Булгаков свет невечерний краткое содержание. Сергей Булгаков - Свет невечерний. Созерцания и умозрения. Ш. человеческая история

Булгаков свет невечерний краткое содержание. Сергей Булгаков - Свет невечерний. Созерцания и умозрения. Ш. человеческая история

Настоящее имя Папюса (Papus) - Жерар-Анаклет-Винсент Анкосс (Gerard Anaclet Vincent Encausse). Он родился в 6 утра 13 июля 1865 года в испанском городе Ла Корука. Когда сыну было четыре года, семья переехала в Париж, где Жерар и получил образование. В молодости он много времени изучал в Парижской национальной библиотеке Каббалу, Таро, работы по магии и алхимии. Псевдоним "Папюс", заимствованный им из "Нуктемерона Аполлония Тианского" Элифаса Леви, означал "врач". Что и неудивительно, поскольку Анкосс изучал в медицину в Парижском университете, и в 1894 году получил степень доктора медицины за диссертацию по анатомии.

Однако прославился Жерар Анкосс как автор свыше 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро, опубликованным под именем Папюс. Он считался видной фигурой в различных оккультных организациях и парижских спиритуалистических и литературных кругах конца XIX и начала XX столетий. Еще в 1887 году Папюс вступил во Французское теософическое общество, которое вскоре покинул - его не устраивало то, что оно сосредоточило все свое внимание на восточном оккультизме.

В 1891 году Папюс создал основанный на двух угасших масонских обрядах орден, ставший известным как орден мартинистов. В 1893 году Папюс был одним из первых посвящен в епископы Гностической церкви Франции ее основателем Юлиусом Дуанелем, а в марте того же самого года он вступил в Храм Ахатор Ордена Золотой зари в Париже. Папюс трижды (в 1901, 1905 и 1906 годах) посещал Россию с лекциями по магии и оккультизму. Известно также, что он консультировал последнюю царскую чету в качестве врача и оккультного советника. В 1907 году Анкосс был в числе основателей Католической гностической церкви, год спустя переименованной во Вселенскую гностическую церковь. 24 июня 1908 года Папюс организовал в Париже конгресс масонов и спиритуалистов, получивший название "Международной масонской конференции". В 1913 году, после смерти известного масона Джона Яркера, Папюс был избран его преемником в должности Великого иерофанта (международного главы) Древних и Общедоступных обрядов Мемфиса и Мицраима.

С началом Первой мировой войны, Анкосс вступил во французский армейский медицинский корпус. Отдавая все силы лечению раненых, он серьезно заболел и был вынужден вернуться в Париж. Через несколько месяцев, 25 октября 1916 года, в возрасте 51 года, он скончался от туберкулеза.

Из всех оккультных авторов конца XIX-начала XX веков Папюс - самый «издаваемый». На русском языке выходили такие его книги, как «Практическая магия», «Магия и Гипнотизм», «Первоначальные сведения по оккультизму», «Наука о числах», «Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке», «Генезис и развитие масонских символов».

Папю́с (фр. Papus), настоящее имя Жерар Анаклет Венсан Анко́сс или Энко́сс (фр. Gérard Anaclet Vincent Encausse; 13 июля 1865 - 25 октября 1916) - известный французский оккультист, масон, розенкрейцер и маг; врач по образованию; основатель ордена мартинистов и член «Каббалистического ордена РозыКреста»; автор более 400 статей и 25 книг по магии и каббале; автор знаменитой системы карт Таро; видная фигура в различных оккультных организациях и парижских спиритуалистических и литературных кругах конца XIX и начала XX столетий.

Ранние годы

Жерар Анаклет Венсан Анкосс родился в городе Ла-Корунья (Испания) 13 июля 1865 года. Его мать была испанкой, а отец - французом. В 4 года семейство Анкосс перебралось во Францию, в Париж.

В молодости Анкосс провел много времени в Парижской национальной библиотеке за изучением каббалы, таро, магии, алхимии и работ Элифаса Леви. Псевдоним «Папюс», который Анкосс взял впоследствии, был заимствован из «Нюктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви (опубликованного как приложение к его книге «Учение и ритуал высшей магии») и означал «врач».

На Жерара Анкосса оказали влияние труды Луи Люка (1816-1863), Антуана Фабра д’Оливе (1768-1825), Александра Сент-Ива д’Альведейра и Луи Клода де Сен-Мартена. Именно благодаря трудам этих авторов Папюс отказался от материализма и позитивизма, и занялся алхимией и оккультизмом.

Папюс был посвящён в 1882 году в степень S∴I∴, «Superieur Inconnu» (высший неизвестный) Анри Делаажем, который, в свою очередь, был посвящённым по линии преемственности системы «Вольных посвящений» Сен-Мартена.

Оккультная, мартинистская и масонская деятельность

В 1887 году Папюс вместе с Пьером Огюстом Шабосо, также имевшим посвящение по одной из линий преемственности от Сен-Мартена, объединив свои линии, основал «l’Ordre des Superieurs Inconnus» (Орден Высших неизвестных), который приобрел известность под именем Орден Мартинистов. Ритуалы и учение ордена были основаны на трех «уснувших» масонских уставах: Уставе Избранных Коэнов (фр. Elus-Cohens) Мартинеса де Паскуалиса (1700-1774 гг.), «Исправленном шотландском уставе Сен-Мартена» и «Исправленном уставе» Луи Клода де Сен-Мартена (1743-1803 гг.), ученика Паскуалиса, писавшего под псевдонимом «Неизвестный философ». Так же, в структуру ордена была включена степень инициата, символизм и ритуал которой был заимствован из высших градусов Исправленного шотландского устава, и представляет собой, по мнению исследователя тайных обществ Джона Майкла Грира - степень рыцаря благодетеля святого града (C∴B∴C∴S∴) введённую в устав другим учеником Паскуалиса - Жаном-Батистом Виллермозом. Орден поддерживал добрососедские отношения с франкмасонством, так, что часть масонов были мартинистами. Выдержав испытание временем, орден и сегодня продолжает своё дело. В том же году Папюс вступил в теософское общество Елены Петровны Блаватской, однако вскоре покинул его ряды, разочаровавшись. Существуют различные версии причины его разочарования, среди которых основной считается сближение теософии с восточными политеистическими культами Индостана, в частности с индуизмом и прочими, которые Папюс недолюбливал и не поощрял.

С 1888 года Папюс начинает выпускать журнал «Инициация» (фр. l’Initiation), который являлся официальным печатным органом Ордена Мартинистов, и просуществовал вплоть до Первой мировой войны. В том же году вместе с маркизами Станисласом де Гуайта и Жозефом Александром Сент-Ивом д’Альвейдером он участвует в основании «Каббалистического Ордена РозыКреста», став одним из его соучредителей. Этот орден благополучно существует и действует по сей день.

В течение 1889-1891-х годов Папюс организует «Верховный совет ордена мартинистов», который по своей сути представлен членами «Каббалистического Ордена РозыКреста», таким образом, что Орден Мартинистов становится для него как бы «внешним кругом».

В 1890 году основывает журнал «Покров Изиды» (фр. Le Voile d"Isis). Позже в 1901-1905 гг. Папюс приезжает в Санкт-Петербург, где в 1909 году члены Ордена Мартинистов основывают журнал «Изида» - официальный печатный орган мартинистов, издающий переводы книг Папюса и другие произведения по оккультизму.

В 1893 году Папюс был одним из первых посвящён в епископы Гностической церкви («Eglise Gnostique») Жюля Дюанеля, взяв себе имя «Тау Винстент».

В 1894 году получил степень доктора медицины Парижского университета за диссертацию по «философии анатомии».

В 1896 году доктор Жерар Анкосс был приглашен в ложу «Радуга», работавшую по Египетскому уставу Мицраима, на открытое («белое», то есть не ритуальное) собрание, основным поводом проведения которого являлась конференция, посвящённая мартинистской традиции, и выступил с речью о традиции Мартинизма и Ордене Мартинистов. Однако, несмотря на это, в связи с отрицательным отношением ряда братьев ложи к спиритуализму, теургии, и церемониальной магии, Папюсу было дважды отказано в принятии в ложу (в том же, 1896 году, и в 1897 году). Все это спровоцировало разногласия в ложе «Радуга», остававшейся к тому времени единственной регулярно действующей ложей под эгидой Великой ложи Мицраима. В 1899 году ложа «Радуга» разделилась на две: одна ложа под руководством Абеля Хаатана, в которую вошли противники Папюса, и другая ложа под руководством Жюля Осселена, в которой сосредоточились братья, являвшиеся друзьями Папюса, в том числе и Ивон Ле Луп (1871-1926) более известный под псевдонимом Поль Седир.

В 1901 году ложа «Радуга» Абеля Хаатана слилась с Древним египетским уставом Мицраима, который двумя годами позже растворился в Великом востоке Франции. И в том же, 1901 году посвящение в Египетский устав Мицраима, в ложе Жюля Осселена, получил Папюс.

Тогда же, в 1901 году, по патенту, выданному Джоном Яркером, Папюс инсталлирует в Париже ложу «Изначального и подлинного устава Сведенборга» под отличительным титулом «INRI» № 14 и берет в руки её молоток. В ноябре того же года, журнал «Инициация» упоминает устав Сведенборга и ложу «INRI» среди эзотерических систем, чьим печатным органом он служит, наряду с Орденом Мартинистов, и «Каббалистическим орденом РозыКреста».

В 1905 году, 9 марта, в ложе «Свободная мысль», работавшей под эгидой Великого востока Франции, Папюс произносит речь, в которой ставит вопрос: «Должно ли масонство быть спиритуалистическим?».

20 марта 1906 года Папюс получает патент на создание Великой сведенборгианской ложи Франции. Эта ложа принимала в свои ряды только масонов в степени мастера, и присваивала последовательно три высших градуса, то есть работала как «Ложа Усовершенствования» в Системе высших степеней.

15 ноября 1906 года Папюс получает права на основание в Париже новой ложи, под названием «Humanidad» (Человечество) № 240, в которой проводились работы в символических градусах по «Испанскому национальному уставу», и которым руководил из Исидоро Вийарино дель Вийар (1827-1914). Благодаря этому Папюс получил возможность посвящать в высшие степени капитула «INRI» № 14 братьев, ранее получивших «символические степени» в ложе «Humanidad». 25 октября 1907 года в этой ложе был посвящён Рене Генон, и в ней же был возведен Папюсом в степень мастера 10 апреля 1908 года, незадолго до того, как его исключат из всех обществ за недостойное поведение.

Международный масонский Конвент 1908 года

В январе 1908 года в журнале «Покров Изиды» (фр. Le Voile d"Isis) объявляет о созыве в июне масонского конвента спиритуалистических уставов, организатором которого выступает Орден Мартинистов. Папюс, и его ближайший соратник Тедер (Шарль Детре) создали Временный организационный комитет, секретарем которого назначили мартиниста Виктора Бланшара, будущего великого мастера Синархического ордена мартинистов. Членами комитета являлись: Медерик Бодело, д-р Биаджини, Шарль Бланшар, Боннэ, Анри-Жан Бруйу, Эдмон Дас, Жан Дежобер, Ш.Дюбург, Гектор Дервиль-сын, Луи Фужерон, Патрис Жанти (1883-1961), Этьен Гарэн, Альбер Жуне, Мерль, Альбер и Леон Ноэль, Жорж Дескорнье-Фанег, Шмид, Александр Тома и Рене Генон, который в тот же год будет изгнан из Ордена Мартинистов.

15 марта 1908 года Папюс становится в Париже гарантом дружбы между Державным святилищем и Великим востоком Берлина, который должен был быть представлен на конвенте своим великим мастером - Теодором Ройссом.

В июне 1908 года семнадцать масонских послушаний, признающих «Великого Архитектора Вселенной» собрались на Конвент спиритуалистических уставов. Целью конвента было заявлено:

«Срочно нужно, чтобы французы, связанные с масонскими организациями, смогли установить параллели между настоящим традиционным и спиритуалистическим масонством и теми обрывками невежества и заблуждений, которые фигурируют во Франции под флагом масонства».

Темы, обсуждавшиеся на ковенте, приводит журнал «Хирам», впоследствии подтвержденные в другом, весьма редком издании: «Полный отчет работ Масонского спиритуалистического конгресса и конвента. Спиритуализм, Эзотерическое христианство, Магнетизм и прикладные науки, Спиритуалистическое масонство ».

На Конвенте присутствовали следующие масонские организации:

  • «Устав Мемфиса-Мицраима» был представлен «Древним и изначальным уставом» в Англии и Ирландии, то есть его державным святилищем, основанным в 1892 году Джоном Яркером по патенту Сеймура, в лице Тедера, который в отсутствии Джона Яркера был официальным делегатом на конгрессе от этого правящего органа.
  • Великий восток и Державное святилище шотландского устава Серно и Мемфиса-Мицраима Германской Империи с официальной штаб-квартирой в Берлине, но управляемые из Лондона Теодором Ройссом, были представлены на Конгрессе своим Великим Мастером.
  • «Изначальный и подлинный устав Сведенборга» был представлен Великой сведенборгианской ложей Англии, основанной Яркером в 1876 году и затем распространившейся по миру, в лице уже упомянутого Тедера. Присутствовали также и её филиалы - Берлинский и Парижский, - которые выступали под эгидой Великой сведенборгианской ложи Германии под руководством Ройсса, за несколько лет до этого её создавшего, и Великой сведенборгианской ложи Франции, основанной Папюсом в 1906 году, когда он возглавил храм и капитул «INRI».
  • Арабское масонство «Сыновей Измаила», которое Джон Яркер унаследовал за несколько лет до этого от Кеннета Маккензи.
  • Великая символическая ложа Испании и Державный иберийский великий национальный совет, основанный в качестве надстройки над ней для высших градусов. Это послушание работало по Национальному испанскому уставу под председательством Исидоро Вийарино дель Вийар, которым и была представлена на конвенте.
  • Делегация послушания Португалии Национального испанского устава, имевшая то же происхождение, что и символическая ложа «Humanidad» при востоке Парижа, возглавляемая Папюсом.
  • Верховный всемирный совет со-масонства, или Le Droit Humain, основанный в 1893 году. Это смешанное послушание сохраняло дистанцию по отношению к резолюциям и оценкам конвента, где оно было представлено сестрой Гедалж.
  • Также были представлены менее известные послушания и юрисдикции: Великая ложа островов Зелёного Мыса, Голубой устав Аргентинской республики, Великая ложа древних и принятых масонов штата Огайо, Великая ложа Святого Иоанна древних и принятых вольных каменщиков штата Массачусетс, Верховный Совет 33 градусов Мексики.

Из немасонских организаций присутствовали на конвенте:

  • Орден Иллюминатов Германии Леопольда Энгеля, который также представлял Теодор Ройсс.
  • Орден Мартинистов, который был представлен Тедером и Папюсом.
  • Каббалистический Орден РозыКреста под председательством Франсуа-Шарля Барле.
  • Эзотерический орден Розы и Креста, основанный Францем Хартманном в 1897 году.
  • Гностическая церковь, которую Жюль Дуанель (1842-1902) официально основал в 1892 году после освящения в 1890 году. На конвенте Дуанелева церковь была представлена Фабром дез Эссаром, исполнявшим обязанности Патриарха, но незадолго до конвента была создана и другая Гностическая церковь - Католическая, или Универсальная. Её основателем был Жан Брико, и она быстро завоевывала сердца и многих оккультистов, пронизывая собой все их работы и постепенно выдвинувшись на первое место среди гностический церквей. По окончании конвента Папюс посвятил, или попросил посвятить в священнический сан церкви Дуанеля Теодора Ройсса, а тот, в свою очередь, станет впоследствии основателем другой Гностической Католической церкви (нем. Gnostisch Katolische Kirche), чьи учение и практика будут крайне далеки от доктрин Дуанеля и Брико.
  • Герметическое Братство Луксора Питера Дэвидсона (1837-1915). В это братство входили также Томас Генри Бургон (1885-1894) и Луи Максимилиан Бимштейн, он же Макс Теон (1848-1927), а его официальным представителем во Франции был Франсуа-Шарль Барле, настоящее имя которого было Альбер Фоше (1838-1921).
  • Братство сокровенного света (лат. Fraternitas Thesauri Lucis), основанное в 1897 году Полем Седиром, Марком Авеном и Папюсом, и представленное на конвенте своим главой - то есть Седиром.
  • «Общество розенкрейцеров в Англии» («англ. Societas Rosicruciana in Anglia»), которое поручило Ройссу представлять свой филиал в Германии. Следует упомянуть, что Ройсса несказанно удивило то, что Тедера и Папюса туда не приняли. Тем более что Каббалистический орден РозыКреста подписал, в лице своего великого мастера, соглашение со SRIA (с другой стороны, подписанное самим верховным магом общества), согласно которому члены этих двух организаций получали право посещать собрания друг друга и предоставлять друг другу в распоряжение свои журналы.
  • Внешний Орден Золотой Зари (англ. Golden Dawn in the Outer), основанный в 1888 году Уинном Уэсткоттом, Сэмуэлем Лидделом МакГрегором Мазерсом и Р. Вудманом. В 1893 году Мазерс учредил в Париже храм «Ахатхор» № 7, где 21 марта 1895 года Папюс получил степень Неофита, но дальше этого он не пошёл. Именно этот храм «Ахатхор» № 7 во главе с Мазерсом и представлял Орден Золотой зари на конвенте.

Папюс в России

Три раза Папюс бывал в Российской империи, в 1901, 1905, 1906 годах. Целью приезда были лекции по магии и оккультизму.Именно Филипп и Папюс посвятили Императора Николая II в Мартинизм. По версиям некоторых историков, Папюс предсказал гибель царя Николая II.

Мартинизм появляется в России в 1894 году, тогда в Петербурге появился первый делегат Ордена. Однако основное развитие ордена начинается с деятельности полковника графа Муравьева-Амурского В. В. (брата министра юстиции). Будучи военным атташе во Франции, он увлекся оккультизмом и в 1895 году был принят в Орден самим Папюсом. По возвращении из Парижа он основывает в Петербурге в 1899 году первую в России мартинистскую ложу «Аполлония», подчиняющуюся Верховному совету Ордена в Париже.

К этому времени относятся и сведения об увлечении Мартинизмом Николая II. В начале 1900 года герцогиня Лейхтенбергская Анастасия Николаевна по поручению Николая II посетила во Франции учителя Папюса, члена Верховного совета Ордена Мартинистов Филиппа Антельма Низье, чтобы убедиться в его чудотворной силе. Законченного медицинского образования он не имел и целил гипнозом. 20 сентября 1901 года произошла личная встреча Николая II с мсье Филиппом в Компьене, организованная все той же герцогиней Лейхтенбергской, после чего глубокой осенью того же года по личному приглашению царя почтенный старец прибыл в Петербург. Первое посещение Филиппом Низье России было непродолжительным (около двух месяцев), и ограничилось Царским Селом. Затем Филипп консультировал царскую семью, как медицинский и оккультный советник. Ему был выдан диплом врача. Филипп умер в 1905 году. Царская семья упоминала Филиппа как «одного из двух друзей, посланных нам Богом». В этом же году Папюс провёл спиритический сеанс для Николая II и царицы, призвав дух царя Александра III.

Кандауров Л. Д. сообщает: «После отъезда Филиппа из России в Петербург вскоре прибыл гроссмейстер Ордена Мартинистов Папюс (доктор Анкосс) и его сотрудник Чинский… Папюс основал следующие Мартинистские ложи: в Петербурге „Великая ложа Аполлония Тианского“ (председатель сначала Г. О. Мебес, а потом Антошевский - владелец журнала „Изида“), в Москве „Св. Иоанн Равноапостольный“ (предс. Казначеев, члены: фон Гейер, Рындина, Соколов, Хорват и др.), в Киеве в 1912 г. „Св. Владимир Равноапостольный“ (предс. многоизвестный Маркотун).»

В Санкт-Петербурге (тогда столице России) книги Папюса на русский язык переводил Трояновский А. В. Он же издавал их в журнале «Изида» - официальном издательстве русских мартинистов, и основном популяризаторе и переводчике книг по оккультизму и астрологии в дореволюционной России.

Ложа мартинистов существовала в России до 1916 года, в конце которого Папюс погиб. Тогда было прекращено издание журнала «Изида», и в 1917 году убит Антошевский И. К.

Конец жизни

Публикация Папюса и Punar Bhava (Чинского). «Misteria» № 3, 1913 г.

В 1913 году в Париже появляется Великая Национальная Ложа Франции (ВНЛФ), которая сразу же получает масонское признание от Объединённой Великой Ложи Англии (ОВЛА). Данная юрисдикция проводила масонские работы по Исправленному Шотландскому Уставу (фр. Rite écossais rectifié), которому Папюс симпатизировал, ввиду того воздействия, которое на данный Устав (ИШУ) оказал Жан-Батист Виллермоз, ученик Мартинеса де Паскулиса, и сподвижник Луи Клода де Сен-Мартена в Ордене Избранных Коэнов, от которого вел свою историю Орден Мартинистов Папюса, и ввиду близости ИШУ в некоторых ритуальных, легендарных и догматических элементах с его Орденом Мартинистов.

В 1914 году Папюс, как глава Ордена Мартинистов, и одновременно, глава Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима во Франции, начинает переговоры с Великим Мастером Великой Национальной Ложи Франции Эдуардом де Рибокуром, с целью учредить под его эгидой ряд масонских Лож. Проект был включен в план действий на ближайшие годы, однако начавшаяся Первая мировая война не позволила продолжить работу в этом направлении.

Папюс ушёл добровольцем на фронт, где работал врачом полевого госпиталя, пока его не комиссовали по причине заражения туберкулезом, от которого он и умер 25 октября 1916 года.

Творчество

Будучи прекрасным компилятором (как отмечал его современник, Жюль Буа), Папюс создал много книг, которые современные эзотерики считают актуальными до сих пор. Косвенно это подтверждает тот факт, что его произведения являются одними из самых издаваемых материалов по западной магии.

Библиография Папюса

Полная библиография Папюса составляет более 100 произведений. Ниже представлены наиболее известные книги и статьи.

  • 1887: Современный оккультизм (фр. L"Occultisme Contemporain)
  • 1888: Оккультизм: первоначальные сведения (фр. Traité élémentaire de science occulte), Париж, Carré / Папюс, Н. Новгород, 2013.
  • 1889: Ключ к оккультным наукам: Цыганское Таро (фр. Clef absolue des sciences occultes: le Tarot des Bohémiens), Париж, Carré / Папюс, Н. Новгород, 2014.
  • 1889: Философский камень (фр. La Pierre philosophale, preuves irréfutables de son existence), Париж, Carré
  • 1890: Оккультизм (фр. L"Occultisme)
  • 1892: Методическое резюме по Каббале (фр. La Kabbale, résumé méthodique), Париж, Carré
  • 1892: Наука магов (фр. La Science Des Mages)
  • 1894: Анархия и синархия (фр. Anarchie, Indolence et Synarchie)
  • 1895: Дьявол и оккультизм (фр. Le Diable et l"occultisme)
  • 1898: Лечение местных заболеваний (фр. Du traitement de l"obésité locale), Париж, Chamuel
  • 1898: Методическое руководство по практической магии (фр. Traite Méthodique De La Magie Pratique
  • 1902: Россия сегодня (под псевдонимом Niet, в соавторстве с Жаном Каррэ) (фр. La Russie Aujourd"hui)
  • 1903: Каббала (фр. La Kabbale)/ Папюс, Н. Новгород, 2013.
  • 1909: фр. Appareils enregistreurs destinés à l"étude des sujets et médiums, Париж
  • 1909: Предсказательное Таро (фр. Le Tarot Divinataire)
  • 1911: Генезис и развитие масонских символов
  • 1912: Русско-японский конфликт и магнетические цифры (фр. Le Conflit russo-japonais et les nombres magnétiques), Париж

Детство и молодость Папюса

Настоящее имя Папюса – Жерар Анаклет Венсан Анкосс (Gérard Anaclet Vincent Encausse). Он родился в Испании в местечке под названием Ла-Корунья. Это произошло 13 июля 1865 года. Но он очень рано покинул теплую Испанию, перебравшись с родителями в Париж, откуда был родом его отец. На тот период Папюсу было всего 4 года.

В детстве и молодости будущий оккультист очень любил читать, поэтому, как только овладел этим навыком, большую часть своего времени проводил в стенах Парижской Национальной Библиотеки, где скрупулезно изучал труды по магии, каббале, таро и алхимии. Но особе впечатление на него произвели книги Элифаса Леви, собственно подражая которому он и взял себе псевдоним – Папюс.

Другими выдающимися личностями, оказавшими глубокое влияние на формирование мировоззрения Папюса были Луи Люка, Антуан Фабр д’Оливе, Александр Сент-Ив д’Альведейра и Луи Клод де Сен-Мартен.

Первое посвящение Папюса и начало Ордена Мартинистов

Свое первое посвящение в оккультный орден Папюс получил в 1882 году. Это была степень «Superieur Inconnu» (Высший Неизвестный).

Спустя пять лет, вместе с Пьером Огюстом Шабосо Папюс основал Орден Высших Неизвестных, который впоследствии стал известен всему миру под названием Орден Мартинистов.

В основу учения и его практической стороны (ритуалов) легли разработки трех «уснувших» масонских Уставов: 1) Устав Избранных Коэнов 2) «Исправленный Шотландский Уставе Сен-Мартена» 3) «Исправленный Устав Луи Клода де Сен-Мартена»

Идея Папюса оказалась настолько живучей, что орден существует и поныне.

Мистические искания и деятельность Папюса

Примерно в тот же период, когда Папюс основал Орден Мартинистов, он также вступил в популярное в то время теософское общество, но очень быстро разочаровался в его деятельности и покинул его. Но что именно вызвало отторжение теософии у Папюса, доподлинно неизвестно – то ли личные отношения с участниками общества, то ли его чрезмерная ориентация на «восток».

К активной оккультной деятельности Папюс также относится его литературная работа над журналом «Инициация», который он выпускал с 1888 года. Именно он стал официальным печатным вестником Ордена Мартинистов. Журнал был настолько успешным, что смог просуществовать вплоть до Первой мировой войны.

Также Папюс принимал участие в создании еще одного оккультного журнала - «Вуаль Изиды».

Еще одним направлением мистических занятий Папюса было создание Каббалистического Ордена Розы†Креста, который он основал вместе с двумя другими известными оккультистами - Станисласом де Гуайта и Жозефом Александром Сент-Ивом д’Альвейдером. Орден существует и поныне.

В течение 1889-1891 годов Папюс организует «Верховный Совет Ордена Мартинистов», а в 1893 году Папюс одним из первых получает инициацию в епископы Гностической церкви.

Еще через год Парижский университет присваивает Папюсу звание и степень доктора медицины за диссертацию по «философии анатомии».

Папюс – основатель оккультных Лож

Папюс очень много своего времени и сил тратил на развитие оккультных Лож. Так, в 1901 году он инсталлирует в Париже Ложу «Изначального и Подлинного Сведенборгианского Устава», затем основывает «Великую Сведенборгианскую Ложу Франции. 15 ноября 1906 года Папюс создает Ложу под названием «Humanidad» (Человечество) № 240. Кстати, именно в этой ложе впоследствии получит инициацию еще один выдающийся оккультист - Рене Генон, который самолично Папюсом будет возведен в степень Мастера.

Папюс в России

За всю свою жизнь Папюс три раза был в России - в 1901, 1905, 1906 годах. В основном целью таких поездок было распространение идей оккультизма посредством чтения лекций. Но, кроме этого, Папюс осуществлял и другую деятельность. Так, он самолично дал посвящение императору Николаю II в Мартинизм и, как утверждают некоторые легенды, во время этой инициации предсказал его гибель.

Смерть Папюса

К сожалению, в 1914 разгоревшаяся Первая мировая война прервала активную оккультную деятельность Папюса – он уходит добровольцем на фронт, где трудится не покладая рук врачом в полевом госпитале. Но именно там он заражается туберкулезом, от которого в скором времени умрет. Это произойдет в Париже 25 октября 1916 в возрасте 51 года.

Оккультное наследие

Папюс оставил после себя огромное оккультное наследство - более 400 статей, посвященных различным аспектам оккультизма, свою систему работы с картами таро, Орден мартинистов, Каббалистический Орден Розы†Креста, оккультные Ложи и многое другое.

Но особенно среди всего наследия Папюса, следует отметить его 25 книг по магии и эзотерике, среди которых наиболее популярными и известными являются «Современный оккультизм», «Оккультизм: первоначальные сведения», «Ключ к оккультным наукам: Цыганское Таро», «Наука магов», «Методическое руководство по практической магии», «Предсказательное Таро», «Генезис и развитие масонских символов».

На данный момент, труды Папюса - самые издаваемые книги по практической магии и оккультизму.

© Алексей Купрейчик

Папюс умирал... Матильда с сухими глазами дежурила у постели мужа, меняя полотенца, в которые он кашлял кровью. Окружающие недоумевали: самый могущественный оккультист Европы, маг и целитель, умирает во цвете лет в возрасте пятидесяти одного года, не в состоянии себе помочь!
Папюс заболел туберкулезом на фронте, куда ушел в 1914 году, как только началась война. Вел он себя отчаянно и помогал всем - французам, немцам, англичанам, не деля раненых и недужных на "своих" и "чужих". У многих складывалось ощущение, что этот человек ищет смерти...
25 октября 1916 года Папюс сказал жене странную фразу: "Месье Филипп отзывает меня ". И умер. Тогда Матильда не поняла значения этих слов. Лишь много лет спустя, когда будут изучены подробности биографии ее знаменитого мужа, загадка до некоторой степени прояснится. Некий месье Филипп - личность весьма примечательная - действительно сыграл в судьбе Папюса особую роль и оставил значительный след в его сложной жизни.
Папюс узнал о Филиппе благодаря своей будущей жене. В конце 1894 года она пришла в госпиталь на улице Родена на прием к Жерару Анкоссу, который не так давно получил степень доктора медицины, защитив диссертацию по "оккультной анатомии". Врач выглядел внушительно: крупный, даже грузный мужчина со взлохмаченной шевелюрой и странно неподвижным взглядом. У Матильды были поражены экземой обе ноги, и она полагала, что доктор начнет осмотр именно со ступней. Однако ошиблась. Сидя в высоком старинном кресле, Анкосс попросил девушку встать перед ним и закрыть глаза. Матильда повиновалась. Когда же ей было позволено открыть глаза, она с удивлением обнаружила, что врач сидит все так же неподвижно и пристально смотрит как бы сквозь Матильду. Ей стало как-то не по себе. Через десять минут доктор объявил, что у пациентки "болезнь от духов" , которая нуждается в магическом лечении, и вручил ей защитные амулеты, которые велел накладывать на больные места. Но время шло, а улучшений не было, и в конце концов Матильда перестала посещать госпиталь.
А через несколько месяцев Папюс случайно столкнулся с мадемуазель д Аржанс в Люксембургском саду и поинтересовался, помогли ли его амулеты. Матильда весело покачала головой - мол, нет, не помогли. Папюс удивленно вскинул брови, а девушка в ответ стыдливо приподняла юбки и показала белоснежные ножки, на которых не было и следа экземы! Выяснилось, что ее вылечил другой врач. "Кто же этот чудотворец, мадемуазель?" - ворчливо поинтересовался Папюс. Оказалось, некий доктор Филипп из Лиона. "Чем он вас лечил?" - не удержался Папюс. Матильда полезла в сумочку и протянула Жерару какую-то помятую бумажку. "Если угодно, взгляните на рецепт! " Папюс разобрал название совершенно заурядной мази. Внизу он заметил что-то неразборчивое - то ли приписку, то ли рисунок. Значки были очень знакомы, но прочесть это оказалось невозможно. Папюс недоуменно пожал плечами. "Не понимаю, как вам могли помочь столь примитивные средства! "

После той случайной встречи в Люксембургском саду они несколько раз сталкивались у общих знакомых, и между ними возникло подобие романа. Но у Папюса совершенно не было времени ухаживать. Сидя по вечерам за рукописями, он ловил себя на том, что в памяти то и дело всплывает хорошенькое личико Матильды. 23 февраля 1895 года Папюс женился на мадемуазель д Аржанс.

Жерар Венсан Анкосс был далеко не простым врачом. Сын французского химика Луи Анкосса и испанской цыганки (кстати, великолепно гадавшей на картах), уже в шестнадцать лет он всерьез заинтересовался каббалой, магией и таро. Эзотерик старшего поколения Анри Делаж через год посвятил юнца в члены некогда могущественного ордена мартинистов. Тогда Жерар получил новое имя - Папюс, что означало "врач".

Скорее благодаря печатным трудам, нежели практической деятельности о Папюсе вскоре распространилась слава как о маститом оккультисте и маге, чьи возможности поистине безграничны. Однажды к Папюсу в закрытой карете привезли министра колоний Антуана Гийена. Месье Гийену грозила отставка, помешать которой было способно лишь чудо. Папюс прежде всего предложил гостю вступить в орден, объяснив, что без этого не в состоянии помочь. Гййен скрепя сердце согласился. Предстоящий ритуал Жерар вычитал из старинной книги. В темной комнате у окна, занавешенного глухими шторами, стоял стол, покрытый белым холстом, на нем размещался алтарь, развернутый на восток. Рядом лежал текст клятвы подчинения духов. Гййен стоял с мрачным выражением лица, проклиная себя за то, что согласился на этот балаган. Пять часов кряду продержал Папюс министра, совершая обряд посвящения по полной форме. Только после этого, утверждал он, можно просить духов оказать содействие брату по ложе. Самое удивительное, что на заседании кабинета речь Гийена произвела фурор!
С тех пор к Папюсу стала частенько наведываться чиновничья верхушка.
Что же касается врачебной практики, то здесь у Папюса то и дело случались осечки. История с Матильдой, которой не помогло магическое лечение, оказалась далеко не последней. Обычно Папюс старался поскорее забыть о неудачах. Недоброжелатели регулярно подкидывали в его почтовый ящик письма, в которых Папюса называли шарлатаном.

Трудно сказать, кто возложил на Папюса миссию распространить мартинизм в России (возможно, это было решено на собрании лож нескольких европейских стран), но в 1895 году Великий мастер торжественно посвятил в братство первого русского - военного атташе в Париже Валериана Валериановича Муравьева-Амурского (брата министра юстиции). Затем членом ложи стала актриса Ольга Мусина-Пушкина.
В сентябре 1900 года в своей парижской резиденции Муравьев-Амурский устроил Папюсу встречу с новыми потенциальными мартинистами - великим князем Петром Николаевичем, двоюродным дядей Николая II, его супругой Милицей и сестрой супруги княгиней Анастасией Лейхтенбергской. Когда подали кофе, красавица Анастасия отвела Папюса в сторону и спросила, не может ли месье Жерар помочь в одном весьма щекотливом деле. "Вы можете все. Вам ничего не стоит", - льстила Папюсу княгиня. Просьба и впрямь оказалась весьма необычной: княгиня попросила узнать будущее дома Романовых.
Папюс обратился к таро (возможно, дар видеть будущее по картам достался ему от матери-гадалки). Карты показали неминуемую угрозу, надвигавшуюся на российский царствующий дом. Тогда Папюс попытался выяснить, возможно ли угрозу предотвратить. Нет... Он разложил карты еще раз. Со второй попытки небольшой шанс выпал...

Через несколько месяцев Папюс был представлен императору Николаю II и его супруге Александре Федоровне. Монарх спросил, располагает ли доктор Жерар временем и желанием для дружеского визита в Россию, ибо оказал бы честь, прибыв в качестве личного гостя.Папюс с благодарностью принял приглашение. Вскоре он с удивлением узнал, что вместе с ним в Петербург едет месье Филипп - тот самый доктор, который в свое время вылечил его Матильду! Его тоже лично пригласил русский царь! Теперь уж Папюс потрудился навести справки об этом человеке. И узнал, что Филипп родом из крестьянской семьи, проживает в Лионе, где обучался фармацевтике, получив неполное медицинское образование. Почему же о Филиппе упорно говорят как о чудодейственном целителе, недоумевал Папюс. Скорее всего, он банальный шарлатан-недоучка. Удивительно легковерны эти русские...

В Россию оба почетных гостя прибыли в начале 1901 года. Их поселили в Царскосельском дворце, и Папюс исподволь начал присматриваться к своему соотечественнику. Тот оказался маленьким сухоньким брюнетом с подпрыгивающей птичьей походкой и жиденькими волосами. Одевался Филипп подчеркнуто скромно, храня верность застегнутому на все пуговицы одному и тому же черному сюртуку.
Папюс и император много времени проводили в уединенных беседах. Скорее всего, французский гость убеждал Николая в том, что вступление в мартинистскую ложу окажет мощное защитное воздействие на царствующий дом и дела государства. По некоторым сведениям, в конце концов Николай согласился принять посвящение. Подробности события держались в строгой тайне, известно лишь, что уже весной 1901 года в присутствии Папюса и месье Филиппа Николай председательствовал в ложе, получившей название "Крест и звезда". В ложу помимо царской четы вступили также многие представители высшей аристократии.

Папюс с некоторой досадой наблюдал, что его коллега, месье Филипп, в Петербурге нарасхват, и знатные господа выстраиваются к нему в очередь.
Однажды императрица, повстречав Папюса на прогулке, вдруг спросила со смущенной улыбкой, не согласятся ли они с месье Филиппом пройти маленькое испытание. "В назидание нашим врагам", - добавила Александра Федоровна. Папюс знал от своей ученицы Мусиной-Пушкиной, что некоторые лица в Петербурге называют приезжих гостей шарлатанами и требуют, чтобы государь выслал их из России.
Однако "маленькое испытание" оказалось серьезным экзаменом. Комиссия ведущих петербургских врачей (в их число, например, вошел известный психиатр Бехтерев , тоже мартинист) вместе с гостями отправилась в петербургский военный госпиталь. Там Папюсу и Филиппу показали двадцать тяжелобольных пациентов и предложили для начала поставить им диагноз. Месье Филипп своей подпрыгивающей походкой приближался к каждому, секунду-другую пристально смотрел на пациента и оглашал диагноз. После каждого вердикта месье Филиппа русские профессора, сверясь с историей болезни, восхищенно ахали: он не допустил ни единой ошибки.Более того, Филипп заявил, что из осмотренных им больных шестнадцать человек выздоровеют, а четверо умрут. Его предсказание в точности сбылось. Папюс же ошибся ровно в половине случаев. После экзамена Императорская военно-медицинская академия присвоила Филиппу степень доктора медицины. Но каково же было удивление Папюса, когда он узнал, что этот целитель-недоучка имеет целую кипу почетных дипломов "за медицинские и гуманитарные заслуги": от университета Цинциннати американского штата Огайо, от марсельской Академии Христофора Колумба, от Королевской академии в Риме, а итальянский город Акри сделал Филиппа своим почетным гражданином, после того как он излечил от смертельного недуга градоначальника. Папюс чувствовал себя опозоренным.

Вернувшись во Францию, он потерпел еще ряд неудач в лечении высокопоставленных больных. О Папюсе стала распространяться дурная слава. Обеспокоенный происходившим, Жерар решил смирить гордыню и обратиться за помощью к месье Филиппу. В одном из писем он даже написал, что якобы коллега явился к нему в пророческом сне.
"Прошу вас принять меня в ученики", - смиренно попросил Папюс месье Филиппа, прибыв в Лион. Скромная обстановка приемной целителя поразила Папюса: кушетка, простой деревянный стол и два стула. В ответ на просьбу хозяин разразился добродушным смехом: "Ты же гораздо умнее меня, Жерар, куда мне тебя учить! " Но Папюс настаивал.
"Чистота сердца и чистота молитвы, - сказал Филипп. - Больше ничего не надо. Никаких пассов и заклинаний ".

В августе 1904 года Матильда прислала служанку в клинику мужа с известием: опасно больна Виктория Лаланд, дочь месье Филиппа. И Филипп просит Папюса срочно приехать. Папюс недоумевал: чем же он может помочь, если сам учитель бессилен?

В доме целителя царила суматоха. Заплаканная мадам Филипп бросилась в ноги Папюсу: "Жерар, про вас говорят, что вы все можете! Спасите Викторию! Ее отца, видно, оставили высшие силы".

Бледный, осунувшийся месье Филипп стоял у постели метавшейся в жару дочери. Жерар взял руку девушки, чтобы пощупать пульс, и его сердце сжалось: да пульс-то предсмертный, чтобы это понять, не надо быть магом! Филипп дал Виктории какое-то питье, от которого та почти сразу уснула, и предложил Папюсу прогуляться. "Я позвал тебя, чтобы ты получил урок, - глухо сказал Филипп. - Ведь ты просил об этом. Так вот, судьбе угодно, чтобы Виктория умерла. Запас ее жизненных сил исчерпан... Я могу воспротивиться, исцелив ее, но тогда у меня пропадет дар лечить других... "
"Но ведь это ваша дочь, месье Филипп, - пробормотал потрясенный Жерар. - При чем же здесь другие?! " "Вот потому твои пассы и не действуют, - вздохнул Филипп. - Разве не сказано в Евангелии - заботься о других? Люби ближних... Разве ты, великий маг, ничего не знаешь о жертве?"

В ночь после смерти Виктории Филипп сообщил Папюсу, что проживет еще год и за это время успеет помочь ровно 750 человеческим существам. "Хочешь ли ты исцелять?" - спросил он Папюса. Жерар судорожно кивнул головой. "Тогда забудь о себе. Не бери вознаграждения. И будь готов к жертве. Это главное". Еще Филипп добавил, что, приближаясь к больному, он чувствует себя ничтожеством, мошкой и умоляет о высшем заступничестве. Папюс же до сих пор, пытаясь врачевать, чувствовал себя по меньшей мере полубогом.

После той памятной встречи с месье Филиппом магические процедуры, которые применял Жерар в своей лечебнице, неожиданно возымели почти стопроцентный успех. Практика у Папюса увеличилась втрое, возросли и доходы. Матильда простодушно радовалась этому и уже собиралась купить приглянувшееся поместье в Грасе, но муж разрушил ее планы, отдав деньги французскому Красному кресту. Малоимущих больных он отныне принимал бесплатно, чего раньше никогда не делал.

2 августа 1905 года месье Филипп умер. На похороны собралось невиданное количество народа, были присланы соболезнования из разных стран, в том числе и от русского двора. А в октябре Папюс получил приглашение от Николая II безотлагательно приехать в Россию. Санкт-Петербург встретил Жерара выстрелами и озлобленными голодными толпами. В Царском Селе, напротив, стояла какая-то гнетущая тишина. Семья Николая и его приближенные сновали по огромному темному дворцу, подобно теням.
... В удаленных покоях Царскосельского дворца собрались четверо: Николай II с супругой, капитан Мандрыка - адъютант императора и Папюс. По просьбе государя французский маг должен был вызвать дух Александра III, чтобы император спросил у отца совета. В звенящей тишине Папюс начертил на полу магические знаки и произнес заклинания. В этот момент глаза его закатились, и он обмяк, словно тряпичная кукла. Какое-то время медиум находился в трансе, когда же сознание вернулось к нему, собравшиеся услышали следующее: "Ты должен во что бы то ни стало подавить начинающуюся революцию. Но, увы, она еще возродится, и катастрофа неминуема. Что бы ни случилось, бодрись, сын мой. Не прекращай борьбы". Остекленевший взгляд Николая сверлил Папюса. "Что еще он говорит? Значит, не давать конституции?" - "Значит, не давать"...

Сеанс окончился, и все четверо долго сидели в полном молчании. Первой его нарушила императрица, спросив, возможно ли предотвратить предсказанное.
Папюс задумался. "Возможно, пожалуй... "
Несколько суток он провел взаперти, изучая каббалистические таблицы, и вскоре сообщил царской чете, что выполнил просьбу. Однако заклинание, защищающее Романовых от катастрофы, будет иметь силу лишь до тех пор, пока сам Папюс "не исчезнет с физического плана". Примечательно, но это один из немногих случаев в практике Папюса, когда сам он был неколебимо уверен в действенности своего заклятия.
В благодарность царица преподнесла доктору Жерару массивный золотой ковш, украшенный драгоценными камнями. Увы, дальнейшая судьба подарка неизвестна, но вполне вероятно, что Папюс отдал его на благотворительность.

В 1906 году он в третий раз посетил Россию с коротким визитом и, по слухам, гадал Николаю, убеждая его готовиться к войне с Германией.
Забегая вперед, скажем, что императорская чета переписывалась с Папюсом до самой его смерти. Любопытно, но доктор Жерар впоследствии предостерегал их от влияния Распутина. Узнав о кончине Папюса в 1916 году, Александра Федоровна написала мужу на фронт: "Папюс умер, а значит, мы обречены".

Спустя одиннадцать лет после свадьбы в семье Папюса случилось чудо: 2 января 1906 года Матильда родила мальчика, их единственного ребенка. Папюс назвал сына Филиппом, в честь того, кого с некоторых пор считал своим единственным учителем.
В конце 1913 года (мальчику было семь лет) он порезал кухонным ножом палец, и рана загноилась. Началось заражение крови. Никакие пассы, сколько Жерар ни производил их над сыном, не помогали. Гомеопатия и медицинские препараты - тоже. Папюс впал в отчаяние.
Ночью ему приснился месье Филипп, который сказал: "Отдай мальчика". К своему ужасу, Жерар понял намек учителя: речь шла о "жертве". Но нет, на такое он не способен. Он не может позволить умереть единственному обожаемому сына. У месье Филиппа было пятеро детей, разве это не меняет дела? Вечером Папюс повесил на шею мальчика талисман с магическими символами и начал заклинать духов, приказывая им покинуть тело сына. На третий день Филиппу стало лучше и он постепенно пошел на поправку.
Однако после чудесного исцеления ребенка здоровье самого Папюса резко ухудшилось. Его стали преследовать голоса и видения. Исчезли и целительские способности, в клинике Папюса все чаще умирали больные. Матильда была уверена, что кто-то наслал на мужа порчу, но сам Папюс отлично знал, что произошло. Разложив таро, он с точностью до дня выяснил дату своей близившейся кончины.
Эту дату, как оказалось, Папюс предсказал совершенно точно: 25 октября 1916 года. Он спокойно принял смерть, запретив Матильде и близким плакать. Так закончилось ученичество Папюса у Антелъма Филиппа.

С. Н. Булгаков

Свет Невечерний. Созерцания и умозрения

Памяти отшедших:

отца моего, г. Ливен протоиерея, о. Николая Васильевича Булгакова и матери моей Александры Косминичны урожд. Азбукиной

с чувством духовной верности посвящается

В этом «собранье пестрых глав» мне хотелось выявить в философствовании или воплотить в умозрении религиозные созерцания, связанные с жизнью в Православии. Такая задача хотя и подавляет непомерностью, но и овладевает душой с неотступностью. И подобный замысел не ограничивается литературой, им предполагается и творческий акт духовной жизни: книга, но уже и не книга, не только книга! Лишь краем души касаемся мы жизни Церкви, отягченные грехом, затемненные «психологизмом», но даже и из таких касаний почерпаем силу, которая живит и оплодотворяет творчество. В свете религиозного опыта, как ни скудна его мера, зрится и оценивается «мир сей» с его тревогами и вопрошаниями.

Господи!
Путь наш меж камней и терний,
Путь наш во мраке.
Ты, Свет Невечерний, Нас осияй!

(А. С. Хомяков. Вечерняя песня)

Скудно взыскуется и слабо брезжит в душе этот свет через темное облако греха и смятенности, труден путь чрез современность к Православию и обратно. Однако от всякой ли можно освободиться трудности и должно освобождаться? Сколь ни страстно жажду я великой простоты, белого ее луча, но отрицаюсь столь же лживого, самообманного упрощения, этого бегства от духовной судьбы, от своего исторического креста. И лишь как искатель религиозного единства жизни, взыскуемого, но не обретенного, выступаю я в этой книге. Пусть духовное существо современности изъязвлено проблемами и источено сомнениями, но и в ее сердце не оскудевает вера, светит надежда. И мнится, что в мучительной сложности этой таится своя религиозная возможность, дана особая задача, свойственная историческому возрасту, и вся наша проблематика с ее предчувствиями и предвестиями есть тень, отбрасываемая Грядущим. Осознать себя со своей исторической плотью в Православии и чрез Православие, постигнуть его вековечную истину чрез призму современности, а эту последнюю увидать в его свете – такова жгучая, неустранимая потребность, которая ощутилась явно с 19 века, и чем дальше, тем становится острее.

Руководящие идеи этого философствования объединяются не в «системе», но в некоторой сизигии, органической сочлененности, симфонической связанности. От такого философско-художественного замысла требуется, с одной стороны, верность и точность саморефлексии в характеристике религиозного опыта, при выявлении «мифа», а с другой – нахождение соответственной формы, достаточно гибкой и емкой для его раскрытия. Но и при наличии этих условий остаются нелегко уловимы внутренние ритмы мысли, ее мелодический рисунок и контрапункт, характер отдельных частей композиции: философское искусство принадлежит к числу наименее доступных. Это приходится сказать даже о Платоне, явившем недосягаемые образцы философской поэзии в своих диалогах, где не столько доказуется истина, сколько показуется ее рождение. Конечно, такое искусство не есть лишь неотъемлемая принадлежность одной философской музы Платона, оно вообще связано с определенным стилем философствования. Такого стиля инстинктивно и сознательно ищет и русская религиозная философия, и для нее это искание диктуется не притязательностью, но внутреннею необходимостью, своего рода музыкальным императивом.

В связи с общим замыслом чисто исследовательская часть в изложении сведена к минимуму: автор сознательно отказывается от стремления к исчерпывающей полноте библиографического и ученого аппарата. Внимание читателя привлекается лишь к таким страницам истории мысли, которые имеют прямое значение для более отчетливого выявления собственных идей автора (хотя, конечно, при этом и прилагается забота, чтобы при эпизодическом изложении не было существенных пробелов). В интересах четкости и стройности изложения в книге введено два шрифта, причем историко-литературные экскурсы и сопоставления напечатаны более мелко и могут быть даже опускаемы при чтении без разрыва целостной ткани мысли.

Книга эта писалась медленно и с большими перерывами (в течение 1911–1916 годов), а заканчивалась она уже под громы мировой войны. Для гуманистического мировоззрения, победно утвердившегося в «новое время», война эта поистине явилась духовной катастрофой, неожиданной и опустошительной. Она разбила обветшавшие скрижали и опрокинула общечтимые идолы. Напротив, в религиозном мироощущении катастрофа эта внутренне предугадывалась, как надвигающаяся вместе с созреванием исторической жатвы. Во всяком случае, последние события нас не заставили ни в чем существенном пересмотреть или изменить основные линии мировоззрения, верований, устремлений, отразившихся в этой книге, они даже придали им еще большую определенность и трагический пафос. Грандиозность происходящего не вмешается в непосредственное сознание участников, а катастрофическому чувству жизни упрямо (и по-своему даже правомерно) противится обыденное, «дневное» сознание с его привязанностью к «месту». Лишь насколько нам удается в религиозном созерцании подняться выше своей эмпирической ограниченности и слабости, мы ощущаем наступление великих канунов, приближение исторических свершений. «Когда ветви смоковницы становятся мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето» (Мф. 24:32). Историческое время оплотнилось, и темп событий становится все стремительнее. Не по внешним знамениям, но по звездам, восходящим на небе духовном, внутренним зрением нужно ориентироваться в этой сгущающейся тьме, прорезаемой зловещими молниями. И если может показаться иным, что неуместно во время всеобщего землетрясения такими «отвлеченностями», то нам, наоборот, представляется обострение предельных вопросов религиозного сознания как бы духовной мобилизацией для войны в высшей, духовной области, где подготовляются, а в значительной мере и предрешаются внешние события. В частности, давно уже назревало и то столкновение германства с православно-русским миром, которое внешне проявилось ныне, не теперь только началась война духовная. С германского запада к нам давно тянет суховей, принося иссушающий песок, затягивая пепельной пеленою русскую душу, повреждая ее нормальный рост. Эта тяга, став ощутительной с тех пор, как Петр прорубил свое окно в Германию, к началу этого века сделалась угрожающей. И, конечно, существеннее было здесь не внешнее «засилие» Германии, но духовное ее влияние, для которого определяющим стало своеобразное преломление христианства через призму германского духа. Это – арианское монофизитство, все утончающееся и принимающее разные формы: «имманентизма» и «монизма» – от протестантства до социалистического человекобожия. И для сознательного противления нужно прежде всего познать и понять угрожающую стихию, столь многоликую и творчески могучую. Лютер, Бауэр, А. Ричль, Гарнак, Эккегарт, Я. Беме, Р. Штейнер; Кант с эпигонами, Фихте, Гегель, Гартман; Геккель, Фейербах, К. Маркс, Чемберлен – все эти столь далеко расходящиеся между собою струи германства в «имманентизме», однако, имеют общую религиозную основу. Столь слабо ощущается в нем расстояние между Творцом и творением, что он роковым образом приближается к миро-и человекобожию разных оттенков и проявлений. Но все это в то же время есть не что иное, как многоликое хлыстовство западного типа, религиозно-соотносительное, а до известной степени и эквивалентное в тоносе своем нашему русскому хлыстовству. Последнее же представляет собой всегда подстерегающий соблазн православия и в этом смысле как бы нормальный от него уклон в сторону мистического человекобожия, «христовства», т. е. тоже монофизитства. Если западное, германское хлыстовство зарождается и культивируется в дневном сознании и потому вообще страждет интеллектуализмом, то русское хлыстовство гнездится в ночном подсознании, его стихия враждебна рассудочности, – чужда интеллектуализма: в нем открывается глубина хаоса, первобездна, издревле ведомая Востоку. И таинственно перекликаются столь несходные и, однако, религиозно созвучные голоса: тезис и антитезис хлыстовства.