Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Методологический и мировоззренческий уровни ценностного отношения социолога

Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Методологический и мировоззренческий уровни ценностного отношения социолога
  • 4. Диалог веры и знания в философии средневековья. Синтез схоластики в философии Фомы Аквинского.
  • Синтез схоластики в философии Фомы Аквинского
  • 5. Рационализм р. Декарта. Содержание и особенности рационалистической методологии
  • 6. Философия ф. Бэкона и ее роль в методологии и практической ориентации новой науки
  • 7. Философское учение и. Канта. “Критика чистого разума”. “Критика практического разума”
  • 8. Развитие диалектики в немецкой классической философии
  • 9. Формирование и развитие марксистской философии. Неомарксизм
  • Развитие марксизма
  • Неомарксизм и западный марксизм
  • 10. Основные течения философии хх века: общая характеристика и основная проблематика Феноменология
  • Философия жизни
  • Философская антропология
  • Экзистенциализм
  • Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
  • Прагматизм
  • Религиозная философия 20 в.
  • Философская герменевтика
  • Аналитическая философия
  • Структурализм
  • Постмодерн
  • 11. Материя, как философская и научная категория. Основные атрибуты материи. Современные научные достижения в познании материального мира
  • Основные атрибуты материи
  • 12. Проблема сознания в философии. Структура сознания. Роль науки в исследовании сознания
  • Cтруктура сознания
  • Роль науки в исследовании сознания
  • 13. Истина в системе научного и философского знания. Диалектика процесса познания истины. Критерий истины
  • Диалектика процесса познания истины (Диалектика абсолютной и относительной истины).
  • Критерий истины
  • 14. Основные категории и законы диалектики, их методологическое значение в познании
  • Основные категории диалектики
  • Основные законы диалектики
  • Методологическое значение в познании
  • 15. Проблема языка и мышления. Философия языка
  • 16. Природа, как объект философской рефлексии. Законы природы и законы общества. Характеристика социоприродных законов Природа, как объект философской рефлексии
  • Законы природы и законы общества
  • Характеристика социоприродных законов
  • 17. Эмпирические и теоретические основы научного знания
  • 18. Формы и методы научного и философского познания
  • 19. Развитие эпистемологии хх в. (т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд)
  • 20. Системный метод в познании. Особенности системы “человек-общество-биосфера-космос”
  • Особенности системы “человек-общество-биосфера-космос”
  • 21. Синергетика, как новая парадигма научного знания
  • 22. Проблема субъекта исторического процесса. Социальная детерминация свободы выбора Социальная роль элиты Проблема субъекта исторического процесса
  • Социальная детерминация свободы выбора
  • 23. Категория бытия в философии. Диалектика бытия и сознания в социальной жизни Категория бытия в философии
  • 1) Бытие вещей и процессов
  • 2) Бытие человека
  • 3) Б. Духовного (идеального),
  • 4) Б. Социального
  • Диалектика бытия и сознания в социальной жизни
  • 24. Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации. Диалектика материального и духовного производства Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации
  • Диалектика материального и духовного производства
  • 25. Социальная и политическая структура общества. Социальная дифференциация и интеграция общества. Проблема социальной справедливости Социальная и политическая структура общества
  • Социальная дифференциация и интеграция общества
  • 26. Политическая и духовная жизнь общества. Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях Политическая и духовная жизнь общества
  • Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях
  • 27. Природа человека как проблема. Место человека в Космосе
  • Место человека в космосе
  • 28. Проблема человека в русской философии хх в. (на примере персоналий по выбору)
  • Философия русского космизма
  • 29. Внутренний мир человека и проблема становления человеческого “я”
  • 30. Философские основы антропогенеза
  • 31. Понятие культуры и экологической культуры. Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации Понятие культуры и экологической культуры
  • Культура и цивилизация
  • Особенности развития современной цивилизации
  • 32. Соотношение национального и общечеловеческого. Проблема этногенеза в историческом развитии Соотношение национального и общечеловеческого
  • Проблема этногенеза в историческом развитии
  • 33. Социальный прогресс и его критерии как проблема философии. Концепции устойчивого развития и глобализации
  • Концепции устойчивого развития и глобализации
  • 34. Основные противоречия и тенденции развития современной цивилизации. Глобальные проблемы современности, как предмет научного знания Осн противоречия и тенденции развития совр цивилизации
  • Глобальные проблемы современности, как предмет научного знания
  • 35. Особенности современной естественнонаучной картины мира
  • 36. Философия и естествознание в России в XIX – начале хх в. Философия
  • Естествознание
  • 37. Наука в современном мире. Социальная функция науки. Этика науки
  • Социальные функции науки
  • Этика науки
  • 38. Научные основы ноосферогенеза
  • 39. Категория ценности в философии. Познавательное и ценностное отношение к действительности
  • Компаративистский подход к проблеме диалога “Запад – Восток”
  • 39. Категория ценности в философии. Познавательное и ценностное отношение к действительности

    Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительной или отрицательное значение для человека. Ценностью явл. д/чел-ка все, ч им для него определен значимость, личностный или обществ смысл. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализ-ся в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или наоборот ненависти. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только свои объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ценность – это субъективно-объективная реальность.

    Каждая вещь входит в оборот общественной жизни и выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность. Ценности бывают не только материальными, но и духовные: произведения искусства, достижение науки, нормы нравственности. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер.

    Аксиология (ценность, достоинство) – учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих безусловную значимость для человека, направляющих и вдохновляющих его, определяющих его поведение на протяжении всей жизни.

    Аксиология сформировалась в 19-20 вв. хотя присутствовала как часть с самого начала. Ценности отождествлялись с бытием. Они и являлись критерием истинного бытия, в основе ид гос-ва Платона лежала идея справедливости. Парменид - высшие ценности носят абс характер, софисты - все ценности относительны, а человек есть мерило всех вещей. Аристотель - есть неск самоценностей (человек, счастье, справедливость) и есть относит ценности (брак, любовь, и др) Возрожд - ценности гуманизма. То Система ценностей эволюционирует в обществе и в каждом индивидууме.

    Считалась, что проблема ценностей есть вненаучное исследование, своеобразный способ видения мира. Акселогия стала фил. понятием, когда удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в ф Канта, кот противопоставил сферу нравств-ти сфере природы, а практический разум – теоретич-му разуму. Выделение феномена значимости бытия для чел и привело к ф ценностей с ее основ вопросом "А что, собственно, есть ценность, в чем скрыты ее истоки?" Одни ф-фы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особен трансцендентального субъекта. Неокантианцы обнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Ф-фы материал-ого направ видели источник ценностей в не зависящих от субъекта реалиях, в материал-х благах. Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качес ценностей выступают истина, добро и красота . При большей детализации выделяют экономич, политич, эстетич, нравствен, религиоз ценности. В мире ценностных ориентации чел непреходящее значение имеет вера, субъективный акт принятия чего-либо как истинного. Идеал - это не просто конкретный образ конечного будущего, а совокупность направленных в будущее различных теоретических и других представлений, кот могут быть пересмотрены.

    Теперь теории 3 видов. Объективно-идеалистические (неокант, интуитивизм) - ценность есть потустороння сущность вне времени и пространства. Субъективно-идеалистическая (лог позитивизм, лингв анализ, аффекто-волевая теория ценностей) - ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъектиного отношения ч-ка к рассматрив предмету. Натуралистические теории ценности (теория интереса, космический телеологизм)- ценность как выражение естественных потребностей чел или законов природы в целом.

    Каждый ч-к имеет свою систему ценностей и их иерархию.

    Существуют ценности нравственные, религиозные, эстетические – благо, справедливость, добро, Бог, красота.

    Есть важнейшие, абсолютные ценности или ценности-цели. Абсолютная ценность - человек и его жизнь. Ценности-цели оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их нереализация приводит к душевным патологиям, потере смысла жизни, самоубийствам. Это бытийные ценности, закон, смысл жизни, справедливость, свобода, красота, истина.

    Ценности-средства есть промежуточные ц, но без них нельзя достичь АБЦен. Они более подвержены влиянию конкретных обстоятельств, их выбор широк. Специфические ценности принадлежат отдельным социокультурным типам общества, типа восток или запад, связанные со спецификой существования. Есть также рыночные ценности, к чему мы благополучно переходим. Любая переориентация ценностей есть процесс болезненный и проблемный, отсюда поле деятельности для акс. Она неразрывно связана с в первую очередь гносеологией и другими частями фил

    Ценность - понятие, с помощью которого характеризуетсяся социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества индивидов. Ценность (жизн смысл) - основание выбора субъектом целей, средств, результатов. Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой. Ценностная ориентация - направленность субъекта в его деятельности на определённую ценность.

    В различные эпохи и у различных субъектов деятельности в зависимости от социальных условий можно выделить 3 основных типа ценностных ориентаций: 1) на потусторонний мир; 2) на самого мебя; 3) на общество. 1-й тип - возникает в условиях, когда человек чувствует себя, с одной стороны слабым и беззащитным перед таинственными силами мироздания, не удовлетворенный своей реальностью, с другой - испытывает благоговение перед величием открывающейся ему вечности и бесконечности (от первобыт об-ва до эпохи Возрождения). 2 тип - сопутствует эпохам упадка, когда какое-нибудь очередное мероприятие мирового масштаба не оправдало надежд (в наст время). 3 тип - возникает в тех случаях, когда вера в авторитет мирового духа слабеет, а безудержный гедонизм (смысл жизни сводится к наслаждениям) демонстрирует все прелести разложения. В античную эпоху - это стоицизм. Новое время - категорич императив, т. е. требование относится к человеку как к цели, а не как к средству, всегда ставить долг выше личных желаний. В истории общества известны 3 формы попыток осуществления синтеза этих типов:

    1) утилитаризм - основная ценность явлений, процессов - их полезность;

    2) Марксизм - ценностная ориент - суждение о смысле общественного прогресса, а также система ценностей, лежащих в основе программ переустройства общества

    3) Философия всеединства Соловьева и Бердяева - высшая ценность - свободное творческое становление Богочеловечества. Индивидуальное спасение невозможно. Всеединство - это всемирная соборность, в которой объединенные нации совместно отстаивают свое существование, основанное на всемирной отзывчивости и подчинены мысли о том, что спокойная совесть - изобретение дьявола.

    Вопр о природе ценностей и их роли в общ жизни непоср связан с решением многих проблем: взаимоотношения человека и общества, культуры и цывилизации, природы и общества и др. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. В ценности выражается позитивная значимость. Сама чел. деятельность, в особенности труд, может выступать как ценность.

    Ценности меняются в процессе развития общества: то, что было ценностью вчера, может перасть быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, на ряду с возникновением новых ценностей.

    Классификация ценностей: а) по предмету: материальные, духовные б) по субьекту: индивидуальные, групповые(классовые, национальные), общечеловеческие.

    Среди прир ценностей обособл-ся ценности эколог-е. К материальным ценностям относятся и ценности эконом-го хар-ра. А так как субъект занимает различ. положения в системе общ-х отношений, то и ценность существующих экон. отношений и деятельность для них различна. Для класса, господствующего в экономике, сложившиеся экон. отношения представляют ценность, для подчиненного класса нет.

    Социальные ценности: жизнь чел., его гражданское и нравственное достоинство, его свобода, достижения нац. культуры. Духовные ценности - этические(объективируются в традициях, обычаях, нормах, идеалах) и эстетические.

    Групповые ценности не сводятся к сумме ценостей индивидов входящих в группу. Социально значимыми для нее выст. те ценности, которые способствуют удовлетворению этого интереса. И если ценности индивида препят. этому процессу, то они приносятся в жертву интересам группы. Общечеловеческие ценности вырастают из индивидуальных и групповых, которые способствуют развитию всего общества.

    Важно выделить разные виды ценностных ориентаций в зависимости от способа деятельности: потребительская и творческая, созидательная и разрушительная. В истории общественной мысли предподчтение тех или иных ценностей отражено в различных теориях. Особено ярко это проявляется в противопоставлении разных вариантов гедонизма (наслождение и отсутствие страданий как высшую ценность) и аскетизма.

    40. Общая характеристика восточной философии (индийской, китайской, мусульманской). Компаративистский подход к проблеме диалога “Запад – Восток”

    Общая характеристика восточной философии (индийской, китайской, мусульманской)

    ВФ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ВФ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

    В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения Брахманы (I тыс. до н. э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н. э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н. э.).

    Для древнеиндийской школы хар-ны:

    1. внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира

    2. признание тождества между микро- и макрокосмосом

    3. признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"

    Большей частью индийская философия сконцентрирована на высшей реальности. Страдание, спасение и высшая реальность – это основные “камни” индийской философии. Основные темы - нравственность человека, пути освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения души-атмана в мировой душе, универсальном принципе мира-брахмане. Концепция круговорота жизни - сансара и закон воздаяния - карма. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души, если достоин, то воплощаешься в священнослужителя -брахмана, представителя власти-кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если неправедный образ жизни - низшая каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население) или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.

    Две главные школы – индуизм и буддизм. Обе нацелены на Просветление. Индуизм признает авторитет Вед. Существовало множество богов, легенд, мифов, которые на протяжении столетий заложены в гимны и тексты, известные как Веды (“знание”). Индуизм характеризуется политеизмом и пантеизмом - много богов.

    Буддизм - отрицает авторитет Вед. Зародился в Индии в VI-V вв. до н. э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. Буддистское учение основано на том, что называют 3 Алмазами буддизма: Будда, Драхма и Сангха. Жизнь самого Будды – это первый алмаз, и история поисков им истины. Будда жил с 536 по 476 г до н.э. и в конце жизни достиг Просветления, сидя под деревом. Его пробуждение привело ко второму алмазу – Дхарме (заключала 4 истины: все существование наполнено страданием; страдание вызывает желание; возможно освобождение от страдания; дорога к освобождению). После чего он странствал 45 лет проповедуя свое учение и идею обретения нирваны. Третий алмаз, Сангха – это в сущности сама буддистская организация, монастырь. Это способ регуляции веры. Буддизм достиг большого успеха лишь в Китае и Японии.Основные постулаты:

      Признает 4 истины

      Рассматривает Я как иллюзию. Существует непрерывность, связь одного существования с другим, но Я – это иллюзия, созданная совокупностью умственной и физической деятельности. Медитация – это способ приближения к чистому разуму.

      Стремиться к нирване (угасанию) с помощью полного избавления от желаний, страданий

      Отрешенность Будды.

    В Китае процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии Ф-ы Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь - олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ.

    Три главных философии – это конфуцианство, даосизм и буддизм . Они постоянно противоречили и взаимодействовали.

    Конфуций нравственное поведение.Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель - достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция - человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не пожелаешь себе. Принцип сыновней почтительности и уважение к родителям.

    Для конфуцианцев существовало 3 главных принципа:

      жэнь, человеколюбие (доброта, праведная жизнь)

      Ли, этикет (правила)

      Чжи, праведность (надлежащее поведение)

    Школа ДАО. Даосизм, или дао-цзя – школа пути и его силы. Лао-цзы . “Дао дэ цзин” (Путь к силе), Лао-цзы написал ее за одну ночь. Слово “Дао” означает “путь”, или универсальный путь. Эта сила которая управляет Вселенной. Принцип дао- надо просто ему следовать. Одна из главных тем даосизма – это идея у-вэй, или “недеяния”, точнее “ничего не переделывать”. Следовать пути Дао, пользоваться силой Дао (Дэ) – это значит придерживаться у-вэй. Мудрый правитель руководствуетяс принципом недеяния, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти. Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое –прямым). Эта смена протиположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.

    Высший из мудрецов Дао тот, кто прошел через эмоции, земные привязанности и развлечения и во всем един с Дао, безличным небытием. Поскольку Вселенная никогда не перестает существовать, а я являюсь частью Дао Вселенной, то я тоже никогда не перестаю существовать.

    В Китае находились две наиболее влиятельные буддистские школы: чань и Срединный путь.

    Чань особенно подчеркивал роль медитации и обучения. Идея кармы – “Е”, все еще остается центральной в китайском буддизме. Как бы избавиться от невежества. Буддизм принес в китайскую философию идею Высшего разума. Сочувствие ко всем вещам и людям.

    Неконфуцианство. Ци, великая гармония. Философ Чжан Цзай (1020-1077)(Книга: Правильный путь для начинающих) говорил о Ци (раньше оно понималось как газ или эфире) как основа субстанциональной Вселенной. Он доказывал, что путота не является абсолютным вакуумом, что ци рассеяно так, что остается невидимым. Если признать, что пустота, это Ци, то поймешь, что Ву (небытия) не существует. Одним из очень известных отрывков: “Поскольку все вещи во Вселенной состоят из ци, то все люди и прочие предметы являются всего лишь частью этого огромного тела”

    Восточной фил свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.

    Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность» и «отношение». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

    Среди педагогических трудов известны такие труды, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на основу диалектического подхода к воспитанию (работы Н.К.Гончарова,Н.И.Болдырева, М.А.Данилова, Л.А.Занкова, Ф.Ф.Королёва, А.П. Сидельского).

    В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение. Ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Стремления составляют субъективную сторону отношения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности; стремления -побудительная причина действия. Отношения 3eдинамичны, изменчивы и воспитуемые. Потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения представляют различные аспекты отношений человека .

    Несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, и не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

    Некоторые считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М.Гак). Другие считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности - это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

    Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса психологов, педагогов и философов, что отразилость во множестве концепций и теорий ценности.

    Ценность в психологии выступает особой формой отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интерес. Ценности выражают такие отношения между людьми, которые, не отчуждают, не разъединяют человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом .

    Понятие "ценность" в педагогике определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей .

    И.С. Артюхова определяет понятие "ценность"- как привлекательность целевого объекта. .

    С.Л. Рубинштейн писал, что "ценности - ...производны от соотношения мира и человека, выражая и включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека" .

    По мнению Н.П. Карповой, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, её внутренним миром, социальной средой и личностью. .

    Д.А. Леонтьев трактует понятие "ценность" в качестве источника образования смысла, т. е. ценности выполняют смыслообразующую функцию и находятся на «наддеятельностном» уровне. Субъект который находится на деятельностном уровне, соотносит свои действия с над деятельностным уровнем, в результате чего появляются смыслы .

    При анализе психолого-педагогической литературы, мы наблюдаем, что в педагогических исследованиях понятие «ценностное отношение» связывается с активностью и направленностью деятельности личности, со степенью значимости того или иного предмета, явления для субъекта .

    Эта значимость определяется осознанными или неосознанными потребностями субъекта, выраженными в виде цели или интереса. .

    В психолого-педагогическом словаре ценностное отношение рассматривается как субъективное отображение объективной действительности. Объектом ценностного отношения значимые для человека являются предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость предмета, явления для субъекта, которые определяет его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели .

    Ценностное отношение в истории рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения.



    Ценностное отношение в психологии и философии, рассматривается и как ценностная позиция, возникающая в ситуации свободного выбора. Структура ценностного отношения представлена многоуровневой, основными ее элементами являются: 1) первичный слой желаний; 2) выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу; 3) осознание, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием; 4)превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций на других людей .

    Существуют разные точки зрения на то, что считать ценностью в ценностном отношении, так как одно и тот же явление или предмет может иметь различные свойства. Пример: произведение искусства может обладать социальной, эстетической, экономической ценностью. Поскольку ценностное отношение - это связь объекта и субъекта, в которой свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели .

    Природа ценностного отношения эмоциональна потаму что отражает личностно-переживаемую и субъективную связь человека с окружающими людьми, явлениями, предметами. Ценности существуют независимо от личностного, индивидуального отношения к ним человека. Именно появление отношения порождает субъективное значение или личностный смысл объективных значений.

    Так, по мнению В.А. Сластенина, ценностное отношение - внутренняя позиция личности, которая отражает взаимосвязь общественных и личностных значений. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека явления и предметы.

    Понятие «ценностное отношение» позволяет современной педагогике описывать один из видов социального опыта дошкольников (в рамках культурологической концепции содержания образования В.В.Краевского), раскрывать содержание воспитания дошкольников (Н.Ф.Голованова, И.Д.Демакова, П.И.Пидкасистый, Н.Е.Щуркова).

    По мнению Н.Л. Худяковой, ценностное отношение - это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, которое складывается в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий проектирования и действий оценивания, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение это есть аспект любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью .

    П.И. Пидкасистый, в своём учебном пособии, дает следующее определение понятию «ценностные отношения». Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «жизнь»,«человек», «общество», «познание» «труд»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «свобода» и «совесть» .

    Итак, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования помог рассмотреть понятие «ценностное отношение». Таким образом, мы в своем исследовании будем придерживаться определения "ценностного отношения" П.И. Пидкасистого, он считал что ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим ценностям, таким, как «жизнь»,«человек», «общество», «познание» «труд»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «свобода» и «совесть».

    Особенности формирования ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников будут рассматриваться в следующем параграфе.

    Под отношением в философии понимается способ сопричаст­ного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся зна­чением первого для второго. В философии понятие «ценность» близ­ко понятию «значение». Конкретное значение объекта или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодей­ствие с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности. Только в деятельности ценность получает свое актуальное существование (К.Маркс).

    Ценностное отношение - это субъективное отражение объек­тивной действительности. Объектами ценностного отражения яв­ляются значимые для человека пред­меты и явления. Таким образом, ценностное отношение в филосо­фии трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознан­ными или неосознанными потреб­ностями, выраженными в виде ин­тереса или цели. Отношение в целом отражает многообразные связи человека с миром. Ценностное отношение исторически рассмат­ривается как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения.

    Существуют различные точки зрения на то, что считать ценно­стью в ценностном отношении, так как один и тот же предмет или явление может иметь различные свойства. К примеру, произ­ведение искусства может обладать эстетической, социальной, эко­номической ценностью. Поскольку ценностное отношение - это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то цен­ностью в нем является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели.

    Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь чело­века с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами цен­ности существуют независимо от индивидуального, личного от­ношения к ним человека. Появление отношения порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных зна­чений.

    Отношение в философии рассматривается как ценностная по­зиция, которая возникает в ситуации свободного выбора. Человек в процессе жизнедеятельности стремится к удовлетворению не только биофизиологических, но и социокультурных потребностей более высокого уровня. Чем выше уровень духовного развития че­ловека или общества, тем выше регулятивное значение ценностей, тем в большей степени личность и общество в деятельности и поведении руководствуются внутренними регулятивами - цен­ностями, отраженными сознанием человека и проявляющимися в его отношении к миру. Наличие ценностного сознания и ценно­стного отношения позволяет человеку определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное.

    Структура ценностного отношения представлена в философии как многоуровневая. Ее основными элементами являются первич­ный слой желаний; выбор индивида между ориентацией на бли­жайшие цели и отдаленную перспективу; осознание того, что жиз­ненный выбор и ориентация на ценности являются долговремен­ным состоянием; превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентации других людей. Если на внутригрупповом уровне регулятором отношений является польза, на межгруппо­вом - идея блага, то на личностном уровне - ценность во взаимо­связи с пользой и благом.

    Осмысление исторической взаимосвязи аксиологической про­блематики и в ее контексте соответствующих регулятивов деятель­ности и поведения осуществляется на духовном уровне.

    Ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индиви­дуальное сознание с общественным, субъективную реальность с объективной.

    Целостность отношения последовательно отстаивалась В. Н. Мясищевым, который рассматривал его как единицу психологиче­ского анализа личности. Рассматривая отношения как субъек­тивную, внутреннюю сторону взаимодействия человека с окру­жающей действительностью, он определял их как интегральную позицию личности в целом и выделил три основных типа отно­шений человека: к миру вещей, явлениям природы; к людям, явлениям социума; к самому себе. Рассматривая динамику отно­шения, он определил уровни его развития: условно-рефлектор­ ный, характеризующийся наличием первоначальных (положитель­ных или отрицательных) реакций на различные раздражители; конкретно-эмоциональный, где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, бояз­ни и т.п.; конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру; с о6ственно-духовный, на котором социальные нормы, мораль­ные законы становятся внутренними регулятивами поведения личности.

    В философии отношение характеризуется наличием стремле­ ния личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в боль­шей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение. Ценностное отношение возни­кает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Стремления составляют субъективную сторону отношения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности; стремления - по­будительная причина действия. Отношения динамичны, измен­чивы и воспитуемы. Потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения представляют различные аспекты отно­шений человека.

    В психологии и философии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жиз­ни, ценностными установками и ценностными ориентациями лич­ности. Характер данной взаимосвязи позволяет объяснить пове­денческие реакции человека.

    В разработанной А. Н.Леонтьевым теории представлена концеп­ция о личностном смысле деятельности, смыслопорождении, где отношение трактуется как «субъективно устанавливаемая и личностно переживаемая связь между людьми, предметами и явлени­ями, окружающими человека в пространстве и времени как теку­щих, так и бывших или предполагаемых событий». Содержанием такой связи является смысл как фундамент личности.

    Смысловая сфера личности отражает мотивы ее поведения и деятельности, общий жизненный замысел, соотношение целей и средств их достижения, ее ценностные ориентации. Она включает в себя два плана: прагматический и нравственный. В первом глав­ным являются цели и средства достижения жизненного успеха, во втором происходит оценка выбранных для достижения цели средств с позиции оправдания или искажения ее первоначально­го замысла. Отношение к другому человеку, в целом к миру рас­сматривается как основополагающий критерий смыслового раз­вития личности.

    В зависимости от характера отношения к другому человеку в пси­хологии разработана классификация смысловых уровней. Доличност- ный (эгоцентрический) уровень характеризуется наличием фор­мальных признаков личностных смыслов; проявляется потреби­тельское отношение к другим, стремление к собственной выгоде. Группоцентрический уровень характеризуется идентификацией че­ловека с какой-либо группой, социальной общностью (семья, на­ция, класс, народ и т. п.). Здесь отношение к другому определяет­ся его принадлежностью к данной группе, сфера личностного ог­раничена пользой группы. Просоциальный, или гуманистический, уровень смыслового развития личности характеризуется ценност­ным отношением к другому, внутренней устремленностью на благо иным людям, обществу, человечеству в целом. Духовный уровень определяется наличием у личности стремления к поиску смысла жизни через соотнесение себя с высшим, бесконечным смыслом-Другой человек является не только гуманистической, общечело­веческой, но и сакральной ценностью.

    Внешним проявлением смыслового содержания (ситуативное, устойчивое, личностно-ценностное) являются действие, посту­пок личности. Действия эгоцентриста направлены в основном на себя, на собственные блага и выгоды; группоцентриста - на удов­летворение потребностей и интересов группы; гуманиста - на благо человечества; духовно ориентированной личности - на воз­вышение мира в целом.

    В философии и психологии отношение изучается во взаимо­связи с эмоциональной сферой личности. Эмоциональное состояние человека отражает одновременно его чувственно-конкретные и ин­дивидуальные переживания. В ценностном отношении проявляют­ся как качества конкретно значимого, так и достоинства всеобщ­ности в их тесной взаимосвязи. При этом ценностное осмысление действительности происходит в процессе обработки опытных дан­ных в виде мыслительного диалога. Таким образом, ценностное от­ношение формируется под влиянием реальной жизненной практи­ки при наличии внутренней активности человека, позволяющей рассматривать культуру как мир идеалов, проектов, моделей и как мир практического и духовного взаимодействия людей, субъек­том которого является он сам.

    Отношение человека отражает его предпочтение относительно определенной системы ценностей и соответствует характеру струк­туры личности. Оно формируется в ситуации выбора между тем, чтобы быть или чтобы иметь (Э. Фромм), и включает в себя, таким образом, индивидуальную и общественную составляющие. И если общественная составляющая включает в себя идеалы социума, куль­туры, то и индивидуальная составляющая отражает наличие ак­тивной внутренней позиции личности, основанной на ее пере­живании и принятии (отвержении) идеалов и ценностей социума и культуры.

    Ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как существует в сознании субъекта. Оно обозначает как объективные связи, в которые всту­пает человек с окружающими его людьми и предметами, так и то, как он сам относится к действительности.

    Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыс­лы и личностные ценности как источники данных смыслов. Лично­стные ценности отражаются во внутреннем мире в виде идеалов, Добра, красоты и т.п.; потребности - в виде желаний, стремлений.

    Из всех психологических структур, в которых воплощены зна­чимые для человека смыслы, отношения видны невооруженным глазом даже неискушенному наблюдателю.

    Осознание личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными цен­ностями определяются как ценностная установка.

    Термин attitude (установка, отношение) был впервые yпо треблен У.Томасом и Ф. Знанецким именно в значении направлен­ности человеческой деятельности Установка обладает регулятивным характером, отражающим состояние готовности личности к определен­ной деятельности; в ней выделяют когнитивную (знания, информа­ция) и аффективную (эмоции, чув­ства) составляющие. Установка со­относится с потребностями инди­вида, она выполняет приспособительную и защитную функции, выражает ценности индивида и организует знания.

    В отечественной психологии установка (Д.Н.Узнадзе) опреде­ляется как специфическое состояние субъекта, его готовность к какой-либо деятельности. Его научной школой она определяется как отношение, так как «установка как раз является тем научным понятием, которое выражает отношение субъекта к объектам» (А. С. Прангишвили).

    Поскольку сущность установки, как и отношения, во многом определяется значимостью объекта для субъекта, то это означает, что установка обладает ценностным характером. Система устано­вок определяется как ценностная ориентация, являющаяся важ­нейшим компонентом структуры личности. Феномен установки исследуется психологами, социологами, используется представи­телями других наук.

    Ценностные ориентации характеризуются как «направленность личности на те или иные ценности». Выявлены взаимопроникающие фазы процесса ориентации: присвоение личностью ценностей; преобразование личности на основе присвоенных ценностей; са­мопроектирование или самопро­гнозирование личности. Операцио­нально первая фаза включает в себя поиск, оценку, выбор ценностей; вторая - уточнение и изменение иерархии личностных ценностей, формирование ценностной установ­ки как готовности действовать в со­ответствии с новой иерархией;тре­тья – проектирование Я-идеального, прогнозирование и выбор средств, направленных на достижение цели, определение направ­ленности деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации, таким образом, отражают содержательную сторону направленности личности, характер ее отношения к действительности.

    Часто ценностные ориентации рассматриваются как основания оценок субъектом окружающей действительности в соответ­ствии с общественными ценностями, имеющими личностную зна­чимость для субъекта.

    Ценностные ориентации раскрывают цели, отражают идеалы, характеризуют интересы, потребности, убеждения личности..

    Педагогической наукой обобщены теоретические подходы к ис­следованию процесса формирования ценностных ориентации школьников; выделены аспекты формирования ценностных ориен­тации школьников. К ним относятся: многосторонняя ценностная ориентация, соответствующая современному этапу общественно-экономического развития общества; опережающая ценностная ориентация, направленная на идеалы, социальные ценности об­щества на основе сложившихся мировоззренческих принципов; социально ценные умения в процессе освоения социальных цен­ностей в различных видах деятельности.

    В качестве условий формирования ценностных ориентации школьников и студентов рассматриваются включение их в раз­личные виды деятельности; развитие творчества учащихся; актив­ное участие в общественной деятельности; литературно-художе­ственное развитие и др.

    Как предмет психологического исследования ценностные ориентации изучаются во взаимосвязи с мотивацией и мировоз­зренческими структурами сознания. Исследуются факторы, влия­ющие на формирование ценностных ориентации личности. К ним относят: религиозные убеждения, идеологические установки, жиз­ненные цели, личностные качества, материальную обеспеченность и т.п.

    Разработанные методики изучения ценностных ориентации по­зволяют определить наиболее общие ориентиры жизнедеятельно­сти личности, группы людей, общества в целом. К наиболее изве­стным и признанным методикам диагностики ценностных ориен­тации относят тест ценностных предпочтений Г.Олпорта, Ф.Вернона, Г. Линдзи; методику ценностных ориентации М. Рокича; ме­тод парных сравнений Г.И.Саганенко.

    В социологии ценностная ориентация личности трактуется как система ее устойчивых отношений к окружающему миру, людям и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные Ценности материальной и духовной культуры общества. Направ­ленность личности определяет цели, которые ставит перед собой человек; стремления, которые ему свойственны; мотивы, в соответствии с которыми он действует. Часто в научной литературе категории «ценностное отношение», «ценностная установка», «Ценностные ориентации» трактуются как синонимы. Отечествен­ная и зарубежная философия и психология рассматривают отно­шение как основание поведения. Педагогическая аксиология основанием ценностного поведения считает ценностное сознание ц ценностное отношение личности.

    Употребление категории «ценность» представляется целесообразным лишь в том случае, если за нею будет закреплена определенная познавательная нагрузка, если она будет относиться к тем аспектам реальности, которые не охватываются остальными философскими категориями. Между тем это условие не всегда выполняется. Часто о ценности говорят как об эквиваленте понятий блага, нормы поведения, идеала, истины и т. п. Тогда теряется специфика проблемы ценности.

    В последнее время категорию ценности широко используют советские и зарубежные философы-марксисты при исследовании явлений морали, искусства и общественной жизни. В советской литературе начало этому положил В. П. Тугаринов, который убедительно показал актуальность проблемы ценности в политике, этике, эстетике. Однако не подлежит сомнению актуальность данной проблемы и в естественнонаучном плане, в плане укрепления связи диалектико-материалистической философии с современным естествознанием, прежде всего с теми его разделами, которые изучают механизм функционирования живых систем и природу их целесообразного поведения. Известно, что в биологии оперируют понятием ценности факторов внешней среды; а способность дифференцировать окружающие условия по критерию их вредности и полезности считается характерным признаком живого. С другой стороны, предпринимаемые кибернетикой попытки моделировать адаптивное поведение живых систем оказываются наиболее перспективными в том случае, если учитывается способность животного и человека производить систематическую оценку «выгодности» компонентов внешней среды и собственных действий

    Классификация событий, ситуаций и сообщений по их ценности становится одной из центральных проблем искусственного мышления. Современная теория информации не учитывает фактор ценности сообщения. Это обстоятельство признается очень серьезным ограничением данной науки. Дальнейший ее прогресс, по мнению многих авторов, в частности Л. Бриллюэна, потребует введения элемента, выражающего ценность информации. Этому прогрессу должна способствовать философия. Не случайно Л. Бриллюэн пишет: «Когда мы дойдем до проблем ценности, то мы начнем уже вторгаться на территорию, принадлежащую философии».

    Таким образом, философское исследование природы ценности может оказать помощь в решении ряда важных проблем в конкретных науках. Справиться с этой задачей может только теория ценности, развитая на базе диалектического материализма.

    Категория ценности раскрывает один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого. Прочие философские категории позволяют человеку ориентироваться в таких аспектах взаимодействия материальных систем и образований, как временная последовательность, пространственная рядоположность, причинно-следственная зависимость, связь существенная и несущественная, необходимая и случайная и т. д., но они не затрагивают непосредственным образом указанного момента значимости.

    Субъектом ценностного отношения выступает та сторона, относительно бытия которой определяется ценность другой. Представляется необходимым различать субъект ценностного отношения и субъект познания ценности. Они не всегда совпадают. Так, если микробиолог выясняет ценность той или иной среды для существования данного вида бактерий, то субъектом ценностного отношения здесь будут бактерии, а субъектом познания ценности среды для бактерий - человек. Напротив, в том случае, когда человек изучает влияние климатических условий на жизнедеятельность своего организма, субъект ценностного отношения и субъект познания его совпадают. Под такое понимание субъекта подпадает любое явление, границы бытия которого можно определить.

    Речь идет о бытии конечного образования в том смысле, что можно указать границу, отделяющую бытие данного явления от его небытия. Для достижения этой цели интересующее нас явление, вещь, организм и т. д. должны быть рассмотрены как системы. Система - это совокупность динамических элементов (частей или переменных), внутренние связи которых прочнее внешних. Из всего множества переменных сравнительно легко выделить подмножество существенных переменных, по состоянию которых можно судить, есть данное явление или его уже нет. Внутренние связи в системе могут превосходить внешние лишь при условии, что существенные переменные не выходят за определенные пределы. В противном случае система распадается (переходит в небытие).

    Трудности, с которыми связано рассмотрение явлений как систем, будут, очевидно, различными в зависимости от того, о каких явлениях идет речь - неорганической природы, живого мира пли таких чрезвычайно сложных системах, как человек и общество. Бытие неорганических систем, в частности термодинамических, представляется возможным описать путем указания границы, за которую не должна выходить величина их энтропии. В случае явлений жизни, даже простейших ее форм, дело обстоит гораздо сложнее. Но и здесь принципиально приемлем этот метод описания бытия. Предельно упрощая, о существовании или смерти человека можно судить по состоянию всего лишь одной переменной - пульсации сердца. С другой стороны, снимая упрощения и вводя дополнительные переменные, можно дать более или менее исчерпывающее описание бытия человека не только как биологического, но и как социального существа. Можно даже выработать вполне приемлемый эталон существования представителя определенного класса, социальной группы или исторической эпохи.

    Эти соображения указывают направление, в котором должна двигаться наша мысль, чтобы обнаружить феномен ценности. Действительно, если мы можем установить границу, отделяющую бытие данного явления от его небытия, то мы будем в состоянии проследить сдвиги относительно этой границы, которые происходят в нем под влиянием других явлений и систем. Направление и величина сдвига характеризуют момент значимости или ценности воздействия, причинившего этот сдвиг.

    Объект ценностного отношения - это то, с чем субъект взаимодействует и что имеет для него ценность. Носителем ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом. Объект ценностного отношения не обязательно должен быть внешним по отношению к субъекту явлением. Вполне допустимо ставить вопрос о ценности какой-либо подсистемы, находящейся внутри самого субъекта, для бытия его как целого. В этом случае речь будет идти о ценности отдельного для общего, части для целого.

    Как видим, понятия «субъект» и «объект» используются здесь в несколько специфическом смысле. Под них могут быть подведены любые системы и явления. Возможно, следовало бы подыскать другие термины. Но суть дела не в этом. Главное состоит в том, чтобы отличить систему, бытие которой берется за критерий ценности, от той, ценность которой предстоит выяснить. Это чрезвычайно важно, так как в случае взаимодействия двух систем - допустим В и С - имеют место два ценностных момента: 1) ценность С для В и 2) ценность В для С. Эти ценности могут быть прямо противоположными. Введение понятий «субъект» и «объект» ценностного отношения устраняет неопределенность.

    С другой стороны, предположенные понятия ценностного отношения помогают выработать такое понятие ценности, которое может использоваться во многих науках, в том числе естественных. Следует заметить, что в марксистской литературе имеются высказывания, будто человек есть единственный «непосредственный адресат» ценности. Такое понимание субъекта ценностного отношения резко сузило бы сферу применения понятия ценности и лишило бы методологической помощи многие из естественных наук, оперирующие этим понятием.

    Действительно, человеческое познание в конечном счете призвано выяснить, что в мире обладает ценностью для человека и каким образом мы можем использовать то или иное явление в своих интересах. Но для того чтобы определить ценность какого-либо явления для себя, человек зачастую должен установить его ценность для другого явления. Так, изучая ценность различных видов растительности для культивируемых травоядных животных, человек выясняет окольным путем их ценность для собственного существования и жизнедеятельности. В данном случае ценностное отношение представляет собой цепь, состоящую из двух звеньев: первое, где растительность - объект, а домашнее животное - субъект; второе, где культивируемое травоядное животное - объект, а человек - субъект. Подобные цепи могут состоять из множества звеньев, и только какая-то часть их непосредственно связана с центром ценностных отношений - человеком.

    Поскольку философский анализ ценности исходит из человека как конечного субъекта ценностных отношений, важно отметить, что он может быть представлен конкретно-историческим индивидуумом, определенной социальной группой (как-то: семьей, производственным коллективом, сословием, классом, народом и т. д.), человечеством в целом.

    Необходимость диалектического понимания человека как субъекта ценностного отношения уже отмечалась в работах В. П. Тугаринова, а также И. Паси (Проблемата за ценностите, стр. 23).

    Переход от отдельного, т. е. индивидуального человека, ко всеобщему, т. е. обществу в целом, опосредован множеством звеньев. Любая социальная общность может выступать как самостоятельный субъект ценностного отношения, нетождественный отдельным ее членам. Признание данного факта ни в коем случае не означает релятивизации критериев ценности, ибо оно предполагает признание соподчиненности различных субъектов ценностных отношений. Так, бытие класса является более высоким критерием ценности, чем бытие одной из групп, в него входящих, а тем более, чем бытие отдельного представителя данного класса. Но, с другой стороны, бытие класса не отрицает наличия такого критерия ценности, как бытие отдельных членов его и т. д. Диалектику единичного и всеобщего в субъекте необходимо учитывать и при решении вопроса о природе ценности. Дело в том, что одно и то же явление имеет разную ценность для разных субъектов. Более того, в современном капиталистическом обществе, например, монополистическая форма частной собственности на орудия и средства производства для одних является благом, для других - злом. Техника как усилитель физических (или умственных) способностей человека является ценностью, но техника как стимулятор процесса вытеснения из производства рабочей силы и роста безработицы теряет это качество.

    Последние примеры подводят нас и к мысли о том, что реальные ценностные отношения субъекта и объекта сложны и противоречивы. Окружающая человека действительность одновременно является как условием и предпосылкой его жизнедеятельности, так и вместилищем сил, выступающих причиной его гибели.

    Поскольку ценность детерминирована обеими сторонами ценностного отношения, постольку ее величина и характер одновременно зависят и от определений субъекта (субъективный фактор ценности) и от свойств объекта - носителя ценности (объективный фактор ценности). В этом смысле можно сказать: ценность есть функция двух переменных.

    Субъективный фактор ценности не следует при этом отождествлять с сознанием; субъектом ценностного отношения является не сознание, не мышление, а (в конечном счете) человек как материальное и практически действующее существо. Поэтому, когда ставится вопрос о субъективном факторе ценности, задача сводится к тому, чтобы в самом человеке отыскать характеристики его как практически действующего общественного существа. Таковыми являются потребности во всем их многообразии. Человеческое бытие настолько сложное явление, что в каждом конкретном взаимодействии с объектом принимает участие лишь одна его сторона. Поэтому для выяснения ценности конкретного явления недостаточно установить субъект отношения, а необходимо в самом субъекте отыскать ту часть, «подсистему», частную потребность, через которую субъект взаимодействует с данным объектом. В зависимости от вида потребности субъекта можно говорить о материальной, производственной, социально-политической и т. д. ценности объекта.

    С другой стороны, явления окружающего мира вовлекаются в сферу жизнедеятельности субъекта тоже лишь частично, одной своей стороной. Каждая вещь, указывал К. Маркс, «есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами. Открыть эти различные стороны, а следовательно, и многообразные способы потребления вещей, есть дело исторического развития». С целью отделить те свойства и стороны явлений, которые втянуты в сферу жизнедеятельности субъекта, а тем самым принимают участие в определении ценности (объективный фактор ценности), от свойств и характеристик, которые остаются вне отношения к субъекту, целесообразно использовать понятия «сущего для нас» и «сущего в себе». Кстати, В. И. Ленин в «Философских тетрадях» обратил внимание на «крайнюю правильность и меткость» подобных терминов. Конечно, такое членение сущего является весьма условным. Познанные предметы и явления представляют единство «сущего в себе» и «сущего для нас», а те явления, которые остаются пока только «сущими в себе», лежат вне поля досягаемости человеческой практики и познания.

    Тезис о двойной зависимости ценности делает понятным, почему ценность нельзя отождествлять с ценностным объектом, предметом, явлением, событием, поступком и т. д., выступающим в качестве носителя ценности. Ценность не является естественным свойством предметов, как они непосредственно даны в природе, хотя она неразрывно связана со своим носителем и немыслима без него. Поэтому было бы несправедливым применять к ней понятие объективности, что иногда наблюдается в литературе. С другой стороны, ценность не может быть названа субъективной - даже в том случае, когда под субъективностью ценности мыслится ее зависимость от материальных определений субъекта (а не его сознания). Категория ценности отражает единство субъекта и объекта, которые составляют абсолютную предпосылку ценностного отношения и ценности как его момента. Несостоятельна субъективно-идеалистическая точка зрения на ценность, согласно которой она объявляется всецело зависимой от субъекта, редуцируемого зачастую к сознанию. «Неоспорим тот факт, - пишет, например, американский философ Винн, - что ценности больше чем субъективны». Можно было бы привести большое количество высказываний субъективных идеалистов, в которых они критикуют «приписывание объективного свойства ценности существующему или возможно существующему объекту», утверждают, что ценности - «это факты чувства, желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире, вне центров опыта»; что «личная свобода является единственной основой ценности» и т. д. и т. п. Если отвлечься от множества нюансов, существующих во взглядах на ценность в отдельных школах субъективного идеализма, общий тезис их будет таков: ценность - это то, что за таковую принимается.

    Выше было сказано: ценность - это момент единства субъекта и объекта. Ни бытие предметов с их имманентными свойствами (объективная предпосылка ценности), ни наличие человека с потребностями (субъективная предпосылка ценности) взятые сами по себе ценности не дают. Лишь в акте практического взаимодействия субъекта, обладающего потребностью, и объекта, наделенного имманентными свойствами, последний приобретаете ценность для первого. Именно практика ставит предметы и явления внешнего мира в реальное ценностное отношение к человеку. Вне практического взаимодействия предметы окружающего мира остаются пассивными, внешними ценностному отношению, исчезает реальная связь субъекта и объекта. Стало быть, только практика сообщает актуальность тому отношению человека с миром, в котором ценность выступает как универсальный момент взаимодействия.

    В этой связи могут различаться ценности актуальные и потенциальные. Явления и процессы, втянутые в орбиту практической деятельности субъекта, обладают актуальной ценностью, а те, взаимодействие с которыми только возможно, - потенциальной. Реально неценное сегодня может стать реальной ценностью в последующей практической деятельности субъекта.

    Рассматривая ценность как момент практического взаимодействия человека и мира, необходимо выяснить вопрос о влиянии типа взаимодействия на характеристику самой ценности. Под типом взаимодействия в данном случае понимается наличие или отсутствие опосредующих звеньев. В зависимости от сложности цепи опосредований, которой связывается конкретно-исторический субъект с явлениями мира, ценность последних может быть непосредственной или опосредованной. К числу объектов, имеющих непосредственную ценность, относятся предметы потребления в собственном смысле этого слова (эта ценность реализуется через акт самого потребления). Напротив, косвенную ценность будут иметь объекты, которые являются фактором в образовании или разрушении носителей непосредственных ценностей. Данное подразделение весьма относительно, ибо чрезвычайно трудно отыскать однозначные критерии непосредственности и опосредованности. Взаимодействие, которое при одном подходе может считаться непосредственным, при рассмотрении под иным углом зрения будет классифицироваться как опосредованное. В силу этого подразделение ценностей на непосредственные и опосредованные поначалу кажется схоластичным и малоинтересным. Но в действительности оно заслуживает серьезного внимания, так как позволяет осмыслить один из существенных аспектов преобразовательной деятельности человека. В «Святом семействе» К. Маркс писал: «Самое материю человек не создал. Даже те или иные производительные способности материи создаются человеком только при условии предварительного существования самой материи». Речь идет о смысле созидания, о природе того нового, что человек привносит в мир своей практической деятельностью. Применительно к интересующей нас проблеме вопрос можно поставить так: какой смысл имеет выражение «человек создает новые ценности»? Ведь мы часто говорим, что в ходе социально-исторического прогресса зло превращается во благо. Но что это значит? Возьмем, к примеру, такое общеизвестное вещество, как серная кислота (тот факт, что она является продуктом деятельности человека, в данном случае не имеет значения). Непосредственное взаимодействие с этим веществом имеет для человека крайне неблагоприятные последствия. Что же означает превращение этого зла во благо? Создание такой серной кислоты, которая не вызывает гибельных ожогов? Очевидно, нет. Человек отыскал способ таким образом взаимодействовать с этим веществом, что оно становится носителем ценности. Для этого он избрал цепи опосредований, будучи включенной в которые серная кислота становится фактором благотворящим в прямом смысле этого слова. Одна из таких цепей, изображенная схематически, выглядит так: серная кислота → минеральные удобрения → плодородная почва → злаки → человек. Этот пример при всей своей примитивности показывает, что, во-первых, непосредственная и опосредованная ценности одного и того же явления могут быть совершенно различными и, во-вторых, создавать новые ценности, преобразовывать зло во благо - значит отыскивать такие цепи опосредованных отношений, которые позволяют выявить ценность того или иного явления. Таким же образом происходит и превращение блага во зло. Примером может служить общеизвестное явление: уничтожение продовольственных запасов отступающим войском. Очевидно, продовольствие представляет благо для данного субъекта. Но оно благо лишь непосредственно. А будучи «опосредовано» врагом, это продовольствие становится злом, фактором неблагоприятным для существования нашего субъекта. Поэтому его следует уничтожить, чтобы не допустить образования цепи отношений. Подобных примеров можно отыскать множество в самых разнообразных областях жизни человеческого общества. Они свидетельствуют о том, что создание новых ценностей сводится к отысканию соответствующих опосредствующих звеньев и цепей.

    В заключение обратим внимание еще на следующее обстоятельство. Защищаемое здесь понимание ценности накладывает определенное ограничение на употребление этого понятия. Последовательно придерживаясь его, мы не можем, не впадая в логическое противоречие с самим собой, говорить о ценности чего-либо самого по себе безотносительно к чему-то другому. Закрепить за категорией ценности строго определенную познавательную нагрузку означает вычленить и подвергнуть самостоятельному анализу один из множества аспектов во взаимоотношении человека с миром и другими людьми, отдифференцировать ценностные свойства сущего, которыми оно обладает только в рамках отношения к субъекту, от его свойств и характеристик, которыми оно обладает и вне такого отношения.

    Педагогическое приобщение детей к ценностям окружающего мира не должно протекать стихийно. При планировании урока учителю следует в содержании учебного материала определить круг ценностей и характер отношения человека к ним, продумать методы и приемы работы, касающиеся ценностно-смысловых оценок и суждений

    В современных программах и учебниках по окружающему миру заложен большой ценностный потенциал. Задача учителя – интерпретировать его и донести ценностные идеи до сознания детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Понятие «ценности», «ценностное отношение» в психолого-педагогической литературе

    Ценностные отношения формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для их развития является возраст 6 – 12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и места человека в нем.

    Понятие ценности имеет несколько значений. Во-первых, ценности – это реальные предметы и явления, важные для культуры, духовной жизни общества и человека. Все многообразие природных объектов и предметов человеческой деятельности может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться с позиций значимости, полезности, необходимости. Во-вторых, ценности характеризуются как мотивационные структуры личности, т.е. личностные ценности – представления о совершенстве в различных сферах жизни, а также оценки и установки, являющиеся ориентирами деятельности. Не будем углубляться во все многообразие определений ценностей, поскольку далее речь пойдет о формировании ценностных отношений младших школьников на уроках окружающего мира.

    По мнению М. Вебера – ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или не справедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъективные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека.

    В. Тугаринов дает такое определение: ценности – предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и пробуждения в качестве нормы, цели или идеала. Таким образом, автор в качестве критерия ценности называет их необходимость для удовлетворения потребностей.

    По П. Менцеру «ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением». Тем самым показывается, что к ценностям относится не только то, что усвоено, но и к чему необходимо стремиться.

    В философском словаре дано такое определение: «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества. В этом определении говорится о положительном или отрицательном значении ценности.

    Согласно определению С. Маслова под ценностью мы будем понимать положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества. Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления. Однако, они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

    В психологическом словаре ценностное отношение понимается как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностное отношение выступает важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностного отношения – политическое, философское (мировоззренческое), нравственное убеждение человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностное отношение личности оказывается объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Ценностное отношение действует как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных отношений связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремления личности, в наиболее общей форме, выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивам нравственного и утилитарного порядка.

    Среди бесконечного множества знаний можно выделить незначительное число явлений, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей (общечеловеческие непреходящие ценности): жизнь, здоровье, труд и т.п. З.И. Равкин такие ценности называет абсолютными. Он пишет: «Осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих к разным слоям общества. Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение и не умаляет их национального своеобразия» далее можно выделить ценности приоритетные в духовной жизни конкретного этноса, эпохи, социальной группы. Кроме того, в философии существует ряд категорий для обозначения ценностно-высшего: добро –нравственно высшее, красота – эстетически высшее, истина – высшая ценность в познании, справедливость – высшая ценность в социальных отношениях. Все эти группы ценностей – абсолютные, высшие, приоритетные – составляют систему базисных ценностей, зависящих от социальной и профессиональной принадлежности, особенностей темперамента и других факторов.

    Задача образовательных учреждений заключается в формировании адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы базисных ценностей у подрастающего поколения. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой – необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентаций в зависимости от способностей, профессиональной ориентированности и т.д.

    Для целенаправленной и эффективной реализации ценностей в образовании необходима их классификация. В аксиологии существует множество классификаций ценностей. Рассмотрим наиболее значимые из них. В «Философском энциклопедическом словаре» предлагается следующая классификация ценностей: с формальной точки зрения – позитивные и негативные, относительные и абсолютные, субъективные и объективные; по содержанию – логические, этические и эстетические.

    С. Ф. Анисимов выделяет следующие группы ценностей:

    а) высшие ценности бытия – человечество и человек;

    б) ценности материальной жизни;

    в) ценности социальной жизни;

    г) ценности духовной жизни и культуры.

    В данной квалификации первая группа ценностей не расположена в одном ряду с остальными, относясь к формальной стороне ценностей.

    В.П. Тугаринов, объединяет ценности в два больших класса: ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными, природа и т.д.) и ценности культуры. Последнее подразделяют на материальные ценности, социально политические (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, равенство, справедливость, человечность и т.п.) и духовные. Духовные ценности – это ценности науки (критерий – «истина»), ценности морали (критерий – «добро»), ценности искусства (критерий – «красота»). Высшей ценностью В.П. Тугаринов считает человека.

    Анализ исследований в области аксиологии (З.И. Равкин, В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий, Т.В. Любимов и др.) позволяют нам выделить следующие группы ценностей: нравственные (добро свобода, милосердие, мир, долг, верность, честность, благодарность и т.д.); интеллектуальные (истина, знание, познание, творчество), социальные (семья, этнос, Отечество, человечество, дружба, общение и др.), религиозные (святыня, таинство, благочестие, обряды, реликвии, вера и др.), эстетические (красота, гармония, и др.), материальные (природные ресурсы и явления, жилище, одежду, орудия труда, материалы, технику, мебель, посуду, деньги, а для младших школьников еще и школьные вещи, игрушки), валеологические (жизнь, здоровье, пища, вода, воздух, сон, труд).

    Ценностные отношения– это принцип связи объектов познания с ценностями, введенный в науку Г. Риккертом и развитый М. Вебером.

    Г. Риккерт считал принцип отношения к ценностям важнейшим в процессе образования и идеографических, т.е. индивидуализирующих, понятий и суждений. По Г. Риккерту «логическая цель» индивидуализирующего понимания действительности сама по себе еще не дает указания на то, «индивидуальность каких именно объектов существенна и что именно из их индивидуальности должно быть принято во внимание историческим изложением». Такие указания может дать только отношение к ценности, индивидуальное может стать существенным «лишь под углом зрения какой-либо ценности».

    Придерживаясь риккертовского понимания отнесения к ценности, Вебер дал свою версию этой концепции, выделив в акте отнесения к ценности стадию «оценки объектов», осуществляемой на основе «Ценностных точек зрения» ученого, и стадию «теоретико-интерпретативного» размышления о возможностях «отнесениях» этих объектов к ценности. Первая стадия представляет собой по Веберу не «понятие», а сложное «ощущение» или «волнение», в высшей степени индивидуальное по своей природе. На второй стадии, по его мнению, осуществляется преобразование объектов первоначальной (волевой) оценки в «исторические индивидуумы». Соотнося объект с определенной системой ценностей, ученый доводит «до своего сознания» и сознания других людей его конкретную индивидуальную и «неповторимую форму», в которой воплотилось ценностное содержание исследуемого объекта. Таким образом, утверждается его универсальное «значение».

    Рассматривая процесс отнесения к ценности, нельзя не рассмотреть логику усвоения ценности. Данный процесс у младших школьников проходит три фазы:

    – первая фаза связана с эмоциональным постижением объекта – ребенок вначале любой объект воспринимает эмоционально. Причем на уровне эмоционального принятия или непринятия его.

    – вторая фаза связана с осознанием личной и общественной значимости воспринимаемого объекта.

    – третья фаза связана с включением ценности в систему ценностных ориентаций через соотнесение ее с другими ценностями на уровне эмоциональных реакций и личностной значимости.

    Зная механизм отнесения объекта к ценности, возможно воздействие на него с помощью педагогических и психологических методов.

    Для детей младшего школьного возраста принять объект как ценность означает:

    – обнаружить его присутствие в окружающем мире и ощутить свою причастность к нему;

    – признать право на его существование (жизнь), уважать его «интересы» (жизненные проявления);

    – проявить осторожность в обращении с «другим», помочь ему по мере своих сил.

    Педагогическое приобщение детей к ценностям окружающего мира не должно протекать стихийно. При планировании урока учителю следует в содержании учебного материала определить круг ценностей и характер отношения человека к ним, продумать методы и приемы работы, касающиеся ценностно-смысловых оценок и суждений

    В современных программах и учебниках по окружающему миру заложен большой ценностный потенциал. Задача учителя – интерпретировать его и донести ценностные идеи до сознания детей.