Духовные ценности и их характерные черты. Различные определения ценностей. Материальные и духовные ценности

Духовные ценности и их характерные черты. Различные определения ценностей. Материальные и духовные ценности
Духовные ценности и их характерные черты. Различные определения ценностей. Материальные и духовные ценности

Ценности классифицируются по разным основаниям.

По содержанию различаются ценности, соответствующие представлениям о подсистемах общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Каждая из подсистем распадается на элементы, предполагающие собственную классификацию. Так, материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества или представляют ценности различных демографических групп (молодежь, старшее поколение), а также профессиональных, классовых, религиозных, политических и иных объединений. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций. В этом смысле ценности суть предметная форма существования социальных отношений.

По форме бытия различаются предметные и идеальные, духовные ценности.

Предметные ценности – это естественные блага, потребительская стоимость продуктов труда, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного поклонения и т.п. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главная сфера предметных ценностей – продукты целесообразной деятельности человека. При этом в качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность.

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т.п. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты (строго определенный образец качества, формы и размеры, которому надлежит неукоснительно следовать в выполняемой работе); правила (предписания, определяющие действия при соответствующих обстоятельствах); каноны (свод приемов и правил, которые считаются обязательными в определенной области). Канон зачастую сопрягается с сакрализованными, считающимися священными, церковными ценностями – культовыми сооружениями, иконами, церковной утварью, требованиями к эстетическому оформлению культовых действий и т.п.; эталоны (жестко запрограммированная, стандартизованная ценность).

Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности – нормы, вкусы, идеалы. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц, предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека.

Идеал – представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь, является концентрированным выражением духовных ценностей.

По субъекту – носителю ценностного отношения различаются ценности субъективно-личностные и надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие).

Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – результат развития общества и культуры. Личностные и общественные (надиндивидуальные) ценности неразрывно связаны между собой. Для философии существенное значение имеет вопрос, каково отношение между ними, что первично – индивидуальные или общественные ценности, формируются ли индивидуальные ценности под влиянием общественных или, напротив, общественные ценности возникают в результате согласования потребностей и интересов индивидов?

В истории философии этот вопрос решался неоднозначно. Так, релятивистская аксиология выводит ценности и соответствующие им оценки из интереса или ситуации, обусловленных индивидуальным бытием человека. В противоположность релятивизму натуралистическое направление представляет ценности не зависящими от сознания субъекта и его оценочных суждений как нечто первичное по отношению к оценивающему. Фрейд и экзистенциалисты признают влияние надындивидуальных ценностей, но оценивают его негативно, полагая, что давление социальных ценностей приводит к конфликту с индивидуальными и подавляет их.

Экзистенциализм подчеркивает, что социальные требования противостоят индивидуальной мотивации, подавляют личностные проявления. Тирания общественных ценностей таит угрозу дезинтеграции и деиндивидуализации личности. Конформистское сознание, формирующееся в результате бездумного принятия господствующих ценностей, заведенного порядка вещей, препятствует расширению границ индивидуального Я, а ориентация личности на внешние по отношению к ней социальные ценности уводит ее от подлинного существования к безликому стандарту. Выбор ценностей индивид обязан осуществлять вопреки и в противовес тому выбору и тем ценностям, которые навязывает ему общество.

Общественные ценности предзаданы сознанию индивида, формируются и существуют до его рождения и продолжают существовать после его смерти. В этом смысле они воспринимаются и существуют для индивида как некая объективная реальность, осознаются им как таковая. Но социальные ценности порождены определенными условиями жизни общества, являются субъективным выражением этих условий. Поэтому и влияние надиндивидуальных ценностей на индивидуальные может быть как позитивным, так и негативным. Но личность является сознательным и активно действующим субъектом, свободно определяющим свои ближайшие и отдаленные цели и приоритеты, осознающим свои потребности и оценивающим жизнь сообразно своему опыту.

Механизмом превращения социальных ценностей во внутренние устойчивые элементы психической жизни индивида является формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения внешних структур социальной деятельности. То, что в определенный исторический период является формой массового поведения людей, в дальнейшем трансформируется во внутренние механизмы сознания. Таковы, например, ритуалы, театр, церковь, коллективные действа типа игры, а в современных условиях школа, телевидение, средства массовой информации, в рамках которых формируется определенный строй психики.

Как регуляторы поведения личности ценности оказывают влияние на ее поведение независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или не осознаются. Сознательные представления о системе ценностей, совокупность ценностных установок составляет ценностные ориентации личности. Они формируются в процессе усвоения социальных норм и требований своего времени и тех социальных групп, в которые личность оказывается включенной.

Духовный мир личности имеет свою иерархию. Мыслить обыденно - эмпирически, узко - утилитарно, сугубо функционально или соотносить свои действия с нравственными критериями – вот водораздел между сознательностью и духовностью, знанием и ценностью.

Человеческая духовность включает в себя три основные начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Нравственные ценности концентрируются в таких категориях, как добро, совесть, долг, благо, дружба, любовь и многих других. Американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает объемный перечень общих моральных норм, среди которых – честность, обязательность, верность, надежность, благожелательность и доброжелательность, порядочность, ответственность и т.д.

Как бы ни была велика роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той жизни, которую он может назвать своей. Сформировавшийся, ставший человек способен ради­кально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоя­тельное он способен непрестанно взращивать и творить добро. И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отно­шению к которому все остальное: общество, природа, небытие и неизвестность - могут выступать в качестве условия, среды и средства.

Нравственные ценности в социальном пространстве утверждаются моралью, которая выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, регулятивную – помогает организации деятельности людей во всех сферах жизни на основе нравственных норм, принципов и традиций, принятых в данном обществе. Мораль поддерживает традиции, которые сплачивают общество, нацеливая его на решение насущных задач и преодоление кризисных явлений в экстремальных условиях. Во-вторых, мораль осуществляет воспитательную функцию – выдвигает и обосновывает этические идеалы и образцы поведения, формирует нравственный облик подрастающего поколения, помогая ему решить извечный вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Передавая традиции и нормы общечеловеческой нравственности, мораль осуществляет реальную связь времен и поколений.

Мораль ХХ – XXI в. - чрезвычайно сложная и контрастная картина, отображающая противоречия и катаклизмы времени. Здесь мы видим откровенное и циничное отрицание всякой морали фашистскими вождями и «теоретиками», не без успеха пытавшимися вытравить из сознания молодежи своих стран «гнусную химеру совести» и превратить их в послушные стаи хищных зверей. Нельзя пройти мимо того, что они использовали некоторые черты философии Ф.Ницше, его учение о сверхчеловеке. Фашизм и его аморальная философия культивируется и ныне, грозя человечеству неисчислимыми бедствиями.

Тоталитаризм аморален во всех формах, в том числе и той, которая, прикрываясь коммунистической фразеологией, прибегала к грубому беззаконию, массовым репрессиям.

Функционирование эстетических ценностей в социуме определяется рамками эстетического сознания, которое однако, тесно связано с сознанием нравственности. Широко известно изречение Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно: не только внешний вид, но поступки и мысли. Когда говорят о «некрасивом поступке», то под этим разумеют прежде всего нарушение норм и принципов морали. Идеалом человеческой личности всегда считали не утонченного эстета, рафинированного ценителя красоты, а всесторонне развитую, нравственную и социально активную личность.

Наиболее ярким выражением эстетического отношения человека к действительности является искусство.

Маркс считал искусство областью духовного производства. Он писал, что «человек…формирует материю также и по законам красоты».

Искусство обладает рядом функций. Прежде всего, назовем познавательную функцию, при помощи которой происходит передача опыта и информации, накопленных предшествующими поколениями. Произведения искусства и литературы рисуют широкую панораму жизни человечества, взятой в ее историческом развитии, они переносят нас в различные эпохи, делают соучастниками исторических событий как родной страны, так и стран всего мира, они показывают современность и предвосхищают будущее.

Познавательная функция тесно переплетается с функцией воспитательной. Лучшие произведения искусства, как классические, так и современные, формируют мировоззрение и нравственность человека, воспитывая в нем чувство прекрасного и гуманизм. Вместе с тем существует, а в наше время даже «процветает» и такое искусство, которое проповедует бездуховность, эгоизм, жестокость, порнографию. Цинизм, престижное поведение и потребление – таковы черты «сильной личности», обобщенного героя «массовой культуры». Это супермен, современный ницшеанец, стоящий «по ту сторону добра и зла», существенными свойствами которого выступает антиинтеллектуализм, дух наживы и достижение своих целей любыми средствами. Борьба гуманизма и антигуманизма, проходящая через всю историю искусства, достигла ныне особой остроты и напряженности.

И, наконец, коренная функция искусства – создавать прекрасное и учить его восприятию. Истинно прекрасное вызывает особое чувство эстетического наслаждения. Без этого чувства нет подлинного искусства, а есть искусство формальное, ремесленническое, мертвое.

Подобно тому, как существует особый статус общих моральных норм, так и в области прекрасного существуют более или менее об­щие и в этом смысле транссубъективные и объективные критерии прекрасного и безобразного. Более того, в самой человеческой реаль­ности, в областях частичной взаимоинтегрированности личности и общества, природы, неизвестности и ничто одно согласуется, а дру­гое не согласуется с чувством прекрасного или эстетическим вкусом. Несмотря на всю историческую, национальную и культурную относи­тельность и непохожесть критериев прекрасного и эстетического вку­са, имеются такие статусы красоты и образцы искусства, которые пре­одолевают эту относительность, обретают статус классики, «вечных» прекрасных спутников человека.

Кроме эстетического чувства, способностей воображения и вкуса, красота предполагает свободу. Эстетическое восприятие невозможно по приказу или принуждению. Свобода стимулирует фантазию, внут­ренне расковывает, дает волю эмоциям, страстям и всем другим чело­веческим качествам, необходимым для созерцания, переживания и творчества прекрасного. Наконец, прекрасное впечатляет нас особым образом, оно дает наслаждение, которое может быть настолько силь­ным и глубоким, что в состоянии перевернуть весь внутренний мир человека. Впечатление от прекрасного бывает таким сильным, что слово «наслаждение» оказывается здесь неточным и слабым. Более подходящим становится слово «потрясение».

Особый ценностный статус имеет религия. Религия - самый древний, мощный и широко распространенный миф человечества. Ее специфика заключается в несомненном и непо­колебимом приоритете догмы и веры над разумом и объективным знанием, мифологии над наукой, чуда, тайны и авторитета над здра­вым смыслом и свободным критическим исследованием, символизма и иррационализма над реализмом и рациональностью.

Религия настолько глубоко проникла во все области человеческого существования, что ее просто невозможно выделить в чистом виде. Она до сих пор является существенным компонентом социальной, нравственной, эстетической и повседневной жизни людей. Она неотделима от языка и воспитания, филантропической деятельности и политической активности, экономики и искусства. Вместе с тем религия носит глубоко личный, интимный характер, поскольку с ее таинственными, мистическими и чудесными областями верующий связывает решения самого важного для него вопроса: вопроса о своей жизни и смерти.

Религиозные верования, независимо от того, являются ли они истинными или ложными обоснованными или нет, могут оказывать мощное влияние на всю частную и общественную жизнь и выполнять важные социокультурные и психологические функции. Достаточно указать на то, что для большинства приверженцев мировых религий - христианина, мусульманина, буддиста, иудея - признание себя верующим означает его национальную, бытовую, культурную, социаль­ную и историческую идентификацию. Само это признание или чувст­во причастности к той или иной религиозной традиции задает опреде­ленный образ мысли и стиль жизни верующего. Все это позволяет до­пустить некоторые практические аргументы в пользу существования религиозных верований. В глазах верующего она оказывается полез­ной. В религиозной вере реализуется естественное стремление человека быть причастным чему-то или кому-то, «прислониться» и приобщиться к чему-то более прочному и надежному, чем он сам, смертное, всегда в чем-то недостаточное существо.

Ценность религиозной веры существенным образом снижается обяза­тельным в ней отказом человека от своей самородности, свободы, су­веренности, субстанциальности и абсолютного достоинства. Все эти ценности должны быть в вере либо вовсе отброшены, либо стать «вто­росортными» по отношению к сверхчеловеческому, «первосортному» существу. Этот отказ, этот обман, это самоумаление и самоуничиже­ние перед трансцендентным, заведомо высшим и приоритетным, - опасные проявления негуманного, нечеловеческого в человеке, пото­му что ценностным центром человека становится уже не сам человек. При этом он лишается главного: своего царственного, человеческого, своего собственного отношения к самому себе. По сути, он прекраща­ет существовать как человек, теперь он «есть вместе и божество, и ни­чтожество» (Вл. Соловьев).

В некоторых религиозных сознаниях гуманность, человечные нача­ла сохранены в большей степени, и с тем большим основанием мы можем считать их ценностными, позитивными. Но там, где чисто человеческих ценностей практически не остается, неизбежны фанатизм, са­моистязания, тоталитарные секты и другие очевидные проявления античеловеческого, самоуничижительного и самоубийственного в человеке.

Как понять, в чем различие духовных и материальных ценностей? Какие есть варианты развития личности в этом плане и чего ожидать на каждом пути развития? Рассмотрим эти актуальные в наши дни вопросы более подробно далее статье.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.

Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:

  1. Духовные - то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые - имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
  2. Социальные - вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример - аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
  3. Материальные - этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса - социального. Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.

В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.

Духовные ценности - лакмус нравственности общества

Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.

  • Основополагающие жизненные ценности - это свобода, любовь, вера, добро, мир, дружба, природа и жизнь в целом. Отсутствие этих факторов ставит под вопрос дальнейшее развитие человека даже на примитивном уровне.
  • Моральные ценности определяют отношения между людьми с позиции нравственности. Это честь и честность, совесть, гуманность и сострадание ко всему живому, уважение к возрасту и опыту.
  • Эстетические - сопряжены с переживанием красоты и гармонии, умением наслаждаться моментом, звуком, цветом и формой. Музыка Бетховена, Вивальди, картины Леонардо да Винчи, Собор Парижской Богоматери и Василия Блаженного - это эстетические ценности человечества вне времени. Для отдельного конкретного человека таким важным объектом может стать статуэтка, подаренная родным человеком, или картинка, нарисованная трехлетним малышом.

У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.

Общественные или коллективные ценности человека

Социальные ценности человека двояки: для некоторых они первичны и важны в высшей степени (политики, актеры, духовенство, научные исследователи мирового уровня), для других, напротив, никакой роли не играют, и человеку абсолютно неважно, что о нем думают окружающие и какое положение он занимает на социальной лестнице.

Все виды социальных ценностей подразделяются еще на несколько типов:

Политические + уровень социальной лестницы: для некоторых людей крайне важно стоять у руля власти, быть уважаемым и почитаемым всеми.

Коммуникативные - преобладающему большинству людей важно принадлежать к какой-либо группе или ячейке, будь то "Сознание Кришны" или кружок любителей вышивки крестиком. Общение по интересам дает ощущение востребованности, а значит, важности для мира.

Религиозные: для многих людей вера в божественные силы и связанные с этим ритуалы в повседневной жизни дают основу для дальнейшей жизни.

Природно-экономические (ориентированные на окружающую среду): мало кому хочется жить в экологически опасных районах, местах с сильной загазованностью или сейсмически опасных зонах - это показатель личных природных ценностей. При этом забота человечества в целом об окружающей среде так же входит в данный раздел, как и сохранение редких животных видов.

Материальные ценности - главный стимул современного мира потребителей

Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной - это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.

К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады - это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.

Личные ценности отдельного индивида

Этот вид ценностей является совокупностью всех указанных выше аспектов, но с учетом индивидуальных приоритетов человека.

Так, у одного человека на первом месте будет желание добиться высокого положения в обществе. Значит, его основная ценность - социальная. У другого будет истовое желание понять истинный смысл бытия - это показатель духовной ценности, стоящей превыше всего.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей - это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький "Москвич" - ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.

Могут ли все три вида ценностей мирно сосуществовать в сознании одного человека?

Эту идею очень хорошо иллюстрирует басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: если рваться сразу на все стороны, то в итоге ничего никуда не смещается, остается на месте. Но вот группе единомышленников или нации, да и всему человечеству в целом, такая задача вполне по плечу: одни будут отвечать за материальные ценности, используя их для блага всех, а другие будут поднимать духовный уровень, не давая обществу морально разлагаться.

Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне , о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.

Именно эти ценности помогают каждой личности вырваться из среды изолированности, ограниченной лишь материальными потребностями. Благодаря им человек становится частью созидательной энергии высших сил. Он способен выйти за пределы собственного внутреннего «Я», открывшись во взаимосвязи с миром на более высшем уровне развития.

Важно отметить, что духовные ценности мотивируют человека на совершение определенных поступков, кардинально отличающихся от обычных, приземленных. Помимо этого, они выступают некой предпосылкой ответственности, даруя личностную свободу, безграничность.

Виды духовных ценностей

1. Смысложизненные ценности являются идеалами, основным жизненным ориентиром, связывающим мироздание личности с обесчеловечим бытием. Они несут сугубо индивидуальный характер, как для самого человека, так и для истории каждой культуры. Главными понятиями, присущих этому виду, есть жизнь и смерть, противостояние добра и зла, мира и войны. Прошлое, память, будущее, время, настоящее, вечность - именно такие мировоззренческие ценности подвергаются осмыслению личностью. Они формируют представление о мире в целом, что, несомненно, свойственно каждой культуре. Кроме того, такие мировозренческо-философские ценности помогают определить отношение каждого из нас к окружающим, о месте в этом мире. Представления об индивидуальности, свободе, гуманизме и творчестве помогают нам в этом. Стоит отметить, что именно они граничат с ценностями, относящимися ко второму виду.

2. Нравственные относятся к тем духовным ценностям, что помогают личности регулировать ее отношения с людьми с точки зрения вечной борьбы между сущих и должных поступков, понятий. Данная категория ценностей связана с такими неписаными законами как: запреты, принципы, нормы, предписания. Основными здесь являются добро и зло. Представление человека о них определяет, в первую очередь, трактовку им следующих ценностей: достоинства, человечности, справедливости и милосердия. Именно с их помощью человек способен видеть себя частью всего человечества. Благодаря этим понятиям формулируется главное, «золотое», правило нравственности: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе». Нравственные ценности регулируют отношения между сообществами, группами людей и также включает в себя следующие понятия:

  • добросовестность;
  • верность;
  • патриотизм;
  • долг;
  • честь;
  • коллективизм;
  • трудолюбие;
  • вежливость;
  • такт.

3. Эстетические ценности , связанные с созданием гармонии, ее выявлением. Ощущение психологического комфорта наступает именно тогда, когда индивиду удается наладить отношения с миром, с окружающими и с самим собой. Эта категория духовных ценностей играет немаловажную роль в жизни человека, потому как они тесно связаны с его эмоциональной культурой, способностью к переживаниям сильного , умением ощущать различные оттенки чувств и настроения. Эстетические ценности составляют представления о целостности, совершенстве и включают в себя: комическое, прекрасное, трагическое и возвышенное.

Духовные и моральные ценности

Моральные ценности - это совокупность норм, образующих нравственный кодекс каждого человека. Они наряду с духовными образуют основу общества. Так, ценности духовного характера являют собой измерение жизни не количеством новых материальных приобретений и денежной суммы в кошельке, а моральные - принципы, являющиеся для личности основополагающими в любой ситуации. Их она не нарушит ни при каких обстоятельствах.

Основные духовные ценности

Искусство счастья состоит из множества слагаемых. Как мы уже выяснили, достижение счастья начинается с понимания истинных его источников и развития этих источников в своей жизни. Это требует внутренней дисциплины, постепенного процесса искоренения негативных ментальных состояний и замены их позитивными - добротой, терпимостью, умением прощать. Рассмотрение факторов, ведущих к полной и счастливой жизни, мы закончим анализом духовности.

Существует естественная тенденция связывать духовность с религией. Подход Далай Ламы к достижению счастья является результатом многолетнего монашеского опыта. Его также по праву считают выдающимся буддийским ученым. И все же многих в нем привлекают не глубокие философские познания, а такие личные качества, как отзывчивость, чувство юмора и человечность. Во время наших бесед эти черты часто брали в нем верх над буддийским монахом. Несмотря на бритую голову и шафранные одеяния, несмотря на статус одного из выдающихся религиозных лидеров нашего мира, в наших разговорах он был обычным человеком, озабоченным общечеловеческими проблемами и тревогами.

Объясняя истинное значение духовности, Далай Лама начал с различия между духовностью и религиозностью:

Я считаю, что для человека очень важно ценить свой потенциал и понимать значение внутренней трансформации. Это достигается в процессе духовного развития. Иногда я называю это "открытием духовного измерения".

Существует два уровня духовности, один из которых связан с религиозными верованиями. В нашем мире так много разных людей и так много разных характеров. Нас целых пять миллиардов, и, на мой взгляд, должно существовать пять миллиардов разных религий, так как не существует двух абсолютно одинаковых людей. Я считаю, что каждый должен выбирать тот духовный путь, который в наибольшей мере соответствует его характеру, природным склонностям, темпераменту, убеждениям, семейным и культурным обычаям.

Как буддийский монах, я считаю буддизм наиболее подходящей для себя религией. Для меня эта религия - наилучший выбор. Но это не значит, что буддизм является наилучшим выбором для всех. Это ясно и несомненно. Глупо было бы считать, что буддизм идеален для всех, так как разные люди воспринимают мир по-разному. Поэтому требуется разнообразие религий. Назначение религии - приносить людям пользу, и если бы существовала всего одна религия, я думаю, что рано или поздно ее эффективность исчерпалась бы. Так, например, если бы в ресторане день за днем подавали всего одно блюдо, вскоре он лишился бы почти всех своих посетителей. Люди требуют разнообразия в пище, так как проявляют разнообразие вкусов. Религия же, подобно пище, предназначена для питания человеческого духа. Поэтому я считаю, что разнообразие религий нужно только приветствовать и ценить. Одни считают наилучшим выбором для себя иудаизм, другие - христианство, третьи - ислам. Вот почему мы должны уважать и ценить все существующие сегодня религиозные традиции.

Все эти религии приносят пользу человечеству. Их назначение - сделать людей счастливее, а мир - лучше. Но для того чтобы сделать мир лучше, каждый верующий должен приложить усилия, проявить прилежание и решимость. Чтобы использовать религию в качестве источника внутренней силы, нужно, чтобы она стала частью твоей жизни. Нужно добиться глубокого понимания ее идей, не только на интеллектуальном, но и на духовном уровне, сделать эти идеи частью своего внутреннего мира.

Я считаю, что можно развить в себе глубокое уважение ко всем существующим религиозным традициям. Они заслуживают уважения уже потому, что образовывают этическую систему, позитивно влияющую на человеческое поведение. Так, в христианстве вера в Бога создает четкую этическую систему, управляющую жизнью и поведением человека, и эта система очень эффективна, так как в ней присутствует возможность близости с Богом и возможность доказательства своей любви к Богу посредством проявления любви и сострадания по отношению к другим людям.

Существует и множество других причин для уважения других религий. Очевидно, что за многие столетия основные религии принесли огромную пользу миллионам людей, приносят эту пользу до сих пор и вдохновят еще немало поколений в будущем. Очень важно понимать это.

На мой взгляд, один из путей укрепления взаимоуважения между религиями - установление между ними тесного личного контакта. За последние несколько лет я предпринял немало усилий в этом направлении - например, встречался с представителями христианства и иудаизма - и считаю, что добился некоторых положительных результатов. Подобные контакты позволяют лучше узнать о пользе, которую та или иная религия приносит человечеству, и, возможно, перенять какие-то полезные моменты, методы и даже техники.

Таким образом, очень важно развивать связи между разными религиями, чтобы объединить усилия на благо человечества. В мире так много проблем, так много вражды и раздоров, поэтому религия должна предотвращать конфликты и бороться со страданиями, а не становиться одним из их источников.

Мы часто слышим высказывание о том, что все люди равны. Под этим понимается, что все мы одинаково стремимся к счастью. Каждый имеет право быть счастливым и не испытывать страданий. Поэтому если для вас источником счастья или блага становится какая-то религия, вы должны уважать права других людей, другие религии. Это очевидно.

В течение недели публичных выступлений Далай Ламы в Таксоне дух взаимного уважения был вполне осязаем. В зале постоянно присутствовали представители самых разных религий, в том числе немало христианских священнослужителей; несмотря на это, обстановка была мирной и гармоничной. Происходил даже некоторый обмен опытом, и описания Далай Ламой различных методов и техник неизменно вызывали глубокий интерес у небуддистов. Один из слушателей задал такой вопрос:

В любой религии большое значение придается молитве. Почему молитва так важна в духовной жизни? Далай Лама ответил:

Я считаю, что молитва - это, в основном, ежедневное напоминание самому себе о своих глубинных принципах и убеждениях. Лично я повторяю определенные буддийские стихи каждое утро. Они похожи на молитвы, но на самом деле являются напоминаниями. Напоминаниями о том, как общаться с людьми, как справляться с проблемами и многом другом. Поэтому моя духовная практика в основном состоит из напоминаний - о важности сострадания, о всепрощении и прочих подобных вещах. И, конечно же, она включает в себя определенные буддийские медитации о природе реальности и визуализации. Если у меня есть достаточно свободного времени, моя обычная ежедневная практика занимает около четырех часов. Это довольно много.

Мысль о четырех часах молитв в день вызвала у другой слушательницы вопрос:

Я мать двоих детей, работаю, поэтому у меня очень мало свободного времени. Как в таких условиях найти достаточно времени для молитв и медитаций?

Я тоже мог бы пожаловаться на недостаток свободного времени, если бы у меня возникло такое желание, - ответил Далай Лама. - И с еще большими на то основаниями. Тем не менее если приложить некоторые усилия, всегда можно найти время - например, пораньше встать утром. Потом, существует такая вещь, как уик-энд. Можете пожертвовать частью своих развлечений, - он рассмеялся. - Так что хотя бы полчаса в день вы способны найти. Если же вы постараетесь еще лучше, найдете полчаса утром и полчаса вечером. Стоит только заняться этим вопросом, и вы найдете, как его решить.

Если же вы серьезно относитесь к духовным практикам, вы должны понимать, что они предполагают развитие и тренировку ума, способностей, психологической и эмоциональной сфер. Эти практики - не просто какая-то физическая или вербальная деятельность, не просто произнесение молитв или пение. Если вы понимаете их именно в этом ограниченном смысле, вам, безусловно, нужно выделять какие-то определенные часы для их выполнения, так как вы не можете совместить их со своей повседневной деятельностью. Если вы, например, будете повторять мантры на кухне, готовя пищу, это вряд ли понравится вашим домашним. Если же вы обладаете правильным пониманием этих духовных практик, вы можете заниматься ими двадцать четыре часа в сутки.

Истинная духовность - это состояние ума, которое вы можете поддерживать постоянно .

Так, оказавшись в ситуации, в которой у вас возникает искушение обидеть кого-то, немедленно соберитесь внутренне и удержите себя от этих действий. Когда вы готовы выйти из себя, немедленно соберитесь и скажите себе: "Нет, это неправильно". Вот это и есть духовная практика. С этой точки зрения, у вас всегда есть время.

Это напомнило мне об одном из тибетских мастеров, Потове, который сказал, что для того, кто достиг определенной внутренней устойчивости и понимания, все, что происходит, является уроком, обучением. Я считаю, это очень верно.

Таким образом, если вы, например, видите по телевизору или в кино какие-то сцены насилия и секса, постарайтесь сосредоточиться на негативных аспектах подобных крайностей, и тогда эти эпизоды будут меньше вас шокировать - вы будете воспринимать их как иллюстрации разрушительной природы неконтролируемых эмоций, как полезные уроки.

Конечно, извлекать уроки из сериалов типа "Район Мелроуз" - это хорошо, но арсенал духовных практик Далай Ламы, конечно же, гораздо обширнее. Как он рассказал, его ежедневные упражнения включают в себя буддийские медитации о природе реальности, а также некоторые визуализации. В этой беседе он лишь вскользь упомянул о них, но за несколько лет нашего знакомства мне доводилось слышать от него их гораздо более обстоятельный и сложный анализ. Его монологи о природе реальности были полны сложнейших философских аргументов и описаний тантрических визуализаций - медитаций и визуализаций, назначение которых состоит в том, чтобы создать в человеческом воображении нечто вроде голографического атласа Вселенной. Изучению и практическому освоению этих буддийских медитаций он посвятил всю свою жизнь. Задумавшись об этих огромных усилиях, я спросил его:

Можете ли вы рассказать о практической пользе этих духовных практик, их роли в вашей повседневной жизни?

Далай Лама помолчал несколько мгновений, затем тихо ответил:

Хотя мой личный опыт весьма невелик, одно я могу сказать с полной уверенностью: в результате этих буддийских тренировок мой ум стал гораздо спокойнее. Это определенно. Хотя эта перемена происходила постепенно, год за годом.

Он рассмеялся.

Я считаю, что изменилось и мое отношение к себе и другим людям. И, хотя точные причины этих перемен указать трудно, мне кажется, что большую роль в этом сыграло понимание - не абсолютное понимание, но определенное чувство или ощущение глубинной природы реальности - а также созерцание таких вещей, как непостоянство, неизбежность страданий, ценность сострадания и альтруизма.

Так, например, даже думая о тех китайских коммунистах, которые принесли огромное горе многим тибетцам, в результате буддийской практики я испытываю к ним сострадание, так как понимаю, что человека делают палачом обстоятельства. Поэтому, а также в силу обетов и клятв бодхисаттвы, я не могу считать, что человек, совершивший что-то ужасное, заслуживает мести или не заслуживает счастья. Главную роль в развитии подобного отношения сыграл обет бодхисаттвы, поэтому я его очень люблю.

Это напомнило мне об одном наставнике из монастыря Намгуаль. Он провел двадцать лет в китайских тюрьмах и трудовых лагерях в качестве политзаключенного. Однажды я спросил у него, что было для него самым трудным во время заключения. Удивительно, но он ответил, что больше всего боялся утратить сострадание к китайцам!

Подобных историй очень много. Так, дня три назад я встретил монаха, который также много лет провел в китайских тюрьмах. Он рассказал мне, что во время тибетского восстания 1959 года ему было двадцать четыре года и он примкнул к повстанцам, штаб которых находился в Норбулинге. Китайцы поймали его и бросили в тюрьму вместе с тремя его братьями, которые впоследствии были убиты. Еще два его брата также погибли. Затем его родители умерли в трудовом лагере. Он рассказал, что, находясь в тюрьме, размышлял о своей жизни до тех пор, пока не пришел к выводу, что был плохим монахом, хотя и провел всю свою сознательную жизнь в монастыре Дрепанг. Он понял, что был глупым монахом. В тот момент, в тюрьме, он поклялся, что приложит все усилия для того, чтобы стать хорошим монахом. В результате буддийских практик и тренировок ума он достиг такого состояния, что даже физическая боль не мешала ему чувствовать себя счастливым. Даже во время пыток и избиений он чувствовал себя счастливым, воспринимая их как очищение от негативной кармы прошлых воплощений.

Надеюсь, эти примеры доказали вам ценность духовных практик в повседневной жизни.

Итак, Далай Лама описал последний ингредиент счастливой жизни - духовное измерение. Благодаря учению Будды Далай Лама и многие другие нашли в своей жизни духовную основу, которая помогает им выносить и даже преодолевать боль и страдания, которые иногда приносит нам жизнь. И, как считает Далай Лама, в каждой из основных религий мира есть набор методов и техник, которые могут сделать человека счастливее.

Сила веры в течение многих веков наполняла и наполняет сегодня жизнь миллионов людей. Иногда она действует практически незаметно, иногда вызывает глубокие духовные трансформации. Каждый из нас, несомненно, хотя бы раз в своей жизни был свидетелем того, как она действует на какого-либо члена семьи, друга или знакомого. Иногда примеры проявления этой силы оказываются на первых полосах газет, как это было в случае с Терри Андерсоном, похищенным на одной из улиц Бейрута однажды утром 1985 года. На него просто накинули одеяло и запихнули в машину. В течение последующих семи лет его держала в качестве заложника Хезболла - экстремистская группировка исламских фундаменталистов. До 1991 года его не выпускали из грязных сырых подвалов и тесных камер, держали в темноте и на цепи, постоянно избивали. Когда его наконец освободили, к нему было приковано внимание всего мира. Он был очень счастлив вновь увидеть свою семью и, как это ни странно, почти не испытывал обиды и ненависти к своим мучителям. Когда журналисты спросили его, как ему удалось проявить такую незаурядную стойкость и силу, он сказал, что только вера и молитва помогли ему перенести эти мучения.

История полна примеров того, как в сложные моменты человеку помогает вера. А недавние социологические опросы подтверждают тот факт, что религиозная вера делает человеческую жизнь гораздо счастливее. Исследования независимых ученых и социологических организаций (таких, как Институт Гэллапа), показали, что счастливых и удовлетворенных жизнью людей среди верующих гораздо больше, чем среди неверующих, а также что религиозная вера помогает людям гораздо эффективнее справляться с такими проблемами, как старение, личные кризисы и психологические травмы. Кроме того, статистика утверждает, что в религиозных семьях гораздо реже встречаются такие явления, как подростковая преступность, алкоголизм, наркомания и разводы.

Существуют даже серьезные основания предполагать, что вера положительно влияет на физическое состояние людей, в том числе тяжело больных. Результаты многих сотен научных исследований позволяют установить связь между глубокой религиозной верой, уровнем смертности и состоянием здоровья. Так, в одном из исследований глубоко верующие пожилые женщины переносили операцию на бедре гораздо легче физически и психологически, чем те пожилые женщины, у которых вера была слабее или отсутствовала вообще.

Исследования, проведенные Ронной Касар Хэррис и Мэри Амандой Дью из Медицинского центра Питтсбургского университета, показали, что глубоко верующие люди гораздо легче переносят операцию по пересадке сердца, исследования доктора Томаса Оксмана и его коллег из Дартмутской Медицинской Школы - что среди пациентов старше пятидесяти пяти лет, которые перенесли операцию на открытом сердце коронарной артерии или сердечного клапана, верующих выживает в три раза больше, чем неверующих.

Преимущества глубокой религиозной веры иногда являются непосредственными проявлениями определенных доктрин и традиционных убеждений. Так, многие буддисты справляются со страданиями благодаря твердой вере в доктрину кармы. Точно так же христианам помогает противостоять страданиям вера во всевидящего и любящего Бога - Бога, чей промысел может быть нам недоступен, но который рано или поздно проявит свою любовь к нам. Они находят утешение в таких библейских стихах, как: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу".

Помимо специфических доктрин существуют воодушевляющие моменты, общие для всех религий. Вовлечение в деятельность религиозной группы, независимо от религии, дает верующему ощущение принадлежности к группе, связи с другими людьми, братьями по вере. Это создает осмысленную среду, структуру, которая позволяет человеку общаться и взаимодействовать с другими. Глубокие религиозные убеждения придают смысл и значительность человеческой жизни, поддерживают надежду в страданиях и смерти, пробуждают в человеке ощущение вечности, которое позволяет его духу подняться над повседневными проблемами.

Несмотря на все это, вера сама по себе еще не является гарантией счастья и душевного покоя. Так, например, в тот самый момент, когда Терри Андерсон демонстрировал прекраснейшие аспекты религиозной веры, сидя на цепи в камере, буквально рядом с ним обезумевшие от ненависти толпы людей демонстрировали ее наихудшие аспекты. Вот уже много лет в Ливане продолжается полная жестокости война, которую питает обоюдная ненависть между различными мусульманскими сектами, с одной стороны, и христианами и иудеями - с другой. Подобное не раз происходило на протяжении человеческой истории и происходит во многих местах нашей планеты сейчас. Способность религии пробуждать вражду и ненависть подрывает доверие к религиозным институтам. Поэтому Далай Лама, как и некоторые другие религиозные лидеры, пытается выделить в различных религиях те универсальные элементы духовной жизни, которые способны сделать человека счастливее независимо от его религиозной ориентации.

Далай Лама завершил свою дискуссию полным убежденности описанием подлинной духовной жизни.

Говоря о духовном измерении в нашей жизни, мы определили свои религиозные убеждения в качестве одного уровня духовности. Религиозная вера - это всегда хорошо. Но можно обойтись и без нее, а в некоторых случаях-и с большим успехом. Верить или не верить - решать только нам самим, это наше право. Но существует и другой уровень духовности, который я называю базовой духовностью. Это основные человеческие качества - доброта, сострадание, человечность. Они должны быть у каждого независимо от того, верующий это человек или нет. Лично я считаю, что этот уровень более важен, чем первый, так как даже самая лучшая религия может охватить ограниченное число людей, только часть человечества. А эти качества нужны нам всем, так как мы все - одна большая семья. Без них человеческое существование станет невыносимым, и никто не сможет чувствовать себя счастливым. Таким образом, развитие в себе этих качеств - очень важная задача.

Для этого, как мне кажется, мы должны помнить, что из, скажем, пяти миллиардов людей на этой планете один или два миллиарда - глубоко верующие. Конечно же, под глубоко верующими людьми я понимаю не тех, кто, например, называет себя христианином просто потому, что его крестили в христианской церкви, но не имеет настоящей веры и не занимается религиозными практиками.

Предположим, что на нашей планете - всего лишь один миллиард верующих. Это значит, что остальные четыре миллиарда, то есть большинство. - неверующие. Поэтому мы должны найти способ улучшить жизнь этих людей, помочь им стать лучше и сознательнее. Здесь, на мой взгляд, очень важную роль играет образование, внушение этим людям того, что сострадание, доброта и другие положительные качества являются основными свойствами нормальных людей вообще, а не только верующих. Мы уже говорили о значительном влиянии человечности, доброты, любви и сострадания на физическое здоровье, счастье и душевное спокойствие. Это, в отличие от большинства религиозных и философских теорий, - очень практичная теория, которая, на мой взгляд, лежит в основе всех религиозных учений, но не менее важна и для людей вне каких-либо религиозных традиций. Мы должны внушить этим людям, что не обязательно верить, чтобы быть хорошим, чувствующим и ответственным за будущее мира человеком.

Свою принадлежность к религии или духовному пути можно указать внешними способами - ношением специальной одежды, постройкой алтаря или часовни на своей земле, чтением молитв, песнопениями и т. п. Однако все это вторично по отношению к вашему мировоззрению, которое должно быть основано на базовых духовных ценностях, так как встречаются люди, у которых форма значительно отличается от содержания. Истинная духовность делает человека спокойнее, счастливее и умиротвореннее.

Все добродетельные состояния ума - сострадание, терпимость, всепрощение, заботливость и т. п. - настоящая дхарма , или настоящие духовные качества, так как они не могут сосуществовать с болезненными, или негативными состояниями.

Таким образом, вырабатывая в себе внутреннюю дисциплину, мы создаем основу для религиозной жизни и развития этих позитивных ментальных состояний. Только тот, кто дисциплинировал, усмирил свой ум и научился проявлять это в своих поступках, ведет настоящую духовную жизнь.

Далай Лама находился на небольшом приеме, устроенном в честь группы бизнесменов, поддерживающих борьбу тибетского народа за свои права. У дверей зала, где проходил прием, собралась огромная толпа людей в ожидании появления Далай Ламы. В толпе я заметил человека, которого уже видел пару раз на этой неделе. Это был мужчина лет тридцати, высокий и очень худой. Он весь был ужасно растрепан, но мое внимание приковало не это, а выражение его лица - выражение, которое я часто наблюдаю у своих пациентов, смесь беспокойства, подавленности и боли. Я также заметил у него легкое подергивание лицевых мышц около рта и мысленно поставил диагноз: дискинезия - нервное расстройство, вызванное хроническим употреблением антистрессовых препаратов. "Бедняга", - посочувствовал ему я и почти сразу же о нем забыл.

С появлением Далай Ламы толпа уплотнилась, люди подались вперед, чтобы приветствовать его. Охранники, большей частью добровольцы, попытались сдержать натиск толпы и расчистить путь Далай Ламе. Озабоченный молодой человек, которого я заметил минутой ранее, совершенно изменился в лице и был вытолкнут толпой прямо к проходу, который расчистили охранники. Далай Лама, проходя мимо, заметил парня, выбрался из кольца охранников и остановился, чтобы поговорить с ним. Тот сначала смешался, начал что-то быстро и невпопад говорить Далай Ламе, который в ответ произнес лишь несколько слов. Я не слышал, о чем они говорили, но видел, что мужчина все более возбуждался по мере разговора. Он говорил и говорил, но тут Далай Лама взял его руку обеими руками, легонько потрепал ее и еще несколько мгновений постоял молча, просто кивая головой. Казалось, что он не замечал ничего и никого вокруг. Боль и возбуждение внезапно ушли с лица мужчины, по его щекам заструились слезы. Хотя возникшая на его лице улыбка была слабой и несмелой, в его глазах появились радость и облегчение.

Далай Лама убежден в том, что внутренняя дисциплина является основой духовной жизни и фундаментальным методом достижения счастья. Как объясняется в этой книге, с его точки зрения внутренняя дисциплина - это борьба с такими негативными состояниями ума, как злость, ненависть, жадность, и развитие таких позитивных состояний, как доброта, сострадание и терпимость. Он также считает, что счастья может достигнуть только тот, чей ум спокоен и устойчив. Практика внутренней дисциплины может включать в себя формальные медитативные техники, назначение которых - стабилизировать и успокоить ум. Большинство духовных традиций содержат практики успокоения ума, установления контакта с глубинной духовной природой.

Завершая серию своих публичных выступлений в Таксоне, он рассказал о медитации, которая предназначена для успокоения ума, изучения его глубинной природы и, таким образом, достижения "неподвижности ума".

Глядя на сидящих в зале, он заговорил тихим и спокойным голосом, будто обращаясь лично к каждому, а не ко всей огромной аудитории в целом. Иногда он оживлял свое повествование легким покачиванием головы, жестами рук и почти незаметными движениями тела.

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Никакой питательной ценности Письмо 69, 1896: 739. Здоровье никоим образом не улучшается от употребления продуктов, на некоторое время возбуждающих, а затем вызывающих обратную реакцию, в результате чего организм еще более слабеет. Чай и кофе вначале возбуждают, но

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

3. Внутригрупповые ценности Итак, мы назвали четыре признака тоталитарного сектантства. О каждом из них можно говорить очень долго. В частности, у организаций кадрового типа имеется много характерных признаков: единый язык (сектантский жаргон), отрыв от всего внешнего

Из книги Международная академия каббалы (Том 2) автора Лайтман Михаэль

14.2. Критерий ценности науки Значимость любой науки определяется задачами, которые она перед собой ставит.К исследованию природы нас подталкивает эгоизм: мы постоянно стремимся наполнить себя и достичь, таким образом, оптимального состояния. Развитие знаний о природе и

О ценности неурядиц Как развить в себе стремление помогать другим? Чтобы нацелить себя на заботу о других людях, нужно прежде всего задуматься о своей значимости по сравнению с ними. Существует практика, пришедшая в Тибет из Индии, которая включает в себя поиск общего с

Из книги Политика доброты. Сборник. автора Гьяцо Тензин

Обоснование, наука и духовные ценности В одной из сутр Будда говорит: «Монахи и ученые мужи должны Тщательно обдумать мои слова, Как золото, которое следует проверять Посредством расплавления, разрезания и шлифовки, А затем принять их, но не для того, чтобы Высказать мне

Из книги Стихи духовные автора Федотов Георгий

Из книги САМОЕ НАЧАЛО (Происхождение Вселенной и существование Бога) автора Крейг Уильям Лейн

Из книги Притчи и истории, том 1 автора Баба Шри Сатья Саи

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

19. Уникальные ценности человечества Говорят, что во время битвы на Курукшетре, длившейся 18 дней, Вьясу мучило раскаяние, так как он был связан родством с обеими враждующими сторонами. Потому он не в силах был смотреть на братоубийство. В один из тех дней он так терзался

Из книги Деньги Ватикана [Тайная история церковных финансов] автора Берри Джейсон

б. Скрытые ценности В современной жизни нас постоянно вынуждают ориентироваться только на то, что видимо, измеряя время материальными категориями. Использование Иисусом слова «время» в соотнесении с вечностью и Божьими планами показывает, насколько важно измерять

Из книги Будда и любовь. Как любить и быть счастливым автора Лама Оле Нидал

Семейные ценности В 1976 году Мэри Бет вышла замуж за своего возлюбленного, учившегося в том же колледже, их венчали на мессе под гитару. «Тогда это не казалось уступкой давлению наших семей, – говорила она, вздыхая, несколько десятилетий спустя. – Будь мы немного постарше,

Из книги Ислам и Веды [Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций] автора Айтжанова Асель Казбековна

Вневременные ценности В повседневной жизни людей бывают не только радости, но и «узкие места», препятствия и трудности. Хотя в предыдущих разделах этой главы описывалось, как временно, на обусловленном уровне избегать этих проблем, применяя определенный настрой, - мы

Из книги Введение в дзэн-буддизм автора Судзуки Дайсэцу Тэйтаро

Из книги автора

2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ДЗЭНЕ Нас просят сказать что-нибудь объективное, что-нибудь научное относительно человеческих ценностей. Но я боюсь, что в этом смысле мне сказать нечего. Дело в том, что я не ученый, а простой, обыкновенный любитель, проявляющий серьезный

Наряду с материальным производством и материальной культурой выделяются духовное производство и духовная культура общества и человека. Духовное производство характеризует человека и общество.

Духовное производство человека – это вид социального производства, связанного с деятельностью сознания, подсознания и сверхсознания (творческой интуиции) человека. В результате происходит производство индивидуальных ценностей. Они имеют ценностный характер прежде всего для того человека, кто их создал.

К сфере сознания могут быть отнесены те продукты, которые носят духовную форму и связаны с производством знания, практических навыков, идей, образов и др. продуктов. Эти продукты могут быть опредмечены и переданы другим с помощью языка, речи, математических символов, рисунков, технических моделей и др.

К подсознанию принадлежит все то, что было осознаваемо ранее или может стать осознаваемым в определенных условиях, это навыки, архетипы, стереотипы, глубоко усвоенные человеком социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга». Совесть занимает в поведении человека должное место лишь тогда, когда ее веления исполняются как императив, как долг, не требующий логических аргументов. То же самое относится к чувству воспитанности, ответственности, честности, настолько прочно усвоенных человеком, что он не обнаруживает их влияния, превратившихся во внутренний мир человека.

Сверхсознание в форме творческой интуиции обнаруживает себя на первоначальных этапах творчества, не контролируемых сознанием и волей. Нейролингвистическую основу сверхсознания составляют трансформации и рекомбинации следов (энграмм), хранящихся в памяти человека, замыкание новых нервных связей, чье соответствие или несоответствие действительности выясняется лишь в дальнейшем.



На формирование индивидуального сознания человека, его духовного производства, оказывают свое влияние как условия его жизни, так и те формы духовности, которые определяются обществом. Поэтому духовная продукция, производимая человеком, будет принимать форму ценности только будучи соотнесенной с духовным производством общества, без признания которого она оказывается бессильной.

Герои Ильфа и Петрова духовно – разные люди. У них сформировались и разные представления о ценностях. Так, О. Бендер мечтал о миллионе, поданном «на блюдечке с золотой каемочкой», Шура Балаганов готов был ограничиться пятью тысячами рублей, Эллочка Людоедочка грезила о «мексиканском тушкане», который позволил бы ей сравниться с «Вандербильдихой». У каждого свои представления о ценностях, так как у каждого своя культура.

Таким образом, духовная культура задает духовные ценности, блага и потребности человека. У каждого отдельного человека продукты его духовного творчества носят, с одной стороны, индивидуальный характер, они уникальны, неповторимы. С другой стороны, они имеют общественную, всеобщую природу, поскольку сознание изначально общественный продукт.

Духовные ценности возникают в результате духовной деятельности общества, отдельного человека. Иногда некоторые исследователи отождествляют эти явления. Так, мы можем встретить такого рода высказывание, что «Духовная деятельность – это социальная деятельность, направленная на создание духовных ценностей и усвоение их людьми» . Это не так. Духовная деятельность – это деятельность по производству духовного продукта. Любая деятельность завершается в своем результате, любое производство заканчивается созданием продукта. Практика свидетельствует, что не всякий продукт духовной деятельности является ценностью общества или отдельного человека. Поэтому и не всякая духовная деятельность производит ценности. Деятельность, не нашедшая своего завершения в продукте, не создает ценностей, духовная деятельность, не закончившаяся результатом, остается в сфере возможного и не вторгается в область действительного, а значит и действующего. Поэтому, приведет ли духовная деятельность к получению духовного продукта – это вопрос. А раз деятельность не завершается, то она не становится в этом случае ценностью.

Но и если мы получим определенный духовный продукт, вопрос о его ценности также требует своего специального исследования и практического применения. В цивилизации действует общественное разделение труда, функционируют подчас различные, а то и противоположные формы собственности. Это приводит к появлению не только чуждых, но подчас и враждебных интересов и продуктов духовной культуры. Это приводит к тому, что чуждые для одних групп населения продукты духовной культуры не воспринимаются ими как ценности, поскольку произведены не ими и эти продукты не соответствуют их интересам. Не возникает самоидентификации между данной духовной культурой и духовными ценностями чуждого для нее коллектива. Но чуждые социальные или этнические ценности могут быть освоены и превращены в свои.

В цивилизации продукты элитной духовной культуры остаются чуждыми для большинства населения. Но утверждение общественного характера производства приводит к тому, что они начинают осваиваться обществом, его низами. Так, дворянская культура России XIX века оставалась чуждым для крестьянской и пролетарской массы явлением. Изменение социальных условий в послереволюционной России привело к тому, что освоение русского духовного наследия стало массовым явлением. Многие нормы этикета, условия жизни, формы нравственности, эстетические идеалы стали осваиваться обществом и превращаться в компонент его массовой культуры.

Сложнее дело обстоит при освоении враждебных для данного субъекта духовных ценностях. Враждебные ценности не могут быть освоены принципиально, поскольку они подводят к разрушению субъекта духовного производства, к уничтожению тех ценностей, которые отвечают его интересам. Поэтому духовная деятельность, завершившаяся производством враждебных для данного социального субъекта продуктов, не выступает и не может выступать как ценность.

Духовная культура как ценность обладает рядом особенностей по сравнению с материальными ценностями.

Духовное производство носит непосредственно общественный характер. Сами продукты духовной деятельности имеют изначально общественную природу. Поэтому они не нуждаются в утверждении своей культурной формы в стоимостных, рыночных отношениях. Но в условиях цивилизации духовные продукты культуры насильственно и противоречиво приобретают стоимостные функции и выступают в товарной форме. Это приводит к тому, что в цивилизации воспроизводится противоречие между непосредственно общественным характером духовных продуктов и теми ограниченными формами их существования, которые накладывает на них рыночное производство.

Слово, идея, идеал, норма, в какой бы индивидуальной форме они не существовали, изначально есть продукты общества и имеют непосредственно общественный характер.

Материальные ценности в условиях цивилизации не могут утвердить свою общественную, всеобщую форму, минуя рынок. Рынок есть органическая форма для утверждения ценностного характера продуктов материальной культуры.

Духовные ценности не могут быть измерены рабочим временем, в отличие от материальных. Поскольку духовные ценности изначально носят непосредственно общественный характер, их производство опирается на все время общества. Но в условиях цивилизации имеется определенное противоречие между деятельностью и временем, осуществляемым всем обществом, и рабочим временем. Это приводит к тому, что и продукты духовного производства получают ограниченную рабочим временем форму существования, а их производство осуществляется в свободное время общества.

В основании цены материальных ценностей лежит то количество труда, которое произведено в рабочее время. В основании цены духовных ценностей лежит прибавочный труд и продукт. Вся совокупность духовных ценностей не может быть обмененной иначе, как на прибавочный продукт общества.

При обмене и распределении культурных ценностей их общая сумма не уменьшается, но и не остается неизменной – она увеличивается. Так грамотность – признак письменной культуры, возникает в качестве локального, ограниченного явления, она охватывает ограниченный круг лиц. Постепенно она распространяется среди более широких слоев населения, количество грамотных людей увеличивается. Но ее культурная ценность в ходе обмена и распределения не уменьшается и не остается неизменной. Иное дело с материальным продуктом. Будучи произведен в ходе своего распределения, он обменивается на услуги, продукты умственного труда, в результате чего он количественно уменьшается, потребляется, и если его не воспроизводить вновь и вновь, может исчезнуть.

В ходе потребления духовные ценности, в отличие от материальных, не исчезают, но сохраняются. Духовные ценности тиражируются, копируются и таким образом, сохраняются. Освоение научного знания отдельным человеком, или обществом, не умаляет общей суммы научного знания, но более того, создает лучшие условия для его производства и распространения. Освоение культурной нормы отдельным человеком и сообществом в целом вовсе не устраняет нормативность из культурной жизни, а наоборот, создает лучшие условия для функционирования в обществе культурных явлений. Чем шире будет распространена моральная норма, тем большую устойчивость она приобретает.

Увеличение количества материальных ценностей в распоряжении одного человека требует для их сохранения и воспроизводства все большего количества труда и времени, так что дальнейшее усвоение материального богатства в индивидуальной форме становится невозможным. Т.е. индивидуальное потребление материальных ценностей ограничено в каждый данный момент времени и пространства. Возникает противоречие между живым и прошлым трудом и продуктом.

Увеличение количества духовных ценностей, например, знаний, делает их владельца более информированным, «богатым» при производстве и потреблении новых культурных ценностей. Так, знающий человек, информированный, получает от одного и того же сообщения больше информации, чем человек незнающий. Человек, освоивший моральные нормы и ценности, может бесконечно продолжать процесс своего совершенствования. Мы можем сказать, что нет предела в освоении духовных ценностей, но есть предел в освоении ценностей материальных. Это позволяет говорить о том, что область духовных ценностей обладает иными свойствами и отношениями, чем сфера материальной культуры, и ее законы не сводимы к законам материального производства. Можно было бы назвать множество духовных ценностей фрактал-фрактальной сферой, отличной от систем иного порядка – органических или целостных.

Ценности духовной культуры в современных условиях все чаще носят авторский характер. Карл Ясперс считал, что именно авторский характер отличает «послеосевые» культуры. Если мы посмотрим на историю, то обнаружим, что авторство появляется задолго до «осевого времени». Уже законы царя Хаммурапи, скульптурный портрет Нефертити имеют отношение к авторским, а не анонимным культурам. Но соотношение тех или иных в истории меняется. Чем ближе к современности, тем быстрее возрастает роль авторских культур. Это связано, прежде всего, с действием общесоциологического закона возрастания роли личности в истории. В области трансляции и производства культурных ценностей этот закон особенно отчетливо себя обнаруживает.

К тому же, на него накладывается еще одна закономерность исторического развития культуры, связанная с возрастанием роли индивидуальности человека, с ее выделением из родовых, семейных, социальных, профессиональных связей и отношений. Стремительное развитие культуры уже в наши дни подводит нас к такому положению, при котором свободное, гармоничное развитие индивидуальности безотносительно к какому-либо внешнему для человека масштабу, мере социальной, национальной, духовной, оно превратится в закон общественной жизни и человечества.

В области производства духовных ценностей их производство несет на себе отпечаток личности их творца, создателя. В области материальных ценностей продукт носит в основном безличностный, анонимный характер.

Время существования материальной культуры ограничено физическим и моральным износом. Материальная культура постоянно нуждается в обновлении, реновации. Духовные ценности не ограничены во времени. Достижения духовной культуры непреходящи. Мы восхищаемся памятниками культуры эпохи Античности, например, Парфеноном, Колизеем.

Максимальную ценность материальная культура имеет постольку, поскольку она полезна. Духовная культура может иметь ценность, будучи материально бесполезной, духовно иллюзорной, а подчас и ложной. Так, отправляясь на запад, корабли Колумба стремились открыть новые пути в уже известную Индию. И когда они открыли новые земли, команда считала, что это неизвестные области Индии. Так в результате иллюзий было сделано величайшее географическое открытие и на картах появился новый материк – Америка.

В духовной культуре мы можем выделить два вида деятельности:

1. Духовно-продуктивная деятельность; 2. Духовно-практическая деятельность.

Соответственно, мы можем выделить и два вида ценностей духовной культуры: духовно-продуктивные и духовно-практические.

Духовно-продуктивная деятельность – это деятельность, направленная на производство духовной продукции – умственной, психической, рациональной и иррациональной, научной и эстетической, знаковой и символической и т.д. Духовно-продуктивная деятельность – это духовная деятельность, связанная с преобразованием в сознании человека объективной реальности или обработкой прошлых продуктов духовного производства. Продукты, результаты этой деятельности носят духовную, идеальную форму и отражают прежде всего реальный мир человека. В центре духовно-продуктивной деятельности – деятельность по познанию этого мира и производство знания о нем. Хотя духовная деятельность рассматривается прежде всего как отражение реального мира, окружающего человека, этот процесс отражения нельзя свести только к познавательной деятельности, производству знания. Отражение и познание – не тождественные категории. В процесс отражения входят также и другие виды духовной деятельности – производство нравственных норм, эстетических идеалов и т.д. Всякое познание есть отражение, но не всякое отражение есть познание. Отражение не сводится к познанию этого мира, но включает в себя и другие формы духовности – адекватно и неадекватно отражающие человеческий мир. Конкретное представление о ценности предмета может разойтись со знанием о нем. Например, мы знаем, что курение табака приносит вред не только курильщикам, но и окружающим его людям. Это наши знания. Но ценность курения по каким-то причинам для многих людей сохраняется, несмотря на то, что они знают, что курение приносит вред здоровью человека. Таким образом, ценностное отношение к миру обладает своей спецификой. Процессы отражения охватывают не только познание, но включают в себя и другие формы. Например, мы любуемся, восхищаемся закатом солнца. В этот период мы не познаем его, но переживаем, чувствуем, радуемся. Соответственно, в сознании мы формируем психические образы, в которых отражаем состояние нашего мира чувств, эти психические образы мы способны запомнить, чтобы со временем воспроизвести их из памяти. И ценностью здесь выступает память о тех чувствах, которые мы испытывали, но не память о том, что когда-то мы смотрели на закат солнца. Хотя, мы можем предполагать, что любование закатом может сопровождаться для нас производством и какого-то элемента знания. Для нас тогда будет важно знать и помнить, что такого-то числа, такого-то месяца мы любовались закатом солнца. В этом случае для нас не важны те переживания, которые мы испытывали при этом, но для нас важна, представляет собой ценность именно дата события. Как мы видим, один вид деятельности – духовно-продуктивный, может производить разные виды ценностей – чувственные, в нашем случае, эстетические, и познавательные.

Особенностью духовно-продуктивной деятельности является то обстоятельство, что в конце ее мы имеем духовный продукт, отделившийся от своего создателя: научное открытие, изобретение, проект, символ, знак, поэму, картину и т.д. После этого духовный продукт начинает жить своей самостоятельной жизнью: картину смотрят посетители выставки, роман писателя продается и раскупается, стихи заучивают и т.д.

Второй вид ценностей связан с духовно-практической деятельностью. Это деятельность по освоению и передаче человеческого опыта, практики, накопленных элементов ценностей духовной культуры. Это такая деятельность, которая неотделима от жизнедеятельности человека, не существует вне ее. Таковы те духовные ценности, которые создаются актерами, танцорами, декламаторами, артистами балета, ораторами, политиками, священниками. К области духовно практической деятельности относят также мораль, искусство, право, политику, религию, идеологию. Это духовно-практические виды отношений. Они формируют духовно-практические ценности. Эти ценности неразрывно связаны с практическим поведением людей. Мы можем много говорить о морали, нравственности, учить других людей моральным нормам и поведению. Но в практической жизни можем совершать аморальные поступки. В первом случае наши ценности так и останутся нереализованными, они будут существовать в сфере возможного, потенциального, мысленного. Эти ценности не получат действительного и действенного существования. Во втором случае духовные ценности будут реализованы, они, «овладевая массами», превратятся в материальную силу, способную преобразовать мир.

У человека и в его историческом развитии (филогенезе), и в его индивидуальной жизни (онтогенезе) формируются разные ценности и различное отношение к ним, ценностные ориентации. Человек создал новый огромный мир, не известный природе. Он развил технику и технологию, создал совершенные транспортные средства и формы общения, связи и коммуникации. Но как их использовать на благо человеку и человечеству, а не во зло? Сегодня, как никогда ранее, стоит вопрос: во имя чего существует человек? Каковы те ценности, которыми он должен руководствоваться? На что он должен ориентироваться? Ответить на эти вопросы не может ни самая совершенная техника, ни технология, ни экономика, они не говорят нам о значении жизни. Мы узнаем об этом из искусства, литературы, философии, духовной сферы общества. Человек по-разному относится к ним.

Мы можем выделить различные ценностные ориентации культуры.

1. Конформизм. В этом случае индивид приспосабливается к той системе ценностей, правил, норм, запретов, идеалов, которые созданы не им, до него и которые он должен освоить. В этом случае опыт прошлых и ушедших поколений определяет и ограничивает формы поведения живых и живущих, диктует им свою, ограниченную, меру развития.

2. Акультурность, асоциальность. Для этого вида ориентаций характерно неприятие опыта прошлого, тех ценностей культуры, которые создали, накопили ушедшие и уходящие поколения людей. В этом случае индивид отказывается от культурного наследия, отрицает его историческую ценность, пытается навязать обществу свои, подчас индивидуалистические представления о культурных ценностях и правилах поведения. Для людей, избравших такой путь, прошлая культура предстает как враждебная, уничтожающая их сила, подлежащая в свою очередь, отрицанию. Это характерно для поведения преступников, предателей, «перерожденцев», представителей социально-антагонистических групп.

3. Отчуждение. Такой вид ценностных ориентаций характерен для людей, которые воспринимают сложившуюся культуру как чуждую, нейтральную, ненужную, незнакомую систему ценностей, к которым у них складывается безразличное, равнодушное отношение. Для этих людей свойствена позиция апатии, «неучастия», «недеяния», непричастности к культурным ценностям.

4. Преобразование. Человек такой ориентации выбирает путь творческого освоения ценностей прошлого, при котором отбирается и наследуется все то, что способствует прогрессивному развитию культуры общества и человека. В данном случае индивид становится сознательным участником процесса создания новых ценностей культуры. Перефразируя В. Хлебникова, можно сказать, что звездная дорога человечества разделилась на млечный путь приобретателей и тернистый путь изобретателей. Не всегда для создателей новой культуры обеспечиваются благоприятные условия для творчества. Как правило, они встречают непонимание среди своих современников, а то и неприятие. Из-за их независимой позиции их личная жизнь чаще всего трагична, конфликтна. Они неудобны для обывателя своей неординарностью, непохожестью на «всех». Как писал в свое время И. Северянин:

Художники, бойтесь мещанок!

Они обездарят ваш дар

Своею враждебною сонью

Своим организмом шарманок;

Они запесочат пожар

В душе, где закон – беззаконье .

У каждого человека, социальной группы, народа, на первый взгляд, есть свои ценности, подчас непохожие на ценности других. Но в последнее время в условиях, когда процессы утверждения общественного характера производства стали приобретать мировой, глобальный характер, встал вопрос об общечеловеческих ценностях.

В основе существования общечеловеческих ценностей лежат культурные универсалии. К культурным универсалиям относятся те явления культуры, которые общи всем народам, независимо от их цвета кожи, исповедания, экономического положения. Например, игра, спорт, одежда, домашняя утварь, танцы и др.

Признание существования не только материальных, но и духовных ценностей.

Признание ценностями не просто объектов, имеющих физическую, телесную, вещественную природу, но и носящих социальный характер, т.е. являющихся общественными отношениями.

Признание в качестве ценностей не только социальных объектов – норм, институтов, обрядов, но и их создателей и носителей – людей, трудовых коллективов, этнических общностей и групп, объединений и организаций.

Признание ценностей, которые носят не только индивидуальный, национальный, но и глобальный характер.

Общечеловеческие ценности мы можем подразделить на ряд видов в соответствии с тем, какие сферы общественной жизни они охватывают: экономические, социальные, политические, духовные.

Культурное общечеловеческое достояние – все то, что «окультурено» человеком и человечеством за время его существования на земле, продукты и результаты труда, деятельности, многих поколений людей: поля и леса, парки и сады, зданиями и сооружениями, средствами сообщения и связи, открытия и изобретения, знания и идеи, нормы и идеалы.

Общечеловеческую ценность составляют не только готовые продукты деятельности, но и разнообразные виды, формы, способы труда и деятельности человека и человечества, которые направлены на сохранение и преумножение культурного общечеловеческого достояния, а также передача его в виде традиции, наследства, новому, подрастающему поколению.

Общечеловеческие ценности образуются в результате утверждения и особого, культурного отношения людей к своему общему достоянию. Это отношение выступает в виде социальных норм, законов, идей, имеющих общечеловеческий статус.

К общечеловеческим ценностям можно отнести те, которые характеризуют поведение отдельного человека или человеческих сообществ, а также отношения между ними.

Общечеловеческими ценностями являются:

Гуманизм, уважительное отношение, терпимость и толерантность в общении людей.

Свобода и личная неприкосновенность.

Равенство всех перед законом и признание этого равенства всем человечеством.

Личная и семейная жизнь, право на создание семьи и ее сохранение.

Свобода мысли, совести и исповедания.

Труд и защита от безработицы, за счет чего обеспечивается общественная и личная жизнь человека.

Право на образование, медицинское обслуживание, сохранение здоровья.

Статус гражданина у каждого индивида, а значит и признание его полноправным участником правовых отношений.

Наличие собственности в том или ином виде – общественной или частной, личной или коллективной.

Участие в политической жизни в организованных или неорганизованных формах, в управлении делами общества и государства.

Важную роль в отношениях между людьми играют межгосударственные и международные ценности.

Мир между народами, исключение войн как средств решения спорных вопросов.

Права народов на самоопределение вплоть до создания своего государства.

Суверенитет народов, признание верховенства прав народа в решении политических, экономических, социальных проблем и ряд других.

Человека окружают полноводные потоки информации, им накоплены огромные запасы знаний, им овладевают всевозможные желания и мечты. Без правильных ценностных ориентаций все они могут пройти мимо человека. Очень важно выработать правильный взгляд на мир, сформулировать свои собственные цели, ориентиры в жизни, уметь соотнести их с мегатенденциями, которые будут характерны для культуры XXI века. Американские футурологи Д. Нэсбитт и П. Эбурдин выделили десять основных тенденций, которые ждут человеческую культуру. К ним можно отнести глобальный экономический бум 90-х годов, возникновение социализма со свободными рыночными отношениями, приватизация государства благосостояния, подъем тихоокеанского региона, десятилетие прихода женщин на руководящие посты, расцвет биологии, возрождение искусств, универсальный образ жизни, религиозное возрождение нового тысячелетия, триумф личности . Как видим, четыре последние мегатенденции целиком и полностью охватывают мир ценностей духовной культуры.

Литература по теме 11

Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. 1988.

Башнянин Г. И. Экономическое измерение. Структура. Принципы. Функции. Львов. 1994.

Бунич П. Г. Новые ценности. М. 1989.

Брожик В. Марксистская теория оценки. М. 1982.

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб. 1996.

Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М. 1967.

Леиашвили П. Р. Анализ экономической ценности. М. 1990.

Маркс К. Капитал. Т. 23.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М. 1910.

Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М. 1992.

Производство как общественный процесс. М. 1986.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб. 1911.

Риккерт Г. Философия истории. СПб. 1908.

Северянин И. Библиотека поэта. М. 1975.

Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М. 1989.

Франк С. Л. Этика нигилизма //Вехи. Из глубины. М. 1991.

Швейцер А. Культура и этика. М. 1973.