Презентация на тему "Объём многогранника". Практическая работа "объемы многогранников" VII. Домашнее задание

Презентация на тему
Презентация на тему "Объём многогранника". Практическая работа "объемы многогранников" VII. Домашнее задание

Презентация для урока геометрии в 11 классе.

Тема: Решение задач по теме «Площади и объемы многогранников».

Цель: повторение, подготовка к ЕГЭ 2016.

Волкова Нина Витальевна

учитель математики

МБОУ СОШ№3 муниципального образования Тимашевский район


Классная работа.

Подготовка к ЕГЭ.

(Задачи В-8).


1. Объем куба равен 8. Найдите площадь его поверхности.

Решение:

1. S п =6а

3. Найдите ребро, затем площадь поверхности.


2. Радиус основания цилиндра равен 2, высота равна 3. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра, деленную на.

S б=2 rh.

3. Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра, радиус основания и высота которого равны 6. Найдите объем параллелепипеда.


1 3

4. Стороны основания правильной четырехугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13.

Найдите площадь поверхности этой пирамиды.


5. Объем конуса равен 16. Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем

меньшего конуса.


6. В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили воду. Уровень воды достигает 80 см. На какой высоте будет находиться уровень воды, если ее перелить в другой такой же сосуд, у которого сторона основания в 4 раза больше, чем у первого?

х


7. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 87.


8. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы многогранника прямые).


9. Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 3 и 4. Площадь поверхности этого параллелепипеда равна 94. Найдите третье ребро, выходящее из той же вершины.

х


10. Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 1 и 2. Площадь поверхности параллелепипеда равна 16. Найдите его диагональ.

х

D=…


11. Прямоугольный параллелепипед описан около сферы радиуса 8,5 см. Найдите его объем.


12. В основании прямой призмы лежит квадрат со стороной 8.

Боковые ребра равны.

Найдите объем цилиндра, описанного около этой призмы.


Д/З на карточках.

Сделать обязательно!

Возможно именно такие задачи попадутся вам на ЕГЭ!

Использованы материалы сайтов:

http://live.mephist.ru/show/mathege2010/view/B1/solved/

http://mathege.ru:8080/or/ege/Main?view=Pos

Cлайд 1

Cлайд 2

Многогранник Многогранник – это такое тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников.

Cлайд 3

Многогранник называется выпуклым, если он лежит по одну сторону от любой плоскости, содержащей его грань. Многогранник называется невыпуклым, если существует такая грань, что многогранник оказывается по обе стороны от плоскости, содержащей эту грань.

Cлайд 4

Что такое в житейском смысле объем тела, в частности многогранника? Это то, сколько жидкости может быть налито внутрь этого многогранника. Отрежем вершинки и нальем внутрь каждого многогранника воду. Выпуклый многогранник уже наполнился, а невыпуклый - еще нет. Но возможно вода наливалась с разной скоростью: чтобы правильно сравнить объемы, выльем жидкость из каждого многогранника в одинаковые стаканы. Уровень воды в правом стакане выше, чем в левом, значит объем невыпуклого многогранника действительно больше объема выпуклого.

Cлайд 5

Многие значительные достижения математиков Древней Греции в решении задач на нахождение кубатур (вычисление объемов) тел связаны с применением метода исчерпывания, предположенным Евдоксом Книдским (около 408-355 до нашей эры). Известна формула, которая дает возможность найти объем многогранника, если известны лишь длины его ребер. Объем произвольного многогранника можно вычислить, зная лишь длины его ребер. Однако многогранник должен быть специального вида.

Cлайд 6

В общем случае можно показать, что обобщённые объёмы многогранников - корни полиномиальных уравнений с коэффициентами, которые не зависят от расположения вершин многогранника в пространстве, а представляют собой многочлены от квадратов длин его рёбер. Числовые коэффициенты этих многочленов определяются комбинаторным строением многогранника.

Cлайд 7

Объем пирамиды Теорема. Объем пирамиды равен одной трети произведения площади основания на высоту.

Cлайд 8

Класс: 11

Цели:

  • повторить виды многогранников, их элементы и формулы объемов; показать практическую направленность изучаемой темы;
  • развивать у учащихся практические навыки;
  • прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  • набор всех видов многогранников;
  • рисунки многоугольников на доске;
  • плакат с изображением любого современного здания;
  • проектор.

I. Эвристическая беседа

(повторение теоретического материала по теме)

1. Назовите и запишите формулы объемов призмы, параллелепипеда, пирамиды, усеченной пирамиды.
(Vпризмы = Sосн.· h,Vпарал. = abc или Vпарал. = Sосн.· h, Vпирам. = Sосн.· h, V =

2. Какие величины повторяются во всех перечисленных формулах? (Высота)
3. Покажите высоту на прямой и наклонной призмах.
4. Можно ли параллелепипед назвать призмой? А куб? (Да, это частные случаи призмы)
5. Покажите высоту на прямой и наклонной пирамиде.
6. Какие фигуры могут быть в основании призмы и пирамиды? (Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, параллелограмм, трапеция и др. плоские фигуры)
7. Может ли в основании параллелепипеда быть трапеция? (Нет, потому, что параллелепипед – это призма в основании которой – параллелограмм)
8. Рассмотрите многоугольники, представленные на доске. Эти многоугольники могут лежать в основании рассмотренных нами многогранников.

На карточках формулы с вычислениями площадей многоугольников (Приложение 1 ).Соотнесите эти формулы с фигурами, изображенными на доске; скажите по какой формуле, вычисляется площадь каждой из этих фигур?
9. Какая из этих формул подходит для вычисления площади пола комнаты? (а . b или a 2)

II. Решение задач с практическим содержанием

Первый вариант: «Служба экспертов санэпидемстанции»

(выбирается «старший эксперт», который излагает содержание задачи и делает заключение по итогам решения).

Решение:

V = аbс или V = Sосн.· h
V = 8,5 · 6 · 3,6 = 183,6(м 3)
183,6: 30 = 6,12(м 3) воздуха приходится на одного учащегося.

Заключение эксперта:

Да, в кабинете можно заниматься 30 учащимся.

Второй вариант: «Служба метеорологов»

(выбирается «старший метеоролог», который излагает содержание задачи и делает заключение по итогам решения)

Решение:

Клумба представляет собой геометрическую фигуру – прямую треугольную призму, где h = 20мм, тогда V = Sосн. · h

1) Sосн. =
2) h = 20 мм , 1 м = 1000 мм , 1мм = 0,001 м , тогда h = 0,02м
3) V = 15,3 · 0,02 = 0,306(м 3) = 306(дм 3)
4) 1 дм 3 = 1 л (воды), тогда 306 дм 3 = 306 литров воды

Заключение «старшего метеоролога»:

За сутки на клумбу выпало 306 литров осадков.

III. Решение задач на развитие глазомера

Часто приходится ставить вопрос: много это или мало? Чтобы научиться отвечать на подобные вопросы, надо постоянно развивать свой глазомер. Сейчас каждый из вас получит возможность проверить качество своего глазомера.

1) Как вы считаете, сколько см 3 одеколона или лосьона входит в этот флакон? (Учитель показывает учащимся флакон формы усеченной пирамиды или прямоугольного параллелепипеда).

Пока учащиеся высказывают свои предположения, один из них выходит к доске, делает соответствующие измерения и вычисляет правильный результат. Учащиеся соотносят свои предположения с этим результатом, проверяя тем самым качество своего глазомера.

2) Сколько м 3 воздуха в нашем кабинете? (Учитель сам сообщает параметры) .

IV. «Тайм-аут» на развитие пространственного воображения

1. Выставляется планшет с рисунком здания.

Вопрос: Из каких геометрических фигур состоит это здание?
Ответ: Прямоугольный параллелепипед, правильная четырехугольная пирамида и так далее.

2. Какие геометрические фигуры встречаются на вашем рабочем месте?

V. Лабораторно-практическая работа

У каждого на столе модель многогранника.

Задание: Сделайте необходимые измерения, вычислите на листочке объем данной фигуры.

(Предварительно записать на листочке номер фигуры и ее название).

VI. Разгадывание кроссворда

Учащиеся, которые раньше других справились с лабораторно-практической работой, предлагается разгадать кроссворд «Многогранники».

1. Параллельные грани призмы (основание) ;
2. Один из многогранников (пирамида) ;
3. Перпендикуляр между основаниями призмы (высота) ;
4. Плоскость, пересекающая многогранник (сечение) ;
5. Единица измерения (метр) .

VII. Домашнее задание

VIII. Итоги урока

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Барышский колледж - филиал

Ульяновского государственного технического университета

по выполнению практических работ

по дисциплине

« Математика: алгебра и начала анализа, геометрия »

для студентов спец. 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

2018

Рассмотрены и одобрены

цикловой методической комиссией

дисциплин общего естественного и общепрофессионального цикла

Председатель _______ Н.А.Золина

Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

И.И.Шмелькова

Преподаватель Барышского колледжа – филиала УлГТУ Д.А. Советкин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель проведения практических занятий – закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, а также приобретение студентами практических навыков.

Перед выполнением каждого практического занятия студент обязан по материалам литературы, указанной в задании, повторить пройденный материал, относящийся к теме практического занятия. Проверка готовности студентов проводится путём опроса.

При выполнении работ следует предоставить студентам самостоятельность, всячески поощрять их творческое отношение к работе.

По окончании занятия студенты оформляют отчёт, в котором должен быть освящён материал по выполнению практического занятия в последовательности, указанной в задании.

Оформив отчёт, студент получает зачёт по выполненной работе.

Правила выполнения практических работ:

При выполнении работ студент должен самостоятельно изучить методические рекомендации по проведению конкретной работы; выполнить соответствующие расчеты; пользоваться справочной и технической литературой; подготовить ответы на контрольные вопросы. Изучая теоретическое обоснование, студент должен иметь в виду, что основной целью изучения теории является умение применить ее на практике для решения практических задач.

После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и выводами и устно ее защитить. Отчеты по практическим работам выполняются на листах формата А4. Первая страница оформляется согласно правилам оформления титульных листов. Необходимо оставлять поля шириной 25-30 мм для замечаний преподавателя. Все схемы и рисунки, сопровождающие выполнение практических работ, выполняются карандашом в соответствии с требованиями ГОСТ.

Неаккуратное выполнение практической работы, несоблюдение принятых правил и плохое оформление чертежей, графиков или схем могут послужить причиной возвращения работы для доработки.

Отчет должен содержать:

    наименование работы;

    цель работы;

  • последовательность выполнения работы;

    ответы на контрольные вопросы;

    вывод о проделанной работе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема « Объемы и площади поверхности многогранников и тел вращения »

Цель: закрепить знания и умения нахождения объемов и площадей поверхности многогранников и тел вращения.

Время – 2 часа.

Методические указания

Перед выполнением практической работы необходимо выполнить индивидуальный проект – изготовить многогранник или тело вращения по заданию преподавателя.

Перечень призм

1.Фигура - параллелепипед.

Необходимые измерения: линейкой измерить длину, ширину, высоту.

По данным измерениям найти:

    диагональ параллелепипеда

    площадь боковой поверхности

    площадь полной поверхности

    объем фигуры.

2. Фигура – прямая треугольная призма ABCA 1 B 1 C 1 .

По данным измерениям найти:

    площадь боковой поверхности

    площадь полной поверхности

    объем фигуры

    площадь сечения, проведенного через боковое ребро AA 1 и середину ребра основания BC

3. Фигура – куб ABCDA 1 B 1 C 1 D 1.

Необходимые измерения: линейкой измерить все ребра.

По данным измерениям найти:

    диагонали призмы

    площадь боковой поверхности

    площадь полной поверхности

    объем фигуры

Контрольные вопросы:

    Определение многогранника

    Определение призмы

    Виды призм, их определения

    Элементы призмы

    Определение параллелепипеда, его виды и элементы

    Виды сечений призмы

    Объем параллелепипеда и призмы

Перечень пирамид

    Фигура – тетраэдр.

Необходимые измерения: линейкой измерить все ребра.

По данным измерениям найти:

    высоту пирамиды

    площадь боковой поверхности

    площадь полной поверхности

    объем фигуры

    площадь сечения, проходящего через боковое ребро и апофему противолежащей грани

    Фигура – четырехугольная пирамида.

Необходимые измерения: линейкой измерить все ребра.

По данным измерениям найти:

    площадь боковой поверхности

    площадь полной поверхности

    объем фигуры

    площадь сечения, проходящего через диагональ основания и боковое ребро

    угол между боковой гранью и плоскостью основания.

    Фигура – усеченная треугольная пирамида.

Необходимые измерения: линейкой измерить все ребра.

По данным измерениям найти:

    площадь боковой поверхности

    площадь полной поверхности

    объем фигуры

    площадь сечения, проходящего через высоту основания и боковое ребро.

    Фигура – усеченная четырехугольная пирамида.

Необходимые измерения: линейкой измерить.

По данным измерениям найти:

    площадь боковой поверхности

    площадь полной поверхности

    объем фигуры

    площадь сечения, проходящего через два противоположных боковых ребра.

Контрольные вопросы:

    Определение пирамиды, усеченной пирамиды

    Виды пирамид, их определения

    Элементы пирамиды

    Виды сечений

    Объем пирамиды

Перечень тел вращения

1. Цилиндр

Необходимые измерения: линейкой измерить диаметр и высоту цилиндра.

По данным измерениям найти:

    площадь боковой поверхности

    площадь полной поверхности

    объем фигуры

    найти площадь сечения, проведенного параллельно оси цилиндра на расстоянии L (задать каждому студенту индивидуально) от нее.

Вопросы:

    Определение цилиндра

    Дать определение прямого и равностороннего цилиндра

    Элементы цилиндра

    Виды сечений

    Объем цилиндра

2. Конус

Необходимые измерения: линейкой измерить образующую и диаметр основания.

По данным измерениям найти:

    площадь боковой поверхности

    площадь полной поверхности

    объем фигуры

    площадь осевого сечения

    угол наклона образующей к плоскости основания.

Вопросы:

    Определение конуса, усеченного конуса

    Элементы конуса

    Виды сечений

    Площадь и объем конуса, усеченного конуса

3. Шар и сфера

Необходимые измерения: измерить длину диаметральной окружности.

По данным измерениям найти:

    радиус фигуры

    площадь поверхности сферы

    объем шара

    найти площадь сечения шара или сферы плоскостью, проведенной на расстоянии X (задать каждому студенту индивидуально) от центра.

Вопросы:

    Определение шара, сферы

    Виды сечений шара и сферы

    Уравнение сферы

    Определение плоскости, касательной к шару

    Определение шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора

Задание:

1. По фигуре сделать необходимые измерения

2. По данным измерения выполнить необходимые расчеты

3. Оформить задачу в тетрадях

4. Ответить на теоретические вопросы.

Требования по оформлению: нарисовать рисунок фигуры, записать дано, записать что необходимо найти, полное решение и ответ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дадаян А.А. Сборник задач по математике: учеб. пособие / А.А. Дадаян. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 352с.

2. Дадаян А.А. Математика: учебник. /А.А. Дадаян. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ, 2014. -544 с. _

3. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике, - М.: Наука, 2011. – 370с.

4. Алгебра и начала анализа. Математика для техникумов в 2 ч. Под ред. Г.Н. Яковлева. – М.: Наука, 2015. -1002с.

5. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 207 с.

6. Алимов Ш. А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10-11 классы. - М., 2014.

Слайд 2

Многогранник

Многогранник– это такое тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников.

Слайд 3

Многогранник называется выпуклым, если он лежит по одну сторону от любой плоскости, содержащей его грань. Многогранник называется невыпуклым, если существует такая грань, что многогранник оказывается по обе стороны от плоскости, содержащей эту грань.

Слайд 4

Что такое в житейском смысле объем тела, в частности многогранника? Это то, сколько жидкости может быть налито внутрь этого многогранника. Отрежем вершинки и нальем внутрь каждого многогранника воду. Выпуклый многогранник уже наполнился, а невыпуклый - еще нет. Но возможно вода наливалась с разной скоростью: чтобы правильно сравнить объемы, выльем жидкость из каждого многогранника в одинаковые стаканы. Уровень воды в правом стакане выше, чем в левом, значит объем невыпуклого многогранника действительно больше объема выпуклого.

Слайд 5

Многие значительные достижения математиков Древней Греции в решении задач на нахождение кубатур (вычисление объемов) тел связаны с применением метода исчерпывания, предположенным Евдоксом Книдским (около 408-355 до нашей эры). Известна формула, которая дает возможность найти объем многогранника, если известны лишь длины его ребер. Объем произвольного многогранника можно вычислить, зная лишь длины его ребер. Однако многогранник должен быть специального вида.

Слайд 6

В общем случае можно показать, что обобщённые объёмы многогранников - корни полиномиальных уравнений с коэффициентами, которые не зависят от расположения вершин многогранника в пространстве, а представляют собой многочлены от квадратов длин его рёбер. Числовые коэффициенты этих многочленов определяются комбинаторным строением многогранника.

Слайд 7

Объем пирамидыТеорема.Объем пирамиды равен одной трети произведения площади основания на высоту.

Слайд 8

Объем многогранника

Объем многогранника равен сумме объемов пирамид, имеющих своими основаниями грани многогранника, а вершиной – центр сферы. Так как все пирамиды имеют одну и ту же высоту, равную радиусу R сферы, то объем многогранника.