Стратегическая информация. Оперативно-аналитический поиск в сыске. Беларусь: ОАЦ — "полная смена караула" Оперативный аналитический центр

Стратегическая информация. Оперативно-аналитический поиск в сыске. Беларусь: ОАЦ — "полная смена караула" Оперативный аналитический центр

Система защиты информации – совокупность госорганов, юридических лиц и физических лиц, обеспечивающих защиту информации.

Система защиты информации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Основные функции системы защиты информации:

    оценка состояния информационной безопасности;

    выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз информационной безопасности;

    разработка комплексных прав, экономических, технических и иных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности;

    координация деятельности госорганов, юридических лиц в сфере информационной безопасности;

    защита охраняемой информации;

    лицензирование деятельности юридических лиц и ИП в сфере информационной безопасности;

    осуществление международного сотрудничества в сфере информационной безопасности.

Состав государственной системы защиты информации:

    защита личности, общества и государства от воздействия недоброкачественной информации;

    защита информации и информационных ресурсов от неправомерного воздействия посторонних лиц;

    защита информационных прав и свобод.

5.3 Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, его цели и функции

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ) образован в соответствии с указом президента №229 от 21 апреля 2008 года из Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (ГЦБИ). ГЦБИ образован указом президента №639 от 28 ноября 2000 года. Изменения внесены указом президента №231 от 12 мая 2004 года.

В целях повышения эффективности государственной системы защиты информации в Республике Беларусь постановляю:

    Преобразовать Государственный центр безопасности информации при Совете Безопасности Республики Беларусь в Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь. В настоящее время ОАЦ.

    Переименовать Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт проблем защиты информации" в Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт технической защиты информации".

    Определить Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт технической защиты информации" головной научно-исследовательской организацией в Республике Беларусь по технической защите информации.

ОАЦ при Президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности по обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством, от утечки по техническим каналам, несанкционированных и непреднамеренных воздействий.

Общее руководство ОАЦ осуществляется Президентом Республики Беларусь. Штатная численность ОАЦ утверждается Президентом Республики Беларусь.

Основными задачами ОАЦ являются:

    информирование Президента Республики Беларусь о внешних и внутренних угрозах информационной безопасности страны;

    обеспечение технической защиты информации в местах постоянного и временного пребывания Президента Республики Беларусь, а также постоянных членов Совета Безопасности Республики Беларусь;

    предотвращение утечки по техническим каналам информации, содержащей государственные секреты или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее;

    организация и осуществление контроля деятельности по обеспечению технической защиты информации в государственных органах, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

    организация и проведение сертификации, аттестации, экспертизы и лицензирования в области технической защиты информации.

ОАЦ в соответствии с возложенными на него задачами:

    информирует в пределах своих полномочий Президента Республики Беларусь о внутренних и внешних угрозах информационной безопасности страны и вносит предложения по их предотвращению;

    организует и проводит работы по обеспечению технической защиты информации в местах постоянного и временного пребывания Президента Республики Беларусь, а также постоянных членов Совета Безопасности Республики Беларусь;

    обеспечивает техническую защиту информации при проведении мероприятий с участием Президента Республики Беларусь, в том числе заседаний Совета Безопасности Республики Беларусь;

    определяет приоритетные направления технической защиты информации;

    участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов в области технической защиты информации, вносит в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства по вопросам, входящим в компетенцию ОАЦ;

    издает в установленном порядке в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения государственными органами и должностными лицами, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

    выступает заказчиком государственных и отраслевых научно-технических программ, разрабатывает и согласовывает проекты государственных стандартов, организует и проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области технической защиты информации;

    осуществляет руководство деятельностью Научно-производственного республиканского унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт технической защиты информации", находящегося в его ведении;

    создает в установленном порядке подведомственные организации, необходимые для выполнения возложенных на ОАЦ задач;

    осуществляет координацию деятельности по технической защите информации на этапах создания, развития и эксплуатации информационно-аналитических сетей, комплексов технических средств баз данных, информационных систем, систем связи и управления государственных органов, за исключением сетей правительственной и оперативной связи, а также ведомственных сетей шифрованной связи, предназначенных для передачи секретной информации;

    организует и проводит работы по технической защите информации, администрированию и регистрации имен в национальном сегменте сети Интернет;

    проводит работы с использованием активных средств противодействия техническим разведкам;

    организует и проводит в пределах своей компетенции работы по технической защите информации криптографическими методами, в том числе с применением электронной цифровой подписи;

    осуществляет в пределах своих полномочий контроль ввоза, установки и порядка использования радиоэлектронных средств с радиоизлучением и высокочастотных установок;

    осуществляет в пределах своих полномочий контроль деятельности по обеспечению технической защиты информации в государственных органах, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

    проводит экспертизу по вопросам, связанным с обеспечением информационной безопасности Республики Беларусь;

    осуществляет лицензирование деятельности в области технической защиты информации;

    проводит работы по аттестации государственных объектов и сертификации средств технической защиты информации;

    проводит в пределах своей компетенции контроль излучающих радиоэлектронных средств, доступных техническим средствам разведки, с целью выявления и устранения каналов утечки охраняемой в соответствии с законодательством информации;

    образует межведомственные рабочие группы, временные творческие коллективы и иные органы для решения вопросов, отнесенных к компетенции ОАЦ;

    оказывает на договорной основе собственникам, владельцам, пользователям информации услуги по ее технической защите;

    осуществляет в пределах своих полномочий международное сотрудничество;

    принимает участие в организации технической защиты информации при осуществлении сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами;

    организует и проводит конференции и семинары, в том числе международные, по вопросам технической защиты информации;

    осуществляет методическое руководство подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой специалистов в области технической защиты информации;

    выполняет иные функции по поручению Президента Республики Беларусь.

СТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИИ ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОИСКА.

Ключевое место в системе оперативно-розыскных органов занимают оперативные подразделения криминальной милиции органов внутренних дел . Это, в первую очередь, аппараты уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономической преступностью. Они функционируют в составе территориальных, транспортных и специальных ОВД. Специфичными по своим функциям оперативными аппаратами криминальной милиции являются оперативно-поисковые и оперативно-технические подразделения. В последние годы, учитывая распространение наркобизнеса, в криминальной милиции сформированы аппараты по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Особое место в системе оперативных аппаратов ОВД занимают оперативные подразделения по борьбе с организованной преступностью и оперативные аппараты органов уголовно-исполнительной системы. Относительно последних следует отметить, что в современных условиях вопрос о пребывании их в системе МВД не только не является проблемным, но фактически решенным.

Оперативные подразделения криминальной милиции ведут оперативно-аналитический поиск информации, которая необходима для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска лиц, их совершивших, а также для обнаружения граждан, скрывающихся от дознания, следствия, в том числе бежавших из ИВС, СИЗО, ИУ, а также для обнаружения без вести пропавших граждан.

Что же касается оперативных подразделений ОИН, то они осуществляют пенитенциарную разведку, во-первых, для обеспечения правопорядка в СИЗО, ИУ, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия нарушений режима и преступлений, а также в интересах содействия криминальной милиции и иным органам, осуществляющим ОРД по обнаружению среди заключенных и осужденных лиц, причастных к ранее нераскрытым преступлениям (см. схему N 1).

В систему оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД в Российской Федерации, странах СНГ и Балтии, входят и органы государственной безопасности. В Российской Федерации в современных условиях они называются органами федеральной службы безопасности. В Украине, в Казахстане, Молдове - это органы национальной безопасности, в Латвии - государственные институции, осуществляющие управление в области национальной безопасности. Согласно законам, регламентирующим ОРД и определяющим статус этих ведомств, последние ведут оперативный поиск информации, необходимой для предупреждения, пресечения и раскрытия разведывательно-подрывной деятельности. Это прежде всего контрразведывательный поиск, а также оперативно-аналитический поиск, осуществляемый для борьбы с отдельными противоправными деяниями в виде терроризма, коррупции, проявлений организованной преступности, создающих угрозу интересам страны.

Традиционно органы государственной или национальной безопасности ведут сбор информации, необходимой для осуществления органами государственной власти и управления комплекса мер по разрешению социально-экономических, оборонных, техногенных, экологических и иных проблем.

Новым субъектом оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, странах СНГ и Балтии, зафиксированных на законодательном уровне, являются оперативные подразделения пограничных войск (пограничной службы). Как субъекты ОРД они обозначены в оперативно-розыскных законах России, Украины, Белоруссии и Литвы. Этот субъект ОРД призван вести сбор информации в интересах обеспечения неприкосновенности государственной границы, обеспечения экономической безопасности, выявления фактов подготовки различного рода эксцессов на границе, связанных с контрабандой наркотиков, оружия, провоцирования вооруженных и иных конфликтов и др.

Субъектом ОРД в РФ, странах СНГ и Балтии признаны и органы, уполномоченные вести борьбу с налоговыми правонарушениями. Это налоговая полиция (ранее органы налоговых расследований), сотрудничающие с налоговой службы Министерства финансов. Оперативные подразделения налоговой полиции ведут оперативно-аналитический поиск налоговых правонарушений, в связи с чем обладают полномочиями применять в полном объеме оперативно-розыскные мероприятия.

В число субъектов ОРД законодатель в РФ, странах СНГ и Балтии включает и органы, призванные осуществлять охрану высших должностных лиц органов государственной власти и управления. Они зафиксированы в оперативно-розыскных законах Российской Федерации, Украины, Казахстана, Литвы. Оперативные подразделения этих структур призваны вести оперативно-аналитический поиск сведений, указывающих на подготовку покушений на указанных выше лиц, террористических актов, иных противоправных посягательств на соответствующих должностных лиц органов государственной власти и управления, членов их семей. Помимо этого в компетенцию данной категории оперативных подразделений входит также оперативно-аналитический поиск информации, позволяющей выявлять и пресекать покушения, террористические акты и иные противоправные посягательства на должностных лиц органов государственной власти и управления зарубежных государств во время их визитов.

В Российской Федерации и в Литве к числу субъектов ОРД отнесены таможенные органы. Они призваны вести оперативно-аналитический поиск информации о противоправных деяниях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. В России эти вопросы детально определяет ст. 224 Таможенного кодекса РФ.

В число субъектов ОРД также включен и ряд спецслужб, которые ведут оперативно-аналитический поиск в пределах своей компетенции, предусмотренной соответствующими законодательными актами (РФ - служба внешней разведки; Россия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова - специальные органы, учреждения, институции министерства обороны).

Сказанное свидетельствует о том, что оперативно-аналитический поиск информации о разнообразных противоправных и иных деяниях должен быть надлежащим образом обеспечен структурно за счет создания соответствующих оперативных подразделений и определения их компетенции в этой сфере.

Для эффективного осуществления как оперативно-аналитического поиска, так и иных стадий оперативно-розыскного процесса оперативные подразделения имеют форму управления, отдела, отделения, бюро и т.п. Речь идет об оптимальном построении оперативной службы, занятой сбором, анализом и доведением разведывательной информации до заинтересованных лиц, служб, органов и организаций, ее использованием согласно нормам оперативно-розыскного закона. Возможная типовая структура оперативного подразделения, осуществляющего оперативно-аналитический поиск (криминальную разведку), .

Данная структура будет оптимально функционировать при соблюдении следующих положений:

личный состав подразделения криминальной разведки должен быть сгруппирован так, чтобы обеспечить наиболее эффективное выполнение задач, поставленных как перед этой структурой в целом, так и перед каждым его работником, взятым отдельно;

возлагаемая на руководителя подразделения ответственность должна быть максимально ясна, определена и закреплена в нормативных документах;

орган, устанавливающий обязанности этого должностного лица, обязан предоставить ему соразмерные полномочия, которые могут применяться так, как этот руководитель сочтет необходимым (аналогично и относительно сотрудников подразделения);

руководитель этого формирования должен иметь право и средства контроля за работой подчиненных им лиц с тем, чтобы проверять выполнение указаний и принимать меры к совершенствованию работы;

начальник может иметь в своем подчинении только такое число лиц, которым он способен руководить без особого напряжения. Деятельность всех подразделений и должностных лиц формирования должна быть максимально координирована и гармонично направлена к осуществлению общих целей формирования.

Так, например, в структуре Администрации (Управления) по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration) , созданного в США в июле 1973 года в целях осуществления сбора, анализа и распространения информации в сфере борьбы с наркобизнесом как на национальном, так и на международном уровня, предусмотрено разведывательное подразделение (Intelligence Division). Это подразделение является автономным структурным элементом DEA и непосредственно подчинено одному из руководителей администрации Управления. В состав разведывательного подразделения структурно входит размещенный в Эль Пасо разведывательный центр (El Paso Intelligence Center - EPIC), укомплектованный не только специалистами DEA, но сотрудниками других служб, стоящих на страже закона: таможенной службы США, береговой охраны, бюро по борьбе с алкоголем, табаком, оружием и др. Центр в Эль Пасо решает задачи сбора разведывательной информации, касающейся деятельности наркомафии, прежде всего, на воздушном и водном транспорте.

Обращает на себя внимание комплексный подход руководства DEA к организации разведывательной работы. Так в структуре данного ведомства помимо EPIC предусмотрены:

отдел разведывательных расследований;

отдел разведывательной работы и взаимодействия в сфере политики;

отдел научно-исследовательской работы в области разведки.

Как видно, в деятельности указанных формирований достаточно четко обозначена основная линия сыскной работы - сбор оперативно-значимой информации и ее анализ, что отражает существо криминальной разведки.

Упомянутый в начале параграфа термин «оперативно-аналитический поиск» для обозначения данной стадии оперативно-розыскной деятельности используется в этой работе авторами как родовое понятие. В литературе по проблемам сыска можно встретить специфические термины и словосочетания, среди которых наиболее характерными являются:

криминальная, в том числе экономическая, разведка;

выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес.

Например, первое из вышеприведенных сочетаний обозначает регулируемую законодательно и в подзаконных нормативных актах органов-субъектов сыска стадию оперативно-розыскного процесса, охватывающую такие этапы как сбор, доставка, переработка, хранение, использование (в том числе распространение) оперативно-значимой информации, отражающей явления и процессы, происходящие в сфере охраны правопорядка и борьбы с противоправными деяниями, в т.ч. экономического и общеуголовного характера, обеспечения безопасности предпринимательства. Осуществляется она оперативными аппаратами, уполномоченными государством осуществлять сыскную деятельность, а также структурами, которым государство делегировало полномочия проводить частнодетективную работу при расследовании уголовных дел, оказания иных услуг физическим и юридическим лицам.

В свою очередь более конкретный термин «экономическая разведка» в косвенной форме указывает на специальные органы государства, призванные обеспечить его экономическую безопасность, действуя в такой его специфической сфере, как экономика. А такой термин, как «выявление лиц и фактов» указывает на конкретные объекты разведывательно-поисковой работы. Здесь акцент проставлен на обнаружении разведывательно-поисковым путем, то есть с помощью оперативно-розыскных мероприятий, частнодетективных мер физических лиц и событий, характер которых требует внимания со стороны государственных органов и частных сыскных структур ввиду их связи с миром социальных аномалий, либо - оказанием соответствующих правовых услуг населению.

Как отмечалось ранее криминальная разведка может быть стратегической и тактической. Термин «стратегическая разведка» отражает долгосрочный характер разведывательно-поисковой работы, подчеркивая то обстоятельство, что лишь осуществляемый в течение длительного времени тщательный сбор, анализ и оценка информации могут обеспечить разрешение задач, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством.

Разделение разведывательно-поисковой деятельности на стратегическую и тактическую обусловлено также целями данной стадии оперативно-розыскного процесса.

Известно, что разведывательно-поисковая работа начинается с постановки цели. В этом качестве понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.... .

Конкретные цели разведывательно-поисковой работы формируются на основе анализа имеющихся в распоряжении оперативного подразделения сил, средств и расчета по их наиболее полному использованию адекватно задачам, предусмотренным оперативно-розыскным законодательством. Неиспользованная часть ресурсных возможностей представляет собой, во-первых, с ретроспективной точки зрения, прямые экономические и социальные потери, во-вторых, с перспективной точки зрения - резервы повышения эффективности работы подразделения, осуществляющего оперативно-разведывательный процесс.

Разумно полагать, что постановка конкретной цели - это результат качественного изучения проблемной ситуации, которая тесно связана с условиями деятельности субъекта государственного криминального или частного сыска. При этом одной из наиболее часто встречающихся ошибок в определении целей является подмена их объемом работы. Формулировка конкретных целей в виде объема работы может привести к тому, что наилучшим достижением цели становится, как ни странно, наибольший объем работы. Увеличение объема выполняемой работы далеко не всегда может способствовать достижению конечных результатов оперативной деятельности.

Типовые цели разведывательно-поисковой деятельности Здесь же представлены основные категории информации как конечного продукта оперативно-аналитического поиска.

Так, стратегическая информация - представляет собой данные и сведения, отражающие способы и методы совершения противоправных деяний, «болевые» точки криминалитета, тенденции и намерения в различных сферах уголовной активности (терроризм, заказные убийства, наркобизнес и проч.). Сфера деятельности представителей социально-аномальной среды постоянно изменяется и скорость этих перемен увеличивается. Это обусловливает рост числа стратегических решений в области борьбы с противоправными деяниями при одновременном увеличении сложности прогнозирования их последствий и возрастании риска совершить ошибку. Эти обстоятельства предопределяют важность стратегической информации в оперативно-розыскном процессе - без этих данных невозможно принимать обоснованные решения и планировать ответные соответствующие действия органов охраны правопорядка, служб безопасности экономических объектов.

Здесь важно то, что стратегические сведения включают в себя не только совокупность фактов, отражающих реальную ситуацию в сфере охраны правопорядка, но и результаты аналитических исследований. Это, в конечном счете, позволяет формулировать выводы относительно основных аспектов складывающейся оперативной обстановки как на региональном, так и национальном, а также - международном уровнях. При этом аналитический этап исследования стратегической информации можно определить как стадию логического синтеза отдельных элементов информации, внешне не обладающих реляционными отношениями, в систему информации целевой направленности. Конечным “продуктом” этого этапа является новое знание, определяемое не как конкретный факт или элемент информации (данных), но как результат изучения, проверки, оценки и обобщения последних. Актуальность стратегической информации сохраняется на временном интервале от одного года и более.

В большинстве случаев стратегическая информации не предназначена для обеспечения оперативно-розыскных подразделений вспомогательной информацией по конкретному делу. Ее роль сводится к информированию органов и руководителей верхнего звена управления информацией с целью повышения обоснованности принятия рациональных решений по иммобилизации социально-аномальной среды с учетом финансовых возможностей, имеющихся сил и средств, а также предусмотренным оперативно-розыскным законом полномочий сотрудников сыскного ведомства.

Так, ФБР получает «стратегические сведения» в ходе разведывательного расследования, осуществляемого в соответствии с «Инструкцией генерального атторнея США от 7 марта 1983 года «О порядке расследования по делам об общеуголовных преступлениях, деятельности предприятий организованной преступности, внутренней безопасности и терроризме»». Здесь подчеркивается, что в отличие от обычного расследования, предполагающего производство следственных действий и проведение оперативно-розыскных мероприятий, разведывательное расследование направлено не столько на сбор доказательств, необходимых для привлечения к уголовной ответственности конкретных правонарушителей, сколько на выявление размеров и структуры криминальной организации, ее численности, географических масштабов деятельности, ее прошлых акций, преступных планов на будущее и реальных возможностей причинить ущерб обществу. Если обычное расследование заканчивается, когда конкретным лицам предъявляются обвинения на основе собранных в ходе расследования доказательств, то разведывательное расследование деятельности преступной организации может продолжаться и после того, как отдельные лица из числа членов преступной организации привлечены к уголовной ответственности, а остальные остаются безнаказанными. Речь таким образом идет о долгосрочной программе оперативно-следственных мероприятий, проводимых в отношении определенного сообщества, цели которого очевидно или потенциально противозаконны.

Трудно переоценить роль стратегической информации при анализе процессов и явлений, связанных со сферой и инфраструктурой социально-аномальной сферы, в частности, с такой ее формой, как транснациональная организованная противоправная деятельность.

Преступные организации сегодня во всем мире разворачивают трансграничные операции не только в связи с изменением конъюнктуры мирового рынка, но и для того, чтобы избежать столкновений с правоохранительными органами. Неоднозначность систем уголовного правосудия в различных государствах означает, что степень риска пресечения противозаконной деятельности конкретных лиц или сообществ в значительной степени определяется местом их базирования. Поэтому они стремятся обосноваться в наиболее «безопасных» для себя регионах, чтобы оттуда заниматься поставками нелегальных товаров и услуг, получая при этом максимальные прибыли. Объем противоправной деятельности такого рода приобретает столь глобальный характер, что позволяет говорить о возникновении так называемых транснациональных организованных криминальных сообществ, располагающихся в одной стране, а действующих в другой или одновременно в нескольких странах с «благоприятными» для них возможностями и рыночной конъюнктурой. Такие формирования оказывают все более заметное влияние на мировой экономический процесс, играют определяющую роль в запрещенных законом сферах и получают доходы, превышающие порой размеры валового национального продукта некоторых развивающихся и развитых стран. Хотя такие организации могут вкладывать средства также в законные предприятия и заниматься легальным бизнесом, противоправная деятельность является для них определяющей.

Подобного рода транснациональную деятельность можно охарактеризовать как «форму коммерческой деятельности, осуществляемую «полузаконными» и противозаконными средствами, с использованием угроз и физического насилия, вымогательства, коррупции, шантажа и иных методов принуждения, а также путем привлечения запрещенных товаров и услуг» .

Отличительной особенностью указанных транснациональных организаций является все более частое вступление их в стратегические коалиции. Для законных корпораций такие союзы позволяют наиболее рационально использовать накопленные знания и опыт, производить сбыт продукции. Транснациональные криминальные объединения заключают подобные соглашения по аналогичным причинам. Они дают возможность сотрудничать с укрепившимися на местах преступными организациями, помогают обойти закон, снижают степень риска, обеспечивают использование надежных каналов распределения продукции и извлечение доходов на рынках сбыта.

Например, в настоящее время для в рамках обеспечения общественной безопасности Российской Федерации все более серьезной становится проблема выявления и выдворения нелегалов, «задерживающихся» в России иностранных граждан. Немалая часть из них входит в различные транснациональные организации или выполняет отдельные поручения этих организаций.

По оценкам МВД РФ, только в Москве и Московской области по фиктивным документам, выдвигая всевозможные и надуманные предлоги, проживает свыше 150 тысяч граждан из Китая. Сформированы и действуют устойчивые китайские преступные сообщества – «пекинская», «харбинская» и другие группировки для переправки своих сограждан через Россию и страны Европы. К выгодному подпольному бизнесу подключились криминальные структуры Китая, Вьетнама, Гонконга, Малайзии. Они наладили связи в России и европейских странах с преступными формированиями, которые торгуют фальшивыми визами и паспортами. Стоимость доставки одного человека из Китая в одно из государств Западной Европы составляет от 10 до 25 тысяч долларов, что гарантирует расцвет подобного бизнеса.

Еще один пример. Японская полиция провела полномасштабную операцию по пресечению деятельности международной преступной группировки, состоявшей из граждан Японии и России, которая более полутора лет успешно занималась кражей и переправкой автомобилей на Дальний Восток России. Масштабность операций этого синдиката была значительной. В итого было арестовано 30 японцев, «промышлявших» в девяти префектурах страны. Установлено, что было украдено и незаконно экспортировано в Россию по меньшей мере 600 автомобилей общей стоимостью примерно 2,5 млрд. иен (более 20 миллионов долларов).

Работа строилась с присущей японцам организованностью. Так, от некоего «брокера» из числа россиян во Владивостоке поступал заказ с указанием марки, цвета и комплектации требуемого автомобиля в адрес некоего Томио Сигээда. Этот 61-летний японец, которого арестовали в числе первых, был руководителем криминальной группировки. В прошлом Сигээда возглавлял клан якудза. Приняв заказ, Сигээда ставил задачу своим подручным. На похищенный автотранспорт (в основном это были популярные модели «внедорожников» стоимостью порядка 10 тысяч долларов) монтировали новые номерные знаки и отправляли в Россию. Владивостокский «брокер» брал с каждого российского клиента около 80 тысяч иен за заказанную им японскую автомашину. Доставляли же авто специальными морскими турами, организованными с целью закупок россиянами подержанных автомашин.

В настоящее время правоохранительные службы, осуществляющие борьбу с международной криминальной деятельностью, за счет подготовки стратегической информации исследуют и обеспечивают пресечение сфер деятельности современных транснациональных криминальных формирований, выявляют и контролируют различные постоянно изменяющиеся проблемы, создаваемые транснациональными криминальными структурами; акцентируют усилия на тех видах транснациональной криминальной деятельности, которые считаются наиболее опасными и вызывают наибольшую тревогу; определяют проблемы, вытекающие из существующих или проявляющихся различий между отдельными странами в их понимании и оценке криминальной деятельности; изучении вопросов, связанных с неадекватной степенью разработки законодательной базы в различных государствах; рассматривают проблемы, касающиеся расширения или перемещения деятельности транснациональных преступных организаций из одних стран в другие со слабыми защитными механизмами; изучают условия, способствующие росту и расширению сферы указанных транснациональных организаций, включая социальные, экономические и политические факторы, структурные особенности их деятельности; поэтапно разрабатывают единую концепцию борьбы с этим явлением и вырабатывают глобальную стратегию более эффективного межгосударственного взаимодействия и т.п. .

Тактическим данным, добываемым в ходе криминальной разведки, в отличие от стратегических присущ операциональный характер. Они собираются для проведения конкретных акций, спланированных оперативными подразделениями против конкретных организаций и лиц. При этом задачи и общий план проведения предстоящего оперативно-розыскного мероприятия определяются заранее. Поэтому разведданные предназначены для обеспечения оптимального выполнения ОРМ. Например, в случае изучения определенного сообщества оперативно-аналитический поиск должен обеспечить сотрудников оперативного подразделения, проводящих соответствующую тактическую операцию, данными о численности этой структуры - объекта ОРД, контролируемых ею зонах, ее лидерах, направлениях преступного промысла, функционерах в органах исполнительной власти, материально-техническом обеспечении и др. Кроме того, тактические сведения важны для определения целесообразности дальнейшей работы по сбору дополнительной информации. Актуальность тактических сведений может сохраняться в течение полугода.

Одной из форм разведывательной деятельности является коммуникационная, в том числе радиоразведка . Отдельные специалисты, занимающиеся этой проблемой, приводят характерный пример получения тактической разведывательной информации с использованием средств радиоразведки. Речь идет о том, что оперативно-техническое управление(ОТУ) КГБ СССР размещало своих сотрудников в зданиях дипломатических представительств СССР на территории зарубежных стран. Эти комнаты и находившаяся в них техника использовались специалистами ОТУ для организации противодействия подслушиванию со стороны спецслужб противника и для слежения за эфиром на волнах, отведенных местной полиции и службам безопасности. Контрразведывательное обеспечение состояло в том, что каждый раз, когда офицер резидентуры КГБ направлялся на встречу с агентом, начиналось тщательное прослушивание радиоэфира. При обнаружении увеличения интенсивности радиопереговоров или появлении иного подозрительного признака, дежурный техник посылал в эфир специальный сигнал тревоги. При этом миниатюрный приемник в кармане офицера разведки начинал вырабатывать звуковой или вибрационный (бесшумный) сигнал оповещения, предупреждающий о необходимости прервать встречу или отказаться от нее, если она еще не произошла.

Иной аспект получения и использования тактической информации может быть обусловлен другой ситуацией. Так, в 70-е годы анализ интенсивности радиопереговоров, выполненный техниками в советском посольстве в Токио и подкрепленный наблюдениями сотрудников резидентуры, позволил получить важные сведения тактического характера, указывающие на то, что японские группы внешнего наблюдения, состоявшие из работников контрразведки и политической полиции, обычно резко ослабляли свою активность по выходным и праздничным дням, а между одиннадцатью часами вечера и семью часами утра вообще не появлялись на улице. Это объяснялось нежеланием начальства платить им сверхурочные. Знание режима работы японской «наружки» позволило советской резидентуре в Токио значительно повысить эффективность своих операций.

Помимо стратегических, тактических в оперативно-розыскном процессе выделяют и оперативные данные. Они представляют собой информацию о расследуемой противоправной деятельности и могут использоваться для осуществления конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Отличительной особенностью этих данных является достаточно четкая «привязка» их по месту и времени к криминальным ситуациям в социально-аномальной среде. Поэтому наиболее ценные сведения такого рода приближены к получению фактических данных, имеющих значение для формирования доказательственной базы по уголовным делам могут непосредственно приводить к аресту подозреваемого объекта ОРД и предъявления ему обвинения. Оперативные данные «стареют» довольно быстро - в интервале от нескольких часов до нескольких дней.

Подчеркнем, что на практике довольно четко дифференцируются стратегические и иные данные. Однако, зачастую, бывает довольно сложно провести четкую границу между тактическими и оперативными данными Тем не менее в конкретных ситуациях такое деление является обоснованным, прежде всего, с точки зрения динамики эффективности использования оперативно-значимых сведений.

Получение и использование оперативных данных в современных условиях описано в открытой печати.

Так, в среду 20.03.96 в 16 часов возле кинотеатра «Новороссийск» сотрудниками Регионального Управления по борьбе с организованной преступностью при ГУВД г. Москвы были задержаны два жителя столицы, которые хотели пронести в коробке из-под печенья самодельное взрывное устройство. Вызванные сотрудники ФСБ разрушили взрывное устройство с помощью изделия «Вымпел»

При обыске у указанных лиц изъяты граната РГД-5 и 100 патронов к пистолетам ПМ и ТТ. В ходе оперативно-розыскных действий РУОП установил адрес сообщников, которые были задержаны в областном пансионате «Поляны». У них изъято аналогичное взрывное устройство.

Из приведенного примера следует, что информацию о факте готовящегося террористического акта следует, видимо, отнести к оперативной информации, так как имеющиеся данные указывали на конкретных лиц, соответствовали определенному интервалу времени и месту, а период ее «старения» составлял не более нескольких часов. В результате использования этих оперативных данных оперработниками удалось, с одной стороны, предупредить планируемое преступление с потенциально большим количеством жертв в результате возможного взрыва, а, с другой – обезвредить группу лиц, объединенную общим преступным замыслом.

Ранее упоминалось такое словосочетание как «оперативно-аналитический поиск», имеющее характер основной (родовой) оперативно-розыскной категории. Одновременно оно обозначает и методику разведывательно-поисковой работы. Так, оперативный поиск, как компонент анализируемой категории, это разведывательное проникновение при помощи оперативно-розыскных мероприятий в сферу и инфраструктуру изучаемой среды. Специфика же аналитического же поиска предполагает «проникновение» и детальное изучение в документальных источников информации в интересах получения оперативно-значимой информации. Оба указанных вида поиска тесно взаимосвязаны и в своем единстве составляют реальное содержание разведывательно-поисковой работы.

Таким образом, все вышеприведенные термины и словосочетания отражают определенные оттенки разведывательно-поисковой работы по выявлению и изучению физических лиц и их сообществ, оказавшихся в ее сфере. В этих терминах и словосочетаниях содержится указание на специфику целей, объектов и субъектов, осуществляющих разведывательно-поисковую работу, различные аспекты ее проведения и т.п.

Оперативно-аналитический поиск обусловлен тайным характером процесса подготовки и совершения, прежде всего, противоправных деяний. Профессионально действующий при их подготовке человек максимально защищает себя, во-первых, совершенствуя свой криминальный профессионализм, а, во-вторых, используя контрразведывательные приемы. Преодолеть этот барьер, проникнуть за него можно только разведывательным путем, так как криминалистика и уголовный процесс в данных ситуациях менее результативны, а порой и бессильны.

Оперативно-аналитический поиск в сыске имеет три варианта. Первый - это разведывательно-поисковая работа в сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды как стадия оперативно-розыскного процесса по выявлению и раскрытию тайных маскируемых противоправных деяний (см. схему N 1). Второй - это поиск среди криминально активных категорий лиц и их окружения в интересах раскрытия преступления-инцидента, обнаружения разыскиваемых лиц (см. схему N 2). Третий - сбор информации об определенных гражданах в профилактических целях. Правовым основанием первого и второго вариантов являются абзацы I, III ст. 2 Федерального Закона об ОРД, аналогичных норм оперативно-розыскных законов других стран. Основанием третьего - ч. II ст. 7 Федерального Закона об ОРД и соответствующие статьи законов об ОРД, оперативной деятельности других стран.

Если собранные открытыми способами данные свидетельствуют о том, что готовится, совершается или будет совершено противоправное деяние, конкретное лицо или группа лиц потенциально опасны для общества, то для получения более подробной информации о характере преступной деятельности и личности представителей сферы и инфраструктуры социально-аномальной среды оперативные службы могут использовать тайный сбор значимых сведений в указанной сфере и инфраструктуре.

Дело в том, что тайна, как элемент конспирации, необходима для преодоления препятствий на пути к сведениям об объекте, интересующем оперативное подразделение. Препятствия имеют двоякий характер. Во-первых, это тщательный контроль со стороны отдельных физических лиц и их сообществ за своим поведением и как бы дезинформирование оперативного подразделения относительно своего подлинного образа жизни. Во-вторых, это - контрразведка, то есть специальные действия по охране собственных секретов.

Поэтому индикативные (сигнальные) и фактические данные, необходимые для решения задач сыска, исходят и от конфиденциальных источников, то есть частных физических лиц, например, работающих в учреждениях, предприятиях, организациях, различных ведомств и поставляющих находящуюся в их распоряжении информацию при условии, что их сотрудничество с оперативным подразделением не будет предаваться огласке, а также от сотрудников оперативных подразделений, лично, в конспиративной форме осуществляющих разведывательно-поисковую работу, и от сотрудников иных подразделений и служб, осуществляющих ОРД, тайная помощь которых используется в ходе оперативно-розыскного процесса. Скрытый метод предназначен для разоблачения особо опасных для общества лиц и их сообществ, а также в ходе решения иных проблем, например, связанных с обеспечением безопасности предпринимательства, изучения рынка. Например, для получения информации о конкурентах в сфере современного предпринимательства могут использоваться следующие методы:

Сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты.

Использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм.

Биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы.

Изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения закона).

Замаскированные опросы и «выуживание» информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгресса (конференциях, симпозиумах).

Непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно.

Беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека на работу в свою фирму).

«Ложные» переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии.

Наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации. .

Подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением.

Использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента.

Подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах.

Перехват телеграфных сообщений.

Подслушивание телефонных переговоров.

Кража чертежей, образцов, документации и т.п.

Шантаж и вымогательство.

Таким образом, наиболее вероятными каналами утечки информации являются:

персонал, имеющий доступ к информации;

документы, содержащие эту информацию (все типы носителей информации;

технические средства и системы обработки информации, в том числе линии связи, по которым она передается.

Подчеркнем, что основным каналом получения конфиденциальной информации являются люди (конфиденты), с которыми работает оперативный сотрудник подразделения (частный детектив), осуществляющего сыскную деятельность. По данным итальянских специалистов в области промышленной безопасности персонал любой компании состоит на 25 процентов из честных людей, «которые остаются таковыми при любых обстоятельствах», на 25 процентов – из людей, ожидающих удобного случая поживиться за счет интересов фирмы, и остальные 50 процентов – лица, «которые могут остаться честными или не останутся честными в зависимости от обстоятельств». Иными словами, 75 процентов сотрудников компаний являются потенциальными конфидентами в интересах других компаний. Эта цифра говорит об исключительной важности работы с конфидентами при добыванию оперативно-значимой информации. На схеме N … приведены особенности мотивации конфидентов при установлении сотрудничества с правоохранительными органами.

Подчеркнем, что в ходе разведывательно-поисковой работы должны сочетаться различные, взаимно дополняющие друг друга приемы как гласного, так и тайного характера в строгом соответствии с оперативно-розыскным законом и национальным законом, регламентирующим частнодетективную деятельность. В этом случае эффективность оперативно-аналитического поиска повышается, а вероятность установить связь между подозреваемым лицом и противоправным деянием, проверить благонадежность партнера по бизнесу или выявить иные сведения существенно возрастает.

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь - государственный орган, осуществляющий регулирование деятельности по обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством, от утечки по техническим каналам, несанкционированных и непреднамеренных воздействий .

Является:

Госорганы и организации должны реагировать на обращения из ОАЦ в недельный срок

Имеет документы о регистрации РУП «Национальный центр обмена трафиком» (НЦОТ) (регистрация 15 ноября 2010 года ), которое:

Деятельность

Осуществляется на основе положений Конституции Республики Беларусь, законодательных актов Республики Беларусь.

История

18 декабря 1973 года - создание Государственной технической комиссии СССР (для организации и проведения работ по защите информации инженерно-техническими методами в военно-промышленном комплексе) .

См. также

Напишите отзыв о статье "Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь

– Так погоди же кормить.
– Слушаю.
Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.

Актуальные вопросы уголовно-правовых, 1(80) 2017

уголовно-процессуальных

и криминалистических -

мер противодействия преступности

В.В. Загайнов, Ю.Н. Кононов ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются некоторые вопросы организации оперативно-аналитической работы, а также значение и роль аналитической работы в противодействии преступности.

Ключевые слова: аналитическая работа, оперативно-розыскная деятельность, противодействие преступности.

V.V. Zagainov, Yu.N. Kononov OPERATIVE-ANALYTICAL WORK AS A BASIS OF OPERATIANAL

INVESTIGATIVE ACTIVITIES IN MODERN CONDITIONS

The article considers several issues of the operative-analytical work organization, as well as the importance and role of analytical work in fighting against the crime.

Keywords: analytical work, operational investigative activities, fighting against the crime.

В настоящее время общество столкнулось с криминализацией многих сфер социально-экономических отношений. Появились новые виды преступлений и механизмы их совершения, не виданные прежде угрозы, связанные с экстремистской и террористической деятельностью, этнической организованной преступностью, современными способами совершения преступлений.

Оперативные подразделения правоохранительных органов, несмотря на активное стремление перестроить свою работу в новых условиях, не в состоянии пока в полной мере контролировать складывающуюся

обстановку. Несмотря на то, что за последнее время они претерпели многочисленные организационно-штатные изменения, переподчинения, переименования, результативность их деятельности, к сожалению, еще не удовлетворяет предъявляемым требованиям. Так, опрос сотрудников оперативных подразделений показал, что эффективность их деятельности составляет около 30 % . Довольно часто она подменяется обычным бумаготворчеством. Причем содержание многочисленных планов, ориентировок, указаний, отчетов, зачастую дублирующих друг друга, иногда весьма далеко от реального положения дел.

За редким исключением еще не вошла в практику оперативных подразделений правоохранительных органов комплексная систематизация сведений о преступной деятельности, которая позволяет своевременно проводить превентивные оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) на стадиях подготовки и совершения преступлений, осуществлять оперативное сопровождение уголовных дел на этапах дознания и следствия, практиковать документирование результатов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) и их использование в качестве доказательств по уголовным делам. С учетом недостаточного профессионального уровня многих оперативных сотрудников силы и средства ОРД зачастую используются неэффективно. Они отвлекаются на второстепенные, а нередко и негодные, в смысле оперативной значимости, объекты. В свою очередь несоответствие решаемых задач складывающимся реалиям оперативной обстановки, их рутинность, многоплановость и мелко-масштабность в конечном итоге порождают безынициативность, равнодушие и нередко бездеятельность личного состава оперативных подразделений.

Все это не может не сказываться и на снижении эффективности управленческой деятельности в сфере ОРД. В связи с этим требуются новые подходы к организации

противодействия преступности. Они, прежде всего, должны основываться на системном анализе разнородной информации, имеющей отношение к решению задач ОРД, который позволял бы определять тенденции развития основных криминальных и криминогенных процессов, происходящих в обществе. Важнейшую роль в этом плане призвана играть оперативно-розыскная аналитическая работа, характеризующаяся совокупностью особых признаков, которые выделяют ее среди прочих видов анализа, используемого в деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД), на примере деятельности которых основывается данное исследование.

Аналитическая работа является одним из основных элементов процесса познания, осуществляемого в ходе решения задач ОРД. На базе использования разноплановых сведений, в первую очередь оперативно-розыскных оперативно-аналитическая работа позволяет устанавливать индивидуальную или групповую принадлежность различных объектов ОРД; исследовать их свойства и состояния, а также результаты и соотношения различных факторов, оказывающих на них определенное воздействие; прогнозировать дальнейший ход криминальных событий; выявлять скрытые взаимосвязи между объектами и т.д. .

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

До последнего времени все, что было связано с аналитикой и прогнозированием, базировалось в основном на положениях, разработанных криминалистикой. Не преуменьшая заслуг этой фундаментальной науки перед правоохранительной деятельностью, назрела необходимость разработки и дальнейшего использования принципиально новых комплексных аналитических методов, рассчитанных на быстро меняющуюся оперативную обстановку, в основе которых заложены не только криминалистические знания, но и положения других наук.

Решение стоящих перед оперативными субъектами ОРД задач во многом определяется эффективностью деятельности специализированных подразделений информационно-аналитической работы.

Однако на сегодняшний день практически ни одному субъекту ОРД не удалось сформировать достаточно эффективную систему информационно-аналитических подразделений, базирующуюся на создании единого информационного пространства своего ведомства, не говоря уже об интеграции в этом направлении усилий всех правоохранительных органов.

До сих пор не выработано единообразного подхода: 1) в вопросах создания информационной базы аналитической работы, предполагающей осуществление эффективной регистрации криминально

активных лиц, криминальных событий и фактов, формирование оперативно-розыскного учета и интегрированного банка данных оперативно-розыскного назначения; 2) к процессам автоматизации аналитической работы с учетом использования возможностей информационных, лингвистических и компьютерных технологий.

При этом следует отметить, что в деятельности ОВД отсутствуют достаточно четкие критерии и показатели оценки эффективности деятельности информационно-аналитических подразделений. Профессиональная подготовка специалистов в данной области практически отсутствует, что в свою очередь вызывает значительное затруднение в качественном и незамедлительном информационном обеспечении решения задач ОРД.

Представляется, что элементы аналитической работы прямо или косвенно присутствуют во всех оперативно-розыскных мероприятиях. Поэтому ее содержание следует рассматривать в гораздо более широком аспекте - не только как деятельность специализированных субъектов в области информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений ОВД, но и как органичную оперативно-розыскную функцию, к реализации которой причастны все действующие оперативные сотрудники субъектов ОРД.

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

Основываясь на вышесказанном, можно отметить, что по своей сущности аналитическая работа при планировании, осуществлении и реализации оперативно-розыскных мероприятий является методологической основой ОРД в целом, а также эффективным рычагом ведомственного контроля и в конечном итоге -управления в правоохранительных органах .

На сегодняшний день можно выделить три уровня аналитической работы:

Первый уровень предполагает применение аналитической работы всеми оперативными сотрудниками в ходе планирования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и установление первичных оперативно-розыскных признаков подготавливаемого, совершенного или совершаемого преступления , в первую очередь, в ходе оперативного поиска и оперативно-розыскного предупреждения преступлений ;

Второй уровень предусматривает аналитическое обеспечение работы по делам оперативного учета , а также по возбуждаемым в ходе их реализации уголовным делам на стадиях предварительного расследования или судебного рассмотрения. Оперативно-аналитическая работа на данном этапе может осуществляться с привлечением подразделений оперативно-розыскной информации,

уполномоченных на осуществление ОРД ;

Третий уровень представляет собой анализ полученной оперативно-значимой информации, обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений в сфере ОРД и контроль за их реализацией, который проводится специализированными организационно-аналитическими подразделениями, функционирующими в системе оперативных подразделений ОВД.

При этом анализ применения сил, средств, методов, форм и иных возможностей ОРД позволяет выделить ряд закономерностей с учетом применения указанного арсенала на различных уровнях оперативно-аналитической работы:

1) закономерности, относящиеся к стадии оперативного поиска, включающие в себя деятельность оперативных сотрудников, направленную на обнаружение, получение (добывание), проверку и фиксацию оперативно-розыскной информации. Именно на стадии оперативного поиска информации, представляющей оперативный интерес, наиболее четко проявляется познавательная сущность аналитической работы ;

2) закономерности, относящиеся к деятельности оперативных подразделений ОВД по использованию оперативно-розыскной информации. Анализ и последующее познание полученной информации позволяет вводить результаты ОРД в уголов-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

ный процесс, сохраняя в тайне источники и методы ее получения ;

3) закономерности, относящиеся к организации оперативно -аналитической работы в ОВД. Среди них наиболее важными являются те, которые определяют:

Особенности организационно-штатного построения подразделений оперативно-розыскной информации;

Основы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия на едином информационном пространстве в рамках реализации связей координации и субординации при решении возложенных на них задач;

Надлежащее материально-техническое обеспечение аналитических мероприятий и др.

Изучение данных закономерностей позволяет осуществлять подбор и расстановку специалистов в области криминального анализа, специализацию и совершенствование профессионального мастерства последних, контроль и оказание помощи в организации их деятельности. При этом, как справедливо отмечает А.С. Овчинский, «... перспектива развития информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности состоит в консолидации усилий аналитических подразделений, между кото-

рыми сейчас возведены ведомственные барьеры. Очевидно, что на базах, имеющихся на сегодняшний день значительных технических и кадровых потенциалов УОРИ (Управления оперативно-розыскной информации), ОПБ (Оперативно-поискового бюро) и БСТМ (Бюро специальных технических мероприятий) в системе МВД России можно и просто необходимо создать мощную Единую аналитическую службу - ЕАС» .

Представляется, что аналитическая работа независимо от сферы ее применения - это творческая деятельность сотрудников оперативных подразделений, непосредственно связанная с всесторонней оценкой полученной или имеющейся оперативно-значимой информации и последующей подготовкой на основе ее анализа наиболее эффективных с точки зрения целесообразности и судебной перспективы организационных и правовых решений. В целом оперативно-аналитическая работа, основанная на общенаучных методах познания, призвана сопоставлять единичные или разрозненные сведения, полученные в ходе оперативного поиска, оперативной проверки или оперативной разработки в логически обоснованную стройную систему закономерностей (причинно-следственных, пространственно-временных и др.), что в свою очередь будет давать возможность правильно оценить оператив-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

но-значимую информацию как всю совокупность фактов криминальной деятельности.

С учетом негласного характера оперативно-розыскной деятельности можно назвать ряд характерных особенностей оперативно-аналитической работы, что позволит выделить ее на фоне других видов криминального и криминогенного анализов, имеющих применение в иных видах правоохранительной деятельности (например, к числу особенностей оперативно-аналитической работы можно отнести: преимущественно непроцессуальный характер, специфические субъекты, особенности формирования информационной базы, цели, задачи, объекты и предмет исследования, а также формы, виды, средства, методы и способы осуществления данной деятельности).

Отметим, что в любом виде анализа общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, моделирование, научная абстракция, измерение, описание, сравнение и др.) и приемы логического мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция), тесно переплетаясь между собой вне зависимости от специфики, реализуются в ходе сложного комплекса познавательных действий -установления тождества или различия объектов (идентификация); определения их свойств, соотношений и взаимозависимостей (диагностика); а также определения их воз-

можных состояний в будущем (прогнозирование).

В ОРД средством отыскания истины, сочетающим все эти элементы познания, и является аналитическая работа. Она интегрирует в себе такие основные формы познавательной деятельности, как оперативно-розыскная идентификация, оперативно-розыскная диагностика и оперативно-розыскное прогнозирование.

Аналогичные составляющие присутствуют, например, и в криминалистическом анализе. Здесь они являются базовыми методами исследований при проведении судебных экспертиз и следственных действий. Однако исходными материалами для осуществления исследований в этой области могут служить только те фактические данные, которые получены и зафиксированы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, гарантирующими объективность и достоверность их происхождения. С учетом подобной специфики из поля деятельности криминалистики и уголовного процесса выпадает обширнейший пласт практической деятельности правоохранительных органов, направленной на предупреждение и раскрытие преступлений. Объясняется это тем, что криминалистическая регистрация не располагает необходимыми возможностями для создания информацион-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

ной основы, обеспечивающей решение задач оперативно-розыскной информации в полном объеме. Компенсировать этот пробел и призвана аналитическая работа. Данный раздел практической деятельности, в поступательном развитии которого крайне заинтересована и уголовно-процессуальная сфера правоохранительной деятельности, должен разрабатываться исключительно в рамках теории ОРД и, как следствие, -опираться на ее информационное обеспечение .

Однако, несмотря на то, что аналитическая работа в целом носит не процессуальный характер, она не должна дистанцироваться от уголовного процесса и криминалистики. Напротив, все ее формы и виды четко ориентированы на перспективу формирования доказательственной базы по уголовным делам, в связи с чем многие из них предполагают широкое использование криминалистических методик.

Не процессуальный характер аналитической работы придает ей определенное сходство с деятельностью штабных подразделений правоохранительных органов, в ходе которой применяются в основном статистические и криминологические методы исследований. Аналитическая работа не только не опровергает их, а широко заимствует, например, для проведения анализа оперативной обстановки на территории оперативного обслуживания.

Помимо процессуальной значимости результатов, получаемых в ходе реализации тех или иных форм и видов аналитической деятельности, последние можно дифференцировать также по принципу их использования в рамках определенных временных периодов. Например, некоторые специалисты подразделяют методы аналитической деятельности на ретроспективный анализ (анализ прошлого), современный анализ и прогностический анализ (анализ будущего) . Вполне определенно можно заключить, что на ретроспективный анализ событий нацелена оперативно-розыскная идентификация. Факты, имевшие место в прошлом, а также события, фиксируемые в режиме реального времени, исследуются с помощью оперативно-розыскной диагностики. На предвосхищение еще не наступивших событий ориентировано оперативно-розыскное прогнозирование. Аналитический поиск, как правило, связан с анализом событий длящегося характера либо затрагивает все указанные временные периоды.

Соответствующим образом дифференцируются и задачи ОРД, решаемые с помощью тех или иных форм и методов аналитической работы: оперативно-розыскное прогнозирование нацелено на выявление и предупреждение преступлений; оперативно-розыскная диагностика - на пресечение и раскрытие преступлений, а также на осуществ-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

ление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и без вести пропавших; оперативно-розыскная идентификация - исключительно на раскрытие преступлений и осуществление указанных розыскных функций; аналитический поиск - на решение всех перечисленных задач.

В заключение хотелось бы отметить, что значение аналитической работы для оперативно-розыскной деятельности не ограничивается функцией использования информационных ресурсов решения задач оперативно-розыскной деятельности. Имеются и другие не менее значимые сферы ее применения. В первую очередь они связаны с управленческой деятельностью в сфере оперативно-розыскной деятельности, нацеленной на решение оперативно-тактических и стратегических задач. При этом именно объединение оперативно-розыскных ресурсов и массивов поступающих данных с последовательной автоматизацией идентификационных, диагностических, поисковых и прогностических процедур позволит в полной мере использовать возможности современных информационных технологий в аналитической работе .

Проникая во все области познания, аналитическая работа тесно взаимодействует с ними, оставаясь при этом самостоятельным направлением в ОРД. Аналитическая рабо-

та, образуя специфическую систему знаний, порождает новое содержание информационно-аналитической деятельности при подготовке, проведении ОРМ. Аккумулируя методы других наук, аналитическая работа развивает и использует также свои собственные методы (такие, как информационный поиск, оперативное распознание, аналитический поиск и т.д.), играющие немаловажную роль в решении задач ОРД. И именно с этой точки зрения аналитическую работу можно рассматривать в качестве своеобразного метода познания присущего именно ОРД.

1. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. № 608 (с изм. и доп. от 29.09.2016) // Рос. газ. 2012. № 177. 3 авг.

2. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сент. 2013 г. 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 // Там же. 2013. № 282. 13 дек.

3. Азаров В.А., Кузнецов Е.В. Теоретическая основа формирования отрасли оперативно-розыскного права: монография М.: Юрлитинформ, 2016. С. 5.

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

4. Махинин В.И. Основы управления в органах безопасности: учебник / отв. ред. Б.С. Тетерин. М., 2001. С. 113.

5. Овчинский А.С. Оперативно-розыскная аналитика (ответ современным угрозам): монография / А.С. Овчинский. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2015. С. 26-30.

6. Овчинский А.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность: монография. М., 2002. С. 6.

7. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация: монография / С.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 46-53.

8. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебное пособие / Е.В. Кузнецов, А.Е. Ступницкий. Иркутск, 2011. С. 101.

9. Ступницкий А.Е. Особенности выявления хищений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник ВСИ МВД России. Иркутск. 2015. № 4 (75). С. 82.

10. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Го-ряинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 356-358.

11. Шейдяков Г.В. О некоторых вопросах информационно-аналитического обеспечения выявления и розыска лиц, совершивших преступления // Актуальные теоретические и практические проблемы нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: рефераты докладов и сообщений науч.-практ. конф. (Москва, 11-12 марта 2003 г.) / под ред. Н.А. Духно и Ю.Г. Корухова. М., 2003. С. 150.

Десять лет назад, 21 апреля 2008 года, был создан Оперативно–аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. За прошедшие годы ОАЦ стал одной из важнейших спецслужб страны, обеспечивающей защиту информации и развитие интернет–технологий. В силу специфики деятельности центра его руководители ни разу не давали газетных интервью. Сегодня впервые о работе Оперативно–аналитического центра в беседе с корреспондентом «СБ» откровенно рассказывает начальник ОАЦ Андрей ПАВЛЮЧЕНКО.

- Андрей Юрьевич, что явилось предпосылкой для создания Оперативно–аналитического центра при Президенте?

В первую очередь понимание руководством страны ситуации, складывающейся в государстве на фоне бурного развития информационных технологий. Существовавшие на тот момент государственные органы уже не в полной мере могли контролировать процессы, идущие в IT–сфере, и своевременно отвечать на риски, вызовы и угрозы национальной безопасности Беларуси в информационной сфере. Потому и было принято решение сконцентрировать в одной службе полномочия, которые включали бы в себя оперативно–аналитическую составляющую, внедрение современных технологий и развитие интернет–пространства, защиту важнейшей информации. Конечно, вектор развития заложили наши ветераны, начинавшие работу в Государственном центре безопасности информации, созданном еще в 1993 году. Немало их практических наработок пригодилось при становлении ОАЦ. И сегодня, в день 10–летия центра, я могу сказать, что он является достаточно авторитетным госорганом, хотя и молод.

В стенах ОАЦ был собран коллектив настоящих профессионалов, неравнодушных как к государственным проблемам, так и к нуждам граждан. Иногда в нас видят инстанцию, которая действительно способна объективно и беспристрастно разобраться в любой ситуации. Дело, возможно, и в том, что мы не гонимся за количественными показателями, сделав ставку на качество работы. Это качество можно легко оценить по спектру наших задач, которые вроде бы незаметно, но уверенно решаются. Их результаты сказываются на жизни страны. Центр наряду с другими госорганами вносит свою лепту в дело развития Беларуси как современного государства.

- Можно ли назвать основные из них?

По сути, ОАЦ является независимым регулятором рынка телекоммуникаций. Ему подчинены три организации, охватившие все стороны защиты информации и развития IT–технологий. Национальный центр обмена трафиком координирует работы по созданию и развитию единой республиканской сети передачи данных, а также обеспечивает защиту этой сети от несанкционированного доступа. Он же осуществляет пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств. Научно–исследовательский институт технической защиты информации, кроме развития информационно–коммуникационных технологий, также выполняет задания различных госорганов и организаций по анализу и повышению уровня безопасности их информационных систем. Национальный центр электронных услуг, что следует из его названия, создает наиболее удобный формат взаимодействия населения и государственных органов. И это далеко не все задачи, которые выполняют ОАЦ и его структуры. Не менее важна криптографическая защита информации, которая подразумевает не только шифрование данных, но и подтверждение их подлинности. Центр проводит все работы по лицензированию, сертификации и экспертизе в сфере технической защиты информации. Наконец, крайне значимой для безопасности государства является задача по защите критически важных объектов информатизации.

- О чем идет речь в этом случае?

Говоря официально, речь идет о любых объектах, сбой в работе которых способен привести к значительным негативным последствиям для национальной безопасности в политической, экономической, социальной, информационной, экологической и иных сферах.

А кто может посягнуть на такие объекты? Угроза исходит от неизвестных самодеятельных хакеров или конкретных террористических групп?

Первоначально атаки на наши информационные системы действительно носили неорганизованный, стихийный характер. Но в последнее время появляется ощущение, что создание хакерских команд четко координируется неким центром. И не одним. Это мнение складывается из оценки методов работы этих групп, объединенных, вероятно, единой задачей - взломать наши системы защиты. Из разных соображений - как геополитического, так и меркантильного свойства.

- В последнем случае вы имеете в виду уголовную преступность?

Да, именно поэтому безопасность информации, в том числе и вполне, казалось бы, обыденной, сейчас выходит на первый план. Вся наша жизнь - к сожалению или к счастью - смещается в интернет. Вы же видите: не только дети, но и старшее поколение уже вовсю пользуется мессенджерами и социальными сетями, все погружены в гаджеты. Мы стали не только общаться в сети, но и совершать там покупки. Следовательно, наши кошельки становятся мишенью для преступных элементов.

То есть задача ОАЦ - информационная защита не только экономики государства, но и каждого конкретного человека?

Я немного по–другому скажу. Когда речь идет о защите государственных ресурсов, то подразумевается и защита личных персональных данных каждого гражданина. Потому что люди - это главный и самый ценный ресурс государства. Их персональные данные в чужих руках могут оказаться удобным инструментом как для совершения преступлений, так и для оказания влияния на экономические и общественные процессы в стране.

- Речь о внешних угрозах?

Глава государства не раз подчеркивал, что Беларусь желает жить в мире со всеми, кто уважает нашу независимость. Но не всем это нравится. Поэтому отвечу на ваш вопрос так же, как уже говорил Президент: мы готовы учиться, но не готовы, чтобы нас поучали. Тем более менторским тоном.

- Какую угрозу можно назвать внутренней?

Без сомнения, главный внутренний враг - коррупция. Которая, как ржавчина, разъедает весь государственный организм. Мы, конечно же, вместе с коллегами из других правоохранительных органов находимся в эпицентре борьбы с ней. Конкретно ОАЦ сосредоточен на противодействии коррупции в высших эшелонах власти. Широкой общественности не могу рассказать о наших методах, но могу вас заверить, что эту борьбу мы ведем достаточно успешно.

Андрей Юрьевич, все десять лет своего существования Оперативно–аналитический центр был весьма закрытой структурой, о которой (ввиду этого обстоятельства) ходили различные слухи. Говорили, например, что ОАЦ наделен некими карательными функциями...

Зачастую указывалось, что «ОАЦ закрыл сайт, заблокировал ресурс...». Это абсолютная неправда! У нас нет полномочий что–либо запрещать. Мы обеспечиваем стабильную и надежную работу сетей и баз данных, являясь скорее инженерами и архитекторами национального сегмента интернета. Да, мы имеем право налагать административное взыскание на владельцев критически важных объектов информации за невыполнение требований по безопасной эксплуатации их информационной инфраструктуры. Но перед наложением такого взыскания проводили методическую, разъяснительную работу по устранению недостатков.

- Давайте ненадолго представим, что десять лет назад ОАЦ не был бы создан. К чему бы это привело?

В стране, возможно, не было бы той скорости передачи данных в сети интернет, которой удалось добиться сейчас. Скорее всего, мы бы не могли в настоящее время пользоваться мобильной связью формата 4G, которая благодаря усилиям ОАЦ сегодня работает стабильно и надежно. Наверное, не существовало бы нынешней концепции электронного правительства: мы бы до сих пор пользовались в основном архаичными бумажными носителями при осуществлении административных процедур. Может быть, не было бы электронной подписи, достоверность которой обеспечивает одно из наших предприятий. Не было бы системы защиты информационной безопасности промышленной, оборонной, финансовой и других сфер. В интернете и иных сегментах электросвязи существовала бы очень жесткая монополия, которую нам в свое время удалось преодолеть. А это, в свою очередь, крайне негативно повлияло бы на создание конкурентной среды и, как следствие, на качество услуг для всех потребителей.

- А какие задачи стоят перед ОАЦ в ближайшее время?

Основная задача - стараться быть на шаг впереди киберпреступников и не отставать от новых тенденций в мировых IT–технологиях. Будем продолжать вносить посильную лепту в процесс создания цифрового правительства на базе единой республиканской платформы передачи данных. Сейчас нами создается площадка для того, чтобы перевести все госорганы в удобный формат общения между людьми и государством. Любой человек, зайдя в свой личный кабинет на государственном ресурсе, получит всю исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу, включая различные справки и документы. Это, во–первых, серьезно снизит коррупционные риски, во–вторых, резко повысит скорость взаимодействия государства и общества.

- Как работа ОАЦ оценивается руководством страны?

Настоящей вехой в истории центра стало вручение ему Президентом Знамени ОАЦ. Это знаковое событие произошло уже через 5 лет после создания центра и явилось, я думаю, признанием того, что со своими задачами Оперативно–аналитический центр успешно справляется.

- Что скажете коллегам в связи с первой круглой датой?

Хотел бы выразить признательность отцам–основателям Оперативно–аналитического центра - тем, кто стоял у истоков создания ОАЦ и формулировал концепцию развития этого важнейшего госоргана. От души поздравляю коллектив Оперативно–аналитического центра с юбилеем и хочу подчеркнуть: тот факт, что ОАЦ занял достойное место в системе национальной безопасности Беларуси, - заслуга всех действующих сотрудников и ветеранов. Всем спасибо! Всех с праздником!