Государственные стандарты образования по специальности. Фгос: федеральные государственные образовательные стандарты. Поколения и различия фгос

Государственные стандарты образования по специальности. Фгос: федеральные государственные образовательные стандарты. Поколения и различия фгос

Полгода назад жесткий и бескомпромиссный Николай Толстых был уволен с поста президента РФС. Вместе с ним ушел генеральный секретарь союза Анатолий Воробьев – профессор, доктор экономических наук, завкафедрой спортивного менеджмента РЭУ им. Плеханова. С кем еще, как не с ним, можно осмыслить то, что происходит в нашем футболе?

«У нас с Гинером разный ментальный лексикон»

– Когда вы официально расстались с РФС?
– Летом прошлого года.

– С вами полностью рассчитались?
– Да, я, может, единственный из прежней команды, кто в итоге выиграл. Побывал в Бразилии, Северной Ирландии. Собрал материал для своего учебника по футбольному менеджменту, сейчас как раз заканчиваю трактат. У нас не было хорошего пособия, поэтому и получались такие «специалисты», которые сейчас рулят в клубах и доводят их до банкротства. Словом, доволен теми двумя с половиной годами, что провел в РФС. Странно другое – все 53 национальные федерации УЕФА имеют в штате генерального секретаря, а в РФС его сейчас нет. Забавно.

– Вы как-то говорили, что зарплаты у сотрудников РФС довольно скромные.
– Именно так. Раньше некоторые отдыхали в Турции и Египте, а при нынешних курсах валют – вряд ли. Более того, уже полгода прошло с момента ухода Толстых, но пока никто не собирается увольнять из РФС «бездельников», хотя грозили.

– Вы продолжаете преподавать в РЭУ им. Плеханова. Часто ли студенты спрашивают про работу в РФС?
– Конечно! Как сказал американский физик Митио Каку, сейчас университеты выпускают специалистов прошлого – все на заучивании и запоминании, а надо развивать воображение, креативность, инициативу. Привожу студентам примеры – хорошие и не очень. К сожалению, всякого пришлось насмотреться, и, как говорил Аристотель, некоторые вещи лучше не знать, чем знать.

– Что в первую очередь интересует студентов?
– Некоторых привлекают доходы агентов – приглашал их к нам в вуз. Интересуются примерами удачного менеджмента – рассказывал про ЦСКА, один из лучших клубов с точки зрения управления. Хотя у нас с Евгением Гинером разный ментальный лексикон и какие-то вещи на исполкоме меня коробили… Интересуются бюджетом РФС, финансовым фейр-плей, то есть моим любимым «Динамо», из-за которого я когда-то и пришел в футбол, а сейчас управленцы довели клуб до того, что он разваливается. Придумываем деловые игры, квесты спортивного направления…

– ЦСКА – один из лучших, потому что жестко управляется Гинером?
– Не только, там и Роман Бабаев хороший специалист, юристы квалифицированные. Грамотная селекционная работа, точечно усиливаются игроками, нашли хорошего тренера.

– Когда Гинер вас критиковал, обижались?
– Евгений Леннорович делал это умышленно, понимал – раз бьет по мне, значит, и по Николаю Александровичу. Что ж, нормальная конкурентная борьба. Мы из разных команд, даже на исполкомах по одну сторону стола сидели регионалы, Степашин, Якунин и я, а по другую – Прядкин, Ефремов, Гинер, Керимов и так далее.

«Папка Толстых – ядерное оружие»

– Какой главный вывод вы сделали по итогам работы в РФС?
– Виталий Мутко сказал как-то, что его замкнуло, когда он отправил в РФС Толстых. Но ведь с самого начала было понятно, что это мина замедленного действия. Еще на берегу, когда запускали Николая Александровича капитаном терпящего бедствия судна с долгами. Он человек амбициозный, самостоятельный и не будет действовать в форвартере чьих-то указаний. Удивительно, как почти три года Толстых удерживался на плаву! Он не в формате нынешней системы отношений, когда вектор развития задают элитные клубы.
Лучше всего про уход Николая Александровича сказал почетный президент Олимпийского комитета Виталий Смирнов: «Без административного ресурса его просто схарчили».

– Толстых тяжело пережил прошлый год? Отставка из РФС, смерть родителей…
– Только железный человек мог пережить такое. Николай Александрович сам порой говорит: «Железные люди не ломаются».
По отношению к нему это было негуманно, но, думаю, на кармическом табло все учитывается. В мельнице Бога мелют медленно, но время расставит все по местам. Кстати, Толстых – человек воцерковленный… После таких ударов судьбы кто-то спивается или заболевает, а он, уверен, 30 января в хорошей форме встретит 60‑летие.
Хотя, конечно, переживал. Это я могу много чем заниматься: и в Минатоме работал, и преподаю, – а Николай Александрович в футболе с шести лет и до 60. Для него РФС – вершина карьеры! Он очень не хотел уходить, как и Мишель Платини из УЕФА. Они, кстати, чем-то похожи. Платини его, я знаю не понаслышке, очень любит. Свою миссию Толстых видел в том, чтобы гнать из храма футбола торговцев и фарисеев. Это для других футбол – торговый дом, бизнес, а для Николая Александровича именно храм. К сожалению, ему не удалось до конца реализовать то, что начал.

– Как часто общаетесь с Николаем Александровичем?
– Не виделись давно, но созваниваемся.

– Чем он сейчас занимается?
– Герман Греф недавно сказал, что вся страна превращается в дауншифтера, но, думаю, Толстых им не станет и, убежден, будет востребован. Не использовать таких людей – большая расточительность. Я бывал на бале олимпийцев и видел, как очень известные люди, руководители федераций, подходили к Николаю Александровичу, обнимали его. Работая исполнительным директором Олимпийского комитета, он был на своем месте. Получал раз в пять больше, и все у него было замечательно, но вдруг его оттуда сорвали и бросили в РФС. Стратегическая ошибка, футбол от этого не выиграл! Хотя, конечно, нет другого такого человека, у которого внутри столько футбола. И многие вещи, которые декларировал Толстых, находят отражение в решениях самых высших органов – на президентском совете по спорту велели прекратить ярмарку тщеславия.

– Почему он так и не обнародовал материалы из своей знаменитой папки?
– У России есть ядерное оружие, но она же им не пользуется. А его наличие – хороший элемент сдерживания. И пусть нефть стоит 30 долларов, 25 и даже 20, Россия останется великой страной в первую очередь потому, что у нее есть ядерное оружие.

– Подарок ему на 60‑летие уже приготовили?
– Нет, тут нужно что-то оригинальное. До дня рождения времени мало, но я привык действовать в цейтноте. Играю в шахматы, в интернете есть программа – 60 тысяч игроков по всему миру, я доходил до первой сотни, максимум – 72‑е место. Но сейчас пару партий проиграл и из сотни вылетел…

«Мутко, как Мандела, примирил и черных, и белых»

– С какими чувствами вы смотрите на работу нынешнего РФС?
– А я для себя проект «Российский ногомяч» закрыл. Осталось две связанные с ним работы, одна из них – Football Development Index. Исходя из популярности футбола, достижений и других параметров мы в РЭУ посчитали рейтинг развития этого вида спорта в 209 странах. Если бы у кого-то из нынешних футбольных руководителей было стратегическое видение, они бы за эту работу ухватились.

– И все-таки про РФС. Говорят, при Мутко стало лучше, меньше скандалов.
– Это действительно так. Я давно говорил, что нужен был российский Нельсон Мандела, который примирит всех – и черных, и белых. Кто, кроме Мутко, мог им стать?

– Вы представляли себе реакцию, когда давали интервью с заголовком «Я – гений»?
– Люблю провокационные заявления! Запускаю их как меченый атом. Думаете, я не понимал, что идея о сборной-2018, которая наигрывалась бы в РФПЛ, – утопия? Чем наши дискуссии отличаются от тех, что на Западе – там пытаются найти истину, а у нас – любым способом подавить оппонента. Одно дело – обсуждать идею, другое – сразу перейти на личности и бить по человеку.

– Именно это вы имели в виду, когда говорили, что у нас в футболе в основном примитивные люди?
– Да, тотальное невежество плюс апатичные, скучные люди. Полностью разделяю слова Фаины Раневской: «Люди, как свечи: либо должны гореть, либо в жопу их». У нас в футболе в основном вторые. Или, как говорил Лев Толстой, люди делятся на духовных и животных. Толстых, при всех его чудовищных управленческих ошибках, духовный человек. Пусть желание победить негативные явления и борьба с бандитизмом не были реализованы, но у него хотя бы была идея. А подавляющее большинство других людей безыдейны и любят не футбол в себе, а себя в футболе – либо денег заработать, либо помелькать в телевизоре.

– И в этом примитивность?
– Она в том, что напрочь отсутствует креативность. Я много чего предлагал – все заглохло. Сейчас не вполне понимаю, кто и как напишет стратегию развития футбола до 2030 года, о которой попросил Владимир Путин. Наверное, опять все сведется к тому, что в этом году мы положим 30 искусственных полей, в следующем – 50. А кто на них будет работать и тренировать? Все только берут под козырек, а сами ничего не предлагают.

– Есть обратные примеры?
– Конечно, есть, и в РФС тоже, но фамилии лучше не называть, иначе этому человеку не то что не поздоровится, но могут сказать: «Тебя Воробьев хвалит, а это как-то неправильно».

– А если не в РФС?
– Конечно. Керимов и Галицкий – два человека, которые в своих регионах реально много сделали для футбола. Но у Галицкого еще и хороший менеджмент, а средства Керимова пошли не туда, куда надо…
Менеджмент – проблема России со времен Обломова и Штольца. Взять ПФЛ – это болото и отстойник! Надо сделать из нее и ФНЛ одну лигу, чтобы сконцентрировать ресурсы, а освободившиеся деньги лучше направить на национальные виды спорта – борьбу, гонки на оленьих упряжках, стрельбу из лука. В Германии всего 54 профессиональных футбольных клуба, и нам больше не надо, лучше студенческий спорт развивать.

«Зря меня демонизировали»

– У кого из руководителей нашего футбол IQ под 100?
– Думаю, у всех больше. Я эту тему однажды озвучил для смеха. А сделал это потому, что в 2012 году перед выборами президента РФС Леонида Федуна спросили: «Какие у вас требования к будущему президенту?» – «Первое, чтобы он любил футбол. Второе, чтобы у него IQ был хотя бы 100».

– У вас сколько?
– 176.

– Вам тяжело общаться с теми, у кого меньше 100?
– Нет, главное, чтобы человек был хороший. Я, кстати, нахожу общий язык даже с теми, кто вообще не знает, что такое IQ (смеется ). Напрасно меня демонизировали. Я просто иногда троллю и прикалываюсь. Некоторые люди, как известно, живут ради денег, а я живу по приколу.

– У нас в футболе, наоборот, все слишком серьезны. Проблема?
– Считаю, да. Когда англичане придумали футбол, все было гораздо правильней. Неслучайно в хартии ФИФА сказано, что это – прежде всего игра. Но футбол уходит от корней – стал сначала бизнесом, потом идейным продуктом, сейчас тотальной индустрией развлечений. Поэтому он притянул к себе бизнесменов, а те, кто его искренне любит, оказались далеко от него.

– Что будет с нашим футболом дальше?
– Его светлое прошлое вкупе с темным настоящим предвещает серое будущее, но у серого, как известно, много оттенков. Кое-что, конечно, делается, но многие вещи мы просрали – ничего не делали для повышения квалификации тренеров, для детско-юношеского футбола.
Тем не менее к 2018 году построим стадионы. Чемпионат мира – мощнейший фактор для ускорения. Развиваются мини-футбол, детская футбольная лига, студенческая лига. Есть ростки хорошего. Говорят, темнее всего предрассветный час, я верю в светлое будущее российского футбола.


Родился 5 февраля 1923 года в городе Курганный Краснодарского края. Отец - Воробьев Андрей Миронович (1877-1958). Мать - Воробьева Наталья Ивановна (1884-1969). Первая супруга - Воробьева Ольга Семеновна (1926-1983). Дети: Воробьева Маргарита Анатольевна (1946 г. рожд.), кандидат биологических наук;

Воробьев Игорь Анатольевич (1956 г. рожд.), врач-травматолог высшей квалификации. Внуки: Иванов Андрей Игоревич (1971 г. рожд.); Воробьева Ольга Игоревна (1984 г. рожд.). Супруга - Петрова Людмила Ивановна (1945 г. рожд.), кандидат биологических наук.

В годы Великой Отечественной войны А.А. Воро

бьев принимал участие в обороне Ленинграда, служил на кораблях действующей Каспийской флотилии. Окончив в 1945 году Военно-морскую медицинскую академию в Ленинграде, служил врачом соединения кораблей на Северном военно-морском флоте.

С 1948 по 1951 год А.А. Воробьев учился в адъюнктуре на кафедре ф

изической и коллоидной химии и кафедре микробиологии Военно-морской медицинской академии, где затем работал в должности старшего научного сотрудника. В 1951 году Анатолий Андреевич защитил кандидатскую диссертацию по анатоксинам.

С 1956 по 1978 год А.А. Воробьев работал в НИИ МО СССР начальником на

учного отдела, заместителем начальника по науке. В 1960 году защитил докторскую диссертацию, в 1964 году ему было присвоено звание профессора по специальности «иммунология».

В 1978-1987 годах Анатолий Андреевич был первым заместителем (по науке) начальника Главного управления “Биопрепарат” при Мини

стерстве медицинской и микробиологической промышленности СССР.

С 1987 года А.А. Воробьев заведует кафедрой микробиологии с вирусологией и иммунологией Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.

А.А. Воробьевым разработаны принципы конструирования сорбированных анатоксинов и полианатоксин

ов, впервые сформулированы механизмы действия и классификация иммуномодуляторов (адъювантов), заложены основы для создания семейства сорбированных полианатоксинов для профилактики столбняка, газовой гангрены и ботулизма (три-, пента-, секстаанатоксин).

В результате многолетних фундаментальных иссле

дований пероральной иммунизации А.А. Воробьевым разработаны принципы создания пероральных вакцин, созданы таблетированные живые вакцины против натуральной оспы, чумы, венесуэльского энцефаломиелита. Безыгольный способ введения биопрепаратов в организм, пероральный и аэрозольный способы массовой имму

низации вооружили противоэпидемическую службу быстрыми методами специфической профилактики особо опасных инфекций.

Под руководством А.А. Воробьева проведен большой цикл работ по изучению нормофлоры человека и ее нарушения (дисбиоза) под влиянием различных факторов и при различных заболеваниях, что

дало возможность впервые создать национальный стандарт по дисбактериозам, утвержденный Минздравом РФ.

Значительный вклад в медицинскую науку внесли труды А.А. Воробьева по созданию генно-инженерных биологически активных препаратов (ферментов, интерферонов, иммуноцитокинов), по технологии их произво

дства, доклиническому и клиническому изучению и внедрению в практику здравоохранения. Так, коллективом авторов с участием А.А. Воробьева разработан и внедрен в медицинскую практику рекомбинантный интерферон альфа-2.

А.А. Воробьев руководил и лично участвовал в разработке диагностических препаратов

на ВИЧ-инфекцию и ряд вирусных инфекций, в создании противовирусных, профилактических и лечебных иммунных сывороток и иммуноглобулинов, в том числе против вирусов Марбург, венесуэльского, западного и восточного энцефаломиелитов.

На базе фундаментальных исследований лазерной флюоресценции для индика

Круг научных интересов А.А. Воробьева широк. С его участием и под его

руководством разрабатывается рекомбинантная вакцина против ВИЧ-инфекции, терапевтическая онковакцина на основе дендритных клеток.

В годы работы в Главном управлении «Биопрепарат» при Министерстве медицинской и микробиологической промышленности СССР А.А. Воробьев внес большой вклад в становление и р

азвитие институтов, их обеспечение научными кадрами.

А.А. Воробьев опубликовал более 24 монографий и учебников, свыше 550 статей в научных журналах. Среди монографий: “Анатоксины” (1965), “Адъюванты” (1969), “Массовые способы иммунизации” (1979), “Эндогенные иммуномодуляторы” (1992), “Молекулярные

основы иммуногенности антигенов” (1988). Много внимания Анатолий Андреевич уделяет созданию учебной литературы по иммунологии, микробиологии и биотехнологии. Под его руководством написаны и многократно переиздавались учебники для студентов вузов: “Микробиология” (1999), “Микробиология и иммунология”

(2001), “Практикум по санитарной микробиологии” (2003), “Атлас по микробиологии и иммунологии” (в том числе компьютерный вариант, 2003), “Сборник тестовых заданий по микробиологии и иммунологии” (1996). А.А. Воробьев имеет 25 авторских свидетельств на изобретения и патентов.

А.А. Воробьев создал ш

колу иммунологов-микробиологов, под его руководством защищено 36 докторских и 42 кандидатских диссертации.

В 1991 году Анатолий Андреевич избран академиком РАМН. В 1999 году ему присвоено почетное звание “Заслуженный деятель науки РФ”. За разработку средств массовой иммунизации (пероральной, аэрозо

льной, безыгольной) А.А. Воробьев удостоен Государственной премии СССР (1980), за разработку фундаментальных основ лазерно-флюоресцентного метода экспресс-индикации бактерий - Государственной премии РФ (2001), за разработку и внедрение в практику первого в стране генно-инженерного препарата интерфер

она (реаферона) - премии Правительства РФ (2000). Работы Анатолия Андреевича отмечены премиями имени И.П. Павлова, имени Н.Ф. Гамалеи, имени М.П. Чумакова.

А.А. Воробьев является заместителем академика-секретаря Отделения профилактической медицины РАМН, заместителем председателя экспертного совета

ВАК РФ, председателем Центральной учебно-методической комиссии по преподаванию микробиологии и иммунологии Минздрава РФ, председателем Ученого совета по защите докторских диссертаций, консультантом Медицинского центра при Управлении делами Президента Российской Федерации, президентом Всероссийского

общества биотехнологов, первым вице-президентом Российской академии медико-технических наук, членом Российской академии естественных наук, Академии информатизации, Международной академии, членом экспертных советов при Минздраве и Министерстве промышленности и науки РФ, членом редколлегий журналов “В

естник РАМН”, “ЖМЭИ”, “Иммунология”, “Вирусология”, “Вакцинация”.

А.А. Воробьев награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Генерал-майор медицинской службы в отставке.

Увлекается путешествиями, чтением научной литературы,


Родился 5 февраля 1923 года в городе Курганный Краснодарского края. Отец - Воробьев Андрей Миронович (1877-1958). Мать - Воробьева Наталья Ивановна (1884-1969). Первая супруга - Воробьева Ольга Семеновна (1926-1983). Дети: Воробьева Маргарита Анатольевна (1946 г. рожд.), кандидат биологических наук; Воробьев Игорь Анатольевич (1956 г. рожд.), врач-травматолог высшей квалификации. Внуки: Иванов Андрей Игоревич (1971 г. рожд.); Воробьева Ольга Игоревна (1984 г. рожд.). Супруга - Петрова Людмила Ивановна (1945 г. рожд.), кандидат биологических наук.

В годы Великой Отечественной войны А.А. Воробьев принимал участие в обороне Ленинграда, служил на кораблях действующей Каспийской флотилии. Окончив в 1945 году Военно-морскую медицинскую академию в Ленинграде, служил врачом соединения кораблей на Северном военно-морском флоте.

С 1948 по 1951 год А.А. Воробьев учился в адъюнктуре на кафедре физической и коллоидной химии и кафедре микробиологии Военно-морской медицинской академии, где затем работал в должности старшего научного сотрудника. В 1951 году Анатолий Андреевич защитил кандидатскую диссертацию по анатоксинам.

С 1956 по 1978 год А.А. Воробьев работал в НИИ МО СССР начальником научного отдела, заместителем начальника по науке. В 1960 году защитил докторскую диссертацию, в 1964 году ему было присвоено звание профессора по специальности «иммунология».

В 1978-1987 годах Анатолий Андреевич был первым заместителем (по науке) начальника Главного управления “Биопрепарат” при Министерстве медицинской и микробиологической промышленности СССР.

С 1987 года А.А. Воробьев заведует кафедрой микробиологии с вирусологией и иммунологией Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.

А.А. Воробьевым разработаны принципы конструирования сорбированных анатоксинов и полианатоксинов, впервые сформулированы механизмы действия и классификация иммуномодуляторов (адъювантов), заложены основы для создания семейства сорбированных полианатоксинов для профилактики столбняка, газовой гангрены и ботулизма (три-, пента-, секстаанатоксин).

В результате многолетних фундаментальных исследований пероральной иммунизации А.А. Воробьевым разработаны принципы создания пероральных вакцин, созданы таблетированные живые вакцины против натуральной оспы, чумы, венесуэльского энцефаломиелита. Безыгольный способ введения биопрепаратов в организм, пероральный и аэрозольный способы массовой иммунизации вооружили противоэпидемическую службу быстрыми методами специфической профилактики особо опасных инфекций.

Под руководством А.А. Воробьева проведен большой цикл работ по изучению нормофлоры человека и ее нарушения (дисбиоза) под влиянием различных факторов и при различных заболеваниях, что дало возможность впервые создать национальный стандарт по дисбактериозам, утвержденный Минздравом РФ.

Значительный вклад в медицинскую науку внесли труды А.А. Воробьева по созданию генно-инженерных биологически активных препаратов (ферментов, интерферонов, иммуноцитокинов), по технологии их производства, доклиническому и клиническому изучению и внедрению в практику здравоохранения. Так, коллективом авторов с участием А.А. Воробьева разработан и внедрен в медицинскую практику рекомбинантный интерферон альфа-2.

А.А. Воробьев руководил и лично участвовал в разработке диагностических препаратов на ВИЧ-инфекцию и ряд вирусных инфекций, в создании противовирусных, профилактических и лечебных иммунных сывороток и иммуноглобулинов, в том числе против вирусов Марбург, венесуэльского, западного и восточного энцефаломиелитов.

На базе фундаментальных исследований лазерной флюоресценции для индикации бактерий А.А. Воробьевым и соавторами разработан экспресс-метод, пригодный для использования в клинике, лабораторной практике, в экологии и пищевой промышленности для определения уровня бактериальной загрязненности объектов.

Круг научных интересов А.А. Воробьева широк. С его участием и под его руководством разрабатывается рекомбинантная вакцина против ВИЧ-инфекции, терапевтическая онковакцина на основе дендритных клеток.

В годы работы в Главном управлении «Биопрепарат» при Министерстве медицинской и микробиологической промышленности СССР А.А. Воробьев внес большой вклад в становление и развитие институтов, их обеспечение научными кадрами.

А.А. Воробьев опубликовал более 24 монографий и учебников, свыше 550 статей в научных журналах. Среди монографий: “Анатоксины” (1965), “Адъюванты” (1969), “Массовые способы иммунизации” (1979), “Эндогенные иммуномодуляторы” (1992), “Молекулярные основы иммуногенности антигенов” (1988). Много внимания Анатолий Андреевич уделяет созданию учебной литературы по иммунологии, микробиологии и биотехнологии. Под его руководством написаны и многократно переиздавались учебники для студентов вузов: “Микробиология” (1999), “Микробиология и иммунология” (2001), “Практикум по санитарной микробиологии” (2003), “Атлас по микробиологии и иммунологии” (в том числе компьютерный вариант, 2003), “Сборник тестовых заданий по микробиологии и иммунологии” (1996). А.А. Воробьев имеет 25 авторских свидетельств на изобретения и патентов.

А.А. Воробьев создал школу иммунологов-микробиологов, под его руководством защищено 36 докторских и 42 кандидатских диссертации.

В 1991 году Анатолий Андреевич избран академиком РАМН. В 1999 году ему присвоено почетное звание “Заслуженный деятель науки РФ”. За разработку средств массовой иммунизации (пероральной, аэрозольной, безыгольной) А.А. Воробьев удостоен Государственной премии СССР (1980), за разработку фундаментальных основ лазерно-флюоресцентного метода экспресс-индикации бактерий - Государственной премии РФ (2001), за разработку и внедрение в практику первого в стране генно-инженерного препарата интерферона (реаферона) - премии Правительства РФ (2000). Работы Анатолия Андреевича отмечены премиями имени И.П. Павлова, имени Н.Ф. Гамалеи, имени М.П. Чумакова.

А.А. Воробьев является заместителем академика-секретаря Отделения профилактической медицины РАМН, заместителем председателя экспертного совета ВАК РФ, председателем Центральной учебно-методической комиссии по преподаванию микробиологии и иммунологии Минздрава РФ, председателем Ученого совета по защите докторских диссертаций, консультантом Медицинского центра при Управлении делами Президента Российской Федерации, президентом Всероссийского общества биотехнологов, первым вице-президентом Российской академии медико-технических наук, членом Российской академии естественных наук, Академии информатизации, Международной академии, членом экспертных советов при Минздраве и Министерстве промышленности и науки РФ, членом редколлегий журналов “Вестник РАМН”, “ЖМЭИ”, “Иммунология”, “Вирусология”, “Вакцинация”.

А.А. Воробьев награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Генерал-майор медицинской службы в отставке.

Увлекается путешествиями, чтением научной литературы, пишет лирические стихи.

Лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Правительства РФ, Заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор

Родился 5 февраля 1923 года в городе Курганный Краснодарского края. Отец - Воробьев Андрей Миронович (1877-1958). Мать - Воробьева Наталья Ивановна (1884-1969). Первая супруга - Воробьева Ольга Семеновна (1926-1983). Дети: Воробьева Маргарита Анатольевна (1946 г. рожд.), кандидат биологических наук; Воробьев Игорь Анатольевич (1956 г. рожд.), врач-травматолог высшей квалификации. Внуки: Иванов Андрей Игоревич (1971 г. рожд.); Воробьева Ольга Игоревна (1984 г. рожд.). Супруга - Петрова Людмила Ивановна (1945 г. рожд.), кандидат биологических наук.

В годы Великой Отечественной войны А.А. Воробьев принимал участие в обороне Ленинграда, служил на кораблях действующей Каспийской флотилии. Окончив в 1945 году Военно-морскую медицинскую академию в Ленинграде, служил врачом соединения кораблей на Северном военно-морском флоте.
С 1948 по 1951 год А.А. Воробьев учился в адъюнктуре на кафедре физической и коллоидной химии и кафедре микробиологии Военно-морской медицинской академии, где затем работал в должности старшего научного сотрудника. В 1951 году Анатолий Андреевич защитил кандидатскую диссертацию по анатоксинам.
С 1956 по 1978 год А.А. Воробьев работал в НИИ МО СССР начальником научного отдела, заместителем начальника по науке. В 1960 году защитил докторскую диссертацию, в 1964 году ему было присвоено звание профессора по специальности «иммунология».
В 1978-1987 годах Анатолий Андреевич был первым заместителем (по науке) начальника Главного управления “Биопрепарат” при Министерстве медицинской и микробиологической промышленности СССР.
С 1987 года А.А. Воробьев заведует кафедрой микробиологии с вирусологией и иммунологией Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.
А.А. Воробьевым разработаны принципы конструирования сорбированных анатоксинов и полианатоксинов, впервые сформулированы механизмы действия и классификация иммуномодуляторов (адъювантов), заложены основы для создания семейства сорбированных полианатоксинов для профилактики столбняка, газовой гангрены и ботулизма (три-, пента-, секстаанатоксин).
В результате многолетних фундаментальных исследований пероральной иммунизации А.А. Воробьевым разработаны принципы создания пероральных вакцин, созданы таблетированные живые вакцины против натуральной оспы, чумы, венесуэльского энцефаломиелита. Безыгольный способ введения биопрепаратов в организм, пероральный и аэрозольный способы массовой иммунизации вооружили противоэпидемическую службу быстрыми методами специфической профилактики особо опасных инфекций.
Под руководством А.А. Воробьева проведен большой цикл работ по изучению нормофлоры человека и ее нарушения (дисбиоза) под влиянием различных факторов и при различных заболеваниях, что дало возможность впервые создать национальный стандарт по дисбактериозам, утвержденный Минздравом РФ.
Значительный вклад в медицинскую науку внесли труды А.А. Воробьева по созданию генно-инженерных биологически активных препаратов (ферментов, интерферонов, иммуноцитокинов), по технологии их производства, доклиническому и клиническому изучению и внедрению в практику здравоохранения. Так, коллективом авторов с участием А.А. Воробьева разработан и внедрен в медицинскую практику рекомбинантный интерферон альфа-2.
А.А. Воробьев руководил и лично участвовал в разработке диагностических препаратов на ВИЧ-инфекцию и ряд вирусных инфекций, в создании противовирусных, профилактических и лечебных иммунных сывороток и иммуноглобулинов, в том числе против вирусов Марбург, венесуэльского, западного и восточного энцефаломиелитов.
На базе фундаментальных исследований лазерной флюоресценции для индикации бактерий А.А. Воробьевым и соавторами разработан экспресс-метод, пригодный для использования в клинике, лабораторной практике, в экологии и пищевой промышленности для определения уровня бактериальной загрязненности объектов.
Круг научных интересов А.А. Воробьева широк. С его участием и под его руководством разрабатывается рекомбинантная вакцина против ВИЧ-инфекции, терапевтическая онковакцина на основе дендритных клеток.
В годы работы в Главном управлении «Биопрепарат» при Министерстве медицинской и микробиологической промышленности СССР А.А. Воробьев внес большой вклад в становление и развитие институтов, их обеспечение научными кадрами.
А.А. Воробьев опубликовал более 24 монографий и учебников, свыше 550 статей в научных журналах. Среди монографий: “Анатоксины” (1965), “Адъюванты” (1969), “Массовые способы иммунизации” (1979), “Эндогенные иммуномодуляторы” (1992), “Молекулярные основы иммуногенности антигенов” (1988). Много внимания Анатолий Андреевич уделяет созданию учебной литературы по иммунологии, микробиологии и биотехнологии. Под его руководством написаны и многократно переиздавались учебники для студентов вузов: “Микробиология” (1999), “Микробиология и иммунология” (2001), “Практикум по санитарной микробиологии” (2003), “Атлас по микробиологии и иммунологии” (в том числе компьютерный вариант, 2003), “Сборник тестовых заданий по микробиологии и иммунологии” (1996). А.А. Воробьев имеет 25 авторских свидетельств на изобретения и патентов.
А.А. Воробьев создал школу иммунологов-микробиологов, под его руководством защищено 36 докторских и 42 кандидатских диссертации.
В 1991 году Анатолий Андреевич избран академиком РАМН. В 1999 году ему присвоено почетное звание “Заслуженный деятель науки РФ”. За разработку средств массовой иммунизации (пероральной, аэрозольной, безыгольной) А.А. Воробьев удостоен Государственной премии СССР (1980), за разработку фундаментальных основ лазерно-флюоресцентного метода экспресс-индикации бактерий - Государственной премии РФ (2001), за разработку и внедрение в практику первого в стране генно-инженерного препарата интерферона (реаферона) - премии Правительства РФ (2000). Работы Анатолия Андреевича отмечены премиями имени И.П. Павлова, имени Н.Ф. Гамалеи, имени М.П. Чумакова.
А.А. Воробьев является заместителем академика-секретаря Отделения профилактической медицины РАМН, заместителем председателя экспертного совета ВАК РФ, председателем Центральной учебно-методической комиссии по преподаванию микробиологии и иммунологии Минздрава РФ, председателем Ученого совета по защите докторских диссертаций, консультантом Медицинского центра при Управлении делами Президента Российской Федерации, президентом Всероссийского общества биотехнологов, первым вице-президентом Российской академии медико-технических наук, членом Российской академии естественных наук, Академии информатизации, Международной академии, членом экспертных советов при Минздраве и Министерстве промышленности и науки РФ, членом редколлегий журналов “Вестник РАМН”, “ЖМЭИ”, “Иммунология”, “Вирусология”, “Вакцинация”.
А.А. Воробьев награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Генерал-майор медицинской службы в отставке.
Увлекается путешествиями, чтением научной литературы, пишет лирические стихи.
Живет и работает в Москве.

Государственный образовательный стандарт (назначение, структура)

Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Относительно европейских и мировых стандартов образования, следует заметить, что «стирание границ» ведет к определенным обязательствам со стороны учебного заведения, которое гарантирует не просто успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у обучающегося есть определенные гарантии, но и необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявляя себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный работник. Это предполагает постоянное повышение квалификации студента, стремление постоянно быть востребованным. В этом контексте стандарт - это средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт образования динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Очевидно, что в настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Растет активность человека во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в образовательной сфере могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является определенным значимым этапом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1. единство образовательного пространства Российской Федерации;

2. преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1. структуре основных образовательных программ;

2. условиям реализации основных образовательных программ;

3. результатам освоения основных образовательных программ.

Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

1. инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

2. средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

3. фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой;

4. одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

1. обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

2. обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт является важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;

3. обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

4. критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

5. повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях - от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).

Вместе с этим проводится разработка Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008., стр. 19:

1. примерных (базисных) образовательных планов и программ;

2. системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;

4. экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;

5. системы аттестации педагогических работников;

6. контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;

7. подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

Таким образом, Государственные образовательные Стандарты в системе существующего законодательного поля системы образования становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования Сенашенко В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В. С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. , стр. 14.

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном уровне и на уровне образовательного учреждения в соответствии с документом заменяются на федеральный государственный образовательный стандарт, который будет включать в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, осуществляемых учебным заведением.

При этом реализация программ высшего профобразования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых вузами федерального уровня, перечень которых утверждается Президентом РФ. Вместе с тем сохраняются право образовательного учреждения на формирование учебной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на ее содержание с учетом региональных и национальных особенностей.

Новая структура стандарта включает в себя:

1. требования к результатам освоения основных образовательных программ (к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

2. требования к структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

3. требования к условиям реализации основных образовательных программ (т. е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы).

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго и третьего поколения должна стать их ориентация на результат образования. Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Также в законе прописаны государственные требованиях к условиям реализации образовательного процесса

1. кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;

2. финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;

3. материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);

4. информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта позволит Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

1. обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ;

2. повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью;

3. способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений и учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Все вышеотмеченное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и как следствие - качества жизни и благосостояния россиян.

Важной чертой развития образования в наше время является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем.

Для перехода на Европейский уровень образования, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения. Образовательные результаты, являющиеся также целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

1. личностное развитие;

2. социальное развитие;

3. общекультурное развитие;

4. интеллектуальное развитие;

5. коммуникативное развитие.

Таким образом, Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.