Передовые психологические технологии в работе с детьми. Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с дошкольниками

Передовые психологические технологии в работе с детьми. Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с дошкольниками

«Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога»

Педагог-психолог МОУ Лицей «Дубна»,

с оискатель ГОУ ДПО МО
Педагогической академии последипломного образования
кафедры человековедения и физической культуры
Сухарева О.А.

Cегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе данный термин либо совсем не рассматривается содержательно или он имеет неоднозначное значение.

Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методовобработки, изменения состояния.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Какие же психолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе школьного психолога?

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии:

    информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

    операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

    технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

    эвристические - на развитие творческих способностей личности.

    прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

Рассмотрим данные технологии подробнее.

Информационные технологии

В деятельности школьного психолога информационные технологии очень актуальны.

Благодаря реализации проекта «Развитие единой образовательной информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система образования достигла существенных успехов в области информатизации.

С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:

Создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют,

Выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line,

Проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

Организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента),

Организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

Организацию школ дистанционного обучения

Проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты, с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с педагогами, детьми и т.д.

Проведение опросов целевых групп

Организацию психологического практикума для целевых групп

Говоря о деятельности дистанционной школьной психологической службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того, одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.

Одним из направлений использования информационной технологии в работе школьного психолога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы психолога. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием «сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.

В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные мероприятия и т.д.

Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как командная форма работы Интернет–проект позволяет формировать познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные психологические задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.

Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя разработали критерии оценки, а также структуру.

Интернет-проектирование часто используется в рамках медиа-уроков психологии, на которых активно используются ИТ-технологии.

В целом, использование ИКТ в работе школьного психолога ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д. Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-психолога и используются в привычном режиме.

Технология обучающих игр:

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

    Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;

    Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;

    Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся. 1

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технолологии

В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

    Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

    Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

    Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.

    Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. 2

    Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

    Арт-терапия

Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. () Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения. 3

    Игровая терапия

Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения,разных формах художественной экспрессии и др.

По подходу к субъекту педагог- психолог использует технологии:

    Сотрудничества

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву).

    Личностно – ориентированные

Ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания школьного психолога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях:(5)

    Гуманно – личностные

Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение:

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.()

Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение. 4

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.

Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.

Список используемой литературы:

    Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).

    Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;

    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

    Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

    Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000. – С.185-205

    Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе.

Интернет-ресурсы:

    Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования /sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html

    Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...

    Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения

1 Чернова Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения

2Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

3 Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования /sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html

4Сизанов А.Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации...

Статья по теме «Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы» была подготовлена к итоговому педагогическому совету за прошедший учебный год. В ней даётся система использования методов здоровьесбережения в рамках деятельности педагога-психолога (учителя коррекционного обучения) коррекционной школы.

Предложенные формы работы возможно использовать в работе с детьми начальных классов (групповые занятия) или со школьниками средней школы (индивидуальные занятия).

Контингент детей не ограничен, возможно работать в коррекционных школах I - VIII вида.

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.

В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1) соматическое;

2) физическое;

3) психологическое;

4) нравственное.

Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.

Экспериментальным путём в работе педагога-психолога Каменской коррекционной школы № 15 были определены направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.

Схема № 1

Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу развития воспитанников с ОВЗ.

Технологии:

1. Интерактивное взаимодействие.

Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).

Преимущества:

а) Огромный интерес у детей.

б) Широкие мультимедийные возможности:

Хорошая графика;

Динамика в смене изображения;

Экономия временных ресурсов.

Способствует: развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

2. Невербальное общение.

Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит

использование двигательной экспрессии.

Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика. Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Преимущества:

а) Позволяет лучше понимать себя и других.

б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.

в) Присутствует возможность для самовыражения.

Способствует: координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.

3. Кинезиологические упражнения - комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.

1) Дыхательные упражнения:

Укрепление иммунитета у детей.

Ускорение обменных процессов в организме.

2) Глазодвигательные упражнения:

Укрепление зрения.

Снижение умственного утомления.

Например, «Зарядка для глаз» (методики Базарного М.Ф., Аветисова Э.С.)

3) Телесные упражнения:

Нормализация работы нервной системы.

Снижение тревожности и стрессовых состояний.

Например, самомассаж и массаж в парах; «Мозговая гимнастика».

Преимущества:

а) Не утомляет обучающихся.

б) Повышает мотивационную деятельность.

в) Возможность осуществлять произвольный контроль.

Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.

4. Арт-терапия - комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).

В работе с обучающимися с нарушениями в интеллектуальном развитии уместно применение следующих арт-терапевтических методов.

1) Изотерапия:

Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).

Работа с воском, нитками, природным материалом.

2) Игротерапия:

Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).

Имаготерапия (воздействие через образ) - сюжетные инсценировки.

3) Сказкотерапия:

Библиотерапия (использование литературных текстов).

Мульттерапия.

Преимущества:

а) Позитивный эмоциональный настрой детей.

б) Выражение чувств на символическом уровне.

в) Облегчение процесса коммуникации.

Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

5. Релаксационные комплексы

1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния - «Комарики», «Прятки», «Карандаша», «Лимон» и др.

2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) - «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др.

Преимущества:

а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

б) Обучение управлению собой в игровой форме.

в) Коррекция нарушений поведения детей.

Способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния.

Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности - важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.

Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае - сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».

  • 1.2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины освоения дисциплины
  • Владеть:
  • 1.3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
  • 1.4.Содержание дисциплины
  • 1.4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
  • 1.4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
  • 1.4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей
  • 1.4.4 Практические занятия (практикум)
  • 1.4.5. Тематика тренингов, ролевых и деловых игр
  • 1.5.Самостоятельная работа
  • 1.5.1. Цели и организация самостоятельной работы
  • 1.5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
  • 1.6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
  • Дополнительная:
  • 1.7.Контроль и оценка результатов обучения
  • 1.7.1.Контроль знаний по дисциплине
  • 1.8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
  • Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
  • 1.9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • 1.10. Глоссарий основных определений дисциплин
  • 2. Практические занятия Модуль 1. Служба практической психологии в системе образования Семинар-практикум 1. Процесс создания службы практической психологии в системе образования Российской Федерации.
  • Литература:
  • Семинар-практикум 2. Нормативно-правовая база службы. Реализация деятельности сппо в соответствии с основными направлениями развития системы образования.
  • Литература:
  • Модуль 2. Структура службы практической психологии Семинар-практикум 3. Структура службы: функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы.
  • Литература:
  • Семинар-практикум 4. Основные цели, задачи и средства службы практической психологии образования на современном этапе.
  • Семинар-практикум 7. Необходимые условия эффективной реализации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов.
  • Литература:
  • Семинар-практикум 8. Критерии результативности профессиональной деятельности.
  • Литература:
  • 3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
  • 4. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения
  • 5. Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие)
  • 15. Документ, учитывающий специфику учреждения, особенности структурной организации службы, называется
  • Вопросы для подготовки к экзамену или зачету
  • Краткое содержание курса лекций модуль 1. «служба практической психологии в системе образования»
  • Тема 1. История создания и организации службы практической психологии образования и её современное состояние.
  • Тема 2. Процесс создания службы практической психологии в системе образования Российской Федерации.
  • Тема 3. Основные тенденции становления и развития службы практической психологии образования (сппо).
  • Тема 4. Современное состояние и структура психологической службы.
  • Тема 5. Служба практической психологии как ресурс развития системы образования.
  • Тема 6. Нормативно-правовая база службы. Реализация деятельности сппо в соответствии с основными направлениями развития системы образования.
  • Модуль 2. «структура службы практической психологии»
  • Тема 1. Основные цели, задачи и направления деятельности службы практической психологии образования на современном этапе.
  • Тема 2. Структура службы: функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы.
  • Тема 3. Основные цели, задачи и средства службы практической психологии образования на современном этапе.
  • Тема 4. Основные направления деятельности службы в системе образования. Специфика деятельности региональной службы практической психологии образования.
  • Тема 5. Модели реализации психологической поддержки в образовательных учреждениях различного типа и вида.
  • Модели психологической службы
  • Модуль 3. «деятельность службы практической психологии»
  • Тема 1. Организация работы педагога-психолога в образовательном учреждении.
  • Тема 2. Основные направления деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении: цели, задачи, содержание.
  • Тема 3. Технологии психологической работы.
  • Тема 4. Особенности организации психологической помощи различным категориям обучающихся (воспитанников).
  • Тема 5. Необходимые условия эффективной реализации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов.
  • Тема 6. Критерии результативности профессиональной деятельности.
  • Карта обеспеченности студентоВучебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами по дисциплине
  • Модульно – рейтинговая система оценки результатов обучения
  • Тема 3. Технологии психологической работы.

    Как любая другая новая область человеческой деятельности, практическая психология интенсивно разрабатывает и осваивает собственные технологии и отдельные методы или заимствует их из смежных дисциплин: различных отраслей психологии и педагогики, социальной работы и социологии, медицины и др. На этапе становления неизбежны методологические дискуссии в науке. «Путаница ролей» происходит и в сфере практической деятельности. Чаще всего это связано с уточнением функционально-содержательной иерархии и особенностей применения технологий, особенно относящихся к другим профессиональным областям. Возникает проблема уточнения сущности и специфики последних, их упорядочения в общей системе, составляющей фонд практической психологии образования.

    Понятие «технология» используется в разных значениях. С одной стороны, это способы материализации знаний, навыков и опыта человека в процессе деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой – это рациональная последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология – это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Характерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения. Технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения и др.

    Социально-психологические технологии – это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.

    Социально-педагогические технологии – это совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.

    Психолого-педагогические технологии – это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения).

    Социально-медицинские технологии – это совокупность взаимосвязанных социальных и медицинских приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.

    Психотехнологии – это диагностические, коррекционно-развивающие и психотерапевтические процедуры, объектом которых является психическая реальность конкретной личности, а предметом – изменения тех или иных граней этой психической реальности, влияющих на поведение человека.

    Названия направлений психологической работы и соответствующих им технологий совпадают, что вызывает определенные затруднения при характеристике последних. Их можно преодолеть, если определить направление как возможное поле деятельности, ее содержание, а соответствующую технологию – как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая.

    Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.

    Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка. Она предполагает учет не только зоны актуального развития ребенка, но и его завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития).

    Технология психопрофилактики – это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды. Профилактика – это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при обнаружении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках образовательного и социально-этического характера с ним проводится индивидуальная работа, предупреждающая его социально-педагогическую запущенность.

    Профилактические меры, принимаемые в отношении уже возникшей проблемы, предупреждают появление новых. Например, психолог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, останавливая развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Можно называть специальной профилактикой систему мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости и т. п.

    В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладываются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде он обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью, зависим от взрослого, а родители и педагоги – его главные авторитеты.

    Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Другое дело, что средства, которыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, дикция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.).

    Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального от реагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.

    Технология социально-психологической адаптации детей и подростков – это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педагогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.

    Технология психологической коррекции и психотерапии – это система психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

    Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков – системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

    Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.

    Социально-педагогическая реабилитация в образовательных учреждениях заключается в преодолении школьных и семейных репрессий по отношению к детям и подросткам; преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников; коррекции их общения и поведения; разрешении конфликтных ситуаций.

    Технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.

    В основе рассмотренных технологий лежит целесообразное сочетание определенных методов. Всякий раз, когда психолог сталкивается с необходимостью инструментального обеспечения программ профессиональной деятельности, ему приходится анализировать фонд известных методов и выбирать из них наиболее адекватные.

    «Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога»

    Г. Балаково

    педагог-психолог

    МАДОУ детский сад №38

    Современные психолого-педагогические технологии в направлены на реализацию дошкольного образования.

    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

    Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

    Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса ().

    Основные требования (критерии) педагогической технологии:

      Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость

    Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

    Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

    Логикой процесса,

    Взаимосвязью его частей,

    Целостностью.

    К числу современных образовательных технологий можно отнести:

      технологии технология ; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя игровая технология технология «ТРИЗ» и др. Здоровьесберегающие технологии

    Здоровьесберегающие технологии

    Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

    Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.

    В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

    От типа дошкольного учреждения,

    От продолжительности пребывания в нем детей,

    От программы, по которой работают педа­гоги,

    Конкретных условий ДОУ,

    Профессиональной компетентности педагога,

    Показателей здоровья детей.

    В работе педагога-психолога выделяют следующие психолого-педагогические технологии:

      технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, релаксация и т. д. технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

    Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

    Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» и др.;

    Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

    Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

    Технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры, проблемно-игровые ситуации, элементы игротренинга, игротерапии, самомассаж и др.)

    Коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, элементы сказкотерапии и т. д.)

    Технологии проектной деятельности

    Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

    Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

    В настоящее время в работе педагога-психолога ДОУ широко применяются информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях.

    Методическая работа- Работа в Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и текущей документации, создание по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

    В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

    Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

    технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

    Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

    Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

    И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

    «Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

    Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!