Народное собрание в древних афинах. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы

Народное собрание в древних афинах. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы

Ответы
на кроссворды
и сканворды

Определения из сканвордов слова АГОРА

  • торговая площадь в древнейГреции
  • одна сотоя шекеля
  • «Вече» в Древней Греции
  • «Вече» эллинов
  • 1/100 израильского «рубля»
  • 1/100 шекеля
  • Рим - форум, Греция - …
  • античный бизнес-центр, суд и политический клуб
  • вече древних греков
  • городская площадь, рынок, базар
  • др.-греч. сборище
  • древнегреческая площадь
  • древнегреческое вече
  • древнегреческое сборище
  • древнегреческое собрание
  • законодательная «тусовка» эллинов
  • законодательное сборище древних греков
  • израильская «копейка»
  • израильская разменная монета, 1/100 шекеля
  • израильский «грош»
  • место встреч древних греков
  • место встречи древних греков
  • народное собрание (Греция)
  • народное собрание в Древней Греции, а также площадь где оно происходило
  • народное собрание древних греков
  • одна сотая шекеля
  • площадь в Афинах, где происходили торговля и собрания
  • площадь в Древней Греции
  • площадь в Элладе
  • площадь для народного собрания в древней Греции, само собрание
  • разменная монета Израиля, 1/100 шекеля
  • разменная монета государства Израиль
  • русская монета (устаревшее)
  • рынок на площади в Афинах
  • собрание
  • собрание в Древней Греции
  • собрание у эллинов
  • собрание эллинов
  • сходка древних греков
  • сходка у эллинов
  • торговая площадь в Древней Греции
  • торговая площадь и место народных собраний в древнегреческих городах
  • тусовка древних греков
  • форум в Элладе
  • шекель
  • Вече древних афинян
  • Вече в Трое
  • площадь у эллинов
  • рыночная площадь в Афинах
  • древнегреческая базарная площадь
  • законодательное сборище др. греков
  • Афинское вече
  • собрание у древних греков
  • форум эллинов
  • Городская площадь для народных собраний в Древней Греции
  • Собрание (греческ.)
  • вече в элладе

Помощь Абитуриенту » 27. Народным собранием в Афинах являлась Гелиэя Экклесия (*ответ к тесту*)

27. Народным собранием в Афинах являлась
Гелиэя
Экклесия (*ответ к тесту*)
Буле
Апелла
28. Школа глоссаторов сменяется школой
естественного права
позитивного права
легистов
постглоссаторов (*ответ к тесту*)
29.

Убийство кошки в Древнем Египте рассматривалось как
религиозное преступление (*ответ к тесту*)
причинение имущественного ущерба
действие, не нарушающее норм права
мелкий проступок
30. Буржуазное право в противовес партикулярному характеру феодального права оформилось как
национальная система права (*ответ к тесту*)
прецедентная система
система кодексов
система частного права
31.

Акт «о компаниях» 1908 г. в Англии
отменил разрешительный порядок регистрации
установил понятие юридического лица
закрепил деление компаний на публичные и частные (*ответ к тесту*)
установил разрешительный порядок регистрации
32. Инквизиция - это
императорские суды
особые суды (*ответ к тесту*)
королевские суды
судебный поединок
33.

Британское содружество наций было создано в
1923 г.
1949 г.
1931 г. (*ответ к тесту*)
1946 г.
34. В Древнем Египте «неджес» называли
земледельцев (*ответ к тесту*)
чиновников
воинов
ремесленников
35.

«Шесть великих домов» в Древнем Египте обозначали
Двор фараона
Храмовый номилекс
Высшую судебную инстанцию (*ответ к тесту*)
Ведомство общественных работ

Личные, или гражданские, права – это (*ответ*) совокупность естественных, неотъемлемых прав,

На аэродроме 20 самолётов.

Сколько всего троек самолётов может подняться в

Проанализируй примеры 204 + 138 и 162 + 153. Что в

Постройте диаграмму распределения продаж имеющегося в магазине сахара по дням недели

С помощью данных учебника определите, какие климатические рекордсмены России расположены в

Какими буквами обозначены согласные звуки в данных словах?

Создание народного собрания в Афинах (более подробно о законе Солона)

Образец ответа. В

Периметр квадрата равен 32 см, а периметр пятиугольника с равными сторонами

В книге 58 страниц.

В понедельник Артём прочитал 14 страниц и

Выскажите свое предположение о происхождении названия «полюдье».

Напишите самому себе советы «Как мне стать чемпионом школы по плаванию»

Read the rubric arid underline the key words. Answer the questions.

Заготовлено 300 т топлива.

В январе израсходовали 13,5% этого топлива, а

Для товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, ставки НДС определены в

В параллелограмме ABCD диагональ BD перпендикулярна его стороне АВ, отрезок DF

Составьте список товаров, ввозившихся во Владимиро-Суздальскую землю и вывозившихся из неё.

Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание.

2.1. Народное собрание в Афинах

На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания.

Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко.

Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов.

На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание.

Аристофан в комедии «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу в афинском Народном собрании, показывает, как свободно и смело обсуждались там многие вопросы. Его герой - крестьянин Дикеополь, проживающий в деревне афинский гражданин, - решает пойти на очередное Народное собрание и добивается заключения мира со спартанцами (пьеса отражает войну между Афинами и Спартой).

Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины.

Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30-40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3-5 тыс.

ЗАДАНИЕ № 41

Ответьте на вопросы.

Что вы знаете о Народном собрании в Древних Афинах?

Кто имел право в нем участвовать?

Граждане, мужчины начиная с двадцатилетнего возраста.

2. Кто из жителей Афин такого права не имел?

Рабы, переселенцы и женщины.

Как часто собиралось Народное собрание?

3 — 4 раза в месяц.

Народное собрание в Афинах

Где в Афинах оно собиралось? Почему под открытым небом?

На пологом холме в западной части города под открытым небом, чтобы «Зевс карал лжецов».

5. Чем занималось Народное собрание?

— выбирало стратегов

— объявляло войну

— утверждало мирные договоры

— принимало законы

— распоряжалось казной

— утверждало расходы стратегов

Народное собрание Афин

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Место народного собрания в древней Греции.

Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псе-физмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д.

Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в.

до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.
Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц.

На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение.

Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду.

Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.

Народное собрание обладало широкими полномочиями.

Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними.

На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т.е.

изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов.

Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д.

Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня.

Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании. Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Плутарх рассказывает, что самый уважаемый и самый авторитетный руководитель Афинского государства, первый стратег Перикл, так тщательно готовился к отчету перед гражданами, что в течение нескольких дней не допускал к себе никого из близких.

Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. Аристофан в комедии «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу в афинском Народном собрании, показывает, как свободно и смело обсуждались там многие вопросы. Его герой - крестьянин Дикеополь, проживающий в деревне афинский гражданин, - решает пойти на очередное Народное собрание и добивается заключения мира со спартанцами (пьеса отражает период между Афинами и Спартой).

Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день.

Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе.

Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30–40 тыс.

обычно в народных собраниях присутствовало около 3–5 тыс.

Древняя Греция

человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Государственное управление и менеджмент: сущность, различия, общие принципы

1.2

Вся система государственного управления состоит из постоянного осуществления определенных функций. Термин «функция» применяется для того, чтобы обозначить деятельность любых государственных органов независимо от цели их деятельности…

Государственное управление: цели, функции и принципы

5.

Функции государственного управления

государственный управление политика административный Каждое государство имеет свои функции, внешние и внутренние, реализуемые через совокупность всех органов этого государства, образующую государственный механизм. К числу таких функций…

Государство как субъект и объект управления

2.2 Функции государственного управления

государство управление судебный законодательный власть Реализация целей государственного управления осуществляется через систему функций, т.е.

взаимосвязанную совокупность стандартизированных действий субъекта управления…

Коммуникации в деятельности органов государственной власти

1.2 Функции и виды

В системе государственно управления коммуникации выполняют специфические функции, которые различные исследователи характеризуют по-разному.

Коммуникации в системе государственного управления

Глава 1. Коммуникации в системе государственного управления: сущность, виды, функции

В этой части своей работы я рассмотрю теоретический аспект изучаемой темы для того, чтобы понять её сущность, функции, роль и перспективы в жизни государства и общества.

Мною рассмотрены, помимо основополагающих понятий и категорий…

Коммуникации в системе государственного управления

1.3 Функции коммуникации в системе государственного управления. Коммуникативные барьеры

Теперь коснёмся функций коммуникации в системе государственного управления более системно. Опираясь на научную литературу по данной тематике…

Место парламента в системе разделения властей

1.

Понятие парламента. Функции парламента: общие и особенные в зависимости от типа парламента и формы правления

Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако, в действительности его реальные полномочия иные…

Муниципальное управление

2.

Функции государственного управления

Система государственного управления состоит из повседневного осуществления определенных функций.

2. Народное собрание в Афинах

Термин «функция» применяют для обозначения деятельности любых государственных органов независимо от их цели…

1.Общественные функции государства как субъекта управления.

Покажите общественную обусловленность государственного управления и выделите основные функции государства в каждой из управляемых сфер

Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления…

Особенности государственного управления

2. Органы особой компетенции в системе государственного управления. Выделите задачи, функции Комитета государственного контроля и системы прокуратуры в Республике Беларусь

Органы исполнительной власти особой компетенции учреждаются для осуществления преимущественно одной и той же функции государственного управления.

К особой компетенции относятся органы, осуществляющие исполнительную, контрольно-надзорную…

Понятие государственного управления. Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации», Указы президента Российской Федерации о государственном управлении, его системе и структуре

Д) Функции государственного управления

Эти функции вытекают из сути государства, его развитости на данный момент времени.

Функционирование — это выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей…

Понятие и сущность государственного управления

2.2.

Функции государственного управления

Государственное управление многофункционально. Функции — это элементы, части управленческой деятельности. Совокупность функций составляет содержание управления. Функции проявляются в действиях субъекта управления…

Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь

2.

Органы хозяйственного управления. Место и роль концернов в системе государственного управления

Хозяйственное управление связано с созданием материальных благ, изготовлением, выработкой и созданием какой-нибудь продукции, производством товаров, оказанием услуг, осуществлением купли и продажи и т.д…

Функции государственного управления

Рассматривая непосредственно понятие «функции управления», необходимо заметить, что в науке управления нет единого понятия функций, то есть направлений деятельности.

Функция содержит многозначное значение и обширную сферу употребления…

Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства

3. Функции ветвей власти в системе государственного аппарата

Что же собой представляет каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему — государственный аппарат? Органы законодательной власти…

Развитие Древнеафинского государства..

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.

С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики.,Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Реформы солона

Решающее значение для становления и развития Афинского государства имели реформы знаменитого

политического деятеля той эпохи Солона. Прежде всего, они (реформы) способствовали переходу от родового

общества к классовому.

Вот что написал о Солоне Плутарх: Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда, так

сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в

долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым 6ую часть урожая,... другие брали у богатых в долг деньги

под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других

продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал

этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство, и к тому же люди большой

физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе

одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и

совершенно изменить государственный строй.

Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, -пожалуй, единственный человек, за

которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в тоже время не угнетен

нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам.

Впрочем, Фаний Лесбосский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон:

неимущим он оп секрету обещал раздел земли, а людям богатым -обеспечение долговых обязательств.

Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием:

богатые - как человека зажиточного, бедные- как честного...

Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были

прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг под “залог тела” ...

Солон не угодил ни той, ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а

бедных - еще больше -тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись...

Желая оставить все высшие должности за богатыми, как и было прежде, а к прочим должностям, в

исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан.

Так, тех, кто производил в совокупности 500 мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал

их “пентакосиомедимнами” , вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить 300 мер; этих

называли “принадлежащими к всадникам” ;” зев гитами” были названы люди 3го ценза, у которых было 200 мер тех

и других продуктов, вместе взятых. Все остальные назывались “фетами” ; им он не позволил исполнять никакой

должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть

судьями. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии, стало в высшей степени

важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее, на приговоры по тем делам, решение

которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд.

Солон составил совет А реопага из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам был его членом как бывший

архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй

совет, выбрав в него по 100 человек от каждой из 4ех фил(“Совет 400от”) . Им он поручил предварительно, раньше

народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного

обсуждения. А “верхнему совету” он предоставил надзор за всем и охрану законов...

Итак, из вышеописанного мы видим, что к тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.) ,

задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его

жену, детей разрешалось продать в рабство за границу. Над основной массой общинников возникла угроза всеобщего

закабаления.” Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну” , -горестно отмечал Солон.

Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение землевладельцев, всеобщая задолженность бедноты,

политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и

ремесленников. Дело шло к восстанию.

Солон был первым из знати, кто заметил опасность. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он

провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и

делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

Особое значение имели земельная и политическая реформы. Солон отменил часть долговой кабалы. Все

долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили

название “Сисахфия” . Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность

ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Считают, что Солон установил максимум

земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился. Ссудные проценты не были

уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных

землевладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев.

Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в том числе и земельные участки,

можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т.д. Такой свободы обращения с земельным

наделом родовое общество не знало. Солон содействовал развитию ремесла, торговли. Он унифицировал систему

мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговли Афин и т.д. Родители

в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.

К политической реформе Солона следует отнести деление жителей по имущественному цензу. Все свободные

граждане Афин делились на 4 разряда, о чем уже говорилось выше.

Одновременно предусматривалось, что только лица из 1го разряда могли избираться военачальниками и

архонтами. Из представителей 2го разряда формировалось конное войско(всадники) , из остальных - пешее войско.

Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные

лица. В работе собрания участвовали также и неимущие граждане.

Одновременно был учрежден “Совет четырехсот” - по 100 человек от каждой филы. В его состав могли

избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль

возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось регулярно. Проекты многих решений готовил Совет, а в

необходимых случаях действовал от имени собрания.

Солон также учредил суд присяжных-“галиэю” , причем в ее состав избирались граждане всех разрядов.

Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию афинской

рабовладельческой демократии.” Галиэя” была не только главным судебным органом Афин, она также

контролировала деятельность должностных лиц.

Итак, Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и бедными гражданами, не допустить

социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых

выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: землевладельцев,

купцов, ремесленников. Реформы Солона повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой

которого стали средние и мелкие землевладельцы, верхушка ремесленников и купцов.

Ввиду того, что после Солона власть захватил тиран Писистрат, реформы были упразднены, оставлены без

применения. Но, пришедший после свержения писистатидов, Клисфен продолжил дело Солона. В результате его

реформ государственный строй стал еще более демократическим, чем при Солоне.

Значение рефор салона

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.

Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

После смерти Солона, еще долгое время политики обращались к его конституции, используя ее в качестве авторитетного источника права

Реформы Клисфена [править] Территориальное деление

Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа - филы, бывшее опорой влияния родовой знати и её группировок. Основой деления стала «деревня» - дем; демы объединялись в 30 триттий, а триттии - в 10 новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. Первоначальное число демов Геродот определяет во 100; потом их число увеличивалось. Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки, в официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.

По населённости и пространству демы сильно разнились между собой, так как при образовании их Клисфен исходил от исконного деления Аттики на поселения. Дем пользовался самоуправлением в местных делах; в государственном управлении демы участвовали преимущественно через филы.

Дем, с его демархом и др. местными властями, с его общедемотскими собраниями, землями, культом, воспитывал гражданина для деятельности на более широкой общегосударственной арене. Законодателю не трудно было ввести в новые деления и новых граждан - поселившихся в Аттике иноземцев и вольноотпущенников.

Несколько демов составляли триттию; всего триттий было 30: 10 в городе и его округе, десять в Паралии (на побережье) и 10 в Месогее (внутренней области Аттики). Триттии были распределены по жребию между 10 филами, так чтобы в каждой филе была одна триттия городская, одна триттия Паралии и одна - Месогеи. Таким образом были разорваны старые родо-территориальные связи и предупреждено образование партий наподобие педиеев, паралиев и диакриев.

Клисфеновские деления можно проследить до середины IV в. нашей эры (причём тогда было уже 13 фил и до 200 демов). Патронами клисфеновских фил сделались, по указанию Пифии, 10 отечественных героев, которые и дали филам свои имена. [править] Реформа городского Совета

Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. По конституции Солона Совет формировался по 100 человек от каждой филы, и таким образом представлял собой Совет Четырёхсот. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах; весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались также по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица. [править] Другие реформы

Давних родовых делений Аттики Клисфен не уничтожал; роды, фратрии, ионийские филы продолжали существовать и после него. Он даже увеличил число фратрий, изменив и личный состав их: кроме древних родов, в их среду вошли члены религиозных сотовариществ, к родам не принадлежавшие; всех фраторов объединяли культы Зевса-фратрия и Афины-фратрии. Принадлежностью к фратрии обуславливались права и звание афинского гражданина до 18-летнего возраста. Однако эти родовые деления перестали играть политическую роль.

Клисфен также создал коллегию из 10 военачальников - стратегов (по 1 от каждой филы), в руки которых в последдующие годы перешла от архонта-полемарха вся военная власть; в отличие от архонтов, в которые избирались только представители двух высших имущественных классов, стратегами могли стать представители всех классов, кроме последнего - фетов.

Для предупреждения новых попыток захвата тиранической власти Клисфен ввёл остракизм. [править] Результат

Реформами Клисфена завершено было объединение Аттики, начатое по легенде Тезеем, и образование органического целого из разрозненных и враждовавших между собой групп населения. По словам Аристотеля, Клисфен сделал Афины более демократическими, а Геродот ставит в причинную связь с клисфеновской организацией республики последовавшие вскоре за ней успехи афинян в войнах с беотийцами и халкидянами: под гнетом тиранов они были нерадивы, «потому что как бы трудились для господина, а потом, когда стали свободными, охотно брались за дело, преследуя собственные выгоды» (V, 78). [править] Ссылки

РЕФОРМЫ ЭФИАЛЬТА И ПЕРИКЛА, И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ АФИНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.

Изменение внешнеполитического положения Афин, их обнищание повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях.

Теперь на пути афинской демократии находился один ареопаг. Неписаная афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во время знаменитых греко-персидских войн (492-479 гг. до н.э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. Между тем время не повлияло ни на его состав, ни на его политическую линию. В 462 году до н.э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела, наконец, закон о лишении ареопага всех политических функций. Основные функции ареопага были переданы народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Борьба была очень острой: глава аристократической партии, потерпевшей поражение, отправился в изгнание, Эфиальт пал от руки своих противников.

Вскоре после этого демократическое движение возглавил Перикл. Благодаря его энергии Афины одерживают крупные победы во внешней политике, усиливая свое влияние.

Во внутренней политике также происходили изменения. В 457-456 годах был изменен порядок избрания архонтов. Отныне эта должность стала доступной для третьего и четвертого класса граждан - зевгитов и фетов. Несколько позже были восстановлены суды по демам.

Борьба Афин со Спартой продолжалась с переменным успехом. Власть демократов снова сменилась властью олигархии. Однако длительные войны против Спарты все более ослабляли позиции олигархов. В результате в 433 году до н.э. вождь олигархов Фукидид был изгнан из Афин и во главе государства на 15 лет становится Перикл.

В эти годы в городе окончательно складывается демократическая конституция. Несмотря на то, что цензовый порядок, введенный Солоном, продолжал сохраняться, все афинские граждане имели возможность занимать высшие руководящие должности, за исключением казначейских. Должностных лиц отныне стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом продолжали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.

Было установлено вознаграждение за исполнение государственных должностей, что позволяло любому гражданину временно оставить свое ремесло для полноценной службы отечеству.

При Перикле порядок государственного устройства являлся следующим: верховным органом власти признавалась экклесия, которая собиралась от двух до четырех раз в месяц. Она обсуждала и принимала законы, решала вопросы войны и мира, продовольственного снабжения, принимала отчеты должностных лиц, осуществляла высший государственный контроль и рассматривала судебные дела в последней инстанции. Право голоса в экклесии имели все граждане Афин, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения. Однако, в связи с тем, что участие в народном собрании не оплачивалось, граждане, добывавшие себе на пропитание собственным трудом, или проживавшие в отдаленных местностях, не могли позволить себе по несколько раз в месяц участвовать в народном собрании. Поэтому число присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2-3 тысяч, в основной своей массе - жителей Афин.

Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом важном государственном органе - совете пятисот. В него входили десять, избиравшихся по филам, пританий по пятьдесят человек в каждой. Каждая из пританий по очереди в строго определенное время года осуществляла свои функции. Совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом, контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными лицами. И все-таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.

Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней политикой, финансами и т.д. Переизбрание в коллегию можно было производить много раз, однако, за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное доверие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и подвергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли претендовать только обеспеченные граждане.

Утверждение в Афинах строя рабовладельческой демократии

В истории не только пентеконтаэтии, но и Греции античной эпохи в целом утверждение в Афинах государственного строя рабовладельческой демократии явилось событием исключительно важным по своему значению и далеко идущим историческим последствиям.

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Этот строй называется демократией потому, что власть здесь принадлежит не немногим, а большинству граждан». Так говорил вождь афинской демократии Перикл в приписываемой ему Фукидидом речи над могилой первых павших в начавшейся Пелопоннесской войне афинян. К речам политических деятелей, передаваемым античными историками, следует относиться осторожно.

И хотя цитированная речь Перикла дошла до нашего времени в тексте одного из самых замечательных и надежных историков античной эпохи, но этот принцип исторической критики должен сохранить свою силу и здесь. Сам Фукидид предупреждал своих читателей по поводу содержащихся в его повествовании речей, что он передает их не дословно, но только так, «как каждый оратор... скорее всего мог говорить».

При этом речь Перикла носила сугубо официальный характер и была произнесена в торжественной обстановке, следовательно, мы вправе ожидать от нее некоторой идеализации существовавшего тогда в Афинах государственного строя. Наконец, многие из содержащихся в этой речи намеков вообще нам непонятны: они были понятны лишь современникам Перикла.

И тем не менее определение, которое дается в этой речи афинскому государственному строю, безусловно, выражает его политическую сущность. Демократией античные последователи этого правопорядка называли лишь такой государственный строй, при котором верховная власть принадлежала большинству граждан, организованных в народное собрание. Следует подчеркнуть слово «граждан». Не большинству населения, но именно большинству граждан, ибо в древности эти понятия не совпадали. Именно поэтому, определяя античную демократию, не следует ни на минуту забывать, что речь здесь идет об одной из разновидностей рабовладельческого государства, со всеми присущими природе этого типа государств особенностями.

У античных греков не было статистики. Основываясь на имеющихся в распоряжении современной науки источниках, нельзя поэтому установить точно численного соотношения между различными группами населения античных государств, особенно если подходить к ним с точки зрения их деления по политическим признакам.

Однако, оперируя всякого рода косвенными данными (касающимися площади города, сведений о подвозе хлеба, данными о численности войск, участвовавших в том или ином сражении, и т. п.), можно с уверенностью сказать, что в Аттике и Афинах свободные, достигшие совершеннолетия, полноправные граждане мужского пола (ибо женщины в Афинах, как и в других греческих городах, никогда политическими правами не пользовались) вряд ли составляли даже в самое лучшее время более 20-30 процентов от общего числа населения, в массе своей состоявшего из бесправных рабов и ограниченных в своих политических правах метеков.

По терминологии литературных и эпиграфических источников, только это незначительное меньшинство населения и представляло собой демос - народ; к нему относятся, следовательно, слова Перикла из той же передаваемой Фукидидом его речи о «равноправии для всех».

В отличие от демократического олигархический строй представлял собой такой политический порядок, при котором полнота гражданских прав и фактическая возможность активного участия в управлении государством предоставлялись не всем гражданам, но только известной их части, выделенной по признакам знатного происхождения или, как это было в Афинах после тимократической реформы Солона, по признакам имущественного ценза.

С точки зрения того содержания, какое вкладывали сами древние греки в термины «демократия» и «олигархия», переворот, который произошел в Афинах в самом конце VI в. до н. э. и был закреплен реформами Клисфена, не привел еще афинян к окончательному утверждению демократической, в античном понимании, формы государственного строя.

Энгельс называет этот переворот революцией. Он был революцией в том смысле, что афинский демос в результате длительной и упорной борьбы навсегда низвергнул власть старой аристократии и ликвидировал пережитки родового строя, препятствовавшие дальнейшему развитию производительных сил общества. Этой революцией закончился длительный процесс становления новых форм социального строя, основанных уже на началах классового деления, и процесс становления государства как аппарата господства нового класса.

Но реформы Клисфена не затронули закона об имущественном цензе. Политические права афинских граждан и после Клисфена продолжали зависеть от их имущественного положения. Наибольшим влиянием в государственной жизни пользовался совет пятисот, формировавшийся из зажиточных граждан первых трех имущественных разрядов. Высшие же должности в государстве могли занимать только богатые граждане, принадлежавшие к первым двум разрядам.

Не утратил своего прежнего значения и ареопаг. Не было проведено ни одной меры для повышения материального уровня жизни бедноты. Реформы Клисфена при всех этих условиях были победой демоса, ниспровергшей власть родовой аристократии, но еще не победой демократической формы государственного строя. Они являлись лишь первым шагом в этом направлении. Для окончательного его утверждения потребовался еще ряд десятилетий, заполненных напряженной политической борьбой.

Следующий по времени этап в борьбе за демократизацию государственного строя в Афинах связан с именем Фемистокла. Выступив еще в конце 90-х гг. V в. до н. э. со своим предложением о всемерном увеличении морских сил Афинского государства, он тем самым, по сути дела, выдвинул новую политическую программу. Превращение флота, в котором служили наименее обеспеченные афинские граждане, в основную военную силу государства неизбежно должно было повысить удельный вес неимущих и малоимущих слоев афинского гражданства в политической жизни Афин, а следовательно, роль народного собрания, так как именно эти слои составляли в нем большинство.

2.1. Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся к получению гражданских прав.

В компетенцию Н.С. входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Н.С., на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем,на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором – рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т.д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Н.С. был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый Афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Н.С. . Афинские граждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Участвовать в работе Н.С. имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства,в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия),устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица,имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, и им было трудно туда приезжать. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30 – 40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3 – 5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек,и это количество собиралось не без труда.

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся к получению гражданских прав.

В компетенцию Н.С. входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Н.С., на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т.д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Н.С. был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый Афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Н.С. . Афинские граждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Участвовать в работе Н.С. имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства, в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, и им было трудно туда приезжать. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30 - 40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3 - 5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

  • Источники по истории Древней Греции
    • Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э.
    • Источники по истории архаической и классической Греции
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 2
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 3
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 4
    • Источники по истории Греции эллинистического периода
      • Источники по истории Греции эллинистического периода - страница 2
  • Историография истории Древней Греции
    • Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в.
      • Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в. - страница 2
    • Русская историография XIX - начала XX в.
    • Зарубежная историография Древней Греции XX в.
      • Зарубежная историография Древней Греции XX в. - страница 2
      • Зарубежная историография Древней Греции XX в. - страница 3
    • Зарубежная историография 90-х годов
      • Зарубежная историография 90-х годов - страница 2
    • Отечественная историография античности (1917-1990)
      • Отечественная историография античности (1917-1990) - страница 2
      • Отечественная историография античности (1917-1990) - страница 3
    • Отечественная историография 90-х годов
  • Цивилизация минойского Крита
    • Предпосылки образования государства на Крите
    • Первые государственные образования
    • Создание объединенной общекритской державы
      • Создание объединенной общекритской державы - страница 2
    • Религиозные воззрения. Царская власть
    • Социально-экономические отношения
    • Критская морская держава и ее упадок
  • Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. Микенская цивилизация
    • Греция в раннеэлладский период (до конца III тысячелетия до н. э.).
    • Вторжение греков-ахейцев. Становление первых государств
    • Формирование микенской цивилизации
      • Формирование микенской цивилизации - страница 2
    • Социально-экономическая структура
    • Организация государственного управления
    • Взаимоотношения ахейских царств
      • Взаимоотношения ахейских царств - страница 2
    • Угасание микенской цивилизации
    • Заключение к разделу
  • Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI-IX вв. до н. э.
    • Особенности развития гомеровского общества
    • Социально-экономические отношения. Рабство
      • Социально-экономические отношения. Рабство - страница 2
    • Родовые институты и гомеровский полис
    • Имущественное и социальное расслоение
      • Имущественное и социальное расслоение - страница 2
  • Социально-экономическое развитие Греции. Великая греческая колонизация
    • Состояние греческой экономики
      • Состояние греческой экономики - страница 2
    • Ранняя, или старшая, тирания
    • Великая греческая колонизация
      • Великая греческая колонизация - страница 2
    • Рождение новой греческой культуры
      • Рождение новой греческой культуры - страница 2
      • Рождение новой греческой культуры - страница 3
  • Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э.
    • Общие условия развития
    • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э.
      • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. - страница 2
      • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. - страница 3
    • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта
      • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта - страница 2
      • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта - страница 3
  • Формирование полисного строя в Аттике
    • Афины в VIII-VII вв. до н. э.
    • Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии
      • Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии - страница 2
    • Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560-510 гг. до н. э.)
    • Законодательство Клисфена. Организация полисной демократии
    • Греческий полис как социально-политический организм
      • Греческий полис как социально-политический организм - страница 2
      • Греческий полис как социально-политический организм - страница 3
  • Греко-персидские войны
    • Причины греко-персидских войн. Их периодизация
    • Восстание Милета и греческих городов Малой Азии
    • Первые вторжения персов в Балканскую Грецию (492-490 гг. до н. э.)
      • Первые вторжения персов в Балканскую Грецию (492-490 гг. до н. э.) - страница 2
    • Поход Ксеркса
      • Поход Ксеркса - страница 2
      • Поход Ксеркса - страница 3
    • Организация Делосской симмахии (Первого Афинского морского союза)
    • Нарастание напряженности между Афинами и Спартой. Военная экспедиция Афин в Египет и завершение греко-персидских войн
      • Нарастание напряженности между Афинами и Спартой. Военная экспедиция Афин в Египет и завершение греко-персидских войн - страница 2
  • Экономика Греции в V-IV вв. до н. э.
    • Общие особенности греческой экономики
    • Положение в сельском хозяйстве
    • Ремесла
      • Ремесла - страница 2
      • Ремесла - страница 3
    • Торговля
  • Социальная структура греческого общества
    • Социальная структура греческого общества
    • Характеристика классического рабства
      • Характеристика классического рабства - страница 2
      • Характеристика классического рабства - страница 3
    • Господствующий класс
    • Положение свободных мелких производителей
      • Положение свободных мелких производителей - страница 2
    • Прослойка деклассированных элементов
  • Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы
    • Общие особенности. Понятие афинского гражданства
    • Народное собрание в Афинах
    • Совет 500 и Ареопаг
    • Выборные должностные лица
    • Суд присяжных - гелиея
    • Социальная политика афинской демократии
  • Государственный строй Спарты
    • Общие особенности. Народное собрание (апелла)
    • Геруссия и коллегия эфоров
    • Институт царской власти. Военные должности
    • Система государственного воспитания спартиатов
  • Внутриполитическое положение Греции во второй половине V в. до н. э.
    • Характеристика Пелопоннесского союза
    • Первый Афинский морской союз
      • Первый Афинский морской союз - страница 2
      • Первый Афинский морской союз - страница 3
    • Внешняя политика Афинского морского союза в 40-30-х годах до н. э.
      • Внешняя политика Афинского морского союза в 40-30-х годах до н. э. - страница 2
  • Пелопоннесская война. 431-404 гг. до н. э.
    • Причины войны
    • Архидамова война 431-421 гг. до н. э.
      • Архидамова война 431-421 гг. до н. э. - страница 2
      • Архидамова война 431-421 гг. до н. э. - страница 3
    • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.)
      • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.) - страница 2
      • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.) - страница 3
  • Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого полиса
    • Социально-экономическое положение
      • Социально-экономическое положение - страница 2
      • Социально-экономическое положение - страница 3
      • Социально-экономическое положение - страница 4
    • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э.
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 2
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 3
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 4
  • Военно-политическое положение Греции. Кризис полисной системы взаимоотношений
    • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.)
      • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.) - страница 2
      • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.) - страница 3
    • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.)
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 2
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 3
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 4

Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания.

Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании. Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Плутарх рассказывает, что самый уважаемый и самый авторитетный руководитель Афинского государства, первый стратег Перикл, так тщательно готовился к отчету перед гражданами, что в течение нескольких дней не допускал к себе никого из близких.

Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. Аристофан в комедии «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу в афинском Народном собрании, показывает, как свободно и смело обсуждались там многие вопросы. Его герой - крестьянин Дикеополь, проживающий в деревне афинский гражданин, - решает пойти на очередное Народное собрание и добивается заключения мира со спартанцами (пьеса отражает войну между Афинами и Спартой).

Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины.

Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30-40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3-5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Перикл был выдающимся государственным и политическим деятелем, настоящим патриотом и непревзойденным оратором. За период своего правления он смог превратить Афины в процветающий полис.

Благодарные жители Афин называли своего правителя посланником Зевса и переизбирали на высшую должность 15 раз. В отличие от своих предшественников, основной целью своей государственной деятельности Перикл сделал увеличения благосостояния горожан и заботу о них. Перикл смог утвердить настоящую полноценную демократию в Афинах .

Правление Перикла в Афинах: народное собрание

Чтобы сделать органы управления более прозрачными Перикл учредил народное собрания, членами которого были все мужчины, достигшие 20 летнего возраста.

На собрание, которое проводилось раз в неделю, принимались новые законы и обсуждались все проблемные аспекты жизни общества. Свое мнение имел право высказать каждый член собрания.

Чтоб беднейшие слои населения также смогли принимать участия в собрании, Перикл платил им за посещение суму, которую они могли бы заработать за этот день, работая на полях или в мастерских.

Для искоренения коррупции в судопроизводстве, Периклом была введена система, при которой судья до последнего момента не знал, какое дело будет рассматривать. Судьей мог стать любой гражданин Афин, достигший 30 летнего возраста.

Женщины при Перикле не имели абсолютно никаких политических прав, так же, как и приезжие жители. Однако это было вызвано не личными побуждениями Перикла, а теми устоями, которые диктовало то время.

Культурное развитие горожан

Не забывал Перикл также о культурном развитие горожан. Очень часто в Афинах проводились различные соревнования и массовые празднества. Особым уважениям пользовался театр Афин . Горожанам, которые не имели материальной возможности посетить театр, Перикл давал им на это деньги из своих личных средств.

Чтобы обеспечить постоянной работой жителей Афин, Перикл инициировал строительство храмов и общественных зданий. Это не только дало возможность зарабатывать деньги простым людям, но и со временем превратило Афины в город с потрясающей архитектурой.

Согласно историческим источникам, некоторые грузчики и пастухи, которые работали на строительстве, набравшись опыта в этом деле, со временем становились известными архитекторами.

Развитие флота и торговли

Перикл также смог укрепить флот Афин, превративши, таким образом, город в могущественный центр торговли в Средиземноморье. Флот Афин мог противостоять пиратам и со временем фактически полностью их уничтожил.

Из-за своей мягкости и дипломатичности, Перикл не развязывал воин с соседними государствами и фактически не колонизировал другие земли, хотя могущество флота предоставляло ему такую возможность

Все силы правителем были консолидированы в первую очередь на улучшения жизни самих Афин.

Афины при Перикле достигли невиданных высот экономического, интеллектуального и политического развития. Благодаря своей либеральной демократичной политике, он смог не только сделать Афины крупным культурным и политическим центром древнегреческого мира, но и войти в мировую историю, как отец демократии, борец за права и свободы людей.