Какие общественные обязанности выполняет ученик. Какие обязанности у ребенка в семье, в школе, в общественных местах по закону

Какие общественные обязанности выполняет ученик. Какие обязанности у ребенка в семье, в школе, в общественных местах по закону
Какие общественные обязанности выполняет ученик. Какие обязанности у ребенка в семье, в школе, в общественных местах по закону

Права и обязанности школьников

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ « Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Москвы. Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.

В нашей школе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.

Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами - вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Ученик имеет право:

1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей.

Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

4. Право быть выслушанным.

5. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

6. Право на свободу мысли, совести и религии.

7. Право на уважение человеческого достоинства.

8. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

9. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.

10. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

11. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.

12. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.

13. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.

14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.

15. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

16. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

17. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

18. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).

19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.

20. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

21. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Обязанности ученика:

Общие правила поведения

1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.

3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.

4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.

6. Нельзя без разрешения классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинского работника) охраннику школы который вместе с дежурным по 1-му этажу записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.

7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.

8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.

9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.

10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения.

Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.

11. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.

12. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.

13. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.

14. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.

15. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.

16. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

Поведение на занятиях

1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).

2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.

3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.

4. Учащиеся с 1-11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.

5. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.

6. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами

7. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.

8. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.

9. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.

Поведение учащихся в перерывах и после окончания занятий.

1. Во время перемены учащийся обязан:

Навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;

Находиться в рекреациях школы;

2. Время перемены - личное время каждого учащегося. Ученик не должен нарушать правила поведения в школе:

Запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.

Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.

Подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.

3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

4. На перемене каждый учащийся может обратиться к своему классному воспитателю, дежурному учителю, дежурному администратору или уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса за помощью, если против него совершается противоправное действие.

Поведение учащихся в столовой

1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:

Учащийся уважительно относится к работникам столовой.

Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.

Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.

2. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.

3. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.

4. Дежурные от классов заблаговременно (за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу (экспресс-завтраки, обеды)

5. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.

Обязанности дежурного по классу

1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.

3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.

4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют пол, выносят мусор).

5. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

Обязанности дежурного класса по школе.

Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 7 часов 45 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.

1. Дежурные по школе:

Следят за чистотой и порядком в школе;

Выполняют поручения дежурного учителя и администратора;

Сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;

2. Дежурные по столовой:

Следят за чистотой и порядком в столовой;

Помогают накрывать столы для начальных классов;

Не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю

или дежурному администратору;

После перемен убирают оставшуюся на столах посуду, подметают пол в столовой и на территории школы.

3. Дежурный у входа:

Выполняет поручения охранника и дежурного администратора. Приглашает для беседы учителей и учащихся на 1-й этаж, если к ним обращаются родители.

1. Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах.

2. Нельзя применять излишнюю косметику и носить украшения в школе.

3. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.

4. Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры.

5. Находится в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.

6. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики - костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ)

7. На праздничные дискотеки, вечера учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.


Права и обязанности детей неотделимы друг от друга, являются частью воспитательного процесса. Какими вообще правами обладает ребенок? Это право на жизнь (как высшее право каждого человека), право на получение имени, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища (закреплено Конституцией РФ), право на образование и на медицинскую помощь, имущественные права, право на заботу со стороны родителей, право выражать свое собственное мнение. И в наше время существует немало семей, где права ребенка ущемляются, дети не получают основного: еды, одежды, медицинского ухода. Органы опеки обязаны следить за состоянием детей из подобных неблагополучных семей, а также принимать участие в оказании помощи таким детям.С правами ребенка более или менее понятно каждому.

Права детей в школе мы рассмотрели в одной из наших прежних статей. Разберемся с обязанностями ребенка.

Обычно понятие «обязанности» применяются относительно взрослых. Но, как ни странно, у детей с течением времени появляются свои обязанности.Что касается обязанностей детей в школе, то они, в частности, закреплены в статье 43 Закона об образовании, а также в Уставе каждой школы.


Наиболее значимые

  1. Основная обязанность ученика – добросовестно учиться! Это подразумевает посещение всех учебных занятий, которые предусмотрены учебным планом школы, изучать учебную программу, самостоятельно подготавливать домашние задания, а также все учебные задания, исходящие от педагога, сдавать необходимые проверочные, тестовые, контрольные работы, проходить промежуточные и итоговые аттестации;
  2. Осуществлять учебную деятельность в рамках нормативно-правовых актов, предусмотренных школой: Уставом, Правилами пожарной безопасности, Правилами внутреннего распорядка, в т.ч. бережно относиться к имуществу школы, сохранять чистоту и порядок. Что касается трудовой деятельности в школе (уборка территории, обустройство пришкольного двора, уход за клумбами и т.д. – то подобная деятельность возможна с согласия самого школьника и его родителей);
  3. Уважать честь, достоинство остальных учеников и педагогов, работников школы (первым здороваться со старшими, пропускать учителя вперед, помогать младшим школьникам);
  4. Ученик должен выполнять требования директора, завуча, педагогов и других работников школы относительно учебного процесса;
  5. Поддерживать (или повышать) авторитет школы, сохранять ее традиции, честь;
  6. Стремиться к саморазвитию (творческому, духовному, умственному, нравственному) и самосовершенствованию, расширять свои знания;
  7. Придерживаться дисциплины, расписания и режима школы (не опаздывать на уроки, посещать уроки в субботу (если это предусмотрено Уставом), во вторую смену). Если ребенок пропускает несколько дней в школе по причине болезни – необходимо принести справку из поликлиники о состоянии здоровья, если пропуск случился по семейным обстоятельствам (не более 3 рабочих дней) – объяснительную записку от родителей;
  8. Приходить подготовленным на урок (с выученным домашним заданием, со всеми необходимыми школьными принадлежностями, включая дневник). По требованию учителя ученик обязан предъявлять дневник;
  9. Заботиться о собственной безопасности и состоянии своего здоровья, а также о безопасности остальных; носить школьную форму (если это предусмотрено уставом школы), сохранять деловой стиль в одежде, опрятность и чистоту. Верхнюю одежду ученики обязаны оставлять в гардеробе;
  10. Запрещено во время урока самовольно гулять по классу, пользоваться мобильным телефоном, кушать и без позволения учителя покидать класс;
  11. Запрещено приносить алкогольные напитки, наркотические средства, опасные предметы (колющие, режущие), оружие, взрывчатые средства, игральные карты, сигареты (в т.ч. парогенераторы, электронные сигареты);
  12. В случае нарушения устава школы или его неисполнения к школьнику может быть применено дисциплинарное взыскание (замечание или выговор).


Если меры дисциплинарного взыскания не дали результата либо поведение обучающегося ущемляет каким-либо образом права других учеников, а также несет опасность здоровью и имуществу (драки, кражи, воровство), его могут исключить из школы по достижении им возраста 15 лет.

Со школьными обязанностями мы более или менее разобрались. А как быть с домашними?

Домашние обязанности детей

Какую меру влияния имеет родитель на ребенка? Что следует доверить ребенку, а с чем лучше не увлекаться? Какую цель преследуют родители, когда наделяют ребенка домашними обязанностями? Конечно же, помощь по дому для облегчения труда родителей – не первостепенна.


Основная роль детских обязанностей – это развитие самостоятельности ребенка, его ответственности (тем более, если ребенок часто остается один дома после школы), развитие трудолюбия, чувства заботы о близких, взаимопомощи и поддержки.

Желаемый список

  • уважать родителей, родственников, заботиться о старшем поколении, о младших братьях и сестрах;
  • самостоятельно умываться и чистить дважды в день зубы, мыть руки после прогулки, перед едой, посещения туалета, выполнения какой-либо работы;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться (в зависимости от возраста), обуваться;
  • убирать за собой вещи и обувь, заправлять постель;
  • убирать за собой игрушки, после обеда – убирать посуду;
  • в начальной школе ребенок должен уметь разогреть себе обед;
  • помогать в уборке дома (полить цветы, пропылесосить, вынести мусор);
  • ухаживать за своими домашними питомцами (выгуливать, кормить, поить, играть);
  • помогать в воспитании младших братьев и сестер;
  • выполнять домашнюю школьную работу, самостоятельно складывать рюкзак;
  • знать маршрут от дома до школы, выбирать безопасную дорогу от школы до дома и обратно.


Это примерный список домашних обязанностей ребенка, которые ему можно доверить. Естественно, чем старше ребенок, тем обязанностей у него становится больше.Чем раньше ребенка наделять определенными обязанностями, тем проще ему будет овладеть трудовыми навыками, у него в дальнейшем не исчезнет желание выполнять домашнюю работу и меньше вероятность развития чувства инфантильности, лености.

Как стимулировать ребенка к труду

  • основной мотив усилий ребенка – это похвала родителей. За хорошо выполненную работу родителям не стоит скупиться на ласковые слова и констатацию факта того, что без помощи ребенка мама не справилась бы;
  • хороший мотив – это поощрение. За качественно выполненное дело ребенок может получить награду (поход в кино, конфета);
  • говорить о том, что ребенок уже большой и самостоятельный, должен сделать это дело сам;
  • связать усилия ребенка с мнением окружающих (папа придет с работы и увидит, что его сын сам почистил обувь, обрадуется; или мама с работы придет уставшая, а дочка вымыла посуду).


Для создания хорошей, комфортной атмосферы в школе и дома дети должны придерживаться определенных законов и уставов. Это облегчит сосуществование ребят в одном коллективе. А дома поможет восстановить понимание между родителями и ребенком.

Когда дети идут в первый класс, родители должны заложить в них максимум того, как школьники должны себя вести в школе. Конечно, все и сразу запомнить нельзя, но с течением времени это войдет в норму. Но также важным аспектом является знание своих обязанностей и прав.

Права в школе и дома

Первый и очень важный вопрос состоит в том, кто может обучаться и имеет право на свое обучение. Человек, государство и общество в целом заинтересовано в том, чтобы человек мог получать знания. Чтобы получить среднее образование, платить за обучение не обязательно. Если все обучение оплачивалось, то очень много людей не смогло бы получить среднее образование.

Именно поэтому обучение в школах является бесплатным. Государственное учреждение на бесплатных началах предлагает это сделать любому гражданину страны.

Еще в начальной школе учителя рассказывают своим подопечным о том, что может делать ученик в школе, а что не может, какими правами он наделен. Если заглянуть в Конституцию РФ, то там можно прочитать о том, что любой человек имеет право на получение образование. Его национальность, возраст, религии, пол никак не могут повлиять на это право. Кроме того, человек, который живет в России, просто обязан получать школьное обучение. Но самое важное: человек должен владеть русским языком. В противном случае получить знания будет сложно.

В одной из статей закона говорится, что школьную программу должны изучить все дети. Уже в дальнейшем можно будет говорить о поступлении в специальные и высшие учебные заведения. Но перед поступлением после выпуска из школы важно сдать экзамены, чтобы можно было выявить объем полученных знаний.

Очень часто распространенной причиной нежелания учиться наблюдается у детей в силу плохой обстановки в школьных стенах или дома. В итоге получать знания ребенок совсем не хочет. Но часто это нежелание списывают на то, что ребенок глуп. Каждый ученик должен знать, какими правами он обладает.

На видео – права и обязанности школьника:

Общие права детей при обучении в школах:

  1. Школьную программу ребенок должен получать в полноценном виде.
  2. Педагог должен придерживаться субординации, не хамить ребенку, чтобы не унижать его достоинство.
  3. Спокойствие и положительная атмосфера должна царить в классе.
  4. Учитель должен оценивать знания ребенка объективно. Занижение или завышение оценок может привести к плохим последствиям.
  5. Если ученик желает, то он может высказывать свои мысли и доводы. Учитель в свою очередь обязан выслушать и сказать объективно, прав ученик или нет.
  6. Ученик, заранее имея уверенность в своей правоте, может отстоять свою точку зрения.
  7. Трогать вещи ученика не имеют право ни учителя, ни сверстники. Должна сохраняться неприкосновенность личного имущества.
  8. Перемена должна быть свободна, проводить занятия в это время нельзя.
  9. Юрист или психолог должны быть в штате школы, чтобы ученик мог воспользоваться его услугами.
  10. На перемене ученик может находиться в любой части школы, то есть он обладает свободой своего передвижения.
  11. Знание своих прав – обязательный момент при обучении.

Какие могут быть последствия для человека при банкротстве физических лиц, можно понять прочитав

Какова классификация прав и свобод человека и гражданина, можно понять из данной

Чтобы не допустить подобного, очень важно объяснять школьникам, какими правами и обязанностями они наделены. Добиться положительных результатов можно только тогда, когда человек знает свои права. Конечно, случается так, что учителя относятся к ученикам предвзято. Но такие случаи достаточно редки.

Если это происходит, ребенка это беспокоит, то следует поговорить с учителем напрямую, чтобы добиться объяснения причин подобного поведения. Педагоги сами должны уважать права и отстаивать их перед другими. Для подрастающих детей это считается важным моментом.

Права и обязанности школьника. Обязанности и права школьников должны учитываться в школе и дома. Школьники должны соблюдать школьный устав, выполнять домашнее задание.

Права ребенка в школе основываются на Конституции России, законах «Об образовании» и «О защите прав ребенка». В каждом образовательном учреждении действует свой Устав, он описывает, какими правами и обязанностями обладает школьник. Однако Устав не может противоречить нормам законодательства.

Зачастую дети и родители не знают о том, что им полагаются совершенно определенные права и обязанности при обучении в школе. Знание этих положений поможет предотвратить возникновение спорных ситуаций в стенах школы и ущемление интересов ребенка.

Права детей в школе

Право на получение образования – одно из основополагающих прав детей в нашей стране. Оно должно предоставляться каждому ребенку независимо от его национальности, вероисповедания, пола и других факторов. Каждый гражданин Российской Федерации вправе получить среднее образование. После окончания школы выпускник имеет право поступать в вуз или другое образовательное учреждение (колледж, училище).

Находясь в стенах школы, ребенок обладает следующими правами:


Каждый ученик должен знать, что он обладает определенными правами. В случае нарушения его интересов он вправе обратиться за помощью.

Обязанности ребенка в школе

Конечно, кроме прав все школьники обладают и обязанностями:



Систематическое нарушение запретов способно повлечь за собой исключение из школы. В этом случае решение остается за администрацией школы.

Защита прав детей в школе

Отстаивать свои права дети не могут по понятным причинам – они еще слишком малы. Подростки часто замалчивают проблему, не надеясь на помощь старших и тем самым усугубляя ситуацию.

Важно объяснить своему ребенку, что при возникновении неприятных ситуаций и конфликтов он может обратиться за помощью. Расскажите, какие люди внутри школы могут ему помочь, какие государственные учреждения и службы занимаются такими вопросами. Поддерживайте его доверие к себе как к родителю и защитнику его прав.

Лица, ответственные за защиту прав и интересов школьников

Главные защитники и ответственные за соблюдение интересов и прав несовершеннолетних люди – это их родители или другие законные представители (усыновители, опекуны и др.).

Ответственность за соблюдение прав и интересов ребенка, защиту его здоровья и жизни в школе несет администрация школы и ее работники. Это непосредственно директор, его заместители и педагоги.

Что делать родителям, если ребенок пострадал в школе?

Если ситуация, ущемляющая права, не угрожает здоровью и жизни ребенка, можно попробовать решить вопрос в стенах школы. Напишите жалобу на имя директора и постарайтесь попасть к нему на прием, чтобы изложить свое видение проблемы. Поговорите с классным руководителем, он может помочь повлиять на стороны конфликта.

Директору средней

общеобразовательной школы № ____

А.Б.Новикову

От Ф.И.О. родителя учащегося

Класса ____(Ф.И.О.ребенка).

Уважаемый Александр Борисович!

4 октября 2013 г. учитель математики (ФИО), во время проведения урока в 8 «Б» классе, в котором учится моя дочь (ФИО), допустил некорректные (грубые) высказывания в адрес моей дочери. Конкретно было сказано (привести слова учителя, в которых содержится оскорбление или подробно описать ситуацию, при которой учитель допустил высказывание).

Я, как отец, считаю, что подобные высказывания нарушают детскую психику и могут негативно отразиться на развитии моей дочери.

В связи с вышесказанным прошу привлечь учителя (ФИО) к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению в дальнейшем подобных действий со стороны учительского коллектива.

В случае повторения случаев оскорбления учеников, а также в случае непринятия Вами надлежащих мер я буду вынужден обратиться в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов ребенка.

Дата Подпись

Если на своем уровне администрация не предпринимает никаких шагов для устранения конфликта, вы вправе подать заявление в прокуратуру, местный департамент образования. Вы имеете полное право направить исковое заявление в суд для защиты интересов своего ребенка.

Если происшествие имело серьезные последствия, например, физические травмы, то первым делом освидетельствуйте в больнице причиненный вред. Психологическое давление, от которого пострадал школьник, подтвердите на приеме у психолога, который проведет специальную экспертизу. Вы можете сначала обсудить вопрос с директором или сразу обратиться в полицию, прокуратуру. Рассмотрев все обстоятельства, правоохранительные органы могут возбудить по изложенным фактам дело.

Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей «заносит». Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

Учитель, классный руководитель имеет право на:

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

4.17.Требовать:

- от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

- от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)