Требования к публичному выступлению. Общие требования, предъявляемые к публичной речи. Эффективность устной речи

Требования к публичному выступлению. Общие требования, предъявляемые к публичной речи. Эффективность устной речи
Требования к публичному выступлению. Общие требования, предъявляемые к публичной речи. Эффективность устной речи

Правила подготовки убеждающего выступления.

1. Использовать общие правила эффективной аргументации:

Быть эмоциональным;

Обращаться к жизненно важным фактам;

Стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;

Отвлекаться в изложении;

Использовать цифры;

Опираться на наглядность;

Использовать юмор.

2. Темой выступления должен быть действительно вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе.

3. Продолжительность выступления - не более 3 - 5 мин.

4. Умеренная эмоциональность (слушатели должны ее чувствовать).

5. Затрагивать благородные эмоции (чувство гнева, ненависти, справедливости, несправедливости).

6. Затрагивать вопрос истины - что правда, а что нет.

7. Использовать короткие фразы.

8. Словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый

Общие требования к публичному выступлению

2. Драматизм.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным.

Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном-учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?». В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступать публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями.

Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.

Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы.

В этом и заключается разговорный стиль выступления.

П. Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не

что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Разные жанры выступлений и ораторского искусства (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные:

Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете.

Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях.

Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.

Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления, прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль.

Установление и поддержание контакта с аудиторией. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Ее, как и начальную фразу надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Разумеется, ораторские выступления существенно различаются по теме, жанру, они зависят от того, перед кем вы выступаете, но можно определить некоторые самые общие требования к публичному выступлению, которые необходимо соблюдать вне зависимости от жанра, темы и аудитории (хотя, конечно, кое-какие коррективы все равно придется вносить). Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.

Основными требованиями к публичному выступлению являются следующие.

1. Понятность главной мысли, доступность изложения.

Поль Сопер высказал следующую мысль: «Непонятна

обычно не тема, а изложение». В большинстве случаев это оказывается именно так. Для того, чтобы главная мысль была понятной, необходимо, во-первых, ее иметь, то есть надо твердо знать, что ты хочешь сказать; во-вторых, необходимо приложить максимум усилий (используя специальные приемы; о которых речь пойдет ниже), чтобы мысль эта стала доступной слушателям. В результате выступления аудитория должна быть в состоянии ответить и сформулировать словами: что же он, оратор, хотел сказать?

2. Решительное начало и решительный конец.

Как начало, так и конец должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.

3. Краткость.

Крайне важно соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время и даже чуть-чуть сэкономить его. Оратор, который закончил на 1–2 минуты раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну Франклин Делано Рузвельт. Объясняя ему, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, будь краток, садись».

4. Разговорность.

Выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления» (с. 31). Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда – не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит – и к содержанию его речи.

5. Сдержанная эмоциональность.



Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной, не

должна выходить за пределы, а рамках которых она остается приятной для слушателей и оказывает положительное воздействие на восприятие информации. Нельзя не согласиться с П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?» В связи с этим предпочтительнее обращаться к фактам, вызывающим эмоции, нежели к самим эмоциям.

6. Выраженная потребность донести мысль до людей.

Нужно не только иметь, что сказать, но и иметь потребность это выразить и сообщить об этом другим. Слушатели должны видеть, что все это говорится именно для них, что именно они важны для оратора и оратору хочется, чтобы именно они узнали о том, что он им сообщает. Это качество публичного выступления можно назвать «обращенностью оратора к аудитории» – без такой обращенности выступление воспринимается и усваивается неизмеримо хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна быть видна, должна ощущаться на протяжении всего выступления.

7. Установление контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт»? Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает: 1) корректировку речи по ее ходу, 2) управление поведением аудитории, 3) управление собственным поведением (с. 109). Контакт с аудиторией может установиться на сразу, его установление может потребовать некоторого времени и специальных усилий, приемов. Отметим лишь, что если оратор соблюдает предыдущие шесть требований к публичному выступлению, то контакт с аудиторией, как правило, устанавливается.

Следующий аспект речевой культуры – выполнение определенных требований к языку публичного выступления, к речи оратора.

Какими качествами должна обладать эта речь?

Для ответа на этот вопрос следует представить систему отно­шений между:

Речью и языком

Речью и действительностью

Речью и сознанием слушателя

Речью и условиями общения

Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и осмыслить такие основные коммуникативные качества речи, как пра­вильность, краткость,точность , логичность , богатство,эмоцио­нальность (выразительность) речи (см. схему 8).

Этот перечень мо­жет быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомя­нутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публич­ного выступления.

Правильность речи – первое и непременное требование. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Н.М.Карамзин писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим».

Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении (схема 9).

Единство речи, ее взаимопонимаемость обеспечиваются именно правильностью речи, без нее не «срабатывают» другие коммуникативные качества (точность, выразительность и др.).

Значение грамматической пра­вильности речи подчеркивал М.В.Ломоносов: "Тупа оратория, косноя­зычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомни­тельна юриспруденция без грамматики".

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание ре­чи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от со­держания выступления, отрицательно сказывается на действенности речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики – ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательнос­ти мысли ("Наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму").

Нарушение лексических норм (ошибки в сло­воупотреблении , неоправданное использование диалектных и жаргон­ных слов , разрушение устойчивых словосочетаний и др.), мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает коми­ческий эффект, не предусмотренный содержанием выступления («На наших плечах возлежит история, мы должны передать ее последующим поколениям, которые будут рослее и мощнее нас»); («В тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху»).



Грубые ошибки в произношении («будующей», «лаболатория», «ихний», «красивее», «алфавит», «торта», «досуг») также отвлекают аудиторию от сущест­ва речи, создают негативный психологический фон.

Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор, обязан совер­шенствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями.

Краткость речи Важное качество хорошего выступления – его краткость . Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушатели, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора . Известный древнегречес­кий писатель и ученый Плутарх считал , что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».



Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бо­роться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вкрапляются слова, ненужные, излишние по смыслу: «толпа людей» «по-новому пересмотреть», «могучий богатырь», «многое сделано по линии обеспечения продовольствием»

Другая разновидность многословия – тавтология , т.е. повторе­ние того же самого другими словами, нередко однокоренными «равно­правные права», «я собственно скажу свое личное мнение», «отсюда вытекает текучесть кадров». Очень частая ошибка – тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением: «перспектива на будущее», «традиционные каноны», «памятный суве­нир», «свободная вакансия».

Неоправданное обилие вводных предложений и оборотов – вид многословия.

Вот один из примеров: «Я смотрю на Вопрос так: зат­раты будут велики. А если мы заглянем в вопрос поглубже, – а вы согласитесь с тем, что все это мы сделаем, в чем я не сомнева­юсь, – то мы обнаружим, что необходимых средств нет. Более того, даже если бы средства были налицо, на что рассчитывать нельзя, как я уже сказал, то весьма сомнительно, что проект стоит таких затрат».

В этой фразе «слова-заполнители» составляют три четверти сказанного. Гораздо действеннее было бы начать со слов «Я убеж­ден», а затем просто соединить в короткое предложение все под­черкнутые слова.

Ошибками являются также злоупотребление определениями («наш священный и наивысший долг»), преувеличениями («Абсолютная и не­оспоримая истина»), подразделениями («мужчины, женщины, дети каждого города» – вместо «все жители»).

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подго­товка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля.

Точность речи. Требование точности и ясности предъявлялось к публичной речи уже в античных руководствах по риторике:

«Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».

Точность, речи всегда связывалась:

· с умением ясно мыслить

· со знанием предмета выступления

· со знанием значений слов.

Если первые два элемента принимаются как сами собой разумеющиеся, то третий требует некоторых пояснений.

Чтобы обеспечить точность речи:

Оратор должен верно выбрать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания («просить» – нейтральное, «клянчить» – ироническое, «хода­тайствовать» – официальное, «молить» – возвышенное, «умолять» – разговорное; «спать» – нейтральное, «почивать» – торжественное, «дрыхнуть» – просторечное).

Ему придется также четко разграничить паронимы («дипломник» и «дипломант», «эффектный» и «эффективный», «гордость» и «гордыня», «нетерпимы» и «нестерпимый»).

Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов.

Перегружен­ность речи терминологией делает ее недоступной пониманию.

Злоу­потребление архаизмами также может существенно затруднить воспри­ятие.

А бездушное, стилистически неоправданное использование за­имствований п ревращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где, по меткому выражению языковеда П. Филина, на смену ушедшему «французско-нижегородскому» пришел принижавший нацио­нальное достоинство «американско-ростовский сленг».

Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова, и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, ко­торым постоянно мотивировал выступающий...». «Я гипотетически придумал такой план». «Это не входит в сферу моей компетен­ции...».

Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, воп­реки их значению: «Большая половина выступления посвящалась кри­тике», «Следует придерживаться осторожности во время спуска». «Экскаватор вооружен ковшом», «Нам нужна подсобная литература по этой теме», «Он работает здесь ряд лет».

Логичность речи. Много общего с точностью имеет логичность речи – соответс­твие сочетаемости частей высказывания законам логики.

· Это значит, что сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым (типичная ошибка «углубляется вширь»);

· кроме того, условием ло­гичности является правильный порядок слов («напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»).

· Логич­ность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте («У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда; среди них мне запомнились два дня») .

Богатство речи. Одно из центральных качеств речи – ее богатство, или разно­образие лексических, фразеологических, интонационных средств язы­ка . Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный – те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный – все знакомые и понятные нам слова, которые мы, тем не менее, в своей речи не упот­ребляем).

Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4-5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включают еще около 15 тысяч языковых единиц.

В чем проявляется богатство речи?

· Прежде всего, в разнообра­зии синонимов , помогающих избежать монотонности, придать речи яр­кую эмоциональную окраску.

· Затем – в использовании фразеологичес­ких единиц , не только разнообразящих речь, но и придающих ей осо­бую выразительность, меткость, образность, (сравните, насколько выразительнее «души не чаять», чем «любить»; «сломя голову», чем «быстро»; «из рук в руки», чем «непосредственно»). К фразеоло­гизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афо­ризмы.

· Наконец, богатство речи – это разнообразие интонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способс­твует его популярности.

Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит сло­весный штамп механическое повторение стертых, шаблонных слово­сочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, их все уже много раз слыша­ли, и потому они не несут для слушателя новой информации, а тем более не задевают его чувство. За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мысли и чувства оратора. Кого могут взволно­вать, например, такие стереотипные выражения: «проявлять постоян­ную заботу», «принимать решительные меры», «в свете сегодняшних требований», «надо определиться по этому вопросу", "проводить в жизнь"?

Еще более опасная разновидность штампов – это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стершиеся образные выраже­ния : "белое золото" (черное, голубое, мягкое и т.д.), "корабли полей", "этажи новостроек", "труженики моря", "держать руку на пульсе времени", "часовые порядка" и др.

Разновидность штампа , все чаще проникающего в живую разго­ворную речь, – так называемый "канцелярит" (по меткому определению К.И. Чуковского), использование не по назначению трафаретных выра­жений из деловых бумаг.

Признаки канцелярита:

Вытеснение живого глагола отглагольны­ми существительными

Нагромождение существительных в родительном падеже

Злоупотребление иностранными словами.

Лишая ораторс­кую речь ее естественной живости и выразительности, обезличивая ее, канцеляри т одновременно мешает слушателям думать, понимать высказанное. Более того, штампы такого рода помогают придать "со­лидность" пустым, бессодержательным речам, создают видимость мыс­ли и дела там, где их нет. Сравните несколько фраз:

1.Подготовка кадров будет
иметь особое значение Подготовка кадров сегодня очень важна.

в свете решений сегодняшнего дня.

2.Отряд добровольцев проделал
определенную работу по оказанию Отряд добровольцев помог пострадавшим от наводнения попострадавшим от
наводнения.

3.Я не в курсе дел по этому Я не знаю.
вопросу.

4.Сложилось совершенно недоста-­ Трудовая дисциплина очень слаба (низка).
точное положение с трудовой
дисциплиной.

Эмоциональ­ность речи (выразительность ). Как уже отмечалось выше, ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональ­ность – совершенно естественное и вместе с тем необходимое ка­чество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее рацио­нального содержания .

Учеными установлено, что эмоциональность ре­чи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще "выразитель­ностью" или "образностью речи".

Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории.

Эту закономерность сформулировал М.М. Сперанский в "Правилах высшего красноречия": "Основание красноречия... суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для орато­ра необходимы совершенно. ... Оратор должен быть сам, пронзен страстью, когда хочет родить ее в слушателе".

Существуют особые языковые средства , при помощи которых ора­тор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи).

Их классифи­кация, применение, специфические функции хорошо и подробно осве­щены в литературе; поэтому ограничимся лишь кратким их перечисле­нием.

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы, ) это:

1.ЭПИТЕТ – образное определение ("слепая любовь", "дрему­чее невежество", "лютая смерть", "леденящая вежли­вость".)

2.СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с
целью более яркой характеристики одного из них через
свойства другого ("злые языки страшнее пистолета", "пок­раснел, как рак").

3.МЕТАФОРА – перенос на один предмет свойства другого
предмета, сближение двух явлений по сходству или конт­расту ("искра таланта", "золотые руки", "тишину рассека­ет хриплый рев гудка")

4.МЕТОНИМИЯ – замена одного слова другим на основании бли­зости выражаемых ими понятий ("любить Пушкина" т.е. лю­бить стихи Пушкина).

5.СИНЕКДОХА (разновидность метонимии) - употребление наз­вания большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот ("все флаги в гости будут к нам", "в наших лесах водится белка").

Об ораторском искусстве, -С. 81.85.

2) Использован словарь терминов красноречия, составленный А.Е.

Михневичем ("Ораторское искусство лектора".- М., 1986,

6. ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение ("вино лилось ре­кой", "ждать целую вечность").

7. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – одушевление неодушевленного ("ветер сту­чит в окно", "старость стоит у порога").

К лексическим средствам выразительности примыкают

ФРАЗЕОЛО­ГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов с полностью или частично переос­мысленным значением, пословицы, поговорки. Они помогают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в передаче сложных представ­лений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афо­ризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели.- Фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса.

1.ПОВТОР – многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора – анафора (повтор начальных слов) и эпифора (повтор заключительных слов).

2.АНТИТЕЗА – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

3.ИНВЕРСИЯ – намеренное нарушение обычного порядка слов в
предложении.

4.ГРАДАЦИЯ – такое расположение слов, при котором каждое
последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

5.РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей.­

6.РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - особо эмоциональное утвержде­ние или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.

Уместность речи. Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, широко использует все выразительные средства языка, но при этом он соб­людает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи де­лает выступление растянутым, искусственным и напыщенным. Строгое подчинение выразительных средств целям речи и ситуации общения , т. е. уместность речи – одно из главных правил риторики.

В заключение этого раздела можно сформулировать несколько практических советов тем, кто хочет стать хорошим оратором:

Чтобы поднять уровень речевой культуры, необходимо:

Расширять круг своего чтения, анализируя при этом стили
литературного языка;

Внимательно и часто слушать хороших ораторов и выдающих­ся актеров;

Постоянно контролировать себя, бороться с погрешностями
языка и стиля в обиходной речи;

Чаще практиковаться в публичных выступлениях, перед этим
предварительно написав и тщательно отредактировав текст речи;

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Каковы слагаемые речевой культуры?

2. В чем отличия и преимущества устной речи перед письменной?

3. Каким основным требованиям должна отвечать публичная речь с
точки зрения языковой культуры?

4. В чем опасность речевых штампов?

5. Что должен сделать оратор, чтобы его речь стала выразитель­ной и доходчивой?

6. Надо ли писать текст своего выступления?

7. Проанализируйте язык теле – и радиопрограмм (информационных
сообщений) в течение одного-двух дней. Какие ошибки вы заме­тили? Приведите по 1-2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых выражений.

8. Пользуясь хрестоматией "Ораторское искусство лектора", най­дите по одному примеру на каждый из приемов речевой вырази­тельности.

9. Составьте двухминутную речь о необходимости борьбы за чистоту и культуру речи.

10.Согласны ли вы с утверждением К.Г. Паустовского: "По отноше­нию каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его граж­данской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему язы­ку, дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием прошлому, настоящему и будущему своего народа"?

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.

2. Расскажите об основных факторах, влияющих на установление контакта между оратором и слушателями.

3. Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи.

4. Что такое «композиция речи»? Дайте характеристику основных элементов.

5. О каких методах изложения материала и приемах привлечения внимания вы узнали в этой главе?

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция,доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила,которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.

5. Диалогичность Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.

6. Разговорность Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.


7. Установление и поддержание контакта с аудиторией Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления. В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д

42Функции концовки публичного выступления, варианты концовок

Заключение имеет две основные функции - напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать»

Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения.

Варианты концовок

Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость

Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость – стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка – терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».

Обобщающий вывод.

Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак, ...». Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателям.

Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.

Подытоживающее повторение.

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память, и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить.

Кульминация

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!» Специалисты отмечают, что кульминация как эффективная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она обычно производит сильное впечатление на слушателей.

Комплимент аудитории

Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Юмористическая концовка.

Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете - оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание

Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., то есть скажет

Комплимент аудитории.

Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».

Как не надо заканчивать выступление

Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.

46 Понятие эффективной коммуникации.

Эффективная коммуникация строиться на: уважении к собеседнику, и на умении слушать его, и услышать и понять его слова. На умении чувствовать психологический настрой собеседника. На способности, правильно определить его нужды, стремления и эмоции. Умении сочувствовать и выразить сочувствие и поддержку собеседнику. Способности к искреннему выражению чувств. Короче, проявлении чуткости к собеседнику. Применении методов аффективного слушания. Умении применять на практике вербальные и невербальные способы (каналы) воздействия. Слова, вернее смысл слов и предложений, передаваться с помощью вербального канала коммуникации, а интонация, тон громкость и тембр голоса, внешний вид, жестикуляция, мимика - с помощью невербального и т.д. Используя эти каналы коммуникации отправитель отправляет сообщение получателю.