Этрусской наукой называли в риме. Влияние культуры этрусков на древнеримскую цивилизацию. Государственное устройство и быт Этрусков

Этрусской наукой называли в риме. Влияние культуры этрусков на древнеримскую цивилизацию. Государственное устройство и быт Этрусков

(1494-1559)

Аргументация миграционной версии

В пользу второй теории говорят труды Геродота , появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот , этруски - это выходцы из Лидии , области в Малой Азии , - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной . Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах , которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов , то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н. э. или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции .

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода А. Эрман отождествлял легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII-VII вв. до н. э.) .

Аргументация комплексной версии

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейшие элементы доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV-III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. до н. э. В процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение тому приводятся результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.

Географическое положение

Точные пределы Этрурии определить пока не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно . В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложнённого заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озёра: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское . Более половины территории страны занимали горы и холмы. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезённое в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. до н. э.).

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов контролировал определенную территорию. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшего двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего или геометрического, классического (эллинистического), а также возвышения Рима. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ему, первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха в урнах.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён вместе с собственно этрусской историей.

Искусство и культура

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самыми примечательными из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Этрусский язык и литература

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

    По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

    Предметы роскоши и ювелирные изделия

    На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря , слоновой кости , драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы , украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

    Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии , изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

    Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

    • Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков [ ] . Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем [ ] . В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто [ ] . Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой.

      Досуг

      Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям [ ] . Также, этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

      Экономика

      Ремёсла и сельское хозяйство

      Основой процветания Этрурии было земледелие , которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зёрна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией - был получен этрусский сорт полбы , впервые они начали возделывать культурный овёс . Лён шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов . Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI в. до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение , дренаж , регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи , в районе Коды.

      В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы - всё разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII в. до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Встречаются находки из меди, инкрустированные железными миниатюрными квадратиками - приём, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII в. до н. э. железо ещё было редким металлом для обработки. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суэссе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.

Древняя цивилизация этрусков была хорошо известна ученым. Об их истории писали еще римский император Клавдий, в XV веке - монах-доминиканец Аннио де Виттербе, а сто лет спустя - ирландец Томас Демпстер. Этрускам был посвящен и ряд научных трудов, увидевших свет в XVIII веке. Однако только после открытий в Тоскане этрусская цивилизация предстала во всей своей мощи и неповторимой красоте.

Весной 1828 года недалеко от Тосканы произошло знаменательное событие. Неожиданно во время пахоты бык по самое брюхо провалился в глубокую яму. Он сломал передние ноги, и до слез расстроенному хозяину не оставалось ничего другого, как пристрелить несчастное животное. Но, вытаскивая тяжелую тушу из провала, он обратил внимание, что тот расходится в разные стороны. Недолго думая, крестьянин взялся за лопату и в тот же вечер принес домой мешок драгоценностей. Когда он вывалил на стол золотые вазы и кубки, серьги, кольца и браслеты, его жена потеряла дар речи. Как выяснилось позже, таинственный провал был древней этрусской гробницей, которая оказалась не ограбленной!

Нежданная удача Люсьена Бонапарта

Как всегда бывает с золотом, скрыть находку не удалось. Вскоре Информация о сокровищах дошла до хозяина здешних мест - Люсьена Бонапарта, князя Канино, родного брата Наполеона Бонапарта. Он быстро навел порядок: разогнал крестьян-кладоискателей и взял дело в свои руки. За два года он умудрился вскрыть сотни гробниц, не оставив в Тоскане ни одного целого захоронения. За это время он собрал около двух тысяч античных ваз, сотни золотых украшений, статуэток и сосудов. Часть своей коллекции Люсьен Бонапарт продал музеям Франции, Англии, Германии и Италии. Собственно, с этих находок и началось научное изучение этрусков - таинственных предшественников Древнего Рима.

Как оказалось, «сокровища Люсьена Бонапарта» были добыты в некрополе Вульчи - одного из самых богатых и значительных городов Древней Этрурии. В начале XIX века здесь насчитывалось около шести тысяч гробниц. Сейчас их сохранилось не более десятка - все остальные уничтожены кладоискателями.

«Этрусские Помпеи» - такое название получил город Спина, адриатический порт этрусков. Известно, что товары сюда стекались чуть ли не со всех концов тогдашнего мира. Этрурия вывозила отсюда вино, хлеб, а также железные и бронзовые изделия. Сам город активно торговал солью, добывавшейся в его окрестностях. В древности порт располагался в трех километрах от моря, с которым его соединял специально прорытый канал. Однако к I веку н. э. Спина... исчезла.

Спустя два тысячелетия мало кто верил, что удастся разыскать город. Но в 1913 году итальянское правительство приняло план осушения болот и лагун поблизости от средневекового городка Комаккьо. Мелиорация сулила вернуть городу былое благополучие, и осушение началось в 1919 году. Но едва прорыли первые каналы, как появились гробницы, очень схожие с этрусскими погребениями. На них обратили внимание, и вскоре мелиорация ушла на второй план, уступив место археологии. Надо отдать должное Муссолини: главной целью он считал возрождение могущества Римской империи, поэтому не жалел денег на раскопки. К 1935 году было открыто более 1200 гробниц, а число обнаруженных находок оказалось столь велико, что под их хранение пришлось выделить целый дворец в Ферраре (ныне Феррарский национальный музей археологии, в котором хранится одна из лучших этрусских коллекций).

После проведенных раскопок не было сомнения, что этот некрополь принадлежит Спине. Но куда же делся сам город- порт? Прерванные из-за Второй мировой войны поиски возобновились лишь в 1953 году и спустя три года увенчались успехом: Спина была все-таки найдена! Произошло это благодаря лишь одному человеку - будущему директору Феррарского музея Нерео Альфиери.

Когда он случайно узнал, что некий инженер из РавеннЫ проводит аэрофотосъемку трассы будущего осушительного канала, то сразу же помчался к нему. На полученных цветных снимках он сразу же увидел в километре от церкви Санта-Мария геометрически правильные контуры древнего города. Отчетливо прослеживались не только городские кварталы, но и широкий искусственный канал протяженностью около трех километров. С высоты птичьего полета Спина поразительно напоминала Венецию.

При последующих аэрофотосъемках Альфиери получил четкий план города с каналами, кварталами и площадями. Площадь, которую занимала Спина, составляла примерно 350 гектаров, население - до полумиллиона человек. Первые же раскопки дали замечательные результаты: были найдены фундаменты домов, тысячи расписных ваз века до н. э. и множество других находок. Так, с помощью аэрофотосъемки удалось, вернуть город-призрак из небытия и получить его карту до начала раскопок.

Наследие великого народа

От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов, некрополи, горбатые каменные мостики и водосбросы, оружие, домашняя утварь, фрески, статуи и более 10 тысяч надписей VII-I вв. до н. э. Достаточно хорошо известна и история этрусков, а также причины гибели их цивилизации. Не до конца ясно лишь происхождение этого народа, называвшего себя расенами. Греки именовали его тирренами или тирсенами, а римляне - тусками или этрусками. Последнее название и вошло в науку. Основная область обитания этрусков расположена на северо-западе Средней Италии. В Средние века ее стали называть Тосканой, и это имя сохранилось до наших дней.

Влияние этрусков на Рим несомненно. Искусные металлурги, судостроители, торговцы и пираты, они плавали по всему Средиземноморью, усваивали традиции различных народов. Мы знаем, что римляне приобрели от этрусков уникальные знания в строительстве, гидравлике и ирригации, именно этруски изобрели якорь и легион - знаменитую боевую единицу армии, архитектуру храмов, различную ремесленную технику и гадание по печени жертвенных животных, вспышке молнии и удару грома.

Этруски, занимались земледелием, скотоводством и обработкой металлов, особенно меди и железа. Здесь в отрогах Аппенин с поверхности земли и в шахтах добывались медь, серебро, цинк и железо. Свои города они обносили мощными стенами из огромных каменных блоков. В них имелись водопровод и канализация. Вода подавалась из источников по выложенным камнем трубопроводам и глиняным трубам. Этруски прославились созданием открытых каналов и подземного дренажа, укрепляли оползни подпорными каменными стенами. Достаточно указать, что Большая римская клоака - подземный сточный канал, построенный в VI в. до н.э. при этрусском царе Тарквинии, безотказно действует и поныне.

Основатели Вечного города

Господствующее положение в этрусском обществе занимала военно-жреческая знать. Влиятельные семьи гордились своим богатством и принадлежностью к древним родам. Об этом свидетельствуют их роскошные гробницы с фресками й дорогими изделиями. В период своей независимости Этрурия являлась федерацией двенадцати самостоятельных городов-государств, каждый из которых управлялся царем-лукумоном. Власть царя была пожизненной, но не наследственной.

Главными божествами этрусского пантеона были Тин, Уни и Минерва. Тин соответствовал римскому Юпитеру, а богиня Уни - Юноне. В образе Минервы отчетливо видны черты греческой Афины - покровительницы ремесел и искусств. Большую роль в религии играло и представление о мрачном загробном царстве Аита, который соответствовал греческому Аиду.

На погребальных тризнах в жертву богам приносили пленных. Предполагается, что этруски заставляли их биться между собой или травили зверями. Именно поединки рабов на похоронах знати привели к рождению гладиаторских игр, столь любимых в Древнем Риме.

Кроме многочисленных высших богов, этруски поклонялись также добрым и злым демонам, которые изображались на фресках в виде фантастических птиц и животных, а иногда и людей с крыльями за спиной. При этом добрые демоны, лазы, считались у них покровителями домашнего очага и представлялись в виде молодых женщин с крыльями за спиной. Этруски не только научили римлян многим полезным вещам, но и сами стали частью этого общества - к I веку н. э. они окончательно ассимилировались с Римом и навсегда исчезли из истории.

Евгений Яровой

Итальянские археологи объявили о сенсационном открытии: найдена прекрасно сохранившаяся этрусская вилла. Сохранившаяся настолько прекрасно, что ученые назвали эту находку первой в своем роде за все время изучения этрусской цивилизации. По всем параметрам - датировка, место, насыщенность исторической информацией - археологи получили уникальный объект для исследований.

Вилла была обнаружена на территории этрусского полиса Ветулония (Ватлуна, Ватл), руины которого находятся возле современного городка Гроссето в Тоскане. Раскопки здесь возобновились в 2009 году. Ветулонию часто называют последним этрусским городом: из 12 общин Этрусского союза (знаменитого Двенадцатиградия), исчезавших одна за другой по мере экспансии Рима, Ветулония просуществовала на пару веков дольше остальных. Для сравнения, о захваченном римлянами этрусском никто не слышал с 280 года до н.э., тогда как Ветулония погибла после 80 года до нашей эры.

Известно, что римляне переняли у этрусков очень многое, от строительных и инженерных знаний до традиций и знаков отличия. Подобное «наследование интеллектуальной собственности» стало возможным, среди прочего, благодаря островкам этрусской цивилизации, не сразу уничтоженным Римом - таким как Ветулония.

Знаменитые атрибуты должностной власти, многие из которых прочно ассоциируются с Древним Римом, на самом деле имеют этрусское происхождение - об этом писали древние авторы, это подтверждают современные археологические находки. Ликторские фасции (связка перевязанных прутьев с закрепленной секирой, стилизованные изображения которой до сих пор фигурируют на многих государственных гербах и эмблемах), курульное кресло , тога претекста (белая тога с пурпурной каймой по борту) - это лишь часть культуры власти, которую римляне переняли у поверженных этрусков. В процессе «присвоения» Ветулония сыграла не последнюю роль.

Богатая вилла, найденная археологами, рассказывает историю сосуществования этрусков и римлян в одном городе. Особняк быстро получил прозвище Domus dei dolia, «дом долиев», по самой первой находке: исследователи сначала наткнулись на помещение, плотно заставленное долиями - большими сосудами для хранения оливкового масла.

Раскопки южной части Domus dei dolia. Фото: Marco Merola

«Это огромная вилла площадью не менее 400 кв. метров. Мы насчитали десять жилых помещений и несколько подсобных, хозяйственных. Судя по внутреннему убранству и расположению на холме с видом на окрестности, дом принадлежал зажиточному представителю этрусской знати», — рассказала итальянскому изданию National Geographic археолог Симона Рафанелли (Simona Rafanelli), работающая на раскопках в Ветулонии с 2015 года.

Примечательно, что на городском плане вилла располагалась посреди центральной улицы, связывавшей римские и этрусские районы Ветулонии. Рафанелли так объяснила соседство заклятых врагов: «С III века до нашей эры в Ветулонии начался период мирного сосуществования с Римом. Для города это было время экономического роста и процветания, что выразилось в обновлении культовых построек, строительстве новых особняков и увеличении городского населения».

Domus dei dolia - лишнее доказательство благополучия города и его жителей. Земля сохранила все детали строения, от фундамента до крыши.

Фрагменты терракотовой черепицы и пальметты, украшавшей крышу здания. Фото: Marco Merola

Стены из камня, великолепная отделка (одна из жилых комнат была изначально украшена фресками в раннем помпейском стиле, известном также же как «инкрустационный» или «структурный» — он придавал дому строгий благородный вид), терракотовая плитка и черепица, полы по технологии opus signinum (еще одна технология, перенятая римлянами у этрусков - в Италии она известна до сих пор под названием cocciopesto, по-русски — цемянка: известковый раствор с добавлением керамической крошки)… Археологи нашли даже железные гвозди, скреплявшие деревянные балки-перекрытия, и украшение-пальметту, венчавшую крышу здания.

Железные гвозди, скреплявшие деревянные перекрытия этрусской виллы. Фото: Marco Merola

В углублении под полом той самой комнаты с фресками археологи обнаружили несколько чрезвычайно ценных бронзовых фигурок. Одна из них - на заглавном фото: судя по остаткам руки, фигурка некогда изображала всадника на коне и служила декоративным навершием светильника. Фигурку датировали IV веком до нашей эры.

Среди артефактов, найденных за время раскопок, отдельный интерес представляют монеты, этрусские и римские. Независимость этрусков закончилась в III веке до нашей эры, однако два города, Ветулония и Вольтерра, еще пытались поддерживать свою этрусскую идентичность - в том числе путем чеканки собственной монеты с высочайшего дозволения победителя, Рима.

По мнению нумизматов, это любопытное явление продлилось недолго, возможно, несколько десятилетий - все найденные ранее монеты относятся к тому же III веку до нашей эры. Этрусские деньги циркулировали параллельно с римскими, но не наравне: ими могли расплачиваться только «этнические этруски» и только на территории выпустившего монеты города.

Ситуация кажется унизительной, однако этруски Ветулонии использовали монеты как своеобразный манифест или этническую декларацию: большой ценности серебряные и бронзовые монеты с невысоким номиналом не представляли, зато были насыщены символами и смыслами. Надпись на аверсе всех монет (Ватл или Ватлуна, этрусское имя Ветулонии) недвусмысленно сообщала, что древний город существует и процветает, раз имеет возможность чеканить собственные деньги.

Нумизматам известно четыре разновидности монет Ветулонии, но самая распространенная (до раскопок Domus dei dolia таких было найдено почти 300 экземпляров) - с изображением мужской головы на аверсе, возможно, водного божества Нетунса (Nethuns), этрусского предшественника Нептуна. На реверсе фигурирует изображение трезубца в окружении двух дельфинов - возможный намек на связь этрусской Ватлуны с морем и морской торговлей, поскольку город находится всего в 20 км от побережья Тирренского моря. Эти символы были понятны современникам, как и смысл послания: город не утратил свою этрусскую идентичность и не забыл свое славное прошлое, вопреки растущему могуществу Рима.

На раскопках Domus dei dolia археологи обнаружили множество монет, однако именно такой бронзовый сестерций, с трезубцем и дельфинами, ученые назвали наиболее ценным экземпляром.

Символично, что другая монета, римская, найденная археологами рядом с виллой, рассказывает свою историю - историю гибели Ветулонии и кровавого окончания «мирного сосуществования» двух великих культур.

Речь идет о серебряном денарии Луция Тория Бальба - то есть монете, выпущенной при монетарии (триумвире по чеканке монет), имя которого хорошо известно историкам и позволяет совершенно определенно датировать монету 105 годом до нашей эры.

Серебряный денарий Луция Тория Бальба (105 год до н.э.), найденный при раскопках этрусской виллы. Фото: Marco Merola

Порассуждаем, опираясь на факты.

Красивое русское слово мир . А сколько с ним связано в истории.

Все помнят нашу последнюю орбитальную станцию Мир . Старшее поколение граждан СССР ещё помнит лозунги на крышах домов: Миру мир , Мир во всем мире .

Смысл этого слова хорошо знали коммунисты, церковь и цари. Это слово притягивало тогда, магнитит и сегодня.

Ещё в школьной истории мы видим, как стремились к миру Византии наши князья. Сначала совершали набеги, словно мальчишки, которые знакомятся с девочкой подзатыльниками. Позднее Русь и Византия уже закрепляли связь династическими браками, а князья не сопротивлялись религиозному слиянию с Византией. Их не остановила даже потеря самобытности и части суверенитета. Утраты от , очевидны, но было что-то, что оказалось важнее этих потерь.

В нашей истории есть и таинственная неожиданность, с какой возникла философская идея «Москва - Третий Рим». Вроде бы ей и возникнуть неоткуда, но как ярко в грамотке смиренного монаха Филофея прозвучало: «Два Рима падоша по грехам своим, третий же стоит, а четвертому не бывать».

Не считали на Руси Парижи и Лондоны, а вот Римы сосчитали. Любопытно это. А ведь не просто сосчитали. С Римом даже свою географию связывали.

Прочтем мало известное стихотворение Тютчева «Русская география», 1886 года. Попытайтесь увидеть скрытый в нём смысл.

Москва и град Петров, и Константинов град -

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? И где его границы -

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство русское… и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Оставим библейское пророчество и взглянем на град Петров , который у поэта - отнюдь не Петербург, а Рим! Город апостола Петра упомянут в одной строке со вторым Римом - Константинополем и третьим - Москвой.

За много веков до христианства,Первый Рим получил свое исконное первое название - Мир , и слово это как вы понимаете русское. Мир в обратном прочтении дает наше же звучание - Рим . А на любом иностранном языке он - Рома .

Интересная заморочка «Рим=Мир», стала предметом внимания ученых. А раскрытие этой тайны привело к обнаружению, может и большему чем просто страница в истории. Разумеется, этому открытию хода не дают. Потому что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Именно история Рима и является темой нашего сегодняшнего исследования.

Когда крестили страну, и когда создавали будущую Россию и СССР, все и Владимир креститель, и Иван III , и коммунисты действовали в русле одной идеи. Во все времена руководители страны считали себя восприемниками древней Империи. В истории тому множество свидетельств. Так, например, считал князь Святослав сын Великой княгини Ольги. Он заявлял: «Не любо мне жить в Киеве. Хочу жить на Дунае, в Переславце. Тот город есть середина моей земли...» . И как вы думаете, где эта земля с центром в Переславце? Тоже думал и Иван III , провозглашая себя правителем не существующего, а будущего государства . Он видел в составе Руси Балканы и черноморские проливы со Святой Землей. Вот выдержка из пасхалии Ивану III в 1492 году. «Сам Бог поставил Ивана III - нового царя Константина новому граду Константина - Москве» . Не отстали от них и коммунисты, когда в своей Конституции СССР 1924 года писали про Мировую Социалистическую Советскую Республику . Что бы считать себя наследниками Римской империи нужно иметь хоть какие-то для этого основания. И похоже они эти основания имели.

Кстати в те стародавние времена историки насчитали Киевов аж 16 штук. Про один из них ещё сказал Адам Бременский: «Киев — соперник Константинополя, славнейшее украшение… Греции » . Куда только та география подевалась из истории?

Продолжим про начало Империи Рима.

В статье В.А. Чудинова «Велитернский крест - раннее христианство или поздний ведизм?» сообщается:

«Слева мы читаем слово РИМ, справа - слово МИР, что еще раз убеждает нас в том, что РИМ = МИР, то есть, что город Рим, когда-то был назван русским словом Мир».

На изображении вынесены увеличенные фрагменты.

«При чтении этрусских надписей я понял, что город Рим был наименован русскими, которые его заложили и построили. МИР, однако, при чтении справа налево, которое тогда входило в моду, стали читать РИМ».

Это что же? Этруски предшественники римлян по паспорту оказываются русскими?

Начнем по порядку.

Историкам известен т.н. Велитернский крест.

Крест как артефакт,датируется VI веком н.э., обретен в центре Апеннинского полуострова.

По пропорциям это христианский католический крест! Языческие кресты равноконечные, этот вытянут в длину. Но по изображениям - крест славянский!

На обратной стороне все лики зооморфные; в центре лик Агнца-Яра, вверху лик сокола-Яра, слева - лик Агнца в качестве азиатского Исы, справа - лик Агнца-Христа, внизу - лик медведицы Макоши .

Так что это скорее крест Яра, чем Христа.

Теперь о названии города.

Славянское слово МИР как название города не случайно. Оно входит в гнездо славянских слов для наименования городов, например, Владимир = Владей Миром; Владикавказ = Владей Кавказом. И сегодня известен Мир — исторический город в Белоруссии.

Короткое название Мир в Белоруссии вовсе не случайно. Как мы увидим дальше, эта традиция принадлежит белорусским кривичам.

Как Мир стал Римом и Ромой.

Обратное произнесение слова отражает реально существовавшее противоречие чьих то интересов. Потому и слово «Рим» живет только в русском языке.

Каноническая формула латинских законодательных постановлений, выражаемая словами «Urbis et orbis» - переводимая как «городу и миру» имеет и ещё один вариант перевода дословный - «городу и его окружению». Так что латинские постановления имеют исходное русское значение «Миру и Риму», т.е. «русскому городу и окружающему его латинскому населению».

Сначала имело место этническое противостояние, выражавшееся в словесной форме. Из-за различия в языках русское название города Мир окружающими латинянами произносилось как А-мор .

Возникновение слова Амор объяснено В.А. Чудиновым («Боги меняются. Мои ответы Михаилу Задорнову»):

«…Ну вы знаете, как абхазы, они не могут сказать «магазин», они пишут «амагазин». Они не могут сказать «ларёк», а пишут «алариок». Так и тут».

Этническое противоречие русских горожан с окрестными латинянами проявилось и в лингвистических перестановках. Русский Мир , произносимый латинянамикак А-мор, при обратном прочтении превратился в известный всем Рома .

Итак мы имеем в истории РИМСКУЮ или МИРОВУЮ Русь с центром в городе МИР.

И это не красивая фантазия с обратными прочтениями. Подобные метаморфозы окружают нас и теперь. В литературе нередко можно встретить слово гой . Но при обратном прочтении по правилам идиш мы видим первоначальное сакральное слово йог .

Перед нами однозначная цепочка рассуждений. Русский Мир конфликтовал с латинским Римом и Рим в конце концов одержал верх. Этруски, а теперь кажется все-таки русские, утратили контроль над городом. Что было дальше пока неясно. Латиняне вроде стали хозяевами, но до VI века н.э славяно-христианские кресты на той же территории изготавливаются по славянской мифологии.

Ясно одно. (Цитирую Сомсикова)

В окрестностях города Мир латинское доминированние. В городе происходит изменение соотношения русского и латинского населения в сторону нарастания латинской составляющей. Процесс завершается латинским переворотом. Отныне город носит наименование от победителей. Нет больше никакого Амора, есть чисто латинский город Рома.

Это подтверждается метафорической историей двух братьев-близнецов Ромула (Рома) и Рэма (Рим). Здесь отражено традиционное русское отношение к окружающим, как к братьям. Русские князья обращались к равным себе и называли друг друга брат. Вспомним недавно существовавшие «братские» республики стран народной демократии. Это естественно именно для русского восприятия. Затем «брат» Ромул (Рома) убивает своего «брата» Рэма, т.е. окружающее латинское население врывается в город и истребляет русских. Русские (или этруские) естественно исчезают из истории Апеннинского полуострова и никогда более не упоминаются, зато возникает «научная загадка этрусков».

Предшественники римлян имели более высокую городскую культуру, и затем неведомо куда и как внезапно и навсегда «исчезают». Подобные «таинственные исчезновения» можно наблюдать в новейшей истории в городе Грозном, в котором после военных действий также «таинственно исчезли» русские жители. Не менее «таинственно» сокращается численность русских в когда-то тоже братских союзных республиках бывшего СССР.

Как видим «научная загадка этрусков» не такая уж и научная и вовсе не загадочная.

Как возник термин этруски .

Вероятно, русские и латиняне уверенно различались по внешнему виду. Предположительно русские были повыше ростом и более светловолосые. Недаром у римлян возник миф о высокорослых Атлантах. Южане-латиняне соответственно - ниже и чернее. Русские в толпе выделялись, что обозначалось указательными высказываниями «это русский» и «это русские» - слитное редуцированное произношение даёт «этЪруски».

Выбор между латинством и византийством.

Итак, наших предков победили латиняне, затем потеснили германцы и греки. Так же были «освоены» и прочие территории Руси, включая восточную Прибалтику с её городами, основанными русскими князьями.

Наши княжеские и царские предки про то ведали. А вот для нас все это удивительное открытие и где-то даже неправдоподобные. И теперь мотивы княжеских поступков, при установлении отношений с Римом и Константинополем становятся понятными. Рим - наш древний исторический враг, а Константинополь антипод Рима, и следовательно наш потенциальный союзник. Вот почему в ситуации выбора и не пожелали принять латинское католичество, а предпочли византийский обряд - Православие.

Этруски, кто они.

Справочники и энциклопедии сообщают следующее.

«Этруски (лат. Etrusci, самоназвание Rasenna) — древний народ, населивший в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова. Этруски создали развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Этруски подарили миру своё инженерное искусство, умение строить города и дороги, арочные своды зданий и бои гладиаторов, гонки на колесницах и погребальные обычаи. В VII веке до н.э. народы, населявшие Этрурию, владели письменностью».

А теперь взгляните на письмена этрусков. Буквы ничего не напоминают? А до Кирилла и Мефодия ещё более тысячи лет. Не говоря уже о государственном празднике «создания» греками славянской письменности. А здесь мы четко видим письмо, написанное справа налево. Взгляните на инвентарные музейные номера внизу фотографии. Перед нами свидетельство обращенного письма и обратного чтения у этрусков. Позднее на Велитернском кресте мы видим уже письмо протокириллицей слева направо. Данный пример конкретно подтверждает существование прямого и обратного письма на одной территории.

На лицо все основания выступить в ЮНЕСКО с предложением об учреждении памятника Славянам - основателям европейской письменности.

Рим находился под влиянием этрусков до середине VI в. до н.э. Около 510 г. до н.э. этрусские правители были изгнаны из Рима, а заодно и из истории .

Точных свидетельств о происхождении этрусков наука почему-то не знает, хотя археология располагает значительным количеством артефактов именно культуры этрусков, включая письменные свидетельства. Сообщается, что и письмена до сих пор также не прочитаны. Такое случается в науке всякий раз, когда на самом деле речь заходит о славянах и предков русских. Существует лишь современное «общепринятое» предположение, поддержанное ещё Папой Пием II о том, что этруски это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая.

Как утверждал в V веке до н. э. Геродот, этруски пришли на Апеннины с севера, когда рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть появление этрусков можно датировать XIII веком до н.э. Датировка связана с событиями, происходившими в соседних римлянам и грекам странах, где все друг друга хорошо знали. Но это вовсе не доказывает, что этруски пришли в будущую Италию от соседей по Средиземноморью. Странно, Геродот почему-то указывал на север. Но гордые патриции славян равными себе не признавали, что до сих пор отражается и в исторической науке.

Из версии Геродота былсоздан миф о том, чторимское государство основано героем Энеем после гибели Трои и его бегства на запад, и никаких этрусков учителей римлян. Но дело не так просто. Отсюда от Энея рукой подать до славян-венедов. А венеды у нас в истории Рима отметились очень ярко. Венеды исповедовали культ Венеры-Лады, который и принесли будущему Риму.

Венера в Древнем Риме почиталась как прародительница римского народа, а Рим основал троянец Эней - сын Венеры. Дальше лингвисты приводят нас к латинскому прочтению имени сына Венеры. Слог Aen в латинском написании Энея - Aenea читается как Ven, в русской транскрипции - Вен , и мы получим для Энея - Веней , для энейцев Aeneadae - венеды.

Сегодня эти сказания прячут в тень и наоборот выпячивают историю про волчицу вскормившую братьев Ромула и Рема. Но как мы уже видели, история братьев является метафорическим отражением того древнего противостояния этрусков и латинян.

Итак, создание Римского государства связано с предшествующей цивилизацией этрусков и переплетается с венедами в мифах самих римлян.

Процитируем фрагмент интервью академика В. Чудинова, данное газете Красная звезда, 18 апреля 2007 года:

«Этрусский язык - это разновидность белорусского языка. Они пришли от кривичей. Как известно, кривичи жили на востоке Европы...» (но севернее Апеннин, куда указывал ещё Геродот, прим А.Ш.). Далее Чудинов сообщает: «Приступая к дешифровке этрусской письменности, я исходил из гипотетического предположения, что этруски были славянами, а потом понял, что они ими и были. Это восточные славяне со Смоленщины».

Вот и явное подтверждение перевода . Этимология названия «кривичи» основана на санскрите, древнем варианте русского языка.На языке Ариев «кри» означает - письмо, письменность. А «вич» - значит «жизнь». Следовательно, термин кривичи можно понять как «живущие с письмом», или по-простому, - грамотеи. Ещё раз взгляните на колонну из Перуджи с этрусскими письменами кривичей. И после этого вы по-прежнему верите в этрусскую загадку, и в греческий письменный подарок славянам?

Продолжим цитировать Чудинова. «Позже стало выясняться, что они не только создали Рим, но и были первыми его обитателями, то есть в Риме первой прозвучала славянская речь».

Термины русский и славянин.

Определимся с терминами. В современном понятии и русских и славян в рассматриваемый период не было. Но существовали народы принявшие общую религиозную философию, определявшую их общий образ жизни. Генетически предки тех, кого мы сегодня именуем как славяне и русские это общность различных народов, но повторюсь принадлежавших к одной религиозной культуре, а отсюда и общность языка.

Кстати о языке. Этруски венеды оставили римлянам целый ворох своих слов памятников. Вот только некоторые их них. На латыни слово храм прозвучит как ведес (aedes), знаменитый латинский эфир (aether) - как ветер . И нас не будет уже удивлять, почему по-древнеримски топор - это секира от знакомого нам глагола сечь , а пастух - пастор от нашего же глагола пасти ; латинский окулист - от слова око , а юстиция - от слова устав , уста . Стоит задуматься, а такое ли римское это Римское право , на котором основана современная юстиция. "Мифы древних славян". М., 1993

Продолжение следует.

Недостаток письменных и материальных исторических свидетельств, значительный временной период, отделяющий современность от эпохи этрусков не позволяют пока досконально изучить жизнь представителей этой цивилизации, но известно, что и на античные народы, да и на современный мир, этруски оказали весьма заметное влияние.

Возникновение и исчезновение цивилизации этрусков

Этруски появились на Апеннинском полуострове в IX веке до н.э. и уже через три столетия представляли собой развитую цивилизацию, которая могла гордиться высоким уровнем мастерства ремесленников, успешным земледелием, а также наличием металлургического производства.

Фрагмент фронтальной стенки этрусской погребальной урны

Цивилизация Вилланова, первая из культур железного века на территории Италии, рядом ученых считается ранним этапом существования этрусков, другие же отрицают преемственность между двумя культурами, признавая версию об изгнании представителей Вилланова этрусками.

Происхождение этрусков – один из вопросов, вызывавших споры среди историков еще с античных времен. Так, Геродот утверждал, что этот народ пришел на Апеннины из Малой Азии – эта версия и сейчас имеет наибольшую популярность.


Геродот

Тит Ливий предполагал, что родина этрусков – Альпы, и народ появился благодаря миграции племен с севера. Согласно же третьей версии, этруски ниоткуда не приходили, а жили на этой территории всегда. Четвертая версия – о связи этрусков со славянскими племенами – считается в настоящее время псевдонаучной, несмотря на свою популярность.

Интересно, что сами этруски предвидели закат и гибель своей цивилизации, о чем писали в своих книгах, позднее утерянных.


Этрусский саркофаг

Причинами исчезновения народа называют как ассимиляцию с римлянами, так и воздействие внешних факторов – в частности, малярию, которая могла быть завезена в Этрурию путешественниками с Востока и распространялась благодаря комарам, во множестве населявших болотистые земли Италии.

Сами этруски молчат о своей истории – их язык несмотря на довольно успешную дешифровку надписей на надгробиях тем не менее продолжает оставаться неразгаданным.

Взаимодействие этрусков с другими народами

Как бы то ни было, около тысячи лет существования цивилизации этрусков оставили любопытные следы. Этрурия находилась в исключительно благоприятном с точки зрения природных ресурсов регионе. Здесь в изобилии встречались строительный камень, глина, олово, железо, росли леса, были разведаны залежи угля. Этруски, помимо высокого уровня развития земледелия и ремесел, преуспели и в пиратском деле – они слыли отличными кораблестроителями и держали в страхе суда других племен. Этому народу приписывают, помимо прочего, изобретение якоря со свинцовой перекладиной-штоком, а также медного морского тарана.


Фрагмент фрески с изображением корабля этрусков

Однако взаимодействие этрусков с древними народами Средиземноморья не носило характер противостояний – напротив, жители Этрурии охотно перенимали ценности Древней Греции и особенности ведения быта. Известно, что древнегреческий алфавит был заимствован сначала этрусками, а от них – римлянами. Несмотря на то, что этрусский язык ученые пока не могут перевести, записан он тем не менее греческими буквами – как на табличках из города Кортоны, обнаруженных в 1992 году.


Таблички из Кортоны с надписью на языке этрусков

Считается, что ряд слов, употребляемых и современным человеком, имеют этрусское происхождение. Это, в частности, «персона», «арена», «антенна» (в значении «мачта»), «литера» и даже «сервис» (означало «раб, слуга»).

Этруски были большими любителями музыки – под звуки флейты, чаще всего двойной, они и готовили, и воевали, и отправлялись на охоту, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий ученый и философ Аристотель.


Фреска некрополя города Тарквинии с изображением двойной флейты

Тоги, украшения, строительство городов и цирков

Вероятно, под музыку они и одевались – интересно, что знаменитая римская тога с пурпурной каймой ведет свою историю именно от этрусков. Этот большой кусок ткани, как правило, из шерсти, появился благодаря эволюции от украшенных орнаментом плащей этрусских вождей.


Этруски считаются создателями римской тоги

Женщины носили пышные юбки и лифы на шнуровке, а кроме того, очень любили украшения – впрочем, как и мужчины. Сохранились браслеты, кольца, ожерелья этрусков, сделанные из золота. Особого мастерства этрусские мастера добились в создании фибул – застежек из золота чрезвычайно тонкой работы, которыми скрепляли накидки.


Этрусская фибула из золота

Отдельного упоминания заслуживает этрусское искусства строительства городов, оказавшее большое влияние на архитектуру Рима и античности в целом. В VII веке до н.э. возникло явление Двенадцатиградия – союза крупнейших этрусских городов, среди них Вейи, Клузий, Перузия, Ватлуна и другие. Остальные города Этрурии подчинялись ближайшему из входивших в Двенадцатиградие.


Город этрусков Вольтерра

Начало строительства города этруски начинали с символического обозначения границы – ее должны были очертить запряженные в плуг бык и телка. В городе обязательно размещались три улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.


Древнеримская Аппиева дорога - Виа Аппиа

Есть также предположение, что знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведен самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были проведены царем Тарквинием Приском, который был родом из этрусского города Тарквинии в VI веке до н.э.


Большой Цирк - Циркус Максимус

Что же касается боев гладиаторов – это древняя традиция берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить вместо того, чтобы принести их в жертву богам.


Бой гладиаторов. Римская мозаика

Смешение разных культур, взаимное влияние миров Древней Греции, Древнего Рима и Этрурии друг на друга приводили к обогащению опыта разных народов и одновременно к потере самобытности каждого из них. Этруски в античном мире – одна из важнейших составляющих, без них история человечества была бы иной.