Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства. Сады Древнего Египта и Крита. История в садоводстве Сады Древней Греции

Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства. Сады Древнего Египта и Крита. История в садоводстве Сады Древней Греции
Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства. Сады Древнего Египта и Крита. История в садоводстве Сады Древней Греции

садовый парковый возрождение

Сады Древнего Египта

Историческая справка

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».

Существовало два основных типа египетских садов: при храмах и при жилых домах. Прославление неограниченной власти фараонов было идеологической целью садово-храмового строительства. В основе композиции - регулярность и прямолинейность планировки, обусловленная системой орошения. В садово-парковом строительстве Древнего Египта использовалось большое количество заморских растений и цветов, что свидетельствует о высоком развитии агротехники.

Особенности:

  • 1. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений
  • 2. сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах
  • 3. Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы
  • 4. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине
  • 5. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов

Зодчие:

  • 1. Имхотеп
  • 2. Хемиун
  • 3. Инени
  • 4. Сенмут

Сады Амона в Карнакском храме

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н.э.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками - значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону - во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.


Аллея сфинксов с бараньими головами

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов - бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников.

Карнакский храм, нач. 14 века до н.э.

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта - храму Амона-Ра в Луксоре.

Сады Вавилона

Историческая справка

Вавиломн - древний город вМесопотамии на берегах реки Евфрат, важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира. Столица Вавилонского царства (Вавилонии) (II-I тыс. до н.э.). В VI-IV вв. до н.э. - крупнейший город мира с населением около 150 тысяч жителей. Вавилон иногда называют первым мегаполисом в истории человечества. Город занимает важное место в христианской эсхатологии, а также является известным символом современной культуры.

Особенности:

  • 1. Культ воды. Вода считалась источником доброй воли - это культ плодородия. Вода - это так: же мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.
  • 2. Вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу
  • (Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.)
  • 3. магический образ Зверя
  • 4. культ небесных светил

Зодчие:

Навуходоносор, Арадаххеш

Висячие сады Семирамиды. 6 в до н.э.

Висямчие садым Семирамимды - одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения - Висячие сады Амитис (по другим источникам - Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы. . Предположительно располагались в древнем государстве Вавилон, возле современного города Хилла.


Висячие сады Семирамиды. 6 в до н.э.

Устроены сады были в виде пирамиды с четырьмя платформами-ярусами, опирающимися на 20-метровые колонны. Самый нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, длина которого в разных частях варьировалась от 30 до 40 метров

Издалека пирамида выглядела, как вечнозеленый и цветущий холм, купающийся в прохладе фонтанов и ручейков. В полостях колонн были расположены трубы, и сотни рабов постоянно вращали специальное колесо, подающее воду к каждой из платформ висячих садов.

Расцвет садов Семирамиды длился около 200 лет, после чего во времена гегемонии персов дворец пришел в запустение. В нем лишь изредка останавливались цари Персии во время редких поездок по империи. В 4 м веке дворец был облюбован Александром Македонским в качестве резиденции, став последним местом его пребывания на земле. После его смерти 172 обставленные с роскошью комнаты дворца окончательно пришли в упадок - за садом окончательно перестали ухаживать, а сильные паводки повредили фундамент, и сооружение рухнуло. Находилось это чудо в 80 километрах к юго-западу от современного Багдада, на территории Ирака

Сады Древней Греции

Историческая справка

В Древней Греции садовое искусство связано с завоевательными походами Александра Македонского. В древнегреческий ландшафтный дизайн было включено азиатское садовое искусство.

Самыми распространенными и свойственными исключительно для Древней Греции видами озеленения являлись такие как герроны, больше популярные кА божественные рощи, частовладельческие сады и философские сады. Причем, герроны в большинстве случаев носили исключительно мемориальный характер, их использовали в процессе создания различных архитектурных сооружений, скульптур, а также лесных массивов с источниками.

Главные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Особенности:

  • 1. сочетание природных композиций с малыми архитектурными формами.
  • 2. Сады обустраивались прямолинейными дорожками и аллеями, украшались вазами, колоннами, скульптурой.
  • 3. В садах и парках создавались искусственные водоемы, фонтаны и источники.
  • 4. Равновесие и симметрия
  • 5. использовали террасирование

Зодчие:

Лисикрат, Скопас, Фидий

Афинский акрополь. II век до нашей эры

Афимнский акромполь - акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропс» (Kekrops) - в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя.


План Афинского акрополя

в Акрополе велось большое строительство. При тиране на месте царского дворца был построен храм богини Афины В 480 году до н.э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами.

В 447 году до н.э. по инициативе на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору которому, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Афимнский акромполь

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Сады Древнего Рима

Историческая справка

Создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники.

Частные римские сады были обычно разделены на три части. Первая - открытая терраса, которая была соединена с домом портиком. Вторая часть - была садом с цветами, деревьями и служила для прогулок и созерцания. Третья часть - представляла собой аллею.

В древнеримских садах использовались сложные гидротехнические сооружения - искусственные водоёмы и фонтаны.

Различные версии устройства римских садов использовались в римских поселениях в Африке, Британии.

Принципы оформления римских садов позднее применялись в садово-парковом искусстве эпохи Возрождения, барокко, неоклассицизма.

Особенности:

  • 1. Здесь формируются такие сады, как священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили.
  • 2. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой.
  • 3. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами.
  • 4. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы, аллеи, топиарное искусство (фигурная стрижка).
  • 5. Регулярная планировка

Зодчие:

Юлия Домна, Гней Помпей

Плодовое садоводство в Риме

План сада Древнего Рима

Кроме декоративного сада, в римских виллах, как и у греков, имелись плодовые деревья, виноградники и огород. Но и этим насаждениям римские садовники придавали декоративный вид. Прямые аллеи, обсаженные ирисом, гвоздикой, гладиолусами, маком, разделяли фруктовый сад и огород на правильные участки.

Плодовое садоводство в Риме стояло тогда на таком высоком уровне, что садовники делали сложные прививки одних растений на другие.

Сады для гулянья


Подстрижка деревьев в Древнем Риме

Прогулочный сад начинался от террасы и ее лестниц. Прямые симметричные дорожки и аллеи были выложены каменными плитами и обсажены небольшими деревьями, группами кустов (роз, мирты, олеандра, жасмина, граната) и окаймлены изгородью из букса, лавра, розмарина.

Вилла Адриана

Наиболее крупная и богатая вилла «Тибуртина» принадлежала императору Адриану, созданная уже в серебряном веке Рима (121 - 131 гг.). Она находилась в 25 километрах к востоку от Рима, около Тиволи. Для этой виллы уничтожали горы, прорезывали ущелья, насыпали холмы, создавали искусственные озера, - словом, рабы переделывали природу, украшая сады по выработанному плану красивыми ландшафтами.


Вилла Адриана. Храм Венеры

Наряду с прекрасными копиями Адриан собрал в своей вилле и подлинные произведения греческого искусства. Это действительно была вилламузей. Вилла, или вернее, целый город великолепных зданий занимал площадь около 5 кв. километров и был окружен стеною в 9 метров высотой.

Древние постройки виллы Адриана грандиозны и величественны, как грандиозны в Риме Колизей, храм Венеры и термы (бани) Каракаллы.

Среди развалин виллы сохранились великолепные уголки: то кольцевой водоем среди здания, окруженный колоннами, то мозаичный пол, то высокая стена - и за ней узкая аллея темных остроконечных кипарисов.

Вдали темно-зелеными зонтами стояли пиннии - итальянские сосны, высокие кипарисы, ливанские кедры с плоскими кронами и рощи серебристых олив с их растрескавшимися стволами. Нет только цветов, которых, вероятно, когда-то здесь было очень много.

ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО

ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО (САДОВО-ПАРКОВОГО) ИСКУССТВА

Сады и парки формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства - архи­тектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. В са­дово-парковом искусстве* (Поскольку основные приемы сформиро­вались в ходе исторического развития садов и парков, в тексте помимо термина «ландшафт­ное искусство» используется традиционно принятый термин «садово-парковое искусст­во») находили свое воплощение достижения расте­ниеводства (декоративного садовод­ства, селекции, интродукции), архи­тектурного и инженерного мастерст­ва (строительства, ирригации и др.). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систе­матизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.

В каждую историческую эпоху в соответствии с ее эстетическими уста­новками и техническими возможно­стями складывался свой комплекс принципов и приемов, который и оп­ределял облик парков, их стиль. При этом сформировались два основных стилевых направления - регулярное и пейзажное.

Для регулярного стилевого на­правления характерны геометриче­ская сетка плана (включающая прямолинейную трассировку дорог, гео­метрическую форму партеров и цвет­ников, симметричное оформление композиционной оси и пр.), архи­тектурно обработанный, террасиро­ванный рельеф, подчеркнутое доми­нирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка. В эту группу входят древние сады Востока, Греции и Рима, сады сред­невековья и эпохи Возрождения, французские регулярные парки XVII в., сады и парки России конца XVII - первой половины XVIII в. Пейзажное стилевое направление в отличие от регулярного отобра­жает и подчеркивает красоту есте­ственной природы. Оно характеризу­ется свободной сеткой плана, извили­стыми дорогами, естественным рель­ефом, свободными контурами водое­мов, лужаек, полян, свободнорастущими деревьями с живописными формами крон. К этому стилевому на­правлению относятся сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы XVIII в. и России XVIII - начала XIX в., садово-парковое искусство Европы, Америки, России XIX- XX вв. Это подразделение несколько условно, так как в парках одного на­правления часто присутствуют при­емы другого. Для парков нашего сто­летия, включая и современные, ха­рактерно почти равноправное уча­стие приемов обоих направлений.



В пределах этих стилевых направлений, несмотря на общность комп­лекса планировочных и композицион­ных черт, формируются парки, суще­ственно различающиеся между со­бой. Они имеют характерные черты, соответствующие определенной исто­рической эпохе, экономике, природ­ным условиям, эстетическим воззре­ниям общества - словом, всему то­му, что формирует стиль эпохи и со­ответственно стиль в садово-парко­вом искусстве.

Рассматривая стиль в садово-пар­ковом и ландшафтном искусстве в целом с позиций марксистско-ленин­ской эстетики, его можно охаракте­ризовать не просто как набор регу­лярных или пейзажных приемов, а как такую их совокупность, которая формирует физиономический облик объекта в соответствии с природ­ными, социально-историческими и даже национальными особенностями.

РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ

Лекция 1. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

1. Садово-парковое искусство Древнего Египта.

2. Садово-парковое искусство Ассиро Вавилонии.

3. Садово-парковое искусство Античной Греции.

4. Садово-парковое искусство Древнего Рима.

Садово-парковое искусство Древнего Египта.

Древний Египет как самостоятель­ное государство был основан в конце IV тысячелетия до н. э. Его террито­риальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Сре­диземное море. Здесь естествен­но произрастали в основном тама­риксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папи­русы, лотосы. Жаркий и засушли­вый климат с горячими ветрами, поч­ти полным отсутствием осадков иск­лючал возможность существования древесно-кустарниковой раститель­ности на сколько-нибудь значитель­ных площадях. Древними египтяна­ми была создана развитая иррига-

ционная система с каналами, обеспе­чивающими водой поля, и гидротех­ническими устройствами, защи­щающими города и поселения от на­воднений во время разлива реки.

Из ценного строительного матери­ала, которым был богат Древний Египет,- гранита, известняка, пес­чаника и др. возводились великолеп­ные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично со­хранившиеся и до наших дней.

История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:

Древнее царство - 3200-2400 гг. до н. э., столица - Мемфис. Среднее царство XXII- XVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного война­ми и раздробленностью, столица - Фивы. Затем наступил двухвековой перерыв (XVIII- XVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство - XVI-XI вв. до н. э. и позднее время - с X в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Александром Маке­донским, который основал новую столицу - Александрию.

Период существования Древнего царства ха­рактеризуется строительством пирамид, Сред­него - мощным ирригационным строительст­вом и сооружением Фаюмского водохрани­лища с обширной оросительной системой. Новое царство - наиболее яркий период раз­вития египетского государства, для которого характерно строительство храмовых комплек­сов.

За три тысячелетия существова­ния египетского государства вместе с развитием градостроительства, ар­хитектуры и растениеводства форми­ровалось и садовое искусство. Са­ды создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление го­родов, которые имели прямолиней­ную сетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен, произво­дил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обели­ски и монументальные пилоны хра­мов» . Валы и стены защи­щали город не только от вражеских нашествии, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, иг­рали роль парадных дорог для про­цессий и имели значительную ши­рину (до 40 м), рассчитанную на дви­жение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема дава­ло ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульп­турных изображений.

На территории храмового комплек­са эта дорога становилась продоль­ной композиционной осью, являю­щейся одновременно и осью симмет­рии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались простран­ства и объемы, которые по мере про­движения последовательно изме­нялись в размерах в сторону увели­чения или уменьшения.

В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования от­крытых, освещенных солнцем внут­ренних дворцов с темными простран­ствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного из­менения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов горо­дов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное ис­пользование принципа симметрии определили характер египетского са­да, который сформировался как ре­гулярный с четко выраженной глав­ной осью.

В качестве примера приводится план еги­петского сада площадью 1 га. Сад имеет квад­ратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкаю­щейся домом, расположенным в глубине са­да. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осе­вой дороге размещены четыре прямоуголь­ных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад - об­разец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружаю­щих отдельные участки - входную площадку, перголу, водоемы, посадки.

Сад давал тень и прохладу, обе­спечивал плодами и цветами, здесь же находились священные расте­ния - лотос, папирус и др. В расти­тельном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из тра­вянистых были распространены гвоз­дики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние ре­лигиозных, утилитарных и эстетиче­ских функций.

В целом в Древнем Египте сфор­мировалось садовое искусство с чет­кими композиционно-планировочны­ми канонами:

Регулярным планом, включаю­щим осевое построение композиции и использование симметрии;

Формированием замкнутых композиций;

Наличием водоемов как неотъ­емлемой, а часто и главной части сада;

Использованием ритма как ком­позиционного приема;

Применением аллейных и рядо­вых посадок;

Использованием экзотов в ас­сортименте древесных растений.

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в IV тысячелетии до н.э. Развитие государства плотно связано с долиной Нила, несущего свои воды с юга на север в Средиземное море. В долине естественно произрастали тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки. Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет, - гранита, известняка, песчаника и др., возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся до наших дней.

За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.

На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью. В качестве примера приводится план строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формирование замкнутых композиций;
- наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использование ритма как композиционного приема;
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Каждый школьник уже в V классе узнает о том, что в Африке, на берегах Нила, расположен Египет. Египет - древнее государство, существующее пять тысяч лет. Древний Египет оставил после себя грандиозные памятники культуры. Это величественные пирамиды, сфинксы, причудливые саркофаги с мумиями фараонов, сохранившимися до наших дней.

Папирусы, рисунки с надписями на стенах храмов и гробницах донесли до нас сведения о замечательных произведениях садового искусства.

Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные сады. Особенной роскошью отличались сады, выращенные около храмов и домов богатых.

Египтяне любили прямые линии и придавали своим садам квадратную форму, высаживая растения стройны ми рядами по росту. Бол ее крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем - средние по высоте, а самые низкие - в середине сада, вокруг квадратного пруда. В этих прудах разво дили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос.

Эти пруды положили начало так называемым теперь «водяным садам».

Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы - богатство и знание сокровенного; эбеновое дерево - богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными.

В египетских садах росли резеда, мак, мирта, вывезенная из Персии клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов.

Благовонное масло «сузинон» приготовляли из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и краткости жизни. В Луврском музее (Париж) хранится мумия египетской молодой девушки с белой лилией на груди.

Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, «невесты Нила», как они называли это ра сте ние. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Засушенные цветки лото са, украш авшие мумию фараона Рамзеса II (XIV век до н. э.), хранятся в гербарии Ленинградского ботанического сада. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки.

В царствование Клеопатры (I век до н. э.) в Египте в особенно большом количестве стали выращивать разнообразные розы. Сады египетской царицы послужили образцом при создании садов в Риме. Из истории известны пышные пиры царицы Клеопатры. Пол пиршественного зала на одну треть метра у стилали лепестками роз, прикрытыми тонкой шелковой сеткой. Венками из роз или гирляндами из лепестков венчали головы пирующих, возлежащих на подушках, наполненных тоже лепестками роз. Кубки были обвиты розами, и гирлянды из роз свешивались со стен и колони. Розовая вода била из фонтанов, а с потолка струился дождь розовых лепестков. На столы подавали розовый пудинг, за сахаренные розы, варенье и ароматичное вино из роз.

Розовым пирам Клеопатры с еще большим увлечением и роскошью подражали римские императоры и богатые патриции. Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Римские императоры и богатые люди платили Египту бочки золота за цветы, которые они вывозили для

своих пиров, нагружая цветами целые корабли. В больших садах и рощах отводили каждому виду растений - пальмам, смоковницам, декоративным растениям - отдельные, строго симметричные квадратные участки с водоемами посредине. В таких рощах были и священные бассейны, выложенные гранитом и порфиром. В них разводили священных ибисов, крокодилов, змей - найи и ящериц - варанов.

Квадратные сады со стройными рядами деревьев очень гармонировали со строгими прямоугольными формами египетских зданий. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами, украшенными капителями, изображавшими кроны пальмовых листьев. Хороши были и колонны в виде связки длинных стеблей папируса, покрытые сверху и снизу листьями и бутонами лотоса, искусно высеченными из камня.

Не созерцание ли стройных пальм натолкнуло древних архитекторов на мысль о создании колонн из камня?

Многие полагают, что своеобразие пальмового леса оказало влияние и на возникновение в дальнейшем, в средние
века, готического стиля построек со стрельчатыми сводами, напоминающими кроны пальм, так же, как высокие прямые стволы вздымающихся сосен нашли отражение в постройках Эллады.

Особенной пышностью отличались при фараоне Рамзесе II и Клеопатре. Сады в Александрии занимали около четверти этого громадного города древности.

После каждого похода египтяне привозили в свои сады новые растения. На одной из фресок усыпальницы фараонов в Фивах изображено возвращение египетского корабля из похода в страну Пунт, относящегося к 4500 годам до наших дней. Рабы грузят на корабль посаженные в кадки ладанные, миртовые и другие растения. С каждым деревом грузили и кожаный мех с пресной водой для поливки его во время пути.

Египтяне широко использовали растения для получения лекарств, благовонных масел и смол, употреблявшихся для бальзамирования трупов (мумифицирования), для украшения жилищ и храмов.

В знойном Египте особенное значение приобретали сады, дающие тень. И фараон Рамзес III, восхваляющий свои деяния в Харристском папиру се, в первых же строках отмечает:

«Я засадил всю землю деревьями и кустами; я дал возможность жителям сидеть под их тенью».

Роскошному росту растений в садах способствовала система орошения, связывавшая бассейны трубами и каналами,
а также и удобрение плодородным илом реки Нила.

Египтяне с нетерпением ожидали подъема нильских вод и разлива их. С радостью встречали они появление в реке молодых крокодилов, предвестников приближения разлива. За ними появлялись вторые вестники - цветы голубых кувшинок, несомые водами, зелеными от береговых растений. Наконец воды Нила становились красными от ила и глины, захваченных течением из Эфиопии. Когда же уровень воды в Ниле достигал верхнего края плотин, египтяне удаляли шлюзы - и насыщенные илом воды наполняли оросительные каналы.

Как праздник отмечали египтяне широкий разлив Нила.

Глава «Сады Древнего Египта». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Коренные сельскохозяйственные преобразования пришли из Месопотамии в Египет примерно в 4600 г. до н. э.

Египет в эпоху, предшествовавшую древнему царству, представлял собой страну с высокоразвитой цивилизацией. История сохранила нам множество подробностей, свидетельствующих о тогдашнем уровне его культуры.

Вдоль берега Фаюмского озера в V тысячелетии до нашей эры находились поселения. Уровень воды в озере был на 180 футов выше, чем в настоящее время. Жители выращивали пшеницу двузернянку, ячмень, лен, из которого ткали полотно; содержали домашних животных: овец, коз и свиней. Они пользовались серпами с кремневыми наконечниками и каменными топорами.

Важнейшей составной частью цивилизации Египта являются его искусство и особенно архитектура и скульптура. Их отличают великолепие, величавость, монументальность. Арка, свод, колонна стали вкладом Египта в архитектуру мира. Уилл Дурант в своей книге «История цивилизации» отмечает, что в истории скульптуры нет ничего более прекрасного, чем диоритовая статуя фараона Хефрена, брата знаменитого Хеопса, которая находится сейчас в Каирском музее. Статуя дошла до нас почти неповрежденной; высеченная из труднообрабатываемого камня, она живо свидетельствует о своеобразии творческого почерка ее создателя.

Судя по данным археологии, в Древнем Египте было широко распространено садоводство. Фрукты, семена и части растений обнаружены в местах погребений. Многие растения изображены на надгробных памятниках. Рисунки свидетельствуют, что у египтян существовали сады двух видов: светские и сады при храмах.

Известен сад при храме Амона-Ра в Карнаке, который существовал еще со времен правления Тутмоса III, примерно с 1500 г. до н. э. Этот расположенный террасами сад - лишнее подтверждение проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет.

Священными деревьями в Египте считались сикамор античный, можжевельник, тамариск и нильская акация. Сикамор античный связывали с именем Нут - богини неба. На некоторых памятниках изображены крестьяне, складывающие к подножию сикамора жертвоприношения: фрукты, овощи, воду в кувшинах.

Умирающий и воскресающий Осирис был в представлении древних богом плодородия и царем загробного мира. В Дендорахе деревом Осириса считалось хвойное. Гроб с его телом изображался как бы внутри дерева. Шишку сосны, часто фигурирующую на памятниках, трактуют как жертвоприношение Осирису. Манускрипт, хранящийся сейчас в Лувре, повествует о том, что кедр возник по воле бога плодородия.

Сикамор и тамариск также считались деревьями Осириса: в посвящениях говорится, что бог плодородия отдыхал под этими деревьями. А его мать, богиня неба Нут, часто изображалась на фоне сикамора. В погребении в Диосполис Нарва изображен тамариск, поникший над саркофагом Осириса. Некоторые из скульптур в огромном храме в Фивах изображают тамариск и двух человек, льющих на него воду. Древние ваятели, очевидно, хотели сказать этим, что Осирис был почитателем деревьев. Предание гласит, что Осирис запрещал повреждать фруктовые деревья и перекрывать источники воды, которые так важны для орошения жарких южных земель.

Имеются данные, подтверждающие, что каждый храм имел свое священное дерево и свои священные рощи. Сохранились записи, из которых явствует, что редкие растения привозились из завоеванных стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в ящики с землей, а потом «трофеи» высаживались вокруг храмов и дворцов.

В египетской символике и украшениях изображение лотоса встречается повсюду. Миф повествует, что из цветка лотоса родился Гор - восходящее солнце; лотос был символом воскресения. На алтаре жертвоприношения всегда лежали цветки лотоса.

Дворцы и дома богатых вельмож и жрецов обычно располагались среди садов или участков, засаженных деревьями и окруженных стенами.

Изображения в усыпальнице Нембамунов (около Фив) дают ясное представление о светском саде. Здесь растут кувшинки, васильки и маки; отчетливо видна аллея из финиковых пальм, чередующихся с сикаморами.

Выращивали египтяне и инжир. Одна из картин запечатлела обезьян, собирающих инжир. Это позволяет предположить, что египтяне, как и малайцы, обучали обезьян собирать фрукты с деревьев.

На некоторых картинах изображены перголы - беседки, увитые виноградом. Во времена восемнадцатой династии египтяне выращивали черный, пурпурный, красный, белый и бледно-зеленый виноград, культивировали гранат, росший дико в Гималаях, Афганистане, Персии и Палестине. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий и лук. Крокусы, мак, кувшинки, шафран, лилия белая выращивались в основном как лекарственные растения, а иногда и просто для красоты.

Как обеспечивалось водоснабжение? Египтяне создали систему каналов. Огромные сады фараонов и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила. Маленькие сады снабжались водой из колодцев, аналогичных тем, которые используются в Индии: уравновешенная перекладина, действующая как рычаг для поднятия воды.

Крупный вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес III (1198- 1166 гг. до н. э.). Во времена его правления стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована Римом и садоводами итальянского Ренессанса.

В период правления Рамсеса III было создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим сады играли не менее важную декоративную роль.