План на тему высшие растения. Конспект общая характеристика подцарства высшие растения. Общие черты строения высших растений

План на тему высшие растения. Конспект общая характеристика подцарства высшие растения. Общие черты строения высших растений

Задачи урока:


  • познакомиться с особенностями организации высших растений;

  • рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;

  • показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями;

  • продолжить формирование умений работать с микроскопом.
Оснащенность урока: живые растения; гербарные экземп­ляры высших растений; таблицы; рисунки учебника и других книг с изображением мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и цветковых растений; микропрепараты растительных тканей и микроскопы.

Основные положения урока.


  • Наличие у высших растений хорошо выраженных тканей,
    строение которых соответствует выполняемым функциям (образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, запасающая и др.).

  • Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды).
* Индивидуальное развитие высших растений подразделяется на два периода: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональ­ный (послезародышевый).

* Подцарство высших растений включает две крупные группы -споровые и семенные растения.

* Основными отличительными чертами споровых являются слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды.

* Семенные растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян (вне зависимости от воды), более высокой специализацией тканей и вегетативным бесполым размножением.

* Обратите внимание учащихся на многообразие тканей у выс­ших растений, подчеркивающее сложность их строения и являю­щееся результатом приспособления растений в ходе эволюции к новым, более жестким, наземным условиям существования.

* Используя имеющиеся знания, предложите учащимся рас­смотреть особенности строения и функционирования вегетативных генеративных органов высших растений.

* Обратите внимание учащихся на то, что появление вегетатив­ных органов у высших растений происходило в ходе эволюции в результате ароморфозов: вначале это были небольшие, в виде вильчато-разветвленного стебелька, без листьев и корней растения, затем на стебельках появились тоненькие чешуйчатые выросты, напоминавшие листья, позднее развились настоящие корни и на­стоящие листья, состоящие из многих слоев клеток.

* Предложите учащимся вспомнить чередование полового и бесполого поколений у водорослей и подчеркните наличие у выс­ших растений также чередования поколений: диплоидного споро­фита и гаплоидного гаметофита.

* Организуйте работу учащихся с таблицами, рисунками, схе­мами и в ходе нее подчеркните основные отличительные черты споровых растений и семенных растений (особенности полового и бесполого размножений, специализацию тканей и т. д.).

Вопросы для обсуждения.

1.Дайте определение ткани и перечислите виды тканей высших растений.

2. Какие функции выполняют проводящая, механическая, по­кровная ткань? Почему они возникли в ходе эволюции растений?

3. Сравните внешнее строение тела водорослей и высших рас­тений. В чем отличия?

4. Какие органы называют вегетативными, а какие - репродук­тивными?

5. На какие периоды подразделяется индивидуальное развитие растений?

6. Перечислите основные отличительные черты споровых рас­тений.

7. Докажите, что специализация тканей семенных растений за­шла особенно далеко, по сравнению со споровыми.

Закрепление материала.

Перечислите отличительные признаки высших растений.

Перечислите отделы семенных и споро­вых растений.

Царство __________________

Подцарство Высшие растения _______________

____________Споровые _______________________Семенные ______

Отделы:___________________ Отделы:___________________
Составьте цепь питания с высшими растениями.
Словарь. Образовательная ткань, покровная, проводящая, механическая, опорная, выделительная, секреторная, основная, за­пасающая, вегетативные органы, репродуктивные органы, споран­гии, эмбриональный период, постэмбриональный, споровые расте­ния, семенные растения.

Домашнее задание. Изучить материал учебника о высших рас­тениях, повторить общую характеристику низших растений. Твор­ческое задание. Подготовить инсценировку на тему «Водоросли и высшие растения». Подготовить три вопроса для игры в «Черный ящик».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЦАРСТВА ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

Предмет: биология
Класс: 7
Тема урока: общая характеристика подцарства Высшие Растения.
Тип урока: комбинированный.
Задачи урока:
познакомиться с особенностями организации высших растений;
рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;
показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями.

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности риниофитов;
- формировать умение характеризовать подцарство Высшие Растения;
– формировать умение отличать представителей подцарства Высшие Растения от ранее изученных водорослей.

Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение работать по плану.
Познавательные УУД
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (видео в текст).
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Оснащение: экран, проектор, компьютер, колонки, презентация, видеоролик «Как прекрасен этот мир», видеосюжет по данной теме, листы с логической цепочкой.

Ход урока.
Организационный момент.

Во время перемены включить видеоролик на песню «Как прекрасен этот мир».
По звонку начинается урок.
- Здравствуйте дети. Садитесь. Вам понравилось, как прошла перемена? Да, действительно, как прекрасен этот мир! Слайд 1.

Актуализация знаний.

А почему, наш мир прекрасен, как вы считаете? Ответы детей.
- Верно, наш мир прекрасен, а осенью особенно. А почему? Мир красок расцветает. Мы видим повсюду цвета радуги. А где эти цвета? Ответы детей.
- Согласна. На растениях, кустарниках, деревьях.
- Итак, ребята, какое царство мы изучаем? (растения) Слайд 2.
- На подцарства оно делится? (низшие, высшие) Слайд 3.
- Тема сегодняшнего урока А может кто-то сможет сформулировать тему урока?
- Тема сегодняшнего урока «Подцарство высшие растения». Слайд 4.
- А какие задачи стоят перед нами, что нам необходимо сделать, охарактеризовать?
- Задачи на сегодняшний урок Слайд 5 (чтение по слайду).
- Сегодня на уроке мы с вами Слайд 6 (чтение по слайду).

Повторение ранее изученного.

Но прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним, что уже знаем. Слайд 7.
- Несколько минут вам на повторение домашнего материала.
- Фронтальный опрос по вопросам. В качестве дополнительных вопросов, задание на стр. 34 учебника.

Изучение нового материала.

Ну что ж, домашнее задание повторили. Настало время для получения новых знаний. Предлагаю вам посмотреть видеосюжет по новой теме. Смотрите очень внимательно. Слайд 8.

Итак, подведем промежуточный итог.
- Какие самые древние растения – одноклеточные водоросли. Слайд 9.
- На какие подцарства делится царство растений. Слайд 10.
- Какие самые древние наземные растения - Слайд 11, слайд 12.
- Признаки псилофитов. Слайд 13.
- Молодцы. На мои вопросы ответили хорошо.

Закрепление изученного материала.

Теперь пришло время поработать с учебником на стр.34. Слайд 14.
- У вас на столах находятся листы с незаконченной логической цепочкой. Вам необходимо заполнить пропуски ручкой на этих листах.

Проверяем, что у вас получилось. Если что-то у кого не получилось, то записываем прямо на этих листах. Дети зачитывают свои варианты заполнения пропусков.
- Молодцы, хорошо справились с заданием. Вкладываем эти листы в свои тетради по биологии.

Домашнее задание.
- Пришло время записать домашнее задание. Слайд 15.

Рефлексия.
- И в заключение урока выполним оценку своих учебных действий. Слайд 16.

ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения;

Формировать умение узнавать представителей подцарства Высшие растения в гербариях, рисунках, таблицах.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Формировать умение работать по плану.

Коммуникативные УУД

Формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре;

Формировать умение вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД

Продолжить формирование правил работы с микроскопом и микропрепаратами;

Формировать умение формулировать выводы по результатам работы.

Личностные результаты:

Формирование осознания необходимости ответственного отношения к природе.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с гербариями), практические (поиск информации, заполнение таблицы, работа с микропрепаратами).

Средства обучения: учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», микроскоп и готовые микропрепараты тканей растений, гербарные экземпляры представителей подцарства Высшие растения, раздаточный материал (инструктивные карточки, тесты).

УМК Н.И. Сонин

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели.

Актуализация знаний.

Целеполагание.

Отвечают на вопросы, определяют тему урока «Подцарство Высшие растения».

Вспоминают отделы высших растений.

Вспоминают, что у высших растений есть органы и ткани.

Заполняют таблицу, обсуждают в парах полученные результаты.

Высказывают свое мнение, сталкиваются с затруднениями при заполнении таблицы. Определяют границы знания и незнания.

Учащиеся вместе с учителем или самостоятельно формулируют цель урока и записывают ее на доске: изучить прогрессивные черты в строении и организации высших растений.

Организует мотивацию обучающихся на деятельность. Ведет беседу. Вопросы: представители этого подцарства первыми освоили наземно-воздушную среду, у них первых появились органы. О каком подцарстве пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Какие отделы высших растений вы знаете?

Каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?

Предлагает каждому индивидуально заполнить таблицу (приложение 1) и обсудить полученные результаты в парах.

Заслушивает ответы учащихся, заполняет таблицу на доске (все ответы без комментариев).

Организует поисковую беседу: с какими трудностями вы столкнулись при заполнении таблицы? Определяет проблемное поле. Предлагает сформулировать цель урока.

Фиксирует цель на доске рядом с таблицей.

Личностные связаны со смыслообразованием

Регулятивные связаны с целеполаганием: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные связаны с умением слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, работать в парах

Познавательные: общеучебные связаны с умением строить речевое высказывание.

Планирование.

Предлагают пункты плана, опираясь на таблицу, которую заполняли вначале урока. Записывают в тетрадь:

    Ткани высших растений.

    Органы высших растений.

    Размножение и развитие высших растений.

    Представители.

Организует планирование путем постановки вопросов. Определяет последовательность пунктов плана. Фиксирует на доске.

Регулятивные связаны с планированием деятельности.

Коммуникативные связаны с умением вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи.

Работают в парах, выполняя задание по инструктивной карточке (приложение 2).

Дополняют записи в таблице.

Работают с текстом, отвечают на вопрос. Дополняют таблицу новыми сведениями или корректируют.

По ходу рассказа учителя фиксируют необходимую информацию в таблицу.

Раскладывают представителей высших растений по отделам.

Корректируются записи в таблице (графа «представители»).

Делают вывод.

Предлагает вспомнить особенности строения каждого вида тканей в связи с выполняемыми функциями.

Заслушивает отчеты о работе в парах.

Рассказ учителя о способах размножения и развитии высших растений.

Предлагает поработать индивидуально с гербарным материалом представителей Высших растений, разложить их по отделам.

Анализирует работу учащихся. Рассказ с элементами беседы о споровых и семенных растениях, их отличительных признаках.

Предлагает сделать вывод о многообразии высших растений.

Углубление биологических понятий «вегетативные и репродуктивные органы», «эмбриональное и постэмбриональное развитие»; осознание прогрессивных отличий высших растений от низших.

Регулятивные связаны с принятием учебной задачи, адекватным восприятием информации учителя, осуществлением учебных действий- отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: общеучебные связаны с поиском и выделением необходимой информации, соблюдением правил работы с микропрепаратами и микроскопом.

Коммуникативные связаны с умением обмениваться мнениями в паре, выстраивать свою работу.

Контроль и оценка.

Отвечают на вопрос, поставленный как проблемный еще в начале урока.

Выполняют тест.

Проводят самооценку.

Задает вопрос: каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?

Предлагает закрепить изученный материал и выполнить тест (приложение 3)

Предлагает провести самооценку, используя ключ с правильными ответами.

Регулятивные связаны с оценкой- выделением и осознанием учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Рефлексия.

Заполняют рефлексивную мишень, озвучивают по желанию.

Предлагает заполнить рефлексивную мишень с секторами: моя активность на уроке, моя удовлетворенность работой, мое настроение на уроке, понимание материала, уровень комфортности на уроке.

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Дает домашнее задание с пояснениями: текст учебника на с. 50-51 прочитать, повторить материал из таблицы в тетради; составить кроссворд, используя текст учебника.

Приложение 1.

Признаки высших растений.

Вегетативные органы

Генеративные органы

Развитие

Представители

Приложение 2.

Инструктивная карточка.

Название ткани растения___________________________________

    Рассмотрите микропрепарат.

    Каковы особенности строения клеток в ткани?

    С выполнением каких функций связана такая особенность в строении?

    Заполните таблицу:

Особенности строения клеток

Функции ткани

Что образует

Подсказки: мелкие клетки, крупные, живые, мертвые, вытянутые, с толстыми оболочками; рост растения, дыхание, испарение, проведение веществ, опора, накопление питательных веществ; волокна, сосуды; мякоть листа и плодов, скорлупа орехов, кожица листа.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЦАРСТВА ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

Предмет: биология

Класс: 7

Тема урока: общая характеристика подцарства Высшие Растения.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

    познакомиться с особенностями организации высших растений;

    рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;

    показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями.

Планируемые результаты:

    Предметные результаты:

формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности риниофитов;

Формировать умение характеризовать подцарство Высшие Растения;

формировать умение отличать представителей подцарства Высшие Растения от ранее изученных водорослей.

    Метапредметные и личностные результаты:

    Регулятивные УУД

    С формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Сформировать умение работать по плану.

    Познавательные УУД

    Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (видео в текст).

    Коммуникативные УУД

    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Оснащение: экран, проектор, компьютер, колонки, презентация, видеоролик «Как прекрасен этот мир», видеосюжет по данной теме, листы с логической цепочкой.

Ход урока.

    Организационный момент.

Во время перемены включить видеоролик на песню «Как прекрасен этот мир».

По звонку начинается урок.

Здравствуйте дети. Садитесь. Вам понравилось, как прошла перемена? Да, действительно, как прекрасен этот мир! Слайд 1.

    Актуализация знаний.

А почему, наш мир прекрасен, как вы считаете? Ответы детей.

Верно, наш мир прекрасен, а осенью особенно. А почему? Мир красок расцветает. Мы видим повсюду цвета радуги. А где эти цвета? Ответы детей.

Согласна. На растениях, кустарниках, деревьях.

Итак, ребята, какое царство мы изучаем? (растения) Слайд 2.

На подцарства оно делится? (низшие, высшие) Слайд 3.

Тема сегодняшнего урока … А может кто-то сможет сформулировать тему урока?

Тема сегодняшнего урока «Подцарство высшие растения». Слайд 4.

А какие задачи стоят перед нами, что нам необходимо сделать, охарактеризовать?

Задачи на сегодняшний урок … Слайд 5 (чтение по слайду).

Сегодня на уроке мы с вами … Слайд 6 (чтение по слайду).

    Повторение ранее изученного.

Но прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним, что уже знаем. Слайд 7.

Несколько минут вам на повторение домашнего материала.

Фронтальный опрос по вопросам. В качестве дополнительных вопросов, задание на стр. 34 учебника.

    Изучение нового материала.

Ну что ж, домашнее задание повторили. Настало время для получения новых знаний. Предлагаю вам посмотреть видеосюжет по новой теме. Смотрите очень внимательно. Слайд 8.

Итак, подведем промежуточный итог.

Какие самые древние растения – одноклеточные водоросли. Слайд 9.

На какие подцарства делится царство растений …. Слайд 10.

Какие самые древние наземные растения - … Слайд 11, слайд 12.

Признаки псилофитов …. Слайд 13.

Молодцы. На мои вопросы ответили хорошо.

    Закрепление изученного материала.

Теперь пришло время поработать с учебником на стр.34. Слайд 14.

У вас на столах находятся листы с незаконченной логической цепочкой. Вам необходимо заполнить пропуски ручкой на этих листах.

Проверяем, что у вас получилось. Если что-то у кого не получилось, то записываем прямо на этих листах. Дети зачитывают свои варианты заполнения пропусков.

Молодцы, хорошо справились с заданием. Вкладываем эти листы в свои тетради по биологии.

    Домашнее задание.

Пришло время записать домашнее задание. Слайд 15.

    Рефлексия.

- И в заключение урока выполним оценку своих учебных действий. Слайд 16.

Урок биологии в 7 классе

Тема урока: «Подцарство высшие растения.

Особенности высших споровых растений»

Цели урока:

Образовательные: актуализировать знания о водорослях как о низших растениях; сформировать знания о происхождении высших растений, об особенностях высших споровых растений;

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление и монологическую речь учащихся.

Воспитательные: воспитание уважительного отношения к природе, всему живому, что нас окружает; развивать уважительное отношение к живым организмам.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы организации учебной деятельности : Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

Наглядные (рисунки, таблицы, комнатные растения);

Практические (решение тестовых заданий, заданий различного характера на закрепление знаний, работа с учебником).

Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование : рабочие тетради, учебник для 7 класса, рисунки и таблицы с изображением высших растений, дидактические материалы для закрепления знаний, комнатные растения.

Базовые понятия и термины : высшие растения, риниофиты, спорофит, гаметофит, спорангии, споры, гаметы, оплодотворение, зигота.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин). Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу.

II . Актуализация знаний (3-4 мин).

Мозговой штурм .

Учитель: Давайте вспомним, какие изменения на Земле связаны с жизнедеятельностью водорослей в течение многих лет?

Учащиеся: формирование озонового экрана в результате фотосинтеза, участие в образовании осадочных пород (например, диатомовые водоросли, некоторые красные).

Учитель: Когда произошел выход растений на сушу? (в конце палеозойской эры)

Проблемный вопрос:

Как вы думаете, а почему же растения не могли появиться на суше раньше, или одновременно с водорослями? Учащиеся предполагают : так как не было условий для обитания на суше, а именно, озонового экрана, ультрафиолетовые лучи убивали все живое, водоросли могли жить в водоёмах, потому что от этих лучей их защищал слой воды; после формирования озонового слоя появилась возможность выхода растений на сушу.

III . Изучение нового материала (проблемное изложение) (20-25 мин).

1. Особенности эволюции высших растений.

Проблемная ситуация:

Учитель: Как вы думаете, с какими проблемами столкнулись водные организмы в процессе освоения наземно-воздушной среды?

Для решения данной проблемной ситуации, необходимо обсудить, каковы особенности наземно-воздушной среды обитания:

Более низкая плотность;

Дефицит воды;

Резкие колебания температур.

Таким образом, растениям необходимо было:

Защищаться от высыхания;

Закрепляться в почве;

Опора для поддержания тела;

Развитие тканей для поглощения воды и минеральных веществ из почвы.

Учащиеся под контролем учителя делают вывод: у высших растений, с освоением суши, появились ткани (например, покровные - защита от высыхания, механические - опорная функция, проводящие - для транспорта веществ и др.) и различные органы (например, корень, стебель, листья и др.).

Работа с учебником.

Учитель: Ребята, с помощью учебника (стр.34) скажите, как называются первые наземные растения (риниофиты), каковы их особенности строения?

2. Особенности классификации растений.

Учитель: Итак, мы уже знаем, на какие подцарства подразделяют Царство Растения (учащиеся называют подцарства, дают определения низшим и высшим растениям; учитель заполняет на доске схему или таблицу, вводит понятие споровые и семенные растения):

Царство Растения

Подцарство

Настоящие водоросли

Подцарство

Багрянки

Подцарство

Высшие растения

низшие

(нет тканей и органов, тело - слоевище)

высшие

(развиты настоящие

органы и ткани)

споровые

семенные

3. Физкультминутка для глаз. Учитель: А теперь, давайте немного отдохнём (физкультминутку проводит один из учащихся)

1. Колебательные движения глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.

2. Движения глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз-вверх.

3. Интенсивные сжимания век в быстром темпе.

4. Круговые вращательные движения глазами слева-направо, затем справа-налево.

5. Круговые вращательные движения, вычерчивая цифру 8, лежащую на боку.

6. Частые моргания, без усилий.

4. Особенности высших споровых растений.

В ходе беседы с учащимися, учитель выявляет основные черты высших споровых растений, ребята заполняют краткий конспект, вводятся новые термины (под запись в тетрадь).

Особенности высших споровых растений:

1. Развиты ткани и органы.

2. Споры служат для бесполого размножения и расселения.

3. В жизненном цикле чередуются два поколения: половое (гаметофит) и бесполое (спорофит)

4. Оплодотворение - т.е. слияние половых клеток, происходит только во влажной среде (!)

Как вы думаете, почему размножение возможно только во влажной среде? (вода нужна для движения мужских гамет - сперматозоидов )

IV . Закрепление знаний, первичный контроль и коррекция полученных знаний (15 мин).

Работа в группах. Класс быстро делится на 5-6 групп (по 4-5 человек, за первой партой разворачиваются ко второй, и т.д.). Учитель раздаёт задания каждой группе, на выполнение которых даётся 3-4 минуты. Затем каждая группа выступает с ответами и решениями заданий.

Задания для группы 1.

Выход растений на сушу проходится на _________ эру. По сравнению с водной в наземно-воздушной среде часто возникает дефицит ________, плотность воздуха намного _________ плотности воды, характерны резкие колебания ________. Первые наземные растения - _________ появились около 400 млн. лет назад. Произрастали риниофиты в ________ местах. Прикреплялись к почве они с помощью особых выростов горизонтальных веточек - _______. Высшие растения имеют хорошо развитые ______ и ______.

(Ответы: палеозойскую; воды, ниже, температур; риниофиты; увлажнённых; ризоидов; органы и ткани).

Задания для группы 2. Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:

В процессе освоения наземной среды обитания у растений для защиты от высыхания появились ______ ткани. Плотность воздуха значительно _______, чем плотность водной среды, поэтому растениям необходимо было развитие _______ тканей для поддержания тела. Для закрепления в почве развились _______. У высших споровых растений споры служат для _______ и ________.

В жизненном цикле высших растений происходит чередование двух поколений: _______ и _______.

(Ответы: покровные ткани; ниже, механических тканей; корни; размножения и расселения; полового и бесполого).

Задания для группы 3.

низшие растения

растения без тканей и органов

половые клетки

автотрофы

организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических

выросты клеток водорослей для закрепления в почве

оплодотворение

слияние двух половых клеток

гаметофит

половое поколение высших растений, на котором образуются половые клетки

спорофит

бесполое поколение высших растений, на котором образуются споры в спорангиях

Задания для группы 4. Задания на соответствие терминов. На табличках - отдельно термины и определения. Учащиеся сопоставляют термины и определения на парте (или на доске с помощью магнитов).

слоевище

тело водорослей, состоящее из группы клеток

высшие растения

растения, у которых хорошо развиты ткани и органы

риниофиты

первые наземные растения

оплодотворенная яйцеклетка

сперматозоиды

мужские половые клетки

яйцеклетки

женские половые клетки

спорангии

органы бесполого размножения, в которых образуются споры

Задание для группы 5. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) стебель, лист, слоевище, побег, корень;

Б) ламинария, саргассум, одуванчик, спирогира, филлофора;

В) споры, спорангии, яйцеклетка, спорофит, бесполое поколение;

Г) сперматозоид, гаметофит, яйцеклетка, половые органы, споры.

(Ответы: А) слоевище; Б) одуванчик; В) яйцеклетка; Г) споры. )

Задание для группы 6. Определить правильность утверждений («да» - «нет»):

1. Условия в наземно-воздушной среде нестабильны, резко меняются (да)

2. У высших растений не развиты ни ткани, ни органы (нет)

3. В водной среде низкая плотность (нет)

4. Риниофиты - это вымершие организмы (да)

5. Оплодотворение у высших споровых растений осуществляется с помощью ветра (да)

6. Водоросли - первые растительные организмы на Земле, возникли в водной среде (да)

7. Спорофит - это половое поколение высших споровых растений (нет)

8. Половые клетки - гаметы, образуются в гаметофите (да)

V . Рефлексия (3 мин).

Ребята, я предлагаю вам на полях в рабочей тетради нарисовать смайлики (улыбки) напротив тех вопросов, которые вам запомнились, понравились, что заинтересовало. А что вызвало наибольшее затруднение? Поставьте восклицательный знак (учитель останавливается на наиболее сложных вопросах материала; при просьбе учащихся - поясняет)

VI . Итоги урока, домашнее задание (2 мин).

Учитель объявляет домашнее задание (п.12, выучить все новые термины); благодарит учащихся за работу на уроке. Выставляет оценки, комментируя работу учащихся.