Александр первый внутренняя политика. Последние годы правления Александра I. Законы по крестьянам

Александр первый внутренняя политика. Последние годы правления Александра I. Законы по крестьянам
Александр первый внутренняя политика. Последние годы правления Александра I. Законы по крестьянам

Вступая на престол, этот царь заявил: «При мне все будет, как при бабушке» (то есть ). До уровня бабушки он как монарх не дотянул, но сходство правлений все же просматривается. Как и Екатерина, Александр 1 говорил много либеральных слов и делал много деспотических, крепостнических дел.

Внутренняя политика (наследник бабушки)

В начале своего правления Александр 1 много говорил о необходимости реформ в России. Но на каждое его нововведение находилась контрмера.

  1. Александр расширял права купцов и наделял их различными привилегиями – правом являться ко двору, носить классный чин, и др. Но одновременно он сразу же после вступления на престол возобновил действие жалованной грамоты дворянству 1785 года, превращавшей дворянство в привилегированный класс фактически без обязанностей.
  1. Царь неоднократно заявлял о желании расширить права крестьян и в 1803 году подписал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавших крестьянам по договоренности с помещиками выкупаться с землей. Но этим правом за 20 лет воспользовались… аж 47 тыс. человек (0,5% крестьянского населения), а после войны 1812 года в стране выросли военные поселения, представлявшие собой невиданный ранее уровень крестьянской несвободы.
  2. Царь приближал к себе либералов (таких, как Румянцев или ), но и Аракчеев, ставший символом солдафонского подавления любого инакомыслия, был близким к нему человеком.

Надо отдать должное царю – Александр 1 централизовал и упорядочил управление страной, создав в 1810 году Государственный совет (нечто вроде кабинета министров), аккумулирующий всю информацию по государству и вносивший предложения по решению имеющихся проблем. Он также был покровителем просвещения – в его правление были открыты такие учебные заведения, как Царскосельский лицей, харьковский и казанский университеты, а другие учебные заведения повысили свой класс и увеличили количество кафедр и факультетов. Из казны учебным заведениям оказывалась помощь, и даже финансировались поездки студентов и преподавателей за границу.

Внешняя политика (победитель Наполеона)

Из достижений внешней политики Александра более всего известен этот факт. Правда, успешной для Росси стала только вторая кампания против императора французов, а война 1805-1807 годов закончилась довольно унизительным Тильзитским миром. Но факт: внешняя политика Александра 1 была последовательней внутренней. Он проявил себя последовательным монархистом, желающим прироста своих владений, укрепления авторитета монаршей власти как таковой и своей собственной среди коллег в частности. Россия при нем приросла территориально, и ее международный авторитет вырос.

  1. Александр 1 вел успешные войны , Швецией (1808-1809), . Это не говоря об и последующем разгроме Франции.
  2. При нем к России были присоединены Финляндия, Бессарабия, Грузия, Абхазия, Дагестан, Закавказье. Лишь часть этих земель были присоединены военным путем; Грузия, к примеру, вошла в состав империи по международному договору.
  3. Александр I стал инициатором создания Священного союза – объединения монархий ради сохранения монархий и борьбы с революционными учениями. Россия потом долго играла роль своеобразного «флагмана контрреволюции».
  4. Император придавал большое значение внешней торговле. В частности, при нем важным торговым партнером России стала Англия.
  5. Александр не желал усиления в Европе германского влияния, и ему в некоторой степени удалось помешать ему, сталкивая во время

Александр I Павлович (1801 – 1825 гг.) - император и самодержец Всероссийский, протектор Мальтийского ордена, великий князь Финляндский, царь Польский, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, прозванный Благословенным, поскольку «без Божией милости и чудесной помощи Россия не могла бы преодолеть нашествия вторгшихся в неё полчищ Наполеона»

В дворянстве ширилось недовольство правлением императора Павла І. Возник заговор, во главе которого стоял петербургский военный губернатор генерал П. А. Пален. Он сумел убедить наследника престола Александра Павловича, что ему грозит участь царевича Алексея. Александр поверил этому тем охотнее, что отец давно был им недоволен, а в начале марта 1801 г. посадил сына под арест в его покоях. Царевич дал согласие на дворцовый переворот при условии, что отец останется жив. Пален поклялся в этом. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики ворвались в спальню Павла и потребовали, чтобы он подписал акт об отречении. Павел наотрез отказался. Началась резкая перепалка, и Павел, взмахнув рукой, задел одного из заговорщиков, крепко нетрезвого. Тотчас же произошла свалка, и Павел был убит. Слёзы брызнули из глаз Александра, когда он узнал, что отца убили. «Довольно ребячиться, — грубовато сказал Пален, — ступайте царствовать…»

Российская империя в 1-ой половине XIX в.

К началу XIX в. Российская империя занимала огромную территорию: от Белого моря на севере до Кавказа и Черного моря на юге, от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке. России принадлежала часть Северной Америки (Аляска). В первой половине XIX в. территория России еще более расширилась за счет присоединения Финляндии, части Польши, Бессарабии, Кавказа и Закавказья, Казахстана, Приамурья и Приморья (с 16 млн. до 18 млн кв. км) . Население возросло с 37 млн. до 74 млн. человек. На долю Сибири приходилось 3,1 млн. человек, Северного Кавказа – около 1 млн. человек. В состав России входили народы разных национальностей, стоявшие на различных ступенях общественного развития.

По уровню своего социально-экономического и политического развития Россия отставала от передовых западноевропейских стран. Главным препятствием на пути движения вперед было крепостничество. К средине XIX в. численность крестьян в России составило около 30 млн. человек. Из них около половины были государственными крестьянами. На Севере России и в Сибири большинство населения принадлежало к этой категории. Государственным крестьянам жили свободнее и имели больше земли. Крепостных крестьян насчитывало более 14 млн. человек. В Нечернозёмных губерниях Центральной России 2/3 населения было крепостными. В чернозёмной полосе помещикам принадлежало менее половины всех крестьян, а в Среднем Поволжье – около 1/3 . В Сибири крепостных было очень мало

В период углубляющегося разложения старых, крепостнических форм хозяйства самодержавие вынуждено было идти на некоторые уступки времени, проводить реформы, которые бы приспособили старые порядки к новым явлениям.

Внутренняя политика

Эпоха правления Александра I (1801–1825) характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике : либерального и консервативного. ( 1801 – 1812-14 гг.)

В начале царствования в его внутренней политике проявлялось стремление к умеренному либерализму .

  • Отмена деспотических распоряжений Павла І

2 апреля 1801 г. – указ об упразднении Тайной экспедиции – органа политического сыска

15 марта 1801 г. – указ о возвращении репрессированных Павлом І (12 тыс. человек)

Вдохновителем либеральных государственных реформ был М.М. Сперанский, сторонник идеи правового государства, ограничения самодержавия рамками законности. Сам Александр (воспитанный швейцарцем Лагарпом, республиканцем по убеждениям), окруженный друзьями молодости, так называемым Негласным комитетом (1801–1803), серьезно задумывался над правомерностью самодержавия и крепостного права.

1801 г. – создание Негласного комитета (П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей – друзья Александра І с юности. К деятельности комитета был привлечен С.С. Сперанский

8 сентября 1802 г. учреждение министерств (8 министерств) : министры единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность (Завершение процесса реорганизации петровской системы центрального управления)

1802 г. – создание Комитета министров. Появляется орган, координирующий деятельность министерств

8 сентября 1802 г. – указ, объявляющий Сенат «хранителем законов», высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией

1 января 1810 г. учреждение по предложению М.М. Сперанского Государственного совета (просуществовал до 1917 г.) – законосовещательного органа при императоре

  • Изменения в крестьянском законодательстве. Попытка решения крестьянского вопроса.

12 декабря 1801 г. – указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами (Начало буржуазного землевладения в России).

20 февраля 1803 г. – указ «о вольных хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп. (За время действия указа волю получили около 150 тыс. душ, или 0,5%.)

10 марта 1809 г. – указ, запрещающий помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян.

1804 – 1805 гг. – запрещение в Лифляндской и Эстлянлской губерниях продавать крестьян без земли. Повинности крестьян в пользу помещиков фиксировались, вводилось крестьянское самоуправление

  • Наиболее последовательными мерами были меры в области просвещения.

1803 г. – новое положение «Об устройстве учебных заведений»:

Единая система школ — 4 ступени:

— Приходские училища (при церкви) – 1 год

— Уездные училища (для горожан) – 2 года

— Губернские гимназии – 4 года

— Университеты (для дворян)

Открытие университетов:

1802 г. – в Дерпте (бывший Юрьев, ныне г. Тарту в Эстонии)

1803 г. – в Вильно (г. Вильнюс в Литве)

1804 г. – в Харькове и в Казани

1804 г. – открытие Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, преобразованного в 1819 г. – в университет

— 1804 г. – принятие университетского устава, закрепляющего автономии университетов, издание либерального по характеру цензурного устава

1805г. – создание привилегированного лицея: Демидовского в Ярославле

1811 г. – создание привилегированного лицея: Царскосельского

-1820 г. — Нежинский лицей князя А. А. Безбородко - высшее учебное заведение в городе Нежине, открытое в память канцлера Российской империи светлейшего князя А. А. Безбородко. Существовал под разными названиями в 1820-1875 годах. Впоследствии - Нежинский историко-филологический институт князя А. А. Безбородко, ныне - Нежинский государственный университет имени Н. В. Гоголя.

  • Осуществление конституционных идей

В 1808 г. М.М. Сперанскому было поручено подготовить общий проект государственных преобразований в России. Такой проект был подготовлен к концу 1809 г. В основе проекта лежала идея разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть передать Государственной Думе;

исполнительную - министерствам,

а судебную - Сенату.

На местах распорядительные функции должны осуществляться такими выборными органами, как губернская, окружная и волостная думы.

Во главе государства должен стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежало иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган из назначаемых монархом сановников. Через Государственный совет к монарху должны были поступать все дела от нижестоящих органов.

Деятельность М.М. Сперанского вызвала резкое недовольство реакционного дворянства, в качестве идеолога которого выступал придворный историограф Н.М. Карамзин. В представленной им царю «Записке о древней и новой России» он подверг проект Сперанского резкой критике. Из всех предложений Сперанского в 1810 г. был учрежден Государственный совет как совещательный орган при императоре, а также увеличено число министерств с 8 до 11 и уточнены их функции.

Ввиду угрозы войны с Наполеоном преобразования были приостановлены, а Сперанский из-за интриг консерваторов в 1812 г. был отправлен в ссылку.

Последствия реформ:

  • Реформы Александра І при всей их половинчатости способствовали модернизации страны
  • Созданные новые органы власти (Государственный совет, министерства) просуществовали до начала ХХ века
  • Мощный импульс получило образование

С 1815 г. во внешней политике Александра I усилилась консервативная тенденция : с его согласия австрийские войска подавили революции в Неаполе и Пьемонте, а французские - в Испании; он занял уклончивую позицию по отношению к Греческому восстанию 1821 г., которое рассматривал как выступление подданных против легитимного монарха (султана).

После окончания Наполеоновских войн многие в России ожидали перемен. Александр I понимал их необходимость. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить

1816 – 1819 гг. – указ об освобождении крестьян Эстляндской (1816 г.), Курляндской (1817 г.), Лифлянской (1819 г.) губерний от крепостной зависимости (без земли)

1818 г. проект генерала графа А.А. Аракчеева: покупка государством помещичьих земель и наделение крестьян землёй (по 2 десятины на душу). Для этой цели ежегодно надо отпускать 5 млн. рублей. По этому проекту освобождение крестьян могло растянуться на 200 лет. Министр финансов заявил, что денег в казне не найдётся на эти цели 5 млн. руб. ежегодно. Тогда был создан специальный комитет для разработки нового плана. В комитете был разработан проект, не требовавший от правительства никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределённый срок.

1819 г. – проект министра финансов и уделов Д.А. Гурьева: разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа

Александр I ознакомился с проектами, одобрил их и запер в своём письменном столе. Больше этот вопрос не обсуждался.

1822 г. – восстановление права помещиков отправлять крепостных крестьян «за дурные проступки» в Сибирь

Война 1812 г. и заграничные походы 1812-1815 гг. прервали активную внутриполитическую деятельность Александра I, но после заключения мира он начал с либеральных действий.

  • 27 ноября 1815 г. введение Конституции (наиболее либеральная в Европе) в Царстве Польском , входившим в состав Российской империи, учреждение выборного двухпалатного парламента (сейма) (Польша стала конституционной монархией)
  • 1818 г. поручение, данное Александром І Н.Н. Новосильцеву, подготовить проект конституции
  • 1821 г. проект конституции под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» подготовлен.

Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Общероссийское представительное собрание состояло из двух палат. Верхней палатой становился Сенат. Сенаторы назначались царём. Члены нижней палаты (Посольская палата) избирались местными собраниями и утверждались царём (один депутат из трёх кандидатов). Важное значение имело провозглашение в «Уставной грамоте» гарантий неприкосновенности личности, провозглашалась свобода слова

(Данный проект не был обнародован и введён в действие)

Однако европейские революции 1820 1821 гг. (Испания, Италия), волнения солдат и крестьян в России, после войны 1812 г. не получивших свободу, - все это обусловило поворот царя к реакционному курсу

Название этой эпохи - «аракчеевщина» - по имени А.А. Аракчеева - первого министра и любимца царя, организатора военных поселений.

  • 1810 – 1857 гг. – военные поселения – особая организация войск в России, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством. Созданы в Новгородской, Херсонской, Витебской, Подольской, Киевской губерниях, на Кавказе. Это способствовало снижению расходов на армию, создания резерва обученных войск. Однако жестокий режим и строгая регламентация привели к восстаниям (1819 г. – в Чугуеве, 1931 г. – в Новгороде)
  • Усиление влияние церкви и религии. 1817 г. – преобразования Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения (глава – обер-прокурор Синода А.Н. Голицын)
  • Гонения на просвещение и печать. 1819 г. – 11 профессоров Казанского университета за вольнодумство. Опала в Московском университете. Ужесточение цензуры
  • В 1822 г. последовал Указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.


Уже в день восшествия на престол молодой император объявил, что управлять государством он намерен согласно тем принципам, которые воспитала в нем покойная бабушка, . И в официальных бумагах, и в частных беседах он постоянно подчеркивал, что собирается заменить личный произвол во всех сферах государственной жизни на строгую законность, поскольку главным недостатком государственного порядка в империи считал самоуправство тех, кто находится у власти.

Исходя из этих намерений, с самого начала правления взял курс на либеральные реформы и разработку фундаментальных законов. Буквально в течение месяца царствования он разрешил всем, кого уволил его отец, вернуться на службу, снял запрет на ввоз многих товаров, в том числе тех, которые были запрещены жесткой цензурой - нот и книг, а также снова ввел дворянские выборы.

Реформа органов управления

С самого начала молодой император был окружен группой товарищей, которые по его просьбе помогали ему в проведении реформ. Это были В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский. На протяжении 1801 - 1803 гг. этот так называемый «Негласный комитет» разрабатывал проекты преобразований в государстве.

Начать было решено с центрального управления. С весны 1801 г. начал действовать постоянный «Непременный совет», чьей задачей было обсуждение постановлений и государственных дел. В него входили 12 сановников высшего ранга. Позднее, в 1810 г., его преобразовали в Государственный совет, а также пересмотрели структуру: в его составе выделили Общее собрание и четыре департамента - военный, законов, государственной экономии и гражданских и духовных дел. Главой Государственного совета был либо сам император, либо один из его членов, который назначался волей монарха. Совет был совещательным органом, задачей которого была централизация законодательных процедур, обеспечение юридических норм и недопущение противоречий в законах.

В феврале 1802 г. император подписал указ, который объявил Сенат верховным органом управления в России, в руках которого была сосредоточена административная, контролирующая и судебная власть. Однако в нем не были представлены первые сановники империи, и возможности непосредственно связываться с верховной властью у Сената не было, поэтому, даже принимая во внимание расширение полномочий, значение этого органа не возросло.

В начале 1802 г. Александр I провел министерскую реформу, согласно которой коллегии заменялись 8-ю министерствами, которые состояли из министра, его заместителя и канцелярии. Министр ведал делами своего министерства и подотчетен был лично императору. Для того чтобы организовать совместное обсуждение, был учрежден Комитет министров. В 1810 г. М.М.Сперанский подготовил манифест, согласно которому все государственные дела были разделены на 5 главных частей, а также провозглашались новые управления - министерство полиции и Главное управление духовных дел.

Подготовил также проект государственного управления, целью которого была модернизация и европеизация управления через введение буржуазных норм для того, чтобы укрепить самодержавие и сохранить сословный строй, однако высшие сановники не поддержали идеи преобразования. По настоянию императора, тем не менее, органы законодательной и исполнительной власти были реформированы.

Реформа образования


В 1803 г. императорским указом были провозглашены новые принципы системы образования в России: бессословность, бесплатность низших ступеней образования, а также преемственность учебных программ. Система образования находилась в ведении Главного управления училищ. За годы правления императора было основано 5 университетов, которым затем была предоставлена значительная самостоятельность. Также были созданы лицеи - средние учебные заведения.


Проекты решения крестьянского вопроса


Сразу же после восшествия на престол Александр I объявил о намерении прекратить раздачу государственных крестьян. В течение первых девяти лет своего правления он издал указы, разрешавшие государственным крестьянам покупать землю, а также запретившие помещикам ссылать крепостных в Сибирь. В голодные годы помещик был обязан снабжать своих крестьян едой.

С ухудшением экономического положения в государстве, однако, некоторые пункты законов о крестьянстве были пересмотрены: так, в 1810 - 11 гг. было продано более 10 000 казенных крестьян, а в 1822 помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь. Одновременно Аракчеев, Гурьев и Мордвинов разрабатывали проекты освобождения крестьян, которые так и не были реализованы.

Военные поселения


Первый опыт введения таких поселений был в 1810 - 12 гг., массовый же характер это явление приобрело в конце 1815 г. Целью создания военных поселений было освобождение населения от необходимости обеспечивать армию с помощью создания военно-земледельческое сословия, которое бы само себя содержало и комплектовало постоянную армию. Таким образом, предполагалось сохранить численность войск на уровне военного времени. Реформа была встречена в штыки и крестьянами, и казаками: они отреагировали многочисленными бунтами. Упразднены военные поселения были лишь в 1857г.

Итоги


Если в начале правления императора Александра его власть виделась реальной возможностью улучшить жизнь всех сословий империи, то уже к середине многие разочаровались в нем, почти во всеуслышание утверждая, что у правителя просто не хватает духа следовать тем либеральным принципам, о которых он так много и воодушевленно говорит. Многие исследователи склонны считать, что основной причиной неудач реформ Александра I была отнюдь не коррупция и склонность народа к консерватизму, а именно личные качества государя.

Исторический портрет Александра 1: Александр Павлович царствовал как император России с 23 марта 1801 года по 1 декабря 1825 года. Он был сыном императора Павла 1 и Софи Доротеи из Вюртемберга. Александр был первым русским королём Польши, царившим с 1815 по 1825 год, а также русским великим князем Финляндии. Его иногда называли Александром Блаженным.

Будучи сначала сторонником ограниченного либерализма, как видно из его одобрения польской конституции в 1815 году, с конца 1818 года, Александр резко поменял свои взгляды. Говорят, что революционный заговор с целью похищения его на пути к съезду в Экс-ла-Шапель, потрясли основы его либерализма. В Эксе, он впервые вошёл в тесный контакт с Меттернихом и с этого времени восходит влияние Меттерниха на ум русского императора и на Совет Европы.

Александр твёрдо верил, что он был избран Провидением, чтобы обеспечить мир в целом и европейских стран в частности. Во исполнение этой предполагаемой миссии он был не очень успешным, потому что его концепция национального счастья - и средства его получения значительно отличались от желаний остальных людей.

Он правил Россией в хаотический период наполеоновских войн. Как князь и император Александр часто использовал либеральную риторику, но продолжал абсолютистскую политику России на практике.

Внутренняя и внешняя политика

Внутренняя политика Александра 1 кратко: в первые годы своего правления он инициировал некоторые незначительные социальные реформы и крупные либеральные образовательные реформы, такие как строительство большего количества университетов. Коллегия была упразднена и заменена Государственным советом, который был создан для совершенствования законодательства. Были также внесены планы по созданию парламента и подписанию конституции.

Внешняя политика Александра 1 кратко: Во внешней политике он изменил позицию России по отношению к Франции четыре раза между 1804 и 1812 годами между нейтралитетом, оппозицией и союзом. В 1805 году он присоединился к Великобритании в войне третьей коалиции против , но после массового поражения в битве при Аустерлице он заключил с Наполеоном Тильзитский договор (1807), присоединился к Континентальной системе Наполеона и сражался в морской войне против Великобритании между 1807 и 1812 годами. Александр и Наполеон никогда не могли договориться, особенно о Польше и их альянс рухнул к 1810 году.

Величайший триумф царя произошёл в 1812 году, когда вторжение Наполеона в Россию оказалось полной катастрофой для французов. Он создал Священный союз для подавления революционных движений в Европе, которые он рассматривал как безнравственные угрозы законным христианским монархам. Александр помог австрийскому министру иностранных дел Клеменсу фон Меттерниху подавить все национальные и либеральные движения.

Во второй половине своего царствования он становился все более произвольным, реакционным, боится заговоров против него, тормозит многие предыдущие реформы. Он очищал школы от иностранных учителей, поскольку образование становилось более религиозно ориентированным, а также политически консервативным.

Основные направления внутренней политики

Сначала Православная Церковь мало влияла на жизнь Александра. Молодой царь был настроен реформировать неэффективные высоко централизованные системы управления, на которые Россия полагалась.

Правительственной реформой Александра I были отменены старые Коллегии, и на их месте были созданы новые министерства, возглавляющие министрами, ответственными перед Короной. Совет Министров под председательством императора занимался всеми межведомственными вопросами. Государственный совет был создан с целью совершенствования техники законодательства. Он должен был стать второй палатой представительного законодательного органа. Управляющий Сенат был реорганизован как Верховный Суд Империи. Кодификация законов, начатая в 1801 году, никогда не проводилась во время его правления.

Александр хотел решить ещё один важный вопрос в России - статус крепостных, хотя этого не было достигнуто до 1861 года (во время правления его племянника Александра II).

Крестьянский вопрос при Александре 1 решился следующим образом. В 1801 году он создал новую социальную категорию «свободного земледельца» для крестьян, добровольно освобождённых их хозяевами.

Когда началось царствование Александра , в России было три университета:

  • в Москве;
  • Вильне (Вильнюс).
  • Тарту.

Они были расширены, а кроме того были открыты ещё три университета:

  • в Санкт-Петербурге;
  • в Харькове;
  • Казани.

Были созданы или поощрены литературные и научные органы , Позднее Александр изгнал иностранных учёных.

После 1815 года были введены военные поселения (фермы, с работавшими солдатами и их семьями) с идеей сделать армию или её часть экономически самостоятельной и обеспечить её новобранцами.

Внешняя политика

К концу XVIII века Россия в отношении иностранных дел вступала в новую фазу своей истории. До сих пор она ограничивала свои усилия по расширению территории в Восточной Европе и в Азии, и стремилась к иностранным альянсам лишь в качестве временных средств для содействия достижению этой цели. Теперь она начала считать себя могущественным членом европейской семьи, и стремилась проявить преобладающее влияние во всех европейских вопросах.

Основное внимание императора уделялось не внутренней политике, а иностранным делам, в частности, Наполеону. Опасаясь экспансионистских амбиций Наполеона и роста французской власти, Александр присоединился к Великобритании и Австрии против Наполеона. Наполеон победил русских и австрийцев в Аустерлице в 1805 году.

Наполеоновские войны

Александр был вынужден заключить Тильзитский договор, подписанный в 1807 году, после чего стал союзником Наполеона. Россия потеряла небольшую территорию по договору, но Александр использовал свой союз с Наполеоном для дальнейшего расширения. Он вырвал Великое Герцогство Финляндии от Швеции в 1809 году и Бессарабию от Турции в 1812 году.

После битвы при Аустерлице (декабрь 1805) два императора не только примирились, но и согласились разделить мир между ними. Грандиозный проект сразу был смутно изложен в трёх формальных документах, к интенсивному удовлетворению обеих сторон, и с обеих сторон было много радости при заключении такого благоприятного альянса; но дипломатический медовый месяц не был длительным.

Наполеон, питал тайную надежду на то, что Александра можно было бы использовать в качестве послушного подчинённого в реализации его собственных планов. Александр вскоре стал подозревать, что его обманывают.

Его подозрения усилились враждебной критикой Тильзитской договорённости среди его собственных подданных и произвольным поведением его союзника, который продолжал агрессию в безрассудной манере, как если бы он был единственным хозяином Европы.

Были свергнуты правители:

  • Сардинии.
  • Неаполя.
  • Португалии.
  • Испании.

Папа был изгнан из Рима. Конфедерация Рейна была расширена до тех пор, пока Франция не получила опору на Балтийском море. Великое княжество Варшавское было реорганизовано и усилено, обещанная эвакуация Пруссии была отложена на неопределённый срок. Перемирие между Россией и Турцией было заключено французской дипломатией так, что российские войска должны были оставить дунайские княжества, которые Александр намеревался присоединить к своей империи.

В то же время Наполеон открыто угрожал сокрушить Австрию, и в 1809 году он осуществил свою угрозу, разгромив австрийские армии.

Русско-французский союз постепенно стал напряжённым. Наполеон беспокоился о намерениях России в стратегически важных проливах Босфор и Дарданеллы. В то же время Александр с подозрением смотрел на контролируемое французским государством польское государство. Требование о присоединении к континентальной блокаде Франции против Великобритании было серьёзным нарушением российской торговли, и в 1810 году Александр отказался от обязательства.

Вторжение

Россия оставалась единственной непокоренной державой на континенте, и было очевидно, что война с ней неизбежна и она началась в 1812 году наступлением наполеоновской армии на Россию и закончилось в 1815 году в битве при Ватерлоо.

В июне 1812 года Наполеон вторгся в Россию с армией в 600 000 человек, что вдвое превосходило русскую регулярную армию. Наполеон надеялся нанести серьёзное поражение россиянам и заставить Александра согласится на капитуляцию. Однако, во время войны русская армия нанесла Наполеону катастрофическое поражение.

В течение этих трёх лет Александр был главным антагонистом Наполеона, и во многом благодаря его мастерству и настойчивости союзники освободили Европу навсегда от наполеоновского господства. Когда французы отступили, русские преследовали их в Центральной и Западной Европе, дойдя до Парижа. Когда мир был окончательно заключён, Александр 1 получил доминирующее положение в европейской политике, которое было объектом его амбиций с момента начала его правления.

После того как союзники победили Наполеона, Александр стал известен как спаситель Европы, и он сыграл заметную роль в переделке карты Европы на Венском конгрессе в 1815 году. В том же году под влиянием религиозной мистики Александр инициировал создание Священного союза, свободное соглашение, обязывающее правителей вовлечённых стран - включая большую часть Европы - действовать в соответствии с христианскими принципами.

Более прагматично, в 1814 году Россия, Британия, Австрия и Пруссия сформировали Четырёхместный альянс. Союзники создали международную систему для сохранения территориального статус-кво и предотвращения возрождения экспансионистской Франции. Четырёхместный альянс, подтверждённый рядом международных конференций, обеспечил влияние России в Европе.

Во время войны с Наполеоном люди разных стран сражались, чтобы освободиться не только от ига Наполеона, но и от тирании их собственных правительств, тогда как Александр ожидал, что они останутся покорно под патриархальными институтами, которые навязывали их нации. Таким образом, несмотря на своё академическое сочувствие либеральным идеям, он стал вместе с Меттернихом, лидером политической стагнации, и охотно сотрудничал с реакционными властями против революционных движений в Германии, Италии и Испании.

В то же время Россия продолжила своё расширение. Венский конгресс создал Королевство Польское (русская Польша), которому Александр 1 предоставил конституцию. Таким образом, Александр I стал конституционным монархом Польши, оставаясь автократическим царём России . Он также был ограниченным монархом Финляндии, которая была аннексирована в 1809 году и получила автономный статус. В 1813 году Россия получила территорию в Бакинском районе Кавказа за счёт Персии. К началу девятнадцатого века империя также прочно обосновалась на Аляске.

1. Внутренняя политика в годы правления Александра 1.

В XIX столетие Россия официально вступила 1 января 1801 г. под знаменем императора Павла I. Страна готовилась к войне с Англией. На столичных улицах после 9 часов начинался комендантский час. Павел I издал указ об аресте 1043 матросов английских судов, задержанных в российских портах. Торговля замерла.

Дворянство не желало ни этой войны, ни этого царствования. После длительного периода екатерининских свобод - аресты, разжалования, ссылки. Привычно роскошную жизнь сменило время суровое и угрюмое, которое никак не скрашивали павловские плац-парады. При Павле I крестьянство получило некоторое послабление, солдаты были муштрованы, но обласканы, а аристократия более обложена налогами. За любую провинность дворянина могли ждать лишение титула и сибирская ссылка.

Для русской аристократии новый XIX век начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Император Павел 1 был убит. Последний дворцовый переворот в России свершился с ведома престолонаследников Александра и Константина. Во главе заговорщиков стояли санкт-петербургский генерал-губернатор Пален, князь Зубов и генерал Беннигсен. Они, пытаясь вернуть времена Екатерины II, ворвались в Михайловский замок и убили Павла I. Хотя царевичи и знали о заговоре и благословили его, но известие об убийстве отца повергло их в шок. Им казалось, что можно было добиться добровольного отречения Павла I, что к столь крайней мере, как убийство, заговорщики прибегли поспешно. Однако убийство, как один из основных вариантов, в планы заговора входило. И престолонаследники об этом знали. Ранним утром 12 марта граф Пален окликнул перепуганного Александра Павловича: “Ваше Величество, ступайте царствовать”. Так новый век для России начался с нового правления. На престол вступил Александр I (1801-1825). “Я никогда не буду в состоянии привыкнуть к идее царствовать деспотически”, - говорит он поначалу. Первые же дни правления ознаменовались крупными событиями в жизни страны. Были возвращены тысячи людей, сосланных при Павле I, тысячи были восстановлены в законных правах, немедленно были отменены телесные наказания для дворян, купцов и духовенства. Общество с восторгом приняло перемены, произошедшие по указу нового правителя.

Молодой император был сторонником преобразований во всех сферах общественной жизни, управлении, экономике, культуре. Руководствовался он при этом идеями Просвещения - принципами свободы, правового равенства и всеобщего образования. В то же время он был приверженцем постепенного разрешения социальных вопросов во избежание социальных потрясений. Особенно это касалось проблемы крепостного права, которое не только тормозило экономическое развитие России, но и компрометировало страну перед Западной Европой. Однако большинство дворян, будучи представителями господствующего слоя и опорой самодержавия, и слышать не хотели о добровольном ослаблении или уничтожении его привилегий. Поэтому правительство не могло в это время даже поставить вопрос об уничтожении крепостного права.

Под свое управление новый император взял страну, которая в первой половине XIX в. занимала огромную территорию в Восточной Европе, Азии и Северной Америке (Аляска). Ее размеры достигали 18 млн. кв. км, население составляло 74 млн. чел. Территория России была богата природными ресурсами: леса, реки, пашня, полезные ископаемые. Фактически существовало все необходимое для быстрого экономического развития.

Крепостническая система, сохраняемая в неприкосновенности, только сдерживала рост производительных сил и развитие капиталистических отношений.

Прежде всего это проявилось в торможении технического развития страны. В связи с мировым повышением потребности в продукции сельского хозяйства русские помещики увеличивали барскую запашку в ущерб крестьянскому землевладению. При таком экстенсивном увеличении производства по-прежнему применялся труд крепостных, так как он был дешевле новых машин. Интенсификация сельского хозяйства происходила в основном за счет усиления эксплуатации крепостных крестьян, что также обусловливало застой в производительных силах и низкую продуктивность. В тяжелой промышленности сохранялся труд посессионных крестьян. Это также объяснялось его дешевизной по сравнению с новой техникой. Применение принудительного труда приводило к застою производства. Крепостные работные люди не хотели приобретать необходимые навыки, нередко ломали и портили порученные им механизмы. В первой половине XIX в. Урал с его старыми посессионными и приписными мануфактурами на долгие годы утратил свое ведущее экономическое положение. В связи с этим Россия все больше отставала от развитых стран по выплавке чугуна (от Англии в 3,5 раза). Схожая ситуация наблюдалась и в других отраслях.

Объективные экономические причины требовали если не глобального, то поэтапного уничтожения крепостничества. Александр I в первые годы правления пошел по второму пути. В 1801 г. была разрешена покупка незаселенных земель лицами недворянского происхождения, в том числе свободными крестьянами. Тем самым была отменена монополия дворянства на землевладение и было положено начало постепенному уравниванию крестьян в правах с другими сословиями.

Отмена земельной монополии подтвердилась в 1803 г. в указе о “вольных хлебопашцах”, позволившем помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Этот указ явился наиболее крупной мерой в попытке решить крестьянский вопрос. Однако он мало повлиял на крепостническую систему, так как за первую половину XIX в. было освобождено лишь 1,5% крепостных крестьян.

В 1804 г. было издано “Положение о лифляндских крестьянах”, согласно которому запрещалась их продажа без земли, фиксировались повинности, крестьяне получили право торговых сделок со своими земельными наделами. Этот указ затем был распространен на Эстляндию. В 1816-1819 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике: крестьяне получили личные права, включая право собственности на личное имущество. Однако вся земля при этом осталась у помещиков.

Капитализация экономики, т. е. эффективное мануфактурное и фабричное производство, возможно только с применением вольнонаемного труда. Наемными рабочими становились жители городов, государственные крестьяне и оброчные крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. Применение вольнонаемного труда (особенно в легкой промышленности) постепенно возрастало и увеличилось в первой половине XIX в. в 14 раз. Однако сохранение крепостного права тормозило формирование рынка свободной рабочей силы, необходимого для роста производства. Оно обусловливало нехватку наемных рабочих, так как потенциальные рабочие из крестьян не имели права свободного передвижения. Кроме того, на предприятиях с наемным трудом значительную часть составлял труд оброчных крестьян. Это делало наемную рабочую силу в России очень дорогой, так как в зарплату обязательно включался оброк.

Сохранение крепостного права тормозило и рыночное развитие страны, поскольку и в поместьях, и у государственных крестьян преобладало натуральное хозяйство. К тому же крепостные крестьяне не могли что-нибудь купить или продать от своего имени, так как не имели гражданских прав и сами считались собственностью. Развитие рынка сдерживала низкая покупательная способность населения, нищенское существование его значительной части. Основными покупателями могли быть только дворянство, купечество и часть горожан. Развитие буржуазных отношений тормозила и общинная система, препятствовавшая воспитанию у крестьян собственнической психологии. Сдерживалось социальное расслоение и в целом обуржуазивание крестьянства.

Вместе с тем в России продолжали развиваться начавшиеся во второй половине XVIII в. объективные процессы, ведущие к становлению капитализма (разложение натурального хозяйства, развитие капиталистической промышленности и товарно-денежных отношений). Новые условия требовали новых реформ. Проекты радикальных реформ (“Уставов”) были связаны с именем М.М. Сперанского, государственного деятеля, которому в 1807-1812 гг. Александр поручил подготовить план реформирования страны.

Сперанский подготовил постановления о свободном въезде в Россию и выезде из нее, о разрешении ввоза в страну книг и музыкальных нот, об уничтожении тайной экспедиции, разрешении частных типографий, образовании медицинского дела, реформе почт. В план общей политической реформы Сперанский внес предложения о введении политического законодательства, законов, определяющих права собственности, финансово-кредитного, судебного, налогового и других законодательств.

Александр I был сторонником “просвещенного абсолютизма” и стремился реформировать государство, сохранив при этом самодержавие, что стало причиной половинчатости и непоследовательности его реформ.

В 1802 г. была проведена министерская реформа, подготовленная Негласным комитетом, сложившимся из числа молодых друзей императора. На месте коллегий, существовавших еще со времен Петра I и не оправдавших себя из-за круговой поруки и безответственности, возникшей в результате коллегиального принципа руководства, были образованы новые органы центральной исполнительной власти - министерства. Министерства структурировались на основании принципа единоначалия и возглавлялись министрами. Из глав министерств образовывался Комитет министров, которым руководил непосредственно император. Александр I пытался окружить себя опытными и популярными в стране людьми. Так, первым в истории России министром юстиции стал замечательный русский поэт и государственный деятель генерал-прокурор Г.Р. Державин. Но в этой должности он, державшийся “сильно справедливости”, прослужил один год. Вскоре выяснилось, что государь к нему охладел. “Ты очень ревностно служишь”,- объяснил царь Державину причину отставки.

Министерская реформа способствовала централизации власти и бюрократизации управления. При этом, однако, павловский стиль - управление через двух-трех доверенных лиц - господствовал и при Александре I, несмотря на существование Комитета министров. Сначала управление велось через триумвират молодых друзей, или “деятелей”, как тогда именовали в столичных салонах Чарторыйского, Новосильцева и Строганова, затем в 1807-1812 гг. по гражданской части через Сперанского, по военной - через Аракчеева, а после Отечественной войны 1812 г. - все без исключения через Аракчеева.

В 1807-1812 гг. Александр поручил подготовить план реформы органов государственного управления автору общей концепции реформирования России - М.М. Сперанскому. Последний, исходя в своих проектах из одобряемой императором идеи разделения властей, предложил создать избираемый населением центральный законосовещательный орган - Государственную Думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, высшую судебную - в Сенате при сохранении за императором контрольно-исполнительных функций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, законосовещательный орган, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.

Осуществлена была лишь часть проектов Сперанского. 1 января 1810 г. начал работу Государственный совет - высший законосовещательный орган при царе. Государственный совет был назначаемым органом, который состоял из министров и других высших сановников. В 1811 г. было увеличено количество министерств, улучшена их работа, разделены функции и полномочия. Однако планы более радикальных преобразований встретили ожесточенное сопротивление дворянства. Особенно ярко это проявилось после того, как Сперанский ввел пошлину на ввозимые в Россию предметы роскоши, уменьшил штаты министерств, утвердил экзамены на чиновников и обложил налогом дворянские имения. Простить это Сперанскому власть имущие не могли, да и царь к тому времени очень переменился. Под давлением общественного мнения (доносы на Сперанского сыпались регулярно) Александр I отказался от продолжения реформ. Сперанский был сослан.

Вторая половина царствования Александра I (с 1815 по 1825 г.) ознаменовалась наступлением реакции, главным проводником которой стал любимец царя А.А. Аракчеев, занимавший важнейшие посты в государственном аппарате и стоявший на реакционных позициях. Аракчеев был еще сподвижником Павла I с гатчинского периода, т.е. до начала царствования Павла Петровича, но головокружительную политическую карьеру сделал при Александре Павловиче, став фигурой № 2 в стране.

Наиболее уродливым проявлением новой политики (“аракчеевщины”) было создание военных поселений, которые стали активно внедряться начиная с 1816 г. и имели целью формирование обученного резерва и снижение государственных расходов на содержание армии. В 1825 г. на военные поселения была переведена треть армии. Создавалось новое сословие - военных поселян, вынужденных совмещать военную службу и занятие сельским хозяйством. На территории военных поселений господствовали жестокий гнет и муштра. Вся жизнь крестьянина и его семьи была строго регламентирована. За малейшие нарушения полагались тяжелые телесные наказания. Все это вызывало сопротивление крестьян, которых поддерживала передовая часть общества.

Реформы в области образования . (Если достаточно времени). До начала XIX в. в России не было единой системы образования. Для поступления на военную или гражданскую службу требовалось дворянское происхождение, а не специальная подготовка. Но в условиях постепенного втягивания России в мировую торговлю, а затем начавшегося промышленного переворота потребность в специалистах становилась все более острой. Поэтому одной из важнейших реформ XIX в. была реформа образования.

Главной целью реформы во время царствования Александра I было обновление и расширение учебных программ с целью создания преемственной системы обучения во всех видах учебных заведений. В 1803 г. по "Положению об устройстве учебных заведений" было создано в Европейской России 6 учебных округов во главе с попечителями и 4 разряда учебных заведений - приходские и уездные училища (начальная школа), гимназии в губернских городах (средняя школа), университеты (высшая школа). Тем самым создавалась единая система образования. В 1804 г. университеты получили автономию (право выбора ректора и деканов, самостоятельного решения организационных вопросов). В добавление к существовавшим университетам были открыты новые. Появились закрытые специальные учебные заведения для дворян - Царскосельский, Ярославский, Нежинский лицеи.

Самым известным стал Царскосельский лицей. 12 августа 1810 г. Александр I подписал проект М. Сперанского о создании в двадцати верстах от столицы этого закрытого учебного заведения. 19 октября следующего года за парты лицея сели тридцать двенадцатилетних мальчишек. Они могли считаться и школярами и студентами одновременно, т.к. по окончании лицея уже не надо было учиться в каком-либо ином учебном заведении. Те, кто в этот знаменательный для дальнейшей истории России день сели за парты, в дальнейшем станут блестящими дипломатами и офицерами, мореплавателями и литераторами, крупными чиновниками и декабристами. Такие имена, как А. Горчаков, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Ф. Матюшкин, И. Пущин, оставили славный след в истории российского государства. В этом же классе учился и будущий величайший поэт России А. Пушкин.