Гармоничные сочетания цвета. Гармоничные цветовые сочетания Монохроматичесое сочетание цветов

Гармоничные сочетания цвета. Гармоничные цветовые сочетания Монохроматичесое сочетание цветов
Гармоничные сочетания цвета. Гармоничные цветовые сочетания Монохроматичесое сочетание цветов

ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ

Гармонические сочетания - это схемы, которые позволяют быстро, и главное грамотно, подобрать цветовую гамму для создания колористического образа. В идеале схемы гармонических сочетаний необходимо рассматривать комплексно, т.е. учитывая основной колорит одежды, макияжа и цвета волос. В противном случае, есть опасность создать образ, где голова будет существовать отдельно от всего остального. То есть мы опять затрагиваем вопрос: профессиональный колорист не имеет права работать односторонне, и должен рассматривать цвет со всех сторон. Мой совет для окрашивания волос: использовать один-два цвета, а всю остальную гамму н достраивать при помощи средств макияжа и одежды. В таком случае вы сможете создать действительно гармоничный и красивый образ. Если же вам необходимо создать на голове более двух цветов, то воспринимайте голову как один цвет, при создании общего колорита образа, взяв за основу доминирующий оттенок на волосах. При этом важно помнить: созданная цветовая схема трех и более цветов на волосах должна иметь некий отклик и в общем образе. Гармонические сочетания цветов условно можно разделить на пять основных групп:

Ахроматические гармонические сочетания;

Монохромные гармонические сочетания;

Гармонические сочетания аналогичных цветов;

Гармонические сочетания аналогично-полярных цветов;

Гармонические сочетания дополнительных и полярных цветов.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ

Основу этих гармонических сочетаний цветов составляют два или более ахроматических цветов, без добавления хроматических оттен-ков. Контраст создается между тем или иным цветом только по светлоте.

Ахроматические композиции по своей сути статичные. Создают впечатление консерватизма, стабильности и достоинства. Дина-мичность ахроматической композиции можно придать, создав сильный светлотный контраст между цветами.

Ахроматические гармонические сочетания практически невозможно получить на волосах. Эффект ахроматической композиции на волосах получается, например, путем мелирования серых (пепельных) русых волос. Также этот эффект заметен на волосах окрашенных в черный цвет и мелированных белыми прядками. Если отступать от общей колориметрии, то за ахроматические цвета при окрашивании волос можно условно брать натуральный естественный ряд.

МОНОХРОМНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ

Основу монохромных гармонических сочетаний цветов состав-ляет какой-то один цветовой тон, который изменяется только по яркости, насыщенности и светлоте (то есть тона, которые лежат на одном цветовом луче).

Сочетание цветов 5/4, 7/4 и 9/44, является монохромным сочетанием, основанным на одном главном оттенке, а контраст создан на светлотных характеристиках и насыщенности цвета.Монохромные композиции по своей сути, как и ахроматические гармонические сочетания, статичные. Динамичность монохром-ной композиции можно придать, создав сильный светлотный контраст или контраст насыщенности между цветами.

Монохромные композиции являются самыми легкими, придают образу впечатление сдержанности, благородства и изыскан-ности.

ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ АНАЛОГИЧНЫХ ЦВЕТОВ

Аналогичные цвета - это цвета лежащие на соседних цветовых лучах (рядом друг с другом - в некоторых источниках Вы сможете найти другое наименование данных сочетаний - родственные цвета). Аналогичные сочетания цветов -это сравнительно сдержанная уравновешенная колористическая гамма, особенно, когда они не содержат резких светлотных контрастов.

Пример от производителя Estel Professional Крем-краска Estel Essex:

Сочетание цветов 9/34, 9/44 и 8/45 составляет композицию аналогичных гармонических сочетаний.

Аналогичные гармонические сочетания также, как и монохром-ные, являются одним из наиболее применяемых в практике сочетаний. Аналогичные сочетания создают спокойное и располагающее впечатление.

ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ АНАЛОГИЧНО-ПОЛЯРНЫХ ЦВЕТОВ

Сочетания анлогично-полярных цветов (аналогично-полярные цвета также имеют название, как родственно-контрастные цвета) представляют самый обширный вид цветовых гармоний. Если круг условно разделить на четыре части, то аналогично-полярные цвета будут располагаться в противоположных четвертях принятого круга.

Данные сочетания очень часто встречаются в одежде и макияже, но, к сожалению, как и все последующие сочетания, практически не используются в окрашивании волос.

Пример от производителя Estel Professional Крем-краска ESSEX Fashion и Цвет-гель ESSEX Lumen Contrast:

Сочетание цветов 3, 4 (ESSEX Fashion) и 44 (ESSEX Lumen Contrast) составляет трех цветную композицию аналогично-полярных гармонических сочетании.

ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ ПОЛЯРНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ

Гармонические сочетания полярных и дополнительных цветов являются самыми креативными и яркими сочетаниями, кото-рые очень любимы молодежью и детьми, и практически не используются взрослыми людьми. За счет своей контрастности или излишней демонстративности, каждый дает свой ответ, но суть остается - только один из десяти людей в возрасте старше тридцати воспримет такие сочетания приемлемыми для себя.

ПОЛЯРНАЯ СХЕМА

Полярные цвета - это цвета, которые при равных светлотных характеристиках и насыщенности создают контраст друг с другом. Полярные цвета лежат на цветовых лучах, равноудаленных друг от друга в цветовом круге.

Пример от производителя Estel Professional Крем-краска Estel Essex:

Сочетание цветов 10/1, 10/34, и 8/5 составляет композицию полярных гармонических сочетаний

ПОЛЯРНЫЕ СХЕМЫ ЧЕТЫРЕХ ЦВЕТОВ

Важным условием для обучения грамотного художника является закрепление базовых правил и основ, на которых держится все изобразительное искусство. Основой такого предмета как живопись является понятие гармоничные сочетания цветов . Что это такое, как получается и используется, мы разберем в этой статье.

Ключевым для понятия гармония является определение, которое в сжатой форме полностью передает весь смысл. Существует много описаний, версий, известных еще из древнегреческих источников, начиная с V века до н.э., где Гармония описывалась как — согласование противоположных элементов, нечто цельное, образующиеся от сочетания разнородных сущностей . Не даром это понятие (до закрепления за ним слова «гармония») описывалось как concordia discors , что переводится с латинского как «разногласное согласие ».

Сама возможность определять, является ли то или иное сочетание цветов гармоничным, появилась только после того, как система цветового круга прочно закрепилась в художественном образовании (о том, как это было, подробно написано в статье ). Художники стали уверенно оперировать такими фразами как: контрастные сочетания, противоположные сочетания, триады цветов и т.д. Для того, чтобы разобраться с каждым понятием по отдельности, на помощь придет все тот же цветовой круг, на котором легко продемонстрировать и объяснить любое действие.

Существует несколько основных видов гармоничных сочетаний:

  • Монохромная (одноцветная) схема
  • Комплиментарная (контрастная) схема
  • Аналоговая (аналогичная) схема
  • Расщепленная-аналоговая схема
  • Расщепленная-контрастная схема
  • Триадическая (триады) схема

Каждая из этих схем представляет гармоничное сочетание, основанное, в первую очередь, на физическом и эмоциональном восприятии цвета нашими глазами. Разберем подробно каждую схему.

Эта схема также называется одноцветной , образуется на основе одного цвета с добавлением в него черного и белого цвета. На цветовом круге такое сочетание помещается в пределах одного сектора.
Монохромное сочетание самое простое и понятное для визуального анализа. Используется только один базовый цвет, и на его основе создается множество других оттенков. Такая схема используется в живописи и композиции, когда необходимо выделить один объект на фоне других, но при этом сохранить цельное впечатление от работы, просто выполнив его чистым цветом (без добавления белил или черного). Чистый цвет, расположенный среди производных от него оттенков, сразу привлекает внимание, но, в целом, композиция смотрится собранной, а сочетание выглядит изысканно.

Комплиментарная схема.

Данную схему еще называют контрастной или дополняющей , так как в ней сочетаются полностью противоположные цвета. Основой для создания гармоничного сочетания является положение цветов в круге. Одно то, что в конструкции круга они расположены друг напротив друга, показывает, насколько они взаимосвязаны и уравновешены. Любое контрастное сочетание, взятое из круга, поражает тем, что цвета, в которых нет ничего общего, дополняют и подчеркивают друг друга. Рекомендуется оставить один цвет чистым, а другой немного пригасить, так как два сильных контрастных цвета вместе смотрятся резко. Если убавить интенсивность одного цвета, то в таком виде сочетание выглядит более естественным и приятным для глаз.

У этой схемы есть еще несколько названий – аналогичная и родственная . Такие названия она получила потому, что в ней используются соседние по положению в круге цвета. За основу берется любой цвет, и, к нему добавляются окружающие его цвета, таких цветов может быть несколько. Например, красный – основной, дополнительные: оранжевый, светло-оранжевый, желтый и розовый, с другой стороны.
Для создания гармоничного сочетания подбираются не просто соседние цвета, а цвета, которые плавно перетекают один в другой, то есть в каждом цвете присутствует частичка соседнего цвета. Такое сочетание работает, потому что оно хорошо нам знакомо и привычно: в цветах радуги, в раскладке цветных карандашей в упаковке. В аналоговой схеме можно создавать яркие доминанты используя один чистый цвет, например, синий, а в окружение к нему взять светло-синий, голубой, сине-фиолетовый – это будет гармоничная схема цветов с выраженным центром.

Усложненный вариант аналоговой схемы, здесь также используются близкие по положению в круге цвета, только для подбора гармоничного сочетания выбирается подходящая зона цветового круга, и из нее берутся цвета через один. Получаются более динамичные и интересные комбинации, за счет того, что нет промежуточного цвета, создаются оригинальные, нестандартные подборки.

Данная схема является более сложным вариантом контрастной схемы. В отличии от контрастной схемы здесь подбираются цвета не прямым противопоставлением в круге. За основу берется один цвет, находится противоположный к нему, и берутся соседние с ним цвета. Получается не красный – зеленый как в контрастной схеме, а более живописное красный – сине-зеленый и желто-зеленый.
Это не является полной противоположностью, но по художественному восприятию очень близко к ней. Расщеплено-контрастная схема подходит для работы в декоративной технике, для создания тонких живописных рефлексов и эффекта глубины цвета. Одна из самых востребованных схем в живописи.

Такую схему иногда называют просто цветовая триада , так как в ее состав входят три равноудаленных друг от друга цвета. Цветовой круг позволяет подобрать триады на любой вкус и под любую задачу. Сильной стороной такой схемы является ее устойчивость и гармония, так как соблюдается баланс удаления и в то же время относительного родства цветов. Для нашего глаза - это очень удобное и хорошее сочетание. Часто используется в ДПИ и монументальной живописи.

Мы кратко рассмотрели основные гармоничные сочетания цветов, которые напрямую используют художники. Информация о правильном подборе цветов накапливалась поколениями, в начале XX техника позволила научно доказать правильность выводов, построенных только на визуальной оценке. Каждое сочетание соответствует естественному положению цветов в природе. Уверенное владение художником навыками составления цветов значительно облегчает работу и творческую деятельность.

В нашей студии проходят по такому же принципу, теория имеет свое воплощение на практике, ученики сразу могут закрепить полученную информацию на деле.

Теперь мы знаем как образованы цвета, вторая наша цель - узнать о том, как цвета сочетаются друг с другом. Почему некоторые цветовые схемы работаю, а некоторые нет? Есть определенные методы, которые позволяют выбирать цвета так, чтобы они гармонично сочетались друг с другом. Для работы нам понадобится цветовой круг.

Первое гармоничное сочетание цветов монохромное (одноцветное). Выполняется оно на основе цвета и его оттенков в пределах одного сектора цветового круга.

Почему эта схема работает? Монохромные сочетания цветов работают, потому что они просты и понятны. В этой схеме присутствует чувство единства, потому что все оттенки являются производными от одного цвета. В таком сочетании визуальный интерес может быть направлен к конкретному элементу за счет выбора более яркого и насыщенного оттенка. Взгляните на шесть образцов выше. Ваши глаза, блуждая по оттенкам синего цвета, неизменно возвращаются к образцу №2, так как он здесь самый яркий. Это прекрасный пример того, как выделить какой-то объект в однотонной цветовой гамме.

Используйте монохромную схему, когда вам хочется достигнуть чувства единства, сплоченности. Когда вам нужно объединить множество конкурирующих друг с другом деталей. Кроме того, эта схема полезна тем, кто только учится работать с цветом, так как она наиболее проста и понятна.

Второе гармоничное сочетание - это сочетание соседних цветов на цветовом круге. Такие цвета называют аналогичными или родственными . А цветовую схему называют аналоговой или гармоничной .

В аналоговой цветовой схеме используются несколько цветов, находящихся рядом на цветовом круге. Например: оранжевый/желто-оранжевый/желтый или желто-зеленый/зеленый/бирюзовый. Вы можете выбрать два, три или четыре цвета.

Почему эта схема работает? Аналогичные цвета переходят друг в друга постепенно и гармонично путем соединения близких вторичных и третичных цветов. Для нашего восприятия это имеет смысл. Родственные цвета образуют сочетания, которые знакомы нам с детства как сочетания цветов радуги. Мы знаем, что за красным следует оранжевый, а за зеленым - голубой, синий и фиолетовый. Кроме того, родственные цвета имеют в своем составе какой-то общий цвет. Например, у зеленого, желтого и оранжевого это желтый.

Используйте аналоговую схему тогда, когда вы хотите создать комбинацию из более чем одного цвета, но все еще стремитесь к чувству единства. Кроме того, если вы хотите создать модель классической гармонии. Используйте один наиболее яркий оттенок цвета, чтобы привлечь внимание к определенной части вашего образа.

Вариацией аналоговой схемы является расщепленно-аналоговая схема. В этой схеме по-прежнему используются несколько цветов, но цвета выбираются через один. Такая схема становится более динамичной и интересной.

Следующая цветовая схема называется контрастной . Ее образуют комплиментарные (дополняющие) цвета, т.е. цвета, находящиеся на цветовом круге прямо напротив друг друга. Использование таких цветовых сочетаний требует достаточного опыта, так как схемы получаются очень смелые и яркие. Примеры таких схем: красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый и т.д.

Почему такие схемы работают? Дополняющие цвета усиливают друг друга, проявляются во всей своей красе. Красный никогда не выглядит более красным, чем рядом с зеленым, и наоборот. Кроме того, в такой паре теплый цвет сочетается с холодным, что является естественным противоречием и интригующим фактором для нашего сознания. Наш разум бессознательно стремится к гармонии во всем, в том числе и в цветовых сочетаниях, поэтому, когда мы видим естественную напряженность между комплиментарными цветами, наш разум заставляет нас остановиться и посмотреть.

Используйте дополняющие цвета тогда, когда вы хотите добиться максимального контраста, желаете привлечь внимание к образу в целом. Изменение степени осветленности и (или) насыщенности одного из цветов пары, сделает такое сочетание более гармоничным, так как два ярких цвета в образе сочетать достаточно трудно.

Вариация на тему контрастной схемы - расщепленно-контрастная схема. В этой схеме мы выбираем не тот цвет, который расположен прямо напротив выбранного нами, а цвета, которые находятся рядом с ним по обе стороны. Таким образом вместо красный/зеленый мы выбираем схему: красный/желто-зеленый/сине-зеленый.

Рекомендации по использованию данной схемы такие же, как и по использованию предыдущей. Кроме того, вы можете применять расщепленно-контрастные цвета, если не хотите выглядеть банально, хотите добавить немного больше драмы или хотите просто поиграть с цветом.

Следующая схема, о которой я хочу вам рассказать, называется триада . В этой схеме используются три равноудаленных на цветовом круге цвета. Например: красный/желтый/синий или красно-фиолетовый/желто-оранжевый/сине-з еленый.

Кто из вас, однажды выкрасив или оклеив обоями комнату, ужаснулся полученному результату? Почему цвет, такой красивый в банке, смотрелся на стене совершенно по-другому? Как исправить положение и не повторить ошибки снова?

Давайте разберёмся, что такое цвет. Каково его влияние на человека. Как при помощи цветов оживить скучный интерьер. Как правильно сочетать цвета в интерьере, ведь вокруг нас такое многообразие оттенков.

Удивительный, но неоспоримый факт : цвет влияет на любую область нашей жизни, проникает в наше тело и мозг. Причина столь важного его влияния в том, что из наших чувств наиболее сильным является зрение. От цвета и света во многом зависит наше настроение, здоровье, уровень гормонов. А вот наше отношение к тем или иным цветам индивидуально. Цветовые предпочтения определяются очень рано. Малыши тянут ручки к ярким оранжевым, жёлтым и красным игрушкам. Детям постарше начинают нравиться оттенки синего и зелёного цветового спектра. По достижению пубертатного периода человек определяется с цветовыми предпочтениями и сохраняет их на протяжении всей жизни.

Получается, что задолго до того, как мы взялись за переделку своего жилища, мы решили, какие цвета любить, а какие ненавидеть. Но прежде чем покрасить всю комнату в свой любимый розовый, стоит представить, как он будет смотреться. Выбирая палитру для своего интерьера, есть вещи, о которых стоит задуматься заранее.

Прежде всего нужно проанализировать комнату . Наибольшее влияние на цветовое восприятие оказывает свет, особенно солнечный. Именно количество отражённого и поглощённого света определяет то, как мы воспринимаем цвет. Оттенок будет выглядеть по-разному в зависимости от того, на какую сторону света выходят окна, и от времени суток. Если окна смотрят на север или восток, солнца в течение дня будет мало, и в помещении будет холодно и мрачно. Для такого помещения нужны яркие оживляющие цвета. В комнате, выходящей окнами на запад или юг, света достаточно, и можно использовать приглушённые прохладные оттенки.

Кроме того, цвет в комнате должен сочетаться с оттенком отражённого света из окна. Об этом часто забывают. Зелень листвы за окном будет придавать кислотный оттенок жёлтым тёплым стенам. А этого совсем не нужно.

Немаловажное значение имеет география проживания. Лёгкие прохладные оттенки будут уместны на южном побережье, а в промышленном северном районе будут смотреться ужасно скучно и депрессивно.

Ещё один практический совет: обращайте внимание на тип краски. Матовая поверхность будет поглощать свет, и выглядеть при этом темнее, а глянцевая, наоборот, отражать свет, делая оттенок светлее.

Вы определили, откуда в помещение попадает свет и куда он направлен. Время выбирать цветовую палитру ? Нет. Есть ещё одно правило: нужно определить, для чего предназначено помещение и как оно будет использоваться. Будет ли оно служить для сна, отдыха, семейного общения или работы.

Важно помнить, что для каждого помещения существуют определённые подходящие оттенки: насыщенные и яркие не подойдут для помещений, в которых мы проводим достаточно много времени, а вот холл они, безусловно, украсят, в ярко-красной или насыщенной оранжево-жёлтой спальне хорошо выспаться не удастся, когда как для кухни такие сочетания будут более чем удачны, благородный и спокойный серо-голубой будет неуместен в детской, но подойдёт для небольшого санузла.

Влияние цвета на человека

Цвет физически влияет на организм . Этот факт нужно учитывать, планируя дизайн интерьера.

Красный - кровь, война и огонь. Риск и жара. Отождествляется с властью, тревогой и опасностью. Вызывает возбуждение, волнение, беспокойство, сексуальное влечение. Физиологически увеличивает мускульное напряжение, повышает артериальное и глазное давление.

Жёлтый - солнечный свет. Создаёт ощущение радости, счастья, веселья. Стимулирует зрение, увеличивает его остроту и скорость зрительного восприятия. Повышает аппетит, улучшает пищеварение, стимулирует активную деятельность. В больших количествах утомляет.

Зелёный - природа. Воспринимается как свежий и влажный. Успокаивает. Нормализует артериальное давление, уменьшает частоту пульса, оказывает слабое болеутоляющее действие, не сильно, но надолго увеличивает работоспособность. Это цвет спокойных, самодостаточных и довольных жизнью людей.

Синий - цвет моря и неба. Ассоциируется с бездной, холодом, космосом, пространством. Уменьшает частоту дыхания, снижает напряжение, релаксирует мышцы. При избыточном применении может вызвать переутомление, головную боль, ощущение тоски, что не мешает ему быть самым популярным и любимым.

Фиолетовый - цвет-загадка. Сочетает в себе действия красного и синего цветов. Притягивает и одновременно пугает. Подавляет рациональное мышление и обостряет интуицию. Повышает трудоспособность, улучшает сон, стимулирует потребность в духовном развитии. При длительном и избыточном применении раздражает, угнетает вплоть до появления депрессии.

Итак: вы определили тип и назначение помещения, узнали влияние цветовых оттенков, определились с выбором, руководствуясь собственными предпочтениями. Вы знаете, куда выходят окна, откуда падает свет. Самое время определиться с цветовой палитрой интерьера. Давным-давно, когда человечеству были доступны лишь натуральные красители, выбор был весьма ограничен. Сегодня - это мультииндустрия с огромными доходами, предлагающая тысячи цветов и оттенков. Как не ошибиться с выбором? Как правильно выбрать цветовые сочетания и не разочароваться в результате?

Выбор цветовой палитры интерьера

Несмотря на многообразие оттенков, продумывая детали интерьера, люди традиционно выбирают спокойные оттенки для отделки стен. Бежевые, реже - бледно-жёлтые и голубые. Отчасти это происходит потому, что человек опасается ошибиться и получить не желаемый результат. Вдруг оттенок выбранной краски или обои не подойдут, и придётся переделывать. Однако, вооружившись теоретическими и практическими знаниями о цвете и гармоничных сочетаниях, можно безошибочно подобрать яркие и насыщенные палитры, преобразив скучный, невыразительный интерьер.

Можно дать три практических совета , которые помогут при выборе:

  1. Когда решаете, какой цвет будете использовать, никогда не смотрите в банку. То, что вы видите в банке или на образце, будет сильно отличаться от того, что вы получите на стене.
  2. Вместо того чтобы оставлять мелкие мазки краски, делайте выкрасы на больших площадях плотной бумаги или картона и прикладывайте в углу, где можно оценить и свет и тень.
  3. Убедитесь в том, что вы нанесли на образец как минимум два слоя краски, и фон не просвечивает и не изменяет цвет.

Безусловно, вы не ограничитесь только одним цветом, а будете использовать несколько. Как определить, какие цвета сочетаются друг с другом, а какие совершенно не подходят? Без знания основных правил сочетания цветов решить задачу довольно трудно. Обратимся к цветовому кругу.

Любой хроматический цвет по сходству можно отнести к тому или иному цвету спектра. Таких цветов шесть. Три из них - основные: синий, жёлтый и красный. Это цвета первого порядка. Три дополнительных цвета получены из каждой пары основных: зелёный, оранжевый и фиолетовый. Это цвета второго порядка. Если продолжить смешение, получаем ещё шесть промежуточных - цветов третьего порядка. Эти 12 цветов , составленные в определённой последовательности, образуют так называемый цветовой круг.

Цветовой круг

Рассмотрим его. Условно его можно разделить на две половины: тёплую, состоящую из жёлтых и красных цветов, и холодную сине-зелёную. Цвета, диаметрально удалённые друг от друга , составляют пары контрастных или противоположных цветов. Например: красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый. Цвета, находящиеся рядом на круге, называют родственными или односемейными, потому что у них схожие характеристики. Красный, фиолетовый и синий - это цвета одной семьи. То же для жёлтого, оранжевого и красного. Синий, жёлтый и зелёный - это тоже родственные цвета.

Гармоничные цветовые сочетания

Цвета образуют следующие гармоничные сочетания:

  1. сочетание родственных цветов;
  2. сочетание родственно-контрастных цветов;
  3. сочетание контрастных цветов;
  4. сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов.

Группы гармонических сочетаний родственных цветов можно получить, сочетая основной цвет, рядом находящийся дополнительный и цвет третьего порядка между ними. Таких групп шесть :

  • жёлто-оранжевый;
  • оранжево-красный;
  • красно-фиолетовый;
  • сине-фиолетовый;
  • сине-зелёный;
  • жёлто-зелёный.

При использовании цветов, расположенные в одной половине круга, разделённого диаметром, получается родственно-контрастное сочетание цветов. Таблица ниже:

  • жёлтый - фиолетовый - красный - оранжевый;
  • жёлтый - фиолетовый - синий - зелёный;
  • синий - оранжевый - красный - фиолетовый;
  • синий - оранжевый - жёлтый - зелёный;
  • красный- - зелёный - жёлтый - оранжевый;
  • красный - зелёный - синий - фиолетовый.

К сочетаниям родственно-контрастных цветов можно отнести сочетание трёх цветов : одного основного и двух промежуточных, расположенных по обе стороны от основного. По отношению к основному промежуточные цвета являются родственными, а между собой - контрастными. Таблица сочетания цветов ниже:

  • жёлтый - зелёный - оранжевый;
  • красный - оранжевый - фиолетовый;
  • синий - зелёный - фиолетовый.

Группы гармонических сочетаний образуют контрастные цвета , находящиеся на одном диаметре:

  • жёлтый - фиолетовый;
  • красный - зелёный;
  • синий - оранжевый.

Группы гармонических сочетаний нейтральных в отношении и родства и контраста цветов в следующей таблице:

  • жёлтый - красный;
  • жёлтый - синий;
  • красный - синий;
  • жёлтый - красный - синий.

Тон

Количество света в цвете определяет его тон . Если вы хотите совместить несколько цветов одного семейства, убедитесь, что они одного тона, т. е. одинаково тёмные или одинаково светлые, и тогда они наверняка будут хорошо смотреться в интерьере.

Используя разную тональность одного цвета, от бледно-голубого до насыщенного синего, например, можно создавать потрясающие монохромные интерьеры.

Текстура

Но что делать, если вам трудно использовать разные контрастные цвета или экспериментировать со световой насыщенностью? Что будет, если всё упростить и остановиться на выборе оттенков одного цвета ? Есть опасность получить скучный блёклый интерьер с минимальными различиями по цвету. Спасением становится текстура. Сочетание матовых и глянцевых поверхностей, структура льняного плетения рядом с бархатом, рельеф оштукатуренной поверхности создадут необходимые различия в восприятии цвета. Иначе, как можно будет узнать, где заканчивается диван и начинается стена?

«Где же в этих схемах белый и чёрный цвета?» - спросите вы. Их нет. Дел о в том, что чёрный и белый это ахроматические цвета. По сути это наличие или отсутствие света . Белый, чёрный, оттенки серого, нейтральный бежевый служат в интерьере фоном, оттеняя и подчёркивая выразительность и красоту хроматических цветов.

О гармонии можно сказать как о закономерном сочетании цветов, но не каждая закономерность может привести к гармонии.

Кроме того нельзя анализировать гармонические сочетания измеримо от человеческих вкусов и взглядов, сложившихся в ту или иную историческую эпоху.

Нет и не может быть цветов красивых или не красивых, гармонических и дисгармонических, всё зависит от окружения другого цвета и других факторов. Например:

1. Один и тот же цвет в зависимости от окружения может вызвать как приятные так и не приятные ощущения.

2. Цвета не сочетающие между собой можно сделать гармоническими изменив фактуру материала, характер поверхности.

3. Часто цвета, не сочетаемые на плоскости совсем по другому начинают взаимодействовать в процессе формирования изделия (костюм, украшение, обувь и т. д.).

4. Иногда цвета при равных количествах образуют неубедительность сочетаний, а при изменениях одного из цветов прекрасно уживаются друг с другом.

цветовое равновесие

Иными словами под цветовой гармонией подразумевается цветовое равновесие . Такое соотношение, такие качества обоих цветов, при которых они, не кажутся чуждыми друг другу.

Переходя к гармоническому сочетанию цветов выделяют четыре (4) основных их группы:

1. Однотонные гармонические сочетания цветов.

2. Гармонические сочетания родственных цветов.

3. Гармонические сочетания родственно - контрастных цветов.


4. Гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов.

Однотоновые гармонические сочетания.

Основу однотонных гармонических сочетаний составляет один (1) какой нибудь цветовой тон, который в тех или иных количествах присутствует в композициях, отличаются эти цвета только по световой насыщенности.

Общий световой тон придаёт однотоновой композиции, спокойный уравновешенный характер.

Когда цвета стоят друг от друга на одинаковом интервал, композиция вызывает ощущение особенного покоя, стабильности.

Для однотонных композиций очень важно соотношение занимаемых каждым тоном площадей. В любой однотоновой композиции модели одежды, или украшения, или сувенира на первое место будет выходить подбор цвета под индивидуальную внешность и очень чётко будет читается конструктивно - декоративной лини изделия.

Гармонические сочетания родственных цветов.

К родственным цветам в цветовом круге относятся все промежуточные цвета между соседними главными, включая один из них.

Главные цвета расположенные рядом не являются между собой родственными.

В системе цветовых кругов имеется четыре (4) группы родственных цветов:

1. Желто - зелёный;

2. Желто - красный;

3. Сине - зелёный;

4. Сине - красный.

При этом в каждой группе может быть два (2) варианта, когда в роли лидера выступает один (1) из главных цветов.

Комплект из родственный цветов более динамичен, чем однотонные. Их гармония основана на похожести цветовых тонов (принцип Нюанса).

Для них важно найти величину площади занимаемым главным цветом: недостаточность или излишек, может сделать композицию не убедительной.

Так же как и в однотонных композициях, в родственных очень важна гармония линии, характеристика цветового пятна, ритмическая организация рисунка, линии и пятен.

Сочетание родственно - контрастных

составляют собой самый обширный вид цветовых гармоний.

В систему цветовых кругов, родственно - контрастных цвета располагаются в смежных четвертях:

Желто - красные;

Желто - зеленные;

Сине - зеленый;

Сине - красный;

Желто - зелёный;

Сине - зеленый;

Желто - красный;

Сине - красный.

Особенной гармоничностью обладают следующие сочетания родственно - контрастных цветов:

В цветовую композицию хорошо объединить в цвета, лежащие на противоположных концах спектра (Хорды ), с разной степенью затемнённости или разбелености. Максимально интересные композиции даёт объединение двух (2) хорд, при этом одни концы их располагаются рядом (см. рис.), а сами хорды перпендикулярны друг другу (см. рис.).