Что значит деструктивный? Деструктивный человек, деструктивный конфликт, деструктивное межличностное взаимодействие. Деструктивные религиозные течения: признаки и опасность

Что значит деструктивный? Деструктивный человек, деструктивный конфликт, деструктивное межличностное взаимодействие. Деструктивные религиозные течения: признаки и опасность
Что значит деструктивный? Деструктивный человек, деструктивный конфликт, деструктивное межличностное взаимодействие. Деструктивные религиозные течения: признаки и опасность

Термин имеет тот же корень, что и структура; приставка "де" означает уничтожение или отрицание. Слово "деструктивный" носит негативную окраску и означает не что иное, как разрушительный. Синоним деструктивности, как уже было указано выше - разрушительность. Распад структурных связей, зависимостей и тому подобного - вот что значит деструктивный.

Деструктивный конфликт

Под деструктивным конфликтом обычно понимают столкновение, при котором характерна проблематичность достижения целей каждого из участников конфликта каким-либо иным способом, кроме ущемления интересов другого. Это значит, что намерения оппонентов переплетаются, мешая удовлетворению интересов каждого из них.

Деструктивный человек

О деструктивности можно говорить как о качестве личности. Возникает вопрос о том, что значит деструктивный человек? Является ли эта разрушительность пагубной для обладателя такой черты или для окружающих его людей?

Психологи дают следующее определение для деструктивности, свойственной человеку. Это неспособность создавать базу, обеспечивающую дальнейший результативный труд. Деструктивность может быть направлена как вовнутрь, так и извне. Кроме того, как и в общем определении, она означает разрушение функциональных связей.

Многие которые можно назвать негативными, относятся к деструктивным (например, жадность, хитрость, цинизм и предвзятость), поскольку они так или иначе приводят к разрушению. Но более всего деструктивность связывают с жадностью, что значит, деструктивный человек в полной мере обладает этим пороком.

Жадность как поборница быстрого результата

Для деструктивного человека свойственен соответствующий подход к жизни. Он хочет всего и сразу. Такая личность настолько гонится за результатом, что растрачивает его. В итоге эффективность близится к нулю.

Антоним деструктивности - конструктивность, напротив, предполагает постепенное совершенствование и продвижение вперед.

Пропасть между теорией и практикой

В ответе на вопрос о деструктивности человеческого сознания, то, что значит слово "деструктивный" - очень малая часть того, что надо бы сказать. Деструктивный человек не глуп - он знает теорию, но не применяет ее на практике. Ситуация схожа с купленным билетом на поезд, в который покупатель так и не сядет. Деструктивный человек знает, что действует прежде всего себе во вред. Но все равно продолжает это делать. Быть может, даже кичится своей деструктивностью.

Деструктивное межличностное взаимодействие

Под деструктивным межличностным взаимодействием понимают такие формы контактов, при котором на одного или на каждого из собеседников оказывается пагубное влияние со стороны другого. Примеры: манипулятивное или авторитарное общение, молчание с целью сокрытия какой-либо информации или в качестве так называемого наказания.

Отрицательные одного или всех участников взаимодействия придают ему деструктивный характер. Они могут проявляться преднамеренно или неосознанным образом. Мотивированная или немотивированная агрессия, к примеру, может исходить от одного собеседника к другому либо вследствие нервного перенапряжения, либо из желания нанести тому физический или моральный вред. Такие личностные черты, как предубеждение, лицемерие и цинизм также являются основой деструктивного межличностного взаимодействия, напоминающего, однако, в отличие от открытой агрессии скорее состояние "холодной войны". Так, данный процесс может проходить в неявном виде, пока деструктивность будет все более прогрессировать.

Некоторые течения современного общества, к сожалению, часто носят деструктивный характер, причиняют вред обществу или своим же членам (материальный, психологический или физический). Часть из них зарегистрированы под видом религиозных объединений, другие ведут свою деятельность неофициально, вопреки запретам правительства. Обычно они известны под термином «секта», хотя их представителям данная формулировка категорически не нравится. У термина «сектанство» много определений, но общий смысл таков: это общее название различных «религиозных» групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих направлений в Исламе, Иудаизме, Христианстве и находящихся в оппозиции с ними.

Секты - это достаточно сильный способ управления людьми в угоду своим корыстным целям. Например, Рон Хаббард, основатель саентологии, с одной стороны, стремился к власти и даже в молодости в задумчивости часто записывал на страницах тетради фразы: «Все люди - мои рабы», «Весь мир мне подчиняется» и т.д. Он пробовал себя в разных областях, нигде у него не получалось реализоваться, он даже пробовал быть писателем, и ему приписывают фразу, которую он неоднократно говорил в разных обстоятельствах: «Писать, получать цент за слово — это смешно. Если хочешь стать богатым, нужно основать собственную религию».

Секта была и фашистским инструментом порабощения. Обратите внимание на обширную цитату А. Гитлера из книги Генри Пиккера "Из застольных бесед в ставке фюрера", "Вечер в "Вольфшанце" (11 апреля 1942 года): «...Поэтому для осуществления господства нашего рейха над покоренными народами Востока высшим принципом должно быть: как можно шире отвечать их стремлению к индивидуальной свободе, избегать их какой-либо государственной организации и тем самым держать представителей этих народностей на как можно более низком уровне культуры. Надо постоянно исходить из того, что задача этих народов по отношению к нам, прежде всего, такова: служить нам экономически. Поэтому нашим стремлением должно быть: всеми силами забрать из захваченных областей все, что можно оттуда взять. Образование деревенских общин надо тоже осуществлять так, чтобы между соседними общинами не могло возникнуть никакой общности. Во всяком случае, надо не допускать устройства единых крупных церквей для молитвенных целей. В наших интересах - чтобы каждая деревня имела собственную секту, развивающую собственное представление о Боге. Даже если таким образом в отдельных деревнях возникнет культ колдунов, как, скажем, у негров или индейцев, мы должны это только приветствовать, ибо это увеличит число разрушающих моментов на русской территории».

Как работает религиозная секта и какую опасность она несёт для личности, семьи и государства

Попасть в секту несложно: всё начинается с невинного разговора о жизни с незнакомцем на улице, у двери вашего дома или в Интернете. Зачастую люди приходят в религиозное объединение в периоды своего жизненного кризиса, члены которого с первого дня окружают новичка повышенной заботой и безграничной братской любовью, что, безусловно, порождает некое доверие.

Любые сомнения касательно секты с первого дня будут опровергаться заранее продуманной и ранее отработанной серией доказательств и убеждений. Обращение новичков к внешним критическим источникам информации о данном религиозном течении будут обрубаться на корню, таким образом, что у адептов вырабатывается некая блокировка, страх на возможный просмотр материала, не имеющего отношения к данной организации. Они панически боятся смотреть или читать все иное - доводы, вероубеждения, взгляды. Поэтому они практически не посещают библиотек, не смотрят телевизор, не читают газет, не находятся в активном режиме в социальных сетях. В результате чего новичок будет видеть только белое, хотя есть и черное, и их полутона.

Секта использует различные методы контроля за сознанием и поведением ее членов, в том числе гипноз и НЛП (нейролингвистическое программирование), как в общении, проповедях, так и в своей литературе; создает психологическую, физическую и финансовую зависимость от лидеров и самой организации; ограничивает свободу выхода из секты, приводя различные угрозы, в том числе вырванными из контекста цитатами из священных писаний. Особый упор при этом делается на молодежь, которая еще не обладает достаточным багажом истинных религиозных знаний и больше всех подвержена внушению.

По сообщению практикующих психологов, бывает так, что лидеры вводят адептов в гипноз и из него не выводят. Таким образом, даже если адепт покинул общину, он по-прежнему находится под гипнозом, и переубедить его бывает практически невозможно без профессионального вывода из этого состояния.

Секта систематически настраивает своих членов против всего остального мира (семьи, друзей, коллег, государственных служащих, официальных духовных лиц традиционных религий), высмеивая их грехи, принижая их человеческое достоинство, опуская до людей второго сорта по сравнению с ними. В результате чего рекомендуется ограничить близкое общение с ними, прервать личные отношения вплоть до развода, сменить место работы, место жительства (в том числе город, страну) в пользу данного объединения. Часто члены объединения - это жители других городов и стран, в итоге живущие в отдельных религиозных поселениях либо по несколько человек в одной съемной квартире.

Секта выбивает из граждан страны патриотизм различными методами и лживыми доводами: запрещается петь гимн и работать в государственных органах, служить в армии, защищать страну при нападении врага; признание власти Бога без признания государственной власти; запрет на участие в городских мероприятиях, республиканских праздниках любого рода, дозволенность не соблюдать законы государства и др. Так выстраивается свое государство в государстве.

Секта ведёт контроль личной жизни, обсуждаются практически все её детали. Разрешает или запрещает вступать в брак в данный момент, с кем вступать в брак, заводить детей или нет, как проводить супружескую жизнь.

Согрешивших членов общества высокомерно осуждают на общем собрании и прекращают какое-либо общение даже в форме простого приветствия. С членами, покинувшими общество, имеющими иное вероубеждение, также резко обрывают какие-либо отношения.

Основной упор лидеры религиозных течений делают на максимально активное распространение своего учения среди населения региона с целью привлечения новичков. Так, члены секты зачастую меняют свою работу на более облегченную с максимальным количеством часов свободного времени днем, которое посвящают проповедям на улицах, по домам, Интернету и т.п.

Ну и, конечно, один из главных моментов - это сбор добровольных либо обязательных пожертвований. Так, к примеру, бывший саентолог из Казахстана для портала nur.kz в мае 2016 г. в видеоинтервью озвучил суммы взносов казахстанских саентологов в это объединение, которые составляют, как правило, свыше 100 тыс. долларов и доходят до 1-3 млн долларов США. В одних религиозных течениях убеждают, что эти деньги пойдут на нужды общества, для помощи бедным и угнетенным далеких стран, для борьбы с не видимыми никому притеснителями, в других - на откуп грехов перед Богом (однако забывают пояснить: каким образом пересылают деньги Богу, зачем они ему нужны и в каком священном писании дан этот закон). В общем, придумывают такую сказку, в которую люди смогут поверить как с применением гипноза, так и без него.

Создаются различные учебные центры, организовываются тренинги личностного роста, детские лагери; приглашают на уроки английского языка, ораторского искусства и прочее на бесплатной основе, что привлекает массу людей. Но бесплатный сыр бывает, как правило, лишь в мышеловке.

Члены псевдорелигиозных течений убеждены в том, что именно они находятся на пути истины и что только они попадут в Рай. Традиционные религии называют неправильными, выдуманными, «порождениям дьявола». Отдельные течения представляют Рай точно таким же, как и эта жизнь, с возможностью рождать детей. Поэтому в этой жизни у них практически полностью отсутствует интерес к семье и детям.

Так у адептов формируется своя уникальная система жизненных ценностей и приоритетов, которая в целом не приносит пользы ни им самим, ни их семьям, ни государству.

Что такое деструктивные религиозные течения?

4 апреля 2018 года Ассоциированную ЮНЕСКО школу при КАУ посетили представители управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом ДВД города Алматы. Целью посещения явилось проведение профилактической беседы со студентами на тему деструктивных религиозных течений в Республике Казахстан и г.Алматы в частности. Представители управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом дали полную характеристику деструктивным религиозным течениям, описали методы воздействия на граждан и приемы борьбы на законодательном уровне с различного рода религиозными течениями и сектами. Так как современная религиозная ситуация в Казахстане характеризуется ослаблением влияния традиционных религий в обществе, в последнее время наблюдается целенаправленное проникновение на территорию Казахстана нетрадиционных исламских и протестантских религиозных объединений, а так же новых культов, имеющих деструктивный характер. Деятельность большинства таких объединений, которые провозглашают своими целями полную «исламизацию» или «евангелизацию» Казахстана, координируется и финансируется зарубежными центрами. Масштабы деятельности деструктивных религиозных объединений в последнее время увеличиваются.
Неслучайно за короткий срок в Казахстане появились нетрадиционные для нашего народа многочисленные протестантские церкви новой волны. Их в республике насчитывается более 500. Наиболее крупные церкви, на которые приходится более 70% верующих, расположены в крупных городах страны, таких как Алматы, Караганда, Шымкент. Там же сосредоточены их главные республиканские и региональные управления, координационные центры, межконфессиональные миссии. Особенно показательным является процесс усиления влияния среди казахстанской молодежи различных деструктивных около- и псевдорелигиозных организаций - сект и культов. Опасность этого процесса состоит прежде всего в том, что для молодежи духовная сфера жизни все больше становится ценностной ориентацией, регулирующей социальное поведение, психологию общения, философию отношения к жизни.

Представители управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом дали полную и достоверную информацию по текущим крупнейшим религиозным течениям несущим деструктивный характер, среди них хотелось бы отметить:

Церковь «Саентологии»- Основной догмой религиозной организации «Церковь саентологии», известной в мире как «Центр Дианетики» является обречение мира на уничтожение и имеется только один шанс к спасению - это изучение дианетики (псевдонаука о человеческом мышлении);

Свидетели Иеговы - являются в настоящее время одной из самых крупных по численности конфессий в республике. Источником их веры является Библия, но в их собственном, новом переводе, а также труды руководителей Бруклинского центра и красочные журналы. Большое внимание уделяют свидетели Иеговы распространению религиозно - пропагандистской литературы. В настоящее время их литература «Сторожевая башня» выпускается более чем 160 языках тиражом более 37 млн. экземпляров, журнал «Пробудитесь» - на 81 языке тиражом около 34 млн. экземпляров. Большую работу проводят члены организации Свидетелей Иеговы по привлечению новых людей в секту.
Основная цель РО «Благодать» - евангелизация Казахстана путем активного привлечения под видом спасения в ряды адептов и создания новых открытых и закрытых ячеек. Религиозное течение активно использует методы гипнотического воздействия на сознание людей во время религиозных ритуалов.

Радикальное исламское объединение «Хизб-ут-Тахрир» - Идеология партии построение халифата на территории центральноазиатских государств.
Ваххабизм (употребляется только оппонентами этого течения (его сторонники называют себя салафитами). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Учащиеся ознакомились с основными чертами деятельности деструктивных религиозных течений:
. проповедь религиозного учения, отличающегося от традиционной религии и учений, исповедуемых членами других сект;
. резкая критика других религий и обещание «божьего наказания» для их последователей;
. наличие харизматического лидера, который является проповедником и главным администратором деструктивной\религиозной организации;
. существование круга лиц, особо приближенных к лидеру деструктивной религиозной организации и занимающие в ней руководящие посты;
. активная миссионерская деятельность, включая беседы на улицах, раздача листовок, трансляция программ в СМИ;
. проведение массовых мероприятий, с целью привлечения потенциальных верующих;
. усиленное внимание на несовершеннолетних, попавших в деструктивную религиозную организацию;
. окружение заботой;
. дробление деструктивной религиозной организации на группы по направлениям;
. использование психотехники;
. проведение специального религиозного обучения для новых членов организации;
. привлечение членов с неуравновешенной психикой и физическими недостатками для публичной демонстрации псевдорелигиозных «чудес»;
. изменение физического вида членов, наделение их религиозными именами и духовными званиями, требования носить культовую одежду и принадлежности;
. соблюдение строгой религиозной дисциплины;
. благотворительность и опека, для вовлечения в организацию лиц социально не защищенных;
. требования жертвования денег, т.н. «десятины»;
. частая и бесплатная раздача литературы
. применение современных методов ведения религиозных собраний для привлечения молодежи;
. требование бесплатной работы на предприятиях организации, сбора подаяния и продажи религиозной литературы;
. повышенное внимание к вопросам образования, учреждение собственных образовательных центров
. бесплатная передача литературы в библиотеки, учреждения культуры и образования;
. наличие у организации специальных подразделений для выполнения пропагандистских, охранных и других задач;
. создание детских и молодежных учреждений, реабилитационных центров, летних объединений и лагерей, с целью вербовки верующих.

Подводя итоги, сотрудники управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом отметили тот факт, что в последние годы в Казахстане наблюдается заметный рост численности нетрадиционных религиозно-мистических течений, сект и культов. Фактически в нашей стране проживают приверженцы практически всех известных традиционных и нетрадиционных религиозных, околорелигиозных, псевдорелигиозных и религиозно-мистических течений, включая тоталитарные и деструктивные секты и культы. Сегодня, очевидно, что корни многих важных общественных и политических проблем жизнедеятельности общества лежат в сфере духовности, когда разногласия между людьми, возникающие на почве различий в их духовном мировоззрении, накладываются на политические, национальные, экономические и социальные противоречия.

Преподаватель истории
школы при КАУ
Раисов Д.Р.

Г. Базарбаева
Старший научный сотрудник
Отдела исследования христианства и нетрадиционных
для Казахстана религиозных течений НИАЦ МКС РК

Религия всегда занимала и занимает важное место в жизни человека и в истории мировых цивилизаций. Однако, развитие мировых и традиционных религий сопровождается появлением церкви, миссии, религиозные организации нетрадиционного толка.

Миссионеры и проповедники последних проводят активную агитационно-пропагандистскую работу по привлечению людей в религиозные организации деструктивного направления. Деструктивность – один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства. Во многих странах приняты законы запрещающие деятельность организаций, наносящих ущерб психическому и физическому здоровью граждан, разрушающих нравственные ценности.
В Казахстане нет ни одной религиозной организации признанной на законном основании деструктивным культом. Однако это не повод успокаиваться. Некоторые религиозные объединения имеют отдельные признаки деструктивности, большинство из них используют такие методы влияния, как контроль над жизнью адептов, информационный контроль.
Деструктивные течения нетрадиционных религий представляют определенную опасность обществу, их деятельность приводит к негативным последствиям как в духовном, так и в физическом и материальном плане.
Для привлечения и удержания людей в организации культы, как правило, применяют методы психологического влияния: контроль над поведением, подчинение сознания, информационный контроль. Метод подчинения сознания, скрытое воздействие на психику бывает опаснее, чем явное физическое насилие, в это время происходит постепенное и незаметное разрушение личности, превращение ее в фанатика или зомби.
Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением. В этом и заключается метод контроля поведения. Когда участники не заняты изучением доктрины движения или культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свободное время – что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется ритуальная работа, которую необходимо делать.
Во многих культах существуют серьезные ограничения на разнообразие и объем питания, некоторые движения практикуют полный отказ от пищи и воды на сутки и более. Неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовного совершенства.
Известно, что «голод является одним из могущественных факторов, оказывающих свое действие на психику и все поведение человека…» Следствие чего наблюдается выработка покорности и зависимости у адепта.
Медленно и поступенчато деструктивные культы стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путем давления на личность вынуждают отказаться от всех контактов и отношений, которые могут помешать пребыванию в культе.
Таким образом, цель культов - сформировать зависимый тип личности. Следствие чего происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых «духовных сестер и братьев».
Вместе с методом контроля поведения тесно переплетается метод информационного контроля. Применяя данный метод, деструктивные культы ограничивают просмотр телевидения, чтение газет, радио, ведь человеческое сознание фактически не может нормально функционировать без определенно направленной информации. Подобный метод, исключает возможность критического мышления последователей культа, что не позволяет людям судить о собственной жизни или действиях группы.
Контролируя мышление, деструктивный культ не только управляет поведением человека, но и формирует его личные качества в соответствии с интересами группы, создает новую «культовую личность».
Нарушения мышления в культе поддерживаются рядом специальных техник (пение, гудение, произнесение молитв и мантр, монотонное скандирование). Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются.
Подобные организации также используют культовый язык особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка в разговор и пение.
Это приводит к тому, что новообращенные чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с другими членами движения, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их
повседневной речи, у них могут появиться затруднения в общении с людьми вне движения, которые не всегда могут этого понять.
Нетрадиционные религиозные объединения стараются как можно больше расположить человека, сделать его более восприимчивым к методам, которые действуют внутри организации. Порождают у верующих определенные чувства, поддерживают эмоциональную жизнь людей в определенном привычном направлении. Повиновение и хорошее исполнение вознаграждаются публичной похвалой, подарками или повышением в должности, в то время как неповиновение и плохое исполнение – выговороми наказанием. Человеку постоянно внушается, что он не живет в соответствии со своим потенциалом, не достаточно трудится для достижения поставленного культом идеала, что его семья является источником греха, что вся жизнь человека связана с грехом – все его привязанности, мысли, чувства, поступки греховны.
Деструктивные культы с помощью методов влияния стремятся заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа, чрезмерная эксплуатация чувства вины, внушение страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера.
Попасть в подобную организацию несложно, гораздо труднее выйти из нее. Личность человека подвергается полной смене системы взглядов и ценностей, жизнь подчинена правилам деструктивной организации. Лидеры культов стараются подчинить человека всеми методами, включая незаконные. Возможность выхода из деструктивного культа обычно гарантируется только на словах. В заключении хочется отметить, во-первых, самая лучшая защита от культов – информированность и понимание того, что такое культ, какие у него скрытые цели и методы. Во-вторых, незнание и непонимание своей духовной традиции, религиозное невежество, по сути, лишают человека свободы выбора. Свободным может быть только осознанный выбор и этот выбор зависит только от нас.
Такими представляются основные методики воздействия на человека и вербовки его в деструктивные культы. Всем гражданам, особенно молодежи необходимо быть осторожными и замечать манипулирование. Некоторые думают, что если они бедны и у них нечего взять, то их и вербовать не будут. Это заблуждение, т.к. могут использовать вашу энергию и энтузиазм. Поэтому нужно быть бдительными и всегда осознавать свои поступки.

Как можно большего количества новичков, приемы и методы имеют огромное и эффективное воздействие на психику человека. Чем дольше новичок находится под воздействием этих приемов, тем труднее ему помочь вернуться к прошлой жизни, в которой, зачастую, есть одиночество, жизненные трудности, экзистенциальные проблемы - потеря смысла жизни, отсутствие любви и свободы, низкий уровень ответственности.

Важно быть внимательным к своим близким, друзьям, коллегам и отреагировать на малейшие изменения в человеке. На что следует обратить внимание:

1 . Изменились интересы . Человек меньше интересуется семейными делами, стал равнодушен к общению с друзьями, охладел к работе, учебе, к привычным развлечениям, увлечениям.

2. Изменилось поведение. Человек неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему. Стал более замкнутым, скрытным, более скупым на эмоции или, напротив, чересчур эмоционален, экзальтирован, проявляет восторженность, готов на жертвы ради нового дела.

3. Изменилась речь. Возможно, вы обнаружите, что он использует новые для него характерные выражения, словечки, термины. Доказывая что-либо, часто приводит в пример странноватые, непривычные цитаты. Сама манера говорить может производить впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных речей. В голосе проявляется занудность, монотонность.

4. Изменились привычки. Придерживается необычного для него режима питания, изменил стиль в одежде. Много времени уделяет чтению книг, а также усердно занимается медитациями или чтением молитвенных текстов.

5. Изменился образ жизни . Несмотря на то, что общение с друзьями и коллегами по работе ограничено, появилось множество телефонных звонков, писем, происходит увеличение количества встреч в неделю (всевозможных собраний, семинаров и пр.). Возможны поездки по стране и за границу, не связанные с работой.

6. Изменились денежные траты. Происходит неоправданное увеличение денежных затрат, карманных расходов (у детей). Обратите особое внимание, если он расходует значительные суммы, берет займы в банке, у родственников, у друзей.

Если Вы обнаружили изменения хоть по одному пункту, будьте бдительны, возможно, уже произошел первый контакт с деструктивной группой, важно соблюдать ряд правил поведения с адептом.

1. В отношениях - сохраняйте контакт

Не теряйте голову. Трезвый взгляд на вещи вам еще пригодится. Признайте за человеком право на свой выбор, даже если он, по вашему мнению, ошибочный. Важно показать своим поведением, что близкий человек вам дорог вне зависимости от его убеждений, вы его принимаете таким, какой он есть.

Не осуждайте его новые убеждения. Будьте спокойным, положительно настроенным, открытыми к диалогу. Ни в коем случае не нападайте, даже с юмором ни на группу, ни на ее руководителя (учителя, гуру и т. д.). Самое важное - это поддерживать контакт с человеком и сохранить доверительные отношения.

Задавайте вопросы в доброжелательном тоне с тем, чтобы разобраться в ситуации и получить необходимую информацию. Но не устраивайте допрос с пристрастием! Не пытайтесь оценивать и судить действия лидеров организации и деятельность деструктивной группы, с точки зрения здравого смысла, не пытайтесь доказывать, кто прав и кто виноват.

С другой стороны, следует отмечать явные противоречия и ненавязчиво указывать на них. При этом не вынуждайте человека, попавшего под влияние деструктивной группы, эти противоречия объяснять: это только укрепит его связь с группой. Просто слушайте и без агрессии отмечайте несоответствия, приводите примеры, почерпнутые из ваших наблюдений, из прессы, из Интернета. Зароните сомнение в непогрешимости «учителей» и «учения». Вода камень точит!

Поддерживайте его прошлые интересы и увлечения. Оживите семейные и дружеские воспоминания. Привлеките друзей и родственников, которые имеют у него авторитет и могут оказывать влияние на него. Стимулируйте и расширяйте круг общения вне группы - организуйте встречи, пикники, праздники. Словом, поддерживайте все, что связано с жизнью вне группы, но старайтесь это делать ненавязчиво, не оказывая давления.

2. Собирайте информацию.

Собирайте сведения и формируйте досье. Записывайте имена, адреса, номера телефонов лиц, связанных с деятельностью вашего близкого, попавшего под влияние секты. Собранные Вами сведения могут оказаться неоценимым подспорьем, если потребуется обращаться в судебные, медицинские или правоохранительные органы , при организации розыска родственника, пропавшего без вести;

Храните всю информацию, касающуюся его группы . Это могут быть статьи в прессе, публикации на Интернет-сайтах, заметки, листовки. Проявляйте осторожность: не расставайтесь с документами, касающимися вашего близкого, как члена данной группы, а также с документами, свидетельствующими о деятельности самой деструктивной группы.

Ведите дневник событий, связанных с взаимоотношениями вашего ребенка и группы;

Выясните в точности, к какой секте он принадлежит. Если вы не смогли определить тип деструктивной группы, отмечайте характер его чтения: книги, брошюры, и прочая литература. Определите, какие он употребляет в своей речи слова, выражения, термины (т. е. словарь). Выясните расписание занятий , богослужений (молитв, медитаций). Узнайте имена и прозвища тех, кто составляет его новое окружение. По этим сведениям специалист сможет сориентировать ваши поиски и указать название и местоположение деструктивной группы.

Важно изучить учение данной группы, ее характерный словарь. Это то, на что чаще всего будет ссылаться ваш близкий человек. Эти сведения - мостик, соединяющий вас с ним. Они необходимы для поддержания диалога, они помогут вам быть в курсе происходящих с ним событий в группе.

Контролируйте финансы. Записывайте движение денег, которые прямо или косвенно проходят через вашего близкого человека;

3. Соблюдайте осторожность.

Избегайте материальной поддержки. Не посылайте денег вашему близкому человеку. Разумеется, даже ради откупа, не посылайте денег группе. Не «лейте воду на их мельницу», ведь без финансовой подпитки не может существовать ни одна организация. Лучше прислать личный подарок, который невозможно передать группе или продать.

Не позволяйте запугивать себя давлением, клеветой, угрозами или шантажом. Не уступайте попыткам его группы вас обаять, «приручить» - это будет делаться в целях нейтрализовать вас, «убрать дороги».

Не позволяйте, чтобы кто-либо внушил вам чувство вины - это лишит вас сил, энергии, ведь именно сейчас силы и здравый рассудок вам остро необходимы.

Не предпринимайте лобовых атак. Нельзя требовать, чтобы он немедленно оставил группу, или запрещать читать литературу секты, в грубой форме запрещать общаться с сектантами - это может иметь обратный эффект: отпугнет его, заставит замкнуться в себе и искать поддержки в группе.

Не рассчитывайте, что здравый смысл возобладает и человек, со временем, сам разберется «что к чему». Даже, если он сам утверждает, что знает что делает. Даже если он образованный и умный. Здесь никакой интеллектуальный иммунитет не спасает - известны случаи, когда на удочку попадались академики. В некоторых деструктивных группах используются гипнотические техники, введение в трансовые состояния, почти во всех сектах деструктивного толка активно применяется манипуляция сознанием, эффективные психотехники. Все, это позволяет сектантам «обработать» жертву, подвести ее к нужным псевдологическим выводам.

Не оставляйте попыток вытащить из деструктивной группы своего близкого человека , ссылаясь на то, что он совершеннолетний и сам несет ответственность за себя. Ему одному не справиться с массированным прессингом со стороны группы: используется «бомбардировка любовью», запугивание, внушение чувства вины, финансовая и психологическая зависимость и прочие деструктивные методы.

4. Привлекайте к помощи других людей

Обращайтесь за помощью в специальные организации, чтобы они помогли вам в ваших усилиях по возвращению ребенка или другого близкого человека домой. Проконсультируйтесь с психологом, психотерапевтом. Выработайте с ними единую стратегию поведения.

Если один из родителей вовлекает в секту несовершеннолетнего ребенка, действуйте немедленно - информируйте правоохранительные органы. Передайте им досье на группу и требуйте, если необходимо, розыска в интересах семьи.

Но не доверяйтесь сразу «специалистам», которые предложат вам платные услуги, чтобы вылечить пострадавшего «от зависимости» или защитить его интересы в суде. Прежде всего, необходимо убедиться, что это именно тот специалист, за которого он себя выдает. Нередки случаи, когда эти «специалисты» являются одновременно и членами группы. И это происходит на любом уровне: жертвами становятся и высокопоставленные чиновники, и ученые, и врачи, и учителя, и юристы. Будьте бдительны!

Увы... бывают случаи, когда приходится действовать судебным или медицинским порядком или по линии собеса. Попросите лечащего врача предоставить медицинскую карту состояния здоровья вашего близкого до его поступления в деструктивную группу.

Не оставайтесь наедине со своей проблемой. Эта беда может войти в любой дом вне зависимости от вероисповедания , социального положения, независимо от пола, возраста, профессии, образования и уровня интеллекта. Ищите семьи, которых также коснулась эта проблема, обменивайтесь сведениями, опытом, оперативной информацией об обстановке в группе.