Будущее г. Будущее больших городов. Город из «камешков»

Будущее г. Будущее больших городов. Город из «камешков»
Будущее г. Будущее больших городов. Город из «камешков»

Мы привыкли жить в условиях постоянно изменяющегося облика городов. Старые здания исчезают - появляются новые, привычные виды транспорта постепенно уходят в небытие - остаются более экологичные аналоги. Одни архитектурные стили вытесняют другие. Эти изменения происходят постоянно, и мы уже перестали их замечать. А если заглянуть на 10-20 лет вперед и представить, как выглядят города будущего, построенные с нуля и переполненные технологиями?


И тут фантазия рисует города на Марсе, города - космические станции, поселения в других галактиках… Возможно, так и случится. Но пока мы приземлимся обратно на Землю и расскажем о проектах городов будущего, которые изменят облик не только стран и целых континентов, но и всего XXI века.

«Великий город» без автомобилей, Китай



«Великий город» - проект экологически чистого города, построенного на участке площадью около 3 квадратных километров поблизости города Чэнду. Он способен решить общепризнанную проблему Китая - перегруженность инфраструктуры - за счет практически полного отказа от автомобилей. Город не потребляет много энергии, не загрязняет окружающую среду выбросами углекислого газа, более половины его территории занимают зеленые насаждения, до которых из любого дома можно добраться всего за две минуты.


Эко-парки будут перерабатывать сточные воды, твердые отходы и производить электроэнергию. Местный климат не очень хорошо подходит для солнечных батарей, поэтому все здания разработаны для максимального использования энергии ветра.




«Великий город» станет домом для 80 тысяч человек, часть из которых трудоустроят на самом проекте. Расстояние между двумя любыми точками города можно будет пройти пешком за 15 минут, потребность в автомобиле исключается. Но не полностью. Половину дорожного пространства отведут для безмоторного транспорта. С Чэнду и близлежащими окрестностями город станет сообщаться с помощью сети транспортных коммуникаций, образующей в центре города региональный транзитный узел, вынесенный под землю.

«Роза пустыни», Дубай


Зеленая «Роза пустыни».


«Роза пустыни» - так называется проект города-спутника площадью 14 тысяч гектаров, который будет использовать только экологически чистый транспорт, а с Дубаем его свяжет линия наземного метро. Снабжение электроэнергией станет производиться из альтернативных возобновляемых источников. Помимо этого, предусмотрены пешеходные дорожки с кондиционированием воздуха в знойную погоду. Строительство города займет десять лет и пройдет в четыре этапа.


Проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебные заведения и органические фермы, энергия для которых будет вырабатываться при помощи 200 квадратных километров солнечных панелей. Солнечные батареи смогут обеспечить половину потребностей города, а использование экологического транспорта компенсирует оставшуюся часть выбросов углекислого газа.

«Плавучая зелень», Япония



Рост ввысь - стандартное решение для развития городов азиатского региона, но для Японии этот способ не всегда хорош из-за частых угроз землетрясений и цунами. Но тут японцы нашли другой выход - построить города на воде! Таким городом стал проект «Плавучей зелени», состоящий из десяти островов, подобных водяным лилиям, и с центральными башнями высотой около километра.




Башни должны вмещать в себя более 30 тысяч человек. В верхней части создадут пространство для работы, магазинов и компаний сферы услуг. В середине каждой башни - место фермы для выращивания фруктов и овощей. Основание острова используют для жилой зоны, вмещающей в себя 10 тысяч человек, а также леса и пляжи. Каждый плавучий оазис будет закреплен на дне океана.

Первый в мире подводный город, Япония


Шарообразный город под водой.


Но для японцев идея плавучего города далеко не новая: к 2035 году они планируют создать первый в мире подводный город Океанская Спираль (Ocean Spiral). Это будет строение сферической формы, способное вместить до 5 тысяч человек и получающее энергию со дна моря. Кислород станет преобразовываться из углекислого газа, а большую разницу температур и давления используют для производства электроэнергии.



Внутри шарообразного строения расположен небоскреб, рассчитанный на проживание и работу 5 тысяч человек.


Форма высокотехнологичного города - огромные шары диаметром 500 метров и вместимостью 5 тысяч человек. Шары смогут плавать на поверхности или опускаться под воду по гигантской спиральной структуре, уходящей на глубину до 15 километров, где появится завод по добыче полезных ископаемых. Система огромных шаров должна уберечь людей во время землетрясений и цунами. Стоимость такого сооружения оценивается в 25 миллиардов долларов, а основным строительным материалом будет резина.



Твердая спираль упирается в океаническое дно, на котором расположен завод по добыче полезных ископаемых.

Проект арктического города «Умка», Россия



Уникальный проект под названием «Умка»: за Полярным кругом на вечной мерзлоте собираются построить город. За основу взята структура Международной космической станции. Для жителей города будут предусмотрены аквапарк, луна-парк, свое производство хлеба и рыбных продуктов, дома, научные лаборатории, школы, храм, отели, больница. Городской транспорт станет работать на электричестве. Размеры такого города составят 1,5 километра на 800 метров, а строительство обойдется примерно в 5-7 миллиардов долларов.



Предполагаемое месторасположение - остров Котельный архипелага Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане (примерно в 1,5 тысячи километров от Северного полюса).


В городе собираются создать регулируемую климатическую систему с использованием космических и других передовых технологий. Источником электричества станет плавучая атомная станция, а все виды отходов будут перерабатываться на двух заводах.

Первый умный город Индии

Такие мегаполисы, как Дели и Мумбай, славятся развитой промышленностью, инфраструктурой, финансовыми рынками, квалифицированной рабочей силой и присутствием иностранных компаний. Но бо́льшая часть Индии - бедные провинции с очень низким уровнем жизни населения. Потому и родилась идея строительства промышленного коридора (DMIC) между крупнейшими мегаполисами, которая позволит развивать провинции, создавая новые рабочие места и высокотехнологичную инфраструктуру. Стоить такой проект будет 90 миллиардов долларов.



Первый умный город Индии Дхолера построят в рамках проекта промышленного коридора Дели - Мумбай


Отметим один весьма претенциозный факт: промышленный коридор Дели - Мумбай является одной из важнейших частей плана по строительству сотни умных городов по всей территории страны. Сотни, Карл! В Индии! И первый такой город появится в штате Гуджарат. Дхолера будет возведен за десять лет и станет настоящей технологической жемчужиной Индии: цифровое управление движением, отсутствие загрязнений, пробок и толп людей. Для сравнения, размеры Дхолеры превысят размеры Мумбая в два раза.



Международный город финансов и технологий Гуджарата станет одним из самых первых индийских умных городов.


В этом же штате находится на этапе реализации другой не менее футуристичный проект - Международный город финансов и технологий Гуджарата (GIFT). Он также предполагает обеспечение населения инфраструктурой будущего и множеством рабочих мест. Комплекс будет включать в себя офисы, школы, жилые помещения, гостиницы, конференц-центр и торговые площади. А самым ярким зданием этого города станет Башня Diamond GIFT.

«Хазарские острова», Азербайджан

Для строительства нового умного города Азербайджан решил создать искусственный архипелаг из 44 островов общей площадью 3 тысячи гектаров. На «Хазарских островах» (Khazar Island) появятся аэропорт, яхт-клуб, трек для «Формулы 1», дома для 800 тысяч жителей и самый длинный в мире бульвар - 150-километровый. Стоимость проекта оценивается в 100 миллиардов долларов.



Башня Азербайджан может стать самой высокой башней в мире.


Но главной достопримечательностью архипелага станет Башня Азербайджан . Ее высота достигнет 1050 метров, что может побить рекорд самой высокой башни Бурдж-Халифа. Башня Азербайджан будет очень прочной и сможет выдержать землетрясение в девять баллов. Небоскреб планировали закончить к 2018-2019 годам, а острова - к 2022 году, но в прошлом году строительство отложили на неопределенный срок из-за недостатка финансирования.

«Облачный житель» Китая


Города в облаках - мечта для густонаселенных районов планеты.


В китайском городе Шэньчжэнь планируется постройка небесного города - нового делового центра мира. В нем появятся жилые модули, офисные и IT-кластеры, общественно-коммерческие зоны и зеленые террасы. Город будет включать в себя три взаимосвязанные башни высотой примерно 600 метров. Общая площадь здания соизмерима с площадью княжества Монако, а окна башен станут выходить на Гонконг. И это сделано специально. Местным власти хотят продемонстрировать новые финансовые возможности региона Гонконгу, представляющему собой старую финансовую модель мира. Умный небесный город сможет полностью обеспечивать себя экологически чистой электроэнергией.

Землескреб в Мексике


Не бункер, а город будущего нового типа - землескреб!


Пока другие страны видят будущее городов в облаках, Мексика нашла другой путь - подземелье. Землескреб (Earthscraper) - это 65-этажная перевернутая пирамида площадью 7618 квадратных метров. Он появится в центре Мехико. Крышей здания будет панель из прозрачного стекла 240 на 240 метров. «Снаружи» она станет выглядеть как общественная площадь, на которой жители смогут наслаждаться прогулками, концертами, выставками и военными парадами. Источником энергии для здания будет служить геотермальная энергия, которая сделает подземный город самодостаточным.

Первый мегалополис Китая


Размеры нового китайского города превзойдут размеры Лондона в 137 раз.


В Китае планируется создать город-мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи, который объединит Пекин, Тяньцзинь и Хэбэй. В нем предположительно будут проживать 130 миллионов человек, а его размер (212 тысяч квадратных километров) превысит размер более половины отдельно взятых стран мира. Каждому городу в этом объединении отведена своя роль: Пекин - культурный и технологичный район, Тяньцзинь - производственный район, а в Хэбэе сосредоточатся мелкие отрасли промышленности. Чтобы дорога из одного города до другого занимала не более часа, строятся новые высокоскоростные поезда.

Город на воде, распечатанный на 3D-принтере, Рио-де-Жанейро



Достоин внимания весьма необычный концепт бельгийского архитектора Винсенто Каллебо, который предложил построить в прибрежной зоне Рио-де-Жанейро город на воде. Строительным материалом послужит композит из переработанных пластиковых отходов и водорослей, а сам город распечатают при помощи 3D-принтера. Структуры для строительства могут расти самостоятельно за счет карбоната кальция, содержащегося в воде, который сможет формировать внешний скелет и полупроницаемые мембраны для опреснения морской воды, а микроводоросли будут использоваться для производства энергии для отопления и климат-контроля.




Внешне жилые конструкции диаметром около 500 метров будут напоминать медуз. В них расположат рабочее пространство, мастерские, заводы по вторичной переработке, научные лаборатории, спортивные площадки и фермы. Такой город сможет обеспечить жильем порядка 20 тысяч человек.


Проблему недостатка продовольствия архитектор решает при помощи огромных ферм (Farmscrapers), в которых будут выращиваться растения. Место ферм - на самой вершине структур. Одной из главных задач такого города станет строительство научных центров для исследования океана.

Вместо заключения: и все-таки о Марсе


Для кого-то фантазии о городах на Марсе становятся не просто сюжетом для научно-фантастической книги, а целым архитектурным проектом.

Если задуматься над этим вопросом, то становится очевидным, что человеческие поселения обладают своей собственной силой притяжения. Как звёзды и планеты во Вселенной, города привлекают людей со всех близлежащих областей. Чем больше город, тем больше площадь, на которую он оказывает большое влияние.

Некоторые учёные, такие как Джеффри Уэст (Geoffrey West) из Института Санта-Фе (Santa Fe Institute) считают, что города являются «живыми». Так же, как животные, города обладают сердцебиением и это сердцебиение состоит из нас, его жителей. В то время как дороги и улицы исполняют роль вен и артерий тела, люди действуют, как его кровяные клетки, передавая энергию из одного места в другое. Город испытывает прилив пассажиров на рассвете, а затем их отлив в вечернее время, так же, как сердце.

В любом случае, города всегда были важным источником знаний и богатства для человечества, чем они и останутся. Приблизительно 54 процентов всего мирового населения проживает в городских районах и это число, как полагают, достигнет 66 процентов к 2050 году. Это около миллиона людей, переезжающих в города в сутки и именно поэтому мы должны сделать города самодостаточными в кратчайшие сроки.

10. Масдар (Masdar City) – Объединённые Арабские Эмираты

Объединённые Арабские Эмираты обладают самым существенным экологическим отпечатком на душу населения во всём мире. А всё это из-за массового производства нефти в стране и её распространения, а также крупных строительных проектов последнего десятилетия. В свете этого факта они решили создать первый в мире город без выбросов углерода и отходов под названием Масдар.

Он полностью обеспечивается электроэнергией от фермы, состоящей из 88000 панелей солнечных батарей, которые находятся прямо на улице, на окраине города. Все краны и выключатели света в пределах города автоматизированы и основаны на датчиках движения для того, чтобы как можно больше ограничить потребление электроэнергии. Архитекторы изучили древние поселения для того, чтобы лучше понять и применить различные методы сокращения потребления энергии. Окружив его стенами и подняв весь фундамент города примерно на 7 метров, а также построив 45-метровые башни-небоскрёбы, всасывающие воздух сверху и перегоняющие холодный ветер по всем улицам, инженеры снизили среднюю температуру города примерно на 20 градусов. Сами здания расположены близко друг к другу и сконструированы таким образом, что они позволяют воздуху проходить гораздо легче, обеспечивая как тень, так и комфортный климат, сохраняя при этом архитектуру в арабском стиле.

В пределах городских стен автомобили запрещены, из-за чего все люди, приезжающие на работу в город, и туристы паркуют свои автомобили за пределами города. Транспорт в стенах города обеспечивается за счёт подземной сети автоматических электрических транспортных средств, которые перевозят людей с места на место. Отсутствие личных автомобилей устраняет необходимость в «нормальных» городских улицах, поэтому в Масдаре их нет. В городе также есть легкая надземная железнодорожная система, которая помогает людям добраться в пункт назначения.

После завершения строительства Масдар сможет вместить порядка 40000 жителей, а также предоставляет рабочие места ещё для 50 000 жителей пригородной зоны. Причиной создания этого экспериментального города является его возможное положение мирового центра для развития возобновляемых источников энергии. На сегодняшний день Масдарский институт науки и технологий (Masdar Institute of Science and Technology) занимает одно из первых законченных зданий. Немецкая инженерная компания Siemens также разместила там свои ближневосточные штаб-квартиры, как и IRENA (Международное агентство по возобновляемой энергии).

9. Дели (Delhi) – Промышленный коридор Мумбаи – Индия


Индия, с другой стороны, сталкивается с ещё большей проблемой. В настоящее время в ней проживает более 1,2 миллиарда человек, 350 миллионов из которых переедут в города в ближайшее десятилетие. Поскольку страна преимущественно слаборазвита и возраст большей части её населения составляет приблизительно 27 лет, потребность в стабильных рабочих местах никогда не была выше, чем сейчас. Именно поэтому индийское правительство приступает к самому крупному инфраструктурному проекту в истории этой страны: Дели - Промышленный коридор Мумбаи.

Идея, стоящая за этим 1480 километровым «коридором», заключается в том, что Индия станет самым дешёвым производителем товаров в мире. Для того чтобы это сделать, будет построен ряд современных железнодорожных линий, которые будут напрямую транспортировать эти товары с конвейера в порты и аэропорты (которые ещё предстоит построить). Вдоль маршрута коридора будут построены 24 совершенно новых умных города, которые будут превосходить любые другие индийские города с точки зрения инфраструктуры, качества жизни и услуг. Эти города также будет построены настолько экологически чистыми, насколько это возможно, опираясь в основном на возобновляемые источники энергии.

Этот мега-проект финансируется в значительной степени за счёт японцев, чья экономика основана на индустрии высоких технологий, и которые хотят, чтобы Индия стала их основным производственным «заводом». Предполагаемые затраты достигнут 90 миллиардов долларов, но, как известно большинству из нас, начальные расчёты редко соответствуют конечному результату.

8. Экономический Город Короля Абдуллы (KAEC) – Саудовская Аравия


Учитывая, что 24 процента всей мировой торговли проходит через Красное море, совсем не удивительно, что саудовцы закончили строительство самого большого порта (Порт Короля Абдуллы - KAP) в этом регионе. Но это всего лишь начало, так как весь проект вращается вокруг одного из самых сложных и хорошо спланированных городов арабского мира, Экономического Города Короля Абдуллы.

Этот замысел стоимостью в 100 миллиардов долларов, расположенный всего в часе езды к северу от Джидды (Jeddah) (второго по величине города в Саудовской Аравии), собирается стать таким же огромным, как Вашингтон, округ Колумбия, в то же время, соединяя города Мекки (Makkah) и Медины (Madinah) посредством высокотехнологичной, высокоскоростной железнодорожной сети. Вторым этапом в развитии проекта является Промышленная Долина (Industrial Valley), в которой расположен большой нефтехимический завод. Промышленная Долина успешно привлекла более 60 национальных и международных компаний, некоторые из которых уже работают в Порту Короля Абдуллы.

Ни один город никогда не будет полным без доступа к высшему образованию. Именно поэтому Университет науки и технологии Короля Абдуллы начал строиться ещё в 2009 году. Это один из самых хорошо финансируемых университетов в мире, с первоначальным фондом в 20 миллиардов долларов, пожертвованных самим королём. Его превосходит только Гарвард и Йель. Это также первый смешанный в гендерном плане университет в стране.

По всей вероятности, этот многомиллиардный мега-проект станет наследием, которое Король Абдалла оставит для своего народа, предоставив жильё более чем для 2 миллионов людей и создав приблизительно миллион рабочих мест на момент окончания строительства проекта.

7. Международный деловой район Сонгдо (Songdo International Business District) – Южная Корея


Южнокорейские инженеры в настоящее время разрабатывают Международный деловой район Сонгдо на 607 гектарах мелиорированных земель, недалеко от международного аэропорта Инчхон (Incheon International Airport), примерно в 65 километрах от Сеула. Одной из ключевых особенностей проекта является его близость к аэропорту, который непосредственно связан с Международным деловым районом Сонгдо 11-километровым Инчхонским мостом. Это позволит сократить поездку из центра города прямо в аэропорт, которая будет занимать не более 10 минут.

Сам город будет состоять примерно из 40 процентов парков и зелёных зон, причём некоторые из них будут имитировать такие места, как Центральный парк в Нью-Йорке, каналы Венеции и Саванну, штат Джорджия. Одной из наиболее изобретательных технологий, используемых в строительстве Международного делового района Сонгдо, является мусорная система, которая будет всасывать мусор непосредственно из корзин посредством ряда подземных труб прямо в учреждение по обработке мусора. Другой интересной идеей, используемой при проектировании города, является использование информационной сети, которая связывает все устройства, обслуживание и компоненты посредством технологии беспроводной связи. Это позволяет создать более скоординированный и синхронизированный город.

К концу 2016 года Международный деловой район Сонгдо сможет вместить порядка 60000 граждан и обеспечит рабочие места ещё для 300 000 человек. Из первоначальных 30 миллиардов долларов инвестиций 10 миллиардов долларов уже были потрачены приблизительно на 100+ зданий. Ожидается, что по окончанию строительства проекта, Международный деловой район Сонгдо станет центральным деловым центром Северо-Восточной Азии.

6. Одна башня, один город, несколько стран

Когда дело доходит до планирования города, строительство ввысь почти всегда является лучшим выбором. Сегодняшние небоскрёбы, такие как 828-метровый Бурдж Халифа (Burj Khalifa) в , обеспечивают наиболее эффективное использование пространства с точки зрения количества людей на квадратный метр. Города, которые испытывают недостаток в земле для расширения, как правило, создают больше всего небоскребов. Границы типичного города, как правило, распространяются на многие километры за пределы плотно населённого ядра в виде жилых, коммерческих и промышленных зон. Они создают невероятное количество потерянных ресурсов, таких как топливо, энергия и вода, не говоря уже про огромное количество часов, проводимых в пробках на ежедневной основе.

Именно поэтому некоторые страны мира уже начинают свое путешествие к достижению невероятной цели построения первых в истории мегаполисов башенного типа. Кувейт и Азербайджан дожидаются завершения строительства своих Мубарак аль-Кабира (высотой в 1001 метр) и Азербайджана (высотой 1049 метра). Башни должны быть завершены в 2016 и 2019 году соответственно. Это, конечно, не отдельные города, а скорее шаг в правильном направлении, который, кстати, сделан вверх. Далее по списку следует Дубай Сити Тауэр (Dubai City Tower) (высотой 2400 метров), благодаря одному названию которой можно понять, насколько близко мы подошли к тому, чтобы сделать эту мечту реальностью. Ориентировочная дата завершения назначена на 2025 год.

У американцев был свой собственный дизайн ещё в 91-ом году. Они собирались построить 500-этажную башню высотой приблизительно в 3,2 километра. Они назвали её «Ultima Tower», поместили её в Сан-Франциско и разработали её так, чтобы она вмещала более одного миллиона человек. Однако начатые планы так и не были воплощены в реальность. Также ушли небытие и планы Японии по строительству «Shimizu Mega-City Pyramid» (высотой 2003 метра), которая обладала проектом одной из самых эффективных систем освещения.

5. Кроличья нора Мексики


Как в случае башенных городов, о которых мы говорили ранее, Мексика планирует следовать тому же принципу, но в обратном направлении. Вместо того чтобы подниматься к облакам, они решили спуститься в подполье. Название «Earthscraper» («землескреб») по-видимому, было выбрано таким же образом. Архитекторы и инженеры планируют построить эту 65-этажную перевернутую пирамиду площадью в 7618 квадратных метров прямо в центре города Мехико. «Крышей» этого подземного здания будет панель из прозрачного стекла 240 на 240 метров, которая будет выступать в качестве общественной площади, по которой жители города смогут ходить и развлекать друг друга концертами, открытыми выставками или военными парадами.

С другой стороны, американский дизайнер Мэттью Фромболути (Matthew Fromboluti) нарисовал свои собственные планы относительно аналогичного подземного поселения недалеко от города Бисби (Bisbee), Аризона, под названием «Above Below». Его проект основан на уже существующей заброшенной шахте «Lavender Pit Mine» глубиной 275 метров и шириной 91 метр. Благодаря использованию серии труб, которые позволят осуществлять циркуляцию воздуха и будут проводить свет, большая часть первоначальной площади поверхности может быть возвращена к своей естественной форме.

Геотермальная энергия может быть основным источником энергии в обоих этих случаях, что позволит этим будущим городам использовать по максимуму ресурсы своего окружения и дизайна, чтобы стать настолько самодостаточными, насколько это возможно.

4. Арктические русские


Далее мы рассмотрим попытки России колонизировать Арктику. Решив, что настало самое время начать продвигаться по Сибирской тундре, русские разработали автономный город, названный Умка (в честь популярного советского мультипликационного персонажа - полярного медвежонка), который, как мы надеемся, сможет не дать своим обитателям замёрзнуть до смерти.

Его местом расположения будет остров Котельный, являющийся частью Новосибирского архипелага, который находится приблизительно в 1609 километрах от Северного полюса. Это одно из самых негостеприимных мест на Земле, где температура редко поднимается выше температуры замерзания воды. Здесь также дуют одни из самых мощных и холодных ветров. Дизайн Умки напоминает Международную космическую станцию, однако в гораздо большем масштабе, учитывая тот факт, что в городе будут жить более 5000 граждан. Поскольку город такого плана может быть построен на любом типе местности, будучи полностью самодостаточным и независимым от внешнего мира, Умка является широкомасштабным экспериментом для будущих космических колоний России.

Другие, более футуристические планы включают в себя плавающее поселение, способное вместить приблизительно 800 человек. Оно в буквальном смысле сможет «подпитываться» тающими айсбергами. Этот Арктический Комбайн был придуман французскими студентами, которые предусмотрели в своём проекте, что город будет следовать за айсбергами по их ежегодному маршруту миграции на юг, в то же время, будучи обеспеченным пресной водой всё это время. Благодаря сочетанию солнечной энергии и осмотической системы, которая использует сочетание пресной и соленой воды, Арктический Комбайн будет генерировать всю энергию, которая ему когда-либо понадобится.

3. Покорение морских просторов


Как и Арктический Комбайн, о котором мы говорили выше, китайцы начали рисовать чертежи для своего собственного плавучего города. Руководствуясь изменением климата, повышением уровня моря и сокращением ресурсов, Китай решил, что пришло время подумать о перемещении некоторых из своих людей в море. Этот будущий метрополис площадью около 10 квадратных километров будет состоять из шестиугольных модулей, соединенных между собой с помощью подводной сети улиц и дорог.

Японская компания «Shimizu» разработала собственный плавучий город и назвала его Плавающая Зелень. Как подсказывает название, этот плавучий «Экополис» будет почти полностью покрыт растительностью и простираться на несколько искусственных островов. Башня высотой в тысячу метров в центре города будет действовать в качестве вертикальной фермы и жилья для жителей города. Их видение простирается ещё дальше, так как Япония планирует построить первый в мире подводный город под названием Спиральный Океан (Ocean Spiral) к 2030 году. Это будет строение сферической формы, способное вместить до 5000 человек. Оно будет получать свою энергию со дна моря.

Нам остаётся лишь подождать и посмотреть какой из всех этих проектов будет построен первым. Однако независимо от этого, можно с уверенностью сказать, что все они были спланированы так, чтобы быть самодостаточными в плане производства пищи, сокращения потребления энергии и оптимизации утилизации отходов.

2. Проект «Венера» (Venus Project)


Проект «Венера» является видением 98-летнего Жака Фреско (Jacque Fresco), который разработал идеальный план для будущих городов. Если мы когда-либо будем строить совершенно новые, высокотехнологичные города на регулярной основе, этот дизайн, безусловно, пригодится. Все здания и сооружения являются заранее изготовленными, а затем отправляются на место строительства. Такая система обеспечивает лучшую координацию и гораздо меньшую стоимость строительства. Стандартизация основных структурных элементов позволяет вносить изменения для удовлетворения различных потребностей в плане новых технологий и различных структурных дизайнов в будущем.

Одной из его основных характеристик является его круглая форма. Она обеспечит возможность наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы, которые также включают время. Время, проведенное либо на поход на работу, или же просто на перемещение из пункта «А» в пункт «Б». Поскольку в проекте нет «жестких краёв» как у обычного прямоугольного города «прогулка по городу» приобретает более буквальный смысл и, таким образом, экономит ваше время на обратном пути. Это эффективное и прогрессивное мышление!

Основой проекта «Венера», безусловно, станет «мега город-завод», который сможет массового производить целые квартиры или дома в одной пресс-форме для нескольких городов одновременно. Эти цельные структуры будут легкими и погодоустойчивыми, что существенно уменьшает риск ущерба в результате землетрясения, пожаров или наводнений. А мы уже говорили о том, что эти «модули» можно будет с легкостью перемещать с места на место?

Когда технология Международного экспериментального термоядерного реактора (International Thermonuclear Experimental Reactor) станет доступной, вполне возможно, что такие страны как Индия с её индустриальным коридором, смогут позволить себе разместить и обслуживать завод такого масштаба.

1. Устранение уже существующей проблемы


Эти будущие планы и проекты уже находящиеся на стадии реализации, которые мы обсуждали до сих пор, все относятся к началу строительства с нуля. Постройка совершенно нового города с нуля, как правило, дешевле и гораздо легче, чем улучшение старого города таким образом, чтобы он соответствовал тем же стандартам. Это самое сложное начинание, в котором процветают гениальные микро-проекты.

Мы говорим о таких вещах, как электронный КДЦ (e-QBO), который мог бы революционизировать производство фотоэлектрической энергии в городских условиях. Ее первоначальным дизайном является стандартный тёмный куб, но он может быть различных форм и размеров. Он обладает приятным внешним видом и хорошо вписывается в очертания города. Он действует как обычная солнечная панель, но помимо производства бесплатной энергии, его также можно использовать в ряде других практических применений, таких как размещение в нём чьего-то дома, или использование его в качестве скамейки в парке, или просто пресс-папье на вашем письменном столе.

А как насчёт чего-то вроде автоматической электрической системы транспортных средств как в Масдаре, которая с лёгкостью сможет заменить множество личных автомобилей в любом городе? Это является главной целью в Масдаре. Нам необходимо найти и показать различные и лучшие способы того, как можно сделать наши города энергоэффективными.
В любом случае, это будет тяжелой задачей для любой страны, независимо от её экономической мощи. Приятным аспектом этой идеи является то, что слаборазвитые города обладают преимуществом, поскольку большую часть их инфраструктуры можно построить с нуля и сделать её изначально самодостаточной.

  • Михаил Алексеевский, кандидат филологических наук, руководитель Центра городской антропологии

    Чем больше становится город, тем меньше в нем становится человек. Города продолжают расти, горожан становится все больше, а роль каждого из них — все меньше. Сейчас голос рядового горожанина в гуле огромного города практически неслышен. Но все не так плохо, потому что современные горожане все чаще объединяются в сообщества по интересам, и эти сообщества оказываются в состоянии заметно влиять на городскую повестку, отстаивая свои права и интересы. Так что значение одного горожанина в большом городе неуклонно снижается, а роль городских сообществ становится все более важной.

    Именно на этот вопрос сложнее всего отвечать, если не уточнять масштаб и положение города. У азиатских мегаполисов, российских моногородов и небольших исторических городов Западной Европы набор актуальных проблем будет заметно различаться. Но если все-таки попробовать назвать ключевую проблему современного города в целом, то, на мой взгляд, это будет неблагополучная экологическая ситуация. Едва ли нужно объяснять, почему у многих городов возникают проблемы в этой области. Промышленность, выхлопы автомобилей, засилие асфальта и бетона, нехватка зелени... Долгое время казалось, что эта проблема не имеет решения, и что главное — стремиться замедлить ухудшение ситуации. Современный мировой опыт показывает, что экология города может меняться в лучшую сторону. Однако это дорого, долго и требует больших усилий со стороны всех заинтересованных сил.

    Все футурологи солидарны в том, что в будущем города будут становится все больше и многолюдней. И с этим действительно сложно поспорить, потому что города продолжают аккумулировать разного рода ресурсы: промышленные, финансовые, человеческие. Но лично мне очень нравится гипотеза, что в какой-то момент привлекательность больших городов начнет заметно сокращаться. Они будут расти и дальше, но из-за целого ряда проблем (прежде всего, экологических) жизнь там будет казаться все менее привлекательной. С развитием современных коммуникационных технологий человек теперь все меньше привязан к месту работы, поэтому имеет возможность выбирать, где ему приятнее жить. В этих условиях заметно может вырасти популярность коттеджных поселков и небольших городов, особенно тех, где благополучная экологическая обстановка и комфортная среда.

    Не буду лукавить: я чувствую себя городским человеком, и в целом город для меня более комфортная среда обитания, чем сельская местность. Я вполне могу жить и в деревне, но это скорее история про эскапизм и временный отдых от города. Но я все чаще думаю о том, в каком городе мне было бы комфортнее всего жить. И есть ощущение, что постепенно я тоже все больше симпатий начинаю испытывать к небольшим городам.

    Дмитрий Замятин, главный научный сотрудник, Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    Сегодня есть два горожанина — естественно, грубо обобщая. Один: везде торопится, дефицит времени, деловой, встречи, переговоры, не успевает, часто трудоголик, иногда «светская» городская жизнь; он в «гуще городской жизни». Другой: часто рассеян, одинок, бывает, и потерян; постфланёр; дела, в принципе, могут идти и неплохо; город для него — фон иногда необъяснимых, малопонятных событий. Два этих образа могут сочетаться и в одном человеке — в разное время, в различных обстоятельствах. В целом то, что мы сегодня по традиции, по привычке называем городом, уже давно не город в классическом смысле. Я предпочитаю для описания современной ситуации «городской» жизни слово «постгород».

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Главная проблема — разложение, распад классического города предыдущих эпох как места, пространства традиционных коммуникаций «лицом к лицу». Хотя постгород характеризуется взрывным количественным ростом коммуникаций, поддержанным и спровоцированным технологическими прорывами предыдущего столетия, «постгорожане» оказываются в ситуации разрыва традиционных коммуникаций и в зоне возрастания взаимной трансцендентной, метафизической «невидимости». Постгород — это множество параллельных пространств, очень часто метафизически невидимых друг для друга, личностных и групповых. Очевидного решения проблемы пока нет, но ясно, что нужно исследовать постгородские сопространственности, условия их возникновения и взаимодействия — постгеографию города.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Старое деление на города и сельскую местность, по всей видимости, окончательно исчезнет. Возникнут новые формы человеческих поселений, предполагающие иную организацию пространства и коммуникаций. Наряду с жесткими монофункциональными пространственными зонами (транспортные узлы, зоны отдыха, отдельных производств) будут пространства «рассеянные», пластичные, мобильные, динамичные, постоянно меняющие свои формы в зависимости от содержательно-деятельностных ориентиров личностей и сообществ. Коммуникативным двигателем таких изменений будет служить поиск новых сопространственностей (своего рода новая метагеография, или постгеография).

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Город важен как место неожиданной встречи, иногда — как место долгожданного откровения. Как место творчества город часто нестабилен и враждебен. Но в традиционной сельской местности, обломки которой еще сохранились, другие коммуникативные ограничения, связанные с обязательностью соседского общения, сводом жестких локальных правил, которые могут раздражать или мешать. Потенциально я готов переехать, скорее, в псевдосельскую пригородную местность — дачно-коттеджную (там, как и везде, есть также своя коммуникативная специфика).

    Константин Трофименко, директор центра исследования транспортных проблем мегаполиса НИУ ВШЭ

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    В настоящий момент одновременно существует несколько типов горожан, сформированных в рамках различных социально-экономических формаций.

    Первый вариант — горожанин «социалистический». Он не верит в то, что может влиять на жизнь и развитие города, в котором живет, он верит, что существует Власть, которая сама разберется, как нужно сделать, и от которой он что-либо потребует только в случае крайнего раздражения ее действиями. Другой тип — горожанин «индивидуалистический». Он блюдет свое личное пространство, а к общественному относится по принципу «кто первый захватил — тот молодец». Наконец, город как буржуазная система, пройдя несколько стадий эволюции, сформировал третий тип горожанина, «жителя бурга», который ответственно относится к личной собственности и по-хозяйски относится к собственности общественной. Это тоже его собственность, которую он также может развивать, соотносить свое видение с видением и интересами других горожан. Эта упрощенная классификация, безусловно, не приговор, один и тот же человек (особенно в современных наших реалиях) может вести себя по-разному в зависимости от внешних обстоятельств. Но тем не менее эти типы в публичных дискуссиях себя отчетливо проявляют. Что же касается роли горожанина, то она определяющая. Город — это и есть его горожане сегодня.

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Первое, что нужно отметить, — это то, что процесс урбанизации объективный и добровольный. Никто не заставляет массу людей переселяться в города из деревень и аулов. В крупных городах они находят для себя лучшие условия и, значит, меньше проблем.

    Главная проблема городов — это скученность людей на ограниченной территории. Это проблема, но одновременно это и причина развитости городской инфраструктуры, которая и привлекает людей в города. Именно благодаря высокой концентрации людей в пространстве вы можете найти в шаговой доступности все мыслимые проявления человеческой цивилизации.

    Но скученность людей также порождает и все проблемы города, включая столь любимые мною для решения проблемы транспортные. И первопричина всех этих проблем каждого конкретного города лежит в сфере гуманитарной, она проистекает именно из того, как горожане в этих городах относятся к личному и общественному. Пробки, проблема парковок, соотношение личного и общественного транспорта — это следствие этого отношения. Наши постсоциалистические «города-мутанты», в которых люди живут в капиталистической формации, но при этом в бетонных гнездах и с общей (а по сути — управляемой чиновниками) улицей, превращают эти вопросы в парадоксы. Тем не менее я верю, что этот процесс эволюционный, и с развитием общественных отношений эти вопросы могут быть решены.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Это зависит от общего развития научно-технического прогресса и конкретно от того, какие технологии получат наибольшее развитие в будущем. Вплоть до недавнего момента развитие городов абсолютно зависело от технологий транспорта, а именно от ответов на вопросы, какое количество людей, на каком расстоянии, с какой скоростью и за какую стоимость проезда мы сможем провезти. Сегодня к транспортным технологиям на равных правах добавились IT-технологии.

    Каким будет будущее? Каким угодно. В долгосрочной перспективе все варианты равновероятны. Массовое развитие дешевых скоростных поездов (по типу Китая и Японии) приведет к образованию мега-мегаполисов («мегалополисов»), когда сотни километров урбанизированной территории находятся посреди тысячи километров пустоши. Развитие и массовое внедрение «летающих автомобилей» приведет к дезурбанизации, когда люди будут селиться в радиусе тысячи километров от точек социально-культурного притяжения, ведь до них будет час-полтора дороги. Развитие IT-технологий в духе фильма «Матрица» или романа Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам», когда люди пребывают в индивидуальных ячейках и всю связь с внешним миром получают в индивидуальных капсулах через виртуальную реальность, — это третий путь. Но все это — дела относительно далекого будущего. В ближайшее время города останутся примерно такими же, как есть сейчас, и мы будем наблюдать на практике реализацию муниципальной программы «Смарт Сити».

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Я абсолютный урбанист. Сельская местность и дикая природа может быть источником отдыха, вдохновенья, но в повседневной жизни мне нужна динамика огромного города. Без этого скучно. Города — это наиболее яркое проявление человеческой культуры. И только в городе, чувствуя его динамику, чувствуя через архитектуру и городской ландшафт преемственность с прежними поколениями горожан, и происходит приобщение к цивилизации в целом.

    Василий Бабуров, архитектор-урбанист, ведущий сотрудник Лаборатории градостроительных исследований МАРХИ

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    С одной стороны, горожанин является потребителем благ, производимых городом, а с другой — их создателем. Это константы, сохраняющиеся при смене эпох. Кроме того, в идеале горожанин должен быть не только объектом, но и субъектом управления городом. Но, как показывает опыт, эта задача решается трудно и редко.

    Отличия нашего времени (постиндустриальной эры) от предыдущих эпох выражаются в следующем. Во-первых, жизненных ролей стало гораздо больше, а во-вторых, эти роли перестали быть постоянными (речь идет не только о профессии, но и образе жизни). Жизнь становится все более динамичной, и адаптироваться к ускорению изменений становится все сложнее.

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Невозможно выделить одну — их много:

    • атомизация общества, усиливающаяся пропорционально размерам города (особенно это заметно в мегаполисе), которая приводит к полномасштабной аномии.
    • малочисленность собственно горожан (т. е. граждан города) — в отличие от аморфной массы населения, слабо укорененного в среде обитания, ментально отчужденного от нее и относящегося к ней потребительски.
    • увеличение диспропорции между масштабом человека, являющимся константой, и масштабом города, который постоянно растет. Постижение города его обитателями становится все более трудным, людям приходится постоянно приспосабливаться к искусственной среде, меняющейся вне их понимания, «преодолевать» ее, вместо того чтобы получать удовольствие от городской жизни.

    Слабость общественных институтов, отсутствие городского сообщества, являющиеся результатом упомянутых выше факторов, по сути, делают невозможным само существование города, превращая его в «урбанизированное поселение», т. е. симулякр, эрзац.

    Управлять таким суррогатом, конечно, проще, чем полноценным городом, но эффективность подобной модели (прежде всего с точки зрения развития человеческого потенциала) крайне низка. В конечном итоге не только жители, но и страна в целом оказываются в проигрыше.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Города будут развиваться по-разному, в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов и способности городских элит преодолевать их или использовать во благо. Можно ожидать, что большинство городов просто перестанет существовать, слившись друг с другом в единую массу. Но если говорить о желаемом будущем, то развитие городов должно идти по пути:

    • оптимизации пространственной структуры,
    • гуманизации городской среды, в т. ч. интеграции с природной средой,
    • ее «кастомизации» (customization), т. е. «подгонки» в соответствии с нуждами каждого конкретного горожанина.

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Человеческая цивилизация — это прежде всего цивилизация городов. Именно город, а не сельская местность, предоставляет возможность выбора, является средоточием мест приложения труда, разнообразной инфраструктуры, культуры и т. п.

    Маловероятно, что это изменится в обозримом будущем, хотя не стоит недооценивать фактор неожиданных изменений.

    Как потомственному городскому жителю, мне трудно сейчас представить свою жизнь в сельской местности как в профессиональном (ведение сельского хозяйства), так и бытовом плане, имея в виду узкий набор благ, к которым мы привыкли в городе.

    Ольга Карпова, декан факультета управления социокультурными проектами и руководитель магистратуры Urban Studies МВШСЭН

    1. Какова роль горожанина в жизни города сегодня? Что изменилось по сравнению с предыдущими эпохами?

    Невозможно ответить на этот вопрос всерьез, обойдя вопросы собственности и власти, именно их конфигурация определяет круг субъектов городского развития, будь то античные Афины, средневековая Флоренция или современная Москва. Со второй половины ХХ века круг правящих элит расширяется, прежде всего за счет бизнеса и экспертных профессиональных сообществ.

    Без сомнения, роль отдельного горожанина, небольших городских сообществ существенно выросла в последние годы. Но это касается пока не столько реальных процессов городских изменений, сколько постепенной трансформации управленческого мышления, которое со скрипом, но начинает ориентироваться на горожанина как на «потребителя города», более того, обладающего «правом на город».

    Реальное же, непосредственное участие горожан в процессах городских изменений, возможно, и происходит на уровне соседств и микрорайонов, то есть там, где крепятся их права и ответственность. Сегодня все больше новых практик и сервисов порождается на так называемом низовом уровне, что вселяет надежду на то, что мы постепенно научимся быть ответственными горожанами.

    2. Можете ли вы выделить главную проблему современной городской жизни? Почему она возникла и есть ли решение?

    Я бы выделила, помимо классических проблем, низкие стандарты качества жилья и городской среды. При всем разнообразии столичных проектов, направленных на видимые улучшения городской среды, — публичные пространства, велодорожки, парки и пр. — качество городского жилья даже в столице по сути не слишком далеко ушло от стандартов эпохи Хрущева. Со всеми вытекающими коммунальными последствиями и воспроизводством определенного образа жизни.

    Откуда возникла, понятно: до последних лет на рынке жилья спрос превышал предложение, а других серьезных регуляторов, кроме рынка, в этой сфере у нас нет. Нужна осмысленная и долгосрочная стратегия введения стандартов жилья, ориентированных не на принцип «прожиточного минимума», а на современное качество жизни.

    3. Как города будут развиваться в будущем?

    Думаю, что в ближайшем будущем тенденция к разрастанию мегаполисов будет усиливаться, со всеми сопутствующими транспортно-логистическими, экологическими и управленческими проблемами. Будет увеличиваться количество и разнообразие удаленных сервисов, равно как и удаленных рабочих мест. Хотелось бы верить, что принципы горизонтального сетевого управления, вовлекающего все более широкие круги горожан, будут все более активно внедряться в управление городами. Это то, что можно спрогнозировать в обозримой перспективе, остальное — дело футурологии.

    4. Насколько важен город лично для вас? Готовы ли вы переехать в сельскую местность?

    Вся современная цивилизация, которую мы знаем, _ это городская цивилизация, и вряд ли что-то изменится в ближайшие сто лет. В России с иной пространственной организацией, нежели в компактной и плотно заселенной Европе, пока нереально активному трудоспособному населению жить в сельской местности, если это не ближайший пригородный пояс. Возможности профессиональной самореализации, качество и разнообразие городской среды и публичных пространств, интенсивность коммуникации, качество досуга и самых разнообразных сервисов пока возможно получить только в городах, причем городах крупных. Никакие современные концепции пригородной жизни не способны даже отчасти этот дефицит восполнить. Поэтому, как бы ни мечталось о буколических картинках жизни на лоне природы, это для меня пока нереалистичный сценарий.

По данным ООН, к 2050 году две трети населения планеты будет сосредоточено в крупных городах. Самое время задуматься над переездом в один из экономических и культурных центров мира! Портал «ЗаграNица» называет 25 самых удобных для жизни, перспективных и открытых к инновациям городов Земли

Как ни крути, глобализация рано или поздно возьмет свое, считают аналитики Организации Объединенных Наций. Совсем скоро крупные мегаполисы станут домом для двух третей населения планеты. Недавно международная консалтинговая компания AT Kearney представила ТОП-25 самых перспективных городов мира. Эксперты учитывали экономические показатели, открытость к инновациям, качество городского управления и комфорт жителей.

Ванкувер

Столица провинции Британская Колумбия в Канаде переживает бум зарубежных инвестиций. Иностранцы вкладывают в недвижимость, а также инфраструктуру города, что не может не отражаться на перспективности Ванкувера.


Фото: Shutterstock 24

Копенгаген

Один из самых открытых к инновациям городов Европы по качеству жизни (но и ценам на недвижимость!) опережает многих конкурентов.


Фото: Shutterstock 23

Тайбэй

В последние годы столица Тайваня значительно улучшила свой бизнес-климат, что делает ее отличным вариантом для инвесторов.


Фото: Shutterstock 22

Брюссель

Один из центров мировой дипломатии, политики, деловых переговоров. Перспективность такой площадки сложно переоценить.


Фото: Shutterstock 21

Лос-Анджелес

Не самые лучшие экологическая ситуация и уровень преступности объясняют относительно невысокий рейтинг крупнейшего города Калифорнии.


Фото: Shutterstock 20

Даллас

Четкий план развития города, внедрение инноваций и сотрудничество с Google делают Даллас одним из городов будущего.


Фото: Shutterstock

Токио

У столицы Японии один из самых высоких процентов образованности населения - а это лучший показатель перспективности.


Фото: Shutterstock 18

Торонто

Эксперты предрекают городу статус одного из крупнейших IT хабов региона. Кроме того, местные власти уделяют огромное внимание защите окружающей среды.


Фото: Shutterstock 17

Сингапур

Один из финансовых центров мира уступает многим конкурентам в экологичности, а также комфорте жизни.


Фото: Shutterstock 16

Женева

Пожалуй, лучший город для спокойной и размеренной жизни. Среди минусов ― высокие цены на всё, включая жилье.


Фото: Shutterstock 15

Мельбурн

Город лидирует по количеству зарубежных инвестиций в экономику, а местные власти не скупятся вкладывать эти деньги в инновационные проекты.


Фото: Shutterstock 14

Берлин

Один из культурных и экономических центров Европы с отличной экологией.


Фото: Shutterstock 13

Париж

Его достоинства - высокий процент образованного молодого населения, развитие научных разработок и технологий, компактность и высокий комфорт жизни.


Фото: Shutterstock 12

Сидней

В последние годы Сидней стал магнитом для зарубежных инвесторов. Иностранцев не отпугивает даже дополнительный налог на недвижимость для нерезидентов.


Фото: Shutterstock 11

Чикаго

Наряду с Бостоном, Сан-Франциско и Нью-Йорком Чикаго входит в Global Elite ― группу лучших городов мира. Здесь отличный бизнес-климат и акцент на развитие инфраструктуры.


Фото: Shutterstock 10

Цюрих

Легкость ведения бизнеса, неправдоподобно высокий уровень жизни, замечательная экология - всё это предлагает Цюрих.


Фото: Shutterstock

Мюнхен

По числу патентов на душу населения Мюнхен идет вровень с мировыми лидерами ― Хьюстоном и Шэньчжэнем.


Фото: Shutterstock 8

Амстердам

Дружелюбный к инновациям и стартапам город в последние годы значительно преуспел в решении своей главной проблемы - плохой экологии.


Фото: Shutterstock 7

Стокгольм

Один из самых демократичных и открытых к частному предпринимательству городов планеты.


Фото: Shutterstock 6

Атланта

Сейчас высоких показателей достигли все ключевые сферы развития города: привлечение инвестиций, инновационная деятельность, уровень жизни населения.


Фото: Shutterstock 5

Хьюстон

Это мировой лидер по ВВП на душу населения!


Фото: Shutterstock 4

Лондон

Один из финансовых центров мира не попал в ТОП-3 из-за проблем с экологией и доступной недвижимостью.


Фото: Shutterstock 3

Бостон

Образовательный центр США, один из городов, претендующих на звание «смарт».


Фото: Shutterstock 2

Нью-Йорк

Влияние Нью-Йорка может резко вырасти в ближайшие годы в свете Brexit и возможного оттока инвестиций из Лондона.


Фото: Shutterstock 1

Сан-Франциско

Мировая столица инноваций и IT технологий со штаб-квартирами крупнейших корпораций мира.


Фото: Shutterstock

Нью-Йорк в 3000 г., Футурама.

Ответ на вопрос «как будут выглядеть города будущего, станут ли они нагромождением многокилометровых небоскребов или уйдут в землю» ищут сотни архитекторов, ученых и футурологов. На фоне стремительного роста населения урбанизированных районов Земли, исчерпания ресурсов и экологических проблем город утопично воспринимается настоящей колыбелью жизни, реализующей самые смелы урбанистические идеи и решения.

Сегодня стать виртуальным архитектором может каждый: копии реальных и вымышленных городов возводят в Minecraft, градостроительные симуляторы типа серии Anno предлагают возводить гипертрофированные версии современных мегаполисов хоть на Луне, дизайнеры рисуют концепты поселений, попирающие все современные достижения в области строительства и транспортной логистики.

Однако помимо виртуальных строек в мире создаются около сотни реальных населенных пунктов, претендующих на звание «умного города». В этой статье вместе с проектом Недвижимость Mail.Ru мы расскажем о самых интересных.

Управление городом


Город Сонгдо в 2020 г., концепт.

Город будущего - это город, в котором большинство систем и объектов инфраструктуры управляется компьютерами. В Южной Корее, в городе Сонгдо, уже испытывается прототип единой городской информационной сети, которая соединит в общий кластер все строения. В некую базу данных будет стекаться информация от мириад датчиков и камер. Цель этой системы заключается в контроле и управлении всеми городскими системами, включая транспорт, водоснабжение и т.д. Ведь не секрет, что современные городские службы еще очень далеки от пика своей эффективности. Кроме того, экспериментальная система позаботится и о безопасности жителей. Например, пол в доме престарелых оснастят датчиками, благодаря которым можно будет обнаружить факт падения человека и отправить сигнал тревоги. Или более актуальный пример: общегородская информационная сеть позволит внедрить универсальную карту, которая будет служить ключом от входной двери, банковской картой, проездным билетом и удостоверением личности. Маршруты мусоровозов будут выстраиваться на основании данных о степени наполненности мусорных баков. А уж про управление дорожным движением и говорить нечего, это просто musthave.

Сейчас во многих домах Сонгдо входную дверь можно открыть не ключом, а с помощью смартфона. За несколько кликов можно проконсультироваться с врачом по видеосвязи. Для решения административного вопроса можно связаться с чиновником через приложение. И многое другое.

Сонгдо располагается на искусственном острове в 50 км от столицы Южной Кореи. Строительство города, которое, по сторонним оценкам, обошлось Южной Корее в $35 млрд, ведется уже 15 лет при активной помощи компании Cisco Systems. Город должен быть полностью построен в 2020 г., а его население к этому моменту составит 250 тыс. человек. В 2016 г. с вводом в эксплуатацию около 400 умных зданий Сонгдо сможет претендовать на звание первого умного города в мире.

Вечный вопрос пробок решается радикально: в городе можно обойтись без автомобиля благодаря развитой системе общественного транспорта, а также с помощью реализации технологии телеприсутствия. Добиться этого рассчитывают за счет установки в каждом доме, офисе и общественном учреждении видеосервиса TelePresence, который обеспечит возможность проведения удаленных встреч с помощью систем видеонаблюдения.

Сонгдо - это еще и зеленый город, активно использующий возобновляемые источники энергии (солнечную и ветровую энергию). Мусор же не выбрасывается на свалку, а пропускается через систему переработки. Здесь собирают всю дождевую воду и используют ее для полива уличной растительности, для туалетов в зданиях и для мытья улиц.

К инициативе корейцев очень внимательно присматриваются во многих странах, поскольку проводимый ими эксперимент может потенциально помочь решить некоторые проблемы большинства крупных городов. Скажем, тот же Нью-Йорк, по сути, превратился в гигантский конгломерат, поглотивший множество мелких городов. 200 км побережья, до самого Ньюарка, представляют собой одну сплошную застройку. Токио уже слился с Йокогамой, попутно поглотив десятки, если не сотни других населенных пунктов, и в этой колоссальной агломерации проживает 38 млн человек. У нас пока таких примеров нет, но Москва уже близка к этому. По сути, она расползается «щупальцами» вдоль основных шоссе, постепенно интегрируя окружающие города. И как прикажете управлять такими сложнейшими образованиями?

Жизнь без октанового числа


Смог в Пекине. Содержащиеся в смоге частицы способны проникать в организм через легкие, накапливаться и оседать в нем.

Принято считать, что основной причиной возникновения смога является автотранспорт. И одной из главных черт городов будущего обычно представляется ужасный воздух. Автотранспорт, конечно, оказывает свое пагубное влияние на воздух. Например, всем известно, сколь ужасен воздух в Пекине, который успел прославиться своим смогом и высочайшим уровнем загрязнения атмосферы. Около 25% вредных веществ поступает в воздух мегаполиса именно от транспорта.

Очевидно, что проблему выхлопов нужно решать - от этого никуда не деться. Выражаться это будет, вероятно, в постепенном отказе от двигателей внутреннего сгорания и переходе на электромобили или иные виды экологически чистого транспорта. В этом смысле интересен пример города Масдар, расположенного в ОАЭ: здесь законодательно запрещено использовать автомобили с ДВС.


Концепт города будущего в ОАЭ.

Масдар - эко-город, на 50% обеспечиваемый возобновляемыми источниками энергии и имеющий устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу. Населить город планируют учеными, работающими над высокотехнологичными зелеными проектами и разного рода стартапами.


Улица Масдара, 2016 г.

Бюджет города оценивается в $22 млрд. Проект, запущенный в 2006 г., должен был реализоваться в 2015 г., однако из-за нехватки инвестиций строительство не завершено до сих пор. По новому плану Масдар возведут к 2030 г. Сейчас в городе постоянно проживает около 300 человек, построена основная инфраструктура и действует один магазин.


Грузовой квадракоптер Black Knight Transformer способен доставлять грузы весом до 1,6 т.

Более радикальным решением является полный отказ от использования автомобилей для доставки мелких грузов. Эту задачу можно возложить, например, на грузовые квадрокоптеры. Такие эксперименты ставятся во многих странах, в том числе и в России: некоторое время назад в Сыктывкаре действовала служба доставки пиццы с помощью квадрокоптеров. Правда, мир пока не совсем готов к массовому внедрению квадрокоптеров, но сам факт подобных экспериментов говорит о том, что в будущем микровинтокрылые займут определенные ниши.

Существует еще один способ сделать воздух городов чище - пересадить всех на велосипеды. С точки зрения расходов и оперативности это куда более удобный транспорт, а уж по экологичности с ним может соперничать только ходьба пешком. Конечно, полностью отказаться от общественного транспорта и заставить всех крутить педали не получится. Кроме того, несмотря на благостный пример Европы, где велосипеды превращаются в массовый транспорт, у нас не получится целиком перенять их опыт по целому ряду причин, одна из которых - особенности климата во многих регионах России. Но все же в достаточно теплых широтах это вполне реализуемый сценарий, если озаботиться строительством соответствующей инфраструктуры для велосипедистов и пропагандой этого вида транспорта.

Города с преобладанием велосипедов будут коренным образом отличаться от «классических». Однако более вероятен сценарий перехода на электромобили или на автомобили на топливных элементах. Сегодня мы даже представить не можем город без машин. По оценкам специалистов, скоро во всем мире на дорогах одновременно будут находиться 2 млрд автомобилей. Так что необходимо как можно скорее решить «проблему выхлопных труб».

Смычка города и деревни

Этот популярный в нашей стране политический лозунг 1920-х годов как нельзя лучше описывает подход к строительству городов, подразумевающий активнейшее использование зеленых насаждений. Идея не нова - подобные эксперименты ставились еще 100 лет назад, а планы городов-парков футуристы рисовали с XIX в. Но сегодня эта чрезвычайно привлекательная идея разбивается о суровые урбанистические реалии: по мере роста населения земля в городах быстро дорожает, поэтому каждый квадратный метр газона или, упаси господи, парка в центре города является объектом пристального внимания со стороны строителей торговых центров, парковок и офисных комплексов. К сожалению, деньги обычно побеждают.

Тем не менее любой горожанин предпочел бы жить в зеленом городе, а не в каменных джунглях. Одним из способов решения противоречий между интересами бизнеса и людьми является использование так называемых вертикальных ферм. По сути, это обширные строения, состоящие из нескольких ярусов, на которых размещены как парковые зоны, так и гидропонные теплицы для выращивания продуктов питания.

Крупнейшую в мире вертикальную ферму сейчас строят в промышленной зоне Нью-Джерси. На площади 6,5 тыс. м 2 ежегодно будут выращивать около 900 т листьев салата. Солнечный свет здесь заменяют специальные экономные LED-лампы, а землю - многоразовая ткань. Ферма использует вполовину меньше удобрений и полностью исключила применение пестицидов.

Интерес к подобной инновации проявляют сегодня, в первую очередь, агропромышленные компании. Естественно, активнее всего экспериментируют в этом направлении в Азии, где о проблеме дефицита земли и перенаселенности знают не понаслышке. Преимущества вертикальных ферм заключаются не только в эффективности использования городских территорий, но и в независимости от климатических условий, что особенно важно для российских реалий. Естественно, подобные объекты должны быть максимально компьютеризированы и автоматизированы. А факт их размещения в городской черте заставляет архитекторов уделять больше внимания гармоничности и уместности внешнего облика.


Парк Хай-Лайн, Нью-Йорк.

Не овощами едиными жив человек. Существует ряд смелых проектов, предполагающих интегрировать полноценные парковые зоны внутрь офисных и жилых зданий, в том числе небоскребов. А в Сингапуре уже есть отель, на 56-м этаже которого разбили большой парк. Для нас это пока слишком экзотично, а вот опыт Нью-Йорка стоит рассмотреть и, быть может, принять на вооружение: в этом городе замечательный парк разбили на заброшенной городской железнодорожной ветке.


Концепт парка «Зарядье», Москва.

Впрочем, России тоже есть чем гордиться в плане проектов озеленения. Так, «самый дорогой пустырь в стране», расположенный в двух шагах от Кремля, на месте снесенной гостиницы «Россия», сейчас превращается в уникальный парк, разделенный на несколько природно-ландшафтных зон, характерных для нашей страны. На территории парка появится березовая роща, низкорослые и стелющиеся растения тундры, луговые травы, субтропические растения, прибрежный лес и степь. Открытие парка «Зарядье» состоится в сентябре 2017 г.

Гоэлро XXI


Фудзисава, Япония.

Помимо нефти и газа современная цивилизация прочно сидит и на третьей «игле» - электричестве. А всевозможные инновации будущего потребуют еще больше электроэнергии. Так что помимо увлекательной задачи превращения городов в более чистые и комфортные нам предстоит решать вопросы увеличения выработки электричества и повышения энергоэффективности. Один из возможных подходов опробован в Японии: неподалеку от столицы построили экспериментальный городок Фудзисава, в котором тестируются всевозможные технологии. На первый взгляд, ничего примечательного, выглядит как типичный квартальчик американского пригорода, но это впечатление обманчиво.

Во-первых, каждый дом оснащен солнечными панелями и мини-электростанцией, что позволило многократно снизить суммарный расход поставляемой электроэнергии, выбросы углекислого газа снизились на 70%. При отключении внешней подачи электричества городок сможет функционировать еще трое суток благодаря аккумулированной электроэнергии.

Во-вторых, очень широко применяется автоматизация внутри жилищ. Стиральные машины сами выбирают программу стирки, определяют степень загрязнения вещей и необходимое количество порошка в зависимости от загрузки. Если зрители уходят от телевизора, то через некоторое время он самостоятельно выключается. Когда пешеход идет в темное время суток по улице, фонари светят ярче, а потом снова переходят в экономичный режим. К слову, все кабели и коммуникации смонтированы скрыто.

В этом городке также не принято пользоваться автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. При необходимости можно арендовать электромобиль или электровелосипед. Улицы оснащены многочисленными камерами и датчиками, благодаря которым удалось сократить количество полицейских при сохранении уровня безопасности. В текущем году в городе испытают систему самоуправляемых такси. Эксперимент будет проводиться на базе нескольких гибридных минивэнов Toyota Estima.

Заключение

По данным Всемирной организации здравоохранения, к середине столетия городское население составит 70% популяции - свыше 6 млрд человек. Так что нам в любом случае придется научиться эффективно решать многочисленные проблемы управления огромными городскими агломерациями. Да и «обычные» крупные города только выиграют от внедрения новых технологий, позволяющих сделать жизнь горожан комфортнее и безопаснее.

К счастью, большинство реальных реализуемых проектов не имеют ничего общего с антиутопическими представлениями о мире. Эпоха киберпанка с городами, один вид которых ввергает в сильнейшую депрессию, либо уже закончилась, оставшись на страницах книг и в кинокадрах со спецэффектами, либо отложена на далекое будущее, сценарий развития которого связан с непредсказуемыми событиями.