Васко да гама географические открытия самое интересное. Подготовка к экспедиции. Подготовка к путешествию в Индию

Васко да гама географические открытия самое интересное. Подготовка к экспедиции. Подготовка к путешествию в Индию
Васко да гама географические открытия самое интересное. Подготовка к экспедиции. Подготовка к путешествию в Индию

Будущий великий путешественник Васко да Гама родился в португальском городе Синеш. Это произошло приблизительно в 1460 году, однако точный год его рождения неизвестен.

Его отцом был Эштеван да Гама, командующий крепостью Синеш на юго-западе страны, и Васко был третьим сыном в большой семье. Биография Васко да Гама умалчивает о его детстве, известно только, что в молодые годы он пошел на флот и там научился управлять судном. Он прославился как бесстрашный и уверенный в себе мореплаватель.

В 1492 году король Иоанн отправил его в Лиссабон и оттуда в провинцию Алгарве с приказом захватить все французские суда. Это было возмездием за захват французами португальского корабля.

В 1495 году новым королем Португалии стал Мануэль, очень интересовавшийся продвижением торговли в Индии. Для этого было необходимо отыскать туда морской путь. В то время Португалия была одной из самых могущественных морских держав в Европе, конкурируя с Испанией и Францией за новые земли.

Этими заслугами Португалия была обязана принцу Генри Мореплавателю, собравшему команду лучших мореходов, картографов и географов, и отправившему множество кораблей для исследования западного берега Африки, чтобы увеличить торговое влияние страны. Его заслуги в области исследования африканских берегов неоспоримы, но восточный берег все еще оставался Terra Nova для европейских судов.

Прорыв был осуществлен в 1487 году другим дерзким португальским мореходом, Бартоломеу Диашом. Он первый из европейцев обогнул Африку у Мыса Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Таким образом, было доказано, что Атлантический и Индийский океаны соединены друг с другом. Это открытие подхлестнуло желание португальского монарха проложить мореходный маршрут в Индию. Однако у него были не только коммерческие замыслы: Мануэль горел желанием завоевать исламские страны и провозгласить себя королем Иерусалима.

Историки до сих пор гадают, почему король отправил в столь важное путешествие Васко да Гама, ведь на тот момент в стране имелись и более опытные мореплаватели. Тем не менее, в 1497 году четыре корабля под командованием да Гама выдвинулись из родных берегов для выполнения ответственной миссии. Он направил корабли строго на юг, в отличие от Колумба , то и дело пытавшегося свернуть на восток. Через несколько месяцев корабли благополучно обогнули Мыс Доброй Надежды и двинулись вдоль восточного побережья Африки.

В январе, когда флотилия достигла берегов нынешнего Мозамбика, половина команды болела цингой. Да Гама был вынужден бросить якорь в этих водах на месяц, чтобы починить корабли и дать отдохнуть своим людям. Здесь мореплаватель попытался наладить контакт с местным султаном, однако его подарки были отвергнуты как слишком скромные. В апреле они добрались до Кении и оттуда выдвинулись в Индийский океан. Через двадцать три дня на горизонте показалась Калькутта.

Из-за того, что да Гама плохо знал эту местность, поначалу он думал, что в Индии живут христиане. Тем не менее, они провели в стране три месяца, налаживая торговые связи. Мусульманские торговцы, коих в Индии было очень много, вовсе не желали делиться с христианами, поэтому, чтобы не провоцировать конфликт, португальцы были вынуждены торговать лишь в прибрежной части города.

В августе 1498-го корабли отправились в обратный путь. Время было выбрано неудачное, так как оно совпало с сезоном дождей. К концу года несколько членов команды умерли от цинги. Чтобы как-то сократить расходы, да Гама приказал сжечь один из кораблей, распределив оставшихся людей по другим судам. Практически через год они сумели вернуться в Португалию. Из 170 членов команды выжило 54 человека. Открытие Васко да Гама морского пути в Индию, сделало его национальным героем.

Биография Васко да Гама включает еще одно путешествие в Индию, в 1502 году, уже не столь мирное. Король Мануэль отдал ему под руководство 20 кораблей с приказом запугать мусульманское население Африки и укрепить там португальское доминирование. Для выполнения приказа да Гама провел самый кровавый рейд эпохи открытий, проплыв вверх и вниз вдоль восточного побережья Африки, нападая на порты и мусульманские корабли. Он также отличился тем, что сжег дотла корабль с несколькими сотнями паломников, возвращавшийся из Мекки, не пощадив ни женщин, ни детей. Добравшись до Калькутты, армия да Гама разгромила порт и убила 38 заложников.

Путешествия Васко да Гама не были мирными, и до конца жизни за ним закрепилась репутация сурового и неподкупного человека.

Дальние страны всегда воспринимались как источник чудес и богатств. И первой в этом списке, постоянно манящей и экзотической целью для путешественников, была Индия. Многим казалось, что пряности, золото, драгоценные камни там валяются буквально под ногами. Однако путь туда всегда был связан с огромными трудностями и зачастую просто недоступен для большинства. Но поиски новых дорог в Индию никогда не прекращались, и первыми, добившимися успеха, были португальцы. Так что открыл Васко да Гама, португальский мореплаватель, с чьим именем и связывают это достижение?

Общее описание ситуации в стране и мире в конце XV века

Обстановку, сложившуюся в стране к окончанию XV века, для Португалии назвать благополучной было нельзя. К этому моменту в ней жило большое количество мелкопоместных дворян, не желающих, да и не умеющих ничего делать, кроме как воевать. Авантюризм, желание разбогатеть и воинское мастерство – все толкало идальго на поиск новых источников дохода. Увы, в стране их не было, и вольно или невольно это приходилось осуществлять за ее пределами.

Кроме того, Португалия оказалась на обочине европейской торговли. Вся Европа, скажем так, уже «подсела» на пряности и не мыслила без них своего существования. Европейские купцы получали значительный куш от торговли индийскими товарами. Даже с учетом того, что их, в том числе и пряности, приходилось покупать через арабов, доход которых был гораздо больше. Так что желание добраться до источника подобных прибылей было одним из основных движущих мотивов для поиска новых торговых маршрутов. А поток товаров из Индии проходил мимо Португалии из-за ее географического положения, и ей доставались лишь крохи от общего пирога.

Кроме того, ситуация сложилась таким образом, что для Португалии были практически недоступны уже существующие торговые пути. В Средиземном море все находилось под контролем могущественных итальянских городов. Генуя, Венеция и другие не собирались делиться доходами и пускать кого-либо на свои торговые маршруты. Аналогичная ситуация складывалась на севере Европы, только там царствовала могущественная Ганза, союз свободных морских городов, зачастую диктующих собственную волю отдельным государствам.

Так что для Португалии был открыт путь только на запад, в Атлантический океан, и на юг, в Африку. И все это сопровождалось желанием правителей и аристократии обладать золотом, драгоценными камнями и редкими товарами, способными приносить баснословные прибыли. Свою лепту вносили католические священники, требующие расширения паствы и как следствие – новых земель и увеличения личных доходов. Нищие забитые крестьяне не могли больше обеспечить всем желаемое благополучие.

Вот и приходилось идальго осваивать морскую науку, отправляясь в неизведанные места в поисках золота и прочих редкостей. И первой в списке стояла Африка, оттуда уже привозили хорошую добычу. Остается только добавить, что подготовка экспедиций в эти земли в самой Португалии началась гораздо раньше описываемых событий.

Как происходило открытие дороги в Индию

Историческая экспедиция Васко да Гамы, проложившего путь в сказочную страну, стала завершающим этапом длительного периода подготовки. И началось все в XV веке, в первой его половине.

Генрих Мореплаватель

Такое прозвище получил принц Энрике. Именно этот человек заложил основы морской экспансии Португалии. Он начал посылать экспедиции на юг вдоль берега Африки, и многие из них возвращались с отличной добычей – золотом, слоновой костью и рабами. Но Генрих Мореплаватель корабли еще и строил, учил моряков ими управлять и готовил дальние походы.

Он основал португальскую морскую академию, где вносились изменения в конструкцию кораблей по результатам плаваний, осваивались практическая навигация, картография и астрономия. Результаты, полученные в ходе первых экспедиций, обеспечили огромные доходы и способствовали увеличению числа отправляемых кораблей.

Дорога на юг

Португальские корабли постепенно продвигались на юг, захватывая новые и новые земли. В 1419 году был открыт о. Мадейра, в 1432 – Азорские острова. Набирала обороты торговля африканскими невольниками. Это становилось выгодным, тем более что вместе с рабами доставались и слоновая кость, и золотой песок. Так, Нуньо Тристан добрался до Сенегала и впоследствии выгодно продал захваченных там невольников. В сороковых годах корабли португальцев достигли густозаселенного побережья между реками Гамбия и Сенегал.

В 70-х годах стал доступен Гвинейский залив, после чего был преодолен экватор. К португальской короне оказались присоединенными Гвинея и Конго. В 1482 году в устье Конго португальцами была создана база для дальнейшего захвата африканского побережья. Все эти шаги постепенно приводили к тому, что дорога к пряностям, так манившим всех европейцев, становилась все короче и короче.

Бартоломеу Диаш

Именно этому португальскому адмиралу, одному из великих мореплавателей, довелось подвести промежуточный итог всем поискам. В 1488 году суда под его управлением после 5 месяцев плавания прошли мыс Доброй Надежды, являющийся крайней южной точкой Африки. Увы, но дальше продвинуться Диашу не удалось. Шторма, голод, цинга и бунт матросов заставили его повернуть обратно в Лиссабон. Но Диаш первым доказал, что Африка не тянется до полюса и ее можно обогнуть.

Адмирал говорил, что, обойдя южную точку континента, можно дойти до Индии. Косвенно это подтверждали и другие разведчики, искавшие дорогу в «страну пряностей» через север Африки. По их высказываниям, от ее восточного берега до самой Индии располагалось только море. Так что до вожделенной цели оставался один шаг, и его суждено было сделать Васко да Гаме.

Экспедиция Васко да Гамы 1497-1499 года

Надо сказать, что путешествие готовилось очень тщательно. Васко да Гаму исполнителем назначил сам король, предпочтя его более опытному и известному Диашу. Последний строил корабли для экспедиции с учетом результатов своего недавнего плавания.

Подготовка началась в 1495 году. Технически экспедиция выглядела вполне реализуемой – португальские моряки уже свободно владели навигационными приборами и умели достаточно хорошо ориентироваться на морских просторах. В путь должны были отправиться четыре корабля, три военных и один транспортный. На военных стояло по 10-12 пушек для борьбы с арабскими пиратами.

В помощь, скажем так, не самому опытному моряку выделили лучших офицеров, матросов и переводчиков. Всего в плавание уходило 168 человек. Маршрут экспедиции приведен на рисунке.

Летом 1497 года историческое плавание началось. Учтя опыт предшественников и рекомендации Диаша, Васко да Гама шел вдали от берегов Африки. Этот выбор маршрута диктовался и соображениями безопасности, благодаря ему можно было избежать встреч с испанцами и маврами.

На островах Зеленого Мыса эскадра пополнила запасы еды и воды, после чего корабли отправились дальше. Однако сильные встречные ветры значительно осложняли движение и мешали двигаться привычным маршрутом вдоль побережья Африки. Тогда Васко да Гама решил плыть на юго-запад, уходя в открытый океан, стараясь по дуге обойти зону ветров. Расстояние от африканского побережья порой достигало 800 миль. В течение 3 месяцев не встретилось ни клочка земли, вода и продукты испортились, и людям пришлось пить морскую воду.

Но несмотря на лишения этот маршрут оказался удобным: по нему можно было спокойно двигаться к мысу Доброй Надежды, избегая пагубных штилей и сильных встречных ветров. И сегодня все парусные суда идут по пути, впервые проложенному Васко да Гамой.

Преодолев экватор, эскадра повернула на восток и наконец добралась до африканского побережья. Однако надолго в этих местах им задержаться не удалось. В конфликте с воинственными аборигенами да Гама был ранен в ногу, и морякам пришлось уходить.

У мыса Доброй Надежды эскадра преодолела сильнейшую бурю. Матросы, как и в случае с Диашем, попытались потребовать возвращения назад, но безуспешно. Когда обогнули злополучный мыс (22.11.1497 г.), оказался сильно поврежден один из кораблей. Он был затоплен, но оставшиеся продолжили движение. Через 3 дня они пришли в бухту Святого Бласа, где были отремонтированы суда, починены паруса и укреплены мачты. Следующим пунктом отдыха стала бухта Святой Елены.

Дальнейший путь был абсолютно неизвестен, но эскадра продолжила двигаться на север. Корабли опять требовали ремонта, среди матросов началась цинга, от которой умерло несколько десятков человек. Путешествие проходило в очень сложных условиях, но тем не менее эскадра добралась до арабского порта Мозамбик. Первоначально удалось установить с местным эмиром дружеские отношения, однако вскоре они значительно ухудшились. Так что пришлось покинуть эти места и двинуться дальше.

Здесь уже была зона арабского влияния, и везде по побережью стояли принадлежащие им порты. И только в порту Малинди, эмир которого враждовал с шейхом Момбасы и надеялся в лице португальцев найти новых союзников, экспедицию приняли доброжелательно. Здесь же Васко да Гама увидел индийские корабли и понял, что цель его путешествия близка. С помощью предоставленного местным правителем лоцмана мореплаватель дошел до Индии и прибыл в город Каликут, на календаре был май 1498 г.

Корабли эскадры простояли в порту 3 месяца. Торговля шла не очень успешно, возникли сложности в отношениях с арабами и индийцами, и Васко да Гама был вынужден срочно покинуть берега Индии. Обратная дорога была не менее тяжелой, особенно из-за того, что выдвигаться пришлось прежде, чем задул восточный муссон. Тем не менее мореплавателям удалось добраться до дружественного порта Малинди и там получить продукты и воду. Один из кораблей был сожжен: не хватало людей на все суда, да и силы были на исходе.

Одним из самых знаменитых мореплавателей, который был родом из Португалии, и первооткрывателем пути из Европы в Индию является Васко да Гама, с которым каждый школьник знаком благодаря урокам географии. Будучи командиром трех экспедиций, он смог сделать множество открытий, отстаивая честь своих судов на водных просторах перед пиратами и другими недоброжелателями. За свои достижения он был удостоен многочисленных наград и званий.

Будущий мореплаватель появился на свет в 1460 году. В краткой биографии Васко да Гамы также можно найти и другую версию, где указывается, что родился путешественник в 1469 году. Его отец был португальским рыцарем и членом Ордена Сантьяго (Эштеван да Гама), а мать домохозяйкой (Изабель Содре). В обязанности сэра Эштевана входило кураторство приведения приказов в исполнение во вверенном ему городе. Васко был третьим ребенком в семье и дружил со старшими братьями, один из которых (Паулу) также принял участие в плаванье.

Род да Гама хоть и не был самым богатым и знатным в королевстве, но прославился знаменитыми предками, которые были приближены к королевским семьям в эпоху Возрождения. Например, Алвару Анниш, который приходился будущему покорителю Индии прадедом, служил королю Афонсу III, был славным бойцом и рыцарем. Это звание унаследовали его потомки.

С детских лет да Гама увлекался географией и морскими путешествиями. Во время обучения в школе он заинтересовался основами навигационного дела. Это увлечение стало толчком к дальнейшим открытиям, а навыки пригодились при составлении карт.

Молодые годы и первые успехи

В 20-летнем возрасте да Гама вместе со своими братьями вступил в Орден Сантьяго. В доступных источниках сохранилось мало информации об образовании путешественника. Ученые предполагают, что математические, навигационные и астрономические знания он получил в Эворе, а одним из его учителей был Авраам Закуто.

Будучи еще юношей, он принимал активное участие в морских сражениях. Конечно, открытие пути в Индию - это не единственное достижение великого мореплавателя. Впервые, как военный и покоритель морей, он преуспел в 1492 году. Тяжело переоценить то, что сделал Васко да Гама в то время для своей страны. Ему удалось захватить французские корабли, которые завладели португальской каравеллой, перевозившей большое количество драгоценностей и золота из Гвинеи. Именно тогда в Португалии впервые на устах местных жителей стало звучать имя первооткрывателя морского пути в Индию.

Предшественники первооткрывателя

В эпоху Возрождения Португалия переживала нелегкие времена. Новые морские пути, которые помогли бы развить торговые отношения с другими государствами, не открывались, потому что страна была измождена Реконкистой и войной с Кастилией. Разнообразные пряности, драгоценные металлы и камни приходилось покупать по баснословной цене, из-за этого страдала экономика страны.

Благодаря удобному географическому расположению, португальские моряки все-таки смогли открыть новые торговые пути на берегах Африки. Первые попытки были осуществлены Генрихом Мореплавателем, которому пришлось исследовать все прибрежные территории Черного континента, откуда в дальнейшем привозилась различная провизия, рабочая сила. Несмотря на создание многих африканских опорных пунктов, достичь экватора исследователям так и не удалось.

Очередная волна интереса к экспедициям на южные побережья возникла в 1470 году. Тогда была создана теория о достижении вожделенной Индии с ее богатствами. По мнению путешественников, сделать это можно было, обогнув Африку. Главное достижение того времени принадлежало Бартоломео Диашу, который открыл мыс Доброй Надежды.

Подготовка к путешествию в Индию

Первые приготовления к экспедиции начались в 1945 году, когда правителем Португалии стал Мануэл I. Подготовка заключалась в постройке кораблей, которые могли бы обогнуть весь Африканский континент. В результате было возведено четыре крепких судна:

  • Флагман «Сан-Габриэл». Командование на себя принял Гонсалу Алвариш.
  • Корабль с тремя мачтами «Сан-Рафаэл», капитаном которого стал Паулу да Гама.
  • Легкая маневренная каравелла «Берриу» под командованием Николау Коэльо.
  • Корабль для транспортировки припасов. Командиром был назначен Гонсалу Нуниша.

Команда была укомплектована, а в распоряжении у нее были подробные карты, четкие навигационные координаты и современные (на то время) приборы. Главным штурманом экспедиции стал Перу Аленкер, который сопровождал Бартоломео Диаша во время путешествия к мысу Доброй Надежды. Также в состав экипажа вошли переводчики. Трюмы кораблей были заполнены различными продуктами (крупа, солонина, овощи, сухофрукты, сыр и прочее) и напитками, рыбу моряки ловили во время путешествия.

Так как мореплавателям часто приходилось сталкиваться с пиратами и вражескими флотилиями, то в распоряжении экипажа оказались мощные алебарды, арбалеты, клинки, пики и прочее оружие, а также защитные костюмы.

Первое плавание в Индию

От берегов Лиссабона португальская армада отплыла 8 июля 1497 года. Расписывать путешествие Васко да Гамы в Индию можно бесконечно, ведь судам пришлось пройти через множество испытаний на пути к цели. Хронологию событий можно изложить и кратко:

Посланцы португальского короля были приняты без особых почестей, вести диалог с индусами было очень сложно. Васко да Гама пытался договориться о торговых отношениях и даже преподнес подарки заморскому правителю. Разочарованный мореплаватель силой забрал некоторые индийские драгоценности, провизию, рабов и рыбаков.

В Португалию экипаж, который понес большие потери, вернулся в сентябре 1499 года. Некоторые источники говорят о том, что дата открытия морского пути в Индию приходится на август. Многих моряков сморили различные заболевания, два корабля было разбито и сожжено во время путешествия, но общая стоимость товаров, привезенных из Индии, оправдала все ожидания. Сумма от их продажи превысила затраты на экспедицию в 60 раз.

Вторая и третья экспедиция

После возвращения из первого путешествия первооткрыватель был награжден титулом «дон» и получил пенсию от короля в размере 1 тысячи крузаду. Мореплаватель оказался честолюбивым и амбициозным человеком, поэтому добился получения титула «Адмирала Индийского океана» и патронажа над городом Синиш, за что был лишен статуса рыцаря Ордена Сантьяго.

Вскоре была начата подготовка ко второму плаванью к берегам Индии. За это время между государствами был заключен торговый договор, позволяющий основать на индийских землях факторию. Дружественные отношения сменились настоящей войной, ведь экспедиция во главе с Педру Кабралом окончилась обстрелом Каликуты. Целью второго плаванья Васко да Гамы (1502−1503 год) была доставка еще большего количества провизии и драгоценностей, а также подчинение страны.

О жестокости мореплавателя слагали легенды. В содержании многих книг и капитанских дневниках упоминалось о том, что по приказу да Гамы обстреливались арабские судна и индийские города без разбора. Так он поступил с Каликутой в отместку за нападение на португальцев. Корабли были загружены различными пряностями и прочей провизией, несколько артиллерийских судов было оставлено у берегов Индии для блокады местных городов.

Вторая экспедиция официально была признана завершенной в 1503 году. Король повысил жалование и пенсию путешественника за его заслуги перед страной, но не наградил честолюбивого моряка новым титулом. Последующие годы мореплаватель занимался разработкой планов, направленных на колонизацию Индии, например, создание специальной полиции на воде и учреждение должности вице-короля.

В 1519 году первооткрыватель морского пути из Европы в Индию получил титул графа и земельные наделы в свое владение. Спустя некоторое время португальский правитель Жуан III назначает путешественника вице-королем за его неподкупность и суровость. Третья экспедиция во главе с покорителем Индии состоялась в 1524 году.

Личная жизнь и семья путешественника

После возвращения из первой экспедиции да Гама женился на Катарине ли Атаиди. У супругов было семеро детей:

Мужская линия знатного рода оборвалась в 1747 году, тогда графский титул был передан женщинам семьи да Гама.

В музеях можно найти немало портретов покорителя Индии, позволяющих узнать, каким был первооткрыватель морского пути в Индию. Почтение памяти мореплавателя прочитывается во многих статуях, монументах, книгах, кинофильмах. Ярким примером тому служит:

Во время нахождения на территории индийского города Коччи великий мореплаватель Васко да Гама - первый из европейцев, кому удалось достичь берегов Индии, скончался. Его жизнь оборвалась 24 декабря 1524 года. Причиной смерти путешественника стала малярия. Тело исследователя было доставлено в Португалию лишь в 1529 году, сейчас останки находятся в усыпальнице монастырской обители Жеронимуш.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Дети

Молодые годы

В 1480-х вместе с братьями Васко да Гама вступил в Орден Сантьяго . Португальские историки предполагают, что образование и знания о математике, навигации и астрономии Васко да Гама получил в Эворе . Среди его учителей, вероятно, был Авраам Закуто . Васко с молодых лет участвовал в морских сражениях. Когда в 1492 г. французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, король поручил ему пройти вдоль французского побережья и захватить все французские суда на рейдах. Молодой дворянин выполнил это поручение весьма быстро и эффективно, после чего королю Франции пришлось вернуть захваченное судно. Именно тогда о Васко да Гаме услышали впервые.

Предшественники Васко да Гамы

Поиск морского пути в Индию был для Португалии, по сути, задачей века. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока, такие как пряности , португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам, тогда как страна после Реконкисты и войн с Кастилией была бедна и не имела для этого финансовых возможностей.

Однако географическое положение Португалии весьма благоприятствовало открытиям на западном берегу Африки и попыткам найти морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал претворять в жизнь португальский инфант Энрике, вошедший в историю как Генрих Мореплаватель . После захвата Сеуты в 1415 году Энрике начал одну за другой отправлять морские экспедиции к югу вдоль африканского берега. Продвигаясь все дальше и дальше, они привозили золото и рабов с гвинейского побережья, создавали на открытых землях опорные пункты .

Генрих Мореплаватель умер в 1460 году . К тому времени корабли португальцев, несмотря на все успехи, не достигли даже экватора , а после смерти Энрике экспедиции на какое-то время прекратились. Однако после 1470 года интерес к ним вновь возрос, были достигнуты острова Сан-Томе и Принсипи , а в 1482-1486 годы Диогу Кан открыл для европейцев большой отрезок африканского побережья к югу от экватора.

Основываясь на открытиях Диаша и сведениях, присланных Ковильяном, король собирался отправить новую экспедицию. Однако за последующие несколько лет она так и не была полностью снаряжена, возможно, потому что внезапная гибель в результате несчастного случая любимого сына короля, наследника престола, ввергла его в глубокое горе и отвлекла от государственных дел; и только после смерти Жуана II в 1495 году , когда на престол вступил Мануэл I , продолжилась серьёзная подготовка новой морской экспедиции в Индию.

Подготовка к экспедиции

Экспедиция была тщательно подготовлена. Специально для неё ещё при жизни короля Жуана II под руководством опытного тайного посла Бартоломеу Диаша , который ранее разведал путь вокруг Африки и знал, какой конструкции нужны суда для плавания в тех водах, были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль, капитан Гонсалу Алвариш ) и «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нау» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн, с четырёхугольными парусами, более лёгкая и маневренная каравелла «Берриу» с косыми парусами (капитан - Николау Коэльо) и транспортное судно для перевозки припасов под командованием Гонсалу Нуниша. В распоряжении экспедиции были лучшие карты и навигационные приборы. Главным штурманом был назначен выдающийся моряк Перу Аленкер , ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. В плаванье отправлялись не только моряки, но и священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек. 10 из них являлись осуждёнными преступниками, которых предполагалось использовать для самых опасных поручений .

Учитывая то, что плавание должно было продлиться много месяцев, в трюмы кораблей постарались загрузить как можно больше питьевой воды и провизии. Рацион матросов был стандартным для дальних плаваний того времени: основу питания составляли сухари и каша из гороха или чечевицы. Также каждому участнику в день полагалось полфунта солонины (в постные дни заменялась рыбой, которую ловили по пути), 1,25 литра воды и две кружки вина, немного уксуса и оливкового масла. Иногда, чтобы разнообразить питание, выдавались лук, чеснок, сыр и чернослив.

  1. Кроме казённого довольствия, каждому матросу полагалось жалование - по 5 крузаду за каждый месяц плавания, а также право на определённую долю в добыче. Офицеры и штурманы, разумеется, получали намного больше.

С максимальной серьёзностью португальцы отнеслись к вопросу вооружения экипажа. Моряки флотилии были вооружены разнообразным холодным клинковым оружием, пиками, алебардами и мощными арбалетами, носили в качестве защиты кожаные нагрудники, а офицеры и часть солдат имели металлические кирасы. О наличии какого-либо стрелкового оружия не упоминалось, а вот артиллерией армада была снабжена превосходно: даже на небольшом «Берриу» было размещено 12 пушек, «Сан-Габриэл» и «Сан Рафаэл» же несли по 20 тяжёлых орудий, не считая фальконетов .

Первое плавание в Индию (1497-1499)

На пути к Мысу Доброй Надежды

8 июля 1497 года армада торжественно вышла из Лиссабона . Вскоре корабли португальцев достигли Канарских островов , принадлежащих Кастилии , но Васко да Гама приказал обойти их стороной, не желая выдавать испанцам цель экспедиции. Короткая остановка была сделана на принадлежащих Португалии островах , где флотилия смогла пополнить запасы. Где-то близ берегов Сьерра-Леоне Гама по совету Бартоломеу Диаша (чей корабль первое время плыл с эскадрой, а затем направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина на гвинейском побережье), чтобы избежать встречных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад и углубился в Атлантический океан, лишь после экватора повернув снова на юго-восток. Прошло более трёх месяцев, прежде чем португальцы вновь увидели землю .

В конце ноября флотилия после многодневного шторма с большим трудом обогнула мыс Доброй Надежды, после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Мосселбай . Грузовое судно было повреждено так сильно, что ремонту уже не подлежало, и поэтому (а также потому, что к тому времени часть моряков экспедиции погибла от цинги и людей для продолжения плавания на всех четырёх кораблях не хватало) было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие три корабля. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

15 декабря 1497 года португальцы миновали последний падран , поставленный Диашем, а 25 декабря достигли области, ныне входящей в провинцию ЮАР Квазулу-Натал . В течение следующего месяца плавание продолжалось без происшествий, хотя дважды суда останавливались для ремонта и пополнения припасов.

Мозамбик и Момбаса

Обогнув Мыс Доброй Надежды, португальцы вторглись в территории, которые на протяжении нескольких сотен лет были частью торговых маршрутов Индийского океана . Арабские торговцы повсеместно присутствовали на юго-восточном побережье Африки. Они обладали политическим и экономическим влиянием на местных султанов . Васко да Гама получил аудиенцию у местного султана Мозамбика, но товары, которые португальцы могли предложить, не понравились местным торговцам. Сами же португальцы вызвали подозрение у султана, и Васко да Гама пришлось в спешке отплывать. Обиженный на негостеприимство, Васко да Гама приказал обстрелять из пушек прибрежные селения . К концу февраля флотилия подошла к портовому городу Момбаса , при этом да Гама задержал в море арабское доу , разграбил его и захватил 30 человек.

Малинди

Продолжая путь вдоль побережья Африки, Васко да Гама достиг Малинди . Местный шейх дружелюбно встретил Васко да Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. Понимая, что теперь надлежало пуститься через неведомый доселе Индийский океан, Васко да Гама попытался нанять в Малинди опытного лоцмана. С большим трудом с помощью правителя Малинди лоцман был найден. Долгое время и среди русских , и среди зарубежных историков считалось, что им был Ахмад ибн Маджид . Однако сейчас историки склоняются к тому, что Ахмад ибн Маджид не мог быть лоцманом Васко Да Гамы .

Лоцман взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном , довёл суда до Индии. К вечеру 20 мая 1498 года португальские суда остановились на рейде против города Каликут (теперь Кожикоде).

Каликут , Индия

Возвращение в Португалию

На обратном пути португальцы захватили несколько торговых судов. В свою очередь, правитель Гоа хотел заманить и захватить эскадру, чтобы использовать суда в борьбе с соседями. Приходилось отбиваться от пиратов. Трёхмесячный путь к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. И только 2 января 1499 года моряки увидели богатый город Могадишо . Не решаясь высадиться с немногочисленной измученной лишениями командой, да Гама приказал «для острастки» обстрелять город из бомбард .

7 января мореплаватели прибыли в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки окрепли. Но всё равно экипажи так уменьшились, что 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар , 1 февраля сделали остановку у Мозамбика, 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды . 16 апреля попутный ветер донёс суда до островов Зелёного Мыса . Оттуда Васко да Гама послал вперёд корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни брата - Паулу да Гама . В августе или в сентябре 1499 года Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. Возвратились лишь два судна и 55 человек. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на экспедицию.

Между первым и вторым плаванием в Индию (1499-1502)

Король по возвращении присвоил Васко да Гаме титул «дон », как представителю знати, и пенсию в 1000 крузаду . Однако тот добивался, чтобы его сделали сеньором города Синиша . Так как дело затянулось, король задобрил честолюбивого путешественника увеличением пенсии, а в 1502 году , перед вторым плаванием, присвоил титул «Адмирала Индийского океана», со всеми почестями и привилегиями. Патронаж над городом Синиш осуществлял Орден Сантьяго. Орден возражал, несмотря на волю короля, против того, чтобы Васко да Гама стал сеньором Синиша. Ситуация была обидной для Васко да Гама, который был рыцарем этого ордена. В 1507 году, окончательно разругавшись с Орденом Сантьяго по поводу Синиша, Васко да Гама присоединился к его конкуренту, вступив в Ордена Христа .

Вскоре после возвращения из плавания в Индию Васко да Гама женился на Катарине ди Атаиди, дочери алкайда Алвора . Жена да Гама принадлежала к известной семье Алмейда, Франсишку ди Алмейда приходился ей двоюродным братом.

Второе плавание в Индию (1502-1503)

Сразу после открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать ежегодные экспедиции в Индию. Экспедиция 1500 года (2-я Индийская армада Португалии), возглавлявшаяся Педру Алвариш Кабралом , заключила торговый договор с заморином Каликута и основала там торговую факторию. Но португальцы вступили в конфликт с арабскими купцами Каликута, фактория была сожжена, и Кабрал отплыл из города, обстреляв его из пушек. Недолговременный союз с Каликутом сменился войной.

Чтобы основать в Индии долговременные укрепления и подчинить страну, в 1502 году король Мануэл направил эскадру во главе с Васко да Гамой. В экспедицию отправилось двадцать судов, из которых адмирал Индийского океана командовал десятью; пять должны были препятствовать арабской морской торговле в Индийском океане, а ещё пять, под командой племянника адмирала, Эштевана да Гама , предназначались для охраны торговых факторий. Экспедиция выступила 10 февраля 1502 года .

По пути Васко да Гама основал форты и фактории в Софале и Мозамбике , покорил арабского эмира Килвы и наложил на него дань. Начиная жестокими мерами борьбу с арабским судоходством, он приказал сжечь арабское судно со всеми пассажирами-паломниками у Малабарского берега .

Вот как об этом повествует Гаспар Коррейра : «Португальцы отправились туда на лодках и целый день возили оттуда грузы на португальские корабли, пока не опустошили весь корабль. Капитан-командир запретил привозить с корабля мавров и потом велел сжечь корабль. Когда капитан корабля узнал об этом, он сказал:

Господин, ты не выиграешь ничего, убив нас, прикажи заковать нас в кандалы и отвезти в Каликут. Если мы не нагрузим твоих кораблей бесплатно перцем и другими пряностями, сожги нас. Подумай, ты теряешь такие богатства из-за желания нас убить. Помни, что даже на войне щадят тех, кто сдается, а мы ведь не сопротивлялись вам, примени же к нам правила великодушия.

Путь навстречу солнцу. Данила Кузнецов.

В историческом рейтинге знаменитостей эпохи Великих географических открытий этот человек занимает, пожалуй, второе место - сразу вслед за Колумбом. Ну, в крайнем случае, твердое третье, пропуская вперед Магеллана. Ирония судьбы, однако, заключается, в том, что именно он в итоге нашел то, что безуспешно искали двое первых. А именно - богатые пряностями земли Южной Азии. Фото вверху ULLSTEIN BILD/VOSTOCK PHOTOБиография мореплавателя достоверными историческими данными не богата. Исследователи не смогли установить даже дату его рождения, известен лишь наиболее вероятный год - 1469-й. Зато точно известно, что Вашку (Васко) родился в семье дона Эштевана да Гамы, алькайда (наместника) маленького приморского городка под названием Синиш и ветерана крестовых походов в Марокко. Было у него два старших брата, Паулу и Айриш - позже с первым из них он поплывет к далеким берегам Индии. Была и сестра Тереза.
Синиш, где Васко провел детство, в наше время выглядит почти так же, как и в его времена. Это рыбацкое поселение на полпути между южным берегом Тежу (в устье этой реки расположен Лиссабон) и мысом Сан-Висенти. Солнце здесь ярко светит более 300 дней в году, и вода в его лучах сверкает бирюзовым цветом. Дальше к северу тянутся голые песчаные дюны, на юге сразу за городом встают первые отроги горной гряды Сан-Домингуш. К стенам старого форта жмутся «угловатой» архитектуры одноэтажные дома с яркими черепичными крышами - красными, зелеными, желтыми. Итак, детство Васко да Гама проводил в море или на берегу, рано научился плавать, править лодкой, определять ночью путь по звездам, обращаться с сетями. Бескрайний океан и лихорадочное ожидание новых и новых открытий, захватившее португальцев со времен принца Генриха (Энрике) Мореплавателя, провозвестника великих путешествий, владели им, а удивительные рассказы моряков, уже вернувшихся из дальних плаваний вдоль африканских берегов, воспламеняли фантазию. Юный дворянин слушал истории об огромных слонах и волосатых обезьянах, золоте и людоедах с подпиленными зубами, штормах и кораблекрушениях, не менее страшных штилях, обрекающих целые флотилии на медленную смерть. Какого подростка подобные истории оставят равнодушным?


Синиш. Здесь дон Васко родился и провел юность. Теперь перед городской церковью стоит памятник знаменитейшему из горожан. Фото TONY ARRUZA/CORBIS/RPG
Однако одно существенное отличие между Синишем современным и Синишем XV столетия обнаружить легко: в отличие от наших дней тогда там ребенку не только невозможно было получить образование, но и просто грамотные люди почти отсутствовали. Достигнув школьного возраста, Васко отправился по велению отца на семьдесят миль к северо-востоку от родных мест, в Эвору - изучать навигацию и математику.
Так наш герой словно попал в другой мир. Под ногами вместо дерна оказались мощенные булыжником улицы, вдоль них выстроились солидного и почтенного вида каменные дома. К тому же здесь да Гама впервые смог увидеть путешественников-иностранцев (а не только своих соотечественников, возвратившихся из дальних краев). У них было заведено останавливаться в Эворе по пути в знаменитую на весь континент своим виноградом и святыми местами провинцию Алгарви. Впрочем о повседневной жизни будущего мореплавателя в университетском городе мы тоже знаем немного. Вероятно, что учился он хорошо, прилежно, а к морским наукам проявил особые способности. Иначе сын захудалого провинциального наместника не оказался бы вскоре офицером королевского флота в Лиссабоне, зарекомендовав себя в нескольких сражениях с кастильцами и мусульманами хорошим командиром - о том есть скупые сведения в ранних жизнеописаниях да Гамы.
Каким же предстает образ этого молодого, но успевшего закалиться в боях капитана, в те 80-е годы XV века? В нашем распоряжении нет ни единого портрета путешественника, про который можно с уверенностью сказать: он - прижизненный. По обрывочным замечаниям современников можно заключить, что это был человек среднего роста, физически развитый - лишь в конце жизни он обнаружит склонность к тучности. Лицом обладал выразительным - большие пронзительные глаза под густыми бровями, выдающийся нос, неизменная ухоженная борода. Он был смел духом, не боялся ответственности, часто срывался на гнев, был жадным и деспотичным. Его, похоже, отличал настоящий фанатизм в достижении честолюбивых целей. Все это - как раз те качества, которые ценились в Европе в конце XV века.
На историческом фонеИменно в те же времена молодая Португалия начала осваивать новые земли. Обстоятельства логически подталкивали к этому: торговля шла не слишком хорошо. Дорогие пряности - этот «главный консервант» эпохи Возрождения, необходимый для хранения и обеззараживания продуктов, - доходил через третьи руки. Арабы покупали их в индийских портах - Каликуте, Кочине, Канануре - и на небольших кораблях доставляли в порт Джидду недалеко от Мекки. Затем караваны по пустыне привозили драгоценный груз в Каир, где его сплавляли на баржах вниз по Нилу и уже в Александрии продавали итальянским купцам из Венеции и Генуи. Те, в свою очередь, распространяли товар по всей Европе. Разумеется, на каждом этапе цена его возрастала, и в далеком Лиссабоне он продавался совсем уж по заоблачной цене.
А кроме того, стояла перед португальцами и более близкая географическая цель - западный берег Африки. Он находился рядом, за него не приходилось сражаться с другими развитыми державами, и был он при этом богат ценными металлами и слоновой костью. Правда, на севере континента сопротивлялись еще воинственные берберы, но быстроходные корабли позволяли миновать их земли по морю.
Первые масштабные экспедиции в Атлантику начались еще с 1416 года - при покровительстве уже упомянутого принца Генриха, известного в истории под прозвищем Мореплаватель. Принц этот всю жизнь и энергию посвятил снаряжению флотилий и даже открыл первую в Европе целевую навигацкую школу. Более того, именно он первым, прочитав классическое сочинение Марко Поло, поставил перед соотечественниками задачу: найти прямой морской путь в Индию.
Технически португальцы были к этому готовы: к концу XV столетия они уже активно использовали в плаваниях астролябию, угломерную линейку и квадрант, а по полуденному солнцу и таблицам склонения научились определять долготу. К 1482 году, вооруженные всеми этими инструментами и навыками, они достигли устья реки Конго, где и основали главную базу на пути освоения африканского побережья. Теперь сам бог велел двигаться дальше. Впрочем с точки зрения безопасности, конечно, следовало сначала собрать максимально подробные сведения о политическом и экономическом положении в странах Южной Азии.
Ответственное задание возложили на некоего офицера по имени Перу ди Ковильян - это у него Васко да Гама, сам того не желая, впоследствии «украл» заслуженную славу первого португальца, достигшего Индии. Между тем именно эта яркая личность, авантюрист и доблестный воин, имевший опыт путешествий по Берберии и отменно владевший арабским языком, еще в 1487 году вместе со спутником Афонсу ди Пайва выехал из Лиссабона с секретным королевским заданием: добраться до «страны пряностей» и прощупать почву для морской экспедиции.
На океанских просторах тем временем новые маршруты прокладывал лучший португальский адмирал своего времени дон Бартоломеу Диаш ди Новаиш. 3 февраля 1488 года после тяжелейшего двухнедельного шторма он сумел наконец осуществить то, к чему стремились десятки его коллег и предшественников - обогнул Африку и, следуя курсом на восток, достиг устья большой реки, названной им Риу-душ-Инфантиш (рекой Принцев). Тут был поставлен падран - каменный столб с королевским гербом, подтверждающий португальский суверенитет над этими землями на вечные времена.
Диаш привез в Лиссабон подробные карты полутора тысяч миль африканского побережья, а его возвращение всколыхнуло новую волну мечтаний об Индии, и немедленно встал вопрос о следующей экспедиции.
В этот момент наш герой впервые выходит на историческую авансцену - король остановил свой выбор на Васко да Гаме.
Диаш был исключительно опытным моряком, но, очевидно, показался властителю слабым командиром - ведь он не смог справиться с возмущением матросов за мысом Доброй Надежды и довести корабли до Индостана, когда такая возможность, казалось, представилась. А род Васко да Гамы, как нам уже известно, славился решительностью и храбростью. Королю нужен был именно такой человек, который волей и энергией воодушевит команду нескольких небольших судов и сможет, преодолевая трудности, выполнить задачу до конца.
Сведения хронистов о том, как именно Гама стал во главе «экспедиции века», противоречивы и не дают единой картины. Одни источники утверждают, что флотилию хотели доверить его отцу, но тот внезапно умер, и сын его заменил. Другие говорят, что король отметил разумные взгляды дона Васко на морское дело в ходе какой-то из аудиенций и, отвергнув предложенный ему министрами список претендентов, в последний момент принял неожиданное решение.
Известно также, что Мануэл I позволил назначенному капитану - по его просьбе - взять с собой одного из братьев. Васко явно нуждался в человеке, который при любых обстоятельствах остался бы верным ему. Он выбрал Паулу. В 1495 году начали готовиться к экспедиции. Пока дон Гама в специально отведенных ему покоях королевского дворца собирал и анализировал всю нужную информацию, какую мог «считать» с отечественных, итальянских, арабских карт и документов, на столичных верфях под руководством Диаша строили корабли. Дон Бартоломеу на основе собственного экспедиционного опыта распорядился заменить косые паруса на прямоугольные, повысил остойчивость судов и снизил их осадку. Водоизмещение было увеличено до 100 тонн: предстояло взять на борт как можно больше еды и воды. Впрочем, трюм плоскодонных португальских кораблей с высоким носом все равно был весьма несовершенен: он пропускал воду и по ходу плавания постепенно превращался в помойную яму, где в гнилой воде с мусором плавали крысы. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек.
В итоге по проекту Диаша в Лиссабоне построили две каравеллы: «Сан-Габриэл» - его дон Васко, пользуясь своей привилегией командира, выберет флагманом, - и «Сан-Рафаэл». Капитаном флагмана был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль да Гама доверил брату. Кроме того, в экспедиции участвовали еще: «Сан-Мигел», или «Берриу», старое легкое судно с латинскими (то есть косыми) парусами под командованием Николау Коэльо и безымянное грузовое - капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии при хорошем ветре могла составить 6,5-8 узлов.
Очень тщательно подошли власти к выбору экипажа. В него было приказано набирать людей опытных, отчаянных, закаленных и привычных к дальним странствиям, умелых в своем деле. Костяк составили те, кто плавал с Диашом, а всего на борт приняли около 170 человек, из которых 10 являлись преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Этих головорезов планировали высаживать для разведки в особо опасных районах Африки. Трюмы, как и планировалось, под завязку загрузили пищей и пресной влагой на многие месяцы. Вот как выглядел дневной паек моряка, отправлявшегося в Индию: полфунта сухарей, фунт солонины, две с половиной пинты воды, одна двенадцатая пинты уксуса и одна двадцать четвертая - оливкового масла. В пост мясо заменяли на полфунта риса или сыра. Кроме того, португальцы постоянно пили вино и не хотели отказываться от этой привычки в море, поэтому каждому в день выдавали одну с четвертью пинту (около 700 граммов) этого напитка. Еще корабли везли бобы, муку, чечевицу, чернослив, лук, чеснок и сахар. Рыбу, конечно же, планировалось ловить по пути. Не забыли и разнообразные товары для меновой торговли с африканскими аборигенами: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы , дешевые оловянные украшения… И все-таки при таком неплохом довольствии жизнь матросам предстояла нелегкая: месяцами находиться в открытом океане, изнывать под экваториальным солнцем, под которым тухнут и продукты и вода. Спать - вповалку, где попало, прямо на палубе. Знаменитые гамаки «от индейцев Америки» Колумб уже привез, но в широкое употребление они еще не вошли.


Прощание Васко да Гамы с королем Португалии Мануэлом I . Фото ULLSTEIN BILD/VOSTOCK PHOTO

Игры случаяЖарким днем 8 июля 1497 года готовились к отплытию. Отслужили молебен. Всем путешественникам по традиции было даровано отпущение грехов (соответствующую буллу выпросил у папы Мартина V еще Генрих Мореплаватель).
Наконец наступил кульминационный момент отплытия. Об руку с Васко да Гамой на борт взошел Бартоломеу Диаш - он отправлялся в Гвинею, куда был назначен губернатором. Раздался пушечный залп.
Поначалу плыли практически без неожиданностей. Через неделю достигли Канар. Затем на островах Зеленого Мыса пополнили запасы пресной воды и провизии. Здесь же высадился Диаш, которому вскоре предстояло отправиться дальше, в недавно возведенную крепость Сан-Жоржи-да-Мина на гвинейском побережье.
И тут стихия подвергла флотилию серьезным испытаниям. Корабли попали в полосу сильных восточных ветров, которые решительно не позволили идти дальше известным путем вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя - принял ответственное решение повернуть на юго-запад, чтобы попытаться в открытом океане обойти ветры.
Каравеллы удалились от Африки на огромное расстояние в 800 морских миль. Долгих три месяца на километры вокруг с мачт не просматривалось ни клочка суши. Пресная вода, естественно, стала негодной - пришлось пить морскую. Питались солониной. Так новый путь, который избрал Гама, подорвал здоровье команды уже в самом начале плавания. Зато был открыт удобный путь с попутными воздушными потоками к мысу Доброй Надежды. И сегодня редкие парусные суда ходят именно по этому маршруту.
После экватора корабли наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток. 27 октября увидели китов, а вскоре - птиц и водоросли, которые указывали на близость суши. Через четыре дня вахтенные огласили палубы долгожданным криком: «Земля!»
4 ноября с облегчением бросили якорь в бухте Святой Елены под 33° уже южной широты, у самой оконечности Африканского материка. Здесь да Гама планировал задержаться надолго: помимо привычного пополнения запасов необходимо было подвергнуть корабли кренгованию, то есть вытащить их на берег и очистить днище от налипших ракушек и моллюсков, которые не только серьезно замедляют ход, но и разрушают древесину. Однако возник конфликт с местными жителями - низкорослыми воинственными бушменами - из-за высокомерного и грабительского поведения португальцев, которым они «славились» в дальних краях. Командир экспедиции был ранен в ногу, и пришлось срочно отчаливать.
Мыс Доброй Надежды огибали с большим трудом. Стихия разбушевалась. Из-за набежавших грозовых туч день буквально превратился в ночь. Вода потоками лилась с неба и просачивалась снизу сквозь щели в обшивке в трюм, волны заливали палубу круглосуточно, но в Индийский океан все же удалось войти без особых потерь.
Теперь старались держаться в прямой видимости от берега. В бухте Святого Бласа (Сан-Браш - ныне Мосселбай в ЮАР) отремонтировали наконец каравеллы: залатали обшивку, подшили разорванные паруса и снасти, закрепили расшатанные мачты. Увы, пришлось сжечь грузовой корабль: шторм сделал его непригодным для дальнейшего плавания. Впрочем, потери среди моряков компенсировали потерю корабля, тесниться не пришлось… Припугнули вышедших из джунглей готтентотов выстрелами из бомбард, установили неизбежный падран и - в дорогу.
Скоро, 16 декабря, проплыли место последней стоянки Диаша. Дальше начиналось неведомое.
Со многими сюрпризами пришлось тогда столкнуться европейским путешественникам. И с неизвестными течениями невиданной силы, идущими вдоль мелей и рифов, и с пресловутым многонедельным безветрием, и, наконец, с цингой.
25 января, когда экспедиция остановилась у мозамбикской реки Келимане (корабли опять начали разрушаться), примерно у половины всего экипажа гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени - многие не могли не то что работать, но даже ходить. Несколько десятков человек здесь умерли.
В устье Келимане португальцы простояли больше месяца, и только потом поплыли вверх по Мозамбикскому проливу. Идти на этом этапе пришлось очень осторожно и только в светлое время суток: ведь карты еще лишь предстояло составить, и легко было налететь на один из сотен маленьких островов, которыми испещрено это водное пространство.
2 марта корабли подплыли к арабскому городу, который назывался так же, как теперь страна - Мозамбик. Земли «диких» черных племен тут кончались, дальше на богатых золотом берегах стояли порты приверженцев Мухаммеда. Мусульмане вели активную колонизацию восточной Африки, скупая в глубине материка амбру, металлы и слоновую кость.
Жители Мозамбика, как ни странно, поначалу приняли португальцев за своих единоверцев (одежда мореплавателей успела истрепаться и потерять национальные признаки), а местный правитель подарил Васко да Гаме в знак дружбы четки. Но высокомерный и заносчивый капитан, который всегда страдал от отсутствия дипломатического дара, посчитал горожан дикарями и попытался предложить эмиру в обмен красный колпак!
Разодетый в дорогие одежды «князь», разумеется, с негодованием отверг такой подарок. А вскоре кто-то из подданных Васко доложил ему: мореплавателя видели беседующим с двумя пленными христианами (откуда взялись они в Мозамбике, непонятно, - возможно, из Эфиопии). Так раскрылась правда о вероисповедании путешественников. Атмосфера накалялась.
Но главная беда заключалась в том, что для продолжения пути нужен был хороший лоцман, а откуда его взять? Правда, тот самый эмир еще до разрыва отношений успел предоставить в распоряжение флотилии двух знатоков морского дела, но один из них тут же сбежал, а второй, как выяснилось, был ненадежен: он вскоре же после отплытия пытался выдать какие-то встреченные острова за материк. Обман раскрылся, разъяренный командир велел привязать лгуна к мачте и лично жестоко высек (один из тех самых островков так и занесли на карту под именем Исла-ду-Асоутаду, то есть «Высеченного»).
Великое начинание, как это часто бывает, спас случай.
7 апреля португальцы подошли к еще одному крупному порту на пути - Момбасе, где арабы силой пытались захватить каравеллы. Едва удалось спастись.
А вот эмир следующего города, Малинди, давно и смертельно враждовал со своим момбасским соседом и назло ему, несмотря ни на что, радушно принял Васко да Гаму. Тот не только разжился здесь провизией и даже небольшим количеством долгожданных пряностей, но и увидел на рейде четыре корабля из Индии. А еще получил в свое распоряжение первоклассного навигатора Ахмеда ибн Маджида. Ахмед был старше Васко примерно на тридцать лет и ходил по морям (применяя астролябию) еще до его рождения. Он оставил после себя лоции, руководства по мореходству, часть которых сохранилась до сих пор и находится в Париже. Поднявшись на борт «Сан-Габриэла», лоцман просто и деловито развернул перед изумленным капитаном точные карты западного побережья Индии со всеми азимутами и параллелями. Естественно, радость дона Васко не знала предела - теперь можно было идти с максимальной скоростью, без каких бы то ни было задержек, прямо через океан, четко по курсу. Строго говоря, это Ахмеду ибн Маджиду Европа обязана открытием морского пути в Индию.
24 апреля красные паруса португальцев поймали попутный муссон и двинулись на северо-восток. На пятые сутки Южный крест сменили на звездном небосклоне созвездия Медведиц, а через 23 дня моряки увидели чаек.
В стране чудесТак, благодаря мастерству опытного араба 20 мая 1498 года капитан да Гама со своего капитанского мостика на «Сан-Габриэле» увидел бурый берег знаменитого субконтинента в районе города Каликута (ныне - Кожикоде). Каликут, столица независимого княжества, служил тогда крупнейшим портом всему малабарскому (юго-западному) побережью Индии.
Какие чувства наверняка испытали путешественники, попав на каликутский базар! Воистину, по словам хрониста, здесь продавалось все, что давала людям Земля. В воздухе стоял терпкий запах перца, гвоздики, мускатного ореха, корицы. Лекари предлагали лекарства от всех болезней: камфару, кардамон, асафетиду, валериану, алоэ. В изобилии имелись ароматные миро и сандал, синие краски (индиго), кокосовое волокно, слоновая кость. Поставщики фруктов раскинули свой яркий и сочный товар: апельсины, лимоны, дыни, манго.
Переводчик Жоао Нуньеш в первые же дни умудрился в суете каликутских улиц заручиться дружбой еще одного араба, некоего эль-Масуда, который и стал информатором европейцев в Каликуте. Позже ему придется бежать в Лиссабон - его, как и Ахмеда ибн Маджида, соотечественники заочно осудят на смерть за предательство… Но не станем забегать вперед.
Правитель Каликута, носивший титул раджи-саморина, благодушно принял первое посольство странных гостей в составе того же эль-Масуда и правой руки дона Гамы, офицера Фернана Мартина. Их одарили тканями. Казалось, диалог налаживается, но в дело, увы, вмешалось все то же вечное высокомерие капитана, который свысока смотрел на всех язычников. Он непонятно зачем начал сразу уверять всех и каждого в Каликуте, что он - официальный представитель далекого заморского короля, могущественнейшего из государей подлунного мира, и пришел сюда, чтобы привести все народы к покорности этому королю. Еще дон Васко настаивал, чтобы на аудиенцию к правителю его несли в паланкине, в окружении трубачей и знаменосцев. Саморин встречал его, восседая на троне из слоновой кости, на зеленом бархате, одетый в златотканую одежду, его руки, пальцы и лодыжки были усыпаны драгоценными камнями - и человеку, который выглядел подобным образом, недальновидный европеец додумался подарить дешевую андалусийскую полосатую материю, те же красные колпаки и ящик сахара! Индус, конечно же, подарки отверг как и властитель Мозамбика. Кроме того, арабы, окружавшие этого государя, уже описывали ему кровавые столкновения в Мозамбике и Момбасе.
В итоге дело обернулось для португальца неожиданно: ему было приказано оставаться на берегу под домашним арестом, а также сдать все парусное снаряжение и корабельные рули. Вокруг христиан плотным кольцом тотчас выстроились разукрашенные перьями воины, а находившиеся тут же разъяренные арабские купцы даже собирались растерзать путешественников на месте. Казалось, удача отвернулась от мореходов. Но 2 июня после переговоров с вали, первым министром саморина, Васко да Гаму неожиданно отпустили на корабль за выкуп и вновь предоставили свободу действий. Видимо, капитану удалось ловко сыграть на балансе индусских и арабских интересов, убедить хозяев не идти на поводу у основных торговых партнеров. Правда, использовать этот триумф изворотливости с максимальной отдачей не удалось. Негоциантом, как и дипломатом, дон Васко зарекомендовал себя весьма средним. Несмотря на благоприятные условия для торговли, целых два месяца ушло у него на то, чтобы выменять лишь несколько килограммов пряностей на гораздо более ценные - в абсолютном исчислении - медь, ртуть и янтарь. Да и с этой незначительной сделки саморин, в конце концов, потребовал огромную таможенную пошлину. Эль-Масуд тем временем сообщил, что арабы вновь предлагают правителю любые деньги за уничтожение португальской экспедиции.
В общем, настало время действовать. И да Гама вновь всех удивил. 19 августа захватил более десятка заложников, приехавших осмотреть «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл». Корабли немедленно развернулись бортами на рейде и отправили в порт парламентера с угрозой: все пленники будут навсегда увезены за море, если индусы немедленно не снимут арест с уже купленных предметов и не освободят офицера Диогу Диаша, который застрял на берегу с некоторыми нераспроданными еще европейскими товарами. Саморин, поразмыслив, решил уступить ультиматуму: отпустил Диаша (правда, отобрав часть португальской собственности) и даже отправил с ним письмо для «великого заморского короля», в котором сообщал о своем богатстве и просил прислать для обмена на пряности золото и серебро.
В ответ Васко да Гама отпустил лишь шестерых заложников из десяти, а остальных действительно увез в Лиссабон. Убедившись, что больше в Каликуте ничего не добиться, он, отпугнув арабское лодочное оцепление пушечным залпом, велел немедленно отплывать на запад.
Возвращение и гореРазумеется, никто не рассчитывал на то, что обратный путь окажется более легким. Он и не оказался. Во-первых, да Гама был вынужден покинуть Индию раньше, чем задул попутный северо-восточный муссон, которым всегда пользовались арабы, - у него ведь просто не было иного выхода. Так что если в Индию корабли шли меньше месяца, то теперь дорога до Африки заняла целых три - с начала октября 1498 года до 2 января 1499-го. Цинга и лихорадка унесли еще 30 человек из и без того небольшого экипажа, так что теперь на каждом из кораблей оставалось буквально по 7-8 работоспособных матросов - явно недостаточно для эффективного управления судами. 7 января удалось добраться до дружественного Малинди, но здесь уж с «Сан-Рафаэлом» пришлось расстаться. Он не подлежал ремонту, и плыть на нем стало некому. Остатки команды с грузами из трюмов перешли на флагман, а «Сан-Рафаэл» сожгли. Но тут удача вновь вернулась к горстке португальцев - словно внезапно решила помиловать их на краю гибели. Без приключений обогнули мыс Доброй Надежды, а потом всего 27 дней шли с попутным ветром до Зеленого Мыса. Там, правда, попали в мертвый штиль, а потом сразу в шторм, который разделил корабли, но они благополучно встретились - уже в Лиссабоне.
Первым пришел в столицу на «Сан-Мигел» Коэльо - 10 июля 1499-го. У самого дона Васко на флагмане случилось горе - умер в пути на одном из Азорских островов его брат. Обычно безучастный к страданиям, капитан, очевидно, сильно переживал это событие. Во всяком случае, поручив вести каравеллу в Лиссабон Жоану да Са, он остался хоронить Паулу. «Сан-Габриэл» уже торжественно входил в порт приписки, а да Гама и не думал о триумфальном возвращении - он еще несколько недель предавался скорби в глуши Азор.
Таким образом, в Лиссабон капитан явился последним из экспедиции, после почти 26 месяцев скитаний. Король, однако, все равно принял его с помпой и велел устроить общественный показ привезенных им «диковин». Горожане с большим любопытством рассматривали иссиня-смуглых индийцев. Немногие выжившие моряки громогласно на всех перекрестках рассказывали страшные истории о бедствиях, через которые их провели воля и мужество их предводителя. Кроме всего прочего, как мы уже говорили, да Гама привез верные карты африканского побережья и доказал, что моря вокруг Индостана не являются внутренними.
Монарх высоко оценил все это - дал своему мореплавателю титул «адмирала Индийского моря», право вечного беспошлинного вывоза любых товаров из новооткрытой Индии и большую пожизненную пенсию. Впрочем, в духе времени самому награжденному этого показалось мало, и он попросил дать ему в личное владение родной город Синиш.
Тут возникла загвоздка: ранее город принадлежал ордену Святого Иакова, великим магистром которого числился герцог Коимбрский, незаконный сын покойного короля Жоана II. Король жалованную грамоту адмиралу подписал, и папа выразил свое согласие, но якобиты категорически отказались отдавать свою собственность. Монарху ничего не оставалось, как задобрить да Гаму дополнительной прибавкой к пенсии. Впрочем, вскоре мореплаватель утешился - где-то между 1499 и 1502 годами он женился на некоей донье Катарине де Атаиде, дочери весьма влиятельного сановника. Супруга впоследствии родила ему семерых детей. Но любил ли он их - неизвестно. После смерти брата Паулу гуманные черты в характере Васко да Гамы больше не появляются на страницах хронистов, которые отныне словно стремятся убедить читателей: этот человек внушал только страх, а стремился только к власти.


20 мая 1498 года. Португальский капитан встречается с раджой-саморином в Каликуте. Фото AKG/EAST NEWS

Гроза ИндииДвор португальский, как и любой другой европейский двор XV века, кишел шпионами соседних стран. Сведения о новых открытиях при всем желании не удалось бы скрывать долго. Следовательно, необходимо было решительно продолжать начатое дело, чтобы никому не дать обойти себя в Индии. Мануэл I незамедлительно развил бурную деятельность: уже на следующий год по проторенному пути отправилась эскадра в 13 судов и полутора тысяч человек. Сам адмирал, правда, уклонился от участия в экспедиции. Флот возглавил знатный дон Педру Алвареш Кабрал, которому повезло открыть «по дороге» Бразилию и Мадагаскар. В Каликуте его тоже ждал успех - внушительный вид флотилии быстро настроил индусов на мирный лад. Установились нормальные коммерческие отношения, и португальцы сразу получили баснословные прибыли. На целых 90 лет их страна стала абсолютным монополистом в торговле с Южной и Восточной Азией.
Васко да Гама вернулся к активным делам через полгода после возвращения Кабрала. 10 февраля 1502 года он во главе десяти крупных кораблей вновь отправился к открытым землям. На сей раз эскадру сопровождали еще и пять быстроходных военных каравелл под командованием дяди адмирала - дона Висенти Судре. На этот раз Васко да Гама проплыл какое-то время вдоль побережья Бразилии и посмотрел на землю, открытием которой португальцы отчасти были обязаны ему. До Индии добрались практически без происшествий. По дороге 14 июня успели основать первую факторию на восточном побережье Африки, в порту Софала: сюда везли золото и зубы бегемотов, которые, будучи более твердыми и белыми, ценились тогда даже больше, чем знаменитая слоновая кость. На острове Килоа, неподалеку от Занзибара, португальцы обложили налогом местного эмира Ибрагима и заставили его признать владычество короля Мануэла. Наконец на подходе к Индостану, у острова Анджидива в районе Гоа, адмирал - скорее просто от застарелой ненависти, чем ради выгоды - ограбил встречное арабское судно «Мери» и сжег его вместе с тремя сотнями пленных, включая женщин и детей.
В дружественном Каннуре тоже основали факторию, форт и взяли порт под полный таможенный контроль. Теперь португальские канониры топили любые суда, входившие без разрешения в гавань.
30 апреля 1502 года, когда Васко да Гама добрался до основной своей цели - того же Каликута, - это был уже далеко не слабый и измученный странник с парой кораблей и горсткой таких же «доходяг» матросов. Местные жители увидели во славе могущественного повелителя целой флотилии, вооруженной до зубов. Саморин, хоть уже и встречался в таких же условиях с Кабралом, вновь перепугался не на шутку и незамедлительно отправил послов с предложением мира и возмещения нанесенного ранее ущерба. Но адмирал и тут переборщил - заломил слишком высокую цену за спокойную жизнь индийского города. Он потребовал изгнать из Каликута всех арабов. Раджа, как ни опасался пришельцев, отказался. Португалец реагировал опять же в своем духе - повесил 38 захваченных на берегу индусов и начал планомерный обстрел города. Правитель отправил нового «переговорщика» - своего верховного жреца, которого португальцы отправил обратно, отрубив нос, уши, руки и подвесив все это на шее несчастного! А дон Васко, оставив семь кораблей для блокады Каликута, уплыл в Кочин торговать.
3 января 1503-го в Кочин прибыл еще один дипломат от саморина с предложением мира. Но тут уж европейцы заподозрили неладное - не могли индусы легко простить такие великие обиды. К послу применили излюбленный прием - пытки, и тот признался, что его государь совместно с арабами собирает большой флот для борьбы с португальцами, а пока просто усыпляет их бдительность. Дон Васко немедленно отплыл в Каликут и уничтожил неподготовленные еще суда противника. Часть их расстреляли из мощных пушек, часть взяли на абордаж. На захваченных кораблях нашли много золота, а на одном - целый «гарем» молодых индианок. Самых красивых отобрали в подарок королеве, остальных раздали матросам.
20 февраля адмирал отправился домой, оставив в Индийском океане постоянную эскадру из восьми кораблей. 11 октября он уже был в Лиссабоне - и хотя встречали его с теми же почестями, что и в первый раз, теперь для этого имелось куда больше оснований. С собой дон Васко привез горы ценных товаров, важные торговые договоры, заключенные от имени короны, а главное - свидетельства фактически начавшегося процесса реальной колонизации.
Да Гама перевыполнил поставленную ему изначально задачу. Благодаря ему Лиссабон буквально за несколько лет превратился в центр международной торговли. Сюда за пряностями и благовониями, бразильским сахаром и плащами из перьев тропических птиц, китайским фарфором и индийскими драгоценностями стекались купцы из всех уголков Европы.
Теперь мореплаватель переехал жить в Эвору, где построил себе удивительный дворец, стены которого были украшены изображениями пальм, индусов и тигров (именно с этого жилища взял свое начало прославленный архитектурный стиль «мануэлину»). Улица, на которой он некогда стоял, до сих пор носит название «Раскрашенного дома».
Там адмирал провел 12 лет, а потом покой ему, видимо, все же надоел и он стал просить у короля позволения предложить свои услуги для разнообразия какой-нибудь другой державе (нормальная практика в ту эпоху - так же годом раньше поступил и Магеллан). Мануэл, однако, не пожелал отпустить национального героя и наградил его до поры титулом графа Видигейры, а также принял предложение да Гамы учредить новую административную единицу - вице-королевство Индийское. Центром его стал Гоа, второй по величине малабарский порт после Каликута, а спустя некоторое время дон Васко стал вице-королем.

В 1897 году Португальское королевство преподнесло эти часы в дар южноафриканскому Дурбану в память о путешествии Васко да Гамы. Фото ULLSTEIN BILD/VOSTOCK PHOTO
Человек, перед которым трепетало мореУже седой мореплаватель в третий раз ступил на борт корабля, идущего в «страну пряностей» 9 апреля 1524 года. На сей раз 14 судов покинули берега Португалии.
С этим последним плаванием связана, между прочим, и последняя легенда, раскрывающая нам человеческую сторону адмиральской личности. У Дабула, под 17° северной широты, флот попал в зону подводного землетрясения. Все офицеры и матросы пришли в суеверный ужас, и только уверенный в себе адмирал обрадовался: «Смотрите, даже море трепещет перед нами!» - бросил он своему адъютанту.
15 сентября 1524 года в Чауле дон Васко официально вступил в права королевского наместника в Индии и Восточной Африке. К сожалению для португальцев, его энергичное правление длилось недолго. Он успел лишь пресечь самые вопиющие злоупотребления вроде продажи пушек арабам и арестовал нескольких самых продажных чиновников (в том числе бывшего главу индийских колоний Португалии дона Дуарти ди Минезиша). Вице-король устроил себе роскошный двор и набрал двести человек личной гвардии из туземцев.
Но тут вдруг этот никогда не страдавший болезнями крепкий человек стремительно занемог. Начались сильные боли в шее, а затылок покрылся карбункулами. В 3 часа пополудни на Рождество - 24 декабря 1524 года - адмирал да Гама умер и вскоре был похоронен в соборе Гоа. Лишь через 15 лет его останки перевезли на родину. На могиле в Лиссабоне теперь начертано: «Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, Первый граф Видигейры, адмирал Восточной Индии и ее знаменитый открыватель».