Отличия между публичными и непубличными акционерными обществами. Непубличное (закрытое) акционерное общество

Отличия между публичными и непубличными акционерными обществами. Непубличное (закрытое) акционерное общество
Отличия между публичными и непубличными акционерными обществами. Непубличное (закрытое) акционерное общество

Федеральным законом № 99-ФЗ, принятым 5 мая 2014 года, были внесены поправки в гражданское законодательство в отношении организационно-правовых форм юридических лиц. 1 сентября 2014 года новые положения статьи 4 первой части ГК РФ вступили в силу:

  1. Такая форма юридических лиц, как ЗАО, отныне упразднена.
  2. Все хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные компании.

Какие компании относятся к непубличным?

Согласно новым нормам те акционерные общества, которые размещают свои акции среди строго ограниченного круга лиц и не выпускают их в обращение на фондовый рынок, признаются непубличными компаниями. Аналогичный статус приобретают ООО, не отвечающие признакам .

Законодатели считают, что хозяйственные организации в форме ЗАО, по сути, не являются акционерными, поскольку их акции распределяются среди закрытого списка участников и даже могут находиться в руках единственного акционера. Такие образом, эти общества практически не отличаются от обществ с ограниченной ответственностью и могут быть преобразованы в ООО или в производственный кооператив.

Реорганизация закрытого акционерного в общество с ограниченной ответственностью не обязательна. ЗАО вправе сохранить акционерную форму и приобрести статус непубличного в том случае, если признаки публичности у него отсутствуют.

Поправки в гражданское законодательство практически не затрагивают ООО. Согласно новой классификации, эти юрлица признаются непубличными автоматически. Никаких обязанностей по перерегистрации в связи с новым статусом на них не возлагается.

Непубличные АО

Непубличное акционерное общество - это юридическое лицо, соответствующее следующим критериям:

  • минимальный размер уставного капитала – 10000 руб;
  • количество акционеров – не более 50;
  • в наименовании организации нет указания на то, что она является публичной;
  • акции компании не размещаются на бирже и не предлагаются к приобретению по открытой подписке.

Название и учредительные документы акционерных обществ должны быть приведены в соответствие с актуальной редакцией ГК РФ, в частности, из фирменного наименования ЗАО следует исключить слово «закрытое». Зафиксировать изменения в правоустанавливающей документации можно позже, при внесении в нее плановых поправок.

Признание АО непубличным предоставляет ему гораздо большую свободу в управлении своей деятельностью по сравнению с публичной компанией. Так, бывшее ЗАО не обязано публиковать информацию о своей работе в открытых источниках. По решению акционеров управление организацией может быть полностью передано в руки совета директоров или единоличного исполнительного органа общества. Собрание акционеров вправе самостоятельно определять номинальную стоимость акций, их количество и тип, предоставлять отдельным участникам дополнительные права. Ценные бумаги АО покупаются и продаются путём простой сделки.

Все решения АО должны быть удостоверены нотариусом либо регистратором. Ведение реестра акционеров непубличного акционерного общества передаётся специализированному регистратору.

ООО как непубличные компании

Деятельность хозяйствующих субъектов в форме ООО регулируется ст. 96-104 ГК РФ:

  • минимальная сумма уставного капитала – 10000 рублей;
  • состав участников – максимум 50;
  • список участников ведётся самим обществом, все изменения регистрируются в ЕГРЮЛ;
  • правомочия участников по умолчанию устанавливаются согласно их долям в уставном капитале, но могут быть изменены при наличии у непубличного общества корпоративного договора или после внесения соответствующих положений в устав фирмы с фиксацией поправок в ЕГРЮЛ;
  • сделка по отчуждению долей оформляется нотариально, факт перехода прав вносится в ЕГРЮЛ.

В отличие от документации публичных компаний, сведения, содержащиеся в корпоративном договоре непубличного общества с ограниченной ответственностью, являются конфиденциальными и не раскрываются третьим лицам.

Со вступлением в действие поправок в ГК РФ оформление решений участников общества должно проводиться в присутствии нотариуса. Однако здесь предусмотрены и другие возможности, не противоречащие законодательству, а именно:

  • внесение в устав изменений, определяющих иной способ подтверждения решений собрания участников ООО;
  • обязательное удостоверение протоколов общества подписями всех участников;
  • применение технических средств, фиксирующих факт принятия документа.

Наряду с ЗАО из гражданско-правового оборота также исключается форма юридических лиц ОДО (общество с дополнительной ответственностью). Согласно новым правилам такие организации должны перерегистрироваться в непубличные ООО.

Возможно, в ближайшее время стоит ожидать очередных изменений в законодательные нормы в отношении юрлиц, поскольку законы об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и обществах с ограниченной ответственностью, регулирующие деятельность АО и ООО, до сих пор существуют в старых редакциях (без разделения на публичные и непубличные компании).

Параграф 2 гл.4 ГК содержит общие правила о хозяйственных товариществах и обществах. Общие правила содержатся в ст.66-68, в данные статьи внесены изменения с 01.09.14. ст.66 закрепляет легальное определение хозяйственного общества – это корпоративная коммерческая организация с разделенным на доли уставным капиталом; имущество, созданное за счет вкладов учредителей, принадлежит ему на праве собственности.

Особенности хозяйственного общества:

  • 1. Наличие членства.
  • 2. Наличие уставного капитала, разделенного на определенное число акций или долей.
  • 3. Принадлежность обществу имущества на праве собственности.
  • 4. Наличие у участников общества корпоративных прав по отношению к обществу.
  • 5. Управление осуществляется путем формирования общего собрания, решения принимаются путем голосования.
  • 6. Общая правоспособность хозяйственного общества.

Ст.66.3 – публичные и непубличные общества.

Вводится новая для российского права классификация на публичные и непубличные общества. Значение классификации: оградить акционерные общества, чьи акции не размещаются публично, от излишнего регулирования акционерного законодательства.

Критерии отнесения хозяйственного общества к публичным:

  • 1. Наличие в фирменном наименовании указания на публичность общества.
  • 2. Публичное размещение акций общества на бирже; публичное размещение ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Указанные критерии подлежат применению к тем АО, которые были созданы до 01.09.14 и отвечают признакам публичности. Закон установил, что публичными могут быть только АО, к числу непубличных могут относиться общества с ограниченной ответственностью и АО. Характер правового регулирования внутри публичных и непубличных обществ должен существенно различаться.

Публичные общества размещают акции на бирже путем открытой подписки, имеют возможность привлекать любых третьих лиц к участию в обществе, а, значит, своими действиями могут нарушить права и интересы неопределенного круга лиц. Для предотвращения таких нарушений правила относительно регулирования корпоративных отношений в публичных обществах должны быть более строгими.

Непубличные общества привлекают к участию тесных или заранее определенный круг лиц. ГК в новой редакции позволяет непубличным обществам изменять общие правила, установленные законом специальным законодательством, такие изменения осуществляются в учредительном документе – уставе. Решение об установлении иных правил, чем те, которые предусмотрены ГК, должно приниматься всеми участниками общества единогласно. ГК лишь определяет рамки диспозитивности.

ГК предусматривает возможность для непубличных обществ изменить компетенцию общего собрания участников – может быть как сужена, т.е. часть вопросов, которые по закону рассматриваются общим собранием, могут быть переданы на управления коллегиальному органу управления (совет директоров), так и расширена, т.е на рассмотрение общего собрания могут быть отнесены такие вопросы, которые общим собранием не рассматриваются. ГК установил ряд вопросов, которые не могут быть переданы на рассмотрение иного органа. Вопросы, которые общее собрание решает всегда:

  • 1. Внесение изменений в устав.
  • 2. Реорганизация и ликвидация.
  • 3. Формирование органов управления (коллегиальных и исполнительных)
  • 4. Определение количества номинальной стоимости категории объявленных акций, а также определение прав, которые предоставляются акциями.
  • 5. Увеличение уставного капитала, непропорционально долям участников или за счет третьих лиц.
  • 6. Утверждение внутренних документов, которые не являются учредительными.

В перечень вопросов, которые относятся к рассмотрению общего собрания, ст.66.3 не относит вопросы распределения прибыли и убытков. В литературе не сложилось однозначного мнения относительно возможности передачи вопроса о распределении прибыли и убытков на рассмотрение иного органа. ГК содержит ст.67.1 п.2, закрепляет исключительную компетенцию собрания участников хозяйственного общества: исключение участника из общества, распределение прибыли и убытков. Лектор считает, что здесь следует говорить о том, что есть противоречие норм 66.3 и 67.1.

ГК допускает отказ от создания коллегиального органа, при условии, что все функции такого органа будут переданы коллегиальному органу управления. В непубличном обществе возможно исключить из числа органа ревизионную комиссию. ГК дозволяет устанавливать иной порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания участников и акционеров.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Федеральным законом 05.05.2014 N 99-ФЗ внесены существенные изменения в корпоративное законодательство.Часть изменений затронула общие положения о юридических лицах, в частности изменились организационно-правовые формы юридических лиц и их классификация.

Коммерческие организации — преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности подразделяются на:

— Хозяйственные общества
— Публичные общества.
— Непубличные общества

Упраздняются (не создаются и не могут быть зарегистрированы):
— общества с дополнительной ответственностью;
— типы акционерных обществ — открытое и закрытое.
Хозяйственные товарищества
— полное товарищество
— товарищество на вере (коммандитное товарищество)

— хозяйственные партнерства

— производственные кооперативы

Названным законом вводятся понятия публичных и непубличных обществ. Цель этого деления – установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).

Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ то есть ООО, АО и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).

Публичным признаётся акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК Р).

Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Непубличными обществами являются.
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество:
— устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
— чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки) или публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
3. Общество с дополнительной ответственностью.

С 01.09.2014 г. общества с дополнительной ответственностью упраздняются. К таким обществам, созданным до указанной даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ в новой редакции об обществах с ограниченной ответственностью. Соответственно, такие общества также должны приравниваться к непубличным обществам.

Таким образом, с 01.09.2014 г. упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые. АО таких типов теперь. не могут быть созданы.

С учетом новых требований фирменные наименования хозяйственных обществ должны будут иметь следующий вид:
— публичного акционерного общества — "Публичное акционерное общество «Армаис» ;
— непубличного акционерного общества — "Акционерное общество «Армаис» ;
— общества с ограниченной ответственностью — "Общество с ограниченной ответственностью «Армаис» .

При этом у обществ остается право иметь также и сокращенное фирменное наименование.

В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».

С 1 сентября 2014 года:
— положения Закона об АО, регулирующие ОАО, применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК в новой редакции;
— к ЗАО применяются нормы главы 4 ГК РФ (в новой редакции) об АО. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

До 01.09.2014 г. основным классифицирующим признаком для деления акционерных обществ на открытые и закрытые служило количество акционеров (50 и менее — для закрытых и более 50 — для открытых).

Таким образом, главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.

Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Остается действовать требование о том, что акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом.

Для ООО требование о максимальном количестве участников (не более 50) остается, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела. Требование о типе АО, в которое должно быть преобразовано ООО, с 01.09.2014 г. исключено. В подобной ситуации ООО само сможет определить, будет оно публичным или непубличным АО с соблюдением требований о публичном размещении акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Также для ООО остаются в силе требования о минимум одном участнике и о невозможности иметь в качестве единственного участника ООО другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Непубличные акционерные общества как лица, не имеющие право размещать публично свои акции, иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, близки в этом к ЗАО, а публичные общества близки в этом к ОАО.

Вместе с тем это не означает, что ОАО обязательно будет приравниваться к публичному АО. Публичными будут признаваться лишь те АО, которые отвечают признакам публичных АО. Например, если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество будет непубличным, однако иное может быть установлено его уставом.
Непубличное АО (в том числе созданное до 1 сентября 2014 года как ЗАО) вне зависимости от числа его акционеров может приобрести статус публичного АО путем указания в своем фирменном наименовании, что общество является публичным и внесения ЕГРЮЛ сведений о таком фирменном наименовании.

В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше испозитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах. Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

Свобода внутренней самоорганизации непубличных обществ

Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.

Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации.

К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны.

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии

Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
- о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
- о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).

Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.

Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.

Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.

С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.

Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.

Дальнейшая судьба ЗАО

В связи с делением АО на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 ГК, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ, следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе.

Устранение из фирменного наименования АО слова «закрытое» не препятствует применению преимущественного права приобретения акций, если общество отвечает признакам непубличного.

Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции ГК об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО. В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.

Бывшие ОАО, которые попадут в категорию непубличных обществ, тоже смогут применять преимущественное право приобретения акций, если включат соответствующие положения в устав. Включение в устав непубличного акционерного общества норм о преимущественном праве или установление особого порядка реализации этого права осуществляется большинством в ¾ голосов участников собрания

Похожих статей пока нет.

1 сентября 2014 года вступили в силу некоторые изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации. Появилось деление акционерных обществ на два вида, по принципу обладания организациями определенных признаков. Первый вид - это публичные акционерные общества. Такие организации являются более открытыми. Второй вид – это непубличные акционерные общества, они более закрытые, но при этом система управления в них менее строгая. Вместо привычных всем аббревиатур появились новые, такие как НАО и ПАО. Более подробно про публичные и непубличные акционерные общества вы сможете прочитать в этой статье.

Публичное акционерное общество

Так называются те предприятия, акции которых имеют публичный оборот в соответствии с законодательными актами о ценных бумагах. Это может быть выход на биржи, эмиссия с целью получения дохода и т. д. Также публичность того или иного акционерного общества определяется тем, что в уставных документах прописано, что организация в той или иной форме является открытой. Контроль подобных фирм более жесткий в связи с тем, что в них могут быть затронуты интересы третьих лиц, ведь граждане могут приобрести акции этих организаций. Например, в качестве контролирующего органа обязательно должен присутствовать наблюдательный совет из пяти человек. Также следует отметить, что все объединенные акционерные общества (ОАО), исходя из нового законодательства, становятся публичными. Более того, новые изменения в законодательстве предусматривают открытость и прозрачность данных, связанных с владельцами ценных бумаг, выпущенных ПАО. Также они имеют ряд дополнительных нюансов и нововведений, например общество будет считаться публичным при условии, что количество его участников превышает пятьсот. Более подробная информация изложена в первом пункте статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Непубличное акционерное общество

Это предприятие, участники которого строго определены, информация об этих лицах фиксируется на момент создания организации. Нововведение позволяет исправлять и вносить изменения в устав организации, формировать органы управления, оказывать влияние на совет директоров и собрание акционеров по различным вопросам с помощью голосования. Все ЗАО, а также некоторые ООО теперь будут называться непубличными.

Важно отметить более низкие обязательства в отношении собственников ценных бумаг, которые несет непубличное акционерное общество. Ответственность перед вкладчиками меньше, чем в случае с открытыми организациями. Это обусловлено тем, что непубличное акционерное общество имеет ограниченное число собственников ценных бумаг, строго ограниченное уставными документами. Говоря более простым языком, участники изначально предупреждены обо всех рисках и возможных потерях. Часто акции в таких обществах вообще не выпускаются, а подобные предприятия являются отчасти результатом приватизации либо следствием своеобразной модели управления при долевом участии для делегирования ответственности.

Изменения терминологии в соответствии с законодательством

Как было указанно выше, все предприятия, именуемые ОАО, теперь называются публичными акционерными обществами. Изменения касаются и других организационно-правовых форм. ЗАО - непубличное акционерное общество. К последним будут относиться и некоторые ООО, но при условии наличия необходимых признаков.

Кроме того, все фирмы, созданные до обновления законодательства, не должны проходить никаких процедур перерегистрации. Данное правило действует только в том случае, если не требуется вносить какие-либо корректировки в регистрационные данные. Например, переезд компаний в другой офис или смена вида деятельности могут стать основанием к изменению организационно-правовой формы. Следует отметить, что, возможно, придется поменять устав в соответствии с новым законодательством, если есть такая необходимость. Что касается новых сокращений в названиях, то непубличное акционерное общество сокращенно - НАО, публичное - ПАО.

Информация о владельцах ценных бумаг

Как в случае с публичным, так и в случае с непубличным обществом реестр акционеров должна вести независимая компетентная организация. Иначе есть риск получить штраф и навлечь дополнительные проверки на свою фирму. Данное правило появилось в октябре 2013 года. Выбор фирмы-регистратора, которая будет вести реестр акционеров, - это очень ответственное решение. Перед его принятием следует удостовериться в том, что компания, которой вы доверите данную задачу, достаточно добросовестная, имеет хороший опыт в данной сфере и работает давно. В противном случае есть риск возникновения различных проблем и дополнительных тяжб. Также рекомендуется посмотреть на клиентов подобных компаний. Чем серьезнее эти фирмы, тем лучше для вас. Решения всех собраний должны включаться в реестр компанией, которая берет на себя ответственность его ведения.

Номинальный капитал

Это средства предприятия, образованные за счёт выпуска ценных бумаг. Также они называются уставным или акционерным капиталом в связи с тем, что их размер указан в уставе организации. Это сумма, вложенная участниками для обеспечения уставной деятельности общества. Размеры данных средств фиксируются в учредительных документах организации в соответствии с действующими законами. Исходя из Гражданского кодекса, акционерный капитал – наименьшее количество средств, гарантирующих платежеспособность перед кредиторами. Законом предусматривается возможность увеличения номинального капитала. Это возможно, если за подобное решение проголосует не меньше чем две трети участников и при соблюдении законов, предусмотренных для конкретных случаев. В качестве средств в акционерный капитал может вноситься имущество как в виде денежных средств, так и их эквиваленты в натуральной форме, например в виде собственности. В случае с внесением средств в другой форме или в виде права собственности производится их оценка с помощью независимой экспертизы.

Уставной документ НАО

При создании непубличного АО необходимо иметь при себе различные бумаги и заполненные бланки. Устав непубличного акционерного общества - ключевой документ. Он содержит всю информацию об организации, в нём рассказывается о ее собственности, участниках и их правах, о деятельности образуемого предприятия и т. д. В случае возникновения проблем и споров Устав будет опорным документом при юридических разбирательствах. Поэтому он должен быть написан таким образом, чтобы в нём не было лазеек и изъянов, которые возможно применить в суде против организации. При составлении Устава рекомендуется подробно изучить все законодательные акты, так или иначе связанные с деятельностью организации, или обратиться к юристам, которые имеют опыт в данной сфере или специализируются на разработке подобных документов.

Уставной документ ПАО

Устав в подобных предприятиях во многом схож с аналогичным документом непубличного акционерного общества. Исключение - в нём должно быть прописано, что организация является открытой. Например, указан порядок выпуска акций, их обращения, выхода на биржи, прописана политика выплаты дивидендов. Также в нём может быть прописан порядок обращения и эмиссии других ценных бумаг, но обязательно должна иметься возможность конвертации подобных векселей в акции. В целом Устав публичного акционерного общества должен разрабатываться ещё более ответственно, чем в случае с НАО. Это связано с высокой потенциальной ответственностью и обязательствами перед акционерами, которыми, по сути, могут быть все желающие. А значит, риск возникновения претензий со стороны различных физических и юридических лиц и представителей государства в случае с ПАО гораздо выше. Разработка документации требует ответственного подхода и работы специалистов.

Уставный капитал НАО

При формировании уставного капитала опорными правовыми актами будут являться ГК РФ и ФЗ 208 “Об акционерных обществах”.

Согласно ГК РФ, к ним относятся организации, номинальный капитал в которых разбит на какое-либо количество ценных бумаг. Участники общества не могут понести убытки или обязательства, превышающие стоимость бумаг, которыми они владеют.

В данном случае, когда рассматривается уставный капитал непубличного акционерного общества, ценные бумаги не могут быть размещены открыто. Доля векселей, принадлежащих владельцу, может быть ограничена уставными документами. Также может быть указано число голосов, которое предоставляется одному носителю ценных бумаг. В данном случае минимальный уставный капитал акционерного общества должен быть равен хотя бы ста МРОТ (минимальным размерам оплаты труда).

Уставный капитал публичного акционерного общества

В ситуации с ПАО действуют схожие с предыдущим случаем правила. Ключевыми актами станут последние редакции Гражданского кодекса РФ и ФЗ 208 “Об акционерных обществах”.

Уставный капитал публичного общества состоит из акций, приобретенных владельцами по первоначальной стоимости на момент эмиссии. Номинальная стоимость ценных бумаг должна быть одинаковой. Точно так же, как и права акционеров, которые должны быть равными. Размер уставного капитала может либо увеличиваться, либо уменьшаться в соответствии с текущей рыночной ситуацией. Это происходит за счет выпуска дополнительных ценных бумаг либо за счёт выкупа собственных акций у крупных инвесторов. Уставный капитал должен включать в себя хотя бы 1000 МРОТ.

Участники ПАО

В данном случае участниками будут являться все владельцы акций компании. Участником ПАО может стать любой гражданин Российской Федерации, который достиг 18 лет. Акционеры не несут юридической и материальной ответственности за действия общества, а лишь обладают некоторыми правами. Например, они могут принимать участие в общем собрании и голосовать. Единственные возможные потери владельцев ценных бумаг связаны со стоимостью акций либо дивидендов.

Участники НАО

Порядок членства в организациях подобного типа отличен от ПАО. Только участники непубличного акционерного общества будут являться учредителями. Это связано с особенностями регулирования подобных фирм. Учредители также будут являться акционерами, и за пределы данной организации их облигации не распространяются. Участников не может быть больше пятидесяти человек, в противном случае НАО должно быть реорганизовано в публичное акционерное общество.

Реорганизация из одной формы в другую

Законодательство предусматривает возможность изменения одной организационно-правовой формы на другую. На примере преобразования НАО в ПАО можно выделить следующие обязательства, возникающие перед организацией:

  • Увеличение уставного капитала до требуемого минимума (1000 МРОТ).
  • Разработка документов, подтверждающих изменение прав акционеров.
  • Эмиссия акций.
  • Полная инвентаризация.
  • Привлечение аудитора.
  • Разработка нового устава и сопутствующей документации.
  • Перерегистрация в ЕГРЮЛ.
  • Передача имущества новому юридическому лицу.

Регистрация: публичные и непубличные акционерные общества

Первым делом следует выбрать организационно-правовую форму, публичное акционерное общество или другой тип, в соответствии с нуждами создаваемой организации. Далее нужно подготовить все необходимые документы: договор между учредителями, если их больше одного человека, потом - документы о видах и типах акций, их стоимости и количестве. После разрабатывается устав, включающий в себя:

  • Название организации в полном виде и в виде аббревиатур, в случае с публичным обществом это должны быть отражено в названии.
  • Юридический адрес.
  • Количество и цену акций по номиналу.
  • Типы выпускаемых акций.
  • Права акционеров, владеющих той или иной категорией акций.
  • Стоимость уставного капитала.
  • Порядок проведения различных собраний, голосований и принятия решений.
  • Полномочия и алгоритм принятия решений органами управления - в соответствии с действующим законодательством.

Теперь нужно зарегистрировать общество в местном налоговом органе, в каком именно - зависит от города и региона, в котором совершается регистрация. Необходимо заполнить и предоставить все требуемые документы, заверить их у нотариуса и заплатить пошлину. Оформление будет произведено в течение 5 рабочих дней. Далее у вас будет ровно 30 дней на эмиссию и регистрацию акций, а также будет необходимо выбрать компанию-держателя реестра акционеров.

Следует отметить, что процесс оформления и создания акционерных обществ - это очень ответственное решение. Проблемы с документацией и различными бланками могут возникнуть даже при регистрации ИП, поэтому не следует экономить на создании будущей организации, при возникновении любых трудностей рекомендуется обращаться к компетентным специалистам в налоговой, юридической и финансовой сфере. Правильно выбранная организационно-правовая форма - это первая ступень на пути к успешному бизнесу, и этот выбор следует совершать максимально обдуманно.

Десять ключевых отличий публичного АО от непубличного

Понятия публичных и непубличных обществ

Понятия публичных и непубличных обществ закреплены в статье 66.3 Гражданского кодекса.

Публичные акционерные общества - это общества, которые основаны на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.

Непубличные акционерные общества - это хозяйственные общества, основанные на акциях, которые не выходят на организованный рынок обращения.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Мы представили основные отличия публичных АО от непубличных в удобной таблице

Отличие

Публичное АО

Непубличное АО

Норма законодательства

1 Размещение и обращение акций - главное отличие Акции и ценные бумаги, которые конвертируются в акции, размещаются путем открытой подписки и публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах Акции и ценные бумаги нельзя размещать по открытой подписке, они публично не обращаются


Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.


Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.


Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.


Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.


Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.