Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в россии

Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в россии
Финансовый механизм малого предпринимательства в современных экономических условиях. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в россии

выделение на эти цели определенных «стартовых» государственных средств - либо денежных, либо иных неденежных, т.е. ликвидных активов в качестве первоосновы деятельности гарантийных фондов федерального или межрегионального уровня. Конечно, в настоящее время дополнительные бюджетные средства или некие иные государственные ликвидные активы, которые можно было бы использовать в виде залога (залогового фонда) при создании масштабных гарантийных схем, получить их крайне сложно, однако шансы малого бизнеса здесь кажутся более предпочтительными. Это связано с тем, что именно его инвестиционные проекты дают наиболее быструю отдачу в смысле приращения налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней, увеличения числа рабочих мест и пр.

В этой связи серьезной задачей государственных и общественных институтов поддержки российского малого предпринимательства должно стать сейчас “выбивание” (в лучшем смысле!) таких залоговых средств, реализация которых в системе поддержки малого бизнеса может в короткие сроки через схемы кредитного гарантирования кардинально изменить к лучшему всю ситуацию в предпринимательской сфере России и в ее экономике в целом. При этом государство не подменяет банковскую систему, а выполняет по отношению к банкам партнерскую, стимулирующую роль, вовлекая их в партнерские отношения по поддержке малого предпринимательства.

Основным условием успеха гарантийной системы должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Это доверие может быть достигнуто за счет нескольких факторов, которые должны быть учтены при разработке государственных программ гарантирования кредитных рисков:

законодательно должен быть установлен порядок бюджетного дотирования гарантийных фондов;

гарантия банкам (лизинговым компаниям) должна предоставляться непосредственно специализированной государственной

гарантийной организацией (гарантийным фондом) в форме заключения договора поручительства;

для банков должна быть обеспечена полная прозрачность

в вопросах управления государственными гарантийными фондами. Они должны иметь право на получение информации об эволюции обязательств, взятых на себя фондами, о размере нетто гарантийных средств после учета непогашенных задолженностей, об общем объеме кредитов, по которым ведутся судебные разбирательства.

Для решения последней задачи в работе гарантийной системы должны быть предусмотрены консультации с банками по общим направлениям деятельности гарантийных фондов, а именно по таким направлениям, как определение политики принятия рисков, установление показателя предельного риска и инвестиционной мультипликации (соотношения между максимальной суммой обязательств, принимаемой на себя гарантийными фондами, и размером залоговых средств в фонде), максимальный размер гарантируемой части кредита в зависимости от характеристик гарантируемого финансирования и его получателя - конкретного малого предприятия.

2. Расширение практики предоставления фондами поддержки малого предпринимательства льготных займов

малым предприятиям

Практика выдачи льготных займов за счет активов фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных бюджетов, в соответствии с федеральной, региональными и муниципальными программами поддержки малого предпринимательства оказывает заметное положительное влияние на развитие малого предпринимательства - как в плане расширения числа малых предприятий, так и их выхода на качественно более высокие рубежи хозяйственной деятельности. Такой вид поддержки малых предприятий требует привлечения больших средств, обладает высокой рискованностью для организаций, предоставляющих займы, и поэтому ныне его использование должно быть ограничено «стартовыми» этапами развития малого пред-

принимательства в целом и отдельных малых предприятий и постепенно сокращаться по мере развития других форм поддержки, прежде всего, по мере формирования системы государственных гарантий.

Наряду с кредитными гарантиями, важной альтернативой прямому финансированию малых предприятий за счет средств федеральных и региональных фондов поддержки выступает практика микрокредитования малого бизнеса. Логика услуг микрокредитования обращена к различным по характеру потребностям малых предприятий, владельцев индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно нуждающихся в доступе к финансовым ресурсам, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других достаточно крупных кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

Микрокредит (микрозайм) представляет собой наименее консервативную, но одновременно достаточно гибкую форму классического банковского кредита – наилучший инструмент, позволяющий беспрепятственно начать бизнес, получив доступ к источникам финансирования без наличия стартового капитала, кредитной истории и необходимого обеспечения. Микрокредитование способствует решению, как минимум, трех важных экономических и социальных задач:

увеличение количества предпринимателей без образования юридического лица;

рост налоговых поступлений;

наличие кредитной истории для дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства через банковский сектор.

Программы микрокредитования наиболее популярны в небанковских организациях: государственных и муниципальных фондах поддержки малого предпринимательства, которым в соответствии с Федеральным законом №88-ФЗ от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» дано право предоставлять субъектам малого предпринимательства кредиты без получения банковской лицензии, а также иных специализированных организациях. Последние, не обладая правом совершения банковских операций, облекают микрокредитование в форму займов.

Есть еще один важный канал реализации ресурсов финансовой поддержки, широко используемый в зарубежной практике. Одной из причин, затрудняющих доступ субъектов малого предпринимательства к «прочим» внешним финансовым ресурсам, является высокий уровень процентной ставки по банковским кредитам. Такой уровень ставок обусловлен действием целого ряда причин и даже при создании системы государственных гарантий он может быть непосилен отдельным категориям субъектов малого предпринимательства. Для этих предприятий может быть использован такой способ государственной поддержки, как субсидирование

процентных ставок по получаемым ими банковским кредитам.

При использовании этой схемы малое предприятие, получив кредит в коммерческом банке на рыночных условиях, имеет право на получении компенсации части процентной ставки от специализированной государственная организация или фонда поддержки малого предпринимательства. Такой механизм требует использования достаточно большого объема бюджетных средств и поэтому должен использоваться только для поддержки ограниченного круга проектов – например, проектов, имеющих социальную значимость. Вместе с тем, необходимо отметить преимущество такого вида государственной поддержки: риск невозврата кредита лежит на субъекте малого предпринимательства и банке, что способствует тщательной проработке проектов.

Очевидно, что все операции, так или иначе связанные с реализацией финансовой поддержки малого предпринимательства так или иначе должны осуществляться (опосредоваться) банками, имеющими развитую филиальную сеть и имеющими опыт работы с населением и со сравнительно мелкими хозяйственными организациями. Кроме того, представляется целесообразным привлечение к участию в региональных программах развития и поддержки малого предпринимательства банков, в уставном капитале которых участвуют региональные органы власти. Такие банки обладают достаточным объемом кредитных ресурсов, и их участие в кредитовании малого предпринимательства может обеспечить приток необходимого объема средств в данный сектор экономики. Опыт таких банков в работе с малым бизнесом может стать серь-

езным побудительным мотивом для участия и других (частных) банков в кредитовании малого бизнеса.

Банк с государственным участием может предоставлять кредиты не непосредственно заемщикам (малым предприятиям), а заранее определенным небанковским кредитным институтам, которые в свою очередь будут преимущественно удовлетворять кредитные заявки субъектов малого предпринимательства. При создании института государственных гарантий целесообразно использовать потенциальные возможности существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях (фонды поддержки малого предпринимательства).

Например, Федеральный гарантийный фонд - это, по нашим представлениям, часть активов Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, находящихся на счетах Банкаагента (Банк-агент - банк с участием государства в капитале, имеющий развитую филиальную сеть и опыт работы с населением и со сравнительно мелкими организациями), предназначенных для обеспечения взятых Федеральным фондом на себя обязательств по договорам поручительства и иных правовых актов, являющихся, в соответствии с действующим законодательством, основанием для возникновения гражданско-правовых отношений.

Другой стимулирующей мерой в рамках реализации ресурсов финансовой поддержки малого предпринимательства может и должно стать предоставление кредитным организациям возможности уменьшать налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль на величину расходов, связанных с формированием резервов на возможные потери по кредитам (за исключением отнесенных к первой группе риска) в связи с тем, что расходы на формирование указанных резервов являются по существу элементом себестоимости банковских операций.

Еще одна форма канализация финансовых ресурсов в сферу малого предпринимательства - при реализации необходимого минимума факторов государственной поддержки - венчурное финансирование . В настоящий момент с учетом имеющегося в России высокого интеллектуального потенциала, значительного количества интересных инновационных разработок, венчурное фи-

нансирование может обеспечить резкий подъем экономики страны и создать условия для успешной конкуренции отечественных предприятий на мировых рынках.

Для этого необходимо создание в том числе с использованием государственного (муниципального) имущества и средств государственных (местных) бюджетов широкой сети инновационнотехнологических центров и технопарков как базовой инфраструктуры развития инновационного малого предпринимательства. При этом необходимо стимулировать развитие инновационнотехнологических центрами и технопарками не только деятельности по предоставлению малым предприятиям площадей для реализации собственных проектов, но и по предоставлению субъектам малого предпринимательства широкого комплекса дополнительных услуг, включая участие в финансировании, обеспечение оборудованием, услугами по патентованию, ведению централизованной бухгалтерии, офисных услуги и т.д.

Основным направлением эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, является стимулирование развития рыночной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая и каналы финансовой поддержки. В целом основным трендом развития этой системы должны быть шаги к ее существенной децентрализации. Это основано на следующих принципах.

Во-первых, невозможно и бессмысленно заниматься из центра кредитованием отдельных предпринимательских проектов, учитывая протяженность страны и огромную, находящуюся в постоянном движении, массу малых предприятий. В этой связи, а также с учетом того, что малые предприятия работают в основном на местные локальные рынки, возрастает роль региональных организационных и финансовых стимулов становления и развития малых бизнесов.

Во-вторых, основная роль федеральных структур поддержки состоит в установлении общих благоприятных условий, создании эффективных механизмов экономической поддержки предпринимательства как в центре, так и на местах.

В-третьих, одно из важнейших направлений государственной политики в отношении малого бизнеса - создание действенных

финансовых и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном сочетании средств государственной поддержки, инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий. В этом смысле развитие в целом кооперативного и страхового дела в отношении малых предприятий, создание и развитие названных выше обществ взаимного страхования и обществ взаимного кредитования приобретает особое значение.

В-четвертых, необходима активная государственная поддержка кредитования и страхования сектора малого предпринимательства, включающая комплекс мер: а) создание благоприятной правовой среды, частичное обеспечение страхования малых предприятий государственными гарантиями, создание и развитие обществ взаимного страхования с тем, чтобы с одной стороны, восполнить вакуум в страховых услугах для малого бизнеса, с другой - активнее привлекать собственные ресурсы малых предприятий, а также представителей среднего и даже заинтересованного крупного бизнеса; б) создание благоприятной правовой среды для создания и развития обществ взаимного кредитования, а также кредитных союзов, основанных на кооперативных началах, группами предприятий малого бизнеса. В связи с тем, что члены общества (союза) имеют непосредственную возможность контролировать процесс предоставления ссуд членам общества (союза), существенно повышается степень доверия участников к формируемому обществу (союзу), что, в свою очередь, может увеличить объемы средств, направляемых участниками для формирования кредитного портфеля. Однако в той или иной форме выделение средств федерального бюджета на развитие малого бизнеса в регионах России эффективно может осуществляться только на паритетной основе с субъектами Российской Федерации только при условии выделения средств региональных и местных бюджетов. Важную роль в развитии системы финансовой поддержки российского малого предпринимательства могут сыграть средства и инструменты технической поддержки со сторонымеждународных финансовых и нефинансовых организаций .

Программы международных организаций, в том числе, и по организации финансовой поддержки российского малого бизнеса,

носят долговременный целевой характер и направлены в первую очередь на создание и укрепление полноценной инфраструктуры содействия развитию малых предприятий, обеспечение их финансовыми средствами, оказание информационных и консультационных услуг, переподготовку и повышение квалификации специалистов и государственных служащих, проведение тематических исследований, развитие инновационного предпринимательства. Например, фактическое выполнение ряда мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 – 2001 гг. (при дефиците бюджетного финансирования) стало возможным только благодаря помощи международных организаций.

Например, Европейский банк реконструкции и развития

был учрежден в 1991 году. Он является международной коммерческой организацией, основная роль которой - содействие странам Центральной и Восточной Европы и Содружества независимых государств (СНГ) в переходе от централизованной плановой экономики к экономике рыночной. ЕБРР предоставляет финансирование компаниям, которые, как правило, испытывают затруднения в получении кредитов из других источников, и, таким образом, дополняет усилия других кредиторов. ЕБРР - это общественная организация, наделенная уникальным мандатом, но в своей работе Банк использует методы, аналогичные методам коммерческих банков. Банк участвует лишь в коммерчески жизнеспособных проектах, и в основе всех его операций лежат принципы разумной банковской деятельности. Банк намерен и дальше наращивать объемы финансирования, в частности, направляя его на развитие малого предпринимательства в России через Фонд поддержки малого бизнеса в России (ФПМБ).

Кредитование в рамках данной программы осуществляется хорошо подготовленными специалистами, прошедшими специальное обучение в рамках Программы и переданными в штат бан- ка-партнера в качестве постоянных сотрудников вместе с кредитной технологией. В отличие от традиционной российской банковской практики в кредитной технологии ФПМБ определяющим фактором является индивидуальный подход к каждому клиенту и тщательный анализ финансового положения заемщика, при этом

особый упор делается на повышении эффективности кредитного цикла. Такой подход обеспечивает высокое качество портфеля и быстрый выход отдела микрокредитования банка-партнера на уровень самоокупаемости.

Особое значение при реализации данной Программы придается развитию долгосрочных отношений с заемщиками. Как правило, сумма первого кредита бывает небольшой, и кредит выдается на короткий срок. По мере того, как формируется кредитная история клиента, растут суммы и сроки кредитов. Кредитные специалисты с самого начала настроены на долгосрочное сотрудничество с каждым заемщиком и относятся к каждому клиенту как к постоянному. Вышеупомянутые аспекты кредитной технологии ФПМБ призваны пробудить интерес российских банков к микрофинансированию. Конечная цель программы - создать постоянно действующие стабильные источники финансирования предприятий малого бизнеса на всей территории страны.

  • Бакирова Татьяна Юрьевна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • БИЗНЕС
  • ПОДДЕРЖКА
  • МЕХАНИЗМЫ
  • РАЗВИТИЕ

В статье рассмотрены механизмы поддержки развития малого бизнеса в России, основными цели государственной политики в области развития российского малого бизнеса

  • Роль государственной поддержки банковского кредитования АПК в России
  • Кредитование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
  • Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии на примере ООО МТС «Илишевская»

Экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. К децентрализованным механизмам относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. К централизованным механизмам относятся государственные меры по созданию более благоприятных условий развития малого бизнеса. Регулирование и поддержка малого бизнеса заключается в стимулировании предпринимательской активности общества со стороны государства в соответствии с определенными целями и направлениями осуществления поддержки. Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства должно исходить из необходимости сочетания интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны.

Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:

  • создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
  • устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
  • расширение самозанятости населения;
  • увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.

Система государственного регулирования развития малого бизнеса должна соответствовать масштабности стоящих перед ней задач, она должна иметь обоснованные концептуально-программные, организационные, функциональные характеристики и показатели.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что содействие развитию малых и средних компаний является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных социальных задач. Оно включает реализацию комплекса мер, направленных как на стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности (по инновационному сценарию оно должно достигнуть 6 млн. чел. к 2020 году), так и на изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:

  • сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% ;
  • рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, информационные услуги, наука – до 50%;
  • рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности, – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний) .

Данные задачи предполагается достичь посредством:

  • упрощения административных процедур и снижения связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;
  • устранения неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;
  • значительного сокращения количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотра технических норм и правил;
  • совершенствования налогообложения малых предприятий;
  • расширения доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;
  • обеспечения доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;
  • поддержки программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей.

Использование обозначенных выше направлений развития малого предпринимательства должно способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики Российской Федерации, что приведет к достижению следующих целевых показателей к 2020 году:

  • доля малого бизнеса в ВВП – 30%
  • доля малого бизнеса в занятости – 30%
  • доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – 80% .

Рассмотрим направления государственной поддержки малого бизнеса в 2010 году. В соответствии с Постановлением Правительства РФ средства предоставлялись на:

  1. создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  2. поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  3. развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
  5. реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
  6. ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства .

На поддержку малого и среднего предпринимательства было выделено 11 млрд. рублей. Кроме того, из федерального бюджета выделено на оказание в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

  • на поддержку создания новых малых и средних инновационных компаний - в объеме 2 млрд. рублей;
  • на реализацию программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах - в объеме 2 млрд. рублей;
  • на развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе - в объеме 1 млрд. рублей .

Таким образом, 16 млрд. рублей были использованы на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов и в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, проводились дополнительные меры по оказанию в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства:

  • увеличение на 1 млрд. рублей расходов на финансирование в 2010 году Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
  • обеспечение размещения у субъектов малого предпринимательства заказов в объеме 5 млрд. рублей на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
  • направление 2 млрд. рублей для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим экспорт промышленной продукции .

В целом на федеральном уровне государственная политика в 2009-2010 гг. была направлена в сторону стимулирования создания новых предприятий и содействия самозанятости оказавшихся без работы граждан. Основной акцент при этом был сделан на финансовую поддержку старт-апов, оператором которой выступило Министерство здравоохранения и социального развития России. К сожалению, как показывает практика, из подобных старт-апов, образованных при финансовом содействии государства, крайне редко вырастают жизнеспособные компании со значимым экономическим потенциалом. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что антикризисные меры, направленные на стимулирование сектора микро-предпринимательства смогли принести весьма ограниченные результаты, выразившиеся главным образом в росте числа предприятий .

Несколько более результативными оказались программы поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России. Так, в частности, можно говорить о наличии сравнительно значимых связей между динамикой числа малых предприятий в регионах и объемами поддержки, выделяемой МЭР РФ в виде ежегодных субсидий. Результативность и региональных систем поддержки малого предпринимательства в последние годы оказалась довольно низкой .

Все это позволяет сделать вывод о том, что для создания условий долгосрочного эффективного развития малого бизнеса необходимы не прямые меры государственной поддержки, а преимущественно косвенные меры государственного стимулирования предпринимательской активности, в первую очередь, за счет создания соответствующей институциональной среды для реализации предпринимательского потенциала российского общества.

Список литературы

  1. Зарипова, Г.М. Инновация-неотъемлемая часть конкурентного рынка[Текст] /Г.М..Зарипова//Инновационное-развитие современной науки: материалы международной научно-практической конференции(31 января 2014.) часть 1 – РИЦ БашГУ – Уфа,- С.213.
  2. Зарипова, Г.М. Кредитование малого бизнеса в современных коммерческих банках России [Текст] / Г.М..Зарипова // Наука,образование и инновации: материалы Международной научно-практической конферен-ци..Челябинск,2016. – Ч 1- С.115-117.
  3. Зарипова, Г.М. Финансово-кредитная поддержка предпринимательства [Текст] / Г.М..Зарипова // Наука,образование и инновации: международная научно-практическая конференция (28 декабря 2015г.) Ч 1.- С.111-114.
  4. Сираева, Р.Р. Финансирование агроформирований в целях их инновационного развития [Текст] / Р.Р. Сираева // Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". – Уфа, 2010. - Часть IV. – С. 122-125.
  5. Запольских Ю.А. Кредитный риск и основные способы его минимизации. Экономика и социум. 2014. № 2-2 (11). С. 126-128.
  6. Габдрахманова Л.Р., Фазрахманов И.И. Сельское хозяйство Республики Башкортостан: состояние и перспективы развития. Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 4. С. 68-71.

Основными пунктами государственной поддержки в России являются:

Создание системы развития малого бизнеса;

Создание условий для оптимального развития бизнеса на всей территории страны;

Разработка мероприятий по созданию рабочих мест субъектами бизнеса;

Поддержка конкуренции, стимулирование инвестиционной деятельности;

Социализация бизнеса, вовлечение в бизнес различных слоёв населения;

Поощрение и помощь инициативным предпринимателям с помощью государственного кредитования и налоговых компромиссов;

Разработка и совершенствование правового законодательства в сфере бизнеса.

Систему государственной поддержки в России составляют:

Юридические аспекты, административные, нормативные документы, содействующие правомерному развитию бизнеса;

Аппарат государственного правления, представляющие собой институциональные структуры, ответственные за правильное функционирование предпринимательства;

Создание государственных фондов;

Формирование специализированных финансовых организаций.

Второстепенные методы со временем начинаю превосходствовать над прямыми. К ним относят в первую очередь:

Налоговые компромиссы (частичное или полное );

Ускоренные способы расчёта амортизации;

Помощь в научно-исследовательской деятельности и в подготовке молодых специалистов.

Предприятия могут использовать финансирование в таких целях:

Развитие нового дела;

Освоение новых технологий и выпуск новых видов продукции;

Расширение успешного бизнеса;

Программы обучения кадров и совершенствование информационных ресурсов;

Освоение новых рынков сбыта.

Выделим главные задачи государственного финансирования:

Привлечение коммерческих банков к предоставлению кредитов и займов для перспективных субъектов бизнеса;

Контроль над процессом предоставления займов банками;

Содействие увеличению капитала, которые сможет использоваться с помощью развития добросовестной конкуренции на рынке предоставления кредитных услуг субъектам бизнеса;

Способствование привлечению акционерного капитала предприятиям малого бизнеса.

Кредитных источников для развития малого предпринимательства в России слишком мало. Эта ситуация сложилась благодаря инфляции и некоторым проблемам в банковской деятельности. В связи с этим банки выдают только краткосрочные кредиты с большими процентами, а это никак не удовлетворяет нынешних бизнесменов.

Основные пути совершенствования государственной политики поддержки малого бизнеса

Многолетние развития рыночных реформ в России не включали в себя развитие малого предпринимательства. И поэтому не занимает надлежащего места в экономике государства. Доля малых предприятий в общем объеме в России гораздо ниже, чем в высокоразвитых странах. Лидирует в этом аспекте США, Япония, Италия, Франция, Германия. Опыт этих стран говорит о том, что при создании определённых условий играют важную роль в развитии экономики страны. В последние годы Россия постепенно разрабатывает концепции для улучшения ситуации, связанной с развитием бизнеса.

Основными целыми новых концепций являются:

Помощь и поддержка в проведении новаторских мероприятий в освоении новых видов продукции;

Создание более благоприятных условий, которые позволят стремительно развиваться бизнесу;

Создание комплекса мер безопасности.

Первая цель заключается в том, что государство должно поощрять инициативных бизнесменов, которые хотят добиться успехов, сделать полезный вклад в страны. Вторая цель состоит в обеспечении всеми необходимыми ресурсами, кадрами, капиталом, информацией, создании честной конкуренции. Третья цель несёт в себе защитную функцию от факторов внешнего воздействия.

Государственная поддержка бизнеса отражена во всевозможных законах, которые прописывают все важные моменты для развития и усовершенствования процесса создания малых предприятий. В начале 2000-х годов начали создаваться развития бизнеса, маркетинговые центры, исследовательские институты. Все эти структуры, значительно улучшили положение вещей. Эта инфраструктура доводит государственную поддержку до адресата.

Необходимо разработать систему финансирования и страхования бизнеса. Эти аспекты трансформировались по мере своего развития. Бюджетное финансирование проводилось только для тех бизнес-проектов, которые имели федеральное значение. Чтобы оптимизировать доступность банковских услуг, нужно разработать механизмы, которые повысят заинтересованность банков.

Что касается страхования, то их дороговизна не даёт возможности пользоваться этими услугами всем предприятиям. А отсутствие защиты бизнеса отталкивает кредиторов и инвесторов.

Существует два вида страховых услуг, играющих важную роль в финансовом регулировании:

Страхование того имущество, которое участвует в производственном процессе;

Страхование всевозможных хозяйственных рисков.

Также существенное влияние на имеет лизинг. Он имеет перспективы при организации бизнеса и не возникает необходимость в разовых инвестициях. Для начинающих бизнесменом, которые стоят на пороге открытия своего бизнеса и испытывают недостаток основных фондов, лизинг выступает наиболее удобной формой кредитования. Не стоит также забывать о франчайзинге, который предоставляет возможность получить технологии для успешного видения дела.

Можно сказать, что в России лизин и могут стать важнейшим инструментом, который позволит создать благоприятную среду для успешного видения бизнеса.

Немало важным шагом на пути к усовершенствованию государственной поддержки бизнеса стала разработка Концепции поддержки и развития бизнеса в России. Этот документ отражает все возможные способы улучшения климата для открытия новых предприятий и включает в себя меры по урегулированию всех спорных вопросов и защищенности бизнеса.

Мировой опыт государственной поддержки бизнеса

По данным исследования в США на долю малого бизнеса приходится половина крупных изобретений, удельный вес успешных малых предпринимательств очень велик. Это обусловлено тем, что государство проводит правильную политику поддержки бизнеса. Вкладываются средства, стимулируются инновационные процессы. Проводятся государственные заказы на конкурсной основе, которые привлекают перспективных молодых бизнесменов, способных осуществить прорыв в сфере бизнеса. Создаётся инфраструктура, обеспечивающая продвижение инновационных проектов на всех стадиях процесса. Правовое законодательство практически исключило риски для предпринимателей и позволяет уверено себя чувствовать новичкам бизнеса.

В Германии, например, огромный акцент, сделан на систему льготного кредитования. Там кредиты под видение бизнеса выдаются в размере 500 тыс.евро на срок до 20 лет, специфика погашения которых, просто восхищает. Ставки процентов погашения установлены для каждого года отдельно, это повышает возможность своевременного возврата кредита. Также существует очень успешное государственное страхование займов, это позволяет существенно снизить риски для бизнеса. Льготное и прямое бюджетное финансирование занимают не последнюю роль. Оно касается наиболее важных и приоритетных проектов для поддержания конкретной отрасли и государственной экономики в целом.

В Японии, помимо всех вышеперечисленных мер государственного регулирования, особое значение имеют информационно-консультационные отделы, созданные государством в помощь бизнесменам. Это существенно снижает риски провала и помогает выбрать правильный путь развития бизнеса.

Развитие бизнеса является основополагающим фактором развития экономики государства в целом. Поэтому создание благоприятных условий должно быть одним из основных направлений деятельности государства. Термин «государственная поддержка» должен быть не просто словосочетанием, а комплексом действенных мероприятий по повышению престижа видения бизнеса в России. Государству необходимо выделять средства и ресурсы для помощи бизнесменам, укреплять законодательную базу, работать с банковской сферой и усовершенствовать правовое и налоговое законодательство.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, значение и задачи малых предприятий, особенности, преимущества и недостатки ее развития в России, государственные меры финансовой поддержки. Роль финансовой службы в современном бизнесе. Состояние ресурсов, анализ их динамики на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2015

    Сущность и критерии малого предпринимательства. Денежные фонды и резервы, принципы организации финансов и этапы жизненного цикла предприятия. Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Доходный потенциал местных бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Особенности формирования финансовых ресурсов предприятия. Оценка имущественного положения ООО "Техмашсервис", ликвидности баланса и финансовой устойчивости. Нормативная база поддержки малого предпринимательства и меры в области налогового регулирования.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Сущность и критерии малого предпринимательства, способы государственной поддержки. Организация финансов малого предприятия. Анализ финансовой устойчивости предприятия на примере баланса ООО "Бавария". Вертикальный и горизонтальный анализ отчетности.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2009

    дипломная работа , добавлен 01.12.2017

    Особенности функционирования финансовых субъектов хозяйствования без образования юридического лица. Система и формы государственной поддержки предпринимательства. Современное состояние малого предпринимательства. Проблемы и перспективы малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2010

    Преимущества и недостатки малого бизнеса в российской экономике. Упрощенная система налогообложения малых предприятий, методы их привлечения к выполнению государственного заказа. Формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

И индивидуальных предпринимателей.

К объектам малого бизнеса относят небольшие предприятия, магазины, организации. Их отличает наличие небольшого капитала и сравнительно небольшого оборота денежных средств. Как правило, такой бизнес имеет не более одного или двух собственников. Сюда также относят семейный бизнес. Такие предприятия не претендуют на занимание крупных позиций на рынке и обслуживание большой части клиентской базы конкретного сектора.

Примерами малого бизнеса являются магазины, небольшие заведения общественного питания (например, кафе), фотостудии, салоны красоты и так далее.

Высокая конкуренция при выходе небольшого предприятия на рынок зачастую становится серьезной проблемой для организации. Исключением являются предприятия, которые ведут инновационную деятельность, конкурентов у них нет или очень мало. В связи с потребностью конкуренции с крупными фирмами, им необходимы некоторые льготы и поддержка. Такую поддержку предоставляет государство, чтобы стимулировать развитие небольших предприятий.

Как побороть конкуренцию?

Чтобы конкурировать с другими, предприятиям приходится делать специальные предложения, акции, давать клиенту что-то новое, чтобы заманить его к себе.

Порой бывает очень трудно наладить систему от начала и до конца, так как много составляющих любой организации требует наличие какого-либо опыта.

Например, для предприятия производящего какую-либо продукцию довольно трудно занять свое место на рынке. Для этого необходимо убедить клиента приобрести именно его продукт, что порой является довольно сложным. Помимо того, чтобы убедить клиента, зачастую необходимо убедить и посредников. Не все магазины сразу соглашаются приобретать для реализации новый продукт, так как не знают, понравится ли он клиентам.

Для решения этих проблем организациям приходится делать специальные условия для клиентов, чтобы хоть как-то конкурировать с другими крупными предприятиями. Это могут быть как низкие цены (пусть и убыточные на начальном этапе), так и бесплатное предоставление услуг для пробы.

Такие организации имеют некоторые отличия с другими, более крупными структурами. Например, ограничивается количество работников для предприятия, имеющего форму малого. Если количество работников организации превышает 100 человек, это уже средние предприятия.

Реестр контроля

Для объектов малого предпринимательства также есть ограничение по максимальному уровню дохода. Эта цифра не должна превышать 800 млн. рублей с учетом всех налогов. Для ведения учета всех объектов малого предпринимательства существуют специальные механизмы. Таким механизмом выступает единый реестр субъектов малого бизнеса.

В этот реестр организация вносится после прохождения специальной процедуры регистрации. В реестре хранятся данные о наименовании организации, ее физическом расположении, ИНН, категория предприятия и другие сведения, необходимые для контроля деятельности организации.

Данный реестр помогает людям получить необходимую информацию о конкретном предприятии, чтобы уберечься от мошенников.

Кроме того, такие механизмы контроля объектов малого предпринимательства позволяют контролировать и пресекать мошенническую деятельность сомнительных организаций. Ведь внося организацию в реестр, учредитель берет на себя полную ответственность за ее деятельность и, в случае чего, сможет отвечать за правовые и экономические ее нарушения.

Поддержка малого предпринимательства

Существуют некоторые формы финансовой помощи для объектов малого предпринимательства. Кроме них существует ряд мер, как административных и правовых, так и финансовых. Так для малого бизнеса некоторые банки предлагают воспользоваться льготными условиями кредитования или других видов обслуживания.

Некоторые законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, имеют поправки и льготы для объектов малого предпринимательства. Такие действия стимулируют развитие малого бизнеса и помогают ему расти.

Таким образом, среди способов поддержки предпринимательства выделяют основные из них:

  • Государство формирует инфраструктуру для развития и поддержки предпринимательства.
  • Система для регистрации объектов предпринимательства упрощается. Кроме того, упрощается процесс лицензирования предприятий и сертификации их продукции.
  • Для поддержки малого бизнеса упрощаются требования к ведению бухгалтерии.
  • Сюда относят также организацию повышения квалификации сотрудников.
  • Льготные условия по кредитам для малого и среднего бизнеса.

Упрощения

Упрощение ведения бухгалтерии позволяет сэкономить на начальном этапе много времени и сил для малых предприятий. Также для объектов малого предпринимательства рекомендуется выбирать упрощенную систему налогообложения. Это позволит существенно упростить процесс ведения отчетности на начальном этапе развития бизнеса. Согласно требованиям упрощенной системы налогообложения, отчеты подаются раз в год. Это значит, что со времени начала деятельности организации до подачи следующего отчета можно успеть развиться и нанять специалиста для его составления и подачи.

Упрощение сертификации и получения разрешения на проведения деятельности также является очень важной формой поддержки организаций. Это позволит не тратить много времени на организацию начала рабочего процесса, а сразу приступать к деятельности.

Следующие способы поддержки являются особенно важными, это упрощенные условия обслуживания в банках. Такие услуги предлагают многие крупные банки.

Под этим подразумевается наличие некоторых льгот и более выгодных условий кредитования.

Если речь идет об обслуживании вкладчика (начисление зарплаты работникам, получения средств от клиентов), то такие счета также имеют льготные условия.

Например, на начальном этапе банк потребует оплаты своих услуг в меньшем размере.

Если речь идет о кредитовании, то возможны льготные процентные ставки, упрощенные условия и отсутствие всякого рода комиссий. Все зависит от самого банка, предоставляющего данные услуги.

Также к способам поддержки предпринимательства относят различные действия, направлены на улучшение квалификации кадров, предоставление информационной поддержки, улучшение систем налогообложения и их упрощения для объектов малого бизнеса.

Способы финансовой поддержки малого бизнеса

К способам финансовой поддержки малого бизнеса относят следующие формы:

  • Упрощение налогового регулирования. Для малого бизнеса порой очень остро стает вопрос о подаче налоговой отчетности и ведении бухгалтерского отчета. Это связанно с тем, что малые предприятия не всегда имеют достаточный штат или капитал для найма бухгалтеров. Общая система налогообложения требует подачи отчетности каждый месяц, что серьезно усложняет деятельность организации. При выборе упрощенной системы налогообложения, отчеты нужно подавать раз в год, что существенно упрощает деятельность организаций.
  • Улучшение законодательства и правовой сферы регулирования деятельности организаций малого бизнеса. Для получения разрешений на деятельность, лицензий и регистрации предприятия затрачивается много ресурсов. Упрощение данного процесса для объектов малого бизнеса позволяет существенно упростить им жизнь и позволяет быстрее приступить к своей деятельности.
  • Улучшения кредитных условий для таких предприятий. Правительство может поощрять банки за обслуживание малого бизнеса. В связи с этим, банки стимулируют объекты малого бизнеса обслуживаться именно у них, предлагая разные льготы и сниженные процентные ставки.

Поощрения

  • Разного рода действия, направленные на популяризацию и дачу стимула для произведения некоторых видов деятельности (в частности, инновационной). Проведение конкурсов и тендеров позволяет для предпринимателей заработать деньги и популярность, что стимулирует их работать в выбранном направлении и развивать свой бизнес. Финансирование некоторых сфер деятельности позволяет дополнительно популяризировать конкретные сферы деятельности таких организаций.
  • Гранты, премии и компенсации. Проведение государством конкурсов на приобретение конкретных услуг или товаров позволяет таким предпринимателям подать заявку и участвовать в сделке крупных масштабов, в случае предоставления услуг лучше, чем у конкурентов.

Еще одним способом предоставления поддержки для небольших предприятий являются разного рода выставки и ярмарки. Предоставив место для предпринимателя, он может получить неплохой поток клиентов и существенно ускорить развитие своего дела.

Вариантов и способов поддержки малого бизнеса есть очень много. От получения премий за инновационные разработки до более выгодных условий кредитования в банках. Все они направлены на популяризацию ведения бизнеса и стимулирование развития предприятий. Малый бизнес является очень важной частью коммерческой деятельности, и его ведение никак нельзя ущемлять. Для современного мира развитие малого бизнеса является важнейшим и приоритетным направлением.

Почему поддержка малого бизнеса важна?

Дело в том, что для небольших предприятий очень трудно конкурировать с большими компаниями. У них уже есть своя целевая аудитория, свои покупатели и репутация, благодаря чему их рынок развивается гораздо стремительнее. Под нагрузкой для небольших предприятий очень трудно удачно стартовать. Их продукты трудно вывести на рынок, особенно, если они не являются чем-то инновационным или новым.

При таких обстоятельствах, желающих для начала такого дела будет совсем мало.

Естественно, что такая ситуация не устроит ни самих предпринимателей, ни государство. Для этого и были применены разные способы привлечения предпринимателей для ведения малого бизнеса. Эта сфера всячески стимулируется, так как является очень важной для государства.

Их финансовая поддержка

Финансовая поддержка для небольших является очень важной. Именно благодаря ей они могут начать полноценно функционировать. В свою очередь, для поощрения этой деятельности государство должно применять меры для упрощения налогообложения этим организациям, помощи в получении лицензий и разрешений на работу.

Отдельную роль играют специальные условия обслуживания таких организаций в банках. Льготные кредиты и упрощенное обслуживание счетов малого бизнеса позволяет им вести свою деятельность и вообще существовать. Если бы поддержки у таких предприятий не было, их существование было бы более труднореализуемым.

Итог

Также следует упомянуть о разного рода фондах, созданных для поддержки бизнеса. В частности, к ним относятся фонды для финансирования инновационных изобретений и исследований. Сейчас существует очень много идей для научных исследований, однако далеко не все из них могут быть выполнены без должного финансирования. Данные фонды помогут воплотить идеи в жизнь и предоставят должное финансирование для исследований.

Есть также разного рода бизнес-инкубаторы, которые предназначены для обучения предпринимателей и предоставления им помощи по выведению своих продуктов или услуг на рынок. Такие организации также играют немаловажную роль в становлении малого бизнеса.