Особенности онтогенетического развития психики изучает. Этапы психологического исследования. Важнейшие задачи психологии возрастного развития
Читайте также
Онтогенез (от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) - это процесс индивидуального развития; формирование основных структур психики индивида в течение его детства и дальнейшей жизнедеятельности. Согласно теории немецкого биолога Эрнста Геккеля индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе своего индивидуального развития ребенок повторяет этапы истории человечества.
Развитие психики человека в процессе его жизнедеятельности (в онтогенезе) включает сложное переплетение нескольких линий развития: психосоматическое (развитие нервной системы); половое развитие; возрастные изменения; когнитивное развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, интеллекта); эмоционально-волевое развитие; развитие личности; нравственное развитие; развитие деятельности и умений. В научных целях анализируют каждое из направлений развития психики человека, хотя в реальной жизни все эти виды развития тесно переплетены, взаимосвязаны и детерминированы как наследственными (генетическими) факторами, так и воздействиями внешней социальной среды.
Генотип - это врожденные генетически предопределенные особенности организма. Но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то формируются приобретенные качества; своеобразно развиваются и проявляются генетически предопределенные свойства организма. В результате формируется фенотип. Взаимодействие наследственности, врожденности, условий внутриутробного развития и личного опыта происходит сложным образом, обусловливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает очень широкие границы развития поведения. Внутри этих границ результат развития будет зависеть от внешней среды обитания: тот или иной фактор внешней среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственности. С другой стороны, один и тот же наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды.
Внешняя среда включает в себя совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т.п.), на которые индивид реагирует в течение всей жизни и которые влияют на его психологическое развитие, особенности личности, физическое здоровье и т.п. Споры о том, какой из факторов - наследственность или среда - имеет решающее значение, не прекратились до сих пор, лишь перенеслись в экспериментальную сферу.
Так, английский психолог Ганс Юрген Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% - влиянием наследственности. Однополые близнецы имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0.9. Разнополые близнецы, братья и сестры генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности. Коэффициент корреляции их интеллекта равен 0,5. В то же время близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут отличаться. Например, один из близнецов может стать преступником, а другой прекрасным юристом.
Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Спор психологов о том, какой из факторов является решающим в процессе развития - наследственность или окружающая среда, привел к возникновению теории конвергенции обоих факторов. Ее основоположник, Вильям Штерн, считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития. Иными словами, развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли последнего.
Психическое развитие ребенка - это процесс развития у него способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры. Источниками развития служат:
- 1) взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым (Л. С. Выготский);
- 2) усвоение ребенком социального опыта, воплощенною в продуктах материального и духовного производства (А. В. Запорожец).
Добрый день, дорогие эксперты!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, какие существуют особенности онтогенетического развития психики?
В начале хочется отметить, что наука психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ, ПСИХИКА.
- ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
- ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
- РАЗВИТИЕ – это сложный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
- ПСИХИКА – это такая совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и пр.)
Стоит отметить, что в развитии живых существ наблюдается следующая закономерность: чем выше место, которое данный живой организм занимает на шкале филогенетического развития , тем сложнее его нервная система, но тем больше времени ему требуется для достижения полной психологической и поведенческой зрелости.
Также, человеческий индивид рождается на свет наименее приспособленным к самостоятельной жизни из всех живущих на Земле существ, однако это компенсируется чрезвычайной пластичностью его мозга, способностью к прижизненному формированию функциональных систем. Психическое развитие ребенка зависит от совместного влияния двух факторов:
- биологического созревания организма;
- взаимодействия со средой.
Стоит дополнить, что неравномерность психического развития приводит к возникновению кризисов развития.
В качестве примера можно привести кризис одного года, кризис трех лет или кризис подросткового возраста. Надеюсь, что данный урок прошел для Вас познавательно, информативно, а главное интересно.
Полагаю, что вы смогли подчеркнуть для себя что-то полезное. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать наглядно.
Удачи и успехов в творческой деятельности!
Любое психологическое исследование предполагает наличие определенных этапов.
Первый этап - подготовительный. В ходе его различными средствами изучают материал, собирают предварительные сведения, составляют логическую и хронологическую схему исследования, выбирают контингент испытуемых, составляют план математической обработки и описания всего исследования.
Второй этап - собственно эксперимент, проводимый по конкретной методике исследования и состоящий из последовательно включаемых звеньев - экспериментальных серий.
Третий этап - количественная обработка данных исследования, которая предполагает применение различных статистических приемов, позволяющих судить о достоверности получаемых выводов.
Четвертый этап - интерпретация полученных данных, их истолкование на основе психологической теории, окончательное выяснение правильности или ошибочности гипотезы.
Научное решение психологических проблем предполагает умение в каждом конкретном случае применять соответствующую психологическую методику.
Литература
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.:Наука, 1977.
Ломов Б. Ф: Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука,1984.
Методы психологических исследований // Курс общей, возрастной и педагогической психологии. М.; Просвещение, 1982.
Тест:Психология. Предмет психологии как науки, её задачи и методы.
1. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает …
а) психология.
б) дифференциальная
в) социальная
г) педагогическая
2. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является…
а) экспериментом
б) контент-анализом
в) наблюдением
г) методом анализа продуктов деятельности
3. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты …
а) достижений
б) интеллекта
в) личности
г) проективные
4. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется …
а) контент-анализом
б) методом сравнения
в) методом социальных единиц
г) социометрией
5. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством …
д) наблюдения
е) эксперимента
ж) контент-анализа
з) анализа продуктов деятельности
6. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
а) психологии души
б) психологии сознания
в) поведенческой психологии
г) психологии как отражательной деятельности мозга
7. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.
а) медицинская
б) социальная
в) возрастная
8. Отличительная черта отечественной психологии - использование категории…
а) деятельности
б) бессознательного
в) подкрепления
г) интроспекции
9. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к …
а) организационным методам
б) эмпирическим методам
в) способам обработки данных
г) интерпретационным методам
10. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом – это …
1. наблюдение
2. эксперимент
Тестирование
4. самонаблюдение
11. Психология как самостоятельная наука оформилась в…
а) 40-х гг. XIX в.
б) 80-х гг. XIX в.
в) 90-х гг. XIX в.
г) начале XX в.
12. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …
а) контент-анализом
б) анализом продуктов деятельности
в) беседой
г) экспериментом
13. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента и их интерпретацию наиболее значительно в исследованиях…
а) психофизиологических
б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.)
в) психологии личности и социальной психологии
г) психогенетических
14. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …
а) когнитивная психология
б) бихевиоризм
в) фрейдизм
г) гуманистическая психология
15. Принцип, требующий установления причинно-следственных связей в процессе возникновения психических явлений это принцип …
д) управления
е) развития
ж) детерминизма
з) системности
16. Философской основой гуманистической психологии является..
а) позитивизм
б) экзистенциализм
в) прагматизм
г) рационализм
17. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …
д) детерминизма
е) развития
ж) перехода количественных изменений в качественные
з) объективности
18. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …
а) наблюдение
б) эксперимент
в) тестирование
г) самонаблюдение
19. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с …
а) созданием специальных научно-исследовательских учреждений
б) развитием метода интроспекции
в) развитием метода наблюдения
г) выходом трактата Аристотеля «О душе»
ПАСПОРТ
№ | Наименование пункта | Значение |
1. | Кафедра | Гуманитарные дисциплины |
2. | Автор – разработчик | Шакиров И.К. , к.п.н, доцент |
3. | Наименование дисциплины | Психология и педагогика |
4. | Общая трудоемкость по учебному плану | |
5. | Вид контроля (нужное подчеркнуть) | Предварительный (входной), текущий, промежуточный (зачет) |
6. | Для специальности(ей)/ направления(й) подготовки | для направлений 080200.62 «Менеджмент», 100100.62 «Сервис», 100800.62 «Товароведение», 260800.62 «Технология продукции общественного питания», для специальности 036401.65 «Таможенное дело» |
7. | Количество тестовых заданий всего по дисциплине, из них | |
8. | Количество заданий при тестировании студента | |
9. | Из них правильных ответов (в %): | |
10. | для оценки «отлично» | |
11. | для оценки «хорошо» | |
12. | для оценки «удовлетворительно» | |
или для получения оценки «зачет» не менее | 55% и больше | |
13. | Время тестирования (в минутах) |
Паспорт составил _________________ И. К. Шакиров
Раздел 1. Психология
S: Создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе», является …
-: Спиноза
-: Декарт
-: Коффка
+: Аристотель
S: Психология – это наука …
-: о поведении людей
-: о методах изучения индивидуальных особенностей человека
+: о явлениях, закономерностях, механизмах психики человека и животных
-: о закономерностях возникновения и развития психики в филогенезе
S: Признаком метода интроспекции является…
-: применение психологического тестирования
-: использование лабораторного оборудования
+: непосредственное, прямое наблюдение переживаний
-: «срезовый» характер организации эксперимента
S: Стандартизированная процедура психологических измерений обеспечивается…
-: наблюдением
+: тестированием
-: социометрией
-: близнецовым методом
S: При проведении _____ эксперимента испытуемые не знают, что являются его участниками
-: лабораторного
-: формирующего
+: естественного
-: научного
S: Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З Фрейдом, – …
-: когнитивная психология
+: глубинная психология (психоанализ)
S: С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является …
+: процесс превращения сексуального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности
-: конфликт между биологической природой человека и требованиями общества
-: духовная сущность человека, проявляющаяся в творчестве
-: сознательные формы преобразующей деятельности человека
S: Наибольшее развитие отечественная психологическая теория деятельности получила в трудах …
-: А. В. Петровского
-: В. М. Бехтерева
+: А. Н. Леонтьева
-: Платон
-: Демокрит
-: Эпикур
+: Аристотель
S: Причинами формирования основных психологических школ стали…
-: дальнейшее успехи в исследовании физиологии
-: расцвет капитализма и совершенствование материальной базы исследований
-: расцвет марксистской психологии
+: переход к исследованию системы организм-среда, кризисная социальная ситуация, открытия в других науках
S: Понимание движущей силы психического развития как бессознательного стремления к сублимации влечений свойственно работам…
-: А. А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского
+: З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга
-: Д. Миллера, У. Найссера, К. Роджерса, Эпикур
-: К. Левина, Г. Олпорта, А. Маслоу, Демокрит
-: Л. И. Божович
-: М. Я. Басов
-: П. Ф. Каптерев
+: А. Н. Леонтьев
S: Ученым, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является…
-: Конфуций
-: Ф. Галль
+: И. П. Павлов
-: Ибн – Сина
S: Наиболее важную роль в центральной нервной системе играет(ют) …
-: промежуточный мозг
-: спинной мозг
+: большие полушария головного мозга
-: продолговатый мозг
S: Психофизиология как раздел физиологии и психологии изучает
-: количественное отношение между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения
-: конституционально - генетически обусловленную дисгармонию личности
+: физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений
S: С позиций теории деятельности и теории интериоризации происхождение психического А Н Леонтьев объясняет следующим образом:
-: психические процессы формируются при решении учебных задач
+: в любом действии, даже внешнем, уже есть психический компонент, а само психическое возникает еще в период внутриутробного развития
-: психические процессы есть не что иное, как перенесенные в идеальный план и преобразованные внешние материальные действия
-: психология и поведение современного культурного и образованного человека есть результат социализации
-: В Вундт и З Фрейд
-: И П Павлов и И М Сеченов
-: Л С Выготский и Д Б Эльконин
+: С Л Рубинштейн и А Н Леонтьев
S: Для успешной социализации подростка необходимо его включение в такой вид деятельности, как …
+: общение
-: учение
-: игра
-: труд
S: Действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие – либо внешние средства, называется _______ действием
-: речевым
-: рецептивным
+: умственным
-: материальным
S: Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:
-: служит регулятором адаптивного поведения
-: направлена на преобразование мира
+: обусловлена биологическими закономерностями
-: носит социальный характер
S: Целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, называется
+: действием
-: поведением
-: реакцией
-: деятельностью
S: Одним из принципов отечественной психологии является принцип…
+: единства сознания и деятельности
-: единства мышления и интуиции
-: учета возрастных особенностей человека
-: научности
S: В когнитивную составляющую самосознания входят…
+: знание личности о себе
-: отношение личности к себе
-: презентация себя
-: управление собой
S: Соотношение сознания и бессознательного было достаточно полно изучено…
+: К. Юнгом
-: З. Фрейдом
-: С. Гроффом
-: Р. Декартом
S: Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется …
-: интеллектом
-: мышлением
+: сознанием
-: воображением
S: В Вундт определил психологию как науку о…
+: структурах сознания
-: функциях речи
-: бессознательном
-: познавательных процессах
S: Психология занимает центральное место согласно классификации наук:
-: В. И. Вернадского
+: Б. М. Кедрова
-: М. В. Ломоносова
-: Ф. Бэкона
S: Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:
+: И. Гербарт
-: Дж. Милль
-: Г. Фехнер
-: Э. Вебер
S: Психология как самостоятельная наука оформилась:
-: в 40-х гг XIX в.
+: в 80-х гг XIX в.
-: в 90-х гг XIX в.
-: в начале XX в.
S: Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:
-: Эпикуром
-: Демокритом
+: Аристотелем
-: Б. Спинозой
S: Признание психологии как самостоятельной науки было связано:
+: с созданием специальных научно-исследовательских учреждений
-: с развитием метода интроспекции
-: с развитием метода наблюдения
-: с выходом трактата Аристотеля «О душе»
S: Термин «психология» в научный оборот ввел:
-: Р. Декарт
-: Г. Лейбниц
+: Х. Вольф
-: Аристотель
S: Психология как наука о сознании возникла:
-: в XV в.
-: в XVI в.
+: в XVII в.
-: в XVIII в.
S: Психология как наука о поведении возникла:
-: в XVII в.
-: в XVIII в.
-: в XIX в.
+: в XX в.
S: Определение психологии как науки о душе было дано:
-: более трех тысяч лет тому назад
+: более двух тысяч лет тому назад
-: в XVI в.
-: в XVII в.
S: Первые представления о психике были связаны:
-: с нейропсихизмом
-: с биопсихизмом
+: с анимизмом
-: с панпсихизмом
S: Определение эмпирической психологии принадлежит:
-: Г. Лейбницу
-: Б. Спинозе
+: Х. Вольфу
-: Дж. Локку
S: Термин «эмпирическая психология» был введен:
-: в XVI в.
-: в XVII в.
+: в XVIII в.
-: в XIX в.
S: Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:
-: Э. Крепелин
+: Дж. Ст. Милль
-: И. М. Сеченов
-: В. М. Бехтерев
S: Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:
+: психофизиологическая
-: психосоциальная
-: психопраксическая
-: психогностическая
S: Психическое отражение:
-: является точной копией окружающей действительности
+: носит избирательный характер
-: предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды
-: не зависит от условий отражения
S: Согласно идеалистическим представлениям психика – это:
-: неотъемлемое свойство материи
-: свойство мозга, отражение объективной реальности
-: функция мозга
+: образ бесплотной сущности
S: Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:
-: отражения объектов экстрапсихической реальности
-: аккумулирования опыта жизнедеятельности
-: трансформации и прогнозирования внешних воздействий
+: регуляции вегетативных изменений
S: Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:
-: психоанализ
-: гештальтпсихология
+: бихевиоризм
-: гуманистическая психология
S: Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
+: психологии души
-: психологии сознания
-: поведенческой психологии
-: психологии как отражательной деятельности мозга
S: Психология – это наука о функциях сознания согласно:
+: функционализму
-: структурализму
-: бихевиоризму
-: психоанализу
S: По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:
+: экзопсихикой
-: эндопсихикой
-: интропсихикой
-: экстраверсией
S: По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:
-: к экзопсихике
+: к эндопсихике
-: к интропсихике
-: к интериоризации
S: Психическим явлением является:
-: нервный импульс
-: рецептор
+: интерес
-: сердцебиение
S: Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:
+: ощущение
-: восприятие
-: память
-: воображение
S: Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:
-: С. Л. Рубинштейн,
-: А. Р. Лурия
+: П. Я. Гальперин
-: А. Н. Леонтьев
S: Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:
-: ощущением
-: восприятием
-: мышлением
+: воображением
S: К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:
-: мотива
-: личности
+: темперамента
-: способностей
S: Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
-: медицинская
-: социальная
+: возрастная
-: общая
S: Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:
-: дифференциальная
+: социальная
-: педагогическая
-: общая
S: Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
-: педагогией
+: педологией
-: дидактикой
-: психопедагогикой
S: Педология возникла:
-: во второй половине XIX в.
-: в начале XX в.
-: в середине XIX в.
+: на рубеже XIX–XX вв.
S: Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:
-: в 1928 г.
-: в 1932 г.
+: в 1936 г.
-: в 1939 г.
S: В. Франкл известен как основоположник:
-: индивидуальной психотерапии
-: рациональной психотерапии
+: логотерапии
-: социальной терапии
+: Я. Морено
-: В. Франкл
-: К. Хорни
-: Ф. Перлз
S: Методология:
-: представляет собой результат процесса познания
+: определяет способы достижения и построения знания
-: является предметной поддержкой учебной деятельности
-: является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности
S: Критерием научной теории в психологии не является(ются):
-: относительно завершенная логическая структура
-: принципы и основания построения психологических теорий
-: положения, доказательства, соединяющие теоретические конструкты с имеющимися фактами, другими теориями
+: материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов
S: Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются):
-: средства познания
-: характер целеполагания
-: требования к точности понятийно-терминологического аппарата
+: постановка целей и задач исследования
S: В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:
-: развития
-: детерминизма
-: целостности
+: системности
-: индетерминизма
-: развития
+: детерминизма
-: системности
S: Сидеалистическую точку зрения свойства человеческой психики не рассматривал:
-: Платон
-: Плотин
-: Августин
+: Аристотель
S: Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:
-: детерминизма
+: развития
-: перехода количественных изменений в качественные
-: объективности
S: Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:
-: персонализмом
-: экзистенциализмом
+: рационализмом
-: иррационализмом
S: Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:
-: механического
+: биологического
-: психологического
-: социального
S: Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции, называется:
-: процессуальным
-: историческим
+: структурно-функциональным
-: динамическим
S: Структурно-функциональный подход относится к уровню:
-: философской методологии
+: общенаучной методологии
S: Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:
+: философской методологии
-: общенаучной методологии
-: специально-научной методологии
-: методики и техники исследования
S: Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:
+: деятельности
-: бессознательного
-: подкрепления
-: интроспекции
S: Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:
-: единства содержания и формы
+: единства и борьбы противоположностей
-: всесторонности
S: Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:
-: единства психики и деятельности
-: деятельностного опосредования межличностных отношений
-: единства строения внутренней и внешней деятельности
+: воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека
S: При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как:
-: процессуальный
-: генетический
-: философский
+: эволюционный
S: Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
-: управления
-: развития
+: детерминизма
-: системности
S: Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:
+: детерминизма
-: системности
-: развития
-: управления
S: В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:
+: детерминизма
-: развития
-: активности
-: системности
S: Методологической основой бихевиоризма является:
-: пантеизм
+: позитивизм
-: неотомизм
-: редукционизм
S: Методология бихевиоризма тесно связана:
-: с иррационализмом
+: с механистическим пониманием поведения
-: с футуризмом
-: с эволюционизмом
S: Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:
-: системности
+: развития
-: управления
-: индетерминизма
S: Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:
-: иррационализм
-: противопоставление личностного смысла жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий развития человека
-: гипертрофия роли сексуальности
+: рационализм
S: Философской основой гуманистической психологии является:
-: позитивизм
+: экзистенциализм
-: прагматизм
-: рационализм
S: Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:
+: L – данными
-: Q-данными
-: Т-данными
-: Z-данными
S: Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:
-: L – данными
+: Q-данными
-: Т-данными
-: Z-данными
S: Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:
-: наименований
-: порядка
+: интервалов
-: отношений
S: Шкала порядка соответствует измерению на уровне:
-: номинальном
+: ординальном
-: интервальном
-: отношений
S: Ранжирование объектов по выраженности определенного признака составляет суть измерений на уровне:
-: номинальном
+: ординальном
-: интервальном
-: отношений
S: Крайне редко в психологии применяется шкала:
-: наименований
-: порядка
-: интервалов
+: отношений
S: К числу постулатов, которым подчиняются преобразования порядковых шкал, не относятся постулаты:
-: трихотомии
-: асимметрии
-: транзитивности
+: дихотомии
S: В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:
+: наименований
-: порядка
-: интервалов
-: отношений
S: Нельзя производить никаких арифметических действий в шкале:
+: наименований
-: порядка
-: интервалов
-: отношений
S: Установление равенства отношений между отдельными значениями допустимо на уровне шкалы:
-: наименований
-: порядка
-: интервалов
+: отношений
S: Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
+: к организационным методам
-: к эмпирическим методам
-: к способам обработки данных
: к интерпретационным методам
S: Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
-: экспериментом
-: контент-анализом
+: наблюдением
-: методом анализа продуктов деятельности
S: Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:
-: пилотажным
+: лонгитюдным
-: сравнительным
-: комплексным
S: Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
-: интроверсия
-: интроекция
+: интроспекция
-: интроскопия
S: Систематическое применение моделирования наиболее характерно:
-: для гуманистической психологии
+: для гештальтпсихологии
-: для психоанализа
-: для психологии сознания
S: Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, – это:
-: наблюдение
-: эксперимент
+: тестирование
-: самонаблюдение
S: Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
-: наблюдение
-: эксперимент
-: тестирование
+: самонаблюдение
S: Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
-: контент-анализом
-: анализом продуктов деятельности
-: беседой
+: экспериментом
S: Основным для современных психогенетических исследований не является метод:
-: близнецовый
-: приемных детей
-: семейный
+: интроспекции
S: В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:
+: полевое
-: сплошное
-: систематическое,
-: дискретное
S: Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:
-: контент-анализом
-: методом сравнения
-: методом социальных единиц
+: социометрией
S: Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
-: У. Джемсом
-: Г. Эббингаузом
+: В. Вундтом
-: Х. Вольфом
S: Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
-: наблюдения
+: эксперимента
-: контент-анализа
-: анализа продуктов деятельности
S: С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии:
-: явления
-: связи между явлениями
+: причинно-следственной связи между явлениями
-: корреляции между явлениями
S: Устанавливать наиболее общие математико-статистические закономерности позволяет:
-: контент-анализ
-: анализ продуктов деятельности
-: беседа
-: Р. Готтсданкер
+: А. Ф. Лазурский
-: Д. Кэмпбелл
-: В. Вундт
S: Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввел:
+: Р. Готтсданкер
-: А. Ф. Лазурский
-: Д. Кэмпбелл
-: В. Вундт
S: Промежуточным между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных, является:
+: квазиэксперимент
-: лабораторный эксперимент
-: метод беседы
S: Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:
+: независимой
-: зависимой
-: внешней
-: побочной
S: По Д.Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:
+: независимым
-: зависимым
-: побочным
-: внешним
S: В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:
+: внутренней
-: внешней
-: операциональной
-: конструктной