Внешняя политика. Раздел II. Российская империя в XVIII –XIX веках

Внешняя политика. Раздел II. Российская империя в XVIII –XIX веках
Внешняя политика. Раздел II. Российская империя в XVIII –XIX веках

?
– создание военного флота; реорганизация армии,
органов государственного управления; экспансия на
Восток;
реформа
церковного
управления;
европеизация культуры.
?
– подражал Петру I; провел секуляризацию земли;
создание Государственного банка; указ о свободной
внешней
торговле;
«Манифест
о
вольности

службу.
?

укрепление
самодержавия,
усиление

унификация управления.
?
– закон о престолонаследии; ослабление позиций
дворянства; улучшение положения крестьян; усиление
цензуры.

приверженцем либерализма.

Петр I – создание военного флота; реорганизация
армии,
органов
государственного
управления;
экспансия на Восток; реформа церковного управления;
европеизация культуры.
Петр III – подражал Петру I; провел секуляризацию
земли; создание Государственного банка; указ о
свободной внешней торговле; «Манифест о вольности
дворянства» - получали право вообще не выходить на
службу.
Екатерина II – укрепление самодержавия, усиление
бюрократического аппарата, централизация страны и
унификация управления.
Павел I – закон о престолонаследии; ослабление
позиций дворянства; улучшение положения крестьян;
усиление цензуры.
Александр воспитывался при дворе своей бабки и был
приверженцем либерализма.

Император Александр I: генеалогическое древо

Императрица
Екатерина II
(1762 – 1796)
Император Петр III
(1761 – 1762)
Император Павел I
(1796 – 1801)
Александр
Императрица
Мария Федоровна
Константин
Николай
Михаил

Важнейшие реформаторские предложения Негласного комитета:

Амнистия; реформа органов
государственной власти, реформа
народного просвещения; решение
крестьянского вопроса: разрешение
крестьянам и мещанам покупать
ненаселенные земли, «закон о вольных
хлебопашцах».

Либерализм – течение, объединяющее
сторонников
парламентского
строя,
гражданских свобод (выбора веры, свободы
слова, собраний, объединений и т. д.) и
свободы предпринимательства.
Манифест – торжественное письменное
обращение верховной власти к населению.
Амнистия

частичное
или
полное
освобождение от судебного наказания,
производимое верховной властью.

Высшие органы
государственного управления после 1802 г.
Сенат – превращен в высший судебный орган,
контролировал
деятельность
местных
властей.
Комитет министров – обсуждал общие
вопросы управления страной, был учрежден
при Александре.
Министерства – органы государственного
управления вместо коллегий.

Ф. Лагарп – либерал, воспитатель Александра; мог
помочь ему с разработкой реформ по отмене
крепостного права и введению конституции.
П. А. Строганов – друг Александра,
предложил проект Негласного комитета.
именно
он
Н. Н. Новосильцев – член Негласного комитета,
разработал проект «Уставной грамоты Российской
империи» - первой конституции России.
А. А. Чарторыйский – глава министерства иностранных
дел; мог дать советы по либерализации империи.
В. П. Кочубей – дипломат, государственный деятель;
активно участвовал в обсуждении крестьянского
вопроса.

13.09.2018 г.
Император Александр I:
начало правления.
Реформы М. М. Сперанского.

План:
1. Император Александр I.
2. Негласный комитет.
3. Реформа управления.
4. Реформа образования.
5. Политика в отношении крестьян.
6. .

Д/З:
П. 2 повторить; знать факты и
термины

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Карьера Михаила Сперанского
в 1797 – 1808 гг.:
1797 г. – чиновник канцелярии
генерал-прокурора Сената.
1803 – 1807 гг. – директор
одного из департаментов
министерства внутренних дел.
Михаил Михайлович
Сперанский
(1772 – 1839)
с 1807 г. – статс-секретарь
императора.
с 1808 г. – заместитель
министра юстиции.


М. М. Сперанского:
Император
Государственный совет –
законосовещательный
орган при императоре
Судебная власть
Законодательная власть
Сенат
Государственная дума:
Глава – канцлер,
назначаемый императором,
задача Госдумы –
обсуждение законопроектов
Губернские думы
Четырёхступенчатые выборы
Окружные думы
Волостные думы
Исполнительная
власть
Министерства

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского:
Предполагалось также установить деление общества на три
сословия:
Дворянство
«Среднее
«Народ рабочий»:
состояние»:
крепостные
(с сохранением
купцы, мещане,
крестьяне,
особых прав)
государственные
домашние слуги,
крестьяне
рабочие
Политические права предоставлялись только «свободным» (первым
двум) сословиям.
Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди
них было положение о том, что «никто не может быть наказан без
судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и
капитала перейти во второе сословие.
Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и
недвижимым имуществом (то есть представители первых двух

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского
Какие положения проекта
реформ М. М. Сперанского вы
считаете главными?
Затрагивали ли проекты
Сперанского основы
феодально-самодержавного
строя?
Михаил Михайлович
Сперанский
(1772 – 1839)
Нет, не затрагивали. Только в
будущем Сперанский видел
конечную цель реформ в
ограничении самодержавной
власти царя и ликвидации
крепостного права.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его
следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений
в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее
«безобидной» части реформы.
1 января 1810 г. – образование Государственного совета:
- Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете;
- Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и саму
необходимость их принятия;
- Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их
исполнению;
- Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по
распределению государственных доходов и расходов.
Таким образом, установлена чёткая процедура подготовки и
принятия законов. Но решения Госсовета не имеют обязательной
силы для императора при утверждении законов, Госсовет – не
законодательный, а законосовещательный орган при императоре.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «Уложения
Правительствующего сената».
Исходя из идеи разделения властей, он предлагал
разделить Сенат на Правительствующий (ведающий
вопросами местного управления) и Судебный (высший
судебный орган, контролирующий все судебные
учреждения страны).
Этот проект не был осуществлен.
А что же было осуществлено из проектов
Михаила Михайловича Сперанского?

Организация государственной власти по проекту
М. М. Сперанского:
Император
Государственный совет –
законосовещательный орган
при императоре
Судебная власть
Законодательная власть
Исполнительная власть
Сенат
Государственная дума:
Глава – канцлер, назначаемый
императором,
задача Госдумы – обсуждение
законопроектов
Министерства
Губернские думы
Четырёхступенчатые
выборы
Окружные думы
Волостные думы

Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.:

Император
Генерал-прокурор
Председатель
Председатель
Правительствующий
Сенат
Комитет
министров
Государственный
совет
Оберпрокурор
Святейший
Синод
Министры
Министерства
Был создан Государственный совет.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Почему проект Сперанского фактически не был
реализован?
Обратимся к историческому источнику:
С. 21
«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре
наступят новые порядки, которые перевернут вверх
дном весь существующий строй. Об этом уже говорили
открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая
опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных,
теряли голову при мысли, что конституция уничтожит
крепостное право и что дворянство должно будет
уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего
сословия было всеобъемлющим».
(Из воспоминаний попечителя Петербургского
учебного округа Д. П. Рунича).

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Высшие сановники, придворные, дворянство
воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь,
что подобные реформы подорвут основы государства.
Попытки Александра I предоставить гражданские права
крепостным также вызывали негодование крупного
дворянства.
Точку зрения консервативно
настроенных кругов общества
выразил
Николай Михайлович Карамзин
в своей
«Записке о древней и новой России».
Николай Михайлович
Карамзин (1766 – 1826),
историк, писатель

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
По этим причинам Александр I вынужден был прекратить
осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба
отца.
Император прекрасно понимал, что резкая критика
Сперанского, по существу, направлена в его собственный
адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его
симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел
ввести в России в угоду Наполеону.
Царь более не мог сдерживать волну критики и принял
решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь
сыграло намерение императора объединить общество
накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812
г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в
Пермь.
Как нам следует оценить деятельность Сперанского?

Историк В. А. Томсинов о деятельности
М. М. Сперанского:
«В историю России Сперанский вошёл в качестве
великого неудачника. И в самом деле, ни один из его
реформаторских замыслов не был осуществлён в
сколько-нибудь полной мере – большей части
созданных
им
проектов
государственных
преобразований суждено было остаться на бумаге, их
даже не пытались реализовать на практике. Но можно
ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно
бросил свою душу и талант в пучину политики?»
Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были
реализованы, его реформаторские поиски и планы
составили ту основу, на которой в дальнейшем
вырабатывались проекты преобразований.

Постановка важнейших вопросов:
Кратко охарактеризуйте положение стран Западной Европы и
России в начале XIX века в социальной, экономической,
политической сфере.
Какие задачи стояли перед Российским государством в начале
XIX века? Какие шаги необходимо было предпринять
российскому правительству для решения этих задач?
Как вы считаете, осознавали ли правящие круги России
необходимость проведения в стране реформ?
Почему они могли прийти к такому выводу?

Введение

Александр I (1777--1825) - российский император с 1801 г.

Многие историки трактовали личность Александра как слишком романтическую, неустойчивую, подверженную противоположным влияниям. Некоторые, напротив, считали, что у него есть своя система, свое направление, которому он неуклонно следует.

Преобразователь, мечтающий о реформах вплоть до создания в России парламента, просветитель, открывающий новые университеты, гимназии и училища, соперник военного гения (Наполеона), уничтоживший его темную деятельность, ведущий неутомимо войну, не для покорения, а для освобождения народов - вот тот образ Александра I, названного благословенным, который встает перед нами.

Целью курсовой работы является изучение дипломатии Александра I.

В работе представлены такие задачи, как:

  • - дать характеристику Александра I как исторического лица;
  • - выявить особенности дипломатии монарха;
  • - определить влияние преобразований императора на ход истории.

Россия на рубеже XVIII-XIX веков

Общая характеристика Российской империи на рубеже XVIII--XIX вв.

Рубеж XVIII--XIX вв. -- период, когда Российская империя достигла естественных географических границ на Европейском континенте, включая в себя не только значительную часть Азии, но и территории в Северной Америке -- русскую Аляску. Но еще не определилось стремление преодолеть хребты Кавказа, а также утвердиться в Средней Азии. Более чем когда-либо ранее она оказалась вовлеченной в европейские дела, существенно влияя на решение проблем большой политики, на поддержание баланса сил на континенте.

Это время, когда шло к закату "осьмнадцатое столетие" -- век Просвещения. Идеи его зримо отразились в истории европейских монархий и, преобразившись в принципы политики "просвещенного абсолютизма" в Центральной и Восточной Европе, способствовали крушению монархии во Франции. Последнее событие нарушило столь ревностно охранявшееся весь век европейское равновесие.

Это эпоха, когда постепенно складывалось понимание того, что легитимная власть обязана основываться на законе, что именно в этом состоит ее главный видовой признак, а не только и не столько в освященном помазании на царство. Но одновременно происходила милитаризация власти, практически повсеместно, особенно же в Пруссии и России (со времени Павла I).

Наивная вера философов-просветителей во всемогущество разума, в изначальное равенство людей и естественные права личности реализовалась в политической практике конца XVIII в. казнью легитимного короля Людовика XVI и жуткими реалиями якобинского террора. Последнее немало способствовало излечению просвещенного европейца от идеальных мечтаний о равенстве и братстве. Но, эмигрировав из революционной Франции в самодержавную Россию, он с ужасом замечал, сколь широко распространены идеи рационалистической философии и просветительские убеждения в светских домах Петербурга, в среде дворянской молодежи. И аналогии с аристократическими салонами предреволюционной Франции казались ему устрашающими.

Но удивляться этому не приходится. Весь XVIII в. Россия неуклонно перенимала и усваивала западные технологии, формы организации промышленности и государственной власти, систему образования и воспитания, культурно-бытовой уклад и европейские языки, новинки моды и модные идеи. Правда, разные поколения русского дворянства различно воспринимали чужую культуру. И отношение к Европе демонстрировали всякий раз иное.

Во время царствования Петра I русский дворянин ездил на запад (чаще всего не по своей воле) учиться навигации и кораблестроению, артиллерийскому делу и точным наукам -- вещам, необходимым для государственной службы. При Елизавете Петровне Европу посещали уже по собственному желанию и в основном затем, чтобы привезти домой новинки парижской моды и обретенный там же галантный политес. В царствование Екатерины освобожденное от обязательной службы дворянство, находясь под обаянием французского вольномыслия, -- благо все литературные новинки беспрепятственно попадали в Россию, -- поехало в Европу на поклон к философам.

Одновременно с Александром I в активную политическую жизнь вступали два-три поколения свободного от обязательной службы "непоротого" дворянства. Эта молодежь была воспитана и "французиками из Бордо", и образованными носителями идей Просвещения. А уже подрастали те из них, чьими наставниками стали отцы-иезуиты, появившиеся в России при Павле I после официального роспуска ордена и сумевшие убедить романтического русского императора в том, что они лучше, чем кто-то другой, способны воспитывать подрастающее поколение в консервативном, верноподданническом духе. Иезуиты принесли с собой не только экзальтированное религиозное чувство, но и сложившуюся систему воспитания и обучения, ориентированную на мобилизацию интеллектуальных возможностей воспитанников и на формирование деловых навыков и деятельностных жизненных установок. Поэтому они явились далеко не худшими воспитателями дворянской молодежи, если, конечно, не учитывать ревностной пропаганды католицизма. Среди будущих декабристов, кстати, многие прошли школу отцов-иезуитов.

Слайд 1

8 класс
Россия на рубеже XVIII-XIX веков
урок-повторение

Слайд 2

Почему на рубеже 18-19 вв. в Российской империи вновь стали необходимы реформы во всех областях общественной жизни?

Слайд 3

План
1.Территория России на рубеже XVIII-XIX веков. 2.Население. Социальный строй. 3.Экономический строй. 4.Политический строй.

Слайд 4

Вспомнить:
Какие территории отошли к России в XVII-XVIII вв.?
На рубеже XVIII-XIX вв. Россия была крупнейшим государством мира.

Слайд 5

В XVII-XVIII вв. к России отошли: - Сибирь - побережье Балтики - Приазовье, - Левобережная и Правобережная Украина - Литва, - Белоруссия, - часть Польши, -Новороссия, -низовья Волги, - «Русская Америка», - Восточная Грузия.
Карта европейской части России в начале 19 в.

Слайд 6

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ – система управления государством.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ – состав общества, система отношений внутри общества.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ – организация производства и торговли в стране

Слайд 7

Население.
За 100 лет численность населения выросла с 15,5 млн.до 43,7 млн. человек. Плотность населения была крайне неравномерной: за Уралом проживало всего 3 млн.человек. На окраинах Европей-ской части плотность наcеления не превышала 1 человека на 1 кв. км.
Русский национальный костюм.

Слайд 8

РОССИЯ – многонациональное государство
РУССКИЕ
УКРАИНЦЫ
БЕЛОРУСЫ
ТАТАРЫ
БАШКИРЫ
ЧУВАШИ
МОРДВА
МАРИ
УДМУРТЫ
КАРЕЛЫ
ЭСТОНЦЫ
ЛАТЫШИ
ЛИТОВЦЫ
НЕМЦЫ
ЯКУТЫ
ЭВЕНЫ
БУРЯТЫ
ЧУКЧИ
НАНАЙЦЫ
ЮКАГИРЫ

Слайд 9

РОССИЯ – многоконфессиональное государство – государство, население которого исповедует различные религиозные учения
В России были представлены все мировые религии. Славяне(87%)населения исповедовали православие. В Прибалтике был распространён протестантизм, в Западных районах - католичество, в низовьях Волги и в Забайкалье - буддизм, у тюркоязычных народов - ислам. После присоединения Польши началось распространение иудаизма. За Уралом сохранялось язычество.

Слайд 10

Характерной чертой российского общества было сохранение разветвлённого сословного строя.
большая группа людей, обладающая правами и обязанностями, которые закреплены обычаями или законами и передаются по наследству.
ВСПОМНИТЬ: что такое сословие?
Сословие

Слайд 11

Основные сословия Российской империи
Вспомнить: какие сословия являются привилегированными, а какие непривилегированными?

Слайд 12

Сословия в начале XIX века
ДВОРЯНСТВО (личное, потомственное)
ДУХОВЕНСТВО (белое, черное)
КУПЕЧЕСТВО (1 и 2 гильдии)
КРЕСТЬЯНСТВО
МЕЩАНСТВО
КАЗАЧЕСТВО
КУПЕЧЕСТВО (3 гильдии)
привилегированные
непривилегированные

Слайд 13

Экономический строй.
«Сельское хозяйство находится на той же ступени развития, на которой было в прошлом столетии». Продолжали существовать феодально-крепостнические порядки. Что это значит?
ОСНОВНАЯ ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ – СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Слайд 14

1.Развитие мануфактур, увеличение доли наёмного труда, появление «капиталистых» крестьян, рост городского населения.
2.Феодальные порядки тормозили развитие экономики (крестьяне боялись вкладывать деньги в промышленность)
3.Незаинтересованность крестьян в результатах труда привела к росту барщины (до 7 дней в неделю) и оброка.
4.Расслоение крестьян и разорение их хозяйств.
Факты, свидетельствующие о кризисе феодально-крепостнической системы:

Слайд 15

Политический строй.
К началу 19 в. Россия оставалась самодержавной монархией. Какое государство называют самодержавной (абсолютной) монархией?
САМОДЕРЖАВНАЯ МОНАРХИЯ – государство, в котором правителю принадлежит неограничен-ная верховная власть.
Павел I

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Административное деление

Слайд 19

ПОВТОРИМ!
1.Что значит: Россия – многонациональное государство? 2. Что значит: Россия – многоконфессиональное государство? 3. На какие сословия делилось население России? 4. На какие две группы делились сословия? В чем разница между ними? 5. Объяснить понятие феодально-крепостнический строй. 6. Какой была Россия в политическом отношении? 7. Кто был российским императором? Доказать, что он был самодержцем.

Слайд 20

Почему на рубеже 18-19 веков в Российской империи вновь стали необходимы реформы во всех областях общественной жизни?

Слайд 21

Задание на дом:
Учебник, стр. 5-6. Выучить понятия в тетради. Доп.материал: о детстве и юности Александра I.

Слайд 22

Кто в России относился к привилегированному сословию?
1. Мещане 2. Купцы третьей гильдии 3. Дворяне 4. Государственные крестьяне

Слайд 23

Кто в России относился к непривилегированному сословию?
1.священники 2.гвардейцы 3.мещане 4.дворяне

Слайд 24

О чём говорило деление населения России на сословия?
1. О большой численности населения; 2. О развитии капиталистических отношений; 3. О сохранении феодальных пережитков; 4. О существовании в стране сословно-представительной монархии.

Слайд 25

О чём свидетельствовало преобладание в составе населения Российской империи в начале XIX века крестьянства?
1. В сельском хозяйстве отсутствовали феодальные пережитки; 2. Россия оставалась аграрной страной; 3. В России был высокий уровень рождаемости населения; 4. Территория располагалась в зоне, удобной для земледелия.

Слайд 26

О чём свидетельствовало развитие в России в начале XIX в. мануфактурной промышленности, использующей наёмный труд?
1. О господстве феодального строя; 2. О начале промышленного переворота; 3. О победе капиталистических отношений; 4. О разложении феодально-крепостнической системы.

Цели урока: охарактеризовать территорию и население Российской империи, ее экономическое развитие и политическое устройство. Показать отличия в развитии нашей страны с развитием западных стран. Определить роль уральского региона в исторических событиях данного периода.

Оборудование урока.

1. Ноутбуки.

2. Атласы “Россия в начале XIX века”.

3. Карта “Россия в начале XIX века”.

4. Портрет Павла I.

5. Кроссворды “Российская империя в начале XIX века”.

6. Телевизор и видеопроектор.

План урока.

1. Территория и население.

2. Политическое устройство.

3. Сословный строй.

4. Транспорт. Торговля. Промышленность.

Ход урока

На прошлых уроках мы с вами изучали, как развивались различные страны мира в XIX веке. Давайте вспомним, историю каких стран мы изучали? (Учащиеся отвечают)

Мы говорили о том, что в западных странах бурно развивались капиталистические отношения. Давайте вспомним, что такое капитализм? (Учащиеся отвечают)

Молодцы, многое вспомнили. Прежде, чем перейти к изучению новой темы, я должна вас предупредить о том, что в конце урока вы будете выполнять самостоятельную работу. Поэтому, слушайте внимательно, запоминайте и записывайте.

Сегодня мы с вами начинаем изучать историю России в XIX веке. Мы узнаем, как развивалась наша страна, какой она была, кто проживал на ее территории, так же хорошо развивались наша экономика, как в западных странах, каких удивительных писателей, поэтов, художников. Ученых родила наша страна в XIX веке. Какие войны вел наш народ, какие реформы происходили. Все это мы будем изучать на протяжении всего второго полугодия. А сегодня мы познакомимся с тем, какую территории занимала Россия, какие народы ее населяли, каково было политическое устройство, хозяйство. Тема нашего урока – “Российская империя на рубеже XYIII – XIX веков”. (Учащиеся записывают тему урока в тетради).

1. В XIX веке наша страна называлась Российская империя. К началу XIX века территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. От северного Ледовитого океана до Каспийского моря и среднеазиатских пустынь. Н этом пространстве проживало 40 млн. человек. Давайте проследим и покажем эту территорию в атласах. (Учащиеся по атласу показывают территорию России)

Столицей Российской империи был город Санкт-Петербург. (Показывают в атласах)

Россия всегда была многонациональной страной. Бок о бок жили разные народы, связанные между собой общей исторической судьбой. (Задание учащимся: назвать народы, проживавшие на территории России. Сегодня что-то изменилось?)

В религиозном отношении Россия тоже была неоднородна. Около 87% населения придерживалось православной веры. Значительная группа народов (татары, башкиры, некоторые народы Кавказа) придерживались ислама. Калмыки, буряты исповедовали буддизм. Значительная часть северных и сибирских народов (чукчи, эскимосы, эвенки) сохраняла языческие верования.

2. Сейчас мы поговорим о политическом устройстве Российской империи. Записываем в тетрадях подзаголовок: Политическое устройство. Я вам буду рассказывать, а вы запишите в тетрадях схему политического устройства.

(На доске: Политическое устройство. Учащиеся делают запись в тетрадях).

По своему политическому устройству Российская империя была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть. В начале XIX века на троне нашей страны сидел император Павел I. Его портреты есть у каждого из вас на партах.

Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. От произвола чиновников, от их бюрократии страдали все слои населения, которые полностью были подчинены воле царя и чиновников.

(По ходу рассказа рисуем схему:

император

чиновники

Власть царя никто не ограничивал. Он делал все, что хотел, не спрашивая разрешения. Не было такого закона, которому император обязан был подчиняться.

(Вопрос: вспомните, какое политическое устройство было в западных странах?

Какова была схема власти?)

А я сейчас приглашаю сюда его императорское величество императора Павла I.

(Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением).

Спасибо, Ваше императорское величество. Присаживайтесь. А мы подведем итоги. Итак, закон о престолонаследии. Кому и как передавался трон в Российской империи?

(Учащиеся отвечают).

3. Каков же был сословный строй Российской империи в начале XIX века? Какие же слои населения существовали в нашем обществе и какие ступеньки они занимали? Кто по положению был выше, а кто – ниже? Я вам представляю таблички с названиями сословий. Кто попробует у доски расположить эти таблички в правильном порядке?

(Таблички расположить следующим образом:

Не забудьте записать схему сословного строя в тетради, пока я вам рассказываю о представителях этих сословий.

Главенствующим, самым богатым и образованным сословием было дворянство. Закон закреплял за ними ряд привилегий, важнейшим из которых было право владеть крепостными крестьянами. Имения, населенные “крепостными душами”, были главным источником дворянских доходов. Сами дворяне нигде не работали, жили в свое удовольствие, устраивали балы, рауты. Дворянский титул передавался по наследству.

Что же такое духовенство? Это священнослужители. Они стояли на одной социальной лестнице с дворянством, имели столько же прав, сколько и дворяне. Подробнее об этом сословии мы будем говорить на отдельном уроке.

Кто такие купцы? Это торговцы. Они занимались внешней, внутренней, мелкой городской торговлей. Они имели меньше прав, чем дворянство, но имели и ряд привилегий перед мещанами и крестьянами. Например, купцы не платили подати государству.

Мещане – это непривилегированное сословие. В основном, это городское население: ремесленники, наемные работники, мелкие торговцы. Мещане были обложены высокой податью, они должны были поставлять рекрутов в армию, подвергались телесным наказаниям.

Самым многочисленным сословием было крестьянство. Оно составляло более 80% всего населения страны. Почти все крестьяне были крепостными, т.е. зависимыми. Помещики могли крестьянина женить по своей воле, продать, подарить, проиграть в карты. Крестьяне платили государству все подати, которые только существовали, из них набирали рекрутов в армию, они подвергались телесным наказаниям. Это было самое бесправное сословие.

Особым сословием было казачество. Казачьи войска создавались для охраны границ государства. Казаки были вольными людьми. Возглавлял казачье войско атаман. Атаманом считался наследник императорского престола. Казаки отличались своеобразным бытом, традициями, языком. Они были гостеприимны, трудолюбивы, набожны, почтительны к старшим. Рассказывают, как одна донская казачка побила за безнравственный поступок своего сына, успевшего дослужиться до генерала. “Помилуйте, матушка! Вспомните, что я генерал!” - вскричал провинившийся. “Не генерала бью, а сына”, - ответила старая казачка.

Таков был сословный строй в Российской империи в начале XIX века.

4. Сейчас мы переходим к следующему пункту плана. Мы с вами поговорим о том, как развивалась торговля, транспорт и промышленность в нашей стране в начале XIX века.

В первой половине XIX века основной поток грузов внутри страны перевозился по рекам. Корабли перевозили хлеб, лес, пеньку, железо. В южных губерниях, где не было большого количества рек и озер, как на севере, грузы перевозились в обозах по грунтовым дорогам. Весной и осенью дороги размывало дождями и они становились непроходимыми. Лишь в середине XIX века началось строительство шоссейных дорог. И лишь в 1851 году в России открылось движение на железной дороге, связывавшей Петербург и Москву. Скажите, кто-нибудь из вас знает изобретателя первого в России паровоза? Где он был изобретен?

(Учащиеся отвечают. Запись в тетрадях: виды транспорта: водный, сухопутный)

В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. Ежегодно на ярмарки стекалось множество товаров, отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока, вплоть до Китая. Здесь продавались и покупались различные товары: скот, шерсть, кожа, меха, ремесленные изделия, зерно, ткани, чай, сахар и многое другое. Ярмарки устраивались обычно 1–2 раза в год. Их было немного. Самыми большими и знаменитыми ярмарками были ярмарки в Нижнем Новгороде, в Ростове Великом, Макарьеве. На Урале тоже была своя ярмарка, находилась она в городе Ирбите.

(Учащиеся ищут в атласах названные города)

(Запись в тетрадях: виды торговли: ярмарки,…)

И все-таки на ярмарки вывозились далеко не все товарные излишки, производившиеся в России. У помещиков скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет.

Кроме ярмарок в городах работали лавки, где можно было купить различные товары ежедневно. Лавки были специализированными. Существовали лавки мясные, мануфактурные, бакалейные и другие. (Продолжение записи: лавки,…)

Была еще одна интересная группа мелких торговцев. Их называли коробейники потому, что они носили на себе огромные короба, в которых находился различный мелкий товар. Это могли быть сувениры, ленты, табакерки, платки и многое другое. Коробейники ходили по улицам и предлагали свой товар всем прохожим. Для того, чтобы вы лучше смогли представить себе этих коробейников. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма “Гардемарины”. (Учащиеся смотрят фрагмент фильма)

(Продолжение записи в тетрадях: коробейники)

Промышленность в стране развивалась крайне плохо. Количество заводов и фабрик было незначительным. Попробуйте вспомнить, что такое фабрика, завод?

(Учащиеся отвечают)

В нашей стране в начале XIX века преобладали мануфактуры. Ответьте, что такое мануфактуры? (Учащиеся отвечают)

Итак, мы выяснили, что в России преобладал ручной немеханизированный труд. Паровые машины, способные заменить труд людей, почти не применялись. Почему это происходило? Да потому, что в Российской империи существовало крепостное право. Все крестьяне принадлежали своим помещикам или государству. Свободных рабочих рук не было. И, даже если какой-то предприниматель хотел и мог построить фабрику, поставить туда паровые машины, то работать на этих предприятиях было бы некому. Ведь нанять рабочего не представлялось возможным. Ни один помещик не отпустил бы своего крепостного, чтобы тот нанялся на завод и стал там работать за деньги. Помещику это было совсем не выгодно. А раз не развивалась промышленность, то не строились и города. Россия того времени была деревенской. Городов было очень мало.

Таким образом, делаем вывод: наличие крепостного права в России серьезно тормозило экономическое развитие, а в конечном итоге тормозило и развитие капитализма. Наша страна почти на двести лет отставала от стран Западной Европы и США.

Итак, мы сегодня с вами познакомились с тем, как развивалась наша страна в начале XIX века. Узнали о территории, населении, политическом и сословном строе, развитии торговли, транспорта и промышленности. И теперь пришло время выполнить самостоятельную работу, о которой я вам говорила в начале урока. Желающие могут выполнить работу на компьютерах, остальные я раздам кроссворды, которые нужно будет решить. Все, кто сегодня был внимателен на уроке, легко справиться с работой. На выполнение задания я отвожу 5–6 минут времени. Приступайте.

5. Рефлексия.

1. Что нового сегодня на уроке узнали?

2. Легко или нет воспринимался материал?

3. Было ли интересно?

4. Кто активнее всего работал на уроке? Какую отметку заслуживает?