Педагогические способности воспитателя детского сада. Психолого-педагогические умения воспитателя и их формирование. Специфика педагогической деятельности

Педагогические способности воспитателя детского сада. Психолого-педагогические умения воспитателя и их формирование. Специфика педагогической деятельности

Выходные данные сборника:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Якушева Светлана Дмитриевна

канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г. Москва

Новиченко Елена Олеговна

воспитатель, ГОУ «Центр развития ребенка» детский сад № 2042, г. Москва

Педагог – личность, обладающая суммой знаний, опытом, способностью обучать воспитывать и развивать. Это личность, наделенная любовью к детям, с высокой нравственной и культурной позицией, способная не просто дать информацию детям, но суметь открыть ребенку увлекательный мир знаний, обогатить его пока маленький жизненный опыт и наполнить духовным содержанием.

На современном этапе развития педагогики ученые все чаще стали уделять внимание педагогическому мастерству, особо акцентируя при этом педагогический артистизм.

Существенное значение для нашего исследования имело изучение научного наследия Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатовой, Н.Н. Чемьянко, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, С.Д. Якушевой.

Сущностные особенности педагогического артистизма как компонента профессионального мастерства воспитателя детского сада еще недостаточно изучены и разработаны в дошкольной педагогике. В связи с этим рассмотрение этого вопроса обусловили и выбор темы нашего исследования - «Педагогический артистизм как компонент профессионального мастерства воспитателя детского сада». Целью его является выявление значимости педагогического артистизма в профессиональной деятельности воспитателя детского сада.

Итак, педагогический артистизм, являясь необходимым профессиональным качеством воспитателя детского сада, будет воплощаться в его деятельности эффективнее, если осуществиться:

1) развитие творческого потенциала воспитателей детского сада;

2) сотворчество воспитателя и воспитанника;

3) развитие коммуникативных умений воспитанника посредством педагогического артистизма.

Профессиональная подготовка современного специалиста включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. В связи с этим важнейшей стороной профессионального становления педагога (воспитателя) является постижение педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство , по утверждению С.Д. Якушевой, - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, доминантой которой является артистизм .

Изучением проблемы педагогического артистизма занимались ведущие отечественные педагоги и психологи - Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Ж.В. Ваганова, Г.А. Гарипова, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Е.П. Ильин, А.С. Макаренко, С.Д. Якушева и другие.

Использование достижений театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе, по утверждению Г.А. Гариповой, признано в педагогической теории перспективным. Она понимает под артистизмом целостную систему личностных качеств, способствующую свободному самовыражению личности, представляя его в виде совокупности комплекса взаимосвязанных структурных компонентов: психофизического, эмоционально-эстетического, художественно-логического .

В.И. Загвязинский считал артистизм особым, образно-эмоциональным языком творения нового; проникновенным стилем сотворчества педагога и ученика, ориентированным на понимание и диалог с другим. Это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями; это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы .

О.С. Булатова в свою очередь считает, что артистизм - способность не только красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, но и передать, эмоционально воздействуя на воспитанника. Он представляет собой проявление духовно богатого внутреннего мира личности и формируется в процессе духовно-практического освоения человеком определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и самообразовании .

С.Д. Якушева в своей работе «Основы педагогического мастерства», развивая основные положения К.С. Станиславского, дает сравнительный анализ деятельности преподавателя с деятельностью актера и режиссера, выделяя следующие общие признаки этих профессий:

2. Целевой - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.

3. Инструментальный - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.

4. Процессуальные признаки - творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и обучающегося; творчество носит коллективный характер.

5. Структурный - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла; воплощение, анализ результата, корректировка.

Работа над содержанием занятия и ролью имеет три периода: репетиционный – у актера, предшествующий занятию – у преподавателя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: героя - у актера; занятия - у педагога; технический период , когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Актер закрепляет, «обкатывает» на репетициях роль, педагог репетирует урок, уточняет его замысел, фиксирует его ход, составляет план; период воплощения творческого замысла . Работа актера на спектакле, преподавателя - в аудитории.

6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и «над предметом») .

О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью: в предмете представления (перевоплощение актера в другую личность и отношение педагога к ситуации, диктуемое его ролевой позицией); в границах сферы деятельности (вымышленные у актера и реальные у педагога условия существования); в специфике общения (актер тяготеет к диалогу, преподаватель - к монологу); в продолжительности деятельности (более длительная у преподавателя, чем у актера); в возможностях импровизации (у преподавателя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но и необходима); в разнообразии программы деятельности (у преподавателя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д. .

Педагогическое мастерство, и в частности артистизм, это не разовый или многоразовый выход с заученной ролью. От педагога дошкольного учреждения требуется постоянная напряженная творческая деятельность.

Я.Л. Коломинский утверждает, что в процессе преобразующей деятельности воспитателю постоянно приходится вести творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты. Все это требует от него самостоятельности, находчивости, способности к творчеству .

На развитие воображения, формирование установки на творчество как непременного условия успешности в педагогической деятельности указывают в своих работах Е.А. Аркин, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева, В.А. Сластенин и др.

Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий, развлечений и т.п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствует эмоциональная выразительность, артистизм, общительность педагога. Как отмечал известный отечественный врач и педагог Е.А. Аркин, если воспитательница входит в круг детей с грустью на челе и с меланхолией в движениях – это плохое физическое воспитание, хотя бы зарядка и физкультурные упражнения добросовестно выполнялись; не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раскатистого смеха, но успех всей этой работы связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах .

О важной роли юмора в работе педагога акцентирует С.Д. Якушева. Она утверждает, что для педагога юмор – одно из важных профессиональных качеств и средство актерского мастерства. Владение юмором – это прежде всего умение импровизировать. Под импровизацией понимается совпадение во времени процесса творчества и демонстрации его результатов и говорит о том, что одним из способов психологической разрядки в межличностном общении является использование юмора, который преобразует отрицательные эмоции в источник смеха .

Деятельность воспитателя можно сравнить с деятельностью актера. Именно артистизм сильно воздействует на личность ребенка. Воспитателю надлежит самому овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма. Ибо основным организатор деятельности в детском саду является он сам. От него в значительной степени зависит развитие личности и познавательных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе.

С целью выявления артистических способностей педагогов детского сада, а также организации его развития, мы организовали эмпирическое исследование. В исследовании участвовали шесть воспитателей из трех групп государственного образовательного учреждения «Центр развития ребенка» детский сад № 2042 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Для выявления творческого потенциала мы пригласили шесть воспитателей разного возраста по 2 человека: 50-55 лет, 30-40 лет и молодых специалистов.

Была проведена оценка по карте профессионально-значимых личностных качеств педагога (таблица 1).

Участникам были предложены три варианта, в которых оценивались:

1) психологические черты личности педагога;

2) межличностные отношения;

3) профессиональные черты личности педагога.

Таблица 1.

Карта профессионально-значимых личностных качеств педагога

Оптимальные значения

Допустимые значения

Критические значения

Сильный уравновешенный тип нервной системы

Сильный неуравновешенный тип нервной системы

инертный тип нервной системы

Тенденция к лидерству

Властность

Деспотизм

Уверенность в себе

Самоуверенность

Самовлюбленность

Требовательность

Непримиримость

Жестокость

Добросердие и отзывчивость

Недостаточная самостоятельность

Чрезмерный конформизм

Гипертимность

Педантичность

Возбудимость и демонстративность

Оптимальные значения

Допустимые значения

Критические значения

Преобладание демократического стиля общения

Преобладание либерального стиля

Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам

Полное отсутствие конфликта с учащимися и коллегами

Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов

Стремление к сотрудничеству с коллегами

Стремление к соперничеству с коллегами

Постоянные приспособления и компромиссы

Нормальная самооценка

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

Уровень изоляции в коллективе равен нулю

Уровень изоляции в пределах 10%

Уровень изоляции более 10%

Оптимальные значения

Допустимые значения

Критические значения

учитывать психологические и возрастные особенности детей

возрастных и педагогической психологии

Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии

эрудиция и свободное изложение материала

только одного предмета

только по конспекту

Темп речи

120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность

Темп речи

Темп речи

выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.п.

Элегантный

внешний вид, выразительная мимика и жесты

Стандартный

внешний вид, отсутствие мимики и жестов

Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика

Мгновенная

реакция на ситуацию, находчивость

Чуть замедленная реакция, находчивость

Отсутствие находчивости, слабая реакция

Обращение к детям по именам

Обращение по фамилиям

Постоянное безрассудное или оскорбительное обращение

Умение четко формулировать конкретные цели

Умение определять только общие цели

Отсутствие умения четкого целеполагания

Умение организовать всех сразу детей

Умение организовывать большинство

Работа только с отдельными ребенком при пассивности большинства

По всем параметрам: общий оптимальный уровень 85-95 баллов; общий допустимый уровень 76-84 балла; общий критический уровень 55-75 баллов.

Каждый воспитатель давал самооценку и оценку своим коллегам по трем уровням: высокий – 5 баллов; 4 – средний; 3 - низкий. Исходя из суммы показателей, были подсчитаны средние баллы каждому воспитателю (результаты представлены в таблице 2).

Таблица 2.

Воспитатель

1. Психологические черты личности, индивидуальности

2. Педагог в структуре межличностных отношений

3. Профессиональные черты личности педагога

Как видно из таблицы, большинство педагогов (4) имеют средние показатели по карте «психологические черты личности педагога»; один педагог имеет высокие баллы и один – низкие.

По карте «межличностные отношения» - все педагоги имеют средние баллы. Наконец, по карте «профессиональные черты личности педагога» один педагог имеет высокие баллы; два – низкие и 3 - средние.

Самые низкие показатели у обследуемых по профессиональным чертам личности. Так, мало кто из воспитателей обладает четкой дикцией, нужным темпом речи и даже отмечены недостатки в грамотности речи. Отмечено отсутствие мимики и жестов, слабая реакция на ситуацию или обращение ребенка.

Учитывая показатели проведенного исследования, были подготовлены рекомендации, способствующие развитию творческого подхода к педагогической деятельности.

Сотворчество педагога и воспитанника - одна из актуальных проблем современного образования. Ей посвящены работы отечественных психологов и педагогов А.В. Петровского, А.И. Донцова, Д.И. Фельдштейна, А.К. Марковой и др.

С.Д. Якушева, рассматривая эту проблему, задает вопрос: «Можно ли научить творчеству, «сформировав» творческую деятельность?» И далее утверждает, что личность нельзя «сформировать», ее можно только воспитать. А это в свою очередь, не что иное, как создание условий для самовоспитания личности. Творчество не только прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, а и способ «личностного» существования. И хотя уникальность каждого человека не вызывает сомнений, умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность является проблемой для большинства людей .

Чтобы распознать творческие признаки личности, сегодня разработаны системы тестов. Особая роль придается воображению, гибкости ума, дивергентному (т.е. расходящемуся во всех направлениях) мышлению, а также внутренней мотивация творчества. Разработаны также методики стимуляции группового творчества.

Насыщенность образовательного процесса элементами творчества делает его увлекательным, захватывающим, а это, в свою очередь, способствует формированию активно-творческого отношения к процессу познания.

Творческое саморазвитие воспитанников рассматривается в процессе сотворчества учителя и ученика. В ходе осуществления взаимодействия раскрывается динамика и способности личности к рефлексии, творческому саморазвитию, а так же предпринимается попытка снятия психологических барьеров творческой деятельности (по А.Н. Луку), таких как: страх, боязнь неудачи, чрезмерная самокритичность, лень и др.

Аргументы в пользу того, что в дошкольном возрасте основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна быть совместная партнерская деятельность, а не прямое обучение, мы находим в исследованиях онтогенеза общения, в частности проведенных М.И. Лисиной. Эти исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним .

Сотворчество педагога и воспитанника - одна из актуальных проблем современного образования. Воспитать творческость в ребенке можно только в совместной деятельности.

Итак, было установлено, что профессиональное мастерство педагога, его умение общаться с детьми и воздействовать на формирование их личности требует особых знаний и умений.

Изучая артистизм как компонент профессионального мастерства педагога, мы установили, что у педагога (воспитателя) в запасе целый набор невербальных средств, помогающих эмоционально, экспрессивно, а главное правильно построить общение с детьми.

В ходе проведения эмпирического исследования был выявлен уровень педагогического артистизма воспитателей детского сада. Установлено, что самые низкие оценки воспитатели имеют по карте «профессиональные черты личности педагога». В их работе отмечены такие недостатки, как нечеткая дикция, отсутствие нужного темпа речи, нарушения грамотности речи, неумение использовать мимику и жесты, слабая реакция на ситуацию или обращение ребенка.

Кроме того, были выявлены недостатки в организации и проведении воспитателями игр, с целью формирования коммуникативных навыков детей. Учитывая показатели проведенного исследования, были подготовлены рекомендации по развитию творческого потенциала, актерских навыков педагогов. Было рассмотрено показательное занятие с демонстрацией совместной деятельности педагога с детьми. Даны ценные рекомендации педагогам по формированию коммуникативных умений детей в игровой деятельности.

Педагогический артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда деятельность поднимается на желанную духовную высоту . Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает мастерством, достигая высот в своей педагогической деятельности.

Список литературы:

1.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1967.–445с.

2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. [Текст] / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.–240с.

3.Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Г.А. Гарипова. - Казань, 2002.–28с.

4.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. - М., 1987.–37с.

5.Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004.–480с.

6.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986.–144с.

7.Педагогический словарь: учеб. пособие [Текст] / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.–352с.

8.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник [Текст] / С.Д. Якушева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.–256с.

Тема “Педагогическое мастерство воспитателя”

Дата проведения: сентябрь 2013 год

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности воспитателей; показать свои знания в области дошкольной педагогики, психологии, методиках дошкольного образования и воспитания; развивать творческое воображение, сплоченность; формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.

Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть

известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач,

так должен и может быть прекрасным мастером педагог.

А. С. Макаренко

Ведущий .: Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров.

К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Воспитатель - не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой - формирование личности маленького человека.

Ведь именно воспитатель детского сада изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

И вот, в связи с решением одной из задач нашего годового плана (которая звучит так: способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов) сегодня на базе нашего учреждения проводится 1 педагогический совет в виде ВИКТОРИНЫ на тему “Педагогическое мастерство воспитателя” .

Давайте разделимся на две команды. Соревноваться будут две команды воспитателей. Придумайте название команды. Итак, Уважаемые коллеги поприветствуем команду Дружба и ее участников и команду - соперница Улыбка и ее участников.

1 задание: игра “Аббревиатуры”. Данная игра поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет ваше воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и интеллектуальное развитие (предлагаю участникам расшифровать ряд распространенных аббревиатур):

I-ая команда

II-ая команда

РФ - Российская Федерация

СНГ - Союз независимых государств

МЧС - Министерство чрезвычайных ситуаций

МВД - Министерство внутренних дел

КЗОТ - кодекс законов о труде

ГОСТ - государственный общесоюзный стандарт

МХАТ - Московский художественный академический театр (им. М.Горького)

НИИ - Научный институт исследования

ДДВ - детский дошкольный возраст

ДДМШВ - дети дошкольного и младшего школьного возраста

УВР - учебно-воспитательная работа

ДОУ - Дошкольное образовательное учреждение

ООН - Организация объединенных наций

АН - академия наук

ЛОР - Отоларингология

ОРЗ - острое респираторное заболевание

КГБ - Комитет государственной безопасности

НЛО - неопознанный летающий объект

2-е задание: предлагаю воспитателям названия образовательных программ, они должны определить комплексные и парциальные программы и направление работы по ним:

Направление

“От звука к букве” Е.В. Колесникова

Парциальная - подготовка к обучению грамоте

“Конструирование и художественный труд в детском саду” Л.В. Куцакова

Парциальная

“Кроха” Г.Г. Григорьева

Комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста

“Математические ступеньки”

Е.В. Колесникова

Парциальная - формирование математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе “Школа 2100” (“Детский сад 2100”)

Комплексная

“Истоки” Л.А. Парамонова

Комплексная

“Цветные ладошки” И.А. Лыкова

Парциальная - художественно-творческое развитие

“Гармония” К.В. Тарасова

Парциальная - музыкальное развитие ребенка в дошкольном детстве

“Детство” В.И. Логинова

Комплексная

“Музыкальные шедевры О.П. Радынова

Парциальная - формирование основ музыкальной культуры

“Одаренный ребенок” Л.А. Венгер

Комплексная

“Ладушки” И.М. Каплунова

Парциальная - музыкальное воспитание

“Развитие” Л.А. Венгер

Комплексная

“Мы” Н.Н. Кондратьева

“Радуга” Т.Н. Доронова

Комплексная

“Программа воспитания и обучения в детском саду” М.А. Васильевой

Комплексная

“Планета - наш дом” И.Г. Белавина

Парциальная - экологическое образование

3-е задание «Пятью пять» .

В данном случае это означает, что обсуждаемых проблем – пять и в ответах (словах) на все вопросы данного тура (игры) тоже пять букв. Вот и получается шуточная закономерность – «пятью пять».

На листе ватмана пишутся темы (сектора) для обсуждения в данной игре:

а).Развитие речи;

б).Искусство;

в).Физическое воспитание;

г).Математика;

д).Окружающий мир.

Развитие речи

Вопросы:

  1. 1. Сказка о пользе коллективного труда? («Репка»)
  2. 2. Стихотворение, которое может тягаться с романом? (Поэма)
  3. 3. Сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)
  4. 4. Сброшюрованный листы печатного материала? (Книга)
  5. 5. «Подворотный» язык или специфический говор? (Сленг)

  1. Искусство /
  1. 1. Танец на пальцах? (Балет)
  2. 2. Небольшое музыкально-поэтическое произведение? (Песня)
  3. 3. Духовой клавишный музыкальный инструмент древнего происхождения, издающий «Громовые» звуки? (Орган)
  4. 4. Театральное представление, находящееся в промежутке между комедией и трагедией? (Драма)
  5. 5. Скоростной просмотр фотографий? (Фильм)

Физическое воспитание

  1. 1. Беготня на природе? (Кросс)
  2. 2. Спортивный конец? (Финиш)
  3. 3. Выбивание ковра с помощью человеческих лопаток? (Самбо)
  4. 4. Водяная палка – черпалка? (Весло)
  5. 5. Очень гладкое место для «коровьего танца»? (Каток)

Математика

  1. 1. Результат сложения / сумма/
  2. 2. Графическое выражение числа /цифра/
  3. 3. Математический знак при вычитании /минус/
  4. 4. Цифра из 5 букв / шесть/
  5. 5. Основное понятие математики – величина при помощи которой производится счёт /число/

Ознакомление с окружающим

  1. 1. Самая большая лужа? (Океан)
  2. 2. Черное золото? (Уголь)
  3. 3. Одним словом все растения – это /флора/
  4. 4. Ячейка общества /семья/
  5. 5. Населённый пункт / город/

Разминка для снятия эмоционального напряжения участников упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

4-е задание: угадать из какого произведения строки и кто является автором, в какой возрастной группе используется.

Для команды “Дружба”:

1. Зима недаром злиться,

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора... (Федор Иванович Тютчев “Зима недаром злится...”, старшая группа )

2. ... Побежала мышка- мать,

Стала утку в няньки звать:

Приходи к нам тетя утка,

Нашу детку покачать... (Самуил Яковлевич Маршак “Сказка о глупом мышонке” I -ая младшая группа )

3. У старой медведицы было два сына... Решили они пойти по белу свету счастья искать... Наконец все припасы у них кончились... Набрели на большую круглую головку сыра... (“Два жадных медвежонка” венгерская сказка, II -ая младшая группа ).

Для команды “Улыбка”:

1. Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка... (Сергей Есенин “Поет зима - аукает...”, средняя группа )

2. Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю! (Корней Иванович Чуковский “Путаница”, I -ая младшая группа )

3. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый раз они ходили за водой... Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги... Бабка охает... Внучка плачет... Курочка на печке кудахчет... Мышка из под печки пищит... Верно говорят: “... чего нет, и то видят” (“У страха глаза велики” русская народная сказка, II -ая младшая группа )

  • 5-е задание: Дружеский шарж (минутка шалости)

Уважаемые игроки, сейчас я попрошу вас изобразить с помощью мимики и жестов педагога из другой команды, которого они должны угадать.

6-е задание : Для выполнения следующего задания я приглашаю по одному участнику с каждой команды. Задание на развитие выразительной речи воспитателя. Вам необходимо произнести слово “ОГУРЕЦ” и “ПОМИДОР” с разными интонациями: тихо, громко, нежно, удивленно, иронично, восторженно, ласково, требовательно, таинственно.

7-е задание: Педагог-искусствовед. Поочередно каждой команде показываю репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада. Необходимо назвать автора и название картины.

И.И. Шишкин “Утро в сосновом лесу”

В.М. Васнецов “Аленушка”

В.М. Васнецов “Три богатыря”

А.К. Саврасов “Грачи прилетели”

И.И. Левитан “Золотая осень”

В.М. Васнецов “Иван-царевич на сером волке”

8-е задание: “Угадай мелодию” Предлагаю командам прослушать отрывки музыкальных произведений, определить название, автора, в какой возрастной группе используется.

9-е задание “Дальше... дальше...» :

1. Средство общения. (Язык).

  1. 2.Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач).
  2. 3.Признак, присущий от рождения. (Врожденный).
  3. 4.Растительный мир. (Флора).
  4. 5.Восхваление лучших черт человека. (Комплимент).
  5. 6.Свободное от работы время. (Досуг).
  6. 7.Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (Зависть).
  7. 8.Партнер в диалоге. (Собеседник).
  8. 9.Стремление сознательно искажать истину. (Лживость).
  9. 10.Речь одного человека. (Монолог).
  10. 11.(Творческий).
  11. 12.(Пессимист).
  12. 13.Человек, трезво смотрящий на жизнь. (Реалист).
  13. 14.(Заповедник)

10 задание – Психологическое

Задание: по описанию определить тип темперамента ребёнка.

  1. 1.Высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, низкая работоспособность, мнительность, ранимость. /меланхолик/
  2. 2.Мобильный, жизнерадостный, успешный в делах, трудоспособный, но склонный к зазнайству, легкомысленен, делит работу на интересную и неинтересную. /сангвиник/.
  3. 3.Энергичный, увлечённый, трудоспособный, целеустремлённый, горячий, нетерпеливый. / холерик/.
  4. 4.Терпеливый, надёжный, устойчивый, постоянный, медлительный, невыразительный. /флегматик/

Вывод: Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, /как вы сегодня себя показали / который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий. Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. И хороший педагог – это ещё и чуткий педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег. Также профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт. И если всё это у нас будет и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного профессионального педагога. И сможем гордиться этим.

Ведь Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь ближнему .

Ведущий: Воспитатель – профессия наша,

И порою без званий, наград

Все равно свою любим работу

И торопимся все в детский сад.

Год за годом проходит в заботах.

Все для них – для родных малышей

Изучаем, внедряем в работу

Инновации нынешних дней.

И в потоке жизни текущей

Не забыть нам о мире души,

Чтобы чуткими, добрыми, смелыми

Выходили в свет малыши.

Утверждение годового плана, учебного плана, циклограммы образовательной деятельности

Проект решения педсовета.

Психолого-педагогические умения воспитателя и их формирование в процессе изучения курса педагогики.

Как известно, умения – это способность человека применять имеющиеся у него знания на практике в различных условиях. Знания являются как бы инструментом по отношению к умениям. Без знаний не бывает умений. Однако и знания без умений не дают возможности человеку успешно работать. Умения формируются в деятельности. Имея знания, человек может постепенно научиться тем или иным практическим действиям, идя путем проб и ошибок. Тем не менее, более рациональным является путь целенаправленного формирования умений в процессе обучения. Для того чтобы обеспечить эту целенаправленность, надо знать:

1) какие умения формировать; 2) каковы условия формирования умений; 3) каковы способы формирования умений.

Воспитатель ДОУ должен обладать психолого-педагогическими, частнометодическими и специальными умениями.

Психолого-педагогические умения наиболее обобщены и относятся ко всей педагогической деятельности воспитателя. Это умение аналитические, коммуникативные и др. о них пойдет речь дальше.

Частнометодические – это специфические умения, связанные с обучением или организацией конкретной деятельности, например умения обучать рисованию, ритмическим движениям, пению и т.д. обучении этим умениям осуществляется в процессе изучения частных методик. Однако и при изучении курса педагогики у учащихся формируют частнометодические умения, например умения, организовывать игровую, трудовую деятельность детей, руководить ею.

Специальные умения – это умения в той области деятельности, которой обучают детей. К ним относятся умение рисовать, лепить, конструировать, петь, танцевать, выполнять физические упражнения, движения под музыку и т.п.

Перечень умений, необходимых специалисту в работе, формируется на основе анализа профессиональной деятельности и находит отражение в профессиограмме.

Выделим психолого-педагогические умения из профессиограммы воспитателя ДОУ.

Аналитические умения: наблюдать, анализировать и оценивать (диагностировать) уровень развития, воспитанности и обученности каждого ребенка; анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации активного педагогического воздействия; анализировать и оценивать реально существующие педагогические явления, причины, условия и характер их возникновения и развития (например, агрессивность, враждебность у определенной части детей группы, недисциплинированность, чрезмерная возбудимость отдельных детей); анализировать педагогическую деятельность других воспитателей (на основе наблюдения), выделять положительный опыт, замечать недостатки в их работе; анализировать свою собственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы в работе, недостатки и промахи с целью дальнейшего совершенствования своей педагогической деятельности.

Проектировочные умения (проектирование результатов педагогических воздействий, планирование путей осуществления педагогических воздействий): проектировать развитие личности каждого ребенка и коллектива в целом; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности в воспитании и обучении отдельных детей; выделять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, определять условия их решения; планировать свою работу по руководству разными видами деятельности детей; теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы.

Конструктивные умения подготовка к реализации учебно-воспитательных задач): анализировать и отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обученности и воспитанности детей; осуществлять дидактическую переработку материала, превратить его в доступный детям, отвечающий конкретным дидактическим или воспитательным целям; расчленять каждое действие (культурно-гигиенические, трудовые, изобразительные, физкультурные и другие умения и навыки) на отдельные операции, обосновывать значение каждой операции; находить наиболее рациональное решение, связанное с размещением детей во время разных видов деятельности, с одновременной организацией детей для выполнения различных видов деятельности; обоснованно с учетом психологических особенностей дошкольников определять логическую структуру организации занятий и отдельных моментов в режиме дня.

Организаторские умения: управлять поведением и активностью детей; увлекать ребят играми, занятиями и другими перспективами; группировать воспитанников в процессе деятельности с учетом их взаимоотношений и индивидуальных особенностей; быстро принимать оптимальные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия; применять целесообразную для данной ситуации форму требований, варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и конкретных педагогических условий; четко, лаконично и доступно объяснять детям задания, требования, правила.

Коммуникативные умения: устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, а также с их родителями; находить контакт и правильный тон при общении с разными людьми в разных обстоятельствах; располагать к себе детей, при необходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям.

Умения, необходимые для контроля за ходом педагогического процесса и регулирования его: видеть одновременно всех детей; определять по внешним проявления и поступкам детей изменение их психологического состояния, понимать и объяснять поведение детей в конкретных жизненных ситуациях; своевременно и разумно менять поставленные педагогические задачи с учетом ответных реакций детей на педагогические воздействия и конкретных условий; по ходу выполнения детьми заданий давать им необходимые дополнительные указания и разъяснения, вносить поправки в их действия; регулировать взаимоотношения между детьми, разбираться в конфликтах и устранять их; усложнять требования и стимулировать ход деятельности, учитывая успехи и достижения воспитанников.

Умения, необходимые для оценки полученных результатов и определения новых педагогических задач: анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и поставленными педагогическими задачами; выделять сравнительную эффективность применяемых средств и методов воспитательно-образовательной работы; анализировать природу достижений и недостатков в профессиональной педагогической деятельности; соотносить свой опыт с педагогической теорией; на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать педагогические задачи.

Таков перечень основных общепедагогических умений, которыми должен обладать воспитатель детей дошкольного возраста, имеющий среднее специальное образование.

Рассмотрим теперь частнометодические умения (на примере руководства сюжетно-ролевыми играми – одним из наиболее специфических видов деятельности детей).

Чтобы успешно руководить сюжетно-ролевыми играми, воспитатель должен уметь наблюдать игры детей, анализировать их, устанавливать (диагностировать) уровень развития игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом (содержание игр, характер взаимоотношений детей); проектировать развитие игровой деятельности каждого ребенка и группы в целом, планировать приемы, направленные на развитие игры; обогащать впечатления детей, для того чтобы игры стали боле разнообразными, интересными (воспитатель отбирает соответствующий литературный материал, трансформирует его таким образом, чтобы он был доступен детям, организует экскурсии, рассказывает ребятам что-либо из своего личного опыта, показывает иллюстрации, чтобы вызвать у детей желание отразить полученные впечатления в игре). Не менее важными в руководстве сюжетно-ролевыми играми являются умение взрослого организовывать начало игры, побуждать детей к игре, предлагать им новую игру, планировать ее подготовку и содержание; проектировать содержание конкретной сюжетно-ролевой игры (предоставлять возможное ее развитие, предвидеть, как она будет проходить у конкретной группы детей); развивать игру в соответствии с воспитательно-образовательными задачами (предлагать новые роли, игровые действия, ситуации); вопросами, советами обогащать содержание игры, включаться в игру с детьми, прямыми способами (показ и пояснение) обучать маленьких детей игре.

Итак, мы знаем, какие психолого-педагогические и частнометодические умения по руководству сюжетно-ролевыми играми необходимо развивать у наших учащихся. Формирование этих умений осуществляется как на занятиях по курсу педагогики, так и в процессе педагогической практики. Направляет, организовывает, контролирует весь процесс обучения преподаватель педагогики.

Мы уже говорили, что умения формируются в деятельности. Как же организовывать деятельность учащихся, чтобы выработать у них необходимые умения? Для этого нужны определенные условия:

    Планомерное и целенаправленное обучение. Преподаватель планирует последовательное обучение умениям в связи с изучением теоретического учебного материала.

    Осознанная деятельность учащихся по овладению умениями. Уже на вводных занятиях по педагогике преподаватель объясняет, какими умениями, необходимыми воспитателю для успешной работы, должен овладеть будущий специалист. При выполнении каждой практической работы преподаватель указывает не только ее содержание и конечный результат, но и те педагогические умения, которыми овладевает специалист в ходе ее выполнения. Например: «Сегодня на занятии мы будем анализировать на основе ваших наблюдений состояние игровой деятельности детей ваших групп. Анализ необходим для того, чтобы правильно ставить задачи в руководстве играми. Вы уже определяли уровень учебной деятельности у отдельных детей своей группы. Способы анализа примерно одинаковы. Вспомним, как мы анализировали и оценивали состояние учебной деятельности детей».

    Наличие знаний у учащихся. Для того чтобы выполнить названное выше задание, учащийся должен знать, по каким показателям может проводится анализ уровня развития игровой деятельности (тематика, сюжет игры, количество участников, наличие наделенных разными функциями ролей, способ применения игрушек и предметов в игре, характер общения и др.) и какой уровень характерен (задан программой) для детей данного возраста.

    Осознание цели и способов действий. Выполняя работу, учащийся должен знать о ее назначении, цели (в нашем примере – установить уровень развития игровой деятельности, чтобы затем наметить задачи по дальнейшему руководству играми детей) и о том, каким образом ее можно достигнуть (на основе записей игр определить, соответствует ли требуемому уровню каждый показатель игровой деятельности; выявить, какие стороны игры находятся на достаточно высоком уровне, по каким показателям уровень недостаточен; на основании проведенного анализа дать общую описательную оценку развития игровой деятельности детей).

    Неоднократное выполнение действий в варьирующихся условиях. Чтобы сформировалось, необходимо применять его много раз в новых условиях. Например, целесообразно проанализировать не одну игру, а несколько или же дать оценку игровой деятельности не одной, а нескольких групп детей. Полезно на уроке под руководством преподавателя педагогики анализировать игру одного вида, а в ДОУ вместе с руководителем подгруппы практикантов – другого вида и т.п. следует иметь также в виду, что психолого-педагогические умения легко переносятся с руководства одной деятельностью детей на другую; учащиеся должны лишь усвоить их алгоритм (определенный порядок, последовательность действий). Так, научившись анализировать и оценивать уровень сформированности культурно-гигиенических навыков детей при изучении темы «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», учащийся без затруднений использует это умение при анализе любой другой детской деятельности.

Зная перечень формируемых умений и условия их выработки, мы без особого труда определяем формирования умений: это решение педагогических ситуационных задач, анализ педагогических ситуаций, выполнение практических заданий, практическая деятельность учащихся с детьми в ДОУ. Так как последняя представляет собой область педагогической практики, ею руководит преподаватель – руководитель подгруппы практикантов. Однако преподаватель педагогики, обеспечивая связь теоретического обучения с практикой, часто дает задания учащимся по наблюдению за детьми, проведению с ними отдельных воспитательных мероприятий в ДОУ. Делается это для того, чтобы впоследствии на уроке проанализировать выполнение задания или опереться на опыт учащихся. Вот примеры заданий по оценке педагогической ситуации, запись которой осуществляется на практике, а анализ – на уроке педагогики: «Запишите жалобы детей и реакцию на них воспитателя. Проанализируйте педагогическую ситуацию, дайте ей оценку». Или: «Наблюдая за сюжетно-ролевой игрой детей, попробуйте включиться в нее, взяв на себя какую-нибудь второстепенную роль («больного» в игре во «врача», «покупателя» в игре «магазин», «пассажира» в игре в «поезд» и т.п.)». опираясь на опыт учащихся, преподаватель на следующем уроке показывает различные приемы поддержания и развития сюжетно-ролевой игры воспитателем путем включения в нее второстепенных ролях. В процессе выполнения практического задания в ДОУ у учащихся формируется одно из умений руководства сюжетно-ролевыми играми.

Следует учитывать, что далеко не все психолого-педагогические умения могут формироваться на уроках. На занятиях учащиеся учатся анализировать (на основе наблюдений в ДОУ), проектировать и конструировать (планировать) свою педагогическую деятельность. Организаторские, коммуникативные умения, умения контролировать деятельность детей формируются только в процессе непосредственного общения и работы с ними.

Попытки организовывать «деловые игры», в которых одни учащиеся на себя роли «педагогов», а другие – «детей», как правило, не умеют большого успеха, потому что выполняющие роль «детей» не могут ее сыграть так, чтобы «педагог» попал в реальную ситуацию общения с ребенком. Самое большее, что может преподаватель на уроке, - это назвать, объяснить и продемонстрировать отдельные приемы организаторской, коммуникативной или контролирующей деятельности, то, что в педагогике принято называть техникой педагогической работы. Отработка педагогической техники (умения владеть голосом, жестом, мимикой, распределять и последовательно переключать внимание, привлекать внимание к себе, четко формулировать задачи, задания, лаконично и доступно объяснить смысл задания и др.) необходима. Для этой цели хороши были бы специально разработанные упражнения и задания. Однако если в колледже сложились прочные традиции, если в нем живет «педагогический дух» и высокая требовательность к воспитанникам, то овладение педагогической техникой происходит в ходе всего учебного процесса и внеучебной работы.

Вот, к примеру, некоторые единые требования к учащимся, выполнение которых на любом предмете способствует овладению педагогической техникой: «Следите за порядком на своем рабочем месте в аудитории – это нужно вам, чтобы выработать привычку содержать в порядке рабочий стол воспитателя.

Слушайте внимательно ответ учащегося, приучайте себя вникать как в построение фраз, так и в смысловое содержание. Это поможет вам правильно оценивать ответы детей, поправлять допущенные ими ошибки.

Говорите связано, свободно, достаточно громко, эмоционально, убедительно, чтобы научиться общаться с детьми, рассказывать им, объяснять».

Что касается аналитических, проектировочных и конструктивных умений, то они формируются на учебных занятиях по педагогике и частным методикам. Если аналитические умения опираются преимущественно на знание психологии, то проектировочные и конструктивные – на знания педагогики и частных методик. Следует иметь в виду, что умения эти тесно связаны между собой. Сам по себе анализ не имеет смыслового значения, если учащийся на основе его не проектирует свою дальнейшую деятельность (ставит цели, выдвигает задачи) и не конструирует ее (отбирает содержание, выбирает рациональные для каждого случая формы, методы и средства обучения и воспитания). Поэтому на формирование профессиональных умений должна быть направлена система практических занятий и заданий, как бы охватывающая эти три группы умений. В методических рекомендациях к изучению темы «Игра» показан примерный комплекс таких практических занятий.

Практические работы по специфике деятельности учащихся могут быть подразделены на:

    Анализ педагогических ситуаций. В качестве педагогической ситуации используется либо наблюдение учащегося, либо пример из художественной или педагогической литературы, либо специально подобранные задачи. Учащиеся должны проанализировать и оценить ситуацию: указать причины и мотивы поведения детей, действий педагога или родителей; выявить допущенные педагогические ошибки; высказать суждение о возможных вариантах действий.

    решение педагогических ситуационных задач. Учащемуся предлагается спланировать, спроектировать свою деятельность, выбрать наиболее целесообразные, но его взгляд, способы и средства педагогического воздействия при заданных педагогических условиях. Эти условия могут быть либо сформулированы в задаче, либо являться результатом предварительной аналитической деятельности на основе наблюдений. Их можно взять из практического опыта учащегося.

    1. На основе анализа игровой деятельности детей вашей группы спланируйте перспективы ее развития: какого уровня игровой деятельности хотели бы вы добиться в течение ближайшего полугодия? Какие приемы вы используете для этой цели?

      На основе составленной вами характеристики культурно-гигиенических навыков отдельных детей в группе сформулируйте задачи их совершенствования с учетом программных требований.

Конспект «Педагогическое мастерство»

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.
В ДОУ проводятся разные виды педсоветов: инструктивные, проблемные, оперативные, тематические, итоговые.
Опыт показывает целесообразность традиционных педсоветов, на которых обычно решаются текущие вопросы, подводятся итоги, обсуждается состояние работы с детьми и т.д. Но в то же время интересны и новые формы проведения педагогических советов.
Удачно, с нашей точки зрения, проходят педсоветы в формах:
Деловой игры
Аукционов
Обмена мнениями
Экскурсий, путешествий
Мозговой атаки
Семинара - практикума
Совет педагогов - семинар-практикум
(сценарий)

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Длительность проведения данного Совета педагогов от 2 часов до 2 часов 20 минут. В случае необходимости отдельные задания могут быть заменены на дополнительные. Все зависит от предварительной подготовки ведущего и членов жюри (карточки с заданиями разложить последовательно, задания должны быть четкими, сетки кроссворда рисуются заранее и т.п.).
Предварительная работа :
- знакомство с литературой по теме Совета педагогов.
Методические рекомендации: Совет педагогов такой формы целесообразно проводить в начале учебного года c целью корректировки работы дошкольного учреждения. Помимо этого методическая и психологическая служба увидят проблемы отдельных педагогов, над которыми необходимо работать индивидуально. В некоторых случаях может быть выявлена тема обобщения передового педагогического опыта или необходимость работы над интегрированной программой.
Необходимо обратить внимание на то, что члены команды совместно должны выбирать педагога для выполнения заданий. Это важно еще и потому, что в данном случае коллеги ближе узнают не только внутренний потенциал, но и духовные качества друг друга.
По данной теме могут быть проведены два совета педагогов - основной и внеочередной. В этом случае на очередном Совете проходит теоретические знакомство с проблемами педагогического мастерства, а на внеочередном - практические выполнение заданий.
ЛИТЕРАТУРА:
Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство".С.Птб.Акцидент. 1997
Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск.1990.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia .1996.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах.М.Сфера.2001
Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.//Дошкольное воспитание.2003.N11.С.66-68
Ход проведения «Совета педагогов».

Игра "Аббревиатуры" (5-6 минут).
Ведущий (это может быть председатель Совета) предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ: После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участниками, предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.
Данная игра помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.
1 задание (6-7 минут).
Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).
Вопросы следующего содержания:
Напишите имена и отчества родителей детей, посещающих Вашу группу (сколько помните).
Напишите структуру занятия по математике в подготовительной группе детского сада.
Напишите имена и отчества всех педагогов, работающих в нашем детском саду.
Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.

Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.
Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.
Перечислите художественные произведения и стихотворения об осени, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.
Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада.
Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
Напишите все учреждения науки и образования (не только Магадана), с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.
Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ и его основные цели и задачи. и т.п.
После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной картинки. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.
2 задание. Психологический ринг.(7-8 минут).
Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.
устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения - ЛИЧНОСТЬ.
систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов - НАБЛЮДЕНИЕ.
психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта - ПАМЯТЬ.
у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.
у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.
дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.
3 задание. (5-6 минут).
От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:
- закончите стихотворение, которое написано в карточке (предлагаются отрывки из стихотворений, изучаемых в детском саду, например, С.Есенин "Береза" и т.п.).
За правильный ответ - фишка.
4 задание . "Проверь себя" (4-5 минут).
От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для каждого написано по одному математическому примеру.
Педагоги должны самостоятельно решить пример, в то время как ведущий читает какое-либо произведение или звучит детская песня (магнитофон) - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым.

Игра-упражнение "Одновременность" (5 минут).
Всем участникам Совета педагогов дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды - это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).
В дальнейшем эту игру педагоги могут использовать в работе с детьми 4-7 лет. Одновременность - высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражнение "Одновременность" тренирует подчинение общему ритму, т.к. научиться действовать одновременно с другими - важный навык для ребенка пред школьного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет любое учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).
5 задание . Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения (7 минут).
Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.
6 задание. Дружеский шарж (9-10 минут).
Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае, если педагоги узнали коллегу (на обсуждение дается не более 2 минут) - они получают фишку.
7 задание . Решение кроссворда по изобразительному искусству (8-9 минут).
Схема кроссворда заранее нарисована на доске. Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить и сам вписывает их в клетки кроссворда.
Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий - ОРНАМЕНТ.
Произведения искусства, выполненные любыми красками - ЖИВОПИСЬ.
Рисунки, иллюстрировавшие страницы старинных рукописных книг - МИНИАТЮРА.
Белорусский художник, иллюстратор детских книг САВИЧ.
Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, бумаги, сукна - АППЛИКАЦИЯ.
Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета - КОНТУР.
Изображение людей по грудь в мраморе, бронзе, дереве - БЮСТ.
Произведение монументальной живописи, украшающее внутренние и внешние стены здания - ПАННО.
Вид краски для рисования - ГУАШЬ.
За правильные ответы команда получает фишки.
8 задание. Деловая игра (8-10 минут) .
Назвать как можно больше параметров содержания педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в разделе "Приобщение к труду" программы "Детство". Команды поочередно называют по одному пункту.
Каждый правильный ответ поощряется фишкой.
9 задание. Развитие выразительной речи воспитателя (4-5 минут).
Командам дается задание:
произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" :
тихо
1 команда
громко нежно-удивленно
2 команда иронично восторженно ласково
3 команда требовательно таинственно
10 задание. В начале Совета педагогов каждой команде дается задание, результаты которого подводятся жюри в конце заседания:
письменно составить краткий перспективный план раздела "Развитие речи детей" (подготовительная группа) программы "Детство";
письменно составить краткий перспективный план раздела "Первые шаги в математику" (старшая группа) программы "Детство";
письменно составить краткий перспективный план раздела "Первые шаги в математику" (средняя группа) программы "Детство".
Члены команды выбирают педагога, который сможет справиться с данным заданием. В случае необходимости он может обратиться за советом к коллегам. Команда, наиболее правильно выполнившая задание, поощряется фишкой.
Дополнительные задания:
Педагог-художник (4 - 5 минут).
Ведущий показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Художественное чтение (12-14 минут).
От каждой команды приглашается по одному участнику, которым предлагается следующее задание:
- используя выразительные средства речи, прочитать предложенный отрывок (например: Н.Носов. "Живая шляпа").
Желательно, чтобы в данном конкурсе принимали участие те педагоги, которые не слишком эмоциональны или говорят очень тихо.
В завершении Совета педагогов жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают какие-либо сувениры: ручки, тетради и т.д. Помимо этого совместно определяются педагоги, принимавшие наиболее активное участие в проведении Совета, для того, чтобы отразить это в экране творческой активности (находится в методическом кабинете) и на основе данных которого в конце учебного года проводится поощрение сотрудников.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
Разработать карты-диагностики для взаимодействия с педагогами, испытывающими трудности в работе по программе "Детство".
Создать временные творческие коллективы для корректировки перспективных планов по всем разделам программы "Детство".
Оборудовать во всех возрастных группах стенды "Давайте познакомимся!" (на стенде помещаются имена и отчества родителей детей, посещающих группу, воспитателей группы и всех специалистов, работающих с детьми данной группы).
10 заповедей
Заповедь 1. Прежде чем приступить к работе с детьми, оставьте все свои проблемы, обиды, ссоры, освободите от себя все свои плохие, негативные чувства.
Заповедь 2. Дайте ребенку немного расслабиться (можно немного с ним поговорить, посмеяться на какую-нибудь общую тему доступную для ребенка и его возраста).
Заповедь 3. Нельзя говорить с ребенком без улыбки.
Заповедь 4. Ребенка нужно спрашивать, что он понял, из пройденного материала.
Заповедь 5. Воспитывать ребенка нужно в справедливости, и быть строгим в меру.
Заповедь 6. Вести с ребенком демократический стиль общения.
Заповедь 7. Оценивать в ребенке качество трудолюбия, поступки, взаимодействия со сверстниками и воспитателями.
Заповедь 8. Никогда нельзя смеяться над ребенком, и нельзя допускать, чтобы сверстники смеялись над кем-нибудь.
Заповедь 9. Любое начатое дело, доводить до конца.
Заповедь 10. Относитесь к ребенку уважительно.

Заиченко Александра Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС ОВ №26 пос.Октябрьский
Населённый пункт: поселок Октябрьский Северский район
Наименование материала: семинар практикум
Тема:
Дата публикации: 16.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

"Педагогическое мастерство воспитателя"

Цель: выявить уровень профессиональной подготовки педагогов.

развивать

сплоченность,

работать

аргументировано

отстаивать свою точку зрения;

2) совершенствовать мастерство педагогов;

систематизировать

педагогов

возможность

осмыслить

собственные подходы к работе.

Педагогическое

мастерство

педагогической

деятельности,

проявляющийся

творчестве

педагога,

постоянном

совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической

деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в

организации

учебно-воспитательного

процесса,

практических проблем.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с

комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня

самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-

профессионала,

помогающий

обеспечивать

учебно-воспитательный

процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими

являются

гражданственность

патриотизм,

гуманизм

интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие

и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и

умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической

точки зрения - это система, основными компонентами которой являются

в ы с о ка я

культу р а,

гума н и с т и ч е с ка я

н а п р а в л е н н о с т ь,

профессиональные

творчество

педагогические

способности, технологическая компетентность.

1 Задание. Игра “Вопрос-ответ”

Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им

необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри

(администрация ДОУ).

Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к

устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание

1 карточка

Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает

коллектив.

Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (Не

менее 4-4,5 ч)

Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не

более 20 мин.)

2 карточка

Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий

обучения и воспитания, методов и организаций учебно-

воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим

возможностям детей: воспитатель, Управление образованием,

администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)

Каков максимально допустимый объем недельной образовательной

нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)

Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное

учреждение.

3 карточка

Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не

более 15 минут)

Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет

самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная

гигиена)? (Не менее 3-4 часа)

Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского

2 задание. Развитие выразительной речи воспитателя

Командам дается задание:

Произнести слово «МОЛОДЕЦ!»:

1 команда : тихо, громко, ласково, требовательно.

2 команда : удивленно, таинственно, иронично, нежно.

Члены команды выбирают педагога, который сможет справиться с данным

заданием. В случае необходимости он может обратиться за советом к

коллегам.

3 задание. Речевая игра «Узнай стихотворение».

Загадать небольшое детское стихотворение и составить описательный

команд должны его назвать.

Вопрос 1 команде: «Детеныш парнокопытного домашнего животного,

передвигаясь по неустойчивой деревянной поверхности, переживает за свою

жизнь».

(«Идет бычок качается»).

Вопрос 2 команде: «Питомец коварной девочки, попавший под водную

стихию, не может шевельнуть ни рукой, ни ногой».

Как называется это стихотворение? («Зайку бросила хозяйка»).

4 задание. Математика.

Ведущий. Каждый месяц в своей группе вы подсчитываете количество

дней, пропущенных по болезни, фактические дни, энки и т. д. В это время

дети задают разные вопросы, отвлекая Вас, но Вы все равно продолжаете

От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для

каждого написано по одному математическому примеру.

Вы должны самостоятельно решить пример, в то время как я задаю

вопросы - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель

решит пример первым.

Фамилия, имя, отчество второго воспитателя в вашей группе?

Фамилия, имя, отчество помощника воспитателя в вашей группе?

Сколько детей в вашей группе?

Сколько девочек в вашей группе?

В каком году вы пришли работать в детский сад?

Педагогический стаж Вашей работы?

5 задание. Решение педагогических ситуаций.

Каждой команде раздаются конверты с заданиями. Необходимо проиграть

педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

Педагогические ситуации:

1. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании

рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их

физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее

внука не брали на прогулку, т.к. он часто простывает. Аргументировала она

данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно

же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том,

как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в

детском саду, будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с

работы. Как организовать работу с родителями Сережи?

2. Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице, и когда

воспитательница позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив

детей, воспитательница повела их в детский сад. Настя увидела, что дети

уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у

ребенка серьезная травма). Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога

6 задание. Музыкальный конкурс (проводит музыкальный руководитель).

как робот, со скоростью улитки, с пулеметной скоростью, как пятилетняя

девочка, с максимальной громкостью, волнообразно, как будто вы страшно

замерзли; как будто у вас во рту горячая картошка;, словно вас сейчас

расстреляют. Однажды в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был

сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая

хворосту воз.

В завершении Совета педагогов жюри подсчитывает фишки и оглашает

результат. Помимо этого совместно определяются педагоги, принимавшие

наиболее активное участие в проведении Совета и на основе данных которого

в конце учебного года проводится поощрение сотрудников. ПРОЕКТ