Формы прекращения юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица: какой способ лучше

Формы прекращения юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица: какой способ лучше
Формы прекращения юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица: какой способ лучше

Российское законодательство уделяет большое внимание предпринимательской и иной деятельности, осуществляемой организациями.

Гражданский кодекс выделяет несколько возможных организационно-правовых форм создания юридического лица, каждая их которых делает его индивидуальным. Однако некоторые процессы, связанные с организациями и предприятиями, одинаковы для всех, и речь идет о прекращение той или иной деятельности .

Способы прекращения деятельности организаций

Гражданский кодекс говорит бесконечно много о правовом положении организаций, компаний и предприятий. И вопрос прекращения деятельности отражается множеством статей, однако первое, что необходимо отметить, так это правоспособность.

Как и граждане, организации имеют ряд прав и интересов, которые порождают обязанности. Прекращение же какой-либо деятельности влечет исчезновение тех самых предусмотренных свобод. Помимо кодифицированного закона, внимание стоит обратить на ФЗ №129 , который фиксирует моменты о внесении в Госреестр сведений, связанных с созданием организации и, кончено, с ее закрытием.

Если обратить внимание на способы прекращения деятельности юридического лица, то в этом вопросе поможет как Гражданский кодекс, так и различные федеральные законы, а именно ФЗ №127, регламентирующий банкротство, и нормативно-правовой акт указанный выше и регулирующий сферу регистрации всех организаций. На основании норм права можно смело определить три легальных способа прекратить деятельность юридического лица. К ним относятся , и . Каждый из них имеет свои особенности и отличается от двух других специфичностью применения.

Реорганизация

Существует множество причин, по которым учредители и руководители закрывают организацию. Чем сложнее ситуация, тем труднее и кардинальнее выбирается способ. Реорганизация – самый щадящий из них. Гражданский кодекс закрепляет, что она может проводиться , но в вопросе прекращения деятельности юридического лица, интерес вызывает только две: слияние и . Каждая из них подразумевает закрытие организации и имеет определенный порядок применения. Однако прежде чем говорить о процедуре, стоит сказать о двух видах данного способа.

Реорганизация может быть добровольной , то есть по инициативе участников, принятием решения на общем собрании. Кроме того она может быть и принудительной , обычно осуществляется данная процедура по инициативе уполномоченных органов или же по решению суда.

Однако если говорить о слияние и присоединение, влекущих закрытие юридического лица, то чаще всего эта процедура добровольная, способствующая улучшению положения дел в компании.

Итак, две формы: слияние и присоединение. Первая подразумевает, что два и более юридических лица сливаются, переставая существовать, на основании чего образуется новая организация. Вторая же форма имеет немного иной смысл. При присоединении одно юридическое лицо начинает входить в другое, переставая также осуществлять свою деятельность. То есть эта форма в отличие от слияния не создает новое юридическое лицо .

, как способа остановить деятельности, очень прост. Это его главное отличие от других двух. Достаточно принять решение на общем собрании участников, подписать протоколы и направить сведения в налоговый орган . Независимо от формы подается заявление в УФНС, и далее вносятся сведения в государственный реестр о прекращение одного юридического лица и о создании нового в случае со слиянием . Процесс простой и не требующий большого количества операций.

Однако если речь идет о принудительной реорганизации, то если в установленный срок учредители не приступят к данному способу закрытия организации, то будут назначать управляющие и тогда возникает опасть стать ответчиком по гражданскому делу.

Также при применении данного способа прекращения деятельности нужно помнить о . ГК РФ говорит, что реорганизация всегда предполагает переход прав и обязанностей от юридического лица, которое изменяется, к другому. Слияние и присоединение не являются исключениями.

Основанием для такой процедуры будет наличие передаточного акта , который оформляет юридически переход прав и обязанностей, фиксирует все имущество организации. Принимается и подписывается он учредителями и руководителями организации.

Ликвидация

В отличие от реорганизации данный способ намного сложнее и предполагает наличие нескольких последовательных действий, без которых процедура прекращения деятельности будет просто невозможна. Закон выделяет классическую ликвидацию , то есть осуществляемую по общему порядку, а также альтернативную .

Вторая категория довольно необычная, так как она представляет собой скорее формальность, чем слаженную многоступенчатую процедуру. Примером альтернативной ликвидации может быть закрытие юридического лица за счет смены генерального директора или всей группы учредителей . Кроме того к альтернативной группе нередко относят первый способ прекращения деятельности организации, а именно реорганизацию путем слияния или присоединения.

Гражданский кодекс фиксирует в себе в основном нормы, относящиеся к классической ликвидации. Общий порядок закрытия юридического лица включает в себя несколько этапов, которые должны идти строго друг за другом:

  1. Принятие решение. На общем собрании участников идет поиск ответа на вопрос: ликвидировать или нет? Если да, то составляется и подписывается протокол.
  2. . Из участников организации общим решением избирается группа ликвидаторов, которые будут осуществлять все дальнейшие действия, связанные с закрытием юридического лица.
  3. Публикация сведений о принятом решение в официальном источнике, « ». Важно, что дальнейшие действия можно проводить только спустя два месяца.
  4. Уведомление всех кредиторов. Это обязательное условия, потому что в течение нескольких месяцев должны быть выдвинуты все требования о погашение долгов.
  5. . После погашение всех долгов ликвидационная комиссия определяет, сколько осталось имущество, и распределяет его между учредителями и участниками. Важно понимать, что передать имущество участникам до погашения долгов невозможно.
  6. Подготовка документов. Закон устанавливает четкий перечень бумаг, которые в итоге необходимо передать в налоговый орган:
    • решение о закрытие организации, то есть подписанный проток общего собрания;
    • ликвидационный баланс и решение об его утверждение;
    • уведомление о создании ликвидационной комиссии по форме;
    • уведомление кредиторов;
    • заявление о государственной регистрации по форме.

После выполнения всех перечисленных выше действий и подготовке пакета документов, его необходимо направить в налоговый орган, который в течение пяти дней должен исследовать полученные бумаги и на их основании принять решение и внести сведения в Государственный реестр о ликвидации юридического лица. После этого на руки руководителям выдается свидетельство.

И только с наступлением этого момента, а именно получением данного документа, можно считать, что организации больше нет.

Для того чтобы в дальнейшем государственные органы не вспоминали о ранее существующей компании, необходимо также закрыть все расчетные счета в банках и передать, сохранившиеся документы юридического лица, в архив.

Банкротство

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что данный способ закрытия юридического лица применяется только тогда, когда организация больше не может исполнять обязательства в пользу кредиторов .

Можно выделить два основных признака банкротства, без которых о данной процедуре не может идти речи. Первый из них – сумма задолженности должна быть не меньше трехсот тысяч, а второй – юридическое лицо не может исполнить обязательство в течение трех месяцев подряд.

Если данные критерии соблюдены, то можно смело приступать к процедуре банкротства. Важно, что она не всегда ведет к ликвидации, порой, есть возможность санации , то есть оздоровления организации. Однако если все же помочь компании нельзя, то тогда банкротство неразрывно связано с ликвидаций юридического лица.

Согласно закону можно выделить несколько шагов, которые как в случаи с ликвидацией должны соблюдаться в строгой последовательности.

  1. Подача заявления о проведение процедуры банкротства. Его могут предоставлять либо должники, либо уполномоченные органы, либо кредиторы. Помимо заявления необходимо перечень следующих документов:
    • выписка из Государственного реестра;
    • реестр, который будет включать в себя требования кредиторов;
    • все бухгалтерские балансы;
    • документы о создании юридического лица.
  2. После подачи заявления по истечению месяца назначается арбитражный управляющий. Он осуществляет за делами организации, которая продолжает работать в прежнем режиме. Сроки этого этапа могут дойти до семи месяцев , в зависимости от объема работы. По итогу управляющий направляет отчет в суд, который и принимает решение о дальнейшей судьбе юридического лица. Возможны несколько вариантов:
    • мировое соглашение между должником и кредиторами;
    • , то есть продажа имущества с целью улучшить положение дел;
    • , подразумевающее различные льготы и помощь кредиторов.
  3. Применение одной из возможных процедур. Чаще всего это финансовое оздоровление, которое может длиться не больше двух лет . Если выбор падает на конкурсное производство, то здесь сроки начинают идти от шести месяц и более .

Главным отличием банкротства, как способа прекратить деятельность юридического лица, является его продолжительность. Признание организации несостоятельной может занять несколько лет.

Однако возможен и сокращенный вариант, когда компании соглашается на добровольную реорганизацию. Что же касается стандартной процедуры признания лица несостоятельным, то если после проведения всех мероприятий положение дел в компании не стало лучше, то ее в итоге признают банкротом.

Плюс подобного метода в том, что списываются все долги , нет необходимости выводить ликвидационные балансы и распределять имущество. Юридическое закрепление факта банкротства осуществляется в том же порядке, что и при первых двух способах. Налоговый орган получает все необходимые документы и вносит сведения в Государственный реестр. Далее руководителю компании выдается свидетельство, и юридическое лицо официально перестает существовать на основании признания его несостоятельным, то есть банкротом.

Выводы

Из трех представленных способов прекращения деятельности юридического лица самым распространенным является . Однако каждый из методов имеет свои особенности.

Реорганизация отличается своей быстротой и простотой, требует минимальных усилий. Ликвидация позволяет полностью прекратить любую деятельность и расплатиться с долгами.

Банкротство же не только закрывает юридическое лицо, но и избавляет его руководителя от необходимости исполнять обязательства перед кредиторами, что и привлекает большинство организаций в тяжелом финансовом положении.

Прекращение деятельности ООО и ИП: консультация на видео

Юрисконсульт Владимир Лыгин рассказывает, в чем разница и каковы особенности ликвидации ООО и ИП.

Прекращение юридических лиц складывается из двух весьма разных процедур, а именно реорганизации и ликвидации. Всё это вместе складывается в прекращение юридического лица.

Реорганизация – это способ прекратить юридическое лицо с переходом его прав и обязанностей другому лицу. Единым термином это называется «правопреемство». Оно всегда присутствует при реорганизации.

Ликвидация – это способ прекращения юридического лица без правопреемства, то есть совершенно необратимый способ.

Реорганизация.

Реорганизация происходит в следующем порядке:

1. Принятие решения о реорганизации.

Принять такое решение могут:

· Учредители юридического лица (участники юридического лица);

· Орган юридического лица, к компетенции которого учредительными документами отнесён этот вопрос. Чаще всего это общее собрание.

· В случаях, предусмотренных законом, решение о реорганизации может производиться по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. По их решению чаще всего касается разделения и объединения (в связи с необходимостью соблюдения антимонопольного законодательства). Если государство принимает решение о реорганизации, а юридическое лицо не начинает в установленные сроки реорганизацию, то государство обращается в суд и тогда осуществляется насильственно, принудительно.

Реорганизация происходит в пяти формах:

1) Слияние.

2) Присоединение.

3) Разделение.

4) Выделение.

5) Преобразование.

Слияние:

Новое юр.лицо

1 юр.л. 2 юр.л, 1 входит в его состав.


Выделение:

Юридическое лицо принимает решение и из него выделяется юридическое лицо. Выделение – это способ в котором нет прекращения. То есть это скорее форма создания, чем прекращение.

1 юр.л. 2 юр.л., новое, выделившееся из первого юридического лица.

Разделение.

Из одного юридического лица образуются два и первоначальное прекращается. Обратное соединению.


Юридическое лицо ООО ОАО «Солнышко».

При слиянии, преобразовании и присоединении оформляется передаточный акт, а при выделении и разделение – разделительный баланс.

Статья 59.

Порядок реорганизации.

1. Принимается решение о реорганизации. Об этом решении юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней сообщает в ФНС как в регистрирующий орган. В этом сообщении (уведомлении) должно быть указано с обязательным указанием даты, с которой начинается реорганизация, и формы реорганизации.

2. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись, что данное лицо находится в процессе реорганизации.

3. Сведения о реорганизации необходимо опубликовать. Закон требует, чтобы публикаций было как минимум две с периодичностью один раз в месяц. Происходит это после того, когда появилась запись в реестре. Закон определяет и средство массовой информации, в которых это стоит сделать – это должно быть опубликовано в соответствующих СМИ, которые публикуют сведения о регистрации. «Вестник государственной регистрации».

В публикации должны быть указаны сведения о каждом участвующих в реорганизации юридическом лице, сведения о создающимся юридическом лице (то, которое будет только образовано, его ещё нет), форма организации, порядок и условия заявления требований кредиторами. А в некоторых случаях и ряд ещё.

4. Заявление требований кредиторов. Этот этап не является обязательным всегда, потому что его может не быть в том случае, если кредиторы решают не обращаться с требованием. Это статья 60 ГК РФ.

У кредиторов реорганизуемых юридических лиц существуют следующие права:

1) Потребовать досрочного исполнения обязательств от своего контрагента, находящегося в реорганизации.

2) Если досрочное исполнение обязательств невозможно, требовать прекращения обязательства и возмещения вызванных этим убытков. Теперь закон требует, чтобы требования перед этими кредиторами возникли до публикации уведомления о реорганизации.

3) ГК в части 3 статьи 60 закрепляет специальное правило: «Кредиторы юридического лица – ОАО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до публикации сообщения о реорганизации вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательств и возмещения убытков в случае, если реорганизуемого юридическое лицо, его участники или третьи лица не предоставят достаточного обеспечения исполнения соответствующих обязательств». Требования эти могут быть заявлены не позднее 30 дней после публикации.

Если все обязательства реорганизованного юридического лица будет происходить до реорганизации – всё прекрасно. А если после… В этом случае ГК говорит о том, что вновь образованные юридические лица становятся солидарными должниками между собой (если юридическое лицо прекратилось) и с тем изначальным юридическим лицом, если оно не прекратилось.

5. Реорганизация будет окончательно завершена после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении реорганизуемых и создании новых юридических лиц в процессе реорганизации.

Ликвидация юридического лица.

Сейчас мы говорим о ликвидации без банкротства.

Основания для ликвидации:

1. Гражданский кодекс предусматривает отдельно основания для ликвидации по инициативе учредителей, такую ликвидацию иногда пытаются назвать «добровольной».

2. Основания для ликвидации по решению суда. Такую ликвидацию иногда называют «принудительной».

Основания для добровольной ликвидации. Они даны не исчерпывающе и не могут быть исчерпывающими и выглядят следующим образом:

1) Либо в связи с достижением цели, ради которых создавалось юридическое лицо;

2) Либо недостижимость цели;

3) Либо с истечением срока, если вы создавали юридическое лицо на определённый срок;

4) И ряд других.

То есть по любой причине. Эту причину никто не будет устанавливать. «Не хотим, не можем больше и вообще надоело» – так можно написать, будет что-то вроде «недостижимостью цели».

Основания для принудительной ликвидации.

Предусмотрены в части 2 статьи 61 ГК РФ:

1. В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

2. В связи с осуществлением юридическим лицом деятельности без лицензии.

3. В связи с осуществлением деятельности, запрещённой законом либо с нарушением Конституции РФ.

4. Либо с совершением иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

5. Для некоммерческих организаций – если будет установлено систематическое осуществление ими деятельности, противоречащей уставным целям.

6. И в иных случаях, предусмотренных законом.

Порядок ликвидации:

1) Принятие решения учредителями юридического лица или соответствующим органом юридического лица, а в предусмотренных случаях – государственными органами, о ликвидации. Об этом решении следует письменно немедленно (незамедлительно) отправить уведомление в ФНС – регистрирующий орган. ФНС вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в ликвидации.

2) Участники юридического лица или его орган назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора, если один человек, а не комиссия), а также принимают решения о порядке и сроках заявления требований кредиторами и решают иные организационно-ликвидационные вопросы.

3) С момента, когда создана ликвидационная комиссия, к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (по сути – полномочия постоянно действующего исполнительного органа).

4) Выявление кредиторов и дебиторов юридического лица. Главный акцент на кредиторов, а не на должников.

Для выявления кредиторов должны быть приняты следующие меры:

1. Все известные кредиторы должны быть письменно уведомлены о ликвидации.

2. Ликвидационная комиссия обязана опубликовать в тех же СМИ («Вестник государственной регистрации») сообщение о ликвидации, где в обязательном порядке указываются сроки и процедура подачи заявления от кредиторов и эти сроки не могут быть меньше 2 месяцев с момента публикации.

3. На этом же этапе, соответственно, необходимо выждать этот срок и создать все требования кредиторов, которые будут заявлены.

4. Все заявленные требования кредиторов рассматриваются ликвидационной комиссией и независимо от признания или непризнания их обоснованности должны быть включены в промежуточный ликвидационный баланс.

5. Ликвидационная комиссия готовит промежуточный ликвидационный баланс, а он, в свою очередь, утверждается органами или учредителями юридического лица. В этом балансе должно быть отражено всё имущество, имеющееся у юридического лица – причём в широком смысле имущество: как активное, так и пассивное. В нём должны быть отражены все поданные заявления кредиторов и результаты их рассмотрения. Если требования кредиторов не обоснованы, то требования включаются в промежуточный баланс, а рядом пишется, что требования необоснованны и не будут удовлетворены. Кредиторы могут обжаловать это в суд.

5) Промежуточный (субсидиарный) этап. Если в промежуточном ликвидационном балансе выявляется недостаточность денежных средств для удовлетворения требований кредиторов. Тогда на этом этапе может происходить оценка иного имущества и реализация его с публичных торгов.

6) Удовлетворение требований кредиторов. Удовлетворение происходит в порядке очерёдности, очереди предусмотрены статьёй 64 ГК РФ.

Принцип очерёдности складывается из двух правил:

1. Удовлетворение требования кредиторов каждой следующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущих.

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица - ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование - организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица - это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация - это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование - публикация в специализированном издании - «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие - правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации - передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Существует два способа прекращения деятельности юридического лица: реорганизация (кроме выделения) и ликвидация .


При реорганизации , как правило, все права и обязанности юридического лица переходят к иным организациям (субъектам права), т.е. происходит универсальное правопреемство. Следует заметить, что в случае отсутствия у новых юридических лиц специальных лицензий, некоторые права могут в виде исключения не перейти к ним.


Реорганизация юридического лица осуществляется следующими способами:


1. 2. Слияние нескольких организаций в одну.


2. Разделение организации на несколько новых.


3. Присоединение одной организации к другой.


4. Выделение организации из состава другой (прекращение деятельности последней не происходит);


2. 5. Преобразование одной организации в другую путем смены ею организационно-правовой формы, например: ООО в ОДО или в унитарное предприятие.


По общему правилу реорганизация проводится добровольно по решению высшего органа управления юридическим лицом. В отдельных случаях допускается принудительная реорганизация, в частности в связи с антимонопольной политикой (запрещение слияния, присоединения, преобразования организаций, либо требование принудительного разделения) или с целью экономического укрепления организации, т.е. предотвратить банкротство одной из них.


При реорганизации необходимо предварительно уведомить кредиторов, так как реорганизация затрагивает их интересы. Кредиторы могут требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещение убытков.


Оформляется реорганизация юридических лиц передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование), либо разделительным балансом (разделение, выделение). Заканчивается реорганизация в момент госрегистрации вновь созданных лиц или в момент исключения присоединенного лица из государственного регистра.


При ликвидации происходит прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства.


Ликвидация может проводиться добровольно по решению компетентного органа юридического лица в случаях достижения целей своего создания, истечения сроков деятельности, признания лица несостоятельным и др.; а также в принудительном порядке по решению суда по иску компетентного госоргана из-за осуществления деятельности без лицензии, запрещенной законом, грубого нарушения законодательства и др.


Ликвидация юридического лица происходит в следующем порядке:


1. Орган, который принял решение о ликвидации, сообщает регистрирующему органу о своем решении для помещения соответствующей информации в регистре; определяет срок и порядок ликвидации; назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которому с данного момента приходят полномочия органа управления организацией.


2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор):


Публикует в СМИ сообщение о ликвидации организации, в котором указывает порядок и сроки принятия претензий (требований) от кредиторов в течение не менее двух месяцев (п. 1 ст. 59 ГК), выявляет и письменно уведомляет всех кредиторов;


Взыскивает дебиторскую задолженность;


Оценивает кредиторскую задолженность и принимает решение об удовлетворении или отклонении требований кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс (актив-пассив);


Удовлетворяет законные требования в установленном законодательством порядке. В ст. 60 ГК указана очередность удовлетворения требований. Всего очередей пять:


1) требования граждан, перед которыми ликвидируемое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;


2) расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам;


3) задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;


4) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;


5) расчеты с другими кредиторами.


Очередность должна быть соблюдена, и удовлетворение последующей очереди не допускается без полного удовлетворения требований предшествующей очереди.


После погашения указанной задолженности составляется окончательный ликвидационный баланс;


Распределение оставшегося имущества между участниками организации, если иное не следует из закона или учредительных документов.


3. Все ликвидационные документы передаются государственному регистрирующему органу, который вносит соответствующую запись в государственный регистр. С этого момента юридическое лицо утрачивает свою правоспособность и считается прекращенным.

Деятельность ЮЛ прекращается посредством его реорганизации (ст.57) или ликвидации (ст.61).

Реорганизация ЮЛ осуществляется в следующих формах: а) слияние нескольких ЮЛ в одно; б) присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому; в) разделение ЮЛ на несколько самостоятельных ЮЛ; г) выделение из состава ЮЛ (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых ЮЛ; д) преобразование ЮЛ из одной ОПФ в другую. Во всех случаях, кроме «г» прекращается деятельность хотя бы одного ЮЛ, но его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, т.к. к выделившемуся ЮЛ переходит часть прав и обязанностей остающегося ЮЛ. Следовательно, реорганизация ЮЛ всегда несет правопреемство и в этом ее отличие от ликвидации ЮЛ, при котором никакого правопреемства не возникает, т.к. их субъект (ЮЛ) подлежит прекращению.

Реорганизация ЮЛ по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей или уполномоченного на это его УД органа (общего собрания). Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях требует предварительного согласия госорганов (антимонопольных или иных). В случаях прямо указанных в законе реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного госоргана или суда (ЮЛ, занимающие доминирующее положение на рынке неоднократно нарушившие требования антимонопольного законодательства). Реорганизация ЮЛ оформляется либо передаточным актом (балансом) (слияние, присоединение или преобразование), либо разделительным балансом (разделение и выделение). Названные документы должны содержать положение о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного ЮЛ в отношении его кредиторов и должников (ст.59). Часто в практике проводимая реорганизация ЮЛ ухудшают положение кредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о принятом учредителями решении, а последние вправе требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков. Утвержденные ПА или РБ должны быть представлены для ГР вместе с иными документами. Реорганизация считается завершенной с момента ГР вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – ГР прекращения деятельности присоединенного лица.

Ликвидация ЮЛ представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в случаях реорганизации. ГЗ устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ. Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на то органа ЮЛ. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением, на основании: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); неоднократного грубого нарушения законов или НА; противоречие деятельности законодательным запретам и т.д. ГК предусматривает все случаи принудительной ликвидации ЮЛ. Особым случаем ликвидации ЮЛ является банкротство.

Ликвидация ЮЛ представляет достаточно длительную процедуру, основным содержанием которой является выявление удовлетворение имеющихся у кредиторов требований. При этом ЮЛ продолжает свою деятельность, а лица принявшие решения о ликвидации извещают регистрирующий орган об этом. В государственный реестр вносятся сообщенные сведения, а к наименованию ЮЛ обязательно добавляются слова «в ликвидации». Ликвидация проходит под контролем органа осуществившего ГР ЮЛ. Этапы ликвидации ЮЛ: назначение с согласия регистрирующего органа специальной ликвидационной комиссии (единоличного ликвидатора); опубликование в СМИ извещения о ликвидации, а также о порядке и сроках (не менее 2 месяцев) заявления требований кредиторами и письменное уведомление об этом известных кредиторов; утверждение промежуточного ликвидационного баланса; при недостатке денежных средств для удовлетворения заявленных требований – продажа имущества ЮЛ с публичных торгов; расчеты с кредиторами ЮЛ в порядке очередности (ст.64 – регресс, зарплата, залог, налоги, иные); составление ликвидационного баланса и его утверждение, передача остатков имущества учредителям. Ликвидация считается завершенной, а ЮЛ прекратившим существование – с момента внесения записи об этом в государственный реестр.