Обучение чтению дошкольников в игровой форме: для ребенка, который не хочет учиться. Конспект занятия по чтению и развитию речи

Обучение чтению дошкольников в игровой форме: для ребенка, который не хочет учиться. Конспект занятия по чтению и развитию речи
Обучение чтению дошкольников в игровой форме: для ребенка, который не хочет учиться. Конспект занятия по чтению и развитию речи
  • Ваш малыш совершенно не хочет рассматривать буквы в азбуке?
  • Ребенку скоро идти в первый класс, а заставить читать его можно только под страхом «отлучения» от компьютера?
  • Не знаете, как организовать занятия с дошкольником так, чтобы сохранить свои нервы и окончательно не отбить у него интерес к чтению?

Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать.

Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.

  1. Занимайтесь регулярно! Пусть занятия будут короткими (5-10 минут), но ежедневными. Это гораздо эффективнее для дошкольников, чем 45-минутные уроки раз в неделю.
  2. Занимайтесь везде. Чтобы учиться читать, вам совершенно необязательно усаживать ребенка за стол с книгами. Учить буквы можно в парке на прогулке, рисуя их мелом на асфальте или разглядывая вывески, помогая маме вылепить печенье в форме букв или изучая номера машин на парковке и т.д.
  3. Занимайтесь, когда ребенок чувствует себя хорошо: он выспался, активен и готов к новым играм и занятиям.
  4. Постоянно создавайте у ребенка ситуации успеха, чаще его хвалите, акцентируйте его внимание на том, что у него получилось, не зацикливайтесь на неудачах. Занятия должны быть ребенку в радость!

И еще, что обязательно нужно знать, приступая к обучению чтению - в статье по .

В какие же игры можно играть на разных этапах обучения дошкольников чтению?

1. Изучение букв.

Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.

Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).

В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.

Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:

Видишь хвостик на конце,
Значит это буква Ц.

Буква Б как бегемот –
У нее большой живот!

Г похожа на гуся —
Изогнулась буква вся.

Д – высокий с крышей дом!
В этом доме мы живем.

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!

В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.

Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.

Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют.

Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбуз\абрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафли\виноград — с буквой В и т.д.

Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).

Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.

Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.

2. Складываем слоги.

Обучение ребенка складывать слоги может занять чуть больше времени, чем изучение букв. Ребенку придется много-много раз повторять различные слоги, прежде чем он освоит этот навык. Чтобы обучение было ему не в тягость, а в радость – продолжаем с ним играть. Только сейчас играем в игры со слогами. Главная задача этого этапа – научить ребёнка произносить две буквы слитно.

Помимо слоговых лото, которые можно сделать по тому же принципу, что и лото с буквами, вы можете использовать и другие самодельные игры для детей, чтобы научить их складывать слоги.

— Игры-бродилки («дорожки»).

«Бродилки» были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей. Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры. Впишите в пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом). Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано. Так ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он «одолел» бы в обычном букваре с большим трудом.

По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку. Для этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные машинки / грузовики /поезда / самолетики. Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях соревновательный момент.

— Игры «Магазин» и «Почта».

Подготовьте монеты – кружочки с написанными слогами, а также товары – картинки с продуктами / вещами, которые начинаются на эти слоги. Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет приобрести за монету со слогом КА, киви – за монету со слогом КИ, кукурузу - за монету со слогом КУ и т.д.).

Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок – продавец. Он должен внимательно следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно называть монетки со слогами.

Очень похожая игра – «Почта», только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров – картинки с животными или сказочными персонажами. Ребенок будет почтальоном, он должен по первому слогу, написанному на конверте, догадаться – кому нужно доставить письмо. В этой игре лучше всего читать слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве.

— Домики со слогами.

Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать – кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу – со слогом НА, Лизу – со слогом ЛИ и т.д.).

Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени.

Подготовьте картонные карточки со слогами, разрежьте их на две равные половинки по горизонтали. Эти «пазлы» ребёнок должен сложить и назвать получившиеся слоги.

Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний.

Больше игр для обучения чтению по слогам - в статье по .

3. Читаем слова и предложения.

Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению.
Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению.

Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.

Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

— Игра «Аэропорт» или «Парковка».

В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.

— Цепочки слов, у которых меняется только одна буква.

Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение.

Примеры таких цепочек:

  • КИТ – КОТ – РОТ – РОС – НОС – НЁС – ПЁС.
  • ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.

Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать. Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа. Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.

Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Татьяна Силантьева
Занятие по чтению художественной литературы

Занятие по чтению художественной литературы

«Путешествие в сказку (старшая группа)

Цель : создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам художественной литературы .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» в аудио обработке.

Формировать потребность детей слушать и рассказывать сказки.

Развивающие :

Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.

Развивать умение детей в построении полных, выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанной сказки, в узнавание героев знакомых сказок.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи, интерес к малым фольклорным жанрам.

Воспитательные :

Вызвать интерес к любимым героям сказки.

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.

Словарная работа :

Коромысло, кадка, прорубь.

Оборудование :

Ноутбук

Презентации «Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» ,

Коробка “посылка»

Разрезные картинки к русским народным сказкам в конвертах

Предварительная работа :

Чтение сказки .

Инсценировка сказки.

Настольные игры.

Рисование сказочных героев.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

Дети сидят на стульях, напротив экрана ноутбука (экрана) .

Воспитатель :

Ребята, к нам пришли гости. Поздороваемся с гостями.

Вы любите сказки?

Дети. Да. Любим.

Воспитатель :

Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

Кто сочиняет русские народные сказки? (Русский народ.)

Какие русские народные сказки, вы знаете? (Перечисляют.)

Вы хотите очутиться в сказке?

Скажем волшебные слова. (Хором)

Крибли, крабли, бумс!

И покружились.

Воспитатель включает музыку.

Утром в нашу группу принесли посылку

Давайте посмотрим, что в ней. (Открыть.)

В ней лежит книжка! (Достать, показать детям.)

Кто догадался, как называется сказка? («Лисичка-сестричка и серый волк» .)

Проговаривают хором название сказки.

Вы хотите послушать сказку? (Да.)

Давайте присядем на стулья.

Воспитатель : «Слушайте внимательно, запоминайте старательно» :

«Сказка в двери к нам стучится.

Скажем сказке – заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди».

Слушание аудио-сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» (презентация) .

Понравилась сказка?

Давайте отдохнем.

Физминутка

А проверим мы осанку

И сведем лопатки, (дети сводят руки сзади)

Мы походим на носках, (ходьба на носках)

А потом на пятках. (ходьба на пятках)

Пойдём мягко, как лисята, (изображают лисью походку)

И как мишка косолапый, (изображают медвежью походку)

И как заинька-трусишка, (согнуться, ладошки к голове)

И как серый волк-волчишко. (выставить согнутые руки и показать «когти» )

Вот свернулся ёж в клубок, (сесть в глубокий присяд - как бы свернуться)

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, (коснуться детей рукой)

Ёжик сладко потянулся. (потягиваются)

Присаживайтесь на стульчики.

Беседа с детьми по содержанию сказки.

1. Как называется сказка?

2. Кто главные герои в сказке? (Лиса, волк)

3. Почему лиса обманула деда (Потому, что ленивая, хитрая, голодная, но идти на охоту ловить мышей не хочет. Холодно, зима.)

4. Как лиса обманула деда? (Ответы детей.)

5. Кого еще обманула лиса? (Волка.)

6. Как лиса обманула волка? (Сказала, что можно опустить хвост в прорубь и приговаривать.) Давайте посмотрим на прорубь (слайд) . Прорубь – это отверстие, дыра во льду на реке.

-Скажем хором : прорубь. (Проговорить хором слово «прорубь» )

7. Что приговаривал волк, когда ловил рыбу? (Ловись, рыбка, и мала и велика) .

-Скажем хором, как волк : .

А теперь мальчики скажите, как волк : «Ловись, рыбка, и мала и велика» .

8. Что приговаривала лиса, когда ходила вокруг волка? (-Ясни, ясни на небе звезды. Мерзни, мерзни волчий хвост.)

А теперь девочки скажите, как лиса : «Ясни, ясни на небе звезды. Мерзни, мерзни волчий хвост» .

9. Что случилось, когда волк пытался вытащить хвост из реки? (Хвост приморозило.)

10. О чем подумал волк? (Сколько много наловил рыбы.)

11. Кто пришел утром на реку? (Бабы.)

12. Чем они били волка? (Кто ведром, кто коромыслом.)

Давайте посмотрим на коромысло (слайд) . Коромысло – это деревянная дуга с крючками, на которые вешают ведра.

-Скажем хором : коромысло. (Проговорить хором слово «коромысло» .)

13. Что в это время делала лиса? (Залезла в дом)

14. Куда залезла лиса головой? (В кадку.)

Давайте посмотрим на кадку (слайд) . Кадка – это деревянное ведро.

-Скажем хором : кадка. (Проговорить хором слово «кадка» .)

Попала лиса головой в кадку с тестом и вся вымазалась.

15. -Встретились лиса и волк снова.

Как лиса опять обманула волка? (Наводящие вопросы, если дети не могут ответить.)

Что приговаривала лиса, едя верхом на волке? (Битый не битого везет, битый не битого везет.)

16. Какой волк в этой сказке? (Глупый, доверчивый, простодушный)

17. Что вы можете сказать про лису? (Если не скажут, то спросить : «Лиса какая?» ) (Лиса хитрая, плутовка, обманщица)

18. Почему все-таки эту плутовку и обманщицу называют так ласково : лисичка-сестричка? (Она красивая, обаятельная, не злая, рыжая)

19. Вспомним, что приговаривали волк и лиса у проруби (слайд) .

Андрей, ты будешь волком, а Лиза будет лисой.

Похлопаем артистам.

А теперь Лёша будет волком, а Вероника – лисой.

Одеть шапочки на мальчика и на девочку

Похлопаем артистам.

Воспитатель :

Ребята, вы хорошо знаете русские народные сказки? Сейчас проверим!

Назовите сказку.

(Игра «Назови сказку» презентация показ эпизодов из знакомых р. н. сказок)

Молодцы, хорошо знаете русские народные сказки!

Включить музыку :

В волшебной посылке есть еще кое что!

Достать подарок детям.

Публикации по теме:

«Дрема». Занятие по чтению художественной литературы во второй младшей группе «ДРЕМА». Занятие по чтению художественной литературы во второй младшей группе «1» Цель: Познакомить детей со сказкой «Дрема». Помочь понять.

Годовое тематическое планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Задачи образовательной деятельности -Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кот в сапогах» Ересектер тобында йымдастырылан оу іс-рекетіні технологиялы картасы Білім.

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Стихотворение Я. Акима «Мама» КОНСПЕКТ-НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Чтение художественной литературы». Стихотворение Я Акима «МАМА» Задачи: - вызвать радостный эмоциональный.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе «Путешествие по сказкам» Цель: Систематизировать знания детей о сказках через игру – путешествие. Програмное содержание Образовательные задачи: -продолжать знакомить.

Конспект по чтению художественной литературы Конспект по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе на тему: К. Ушинский «Слепая лошадь». Цель: Подведение.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Сказочное путешествие». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №26 Кораблик» Конспект занятия по.

НОД по чтению художественной литературы «Как муравьишка домой спешил» Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе общеразвивающей направленности Провела: воспитатель Закутяева.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы для первой младшей группы Месяц Название произведения октябрь 1. Чтение потешки «Водичка,водичка» 2. Обыгрывание потешки «Чики-чики-чикалочки…» 3. Разучивание потешки.

Перспективный план занятий по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени» 2 Пересказ сказки «Козлята и волк» Октябрь 3 Ознакомление с малыми фольклорными.

Библиотека изображений:

Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Зачем дошкольникам художественная литература

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

  1. Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
  2. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
  3. Формирование навыка нравственной оценки произведения.
  4. Развитие способности к сопереживанию героям.

В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного

В старшей группе список задач расширяется:

  1. Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
  2. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
  3. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
  4. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
  5. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
  6. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие

К задачам подготовительной группы относятся:

  1. Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
  2. Развитие у дошкольников чувства юмора.
  3. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
  4. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
  5. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.

Какие приёмы и методы можно использовать

На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:

  1. Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.
  2. Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
  3. Инсценирование - метод вторичного ознакомления с литературным произведением.
  4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).

Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:

  1. Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.
  2. Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.
  3. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки).
  4. В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.

Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения

Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.

Как объяснять детям незнакомые слова

Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).

Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов

Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.

Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению

После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).

Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:

  • Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?
  • На кого бы вы хотели быть похожи?
  • С кем бы вы не стали дружить?

Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:

  • Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?
  • Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?

Вопросы на обнаружение мотива:

  • Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?
  • Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?
  • Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?

Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).

С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека

Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.

Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц

Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы.

Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников

Ключевые события сказки представлены в виде схем На плакате схематически изображены главные персонажи (девочка, медведь) и ключевые моменты повествования (лес, избушка, пирожки, короб) Каждая схематическая картинка соответствует строчке стихотворения

Как показывать детям иллюстрации

Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому - А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница - то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям

Общая структура занятия по чтению

Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части:

  1. Знакомство с произведением, цель которого - правильное и эмоционально насыщенное восприятие.
  2. Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых средств выразительности.
  3. Повторное чтение текста (либо его ключевых эпизодов) для углубления восприятия и закрепления впечатления.

Типы занятий по чтению в детском саду

Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:


Мотивирующее начало занятия

Ключевая задача воспитателя - подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.

Появление игрового персонажа

В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»), забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка).

Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова

Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).

Послание от героя

Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок - подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.

Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками

Предварительная беседа

В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа - Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы.

Дополнительно детям можно предложить раскрасить Незнайку

Другой пример - педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» (или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу).

Ознакомление с наглядными материалами

Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.

После рассматривания отважных богатырей дошкольникам будет очень интересно послушать былину про Илью Муромца

Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.

После рассматривания иллюстраций ребятам наверняка захочется узнать, кто же на них изображён и что приключилось с героям

Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.

Примеры конспектов занятий

С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь:

  • Каранова М.С., «Медвежонок Бурик» (вторая младшая группа) ;
  • Романова Н., «Чтение и заучивание стихотворения М. Худякова «Осень» (средняя группа) ;
  • Коновалова Д.В., «Поговорим о дружбе (чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин»)» (подготовительная группа) .

Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы

В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.

Первая младшая группа

  • Стихотворение А. Барто «Мишка».
  • Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».
  • Русская народная песенка «Пошёл котик на Торжок…».
  • Русская народная песенка «Петушок, петушок…».
  • Русская народная сказка «Репка».
  • Русская народная песенка «Как по лугу, лугу…».
  • Русская народная песенка «Как у нашего кота…».
  • «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай…».
  • Русская народная песенка «Курочка-рябушечка».
  • Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского.
  • Русская народная песенка «Уж как я мою коровушку люблю…».
  • Стихотворение А. Барто «Грузовик».
  • Стихотворение С. Капутикян «Все спят».
  • Стихотворение В. Берестова «Больная кукла».
  • Русская народная песенка «Коза-дереза».
  • Русская народная песенка «Заяц Егорка…».
  • Рассказ Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…».
  • Произведение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

    Многие сказки для детей можно включать в какие-либо режимные моменты (например, переход к дневному сну)

  • Рассказ Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь…».
  • Стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси».
  • Стихотворение А. Барто «Слон».
  • Потешка «Ой ты, заюшка-пострел…» (перевод с молдавского И. Токмаковой).
  • Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова).
  • Русская народная песенка «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».
  • Стихотворение С. Капутикян «Маша обедает».
  • Стихотворение Н. Саксонской «Где мой пальчик»
  • Стихотворение П. Воронько «Обновки».
  • Стихотворение Н. Сынгаевского «Помощница».
  • Отрывок из стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
  • Стихотворение В. Хорола «Зайчик».

    Стихотворение Хорола про зайчика - очень ритмичное, что позволяет использовать его для двигательных упражнений

  • Стихотворение М. Познанской «Снег идёт».
  • Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».
  • Стихотворение О. Высотской «Холодно».
  • Стихотворение В. Берестова «Котёнок».
  • Стихотворение А. Барто «Зайка».
  • Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?».
  • Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
  • Немецкая песенка «Снегирёк» (перевод В. Викторова).
  • Стихотворение А. Барто «Кораблик».
  • Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком».
  • «В магазине игрушек» (главы из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика», перевод с польского В. Приходько).
  • Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко».
  • Закличка «Дождик, дождик, веселей…».

    Заклички и потешки могут стать основой для физкультминутки или пальчиковой гимнастики

  • Русская народная сказка «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).
  • Стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка».
  • «Ветер по морю гуляет…» (отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
  • Стихотворение А. Введенского «Мышка».
  • Стихотворение Г. Сапгира «Кошка».
  • Русская народная потешка «Из-за леса, из-за гор…».
  • Сказка В. Бианки «Лис и мышонок».
  • Рассказ Г. Балла «Желтячок».
  • Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка».

    Это стихотворение полезно для работы с плаксивыми детьми, но не допускайте, чтобы такого ребёнка начали дразнить остальные

  • Стихотворение К. Чуковского «Путаница».
  • Сказка Д. Биссета «Га-га-га» (перевод с английского Н. Шерешевской).
  • Русская народная потешка «Огуречик, огуречик…».
  • Стихотворение «Сапожник» (перевод с польского в обработке Б. Заходера).
  • Стихотворение Б. Заходера «Кискино горе».
  • Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики».
  • Сказка Н. Павловой «Земляничка».
  • «Друзья» (глава из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика»).

Вторая младшая группа


Средняя группа


Старшая группа

  • Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка».
  • Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».
  • Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает осень».
  • Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».
  • Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».
  • Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
  • Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
  • Чтение рассказа Виктора Драгунского «Друг детства».
  • Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».

    Стихи и сказки учат ребёнка доброте, уважению к окружающим, поддерживают любознательность

  • Пересказ рассказа В. Чаплиной «Белка».
  • Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».
  • Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка».
  • Чтение глав повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
  • Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня».
  • Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого).
  • Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».
  • Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик».
  • Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
  • Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка» (обр. К. Шавровой).
  • С. Городецкий «Котёнок» (чтение в лицах).
  • Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
  • Заучивание стихотворения М. Яснова «Мирная считалка».
  • Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка».
  • Чтение произведения Г. Снегирёва «Пингвиний пляж».
  • Чтение глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек». Лепка «Щенок»
  • Чтение стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищурил…».
  • Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
  • Рассказывание народной сказки «Сивка-бурка».

    Многие сюжеты русской литературы прошли через года, их знали ещё бабушки и дедушки нынешних малышей

  • Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».
  • Чтение отрывков произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».
  • Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
  • Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».
  • Русская народная сказка «Лиса и заяц».
  • Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».
  • Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

    Сказка «У страха глаза велики» - по сути психологическая

  • Чтение произведения И. Лешкевича «Светофор».
  • Инсценирование отрывка русской народной сказки «Маша и медведь».
  • Заучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день».
  • Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
  • Пересказ украинской народной сказки «Колосок».
  • Чтение отрывка произведения К. Паустовского «Кот-ворюга».
  • Заучивание отрывка «У лукоморья дуб зелёный…» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
  • Любимые сказки А. С. Пушкина.
  • Чтение сказки Р. Киплинга «Слонёнок».
  • Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка».

Подготовительная группа


Кружок по чтению художественной литературы в детском саду

В детском саду очень часто практикуется кружковая работа по чтению художественной литературы. Это направление очень актуально: у детской литературы сегодня много «соперников» - мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. Они не требуют от ребят размышлений, в отличие от художественного произведения. Наблюдается и такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных, познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребёнком требует сил, внимания и времени, которого многим родителям не хватает. В этих случаях задача приобщения дошкольников к книге ложится на плечи воспитателя. И хорошо, если помимо произведений, заданных образовательной программой детского сада, он знакомит ребят с другими замечательными сказками, рассказами, былинами, стихотворениями, а также пословицами и поговорками.

Сегодня у книг есть множество «конкурентов» в борьбе за внимание ребёнка

Что касается тематики литературного кружка, то она может охватывать:

  • произведения различных жанров (варианты названий: «В гости к книжке», «Литературная гостиная», «Волшебный мир книг»);
  • только сказки («Сказки - добрые друзья», «В гостях у сказки», «Сказка мудростью богата…»);
  • стихотворения (дети выразительно их читают и заучивают наизусть).

Занятие в кружке проводятся обычно один раз в неделю во второй половине дня.

В качестве примера можно рассмотреть рабочую программу и перспективный план работы кружка «В гости к книжке» (рассчитан на три года обучения) воспитателя Е. В. Назаровой. Его особенность в том, что чтение литературы сочетается с проведением русских народных игр схожей тематики.

Елизавета Васильевна указывает следующие задачи кружка:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

Цель - углублённо знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Как организовать открытый просмотр занятия по чтению художественной литературы

Одна из важных форм работы по чтению - открытые занятия, в ходе которых педагог демонстрирует коллегам свой новаторский опыт. Новизна может затрагивать различные аспекты:

  • применение информационно-компьютерных технологий - ИКТ (слайды с изображением эпизодов произведения, его отдельных героев);
  • пересказ сказки детьми с опорой на мнемотаблицы (это направление всегда вызывает интерес);
  • новаторской может быть даже физкультминутка - обязательный элемент большинства занятий (например, с использованием камушков для усиления ритма, кстати, этот приём можно применять и при чтении стихотворений).

Занятия с использованием ИКТ всегда смотрится выигрышно

Интересная идея - подключить к мероприятию музыкального руководителя либо использовать аудиозаписи. Например, в той же самой сказке «Маша и медведь» музыка передаст, как девочка собирает в лесу грибы и ягоды, а мишка тяжёлой поступью идёт по лесу. Дети будут просто в восторге от такого глубокого погружения в произведение.

Финал открытого занятия также можно интересно обыграть. Например, дети дарят гостям закладки для книг, которые они сделали своими руками.

Открытый просмотр нельзя заранее репетировать с группой, например, заучивать стихи или прорабатывать ответы на вопросы. Это всегда видно со стороны: дети не будут так заинтригованы, как если бы они воспринимали произведение в первый раз.

Особенности проведения празднично-досуговых мероприятий по чтению

Воспитанию интереса к книге способствуют и различные праздничные мероприятия: литературные досуги, развлечения, вечера, викторины. Их тематикой может стать творчество конкретного писателя, поэта (например, А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто), особенно если связать это с его предстоящим юбилеем.

Литературное мероприятие можно приурочить к празднику, например, Дню матери, Дню птиц, 9 Мая. Для этого подбираются разножанровые произведения (стихотворения, небольшие рассказы, эпизоды из сказок, пословицы, поговорки), которые оригинально обыгрываются.

Праздничную атмосферу всегда создаёт объединение различных видов искусства - литературы, театра, танца, музыки, изо. Также в подобный досуг можно включать спортивные элементы.

Структура литературного праздника сходна с построением утренника:

  1. Торжественное открытие со вступительным словом ведущего.
  2. Показ концертных номеров.
  3. Демонстрация выставки книг.
  4. Завершение.

Объединяют части мероприятия, кроме ведущего, игровые персонажи. Они не дают ослабевать детскому вниманию.

Декламация стихов - неотъемлемая часть литературного праздника

Старшие дошкольники могут устроить для воспитанников младшего возраста мини-концерт с чтением знакомых малышам потешек, песенок, стихов. При этом желательно использовать наглядные материалы - игрушки, картинки, различные предметы.

Пример конспекта литературного мероприятия по произведениям С. Я. Маршака (автор А. Г. Чирикова).

Видеоматериалы по теме

Знакомство с художественной литературой часто превращается в маленькое представление, на котором выступают сами дети.

Видео: чтение стихотворений Агнии Барто об игрушках (младшая группа)

https://youtube.com/watch?v=3qsyf-eUekI Video can’t be loaded: Отрывок занятия во второй младшей группе по ознако (https://youtube.com/watch?v=3qsyf-eUekI)

Видео: рассказывание и инсценировка сказки «Теремок» (вторая младшая группа)

https://youtube.com/watch?v=206SR1AfGZI Video can’t be loaded: НООД по художественной литературе во второй младшей группе по сказке «Теремок» (https://youtube.com/watch?v=206SR1AfGZI)

Видео: «Путешествие по русским народным сказкам» (открытое занятие в средней группе)

Video can’t be loaded: Открытое занятие на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» (https://youtube.com/watch?v=4Xu1mx2qkgk)

Видео: занятие-путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (старший дошкольный возраст)

https://youtube.com/watch?v=yy4HWjo0ZaQ Video can’t be loaded: Интегрированное занятие-путешествие по сказке «Гуси - лебеди» (https://youtube.com/watch?v=yy4HWjo0ZaQ)

Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад - первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники - скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, он же раскрывает идею, помогает детям проникнуться переживаниями за героев. Именно поэтому воспитатель должен уметь заинтересовать малышей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения.

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.


Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.


Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения


И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.


Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.


Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Этапы обучения


Затем приходит очередь глухих звуков;

Шипящие оставьте напоследок.

  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» - эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.


Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, - 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.


Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.


Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее .
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.


Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов - маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.


Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Различные методики обучения

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза «После 3-х лет уже поздно». Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.


Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

Конспект занятия по чтению и развитию речи

Тема: «Звук и буква Ёё»

Тема: «Звук и буква Ёё»

Цель: формирование у учащихся представления о звуке и букве Ё, ё, учить составлять и читать слова с данной буквой.

Задачи:

Образовательные : познакомить с буквой и звуком Ёё, учить составлять и читать слоги c буквой и звуком «ё», слова, содержащие в своём составе звук и букву ё.

Коррекционно-развивающие : развивать умение отвечать на вопросы, активизировать умственную деятельность на основе работы с деформированными словами (игра «Собери слово»), повышать познавательную активность посредством дидактических игр.

Воспитательные : воспитывать умение слушать и слышать учителя, воспитывать аккуратность при работе с индивидуальными карточками.

Оборудование: картинки «солнышко» и «тучка»; картинки «ёж», «сова», «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «яблоко»; картинки «Зашифрованные буквы»; Карточка с буквой Ё,ё; карточки со слогами; карточки с рукописными буквами Ё,ё; картинки «шишка»; карточки со словами; карточка со скороговоркой.

Ход урока:

1. Организационный момент

Эмоциональная установка на успех предстоящей работы :

– Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и тихо сели.

– Для чего мы сюда пришли?

Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Схематическое рисование своего настроения в начале урока

Ребята, с каким настроением вы начинаете урок, у всех ли хорошее настроение? Возьмите картинку, подходящую вашему настроению и покажите мне. Хорошо. Надеюсь, ваше настроение сохранится до конца урока.

2. Дыхательная гимнастика

Учитель: Ребята, нам придется сегодня с вами очень много поработать, почитать, поиграть, поэтому сейчас мы с вами выполним дыхательную гимнастику:

1. «Дуем на горячий чай».

Вдох носом. Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)

2. «Фокус»

На кончик носа положить ватку широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх:

С вами в цирке побывали,

За фокусами наблюдали,

Но и сами мы с усами,

Фокусы покажем маме.

3. Снегопад

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Молодцы!

3. Сюрпризный момент

Ребята, чтобы узнать, кто к нам сегодня пришел в гости, нам нужно отгадать загадку. (На доске висит картинка ежа.)

Словно елка, весь в иголках.

Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь, а зовется это... (ёж)

Правильно, ребята. Это ёж. Он пришел к нам за помощью. У него потерялось яблоко. Надо помочь ёжику найти его яблоко. И сейчас с вами вместе мы отправимся в лес.

3. Сообщение темы урока

Сегодня, ребята, на уроке чтения мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но с каким звуком и с какой буквой вы об этом узнаете позже.

4. Работа по теме урока

Выделение звуков в слове

Ребята, а кто в лесу все знает? Кто самый умный в лесу? Это сова . Но сова дала нам такое задание, если мы его выполним – она нам поможет.

Сова дала нам такие слова: ёл-ка, ёрш, ё-жик . Скажите, на какой звук начинаются эти слова? (Читаю еще раз слова)

Правильно это звук [ё]. Мы справились с заданием совы. И она согласилась нам помочь. Она видела, как зайчик нес яблоко к себе в нору. Давайте пойдем к зайцу и спросим у него, где яблоко.

5.Физминутка Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

Руки расправим, плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем

Руки сложим назад.

Но заяц тоже не хочет нам просто так помогать. Он тоже хочет, чтобы мы выполнили задание. Он хочет знать, какие буквы вы уже выучили, какие буквы знаете? (А М О С И У Ы Е) Вот задание от зайца: он спрятал буквы в лесу нам нужно их отыскать. Посмотрите внимательно на эту букву. Что за буква? Молодцы! Вы справились с заданием зайчика. Но он говорит, что яблока у него нет. Яблоко у зайца забрала лиса, когда тот нес его домой. Ребята, надо идти к лисе.

А пока мы идем к лисе , давайте вспомним, какой звук мы сегодня нашли с совой? Звук ё. Вот вы сейчас назвали буквы. Так вот, звук ё тоже обозначается буквой. Посмотрите на букву Ё. (Показ буквы) Давайте подумаем, на что похожа буква Ё? Буква Ё похожа на букву Е, только сверху ее две точки. А как вы думаете, буква Ё гласная буква или согласная? Почему? (потому что ее можно пропеть) Каким цветом мы обозначаем гласные буквы? (красным) Молодцы! Вот мы и дошли до лисы.

Дети, но лиса тоже не хочет нам помогать, она хочет, чтобы мы с ней поиграли.

Я вам буду говорить слова, а вы хлопайте тогда, когда услышите звук ё в начале слова. Слова: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла, яблоко. А сейчас вы будете хлопать, когда услышите звук ё в середине слова: медовый, мёд, енот, сок, лёд, ёршик, книга . Молодцы! Ну, что же, я думаю, лиса вами довольна. Но у нее тоже нет яблока. Его у лисы забрал волк. Придется нам идти к волку.

Пока мы идем к волку, давайте вспомним, какой звук мы выделяли с ловах? (ё) Какие вы еще знаете гласные звуки? А как мы их обозначаем? (буквами)

Дети, посмотрите на эти гласные буквы (на доске висит ряд гласных букв). Давайте назовем их. А сейчас давайте пропоем их (повторяем 2 раза).

Чтение слогов.

Ребята, вот и волк просто так нам не помогает. Он хочет, чтобы мы помогли ему составить слова, а то у него не получается. Вот в одном столбике у него такие слоги. Давайте их хором прочитаем. А во втором столбике слова и слоги. Давайте их хором прочитаем.

Читаем слоги (слоги читаем хором, слова читают читающие дети)

Бё же-ре-бё -нок

Тё ко-тё -нок у-тё -нок

Лё коз-лё -нок те-лё -нок

Сё ли-сё- нок

Ребята, у волка тоже нет яблока. Волк говорит, что яблоко забрал медведь. Придется идти к медведю…

Физминутка Шли по лесу три ежа (ходьба на месте)

Шли спокойно не спеша (махи руками перед собой)

Шарики колючие, шарики колючие (наклоны вперед, руки полусогнутые, кисти вверх)

Шли шуршали сучьями (выставляем вперед левую ногу)

Шли шуршали листьями (выставляем правую ногу) .

По дороге к медведю давайте еще раз посмотрим, как выглядит печатная буква Ё. А вот как выглядит рукописная буква Ё. Давайте обведем ее пальчиками(дети обводят букву на карточках).

Чтение слогов и слов

Вот мы и пришли к медведю . И у медведя есть для нас задание. Он совсем не умеет читать, и хочет, чтобы мы ему помогли. Вот слова (вывешиваю на доску) : са-мо-лёт, лёд, ё-жик, жёл-тый, ёр-шик, мёд . Сколько здесь слогов? Давайте прохлопаем. Правильно, три слога. А буква ё в нем в начале или в середине слова? (И так все слова)

Молодцы, ребята, медведь остался довольным! Яблоко у него и он нам его отдаст. Только вот он еще хочет с нами поиграть. Посмотрите, вот скороговорка. Да только буквы в ней медведь вырезал, чтобы мы не прочитали. Давайте попробуем! Ребята, а какую букву мы сегодня учим? Давайте посмотрим, может эта буква подойдет?

У …лки есть иголки.

У..жика тоже.

…жик и …лка любят иголки.

Получается скороговорка? Ну, думаю, медведь сейчас точно отдаст яблоко! Ну а сейчас его нужно отнести ёжику, а то он уже проголодался.

6. Итог урока

Ребята, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомились? Это гласная или согласная буква? Почему? Каким цветом ее обозначаем?

Вы сегодня хорошо работали на уроке, помогли вернуть ёжику его яблоко. Он благодарен вам за это!