Связь географии с другими науками о природе. О связи современной географии с другими науками

Связь географии с другими науками о природе. О связи современной географии с другими науками
Связь географии с другими науками о природе. О связи современной географии с другими науками

Не существует ни одной абсолютно изолированной от других знаний науки. Все они тесно переплетены друг с другом. И задача любого учителя или преподавателя - максимально раскрыть эти межпредметные взаимосвязи. В этой статье мы детально рассмотрим связи географии с другими науками.

Межнаучные связи - что это такое?

Межнаучные (или межпредметные) связи - это взаимосвязи между отдельными дисциплинами. В ходе учебного процесса они должны устанавливаться учителем (преподавателем) и учащимся. Выявление таких связей обеспечивает более глубокое усвоение знаний и способствует более эффективному их применению на практике. Поэтому учителю необходимо акцентировать особое внимание на этой проблеме при изучении любой науки.

Выявление межпредметных связей - это важный фактор построения содержательной и качественной системы образования. Ведь их осознание учеником позволяет ему более глубже познать объект и задачи конкретной науки.

Науки, изучающие природу

Система наук, изучающих природу, включает в себя физику, биологию, астрономию, экологию, географию и химию. Их еще называют естественными научными дисциплинами. Пожалуй, главное место среди них принадлежит физике (ведь даже сам термин переводится как "природа").

Взаимосвязь географии с другими науками, изучающими природу, очевидна, ведь у всех у них - общий объект исследования. Но почему же тогда его изучают разные дисциплины?

Все дело в том, что знание о природе очень многогранно, оно включает множество разных сторон и аспектов. И одна наука постигнуть его и описать просто не в состоянии. Именно поэтому исторически сформировалось несколько дисциплин, которые изучают разные процессы, объекты и явления, происходящие в окружающем нас мире.

География и другие науки

Интересно, что вплоть до XVII века наука о Земле была единой и целостной. Но со временем, по мере накопления новых знаний, объект её изучения все более усложнялся и дифференцировался. Вскоре от географии откололась биология, а затем и геология. Позже еще несколько наук о Земле стали самостоятельными. В это время на основе изучения различных компонентов географической оболочки формируются и укрепляются связи географии с другими науками.

Сегодня в структуре географической науки значится не менее пятидесяти различных дисциплин. Каждая из них отличается своими методами исследований. В целом география делится на два больших раздела:

  1. Физическая география.
  2. Социально-экономическая география.

Первая изучает природные процессы и объекты, вторая - явления, которые происходят в обществе и экономике. Зачастую связь между двумя узкими дисциплинами из разных разделов учения может и вовсе не прослеживаться.

С другой стороны, связи географии с другими науками очень тесные. Так, наиболее близкими и "родными" для нее являются:

  • физика;
  • биология;
  • экология;
  • математика (в частности, геометрия);
  • история;
  • экономика;
  • химия;
  • картография;
  • медицина;
  • социология;
  • демография и другие.

Причем на стыке географии с другими науками часто могут формироваться совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

Физика и география: связь между науками

Физика - это, по сути, и есть чистая Данный термин встречается в работах древнегреческого мыслителя Аристотеля, который жил еще в IV-III ст. до нашей эры. Именно поэтому связь географии с физикой очень тесная.

Сущность атмосферного давления, зарождение ветра или особенности формирования ледниковых форм рельефа - раскрыть все эти темы очень сложно, не прибегнув к знаниям, полученным на уроках физики. В некоторых школах даже практикуют проведение в которых органично сплетены физика и география.

Связь этих двух наук в рамках школьного образования помогает ученикам глубже познать учебный материал и конкретизировать свои знания. Кроме того, она может стать инструментом у школьников к "смежной" науке. Например, ученик, который ранее не очень ладил с физикой, может вдруг полюбить её на одном из уроков географии. В этом заключается еще один важнейший аспект и польза межпредметных связей.

Биология и география

Связь географии с биологией, пожалуй, наиболее очевидна. Обе науки изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы), а география - на абиотических её компонентах (горные породы, реки, озера, климат и т. п.). Но поскольку связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки априори связаны.

На стыке биологии и географии сформировалась абсолютно новая дисциплина - биогеография. Главный объект её изучения - биогеоценозы, в которых и взаимодействуют биотические и абиотические компоненты природной среды.

Эти две науки также объединяет вопрос В поисках правильного ответа на него географы и биологи консолидируют все свои усилия.

Экология и география

Эти две науки взаимосвязаны настолько тесно, что иногда предмет их исследования даже отождествляют. Решение любой экологической проблемы просто невозможно без обращения к аспектам географической науки.

Особенно прочной является связь экологии с физической географией. Она вылилась в формирование совершенно новой науки - геоэкологии. Впервые этот термин ввел Карл Тролль в 1930 годах. Это комплексная прикладная дисциплина, изучающая структуру, свойства и процессы, которые проходят в среде обитания человека, а также других живых организмов.

Одной из ключевых задач геоэкологии является поиск и разработка методов рационального природопользования, а также оценка перспектив устойчивого развития конкретных регионов или территорий.

Химия и география

Еще одна дисциплина из класса естественных наук, которая имеет довольно тесные связи с географией, - это химия. В особенности она взаимодействует с географией почв и почвоведением.

На основе этих связей возникли и развиваются новые научные отрасли. Это, в первую очередь, геохимия, гидрохимия, химия атмосферы и геохимия ландшафтов. Изучение некоторых тем географии просто невозможно без соответствующих знаний химии. Прежде всего речь идет о следующих вопросах:

  • распространение химических элементов в земной коре;
  • химическая структура почвы;
  • кислотность грунтов;
  • химический состав вод;
  • соленость океанической воды;
  • аэрозоли в атмосфере и их происхождение;
  • миграция веществ в литосфере и гидросфере.

Усвоение данного материала учащимися будет проходить более эффективно в условиях интегрированных уроков, на базе лабораторий или кабинетов химии.

Математика и география

Отношения между математикой и географией можно назвать очень близкими. Так, научить человека пользоваться географической картой или планом местности без элементарных математических знаний и навыков невозможно.

Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач. Это задания:

  • на определение расстояний по карте;
  • на определение масштаба;
  • на вычисление высоты горы по температурным градиентам или градиентам давления;
  • на расчеты по демографическим показателям и тому подобное.

Кроме этого, география в своих исследованиях очень часто использует математические методы: статистический, корреляционный, моделирования (в том числе компьютерного) и другие. Если же говорить о экономической географии, то математику и вовсе можно смело назвать её "сводной сестрой".

Картография и география

Связь этих двух научных дисциплин ни у кого не должна вызывать ни малейших сомнений. Ведь карта - это язык географии. Без картографии эта наука просто немыслима.

Существует даже особый метод исследований - картографический. Он заключается в получении нужной для ученого информации из различных карт. Таким образом, географическая карта из обычного продукта географии превращается в источник важных сведений. Данный метод исследований применяется во многих учениях: в биологии, истории, экономике, демографии и так далее.

История и география

"История есть география во времени, а география - это история в пространстве". Эту необычайно точную мысль выразил Жан-Жак Реклю.

История связана исключительно с общественной географией (социальной и экономической). Так, при изучении населения и экономики конкретной страны нельзя обойти стороной её историю. Таким образом, юный географ априори должен в общих чертах разбираться в исторических процессах, которые протекали на определенной территории.

В последнее время в среде ученых появляются идеи о полной интеграции этих двух дисциплин. А в некоторых вузах уже давно созданы смежные специальности "История и география".

Экономика и география

География и экономика также очень близки. По сути, результатом взаимодействия между этими двумя науками стало появление совершенно новой дисциплины под названием экономическая география.

Если для экономтеории ключевым является вопрос "что и для кого производить", то экономическую географию интересует прежде всего другое: как и где производятся те или иные блага? А еще данная наука пытается выяснить, почему производство того или иного продукта налажено именно в этой (конкретной) точке страны или региона.

Экономическая география зародилась еще в середине XVIII века. Её отцом можно считать величайшего ученого М. В. Ломоносова, который ввел в обиход этот термин в 1751 году. Вначале экономическая география носила чисто описательный характер. Потом в сферу её интересов вошли проблемы размещения производственных сил и урбанизации.

На сегодняшний день экономическая география включает в себя несколько отраслевых дисциплин. Это:

  • география промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • транспорта;
  • инфраструктуры;
  • туризма;
  • география сферы услуг.

В заключение...

Все науки связаны друг с другом в большей или меньшей степени. Связи географии с другими науками также довольно тесные. Особенно если речь идет о таких дисциплинах, как химия, биология, экономика или экология.

Одна из задач современного учителя - выявить и показать ученику межпредметные связи на конкретных примерах. Это крайне важное условие для построения качественной системы образования. Ведь от комплексности знания напрямую зависит эффективность его применения для решения практических задач.

Несмотря на то, что эпоха великих географических открытий осталась далеко позади, а дальние путешествия под парусом и восхождения на вершины превратились в спорт, географическая наука все еще активно развивается. Однако сегодня ее развитие тесно связано с другими науками, такими как геофизика, информатика, астрономия и политология.

Связь современной географии с другими науками

В XXI веке география утрачивает концептуальное единство, уступая место новым и все более разнообразным направлениям, уделяющим большое внимание взаимодействию человека и окружающей среды, регионализму и работе с большими массивами данных.

Таким образом, можно смело говорить об очевидной связи географии с социологией, информатикой, культурологией и политологией. Процесс все большей дифференциации является закономерным и наблюдается на протяжении всего становления и развития науки о Земле. Однако современная тенденция включает не только дифференциацию географии, но и интеграцию ее с другими науками.

Современные технические средства, такие как спутники, сейсмологические и метеорологические станции, поставляют ученым огромные массивы данных, которые нуждаются в обработке. И здесь на помощь географам приходит современный раздел информатики, специализирующийся на так называемых big data - больших данных.

и урбанистика

На стыке социологии, экономики и экономической географии возникает новое направление, получившее название урбанистики. Эта система знаний имеет своей целью построение наиболее комфортного для проживания городского пространства.

Для этой цели используется многолетний опыт накопленный исследователями в Европе и Америке. И такое городское строительство невозможно без адекватного понимания местных географических условий, что в очередной раз указывает на большое значение связи современной географии с другими науками. Например, делать велодорожки в городах, находящихся за полярным кругом, некоторые исследователи полагают нецелесообразным.

Также урбанистика была бы невозможна без точных данных об уровне экономического и социального развития города, региона и страны в целом. Связь современной географии с другими науками приобретает все большее значение из-за с усилившейся конкуренцией на международном рынке.

Но кроме местных жителей, качественная городская среда имеет значение и для туристов, так как все большее значение в мировой экономике приобретает туризм, на службе которого находится, кроме прочего, и рекреационная география, которая занимается изучением географических, климатических и культурологических особенностей региона, который нуждается в привлечении туристов.

География и экология

Наиболее очевидную связь современной географии с другими науками для 5 класса можно проиллюстрировать примером экологии и географии. Эти две науки постоянно соседствуют на современных научных конференциях.

Учитывая интенсивные изменения климата и все большее внимание, уделяемое мировой общественностью проблеме глобального потепления, не стоит удивляться, что география все чаще соприкасается с экологией, климатологией и социальными науками. Ведь связь современной географии в динамично изменяющемся мире имеет гуманитарное измерение.

Герграфия как система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные комплексы и их компоненты.

География

(от гео... и...графия), система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Система географических наук и их связь со смежными науками. Система географических наук сформировалась в ходе развития и дифференциации первоначально не расчленённой географии, которая была энциклопедическим сводом знаний о природе, населении и хозяйстве разных территорий. Процесс дифференциации привёл, с одной стороны, к специализации на изучении отдельных компонентов природной среды (рельеф, климат, почва и др.) или хозяйства (промышленность, сельское хозяйство и др.), а также населения, с другой стороны - к необходимости синтетического исследования территориальных сочетаний этих компонентов, т. е. природных и производственных комплексов.

В системе географии выделяются: а) естественные, или физико-географические, науки, к которым относятся физическая география в собственном смысле слова (включая общее землеведение, ландшафтоведение и палеогеографию), геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология, геокриология, география почв и биогеография, б) общественные географические науки - общая и региональная экономическая география, география отраслей хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), география населения, политическая география; в) картография, являющаяся технической наукой, но в то же время входящая в систему географических наук в силу исторических причин и общности основных целей и задач с др. географическими науками. Кроме того, к географии относятся: страноведение, задачей которого является объединение сведений о природе, населении и хозяйстве по отдельным странам и районам, и дисциплины в основном прикладного характера - медицинская география и военная география. Многие географические дисциплины одновременно в той или иной степени принадлежат к системам других наук (биологических, геологических, экономических и т.п.), поскольку резких граней между этими науками не существует.

При общности целей у каждой науки, входящей в географию, есть собственный объект исследования, который изучается различными методами, какие необходимы для глубокого и всестороннего его познания; у каждой есть свои общетеоретическая, региональная части и прикладные разделы. Иногда прикладные отрасли и разделы географических наук объединяют под названием прикладной географии, которая, однако, не образует самостоятельной науки.

Каждая географическая дисциплина в своих теоретических выводах опирается на материалы территориальных исследований, проводимых экспедиционными и стационарными методами и сопровождаемых картографированием. В качестве специфического способа систематизации географического материала и выявления закономерностей наряду с типологическим анализом большую роль играет районирование. Развитие работ по физико-географическому и экономическому районированию составляет одну из важных задач современной географии. Математические методы широко применяются в климатологии, океанологии, гидрологии и постепенно внедряются в другие географические науки. Для физической географии особое значение имеет использование данных и методов смежных отраслей естествознания - геологии, геофизики, геохимии, биологии и др. Экономическая география тесно связана как с физической географией, так и с общественными науками - политической экономией, демографией, экономикой промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социологией и др.

В сфере географических исследований лежат различные источники энергии и виды естественных ресурсов. Чем острее потребность в естественных ресурсах, тем большее народнохозяйственное значение приобретают географические исследования. География разрабатывает научные основы для всестороннего и рационального использования природных условий и ресурсов, развития производительных сил и планомерного размещения производства, а также для охраны, восстановления и преобразования природы.

Основные этапы развития географической мысли.

Первые географические сведения содержатся в древнейших письменных источниках, оставленных народами рабовладельческого Востока. Низкий уровень развития производительных сил и слабая связь между отдельными культурами 4-1-го тыс. до н. э. определяли ограниченность географического кругозора; истолкование природы было главным образом религиозно-мифологическим (мифы о сотворении мира, всемирном потопе и т.д.).

Первоначальные, ещё чисто умозрительные попытки естественнонаучного объяснения географических явлений (смены суши и моря, землетрясений, разливов Нила и пр.) принадлежат философам ионийской школы 6 в. до н. э. (Фалес, Анаксимандр). Одновременно в Древней Греции развитие мореплавания и торговли вызвало необходимость в описаниях суши и морских берегов. Гекатей Милетский составил описание всех известных в то время стран. Т. о., уже в науке 6 в. до н. э. наметились два самостоятельных географических направления: общеземлеведческое, или физико-географическое, существовавшее в рамках нерасчленённой ионийской науки и непосредственно связанное с натурфилософскими концепциями, и страноведческое, имевшее описательно-эмпирический характер. В эпоху "классической Греции" (5-4 вв. до н. э.) крупнейшим представителем первого направления был Аристотель (в его "Метеорологии" содержатся идеи взаимопроникновения земных оболочек и круговорота воды и воздуха), а второго - Геродот. К этому времени уже возникли идеи о шарообразности Земли и о пяти тепловых зонах. К эллинистическому периоду (3-2 вв. до н. э.) относится разработка учёными александрийской школы (Дикеарх, Эратосфен, Гиппарх) математической географии (определение размеров земного шара и положения пунктов на его поверхности, картографические проекции). Эратосфен попытался объединить все направления в одном труде под названием "География" (он же впервые довольно точно определил окружность земного шара).

Античная география получила своё завершение в 1-2 вв. н. э. в трудах Страбона и Птолемея. Первый представлял страноведческое направление. В "Географии" Страбона с её описательным характером и преобладанием номенклатурно-топографического, этнографического, политико-исторического материала видны черты будущей хорологической концепции, базирующейся исключительно на развёртывании явлений в пространстве. "Руководство по географии" Птолемея - это перечень пунктов с указанием их географических координат, которому предпосылается изложение способов построения картографических проекций, т. е. материал для составления карты Земли, в чём он и видел задачу географии.

Физико-географическое направление после Аристотеля и Эратосфена не получило заметного развития в античной науке. Последним его видным представителем является Посидоний (1 в. до н. э.).

Географические представления раннего европейского средневековья складывались из библейских догм и некоторых выводов античной науки, очищенных от всего "языческого" (в т. ч. от учения о шарообразности Земли). Согласно "Христианской топографии" Космы Индикоплова (6 в.), Земля имеет вид плоского прямоугольника, омываемого океаном, солнце ночью скрывается за горой, а все большие реки берут начало в раю и протекают под океаном. В странах феодального Востока наука в это время стояла на относительно более высоком уровне. Китайцы, арабы, персы и народы Средней Азии дали множество страноведческих сочинений (правда, в основном номенклатурного и историко-политического содержания); значительное развитие получили математическая география и составление карт. С середины 13 в. пространственный кругозор европейцев стал расширяться, но это мало повлияло на их географические воззрения.

В 15 в. итальянские гуманисты перевели труды некоторых античных географов, под влиянием которых (в особенности Птолемея) формировались представления эпохи, предшествовавшей Великим географическим открытиям. Географическая мысль постепенно освобождалась от церковных догм. Возродилась идея шарообразности Земли, а вместе с ней концепция Птолемея о близости западных берегов Европы и восточной окраины Азии, которая отвечала стремлению достичь морским путём Индии и Китая (социально-экономические предпосылки для осуществления этого стремления вполне созрели к концу 15 в.). После Великих географических открытий география выдвинулась на положение одной из важнейших отраслей знания. Она обеспечивала потребности молодого капитализма в подробных сведениях о разных странах, торговых путях, рынках, природных богатствах и выполняла главным образом справочные функции. В европейских государствах многократно издавались "География" Птолемея (с дополнениями) и различные "космографии". Научный уровень этих изданий невысок: новые сведения в них часто перемежались со старыми, большое внимание уделялось всяческим курьёзам и небылицам. Особой популярностью пользовались карты, а с конца 16 в. - атласы. Стали появляться и подробные описания отдельных стран с преимущественным вниманием к экономике и политике (среди них образцовое для своего времени "Описание Нидерландов" Л. Гвиччардини, 1567). В процессе географических открытий было установлено единство Мирового океана, опровергнуто представление о необитаемости жаркого пояса, обнаружены пояса постоянных ветров, морские течения, но природа материков оставалась мало изученной. В 16-17 вв. большие успехи делают механика и астрономия. Однако физика ещё не могла создать достаточных предпосылок для объяснения географических явлений. Общеземлеведческое направление в географии стало приобретать прикладной характер: оно было подчинено главным образом интересам навигации (Земля как планета, географические координаты, морские течения, приливы, ветры).

Крупнейшим географическим трудом, подводящим научные итоги периода Великих географических открытий, явилась "Geographia generalis¼" Б. Варениуса (1650), в которой рассмотрены основные особенности твёрдой земной поверхности, гидросферы и атмосферы. География, по Варениусу, - наука о "земноводном шаре", который, по его мнению, должен изучаться в целом и по частям.

2-я половина 17 в. и 1-я половина 18 в. выделяются главным образом успехами в картографировании Земли. Заметно возрос также интерес к изучению природных условий разных стран и усилилось стремление к объяснению природы Земли и её процессов (Г. Лейбниц в Германии, Ж. Бюффон во Франции, М. В. Ломоносов в России). Природа стала объектом монографического регионального исследования (например, "Описание земли Камчатки" С. П. Крашенинникова, 1756). Однако оригинальных общеземлеведческих обобщений почти не появлялось, а в популярных "космографиях" и учебниках по географии природе отводилось ничтожное место.

Крупный вклад в зарождавшуюся экономическую географию внесли М. В. Ломоносов и его предшественники И. К. Кирилов и В. Н. Татищев.

Следующий заметный рубеж в истории географии относится к 60-м гг. 18 в., когда началась организация больших естественнонаучных экспедиций (например, Академические экспедиции в России). Отдельные натуралисты (русский учёный П. С. Паллас, немецкий учёные Форстер, позднее А. Гумбольдт) ставят своей целью изучение взаимосвязей между явлениями. Вместе с тем усугубляется разрыв между географическими исследованиями путешественников-естествоиспытателей, основанными на строго научном анализе фактов, и географическими руководствами и учебниками, в которых давался набор не всегда достоверных сведений о государствах (политический строй, города, религия и пр.). Правда, известны первые попытки построить географическое описание по естественному территориальному делению (орографическое или гидрографическое, а в России - по трём широтным полосам - северной, средней и южной). В области физической географии конец 18 - начало 19 вв. не дали крупных обобщений. Лекции по физической географии немецкого философа И. Канта, опубликованные в 1801-02, вносят мало нового в познание географических закономерностей, но представляют идейную основу взгляда на географию как на хорологическую (пространственную) науку.

В 1-й половине 19 в. выдающиеся достижения естествознания позволили отказаться от натурфилософских догадок, объяснить основные процессы природы и свести их к естественным причинам. А. Гумбольдту ("Космос", 1845-62) принадлежит новая попытка синтезирования данных о природе Земли, накопленных наукой. Он поставил перед физической географией задачу исследовать общие законы и внутренние связи земных явлений (прежде всего - между живой и неживой природой). Но его синтез ещё не мог быть полным, он ограничивался главным образом фито-климатическими соотношениями. В это же время немецкий географ К. Рнттер развивал совершенно иной взгляд на географию. Его интересовала не объективно существующая природа, а лишь её влияние на человека, которое он трактовал в духе вульгарного географизма. Главный его труд, посвященный землеведению ("Die Erdkunde im Verhältnis zur Natur und zur Geschichte des Menschen¼", Bd 1-19, 1822-59), представляет своего рода инвентарную опись вещественного заполнения "земных пространств". География, по Гумбольдту и по Риттеру, - это в сущности две разные науки: первая - естественная дисциплина, вторая - гуманитарное страноведение. В трудах этих учёных лишний раз был подчёркнут двойственный характер географии, наметившийся ещё в античную эпоху. Наряду со стремлением использовать страноведение как вспомогательный материал для объяснения исторических процессов, своё первоначальное выражение получает и прикладная экономическая география в форме т. н. камеральной статистики. Это - собрание систематизированных (в государственноведческом порядке) сведений о населении, хозяйстве, административно-политическом устройстве территории, финансах, торговле, военном потенциале и т.п.

В России в 1-й половине 19 в. произошло чёткое размежевание между экономической географией ("статистикой") и физической, которая разрабатывалась физиками (Э. Х. Ленц и др.) и даже рассматривалась как часть физики. Начавшаяся бурная дифференциация естествознания (ещё в 18 в. возникает геология, позднее начинают формироваться климатология, фитогеография, океанография), казалось, лишала географию собственного предмета исследования. В действительности же этот процесс был необходимым условием для последующего перехода к географическому синтезу на новом уровне.

После Гумбольдта первые элементы синтеза встречаются у выдающихся русских путешественников-натуралистов 40-60-х гг. 19 в., в частности у А. Ф. Миддендорфа, Э. А. Эверсмана, И. Г. Борщова, Н. А. Северцова (последнему принадлежит опыт выделения "родов местности" - прообраза географического комплекса в его современном понимании). Что касается "статистики", то уже в дореформенной России она всё более отходит от традиционного государствоведения и приобретает географический характер благодаря широкому интересу передовой общественной мысли к различиям в экономике разных территорий и экономическому районированию.

В период перехода от эпохи свободной конкуренции к эпохе монополистического капитализма (с 70-х гг. 19 в.) резко возросла потребность капиталистического хозяйства в различных видах естественных ресурсов, что стимулировало развитие специализированных географических исследований (гидрологических, почвенных и др.) и способствовало обособлению отраслевых географических дисциплин. С другой стороны, сохранился разрыв между общей Г. (землеведением), имевшей естественно-научную направленность [например, труд Э. Реклю (Франция) "Земля", 1868-1869], и частной, или региональной, Г., где на передний план выдвигался человек (например, "Всемирная география" того же Э. Реклю, 1876-94). Некоторые географы (П. П. Семенов, Д. Н. Анучин, Г. Вагнер) признавали, что Г. уже не представляет собой единой науки. Всё же преобладало мнение, что Г. - наука естественная (О. Пешель, А. Кирхгоф, Ф. Рихтгофен в Германии; П. П. Семенов и др. в России; Р. Хинмен в США). В 1887 Г. Герланд попытался обосновать представление о Г. как самостоятельной естественной науке о Земле, но свёл её к геофизике. Однако уже в 1880-х гг. зарубежная география отходит от естественно-научной концепции. Немецкий географ Ф. Ратцель положил начало антропогеографическому направлению, идейными основами которого являются социальный дарвинизм и географический детерминизм; дальнейшее развитие этого учения увело многих географов в область реакционных социологических идей и лженаучной геополитики. Представители другого, хорологического направления, восходящего к Канту, старались обосновать самостоятельность географии, исходя из особого, пространственного подхода. Хорологический взгляд на географию наиболее подробно развил в начале 20 в. немецкий географ А. Гетнер. По его мысли, география охватывает и природные и общественные явления, но рассматривает их не по их собственным свойствам, а только как "предметное заполнение земных пространств"; она не должна изучать развитие предметов и явлений во времени, заниматься обобщениями и устанавливать законы, её интересуют лишь индивидуальные особенности отдельных мест, т. е., в конечном счёте, она сводится к страноведению.

Стремление ограничить сферу географии изучением региональных сочетаний предметов и явлений в рамках отдельных стран и местностей весьма характерно для начала 20 в. Французская географическая школа, основанная П. Видаль де ла Блашем, считала своей задачей описание "гармонического единства" природной среды и образа жизни человека в пределах отдельных местностей. Труды этой школы отличаются мастерством региональных характеристик, но в то же время для них показательны описательность и эмпиризм, пейзажный подход к природе и отсутствие глубокого анализа социально-экономических условий. Уже в 10-х гг. 20 в. французская школа приобрела односторонне гуманитарное направление ("география человека").

В России в конце 19 в. В. В. Докучаев, опираясь на разработанное им учение о почве и прогрессивные идеи русской биогеографии, положил начало комплексным физико-географическим исследованиям, задачи которых он тесно связывал с решением народно-хозяйственных проблем. Большой вклад в познание географических взаимосвязей внёс А. И. Воейков. Ему же принадлежат выдающиеся исследования в области воздействия человека на природу (в 60-х гг. 19 в. к этой проблеме привлек внимание американский учёный Дж. П. Марш).

В 1898 В. В. Докучаев высказал мысль о необходимости противопоставить "расплывающейся во все стороны географии" новую науку о соотношениях и взаимодействиях между всеми элементами живой и мёртвой природы. Введением к этой науке послужило его учение о зонах природы. В. В. Докучаев создал школу географов-натуралистов и практиков, которые как в теоретических, так и в прикладных исследованиях руководствовались идеей географического комплекса. Конкретизация этой идеи в начале 20 в. привела к формулировке понятия о ландшафте как природном территориальном единстве, составляющем основной объект географических исследований (Г. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов, Л. С. Берг, А. А. Борзов, Р. И. Аболин). Л. С. Берг в 1913 показал, что каждая природная (ландшафтная) зона слагается из ландшафтов определённого типа. В области общего землеведения работали А. Н. Краснов, П. И. Броунов, А. А. Крубер, однако им, как и их зарубежным коллегам, не удалось поднять эту отрасль географии на уровень самостоятельной научной теории; за ней в то время сохранялась функция учебного предмета.

Английскому географу Э. Дж. Гербертсону принадлежит первая схема природного районирования всей суши (1905), построенная главным образом с учётом широтных и долготных изменений климата, а также орографии и растительного покрова. В Германии З. Пассарге выдвинул в 1913 идею естественного ландшафта и разрабатывал её в последующие годы; он предложил классификацию ландшафтов и схему их морфологического расчленения, однако недооценил роль внутренних взаимосвязей между компонентами ландшафта и необходимость генетического подхода к изучению природных явлений.

Для состояния зарубежной географической мысли в период между двумя мировыми войнами характерно господство хорологической концепции (после А. Гетнера особенно настойчивым её защитником выступил американский учёный Р. Хартшорн в 1939) и всё больший отход от природы в сторону "культурно-географических" явлений. Школа "культурного ландшафта" (немецкий учёный О. Шлютер, американский учёный К. Зауэр и др.) сосредоточивала своё внимание на изучении внешних результатов деятельности человека на Земле (населённые пункты, жилища, дороги и т.п.). При этом некоторые географы подробно рассматривали антропогенность многих черт географической среды, однако при изучении результатов хозяйственной деятельности человека не учитывали объективные закономерности развития общества, поэтому отдельные экономико-географические экскурсы были недостаточно научны. В то же время в зарубежной географии усилился интерес к прикладным географическим исследованиям. Так, в некоторых районах США предпринимались полевые исследования земель для нужд сельского хозяйства и для целей районных планировок; однородные территориальные единицы (unit area) выделялись на основе аэроснимков путём картографирования отдельных природных элементов (крутизна склона, почва и др.) и хозяйственных типов земель и их механического наложения.

Развитие географии советского периода.

В Советской России внимание географов уже с 1918 было направлено на изучение естественных производительных сил. В 20-30-е годы АН СССР организовала большие комплексные экспедиции, имевшие важное значение для изучения производительных сил Советского Союза. Для исследования растительных ресурсов СССР и зарубежных стран немаловажную роль сыграли экспедиции Н. И. Вавилова.

Наряду с теоретической разработкой вопросов климатологии, гидрологии, геоморфологии, гляциологии, почвоведения, геоботаники, мерзлотоведения, палеогеографии быстро возрастал интерес к комплексным физико-географическим и экономико-географическим проблемам, в том числе районированию. С этим, в свою очередь, связаны исследования закономерностей территориальной физико-географической дифференциации (Л. И. Прасолов, С. С. Неуструев, Б. А. Келлер и др.). К 20-30-м гг. относятся и первые полевые ландшафтные съёмки и начало разработки ландшафтных карт (Б. Б. Полынов, И. В. Ларин, Р. И. Аболин). Большое теоретическое значение для физической Г. имело учение о биосфере, разработанное В. И. Вернадским (1926).

В 30-е гг. теоретическая разработка советской физической географии шла по двум направлениям - общеземлеведческому и ландшафтоведческому. Первое представлял А. А. Григорьев, который ввёл понятия о географической оболочке и физико-географическом процессе, а также настаивал на применении точных количественных методов в физической географии. Труды Л. С. Берга создали основу для учения о ландшафте, которое далее развивали М. А. Первухин, Л. Г. Раменский, С. В. Калесник.

Важной составной частью исследований по физической географии явились также труды Ю. М. Шокальского, Н. Н. Зубова и др. по изучению океанов и морей. Идейная борьба в этой науке в начале шла между т. н. отраслево-статистическим направлением, в котором ещё сохранялись традиции буржуазной школы, и марксистским (районным) направлением. Острая методологическая дискуссия, протекавшая в СССР на рубеже 20-30-х гг., закончилась победой марксистского направления, но вместе с тем показала, что противопоставление отраслевого направления районному неправомерно, поскольку и отраслевой и районный разрезы могут быть и буржуазными и марксистскими. Борьбу с буржуазными взглядами, а также с левацкими тенденциями, направленными на отрыв экономической Г. от физической, возглавил Н. Н. Баранский.

Практический опыт и теоретические дискуссии последующих десятилетий подтвердили факт объективно сложившегося разделения географии на две группы наук - естественную и общественную - и показали необоснованность попыток возродить т. н. единую географию. Наличие собственных задач у отдельных географических дисциплин не исключает, однако, существования комплексных межотраслевых географических проблем, таких, например, как проблема теплового и водного баланса земной поверхности и его преобразования, научное обоснование крупных региональных народнохозяйственных проектов, связанных с комплексным освоением естественных ресурсов, и др. Важные теоретические результаты, полученные в отраслевых географических дисциплинах, способствуют развитию синтетического подхода к изучению как природных, так и производственных территориальных комплексов, а также к познанию взаимоотношений между теми и другими.

Успехи в изучении радиационного и теплового баланса (М. И. Будыко), циркуляции воздушных масс (Б. П. Алисов, Е. С. Рубинштейн, С. П. Хромов и др.), влагооборота в атмосфере (О. А. Дроздов) и др. имеют значение не только для климатологии, но и для общей теории физической географии, в частности для разработки учения о географической зональности. Исследования планетарного круговорота влаги (Г. П. Калинин, М. И. Львович), теплообмена в системе атмосфера - суша - океаны (В. В. Шулейкин), многолетней изменчивости теплового режима, увлажнения, оледенения (Б. Л. Дзердзеевский, М. В. Тронов, А. В. Шнитников и др.) выходят за рамки отдельных географических наук (гидрологии, климатологии, океанологии, гляциологии) и вносят существенный вклад в познание структуры и динамики географической оболочки земного шара. Решение этой важнейшей физико-географической проблемы в большой степени связано также с синтетическими исследованиями рельефа суши (И. П. Герасимов, К. К. Марков, Ю. А. Мещеряков, И. С. Щукин, Б. А. Федорович), изучением океанического дна и береговой зоны морей и океанов (В. П. Зенкович, О. К. Леонтьев, Г. Б. Удинцев и др.). В исследованиях по генезису, классификации почв и их картографированию (И. П. Герасимов, В. А. Ковда, Н. Н. Розов и др.), по их водному режиму (А. А. Роде) и геохимии (М. А. Глазовекая) ярко проявляется географическое направление в почвоведении и тесная связь последнего с другими географическими дисциплинами. Проблема биологической продуктивности суши и Мирового океана также относится к географии; её решение предполагает анализ всесторонних взаимосвязей между биоценозами и их географической средой и в значительной мере опирается на успехи в познании географических закономерностей растительного покрова (Е. М. Лавренко, В. Б. Сочава, В. Н. Сукачев и др.) и животного населения суши (А. Г. Воронов, А. Н. Формозов и др.), так же как и органического мира океанов (В. Г. Богоров, Л. А. Зенкевич и др.). Комплексный характер проблем, стоящих перед современной географией, неизбежно ведёт к формированию новых, "пограничных" (в т. ч. прикладных) дисциплин, стоящих на стыке между географией и смежными науками, таких, как биогеоценология (В. Н. Сукачёв), геохимия ландшафта (Б. Б. Полынов, А. И. Перельман, М. А. Глазовская), медицинская география. (Е. Н. Павловский, А. А. Шошин и др.), и вызывает необходимость в применении новейших математических и др. методов для решения различных географических проблем.

Синтетический подход к исследованию природных явлений на Земле находит наиболее полное выражение в собственно физической географии как науке о природных географических комплексах (геосистемах). Одна из ветвей этой науки - общая физическая география (общее землеведение) - занимается исследованием общих закономерностей строения и развития географической оболочки в целом, включая присущие ей круговороты вещества и связанной с ним энергии, зональную и азональную структуру, поступательные и ритмические изменения и т.д. (А. А. Григорьев, С. В. Калесник, К. К. Марков и др.). Другая ветвь - ландшафтоведение - имеет дело с изучением территории дифференциации географической оболочки и закономерностей строения, развития и размещения географических комплексов разного порядка (зон, ландшафтов, фаций и т.д.); основные работы ведутся в области морфологии, динамики, систематики ландшафтов и физико-географического (ландшафтного) районирования (Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий, К. И. Геренчук, А. Г. Исаченко, С. В. Калесник, Ф. Н. Мильков, Н. И. Михайлов, В. С. Преображенский, Н. А. Солнцев, В. Б. Сочава и др.), а также в сфере прикладного ландшафтоведения (сельскохозяйственного, инженерного, медицинского и др.). Важное познавательное и практическое значение имеют региональные физико-географические монографии по СССР и зарубежным странам. Среди них - 15-томная серия "Природные условия и естественные ресурсы СССР" института географии АН СССР, работы Б. Ф. Добрынина, Э. М. Мурзаева, Е. Н. Лукашовой, М. П. Петрова, А. М. Рябчикова, Т. В. Власовой и др. по физической географии зарубежных стран.

Общественно-географические науки опираются на закономерности социально-экономических наук, с которыми тесно взаимодействуют. Так, география промышленности в целом и отдельных промышленных отраслей тесно связаны с экономикой промышленности и экономикой других отраслей. Большое значение приобрело использование экономико-географического анализа в практических работах по территориальному планированию. Наряду с разработкой общей теории экономической географии, и в частности вопросов формирования интегральных экономических районов (Н. Н. Баранский, П. М. Алампиев, В. Ф. Васютин, Л. Я. Зиман, Н. Н. Колосовский, А. М. Колотпевский, О. А. Константинов, В. В. Покшишевский, Ю. Г. Саушкин, Б. Н. Семевский, Я. Г. Фейгин и др.), советские географы вели научные исследования в районном и в отраслевом планах.

Региональные экономико-географические работы выразились, в частности, в создании обширной серии порайонных монографий-характеристик, выпускавшихся институтом географии АН СССР (И. В. Комар, Г. С. Невельштейн. М. И. Помус, С. Н. Рязанцев и др.). Из отраслевых исследований выделяются монографии по Г. промышленности (М. Б. Вольф, А. Е. Пробст, П. Н. Степанов, А. Т. Хрущев и др.), сельского хозяйства (А. Н. Ракитников и др.), транспорта (М. И. Галицкий, И. В. Никольский и др.). Проблемы Г. населения и городов разрабатывали Р. М. Кабо, С. А. Ковалев, Н. И. Ляликов, В. В. Покшишевский, В. Г. Давидович и др.

Возрастающие масштабы потребления естественных ресурсов и чрезвычайная актуальность проблемы повышения экономической эффективности их использования дали толчок исследованиям в области хозяйственной оценки природных условий и естественных ресурсов (И. В. Комар, Д. А. Минци др.). Это направление в науке формируется в особую отрасль, лежащую на стыке экономической географии с физико-географическими дисциплинами.

Одна из новых тенденций в развитии советской экономической географии выражается в стремлении применить математические методы (включая моделирование) к изучению производственных территориальных комплексов, расселения, межрайонных связей и т.д.

Важное место в советской экономической географии занимают исследования зарубежных стран (И. А. Витвер, А. С. Добров, Г. Д. Кулагин, С. Б. Лавров, И. М. Маергойз, К. М. Попов и др.); в качестве особого направления можно выделить изучение ресурсов развивающихся стран (В. В. Вольский, Ю. Д. Дмитревский, М. С. Розин).

География в своём развитии всегда была тесно связана с картографией. В пограничных областях между географическими науками и картографией образовались соответствующие ветви тематического картографирования - геоморфологическое, почвенное, ландшафтное, экономическое и т.д. Общая тенденция современного развития системы географических наук - создание комплекса из отдельных отраслей географии - нашла отражение и в картографии. Практически это выражается в создании за 60-е гг. 20 в. ряда крупных комплексных атласов (Физико-географический атлас мира, 1964; Атлас Антарктики, 1966; многочисленные атласы союзных и автономных республик, краев и областей), а также серий карт. В теоретических и методических исследованиях по картографии на передний план выдвигаются общие вопросы комплексного картографирования (К. А. Салищев), принципы и методы картографирования природы (И. П. Заруцкая, А. Г. Исаченко, В. Б. Сочава), населения и хозяйства (Н. Н. Баранский, А. И. Преображенский и др.).

Современная география всё более превращается в науку экспериментально-преобразовательного, или конструктивного, характера. Ей принадлежит важная роль в разработке крупнейшей общенаучной проблемы взаимоотношения природы и общества. Научно-техническая революция, вызвавшая резкое усиление воздействия человека на природные и производственные процессы, настоятельно требует взять это воздействие под строгий научный контроль, что означает прежде всего умение предвидеть поведение геосистем, а в конечном счёте - способность управлять ими на всех уровнях, начиная с локального (например, территории больших городов и их пригородов) и регионального (например, Западная Сибирь), кончая планетарным, т. е. географической оболочкой в целом. Эти цели определяют необходимость дальнейшей разработки теории природных и производственных территориальных комплексов и их взаимодействия с привлечением новейших достижений и методов математики, физики и других наук, как естественных, так и общественных, структурно-системного подхода и моделирования, наряду с картографическими и другими традиционными методами географии.

Состояние зарубежной географии.

Образование мировой социалистической системы после 2-й мировой войны 1939-45 открыло широкие перспективы перед географами социалистических стран, где география стала на путь решения комплексных проблем, имеющих непосредственное отношение к задачам социалистического строительства (физико-географическое и экономическое районирование, производственная оценка естественных ресурсов, создание комплексных национальных атласов и др.). В зарубежных социалистических странах появились ценные исследования, написанные с позиций марксизма, по актуальным экономико-географическим проблемам.

В развивающихся странах, в частности в Индии, Бразилии, Мексике, стали формироваться национальные географические школы, и деятельность географов нередко связывается с решением задач экономического развития.

В развитых капиталистических странах бурный рост городов, диспропорции в экономическом развитии отдельных районов, угроза истощения ряда естественных ресурсов, загрязнение природной среды отходами производства заставляют государственные органы и монополии вмешиваться в стихийные процессы экономического развития и использования земель. В США, Канаде, Великобритании, ФРГ, Японии и некоторых др. странах правительственные учреждения и частные фирмы привлекают географов для участия в научном обосновании градостроительных проектов, районных планировок, для изучения рынков и т.п. Географические исследования всё чаще приобретают прикладной характер, но эта тенденция нередко оказывается в противоречии с теоретической отсталостью географии. Во многих странах, особенно в США, продолжает господствовать хорологическая концепция. Её идеологи (Р. Хартшорн, П. Джеймс, Д. Уиглси и др.) отрицают наличие у географии собственного предмета исследования, считают деление на физическую географию и экономическую географию неприемлемым и вредным, не допускают возможности теоретических обобщений и прогнозов, исходя из признания уникальности каждой отдельной территории. Единство географии основывается якобы на региональном методе, но объективная реальность района отвергается, "район" трактуется как некое условное, субъективное понятие, как "интеллектуальная концепция", единственными критериями которой являются удобство и целесообразность. Эти взгляды разделяют также многие географы в Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии и др. странах. "Региональный синтез", который теоретически должен объединять природу и человека, на деле в лучшем случае ограничивается некоторыми социально-экономическими элементами. Многие считают, что концепция природного района уже устарела и не представляет ценности для географии (Э. Аккерман в США, Э. Жюйяр, Ж. Шабо во Франции и др.), и даже пытаются теоретически обосновать устарелость и ненужность физической географии вообще. Т. о., мнимое единство географии достигается за счёт отказа от её физико-географической части.

Представители т. н. теоретической географии (Э. Ульман, У. Бунге и др.) пришли к заключению, что распространение разных явлений (например, ледников и методов земледелия) может быть представлено в виде сходных математических моделей, и в этом усматривают основу "единства" географии. Пытаясь с помощью математических моделей решать вопросы размещения производства, они отвлекаются от способа производства и характера производственных отношений, превращая тем самым свои теории в абстрактную схему, оторванную от реальных социально-экономических условий.

Некоторые западногерманские, австрийские, швейцарские географы считают предметом географии "земную оболочку", или "геосферу" (Г. Бобек, Э. Винклер, Г. Кароль и др.), или же ландшафт (Э. Винклер. Э. Обет, К. Тролль), причём в обоих случаях предполагаются единства, охватывающие и природу, и человека с его культурой. Тем не менее ландшафт нередко практически исследуется исключительно как естественнонаучный объект (К. Тролль, И. Шмитхюзен, К. Паффен). В западноевропейском ландшафтоведении наметилось два главных направления исследований: а) экология ландшафта - изучение внутренних взаимосвязей преимущественно на уровне элементарных геосистем, соответствующих фациям и урочищам, и б) ландшафтное районирование.

В ряде капиталистических стран комплексные исследования природной среды осуществляются в чисто прикладных целях. Так, в Австралии с 1946 ведутся исследования неосвоенных земель, по своему характеру близкие к ландшафтной съёмке. Некоторые работы почвоведов и геоботаников (например, в США) по классификации земель до известной степени также приближаются к ландшафтным исследованиям. Лесоводы Канады и многих других стран руководствуются принципами учения об экосистемах и биогеоценозах, во многом совпадающими с основными положениями ландшафтоведения. Т. о., важнейшие категории современной географии (геосистема, ландшафт) на Западе изучаются преимущественно прикладными дисциплинами, имеющими на практике дело с реальными объектами, подлежащими географическому исследованию.

Русская Цивилизация

Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

До сих пор география воспринимается многими как наука, которая составляет карты земли и полезных ископаемых. Вот сидит в тиши кабинета, географ, который и город свой не покидал и глубокомысленно водит заскорузлым пальцем по глобусу, ища "белые пятна", а другой рукой поправляя разбитые очки-велосипед. Нет, география сейчас наука, которая все больше и больше становится симбиозом комплекса наук, которые изучают Землю, его недра, народонаселение, распределение производительных сил, ресурсов, оптимальное распределение экономик на поверхности Земли, климатические условия и их зависимость от расположения гор, океанов, ледников и так далее. Скажу больше, сейчас география замахнулась на космические просторы - географы уже изучают Луну и ближайшие планеты. И связь с другими науками у географии двусторонняя.
География и физика с техникой. Географам для изучения земной толщи необходимы современные сложные приборы. Она их получает от технарей-физиков. Представляя им результаты своей работы дает физикам возможность изучить новые явления и усовершенствовать эти приборы.
География и геология. Это географы, совместно с другими науками дают геологам наводку где какие полезные ископаемые следует искать. В ответ, получая результаты деятельности геологов уточняют свои технологии и инструменты. Геофизики изучают не только климат и причины изменения климата, но уже дают долгосрочные прогнозы и пытаются найти способы изменения климата. И делают они это в содружестве с физиками, химиками, геологами и представителями многих других наук. Совместно с биологами и палеобиологами они изучают изменение живого мира в динамике, в движении, пути миграции и причины, влияющие на изменение численности представителей живой природы. Вместе с энергетиками они изучают возможности внедрения альтернативных источников энергии, основанных на природных явлениях вроде приливов, ветров, термальных вод. Вместе с экономистами, историками и социологами экономику, ресурсы и способы их оптимального использования. Проводя аналогии с земной географией географы помогают астрономам составлять карты поверхности ближайших планет. Связей так много, что география стала одной из всеобъемлющих наук.
Ну что, похож современный географ на симпатичного маразматического Паганеля?
Нет, он на острие современной науки и его инструментом является не глобус, а самые современные приборы и технологии

География - древняя и вместе с тем вечно молодая наука. В ней сочетаются романтика дальних странствий и научный подход к проблемам взаимодействия природы и человека. Немного найдётся таких дисциплин, которые одинаково изучали бы рельеф земли, атмосферу, природу, химию почвы и организацию жизни людей. Она систематизирует знания о природных явлениях и процессах социально-культурного развития общества.

Общие тенденции развития

Современная географическая наука сложилась постепенно , в течение многих веков. Её развитие шло вместе с развитием цивилизации и неразрывно с ней связано. Древний путешественник описывал такой мир, какой он видел: ночное небо, горы, леса, моря, людей, их нравы и способы ведения хозяйства. Эти сведения давали толчок к развитию других наук.

Медицина, физика, астрономия, экономика, история обогатились новыми знаниями. Постепенно накапливались знания, всё меньше становилось белых пятен. И когда прошла эпоха Великих открытий, появились такие науки, связанные с географией:

  1. Геоморфология. Учение о формообразовании земной поверхности.
  2. Гляциология. Наука, изучающая формирование и развитие различных форм льда (ледники, вечная мерзлота и т. п.).
  3. Климатология. Наука о природе воздушных масс и их взаимодействии с другими компонентами, формирующими погоду.
  4. Почвоведение. Наука о почве как проявлении взаимодействия всех элементов земной оболочки.

В общем виде прикладные темы ставят вопросы естествознания исследующим природные процессы. Сама география долгое время изучала вопросы, связанные непосредственно с природными процессами и воздействием человека на природу. Но с течением времени получило развитие изучение и другой стороны медали - влияние природы на человека и на развитие социальных отношений.

Постепенно получила развитие теория природно-социальных комплексов . Рассматривая в совокупности процессы взаимодействия природы и социальных групп населения, развилась экономическая география. Таким образом, связь современной географии с другими дисциплинами нашла непосредственное отражение в развитии экономической науки. В рамках социально-экономической географии выделяют:

  1. Экономическую.
  2. Демографическую.
  3. Политическую и военную.

Медицина дополнилась таким важным предметом, как медицинская география. Она изучает очаги возникновения эпидемий и эпизоотий, пути распространения болезней, регионы с преобладанием различных форм заболеваний. Многие опасные пандемии в прошлом удавалось нивелировать благодаря знаниям о других странах света.

Историческая и палеогеография - науки о прошлом Земли в её геологическом природно-социальном аспекте развития культуры и социальных отношений. Связь географии и истории отчётливо просматривается в страноведении. Это научное направление, изучающее государство как единую систему с характерными чертами развития, политической ориентацией, экономико-географическим потенциалом, особенностями исторического и культурного развития.

Эпоха НТР

Научно-техническая революция придала новый импульс развитию многих отраслей знания. Более описательное направление науки о земле постепенно переходит к количественным методам. Математика явилась структурным началом географии нового времени. Все процессы в природе смогли перевести на язык формул и цифр благодаря развитию компьютерных технологий. В наше время немыслимо представить себе метеорологию или сейсмологию без вычислительной техники. Эра новых технологий вывела картографию на совершенно новый уровень. Серьёзное развитие получили гидрология, гляциология и климатология. Эти примеры дают чёткий ответ на вопрос «как география связана с другими науками».

Изучение космоса

Выход в космос открыл новое направление - космическое землеведение. Снимки из космоса стали ценнейшим источником информации. Геоподготовка занимает видное место в системе тренировок космонавтов. Оказалось, что из космоса морское дно просматривается через сотни метров водной толщи. Спутники фиксируют зарождение тайфунов и пыльных бурь, извержения вулканов, движение морских течений и многое другое.

Межнаучные связи и узкая специализация

Насколько тесно связана современная география с другими науками? Сообщения об этом можно увидеть в любом научном журнале, причём из многих отраслей знаний:

Это неполный перечень тем, где находят применения знания из древней науки о Земле. Современная география - это сложная, разветвлённая система знаний, настоящий сплав естественных, гуманитарных и точных наук. Её преподавание входит в перечень обязательных дисциплин не только в средней школе и специализированных институтах, но и в других заведениях высшей школы. Взаимодействуя, в смежных аспектах учёные выводят знания о земной поверхности в область фундаментальных. Именно поэтому их роль со временем будет только возрастать.