Цифровые технологии в системе образования. Электронный учебник как одно из основных средств информатизации. Виды малых форм информатизации

Цифровые технологии в системе образования. Электронный учебник как одно из основных средств информатизации. Виды малых форм информатизации
Цифровые технологии в системе образования. Электронный учебник как одно из основных средств информатизации. Виды малых форм информатизации

Технологии помогут модернизировать российскую систему образования под задачи цифровой экономики.

По оценке объединения компаний-разработчиков программного обеспечения «Руссофт», дефицит специалистов в сфере цифровых технологий составляет порядка 1 млн человек в год. Задачу программы «Цифровая экономика РФ» по переходу к новому технологическому укладу позволит решить подготовка кадров для высокотехнологичных производств.

К 2021 году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна составить не менее 40%, говорится в плане направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика РФ». К 2024 году для увеличения доли цифровой экономики в ВВП с 2 до 6% потребуется 6,5 млн человек, отмечают в АНО «Цифровая экономика». Подготовкой кадров предстоит заниматься всей системе образования, начиная буквально с начальной и средней школы.

Потенциал страны оценивается как достаточно высокий: по данным доклада Global Human Capital — 2017 Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия входит в первую двадцатку стран по уровню развития человеческого капитала и занимает четвертое место по потенциалу этого ресурса благодаря высокому уровню начального, среднего и высшего образования.

«Однако действующая система образования и подготовки кадров в подындексе «Ноу-хау» таких результатов не показывает. Это указывает на необходимость дополнительных усилий в будущем для развития рабочей силы и подготовки населения страны к четвертой промышленной революции», — говорится в докладе ВЭФ.

Новая школьная среда

Цифровизация школы — одно из ключевых направлений нацпроекта «Образование», принятого правительством РФ в начале сентября. К 2025 году все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному интернету со скоростью передачи данных не менее 100 Мбит/с. Нацпроект в целом предусматривает выравнивание образовательных возможностей для детей, создание условий для непрерывного образования взрослых и обеспечение равного доступа к качественному образованию.

Цифровая среда уже начала формироваться в российских школах. С сентября прошлого года в столице работает облачная платформа МЭШ («Московская электронная школа»). Столичные школы используют электронные доски, ноутбуки и скоростной интернет. Образовательная модернизация привнесла мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео— и аудиоматериалы, 3D-программы, виртуальные музеи, библиотеки и лаборатории. К 2020 году планируется полностью отказаться от бумажных учебников по 11 школьным предметам, заменив их мобильными устройствами — индивидуальными планшетами. На них можно просматривать учебные материалы, видеоуроки, а также посещать видеоэкскурсии, пользоваться электронными библиотеками и вести электронные дневники. Со временем этот опыт планируется транслировать на другие регионы и внедрить Российскую электронную школы (РЭШ). Об этом ранее заявляла министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Объемы электронного контента увеличиваются — оцифровываются учебники, разрабатываются онлайн-курсы. Требования использовать электронные ресурсы при обучении были прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах с сентября 2015 года — все школьные учебники сегодня должны иметь электронные версии.

Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации — это то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике.

Роль учителя трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения.

Вместо прежнего принципа учителя «Я все знаю — делай как я» предлагается новая парадигма: «Я помогу тебе сделать самому», — говорит основатель международной школы «One!» Максим Натапов: «Компьютеризация нивелирует ценность доступа к знаниям, которую ранее, будучи основной точкой доступа к ним, обеспечивала система образования».

По словам директора Центра изучения школьных практик

и образовательных программ 21 века Института образования НИУ ВШЭ Елены Чернобай, учитель становится организатором совместного обучения и эффективного использования технологий в обучении.

Готовность к будущему

При этом электронные образовательные ресурсы должны быть не просто копией офлайн-учебников. Принципиально новым элементом становится интерактивная составляющая — так, чтобы можно было делать примечания и закладки.

«Умные» мультимедийные гаджеты призваны дать современным школьникам новое качество образования. Цифровой класс будущего поколения оснащается смартфонами, виртуальными очками, специальным ПО и образовательным VR-контентом. Это позволяет ученикам выполнять виртуальные лабораторные работы, проводить опыты в безопасной среде, в том числе те, которые не осуществимы в обычном классе, — например, замеры радиоактивного излучения, изучение изменений электрического тока в разных условиях или принципов работы двигателя «изнутри» и пр.

Интерактивные классные доски позволяют по-новому выстраивать уроки. Например, материал можно подавать в виде схем, графиков, трехмерных моделей и разнообразно организованных текстов. А учитель и ученики с помощью подключенных к сети сенсорных экранов могут постоянно взаимодействовать друг с другом. Это повышает в том числе и креативность учебного процесса. А цифровая копия урока будет доступна тем, кто его пропустил или хочет повторить дома. Сенсорная поверхность подключенных парт позволяет использовать их и как экран, и как клавиатуру. Формируется индивидуальное рабочее пространство ученика как площадка для совместной работы, решения коллективных задач.

На начало 2018 года, по оценке компании «ЯКласс», только 12% учителей страны пользовались электронными учебниками и другими цифровыми инструментами в учебном процессе.

По данным последнего опроса компании «Дневник.ру», в котором участвовали 16 тыс. учителей, учеников и родителей из 74 российских регионов, 36% школ страны полностью перешли на безбумажный формат ведения журналов и дневников. Миграцию в онлайн сдерживает недостаточное материально-техническое оснащение, об этом заявило 44% респондентов. Сохраняется проблема слабых ИТ-компетенций довольно большого числа педагогов, отмечает руководитель методического сопровождения инвестиционных проектов «Дневник.ру» Ксения Колесова.

Сетевой диплом

По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), уровень проникновения онлайн-технологий в российском образовании в целом составляет лишь 1,1%. Глобально на долю е-learning приходится около 3% всего объема рынка образовательных услуг, по оценкам образовательного ресурса EduMarket. В российских вузах e-learning сегодня охватывает около 4% учащихся. По оценкам Tadviser, к 2021 году эта доля вырастет до 9%.

В новой парадигме обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning) роль дистанционного направления усиливается. В России развивается и совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая электронное образование, онлайн-обучение получает дополнительное финансирование — в частности, в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда». В его рамках до 2020 года планируется выделить российским вузам на онлайн-обучение и связанные с ним нужды гранты в размере 1 млрд руб. Деньги можно получить на создание ПО, технологической инфраструктуры, сервисов и интеграционных решений для развития онлайн-обучения. К 2025 году в России должно быть создано 3500 онлайн-курсов, 10 тыс. преподавателей должны научиться передавать свои знания онлайн.

Цифровые технологии обучения.

МОУ Удельнинская гимназия, Раменский район

В начале ХХI века наша страна взяла курс на модернизацию образования. Правительство России объявило образовательную политику в числе приоритетных. Курс был взят на достижение эффективности, качества и доступности отечественного образования. К системе российского образования были сформулированы новые социальные требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

В 2008 году Дмитрий Медведев, приветствуя Форум лидеров образования, отметил, что «высокий потенциал лучших преподавателей – это движущая сила модернизации всего отечественного образования, результатом которой должно стать выдвижение новой модели российской школы в число наиболее перспективных и конкурентоспособных образовательных систем».

Идею именно такой, новой модели цифровой российской школы представили Дмитрию Медведеву на выставке в Кремле ведущие российские компании – системные интеграторы и производители оборудования, по замыслу которых, концепция школы будущего позволяет создать принципиально новый системный формат оснащения комплекса учебных заведений, способных решать перспективные педагогические задачи на базе новейших цифровых технологий.

Такой замысел мы решили воплотить у себя в гимназии и в 2010 году приступили к реализации проекта « Модель цифровой школы».

Что же представляет собой цифровая школа и чем она отличается от школы обычной?

Цифровая школа – это особый вид образовательного учреждения, которое осознанно и эффективно использует цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым повышает конкурентную способность каждого ученика. Цифровые школы нельзя рассматривать как необычное и тем более новое явление, поскольку информационные технологии активно находят применение в школах. Школы, которые переходят на цифровые технологии обучения, кардинально отличаются по техническому и информационному оснащению, подготовленности педагогов к работе в новых условиях, уровню управления образовательной средой.Методически «цифровая школа» опирается на новые образовательные стандарты, используя компетентностный многоуровневый подход.Что же представляют собой цифровые технологии?

Цифровые технологии сегодня -

Это инструмент эффективной доставки информации и знаний до учащихся.

Это инструмент создания учебных материалов.

Это инструмент эффективного способа преподавания.

Это средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной.

О каких новых современных, цифровых технологиях мы заявляем сегодня? Это:

          Технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика.

    Технология «Виртуальная реальность».

    Технология «Панорамных изображений».

    Технология «3D моделирование».

    Технология «Образовательная робототехника».

    Технология МСИ (использования малых средств информатизации).

    Мультимедийный учебный контент.

    Интерактивный электронный контент.

Образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку организации учебного процесса. В наибольшей степени это касается экспериментальной деятельности учителя и учащихся. Почему? Все дело в том, что учащиеся должны освоить не только конкретные практические умения, но и общеучебные умения: необходимо так организовать учебный процесс, чтобы был освоен метод естественнонаучного познания. Технология совместных исследований учителя и учащихся, безусловно, реализует проблемно-поисковый подход в обучении и обеспечивает реализацию известного цикла научного познания: факты – модель – следствие – эксперимент - факты.

В начале учитель организует наблюдения и ставит демонстрационные опыты, получает факты, на основе которых совместно с учащимися делаются выводы по тому или иному явлению. Отталкиваясь от полученных фактов, учитель и учащиеся пытаются объяснить наблюдаемые явления и выявить закономерности (для чего выдвигаются гипотезы), вывести следствия, установить причины. После этого учащиеся и учитель продумывают, какие проверочные эксперименты можно поставить, каковы будут их идеи и цели, как их осуществить. Учащиеся реализуют задуманное в самостоятельном лабораторном эксперименте, результаты которого (новые факты) сравнивают с теоретическими предсказаниями и делают выводы. Данная технология позволяет:

Познакомить учащихся с процессом познания,

Вооружить элементами знаний общего подхода, что важно для дальнейшего обучения и жизни;

Вовлечь учащихся в разнообразные учебные действия: и практические, и мыслительные, обеспечивая тем самым широкий спектр познавательной деятельности, их психологическое развитие и самостоятельность.

В 2012 году наша гимназия приступила к апробации инновационного оборудования комплекса виртуальной 3D видеостудии для производства многомерных учебных материалов, являющейся одной из уникальных особенностей гимназии. Применение в процессе обучения технологии 3D кардинально повышает наглядность и значительно улучшает качество восприятия информации, обеспечивает высокую учебную мотивацию и успешность обучения. Учащиеся могут увидеть учителя и учащиеся получают возможность совершить «путешествие» по стране, миру или вселенной; принять участие в исторических событиях; наблюдать редкие физические явления и манипулировать с различными объектами; проводить химические опыты; анализировать объемные диаграммы; решать задачи по стереометрии и много другое. Интерактивность позволяет установить обратную связь со слушателем и формировать сюжет виртуальной истории в зависимости от его предпочтений, позволят организовывать интерактивное взаимодействие с аудиторией по принципу «телемост», что удобно использовать при дистанционном образовании. Возможно, формировать в реальном времени полноценные ЗD-материалы для последующего представления в системах виртуальной реальности, дает возможность совмещения разнородной и разноформатной информации в едином отображаемом виртуальном пространстве с полным интерактивным управлением.

В 2013 году гимназия приступила к апробации еще одного инновационного оборудования комплекса конструирования, алгоритмизации и робототехники. Основная цель использования данной технологии - воспитание творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи, связанные с программированием и алгоритмизацией.

Основным методом при обучении робототехники является организация образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные задачи, а педагог сопровождает деятельность учащегося. Занятия с использованием робототехники создают возможность организовать учебный процесс на основе системно - деятельностного подхода , что и требуют сегодня новые образовательные стандарты.

Технология «Малые средства информатизации» - это технологии, позволяющие обеспечить индивидуальное взаимодействие каждого обучающегося с информационными технологиями, где регулярное применение компьютеров недостижимо.

На применение технологии МСИ ориентированы стандарты, учебные программы и учебники.

Виды малых форм информатизации:

    графические калькуляторы;

    электронные словари;

    различные средства интерактивного опроса и контроля качества знаний.

Малые средства информатизации позволяют:

    значительно повысить качество и эффективность учебного процесса;

    более полно выполнить образовательный стандарт, особенно в области повышения практической направленности обучения;

    обеспечить более высокий балл на ЕГЭ по физике, химии, математике за счет применения разрешенного технического средства и умения ими пользоваться.

Преимущества малых форм информатизации:

    использование МСИ непосредственно в процессе освоения предметных знаний на основе дидактического диалога учителя и ученика;

    мобильность;

    компактность;

    энергонезависимость.

В практике работы педагогов гимназии используются также такие технологии, как интерактивный электронный контент и мультимедийный учебный контент.

Интерактивный электронный контент – это контент, обладающий возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом: манипулирование экранными объектами, линейная навигация, обратная связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие, имитационное моделирование и т.д.

Мультимедийный учебный контент – это контент, представляющий собой синтез различных видов информации (текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления.

В 2013-14 учебном году мы запустили еще один инновационный проект «Наглядная школа». Наглядная школа - это комплекс учебных интерактивных наглядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.

«…Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться…»( из требований Федерального государственного образовательного стандарта). Данный комплекс включает:

Полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами;

Интерактивные 3D-модели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение;

Анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы;

Интерактивные таблицы величин и параметров;

Интерактивные модели явлений, процессов, исследований и экспериментов;

Интерактивный задачник.

Преимущества комплекса:

Материалы пособий соответствуют как базовому, так и углубленному уровням подготовки учащихся;

Могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень учебников;

Совместимы и одинаково высокоэффективны с любой операционной системой, установленной на пользовательском компьютере (Windows, Mas OSX, Linux);

Формируют систему интерактивного обучения при активном взаимодействии с различными цифровыми образовательными ресурсами.

Не требует специального обучения для преподавателя.

И, что очень важно! Отличительной особенностью пособий серии «Наглядная школа» является их информационно-открытая архитектура. Учитель может не только менять структуру содержимого пособия, но и включать с помощью специального модуля необходимые, по его мнению, дополнительные учебные медиаобъекты.

«Цифровая школа» - это масштабный проект комплексного внедрения ИКТ в образовательную среду учреждения, который позволяет наращивать функциональность и объем образовательного контента в условиях непрерывного совершенствования программно-аппаратных средств.

04.12.2015, ПТ, 14:17, Мск

Уровень проникновения электронных дневников, интерактивных досок и мультимедийных кабинетов в российских школах близок к 100%. Сегодня наибольшим спросом пользуются электронные учебники и планшеты. Для повышения эффективности использования имеющегося оборудования и программного обеспечения школам не хватает системных комплексных решений с хорошо проработанной методической основной.

Россия активно движется по пути создания цифровой образовательной среды. В целом ряде регионов в настоящее время уже стартовало тестирование интерактивных мультимедийных электронных учебников, электронных сервисов, появились проекты электронных дневников, электронных библиотек, а также «цифровых школ» и др. Некоторые технологии, например, интерактивные доски, уже стали привычным атрибутом российских школ. Другие, среди которых виртуальные лаборатории, робототехника, видеоконференцсвязь, распространены значительно меньше.

Цифровые технологии для школ

По данным опроса поставщиков ИТ-решений в образовании,который был проведен CNews в августе 2015 г., российским школам не хватает системных комплексных решений с хорошо проработанной методической основной. Сегодня в большинстве образовательных учреждений современное оборудование и программные продукты используются неэффективно.

Уровень проникновения цифровых технологий в школах

Источник: CNews, 2015

Как показал опрос ИТ-поставщиков, наибольший уровень проникновения демонстрируют такие решения как электронный дневник (100%), интерактивные доски (96%) и мультимедийный кабинет (80%). Интерес российских школ к 3D-принтерам (8%) и лабораториям робототехники (4%) пока невелик.

В Атласе будущих профессий, разработанном при участии «Сколково», сказано, что через 10–20 лет наиболее востребованные профессии будут тесно связаны с ИT. Сегодня школа ориентируется на развитие ИКТ-навыков учеников и все более глубокое изучение предметов научно-естественного цикла. Одновременно растет число бюджетных мест в вузах по специальностям, связанным с ИТ. Ожидается, что в ближайшее время в сфере образования наиболее востребованными станут решения по обучению робототехнике, программированию, биотехнологиям на основе учебных роботизированных платформ, а также цифровые лаборатории для занятий физикой, химией, биологией, географией.

О зарождении интереса российских школ к робототехнике свидетельствуют результаты опроса поставщиков ИТ-решений для образования. Речь идет, в первую очередь, об учебно-лабораторном оборудовании для изучения робототехники, цифровых лабораториях для изучения физики, химии, географии, энергетики, сопромата, а также решениях для 3D-моделирования и прототипирования. Помимо ИТ, в школах активно развиваются пресс-центры и видеостудии, в которых школьники получают опыт работы с графическими программами, учатся разработке мультимедийного контента.

Спрос на цифровые технологии в школах в 2015–2016 гг.

Источник: CNews, 2015

Согласно данным опроса, наибольшим спросом со стороны школ пользуются электронные учебники (88%) и планшеты (84%). Концепция BYOD пока не получила широкого распространения (48%), однако у нее есть перспективы роста. Облачные сервисы доказали свою эффективность и достаточно популярны.

Технологические решения, используемые в школах РФ

Электроника и программирование Лабораторные исследования Цифровые технологии
Наборы для изучения основ электроники Лаборатории по 3D-моделированию и прототипированию Интерактивные доски и дисплеи, интерактивные сенсорные столы
Электронные конструкторы для изучения электрических цепей и альтернативных источников энергии 3D-принтеры (с расходными материалами для создания дополнтельных деталей и замены утерянных) Мультимедиа студии
Стенды для отработки принципов программирования Цифровые лаборатории (для углубленного изучения естественных наук, инженерного дела, сопромата) Планшеты для работы с элетронными учебниками, подготовки к ГИА и ЕГЭ, а также управления классом
Лаборатории по робототехнике (включая роботизированные конструкторы) Системы голосования (опросов) и тестирования

Источник: CNews, 2015

Основным трендом информатизации образования сегодня является не просто внедрение отдельных технологий, а реализация комплексных проектов, направленных на создание единого и непрерывного образовательного пространства.

Электронное образование в Москве

Одним из регионов, занимающих лидирующие позиции в сфере создания цифровой образовательной среды, является Москва. Согласно данным опроса 25 московских школ, проведенного CNewsв августе 2015 г., все они активно используют электронные дневники. Система электронного документооборота в том или ином виде внедрена у 96%. Уровень проникновения интерактивных досок близок к насыщению (92%). Меньше всего распространены средства 3D-моделирования и печати (4%), технологии виртуального музея (20%). Относительно низким является уровень проникновения веб-конференций (44%), при этом практически отсутствуют онлайн-трансляции.

Используемые в школах технологии электронной образовательной среды

Источник: CNews, 2015

92% опрошенных школ используют, в том или ином объеме, облачные сервисы. Наиболее востребованными услугами в настоящий момент являются бухучет и управление кадрами из облака (60% и 52% соответственно). В целом перечень доступных облачных услуг для школ пока невелик.

Облачные сервисы, используемые в школах

Сфера образования, наряду с рядом других отраслей (таких, как здравоохранение и телекоммуникации) подвержена существенным изменениям из-за все более активного распространения цифровых технологий. Как обычно, тренды в области внедрения цифровых технологий в образовательную и научно-исследовательскую деятельность задают коммерческие организации - частные университеты, бизнес-школы, корпоративные университеты. Но государственные университеты и институты все больше и больше начинают задумываться о цифровой трансформации.

Задумывались ли вы когда-нибудь, как будет выглядеть университет через 20-50 лет? Будут ли университеты обладать кампусами или лабораториями? Или образование и научно-исследовательская деятельность полностью перейдут в виртуальную реальность? Может быть. Давайте попробуем разобраться.

Влияние цифровизации и новых технологий на все сферы жизни современного человека

Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития университетов и других образовательных учреждений во всем мире. Цифровизация обеспечивает возможности для обмена накопленным опытом и знаниями, что позволяет людям узнать больше и принимать более обоснованные решения в своей повседневной жизни.

Среди интересных цифровых инноваций следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения, которое выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (Massive on-line open course). Динамика развития онлайн-обучения демонстрируется, в частности, ростом доступных онлайн-курсов, количество которых ежегодно удваивалось в последнее время. Сейчас предлагается более 4200 курсов от более чем 500 университетов.

Появление растущего онлайн-сегмента образовательных услуг может полностью изменить ландшафт данной сферы: кроме ежегодного удвоения численности предлагаемых курсов и количества слушателей прогнозируемая консолидированная выручка рынка MOOC увеличится более чем в пять раз к 2020 г., по некоторым оценкам.

Дополнительные направления применения цифровых технологий в образовании - развитие цифровых библиотек и цифровых кампусов университетов, которые уже внедрены многими университетами в Америке, Европе, России.

Благодаря цифровизации сегодня каждый может получить доступ к информации, которая ранее была доступна только для экспертов и ученых. Мир образования и науки стал глобальным, сейчас практически невозможно найти студента, преподавателя или ученого, который бы не побывал в зарубежных университетах в рамках программ академической мобильности. В ходе беспрецедентных изменений многие университеты пытаются адаптироваться и найти свое место на глобальной научно-образовательной карте, сохранив при этом свои уникальные качества и конкурентные преимущества.

Вопросы, которые сейчас стоят перед университетами, сводятся к выбору стратегии дальнейшего развития и выбора направления, на котором планируется сфокусироваться. Очевидно, что уже сейчас следует разрабатывать программу цифровой трансформации для перехода к конкурентной в будущем образовательной и научно-исследовательской модели.

Почему цифровизация важна для университетов именно сейчас?

Перед университетами, стремящимися сохранить свои позиции на глобальном рынке образования, стоит задача вхождения в международное научно-образовательное пространство. В частности, часть критериев в рейтинге QS World University Ranking оценивают степень глобализации университета в разрезе доли иностранных студентов и преподавателей. Рейтинг THE учитывает долю иностранных студентов, долю иностранных преподавателей и количество статей, опубликованных в соавторстве с зарубежными исследовательскими группами.

Среди стратегий университетов по интеграции в международное образовательное пространство - создание открытые международных кампусов в других странах, привлечение иностранных ученых, преподавателей и студентов, поддержка программ академической мобильности для собственных ученых и организация зарубежных практик для студентов.

Тренды по глобализации наглядно подтверждаются статистическими данными по динамике численности международных студентов. Динамика по странам ОЭСР демонстрирует ежегодный 5%-ный рост численности иностранных студентов. Кроме того, согласно ICEF Monitor к 2020 г. запланировано увеличение финансирования на программу академической мобильности Erasmus+ на 40% - до 14,7 млрд. евро.

Пока страны с традиционно высоким качеством обучения, такие как США и Великобритания, остаются по-прежнему привлекательными для иностранных студентов, на данном поле появляются новые страны и региональные образовательные центры, конкурирующие за доход от образовательной деятельности и интеллектуальный капитал иностранных студентов. Россия в перспективе может стать таким центром.

Каждый университет, независимо от выбранной стратегии, должен пройти цифровую трансформацию. Такая трансформация заключается не только и столько во внедрении ИТ-решений, сколько в целом является существенным культурным и организационным изменением в университете. Переход к цифровому университету предполагает внедрение более гибких и бесшовных процессов, изменение корпоративной культуры, оптимизацию процессов.

Срочность в необходимости перехода объясняется несколькими факторами. Во-первых, в настоящее время практически все студенты относятся к поколению digital natives, они демонстрируют намного большую склонность к применению новых технологий в своей повседневной жизни. Особенно дело касается ИТ и интернет-технологий, а также их применения не только в профессиональной сфере, но и для социализации и коммуникации. Таким образом, цифровизация университета сделает его более адаптированным для целевой аудитории. Это однозначно приведет к повышению конкурентоспособности вуза на рынке образования, созданию дополнительной ценности и привлечению студентов.

Второй аргумент состоит в росте конкуренции среди университетов, особенно это касается топовых университетов. Ввиду глобализации рынка борьба за студента будет происходить уже не в рамках одной страны или кластера стран, а на международном уровне. Таким образом, создание и сохранение за собой конкурентного преимущества университета будет определяться своевременностью внедрения новых технологий и, как следствие, готовностью к фундаментальным сдвигам в сторону образовательной системы нового поколения.

Третий аргумент исходит из необходимости цифровизации внутренних процессов университета для увеличения эффективности взаимодействия подразделений на уровне всего учебного заведения. Это является необходимым для проведения всех инновационных и культурных преобразований, которые требуются от университета при переходе на новую образовательную модель.

Что означает цифровизация для университетов? Какие сферы жизни университетов наиболее восприимчивы к цифровизации?

В ходе многолетней работы с российскими и зарубежными университетами и бизнес-школами мы сформировали концептуальную модель цифрового университета, которая состоит из пяти уровней и т. н. поддерживающей платформы.

Первый уровень самый главный, он представлен научно-педагогическими работниками (НПР), студентами, отраслевыми и академическими партнерами университета, выпускниками и абитуриентами. Первый уровень - это, по сути, внутренние и внешние стейкхолдеры университета.

Второй уровень представлен базовыми информационными сервисами. Их задача - создание единого информационного пространства для цифрового взаимодействия внутри университета с использованием гибких инструментов. Примеры таких сервисов - видеоэкраны для проведения лекций и семинаров, беспроводная связь на всей территории университета (включая общежития), облачные хранилища для хранения и обмена данными, профессиональная печать и пр.

Третий уровень включает в себя сервисы, существенно облегчающие жизнь студентов и НПР в современном университете. Для зарубежных преподавателей и студентов они уже являются обязательным элементом университета, в российских вузах ряд сервисов пока находится на начальной стадии внедрения.

Цифровая библиотека обеспечивает доступ студента или преподавателя к научной литературе с любых устройств, независимо от места нахождения и времени суток. Многие современные университеты объединяют традиционные и цифровые библиотеки с точки зрения опыта конечного пользователя. Так, например, в традиционной библиотеке можно найти и прочитать книгу или журнал с библиотечного компьютера, в то же время любой пользователь может найти книгу в электронном каталоги библиотеки и получить ее, придя на кампус. Такая конвергенция традиционных и новых технологий обеспечивает более высокий уровень комфорта для студентов и преподавателей и позитивно влияет на имидж университета.

Цифровизация наукометрии состоит в мониторинге, накоплении и анализе наукометрической информации с использованием современных методов хранения и обработки больших массивов данных. Это направление крайне важно для университетов, так как оно служит двум целям. Первая цель заключается в определении перспективных научно-исследовательских направлений, которые сейчас наиболее актуальны для вуза. Вторая цель заключается в определении текущих показателей публикационной активности и цитируемости университета.

Четвертый уровень является наиболее ресурсоемким с точки зрения внедрения, но в то же время позволяет университету получить наибольшую добавленную стоимость. Он состоит из таких сервисов, как цифровой маркетинг, управление исследовательскими проектами, управление закупками, взаимодействие с абитуриентами и студентами.

Цифровой маркетинг является новой для российских вузов областью, направленной на решение следующих задач:

· организация взаимодействия с учебно-вспомогательный персонал, НПР, студентами, абитуриентами, выпускниками с использованием всего современного спектра цифровых каналов коммуникации;

· мониторинг изменений в восприятии бренда университета на целевых рынках на основе результатов исследований и мониторинга социальных сетей; проведение превентивных и реактивных мероприятий для формирования положительного имиджа вуза;

· стимулирование создания новых цифровых сообществ и инноваций на всех этапах образовательного цикла, а также коммуникации содержания образовательных программ и особенностей студенческой деятельности для абитуриентов;

· разработка персонализированных маркетинговых материалов для целевых аудиторий на основе анализа данных из разных источников.

Взаимодействие с абитуриентами и студентами включает в себя следующие задачи:

· использование цифровых технологий для взаимодействия с абитуриентами и информирования их о стадии обработки заявлений о приеме;

· использование аналитики для определения наиболее перспективных абитуриентов и повышения коэффициента их зачисления;

· использование различных каналов коммуникации - и цифровых и традиционных - для предоставления абитуриентам наиболее полной информации об университете. Данная задача наиболее актуальна для иностранных абитуриентов, которые не могут посетить университет и хотят сформировать представление о нем использую информацию из Интернета;

· использование аналитики для выявления наиболее успешных и наименее успешных студентов;

· автоматизация работы т. н. «студенческого офиса».

Пятый уровень состоит из цифровых технологий, которые с высокой степенью вероятности получат широкое распространение в университетской среде с 2018-2019 гг. К таким технологиям, например, относятся дроны (беспилотные летательные аппараты). По оценке, полученной в ходе недавнего исследования PwC, глобальный рынок потенциального применения решений на базе дронов в 2015 г. составил 127 млрд. долл. Конечно же, нам видится вполне логичным, что университеты, особенно технические, захотят поучаствовать в развитии этого рынка. В этом контексте в качестве первого шага университеты будут активно внедрять технологии дронов во внутреннее образовательное и научно-исследовательское пространство, закупая оборудование, формируя лаборатории, стимулируя студентов и исследователей к тестированию и работе с новой технологией. Такая тенденция уже наблюдается в нескольких американских университетах.

Переход к цифровому университету невозможен без поддерживающих мероприятий , направленных на внедрение изменений в университете. Такие мероприятия могут включать:

· разработку факультативных или обязательных модулей в рамках программ обучения, направленных на повышение цифровой грамотности среди студентов;

· оказание поддержки научно-педагогическим работникам, задающим тенденции в области развития цифровых навыков и занимающихся разработкой инновационных методик преподавания;

· поощрение продвинутого использования обучающих платформ со стороны НПР, с тем чтобы обеспечить более высокие результаты учебы студентов и повысить эффективность работы университета в целом;

· оказание помощи тем НПР, которые обладают менее продвинутыми навыками использования цифровых технологий.

На наш взгляд, для перехода на современный уровень университет должен адекватно закрывать все уровни описанной выше модели цифрового университета и постоянно поддерживать обратную связь с ключевыми заинтересованными сторонами - студентами, НПР, отраслевыми и академическими партнерами, выпускниками, абитуриентами.

Стратегия перехода к цифровому университету

Несмотря на то, что переход на правила цифрового века может оказаться чрезвычайно сложной задачей, университеты, которые разрабатывают правильную бизнес-стратегию, предусматривающую внедрение цифровых технологий, могут воспользоваться широким кругом новых возможностей организации работы со студентами, НПР, административно-управленческим персоналом и внешними стейкхолдерами.

Универсального решения, обеспечивающего достижение конкретных результатов за счет использования цифровых технологий, нет. Но, прислушиваясь к мнению конечных пользователей, можно получить ценнейшие сведения и использовать их как основу для дальнейших действий.

Университет, предоставляя карт-бланш отдельным сотрудникам на внедрение новых методов работы с цифровыми технологиями, а также предоставляя поддержку в решении данных задач, может получить мощный импульс к трансформации в учебное заведение нового формата с оптимизированными внутренними процессами.

Мы считаем, что проект по цифровой трансформации университета должен инициироваться высшим руководством и поддерживаться на уровне институтов/факультетов/стратегических академических единиц/кафедр. Последние должны взять под личный контроль исполнение мероприятий, направленных на достижение необходимых результатов, и увязать свои планы действий с общей стратегией развития вуза.

Совершенствование службы ИТ должно проводиться как в технологическом направлении, в рамках которого планируется использование новых ИТ-методов и подходов, так и в направлении упрощения взаимодействия заинтересованных сторон с данными технологиями. Мы видим следующие приоритетные задачи службы ИТ в контексте цифровой трансформации университета:

· отслеживание технологических новинок и консультирование по вариантам их возможного использования для достижения поставленных перед университетом целей;

· совершенствование политики и процедур, направленных на стимулирование использования инновационных цифровых технологий среди административного персонала вуза, обучающихся и научно-педагогических работников;

· предоставление максимального открытого и удобного доступа к информационным ресурсам и системам с целью обеспечить возможность использования данных посредством новых технологий;

· оптимизация использования облачных решений для стимулирования инноваций и быстрой оборачиваемости нового цифрового функционала, продуктов и систем.

Роль службы управления персоналом в ходе цифровой трансформации заключается в разработке комплексной программы подготовки персонала к внедрению новых технологий:

· разработка трудовых договоров и программ непрерывного повышения квалификации для обеспечения постоянного развития навыков цифровой грамотности;

· придание процессам обучения, наряду с процессами научной деятельности, важной роли для продвижения инноваций в сфере разработки новых методов и способов обучения с максимальным использованием потенциала цифровых технологий.

Заключение

Мы живем в интересное время, когда концентрация новых цифровых технологий велика как никогда. Эти технологии уже влияют на деятельность университетов. Мы верим в то, что университетам еще предстоит существенно трансформироваться, чтобы реализовать выгоды от цифровизации и предоставить абитуриентам, студентам, НПР и партнерам больше возможностей. Трансформация невозможна без выработки и реализации осознанной стратегии цифровизации, которая бы учитывала особенности и специфику деятельности университета. Какую стратегию выберите вы?

Похоже, слово «цифровизация» надолго вошло в повестку масштабных событий, посвящённых образованию. Это неудивительно: согласно принятой Правительством программе «Цифровая экономика» , к 2025 году система образования в России должна быть настроена так, чтобы подготовить к рывку в цифровое светлое будущее достаточное количество грамотных пользователей информационных технологий, обладающих необходимыми в XXI веке компетенциями.

Цифровизация экономики - это не просто перевод данных и процессов из «аналоговой» эпохи в цифровой вид.

Поэтому цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем школам доступа к скоростному Интернету. Это как начинать строительство нового дома с поклейки обоев и выбора люстры, вместо того, чтобы думать о фундаменте. Должен меняться сам подход, чему и как учить.

Цифровая грамотность

Казалось бы, грамотность - понятие, знакомое всем. Согласно самому общему определению, это степень владения основными когнитивными навыками: чтением, письмом и счётом на родном языке. Но с развитием технологий и усложнением информационного пространства, в котором мы существуем, представление о грамотности расширяется. Международные организации, которые пытаются классифицировать необходимые современному человеку компетенции, говорят о важности цифровой, информационной, научной грамотности. Часто эти виды грамотности пересекаются и дополняют друг друга.

Цифровая грамотность - это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми.

Существуют разные критерии развития цифровой грамотности. Например, Генри Дженкинс считает , что цифровая грамотность включает в себя умение работать с компьютером как «железом» (то есть вы должны понимать, как происходит взаимодействие человека и цифровой техники), понимание особенностей устройства и распространения цифровой информации (например, умение работать с ПО), понимание устройства сетевого сообщества и особенностей социальных медиа.

Дуг Белшоу выделяет восемь элементов цифровой грамотности, среди которых понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн-сообществах, умение создавать и распространять контент, навыки использования цифровые технологии для саморазвития.

Авторы разных концепций цифровой грамотности сходятся в одном: только понимание того, как устроена цифровая реальность, может научить человека контролировать «информационный шум» и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.

Чтобы жить в цифровой экономике долго и счастливо, человек должен обладать культурой потребления информации и уметь сделать выбор между условным томиком Донцовой и «Войны и мира», понимая свои потребности и природу этих произведений.

Очевидно, что цифровая грамотность - это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только лишь обновления программы по предмету «Информатика» или технического переоснащения школы. А без их развития фундамент цифровой экономики, увы, не построишь.

Индивидуализация образовательной траектории

Если учесть, что развитие цифровых технологий вытесняет из производства прежде всего работников «рутинного» труда, то конвейер массового образования, готовящий специалистов по одной программе, становится неактуален. К тому же эксперты уверены, что цифровая экономика требует от человека развития навыков самоорганизации, планирования, самомотивации - а этому способствует индивидуализация образования.

Цифровые технологии, приходя в систему образования, позволяют индивидуализировать процесс обучения и на этапе освоения нового материала, и на этапе контроля индивидуальных результатов. Возможности для этого создают такие проекты, как «Мобильная электронная школа» - система для учебно-методического сопровождения образовательного процесса, которая представляет собой социальную сеть для учителей, учеников и родителей, с учебным контентом, системами оценки и обратной связи.

Цифровые технологии предоставляют инструменты для развития смешанного обучения, преодоления ограничений классно-урочной системы с одинаковым для всех учебным планом и одинаковым временем для его освоения. Правда, в массовой школе эти возможности реализуются нечасто.

А если посмотреть на недавние обсуждения новой редакции ФГОС, которая вызвала возмущение учителей литературы , то возникает вопрос. Как сочетается беспокойство о том, что дети, переходя из одной школы в другую, могут испытывать неудобства из-за разности образовательных программ, с пониманием, что для цифровой экономики как раз важны такие качества, как умение адаптироваться к новым условиям и выстраивать свою собственную траекторию развития, постоянно выбирая из множества вариантов?

Непрерывное образование

Цифровая экономика кардинально меняет рынок труда: там, где компьютер может заменить человека, он его заменит. Выходом для лишившихся работы людей будет самозанятость, тем более что цифровые технологии дают новые возможности организации и развития бизнеса. Кроме того, в ближайшем будущем станет нормой регулярная смена профессии, да и нахождение в одной профессиональной сфере будет всё больше и больше требовать готовности к обучению. Концепция непрерывного образования предполагает, что жизнь человека не делится строго на период учёбы (до получения диплома) и работы, а обучение является постоянным процессом на протяжении всей жизни.

Для того, чтобы непрерывное образование становилось жизненной нормой, должна развиваться структура онлайн-образования и меняться отношение общества к обучению. И если первая задача напрямую связана с развитием онлайн-платформ, программного обеспечения, оцифровкой контента, то вторая - с развитием внутренней мотивации человека к учёбе. Как показало исследование НИУ ВШЭ, посвящённое образованию взрослых россиян, главная причина, почему взрослые не идут учиться новому - отсутствие внутренней потребности в этом.

А потребность такая формируется (или нет) с младших классов, при том не так важно, есть ли там интерактивная доска.

Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса. А для этого, пожалуй, сами лидеры образования должны научиться не бояться уже наступившего будущего.

Об этом и многом другом будут говорить эксперты на Московском международном салоне образования - крупнейшем российском образовательном событии, которое пройдет с 18 по 21 апреля в 75-ом павильоне ВДНХ. Мероприятие будет интересно педагогам, тем, кто занимается организацией и управлением в образовании, а также родителям.