Д.П., Использование технологии совместного доступа к электронным документам в учебном процессе//Электронное обучение в ВУЗе и в школе / Материалы сетевой международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2014. - С.166-168.
  5. Кошева Д.П., Электронное обучение в вузе как фактор приоритетного направления в образовании //Педагогическое образование на Алтае. – 2015. – №1. – С. 107-111.
  6. Кирколуп Е. Р., Использование системы дистанционного обучения Moodle при работе с учащимися на уроках и во внеурочное время// Психодидактика высшего и среднего образования. Барнаул – 2014. – С.245-247.
  7. Попов С.М., Модель информатизации школы: теоретическая концепция и методика реализации: Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1997. – 174с.
  8. Радионов В.Е., Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс. … д-ра пед. наук. – СПб., 1996. – 320с.
  9. Советов Б.Я., Яковлев С.А., Моделирование систем: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1998. – 319с.
  10. Тевс Д.П., Информационная модель кафедры высшего педагогического учебного заведения// Педагогическая информатика. –1997. –№2.– С.76.
  11. Тевс Д.П., Информационно-педагогическая модель деятельности кафедры педагогического вуза: Дисс. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2000. – 160с.
  12. Юдин Э.Г., Методология науки. Системность. Деятельность. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 444с.
  13. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 05.02.2016).

С наступлением эпохи MOOC мало внимания уделялось тому, как информационные технологии влияют на сферу высшего образования. Высшие учебные заведения активно представлены на рынке массовых онлайн-курсов, но до настоящего момента образовательное сообщество располагает малым количеством данных не об отдельных явлениях e -learning , а о стратегической важности электронного обучения именно в вузах.

Этот вопрос и послужил основой для исследования, проведённого Европейской университетской ассоциацией, призванном обозначить общую картину уровня внедрения инновационных технологий в сферу высшего образования и спрогнозировать будущие тренды IT в обучении. Другими словами, попросту понять, что сейчас работает, а что не очень в этом по-прежнему новом и захватывающем направлении электронного обучения.

В исследовании приняло участие 38 образовательных систем Европы, что составляет около трети общего европейского вузовского образовательного пространства. Вузы отвечали на три основных вопроса исследования: какой вид электронного обучения они используют, каким образом и что ожидают в будущем. Также задавались вопросы о получаемой поддержке, координации, качестве цифрового образования. Расскажем вкратце о самых важных результатах.

Ключевые результаты

За очень малыми исключениями, почти все европейские вузы используют технологии электронного обучения в своей работе. 91% опрошенных учреждений используют модель смешанного обучения (когда изучение материала и практика могут проводиться как в стенах института, так и дома); 82% учреждений предлагают онлайн-курсы. Одни из трендов - совместное производство курсов разными институтами, а также онлайн-курсы с возможностью получения научной степени. Очень многие институты предлагают своим студентам сдавать онлайн-экзамен, даже если предмет преподавался традиционным способом.

Охват технологий e -learning внутри вузов

Несмотря на то, что почти все вузы-участники опроса указали, что в какой-либо из форм они используют электронное обучение, его распространённость очень варьируется в зависимости от учебной дисциплины. Всего треть опрошенных вузов охватывает электронным обучением всех или почти всех студентов своих кафедр. Самые популярные для применения e -learning дисциплины - это бизнес и управление, педагогика, инженерные и технологические дисциплины. Крайне редко электронное образование применяется в сферах юриспруденции и искусства.

Таким образом, можно говорить, что современные технологичные инициативы генерируются каждой кафедрой и местными энтузиастами по отдельности, и только затем могут распространиться на весь вуз. Насколько быстро это происходит и происходит ли вообще, зависит от административного аппарата, модели управления и количества ресурсов.

По причине того, что современные технологии продвигаются кафедрами и увлечёнными преподавателями, только 13,8% факультетов имеют собственные стратегии воплощения e -learning . Поэтому пока нельзя говорить о хотя бы зачатках единой стратегии внедрения электронных технологий обучения в вузах, хотя почти половина опрошенных учреждений имеют разработанную внутриуниверситетскую стратегию, а ещё четверть находятся в стадии её разработки.

Инфраструктура электронного обучения

Для обеспечения успешного учебного процесса вузам необходима надёжная инфраструктура. Более 80% опрошенных университетов обозначили использование соответствующего программного обеспечения для создания курсов, онлайн-репозиториев для учебного материала, электронных систем и инструментов управления учебным процессом; а также наличие студенческих онлайн-порталов (как на уровне учреждений, так и на уровне факультетов). Почти все вузы предоставляют своим студентов внутреннюю электронную почту, доступ к Wi -Fi , компьютерные залы и доступ к онлайн-библиотеке. Также 80% опрошенных вузов предоставляют студенческие лицензии для программного обеспечения, доступ к каталогам онлайн-курсов и учебных материалов и используют социальные медиа. 65% сообщают о возможности онлайн-экзаменов, и ещё 9% планируют внедрить такую возможность в свою работу. Значительная часть респондентов отмечает оказываемую поддержку студентам и учителям в электронном обучении.

Внедрение технологий e -learning почти не зависит от направленности вуза

Вопреки ожиданиям, оказалось, что технические и открытые вузы не всегда лидируют в процессе внедрения IT и цифровых технологий в процесс обучения. Хотя есть достаточно удивительные различия в том, как и в какой степени отдельные институты одной направленности и в одной и той же стране воплощают технологии электронного обучения в своей работе. Пока не очень понятно, почему так происходит: возможно, причина в различном дополнительном финансировании, разнице в преподавательских и студенческих и акценте на определённых дисциплинах. Тем не менее, факт остаётся фактом: большинство европейских вузов, вне зависимости от страны и направленности, активно используют технологии электронного обучения и работают над созданием единой внутренней стратегии вуза.

Преимущества и проблемы электронного обучения

Опрошенные вузы не выразили сомнений в ценности электронного обучения. Три четверти респондентов признают, что e -learning меняет подход к обучению и преподаванию, а 87% видят в нём катализатор будущих изменений в методах преподавания. Среди прочих положительных особенностей электронного обучения отмечен его потенциал в условиях массового образования («Оно позволяет дать материал большему количеству студентов, а также стимулирует их к совместной работе»). Всего 8% опрошенных не уверены в ценности сферы электронного обучения в целом.

Тем не менее, мнения касательно отдельных видов электронного обучения расходятся. 45% опрошенных либо отрицают преимущества перевёрнутого класса, либо не уверены в них. Около половины респондентов либо считают, что e -learning не повышает качество образования, либо не уверены в этом (с явным перекосом в сомнение, а не в отрицание). Причиной такого раскола может стать относительная новизна такого подхода к обучению; респонденты также отмечают, что для успешной реализации электронного обучения необходимо множество факторов - время на внедрение (76%), бюджет (43%) и увлечённость педагогического состава.

Какими бы ни были опасения, они не уменьшают мотивацию вузов развивать сферу e -learning . Среди мотивирующих факторов: гибкость учебного процесса, повышение эффективности классной работы, возможности дистанционного обучения.

MOOC

Интерес к MOOC в Европе не утихает. В период проведения опроса всего 12% вузов предлагали массовые открытые онлайн-курсы; но почти 50% выразили своё желание запустить их. Нет явной связи между наличием MOOC от конкретного вуза и его общей вовлечённости в другие формы электронного обучения, но, судя по этой выборке, наиболее склонны к запуску MOOC всё-таки технические вузы.

Популярными мотивами запуска собственных массовых онлайн-курса являются: представленность на международной образовательной арене, привлечение студентов, разработка инновационных методов преподавания и предоставление более гибкого обучения для уже учащихся студентов. Среди мотивов почти не упоминается экономия бюджета или получение прибыли. Кроме того, в будущем вузы видят в MOOC возможности сотрудничества и партнёрства с другими образовательными учреждениями.

А по каким причинам вузы отказываются от MOOC ?

Половина вузов, не запустивших MOOC , пока не сделали этого по финансовым соображениям. Одна пятая называет в качестве причины недостаточную подготовленность педагогического состава (что звучит странно, но, учитывая отсутствие единой стратегии, вполне объяснимо). Более четверти указывают, что предпочитают другие формы электронного обучения, сомневаясь в пользе MOOC для студентов.

Какие они, европейские MOOC ?

В среднем опрошенные вузы предлагают от 1 до 5 онлайн-курсов - видно, что пока они находятся в стадии эксперимента. Большей частью MOOC предлагают вузы Западной Европы; самое большое количество курсов на счету у Испании. Если говорить об охвате курсов: несколько курсов в выборке привлекают несколько десятков тысяч студентов, но в основном средний онлайн-курс собирает пару тысяч участников.

Одна треть вузов зачисляет студентам дополнительные баллы за участие в MOOC : это объясняет значительные колебания в пока, и зателях завершаемости отдельных курсов от 4% до 50% (хотя средний показатель завершаемости колеблется между 10% и 20%). Курсы, рассчитанные на глобальную аудиторию, в основном призваны повысить свой международный престиж, и в таких курсах, как правило, низкий показатель завершаемости. Более локальные курсы стимулируют своих студентов пройти их полностью.

По причине небольшой выборки (всего 31 вуз) и относительной новизны MOOC на момент проведения опроса пока нельзя сделать никаких выводов относительно дальнейшей судьбы MOOC в Европе. Все опрошенные вузы собираются продолжить свою деятельность в этой сфере, но немногие собираются увеличивать свои показатели. И, как и с другими видами электронного обучения, вузы видят в MOOC широкие возможности партнёрства с другими учреждениями. Что важно: две трети вузов отметили, что собирают данные со своих MOOC , а это значит, что эти данные вскоре могут стать важным источником информации для анализа и прогнозирования дальнейшей ситуации.

Общие выводы

В целом удивительно, что настолько разные вузы из настолько разных европейских стран (249 вузов из 38 стран) имеют приблизительно одинаковые мотивы для развития электронного обучения. Прежде всего это эффективное использование аудиторного времени и гибкость учебного процесса.

Также результаты исследования напоминают нам о том, что цифровые технологии - не единственный и не достаточный путь для повышения качества образования. Перемены должны происходить не только в технологическом секторе, но и в общественном, и в ментальном. E -learning - не панацея, а лишь часть единой образовательной системы, воплощение которой требует ресурсов, увлечённых педагогов и времени на становление.

Подготовлено по материалам исследования OpenEducationEuropa и новости