Профилактика злоупотребления подростками психоактивных веществ. «Негативные последствия употребления психоактивных веществ»

Профилактика злоупотребления подростками психоактивных веществ. «Негативные последствия употребления психоактивных веществ»
Профилактика злоупотребления подростками психоактивных веществ. «Негативные последствия употребления психоактивных веществ»
Автор: Скрынник Ксения Александровна, педагог-психолог
Место работы: ГКОУ РО детский дом №3 г.Таганрога

Современное общество характеризуется увеличением числа лиц, употребляющих различные виды наркотиков, что ведет к росту числа правонарушений. Особенно серьезной является опасность быстрого возрастания числа несовершеннолетних, употребляющих наркотические и токсические средства.
По статистике 32% подростков прибегают к наркотикам как к способам избегания стрессов. 28% подростков впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под воздействием авторитетных для них лиц, т.е. в результате стороннего внушения. 39.5% подростков пробуют наркотики из любопытства.
Наркотики оказывают угнетающие действия на все органы и ткани, а особенно на центральную нервную систему.
Становление, формирование наркомании характеризуется развитием следующих признаков: психической, физической зависимости и толерантности.
Психическая зависимость – это осознаваемая или неосознаваемая потребность в употреблении наркотика для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта.
Физическая зависимость – состояние, при котором в ответ на отмену наркотика развивается абстинентный синдром. Возникает лишь при наличии психической зависимости.
Толерантность – это способность переносить токсические дозы наркотика, устойчивость к наркотику. Повышение толерантности проявляется в том, что первоначальные дозы наркотика не вызывают прежней эйфории, опьянения или иного желаемого эффекта.
Наиболее часто первичная наркотизация вызвана возрастными особенностями психологии подростков: стремление утвердиться через «особое», «интересное» времяпрепровождение – необычное и рискованное. Основными мотивами при этом являются: любопытство, подражание лидерам, подчинение, иногда протест против норм взрослого поведения. Происходит это обычно при отсутствии подлинных, эмоционально-окрашенных интересов, духовных ценностей, навыков организации досуга, четких позитивных социальных установок. Такие личностные и поведенческие особенности как раз свойственны подросткам, относящимся к «группе риска». Именно среди них могут быть выявлены подростки с определенной готовностью к наркотизации.

Факторы, способствующие возникновению наркомании:

1. Социальные:
- дети из социально неблагополучных семей, условия воспитания в семье (конфликтные взаимодействия родителей, отсутствие внимания, контроля и авторитета взрослых);
- неблагоприятное окружение и общественная необустроенность (районы, характеризуемые высоким уровнем преступности и т.п.);
- неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе;
- влияние неформальной группы сверстников;
- отчуждение и подростковое бунтарство (у подростка нет желания ходить в школу, чувствует себя «не таким как все», посторонним и в результате возникает протест);
- приобщение к наркотикам в раннем возрасте;
- терпимость общественного мнения к пьянству, наркомании, токсикомании.
2. Психологические:
- психологическая и социальная незрелость подростков, инфантильность, недостаточное усвоение общественных норм поведения, постоянная избыточная зависимость от других, готовность следовать за отрицательными лидерами, в том числе готовность к криминальному поведению;
- рост числа детей, неспособных адаптироваться к условиям социума;
- низкая устойчивость к психическим перегрузкам, стрессам – сниженная приспособленность к сложным ситуациям, непереносимость конфликтов;
- выраженная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в сфере общения;
- импульсивность, в частности, со стремлением к получению удовольствия, новых ощущений (приятных и неприятных), как можно быстрее и любым путем.
3. Биологические:
- наследование детьми из неблагополучных семей психических и биологических особенностей, способствующих развитию вредных привычек – употреблению наркотиков, спиртных напитков, табакокурения;
- пограничные нервно-психические расстройства, умственная отсталость.

Последствия, которые влечет за собой наркомания:

Высокая смертность, вызванная передозировками препаратов, несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения, различными заболеваниями, частыми самоубийствами среди наркоманов;
- выраженные медицинские и социальные последствия употребления наркотиков: психические расстройства в виде острых и хронических психозов, выраженные изменения личности вплоть до ее распада, слабоумие, неспособность к работе и т.д.;

Криминогенное поведение наркоманов, обусловленное изменением их личности; наркоманы совершают преступления, как с целью приобретения наркотиков, так и в связи с тяжелыми расстройствами психической деятельности (психозами), развившимися в результате их употребления.
Необходимо учитывать также, что в последнее время наркоманы используют все новые вещества, изменяющие психическое состояние. Так, увеличилось число случаев немедицинского употребления различных лечебных препаратов, в том числе нередко в сочетании с алкоголем, а также некоторых препаратах бытовой химии.
Более частыми становятся бытовые и групповые формы употребления подростками психоактивных веществ. Группы создаются обычно «неформальными лидерами», нередко взрослыми, имеющими опыт употребления наркотиков, доступ к источникам их получения.
Наркотические средства и психотропные вещества разделяются на 3 группы:
1. Наркотики успокаивающего, обезболивающего и снотворного действия – опий, морфин, героин, ноксирон (глютатемид), сильнодействующие снотворные (барбамил, этаминал натрия и др.).
2. Вещества возбуждающего действия – кофеин, фанамин и др.
3. Вещества, вызывающие галлюцинации – гашиш, кокаин, ЛСД, мескалин и др.

Картина наркотического опьянения различна, в зависимости от принятого вещества.
При опьянении наркотиками первой группы отмечается бледность, сухость кожи лица и тела, зрачки резко сужены, пульс учащен, внешне такой человек вял, расслаблен, настроение у него благодушное.
Если наркоман принял опий, морфин или кодеин, то на коже лица, шеи, груди могут быть видны следы «расчесов». При введении наркотиков через шприц видны следы уколов в вены в различных частях тела. У застарелых наркоманов подкожные вены слабо просматриваются, имеют белесый цвет, на ощупь жесткие, вдоль них имеются рубцы от бывших в прошлом воспалений в местах уколов.
При опьянении снотворными, также входящими в состав первой группы, лицо становится красное, потное. Опьяневший сонлив, сплевывает или слюна стекает с уголков губ, глаза блестят, зрачки расширены, походка пошатывающаяся, пальцы вытянутых рук сильно дрожат. Речь смазанная, слова неотчетливые, одурманенный не договаривает их. При этом сначала он бывает возбужден и легко становится злобным, грубым, циничным.
При окончании опьянения возникает вялость, чувство разбитости, раздражительность.
При опьянении веществами второй группы, ведущими симптомами являются состояния возбуждения, повышенного настроения, нервозности, громкий смех, быстрая размашистая походка, преувеличенная жестикуляция. При этом лицо краснеет, глаза блестят, темп речи ускорен, ответы быстры, легко срываются нецензурные выражения.
По окончании опьянения развивается чувство усталости, ощущение разбитости, повышенной сонливости, сниженное настроение. В этом состоянии возможны попытки самоубийства.
При опьянении веществами третьей группы лицо бледное, кожа сухая, глаза блестят, зрачки расширены, склеры покрасневшие. У кокаинистов зрачки расширены, на лице резко выделяется бледность кожи спинки и крыльев носа.
Накурившиеся гашиша кажутся вялыми, сонливыми, слегка оглушенными. Такое состояние может внезапно сменяться беспричинным вызовом веселья, смеха или наоборот, появляется мимика тревоги, страха с внезапными движениями в сторону, подражанием движениям стоящих рядом людей. В эти моменты наркоман испытывает приятные (или неприятные) «видения», сознание его одурманено, контакт с ним затруднен.
Состояние людей, принявших ЛСД, больше всего, напоминает картину острого психоза, с наплывными зрительными и слуховыми галлюцинациями и контакту они недоступны.
Кроме перечисленных, существует еще один вид наркомании – смешанная или полинаркомания . О полинаркомании говорят в тех случаях, когда наркоман принимает два или более наркотических вещества.
Абстинентные явления («ломка») развиваются у привычных наркоманов спустя 5-12 часов после прекращения действия наркотика, они несколько напоминают состояние сильного похмелья при алкоголизме. Проявляется это в чувстве недомогания, вялости, разбитости, потливости, ознобе, болях во всем теле, тоскливом и, в тоже время, злобно-агрессивном настроении. В это время наркоманом владеет только одно желание – скорее принять очередную дозу наркотика. Большинство преступлений совершается наркоманами именно в этом состоянии. Если все же он не сможет достать наркотик, физическое и психическое состояние наркомана ухудшается: пропадает аппетит, возникает бессонница, рвота, понос, судороги, усиливаются боли в мышцах, суставах – крайне тягостное состояние, которое наркоманы называют «ломка». В это время могут возникнуть галлюцинарно-бредовые переживания. Явления абстиненции продолжаются до 10-15 дней, а затем постепенно идут на убыль. Оказание специализированной медицинской помощи смягчает течение абстиненции, но все же оно не может устранить ее полностью. Абстиненция бывает наиболее выражена при употреблении препаратов опия, морфина, кодеина, героина и их производных. При употреблении гашиша, снотворных она бывает слабее, но также тяжело переносимая.
Следует обращать внимание на следующие подозрительные в плане употребления психоактивных средств признаки в поведении и внешнем облике ребенка.

Признаки употребления наркотических, психотропных и иных психоактивных веществ:

· снижение интереса к учебе, успеваемости, спорту, прогулы занятий;
· увеличение потребности в деньгах, пропажа денег и вещей из дома;
· проявления лживости, уклонение от бесед под надуманными предлогами;
· подросток поменял компанию, у него появились друзья, о которых он не желает рассказывать, старается не упоминать даже их имен;
· ребенок возвращается с улицы неадекватно веселый или, наоборот заторможенным, появились периоды немотивированной раздражительности или агрессивности;
· неустойчивость внимания, ухудшение памяти, нарушения мышления, бредовые высказывания;
· приходит домой с запахом алкоголя, либо от одежды, волос исходит запах ацетона, от пальцев – запах жженого пластика;
· на одежде появились пятна клея;
· на руках появились царапины, следы незначительных ожогов, следы от уколов в проекции вен на предплечьях, тыльной стороне кистей, синяки; подросток старается носить одежду с длинным рукавом, даже если это не по сезону;
· имеется раздражение кожи в области носогубного треугольника;
· при возвращении домой у ребенка зрачки глаз резко расширены, либо сужены до точек, «невидящий взгляд»;
· «красные» склеры (расширенные сосуды конъюнктивы глаз);
· при взгляде в стороны глазные яблоки совершают маятникообразные движения;
· имеется нарушение тонких координационных движений;
· изменен темп речи (замедленная или ускоренная), речь нечленораздельная;
· беспричинное снижение или значительное усиление аппетита, жалобы на металлический привкус во рту;
· в вещах ребенка появились пакетики, спичечные коробки с измельченной смесью или таблетками, шприцы, ацетон, куски бинта или марли, пропитанные жидкостью с коричневатым оттенком, закопченные ложки, наперстки.
В случае выявления вышеперечисленных признаков необходимо срочно проконсультировать несовершеннолетнего у врача психиатра-нарколога. Определить, какое именно психоактивное вещество употребляет несовершеннолетний, может только специалист.

Последствия курения марихуаны:

Употребление – нарушение памяти, снижение внимания, восприятия и способности мышления. Замедление рефлексов и уменьшение двигательной активности.
Систематическое употребление – развитие заболеваний дыхательной системы, рак легких и развитие злокачественных опухолей мозга, поражение иммунной системы и развитие импотенции.
Последствия употребления экстази
Употребление – искаженное восприятие действительности, галлюцинации, сильное обезвоживание организма, тошнота, судороги, апатия и депрессия.
Систематическое употребление – разрушение печени, почек, импотенция, расстройства психики, сердечно-сосудистая недостаточность.
Последствия употребления героина
Употребление – искаженное восприятие действительности, головокружение, усиленное мочевыделения, тошнота, рвота, потоотделение, неадекватное восприятие речи, на лице «маска клоуна».
Систематическое употребление – рубцевание и сжатие вен в результате инъекций, заболевание печени и почек, физический и психологический износ организма.
Передозировка – низкое артериальное давление, медленный и нарушенный ритм сердцебиения, низкая температура тела, глубокий сон, ступор (обездвиженность), кома, смерть.
Последствия употребления кокаина
Употребление – искаженное восприятие действительности, беспокойство, усиленное сердцебиение, потеря аппетита, повышенная активность и утомляемость, нервная дрожь, тошнота, рвота, повышение температуры тела.
Систематическое употребление – чрезмерная нервозность, частая необоснованная смена настроений, галлюцинации, импотенция, сердечная аритмия, боль в груди.
Передозировка – бред, учащенное нарушенное поверхностное дыхание, потеря сознания, смерть.

Последствия употребления метамфетаминов

Употребление – частое головокружение, сухость во рту, частое мочеиспускание, понос, галлюцинации, обмороки, лихорадка.
Систематическое употребление – хронические проблемы со сном, беспокойство и напряженность, высокое артериальное давление, сыпь, паранойя, бредовые синдромы.
Передозировка – жар, кома, кровоизлияние в мозг, смерть.

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТИПЫ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Существуют различные подходы, определяющие основные понятия сферы профилактики употребления ПАВ. В некоторых случаях понятие «наркотик» определяется как ключевой термин и фактически обозначает различные психоактивные вещества . Однако мы будем исходить из того, что наркотики относятся к одному из видов ПАВ.

Понятие ПАВ является базовым в законодательных документах, регулирующих организацию деятельности в сфере профилактики употребления ПАВ в образовательной среде . К основным документам такого рода следует отнести «Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Содержание этого документа представлено в Приложении 1. Изложенная в нём концепция профилактики весьма серьёзно «проработана» и даёт нужные ориентиры для специалистов сферы школьной профилактики употребления ПАВ.

Итак, основное понятие сферы профилактики употребления ПАВ - психоактивное вещество .

Психоактивные вещества - природные и синтетические вещества, изменяющие состояние человека . Эти вещества, попадая в организм человека, изменяют его психическое и физиологическое состояние. При этом у человекаможет измениться поведение, восприятие окружающего, настроение, способность к познанию и двигательные функции .

Существует большое разнообразие ПАВ. Некоторые ПАВ используются в медицинских целях как обезболивающие средства и снотворные лекарства. В спорте ПАВ ассоциируются с понятием «допинг». В обычной жизни мы также сталкиваемся с потреблением ПАВ, когда пьём кофе или чай. Однако употребление некоторых ПАВ может привести к весьма трагичным последствиям для здоровья человека. Безусловно, наибольшую опасность среди ПАВ представляют наркотики .

Если говорить о ПАВ в целом, то они не являются ни хорошими, ни плохими. Степень их «вреда/полезности» зависит от того, кто, как и с какой целью их использует . Несомненно, что следует различать ПАВ по степени их действия на организм. Употребление чая или кофе не имеет каких-либо опасных последствий для человека. Эти напитки без особого вреда для здоровья употребляют многие люди в разных странах мира. Вместе с тем, употребление некоторых из ПАВ может привести к серьёзным заболеваниям.

Наиболее опасными для здоровья школьников являются: табак, алкоголь, наркотики и ингалянты . Организуя деятельность в сфере школьной профилактики употребления ПАВ, мы должны стремиться к снижению вероятности приобщения школьников к этим психоактивным веществам.

В дальнейшем под понятием ПАВ в пособии будут пониматься, прежде всего, эти 4 вида психоактивных веществ: табак, алкоголь, наркотики и ингалянты. В этом параграфе мы дадим определения каждого из них.

Существуют различные классификации типов ПАВ. Мы остановимся на двух из них.

Природные и синтетические психоактивные вещества

Вначале укажем некоторые из наиболее распространённых природных ПАВ.

Марихуана собирательный термин для сушеных листьев различных видов конопли . Курение марихуаны более опасно, чем курение табака .

Кокаин белый мелкокристаллический порошок, получаемый с помощью экстрак-ции из листьев растения кока . Этот кустарник произрастает в Южной Америке. Листья коки являются сильнодействующим стимулятором психики.

О синтетических ПАВ. К сожалению, несмотря на уголовные наказания, наркобизнес в нашей стране процветает. Это связано с его высокой прибыльностью. Поэтому кроме природных ПАВ на «наркотический рынок» поставляется также большое разнообразие синтетических ПАВ. Скажем лишь о героине - одном из наиболее известных и опасных синтетических наркотиков.

Героин – синтетический наркотик . На вид белый порошок. Героин курят, глотают, нюхают или вводят шприцом. При его приёме ощущается сонливость, тепло, прилив сил и духа. Этот наркотик опасен передозировками, быстрым возникновением сильной и трудно преодолимой зависимости .

Легальные и нелегальные психоактивные вещества

Рассмотрим более подробно эту классификацию.

Легальные ПАВ психоактивные вещества, не запрещённые законом к употреблению, хранению и распространению . Наиболее известные легальные ПАВ: никотин, кофеин и алкоголь.

Никотин . Содержится в табаке, сигаретах, папиросах, сигарах, махорке и т.д. Употребление никотина в любых дозах опасно для здоровья человека. Наиболее развитые страны резко ограничивают торговлю табачными изделиями и запрещают курение во всех общественных местах и на работе .

Кофеин . Кофеин содержится в чае, кофе и шоколаде. Он действует на центральную нервную систему возбуждающе. Частое и обильное употребление крепкого чая или кофе может нанести вред организму .

Алкоголь любой напиток, содержащий токсическое вещество этанол (этиловый спирт). Алкоголь в небольших количествах действует на организм как стимулятор. При умеренных и больших дозах алкоголь угнетает деятельность организма . Алкоголь содержится в пиве, вине, в крепких спиртных напитках, некоторых медицинских средствах, сиропах и парфюмерных изделиях . Длительное злоупотребление алкоголем может вызвать хроническое заболевание алкоголизм .



Легальные ПАВ употребляются взрослыми людьми открыто. И эти действия не вызывают юридической ответственности. Однако потребление некоторых легальных ПАВ (табак и алкоголь) может привести к значительному разрушению здоровья человека.

Наблюдение практика

Не следует на родительских собраниях, посвящённых теме «Профилактика употребления ПАВ», говорить что «алкоголь в небольших количествах действует на организм как стимулятор». В российской ментальности есть такая особенность как «отсутствие чувства меры». Подобное объективное определение свойств алкоголя (для небольших доз) может подтолкнуть людей, употребляющих алкоголь, к позиции «самооправдания», а стало быть, к риску неумеренного потребления спиртных напитков.

Позиция превентолога

Каждый взрослый человек сам отвечает за своё здоровье и последствия, которые возникают при употреблении алкоголя и табака;

Родители должны помнить: независимо от их желания, поведение родителей является образцом для подражания;

Школьники должны знать, что употребление табака и даже малых доз алкоголя является для них вредным и опасным.

Нелегальные психоактивные вещества

К нелегальным ПАВ относятся наркотики . Они запрещены законом для производства, транспортировки, хранения, продажи и потребления. Потребление наркотиков действует на психику человека так, что он не в состоянии жить полноценно. Наркоман не может принимать здравые решения, контролировать своё поведение и производительно работать.

На наш взгляд, промежуточное положение между легальными и нелегальными ПАВ занимают ингалянты.

Ингалянты (от англ. inhalation - вдыхание) - химические вещества технической и бытовой химии. Речь идёт о бензине, ацетоне, различных аэрозолях, чистящих жидкостях, клеях, красках, растворителей для красок, жидкости для снятия лака, газ для зажигалок и т.д.

Ингалянты также называют «летучими веществами», поскольку они активно испаряются. Ещё одно возможное название ингалянтов - токсиканты . Более подробно об ингалянтах и их действии на организм речь пойдёт во второй главе.

Обозначим также и другие понятия, значимые для сферы профилактики употребления ПАВ (в дальнейшем, профилактика УПАВ).

Защитные факторы различные факторы, снижающие вероятность УПАВ. Защитные факторы усиливают намерение людей не употреблять ПАВ. Каждый человек обладает большими защитными возможностями для здоровья. Можно выделить внешние и внутренние защитные факторы. Например, к внутренним защитным факторам относят: адекватную самооценку, навыки принятия решений, навыки общения и т.д.

Внешние защитные факторы: поддержка семьи, обучение в валеологической школе и т.д. .

Факторы риска - факторы, повышающие вероятность употребления ПАВ . Существует множество факторов риска. Например, доступность наркотиков, воспитание в «алкоголизированной» семье и т.д.

Мишень профилактики - объект, на который направлена работа по предупреждению употребления ПАВ . В сфере предупреждения УПАВ выделяют следующие мишени: индивид, семья, группа сверстников, школа, общество .

Зависимость от ПАВ состояние человека, когда он постоянно употребляет какое-либо ПАВ и не может остановиться.

В ходе дальнейшего изложения материала будут определены и другие важные понятия сферы профилактики УПАВ.

1.2. ПРОБЛЕМА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ

ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ И ЕЁ РЕШЕНИЕ

Многочисленные исследования говорят о значительном росте потребления ПАВ, произошедшем в нашей стране за последние два десятилетия .

В наибольшей мере за это время обострилась проблема наркомании. На начало 21 века в России по официальным данным зарегистрировано от 2 до 3 млн. наркоманов . По мнению экспертов, реальное число наркоманов в РФ в 2-3 раза выше и оно продолжает расти. Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем – от 4 до 5 лет .

В России, как и по всему миру, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. Темпы роста наркомании в этой возрастной категории самые высокие. Известно, что 20% общего числа наркоманов в России – школьники, 60% – молодежь в возрасте 16–30 лет, и лишь 20% – люди старшего возраста .

В сфере потребления наркотиков за последние 15 лет можно выделить следующие тенденции:

1) В России одна из самых высоких в мире динамика потребления наркотиков. В Европе есть страны, где на душу населения употребляют отдельных видов наркотиков больше, чем в РФ. К примеру, по марихуане. Однако в целом, динамика потребления наркотиков в РФ одна из самых высоких в мире.

2) В структуре потребления наркотиков на первое место начинает выходить героин . Героин - один из самых опасных для здоровья наркотиков. Мы кратко упоминали о нём в параграфе 1.1. Российская особенность потребления героина состоит в том, что его чаще всего употребляют в крупных городах.

3) Омоложение потребителей ПАВ . Особенно быстро растёт потребление наркотиков среди подростков. Средний возраст приобщения к наркотикам постоянно снижается и к 2012 году составляет 13 лет . Поэтому неслучайно проблему наркомании обозначают как «подростковую».

Арсенал потребляемых подростками ПАВ велик – от лекарственных препаратов, используемых с целью одурманивания (димедрол, пенталгин, циклодол и др.) до нелегальных наркотических веществ .

В нашей стране происходит омоложение потребителей алкоголя. Как правило, первые пробы алкоголя происходят в 9-10 лет, а регулярное приобщение - с 12-13 лет . По нашим данным, количество школьников г. Ижевска имеющих опыт «проб» алкоголя, с возрастом увеличивается (с 18 % в 3 классе до 40 в седьмом) .

В последние 20 лет пробы алкоголя и его периодическое употребление для подростков стало нормативным поведением . По мнению Арефьева А.Л., 82 % подростков и молодёжи в возрасте 12-22 лет употребляют алкоголь .

Со второй половины 90-ых годов прошлого века в детских психиатрических больницах городов стали появляться подростки 12-14 лет с диагнозом токсикомания . В дальнейшем отмечается увеличение числа токсикоманов и их омоложение . Токсикомания может приводить к серьёзным нарушениям здоровья. Известно немало случаев, когда потребление ингалянтов приводило к смерти.

По данным Роспотребнадзора, в России курит более половины населения. Если в мире наблюдается сокращение числа курильщиков, то в нашей стране происходит всё наоборот. В РФ от болезней, связанных с табакокурением , ежегодно умирают от 330 до 500 тыс. человек. В настоящее время некоторые дети начинают курить с восьми лет.

Руководитель Лиги здоровья нации академик Лео Бокерия так комментирует ситуацию: «У нас один из самых высоких в мире уровней табакокурения. 28% населения мира курят табак, в России курят 60,4% мужчин; 25,5% женщин; 33% учащихся средних учебных заведений. Среднее количество потерянных лет жизни при смерти от заболеваний, связанных с курением - 19 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Это огромная выброшенная часть жизни. И с этим нельзя мириться!» .

Ранее потребление табака, алкоголя и ингалянтов способствует увеличению риска потребления наркотиков. В частности, ранее употребление алкоголя детьми и подростками активно способствуют подготовке организма к употреблению наркотиков . До 75 % алкоголиков и наркоманов начали употреблять ПАВ будучи подростками .

Позиция превентолога

Пристрастие к наркотикам у подростков, как правило, развивается (если развивается) по линии табак - алкоголь – марихуана – наркотики. Многочисленные исследования показывают, что чем раньше человек приобщается к табаку или алкоголю, тем выше риск того, что он «дойдёт» до наркотиков. Таким образом, занимаясь профилактикой табакокурения и употребления алкоголя среди школьников, мы преследуем долговременную цель - предупреждение употребления наркотиков.

Рост потребления ПАВ детьми и подростками актуализировал деятельность в сфере предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. За последние 10 лет ситуация в области профилактики УПАВ изменилась. Появилась теоретическая и научно-исследовательская база. Были сформулированы задачи профилактической деятельности, определены направления и принципы построения профилактических программ. Появились законодательные документы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы профилактики УПАВ на разных уровнях .

В сфере профилактики УПАВ появились активно и эффективно действующие благотворительные организации . Однако пока ещё нет хорошего координирования работы государственных и общественных организаций.

Ситуация в системе общего образования такова, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, а их здоровье от первого к выпускному классу ухудшается .

Отметим, что в последние годы более активно разворачивается работа в области школьной профилактики УПАВ. Фактически ва последние 10 лет школа приняла на себя ответственность за здоровье учеников.

В настоящее время общеобразовательная школа становится центральным звеном системы, занимающейся первичной профилактикой употребления ПАВ. К примеру, практически каждая школа г. Ижевска в той или иной мере реализует программы профилактики УПАВ. Это вполне логичная и адекватная реакция на угрозу подростковой наркотизации.

Можно констатировать, что за последние 10 лет государство и общество перешли к позиции активных практических действий в сфере профилактики УПАВ. Однако предпринимаемых усилий недостаточно, поскольку рост потребления ПАВ среди детей, подростков и молодёжи продолжается.

Наблюдение практика

Несмотря на ряд позитивных перемен, профилактика УПАВ в школе до сих пор «держится» на энтузиазме отдельных педагогов и руководителей школ. Не следует эксплуатировать их энтузиазм бесконечно. Лучших школьных превентологов, которые эффективно работают и имеют собственные профилактические программы, следует всячески поддерживать (в том числе и финансово).

Проблема снижения потребления табака, алкоголя, токсикантов и наркотиков детьми и подростками носит мультидисциплинарный характер, что означает необходимость учёта множества её аспектов (личностный, социальный, медицинский, семейный, правоохранительный и т.д.). Это требует межведомственного подхода в её решении.

Профилактика УПАВ не должна сводиться к набору мероприятий, акций и отдельных программ. Если мы хотим достичь устойчивых и основательных результатов, она должна стать сферой долгосрочной деятельности опирающейся на теоретические подходы и программную деятельность подготовленных профессионалов. Причём эта деятельность должна быть направлена в отношении всех мишеней профилактики: индивида, семьи, группы сверстников, школы и общества.

В настоящее время нет единого концептуального подхода к профилактике УПАВ на уровне государства. Речь идёт о подходе, объединяющем усилия ведомств, общественных организаций, образовательных учреждений и граждан в решение архиважной для нашего государства задачи – задачи снижения потребления табака, алкоголя, ингалянтов и наркотиков подростками.

1.3. ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ: ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИИ, УРОВНИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Понятие профилактика происходит от греческого слова prophylaktikos , что означает предохранительный. Оно трактуется так, профилактика система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека .

Профилактика ставит своей целью повышение качества жизни . Качество жизни во многом определяется уровнем здоровья человека. В свою очередь, здоровье - это гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия человека .

В пособии речь идёт о профилактике в более узком значении, а именно, о профилактике употребления ПАВ.

Профилактика УПАВ - деятельность, направленная на предупреждение употребления ПАВ.

В 70-ые годы 20 века Всемирная организация здравоохранения (в дальнейшем, ВОЗ) предложила классификацию видов профилактики, которая сейчас является наиболее распространённой в России. Она различает первичную, вторичную и третичную профилактику употребления ПАВ .

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ . Первичная профилактика проводится среди детей и подростков, не имеющих опыта потребления ПАВ. Её цель: предупреждение употребления ПАВ. Вполне правомерны и такие варианты постановки цели: 1) Отсрочить начало употребления ПАВ детьми и подростками; 2) Снизить вероятность употребления ПАВ.

Основные задачи первичной профилактики: 1) формирование личной ответственности за своё здоровье; 2) формирование навыков, снижающих риск потребления ПАВ.

Позиция превентолога

Принципиально важно начинать первичную профилактику УПАВ до возраста первых проб. То есть, профилактическую работу в общеобразовательной школе следует вести с первого класса. Этому есть несколько причин. Во-первых, профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ. Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Именно алкоголь и табак являются веществами «воротами приобщения». Профилактика их употребления способствует предупреждению употребления наркотиков.

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу с «группой риска ». Вторичная профилактика ведётся с лицами, которые уже употребляют ПАВ. Однако они ещё не являются химически зависимыми людьми и не нуждаются в специальном лечении . Чаще всего, в «группу риска» входят подростки и молодёжь. В последние годы количество подростков, входящих в группу риска, возросло. Это означает, что потребность в разработке и реализации программ вторичной профилактики увеличилась.

Третичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу с химически зависимыми людьми с целью предотвращения срывов и рецидивов заболевания . Подробнее о термине «химически зависимые люди» речь пойдёт в параграфе 2.1.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной. Этот вид профилактики, организованный в государственных медицинских учреждениях опирается, главным образом, на медицинское воздействие. Однако существующие там методики лечения малоэффективны. Статистика наркологических центров и реабилитационных программ по всему миру приводит неутешительную цифру – около 90% всех наркоманов, прошедших через дезинтоксикацию в любых лечебных центрах возвращается к приему наркотиков . Совершенно очевидно, что максимум усилий должен быть направлен на первичную и вторичную профилактику.

В последние два десятилетия появились новые модели третичной профилактики, которые в большей степени используют психотерапевтические и религиозные подходы. Речь идёт о так называемых антинаркотических некоммерческих организациях (в дальнейшем, АННКО).

АННКО не занимаются медицинской реабилитацией. Они оказывают услуги социальной реабилитации. Подобные центры АННКО составляют сегодня не менее 90% всех реабилитационных учреждений страны. Эффективность программ социальной реабилитации АННКО - от 40 до 60% .

Наряду с вышеуказанной классификацией видов профилактики в последние годы в нашей стране стали использовать ещё одну . Эта классификация выделяет универсальную, избирательную и профилактику по показаниям.

Более подробно эта классификация представлена в таблице 1 «Три вида профилактики».

Таблица 1

Три вида профилактики

Основание Универсальная Избирательная По показаниям
Цель профилактики Предупреждение употребления ПАВ Предупреждение злоупотребления ПАВ Сдержать прогрессивное развитие злоупотребления ПАВ
Мишень профилактики Популяция в целом Группа риска в целом. Например, дети алкоголиков Люди с химической зависимостью
Подбор участников Участники не подбираются Участники приглашаются Участники подбираются строго по показаниям
Требование к специалисту Может быть с любым базовым образованием Опытные специалисты Специальное обучение опытного персонала
Стоимость Невысокая Выше универсальных программ Самая дорогая

Существуют и иные классификации видов профилактики . Например, различают неспецифическую и специфическую профилактику.

Неспецифическую профилактику можно определить как косвенную, поскольку она непосредственно не затрагивает проблему употребления ПАВ. Например, к мероприятиям неспецифической профилактики относят: установку замков на дверях подъездов, изоляцию подвалов и чердаков и т.д. Другие распространённые примеры неспецифической профилактики: организация досуга детей и подростков, деятельность молодежных центров, спортивные соревнования. Такой подход к профилактике создаёт для подростков и молодёжи альтернативу употреблению ПАВ и организует их занятость в свободное время.

Деятельность в рамках специфической профилактики фокусируется на какой-либо целевой группе. К такой профилактике относят: обучение по превентивным программам, проведение психологических тренингов для подростков по теме «Умей сказать нет», уроки психологии по профилактической тематике, выпуск специализированной литературы и т.д.

Выделяют также уровни профилактики: личностный, семейный и социальный .

Работа на личностном уровне направлена на формирование определённых качеств личности, которые мы ранее определили как «защитные факторы». Наиболее важные из них: коммуникабельность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, навыки сопротивления давлению и принятия решений. Распространённая форма проведения профилактических занятий для личностного уровня: тренинги и обучение в группе .

Семейный уровень предполагает оказание влияния на семью. Формы проведения занятий для этого уровня: тематические родительские собрания, тренинги, семейные консультации, вовлечение родителей в программы школьной профилактики УПАВ.

Социальный уровень направлен на изменение общественных норм в отношении употребления ПАВ, а также на изменение отношения к потребителям в обществе. Этот уровень профилактики способствует созданию благоприятных условий для профилактической работы на личностном и семейном уровнях. Формы работы для этого уровня: социальная реклама, обучающие семинары для специалистов сферы профилактики.

Приобщение людей к ПАВ процесс вероятностный и он обусловлен соединением различных обстоятельств и факторов . Общую цель для первичной, вторичной и третичной профилактики УПАВ можно сформулировать так: снижение вероятности употребления ПАВ.

Также вполне правомерна такая постановка цели: создание условий для осознания участниками профилактических программ форм собственного поведения, развития личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или смене дезадаптивных форм поведения – адаптивными .

Опираясь на различные источники , в сфере профилактики УПАВ среди детей и подростков можно выделить следующие наиболее важные задачи:

Способствовать увеличению знаний подростков и молодёжи путем обсуждения проблем, связанных с ПАВ;

Изменить ценностное отношение детей и молодёжи к ПАВ;

Сформировать личную ответственность за своё здоровье;

Способствовать осознанию собственных целей и путей их достижения;

Сформировать личностные ресурсы, снижающие вероятность употребления ПАВ.

1.4. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

В последние 15-20 лет наметилась неблагоприятная тенденция омоложения потребителей ПАВ. Употреблять табак и алкоголь, пробовать ингалянты и наркотики обычно начинают в подростковом возрасте. К сожалению, в последние годы участились случаи когда «первые пробы» табака, алкоголя и ингалянтов происходят в детском возрасте.

Особенности подросткового возраста (прежде всего, от 13 до 15 лет) позволяют утверждать, что этот возрастной период сам по себе является фактором риска потребления ПАВ. Выделим те возрастные особенности подростков, которые в наибольшей степени могут спровоцировать употребление ПАВ.

· Наличие внутренних противоречий и сомнений . Многие исследования также говорят о том, что многих старших подростков отличает высокая тревожность и низкая самооценка . По мнению И. Кона, становление самосознания - центральный процесс ранней юности. Не полностью осознанное «Я» «подталкивает» подростков к неосознанному беспокойству. Тревожность связана и с бурным физическим и половым созреванием, а также наличием внутренних противоречий. Подростки с повышенной тревожностью и депрессивными состояниями могут использовать алкоголь для улучшения самочувствия, для того чтобы расслабиться и почувствовать себя более уверенно. В ряде случаев, употребление алкоголя подростками это их реакция на ощущение тревоги и одиночества. Алкоголь позволяет им на определённое время избавиться от неуверенности в себе, стеснительности, беспокойства и преодолеть общественные запреты. Исследования показали, что злоупотребляющие алкоголем подростки испытывают чувство неудовлетворённости собой .

· Конфликтность . Сами старшие подростки нередко отмечают, что их отличает высокая конфликтность. Действительно, многих из них отличает грубость и упрямство. В ранней юности подростки отдаляются от родителей. Это обстоятельство усиливает риск конфликтов с родителями и проявление неуважения к ним. Во многих случаях «отношения детей и родителей ассиметричны, неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти» . Реакция эмансипации отражает противоречивость стремлений подростка. В силу неопытности подростки нуждаются в помощи и поддержке взрослых специалистов . Однако они не всегда обращаются к взрослому за советом и помощью. Само по себе обращение к взрослому для них внутренне конфликтно – они чувствует свою слабость по сравнению с ним. Частое употребление алкоголя с целью расслабиться и снять психологическое напряжение говорит о существовании серьёзных личностных проблем . При своём стремлении к самостоятельности подростки не до конца уверены в своих си­лах. Подросток излишне активно отстаивает свою точку зрения не потому, что считает свои высказывания истинными, а только потому, что это его мнение. Ему важно отстоять его. Явные проявления реакции эмансипации состоят в открытом непослушании, игнорировании требований родителей или учителей, других взрослых. Все попытки взрослых поставить под контроль поведение подростка, навязать ему свои взгляды, интересы, мелочная опека обычно вызывают ярко выраженное сопротивление. В знак протеста против диктата родителей сын или дочь могут делать всё «назло»: пропускать уроки, курить и т.д. В более острых ситуациях подростки убегают из дому, начинают употреблять спиртные напитки, наркотики и токсические вещества. Опросы подростков злоупотребляющих спиртными напитками показали, что употребление алкоголя они воспринимают как «форму протеста» .

· Стремление к познанию нового . Стремление подростков к познанию всего нового и необычного понятно. Они хотят поскорей стать взрослыми, перенять привычки и способы поведения старших. Такая мотивация подростков при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит подростка к употреб­лению ПАВ. Нормально развивающийся подросток всегда чем-то увлечён: техникой, спортом, музыкой, рисованием, какой-либо отраслью науки. Эти увлечения могут меняться, а мо­гут быть устойчивыми, переходящими в занятия на профессиональном уровне. Однако не все подростки имеют социально полезные, содержательные увлечения. Исследования показали, что 58% подростков не имеют таких увлечений, а довольствуются развле­кательными видами досуга. Особенно ярко это проявляется у подростков «группы риска». Исследования показали, что 79% подростков и юношей, эпи­зодически употребляющих ПАВ, не умеют занять себя чем-то конкретным, полезным. Кроме склонности к примитивному группированию со сверстниками, они не имеют никаких интересов .

· Потребность в неформальном общении со сверстниками . Неформальное общение – ведущий вид общения для старших подростков. Особенно в этом возрасте ярко выражена реакция группирования. В уличной микросреде подросток может обрести высокий социальный и личностный статус. Это особенно важно, если он ни в каком другом месте (семья, школа и т.д.) не находит реального поля для самоутверждения. В группе подросток удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, там он находит средство для самовыражения . Известно, что отверженные и изолированные в классном коллективе подростки вынуждены искать другие группы сверстников для удовлетворения потребностей развивающейся личности в признании. Они вступают в конфронтацию с классным коллективом и опираются на поддержку «уличных компаний». В большей части подростковых неформальных групп существует жёсткая иерархия и подчинение лидерам. Употребление алкоголя в группах нередко играет роль своеобразного посвящения в члены группы. Выпивка спиртного становится характерным занятием для многих асоциальных групп . Поскольку количество асоциальных неформальных молодёжных групп в настоящее время выросло, то становится понятным и рост подросткового алкоголизма.

· Чувство взрослости . Л.С. Выготский считал главным новообразованием подросткового возраста “чувство взрослости” . Старшие подростки постепенно отделяются от родителей и приобретают навыки самостоятельной жизни. Употребление алкоголя нередко восприниматься ими как проявление взрослости, а состояние опьянения позволяет стать им более независимыми. По сути, употребление алкоголя для них является элементом экспериментирования с разными стилями взрослого поведения. Стремление быть взрослым побуждает подростка вести себя на грани дозволенного и запретного, пробуя на «прочность» нормы, за­коны, традиции общества. Для значительной части старших подростков употребление алкоголя становится своеобразным ритуальным обрядом перехода во взрослый мир. Питие спиртных напитков - важная часть роли взрослых, которую им так не терпится играть . Изучение жизненного пути подростков, употребляющих ПАВ, показало, что все они сталкивались с ситуацией невозможности удовлетворения своих ак­туальных, жизненно важных социальных потребностей, в том числе возрас­тных .

В качестве резюме для параграфа можно сказать, что в старшем подростковом возрасте существует много факторов риска, повышающих вероятность употребления ПАВ. Эта ситуация усугубляется нестабильностью в социальной, экономической и других сферах жизнедеятельности. В этих условиях государству, семье, образовательным и общественным организациям, другим социальным институтам следует выстраивать эффективную систему работы со старшими подростками, позволяющую снизить риски их приобщения к ПАВ.

1.5. ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ

Причины, по которым подростки начинают употреблять ПАВ, многообразны. Выделим наиболее важные из них.

Специфика возраста . Одна из особенностей подростков - преувеличенные представления о собственных физических возможностях и неадекватный оптимизм в отношения здоровья в будущем. Вот поэтому их мало интересуют опасные последствия употребления ПАВ для здоровья и многочисленные предостережения со стороны взрослых.

Развивающееся мышление . Мышление подростка становится более гибким и абстрактным. Оно позволяет рассматривать логические альтернативы поведения, возможность отклонения от правил. Подростки могут замечать противоречивые поступки взрослых. Они могут формулировать утверждения обратные тем, что внушают им взрослые. Они ищут контраргументы и рационально объясняют, почему они игнорируют здравую и полезную для здоровья информацию. Это подрывает усвоенные ими ранее знания о вреде употребления ПАВ. Вопросы здоровья, заслоняемые актуальными для них сиюминутными социальными интересами и потребностями, отходят на задний план .

Давление сверстников . Влияние родителей с возрастом уменьшается, а давление сверстников - нарастает. Известно, что неформальное общение является ведущим видом общения у подростков. Общение подростка с группой сверстников часто способствует употреблению ПАВ. Чем сильнее связь с группой, тем больше индивид поддаётся влиянию. Более податливы группе подростки тревожные, с заниженной самооценкой.

Особенности семьи . Если в семье есть люди, употребляющие ПАВ, то риск приобщения к ним возрастает.

Телевидение . На экранах нередко показывают употребление ПАВ. У подростков может сложиться представление о том, что употребление ПАВ есть норма жизни. Некоторые подростки подражают «героям с экрана».

Знания, установки, ожидания . Недостаточные знания и положительное отношение к употреблению ПАВ способствуют приобщению к ним.

Психологические черты . Употребление ПАВ связано также с определёнными психологическими качествами. Прежде всего, с такими чертами: низкая самооценка, несформированные коммуникативные навыки, повышенная потребность в социальном одобрении, тревожность, неумение противостоять давлению и справляться со стрессом. Наличие этих черт повышает риск приобщения к ПАВ.

Департамент по молодёжной политике Министерства образования РФ провёл масштабное исследование среди подростков и молодёжи с целью определения уровня наркотизации среди подростков и молодёжи. Были выявлены следующие характерные черты потребителей наркотиков: отсутствие сострадания к людям, крайняя степень эгоизма и корыстолюбия .

Фармакологические свойства ПАВ . Все ПАВ в разной степени вызывают привыкание к ним (зависимость). Поэтому, начав употребление ПАВ по социальным или психологическим причинам, подросток со временем может продолжить употреблять его из-за физиологической потребности. Со временем развивается толерантность к ПАВ и организму требуется увеличение доз. Прекращение ПАВ вызывает болезненный абстинентный синдром . Таким образом, фармакологические свойства ПАВ способствуют их регулярному употреблению.

Самолечение, преодоление стресса . Некоторые подростки с повышенной тревожностью, пониженным настроением и депрессивным состоянием используют ПАВ для улучшения самочувствия. Это позволяет им расслабиться и почувствовать себя более уверенно.

Отклоняющееся поведение . Специалисты считают, что употребление ПАВ – часть синдрома отклоняющегося поведения . Для него характерен особый стиль жизни и ценности. Он проявляется в употреблении ПАВ. Такие подростки обычно плохо учатся, не занимаются спортом, не посещают центры дополнительного образования, лгут, занимаются мелким воровством и мошенничеством. Концепция отклоняющегося поведения будет рассмотрена в следующем параграфе.

Есть также точка зрения, что пристрастие к наркотикам формируется в силу следующих причин :

· социальной незрелости, когда человек поддается любопытству и не задумывается о последствиях употребления ПАВ;

· личных переживаний и проблем;

· влияния нездорового окружения;

· стремления следовать «моде» и желанию подражать;

· психологического напряжения в семье.

· насаждение псевдокультуры и бездуховности;

· чувство «стадности;

· желание казаться сильным, мужественным и оригинальным перед противоположным полом;

· ориентации на потребительство и развлечения;

· отсутствие разъяснительной работы, предупредительных мер и активных методов борьбы со злоупотреблением ПАВ.

1.6. НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ

Употребление ПАВ рассматривается многими научными теориями. На основе их анализа можно заключить, что употребление ПАВ вызывается множеством факторов, среди которых нет главного. Ни одна из теорий в отдельности не может полностью объяснить такое сложное явление как употребление ПАВ.

В последние десятилетия появились теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления ПАВ .

Познакомимся с двумя известными теориями, которые часто используются для разработки школьных программ профилактики УПАВ. Это теория социального научения Бандуры и теория отклоняющегося поведения Джессора . Они представляют популярный концептуальный подход, называемый «формирование жизненных навыков» . Подробнее о нём мы расскажем в параграфе 4.2.

Позиция превентолога

Приобщение детей и подростков к употреблению ПАВ - вероятностный процесс, зависящий от стечения большого количества обстоятельств. Процесс приобщения связан с двумя явлениями .

Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая генетические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ.

Второе - это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложениями ПАВ. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложений ПАВ.

Теория Бандуры

Суть теории в том, что дети обучаются взрослому поведению через подражание взрослым (наблюдая за ними) и положительное подкрепление приемлемого поведения. Если ребёнок видит известных людей, употребляющих ПАВ, то он стремится подражать им. Он может подражать «телегероям» и реальным людям. Наблюдая за группой старших подростков, употребляющих табак или алкоголь, дети вырабатывает убеждение, что это нормальное поведение. Они могут полагать, что такое поведение делает их более взрослыми и «крутыми».

Теория Бандуры придает большое значение саморегуляции и самоконтролю. Это вызвано тем, что восприимчивость к социальным влияниям зависит от установок и убеждений ребенка. Дети, перед которыми стоят серьезные жизненные цели, не совместимые с употреблением табака и алкоголя, скорее всего, не будут «поддаваться вредным влияниям» и откажутся от употребления ПАВ.

С точки зрения теории Бандуры, восприимчивость к социальным влияниям, прежде всего, обусловлена:

Низкой самооценкой;

Неуверенностью в себе;

Неудовлетворенностью собой;

Повышенной потребностью в социальном одобрении;

Неумением контролировать себя;

Неумением отстаивать свою точку зрения.

Согласно этой теории, сопротивляемость социальным влияниям может быть воспитана (сформирована). Цель подобного воспитания: формирование психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям, в нашем случае – к употреблению ПАВ.

Теория Джессора

Эта теория имеет ещё одно называние - теория отклоняющегося поведения (в дальнейшем, ОП). Как правило, ОП проявляется в подростковом возрасте. К проявлениям ОП подросткового возраста относится: употребление ПАВ, ранняя половая жизнь, мелкие правонарушения, прогулы школьных занятий и т.д.

ОП выполняет для некоторых подростков важную необходимую функцию. Например, курение и употребление алкоголя позволяет им казаться интересными и независимыми. Также ОП может помочь преодолеть скуку, тревогу или социальную изоляцию. Для тех, кто плохо учится, ОП служит способом повышения самооценки и достижения определённого социального статуса. При низкой успеваемости самооценка подростков падает и для её восстановления до приемлемого личности уровня в неформальной группе сверстников часто используется употребление ПАВ. Таким образом, ОП становится средством преодоления неуспеха.

Наибольшей опасности ОП подвергаются тревожные подростки, не обладающие навыками преодоления стресса и не умеющие взаимодействовать с другими людьми. Затруднения в межличностных отношениях и связанный с ними психологический дискомфорт порождают отклонения в поведении. Было бы наивным считать, что в этих обстоятельствах достаточно объяснения того, насколько вредны ПАВ для здоровья. Для подростка, озабоченного проблемами межличностного взаимодействия, знания о вреде ПАВ неактуальны.

Подростки начинают употреблять ПАВ тогда, когда не могут удовлетворить свои базовые потребности. Что же беспокоит подростка, прежде всего? Обозначим базовые потребности подростка через такие составляющие личности как:

- Я-физическое;

- Я-социальное;

- Я-сексуальное;

- Я-психологическое.

Я-физическое . Известно, что в подростковом возрасте значительно меняются формы тела и происходит его бурный рост. Причём физически подростки развиваются неравномерно. Х. Ремшмидт замечает: “Молодые люди плохо представляют себе изменчивость физического развития; незначительные, мнимые отступления от нормы служат поводом к преувеличенным опасениям. Если учесть, что примерно у 16 процентов юношей и девушек каждой возрастной группы наблюдаются сильные отклонения от средних показателей физического развития (в рамках нормы), их опасения становятся понятными” . По словам И.С. Кона, подросток “обуреваем жаждой нормы”, в то время как для возраста ранней юности характерны диспропорции и отсутствие нормы .

Многим подросткам не нравится свой внешний облик. По их мнению, он не соответствует их представлениям о мужественности и женственности. Культурный стереотип, что мужчина должен быть выше и крупнее женщины вынуждает страдать многих подростков-мальчиков. Половая роль девушек предполагает внешнюю привлекательность, поэтому они в большей мере обращают внимание на лицо, фигуру, кожу. Некоторые из девушек, стремясь к стройности, злоупотребляют диетами и голоданием.

Подростков волнуют многие вопросы, касающиеся их Я-физического. Почему у меня прыщи? Почему я низкого роста? Почему у меня нет силы (мышечной массы)?

Я-социальное . Подростковый возраст характеризуется тем, что юноши и девушки «входят» в новую социальную роль. Раньше они были ведомыми, а теперь им хочется большей самостоятельности. Подростки осознают, что они еще не взрослые, но уже и не дети. Ими движет “чувство взрослости» , желание самоутвердиться и «сбросить оковы ребёнка».

В ранней юности многие подростки становятся критичными по отношению к родителям. Их пример уже не воспринимается абсолютно, как в детстве, поскольку идеалы подростка находятся не только в ближайшем окружении . Многие родители продолжают относиться к подросткам как к детям. Естественно, это порождает конфликты и напряжение в отношениях с ними. По той же причине старшеклассники нередко конфликтуют с учителями в школе.

Современные старшие подростки негативно относятся к взрослым ещё и потому, что многие взрослые не могут научить подростка жить в современных условиях. Дело в том, что навыки и ценности многих учителей и родителей не соотносятся с «временем перемен».

Таким образом, для значительной части подростков процесс приобретения нового социального статуса вызывает внутренние тревоги и напряжения.

Я-сексуальное . В подростковый период происходит половое созревание. В это время подросток определяется как носитель какого либо пола. Е.И. Лебедева отмечает: «Одним из очень важных аспектов «повзросления» тела является обострение сексуальных проблем: когда тело уже приобрело взрослую сексуальность, но ни личностно, ни тем более социально подросток к этому ещё не готов. Эти проблемы питают и без того высокую эмоциональность подростка» .

Обостряет вышеуказанные противоречия то, что у парней на возраст ранней юности приходится период гиперсексуальности. У юношей, да и у некоторых девушек возникает масса проблем: как знакомиться, как взаимодействовать с другим полом, как вести себя на свидании. Здесь много тревог и сложностей, тем более, на фоне не всегда сформированных коммуникативных навыков. Затруднения в межполовых отношениях и связанный с ними психологический дискомфорт порождают тревоги и отклонения в поведении.

Я-психологическое . Ранняя юность характеризуется открытием внутреннего мира и осознанием реальности "Я". По мнению И.С. Кона, что развитие самосознания является центральным психическим процессом юношеского возраста .

Открытие своего внутреннего мира направляет сознание подростка на себя. Это проявляется в повышенной потребности познания себя и через это, в возросшем интересе к тому, как он (подросток) воспринимается другими .

Становление самосознания порождает массу вопросов у подростков. Кто я? Что внутри меня? Нормальный ли я? Наш опыт практической работы со старшими подростками позволяет заявить, что возраст ранней юности отличает «жажда познания себя». Иначе говоря, задача самопознания весьма значима для старших подростков .

Итак, отклоняющееся поведение «движет» подростками тогда, когда не удовлетворены их вышеперечисленные базовые потребности. К сожалению, современное общество и школа не могут в полной мере удовлетворить базовые потребности подростков. Приём ПАВ (токсикант, алкоголь или наркотик) удовлетворяет эти потребности одномоментно .

Как же удовлетворяются базовые потребности подростков после употребления ПАВ?

Физическое-Я. «Тело» уже не беспокоит.

Социальное-Я. Я «крут». В группе сверстников меня принимают как взрослого.

Сексуальное-Я. Под «кайфом» уже несложно общаться с противоположным полом и снимаются внутренние запреты на проявление сексуальности.

Психологическое-Я. ПАВ создаёт эйфорию. Тревога и напряжение снимается.

Наивно полагать, что для подростков достаточно лишь объяснения того, насколько вредны ПАВ для здоровья. Подростку, у которого не удовлетворены базовые потребности, знания о вреде ПАВ малозначимы.

С позиций концепции ОП превентивное обучение и воспитание должно сконцентрироваться на формировании навыков учащихся. А самое главное, в школах и системах дополнительного образования следует разрабатывать и реализовывать такие системы воспитательных мероприятий, которые могли бы удовлетворить базовые потребности подростков.

Информированность подростков и молодежи о наркотических средствах - одна из предпосылок приобщения к их потреблению. Для измерения реальных масштабов приобщения использован показатель частоты потребления наркотиков подростками и молодежью. Этот показатель включает первую пробу, которая в итоге может оказаться единственной, но может иметь и продолжение; более частые "пробы", что создает предпосылки для активного потребления; регулярное потребление через относительно большие интервалы времени; регулярное потребление (через день или ежедневно), означающее сформировавшуюся сильную наркотическую зависимость.

Рис. 1

По данным мониторинга, сегодня потребляют наркотики 13,1% детей, подростков и молодежи в возрасте 11-24 года. Это примерно 4 миллиона человек. В состав этой группы входят потребляющие наркотические средства с различной частотой - от 2-3 раз в месяц до ежедневного потребления.

По-видимому, наркозависимыми правомерно считать тех 3,9% обследованных, кто прибегает к наркотикам ежедневно или 2-3 раза в неделю. Это одновременно суммарный показатель фактических и потенциальных больных наркоманией. Для более-менее точного определения их числа (с погрешностью ± 10%), можно использовать ряд эмпирических показателей.

По данным мониторинга, среди подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет 803 тысячи человек лечились от наркомании (2,5% от общего числа обследованной категории). По собственным оценкам, вылечилась 321 тысяча человек. Считают, что не вылечились - 482 тысячи человек. К ним следует прибавить 418 тысяч человек ранее не лечившихся, но считающих, что они нуждаются в лечении (1,3% от общего числа обследованных). Следует также учесть 2 тысячи военнослужащих (преимущественно срочной службы), и 32 тысячи человек (0,1% от общей численности обследованных), находящихся в состоянии наркотической зависимости (потребляют наркотические средства ежедневно или через день), но не учтенных в предыдущих показателях. Сумма составляет 934 тысячи человек.

Опираясь на произведенные расчеты и используя данные Госкомстата России, можно определить примерную численность наркозависимых среди всего населения (по данным Госкомстата, доля больных наркоманией в возрасте до 25 лет составляет примерно 60% от общего числа больных наркоманией). Согласно экстраполяции, среди всего населения России сегодня примерно 1 миллион 557 тысяч наркозависимых. К этому показателю следует прибавить 102 тысячи наркозависимых, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В итоге получается 1 миллион 659 тысяч человек.

Естественно, ряд категорий наркозависимых не учтен в наших расчетах либо по причине отсутствия статистических сведений, либо из-за неохваченности мониторингом (это, например, больные, проходящие диспансерное лечение от наркозависимости или от иных болезней, употребляющие наркотические средства).

Основываясь на данных мониторинга, Госкомстата России, ведомственной статистики, а также учитывая возможную коррекцию в связи с наличием некоторого неучтенного контингента, можно сделать следующий вывод:

1) среди детей, подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет сегодня насчитывается от 900 тысяч до 1 миллиона 100 тысяч наркозависимых.

2) этот показатель для всего населения России составляет от 1 миллиона 500 тысяч до 1 миллиона 800 тысяч человек.

Территориальные масштабы потребления подростками и молодежью наркотических средств велики. Эпидемией охвачена прежде всего европейская часть России, а также Север и Урал

Путём ретроспективной экстраполяции, на основании данных мониторинга выявлена динамика среднего возраста начала приобщения подростков и молодежи к потреблению психоактивных веществ за 10 прошедших лет. В результате получены следующие показатели среднего возраста начала приобщения к потреблению табачных изделий, алкогольных напитков, наркотиков.

Таблица 1

Средний показатель начального возраста приобщения к потреблению:

Табачных изделий

Алкогольных напитков

Наркотических средств

Судя по данным таблицы за прошедшие 10 лет средний возраст начала массового приобщения подростков и молодежи к потреблению табачных изделий снизился на 3,5 года, алкогольных напитков - на 2,7 лет, наркотических средств -- на 3,7 лет. Иными словами, с 1997 года в российском обществе статистически значимым становится новое "рыночное" поколение, ломающее привычные представления о нравственных традициях советского периода, идентифицирующее принципы демократии с индивидуализмом и свободой морали. Речь идет о становлении поколения западного типа, причем по показателям потребления психоактивных веществ - далеко не лучшего образца. Так, в России стали регистрировать наркоманов в возрасте 7, 8 и 9 лет. Все чаще имеют место случаи смерти учеников от передозировки наркотиков. Например, в 2002 году в Санкт-Петербурге 15-летний учащийся, сделав себе в туалете очередную инъекцию героина, умер прямо во время урока.

Наиболее велика доля приобщенных к наркотикам средств среди учащихся учреждений начального профессионального образования (ПТУ). Она в 5 раз выше, чем среди учащихся школ, и в 2,5 раза выше, чем среди студентов техникумов и вузов.

В Москве и Санкт-Петербурге милиция все чаще раскрывает преступные группы наркодельцов, торгующих смертельным зельем в учебных заведениях. Потребление наркотических средств связано с урбанизированностью среды. Среди подростков и молодежи доля потребляющих наркотические средства в мегаполисах в 2 раза выше, чем в сельской местности. Деревенская молодежь традиционно отдает предпочтение алкогольным напиткам, преимущественно крепким, в том числе и самогону.

В расчете на одного человека из числа приобщившихся к наркотикам в возрасте 11-24 лет расходуется в среднем 1550 рублей в месяц или 18 600 рублей в год. Этой суммы достаточно на приобретение примерно 120-125 розничных доз наркотических средств при средней стоимости одной дозы в 150 рублей.

Данные мониторинга позволяют рассчитать приблизительный объем наркотиков, потребляемых за год (без учета пробы), а также величину расходуемых на них средств. В 2002 году россияне употребили примерно 695 миллионов розничных доз наркотических средств на общую сумму 130 миллиардов 290 миллионов рублей, или 4 миллиарда 136 миллионов долларов США.

Ежемесячные расходы составляют в среднем: у потребляющих 2-3 раза в месяц - 700 рублей; у потребляющих не реже 2-3 раза в неделю - 3700 рублей.

Расходы молодежи на наркотики велики в европейской части России, на Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Рис. 2

По официальному критерию, принятому Главным управлением по борьбе с контрабандой Таможенной службы России, себестоимость одной розничной дозы наркотика составляет в среднем 30 рублей. Согласно данным мониторинга, в розницу такая доза продается в среднем за 150 рублей, в результате чего средняя потенциальная прибыль наркоторговцев розничной сети составляет не менее 500%. Поэтому, даже при больших потерях наркомафии вследствие задержаний и изъятий крупных партий наркотиков правоохранительными органами РФ, рентабельность российского наркорынка высока. Подростки и молодежь потребляют прежде всего препараты конопли.

Среди начинавших потребление с препаратов опийной группы каждый четвертый перешел к препаратам конопли, некоторые - к психостимуляторам.

Среди начинавших потребление с галлюциногенов шестая часть перешла к препаратам опийной группы и лекарственным препаратам.

Среди начинавших потребление со психостимуляторов 50% перешли к препаратам каннабиса и каждый десятый - лекарственным препаратам.

Среди начинавших потребление с ингалянтов половина перешла к препаратам конопли, пятая часть - лекарственным препаратам, каждый десятый - к препаратам опийной группы.

Среди начинавших с потребления лекарственных препаратов шестая часть перешла к препаратам опийной группы.

Наиболее устойчивым является потребление препаратов каннабиса и опийной группы. По признанию опрошенных главные мотивы предпочтения того или иного наркотического средства следующие: за компанию, легче достать, менее вредно для организма, дешевле, дает больше удовольствия.

Алкоголь причиняет больше вреда здоровью человека и обществу в целом, чем героин или крэк. Выводы исследования, опубликованного в журнале Lancet , ставят под сомнения существующие приоритеты в борьбе с общественным злом.

Текст: Алевтина Иванова

Нейрофармаколог Дэвид Натт из Лондонского Имперского колледжа и его коллеги классифицировали 20 вредных веществ по 16 параметрам: девять из них оценивали вред, наносимый самому человеку, употребляющему эти вещества, а другие семь параметров - вред, причиняемый окружающим его людям.

По специально разработанной шкале, которую эксперты не без иронии назвали «Независимым научным комитетом по наркотическим веществам» (the Independent Scientific Committee on Drugs, ICSD), каждое вещество получало определенное количество баллов - от нуля (безвредно) до 100 (максимальный вред). Баллы начислялись веществу за степень привыкания, за вред психическому и физическому здоровью «пользователя», а также за количество преступлений, за материальный урон экономике и обществу, связанный с его употреблением.

Алкоголь в 10 раз опаснее ЛСД

Как оказалось, наибольший вред индивидуальному здоровью наносит употребление героина, крэка и метамфетаминов. По степени нанесения вреда окружающим лидируют алкоголь, героин и крэк.

Когда эксперты сложили баллы по всем параметрам - и за индивидуальный, и общественный вред, то с большим отрывом лидерство захватил алкоголь. Он набрал максимальное количество баллов - 72. Нижнюю строчку рейтинга заняли грибы-галлюциногены, получившие всего 5 баллов.

Еще одно интересное открытие - по сумме баллов за вред здоровью и обществу табак и кокаин набрали одинаковое число баллов. Хотя в индивидуальном зачете сигареты оказались более вредоносными, чем кокаин.

И уж совсем неожиданный поворот - в тройку самых безопасных препаратов вошел ЛСД, который в России относится к наиболее опасной категории - Списку 1 Перечня наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещён. По подсчетам экспертов, ЛСД в 10 раз менее вредоносен, чем продаваемый на каждом углу алкоголь.

С каким злом бороться?

Выводы исследования противоречат официальному представлению о вреде алкоголя и наркотиков, принятому правительствами большинства стран. Хотя сами авторы исследования уверяют, что их метод классификации, основанный на консенсусе нескольких экспертов, дает достаточно точную оценку, которую могут использовать власти.

«Наши выводы поддерживают прошлые исследования, проведенные в Британии и Голландии, которые подтвердили, что современные системы классификации имеют мало общего с тем вредом, который наносят разные типы наркотиков», - цитирует профессора Натта и его коллег Русская служба «Би-би-си». По мнению экспертов, данные исследования совпадают с выводами предыдущих экспертных отчетов, утверждающих, что агрессивные меры против алкоголя - это самая разумная и необходимая стратегия.

К слову, отстаивание подобного подхода стало в свое время причиной отставки Дэвида Натта с поста главы Совета по борьбе с наркотиками - органа, заключения которого влияют на политику британского правительства по отношению к наркотическим веществам. Год назад профессора Натта со скандалом уволили за несогласие с решением правительства изменить существующую в стране классификацию наркотиков, служащей основой для борьбы с наркоторговлей. В частности, критику Натта вызвал перевод марихуаны из категории С в категорию В, что означало ужесточение наказаний за хранение и продажу этого вещества. Ужесточение наказаний за легкие наркотики нецелесообразно и лишь увеличит нагрузку на полицию и бюджет, возражал Натт.

Социологи, медики, психологи, представители правопорядка, осуществляя прогноз развития наркомании в среде детей и подростков на ближайшие три-пять лет, отмечают динамику ее роста и усиление следующей тенденции: дальнейшее омоложение контингента, употребляющего наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.

Называются и причины этого явления. К ним в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку, который ориентирован на «раскручивание» потребительского спроса нашей молодежи.

Наиболее значимыми причинами для употребления психотропных веществ являются социальные трудности в семье, школе, в условиях неорганизованного свободного времени. Употребление любого психотропного вещества вначале нельзя назвать приятным - тошнота, рвота, головокружение, бледность, плохое общее самочувствие. Однако предлагающими "старшими товарищами" это расценивается как необходимый элемент приобщения к избранникам. После второго - третьего употребления влечения еще нет, но каждый раз организм реагирует раздражительностью, плохим сном и аппетитом, нарушениями обычных социальных правил. Школьник пропускает занятия, становится недисциплинированным, замкнутым и угрюмым .

Наиболее распространенная классификация причин, влияющих на употребление наркотиков детьми и подростками, включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического .

Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные.

К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционные причины - это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения. Примером могут служить те группы населения, у которых разрушился весь жизненный уклад в связи с боевыми действиями в той местности, где они проживали, результатом чего явился их переход в разряд беженцев. Это влечет за собой появление дезадаптационного синдрома, который создает положительные предпосылки для наркотизации данной части населения. К традиционным причинам, повлиявшим на всплеск интереса к наркотикам в нашей стране, и в первую очередь, как мы уже отмечали, в молодежной среде, явился долгое время существовавший запретно-карательный механизм действия различных социальных институтов в отношении лиц, употреблявших наркотики.

К традиционным причинам можно отнести и сложившееся в нашей стране толерантное отношение среди населения к таким явлениям, как алкоголизм и табакокурение. Россия всегда считалась страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культурных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Нельзя сказать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом. Но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению .

К причинам конституционально-биологического характера обычно относят наследственную отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.

Социальные причины - это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в том числе огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.

К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам;

Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

Стремление соответствовать значимой для подростка Группе сверстников;

Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенную или заниженную самооценку, Повышенную конформность, неустойчивость характера);

«протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);

Самодеструктивное поведение;

Любопытство;

Подчинение давлению и угрозам.

Факторы, связанные с большей склонностью к употреблению наркотиков, называются факторами риска, а те, которые связаны с пониженной склонностью к злоупотреблению наркотиками, называются защитными факторами .

Существует множество факторов риска злоупотребления наркотиками, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека и оказывает различное воздействие на него в зависимости от возрастной фазы. Влияющие на раннее развитие ребенка семейные факторы, возможно, являются наиболее опасными. Этими факторами могут быть:

Неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний;

Неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с трудным характером и неуравновешенным поведением;

Отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей.

Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). Вот некоторые из этих факторов:

Неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;

Неудачное участие в школьных мероприятиях;

Неспособность справиться с общественными задачами;

Принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми;

Позитивное отношение к поведению употребляющих ПАВ в школе, среди сверстников и в обществе.

Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторам риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:

Крепкие семейные узы;

Положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;

Успех в школьных мероприятиях;

Крепкая связь с социальными институтами - например, семьей, школой, религиозными общинами;

Соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.

Другие факторы, такие, как доступность наркотиков, особенности торговли наркотиками и убеждение, что употребление наркотиков в общем не является неприемлемым, также влияют на количество молодых людей, которые начинают употреблять наркотики .

Широкое распространение наркомании во многом является следствием тех социальных условий, которые там существуют, а именно: безработица, неуверенность в завтрашнем дне, ежедневные стрессы, тяжелое нервно-психическое состояние, стремление получить допинг, создающий впечатление прилива сил, хотя бы на короткий промежуток времени уйти от окружающей действительности .

Существует много теорий, так или иначе объясняющих причины наркомании:

1.психоактивное вещество стало необходимым компонентом обмена веществ;

2.ряд психоактивных веществ не чужеродны организму, т.к. в малых дозах они продуцируются различными клетками и тканями (алкоголь, опиаты);

3. социальная психология в основе наркологической зависимости видит остатки архаического мышления и связанный с ним психологический настрой, создающий иллюзии защищенности и психологического комфорта. В современном виде это тосты за здоровье, успех, различные обряды по юбилеям, важным событиям, подсознательно адресованные к вере в неясные силы, которые могут защитить или обеспечить успех .

Особое значение в современных социальных условиях приобретает увлечение наркотиками детей и подростков. Нередко в "рядах" наркоманов оказываются дети в возрасте 12 -13 лет. Удел молодого поколения- неалкогольные психотропные вещества. К ним относятся ненаркотические лекарственные препараты (транквилизаторы, циклодол, эфедрин и др.), бытовая химия. Они легко доступны и дешевы.

Особую тревогу вызывает резкое “омоложение” контингента наркозависимых. Поэтому, важное значение представляет выявление склонности подростка к наркотической зависимости ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму болезни.

Таким образом, к причинам наркотической зависимости в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности, социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку. Также необходимо отметить, что, психологические особенности личности подростка - риск социальной дезадаптации, склонность к депрессии, возможность и характер суицида, алкоголизация являются риском начала употребления наркотических средств, что также является причиной склонности подростка к наркотической зависимости.