Политика как общественное явление. возникновение и сущность политики

Политика как общественное явление. возникновение и сущность политики

Уровни политологии:

Основные парадигмы и школы современной политологии.

В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:

первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;

второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;

третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

Основные парадигмы: теологическая- божественное объяснение политики; социальная- объяснение через социальные факторы; биополитическая- объяснение политики поведением; натуралистическая- объясняется влиянием окружающей среды, географическими факторами, биологической и психологической природой человека; рационально- критическая- суть политики в ее внутренних причинах, свойствах и элементах.

Политическая мысль Древнего Востока и ее значение для развития политологии.

Одним из самых влиятельных политических учений было конфуцианство (основатель – Конфуций (551 – 479 до н.э.)): идеальное правление гос-вом должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия, как «взаим-ность», «золотая середина» и «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. Правители должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера.

Прямо противоположную систему организации гос-ва предлагали легисты (законники) – сторонники древнекитайского ученого Шан Яна (400 – 338 до н.э.), стремившегося преодолеть упадок государства и достичь гармонии и счастья с помощью закона, т.е. строгих регламентов, за невыполнение которых следуют суровые наказания. Идеал легистов – правитель-деспот, управляющий с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства.

Исходным положением политической мысли в Древней Индии было утверждение о том, что люди несовершенны и эгоистичны, они не склонны сознательно следовать своему долгу. Сохранение Богом установленного на земле порядка, по мнению Каутильи (IV век до н.э.), возможно с помощью мудрого и искусного правителя. Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Он может заставить их исполнять свои обязанности, поощряя их правильные действия. Но правитель должен жестоко подавлять неповиновение царской власти, которая должна быть сильной.

Основные концепции власти.

Власть - отношения, в которых воля и действие одних господств над волей и действиями др Мотивы подчиненных могут быть основаны на заинтересованности в цели, на авторитете властвующего и т.д. Мотивы большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Властные отношения объективно присущи обществен жизни. "Власть" означает право и возможн одних повелевать и управлять др., способность и возможность одних осущ-ть свою волю по отношению к др используя при этом авторитет, право, насилие и др ср-ва.

отличительные признаки полит. власти:

Верховенство, обязательное решение для общ-ва и др. видов власти

Всеобщность т.е. публичность

Легальность

Моноцентричность

Широчайший спектр средств для реалиэац власти

Теологическая концепция (Августин) – по своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Биологическая (Марсель, Ницше) – представители этой концепции власть рассматривают как механизм обуздании человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими.

Бихевиористская (Мерриам, Лассуэла, Кетлин) – представители этой концепции выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление к власти. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия полит. сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Психоаналитическая – власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Так, американский психоаналитик Хорни определяющим мотивом политического поведения считал страх, порождае-мый враждебной человеку социальной средой. Стремление избежать ситуаций, внушающих страх, определяет модели поведения людей в конкретных обстоятельствах.

Мифологическая (Дюги) – обладание властью одних людей связывается с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывают им свою волю и достигают желаемых целей. Т.о. естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть. Однако для придания законности (легитимности) своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась: он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В современных обществах использовался миф об «общественной воле», кот. должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных».

Структурно-функциональная (Парсонс) – власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (роль управляющих и управляемых). Власть, по Парсонсу, предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

Конфликтологическая теория власти (Маркс, Энгельс, Ленин) – власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экон. неравенством, местом и ролью класса в экон. системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экон. господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство.

Дуалистическая концепция (Дюверже) – выделяются два элемента внутри власти: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство может выражаться в таких формах, как физическое насилие, экон. принуждение, давление. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета.

Типы и формы государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легальное насилие.

Типы государства:

1) Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В этом случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конститу-ции.

Признаки: - верховенство закона во всех сферах жизни общества;

Гарантии прав личности, возможности её свободного развития;

Взаимная ответственность государства и личности

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

2) Социальное государство – такая форма организации гос.власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип соц.связей между людьми, основанный на принципах соц.справедливости, соц.мира и гражданского согласия. Соц.гос-во принимает на себя ответственность за поддержание стабильного соц.-эконом. Положения своих граждан, соц.мир в обществе.

Форма гос-ва – способ организации политической власти.

Форма гос-ва как сов-ть внешних признаков гос-ва включает 3 эл-та: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления гос.власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения её с властью. История человечества знает различные виды режимов: деспотический(характерен для монархической формы правления, когда власть единолично осуществляется монархом; режим отличается крайним произволом в управлении), тиранический(единоличное правление лица, насильственно захватившего власть; основан на терроре, страхе), тоталитарный(всеобщий контроль и регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности человека)авторитарный(неограниченная власть одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу), и демократический(источник власти народ, свободные выборы, равноправие граждан, гарантия прав и свобод личности..).

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений её органов, степень участия населения в их формировании.

По форме правления гос-ва делятся на: монархию(абсолютная и конституционная) и республику(президентская, парламентская, президентско-парламентская).

Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятие «форма гос.устройства»:

1) Унитарное государство(Польша, Франция, Италия, Болгария, Япония)- наиболее простое и распространенное гос.устройство; такая форма территориально-политического устройства, при которой сущ-ет единое гос-во, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих полит.самостоятельностью.

2) Федеративное гос-во(США, Канада, ФРГ, Австралия, Швейцария, Австрия, РФ) – единое союзное гос-во, состоящее из относительно самостоятельных гос.образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закреплённом в Конституции

3) Конфедерация – союз нескольких независимых гос-в, которые объединяются для проведения совместной политики в определённых целях (оборона, экономика)

Предмет политологии и ее место в системе общественных наук.

Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.

Предметом политологии являются закономерности становления, функционироания и изменения политической власти. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, по существу представляет собой междисциплинарную науку.

Уровни политологии:

Политическая теория, изучающая закономерности становления, развития и смены политических систем;

Рассмотрение реальных политиеских процессов применительнок конкретному этапу общественного развития

Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики

Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.

Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также других политических явлений.

Политическая философия отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной власть, разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, общие критерии оценки политики как явления.

Юридическая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений

Экономическая наука раскрывает основы политических процессов через борьбу субъектов за свои экономические интересы.

Политическая история изучает политические теории, взгляды институты и события в их хронологической последовательности и в связях друг с другом.

Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз луны и т.п. на политические события, на групповое и индивидуальное политическое поведение.

Политическая социология использует макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы и т.п., в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д.

Политическая психология изучает объективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, ценностных ориентаций и установок.

Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.

Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов в конкретных странах с их пространственным положением, территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

3. Познавательная ценность политологии. Политологические знания как важнейший элемент профессиональной подготовки сотрудника таможенных органов.

Значение политологии. 1) познавательная ф-ция. Развитие теории полит. науки дает возможность глубоко освоить различные проблемы полит. бытия и хорошо разбираться в полит. жизни общества. 2) прогностическая. Изучая полит. реальность, политология прогнозирует события и дает консультации как решить те или иные проблемы, изучая различные стороны полит. деятельности, полтитологи дают прогнозы в избирательных кампаниях, дают консультации представителям администрации, профсоюзам, вырабатывают рекомендации политикам, бизнесменам, предоставляют материал СМИ. Современная пол-гия глубоко вторгается в полит. жизнь, давая советы, прогнозы, предположения, рекомендации заинтересованным лицам, инстанциям, организациям.

МГТУ “СТАНКИН”

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

ПОЛИТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Выполнил: студент группы

Проверил: преподаватель

МОСКВА 2003

“Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так назы­ваемые цари и владыки не станут благородно и основательно философст­вовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол...”

ПЛАТОН (427-347 до Р.Х.)

ЗАДАЧИ РЕФЕРАТА :

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ

ЗАДАЧИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

ЧТО ИЗУЧАЕТ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА?

МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле

"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".

В.И. Ленин (Ульянов)

В последние десятилетия находит все большее признание точка зрения, рассматривающая политологию как общую, интегральную науку о политике, включающую в качестве состав­ных частей политическую социологию, политическую философию, теорию государства и права, политическую географию и все другие политические дисциплины.

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.

Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук - экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.

Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества.

В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность политических институтов и функционирование политической системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это, прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.

Политико-идеологическая подсистема включает политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы.

Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в политической системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах

Задачи политологии.

”...Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность...”

Никколо Макиавелли

Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них является:

n исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и состояния его политических институтов, политических отношений, политических процессов;

n создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов;

n анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования;

n аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;

Если иметь в виду, что политическая наука - достаточно аморфная, "уязвимая" дисциплина, которая фокуси­рует внимание на противоречивых внутренних вопросах, то неудивитель­но, что среди ученых-политологов нет согласия в отношении того, како­вы задачи этой науки. Пожалуй, все согласны в том, что академическая политическая наука может помочь гражданам обогатить их жизнь, давая им некоторые знания и понимание того, как анализировать значение поли­тических событий для них самих. Широкое согласие существует и о том, что политический процесс может быть подвергнут систематическому и осмысленному изучению. Многие (но далеко не все) согласны в том, что к анализу политики должен быть применен научный подход, даже если в по­литической области построения точной науки по образцу физики или хи­мии достичь во всем невозможно.

Политическая наука продолжает изменяться и развиваться. Само общественное развитие бросает этой науке новые вызовы, порождает но­вые дискуссии о ее "сфере компетенции" и ее возможном вкладе в жизнь общества в целом и каждого его члена. Вопросы, которые встают перед развивающейся политической наукой, следующие.

1. Сможет ли политическая наука (или различные политические науки) объединиться с другими дисциплинами, чтобы создать такую систему политических наук, которая была бы способна давать не только понима­ние или прогнозы, но и продуманные советы о том, как достигать "хоро­шей" политики?

2. Как далеко может продвинуться знание на путях развития интеграции политической науки и таких на первый взгляд, далеких от нее дисциплин, как вычислительная техника, математика, биология и психиатрия?

3. Могут ли быть и будут ли ученые-политологи удовлетворены главным образом академическими карьерами для себя? Или они обладают опреде­ленным знанием и опытом, которые могли бы служить обществу лучше, если бы значительное число ученых нашло бы карьеру в других областях?

4. Каковы в изучении международных отношений пределы фокусирования внимания на национальных государствах как главных действующих субъектах? Могут ли транснациональные (но не только интернациональ­ные) факторы быть выделены для специального изучения? Какой практи­ческий смысл могло бы иметь это изучение для лучшего понимания отно­шений между народами, рассматриваемых отдельно от отношений между правительствами?

5. Каковы этические основания политического выбора? Что могут дать ученые-политологи как профессионалы для дискуссий по этическим проблемам?

Наука политическая (политология) - отрасль знаний о политике во всех ее проявлениях и взаимосвязях или же, если попытаться расшифро­вать суть политики, - о взаимоотношениях в рамках сообщества индиви­дов, социальных, этнических, религиозных и других групп, имеющих про­тиворечивые интересы, по выработке и реализации обязательных для всех решений. Важнейшие составные части предмета П.- политические инсти­туты, и прежде всего государство и партии, политическое сознание и куль­тура, субъекты (или акторы) политики: личность, элиты, лидеры и др., внутригосударственные и межгосударственные политические процессы то есть политическая система.

Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией.

“Всякое учреждение, основанное на мнении, не должно существовать до­лее, чем это мнение”.

Анри Сен-Симон

Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит институты, проблемы разделения властей и т д.

Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с государством, как политическим институтом: формы государства, политические режимы, гражданское общество.

Третий комплекс - политическое лидерство, политическая элита, то есть субъекты политической власти, ее носители.

Четвертый комплекс - политические партии и движения.

Пятый комплекс - современные избирательные системы.

Шестой комплекс - политический процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений.

Седьмой комплекс - политическая культура общества, ее формирование и развитие.

Политическая наука изучает также значительное число специальных тем. Кроме того, по причине исторической эволюции, а еще больше - по причине приложения политики к очень широкому кругу областей челове­ческой деятельности границы политической науки очень изменчивы и трудноопределимы. Это является результатом как большой интеллек­туальной активности, так и огромной сложности самого изучаемого объекта. Это отражает также недостаточную заботу ученых об определе­нии границ политологии при росте как ее дифференциации, так и точнос­ти методов сбора и анализа информации о политике.

Не существует четкого определения "состава" и разграничения "под­областей" политической науки. И все же какой-то приблизительный пере­чень можно привести. Например, на одном из годичных собраний Амери­канской ассоциации политических наук научная программа была разделе­на на следующие крупные темы: политическая теория; эписметология и методология; сравнительная политика; международные отношения; госу­дарственная политика и политическая организация; американские поли­тические институты; право.

Фактически все диссертации, которые защищаются по политическим наукам в университетах США, распределяются по семи предметам:

Государственная администрация;

Политическая философия, теория и методология;

Конституционное и административное право в США;

Администрация штатов и местные власти в США, их политика;

Внешняя и сравнительная политика;

Международные организации, международная политика, междуна­родное право.

Приемы и подходы, используемые в политологии.

Превращение политики в предприятие, которому требуются навыки в борьбе за власть обусловило и изучение ее методов, созданных современной партийной системой.

Макс Вебер (1864-1920)

Институциональный подход ориентирован на изучение политических институтов: государства, его органов, правительственных программ и других средств регулирования политической деятельности, политических партий и иных общественных организаций.

Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных политических систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов.

Исторический подход основан на изучении политических явлений в их развитии.

Социологический подход направлен на выяснение зависимости политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политической культуры общества.

Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных политических процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.

Системный подход - политическая система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.

Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, которые позволяют политической системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.

Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения политической системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.

Бихевиористский подход основывается на рассмотрении политической системы, как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.

Антропологический подход базируется на обосновании политики природой человека.

Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.

Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, которые не всегда вписываются в известные закономерности).

Методы исследования

Методы включают приемы исследования и процесс их применения.

Сравнительный метод , позволяющий выявлять связи между различны­ми параметрами развития, не требует измерений, подразумевает, что проводится качественный, а не количественный анализ. Важно, однако, учитывать, что создать серьезную теорию с помощью сравнений пока не удалось. Параметры, по которым сопоставляются процессы, идущие в разных странах, выделить несложно, однако, сложность объектов изуче­ния затрудняет получение четких результатов; они, как правило, сводятся к описанию. Банки информации для сравнений включают данные о всех странах мира, но сами эти данные не всегда надежны.

Экспериментальный метод подразумевает, что существуют экспери­ментальная и контрольная группы, развитие которых сопоставляется. Экспериментальная группа подвергается разного рода воздействиям, вторая изолирована от влияний. Используются экспериментальные мето­ды, применяемые в психологии. Изучаемая сложная система рассматрива­ется как "черный ящик"; внешние воздействия - это "вход", а реакция на них, поведение - это "выход". Исследователю остается регистрировать и измерять итоги, устанавливая соотношение между "входом" и "выходом", между стимулом и поведением. Такой подход к изучению политической системы был использован Д.Истоном. Однако, в политологии экспери­ментальный метод применяется редко, поскольку политический процесс трудно контролировать, сложно обеспечить чистоту эксперимента.

Статистический метод - это тот же экспериментальный, но с исполь­зованием компьютерной техники. Эмпирически полученные данные с некоторым приближением закладываются в программу, выражаются математически, затем с ними проводятся манипуляции, которые нельзя провести в жизнь в порядке эксперимента. Таким образом, могут выявляться взаимосвязи между различными переменными величинами, параметрами развития. Здесь возможно использование и сравнительного метода в сочетании с экспериментальным.

Лингвистический метод позволяет преодолеть присущую политологии нечеткость терминологии, прояснить номенклатуру понятий. При приме­нении этого метода используется процедура распознавания, фиксации и измерения повторяющихся смысловых символов в письменной и устной речи. Лингвистический метод сочетается со статическим и использованием компьютеров.

Метод предметного изучения в сочетании со сравнительным применяет­ся наиболее широко. В связи с разработками теории выделяются шесть типов предметных исследований:

1. конкретно-исторические описания отдельных процессов, не претендующие на развитие теории;

2. исследования, где уже известные теоретические положения применяются для объяснения частных событий;

3. работы, целью которых является выдвижение гипотезы, опирающейся на ряд частных примеров;

4. исследования, которые призваны подтвердить имеющуюся теорию;

5. ориентированные на создание новой теории на основе рассмотрения отдельных примеров, дающих пищу для размышлений;

6. исследования, посвященные изучению факторов, которые не укладываются в рамки уже сделанных обобщений.

При предметном исследовании используются самые различные источни­ки информации: данные об элитах общества, итогах выборов, настроения масс, обобщенные цифровые данные, исторические материалы, итоги контент-анализа (сущностного анализа) документов и заявлений и т.д.

Заключение

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны.

В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

Ø история политической мысли

Ø политическая философия

Ø политическая социология

Ø политическая психология

Ø политическая антропология

Все политические науки условно можно разделить на две груп­пы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром.

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Политология изучает политическую сферу жизнедеятельности общества и выступает общетеоретической и методологической наукой и таким дисциплинам, как:

1. Политическая философия исследует ценностные аспекты властных отношений.

2. Политическая история рассматривает процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.

3.Политическая теория изучает основные элементы политической системы общества: государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между ними.

4. Политическая социология занимается исследованием взаимоотношения между гражданским обществом и государством.

5. Политическая психология изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.

6. Политическая антропология исследует влияние основополагающих потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение.

7. Политическая география рассматривает влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь.

8. Геополитика изучает влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики, геополитические изменения в мире.

9. История политических учений изучает процесс становления и развития политической науки.

Полноправный гражданин должен надёжно ориентироваться в текущей политике, понимать её перипетии. Понимание политики даёт твёрдую основу для личного участия в политическом процессе, будь то выборы, референдумы или другие формы народного волеизъявления.

История политической мысли на Древнем востоке и в Античную эпоху

Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в древней Греции.

Идеи политической мысли на Древнем востоке : государство – творение высших космических сил, божественного закона; фараон – наместник бога; царь должен обладать высокими качествами, привлекающих поданных; основная добродетель подданных государства – преданность и подчинение правителю (Конфуций).

Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений; господствовало представление о божественном происхождении власти.

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима : в государстве кто-то управляет, а кто-то подчиняется; государства отличаются формой организации власти (Аристотель); самая правильная форма государства – полития, когда правит большинство в интересах общей пользы; идеальное государство – правление лучших и благородных – мудрецов-философов; государство сильно мудростью своих правителей (Платон); власть, основанная на воле народа и законах – демократия, правление антинародное, игнорирующее законы – тирания (Сократ); все известные формы государственного правления несовершенны, и наихудшая из них – демократия (Цицерон); создание юриспруденции как самостоятельной науки (Юлиан, Гай); юридическое обоснование концепции мирового государства, политики «разделяй и властвуй».

Для этого этапа характерен философско-этический подход к объяснению политики. Аристотель обобщил опыт социально-политического устройства 158 греческих городов-полисов. Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство. Цицерон предпринял попытку усовершенствования механизмов Римского государства, обоснования правовых норм, регулирующих взаимоотношения правителей и подвластных.

Представление о власти в период эпохи Возрождения и Нового времени

В эпоху Возрождения (14-16 вв.) политические взгляды освобождаются от теологии; анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства.

Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Н Макиавелли. Макиавелли в центр своего политического учения ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни: только правитель-реформатор, избранный народом, с отвагой льва и хитростью лисы, хорошо знающий природу человека, может объединить страну, создать крепкое национальное государство. Н. Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания, он фактически положил начало существования новой научной дисциплины.

Политические учения Нового времени (16-19 вв.) отражали интересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных политических порядков. В период эпохи Нового времени происходит формирование идеологий власти, обосновывается необходимость разделения властей. Дается характеристика правового государства, формируется механизм буржуазной демократии, а также соответствующие концепции прав и свобод человека. (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо)

Учение Локка было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода. Его называют родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как "личность", "общество", "государство", поставив личность выше общества и государства.

Основные направления развития политической теории в России и Беларуси

В России политическая мысль имеет длительную историю. В 11 в. зарождение политических идей о сильной княжеской власти и ее роли в объединении восточнославянских племен. Развитие политической мысли в недрах религиозного, православного мировоззрения до 19 в. В конце 1870-х гг. политическую науку стали преподавать в университетах России. Она включала в себя 4 течения:

Либерализм (Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев) – практика умеренных социальных реформ;

Консерватизм (В.С. Соловьев) – разработка теорий, защищающих самодержавие, крепостное право;

Радикализм (представлен большевизмом и анархизмом – В.И. Ленин, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров);

Социал-реформизм и меньшевизм (Ю. Мартов, Г. В. Плеханов).

После победы Октябрьской революции политическую науку перестали преподавать как самостоятельную, политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука, вплоть до 1990 г.

Политическая мысль Беларуси имеет богатую историю. Она была тесно связана с экономической, политической и духовной жизнью белорусского народа. Общественно-политическая мысль со времен Полоцкого княжества, находилась в тесной связи с христианской религией. В Беларуси в XV–XVI вв. возникают идейно-политические течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. У истоков этого движения в Беларуси стоял первопечатник и просветитель Ф. Скорина. Идеи единения восточнославянских земель-княжеств, укрепления феодальной власти и утверждения христианской религии (Полоцкая, Туровский); идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей (Скорина, Гусовский, Будный, Волан, Сапега); развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами и католической церковью, национальной независимости Беларуси и ее единения с Россией (Полоцкий, Смотрицкий, Филиппович). Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был К. Калиновский, руководитель восстания в Беларуси и Литве против крепостничества и царского самодержавия. После приобретения независимости РБ провозгласила приверженность общечеловеческим демократическим ценностям, формированию которых способствовал либерализм. В н. XX ст. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и другие.

Политология считается одновременно и старой, и новой дисциплиной. Историческими корнями она уходит в античную традицию политического знания, сконцентрированную прежде всего в трудах Платона и Аристотеля. Однако с точки зрения истории науки политология, как и другие социальные науки, является сравнительно молодой, начавшей движение к своему нынешнему статусу только в эпоху промышленной революции в Европе.

Следуя за Аристотелем, часть ученых рассматривают политическую науку в соответствии принципом primus inter pares на том основании, что ни одно из обществ не может существовать без цели, а политика выполняет в структуре социума «целедостигающую функцию». Такого рода подход проявляется и в области терминологии. Например, в немецкой литературе, посвященной методологическим проблемам политики, в качестве синонимов политологии нередко используются термины «политическая теория», «история политических идей», и, наконец, «политическая философия». В частности, профессор Майнцкого университета М. Молс в статье, опубликованном в тематическом словаре «Государство и политика», писал: «Наука о политике (политология, научная политика, политическая наука, political science, science politique и т.д.) представляет собой восходящее к Платону и, прежде всего, к Аристотелю изучение смысла и институционально-организационных форм человеческой жизни с точки зрения политики».Политология тесно взаимодействует с социальной психологией, так как прианализе политической ситуации учитывает психологический настрой масс, принимает во внимание мотивы поступков как отдельных личностей, так и общественных групп. Политическая психология рассматривает роль установок, ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Основателем политической психологии считается Г.Ласуэлл, который в 1930 году опубликовал книгу “Психология и политика”, а в 1950 году в соавторстве с А.Капланом - “Власть и общество”. Политология должна учитывать исторические традиции, связь времен. «Прошедшее нужно знать не потому, - отмечал В.О.Ключевский, - что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий». Политология пользуется также данными естественных наук: географии, демографии, история, антропологии, социология, экономика и другие. Последние четыре дисциплины стали относить, наряду с политологией, к категории фундаментальных наук о человеческом поведении. Предметом антропологии являются институты управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах.

В поле ее интереса - связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества. Политическая антропология на Западе занимается большей частью не западными обществами. Политико-антропологические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей.

Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равниной местностью, наличием природных ископаемых и т.д.).

Политология использует кибернетику, при помощи которой она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти.

В структуре эмпирических дисциплин, постепенно отделившихся от политологии, следует выделить:

· политическую социологию - изучение политических институтов и процессов в их социальном контексте;

· политическую психологию - исследование политико-психологических феноменов и факторов, влияющих на политическую деятельность и поведение людей;

· политическую экономику - изучение системы отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребление материальных благ;

· теорию и историю государства и права - исследование закономерностей и особенностей возникновения и развития государственных и правовых институтов;

· политическую историю - изучение и систематизацию политических факторов и событий, происходящих в человеческой истории.

К политическим наукам можно отнести также теорию и историю международных отношений, международное право, политическую журналистику, политическую этику, политическую риторику и др.

Границы между политологией и другими родственными дисциплинами, по отношению к которым она не редко выступает в качестве научной теории среднего уровня, далеко не всегда является четкими и определенными. Это связано не столько с исходными принципами и методологией, характеризующими специфику различных дисциплин, сколько с ориентациями самих ученых, стремящихся изучать политические проблемы на междисциплинарном уровне. Например, восходящие к социальным теориям Ж. Бодена и Ш.-Л. Де Монтескье идеи о влиянии местоположения стран и климатических зон на государственные формы и политические процессы в XX в. трансформировались в квазинаучные геополитические конструкции (теория контроля над «хартлендом» Х. Макиндера и д.р).

Распространение в США бихевиорализма также сделало возможным формирование нового синкретического направления - политической психологии, одним из основателей которой стал американский политолог Г. Лассуэлл, выпустивший в 1930 г. книгу «Психопатология и политика». Тем не менее методология этого направления в конечном итоге привилась, причем не только в американской политической науке. Следуя по проторенному Лассуэллом пути, политологи усвоили и применяют до сих пор психологические концепции, выраженные в понятиях «личность», «позиция» (attitude), «восприятие» (perception) и др., например для анализа общественного мнения.

Политическая антропология возникла в результате синтеза идей, развиваемых в русле философской и социальной антропологии, с одной стороны, и новых устремлений политической науки - с другой.

Философская антропология возникла как одно из направлений трансцендентальной философии (И.Кант и его последователи) и в настоящее время развивается на основе синтеза философских дисциплин, концентрируя основное внимание на проблемах человеческого онтогенеза во всех его проявлениях: теоретическом, практическом, культурном, моральном, психологическом и др. «Задачи философской антропологии, - писал немецкий философ М. Шелер в работе “Положение человека в космосе”, - состоит в том, чтобы выработать на основе частно - научных определений единую систематическую теорию человека».

Современная социальная антропология, беря за отправной пункт своего анализа отдельного человека, дает акцент на его социально значимых качествах (физических, нравственных, психических, интеллектуальных) и на возможности их реализации в тех или иных социальных условиях. Таким образом, специальным предметом социальной антропологии является человек как потенциальный и реальный субъект общественных связей и отношений.

В настоящее время политическая антропология рассматривается большинством ученых как наука, изучающая человека как политически активное существо путем сравнительного анализа всех обществ, не только цивилизованных, но и так называемых первобытных. Развиваясь в этом направлении, она соприкасается с эмпирически ориентированными социологическими и политологическими исследованиями, имея перед ними то преимущество, которое классик французской социологии Р. Арон называл «спасительным средством от провинциализации» социологического и политического знания. Подобного мнения придерживается и другой видный французский политолог Ж.-В. Лапьерр.

Ценностным ориентиром политической антропологии является положение, сформулированное российским политологом А.С. Панариным: «Не человек для общества, а общество для человека».

В современной российской гуманитарной сфере политическая антропология играет особенно важную роль при рассмотрении проблем распределения власти, разумного разграничения экономики и политики, политики и культуры, политики и идеологии.

Основными принципами антропологической переориентации гуманитарного знания являются:

· принцип многообразия - отказ от любого одномерного подхода к политической деятельности и к проблеме «человек - политическая система», сводящего человеческий фактор к роли винтика политической «мегамашины»;

· принцип целостности - признание человека самодостаточным существом, живущим в соответствии с собственным предназначением (природным, социальным), самоутверждающимся путем воспроизводства своей сущности в пространстве и времени;

· принцип универсализма - преодоление любых сектантских представлений о торжестве «избранного народа» (народов, цивилизаций) или класса, породивших в XX в. геноцид и рецидивы варварства и даже феномен самоистребления народа в результате социалистических экспериментов;

· принцип субстанциональности - признание неотъемлемых прав человека, соотнесение с ними любых политических реалий, процессов и действий, решение проблемы соотношения социологического и антропологического в пользу последнего, соотнесение с ним политического сознания и политических теорий;

· принцип свободы - рассмотрение индивида как носителя качеств, не предопределенных, не запрограммированных строго социальной системой. Признание постоянной возможности проявления «альтернативного сознания» на всех уровнях - воображения, воли и политического действия.

общественный наука метод политический