Как написать интересную лекцию. Методические рекомендации как читать лекцию. Принципы организации эффективной лекции

Как написать интересную лекцию. Методические рекомендации как читать лекцию. Принципы организации эффективной лекции
Как написать интересную лекцию. Методические рекомендации как читать лекцию. Принципы организации эффективной лекции

Игорь Стрелков (Гиркин) 14 апреля прочитал лекцию (именно так назвал свое выступление сам автор) на тему "Геополитические конфликты на постсоветском пространстве". Мероприятие проходило в РАНХиГС.

Непосредственно перед лекцией Стрелков сделал потрясающие вступление (стенограмму вступления можно прочитать в конце статьи):

На основе выступления новоиспеченного лектора я составил памятку "Как не надо читать лекции", проиллюстрировав каждый пункт цитатой Стрелкова:

1. Не надо рассказывать, что вы не изучали предмет, по которому собираетесь читать лекцию. И вообще, лучше воздержаться от чтения лекций на темы, в которых вы не разбираетесь.
"Я хотел сказать, что, действительно, поскольку политология - это не та наука, которую я всегда изучал... "

2. Не надо говорить, что тема слишком сложная для вас. И опять же, лучше воздержаться от чтения тем, с которыми вы не справляетесь.
"...тему «Геополитические конфликты на постсоветском пространстве» обозначили очень серьезно, я не обещаю, что я ее отражу ее в какой-либо полной мере ..."

3. Не надо говорить, что вы не умеете читать лекции и предпочли бы другой формат общения. Если считаете, что можете более доступно изложить своим мысли в другом формате, то зачем вообще читать лекцию? Используйте удобный для вас формат.
"Остальное, я думаю, мы сможем обсудить в рамках живой беседы. Я думаю, что это у меня лучше даже в какой-то степени получится ."

4. Не надо говорить, что вы читаете лекцию только потому, что у вас есть некоторый текст. Наличие у вас текста не является основанием для его публичного чтения.
"Тем не менее текст написан, и я его, с вашего позволения, все-таки прочту ".

5. Если лекцию написали не вы, то не рассказывайте, что писали сами. Просто умолчите об этом. А то слушатели сразу поймут, что текст написал кто-то другой. И не в коем случае не говорите, что такой-то человек не писал эту лекцию. Вы этим выдадите реального автора.
"...поскольку писал сам, писал вживую... Аппарата какого-либо, который готовит для меня в движении «Новороссия» тексты и речи не существует ".

9. Не говорите, что ваша лекция - это просто компиляция чужих трудов. И уж тем более не хвастайтесь этим - компиляция чужих текстов не повод для гордости.
"Конечно, не могу сказать, что вот совсем все, поскольку я много читаю. И читаю различных публицистов, ученых. Поэтому, наверняка, текст является частично компиляцией, частично заимствованием. Но тем не менее все-таки я комплектовал его сам ".

10. Не надо предупреждать, что вы не владеете научно-справочным аппаратом.
"...не владею ни научно-справочным аппаратом ..."

11. Не надо предупреждать, что вы неспособны обосновать ваши выводы. Лучше воздержитесь от тезисов, которые не можете доказать.
"Не ожидайте от меня научного обоснования суждений, как и ссылок на труды известных политологов и научно-справочный аппарат ".

12. Ни в коем случае не говорите, что писали лекцию на коленке. Это крайнее неуважение к слушателям.
"Лекция писалась на коленке и не претендует на научность ".

Если захотеть, можно еще что-нибудь найти. А если серьезно, то это вступление - яркая иллюстрация ничтожности Гиркина. В этих двух абзацах весь его психологический портрет. Портрет труса и предателя, не отвечающего ни за что. Даже за свою лекцию, за которую он оправдывается еще перед прочтением.

Полный текст всутпления (курсивом выделен текст, который был прочитан по бумажке):

Я хотел сказать, что, действительно, поскольку политология - это не та наука, которую я всегда изучал… вот… и не владею ни научно-справочным аппаратом (ну это… я об этом я еще скажу в ходе лекции), поэтому на тему «Геополитические конфликты на постсоветском пространстве» обозначили очень серьезно, я не обещаю, что я ее отражу ее в какой-либо полной мере. Тем более, что стремился ну… задать как бы определенный вектор… а… этим текстом, который я вчера подготовил. А… Остальное, я думаю, мы сможем обсудить в рамках живой беседы. Я думаю, что это у меня лучше даже в какой-то степени получится. Тем не менее текст написан, и я его, с вашего позволения, все-таки прочту, поскольку писал сам, писал вживую. Ну и какой-какой законченный текст получился, лучше будет, если я его озвучу с бумаги.

ПС Если после этого вступления вы все еще хотите послушать лекцию Стрелкова, то это можно сделать

У меня не очень большой стаж преподавателя, но все-таки я учился в академии пять лет получая высшее образование и еще посещал кое-какие лекции в аспирантуре. Поэтому есть представление о том, чем отличается интересная лекция от неинтересной лекции.

На самом деле нет ничего хуже, чем преподаватель, читающий лекцию по какому-нибудь учебнику и заставляющий это писать под диктовку. Иногда лекции превращаются в крайний случай - когда студенты 90 минут пишут буквально без остановки. После таких занятий дымятся руки, ручки и тетради.

В частности у нас были пары по истории отечества. И нам там ничего не рассказывали, а попросту зачитывали некий сжатый вариант учебника по истории. Насколько я помню, 80 страничной тетради мне не хватило, хотя я писал в каждой клетке без пропуска строк и довольно мелким почерком.

Прошло больше пяти лет. Спросите меня что-нибудь об истории отечества и я вспомню возможно только несколько ключевых исторических персонажей и несколько важных исторических событий. То есть такие монотонные лекции и плюс зубрежка в ночь перед экзаменом не сильно помогают повышению эрудиции.

Так вот, я к чему веду. Если вы хотите сделать лекцию интересной, вы должны отказаться от зачитывания монотонных монологов. Вы должны не просто рассказывать на память свою лекцию, но вы также обязаны придумать как минимум десяток захватывающих и по-настоящему интересных примеров на лекцию, чтобы у кого-то из студентов что-то осталось в голове. Хорошо запоминаются вещи, которые вызывают какие-то эмоции. А кроме того, среднему человеку сложно фокусировать внимание на чем-то одном дольше 10 минут. То есть в каждой лекции должно быть множество захватывающих поворотов, от которых шерсть дыбом встает. Например, если вы преподаете медицину, то вы можете рассказать про какие-то яркие случаи из практики, а если вы ведете финансы и кредит, расскажите как в вашем городе украли банкомат.

Чтобы читать часовую лекцию, нужно серьезная подготовка. То есть вам нужен развернутый план выступления. Естественно, в каждом пункте плана вы должны разбираться достаточно хорошо. И, конечно, вы должны не только говорить, что говорят студенты, но также - слушать их. Не со всеми группами это легко. Но если удастся построить лекцию в виде диалога, то это будет по меньшей мере круто! Задавайте вопросы, слушайте ответы. Иногда ответы группы неплохо дополняют ваш основной материал.


1. Сущность и особенности лекции, как основной формы преподавания в ВУЗе
Термин происходит от латинского «lectio» - чтение и означает устное изложение учебного материала лектором. Данная форма обучения традиционна для высшей школы и является основной форме передачи информации, знаний в ВУЗе. Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Лекция - это сотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения.
Лекция - экономный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, "работают" в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция:
· дает непосредственное общение с лектором;
· представляет разные точки зрения;
· дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;
· учитывает особенности ситуации;
· способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.
1.1. Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию лекции
Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами.

В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным. Преподаватель не должен использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свой авторитет. Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов, способных сделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя.
Принцип доступности лекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» студента. Это означает, в частности, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность.
Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:
· взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;
· взаимосвязь частей изучаемого материала;
· обобщение изученного материала;
· стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;
· единообразие структуры построения материала.

Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.
Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминания информации.
1.2. Подготовка лекции
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли знаний.
После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы: · отбор материала для лекции;
· определение объема и содержания лекции;
· выбор последовательности и логики изложения;
· подбор иллюстративного материала;
· выработка манеры чтения лекции.
Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе.

Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.
Определение объема и содержания лекции - второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую Более подробно см. п. 1.1. настоящей работы. характеристику лекции
Выбор последовательности и логики изложения материала - следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логику построения лекции, следует четко определить каким методом изложения вы будете пользоваться - методом индукции, дедукции или аналогии.
Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.
Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон. Проводя аналогию, нужно устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, что способствует объективности анализа. Следует избегать использования поверхностных признаков аналогии, так как это может привести к типичной ошибке, называемой “ложной аналогией”.
Заключительный этап работы над текстом лекции - ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.
Выработка индивидуальной манеры чтения лекции -- исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.
Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.

2. Классификация и структура лекций
Существуют классификации лекций по различным основаниям: · месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
· преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);
· частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);
· степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).
Однако строгая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.
Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и читаться монологически. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны слушателей краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, существующей научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.
Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли.

В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.
Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете.
Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету.
Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия.
В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер. И, тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Это просто необходимо в тех случаях, когда научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы.

Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем науки. Проблемная лекция помогает преодолеть связанную преимущественно с информационной ролью лекции пассивность студентов, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции.
Примерная структура проблемной лекции

Этапы Цели Приемы и средства лектора
1. Вступление Овладеть вниманием аудитории, возбудить ее интерес Начать лекцию с неожиданной реплики, факта, юмористического изложения
2. Постановка Показать ее актуальность, проанализировать противоречия, частные проблемы, сформулировать общую проблему Обращение к интересам слушателей, их потребностям, ссылка на факты, документы, авторитетные высказывания, анализ устоявшихся, но неправильных точек зрения
3. Расчленение проблемы на подпроблемы, задачи, вопросы Четкое выделение перечня проблем, задач, вопросов, раскрытие их сущности Обоснование логики решения проблемы, выстраивание общей схемы решения проблемы, идеи, гипотезы, способы решения, возможных результатов, последствий
4. Изложение своей позиции, подходов способов решения Показ в сравнительном анализе собственных подходов, позиций и других точек зрения Доказательные суждения, аргументы, использование приемов критического анализа, сравнения, сопоставления
5. Обобщение, заключение Сконцентрировать внимание аудитории на главном, резюмировать сказанное Утверждение интегрирующее основную идею, мысль, использование самого сильного аргумента, крылатой фразы. Показ перспективы развития событий

3. Методические основы проведения лекции
Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны к критике просчетов педагога.
Поэтому, входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно оказывая на слушателей продуманное психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самого начала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной деятельности.
Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить, что внимание - это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.
Если студент по какой-то причине не расслышал или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи.
Преподаватель должен своевременно сделать перерыв в лекции. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции.
Особое внимание следует уделить требованиям к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила к тому, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы.

Первая внимательно слушает лектора, анализирует информацию и делает конспективные записи. Это самый лучший способ осмысливания и фиксации лекционного материала.
Вторая - почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.
Третья - внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей памятью, на которую они и делают основную ставку.
Четвертая - ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.
Формирование культуры ведения лекционных записей - важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументи-рованной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению. Там же.
Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения - не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.
Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели, чтобы избежать ее декларативности и неопределенности в изложении материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана.
Основная часть лекции. Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период «глубокого» внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него.

Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации. Там же.
Загрузка внимания студентов на лекции зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты у каждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации.
Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения.Для повышения познавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов:
· постановка перед студентами вопросов - риторических или требующих реального ответа;
· включение в лекцию элементов беседы;
· предложение сформулировать те или иные положения или определения;
· разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
· использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.
Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.

Тщательно надо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.
Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.
4. Критерии оценивания лекции
В связи с динамично развивающейся ситуацией в вузовском образовании, предъявляются все новые требования к проведению лекционных курсов. Коротко охарактеризуем их, выделяя 5 групп критериев. 1. Научно-содержательный критерий: доказательство, убедительность изложения, научная глубина содержания, оптимальное сочетание теоретического и практического материала, логика, последовательность изложения.
2. Научно-методический критерий: учет и уровень подготовки студентов, активизация познавательных способностей, организация самостоятельной работы, проблемное построение лекции, использование диалога.
3. Организационный критерий: четкий план и структура лекции, условия конспектирования, условия работы в аудитории.
4. Критерий риторического мастерства преподавателя: литературная грамотность изложения, оптимальный темп, свободный, демократический стиль общения, контакт с аудиторией.

5. Эмоционально-мотивационный критерий: эмоциональное воздействие, создание атмосферы доверия, педагогическое сотрудничество студента и преподавателя.
4.1. Оценка качества постановки вузовской лекции
Необходимость оценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив лекцию, может:
· сам дать оценку своей лекции с целью их дальнейшей работы по её совершенствованию;
· провести «самосертификацию» перед открытой лекцией, посещением лекции заведующим кафедрой, комиссией;
· выявить причины падения (провалов) интереса у студентов на лекции (шум, невнимательность и т.д.), прочность и качество усвояемого материала, эффективность воспитательных мероприятий и т.д.;
· проверить, всё ли сделано для повышения познавательной активности и т.д.
Сложность и многогранность задач, стоящих перед высшей школой, требует создания объективной, последовательной и эффективной оценки и контроля качества обучения, которая не только бы отслеживала результаты образовательной деятельности вуза, но и активно влияла на качество ее функционирования. Все проблемы рассогласования решаются, если в основу оценки положить принципы разработки лекции (или установки). В противном случае создание «принципов», которые лишь декларируются, как это сейчас происходит, неоправданно.
· принцип научности содержания (3 показателя);
· принцип доступности изложения (6 показателей);
· принцип убедительности изложения содержания (3, и через доверие к профессионализму - 6),
· принцип ответственности (общей - 4, за организацию на лекции студенческого интереса - рационального труда - «внимания-понимания» - 10, активизации и задействования различных видов памяти - 4, за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления - 5);
и т.д.................

Логика проектирования современной лекции

Как устроена хорошая современная лекция? Каким представлением о составе и логике хорошей современной лекции должен руководствоваться преподаватель при подготовке к ней? С чего начать? Как выбрать тему лекции? Как подготовить содержание и выбрать адекватный тип лекции?
Ответим на эти и подобные вопросы в виде практичных рекомендаций преподавателю (11). Представим это как некую логику проектирования лекции. В наиболее конструктивном варианте она может быть состоять из следующих 11 шагов к успеху преподавателя (рис. 11):

Рис. 11. Логика проектирования современной лекции

· Анализ предлекционной ситуации
· Изобретение замысла лекции
· Обоснование целей лекции
· Придумывание темы
· Отбор содержания лекции
· Выбор вида лекции
· Разработка формы лекции
· Разработка способов активизации внимания слушателей
· Разработка способов поддержки понимания лекции
· Разработка способов создания обратной связи
· Изобретение формы завершения лекции

Несколько практических советов преподавателю

Нужно ли размышлять о целях лекции? Мудрецы говорят про это как-то так: «Для корабля, который не знает в какую гавань плыть никогда не бывает попутного ветра».
Цели лекции это то, что отвечает на вопросы – зачем эта лекция? какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?
Цель – это мыслительный образ будущего результата деятельности.


Основные требования к формулировке целей:
· они должны быть операциональны, т.е. должна быть возможность их проверки на достижимость;
· они должны быть конкретны;
· они должны быть сформулированы “на языке деятельности обучающихся”;
· они должны быть реалистичны, т.е. иметь средства для обеспечения цели (время, способности лектора и др.).

Оказывается, читать лекции интересно и эффективно можно и нужно. Главное – делать это грамотно. Приемы и принципы изложения материала, описанные в этой статье, помогут участникам лекции не заснуть и сделают монолог лектора любимым моментом занятия для его слушателей.

Сущность и структура

Знаменитая Мышь из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» в ситуации, когда героиня промокла и замерзла в море собственных слез, задается актуальным вопросом: «Что суше всего?». И уверенно сама себе отвечает: «Лекция». Лекция (лат. lectio – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме. Думается, что большинство современных классных руководителей в поиске эффективных методов проведения классного часа обратят свой взор на лекцию в последнюю очередь. Лекция рассматривается как аналог знаменитой педагогической «беседы», когда дети молчат, а взрослый вещает. Только ленивый не критикует последние десятилетия эти самые «беседы», призывая педагогов к интерактивным, живым, проблемным формам общения с детьми и подростками. А между тем мини-лекция или монолог взрослого могут быть весьма поучительны, не занудны, могут определенным образом включать школьников в размышление на заданную тему и даже рождать у них ощущение сопричастности, собственной активности.

Принципы организации эффективной лекции

Каковы же принципы организации и структура эффективной лекции? Сформулируем несколько важнейших требований.

Во-первых, ее тема должна быть содержательно точно связана с темой, целью встречи с ребятами.

Во-вторых, материал лекции должен быть ожидаем, востребован участниками. Этот интерес к содержанию может быть сформирован непосредственно перед монологом с помощью проблематизирующих процедур либо может исходить из каких-то личных (например, возрастных) потребностей участников.

В-третьих, лекция должна быть целостной, хорошо структурированной, имеющей четкое начало, середину и финал. В качестве финала может быть обобщение, вывод, запрос на личную позицию участников (переход к обсуждению или принятию группового решения), перевод разговора в практическую плоскость группового действия.

В-четвертых, лекция должна быть достаточно короткой, максимально – 15–20 минут.

В-пятых, как бы лекция ни была коротка, она должна опираться на те или иные визуальные образы в виде слайдов, схем и т.п., помогающие слушателям удерживать содержание лекции как целое.

Этапы лекции

В эффективной лекции, как технологически выстроенной процедуре, выделяют три основных этапа: вступление, основную часть и заключение.

Задачи первого этапа – , включение внутренней активности участников, а также определение предмета монолога, постановка целей и описание образа результата. Задача второго этапа – раскрытие содержания, предоставление необходимой и достаточной информации для достижения цели монолога.

Задача третьего этапа – фиксация полученного результата, оценка состояния слушателей, «закрытие» ситуации, перевод ее в режим обсуждения или обучения.

Методическое обеспечение

В методическом оснащении эффективной лекции можно выделить методы и приемы, так сказать, сквозного характера, проходящие через все этапы ее проведения, и методы организации отдельных этапов работы.

Сквозные приемы

Все этапы эффективной лекции связывает между собой прием, имеющий в разных источниках разное название. В нашем случае мы обозначаем его как «Правило американского капрала. Часть 1, часть 2 и часть 3» . В целом данное правило может быть сформулировано в виде следующей формулы:

Часть 1. Расскажите слушателям, о чем вы хотите им рассказать.

Часть 2. Расскажите слушателям все то, что вы хотели им рассказать.

Часть 3. Расскажите слушателям, о чем вы им только что рассказали.

Таким образом, на этапе вступления это правило разворачивается как анонс, изложение краткого содержания будущей лекции, на этапе основного содержания – как изложение материала во всем его объеме, на этапе заключения – как резюмирование.

Приемы «Проблемный вопрос» и «Загадка» применяются на этапе вступления для мотивации слушателей и актуализации имеющегося у них опыта или знаний по теме монолога ведущего. На этапе заключения к заданным вопросам необходимо вернуться с тем, чтобы слушатели смогли ответить на проблемный вопрос (вопросы) или дать свою версию отгадки. Как вариант могут использоваться незаконченные предложения, фразы с пропусками слов и др.

Приемы для этапа вступления

Задачи, стоящие перед лектором на этапе вступления, могут быть решены с помощью целой группы приемов, которые могут применяться как в комплексе (несколько, в определенной последовательности), так и по отдельности.

«Факт к месту» – прием, позволяющий предварить основное содержание свежим примером, случаем, актуальной общественной информацией (той, что у всех на слуху), которые тематически или ассоциативно связаны с темой лекции. Ведущий может начать словами: «Идя на встречу с вами, я случайно увидел…», «Вчера по телевизору услышал потрясающую новость о том, что…» и т.д.

«Парадоксальное цитирование» предполагает приведение ведущим двух тематических цитат (или двух групп цитат), которые отражают противоположные точки зрения на предмет монолога.

В более простом варианте можно начать с цитаты (афоризма, поговорки), которые ярко задают тему, показывают ее неоднозначность, раскрывают известное с новой стороны.

(Именно такой прием был применен в начале этой статьи!)

Прием «Незаданный вопрос» предполагает, что ведущий, сделав небольшое вступление-размышление к теме, формулирует в качестве вопроса основную проблему лекции, предваряя этот вопрос словами типа «И мы можем спросить себя…», «Что же делать человеку в этой ситуации?», «Невольно возникает вопрос…». Для того чтобы слушатели могли присоединиться к вопросу и заинтересоваться поиском ответа, очень важно сформулировать его на языке аудитории, попав в возраст, стилистику, лексику.

«Блиц-опрос» применяется, когда имеет смысл выяснить уровень осведомленности слушателей по тому или иному вопросу, наличие у них определенного жизненного опыта, точки зрения по какому-либо поводу. Опятьтаки – в мотивационных целях. Для блиц-опроса чаще всего используются закрытые вопросы с вариантами ответа, и слушателям предлагается отвечать, поднимая руку, располагая большой палец вверх или вниз, поворачивая ладонь одной или другой стороной, хлопая в ладоши и т.п. Открытые вопросы используются реже, так как они предполагают свободные нерегламентированные ответы слушателей, что может затянуть лекцию, нарушить темповые характеристики ситуации, созданной ведущим.

Способы подачи основного содержания

Главная задача этого этапа – донести до слушателей идею, мысль, ради которой затевался монолог. Для этого необходимо подобрать такой метод подачи информации, который в наибольшей степени способствовал бы пониманию, не вызывал отторжения, протестных реакций, помогал бы расслышать за потоком слов главное – ценностную идею. Существует несколько различных методов, позволяющих эффективно организовать процесс понимания информации. Выбор конкретного способа зависит от возраста слушателей, уровня их мотивации и компетентности в конкретной теме, сформированности интеллектуальных способностей.

Индуктивный метод (от частного – к общему) предполагает постепенное, поэтапное раскручивание идеи, продвижение от простых примеров и понятных слушателям фактов к более сложным обобщениям, в том числе абстрактным ценностным понятиям добра, зла, веры, справедливости, истины. Скажем, педагог приводит ученикам различные примеры проявления милосердия в современном мире, не называя самой ценности, затем обобщает разные примеры (помощь пожилым, поддержка больных детей, защита прав переселенцев) и, наконец, вводит понятие самой ценности, дает определение милосердия. Метод хорош в работе с группой, неготовой к сложной интеллектуальной работе (не настроенной на нее), но доверяющей ведущему. Интеллектуально продвинутые подростки и взрослые люди часто сопротивляются такому способу доказательства, так как у них возникает ощущение, что ими манипулируют, не давая возможности увидеть альтернативные решения.

При дедуктивном методе (от общего – к частному) слушателям сначала предлагается общий вывод, а затем его разнообразные подтверждения. Например, размышляя о свободе, взрослый сначала формулирует свой главный тезис: «Свободы не бывает без ответственности», а затем приводит примеры из разных сфер жизни человека, фильмов, художественных произведений, которые с разных сторон подтверждают его. При дедуктивном методе можно идти и от опровержения, если использовать способ доказательства от противного: «Предположим, что наше утверждение неверно. В этом случае…». Этот метод привлекателен для интеллектуально развитых, замотивированных участников. Метод приглашает их к соразмышлению, ставит в активную позицию.

Метод аналогии (параллели, сопоставления) применяется в тех случаях, когда в опыте слушателей существует представление о сходном по своей сути процессе, явлении и они, слушатели, способны осуществлять умозаключение по аналогии. Довольно часто, работая с подростками, мы обращаемся к аналогиям, связанным с природными явлениями, несложными техническими процессами. Неграмотное применение метода аналогии может привести к полному фиаско монолога ведущего: аналогия может оказаться недоступной, непонятной участникам, и в этом случае они не смогут понять саму идею ведущего.

Следующие три метода – концентрический, ступенчатый и хронологический – это различные варианты подачи информации слушателям для их самостоятельных размышлений или последующих действий. Или просто – для сведения, пополнения копилки знаний.

Концентрический метод устроен по типу кластера. Применяется для изложения материала, в структуре которого понятная глубокая классификация. Материал убедительным для слушателей образом делится на несколько смысловых частей, при этом каждая часть имеет одну и ту же содержательную глубину. Так, говоря с детьми о любви, педагог может перечислить виды любви, а затем каждому виду дать характеристику по одной и той же схеме. Это поможет слушателям увидеть разные виды любви (родительская, романтическая, супружеская, к родине) в сравнении. Если материал, который нужно донести, действительно устроен таким образом, метод кластера очень хорош. Он помогает поочередно излагать блоки материала, при этом можно делать остановки, так как у слушателей довольно быстро формируется представление о структуре материала, ее необходимых разделах. Это происходит особенно быстро и естественно для слушателей, если ведущий, помимо слов, использует графические изображения кластера.

Ступенчатый метод представляет собой последовательное изложение информации. При этом в последовательности может быть определенная закономерность, а может и не быть ее. Например, рассказывая о том, как устроен современный город, педагог может выделить отдельные характеристики города, а затем в свободном порядке раскрывать каждую из них, при этом не придерживаясь единой схемы. Это один из наиболее трудных для понимания способов подачи материала, но иногда он является единственно возможным. Тогда нужно обязательно подумать о том, как помочь слушателям удержать целое в разнообразии излагаемых частей. И вообще помочь им понять, зачем им все эти факты и «фактики».

Исторический метод предполагает хронологический порядок. Факты и события рассказываются в исторической последовательности: с чего все началось, как развивалось, что когда появилось… В хронологическом порядке не обязательно должна присутствовать некоторая логика, непосредственно выводящая ведущего или слушателей к гипотезе или готовому выводу, почему все было именно так и что будет дальше. Она может быть, а может и отсутствовать. Например, в истории олимпийского движения нет особенных закономерностей. Важно просто рассказать, как это было. Вопрос, почему именно так, в данном случае не имеет ответа. А вот в истории развития взглядов людей на искусство, например живопись, определенные закономерности есть. Важно понимать, что хронологический метод изложения является интеллектуальным вызовом для мотивированных слушателей (найти, раскопать закономерность) и, напротив, может вызывать раздражение и еще больше снижать мотивацию у тех, у кого она и так не была высока.

Приемы для этапа заключения

На этапе заключения, помимо возврата к мотивирующим и проблематизирующим процедурам этапа вступления в монолог, помимо третьей части «Правила американского капрала», могут применяться специальные приемы, направленные на подведение итогов, включение нового материала в опыт участников.

«Рамка» – процедура, которая обязательно используется в тех случаях, когда не применялось «Правило американского капрала». Итак, говорит ведущий, мы начали с вами с того, что…, мы рассмотрели…, мы увидели и пришли к выводу… В целом можно говорить о том, что… Ведущий своими словами как бы обрамляет основное содержание своего монолога, подчеркивая главное, помогая сделать вывод.

ЖЭТ (прием «жирной эмоциональной точки ») позволяет связать всё то, о чем до этого говорилось, с яркой эмоциональной реакцией, естественно, положительной. Это может быть анекдот, вызвавший общий смех, но не уводящий группу в посторонние разговоры, яркие заключительные кадры фильма или другие зрительные образы, что-то вкусное, маленький подарок от ведущего. Важно, что такое эмоциональное действие должно подчеркивать значимость прослушанной информации, а не затмевать ее.

«Пафосная концовка» – это прием, позволяющий включить обсуждаемую информацию в контекст каких-то важных, возвышенных отношений, смыслов, чувств. Это может быть красивая цитата, несколько строчек из стихотворения, обращение к значимым культурным образам. Конечно, им не стоит злоупотреблять и использовать его по каждому поводу. Но в ряде случаев он оказывается очень эффективным.

В целом, если взрослый говорит не очень долго, по теме, интересно, держит уважительный тон, помогает удерживать цель и смысл собственного монолога, его вполне можно и послушать с пользой и удовольствием для себя.

Марина Битянова, к.психол.н.