Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм. Виды социальных общностей

Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм. Виды социальных общностей

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом.

Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть обще ственными отношениями . Значительная часть обще?ственных отношений характеризуется противоречи?выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальныенормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т.

е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название — деликвентное (буквально — преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму — поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 21Следующая ⇒

Современные общ отношения регулируются совокупностью соц- нормат системы.

Соц нормы — правила поведения, регулирующие группу общ отношений.

Социальные нормы — это необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Общее назначение социальных норм — упорядочить совместное существование людей, обеспечить и согласовать их социальные взаимодействия, придать последним стабильный, гарантированный характер.
Признаки социальных норм:
1. отражают достигнутую степень экономического, политического, культурного развития общества
2.являются правилами поведения людей и их групп
3.являются правилами общего характера с абстрактными адресатом и многократностью действия
4.характеризуются обязательностью исполнения и общественным осуждение в случае своего нарушения.
Критерии разграничения социальных норм:
— по способу образования выделяются стихийно образованные (мораль, обычаи) и нормы, установленные сознательно (нормы права)
— по способу закрепления выделяют: устные и письменные
— по сфере регулирования общественных отношений (правовые, моральные, религиозные и т.д.)

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права — это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности ) — правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев — это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

Традиции - как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал - это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Корпоративные нормы:

создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;

распространяются на членов данного сообщества;

обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;

закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

5. Религиозные нормы — правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах - Библии, Коране и др. - либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;

определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;

регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;

закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

6. Нормы соц этикета — Нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения бла­гоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружаю­щими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расхо­диться с его истинным отношением к людям, событиям.

8. Виды социальных норм

Примеры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю непри­лично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей.Складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Они не охраняются, а обеспечиваются автоматически: человеку выгодно соблюдать эти нормы, т.к. несоблюдения этикета усложнит общение.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Читайте также:

  1. Административно-правовой режим: понятие и виды.
  2. аконность: понятие, принципы, гарантии.
  3. Акт применения норм права: понятие, структура, виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  4. Акты применения права и их виды.
  5. Акты применения права: понятие, структура и виды.
  6. Акты применения права: понятие, структура, виды.
  7. Акты применения правовых норм: понятие, виды.
  8. Акты толкования: понятие и виды.
  9. Аутоэротические фатальности: понятие, особенности, практика
  10. Банковская система РФ: понятие, структура, правовое положение кредитных организаций. Правовой режим банковской тайны.
  11. Билет 12 Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства
  12. Билет 20 Избирательное право РФ – понятие, виды, источники

Вернуться назад на Деловая этика

Одной из уникальных способностей человека является его умение надстраивать природную и социальную действительность вторым миром, миром идеальным, в котором ведущую роль играют представления о добре и зле, т.е. этические, нравственные ценности.

Нравственные нормы и правила, выработанные людьми в целях регулирования своих взаимоотношений, чрезвычайно многообразны. Это многообразие объясняется как всепроникающим характером этих норм, воздействующих на все сферы социальной жизни, так и возможностью свободного выбора каждым из нас тех или иных моральных ценностей. Одним из проявлений этого многообразия нравственных правил и норм и их высокой роли в любой сфере человеческой деятельности является существование не только сводов норм общечеловеческой морали, но и различного рода модификаций этих общих норм в виде совокупности правил, кодексов корпоративной, профессиональной этики. Одной из разновидностей подобной групповой морали является этика бизнеса, или деловая этика. Правда, нет никаких специальных учреждений, которые, наподобие органов правопорядка, отслеживали бы соблюдение этих норм. При этом опытные бизнесмены учитывают в своей практической деятельности требования этих норм не в меньшей степени, чем требования норм права. Жизнь научила их, что самым выгодным является тот бизнес, который основан на соблюдении требований не только права, но и деловой морали.

Неписаные нормы этики, которыми руководствуются так или иначе участники деловых взаимоотношений в целях предотвращения возможных трений и конфликтов, бывают сведены к следующим простым требованиям:

Не опаздывайте. Опоздание должна быть оценено вашим партнером как проявление неуважения к нему. В случае если вы задерживаетесь по непредвиденным обстоятельствам, лучше сообщить об этом заранее. Это правило относится не только к явке на работу, совещание, но и к соблюдению установленных сроков выполнения работы. Чтобы избежать опозданий, задержек, следует выделять время на выполнение работы с тем или иным запасом. По общему признанию, пунктуальность является важнейшим требованием делового этикета.

Будьте немногословными, не говорите лишнего. Смысл этого требования в том, чтобы беречь секреты фирмы аналогично тому, как и свои личные тайны. Общеизвестно, что охрана служебной тайны является одной из важнейших деловых проблем, которые нередко становятся источником серьезных конфликтов. Эта норма относится и к секретам личной жизни сослуживца, которые стали вам по случаю известны. Причем это касается как хороших, так и плохих новостей из личной жизни ваших коллег.

Будьте доброжелательны и приветливы. Соблюдение этого правила особенно важно, когда сослуживцы или подчиненные придираются к вам. И в данном случае вы должны вести себя с ними вежливо, доброжелательно. Нужно помнить, что никому не нравится работать с людьми неуравновешенными, ворчливыми, капризными. Вежливость, приветливость нужны для общения на всех уровнях: с начальниками, подчиненными, клиентами, покупателями, как бы вызывающе они порою себя не вели.

Сочувствуйте людям, думайте не только о себе, но и о других. Очень часто бывает, что у клиентов, которых вы обслуживаете, имеется негативный опыт общения с другими организациями. В этом случае особенно важно проявить отзывчивость, сочувствие и предупредить законные опасения. Конечно, внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов и покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, даже если оно не совпадает с вашим. Не прибегайте в данном случае к резким возражениям, в случае если вы не хотите оказаться в разряде людей, которые признают существование только двух мнений: своего и неправильного. Именно люди подобного склада часто становятся зачинщиками конфликта.

Виды социальных норм и признаки

Следите за своей одеждой, внешним видом. Это значит, что нужно уметь органично вписываться в ваше окружение на службе, среду работников вашего уровня. Причем это не исключает возможности одеваться со вкусом, подбирая соответствующую цветовую гамму и т.п.

Будучи оператором в банке, не стоит являться на работу с дорогим кейсом, который не по карману даже президенту банка. Конечно, это мелочь, но такая, которая может повредить вашему продвижению по службе.

Говорите и пишите хорошим языком. Это означает, что все произнесенное и написанное вами должно быть изложено грамотным, литературным языком. В случае если у вас есть на данный счёт сомнения, перед тем как отправить письмо от имени фирмы, сверьте правильность написания со словарем или дайте проверить письмо сотруднику вашего уровня, которому вы доверяете. Следите за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов, даже в разговоре личного характера, ибо это может перерасти во вредную привычку, от которой будет трудно избавиться. Не воспроизводите выражения тех людей, которые подобные слова употребляют, поскольку может найтись человек, который поймет эти слова как ваши собственные.

Эти основные правила деловой этики служат важнейшей предпосылкой формирования той атмосферы сотрудничества, которая создает надежный заслон против деструктивных конфликтов.

Конечно, реальная жизнь сложна, противоречива. Хорошо известно, что кроме цивилизованного, гуманного бизнеса, существует еще и бизнес криминальный, использующий совсем другие методы и исповедующий иные моральные ценности. Основными методами здесь являются обман и мошенничество, угрозы и шантаж, заказные убийства и террор. По этой причине каждый, кто вступает в суровый мир бизнеса, делает свой выбор между ценностями цивилизованного и криминального, теневого бизнеса.

И каждый рано или поздно убеждается в том, что по настоящему эффективным, успешным должна быть только цивилизованный, гуманный бизнес, основанный на позитивных морально-этических ценностях.

Рассмотренные требования психологического характера, организационно-управленческие принципы, а также позитивные моральные нормы делают любую организацию надежной, стабильной. Все эти нормы служат долговременной основой для предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов. В странах с развитой рыночной экономикой эти требования и нормы часто включаются в тексты договоров между компаниями.

Среди таких норм, специально направленных на предупреждения конфликтов, наиболее часто встречаются следующие:

Использование при возникновении разногласий форм бесконтактного общения, к примеру, в форме писем или электронной почты, поскольку в условиях возникшего эмоционального напряжения непосредственный контакт чреват возможностью обострения отношений.
Поручение ведения переговоров по спорным вопросам только лицам, занимающим высокое положение в фирме и имеющим все необходимые полномочия.
Привлечение в необходимых случаях уже на ранних стадиях конфликтной ситуации специалистов – конфликтологов, чтобы избежать возможного дальнейшего ухудшения ситуации и больших материальных и моральных потерь.
Использование в ходе переговоров всех, даже самых малых шансов на достижение примирения.
В случае неудачи переговоров четко определять дальнейший порядок рассмотрения спора в досудебном или судебном порядке.


©2009-2018 Центр управления финансами.

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Социальная норма

Социальные нормы - это одобренные и принятые большинством порядки поведения, направленные на регулирование общественных отношений. Социальные нормы устанавливают, какое поведение человека считается приемлемым в рамках общества; что делать допустимо, а что нет; создают ситуацию, при которой один человек знает, чего ждать от другого.

Социальная норма является таковой в случае, если присутствуют следующие признаки :

  • одобрение большинства
  • объективность, т.е. независимость от воли человека
  • различие по степени обязательности соблюдения
  • ориентация на регулирование отношений между индивидом и обществом
  • направленность на контроль отклоняющегося поведения

Социальные нормы имеют разные классификации.

По способу регулирования:

По степени обязательности выполнения:

Социальные нормы

Сущность

Пример

Запрещающие

Исполнение социальных норм предполагает отсутствие какой-либо деятельности.

Запрет на использование нецензурной лексики в общественных местах.

Побудительные

Результат следования социальным нормам побуждает к их исполнению.

Дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ за участие в олимпиадах на городском, федеральном и международном уровне.

Выполнение социальных норм необязательно, но желательно.

Погашение кредита в срок.

Императивные/повелительные

Социальные нормы, выражающие обязанность индивида.

Обязанность президент РФ руководит внешней политикой государства.

По масштабу:

По сфере действия:

  • Обычаи и традиции - эталоны массового поведения.
  • Моральные нормы - негласные социальные нормы, формирующие представление человека о хорошем и плохом.
  • Правовые нормы — юридически закреплённые, обязательные правила поведения, контроль над выполнением которых осуществляет государств.
  • Религиозные нормы — предписания в священных книгах.
  • Эстетические нормы , формирующие представление человека о красивом и безобразном.

Социальные нормы выполняют ряд функций:

Функция

Толкование

Пример

Регулятивная

Создание ограничений возможного поведения человека в обществе

Согласно ПДД, велосипедисты старше 14 лет должны ездить по правой стороне проезжей части

Социализация

Способствуют успешному функционированию личности в обществе

Зная, что нельзя неуважительно относиться к учителям, Света стала любимицей педагога по математике.

Оценочная

Возможность классифицировать поступки окружающих как законные-незаконные, хорошие-плохие.

Владимир осведомлен, что избивать своих одноклассниц - запрещено нормами морали, но приемлемо дергать их за косички.

Понятие «социальный институт»

Социальный институт выступает в качестве объекта социологических исследований, а многие авторы в данной сфере называют его базовой категорией социологической науки. Значимость социальных институтов возрастает, и в современном мире невозможно представить себе структуру социума без такого разделения. Связано это с многообразием жизнедеятельности человека, отсутствием статичности, а также динамичным развитием всех социально-политических, экономических и духовных областей.

Замечание 1

Принято рассматривать социальные институты как структурообразующий элемент социальной системы, так как жизнь человека институциолизировалась в течение продолжительного времени, что привело к выделению в ней ряда крупных общественных элементов. Именно эти процессы определили существование социологии и ее дальнейшее развитие.

В связи с существованием разнообразных точек зрения сегодня невозможно выделить только одно определение понятия «социальный институт». Поэтому в результате выделяют сразу несколько равноценных определений:

  1. Социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, которая преследует единую цель. В данном случае авторы выделяют несколько основных социальных институтов: собственность, государство, семью, образование, управление и другие;
  2. Социальный институт выступает в качестве основной формой закрепления деятельности, а также способы ее осуществления, которые обеспечивают стабильное развитие и функционирование общества и общественных элементов во всех сферах жизнедеятельности человека (в политической, экономической, социальной и духовной сферах);
  3. Социальный институт в западной социологии представляет собой устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм и установок, которые являются общеобязательными и распространяются на все сферы человеческой жизни (на политику, армию, церковь, школу, семью, мораль, право, здравоохранение, спорт).

Признаки социального института

Определение 1

Общество – это и есть совокупность всех имеющихся социальных институтов, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Связь между ними безусловно, и основана она на признаках единства, функциональности и продолжительности.

Сами социальные институты также обладают рядом своих уникальных признаков. Во-первых, они целесообразны, преследуют единую цель, а представители институтов ставят перед собой важные задачи, решение которых необходимо для жизни человека, его успешного функционирования и развития. По сути, цель социального института – максимально удовлетворить потребность человека, которая формируется в определенный временной промежуток. Потребности также складываются по мере тенденций развития общества. Например, институт семьи служит для удовлетворения потребности человека в первичной социализации, для реализации репродуктивной и воспитательной функции.

Во-вторых, в каждом социальном институте существует своя система социальных статусов. Социальный статус – это права и обязанности человека. Помимо статуса в социальных институтах регламентируются социальные роли. В результате такого структурирования образуется своеобразная иерархия. Например, в институте образования существуют такие статусы и роли, как ректор, декан, преподавательский состав, лаборанты и сами студенты. Каждому статусу и роли соответствует свой регулятор социальных связей: ментальность, нормы поведения, нормы морали, а также идеология.

В-третьих, социальные статусы и роли, которые определены в рамках отдельного социального института, необходимы для того, чтобы реализовывать потребности человека в соответствии с ценностями и нормами, которые предписаны в отдельном обществе.

В-четвертых, один из ключевых – их исторический характер. Авторы, которые глубоко исследуют данную тему, отмечают, что возникновение социальных институтов было стихийных, они появились как бы «сами собой». Никто не придумывает их, они формируются самостоятельность. Безусловно, с развитием общества появилась необходимость в контроле этих социальных институтов, поэтому вокруг них сформировались социальные нормы, правила, которые носят санкционный и легитимный характер.

Виды социальных институтов

Социальный институт включает в себя целую совокупность разнопорядковых и разноуровневых компонентов, которые отличаются по некоторым признакам: субъект деятельности, предмет исследования, средства и результаты достижения поставленных целей и реализации задач, широкий функционал. В связи с этим традиционно среди ключевых выделяют следующие:

  • Институт образования, куда входит наука, образование, специальное образование для детей с особенностями развития, общее образование, дошкольное и школьное образование, а также послевузовское образование;
  • Институт экономики – включает в себя все уровни производства, банки, предприятия, потребительскую кооперацию, а также такие направления, как менеджмент, реклама, public relations;
  • Институт армии – таможенная служба, внутренние войска, система допуска государственных служащих, социальная защита военнослужащих и их семей, дедовщина;
  • Система медицинского страхования, а также социальная защита населения, которая распространяется на все социальные слои, которые нуждаются в ней и в ее ключевых средствах (реабилитация, медицинское обслуживание, патронаж, опекунство).

Замечание 2

Также среди других видов социальных институтов выделяются следующие: экономико-социальные институты (банки, деньги, обмен, собственность, хозяйственные объединения), (государство, партии, профсоюзы, а также иные виды организаций, которые поддерживают политическую деятельность и охватывают широкие слои населения), социально-культурные и воспитательные институты, которые ответственны за сохранение, закрепление и трансляцию культурных норм и ценностей; нормативно-ориентирующие институты, нормативно-санкционирующие институты, которые формируют правовое сознание индивидов и регулируют его.

Социальная общность является одной из важных составляющих социума.

Социальные общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

Именно поэтому их изучение является важным направлением социологической науки. Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом общественно-исторического процесса.

Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Таким образом, в качестве основных черт социальных общностей можно выделить следующие:

1) реальность – социальные общности не являются умозрительными абстракциями или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить;

2) целостность – социальные общности не являются простой совокупностью индивидов, социальных групп или иных социальных, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем;

3) выступление в качестве объекта социального взаимодействия – социальные общности сами являются источниками своего развития. Становление и функционирование социальных общностей происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных, экономических и политических движений.

По времени продолжительности существования – от длящихся минуты и часы до живущих столетия и тысячелетия этносов, народностей, наций.

По плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований.

Разнообразные виды общностей образуются на различной объективной основе.

В качестве таких оснований можно выделить следующие характеристики:

1) характер общественного производства (производственный коллектив, социально-профессиональная группа);

2) этническая принадлежность (народности, нации), которые отличаются спецификой экономической деятельности, окружающей природной среды и другими качествами;

3) естественные социально-демографические факторы (пол, возраст, принадлежность к социальному слою, например, студенчество и т. д.);

4) культурные особенности (различные культурные объединения: театральные, кинематографические и т. д.);

5) политические ориентации (политические партии и общественные движения).

Все социальные общности можно разделить на массовые и групповые .

Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с непосредственным качественным и количественным составом, не имеющие четко обозначенного принципа вхождения в них;

2) для них характерен ситуационный способ образования и существования, так как они функционируют в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, то есть эти общества преодолевают классовые этнические и иные границы;

4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в качестве структурных единиц более широких общностей.

Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.

Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни людей, из которых она образуется. Однако совокупность людей становится общностью только тогда, когда они могут осознать эту одинаковость, проявить свое отношение к ней. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим».

Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями.

Осознание данного единства присуще любой социальной общности. При этом существует прямая зависимость между характером основы общества и осознанием единства; чем больше общих условий лежит в основе их формирования, тем больше единство данной общности. Поэтому наиболее присуще осознание единства для этнических общностей: наций, народов, народностей.

2. Социальная группа как объект социологического изучения. Виды социальных групп

П. Сорокин отмечал, что «…вне группы история нам не дает человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы…». Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.

Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т. д.

Первые попытки создания социальной теории групп были предприняты в XIX – начале XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом .

В обыденной жизни понятию «социальная группа» даются самые различные толкования.

В одном случае этот термин применяется для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте.

Примером такого сообщества могут быть индивиды, находящиеся в определенный момент на определенной площади или проживающие на одной территории. Такое сообщество называют агрегацией.

Агрегация – это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений социологи выделяют большие и малые социальные группы.

Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие социальные группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько видов.

Номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа.

Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, высокие или низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенный (профессия, пол, возраст) – она приближается к реальным.

Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их удовлетворению совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом.

Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.

Малая социальная группа – это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Таким образом, главным группообразующим фактором в данном случае выступает непосредственный личный контакт. Малая группа имеет ряд отличительных признаков:

1) ограниченное число членов, как правило от 2 до 7 человек, но не более 20;

2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определенного времени;

3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами;

4) принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных потребностей;

5) члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.

Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.

Диада – это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюб-ленных. Триада – активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.

Существуют различные подходы к классификации малых групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вторичные группы.

Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т. д. Впервые термин «первичная группа» ввел в научный социологический оборот Ч. Кули . Автор рассматривал его как элементарную клеточку всего социального организма.

Изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей.

Вторичная группа – это социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.

Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.

В классификации малых групп выделяют также референтные группы. Референтная группа – это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Разработка этого социального явления были проведены американским социологом Г. Хайменом . В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.

При рассмотрении малых социальных групп принято выделять также группы членства – группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда между группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв межличностных связей, что грозит разрушением социальной группы. В современном обществе такие явления имеют значительные масштабы.

Прежде всего это связано с развитием информационных технологий. Официальная мораль, если она не поддерживается в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.

3. Социальные квазигруппы. Социальный феномен толпы. Особенности поведения людей в толпе

Помимо указанных типов социальных групп в социологии выделяются группы, которые появляются непреднамеренно и носят случайный характер. Такие спонтанные неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа – это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида.

Одним из самых ярких примеров квазигруппы является толпа. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов.

Социальная структура толпы, как правило, проста – лидеры и все остальные участники.

Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.

В зависимости от характера поведения и формирования толпы можно разделить на несколько видов.

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например, собрание людей на улице возле произошедшего дорожно-транспортного происшествия. В этом виде толпы людей объединяют либо незначительные цели, либо вовсе бесцельное времяпровождение.

Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако при определенном изменении условий такая толпа может быстро сплотиться и приобрести общую структурированность.

Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.

Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личного удовольствия ее членов при активности людей, которая уже сама по себе является целью и результатом. Например, собрание людей на проведении рок-фестиваля.

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Одной из важнейших форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех членов.

Действия сборища направлены на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.

Распространенным примером сборища является ликующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Другая форма действующей толпы – восставшая толпа.

Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.

Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наименьшей степени подвержен различным случайным явлениям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.

Несмотря на то, что толпы сильно различаются по характеру и поведению, можно выделить общие черты, характерные для поведения людей в любой толпе:

1) внушаемость . Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства;

2) анонимность . Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, ее индивидуальные члены не воспринимаются и не выделяются как индивиды;

3) спонтанность . Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанному поведению, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своим поведением и их действия диктуются исключительно эмоциями, царящими в толпе;

4) неуязвимость . Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении акта вандализма футбольными болельщиками каждый из участников действия снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.

В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в «обычных» условиях социальные нормы и табу. Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, сминает всякую попытку сопротивления или сомнения.

Тут понятны аналогии с бешеным потоком, селем и т. п. Но это лишь аналогии: поведение самой неистовой толпы имеет свою логику, причем это логика социального действия, участники которого действуют как существа социальные.

В действующей толпе, особенно в сплоченной, всегда можно обнаружить более или менее определенную и устойчивую собственную структуру.

В ее основе лежит некоторый традиционный поведенческий стереотип (ксенофобия религиозная или этническая, кровная месть, «закон Линча» и пр.) и ролевой механизм (например, подстрекатели, активисты, крикуны и т. д.). Нечто подобное существует и в ситуации разобщенной, панической толпы (стереотип «спасайся кто как может» и соответствующее распределение ролей).

Ролевой этот набор в толпе беден, функции сводятся к триггерным и усилительным.

4. Социология этнических общностей

В научной литературе под этнической общностью принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на одной территории, имеющих свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса, – Россия, Франция, Индия и т. д.

Интегративным показателем сложившейся общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, территории, традиции, обычаи и т. п., то есть такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Вопрос исследования этносов очень важен для социологии, так как именно этносы представляют собой самую стабильную социальную общность.

Наиболее разработанной на сегодня концепцией этносов является концепция этногенеза Л. Н. Гумилева. В своей книге «Этногенез и биосфера земли» исследователь разработал теорию «пассионарности».

Природно-биологический характер этноса Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях.

Любой этнос есть результат процесса адаптации человека к природно-географическим условиям обитания. Этнос – это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер.

Гумилев в своей теории пытался раскрыть причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, культурологическая концепция этноса не объясняет.

Главной причиной зарождения и развития этнических общностей является присутствие в них «пассионариев» – наиболее энергичных, даровитых и развитых людей и «субпассионариев», обладающих противоположными качествами.

Появление пассионариев и субпассионариев есть процесс генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря деятельности энергических пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к гибели этноса.

Природно-климатические условия играют очень важную роль, так как именно под их действием вырабатывается определенный стереотип поведения, характерный для данного этнического сообщества. В качестве общепринятой классификации этносов в социологии выступает выделение трех их видов: племени, народности и нации, различающихся по уровню развития.

Племя – это тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей в данной общности объединяют общие примитивные религиозные верования (фетишизм, тотемизм), зачатки политической власти (совет старейшин, вожди), наличие общего разговорного диалекта. В ходе развития племена объединяются и создают союзы, которые совместно осуществляют переселения и завоевания, что ведет к образованию народностей.

Народность – это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на крови, а на территориальном единстве. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, наличием культуры в виде мифов, сказок, устоев. Народность обладает сформировавшимся языком, особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

Нация – это исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Процесс создании нации как наиболее развитой формы этноса происходит в период окончательного складывания государственности, широкого развития экономических связей, общей психологии, особой культуры, языка и т. д.

Ярко выраженной особенностью современной эпохи является тенденция к национально-этническому возрождению многих народов, их стремление самостоятельно решать проблемы собственного существования. Среди основных причин национального возрождения народов и их политической активности следует отметить следующие:

1) стремление народов укрепить все элементы социальной справедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных федеративных государств;

2) реакция многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате их национальной самобытности;

3) желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территории и играющие роль в удовлетворении их жизненных потребностей.

Для достижения задачи этнического возрождения необходима готовность нации понять свои подлинные интересы, а также интересы других наций и найти точки соприкосновения.

5. Организация как объект изучения социологии

Понятие «организация» употребляется в нескольких значениях:

1) как упорядоченность какого-либо объекта; тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ единения частей в целое;

2) как вид деятельности; организация – это процесс, включающий распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию;

3) как искусственное объединение людей для решения каких-либо задач.

В западной социологической мысли организация представляется как произвольное соглашение людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за каждым членом организации определенную функцию для наиболее эффективной деятельности всей организации в целом.

У всех объединившихся людей предполагается наличие общих интересов, а в идеальном типе организации – совпадение целей организации с целями каждого ее члена.

Отличительными характеристиками социальной организации является определенная структура социальных отношений индивидов и система распределяемых ими верований и мотивирующих ориентаций.

Можно выделить четыре подхода к определению организации:

1) организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему, что делает организацию похожей на сложный биологический организм (Д. Марч и Г. Саймон );

2) организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью (К. Барнард );

3) организация для достижения специфических социальных целей должна быть формализована, обладать формальной структурой (П. Блау, У. Скотт );

4) организация – это социальное объединение (человеческие группы), сознательно конструируемое и реконструируемое для специфических целей (А. Этциони ).

В западной социологии можно выделить несколько основных подходов к анализу организаций.

Рациональный подход. В рамках этого подхода организация мыслится как «инструмент» рационального средства достижения четко поставленных целей.

Организация в данном случае рассматривается как совокупность отдельных самостоятельных частей, способных изменяться и заменять друг друга, не нарушая при этом целостности системы. Сторонники этого подхода, представителем которых является М. Вебер, не придают значения неформальным отношениям между членами организации.

Естественная модель. Организация – некий организм, которому присущ органический рост, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия системы. Согласно данной модели организация может продолжать свое функционирование даже после успешного достижения своих целей. Для представителей этого направления главной задачей является поддержка равновесия организации.

Большое внимание уделяется неформальным отношениям в организации.

Концепция «организации-машины» , разработанная французским инженером и исследователем А. Файолем , отмечает безличность организации и формально-рациональные отношения между рабочими и четкую иерархию управления. При этом задача организации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координацию и планирование работы разных звеньев организации. Таким образом, человек рассматривается как элементарная клеточка в системе управления.

Интеракционистская модель рассматривает социальное взаимодействие и коммуникцию как фундаментальные процессы любой организации.

Положительной стороной этой модели является утверждение о невозможности строго рационального и формального построения организации, в которой работают живые человеческие личности со своими интересами, потребностями, ценностями, которые не могут не влиять на процесс выполнения ими их функций. Поэтому необходимо принять ограниченность рациональной модели и невозможность полной формализации поведения людей.

Итак, существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, направленной на достижение целей. При этом социальное взаимодействие в организации является составной частью общего процесса социального взаимодействия в обществе в целом и поэтому нельзя изолировать члена организации от общества, необходимо видеть в нем человеческую личность со своими интересами и потребностями.

На исследование организаций в общественной социологии наложила отпечаток господствующая идеология. Долгое время отечественные социологи преимущественно изучали социологию труда, малых групп, социальное планирование, не проводя исследований в области управления организаций. Только с началом проведения социально-экономических и политических преобразований в 80-90-е гг. XX в. появилась потребность в исследовании управленческого характера организаций.

6. Сущность, структура и типология социальных организаций

Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных.

Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы.

Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т. е. доход, образование, реализацию своих способностей, профессиональное продвижение.

Таким образом, можно говорить об организации как о социальной системе, элементами которой являются люди, группы, коллективы.

Вместе с тем любая организация сама является элементом общественной системы. Общество может рассматриваться как совокупность взаимодействующих организаций. Они являются самыми распространенными формами человеческой общности, первичными ячейками социума.

Организация выполняет роль посредника между человеком и обществом, а социальная жизнь организации – это постоянное разрешение противоречий между интересами личности, организации и общества.

С социологической точки зрения структура социальной организации определяется ее ценностно-нормативными стандартами, регулирующими размещение и взаимосвязь социальных позиций (должностей) с присущими им ролевыми предписаниями.

Характерной особенностью социальной структуры организации является обязательная иерархическая упорядоченность социальных позиций, позволяющих координировать социальные позиции различных уровней присущими им кругом прав и обязанностей.

На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая обязательную подчиненность низших звеньев персонала высшим.

Кроме того, социальные позиции и роли, из которых складывается социальная структура организации, отличаются весьма строгой и однозначной нормативной регуляцией, которая предписывает каждому члену организации строго очерченный круг должностных обязанностей и соответствующий уровень ответственности.

Одним из обязательных условий для успешного функционирования организации является возможность служебной карьеры для ее членов, так называемая «вертикальная мобильность» или успешное продвижение по иерархической лестнице служебных должностей.

Следует отметить, что современный работник должен постоянно повышать свою квалификацию.

Во-первых, это дает возможность персоналу постоянно обновлять свои знания и профессиональные навыки в соответствии с меняющимися условиями производства, а во-вторых, повышение квалификации выступает непременным условием служебной карьеры или просто «соответствия должности».

Другим важным условием функционирования формальной организации является система налаженной коммуникации, т. е. взаимосвязь потоков информации, циркулирующей между различными звеньями организации.

Коммуникация необходима для принятия управленческих решений и рациональной координации деятельности людей.

Взаимный обмен информацией между различными звеньями организации является важнейшим условием, средством делового общения и социального взаимодействия членов организации.

В социологической литературе существует множество подходов к типологии организаций.

В первом подходе, который называется традиционным, выделяют три вида:

1) предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие);

2) учреждения (финансовые, культурные, научные, управленческие, образовательные, медицинские);

3) общественные организации (религиозные, профессиональные, добровольные).

Второй подход основан на делении организаций на основе общественных отношений: экономические, социальные, культурные, управленческие.

В каждом из этих типов есть существенное сходство, определяющее цели и функции организаций.

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

1) добровольные, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профсоюзы, клубы, религиозные объединения);

2) принудительные, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьма, психиатрическая лечебница);

3) утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры).

Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие типы организаций:

1) деловые, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, фирмы, банки);

2) общественные, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить экономические, политические, социальные, культурные и другие потребности (политические партии, общественные движения);

3) промежуточные, сочетающие в себе признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества);

4) ассоциативные, возникающие на основе взаимной реализации интересов (клубы, неформальные группы).

В рамках другой классификации выделяются два основных типа организаций: административные и общественные. Первые в свою очередь подразделяются на:

1) промышленно-хозяйственные, а также финансовые;

2) административно управленческие (органы государственного управления различного уровня);

3) научные и исследовательские организации;

4) учреждения культуры и досугового обслуживания населения.

К общественным организациям относятся политические партии и добровольные общественные организации, творческие союзы и другие.

Широко распространена в отечественной социологической литературе типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др.

Среди массовых общностей социологи разделяют толпу и массу .

Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “Герои и толпа”.

Масса отличается от толпы опосредованным контактом.

В случае если какие-то значимые потребности людей не реализуются, и они осознают ϶ᴛᴏ как угрозу ϲʙᴏему существованию, включаются механизмы защитного поведения. Возникает общность интереса, основанная на беспокойстве или даже страхе — формируется толпа. Человек перестает ощущать ϲʙᴏи ролевые маски, снимает с себя ограничители поведения, он как бы регрессирует в мир первобытных страстей.

В толпе формируется чувство особой мощи, многократного увеличения собственных усилий. Человек чувствует себя увлеченным общим порывом, превращается в часть единого, живого организма. Во главе ϶ᴛᴏй свежепереплавленной общности стоит лидер , и толпа полностью, беспрекословно подчиняется его воле.

Различают четыре основных типа толпы:

  • случайную;
  • конвенциальную;
  • экспрессивную;
  • активную

Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью .

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, кᴏᴛᴏᴩые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.

Отметим, что театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е гг. чиновники от спорта решили нарушить ϶ᴛᴏт обычай и запретили болельщикам громко выражать ϲʙᴏи эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, ɥᴛᴏбы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, ɥᴛᴏбы выразить ϲʙᴏи чувства и интересы .

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, кᴏᴛᴏᴩая проявляет себя в действии . Стоит заметить, что она собирается для того, ɥᴛᴏбы принять участие в действии, а не для того только, ɥᴛᴏбы наблюдать события или выражать ϲʙᴏи чувства.

Видное место среди массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), кᴏᴛᴏᴩые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — ϶ᴛᴏ устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием ϲʙᴏего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием)

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса будет общность территории , поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии, когда этнос сформировался, ϶ᴛᴏт признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.

Другим важным условием формирования этноса будет общность языка , хотя и ϶ᴛᴏт признак этноса не имеет абсолютного значения.

Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей .

Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание чувство принадлежности к определенному этносу . Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах, входящих в этнос людей, опирающееся на генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родной землей, родным языком.

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный механизм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации . Стоит сказать, для более устойчивого существования этнос стремится к созданию ϲʙᴏей социально-территориальной организации племенного или государственного типа . С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в данных условиях они могут сохранять этническую идентичность как принадлежащие к одной социальной общности.

В качестве примера можно рассмотреть формирование и развитие русского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине IХ в. С ϶ᴛᴏго времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — русская нация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину нация будет многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой по крайней мере отчасти осознающей факт ϲʙᴏего существования и развития. Кстати, эта группа состоит из индивидов, кᴏᴛᴏᴩые: будут гражданами одного государства; имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории данных индивидов и их предшественников; занимают общую территорию, на кᴏᴛᴏᴩой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивает, что только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком, культурой и территорией, она действительно образует нацию.

Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X в. православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 998 г. Князем Владимиром ϲʙᴏих подданных) По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IX до XVIII в. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в т.ч. и западной культуры.

Основополагающей идеей национальной духовной русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности. Кстати, эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Последующее развитие духовно-нравственных основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.

История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. Были периоды, когда она на время утрачивала ϲʙᴏю государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в смутное время XVI в. или в период революции и гражданской войны начала XX в.) В конце XX в. произошло ее разделение по политическим мотивам на Россию, Белоруссию, Украину в рамках СНГ. Но преимущества сообщества людей, близких по крови и духу, неминуемо заставят политическое руководство данных стран искать и находить формы объединения. Создание Союза России и Белоруссии, его расширение и углубление — убедительное свидетельство целесообразности данного процесса.

Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в другом - резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.

Социальные отношения - это отношения между или их членами. Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.Отношения классифицируют по следующим основаниям: -с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);
- по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);
- по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);
- с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);
- исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).

Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе. Социальные отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т. д.

Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.). Это множество предопределяется разнообразием функционально-производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.

Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя. Экономические отношения вплетены в производственные через (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте человеку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и произведенной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.

Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными. Первые возникают в результате чрезмерного вмешательства государства в экономику. Вторые образуются за счет либерализации, свободы экономических отношений. Однако степень их свободы бывает разной - от полной до частично регулируемой. Основной признак нормальных экономических отношений - саморегулируемость за счет , соотношения . Но это не значит, что государство вообще устраняется от контроля за экономическими отношениями. Оно взимает налоги, контролирует источники доходов и пр.

Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека. Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в реальных сообществах людей. Эти правила несут на себе огромную нравственную нагрузку.

Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлении нравственных отношений много культурно-исторических условностей, идущих от образа жизни общества. В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений-человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т. п.

Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия, осмысления своих связей с космосом, объяснения таинственных явлений, которые не поддаются естественнонаучному анализу. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.

Идея Бога позволяет соединить разрозненные и смутные предчувствия случайных и закономерных событий жизни человека в целостный образ земного и небесного бытия человека. Различия в религиях - это прежде всего различия в этнокультурологических концепциях божества как хранителя души человека. Эти различия проявляются в житейском, культовом и храмовом религиозном поведении (ритуалах, обрядах, обычаях и т.п.). Если в принятии идеи Бога все верующие едины, то в ритуальной части богослужения и приближении к Богу они могут стать фанатически непримиримыми друг другу. Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, магометанином и т.д.

Политические отношения концентрируются вокруг проблемы . Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и полное отсутствие, вредна для жизнеобеспечения сообществ. Гармония властных отношений может быть достигнута путем раз- деления властей - законодательной, исполнительной и судебной. Политические отношения в этом случае должны приобретать характер демократического процесса, в котором задача властных структур и лидеров заключается в поддержании баланса прав на свободу каждого члена общества. Этнические отношения возникают из различий сходства образа жизни локальных групп населения, имеющих общее антропологическое (родоплеменное) и географическое происхождение. Различия между этносами являются естественно-психологическими, так как в образе жизни этноса закреплен уклад общественных отношений, способствующих оптимальной адаптации человека к конкретной природной (географической и социальной) среде. Этот уклад естественно вытекает из особенностей воспроизводства жизни в конкретных условиях. Соответствующий образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и в других культурологических формах общественного бытия.

Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого - нет. Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективной стороной человеческого сознания. Они обретают постоянство в этно-психологических формах поведения, подвергаясь культурологической обработке через различные виды искусства и закрепляясь в социально-исторических стереотипах человеческих отношений.

В психологии уже много десятилетий идет разработка категории отношений в специфическом для этой науки ключе. Но объективности ради следует отметить, что иные психологические школы относились настороженно к попыткам создать теорию человеческих отношений. Однако такой подход явно неоправдан, поскольку названная теория несет в себе сильнейшее гуманистическое начало. Основателем теории человеческих отношений на Западе считается Э. Мэйо, хотя в России одновременно с ним о необходимости разработки теории отношений в психологии писали В.М. , А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев.

Понятие «человеческие отношения» является более широким по сравнению со всеми остальными, обозначающими те или иные отношения. Какое содержание необходимо вкладывать в категорию отношений?

Отвлечемся от многих сторон бытия, с которыми связан каждый человек и к которым у него есть свое отношение, и остановимся лишь на его отношениях с различными общностями, членом которых он является, а также на его отношениях с теми или иными людьми. В этом случае можно выявить, что отношение, во-первых, предполагает актуализацию знания в образнопонятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие; вовторых, оно всегда несет в себе тот или иной эмоциональный отклик взаимодействующих индивидов (общностей) на общность или личность; в-третьих, одновременно актуализирует определенное обращение с ними. Затем, если далее объективировать «психологическую изнанку» каждого из отношений, в систему которых включен человек, можно увидеть цель, которую преследует личность, вступая во взаимодействия с общностями и отдельными людьми, обязательно потребности, которые непосредственно влияют на характер ее отношений. У каждой личности обычно бывают разные отношения с какой-то общностью и даже с отдельным человеком, который входит в ближайшее или более отдаленное окружение. В отношениях одного человека с другим обнаруживается характерный признак - наличие положительной или отрицательной эмоциональной реакции на другого человека. Эта реакция может быть и нейтрально равнодушной или противоречивой. Естественно, что одни отношения в силу своего характера могут нести конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие личности, а действие других отношений может иметь для нее деструктивный результат. В этом смысле для личности особенно важны отношения с субъективно значимыми для нее людьми. Именно они сильнее всего влияют на восприятие личностью окружающего и толкают ее к нестандартным поступкам.

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление степени соответствия характера отношения и формы его выражения в поведении человека, или, как говорил В.Н. Мясищев, в обращении человека с человеком. Формируясь как личность в конкретной социальной среде, человек усваивает и характерный для этой среды «язык» выражения отношений. Не останавливаясь на особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, следует отметить, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах этот «язык» может иметь свою весьма определенную специфику.

Глубоко интеллигентный человек выражает свое недовольство по отношению к другому человеку в корректной, не унижающей достоинство последнего форме. У плохо воспитанного, грубого человека форма выражения такого недовольства совсем иная. Даже проявление радости у представителей одной социальной подгруппы различается в зависимости от присущих им разных . Естественно, для того чтобы при общении с другим человеком адекватно воспринимать и понимать его отношение, надо проявлять весьма тонкую наблюдательность, в том числе и к форме выражения этого отношения. Разумеется, сказанным не утверждается, что отношение передается лишь с помощью речи и голоса. В живом, непосредственном общении участвуют и мимика, и пантомимика. И наконец, формой выражения отношения могут быть действие и поступок.

Вместе с тем существуют не только индивидуальные формы выражения одного и того же отношения. В жизни имеют место случаи, когда человек в общении искусно имитирует какое-то иное отношение, которого у него фактически нет. И такой человек необязательно является лицемером. Чаще всего при общении истинное отношение скрывается, а имитируется другое отношение, если человек хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле, в глазах тех, чьим мнением он дорожит. Мы завидуем более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам. Нам не нравится стиль руководства начальника, а мы не только ему не перечим, но и вслух одобряем его деяния. В жизни есть расхожая фраза: «Не портить отношения!», смыслу которой как раз и соответствуют приведенные примеры. Конечно, в подобных случаях люди вступают в сделку со своей совестью. Нравственная цена этой сделки тем выше, чем серьезнее общественные последствия нашего двуличия. Сказанное вовсе не означает, что никогда и ни при каких жизненных обстоятельствах нельзя скрывать своего истинного отношения к чему-то или комуто. Так, в работе врача, следователя, разведчика, тренера порой возникают ситуации, когда без маскировки переживаемого отношения невозможно решить свои профессиональные задачи.

Детальное описание других видов социальных отношений, которые не стали предметом рассмотрения в данном учебном пособии, содержится в книге Д. Майерса «Социальная психология».

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения: способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии. Неприязнь или симпатия, испытываемые участниками общения, сказываются на его непринужденности и искренности, на степени легкости выработки единого мнения, на тех психологических последствиях, с которыми каждый из участников «выходит» из состоявшегося общения. Психологический механизм действия отношения на разворачивающийся процесс общения понятен: неприязненное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает ее к недооцениванию позитивных шагов с его стороны, направленных на успешный итог общения. Точно так же неприязненное отношение провоцирует личность на поведение, которое не ведет к углублению взаимопонимания общающихся, к установлению подлинного сотрудничества между ними.

Если отношения участников общения, так сказать, асимметричны, например, один из общающихся проявляет к другому пылкую любовь, а последний испытывает к нему неприязнь и даже, может быть, ненависть - нормального межличностного общения не произойдет. Чаще всего со стороны одного из общающихся будет стремление к подлинному межличностному взаимодействию, а со стороны другого - либо общение на формальном уровне, либо попытки «поставить партнера по общению на место», либо откровенное избегание общения.

Итак, мы рассмотрели , субъектами которого выступали отдельные личности. Однако в повседневной жизни помимо общения человека с реальными партнерами имеет место общение с самим собой. Такое общение «в уме» называют пролонгированным. Индивид может мысленно продолжать разговор с человеком, с которым недавно общался, особенно если они вели спор и некоторые аргументы пришли ему на ум позже.

Во внутреннем, умственном, плане происходит и предобщение человека: он может заранее обдумывать предстоящий разговор, предполагать возможные аргументы и контраргументы участников общения. Как правило, продумывается тактика разговора, предполагающая ориентировку в содержании общения, в возможных типах контактов, пространственно-временной организации общения (размещении участников, времени начала общения и т. п.).

Продумывание «в уме» тактики общения предполагает наличие у человека образа партера (партнеров) по взаимодействию и прежде всего предвосхищение того, кто будет стремиться доминировать в общении или занимать подчиненную позицию, а кто расположен к равноправному общению, к сотрудничеству и взаимопониманию. Исходя из изложенного о пролонгированном общении и предобщении, можно говорить об общении с представляемым партнером, воображаемым собеседником. В отличие от общения, происходящего в воображении писателей, здесь имеет место представление образа реально существующего человека, который в данный момент отсутствует. Такой вид общения чрезвычайно важен для развития личности и формирования ее самосознания. Это могут быть общение со своим вторым «Я» или внутренняя речь, являющаяся ретрорефлексией, т. е. анализом совершенных действий, поступков, критическая их оценка в настоящий период.

Разновидностью общения с самим собой может быть крайний вариант эгоцентрической речи. В этом случае общение может протекать с реальным человеком или конкретными людьми, но личность настолько увлекается произнесением речи, своими высказываниями, что забывает о партнерах и продолжает говорить «бесконечно», хотя слушателям это явно надоело и они перестали слушать.

Здесь общение носит явно односторонний характер. В этом параграфе даны самые общие характеристики общения и отношения, которые далее будут освещены в новом ракурсе и более конкретно.