Проекты военных кораблей будущего крупнейший блог рунета. Бесшумные и маневренные: какими будут боевые корабли будущего. Авианосец для королевы

Проекты военных кораблей будущего крупнейший блог рунета. Бесшумные и маневренные: какими будут боевые корабли будущего. Авианосец для королевы

Начало нового тысячелетия стало своеобразным рубежом в истории развития военных флотов. Изменившаяся после распада Советского Союза и развала «советского блока» военно-политическая обстановка в мире привела к смене курса в развитии военно-морских сил ведущих государств. Сегодня военный флот рассматривается уже не только как один из компонентов, составляющих ядерные силы сдерживания. Основная ставка делается на универсализацию военных флотов. На смену старым кораблям, способным выполнять ограниченные тактические задачи, приходят новые универсальные корабли, обладающие большими техническими возможностями и оснащенные современными огневыми средствами борьбы.

Новые технологии – важнейший элемент развития военного флота

Технический прогресс влечет за собой появление новых технологий. Соответственно происходит развитие средств вооружения, изменение военной тактики и стратегии. Так было, так есть и так будет всегда. Военный флот в этом плане всегда находился на первых позициях, являясь самым передовым и технически совершенным видом вооружения. Ушли в историю те времена, когда одной из главных составляющих военной мощи флота являлось количество. Эпоха парусников завершилась появлением паровой машины и брони. На смену парусным армадам пришли боевые эскадры, состоящие из стальных бронированных монстров. Военный корабль превратился в сложнейший технический механизм, где на небольшом и ограниченном пространстве сосредоточена масса агрегатов и машин, устройств и снаряжения.

Вместе с совершенствованием двигательной установки, шел прогресс в средствах вооружения и защиты. Первоначально артиллерия была основой ударной мощи военного корабля. Появление нарезной артиллерии и увеличение калибра артиллерийских орудий неизбежно влекло за собой утолщение брони. Чем больше становился калибр корабельных орудий, тем толще был броневой пояс. Соответственно увеличивалось водоизмещение военных судов. Соперничество брони и снаряда продолжалось вплоть до середины XX века. Артиллерийская дуэль главных сил флота лежала в основе линейной тактики. Главная задача противоборствующих сторон во время боевых столкновений заключалась в нанесении противнику большего урона. С выходом на сцену минно-торпедного оружия и появление авиации положило конец господствующему положению артиллерии на флоте. Превосходство на море теперь не зависело от количества линкоров и крейсеров. Требовались новые боевые суда и плавсредства, специально предназначенные для выполнения определенных боевых задач на море.

Сначала появляются подводные лодки, минные заградители и торпедные катера. Чуть позже на арену морских сражений выходят авианосцы. Торпеда и самолет становятся основными средствами ведения войны на море. Военный флот превращается в универсальный вид вооруженных сил, способный решать различные боевые тактические задачи и выполнять стратегические функции. Вторая Мировая война внесла свои коррективы в развитие военно-морских вооружений, а последующая «холодная война» привела к изменению политики использования военных флотов. Ушли в историю линейные корабли. Крейсера утратили свое лидирующее положение на флоте. Вторая половина XX века стала эрой господства авианосцев и подводных лодок. Ракетное оружие и авиация практически вытеснили артиллерию с флота, отведя ее второстепенные роли. Следом за пушками отошла на задний план и броня. Залогом высокой эффективности военного флота стали мощность вооружения, скрытность, большая дальность хода и техническая оснащенность. Современные флоты перестали быть молчаливым орудием демонстрации силы на море, став инструментом проведения внешней политики.

Концепция военного флота будущего – наличие новых и современных боевых кораблей

В нынешней военно-политической обстановке все больше и больше стран делают ставку на усиление собственных военно-морских сил. Даже небольшие страны, имеющие выход к морю, стремятся обзавестись собственными ВМС. Военный флот на сегодняшний день становится едва ли не единственным средством предупредить внешнюю агрессию и обеспечить сохранность морских рубежей. К тому же новые технологии сегодня позволяют строить корабли умеренного водоизмещения, оснастив их при этом всеми доступными средствами вооружения, связи и обнаружения.

В период «холодной войны» появились новые классы военных кораблей. Сегодня вместо торпедных катеров появились ракетные катера и катер, вооруженный противокорабельными ракетами. Небольшие по размерам и водоизмещению такие суда являются полноценным боевыми единицами, способными на равных тягаться с более крупными судами. Подводные лодки разделились на два класса — стратегические подводные ракетоносцы и торпедные подводные лодки с атомной или с обычной двигательной установкой. И те, и другие обладают достаточной огневой мощью, способной не только стереть с лица земли целые города, но и нанести точечные удары по противнику в любой точке земного шара, как на суше, так и на море.

На смену линкорам и крейсерам приходят суда новых классов. За рубежом строятся фрегаты и корветы. Вместе с авианосцами и подводными лодками эти суда составляют основу современных флотов иностранных государств. В составе флотов наряду с ударными силами появляются крупные десантные суда – вертолетоносцы, строятся и спускаются на воду суда специального назначения. Если в США основная ставка делается на авианосный флот, то в таких странах как Великобритания, Франция, Япония и Китай основными боевыми судами становятся эсминцы, фрегаты и корветы. Советский Союза в попытке добиться военного паритета с Соединенными Штатами и блоком НАТО, строит для нужд своего ВМФ Большие Противолодочные Корабли (БПК), Тяжелые Авианесущие Крейсера (ТАКР), сторожевые корабли.

Новые военные суда кардинально отличаются от своих предшественников набором средств вооружения и тактико-техническими характеристиками. Теперь каждый отдельно взятый боевой корабль – это самостоятельная боевая единица флота, которая способна выполнять огромный объем работы. К примеру:

  • эсминцы — корабли, способные нести боевое патрулирование в дальней морской зоне и атаковать любого противника, как на море, так и на суше;
  • фрегаты и корветы являются судами, отвечающими за охрану рубежей на ближних и дальних подступах, ведут разведку и патрулирование в зоне ответственности, могут атаковать любого противника на поверхности, под водой и на суше;
  • малые ракетные корабли по своей функциональности схожие с корветами, однако, в ряде случаев являются ударной силой флота;
  • патрульные корабли отвечают за охрану морских рубежей в ближних акваториях;
  • десантные суда-доки способны доставить в любой уголок земного шара личный состав пехотных подразделений, военную технику и снаряжение, обеспечить зону высадки морского десанта техническими средствами и огневой поддержкой;
  • авианесущие суда становятся универсальными, способными нести как самолеты, так и вертолеты.

Концепция развития флотов свидетельствует о том, что военные суда должны выполнять широкий спектр боевых задач тактического плана. Происходит отход от концепции строительства крупных и дорогостоящих кораблей, отдавая предпочтение строительству универсальных судов, меньших по размеру и водоизмещению.

Корабли нового поколения для Военно-Морского Флота России

Россия, став преемницей СССР, унаследовала большую часть военных кораблей ВМФ Советского Союза, некогда считавшегося одним из самых могущественных в мире. Большая часть кораблей представляла собой суда постройки середины 70-х -начала 80-х годов. Это были современные и мощные суда для своего времени, строящиеся серийно. Немало военных кораблей досталось в недостроенном виде, оставаясь на верфях судостроительных заводов. Сложная экономическая обстановка в стране, сложившаяся в 90-е годы, привела к тому, что большая часть плавсостава советского военного флота утратила свою боевую ценность. Некоторые суда просто устарели морально и были разобраны на металлолом. Другие корабли, спущенные на воду совсем недавно, продолжали оставаться в составе флота РФ, доживая свой век.

Государство в те годы было не в состоянии поддерживать в рабочем и в боевом состоянии огромный военный флот. К тому же, стремительное развитие техники, наметившееся в конце 90-х годов, привело к тому, что основная масса советских БПК, авианесущих крейсеров, крейсеров, эсминцев, тральщиков и подводного флота одновременно оказалась устаревшей. Российскому флоту для того, что бы сохранить за собой статус морской державы в срочном порядке требовались новые могучие и мощные боевые корабли.

Стартом нового этапа по восстановлению боеспособности российского флота стала программа военного кораблестроения ПВК 2050, принятая весной 2014 года. Пункты и положения программы указывают пути развития отечественного военно-морского флота, примерный состав флота, определяют предварительную сумму расходов на разработку проектов и строительство новых судов. Предполагается, что на восстановление былой мощи отечественных флотов, на приведение их в соответствие с требованиями времени, будет потрачена колоссальная сумма, более 8 млрд. рублей по нынешнему курсу. Эта сумма рассчитана с учетом того, что списочный состав флота России к 2050 году должен быть представлен 600 судами различных классов, включая ударные силы и корабли боевого и технического обеспечения.

В программе приведены основные параметры военного корабля будущего для отечественного флота. Акцент делается на внедрение совершенно новой концепции строительства судов. Здесь учитываются новая архитектура корабля, универсальность и огромная энерговооруженность. Большая часть новых проектов боевых судов должна быть ориентирована на создание беспилотных средств обнаружения и вооруженной борьбы, где исключается человеческий фактор.

Что может сегодня показать миру Россия на море

Следует отметить, что до недавнего времени новые боевые суда ВМФ Российской Федерации являлись последующим развитием проектов, созданных еще в советский период. Началу реализации новой концепции строительства океанского флота положили проекты и технические решения, разработанные в Крыловском государственном научном центре. Именно здесь родился первый эскизный проект корабля будущего для российского военного флота. Следующим этапом стала концепция перспективного эсминца «Лидер», который должен был дать старт началу строительства военных судов нового поколения. Если с эсминцем типа «Лидер» решение дальше чертежей и расчетов не продвинулось, то в другом направлении заметен явный прогресс.

На базе технической документации, разработанной в Крыловском ГНЦ, сегодня уже активно продолжается работа над другими перспективными кораблями дальней морской зоны. Речь идет о фрегатах проекта 22350, которыми присвоены имена видных советских адмиралов. В ближайшее время ожидается ввод новых кораблей в строй.

Всего в соответствии с реализацией предыдущих судостроительных программ планируется до 2019 года передать в состав флота до 50 новых военных кораблей различных классов.

Делая отступление от реализации программы будущего развития флота, не лишним будет сказать о реализации ранее принятых программ развития флота. Параллельно с созданием кораблей дальней морской зоны идет обновления парка десантных судов. Большой десантный корабль «Иван Грен» стал ответом российской оборонки на отказ Франции передать России большие десантные корабли-доки типа «Мистраль». На ведущих верфях страны, в Калининграде, в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке идет строительство современных океанских судов. На них планируется установить новые противокорабельные комплексы «Оникс», которые могут одновременно наносить удары по любым целям на расстоянии до 2500 км.

В Зеленодольске идет строительство малых ракетных кораблей, класса корвет. Вооруженные ракетами «Калибр» эти суда нанесли ракетный удар по силам Исламского Государства на территории Сирии осенью 2015 года. Современные военные корабли для российского ВМФ построены с учетом технологии «стелс» и вооружаются отечественными новейшими ракетными комплексами.

Активно идет пополнение состава флота подводными лодками с дизельными двигателями проекта 636 типа «Варшавянка» и подлодок улучшенной модификации «Амур». На сегодняшний день флот уже получил 6 судов подобного класса. До 2021 года планируется передать еще 6 однотипных судов. Планируется начать строительство новой подводной многоцелевой лодки типа «Хаски» и другого подводного корабля типа «Калина».

Отдельной строкой идет восстановление ракетно-ядерного щита России, строительство атомных подводных ракетоносцев. Три ПЛАРБ проекта 935 «Борей» уже вошли в строй ядерных сил флота в период с 2012 по 2014 год. Ведется перевооружение ракетами «Калибр-ПЛ» четырех атомных ракетных крейсеров типа «Атлант», готовых до 2020 года составить основную ударную мощь Тихоокеанского флота.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

Издавна человека прельщала заманчивая мечта – летать подобно птице. История-древности и Средних веков знает немало случаев, когда человек прикреплял к своим рукам и ногам крылья и прыгал с отвесной скалы или высокой башни, Все эти попытки летать заканчивались обычно трагически. Мускульной тяги человека было явно недостаточно того, чтобы осуществить полет, а подходящего двигателя в то время не было. К тому же и полет птиц был изучен совершенно недостаточно.

Один из гениальнейших ученых прошлого – Леонардо да Винчи проявлял большой интерес к воздухоплаванию. В сохранившихся до наших дней рукописях Леонардо найдено большое количество заметок о полете птиц, летучих мышей и различных насекомых. Там же приводятся довольно подробные теоретические выкладки, относительно полета при помощи крыльев, полета с помощью ветра и, наконец, относительно возможности летания человека! Сохранились и чертежи Леонардо: На одном из них представлено хорошо разработанное крыло летательной машины, похожее на крыло гигантской летучей мыши.

Развивая и углубляя выводы, сделанные Леонардо да Винчи, изобретатели крыльев более тщательно начинают изучать полет птиц. Ле-Бри, моряк по профессий, длительное время наблюдал за полетом морских птиц, которые чаще других прибегают к парящему полету, Ле-Бри пришел к убеждению, что прежде всего необходимо решить задачу парящего полета. Он построил громадные крылья, площадью в 20 кв. м, внешне похожие на крылья альбатроса, и совершил на них несколько удачных полетов. Однако его успехи остались незамеченными и не имели влияния на разрешение проблемы летания. Зато полёты другого исследователя и изобретателя – Отто Лилиенталя – положили практическое начало современной авиации: полетам на аппаратах тяжелее воздуха.

В 1890 г. Лилиенталь построил свой первый планер с летательными плоскостями, напоминающими крылья летучей мыши. Его первые полеты происходили в Штеглице. Вооружившись своим планером-крыльями, Лилиенталь прыгал с высокой башни и плавно приземлялся. Когда планер кренился набок, наклоном своего тела, т. е. перемещением центра тяжести, Лилиенталь восстанавливал равновесие.

Продолжая успешные полеты, Лилиенталь совершенствовал свой планер. Он ввел руль поворотов и для большей устойчивости в полете поместил над первой летательной плоскостью вторую плоскость. Затем Лилиенталь приступил к конструированию моторного планера с машущими крыльями. Однако ему не удалось осуществить эту идею. 12 августа 1896 г. планер Лилиенталя потерпел аварию, и отважный изобретатель разбился.

Успешные полеты братьев Райт и других изобретателей на аппаратах с неподвижными плоскостями, но с толкающим или тянущим воздушным винтом – пропеллером – отвлекли внимание от конструирования ортоптеров, т. е. летательных аппаратов с машущими крыльями.

До сих пор еще ни одному человеку не удавалось, вооружившись крыльями, отделиться от земли. Однако автор этой статьи считает, что одна из основ проектирования летательных аппаратов будущего покоится, по-видимому, на полете ортоптера.

Присмотритесь внимательно к полету птиц, проследите за работой их крыльев, и вы убедитесь, что во время полета птица использует не только силу удара крыла по воздуху, но и возникшую при этом силу инерции. При взмахе крыльев эта сила подбрасывает птицу вверх. В тот момент, когда птица поднимает крылья кверху, сопротивление воздуха уменьшается, и движение вверх продолжается за счет силы инерции. Но вот подъем прекращается, птица широко раскрывает крылья и снова наносит ими удар по воздуху. При этом уничтожаются силы инерции, возникшие при движении крыльев вниз.

Во время полета птицы и насекомые производят своими крыльями различные сложные движения. Крылья служат им не только для парящего полета или парашютирования, но и являются также органом, обеспечивающим движение вперед. Тщательные наблюдения показала; что при машущем полете крылья птиц описывают восьмерку. При движении вперед острая кромка крыла легко рассекает воздух. При обратном движении крыль отталкиваются от воздуха всей плоскостью, вызывая этим силу тяги.

Для того чтобы осуществить механический полет с машущими крыльям нужно прежде всего изготовить механизм, позволяющий этим крыльям описыват восьмерку. Многие попытки конструкте ров превратить круговое движение в движение восьмерки при больших скоростя не удались. Применяемые при этом сложные передаточные механизмы поглощали не менее 60–60% мощности мотора.

Автор предлагает новую конструкций механизма, позволяющего при небольших потерях энергии получить движение восьмерки. В принципе это предложение сводится к следующему. Представим себе круглый обруч, в воображаемом центре которого закреплен шатун, снабженный на конце шариком. Если вращать шатун, то шарик будет совершать круговое движение по окружности обруча. Попробуем теперь одновременно с вращением шатута на вращать и обруч вокруг его оси со скоростью, большей, чем скорость шарика. В этом случае шарик будет описывать замкнутую шарообразную спираль. Если же скорости обоих круговых движений; будут равны, то шатун с шариком опишет восьмерку в одном полушарии. Если шатун в этой схеме заменить двумя лопастями (крыльями), вращающимися навстречу друг другу, то каждая лопасть опишет такую же восьмерку, как и крыло птицы при полете.

Механизм, осуществляющий передачу от мотора к крыльям, построенный по этой схеме, будет отличаться своей простотой. Он будет состоять из трех одинаковых конических шестерен, одна из которых закреплена неподвижно. Через середину этой шестерни проходит вал мотора, на конце которого сидят две другие конические шестерни, соприкасающиеся своими зубьями с неподвижной шестерней. При работе мотора каждая из подвижных шестерен участвует з двух круговых движениях, а прикрепленные к шестерням лопасти описывают восьмерку, Лопасти расположены так, что при вращении они проходят сначала кромкой вперед, так что воздух оказывает им малое сопротивление, затем, при движении назад, лопасти опираются на воздух всей плоскостью, вызывая циркуляцию воздушного потока в одну сторону. Описанная планетарная передача будет иметь высокий коэфициент полезного действия. Расчеты показывают, что модель с электромотором мощностью всего в 150 ватт и с двумя лопастями длиной по 400 мм сможет производить прыжки на высоту в 100 мм и иметь поступательное движение.

Какой можно представить себе авиацию будущего? Автор полагает, что цельные аппараты с машущими крыльями найдут себе широкое применение. По сравнению с современным самолетами они будут иметь большие преимущества. Применение машущих крыльев объединит в одно устройство пропеллер и плоскости самолета. Моторная установка перенесется во внутреннюю часть корпуса, что даст возможность свободного доступа к мотору во время полета. Изъятие мотора из передней части самолета освободит место для кабины летчика, возможность обзора вперед от него значительно улучшится. Новые летательные аппараты смогут развивать большую скорость полета и в то же время дадут возможность осуществлять взлет и посадку на малых площадках.

Попробуем представить себе один из гигантских воздушных кораблей будущего. Его длина превышает длину самых больших из существующих сейчас океанских пассажирских судов. Каюты и служебные и общественные помещения спроектированы так, что каждое из в случае аварии корабля может самостоятельно опуститься на парашюте, корабль приводится в действие мощными турбинными установками, размещенными в четырех отсеках. В каждом из них установлены специальные прямоточные скоростные турбины и целый ряд других агрегатов. Турбины приводят во вращательное движение два вала, расположенные по бокам корабля. С помощью целой системы шестерен движение передается лопастям, описывающим восьмерку. Стройные, ритмичные движения лопастей напоминают групповую греблю на гоночных лодках.

Воздушный корабль летает подобно птице. Сделав мощный взмах, крылья острой кромкой поднимаются кверху, и сила инерции подбрасывает корабль. В следующий момент крылья принимают горизонтальное положение, и корабль совершает планирующий полет. Если издали наблюдать за полетом воздушного гиганта, то кажется, что это несется по воздуху, поднимаясь и опускаясь на невидимых воздушных волнах, громадный бескрылый корабль: лопасти, совершающие движения с большой скоростью, абсолютно незаметны для человеческого глаза.

На корме корабля помещены гигантские плоскости управления, похожие на рули современных самолетов.

В средней части воздушного гиганта расположены вместительные цистерны, содержащие большой запас синтетического топлива для паровых котлов, обладающего высокой теплотворной способностью. Отработанные газы выбрасываются в задней части хвостового оперения через специальные трубы. Весь корабль имеет герметическую оболочку, что дает возможность летать на больших высотах и в то же время поддерживать внутри корабля нормальное давление воздуха. Специальные нагнетательные установки собирают разреженный воздух, сжимают его до 1 атмосферы и подают во внутреннюю часть корабля. Такие же установки отсасывают из корабля использованный воздух.

Рубка управления кораблем находится в его носовой части. Она сделана из небьющегося стекла и сливается с общей обтекаемой формой корабля. В верхней части корабля имеется специальное отделение для легких летательных аппаратов – скоростных связистов. Эти аппараты могут подниматься с летящего корабля и производить на него посадку. Скорость воздушного гиганта доходит до 1000 км в час и таким образом значительно превосходит скорость всех известных сейчас средств передвижения.

Этот корабль не только летает по воздуху, но в случае надобности может и передвигаться по воде. При посадке на воду лопасти складываются подобно крыльям птицы, и турбины переключаются на четыре специальные установки, находящиеся в нижней части корабля. Эти установки также имеют лопасти, при вращении которых корабль передвигается по воде.

Перспектива появления на боевых кораблях будущего вооружения, построенного на новых физических принципах, повышает интерес военных моряков к теме электродвижения. Идея включить оружие и силовую установку корабля в единый контур на основе электрической энергии - вот, собственно, что дает дополнительные аргументы сторонникам «полного электродвижения». Соответственно, данная тема становится важным направлением работы инженеров-конструкторов, занятых на предприятиях отечественной судостроительной промышленности.«Системы вооружения, построенные на новых физических принципах» - это некое общее широкое определение, под которое попадают, в частности, перспективные комплексы, что используют электромагнитный импульс для временного или даже перманентного вывода из строя радиолокационных станций, вычислительных машин и прочих радиотехнических и цифровых систем вражеских кораблей. Кроме того, возможно использование электроэнергии корабля для запуска и разгона некоего снаряда. Важно, что подобные системы требуют большого запаса электроэнергии на борту корабля и возможности его восстановления/поддержания без захода на базу.«Полное электродвижение» реализуется, когда винт (или иной движитель) на всех режимах движения судна приводится в действие только электромотором. Если на борту присутствует механический источник (дизель, турбина и т. п.), имеющий возможность крутить вал винта (обычно на больших ходах), то имеет место «прямой привод со вспомогательным электродвигателем», простыми словами, «частичное электродвижение».«Полное электродвижение», построенное с преобразованием механической энергии в электрическую, а затем обратно в механическую, снижает общий КПД. Этот факт приходится учитывать и кораблестроителям, и военным морякам. Представляется, что применительно к созданию надводного корабля следующего поколения подход был согласно решаемым им задачам. Ожидаемое появление электромагнитных пушек (для крейсеров, эсминцев) и катапульт (на авианосцах) как бы делает некоторые потери энергии при преобразовании из одного вида в другой оправданными.Батарея Ion-Lithium В этой связи, а также учитывая тенденцию на увеличение общего энергопотребления различными системами корабля (включая РЛС, ГАК, БИУС и т. п.), конструкторам приходится более внимательно относиться к теме выработки и сохранения электрической энергии. Передовые в научно-техническом отношении государства мира активно ведут работы по литиевым батареям повышенной емкости. В этой области отечественные специалисты достигли обнадеживающих результатов, включая применение на флоте. В частности, о завершении разработки и испытаний йон-литиевой батареи для подводных лодок сообщало Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» - создатель субмарин проектов 955 «Борей», 677 «Лада» и других.
Заметим, что аккумуляторы с биркой Ion-Lithium давно и широко применяются в портативных устройствах (мобильные телефоны и т. п.) и хорошо себя зарекомендовали. Однако пока не нашли своего места в военно-морском деле. Между тем они обладают рядом преимуществ перед классическими кислотными батареями, включая повышенную емкость, способность выдерживать повышенные токи разряда и зарядки, длительный жизненный цикл, меньшие расходы в ходе эксплуатации и так далее.Исторический аспект Наши соотечественники были среди первых, кто на надводных судах опробовал тяговый электромотор. Его конструкция была предложена русским физиком Борисом Семеновичем Якоби. Использовался прогулочный катер вместимостью 12 пассажиров, который в ходе испытаний прошел несколько десятков километров. Сохранился текст донесения Крузенштерна графу Уварову, в котором, в частности, говорится: «13 сентября 1838 года на Неве был произведен опыт плавания судна, приводимого в движение электромагнитной силой». Стоит отметить, что на катере не было альтернативной силовой установки, а значит, на нем был реализован принцип «полного электродвижения». Так что это направление в судостроении никак нельзя считать чем-то совершенно новым.Следующим интересным этапом в истории отечественного судостроения стала постройка в начале прошлого века теплохода «Вандал» с дизель-электрической силовой установкой конструкции Константина Петровича Боклевского. Выбранная схема (дизель приводил в действие электрогенератор, тот заряжал батарею, а затем ток шел на электродвигатель постоянного тока) имела КПД менее 85%. Продолжительное время судно находилось в активной эксплуатации и было списано после революции из-за износа и повреждений. В 50-е годы Советский Союз построил серию дизель-электроходов. Подобные суда нашли распространение и продолжают применяться в коммерческом судоходстве. У современных электроходов КПД на несколько процентов выше, чем у «Вандала».
Сегодня электромоторы применяются на судах и в качестве вспомогательного движителя, и в составе главной энергетической установки. Поскольку современные двигатели - высокооборотные, приходится между ними и винтом устанавливать понижающий редуктор, потери мощности в котором составляют порядка 2%. А в случае электрической системы приходится применять генераторы и преобразователи частоты с общим КПД менее 90%. Это ниже, чем у «чисто механической» системы (например, газовая турбина и главный турбозубчатый агрегат). Словом, в экономическом плане электродвижение невыгодно.Если изобретение гребного электродвигателя дало резкий толчок развитию подводного судостроения, то применительно к боевым надводным кораблям оно решило лишь вспомогательные задачи. Между тем энтузиасты более широкого использования «электромагнитной силы» не переводятся. Стремясь вызвать интерес к теме, они вводят новые термины типа «расширенное применение электродвижения» и тому подобное.
Стремление описать очередным красивым словосочетанием давно известное направление у специалистов вызывает улыбку и очередной раз доказывает справедливость популярного в народе утверждения, что «новое есть хорошо забытое старое». Вместе с тем нельзя не отметить и положительные моменты, характерные для электродвижения.Противолодочный корабль Для военных моряков важно всемерное снижение демаскирующих признаков, а гребной электродвигатель (ГЭД) считается самым малошумным из всех распространенных типов судовых силовых установок. Правда, для надводного корабля снижение акустического поля не столь актуально, как для подводного. Поскольку основным демаскирующим фактором выступает заметность в радиолокационном (радиоволны отражаются от борта и надстроек) и инфракрасном полях (силовая установка на основе двигателей внутреннего сгорания).
Пожалуй, наиболее актуальным снижение собственного гидроакустического поля представляется применительно к случаю противолодочного (или сторожевого) корабля. Как правило, поиск вражеских субмарин ведется в режиме малого и среднего хода (не более 15 узлов) при помощи гидроакустических комплексов с буксируемыми, погружаемыми и подкильевыми антеннами, дальность действия которых зависит от шумового и вибрационного «портретов» корабля-носителя.Известны примеры того, как отдельные конструкторы пытаются снизить акустические признаки корабля путем сокращения длины валов, утверждая, что это достигается путем грамотного размещения элементов силовой установки внутри корпуса и надстройки. Некоторые из таких решений нашли применение на английских эсминцах тип 45 Daring с силовой установкой из двух газовых турбин Rolls-Royce, пары дизель-генераторов Wärtsilä и электродвигателей Converteam.
Для Королевского флота построено шесть таких ЭМ в период с 2003 по 2013 год. Все генераторы корабля вырабатывают переменный ток, что облегчает конструкцию и управление ими (создать генераторы повышенной мощности на постоянном токе пока не представляется возможным). Для преобразования переменного тока в постоянный (ГЭД работают на постоянном токе) используются трансформаторы, по одному на каждый электромотор.США ведет строительство эсминцев нового поколения Zumwalt с 2008 года. Энергетическая установка включает газовые турбины и асинхронные электродвигатели мощностью 36,5 МВт и рабочим напряжением 6600 В. На третий корабль DDG-1002 Lyndon B. Johnson планируется установить высокотемпературный сверхпроводимый синхронный двигатель с постоянными магнитами мощностью 36,5 МВт и частотой вращения вала два оборота в секунду. Начальная эксплуатация головного DDG-1000 Zumwalt с октября прошлого года сопровождается многочисленными поломками. Главная энергетическая установка вышла из строя 22 ноября 2016 года, когда эсминец проходил Панамский канал. Обездвиженный корабль пришлось буксировать на базу при помощи обычных судов, не обремененных многомиллионными силовыми установками новомодного типа.«Частичное электродвижение» Понимая, что на большом ходу (свыше 18 узлов) кардинально снизить шумность корабля не получится (из-за явления кавитации винтов и по другим причинам), известные отечественные конструкторы противолодочных кораблей более благосклонно относятся к применению так называемого «частичного электродвижения». Отметим, что первое слово в данном сочетании снимает глубокий налет «научности» и «инновационности», столь желанный для ушей чиновников высоко уровня и изобретателей, жаждущих славы и денег, а потому воспринимается ими негативно.Вместе с тем с практической точки зрения именно «частичное электродвижение» представляет наиболее интересное направление для боевых кораблей. Помимо снижения шума, оно также дает возможность повысить маневренные качества судов, особенно при прохождении узкостей, швартовке и т. п. Применение электродвигателя в качестве маневрового средства желательно, коль скоро можно легко задавать/изменять частоту и направление вращения гребного вала и, следовательно, скорость и направление движения корабля. В настоящее время вспомогательные электромоторы широко применяются на плавкранах, паромах, буксирах и ледоколах.
Реализация подхода «частичное электродвижение» на ударном корабле (например, класса «эскадренный миноносец») может найти свое воплощение в том, что на борту сохранятся маршевые газовые турбины (они обеспечат высокий КПД). А в ситуации «погони» будут дополнительно задействованы электродвигатели (возможно, в связке с дизель-генераторами), которые можно будет использовать также для маневрирования и/или на режиме «тихого хода», когда требуется обеспечить лучшие условия работы гидроакустики.Азиподы Несмотря на многие затрудняющие факторы, энтузиасты упорно продвигают идеи электровижения и даже настаивают на полном отказе от классических гребных винтов в пользу так называемых «винторулевых комплексов» (ВРК). Одним из вариантов их исполнения является использование тягового электромотора в погруженном контейнере-обтекателе (podded drive), вынесенном за пределы корпуса судна.Примером ВРК является так называемый азипод, предложенный инженерами фирмы ABB. Подобные решение практикуются ими с начала 90-х годов прошлого века. Слово происходит от патентованного английского «сокращения» Azipod (azimuthing podded propulsion system), указывающего на систему обеспечения движения путем пространственного ориентирования контейнера-обтекателя с гребным электродвигателем.Азиподы всячески расхваливаются создателями, которые неустанно совершенствуют их воплощения в металле. Среди достоинств данного вида ВРК отмечаются: возможность полного разворота по горизонтали (на угол 360 градусов) и реверсирования винта (винтов), что выражается в заметном повышении маневренных свойств судна-носителя, особенно при движении в порту.Для перспективного авианосца ВМС Франции рассматривался вариант комбинированной дизель-электрической/газотурбинной энергетической установки по схеме CODLAG из двух «эшелонов», каждый включает маршевую газовую турбину мощностью 40 МВт, два дизель-генератора на 9-11 МВт, два индукционных ГЭД по 20 МВт. Однако от строительства подобного корабля французские военные моряки отказались, решив потратить бюджет флота на десантные вертолетоносцы Mistral с дизель-электрической силовой установкой, включающей РВК с ГЭД мощностью по 7 МВт. Считается, что российский интерес к Mistral был вызван в том числе и наличием у него продвинутого варианта азиподов, который мог впоследствии найти применение на кораблях ВМФ России других проектов.
Известно, что системы электродвижения применяются на морском транспорте вооружений «Академик Ковалев». Он был построен северодвинским ЦС «Звездочка» и принят флотом в декабре 2015 года. Особенностью проекта 20181 разработки ЦМКБ «Алмаз» выступает движительная система: дизель-генераторы вырабатывают электрический ток, питающий электродвигатели в составе ориентируемых винторулевых комплексов.Благодаря ВРК транспорт вооружений обладает повышенной маневренностью и может удерживать заданный курс при значительном волнении моря, что позволяет ему успешно решать задачи, поставленные командованием ВМФ. В настоящее время ЦС «Звездочка» ведет постройку второго корабля проекта «Академик Макеев».

Боевой корабль Advansea

Битвы больших кораблей стали частью истории первой половины XX века. Но уже во Второй мировой войне огромные линкоры были полностью вытеснены авианосцами, которые превратились в главное орудие мощнейших морских держав. В наше время, когда речь идет о военно-морском превосходстве, надводным боевым кораблям (если они не авианосцы) отводится скромная вспомогательная роль. Несмотря на это, ведущие страны мира активно разрабатывают новые эсминцы, фрегаты и корветы.

Видео: Стелс эсминец ВМС США Замволт, спуск на воду

Пока Россия, Китай и страны Европы только проектируют боевые корабли будущего, американцы вплотную подошли к принятию на вооружение самого футуристичного судна современности – эсминца Замволт DDG-1000. Он построен на верфи Bath Iron Works, которая находится в штате Мэн. Это первый боевой корабль класса «Замволт». DDG-1000 Zumwalt был спущен на воду совсем недавно – 29 октября 2013 года.

Главный козырь Замволт DDG‑1000 – использование технологий «стелс». Чтобы сделать корабль малозаметным, разработчики решили придать его корпусу уникальную форму. Замволт выглядит так, будто сошел со страниц книг писателей-фантастов. Внешне он напоминает этакий F-117 морских пучин. Чтобы сделать его еще менее заметным, в конструкции использованы новейшие композитные материалы.

Эсминец Замволт получился довольно большим – он превосходит другие корабли своего класса. Водоизмещение Замволта больше 14000 т. Длина – 183 м, ширина – больше 24 м. Однако за счет высокой автоматизации экипаж составляет всего 148 человек. Две газотурбинные установки Rolls-Royce MT30 позволяют развивать максимальную скорость – 55 км/ч.

Эсминец Замволт назван в честь адмирала ВМС США Элмо Зумвалта, одного из самых известных реформаторов в истории американского флота. Во второй половине XX века Зумвалт сделал все возможное, чтобы жизнь американских моряков стала легче. Адмирал известен также своим активным участием во Вьетнамской кампании.

Корабли типа Замволт предназначены для борьбы с авиацией, подводными лодками и судами противника. Они также могут наносить мощные ракетные удары по территории врага. Для решения основных боевых задач Замволт имеет двадцать пусковых установок и может нести на борту 80 крылатых ракет «Томагавк». Против кораблей и подводных лодок эсминец Замволт может использовать и противолодочные ракеты RUM-139. Зенитное вооружение Замволта состоит из ракет RIM-162 и двух артиллерийских установок Mk. 110. Имеет корабль Замволт и крупнокалиберную артиллерию: на его борту находятся два 155-миллиметровых орудия AGS, разработанных специально для эсминцев этого типа. Артиллерийская установка может уверенно поражать цели на дистанции до 100 км. Наконец, корабль несет на борту вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk и небольшую эскадрилью беспилотников.

Видео: Стелс эсминец Замволт DDG 1000

Несмотря на свою инновационность, «Замволт» не лишен недостатков. Требования малозаметности идут вразрез с проверенными технологиями кораблестроения. Например, угловатый корпус «Замволта» делает его менее устойчивым к морской стихии. Помимо этого, судно Замволт несет и меньший объем вооружения, чем некоторые менее «продвинутые» аналоги. Есть у «Замволта» и еще один, пожалуй, главный недостаток – его цена. Она варьируется от 1,4 млрд. до 3,2 млрд. долларов.

С учетом резкого сокращения военных расходов американцы давно отказались от первоначальных планов приобретения 32 таких кораблей. Сначала общее число эсминцев типа «Замволт» сократили до 24 единиц, потом до семи. Сейчас заказ ВМС США и вовсе рассчитан на постройку лишь трех кораблей этого типа. Впрочем, за судьбу новейших эсминцев беспокоиться не стоит. Растущее соперничество между США и Китаем в Тихом океане диктует американцам новые условия геополитической игры. Игры, в которой не последняя роль отводится мощному и современному флоту. Последний из кораблей типа «Замволт» должен встать в строй не позднее 2018 года.

Cамое футуристичное судно современности – эсминец Замволт DDG-1000

Эсминец Замволт DDG-1000 на верфи

Огромная стоимость «Замволта» вынудила американцев вернуться к производству эсминцев четвертого поколения типа «Арли Бёрк». Эти мощнейшие корабли могут нести до 56 крылатых ракет «Томагавк». На данный момент на службе ВМС США находится 62 таких корабля. В дополнение к ним американцы хотят построить еще 10.

Суровый русский корабль

Сегодня Россия столкнулась с необходимостью модернизации своего флота. Действительно, многие корабли ВМФ России были построены еще в СССР и устарели как морально, так и физически. Руководство флота вынашивает амбициозные планы создания эсминца Проект 21956, который смог бы заменить сразу несколько типов боевых кораблей. Концепт российского эсминца будущего получил обозначение «проект 21956». Новый корабль придет на смену эсминцам типа «Современный», ракетным крейсерам типа «Атлант» и некоторым большим противолодочным судам.

О новом российском корабле Проект 21956 известно относительно мало. Проект эсминца был представлен в 2007 году и в наше время существует лишь на бумаге. Появление Проект 21956 на свет публика восприняла с изрядной долей скептицизма. Концепт Проект 21956 был мало проработан и требовал серьезных корректив.

Сейчас доподлинно известно одно – отечественные разработчики решили пойти по пути зарубежных коллег и сделать эсминец проект 21956 малозаметным. С технологической точки зрения «проект 21956» станет менее революционным, чем американский «Замволт». Хорошо это или плохо, сказать трудно: российский флот в любом случае не может позволить себе трат, сопоставимых с тратами американского флота.

«Проект 21956» будет универсальным кораблем и сможет действовать в составе как небольших групп, так и крупных флотилий.

Новый корабль Проект 21956 будет иметь полное водоизмещение 9000 т. Его длина превысит 160 м, а ширина составит 19 м. На борту эсминца будут нести службу 300 матросов и офицеров. Главным орудием кораб­ля станут перспективные крылатые ракеты «Калибр», которые разместятся в 16 пусковых установках. Максимальная дальность полета таких ракет – 220 км. Эсминец получит и противолодочную модификацию этой ракеты – «Калибр-ПЛЭ». На борту Проект 21956 установят зенитно-ракетный комплекс С-300Ф и зенитную артиллерийскую установку «Кортик». Крупнокалиберная артиллерия эсминца представлена одним 130-миллиметровым орудием.

О дальнейшей судьбе проекта судить сложно. Строительство первого эсминца Проект 21956 этого типа может быть начато уже в текущем году. Впрочем, руководство ВМФ России называть какие-либо сроки реализации проекта пока не спешит.

Но надежды российского флота связаны не только с этим кораблем Проект 21956. Сегодня ВМС разрабатывают два типа новейших фрегатов со столь же традиционными неромантичными названиями – «проект 22350» и «проект 11356». Эти корабли уже заложены и должны были быть введены в строй в конце прошлого года. Фрегаты «проекта 22350» несколько крупнее кораблей проекта 11356 (последний разработан на базе экспортного фрегата «Тальвар»).

«Проект 22350» – фрегат дальней морской зоны. В его конструкции нашли свое применение новейшие композитные материалы, снижающие радиолокационную заметность. Сейчас строятся три судна этого типа, а всего российский флот заинтересован в приобретении восьми таких кораблей.

Прорабатывается сегодня концепт и еще одного фрегата дальней морской зоны – «проект 22356». Перспективный корабль планируется оснастить ракетами «Ка­либр», а также зенитно-ракетными комплексами С-300Ф и «Штиль». Если концепт получит путевку в жизнь, то фрегат «проекта 22356» может стать самым мощным в мире кораблем этого класса.

Российский эсминец будущего – «проект 21956»

В будущем роль авиации во флотах ведущих мировых держав будет расти. Но к привычным палубным самолетам прибавятся еще и беспилотные летательные аппараты. В XXI веке боевые корабли и вовсе могут лишиться наступательного вооружения, поскольку нанесение ударов будет целиком отдано палубным беспилотникам.

Корабль «проекта 22350» и корабль «проекта 11356»

Разработка «проекта 21956» свидетельствует о коренном изменении в политике комплектации отечественного флота. Если в советское время строилось огромное количество самых разных боевых кораблей, то сейчас взят курс на максимальную унификацию. Такой подход можно считать правильным, ведь обслуживание большого количества различных кораблей – очень сложная задача.

Британский лев и галльский петух

Даже если напрячь все свое воображение, представить, как будут выглядеть боевые корабли далекого будущего – нереально. Американцы тратят миллиарды долларов на проработку облика боевой техники завтрашнего дня, а европейцы делают все, чтобы от них не отставать.

Не желает окончательно расставаться со статусом «владычицы морей» Великобритания. Не так давно англичане вынесли на суд общественности свое видение фрегата будущего. Концепт пока назвали Type 26 GCS. Он создается в рамках программы Global Combat Ship, призванной обеспечить флот Ее Величества новейшими боевыми кораблями. За разработку Type 26 GCS взялась известная английская компания BAE Systems – один из крупнейших в мире производителей оружия.

Фрегат Type 26 создается с учетом популярной в наше время модульной концепции вооружений. В зависимости от поставленной задачи, корабль Type 26 GCS будет комплектоваться разным вооружением и другой полезной нагрузкой. Не забыли британцы и о технологии «стелс»: Type 26 станет одним из самых малозаметных боевых кораблей в мире. А еще корабль Type 26 GCS рассчитан на выполнение десантных операций. На его палубе смогут приземлиться даже тяжелые военно-транспортные вертолеты. Водоизмещение судна превысит 5000 т, длина его достигнет 150 м. Англичане хотят приобрести 13 кораблей Type 26 GCS.

Побороться за рынок морских вооружений намерены и французы. Пятая республика финансирует амбициозную программу Advansea. Построенные в рамках нее боевые корабли будут не только двигаться за счет электричества, но и иметь принципиально новые типы вооружений: лазерное и электромагнитное. Первое будет применяться для борьбы с воздушными целями. Электромагнитные орудия станут главным калибром судна. Достоинство столь оригинального подхода в том, что лазерные и электромагнитные установки не требуют тяжелых боеприпасов, а потому борт корабля освободится для других нужд.

Но чтобы реализовать задуманное, французам придется ответить на ключевой вопрос: где найти энергию для всего этого. Сами разработчики планируют оборудовать корабль энергетической установкой мощностью 20 МВт. Есть проблемы и с уровнем технологической готовности вооружений. Сегодня активно испытываются пока только лазерные установки. А вот первые серьезные испытания элетромагнитного вооружения начнутся лишь в 2018 году. Но даже если от перспективного оружия придется отказаться, корабль все равно может увидеть свет: помимо этого, на борту Advansea могут быть размещены и обычные управляемые ракеты.

Водоизмещение судна составит 4500 т, длина – 120 м. Скорее всего, реализация проекта начнется после 2020 года.

Концепт Type 26 GCS

Видео: Эсминец Type 26 Global Combat Ship

В наше время эсминцы и фрегаты являются самыми востребованными типами крупных боевых кораблей. Конечно, по своему потенциалу они не сравнятся с авианосцами, но далеко не все страны могут себе позволить иметь авианесущие корабли. А вот крупные крейсера, такие, как «Петр Великий», на сегодняшний день устарели концептуально. При гораздо меньших размерах эсминцы могут нести нагрузку, соизмеримую с вооружением морских гигантов.

Французский боевой корабль Advansea

Сейчас на Западе активно разрабатываются корабельные лазерные системы. Как правило, они создаются для предотвращения ракетной угрозы и для борьбы с авиацией противника. Одним из самых известных проектов корабельных лазерных систем является TLS (Tactical Laser System). Этот комплекс способен эффективно поражать цели на дальности 3 км. Более мощные лазерные системы вскоре смогут уничтожать вражескую технику на дистанции свыше 50 км.

«Ныряющий» фрегат и боевые роботы

Один из самых удивительных концептов последних лет – это надвод­но-подводный корабль SMX-25. Его разработала французская компания DKNS. Французское чудо сочетает достоинства надводного судна и подводной лодки SMX-25: скрытность и мобильность. «Ныряющий» фрегат сможет очень быстро добраться до любой точки планеты за счет высокой надводной скорости. А вот удар по противнику нанесет из подводного положения.

В небоевой обстановке SMX-25 будет находиться на поверхности и выполнять роль фрегата. Над водой SMX-25 будет передвигаться с помощью газотурбинного двигателя, а под водой – за счет электромоторов.

Корабль SMX-25 получит вооружение, состоящее из 16 ракет и торпед, размещенных в четырех торпедных аппаратах. Водоизмещение его составит 3000 т, а длина – 109 м. Высокий уровень автоматизации заменит лишние руки, поэтому численность экипажа на судне не должна превысить 27 человек.

Попытки создать нечто похожее предпринимались и раньше. Но именно французы подошли к реализации идеи ближе, чем кто бы то ни было. Представители компании DKNS заявляют, что они готовы приступить к постройке ныряющего фрегата уже сегодня. Однако самые оптимистичные сроки окончания строительства – 2016‑2017 годы.

Еще один невероятный концепт разрабатывает сейчас британская компания BAE Systems. Идею создания UXV Combatant англичане позаимствовали у популярных нынче беспилотников. Но корабль – не просто перспективный проект. Возможно, англичане создали новый класс военного судна: специализированный носитель боевых беспилотных летательных аппаратов. Обладая размерами эсминца, корабль по своему боевому потенциалу сможет вплотную приблизиться к малым авианосцам. Идея дизайна судна перекликается с уже принятым на вооружение новейшим британским эсминцем Type 45. UXV Combatant тоже станет малозаметным кораблем. Помимо дронов, его вооружение будет включать в себя ракеты большой дальности и орудия разного калибра.

Одна из особенностей концепта – многофункциональность. В зависимости от поставленной задачи, корабль будет брать на борт нужное оснащение, а еще выполнять боевые задачи и вовсе без дронов. Беспилотники будут доставляться на борт корабля лишь в том случае, если они понадобятся.

Надводно-подводный корабль SMX-25

Раз в два года по чётным годам во Франции проходит военно-морская выставка Euronaval. Это настоящий праздник для всех любителей военно-морской техники. Больше ни на одном форуме вы не увидите такого количества перспективных и даже концептуальных боевых кораблей как на этой выставке.

У нас н6а сайте это уже третий Euronaval который мы обозреваем. Первым был Euronaval-2010 , вторым, соответственно Euronaval-2012 .

Свой обзор новинок я начну с экспозиции отечественных судостроителей представленной на этой выставке:

Российская экспозиция на Euronaval 2014

С 27 по 31 октября 2014 года в Ле-Бурже (Париж) проходит военно-морская выставка Euronaval 2014. В ней, согласно данным оргкомитета выставки, принимают участие 352 компании из 28 государств мира.

В том числе Российскую Федерацию представляют (не считая СМИ) 20 компаний, во главе с ОАО "Рособоронэкспорт" и

ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК). От России представлены также ОАО "Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) "Алмаз", ЗАО "Балтийский завод-Судостроение", ОАО "ЦНИИ "Буревестник", ОАО "Концерн "Океанприбор", ЗАО "Морской салон", ОАО "Адмиралтейские верфи", ОАО "Центр судоремонта "Звездочка", ОАО "СПМБ "Малахит", ОАО "Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ)", ОАО "ПО "Северное машиностроительное предприятие", ОАО "Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин", ОАО "Северное ПКБ", ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", ОАО "Средне-Невский судостроительный завод", ОАО "Зеленодольское ПКБ", группа компаний "Тетис", ОАО "Таганрогский НИИ связи". Российские участники объединены в составе национального павильона, который является одним из крупнейших и заметных на выставке.

В целом российские компании на Euronaval 2014 не представили принципиально новых проектов, хотя ряд выставленных проектов кораблей имел некоторые отличия от ранее демонстрировавшихся вариантов. Под эгидой объединенной экспозиции ОСК были представлены модели дизель-электрических подводных лодок проектов 636 и "Амур-1650", двух вариантов малых подводных лодок проекта "Пиранья-Т", фрегата проекта 22356 (экспортная версия проекта 22350), корвета проекта 20382, патрульного корабля проекта 22160, ракетного и артиллерийского кораблей проекта 21632 (под этим номером фигурировали одновременно экспортные версии проектов 21630 и 21631), ракетно-артиллерийского катера проекта 12300, сторожевого катера проекта 12200, большого десантного корабля проекта 11711Э, противоминного корабля (рейдового тральщика) проекта 10750Э.

На стенде "Рособоронэкспорта" были представлены модели подводной лодки проекта "Амур-1650", фрегата проекта 11356, сторожевых катеров проектов 12150 и 14310, десантного катера на воздушной подушке проекта 12061Э.


Модель большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636 разработки ОАО "ЦКБ МТ "Рубин"

Модель корвета проекта 20382 ("Тигр") разоаботкии ОАО "ЦМКБ "Алмаз" в объединенной экспозиции ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" на выставке Eu ronaval 2014. В представленном виде экспортная версия идентична серийным корветам модифицированного проекта 20380.

Модель фрегата проекта 22356 (экспортного варианта проекта 22350) разработки ОАО "Северное ПКБ" в объединенной экспозиции ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" на выставке Euronaval 2014. В представленном виде корабль оснащен ЗРК "Риф-М", другим вариантом оснащения называется ЗРК "Штиль-1" с ВПУ. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Неожиданно всплывший из забвения ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 ("Скорпион") разработки ОАО "ЦМКБ "Алмаз". В представленном виде несет четыре ПКР "Яхонт" в ВПУ. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель сторожевого катера проекта 12200 ("Соболь") разработки ОАО "ЦМКБ "Алмаз". Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель неатомной подводной лодки проекта 677Э ("Амур-1650") разработки ОАО "ЦКБ МТ "Рубин" в объединенной экспозиции ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" на выставке Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Ну а продолжит наш обзор рассказ о французской части выставки. Так как выставка проходит у них на родине они традиционно представлены наиболее богато.

Экспозиция DCNS (Франция)

Экспозиция DCNS, традиционно, одна из самых интересных на выставке. И это не мудрено ведь эта компания, фактически является хозяйкой мероприятия. Кстати, для тех кто не знает именно DCNS строит Мистрали для России. И если контракт сорвётся, то по её экспортному потенциалу будет нанесён сокрушительный удар. А потенциал у неё более чем серьёзный. В чём вы сейчас убедитесь.

DCNS представляло в очередной раз "подработанный" экспортный проект большого авианосца, теперь именуемый DCNS Evolved Aircraft Carrier (DEAC). Стандартное водоизмещение корабля дается в 55 тыс т, длина - 272 м. Модель DEAC была представлена с двумя катапультами. Практически единственным возможным заказчиком корабля являются ВМС Бразилии, поэтому модель была выполнена несущей на полетной палубе не только самолеты Rafale М и Е-2D, и ударные БЛА в стиле Neuron, но и курьезно выглядящий рядом с последними архаичный конвертированный бразильский Turbo Trader.

Модель проекта большого авианосца DCNS Evolved Aircraft Carrier (DEAC) в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Как обычно, DCNS представляло универсальный десантный корабль типа Mistral (была выставлена модель третьего французского корабля в серии L 9015 Dixmude , обозначенная как проект Mistral 200), корабль комплексного снабжения проекта BRAVE 200, свои варианты фрегата FREMM, а также гамму различных вариантов корветов проекта Gowind. Интересно, что патрульные варианты последнего (бывшие Gowind Patrol) теперь не именуются Gowind, а рекламируются как просто патрульные корабли OPV (бренд Gowind, как можно понять, сохранен только за "боевыми" корветами, которые теперь переобозначены от Gowind 1000 до Gowing 2500). Следует отметить, что во время официальной части выставки 28 октября вокруг всех моделей вариантов Gowind наблюдалось настоящее столпотворение военно-морских
делегаций с моряками всех цветов кожи в разнообразных мундирах, и представители DCNS работали там прямо как на конвейере, давая пояснения. Видимо, после прорыва Gowind в Малайзии и Египте, следует ожидать дальнейших успехов этого проекта на мировом рынке.

Модель корабля комплексного снабжения проекта BRAVE 200 разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Ясно что (с) bmpd

Одним из наиболее интересных новых проектов DCNS стал начатой рекламой еще до выставки проект большой неатомной подводной лодки SMX Ocean, представляющей собой фактически неатомный вариант строящихся для ВМС Франции атомных многоцелевых подводных лодок проекта Barracuda. Лодка SMX Ocean предлагается к оснащению дизель-электрической энергетической установкой в комбинации с рекламируемой DCNS некоей "высокоэффективной воздухонезависимой энергетической установкой с использованием топливных элементов второго поколения" (любопытно, что ранее разработанная DCNS воздухонезависимая ЭУ MESMA с турбиной со сжиганием метанола в замкнутом контуре в данном случае не предлагается). Заявляется, что при автономности в три месяца и запасе хода под топливными элементами до трех недель, лодка сможет шесть раз пересечь Атлантику в подводном положении на крейсерской скорости 14 уз. Лодка заявляется как подлинно многоцелевая, и должна быть оборудована встроенным за ограждением выдвижных устройств контейнером для размещения транспортировщиков боевых пловцов. За ним, в свою очередь, в корпусе размещаются ВПУ для крылатых ракет (всего, с учетом боезапаса торпедных аппаратов, лодка должна нести до 34 единиц оружия) .

При надводном водоизмещении 4750 т и длине корпуса 100 м, SMX Ocean является крупнейшей неатомной подводной лодкой, предлагаемой на мировом рынке. Можно предположить, что проект разработан главным образом для участия в известном тендере ВМС Австралии, поскольку другие потенциальные заказчики неатомной подводной лодки такого размера пока что не просматриваются.

Модель большой неатомной подводной лодки проекта SMX Ocean разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель собственно атомной многоцелевой подводной лодки проекта Barracuda, строящихся DCNS для ВМС Франции, в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Также DCNS представляла свой известный проект неатомной большой подводной лодки Scorpene, теперь обозначаемый как Scorpene 2000, и по-прежнему предлагаемый с опциональным оснащением воздухонезависимой ЭУ MESMA. Теперь этот проект был дополнен проектом средней неатомной подводной лодки по индексом Scorpene 1000 (водоизмещением около 1000 т). Как можно понять, под последним скрывается проект, ранее демонстрировавшийся DCNS под шифрами SMX-26 и Andrasta.

Модели неатомных подводных лодок проектов Scorpene 2000 и Scorpene 1000 разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель стандартного французского фрегата FREMM в противолодочном варианте в экспозиции DCNS на выставке Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модели корветов проектов Gowind 1000 и Gowind 2500 разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модели вариантов проектов патрульных кораблей, ранее обозначавшихся как Gowind Patrol, разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

На выставке DCNS был также представлен аванпроект "концепции" принципиального нового надводного боевого корабля тримаранной архитектуры XWIND 4000 полным водоизмещением около 4000 т. Как можно судить, концептуально он является развитием рекламировавшегося DCNS несколько лет назад, но затем "исчезнувшего с радаров" аванпроект футуристического фрегата тримаранной архитектуры Swordship. По-видимому, подобно другим авангардным проектам, регулярно демонстрируемым DCNS на выставках Euronaval, проект XWIND 4000 и не рассматривается всерьез для реализации, а выдвигается как своего рода свидетельство "передового уровня" разработчиков и конструкторов французского объединения военного кораблестроения.

Экспозиция CMN (Франция)

Значительная экспозиция на Euronaval 2014 принадлежала так же известной частной группе Constructions Мécaniques de Normandie (CMN). Ранее крупнейший французский (а возможно и мировой) катеростроитель, создатель знаменитой серии боевых катеров La Combattante, CMN Group длительное время переживала серьезные трудности и находилась под перманентной угрозой банкростства. Однако в последнее время ее положение улучшилось благодаря заключению (или перспективе заключения) ряда контрактов. Борясь за выживание и стремясь соответствовать современному уровню, CMN предлагает необычайно широкий спектр проектов катеров и малых боевых кораблей, обильно представленных на Euronaval 2014.

Экспозиция французской компании на военно-морской выставке Euronaval 2014. Линейка моделей проектов патрульных кораблей серии Vigilante, на переднем плане - модель проекта Vigilante 1400 CL 79.

Cамым крупным кораблем в экспозиции CMN, однако, был проект фрегата MEKO A200 AN для ВМС Алжира. Два таких корабля, были, как известно, в марте 2012 года заказаны алжирским флотом у германского объединения ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS). Как отношение CMN имеет к этому германскому проекту неясно, но, видимо, французская компания там получит какую-то долю подрядных работ. Интересен сам облик варианта MEKO A200 AN для Алжира - корабль несет внушительную батарею из 16 ПКР Saab RBS-15 Mk 3, а также новую 127-мм/64 артиллерийскую установку Oto Melara LW.

Представленная в экспозиции французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014 модель заказанного Алжиром фрегата проекта TKMS MEKO A200 AN. За ним - модель известного проекта ракетного корвета Combattante BR 70 (BR 71) собственной разработки CMN, по которому для ВМС ОАЭ строятся шесть кораблей программы Baynunah

Модели патрульных кораблей серии Vigilante в э кспозиции французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. Сверху вниз - модели проектов Vigilante 700 CL 65, Vigilante 400 CL 54, Vigilante 200 BR 42 и Vigilante 400 CL 52 (первая цифра в обозначении указывает на стандартное водоизмещение в т, вторая - на длину корпуса в м) . Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

На Euronaval 2014 CMN представила также проект "концепции" боевого корабля (корвета) нового поколения C Sword 90 (цифра - длина корпуса в м).

Модель проекта "концепции" боевого корабля (корвета) нового поколения C Sword 90 разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель проекта "стелсизированного" малого ракетного корвета Combattante 700 CL 65S разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модели проектов ракетных катеров Combattante FS 46 (вверху) и Combattante FS 56 (внизу) разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. Как нетрудно понять, данные проекты основываются на корпусах хорошо известных ракетных катеров проекта La Combattante 3. Три катера проекта Combattante FS 56 планирует заказать Ливан. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель проекта уже известного военного тримарана проекта Ocean Eagle OE 43 разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. В данном случае он представлен в противоминном варианте (проект Ocean Eagle OE 43 МН). Три таких корабля в патрульном варианте в 2013 году были заказаны береговой охраной Мозамбика . Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Экспозиция Fincantieri (Италия)

Весьма обширным был стенд итальянского судостроительного объединения Fincantieri. После почти 25-летнего перерыва в получении экспортных военных заказов, Fincantieri в последние годы уверенно возвращает себе статус одного из ведущих игроков на мировом рынке военного кораблестроения, реализовав ряд значительных контрактов с ОАЭ, Турцией, Алжиром и Индией. Компания сосредотачивается на маркетинге надводных боевых кораблей основных классов и крупных вспомогательных судов, имея широкую гамму проектов.

"Флагманский продукт" итальянского судостроительного объединения Fincantieri - новый авианосец ВМС Италии C 550 Cavour. Модель из экспозиции Fincantieri на военно-морской выставке Euronaval 2014. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Представленная в одель фрегата FREMM в итальянском противолодочном варианте (FREMM ASW). Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель фрегата FREMM в итальянском многоцелевом варианте (FREMM GP). Модель была представлена в экспозиции компании Oto Melara. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Представленная в экспозиции Fincantieri на военно-морской выставке Euronaval 2014 м одель фрегата FREMM в экспортном варианте с оснащением американской многофункциональной системой оружия AEGIS и американскими системами вооружения. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd