История и предмет экономической теории. Методология микроэкономики. Экономическая теория Экономическая теория методология экономической науки микроэкономика

История и предмет экономической теории. Методология микроэкономики. Экономическая теория Экономическая теория методология экономической науки микроэкономика
История и предмет экономической теории. Методология микроэкономики. Экономическая теория Экономическая теория методология экономической науки микроэкономика

Экономическая теория - дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.

Предмет экономической теори и - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Основная задача экономической теории - дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр.

Структура эт

Микроэкономика - наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Макроэкономика - наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс, после того, как в 1936 году он выпустил свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег».

Мировая экономика – экономические отношения между странами.

Функции экономической теории:

    Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

    Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

    Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику основные понятия о рынке.

    Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

    Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономику и право.

2. Общенаучные и частные методы экономической теории. Нормативный и позитивный анализ. Экономическая теория и экономическая практика

При изучении экономической теории применяют общенаучные и частные методы.

Общенаучные методы - это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономической теории и т.д.

Диалектический метод. В нём каждое явление рассматривается в своём развитии, в постоянном движении. Но существуют и другие общенаучные методы. Например, если основу изменений общественных явлений экономисты видят в материальном производстве, то в экономическом анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой образуется метод диалектического материализма. Он широко применяется учёными марксистского толка.

Частные методы - это методы, которые используются данной конкретной наукой - экономической теорией, но не только: они могут применяться и другими гуманитарными науками.

К частным относятся методы абстракции, дедукции и индукции, допущения «при прочих равных условиях», анализа и синтеза, метод единства логического и исторического, критический метод, макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа, математический и статистический анализ, графическое изображение и т.д.

    Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

    Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

    Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

    Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

    Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

В самом общем смысле существует два типа утверждений об окружающем нас мире.Позитивные утверждения носят описательный характер, рисуют нам мир как таковой. Второй тип утверждений является нормативным.Нормативные утверждения несут рекомендательный характер, говорят о том, каким должен быть мир.

Главная проблема ЭТ и практики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении и используемых для данной цели. Свести только к этому современную ЭТ нельзя. Однако это противоречие образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь.

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики : это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

  • — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
  • — раздел экономической теории, который изучает функционирование в целом.

В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.

В масштабах национальной экономики все локальные рынки тесно связаны между собой. Опыт показывает, что несогласованность в действиях на одном рынке по цепочке порождают проблемы на других рынках. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и в экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков. Для того, чтобы успешно решать данные проблемы необходимо анализировать общее равновесие экономической системы.

Общее равновесие (макроэкономическое) отражает сбалансированное согласованное функционирование всех рынков.

Основные макроэкономические цели:
  • Стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе.
  • Стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе.
  • Высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального спокойствия и высокого уровня жизни населения в стране.
  • Достижение равновесного внешнеторгового баланса.

Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.

Её основными видами являются:
  • Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства.
  • Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении.
  • Политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.
  • Социальная политика
  • Внешняя экономическая политика, позволяющая с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры национального производства.

Нормативный и позитивный подход в экономике

На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

И сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

Позитивный подход анализирует:
  • к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;
  • при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;
  • какова будет цена ее достижения
Кроме того позитивный подход предполагает:
  • объяснение и прогнозирование экономических явлений;
  • изучение общеэкономических закономерностей;
  • выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

Экономические показатели: поток и запас

Экономисты различают показатели, измеряемые за определенный период времени, то есть имеющие размерность потока , и показатели, измеряемые на момент времени, то есть имеющие размерность запаса .

Фактор времени играет большую роль в экономике. Так ценность денег для людей сегодня и в будущем различна. Сегодняшняя оценка будущих экономических показателей происходит в процессе дисконтирования.

Дисконтирование — это процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности.

В экономической теории различают номинальные и реальные величины . Номинальные характеризуют стоимостные экономические показателив действующих, текущих ценах . Поскольку цены подвержены изменениям, то часто перед началом анализа у показателей устраняют влияние на них цен. Величины, очищенные от влияния изменения цен , называют реальными . Так в экономической теории различают реальную и номинальную заработную плату. Номинальная зарплата это зарплата в денежном выражении, а реальная — это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.

В экономической теории выделяют три периода времени:
  • Мгновенный — когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными
  • Краткосрочный — когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие — как переменные
  • Долгосрочный — когда все факторы рассматриваются как переменные

Экономика — это общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества — поэтому тесто связана с другими общественными науками: социологией, юриспруденцией, психологией.

Основные методы исследования экономической теории

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.

Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

— это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

  • Метод научной абстракции
    Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
  • Метод функционального анализа
    Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
  • Метод графических изображений
    Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
  • Метод сравнительного анализа
    Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
  • Метод Экономико-математического моделирования
    Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
  • Индуктивный и дедуктивный методы
    Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
  • Метод позитивного и нормативного анализа
    Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
  • Практические мероприятия
    Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

Ошибки научного анализа

При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.

К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:
  • Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного представления "что верно для части (отдельного человека), то верно и для целого (для общества в целом)".

Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же в целом по стране приведет к росту цен, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.

  • Логически ошибочное построение "после этого, следовательно, по причине этого".

Например когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .

Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий , поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания и рост доходов населения.

Функции экономики

Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины происходило в XVIII в., хотя ее предыстория уходит вглубь веков. До сих пор экономисты продолжают спорить о том, что такое экономика, что она изучает, каковы ее функции, какими методами пользуются экономисты при анализе экономических взаимосвязей и закономерностей.

Согласно современному пониманию - это наука о законах и закономерностях отношений людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления и воспроизводства материальных благ и услуг, а также эффективного использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей людей. Такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития этой науки.

Как и всякая наука экономика выполняет прежде всего познавательную функцию - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как спрос и предложение влияют на цены и т. п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть , формулирует принципы экономического повеления (так называемая позитивная экономическая теория).

Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию : на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.

См.Также

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. От правильно принятого метода зависит реальность результатов и правильность сделанных выводов.

Термин «метод» происходит от греческого слова и в переводе означает «способ», «путь следований». Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания принято называть методологией. Дословно термин «методология» означает учение о методах познания.

В настоящее время все многообразие методов познания экономических явлений и процессов принято объединять в следующие группы:

  • 1) общефилософские;
  • 2) общенаучные;
  • 3) частнонаучные (специальные).

Общефилософские методы служат основанием, на котором развивается экономическая наука. Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные экономические подходы к изучению хозяйственной деятельности людей, различные научные школы, которые базировались на разных философских мировоззренческих основах, таких как метафизика, диалектика, материализм.

Метафизика дословно переводится как то, что следует после физики. Этим термином обозначается часть философского учения

Аристотеля, исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.

Диалектика - это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении и развитии.

Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление - свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

Общенаучные методы - это методы, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди них принято выделять: исторический, логический и метод научной абстракции.

Исторический метод требует, чтобы экономические явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев.

Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину. Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Особо необходимо обратить внимание на один из ключевых методов, используемых в экономической теории, - это метод научной абстракции (от лат. abstractio - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство, потребности, распределение, обмен и др.

Исторический и логический методы занимают важное место в исследовании экономических явлений и процессов. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает, в общем и целом, с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка это такое экономическое явление, как обмен товаров.

Частнонаучные методы представляют собой использование экономической теорией научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

Рассмотрим некоторые из них.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии, французский экономист Морис Алле писал в 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

это изображение зависимости между двумя и более переменными.

Рис. 1.5.

Например, на рис. 1.5а изображена обратная линейная зависимость (кривая спроса - по мере снижения цены объем спроса на товар увеличивается), а на рис. 1.56 - прямая линейная зависимость (кривая предложения - по мере увеличения цены объем предложения товара увеличивается).

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 1.6).

Рис. 1.6.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью английского со- циалиста-утописта Роберта Оуэна (1771-1858), французского социалиста Пьера Жозефа Прудона (1809-1865), американского исследователя и управленца-практика Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915), промышленника, владельца автомобильного завода Генри Форда (1863-1947) и основоположника школы «человеческих отношений» Элтона Мейо (1880-1945), а на макроуровне - с именами Джона Мейнарда Кейнса и Милтона Фридмена. Масштабные эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.

В последнее время отдельно выделяется новый для экономической науки синергетический метод. Термин «синергетика» происходит от греческого слова synergetikos и означает эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизации и саморегулированию. Синергетика привносит в экономическую проблематику новые видения проблемы. Этот междисциплинарный подход, опирающийся на результаты точных естественных наук, позволяет сделать аргументацию выводов из экономического анализа более достоверной и доказательной, отделить ключевые факторы от второстепенных. Значимость синергетики заключается в ее объединяющей роли. Прогресс каждой отрасли специального знания ныне все более зависит от его «союза» с сознанием философским и общенаучным. Как справедливо отмечал советский ученый, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии Владимир Иванович Вернадский (1863- 1945), «рост научного знания XX в. быстро стирает границы между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения».

Таким образом, методология экономической теории обладает многообразием, богатством приемов и способов познания экономических явлений. В зависимости от целей исследования возможно применять те или иные методы.

На протяжении веков предмет экономической науки уточнялся, изменялся: до XVII в. экономика изучала особенности домашнего хозяйства, далее А. Монкретьен определил ее как науку об общественном хозяйстве (политическая экономия). Долгие годы ее предметом называли богатство народов.

В марксистском понимании политэкономия - это наука, изучающая систему экономических (производственных) отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, во взаимосвязи с производительными силами общества.

Во многих современных учебниках в качестве предмета экономической теории рассматривается экономическое поведение людей.

Синтезируя представления различных научных школ, ученых за ряд веков, предметом экономической теории можно считать систему экономических (производственных) отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя и как потребителя.

Современная экономическая теория - вершина многослойной пирамиды (системы) экономических знаний, накопленных человечеством за последние 400 лет. А экономическая наука возникла еще в Древней Греции, впервые выделена Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.) как «экономия» в сочетании с «полисом» - государством, т.е. наука о национальном (общественном) хозяйстве. Первый этап зарождения экономической теории охватывает эпоху рабовладельческого и феодального общества, т.е. отражает взгляды дорыночной эпохи с преобладанием натурального хозяйства.

В XVI в., после великих географических открытий, стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Началась систематизация экономических знаний. Возник меркантилизм как первая система экономических знаний и второй этап становления экономической теории. В период возникновения капитализма (в XVII в.) французский экономист Антуан де Монкретьен назвал экономику «политической экономией» («Трактат политической экономии», 1615 г.). Так возникла самостоятельная наука - политическая экономия.

Третий этап ее становления как самостоятельной науки связан с зарождением школы физиократов в середине XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Тюрго), которые (в отличие от меркантилистов) поставили в центр экономической науки не торговлю, а производство товаров и услуг.

Четвертый этап - развитие классической школы политической экономии, возникшей в последней трети XVIII в. (А. Смит) и получившей наивысшее развитие в XIX в. (Д. Рикардо, К. Маркс). Ее основные положения сохраняют принципиальное значение до настоящего времени, т.е. развиваются и обогащаются в современных научных школах, зарождавшихся из классицизма и его критики на протяжении 200 лет.

Основными направлениями и школами современной экономической теории (XX-XXI вв.) являются:

    Маржинализм - первое и ведущее направление (научная школа) неоклассической экономической теории. Первая маржиналистская революция в экономической теории произошла в 70-х гг. XIX в. (У. Джевонс, К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк). Ее стержнем является теория «предельной полезности» товара, призванная заменить классическую теорию трудовой стоимости товара.

    Неоклассицизм - сложился в 90-х гг. XIX в. в результате второго этапа маржиналистской революции и достиг расцвета в первой трети XX в. в трудах А. Маршала и Дж. Кларка. Наибольшее современное значение сохраняют функциональный анализ факторов производства, теория факторных доходов, ценообразования, а также применение экономико-математических методов анализа.

    Неолиберализм возник в 30-х гг. XX в. и остается одним из самых влиятельных направлений экономической теории (Й. Шумпегер, В. Ойкен, А. Эрхард, Л. Мизес, А. Шварц и др.). На рубеже XX-XXI вв. большое влияние в теории и практике получила чикагская школа неолиберализма или монетаризм (М. Фридмен). Монетаризм был положен в основу радикального реформирования экономики при переходе к рынку.

    Кейнсианство возникло в 30-х гг. XX в. в противоположность неоклассицизму под влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Эта теоретическая школа считает невозможной экономическую стабильность без государственного вмешательства в экономику. Неокейнсианство возродилось в 70-х гг. под влиянием новой волны экономического регулирования экономического роста.

    институционализм , возникший в конце XIX в. как альтернатива неоклассицизму, постоянно развивается и обогащается до настоящего времени. В центр экономики эта теоретическая школа поставила человека и считает, что экономическая теория должна изучать не только экономические отношения, но все условия и факторы, влияющие на хозяйственную жизнь - социальные, правовые, психологические, политические. Большое значение придается экономическому поведению людей, а также социальным гарантиям экономической стабильности.

Следовательно, современная экономическая теория развивается на основе плюрализма экономических школ и взглядов, отражающих разные стороны, срезы экономических отношений и всей хозяйственной жизни.

Сложность и многоуровневый характер экономической жизни обусловлен наличием большого количества сопряженных отраслей экономического знания, и, следовательно, специальных экономических наук. Эти науки, изучающие отдельные элементы, структуру, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук.

Методологической, теоретической базой этой системы является экономическая теория. Выполняя методологическую функцию, экономическая теория имеет и свой предмет исследования - сущность и характер экономической деятельности отдельного субъекта и всей их совокупности на уровне национальной экономики.

К экономическим субъектам в рыночной экономике относят фирмы и предприятия, государство, различные фонды, объединения, ассоциации, домохозяйства (семья) и отдельного человека. Их деятельность образует экономические явления и процессы. Причинно-следственные взаимосвязи между экономическими явлениями в процессе их развития называют экономическими законами. Они используются экономическим субъектом для достижения определенных результатов.

Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных задач воспроизводства.

    1. Что производить, в каком количестве, какого качества и в каком ассортименте.

    2. Как производить, какие нести затраты, с привлечением каких ресурсов, с использованием каких технологий, с участием каких экономических субъектов.

    3. Для кого производить, что именно будет определять структуру социальных и производственных потребителей и отношения с ними.

Все три вопроса формируют отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Метод анализа - это способ познания, путь исследования. При изучении экономической теории применяется общий философский метод познания мира - диалектика, основы который заложили еще древние греки и которую блестяще развил в научную систему немецкий философ Г. Гегель. Диалектика рассматривает явления в постоянном развитии, в их взаимосвязи и взаимодействии, проникает в сущность процессов и явлений, познает причины и источники развития.

Выделяют следующие этапы экономического исследования.

    1. Сбор фактов к изучению проблемы.

    2. Обобщение результатов, т.е. установление экономических принципов. Выведение обобщений из фактов называется экономическим анализом.

Здесь применяется метод индукции - умозаключение от частного к общему. Например, заметим связь между ценой и спросом на конкретный товар. Обобщением здесь является закон спроса. Метод дедукции - умозаключение от общего к частному. Исходя из выведенного закона спроса, можно предположить, что и для других товаров наблюдается подобная обратная связь между ценой и спросом.

На последнем этапе общие принципы экономического поведения могут быть использованы для разработки экономической политики.

При обобщениях часто используется метод прогнозирования . Для составления прогнозов используется моделирование. Экономическая модель - это математическое выражение, основанное на экономической теории. Можно использовать модели своей фирмы и фирмы конкурента для прогнозирования изменения выпуска продукции фирмы-конкурента под влиянием выпуска своей фирмы.

Метод научной абстракции - т.е. абстрагирование от всего частного, случайного, кратковременного при определении типичных, характерных черт.

Ведущую роль в экономических исследованиях играют позитивный и нормативный анализы.

Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике. Он не связан с субъективными оценочными суждениями и основывается на том, что есть и может быть. Большинство позитивных утверждений не являются спорными. Например, позитивным является утверждение: «если какой-то товар облагается налогом, то его цена повышается» или «увеличение подоходного налога приводит к снижению покупательской стоимости населения, следовательно, спрос уменьшается, цены не растут».

Нормативный анализ строится на оценочных суждениях отдельных людей и основан на том, что должно быть. Он предполагает рецепты действий и применим, как правило, на уровне обоснования экономической политики. Например, утверждение «для снижения уровня инфляции необходимо повысить подоходный налог» является нормативным, ведь другие экономисты могут считать, что подоходный налог нельзя повышать, так как это снижает доходы людей, которые и так невысоки в России. Таким образом, с нормативным подходом в экономике почти всегда связаны разногласия.

Наконец, нередко встречается понятие альтернативная стоимость . Стоимость любого товара или услуги определяется количеством других товаров или услуг (суммой их стоимостей), которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар, услугу. Например, альтернативная стоимость строительства нового стадиона - это цена других товаров и услуг, производство которых, образно говоря, принесено в жертву строительству данного стадиона.

Экономическая теория как наука о развитии экономических отношений людей затрагивает в различной мере все стороны национальной и мировой экономики. Поэтому она тесно связана со всеми другими экономическими науками, обогащается и развивается вместе с ними в единой системе экономических знаний.

Экономическая теория является методологической и теоретической базой всех отраслевых, функциональных и информационно-аналитических наук. Последние познают и изучают экономические отношения, взаимосвязи и особенности проявления экономических законов в отдельных отраслях экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, агропромышленный комплекс и др.), а также их отражение в финансово-кредитной и других сферах.

По мере развития экономики и накопления научных знаний происходит дифференциация и интеграция экономических наук. Появляются сопряженные с экономикой отраслевые и функциональные науки: экономическая социология, история экономики, экономическая информатика, экономика природопользования, маркетинг, банковское дело, биржевое дело и др. Следовательно, система экономических наук постоянно обогащается и развивается.

Экономическая теория занимает ведущее положение в системе экономических наук и выполняет следующие функции:

    Познавательная или теоретическая функция - познавать, изучать, объяснять процессы и явления экономической жизни, раскрывать их внутреннюю сущность и взаимосвязи;

    Методологическая функция - экономическая теория составляет теоретическую базу всей системы экономических наук, каждая из которых имеет свои теоретические положения, опирающиеся на принципы общей экономической теории;

    Мировоззренческая функция - экономическая теория, наряду с другими экономическими науками, способствует формированию научного мировоззрения, адекватного цивилизованной рыночной экономике;

    Прогностическая - всесторонняя альтернативная оценка, научно-обоснованное предвидение экономических и других последствий, принимаемых хозяйственных решений в целях укрепления экономической безопасности страны.

Обществу всегда необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а какие не нужно, т.е. экономика постоянно сталкивается с проблемой выбора. На рис. 2.1 кривая производственных возможностей показывает максимально возможный выпуск продукции при полном использовании данных ресурсов и технологий.

Количество использованных ресурсов неизменно, а производство ведется эффективно. Тогда граница производственных возможностей будет иметь вид кривой АБ . (пример">А единиц ПТ , либо Б единиц ИТ , либо может находиться в любой точке на кривой производственных возможностей АБ . На этой границе в каждой точке общество будет производить максимально возможное при данных ресурсах количество продукции. Реально же выбирается один вариант (точка на прямой АБ ), что зависит от множества факторов - экономических, политических, социальных и т.д.

Если общество захочет производить больше инвестиционных и потребительских товаров (точка М вне кривой производственных возможностей), то имеющихся ресурсов будет недостаточно, производство будет невозможно. Увеличение выпуска обоих видов товаров при экономическом росте станет возможным при увеличении экономического потенциала страны (НТП, новые месторождения полезных ископаемых, качество рабочей силы и управления, и т.д.).

Любая точка внутри кривой производственных возможностей указывает на неполную занятость ресурсов, на их неэффективное использование.

В то же время в наличии у общества обычно есть резервы, что позволяет в экстремальной ситуации резко увеличить объем выпуска одного товара, не сокращая производство другого. Экономика страны часто недоиспользует свой экономический потенциал: это безработица, неэффективное управление, банкротства предприятий.

Количество товара, от которого следует отказаться, чтобы получить дополнительное количество другого товара, называется вмененными экономическими издержками этого товара, т.е. мы вновь сталкиваемся с понятием альтернативной стоимости. Здесь необходимо различать вмененные издержки на производство дополнительной единицы товара и общие вмененные издержки. Производство дополнительных единиц одного товара влечет за собой жертвование все возрастающим количеством другого товара. В этом заключается сущность закона возрастающих вмененных издержек (рис. 2.2 ).

На данном графике производство каждой дополнительной единицы ПТ будет требовать все большего сокращения инвестиционных товаров. Этим объясняется вогнутость вверх кривой производственных возможностей.

1. Что является предметом изучения экономической теории?

2. Назовите функции экономической теории.

3. Назовите три фундаментальных вопроса экономической теории. .

4. Дайте определение общему методу анализа экономических процессов.

5. В чем сущность методов индукции и дедукции?

6. Что представляют собой позитивный и нормативный анализы?

7. Нарисуйте кривую производственных возможностей.

8. Укажите место экономической теории в системе экономических знаний.

Экономическая теория как наука: эконом. наука - важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующий экономические процессы и явления на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ.

Экономическая наука составной частью включает в себя экономическую теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственной практики и регулирования естественных процессов в экономике как сфере хоз. деят. по удовлетворению потребностей общества и индивидов. С точки зрения предмета и методов исследования экон. наука и экон. теория - понятия идентичные. Экон. наука всегда динамична, экон. теория как учебная дисциплина статична для каждого конкретного периода времени. микроэкономика макроэкономика спрос предложение

Экономическая теория - это фундаментальная (от лат. Fimdamentum - основа) экономическая наука, которая изучает общие закономерности хозяйственной жизни, основа экономических наук. Это также система научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Она не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует его развитию, предотвращает повторение некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие экономики.

Предметом эконом. теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Определение классическое : предметом является нац. богатство и его распределение, источником богатства является производительный труд во всех отраслях производства (Смит и Рикардо)

Определение марксистское : предметом является изучение эконом. отношений по поводу пр-ва, распределения, обмена и потребления между классами различных благ.

Определение современное : эконом. теория - это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных благ и распределение их между членами общества с целью удовлетворения их потребностей. (Самуэльсон)

Функции и задачи:

  • 1. Познавательная: описание и анализ объективных фактов, явлений и процессов в сфере экономики.
  • 2. Практическая: дает объективно необходимые предпосылки для принятия верных хозяйственных решений.
  • 3. Прогностическая: предсказание будущего на основе наблюдения сложившихся в данный момент тенденций.
  • 4. Критическая: решает проблему, является ли действующая экономическая система справедливой и нет ли необходимости в ее совершенствовании.
  • 5. Методологическая проявляется как теоретический фундамент (основание) для комплекса отраслевых, подотраслевых, функциональных, историко-экономических, а также эконом. наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний.
  • 6 Образовательная функция формирует экономическое мышление и соответствующее сознание.

Метод - совокупность приемов или операций теоретического и практического познания предмета экономической теории. Метод является способом достижения научной истины, выявления сущности экономических процессов и явлений.

Общенаучные методы:

  • 1) абстрагирование: выделение наиболее существенных сторон изучаемого явления и отсеивание всего второстепенного, случайного;
  • 2) индукция: движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к явлению в целом;
  • 3) дедукция: движение от целого к частному.
  • 4) анализ: заключается в «расчленении» исследуемого предмета на части и изучение всех его составляющих, а также выявление роли и места явления внутри целого.
  • 5) синтез: соединение разъединенных элементов воедино с целью изучения внешних и внутренних связей между ними.

Частные : графический, статистический, моделирование, сравнительный анализ

Микроэкономика - изучает деят-ть отдельных самост. эконом. субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими эконом. решений; функц-ие отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего эконом. равновесия с микроэконо. позиций.

Макроэкономика - изучает функц-ие экономики страны в целом, агрегированное поведение эконом. субъектов с т. з. обеспечения устойчивого эконом. роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, гос-ое регулирование экономики.