Холодная война (кратко). Внешняя политика ссср

Холодная война (кратко). Внешняя политика ссср

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг

Состояние экономики в послевоенный период. Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более огосударствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим, в 1951 - 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества. Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два- три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. При казалось бы едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии - и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР. Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования. Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос. Перестройка управления экономикой. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и слуясащих в 1954 г. - 444,8 млн чел., свыше 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат. Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб. В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления - советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах. Состояние промышленности, социальной сферы. Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»)„ которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10 %. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества. Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961-1965 гг. - на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг. Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущевских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой. Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962-1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства. К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв. Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1 - 2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса. С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%. Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улучшения материального положения населения. Подводя итоги параграфу, можно заключить, что результаты преобразований были достаточно противоречивыми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось материальное положение населения, с другой стороны, уже в начале 60-х годов наметились кризисные явления в социально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач. В современной науке вплоть до настоящего времени продолясаются споры относительно оценок характера и итогов хрущевских реформ. Оценка экономических реформ. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на дальневосточных рубежах.
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли.

После окончания Второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих держав антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. 1946 год стал поворотным от политики сотрудничества этих стран к послевоенной конфронтации. В Западной Европе стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу "западных демократий". Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. "плана Маршалла", суть которого заключалась в возрождении западноевропейской экономики с помощью предоставления финансовых средств и новейших технологий из-за океана, а также в обеспечении политической стабильности и военной безопасности (создание Западного союза в 1948 г.).

Одновременно в странах Восточной Европы складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели "государственного социализма". После победы при поддержке СССР так называемых народно-демократических революций во второй половине 40-х годов у власти в этих странах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз. Такое положение стало основой для формирования у западных границ СССР "сферы безопасности", что было закреплено в ряде двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945-1948 гг.

Таким образом, послевоенная Европа была разделена на две противостоящие друг другу группировки государств с различной идеологической направленностью, на базе которых и были созданы:
сначала в 1949 г. - Североатлантический союз (НАТО) под эгидой США, затем в 1955 г. - Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.

Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Но если СССР пытался проводить свою политику в основном косвенными методами, то США стремились поставить преграду для распространения коммунизма, делая ставку как на экономическое и политическое давление, так и на военную силу, что было связано прежде всего с обладанием США на протяжении почти всей второй половины 40-х годов монополией на атомное оружие.

Уже с осени 1945 г. в и Вашингтоне стали раздаваться довольно резкие высказывания в адрес друг друга, а с 1947 г. - открытые угрозы и обвинения. На протяжении 40-х годов происходило постоянное возрастание напряженности в отношениях Восток-Запад, достигшее апогея в 1950-1953 гг., во время войны в Корее.
До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых предпринимались попытки найти решения внешнеполитических вопросов. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

В оккупационных зонах США, Англии и Франции формировалась социально-экономическая система западного образца, а в восточной оккупационной зоне СССР - модель сталинского социализма. Осенью 1949 г. была образована Федеративная Республика Германии, а затем - Германская Демократическая Республика.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе аналогичные процессы происходили в Китае и Корее.

Еще в 1945 г. СССР, США и Англия договорились отказаться от вмешательства во внутриполитическую борьбу в Китае, однако как США, так и СССР поддерживали своих союзников - гоминьдановцев и коммунистов. Фактически гражданская война в Китае в 1945-1949 гг. была косвенным военным столкновением между США и СССР. Победа китайских коммунистов резко повысила влияние Советского Союза в регионе и, естественно, ухудшила положение США, так как они потеряли самого сильного и мощного союзника в лице гоминьдановского Китая.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х годов не образовывали единого военно-политического союза. Но это совсем не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения были обязательны для всех социалистических стран.

Несмотря на большие дотации, советская экономическая помощь не могла сравниться по эффективности с американским "планом Маршалла". "План Маршалла" был предложен и Советскому Союзу, однако сталинское руководство не могло не отвергнуть его, так как развитие демократии, частного предпринимательства и соблюдение прав человека было несовместимо с тоталитарной концепцией управления страной, которую осуществлял Сталин.
Отказ СССР от принятия "плана Маршалла" был лишь одним фактом в обострении отношений социализма и капитализма, наиболее ярким проявлением которого были гонка вооружений и взаимные угрозы.

Апогеем взаимной враждебности и недоверия стала корейская война 1950-1953 гг. Начав войну, войска северокорейского правительства Ким Ир Сена в течение нескольких недель разгромили армию Южной Кореи и "освободили" почти весь Корейский полуостров. США вынуждены были применить свои войска в Корее, действовавшие под флагом ООН, которая осудила агрессию Северной Кореи.
Северную Корею поддерживали Китай и СССР. СССР полностью взял на себя снабжение, а также воздушное прикрытие как китайских войск. Мир оказался на грани глобальной войны, так как в Корее практически происходило военное столкновение СССР и США.

Но война не разразилась: советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий, в последний момент отказались от открытых боевых действий друг против друга. Завершение корейской войны перемирием, смерть Сталина ознаменовали собой некоторый спад напряженности в противостоянии социализма и капитализма.

Период, последовавший после смерти Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, характеризовался во внешней политике непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением консультаций между советским и западным правительствами во внешней политике СССР оставались в значительной мере сталинские рецидивы.

Сам термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Д.Ф.Даллесом. Его суть - политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух систем, балансирование на грани войны .

Не имеет смысла спорить на тему, кто начал «холодную войну» - убедительные аргументы приводятся как той, так и другой стороной. В западной историографии «холодная война» - это ответ западных демократий на попытку Советского Союза экспортировать социалистическую революцию. В советской историографии причинами «холодной войны» назывались попытки американского империализма установить мировое господство США, ликвидировать социалистическую систему, восстановить капиталистический строй в странах народной демократии, подавить национально-освободительные движения.

Нелогично и неразумно полностью обелять одну сторону и возлагать всю вину на другую. Сегодня «холодную войну» можно рассматривать как неизбежную плату за создание двухполюснойструктуры послевоенного мира, в котором каждый из полюсов (СССР и США) стремился усилить свое влияние в мире исходя из своих геополитических и идеологических интересов, при этом осознавая границы возможной экспансии. Уже в ходе войны с Германией в некоторых кругах США и Англии всерьез рассматривались планы начать войну с Россией. Широко известен факт переговоров, которые Германия вела в конце войны с западными державами о сепаратном мире (миссия Вольфа). Предстоящее вступление России в войну с Японией, позволявшее спасти жизни миллионов американских парней, перевесило чашу весов, не дало осуществиться этим планам.

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки была не столько военной операцией, сколько политическим актом с целью оказания давления на СССР.

Главной осью конфронтации стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Поворот от сотрудничества с Советским Союзом к конфронтации с ним начался после смерти президента Ф.Рузвельта. Начало «холодной войны» принято датировать речью У.Черчилля в американском городе Фултоне в марте1946 г., в которой он призывал народ США к совместной борьбе против Советской России и ее агентов - коммунистических партий.

Идеологическим обоснованием холодной войны стала доктринаТрумэна , выдвинутая президентом США в 1947г. Согласно этой доктрине, конфликт западной демократии с коммунизмом непримирим. Задача США - борьба с коммунизмом во всем мире, «сдерживание коммунизма», «отбрасывание коммунизма в границы СССР». Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всем мире, все эти события рассматривались через призму противостояния коммунизма и западной демократии, СССР и США.

Монопольное обладание атомной бомбой позволяло США, как они считали, диктовать свою волю миру. В 1945г. началась разработка планов нанесения атомного удара по СССР. Последовательно разрабатывались планы «Пинчер» (1946г.), «Дропшот» (1949г.), «Бройлер» (1950г.) и др. Американские историки, не отрицая наличия таких планов, говорят, что речь шла лишь об оперативных военных планах, которые составляются в любой стране на случай войны. Но

после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки наличие таких планов не могло не вызывать резкой озабоченности Советского Союза.

В 1946г. в США было создано стратегическое военное командование, рас

поряжавшееся самолетами - носителями атомного оружия. В 1948г. бомбардировщики с атомным оружием были размещены в Великобритании и Западной Германии. Советский Союз был окружен сетью американских военных баз. В 1949г. их насчитывалось более 300.

США проводили политику создания военно -политическихблоков против СССР. В 1949 г. был создан Североатлантическийблок (НАТО ). В его состав вошли: США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Норвегия, Греция и Турция. Были созданы: в 1954 г. - военная организация Юго -ВосточнойАзии (СЕАТО ), в 1955 г. - Багдадскийпакт . Был взят курс на восстановление военного потенциала Германии. В 1949 г., в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений, из трех зон оккупации - английской, американской и французской - была создана ФедеративнаяРеспубликаГермания , которая в этом же году вошла в НАТО.

Советский Союз не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США. У него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов); до 1948г. он практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949г. атомным оружием. Разработанный в конце 1946 - начале 1947г. «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945г. по 1948г. численность советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. чел. Но, несмотря на неравенство сил, Советский Союз стремился проводить жесткую внешнеполитическую линию, приводившую к усилению конфронтации . Какое-то время Сталин надеялся на сотрудничество с американцами в технической и экономической области. Однако после кончины Рузвельта стало ясно, что такая помощь не входила в планы политиков США. Еще в 1945г. Сталин потребовал создать систему совместной обороны черноморских проливов СССР и Турции, установить совместную опеку союзниками колониальных владений Италии в Африке (при этом СССР планировалось предоставить военно-морскую базу в Ливии).

В 1946г. возникла конфликтная ситуация вокруг Ирана. В 1941г. туда были введены советские и английские войска. После войны английские войска были выведены, а советские продолжали оставаться. На занятой ими территории в иранском Азербайджане было сформировано правительство, провозгласившее автономию и начавшее передачу крестьянам части помещичьих и государственных земель. Одновременно национальную автономию провозгласил иранский Курдистан. Западными странами позиция Советского Союза была расценена как подготовка к расчленению Ирана. Иранский кризис послужил поводом для речи Черчилля в Фултоне. СССР был вынужден вывести войска.

Противостояние наметилось и в Азии. С 1946г. началась гражданская война в Китае. Войска гоминдановского правительства Чан-Кайши попытались занять территории, контролируемые коммунистами. Западные страны поддержали Чан-Кайши, а Советский Союз - коммунистов, передав им значительное количество трофей- Мао Дзедун ного японского оружия. В 1948г. Народно – освободительная армия Китая (НОАК), как стала называться армия КПКперешла в наступление и разбила последние крупные со единения гоминдановской армии на севере страны. Столица мирно капитулировала.1октября 1949г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Лидер коммунистов Мао – Дзедун возглавил правительство. Образование КНР резко изменило соотношение сил в мире. Ранее США, монопольно обладая атомной бомбой, могли диктовать миру свою волю. Теперь коммунисты стояли у власти в двух крупнейших странах мира, в которых проживало свыше трети населения Земли.

Советский Союз согласился на создание в Польше коалиционного правительства, включавшего представителей лондонской эмиграции, но не пошел на проведение в Польше всеобщих выборов, что привело к конфликтной ситуации в стране.

Окончательный распад мира связан с выдвижением Соединенными Штатами «планаМаршалла » (Государственного секретаря США) и резко отрицательным отношением к нему СССР.

США неизмеримо разбогатели в годы войны. С окончанием войны им угрожал кризис перепроизводства. В то же время экономика европейских стран была разрушена, их рынки были открыты для американских товаров, но платить за эти товары было нечем. Вкладывать же капиталы в экономику этих стран США опасались, так как там было сильно влияние левых сил и обстановка для капиталовложений была нестабильна: могла в любой момент последовать национализация.

«План Маршалла» предлагал европейским странам помощь для восстановления разрушенной экономики. Предоставлялись займы на покупку американских товаров. Вырученные деньги не вывозились, а вкладывались в строительство предприятий на территории этих стран. План Маршалла приняли 16 государств Западной Европы. Политическимусловием оказания помощи было удаление коммунистов из правительств. В 1947г. коммунисты были выведены из правительств западноевропейских стран. Помощь была предложена и восточноевропейским странам. Польша и Чехословакия начали переговоры, но под давлением СССР отказались от помощи. Одновременно США разорвали советско-американское соглашение о кредитах и приняли закон о запрещении экспорта в СССР. Тем самым произошло разделение европейских стран на две группы с разными экономическими системами.

В 1949г. в СССР была испытана атомнаябомба , а в 1953г. создана термоядерная бомба (раньше, чем в США). Создание в СССР атомного оружия положило начало гонкевооружений между СССР и США.

В противовес блоку западных государств, стал формироваться экономический и военно -политическийсоюзсоциалистическихстран . В 1949 г. был создан СоветЭкономическойВзаимопомощи - орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы. Условиями вступления в него был отказ от плана Маршалла. В мае 1955 г. создается Варшавскийвоенно -политическийсоюз . Произошел раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря.

Это сказалось на экономическихсвязях . После принятия плана Маршалла и образования СЭВ сложились фактически два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом. СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на их экономике.

Внутри самого социалистическоголагеря Сталин проводил жесткую политику, последовательно осуществлял принцип «Кто не с нами, тот против нас». Он писал: «Два лагеря - две позиции; позиция безусловной защиты СССР и позиция борьбы против СССР. Тут надо выбирать, ибо нет, и не может быть третьей позиции. Нейтральность в этом деле, колебания, оговорочки, искание третьей позиции являются попыткой уйти от ответственности... А что значит уйти от ответственности? Это значит незаметно соскользнуть в лагерь противников СССР». Внутри социалистических стран проводились расправы с инакомыслящими. Если же особую позицию занимало руководство страны, то эту страну отлучали от социалистического лагеря, разрывали с ней всякие отношения, как это произошло в 1948г. с Югославией , руководство которой пыталось проводить независимую политику.

Со смертью Сталина завершилась первая стадия «холодной войны». На этой фазе «холодная война» воспринималась обеими сторонами как временная, промежуточная фаза между двумя мировыми войнами. Обе стороны лихорадочно вели военные приготовления, расширяли свои системы союзов, вели друг с другом войны по их периферии. Наиболее острыми моментами этого периода были: берлинскийкризис (лето1948 г .) а также война в Корее (1950 - 1953гг).

Поводом к Берлинскому кризису стала денежная реформа в западных зонах оккупации, когда вся масса денег старого образца не была изъята из обращения и хлынула в восточную зону. В ответ советская администрация ввела блокаду Западного Берлина, что послужило поводом к объединению западных зон оккупации и созданию ФРГ

Война в Корее (1950 - 1953 гг. ) – конфликт между Корейской Народно – Демократической Республикой (Северная Корея), поддерживаемой Китаем и СССР, и Республикой Корея (Южная Корея), поддерживаемой США. Эти государства образовались из Советской и Американской зон оккупации. Каждое из них стремилось воссоединить страну под своей властью. Началась война вторжением северокорейских войск. Соединенные Штаты воспользовались тем, что СССР отстранился от участия в работе Совета Безопасности ООН в знак протеста против отказа принять в ООН Китайскую Народную Республику, и добились решения о вводе в Корею войск ООН, а фактически войск западного блока, которые воевали там с войсками Китая и СССР. Военные действия шли с переменным успехом. Применить атомное оружие США не решились. Война закончилась на тех же рубежах, с которых началась.

Кардинальные изменения геополитической ситуации в послевоенном мире, разное соотношение сил на международной арене, коренные различия в социально-политическом строе, системе ценностей, идеологии СССР и Запада, и в первую очередь США, стали мощными факторами, приведшими к расколу союза бывших держав-победительниц, обусловили формирование двухполюсной картины мира. В послевоенный период «холодная война» носила неизбежный характер, она была своего рода платой за создание двухполюсной структуры послевоенного мира, в котором каждый из полюсов (СССР и США) стремился усилить свое влияние исходя из своих геополитических и идеологических интересов, осознавая при этом границы возможной экспансии.

3. Политическаясистема СССР.

В СССР после войны началась перестройка управления страной. Был распущен Государственный Комитет Обороны - чрезвычайный орган, созданный в годы войны. Однако возврата даже к тем ограниченным формам демократии, которые существовали перед войной, не произошло. Верховный Совет собирался раз в год, чтобы утвердить бюджет. 13 лет не созывались партийные съезды, а пленум ЦК за это время проходил лишь однажды.

В то же время в политической системе после войны происходили определенные перемены. Во-первых, в качестве основной политической линии на смену интернационалистской компоненты «марксизма-ленинизма» пришел государственныйпатриотизм, призванный сплотить все силы внутри страны в условиях разворачивающегося противостояния с Западом. Во-вторых, центр политической власти переместился после войны от партийной элиты к исполнительнойвласти - правительству. За 1947 - 1952 гг. протокольные заседания Политбюро состоялись лишь дважды (решения принимались методом устного опроса), секретариат ЦК стал фактически отделом кадров. Вся практическая работа по управлению страной сосредоточилась в Совмине СССР. В нем были созданы восемь бюро, между которыми распределялось большинство министерств и ведомств. Их председатели - Г.М. Маленков, Н.А.Вознесенский, М.З.Сабуров, Л.П.Берия, А.И.Микоян, Л.М.Каганович, А.Н.Косыгин, К.Е.Ворошилов входили в БюроСоветаМинистров , которое возглавлял И.В.Сталин. Все государственные вопросы решались в узком кругу «соратниковСталина », куда входили В.М.Молотов, Л.П.Берия, Г.М.Маленков, Л.М.Каганович, Н.С.Хрущев, К.Е.Ворошилов, Н.А.Вознесенский, А.А.Жданов, А.Андреев. Режим личной власти И.В.Сталина, установившийся с конца 1930-х годов, достиг своего наивысшегоразвития .

Период после окончания Великой Отечественной войны и вплоть до смерти Сталина принято считать апогеемтоталитаризма в СССР, его высшей точкой. В литературе наметились различные подходы в оценке действия репрессивной составляющей сталинского послевоенного режима. Сложилось определенное общее представление о том, что репрессии являлись важнейший инструментом для достижения стабилизации обстановки в стране, мобилизации сил наций на решение экономических проблем, сплочения общества в условиях начавшейся «холодной войны», решения ситуативных задач в борьбе за власть внутри правящих элит.

Летом1946 г . начались идеологические кампании, вошедшие в историю под названием «ждановщины », по имени А.А.Жданова, руководившего ими. Вышел ряд постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы, музыки, кинематографии, к которых были подвергнуты резкой и необъективной критике многие советские поэты, писатели, кинорежиссеры, композиторы, за «безыдейность» и проповедь «идеологии, чуждой духу партии». В постановлениях подчеркивалось, что литература и искусство должны быть поставлены на службу коммунистического воспитания масс.

Уже следующим летом эта идеологическая кампания распространилась на сферу общественных наук. А.А Жданов провел совещание философов, на котором осудил советскую философию за «чрезмерную терпимость» к идеалистической буржуазной философии и предложил - последовательно исходить из принципа «партийности », а не из «буржуазного объёктивизма». Идеологический контроль был распространен на все сферы духовной жизни. Партия выступила как законодатель в языкознании, биологии, математике. Были осуждены как «буржуазные лженауки» волновая механика, кибернетика, генетика.

С конца 1948 г . идеологические кампании приобрели новое направление. Их Основой стала «борьба снизкопоклонством » перед Западом. Этот аспект идеологического наступления отличался особо ожесточенным характером. В основе его лежало стремление отгородиться от западных государств, от «буржуазного влияния» «железным занавесом». Западная культура почти целиком объявлялась буржуазной, враждебной. Проводилась мысль о приоритете русских ученых в различных областях знания, о превосходстве России над Западом. Любое изобретение от велосипеда до самолета объявлялось детищем русских талантов.

Нужен был образврага , и этим врагом стал космополит - «человек без роду и племени», преклоняющийся перед Западом и ненавидящий родину. Критика космополитизма принимала все более и более антисемитский характер, начались гонения на евреев: были закрыты еврейские культурные организации, арестован ряд представителей еврейской интеллигенции. Кульминацией кампании по борьбе с «космополитизмом» стало «деловрачей » (январь 1953г .), когда группу врачей кремлевской больницы, евреев по национальности, обвинили в том, что они убили посредством неправильного лечения секретарей ЦК А.А.Жданова и А.С.Щербакова и готовили убийство Сталина.

Во второй половине 40-х годов возобновились массовые репрессии . Арестовывались военнопленные, освобожденные из фашистских концлагерей войсками союзников. И хотя репрессии не достигли масштабов 30-х годов, не было громких показательных процессов, проявилась тенденция некоторого затухания репрессивной волны, но все же они были достаточно широкими. В 1946г. по политическим обвинениям были осуждены 123294 чел., в 1947г. - 78810, в 1952г. - 28800. Всего в 1946 - 1952 гг. по политическим обвинениям были осуждены 490714 чел., из них 7697 (1,5%) получили смертные приговоры, 461017 чел. отправлены в заключение, остальные - в ссылку. В целом к январю 1953г. в ГУЛАГе содержались 2468542 заключенных, из них свыше полумиллиона осужденных по политическим обвинениям, при этом доля политических заключенных в это время составляла 0,3% населения СССР. Следует учитывать, что статья «контрреволюционные преступления» применялась ко всем, сотрудничавшим с немцами в годы войны.

Ужесточение политического климата было прежде всего следствием «холодной войны». Аналогично обстояли дела и в странах западного блока. Там развернулась компания антисоветизма, проходившая под флагом борьбы с «советской военной угрозой», со стремлением СССР «экспортировать коммунизм» в другие страны. Под предлогом борьбы с «подрывной коммунистической деятельностью», была развязана компания против коммунистических партий, которых изображали «агентами Москвы». В 1947г. коммунисты были удалены из правительств Франции, Италии и др. В Англии и США был введен запрет коммунистам занимать должности в армии и госаппарате. В ФРГ компартия была запрещена.

Особый размах «охота на ведьм» приняла в США в начале 1950-х гг., в период «маккартизма» (по имени сенатора Д.Маккарти – ее вдохновителя). При Конгрессе были созданы комиссии по расследованию «антиамериканской деятельности», на которые мог быть вызван любой гражданин. По их рекомендации любого могли уволить с работы. В 1954г. был издан закон «О контроле за

коммунистами». Коммунисты были обязаны зарегистрироваться, как агенты иностранной державы. В случае отказа им грозил штраф 10 тысяч долларов или тюремное заключение до пяти лет.

В ситуации отсутствия демократических механизмов репрессии так же были проявлением борьбы за власть в сталинском окружении. С конца 1940-х гг. Сталин из-за тяжелой болезни фактически отошел от власти. Личное соперничество, сложившееся между двумя блоками сил в окружении И.В.Сталина - А.А.Ждановым и А.А.Кузнецовым, с одной стороны, и Г.М.Маленковым и Л.П.Берия, с другой, - определяло главную конфликтную линию в отношениях между представителями властной элиты. В этом противостоянии временное преимущество оказалось сначала на стороне ленинградцев (А.А.Жданова и А.А.Кузнецова). А.А.Кузнецов был членом секретариата ЦК и курировал министерство госбезопасности. В апреле 1946г. были арестованы бывший министр авиапромышленности А. Шахурин, командующий ВВС А.Новиков, что дало основание вывести Г.М.Маленкова, который курировал авиапромышленность в годы войны и ранее возглавлял управление кадров, из секретариата ЦК. Прочные позиции в руководстве занимал А.Жданов - одновременно член трех высших властных органов (Политбюро, Оргбюро и секретариата ЦК). Он занимался преимущественно вопросами пропаганды и идеологии. Летом 1948г. резко ослабло влияние А.А.Жданова, что в конце концов закончилось поражением ленинградской группы и укреплением позиций Г.М.Маленкова и Л.П.Берии, которые сохранили свою лидирующую роль до смерти Сталина. Следствием этого соперничества стало «ленинградскоедело » (1948 г.), когда были арестованы и тайно расстреляны такие видные деятели, как председатель Госплана Н.Вознесенский, секретарь ЦК КПСС А.А.Кузнецов, Предсовмина РСФСР М.Родионов, глава Ленинградской партийной организации П.Попков и др. Им были предъявлены обвинения во фракционности, в попытка противопоставить ленинградскую парторганизацию всей ВКП(б), в русском шовинизме (за предложение создать Бюро ЦК ВКП(б) по РСФСР и Компартию РСФСР, что могло привести к расколу единой ВКП(б) на национальные компартии и к развалу СССР). Таким образом, победители расправились с побежденными.

Тема: Внешняя политика СССР после войны и начало «холодной войны»

  • Цели урока:
  • Раскрыть содержание понятия «холодная война», «железный занавес»
  • Объяснить причины обострения противоречий между СССР и странами Запада в послевоенные годы.
  • Характеризовать политику СССР в отношении стран Центральной Европы.
    Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование урока:

1. Учебник, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке" для 11 класса.

2. Мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для обучающихся

План урока:
1. Послевоенный мир.
2. СССР и «план Маршалла».
3. Военное противостояние.
4. Конфликт с Югославией и укрепление советского влияния в восточноевропейских странах.

Ход урока:

I Организационный момент
II Изучение нового материала
1.
Послевоенный мир.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с событиями внешней политики в послевоенный период, выделим основные причины и признаки «холодной войны», а также её последствия для дальнейших международных отношений.

Главный урок, который вынесло человечество, - сохранить мир – нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для поддерживания мира и безопасности на планете.Её учредительная конференция состояласьв Сан-Франциско с 25 апреля по 6 июня 1945 года. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года. Эта дата отмечается как День ООН.

Но объективное развитие ситуации вело к обострению противоречий между членами антигитлеровской коалиции из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене.После окончания войны лагерь союзников распался на две части: США, Великобритания, Франция – с одной стороны и СССР, с другой. Лидеры этих стран понимали, что после разгрома Германии неизбежна борьба за мировое господство. На политическую гегемонию претендовали США и СССР.(Слайд 2)

1. Давайте проследим по карте территориальные изменения после Второй мировой войны (интерактивная карта)(Приложение 3)

Почему именно СССР И СШАпретендовали на роль «сверхдержав»?

Ответы учащихся:

Территория США не была затронута военными действиями

Экономика была в прекрасном состоянии. США выпускали до 35% мировой продукции

Изобретение ядерного оружия.

СССР за годы войны также укрепил свой международный авторитет. Смог создать огромную боеспособную армию.

Предприятия выпускали нужное количество военной техники.

Расширение границ.

Таким образом, на мировой арене появились две «сверхдержавы», которые готовы были отстаивать свои интересы. Изобретение ядерного оружия сделало невозможным прямой военный конфликт между СССР, США и их союзниками и кардинально изменило мировую политику. Так как победа в ядерной войне невозможна, ибо даже победитель заплатит за победу жизнями своих сограждан,началась борьба по всем направлениям – в идеологии, в стремлении вырваться вперёд в гонке вооружений, в экономических показателях, даже в спорте. Как сказал Джон Кеннеди: «Международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями».

Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже к концу 1945 года. Появился термин, обозначавший это противоборство, - «холодная война».

Впервые его использовал осенью 1945 года английский писатель - фантаст Джордж Оруэлл,комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн»

Кто же был виноват в развязывании «холодной войны»?

Одни историки приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие – СССР, третьи – обеим сторонам.

Давайте познакомимся с различными точками зрения и ответим на вопрос.(Слайд 3 Слайд 4(запись в тетрадь термина)

Работа с документами

Кто виноват в развязывании «холодной войны»?

Вывод: Виновниками развязывания политики холодной войны являются обе стороны.(слайды 5-11)

Какое событие считается исходной точкой начала «холодной войны»

Итак, Уинстон Черчилль произнёс речь 5 марта 1946 года в Фултоне в присутствии американского президента Генри Трумэна, которая положила начало «холодной войне».(слайд 12)

Как У.Черчилль объяснял причины начала «холодной войны»?

Опасаясь коммунистической экспансии, США меняет направленность внешней политики. Появляются доктрины «сдерживания» коммунизма.

Ярким примером этой политики является доктрина Трумэна.

Назначение Джорджа Маршалла госсекретарём означало переход от «мягкого курса» к решительной борьбе с коммунизмом.

В СССР тоже развернулась пропагандистская кампания против «англо-американских поджигателей войны».(слайд 15). И в США и в СССР в это время проводятся мероприятия, усиливающие холодную войну:

  • «спасение» Европы от советской экспансии: экономическая помощь Европе;предоставлении Греции и Турции военной и экономической помощи. (конгресс ассигновал на военную и экономическую помощь Греции и Турции 400 млн.долларов).
  • План Маршалла (5 июня 1947г.):

Укрепление европейских демократий путем оказания срочной финансовой и экономической помощи (предоставление 17 млрд. долларов в течение 4 лет при условии выведения коммунистов из состава правительства)

Апрель 1948 года – 16 западных стран подписалипланМаршалла.

3. Ядерный шантаж СССР: 196 бомб для уничтожения 20 советских городов.

СССР:

  • 1945-1949 гг. - установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии.
  • Оказание экономической помощи и

предоставление льготных кредитов

государствам Восточной Европы,

«вставшим на путь социалистического

развития» (в 1945-1952гг. было предоставлено 3 млрд. долларов).

  • Распространение влияния СССР на новые регионы мира; реанимация идеи мировой революции (на секретном совещании в Кремле в январе 1951г.И.В.Сталин заявил, что существует возможность «установить социализм по всей Европе» в течение «ближайших четырёх лет»).
  • 3. Военное противостояние

Такая непримиримая позиция ведущих держав привела к усилению гонки вооружений.

Начавшаяся гонка вооружений, с одной стороны, позволяла сохранять равновесие в мире, с другой стороны, давала возможность США и СССР участвовать в локальных конфликтах, влиять на политику других стран. (Слайд 16, 17)

После окончания войны камнем преткновения стал германский вопрос. (Интерактивная карта)(Приложение 3)

Каждая держава создавала в зоне оккупации свою политическую систему, что в итоге привело к расколу Германии и появлению в Европе двух враждебных друг другу государств.(Слайд 18)

С разделением мира на две системы происходит и оформление военно-политических блоков.

Приведите конкретные примеры влияния США и СССР на политику других

  • 4. Конфликт с Югославией

Для оказания военно-материальной помощи социалистическим странам в 1949 году был создан СЭВ.

Ужек середине 50-х годов СССР создал мощный блок стран социализма, где не допускалось никакой самодеятельности. И.В.Сталин требовал проведения в этих странах политических и социально-экономических преобразований по советской модели. Любое отклонение от неё воспринимались крайне враждебно. Именно это стало основанием для разрыва отношений с Югославией.В 1948г. Броз Тито предложил идею создания балканской федерации и её собственного пути к социализму.

  • В октябре 1949г. Сталин разорвал дипломатические отношения с Югославией и способствовал её изоляции среди стран социализма.(Слайд 19)
  • 5. Домашнее задание
    Параграф 28

Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлением мира стал быстро иссякать. Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 году, раскола мира на два социально-политических блока. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав - СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У.Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 года в присутствии нового американского президента Г.Трумэна. В выступлении У.Черчилля, а также в ряде конфиденциальных документов были сформулированы 2 стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная цель: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма» 1946 год - правительство США должно было жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния, не вмешиваясь при этом во внутренние дела Советского Союза. Политика сдерживания рассматривалась как способ предотвращения новой мировой войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения). Перспективная цель: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»). При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства. «Победа,- открыто заявлял Трумэн,- поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства мира». Политический смысл этого выступления заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Итоги конфронтации Запада и Востока, приведшей к началу «холодной войны», наметились еще в годы Второй мировой войны, когда реакционные силы США и АНГЛИИ пытались договориться с гитлеровской Германией о заключении сепаратного мира прежде чем советские войска войдут в Европу (дело Вольфа-Далесса). Именно Г.Трумэн в апреле 1945 года поставил под сомнение заключение любых соглашений с Советским правительством ничем не оправданное применение американцами ядерного оружия летом 1945 года в Хиросиме и Нагасаке, когда судьба милитаристской Японии в сущности была уже предрешена, дало в руки консервативным силам США мощный аргумент в решении международных дел в свою пользу - «атомную дубинку», с помощью которой, как они считали, можно было бы победно завершить войну с Японией, не прибегая к помощи СССР, а также осуществить контроль поверженной Германии, не прося о помощи Советскую армию.

Осенью 1946 года либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д.Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 года, на волне все усиливавшегося противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «Советского владычества в Европе. Доктрина Трумэна предусматривала под видом оказания срочной военной и экономической помощи Греции и Турции, вмешательство в их внутренние дела и превращение территорий этих стран в военно-стратегический плацдарм США против СССР и других стран Восточной Европы. Эта программа явилась прямым актом политики «холодной войны» (помощь «свободным» народам, сопротивляющимся попыткам подчинения со стороны вооруженного меньшинства к внешнему давлению). Справедливости ради необходимо заметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое «пугало». Это значительно облегчило работу право-консервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР. Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказался печальный для СССР дипломатический опыт 30-ых годов, и, прежде всего, опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ними поддерживать невозможно. Отсюда - негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-восточной Европы. После войны в этих странах наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь, руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, лишить страну плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности.

В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов), до 1948 года практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 года- атомным оружием. Разработанный в конце 1946 года начале 1947 года «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 года по 1948 год численность Советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. человек.

В 1946 году разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками по вопросам послевоенного устройства мира: в ООН, где начал обсуждаться вопрос о контроле над атомной энергией; на Парижской конференции по вопросу о мирных договорах со странами - бывшими союзницами гитлеровской Германии - Румынией, Венгрией, Болгарией, Италией (компромисс был достигнут на сессии совета министров иностранных дел в Нью-Йорке в ноябре 1946 года). В Германии разгорался конфликт в связи с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон и закрытием их границы с советской.

Советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии (отказ от диктатуры одной партии и возможность допущения вновь на территории советской зоны социал-демократической партии) в обмен Запад должен был признать законность такой формы репарацией с Германией для советской стороны, как поставки из текущей продукции, то есть за счет поставок СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 года Лондонской сессии Совета министров иностранных дел новый госсекретарь США Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции (всего по репарациям СССР получил оборудование и материалы на 3,7 млрд.долларов США, что почти в 3 раза меньше предполагаемого). Позиция США, поддерживаемая полностью зависимыми от них западноевропейскими державами, соответствовала выдвинутой ранее доктрине Трумэна и плану Маршалла, разработанного летом 1947 года. Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам (американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд.долларов), США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный бастион против «Советского экспансионизма». Проведение денежной реформы в Германии и прекращение взимания репарационных платежей, в том числе и для Советского Союза, вызвали сильный политический кризис. 24 июня 1948 года Советские войска блокировали Западный Берлин на 324 дня. Эти действия СССР вызвали значительные изменения в политической жизни ряда западных стран: социалисты и либералы уступили свои места в политических структурах консервативным и антисоветски настроенным силам. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства, объединившего в своих границах 3 зоны оккупации - американскую, английскую и французскую. Это государство получило название- Федеративная Республика Германии(ФРГ). В ответ на это в октябре 1949 года СССР создает в границах своей оккупационной зоны германское государство- Германскую Демократическую Республику(ГДР). Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 года Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран (всего 11), согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 году в НАТО вступили Турция и Греция. НАО - военно-политический блок, направленный против революционных и национально-освободительных движений. Вдоль советских границ развертывалась сеть вооруженных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них - «Дропшот»,- предусматривал нанесение ядерных ударов по основным городам Советского Союза.

Одновременно Вашингтон предложил проект учреждения наднационального контроля над атомной энергией («план Баруха» летом 1946 года). План предусматривал создание специального органа, по форме международного, а по существу управляемого США. Этому органу надлежало контролировать и выдавать разрешения государствам на все виды деятельности, в какой-либо мере связанные с ядерной энергией. Им запрещалось заниматься не только производством, но и научными исследованиями в этой области. «План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность постоянно вмешиваться во внутренние дела других стран и в конечном итоге способствовал бы подчинению наукоемких отраслей их экономики американским монополиям. В августе 1949 года в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. А в сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие от Сибири. Это известие вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Советское военное превосходство все более увеличивалось, отсюда пошла речь о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 году в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 - свыше 400). Военный бюджет США за 1951-1953 года вырос с 13 до 50 млрд. долларов США. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало участие обеих в Корейской войне (25 июня 1950 г- 28 июля 1953г.). После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 году Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. ЕЕ место заняли США. В январе 1950 года госсекретарь Д.Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию к Филлипинам, то есть минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии. В конце 1948 года советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 года США вывели свои войска из Южной Кореи. Западные историки рассматривают проблему корейской войны с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну - как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов - обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и прежде всего в Европе. В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь в вооружении, боевой технике, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 года перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая. Война шла с переменным успехом. В июне 1952 года американская авиация развернула бомбовый террор КНДР. 28 июля 1953 года в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и нетерпимость двух противоборствующих систем. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.