Виды ценностей человека. Материальные и духовные ценности. Личные ценности отдельного индивида

Виды ценностей человека. Материальные и духовные ценности. Личные ценности отдельного индивида
Виды ценностей человека. Материальные и духовные ценности. Личные ценности отдельного индивида

Термин «культура» - латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты - вещи, технические средства, произведения искусства.

Духовная культура - своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям - по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре.

Наиболее устойчивая сторона культуры - культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды.

Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.

Различные подходы к трактовке культуры:

  • Философско-антропологический: культура это выражение человеческой природы, совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку, как члену общества.
  • Философско-исторический: культура как возникновение и развитие человеческой истории, движение человека от природы, стада в историческое пространство, переход из «варварского» состояния в «цивилизованное».
  • Социологический: культура как фактор образования жизни какого-либо общества, культурные ценности создаются обществом и определяют его развитие.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:
  • познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;
  • оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная или нормативная – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным слоям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

В творчестве культуры органически слито с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима, будь то художественное произведение, изобретение, научное открытие и т. д. Тиражирование в той или иной форме уже известного - это распространение, а не создание культуры.

«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео– и компьютерная техника способствовали ее распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полукультурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства». Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. «Массовой», или «поп-культуре», часто противопоставляют «элитарную», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

В последнее время ученые заговорили о появлении «экранной культуры», что связано с компьютерной революцией. «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Таковы, например, видеотелефоны или электронные банки и компьютерные сети, позволяющие получать на экране компьютеров информацию из архивов, книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная «страница» несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивность Многие сегодня считают, что именно «экранной культуре» принадлежит будущее.

В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности, а устный язык быстро забывается в процессе постоянного общения с другими народами. Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог «равных и разных». Положительным примером может служить существование в Швейцарии нескольких государственных языков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов. Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т. д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек, музеев, заповедников, консерваторий, школ и т. д. имеется в ней. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание и качество духовной продукции - научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. Цель культуры - формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ:

  • Витальные – жизнь, здоровье, физическое и духовное благосостояние, качество жизни.
  • Социальные – социальное положение и благополучие, социальное равенство, личная независимость, профессионализм, комфортная работа.
  • Политические – свобода слова, гражданские свободы, правопорядок, законность, безопасность.
  • Моральные – добро, честность, долг, бескорыстие, порядочность, верность, любовь, дружба, справедливость.
  • Религиозные – Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
  • Эстетические – красота, стиль, гармония, следование традициям, культурная самобытность.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед в экономике, природопользовании. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю... Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,- язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации - разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности,- проблема общепланетарная. Исторические памятники культуры гибнут и от неумолимого разрушительного воздействия природных факторов: естественных - солнца, ветра, мороза, влаги и «неестественных» - вредных примесей в атмосфере, кислотных дождей и т. п. Гибнут они и от паломничества туристов и экскурсантов, когда трудно сохранить культурное сокровище в первозданном виде. Ведь, скажем, Эрмитаж в Санкт-Петербурге при закладке не был рассчитан на посещение его миллионами людей в год, а в Ново-Афонской пещере из-за обилия туристов изменился внутренний микроклимат, что тоже угрожает ее дальнейшему существованию.

Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения:

  • как особую систему знаний;
  • как систему специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (например, отраслевые научно-исследовательские институты, Академия наук, вузы), вырабатывающими, хранящими и распространяющими эти знания;
  • как особый вид деятельности - систему научных исследований, опытно-конструкторские изыскания.

Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность - общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Со временем некоторые научные познания переходят в область практики. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука - это мышление в понятиях, а искусство - в художественных образах. На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции: познавательно-объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.

Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого факта резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики. С революционизирующим влиянием науки на сферу материального производства вы уже познакомились. Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция - она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития, например, таких, как программа экономической и политической интеграции стран - членов ЕЭС.

В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических (нравственных) норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы можно разделить на три группы. К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, такие, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности.

Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными ненаучными соображениями.

К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношения науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственности ученого.

Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. Среди областей научного знания специфическое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей для человечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования их методов и открытий, способных привести к появлению так называемых организмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее не встречавшимися на Земле и не обусловленными эволюцией человека.

Развитие генной инженерии и близких к ней областей знания потребовало иначе осмыслить связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принципы свободного научного поиска перед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Ведь есть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.

Основные компоненты мировоззрения:

  • познавательный – включает в себя знания, научное познание, стили мышления сообщества, народа;
  • ценностно-нормативный – идеалы, убеждения, верования, нормы;
  • эмоционально-волевой – социально-психологические установки индивида и общества, превращение в личные взгляды, убеждения, ценности, знания, нормы сообщества, народа;
  • практическая – актуализация обобщенных знаний, ценностей, идеалов и норм, готовность человека к определенному типу поведения.

«Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы - их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определенную форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества». Написанные во второй половине XIX в., эти слова актуальны и поныне.

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации - усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Но общество неоднородно: каждый класс, социальная группа, нация имеют свое представление о содержании образования.

Основные направления реформирования образования:

  • демократизация: расширение прав и свобод образовательных учреждений, открытость обсуждения и принятия решений;
  • гуманитаризация: повышение роли гуманитарных знаний в подготовке специалистов, увеличение количества специалистов в области гуманитарных наук;
  • гуманизация: внимание общества к личности, ее психологии, интересам и запросам;
  • компьтеризация: использование новых современных технологий обучения;
  • интернационализация: создание единой системы образования на национальном и мировом уровнях.

В современном мире существует огромное количество разнообразных типов школ и других учебных заведений: квакерские школы в Англии, дающие религиозно-пацифистское образование, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения в странах СНГ, духовные семинарии во всех христианских странах, медресе в мусульманских государствах Востока, университеты, колледжи, технические школы. Но в этом чрезвычайно пестром многообразии систем и видов образования можно проследить общие направления его развития в современном мире.

Религия - это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Вера, по словам Евангелия,- есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Особенности религиозной веры. Первым ее элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помысла людей. Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Ступени развития религии:

  • естественная религия: находит своих богов в природных условиях;
  • религия закона: представление о всемогущем Боге-господине, повиновение божественным заповедям;
  • религия искупления: вера в милосердную любовь и милость Бога, освобождение от грехов.
Структура религии:
  • религиозное сознание;
  • религиозная вера;
  • религиозные представления;
  • религиозная деятельность;
  • религиозные общины, конфессии, церкви.
Религиозное сознание:
  • религиозная психология, которая включает в себя: чувства и настроения, привычки и традиции, религиозные представления;
  • религиозные представления, которые включают в себя: теологию(теория Бога), космологию (теория мира), антропологию (теория человека).
Антропологические основания религии:
  • онтологические (онтология – философское учение о бытии) – это отношение смертного человека к вечности, вера в личное бессмертие, предположение о посмертном существовании души;
  • гносеологические (гносеология теория познания) – это познавательное отношение человека к Бесконечности, противоречие между абстрактной возможностью познать мир как целое и реальной невозможностью такого познания, только религия объясняет мир как целое от его начала до «конца времени» религиозное мировоззрение является целостным мировоззрением;
  • социологические – это отношение к реальным условиям человеческой жизни в прошедшем, настоящем и будущем, желание человека справедливо организованного мира;
  • психологические – это чувство страха, одиночества, неуверенности, стремление быть суверенным, самодостаточным, быть понятым, причастным к миру других людей, утвердить себя, найти второе «я», разрешение проблемы понимания в сфере религиозного сознания, надежда на Бога.
Функции религии:
  • мировоззренческая – это религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцания;
  • компенсатеорская – это социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании, людская разобщенность заменяется братством в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога;
  • регулятивная – это регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия человека, групп, общин с помощью определенных ценностей, идей, установок, традиций;
  • культурнотранслирующая – это приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Идея существования Бога - центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает ее. Так, религиозная вера включает в себя: нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается; определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей; веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви - папа римский - является наместником (представителем) Бога на земле; веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т. п.); веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии - конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и т. д., и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках,- буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Буддизм - самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще. Одна из важнейших заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

Христианство - вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1024 млн. приверженцев в Европе и Америке. Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай мать и отца твоих», «не делай себе кумира», «не произноси имени господа Бога всуе»...Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична. «Любите врагов ваших,- учит Иисус.- Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Ислам (мусульманство) - самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам.

В связи с этим сегодня все чаще говорят о процессах «исламизации», под которой подразумевают, во-первых, содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (в Пакистане, Иране, Ливии). Хотя воплощение их может быть разным, тем не менее все они объявляют своей целью построение «исламского общества», в котором экономическая, социальная и политическая жизнь будет определяться нормами ислама.

Во-вторых, «исламизацией» называют продолжающееся распространение этой сравнительно молодой религии в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой - реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой - проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Если мы не можем дать общую формулу, позволяющую нам оценить, прогрессивной или реакционной является та или иная позиция по отношению к религиозной вере, то некоторые общие положения, касающиеся взаимоотношений между верующими, между верующими и атеистами, все же имеются.

Они существуют как нравственные, юридические (правовые) отношения. Прежде в уважении к другому человеку, к другим людям, даже если они верят в другого Бога (или богов), по-иному верят в того же Бога, если не верят в Бога, не отправляют религиозные обряды вообще. Верить или не верить в Бога, отправлять религиозные обряды или нет - частное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одно государственное учреждение, ни одна общественная организация не вправе привлечь кого-либо к ответственности - уголовной или гражданской - за его веру или неверие. Это не означает, что государство и общество равнодушны к любой религиозной деятельности.

Есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых физически и духовно уродуют людей, возбуждают толпы и направляют их на погромы, убийства, бесчинства. Разумеется, государство, закон, общественное мнение против этого. Но ведь это не сама религия, не сама вера, а деятельность вредоносная и противоправная. И борьба государства с этой деятельностью отнюдь не означает нарушения им принципа свободы совести.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Отмечается, что духовное - это характеристика и практики, а не только сознания. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен. В основе духовной жизни - сознание. Некоторое представление о нем вы уже имеете. Напомним: сознание - эта такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем. История человеческой культуры - это история человеческого разума.

Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию - принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Этический (обычай, нравственный характер) – значит поступать всегда в соответствии с нравственным законом, который должен быть основой поведения всех.

Религиозный (благочестие, набожность) – в жизни доминирует вера, а не разум, самоотверженное служение Богу, выполнение божественных заповедей. Принять волю Отца Небесного и строить свою жизнь в соответствии с ней.

Гуманистический (человечность) – это стремление к совершенствованию, самовыражению, самоутверждение личности, гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей, чувства и разума, развитие человеческой культуры и нравственности.

Критерии духовной культуры личности.

  • Активное творческое отношение к жизни.
  • Готовность к самоотдаче и саморазвитию.
  • Постоянное обогащение своего духовного мира.
  • Избирательное отношение к источникам информации.
  • Система ценностных ориентаций.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью - значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям. Чем сложнее мир и богаче палитра вариантов жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость общечеловеческой, национальной культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а общечеловеческая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект. Слово это латинского происхождения, означает познание, понимание, рассудок. Но это такая способность человека, которая отличается от его чувств (эмоций), воли, воображения и ряда других. Интеллект прежде всего наиболее близок понятию «ум» - способности человека понять что-либо, найти смысл каких-либо вещей, явлений, процессов, их причины, сущность, место в окружающем мире. Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которой он строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в его внутренний мир. Интеллект - это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти - чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля - это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

Необходимо объяснять различия и взаимосвязь духовной и материальной культуры.

Обосновать свою точку зрения на появление субкультуры, массовой и элитарной культуры, контркультуры.

Обратитесь к материалам истории, которые рассматривают вопросы культуры, а также к учебному курсу МХК.

Попытайтесь определить состояние духовной культуры Вашей страны.

Обратите внимание на достижения науки и техники, которые есть в мире и Вашей стране.

Попытайтесь определить особенности образования в мире, в России, в Вашей стране.

Определяя роль религии, рассматривайте проблему как диалог и сотрудничество верующих и неверующих, ибо основа этого процесса - свобода вероисповедания.


Для выполнения заданий по Теме 8 Вам необходимо:

1. ЗНАТЬ ТЕРМИНЫ:
Духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

2. ОПИСЫВАТЬ:
Религию как феномен культуры, образование в современном обществе.

3. ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
Многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы.

В ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности — это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить. Важнейшая функция социальных ценностей — играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.

Отношение между культурно предопределяемыми ценностями характеризуется двумя следующими чертами. Во-первых, ценности по степени их общественной значимости складываются в определенную иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.

Основная функция социальных ценностей — быть мерилом оценок — ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

  • то, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, — то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
  • то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
  • то, что не одобряется, порицается и — на крайнем полюсе системы ценностей — предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:

  • определение природы человека, идеал личности;
  • картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
  • место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
  • отношение человека к человеку;
  • характер общества, идеал общественного устройства.

Социальные нормы

В ситуации, когда систему социальных ценностей характеризует устойчивость, воспроизводимость во времени и распространенность в пределах данного общества, эта система формализуется, конкретизируется в форме социальных норм. Следует обратить внимание на двоякое определение понятия «норма». Согласно первому его употреблению норма — абстрактно сформулированное правило, предписание. Известно, однако, что понятием «норма» применительно к любому ряду явлений, процессов обозначают и ту совокупность явлений или признаков процесса, которые служат их преимущественной характеристикой, постоянно возобновляются, устойчиво проявляясь в данном ряду явлений (тогда говорят о нормальном явлении, нормальном процессе, о наличии объективной (реальной) нормы). В социальной жизни существуют обычные, повторяющиеся отношения между членами общества. Эти отношения и подпадают под понятие объективной (реальной) нормы в поведении людей. Совокупность актов действия, характеризующаяся высокой степенью однородности и повторяемости, и есть объективная социальная норма.

Объективная социальная норма

Это характеристика существующих явлений или процессов (либо актов повеления), поэтому установить ее наличие и содержание можно лишь проанализировав социальную действительность; содержание социальных норм выводится из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, часто проявляя свое действие стихийно, не всегда получая отражение в сознании людей. Если в праве сфера социального долженствования выражена в виде рационально осознанных и логически сформулированных правил (запретов или велений), где средства подчинены целям, а ближайшие цели подчинены отдаленным, то социальные нормы не расчленены в общественном сознании на цели и средства, они существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), как нечто подразумевающееся, воспринимаются в качестве таковых и воспроизводятся в повелении без их обязательной сознательной оценки.

Социальные нормы, стихийно упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений, складываясь в определенную иерархию норм, распределяясь по степени социальной значимости. Политические нормы, прямо связанные с системой идеологических ценностей, влияют на нормы экономического характера, последние — на технические нормы и т. д. Нормы повседневного поведения, профессиональной этики, семейных отношений и морали в целом охватывают, по существу, всю совокупность социально значимых актов поведения.

В социальной норме воплощается значительное большинство соответствующих явлений (актов поведения). Ею может быть обозначено то, что обычно, естественно, типично в данной сфере социальной действительности, что характеризует ее основное социальное свойство на данный момент. Это большинство именно однородных, более или менее одинаковых актов поведения. Относительная однородность позволяет суммировать их, отделить от иных актов поведения, составляющих отклонения, исключения, аномалии. Норма является синтетическим обобщением массовой социальной практики людей. В социальных нормах, т. е. устойчивых, наиболее типичных видах и способах поведения в конкретных областях социальной практики проявляется действие объективных закономерностей общественного развития. Социально нормальным является то, что необходимо, что закономерно существует при данном укладе общества.

Социальная норма в сфере поведения людей применительно к конкретным актам может быть охарактеризована двумя основными рядами количественных показателей. Это, во-первых, относительное число актов поведения соответствующего вида и, во-вторых, показатель степени их соответствия некоторому среднему образцу. Объективная основа социальной нормы проявляется в том, что функционирование, развитие общественных явлений и процессов происходит в соответствующих качественно-количественных пределах. Совокупность фактических актов действия, образующих социальные нормы, складывается из однородных, но не тождественных элементов. Эти акты действия неизбежно различаются между собой по степени соответствия среднему образцу социальной нормы. Эти действия, следовательно, располагаются по определенному континууму: от полного соответствия образцу через случаи частичного отклонения вплоть до полного выхода за пределы объективной социальной нормы. В качественной определенности, в содержании, смысле и значении качественной характеристики социальных норм, в реальном поведении проявляется, в конечном счете, доминирующая система социальных ценностей.

Общее количество однородных (т. е. более или менее соответствующих определенному признаку) актов поведения — первый количественный показатель данной совокупности актов. Различие между подобными однородными актами связаны с тем, что указанный качественный признак в каждом конкретном случае может быть выражен в разной степени, т. е. акты поведения могут обладать различными частотными характеристиками с точки зрения проявления в них этого признака. Таков второй количественный параметр данной совокупности. Отклонения от среднего образца поведения до какого-то уровня укладываются в рамки того, что можно считать объективной социальной нормой. По достижении же определенного предела степень отклонения будет столь высокой, что такого рода акты будут отнесены к числу аномалий, актов антиобщественных, опасных, преступных.

Выход за пределы объективной социальной нормы возможен в двух направлениях: со знаком «минус» (отрицательное значение) и со знаком «плюс» (положительное значение). Здесь вновь проявляется неразрывная связь социальных норм с господствующей системой ценностей. Именно такая система не только снабжает социальные нормы их качественной характеристикой, но и определяет полярные значения случаев выхода за пределы этих норм. При этом существенна закономерность: чем выше степень соответствия данного акта среднему образцу социальной нормы, тем больше подобных актов, и чем меньше степень этого соответствия, тем меньше и относительное число подобных актов.

Полезно прибегнуть к схематическому, графическому изображению этого соотношения (см. рис. 2). Для этого по вертикали будем откладывать число определенных, относительно однородных (но никогда не тождественных) актов действия, а по горизонтали — степень их соответствия среднему образцу (как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»).

На приведенном графике в зонах «в» и «в1» располагаются акты действий, укладывающиеся в пределы объективной социальной нормы, это то, как обычно поступают. Зона «а1» — это отклонения, выходящие за пределы объективной социальной нормы. Это — действия, отличающиеся от средней нормы, то, что порицается. В зоне «а» помещаются действия, в еще большей степени отклоняющиеся от рамок социальной нормы(максимальные отклонения), это действия, осуждаемые большинством, оцениваемые как недопустимое, преступное. В зоне «с» располагаются действия, выходящие за пределы среднего образца социальной нормы в сторону социальных идеалов, это те действия, которыми восхищаются (хотя и редко им следуют).

Рис. 2. График соотношения социальной нормы и отклонений

Количественно-качественная характеристика социальных норм чрезвычайно показательна с точки зрения уровня динамики социальных изменений и их содержания. Возможна ситуация, когда те акты поведения, которые составляли меньшинство, растут до такой степени, что начинают переходить из категории отклонений, исключений в стадию формирования нового образца социальной нормы. Как правило, это знаменует радикальную трансформацию системы социальных ценностей данного общества

Аксиология ставит перед собой задачу выявить основные ценности и антиценности, рас­крыть их природу, показать их роль в жизни людей, определить пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему их миру.

Термином "ценность" в аксиологии определяются как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры челове­ка, например, общественные идеалы, научное знание, искусства, способы поведения и т. п. В человеческой истории уже с древности на первый план выдвигались три типа ценностей: Добро, Красота и Истина. Уже в древности они представляли в умах теоретиков идеальную, цельную триаду, определяя таким образом сферу мо­ральных ценностей (Добро), эстетических (Красота) и познаватель­ных (Истина). А к примеру, главными ценностями современной американской культуры являются: 1. Личный успех. 2. Активность и упорный труд. 3. Эффективность и полезность. 4. Прогресс. 5. Вещи как признак благополучия. 6. Уважение к науке. Согласно Смелзеру, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Ценности составляют основу нравственных принципов, разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности такие вещественные или идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельного человека, либо для всего человечества; движущая сила деятельности; специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное (отрицательное) значение для человека и общества.

Ценности обосновывают моральные принципы, принципы – правила (нормы), правила – представления. Например, справедливость – это ценность, она воплощается в принципе справедливости, из принципа вытекает правило (норма), требующая равного воздаяния (поощрения или наказания) за одни и те же поступки, совершённые разными людьми, или другая норма, требующая справедливой оплаты труда, и уже исходя из нормы мы формируем свои конкретные представления о том, что справедливо, а что нет (например, мы можем считать несправедливо низкой оплату труда учителей и врачей и несправедливо высокой зарплату директоров банков).

Все явления с толчки зрения их ценности могут быть классифицированы на: 1) нейтральные , к которым человек относится равнодушно (многие явления микромира и мегамира); 2) положительные ценности (предметы и явления, способствующие жизни и благополучию человека); 3) антиценности (ценности, имеющие негативное значение с точки зрения жизни и благополучия человека). К примеру, пары «ценности – антиценности» образуют такие понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

Ценности зарождались и определялись в силу потребности индивида в осмыслении общества и самого себя. Человеческая жизнедеятельность изменяется со временем. Далеко не сразу пришло осознание самоценности человеческой жизни. В процессе жизнедеятельности у людей формируются мировоззренческие идеалы. Идеал – это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Через соотнесение с идеалами, нормами осуществляется оценивание – определение ценности, одобрение или осуждение происходящего, требование осуществления или устранения чего-либо, т.е. оценивание является нормативным по своему характеру. Благодаря ценностям фор­мируются разного уровня (высшие и низшие) потребности и интересы, мотивы и цели людей, определяются средства для их достижения. Они являются регуляторами человеческих поступ­ков, служат критериями оценки поступков других. И, наконец, без учета их роли нельзя познать сущность человека, уяснить себе подлинный смысл его жизни. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, но присущи они не от природы, не в силу внутренней структуры самого объекта , а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в какой-либо деятельности, обозначений различных практических отношений к окружающим человека предметам и явлениям. Человеку необходимо иметь определенные ценностные установки.

Причи­ной крайней противоречивости и неустойчивости ценностных ориентаций является:

    с одной стороны, неистребимое стремление человече­ского духа к достижению идеалов, окончательных истин, то есть высших духовных ценностей,

    с другой - известная огра­ниченность наших познавательных возможностей, средств,

    а также известный консерватизм наших чувств, рассудка и разу­ма, неизбежно ведущих к отчуждению человека от природно-телесных, телесно-духовных и духовных ценностей, то есть от своей сущности и уводящих людей в сторону от определения истинных, а не иллюзорных или утопических путей становле­ния этой сущности.

Наличие определенных ценностей в жизни людей предоставляет конкретному индивиду свободу выбора жизненных целей. Человеческая жизнь немыслима без постановки цели. Целеполагание – родовой признак, свойственный только человеку.

Значение ценностей:

Формирование интересов, мотивов и целей;

Регуляторы и критерии оценки поступков людей;

Служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.

Духовные ценности человека - это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности - объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.


Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ (АКСИОЛОГИЯ)

Одним из первых мыслителей-философов, кто поставил вопрос о сущности и ценности блага, был Сократ. Связано это было с кризисом афинской демократии, сменой культурных образцов организации бытия человека и общества, потерей ориентиров в духовной жизни людей.

В дальнейшем в философии стало развиваться и утверждаться учение о природе ценностей, закономерностях их возникновения, становления и функционирования, их месте и роли в жизни человека и общества, о связи ценностей с другими феноменами жизни людей, о классификации ценностей и их развитии. Оно получило название аксиология (от греч. axia - ценность и logos - слово, учение). Впервые данное понятие было применено французским мыслителем П. Лапи в 1902 г., а потом немецким философом Э. Гартманом в 1908 г.

Для юридических наук и юридической практики феномен "ценность" имеет большое значение, так как в контексте понимания и трактовки ценностей в стране принимаются нормативные акты, характеризуются деяния субъектов в судебных процессах. В деятельности судов феномен ценности присутствует всегда и во всем.

Нельзя также исключить ценность из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов преемственности традиций, обычаев, укладов, культур в жизни этносов, народностей и наций.

ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • причины и источники возникновения ценностей в жизни человека и общества;
  • критерии классификации ценностей;
  • классификацию ценностей;
  • представителей философской мысли, разрабатывавших проблему ценностей;
  • содержание и особенности ценностей в современной России; уметь
  • осмысливать место и роль ценностей в юридической деятельности;
  • применять знания о ценностях в определении роли права и закона в жизни человека и общества;
  • анализировать ценностные аспекты в юридической теории и практике;
  • прогнозировать развитие ценностей в современной России; владеть навыками
  • использования положений аксиологии в оценке противоправных деяний;
  • применения ценностного подхода в практической деятельности юриста;
  • включения ценностных регулятивов в формирование личности юриста;
  • разработки нормативных документов с позиций ценностного подхода.

Сущность ценностей и их классификация

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований появилось несколько типов концепций ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Натуралистический психологизм сформировался в результате исследований А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи, К. И. Льюиса и др. По их утверждениям, источник ценностей находится в биопсихологически интерпретированных потребностях человека. Сами же ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. В рамках данного подхода используется феномен "стандартизации ценностей", т.е. к ценностям можно относить любые предметы , которые удовлетворяют потребности человека.

Концепция аксиологического трансцендентализма , созданная баденской школой неокантианства, трактует ценность как идеальное бытие нормы , соотносящееся не с эмпирическим, а с "чистым", трансцендентальным, или нормативным, сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности

нс зависят от человеческих потребностей и желаний. В результате сторонники данной концепции ценностей становятся на позиции спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий "логос". Как вариант, Н. Гартман для освобождения аксиологии от религиозных предпосылок обосновывает феномен независимого существования сферы ценностей.

Концепция персоналистического онтологизма сформировалась в недрах аксиологического трансцендентализма как способ обоснования существования ценностей вне реальности. Наиболее видный представитель данных воззрений Макс Шелер (1874-1928) утверждал, что реальность ценностного мира гарантирована "вневременной аксиологической серией в Боге", несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Более того, сам тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Согласно утверждениям М. Шелера ценность существует в личности и имеет определенную иерархию, нижнюю ступеньку в которой занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний. Более высокие ценности - это образ прекрасного и познание. Высшей ценностью является святое и идея Бога.

Для культурно-исторического релятивизма , у истоков которого стоял

В. Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма , под которым понималась множественность равноправных ценностных систем, опознающихся при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста.

Интересным является тот факт, что многие последователи В. Дильтея, например О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, II. Сорокин и др., раскрывали содержание ценностного смысла культур посредством интуитивис.тского подхода.

Что касается социологической концепции ценностей , родоначальником которой был Макс Вебер (1864-1920), то в ней ценность трактуется как норма , способ бытия которой является значимостью для субъекта. Данный подход М. Вебер применил для интерпретации социального действия и социального знания. В последующем позиция М. Вебера была развита. Так, у Ф. Знанецкого (1882-1958) и особенно в школе структурно-функционального анализа понятие "ценность" приобрело обобщенно-методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. По представлениям ученых, ценностью является любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценности.

В материалистической философии к трактовке ценностей подходят с позиций их социально-исторической, экономической, духовной и диалектической обусловленности. Реальные ценности для человека, сообществ конкретны, историчны и обусловлены характером деятельности людей, уровнем развития общества и направленностью развития данных субъектов, они носят конкретно-исторический характер, и для выявления их природы и сущности следует использовать диалектико-материалистический подход и такой критерий, как мера, который характеризует переход количественных показателей в качественные.

Ценность - это совокупность социальных и природных предметов (вещей, явлений, процессов, идей, знаний, образцов, моделей, стандартов и т.д.), которые обусловливают жизнедеятельность человека, общества в рамках меры соответствия объективных законов развития человека или общества и ожидаемых (планируемых) людьми целей, результатов.

Ценность появляется в результате сравнения, выраженного посредством умозаключения в определенном суждении, предметов реального мира (идеальных образов), которые могут и предопределяют развитие (прогрессивное или регрессивное) человека и сообщества, с теми, которые не могут, не способны или противоречат данному процессу. Это может происходить и часто происходит на уровне чувств, а не на уровне познанных законов развития, например, человеческого организма.

Ценности закрепляются в различных формах, например добра , если это относится к моральной деятельности, моральному поведению, отношению, сознанию, или в формах, отражающих содержание прекрасного, совершенного, если это относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности, в канонах конкретных религий, если это связано с конфессиональной жизнью человека и общества, в нормативных актах, регламентирующих общественные отношения с использованием государственного принуждения, и т.д.

Другими словами, категория "ценность" отражает в качественном выражении степень соответствия, совпадения реального или мыслимого явления (вещей, процессов, мыслей и т.д.) потребностям, целям, устремлениям, планам, программам конкретной личности, сообщества, страны, партии и т.д., которые обусловливают процесс гармоничного и эффективного развития ранее перечисленных субъектов. Именно поэтому предметы реального мира, связи и взаимодействия между людьми приобретают признаки, которые переводят образцы, модели, стандарты человеческого бытия в разряд ценностей.

Ценности возникают, формируются и утверждаются в сознании конкретного человека на основе его реальной деятельности, взаимоотношений с природой и с себе подобными посредством определенного критерия, которым с позиций философского и общенаучного закона развития природы, общества, в том числе и личности, согласно закону взаимоперехода количественных изменений в качественные, является мера соответствия. Любым феноменам бытия как отдельного человека, так и общества можно придать статус ценности. Данный критерий раскрывает "предел", своеобразную "границу", за которыми изменение количества, т.е. содержания явлений, процессов, знаний, образований и т.д., влечет за собой изменение их качества или "переход" их в ценность.

Следует обратить внимание па тот факт, что данный критерий не только позволяет людям определять момент перехода феноменов бытия людей в ценность, но одновременно с этим моментом "внутренне" включается

в ценность, преобразуя компоненты жизни людей в эго качественное их свойство.

С одной стороны, данный критерий конкретен , а с другой - относителен , ибо для разных людей и сообществ он требует уточнения, "наполнения" количественным содержанием, так как реальные условия жизни человека и общества изменяются. Например, если взять такой компонент жизни человека как вода , то критерий перехода его в ценность для жителей средней полосы и пустыни будет различным по содержанию.

Содержательно отличным будет данный критерий и для такого компонента жизни людей, как право. Так, если этот компонент включен в жизнедеятельность общества с демократическим режимом, содержание критерия "мера соответствия" будет включать обширные количественные признаки, которые будут совсем другими, чем в стране, где имеет место тоталитаризм. Классифицировать ценность можно по разным основаниям. В контексте философского подхода в качестве такого основания можно использовать требования, заключенные в закономерных связях категорий "общее - особенное - единичное" (рис. 11.1), т.е. изначально по родовому признаку, потом но видовому и далее - но типическому. С учетом того, что ценность является феноменом социальным, предопределяется и обусловливается объективными закономерностями развития человека и общества, а в качестве се сущностного признака-критерия выступает мера соответствия законам развития личности , общества , родовым ее "носителем" будут являться все предметы реального мира , а также духовные образования , которые соответствуют объективным закономерностям развития человека и общества.

Рис. 11.1. Вариант классификации ценностей

Так как все наши отношения отражены в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Такой подход позволяет выделить следующие формы ценностей: конфессиональные (религиозные); моральные (нравственные); правовые ; политические ; эстетические ; экономические ; экологические и т.д.

Виды ценностей непосредственно связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Они могут быть обусловлены такими показателями, как уровень воздействия ценностей на личность и на общество в целом; характер воздействия ценностей на социум.

Данные признаки раскрывают содержание взаимодействия личности с другими субъектами общественных отношений. Следовательно, по каждому из выделенных признаков в конкретном роде ценностей можно будет выделить свои подвиды.

По уровню воздействия на процесс развития ценности могут быть классифицированы по следующим показателям: революционные , эволюционные , контрреволюционные.

По характеру воздействия ценности в каждом виде могут быть классифицированы по следующим результатам: вызывающие позитивное развитие; вызывающие негативное развитие.

Вызывающие позитивное развитие, или так называемые социально одобряемые изменения в личности и обществе, - это такие ценности, которые по характеру воздействия на социум или личность придают им нужную, в соответствии с законами развития, обусловленность и детерминацию. Их перечень достаточно обширен и включает в себя сверхинтеллектуальность, сверхмотивацию, счастливый случай, талантливость, гениальность, одаренность и т.д.

Негативные , или так называемые социально не одобряемые, ценности это такие ценности, которые по своему характеру воздействия на социум или личность придают им ненужную , часто, может быть, даже прямо противоположную, в соответствии с законами развития, обусловленность и детерминацию. В контексте данного подхода их можно подразделить следующим образом. Во-первых, они могут быть сугубо личностного направления. Во-вторых, они могут, наряду с личностными негативными воздействиями, включать антисоциальное действие (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками, близкими. В-третьих, они могут характеризоваться сочетанием упорного антисоциального действия личности с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими личностями. В-четвертых, они могут быть полностью антисоциальными.

Признанной и достаточно востребованной в научной литературе является классификация ценностей, разработанная В. П. Тугариновым . Она содержит три ступени.

На первой ступени автор делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. К первым он относит ценности, которые вызывают положительные эмоции и получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания, ко вторым - те, которые вызывают отрицательные эмоции и получают отрицательные оценки.

На второй ступени, в зависимости от принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия , автор делит их на индивидуальные , групповые и общечеловеческие. Здесь все очевидно. К индивидуальным относятся те ценности, которые имеют значимость для одного человека (индивида), к групповым - те, которые имеют значимость для группы людей. Наконец, к общечеловеческим относятся те ценности, которые имеют значимость для всего человечества.

ценности жизни, ибо они предопределены биологическим существованием человека, его физиологическим бытием;

- ценности культуры, ибо они обусловлены результатами духовно- преобразовательной деятельности человека, созданием им "второй природы" своего бытия.

В свою очередь, ценности жизни включают в себя следующие феномены: а) саму жизнь человека, ибо только ее наличие позволяет выявить другие ценности и пользоваться ими ; б) здоровье человека; в) труд как способ существования общества и основа формирования самого человека;

  • г) смысл жизни как цель, которая придает этой жизни высшую ценность;
  • д) счастье и ответственность быть личностью; е) общественная жизнь как форма и способ бытия человека; ж) мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей; з) любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, являющийся основой патриотизма и героизма; и) дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей; к) материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.

Что касается ценностей культуры, то В. П. Тугаринов делит их на три подгруппы: 1) материальные ценности; 2) духовные ценности; 3) социально-политические ценности.

К материальным ценностям, или материальным благам, относятся предметы, удовлетворяющие материальные потребности людей и обладающие двумя важными свойствами: а) они дают основу реальной активности людей, жизнь; б) являются значимыми сами по себе, ибо без них не может быть жизни ни у человека, ни у общества.

К духовным ценностям относят те феномены реальной жизни, которые удовлетворяют потребности духовной жизни людей. Эго достаточно поли- аспектный феномен, который востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества: а) результаты духовного творчества людей; б) различные виды и формы этого творчества (литература, театр, мораль, религия и т.д.).

К социально-политическим ценностям ученый относит все то, что обслуживает потребности социальной и политической жизнедеятельности людей. В качестве таковых выступают: а) различные социальные институты (государство, семья, общественно-политические движения и т.д.);

б) нормы общественной жизни (право, мораль, обычаи, традиции, уклад жизни и т.д.); в) идеи, обусловливающие устремления людей (свобода, равенство, братство, справедливость и т.д.).

Особенностью социально-политических ценностей является то, что они имеют отношение и к материальной, и к духовной жизни человека. Их отсутствие воспринимается людьми как насилие и над телом, и над духом. Им присущ двойственный характер. Они есть результат творчества и человека, и общества с его институтами.

Особое место в такой классификации ценностей автор отдает образованию, или просвещению, которое занимает промежуточное положение между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе является социальной ценностью, а по содержанию - духовной.

Есть в современной философской мысли и другие варианты классификации ценностей. Однако все имеющиеся подходы в той или иной степени уточняют или дополняют уже изложенные варианты.

  • См.: Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.. 1960.
  • В некоторых культурах, например в буддизме, жизнь не рассматривается как высшая ценность.