Что значит колеровать краску. Колер для краски — виды веществ для создания цвета и оптимальные сочетания своими руками (115 фото). Особенности колеровки разных ЛКМ

Что значит колеровать краску. Колер для краски — виды веществ для создания цвета и оптимальные сочетания своими руками (115 фото). Особенности колеровки разных ЛКМ
Что значит колеровать краску. Колер для краски — виды веществ для создания цвета и оптимальные сочетания своими руками (115 фото). Особенности колеровки разных ЛКМ

В интерьере помещений входит в моду отделка стен различного типа штукатурок и окрашивание их красками. Но не всегда в строительных магазинах можно подобрать понравившуюся палитру. Не стоит отчаиваться. Современные технологии позволяют получить желаемый результат. Смешивание цветов стандартных оттенков позволяет получить желаемого результата. Возникает следующий вопрос, как смешивать краски для получения красивого тона? Попробуем получить ответ.

Тонов существует довольно много. Но производство красок основывается на применении стандартных колеров. Сейчас в моде нестандартные цвета, которые можно получить путём смешивания красителей. Как смешивать цвета правильно, подскажут следующие рекомендации специалистов.

Известно с детства, что основой всех тонов являются три цвета: красный, синий, желтый.

Для получения других вариантов, необходимо знать правила по смешиванию красок. Комбинация основных красителей даёт большой ассортимент различных полутонов.

Секрет образования нового колера путём смешивания цветов, это использование основных красителей в разной пропорции. К примеру, при смешении цветов синего с желтым получаем зелёный. Если к полученному веществу продолжать прибавлять жёлтый, то можно получить тона, которые всё больше приближаются к нему. Всё зависит от объёмов, которые соединяются.

На видео: как получить новый цвет.

Нюансы соединения красителей

Смешения красок хроматических оттенков, которые размещаются рядом друг с другом в цветовом круге, дают довольно яркую палитру. Если смешать красители, которые находятся на противоположных сторонах круга, получаем ахроматические тона, то есть с преобладанием серого.

Чтобы получить нужный результат необходимо разбираться не только в цветовой гамме, но и следить за тем, чтобы растворы подходили по химическому составу. В противном случае можно получить непредвиденные результаты. Если цвет при смешивании красок первоначально получиться ярким, то со временем начинает темнеть и сереть. К примеру, соединение свинцового белила и киновари красного колера даёт первоначально яркий розовый, но через некоторое время он потеряет свою насыщенность. Это касается и масляных красок. Они очень восприимчивы к растворителям.

Самым оптимальным вариантом по достижению качественного насыщенного колера является соединение минимального количества красок. Сопоставимость материалов обязательна. В их подборе поможет таблица смешивания цветов.


Традиционные варианты смешивания палитр

При самостоятельном получении колера необходимо знать правила смешивания красок. Рассмотрим распространённые варианты получения нужного цвета.

Красные

Красный является представителем основного колера. Для получения различных красных оттенков необходимо придерживаться правил:

  • Тон кармина, который максимально приближается к фуксии, соединяется с жёлтым 2:1. В результате получаем красный.
  • Соединяя розовый цвет с жёлтым, получаем оранжевый.
  • Для получения алого необходимо взять красный и жёлтый в пропорции 2:1.
  • Для достижения красной палитры с мягким эффектом смешиваются красная и розовая краска. Для достижения более светлого тона, то лучше добавить белую краску.
  • Если в основную красную краску добавить краситель тёмного цвета, то получим бордовый.
  • Достичь тёмно-красного можно путём смешения цветов красного и фиолетового в соотношении 3:1.

Синие

Существуют основные цвета, к которым относят и синий. Для получения нужного синего колера необходимо использовать этот основной цвет. Голубой получаем путём добавления в синюю палитру белую. При увеличении объёма белого оттенок будет становиться светлее. Для получения умеренного тона вместо белого используют бирюзовый.

Для получения синих цветов и оттенков, необходимо следовать следующей схеме. В синий добавляем:

  • жёлтый и получаем сине-зелёный;
  • красный, в итоге получим фиолетовый;
  • оранжевый обеспечит серый цвет;
  • черный даст возможность образовать тёмно-синий.

Зелёные

Как правильно смешивать краски для получения зелёного и его оттенков. Основное правило – смешиваем жёлтые и синие красители. Яркая палитра зелёных оттенков достигается путём сочетания основных цветов в разных объёмах и добавления дополнительных красителей. Дополнительные цвета – это черный и белый.

Как получить цвет хаки? Для этого соединяют два элемента: жёлтый и синий, с добавлением коричневой колеровки. Для получаемого результата важно количество вещества. Оливковый цвет можно получить если взять зелёный желтый тона. Сделать горчичный оттенок сложнее. К жёлтому добавляют красный, черный и немного зелёного цвета.

Зелёный не относится к основному цвету. Для его получения смешивают цвета красок жёлтого и синего. Но, для получения насыщенного зелёного тона, необходимо использовать приготовленную на производстве зелёную краску. Если зелёную краску делали самостоятельно, то тона будут не яркими.

Смешение красителей, которые имеют белый и зелёный оттенок, дают возможность получить светло-зелёный, а если добавить немного жёлтого, то можно любоваться салатовым.

Другие оттенки

Обратимся и к другим тонам. Какой оттенок является одним из востребованных? Очень часто в интерьере используются серый тон. Он получится, если черный цвет смешать с белым. Чем больше белого, тем светлее будет получившийся результат.

Также очень часто востребован серый, который имеет серебристый металлизированный оттенок. Серебряный цвет при смешивании получится, если использовать разные добавки, к примеру, сурьму.

Итак, чтобы обладать тем колером, который подходит определённому интерьеру, нужно смешать красители. Какие цвета смешать, чтобы получилось всё правильно, подскажут рекомендации, которые приведены выше. Получившиеся краски будут долго радовать хозяев.

Как получить нужный оттенок (1 видео)

Современные направления в сфере дизайна интерьеров с каждым днем становятся все популярнее. И можно заметить, что наиболее частым решением по оформлению стен в таком случае становится их окрашивание. Во-первых, это очень практично. Особенно если вы привыкли к частым сменам декораций. Ведь окрашенную стену запросто можно перекрасить в другой оттенок в любое время и практически без особой подготовки. Во-вторых, иногда окрашивание является более доступным по стоимости видом отделки, нежели то же , цены на которые иногда могут обескураживать. Конечно, экономии можно добиться лишь при условии, что ваши стены идеально ровные. В противном случае придется потратиться на их выравнивание.

Как бы там ни было, те, кто предпочел краску другим видам отделки, может столкнуться с таким неприятным моментом, как отсутствие желанного оттенка среди готовых составов. Но это не повод отказываться от своей идеи. Достаточно просто найти подходящий оттенок в палитре возможных и смешать колер и базу в заданных пропорциях. В этой статье мы дадим 8 советов, как колеровать краску , расскажем какие именно составы можно колеровать и приведем примеры пропорций для получения самых оригинальных и востребованных оттенков.

Разновидности колера по составу

Наверное, каждый из вас в теории представляет, как происходит процесс придания обычной белой краске необходимого оттенка. Главное в этом деле подобрать подходящий вид колера, который представляет собой концентрат определенного цвета. В зависимости от добавленного количества данного состава будет меняться насыщенность и интенсивность конечного цвета краски. Кстати, у технологии создания нового оттенка есть два названия, которые предполагают абсолютно разные действия:


Все колеры в зависимости от происхождения пигментов в их составе можно разделить на два вида:

  • Органические;
  • Неорганические.

В первом варианте колер будет обладать более насыщенным, сочным и ярким оттенком, что, несомненно, является преимуществом. Их цветовая палитра очень широкая. Однако готовый лакокрасочный состав на основе такого колера будет обладать низкой светостойкостью, то есть очень быстро выгорать на солнце и терять эффектный первоначальный цвет. К тому же, если краска будет наноситься поверх штукатурки на минеральной основе, которая выделяет небольшое количество щелочи, это будет негативно сказываться на покрытии.

Колеры неорганического происхождения более устойчивы к воздействию ультрафиолета и на протяжении долгого времени сохраняют первоначальный оттенок. Но в сравнении с органическими пигментами, полученные тона будут как бы приглушенными и менее концентрированными. Да и спектр возможных цветов будет более ограниченным.

Исходя из этого, многие рекомендуют выбирать первый тип колорантов, если в окрашиваемом помещении будет преобладать искусственное освещение. И отдавать предпочтение второму типу колеров, если планируется окрашивать светлые, наполненные естественным светом на протяжении почти всего дня, помещения.

Типы колеров по форме выпуска

Все разнообразие колеров можно разделить на три большие группы в зависимости от формы их выпуска:

  • Порошковые – являются самыми доступными по стоимости. Обратите вминание, что с помощью сухого пигмента можно колеровать только водоэмульсионные красящие составы. Палитра возможных цветов очень ограничена при этом. Также порошкообразные красители не очень удобны в использовании в плане расчета точной дозировки. Если не пользоваться специальными мерными ложечками или весами, никогда не будешь знать, сколько же колера вы добавили основу. Еще одним недостатком является плохая растворяемость. Для получения действительно однородного по цвету состава по всей глубине емкости нужно очень тщательно и продолжительно перемешивать;
  • Жидкие или колерные краски – могут продаваться в тюбиках, небольших баночках, бутылках, пластиковых ведерках или тубах. Такая краска является очень насыщенной и концентрированной. Таким составом можно смело окрашивать стену без разведения. Особенно актуально это при необходимости добиться максимально яркого оттенка, например, при . Жидкий колорант более удобный и контролируемый при дозировке. Обычно считают количество капель. Более удобными будут емкости с тонкими, конусообразными носиками;
  • Пастообразные – самые востребованные и распространенные. Преимуществом колерных паст является возможность получения мягкого, близкого к природному оттенку. Также они довольно легко перемешиваются при помощи строительного венчика и удобны в дозировке.

Совместимости колеров с различными видами красок и другими составами

У многих часто возникает вопрос, можно ли колеровать тот или иной вид лакокрасочного состава и если да, то какой лучше всего выбрать колер. Мы решили внести ясность в этот вопрос:


Как видите, таким образом, можно смело утверждать, что колеровать можно практически все разновидности лакокрасочных составов и даже грунтовки и лаки. Помимо этого многие дизайнеры при создании покрытия из добавляют пигмент непосредственно в состав.

Но не стоит думать, что колер можно добавлять в основу в неограниченных количествах. Это чревато сразу двумя неприятными последствиями – конечный оттенок может стать чересчур насыщенным после того, как краска немного постоит и придется либо смириться и взять в работу то, что получилось, либо идти за новой порцией белой краски. Или красящий состав может потерять свои адгезионные свойства и будет неравномерно ложиться на основание либо сползать.

Придерживайтесь базовых правил:

  • Объем колера, добавленного в водорастворимые краски не должен превышать 20% от их объема;
  • Для масляных красок этот показатель не должен превышать 1,5-2%;
  • Для всех остальных лакокрасочных составов – не более 5%.

Тогда полученный состав будет пригоден для применения, а интегрирование пигмента никак не отразиться на его свойствах.

Обзор производителей

Часто можно встретить понятие «колеровальные системы», которое может ввести в заблуждение своим названием. По сути, это не что иное, как обычная палитра возможных оттенков, которые удастся получить, смешивая краску-основу и колер того или иного производителя.
У каждого производителя один и тот же цвет, например, обычный красный, может отличаться по тональности или по температуре. Обращайте внимание на этот момент. Также в идеальном варианте советуют выбирать основу и колер одной и той же фирмы для 100%-го попадания в цвет и получения именно такого оттенка, который нарисован в палитре. Примечательно, что, несмотря на то, что с помощью разных колеров можно получить до 15000 новых интересных оттенков, колеровальные системы разных торговых марок имеют четко ограниченное количество возможных тонов. Рассмотрим самые популярные:


Способы колерования ЛКС

После того, как вы ознакомились с возможными разновидностями колеров и их совместимости с разными составами, необходимо разобраться, как именно может выполняться сам процесс колерования краски. Вариантов всего два:

  • Механическим или автоматизитрованным способом;
  • Ручным.

Получение необходимого оттенка в первом случае происходит на специализированном оборудовании, которое управляется с компьютера. Такие машины можно найти в профессиональных магазинах, которые занимаются реализацией исключительно лакокрасочных составов или в крупных строительных маркетах.
Процесс происходит следующим образом:

  • Вы выбираете нужный вам оттенок из палитры либо из цветового спектра в программе, которая является управляющей для смешивающего оборудования;
  • Каждый оттенок при этом имеет четкий состав и строгие пропорции;
  • После этого необходимо задать нужный объем готовой краски;
  • На основании этих данных компьютер проводит расчет и происходит сам процесс колеровки;
  • В результате вы получаете гарантированный оттенок.

Такой способ, несомненно, очень удобен. В первую очередь тем, что если в итоге вы не угадали с нужным количество краски и вам просто ее не хватило, вы всегда можете вернуться в магазин и сделать дозаказ. При этом исключается разница оттенков нового состава с полученным до этого.
Хотя, если честно, данное утверждение, лично у меня, вызывает некие сомнения. Ведь даже сами производители пигментов и красок-основ всегда предупреждают о том, что тон одного и того же цвета но разных партий может отличаться. Значит, и заколерованый состав будет иметь отличия? Вопрос…

К недостаткам такого метода можно отнести и:

  • Дополнительные затраты, ведь услуга эта не бесплатная;
  • Невозможность выполнить колеровку непосредственно на объекте и на месте оценить необходимую интенсивность оттенка. А ведь это очень важно, так как маленький квадратик оттенка в палитре может восприниматься совсем не так, как вся стена, окрашенная этим цветом.

Ручная колеровка является более кропотливым процессом, однако ничего сложного в этом нет, и вы вполне справитесь самостоятельно. У такого способа лишь один отрицательный момент:

  • Очень велика вероятность, что вы не сможете повторить приготовленный оттенок в случае, если вам не хватит краски.

Зато преимуществ гораздо больше:

  • Во-первых, это абсолютно бесплатно;
  • Во-вторых, вы всегда можете приготовить сначала небольшое количество состава на месте, потренироваться, покрасить небольшой фрагмент стены получившимся цветом и здраво оценить результат. А главное – вовремя внести корректировку. И именно так и рекомендую делать, но об этом немного позже;
  • И, в-третьих, вам не потребуется специфического оборудования. Всего лишь чистая, желательно стеклянная тара, деревянная палочка, и насадка в виде венчика, мерный стакан и шприц без иглы.

Пошаговая инструкция

Процесс колеровки не является сложным, нужно лишь придерживаться главного правила – не спешить. Многие совершают одну и ту же ошибку, которая ведет к ненужным дополнительным тратам – сразу добавляют большое количество колера, а затем начинают перемешивать состав. Естественно, в преобладающем большинстве случаев, результат будет непредсказуемым.
Мы будем действовать взвешенно и четко:

  • Для начала подготовим все необходимые инструменты, о которых мы говорили в пункте выше;
  • Приготовим себе рабочий уголок — застелем пол, если на нем уже имеется финишное покрытие, так как краску лучше всего разводить именно в том помещении, для которого и подбирается оттенок;
  • Начинать работы будем с приготовления, так называемого пробника, то есть небольшого количества тонированной краски. На данном этапе наша задача – определиться с пропорциями и прочувствовать сам процесс перемешивания. Ведь краска должна быть окрашена равномерно и обладать целостной структурой;
  • Для приготовления пробника налейте небольшое количество белой краски в чистую емкость. Многие этого не пишут, но лучше всего пользоваться мерным стаканом, чтобы потом не гадать, а сколько же было основы. После этого наберите небольшое количество колера в шприц без иглы. Добавляйте пигмент в основу по капле, тщательно перемешивайте и только после этого, по необходимости, добавляйте следующую каплю красителя. На глаз вы можете этого не заметить, но верьте, с каждой новой каплей оттенок действительно меняется;
  • Когда после перемешивания оттенок будет приблизительно похож на желаемый, остановитесь. Дело в том, что приготовленный состав должен быть немного светлее, чем тот, который вы себе представляли . Связано это с той особенностью, то на большой поверхности, тон может оказаться уже достаточно насыщенным;
  • Посчитайте, сколько делений по шкале на шприце колера вы использовали. Запишите объем основы и колера на бумаге;
  • Теперь нужно произвести пробное окрашивание. Это поможет понять, действительно ли это тот оттенок, который нужен;
  • Для этого вовсе не нужно красить пол стены. Достаточно небольшого фрагмента. Буквально 40×40 см. Не выбирайте участок стены в углу или вблизи от пола. В таких местах оттенок всегда будет казаться темнее;
  • Окрасьте квадрат на уровне ваших глаз. И не бойтесь, если вас что-то не устроит, его всегда можно перекрыть следующим слоем краски;
  • Теперь нужно оценить результат. Не спешите. Посмотрите на квадрат под разными углами. Так же посмотрите, как выглядит цвет под разными источниками освещения. Включите верхний свет, торшер, все вместе, выключите свет. Желательно работать в середине дня, когда в комнате достаточно естественного освещения, чтобы оценить влияние всех возможных источников освещения. Если время позволяет, оставьте краску на стене до следующего дня. Вечером все может предстать совсем иначе;
  • Если работы отложены до следующего дня – плотно закройте все емкости и поставьте их в темное место;
  • Допустим, на следующий день оттенок все так же вам приятен, значит можно смело готовить рабочий состав. Очень важно развести колеровать краску с небольшим запасом, на всякий случай;
  • При приготовлении пользуйтесь уже имеющимися пропорциями. Например, вы развели 5 капель колера в 100 мл основы. Значит на 1 л краски вам необходимо 50 капель. Но это не значит, что нужно добавлять сразу все 50 капель. Добавьте 45, тщательно перемешайте венчиком, посмотрите, добавьте еще 3 капли, перемешайте, и только потом добавьте остаток колера и снова перемешайте.

Как видите, ничего сложного, лишь немного терпения и усердия.

Некоторые важные моменты, которые обязательно следует учитывать при самостоятельной колеровке:


«Рецепты» самых популярных оттенков

Сейчас в , можно встретить самые разные и самые смелые оттенки. Бывает же иногда – смотришь на цвет и думаешь, как же его получили? Приведем пример самых благородных оттенков и их состав в процентном содержании:

  • Королевский красный – в красную базу холодного красного цвета добавьте 5-10% холодного голубого. Можете поэкспериментировать и с тем же содержанием, но красок теплых тонов;
  • Томатно-красный – легко получить, добавив в базовый красный 5% желтого и 5% коричневого цвета;
  • Малиновый – его основа имеет синий цвет, в который добавляют по 1-2% белого, коричневого и красного. Если интенсивность недостаточная, добавьте еще раз небольшое количество вспомогательных цветов в равных долях;
  • Оливковый – в зеленой базе растворяют 10-20% желтого в зависимости от желаемой насыщенности;
  • Бирюзово-зеленый – в базу стандартного зеленого цвета добавьте не более 20% синего колера;
  • Бутылочный зеленый – получают методом смешивания желтого цвета и 20-40% синего;
  • Бирюзово-синий – легко получить, добавив в стандартный синий цвет 10-15% зеленого;
  • Королевский синий – этот шикарный оттенок получают путем добавления в синюю базу 10-15% черного цвета и 2% зеленого;
  • Насыщенный темно-синий – получается в результате добавления в синий цвет 5% черного и 2% зеленого;
  • Золотисто-коричневый – для придания эффекта сияния добавьте в желтый цвет 10% синего, 10% белого, 10% красного. При этом, чем больше будет процентное содержание желтой базы, тем выше контрастность;
  • Горчичный — в желтую базу нужно добавить 5% черного, 5% красного, 1-2% зеленого;
  • Благородный розово-серый цвет – получают при добавлении в белый до 5% черного и до 5% красного;
  • Серо-голубой оттенок – получается при добавлении 5% светло-серого и 1% синего цвета в белую базу. При тех же пропорциях, но с добавлением вместо синего цвета зеленого дадут серо-зеленый оттенок;
  • Лимонно-желтый – яркий и позитивный цвет получают при добавлении в стандартный желтый 5% белого и 1-2% зеленого. При этом если базовый желтый будет теплого оттенка, то и итоговый цвет больше будет отдавать в желтизну;
  • Цвет морской волны – можно получить, добавив в белую краску 35%, не более, зеленого цвета и 5% черного;
  • Королевский пурпурный – получают методом добавления в красную базу в небольших количествах и в равных пропорциях черного и синего цвета до тех пор, пока не получится желаемый уровень насыщенности;
  • Бургунди – в красную базу добавьте от 5 до 10% каждого цвета, но в равных долях – желтого + коричневого + черного;
  • Сливовый – чудный оттенок получается при добавлении 10% черного, 10% синего и 5% белого цвета в красную базу.

Все вышеперечисленное является ярким примером процесса лессировки. После чего полученный оттенок может использоваться либо как самостоятельный состав, либо как колер, который принято разводить в белой базе.

Далеко не всегда удается найти нужный оттенок краски на полках строительных магазинов. Как правило, на рынке представлены стандартные цвета, а для получения оригинального оттенка понадобится колеровка краски. Рассмотрим разновидности колеров, особенности ручного и компьютерного способа смешивания, а также приведем пошаговую инструкцию колорирования краски.

Необходимость проведения колеровки

Колеровка - процесс смешивания или разбавления красок и пигментов для достижения необходимых оттенков. Чтобы получить оптимальный тон можно заказать колеровку в специализированной фирме или выполнить смешивание колоранта и готовой краски самостоятельно.

Колеровка незаменима в следующих ситуациях:

  • подбор оттенка под интерьер помещения;
  • небольшой участок окрашенной поверхности вспучился, а снимать всю краску неохота;
  • неправильный расчет краски вовремя ремонта - краски не хватило, а в магазинах такого оттенка уже нет;
  • выбор гармонирующих оттенков.

Колеровка позволяет заменить сложные малярные работы небольшим косметическим ремонтом

Что такое колеровочные системы и их разновидности

Получить идеальный ровный тон краски быстро и точно можно при помощи колеровочных систем. Для этого используют основную базовую краску и красящие составы - колеры. Колеры обладают контрастным или насыщенным цветом. Красящие пигменты колорантов могут быть органического или неорганического происхождения. Пигменты на органической основе чаще применяются для получения более ярких тонов, однако им присущи некоторые недостатки:

  • подходит не для всех типов поверхностей;
  • со временем краска выгорает под солнцем.

Неорганические пигменты представлены ограниченным спектром оттенков, но они устойчивы к атмосферным воздействиям и выгоранию.

Колоранты производятся в виде паст, красок и сухих составов.

Колерные пасты содержат в составе диспергирующие смолы или выпускаются без связующего вещества. Существуют универсальные пасты, подходящие для различных типов краски, и узкоспециализированные - для отдельных категорий ЛКМ.

К основным достоинствам колерных паст можно отнести:

  • удобство применения;
  • возможность регулировать оттенок краски в процессе смешивания.

Недостаток вязкого колера - отсутствие стандартных характеристик цвета и насыщенности пасты. Конечный результат может стать «сюрпризом» из-за неравномерной интенсивности колерной пасты.

Колерные краски имеют те же компоненты, что и ЛКМ, для которых они предназначены - водоэмульсионные, акриловые, масляные и д.р. Сочетание белой краски и таких пигментов позволяет получить любой оттенок. Для получения очень яркого эффекта можно использовать колорант в неразбавленном виде.

Сухие пигменты имеют относительно низкую стоимость. К числу недостатков сыпучих смесей относятся:

  • узкая цветовая палитра;
  • сложность корректировки оттенка в процессе колеровки (добавлять сухие пигменты в готовую краску - не желательно).

Обзор колеров отечественных и зарубежных производителей

На строительном рынке присутствует ряд колеровочных систем европейского, американского и российского производства. Среди зарубежных компаний популярны колеры «Тиккурила», «NCS», «Хюльс» и д.р. Стабильность и хорошее качество демонстрируют недорогие отечественные колоранты Палитра (Ижевское предприятие «Новый Дом»), Олки-Униколер (Санкт-Петербург), Ореол и Дали.

Для колеровки краски Тиккурила применяется система смешивания «Tikkurila Symphony», составлена на основе лакокрасочной химии. Производитель гарантирует получение точноного результата и «попадания в цвет». Система предназначена для колеровки общестроительных и бытовых интерьерных красок. Колерная система «Tikkurila Symphony» включает большое количество цветов - 2256 (из них 10 оттенков белого).

Отдельно разработана линейка колеров для фасадных работ - «Тиккурила Фасад». Система включает 232 цвета для покраски деревянных и каменных поверхностей.

Для выполнения колеровки антисептиков и лаков надо применять отдельную группу колеров Тиккурила

Система Natural Color System (NCS) - шведский и норвежский стандарт обозначения цветовых оттенков. Это общепринятая и наиболее распространенная система колеровки в мире. Основу системы NCS составляют шесть базовых цветов: черный - S, белый - W, желтый - Y, красный - R, зеленый - G и синий - B. Остальные цвета наделены визуальным сходством с элементарными тонами и имеют свои кодировки. Буквенные обозначения указывают наличие того или иного базового цвета, а цифровые - его количество в процентном соотношении.

Компания «Текс» производит колера на основе импортных пигментов с использованием высококачественного немецкого оборудования. Колера выпускаются в виде красок и пасты.

Колер-пасты «Текс» - универсальны, применимы для тонирования шпатлевок, водорастворимых красок, алкидных материалов и побелочных составов. Колер-паста - морозостойкая.

Важно! Допустимое содержание пасты «Текс» - не более 10% от общего объема краски. При работе с материалом надо учесть, что результат может меняться зависимо от качества и типа используемой краски

Колер краска «Текс» предназначена для водно-дисперсионных красок, устойчива к воздействию внешних факторов. Применяется для внутренних и наружных работ.

Компания «Аква-Колор» (Санкт-Петербург) выпускает универсальные колеры в виде пасты и красок. Пигменты используются для колерования алкидных, масляных, водоэмульсионных красок, затирок для швов, а также цементных и известковых растворов. Колера не меняют свойства краски. Товары «Аква-Колор» доступны по цене и имеют широкую сферу применения: ремонт квартир, офисных помещений, обработка фасадов зданий и д.р.

Фирма «Олки» производит универсальные морозостойкие колеровочные пасты - «Униколер», предназначенные для тонирования:

  • алкидных (пентафталевых и глифталевых) красок, эмалей, лаков;
  • водоразбавляемых грунтов и красок;
  • клеевых и побелочных составов;
  • масляных белых красок;
  • эпоксидных, органосиликатных и меламиноалкидных красок.

Важно! Пасту Униколер нельзя использовать, как краску, так как в ее составе нет пленкообразующих веществ

Группа компаний «Рогнеда» (Москва) производит колеровочные краски «Dali». Основное назначение колера:

Колеровочные краски «Dali» обладают рядом достоинств:

  • атмосферостойкость (выдерживают температурные колебания в диапазоне от -40°С до +40°С);
  • светостойкость (не выгорают под воздействием солнечных лучей);
  • высокая адгезия с разными видами оснований;
  • получение широкой гаммы цветов различной насыщенности.

Характеристики компьютерного и ручного способа смешивания

Смешивать краску можно вручную или с помощью специального оборудования. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки.

Для колеровки ручным способом необходимо приобрести базовую краску и комплект колораната. Непосредственно перед окрашиванием пигмент добавляют в краску в пропорциях согласно инструкции и смешивают. Такой метод имеет следующие преимущества:

  • экономичность;
  • возможность проводить колеровку на месте проведения ремонта;
  • можно создавать эксклюзивные тона, включающие насколько цветов из каталога колеровки краски.

Основной недостаток ручного колорирования - полученный оттенок сложно воспроизвести повторно

Автоматизированное смешивание ЛКМ подконтрольно компьютерной программе. Достаточно выбрать нужный колер, а машина сама определит пропорции для получения нужного оттенка и выдаст готовую смесь. Достоинства компьютерного способа очевидны:

  • точное и быстрое колорирование;
  • возможность повторно воспроизвести нужный цвет;
  • цвета колеровки краски представлены широким ассортиментом.

Колеровку краски машинным методом невозможно осуществить с привязкой к объекту. Кроме того, таким способом не получиться создать сложный тон или оттенок.

Особенности колеровки разных видов краски

При выборе колера необходимо учитывать два основных критерия:

Некоторые пигменты универсальны - подходят для колеровки разных красок и применяются для создания нужного оттенка в интерьере комнаты или фасада здания.

При смешивании колеров с разными ЛКМ придерживаются следующих правил:


Колеровка краски своими руками: пошаговая инструкция

Весь процесс колеровки краски можно разбить на следующие этапы:

  1. Подготовить несколько емкостей из пластика.
  2. Отмерять 100 мл основы и налить в один контейнер.
  3. В базу добавить несколько капель красителя. Если нужен более сложный цвет, то можно комбинировать несколько колеров одновременно.
  4. Записать количество используемой основы (100 мл), количество капель колера и описать результат смешивания.
  5. Смешать колер с основой до получения однородного тона.
  6. Если цвет кажется бледным, то надо добавлять яркости, капая по одной капле.
  7. Как только нужный цвет достигнут, необходимо покрасить небольшую поверхность и после высыхания оценить результат при дневном и искусственном освещении. Важно учитывать, что на основании цвет краски выглядит ярче, чем в таре.
  8. Если тестовое смешивание удачное - можно колеровать основной объем краски:
    • рассчитать необходимое колличество колера исходя из объема базы;
    • из полученного результата отнять 20% - это необходимо, чтобы итоговый оттенок совпал с тестовым (на большой площади цвет смотрится ярче, чем на маленькой).

Пример. Для получения оптимального оттенка на 100 мл понадобилось 5 капель колера, логично, что для окрашивания 1000 мл краски надо было бы использовать 50 капель. Однако это не так. Достичь нужный получиться, если на 1000 мл накапать 40 капель красителя


Колеровку краски вполне можно выполнить самостоятельно. Главное условие - действовать не спеша, добавлять пигмент постепенно и равномерно перемешивать краску.

Колер для акриловой краски обычно подбирается в том случае, когда в продаже отсутствует готовый материал нужного оттенка. Правильно смешав белую основу с одним или несколькими колеровочными составами, можно получить любой, даже самый сложный, тон.

Работа с цветом всегда предполагает некоторые сложности, поэтому приступая к созданию оригинального оттенка, важно учитывать некоторые тонкости и профессиональные приёмы.

Машинная колеровка

В крупных магазинах отделочных материалов акриловые краски представлены в большом разнообразии цветов. Ознакомиться с различными вариантами можно, заглянув в каталог оттенков.

Заказывать краску выбранного тона в нужном количестве, не отходя от прилавка – очень удобно. Благодаря специальной компьютерной программе, машина смешает краситель с белой основой в необходимых пропорциях, и проблема будет решена.

Желательно заранее рассчитать расход, чтобы приобрести материал одной партией. Даже при машинном смешивании может наблюдаться небольшая разница в тоне колерованных в один цвет составов, что приведёт к визуальному дефекту декоративного покрытия.

Ручная колеровка

Если среди десятков оттенков, представленных в каталоге магазина, нет ни одного образца, который бы полностью соответствовал требованиям, не стоит отказываться от своих замыслов и идти на компромисс, ведь цвет в интерьере имеет огромное значение! Просто придётся запастись терпением и провести колеровку акриловой краски самостоятельно. Также этот способ понадобится вам, если поблизости нет магазина с установкой компьютерной колеровки.

Что потребуется?

Никаких сложных приспособлений не понадобится. Определитесь с цветом и приготовьте всё необходимое.

  1. Белая базовая краска. Она берётся в количестве, достаточном для покрытия всей поверхности, подлежащей отделке. Высчитать затраты несложно, ведь производитель всегда указывает расход материала на 1 кв. метр. К полученной цифре рекомендуется прибавить одну её десятую часть, чтобы избежать случайной нехватки состава. Учитывайте также, что обычно акриловая краска наносится на поверхность в два слоя, чтобы покрытие получилось насыщенным и ровным по тону.
  2. Колеры (один или несколько, в зависимости от сложности желаемого оттенка).
  3. Ёмкость для смешивания. Колеруется материал в одной большой емкости (ведре или тазу), чтобы в итоге получился совершенно однородный по тону состав для окрашивания всей поверхности.
  4. Строительный миксер или дрель со специальной насадкой.
  5. Маленькая ёмкость для приготовления пробника.
  6. Пипетка или шприц, которым удобно добавлять колер, считая при этом капли (если бутылочка с колером не снабжена узким носиком).

Важно: колорант должен соответствовать по составу базовому раствору либо быть универсальным. Колеровать акриловую краску на основе органического растворителя водорастворимым пигментом (и, наоборот, на водной основе — органическим) нельзя.

Создание пробника

Чтобы не ошибиться с цветом и не испортить весь закупленный материал, лучше заколеровать минимальное его количество, высчитав при этом пропорции. Делается это так:

  • налейте 100 мл белой краски в небольшую ёмкость;
  • наберите в пипетку жидкий пигмент и накапайте, считая каждую каплю, в будущий пробник (начинайте с маленькой порции колера);
  • запишите цифры на бумаге;
  • тщательно перемешайте;
  • добавляйте колер до тех пор, пока не получите нужный оттенок, и каждый раз фиксируйте количество капель на бумаге, чтобы сделать в итоге окончательный расчёт.

Подготавливать пробник желательно именно в той комнате, которую предстоит отделывать, и при освещении, обычном для этого помещения. Дело в том, что естественный дневной свет и люстра или бра по-разному «обыгрывают» один и тот же оттенок.

Убедитесь, что освещение и созданный вами оттенок не «спорят» между собой. Для этого нанесите краску на кусочек фанеры или плотного картона, дайте высохнуть и присмотритесь с расстояния нескольких метров и с разных ракурсов. Всё в порядке? Тогда пора делать следующий шаг.

Получение нужного оттенка

Когда пробник готов, можно приступать к смешиванию основного объёма краски.

Расчёты будут такими: на один литр белого состава вам нужно взять 4/5 от количества потраченного на пробник колера, умножив их при этом на 10.

Например: к 100 мл краски вы добавили 10 капель одного красителя и 5 капель другого. Значит, на литр белой базы вы возьмёте по 80 и 40 капель соответственно. Количество можно сократить ещё немного, если вы сомневаетесь, ведь добавить яркости при необходимости будет несложно, а вот выбелить тон уже не удастся.

Теперь состав нужно очень тщательно перемешать. Используйте строительный миксер или насадку на дрель, так дело пойдёт быстрее. Включайте электроприбор на низких оборотах (взбивать краску нежелательно).

Колеровку можно провести и самостоятельно, высчитав пропорцию сначала на малой части, а затем смешав весь объем.

Качественно размешать вручную достаточно трудно, могут остаться мелкие погрешности, которые проявятся на поверхности в виде разводов, пятен и полос.

Что нужно учитывать при самостоятельной колеровке?

Перед тем как колеровать белый состав в выбранный цвет, примите во внимание следующее:

  1. Акриловые краски, предназначенные для внутренней отделки помещений, отличаются степенью белизны (особенно актуально это для водных дисперсий). Чем выше этот показатель, тем качественнее базовый материал, а также чище и сочнее получится тон при колеровке.
  2. На упаковках материалов производители часто делают пометку «для потолков» или «для стен». Не следует пренебрегать этими рекомендациями, поскольку технические характеристики таких составов всегда отличаются. Стены отделывают красками, создающими более стойкое к истиранию и загрязнениям, покрытие, а потолки, как правило, обрабатывают паропроницаемыми красящими средствами.
  3. На обширном участке цвет выглядит ярче, а на стене с оконным проёмом – темнее. Фактурная окрашенная поверхность также будет смотреться темнее на тон или два.
  4. Глянцевое покрытие «играет» оттенками, присутствующими в интерьере, отражает свет, а матовое обычно смотрится более сдержанно и монотонно.

Особенности колеров для акриловой краски

Пигменты для акриловых красок производятся на органической и неорганической основах. Первые имеют богатую палитру цветов, а оттенки, создаваемые с их использованием, получаются максимально яркими (иногда даже «ядовитыми»). Вторые больше подходят для колерования краски в нежные, натуральные, пастельные тона. Их применяют при отделке детских комнат и спален.

Органические красители неустойчивы к выгоранию, поэтому со временем теряют свою яркость под воздействием ультрафиолета. Неорганические пигменты отличаются светостойкостью, поэтому могут применяться для фасадных работ.

Колеры выпускаются в виде жидкостей, паст и порошков.

Жидкие пигменты дают при смешивании с белой основой оттенки практически любой сложности. Именно их обычно используют для художественной росписи стен и потолков. Если для рисунка нужен исключительно яркий цвет, можно наносить жидкий колер в чистом виде.

Пасты довольно просты в применении, но их насыщенность и цветовые характеристики очень неточны, а иногда и вообще отсутствуют, поэтому результат колеровки может оказаться неожиданным.

С порошками работать неудобно: трудно определять нужное количество пигмента, сложно смешивать с краской. Выбор цветов невелик, зато сухие колеры – самые доступные по цене.

Внимание: при смешивании с акриловой краской количество колоранта не должно превышать 8% от общего объёма отделочного материала.

Каким бы ни был широким выбор цветовой гаммы красок в магазине, порой и его бывает недостаточно. В таком случае на помощь придет колеровка - смешивание светлой краски-основы и цветного пигмента. Это позволяет получить самые разнообразные цвета и оттенки.

Виды колеровки

Сейчас есть возможность выполнять компьютерную колеровку краски. Необходимо лишь выбрать нужный оттенок, а оборудование для колеровки краски само точно рассчитает все пропорции для смеси.

Большим плюсом такого способа является возможность повторить результат при необходимости. При смешивании краски вручную получить такой же цвет вряд ли удастся. Зато самостоятельная колеровка дает возможность оценить, как краска будет смотреться непосредственно в помещении и при необходимости внести коррективы.

Подбор оттенка

При выборе желаемого оттенка краски следует учитывать целую группу факторов. Краска может смотреться очень по-разному при первых пробных мазках и когда вся поверхность стен будет уже окрашена.

Также на восприятие цвета оказывает существенное влияние освещение. Слишком яркий свет способен визуально обесцветить яркие цвета. В сумерках или при слабом освещении они будут выглядеть более тусклыми и мрачными. Теплый или холодный свет ламп может придать краске соответственно желтизну или голубизну.

Подбирая нужный цвет по электронной таблице колеровки красок важно помнить, что мониторы даже с хорошим разрешением и отображением цветов не смогут на 100% точно передать реальный оттенок краски.

При выборе цвета стен для жилого помещения лучше отдать предпочтение более мягким и спокойным оттенкам. Кухню и прихожую можно окрасить в более яркие и насыщенные цвета.

Колеровка своими руками

Если колеровка краски делается вручную, то лучше производить ее в том помещении, в котором она и будет использоваться. Это поможет добиться идеально подходящего цвета именно в условиях освещенности данного помещения.

При колеровке краски своими руками следует помнить - как ни старайся запоминать пропорции, но второй раз идеально повторить тот же цвет не получится, различия будут заметны невооруженным глазом. Поэтому краску надо разводить в большой емкости, чтобы хватило на все помещение сразу. К указанному на упаковке расходу краски на 1 квадратный метр лучше добавить 5-10% про запас.

Совет ! Облегчить процесс подбора нужного оттенка можно, скачав программу для колеровки красок.

Желательно, чтобы белая краска и колер были продукцией одной фирмы. У производителей могут быть значительные различия в технологии производства краски и ее составе, поэтому лучше не рисковать, иначе может получиться покрытие не только странного цвета, но и с плохими эксплуатационными характеристиками.

Важно! Следует использовать для поверхности только специально предназначенную именно для нее краску. У средств для потолка, стен и пола совершенно разные показатели маркости, износостойкости и т.д.

Как правило, в комплекте с колером идет таблица колеровки краски, демонстрирующая возможные пропорции смешивания цветов.

Крупные производители, например, Тиккурила предлагают покупателям целые каталоги колеровки красок, доступные в бумажном и электронном виде.

Для размешивания краски необходимо использовать миксерную насадку на дрель или перфоратор, т.к долгое и тщательное перемешивание смеси вручную все равно не даст равномерного результата. Краска мешается до получения однородной по цвету и плотности массы.

Цвет краски в емкости может несколько отличаться от того, что получится при нанесении ее на поверхность. Чтобы увидеть, как этот оттенок будет выглядеть на стене, стоит приготовить пробную смесь (постаравшись запомнить точное соотношение компонентов), а затем окрасить небольшой участок и подождать, пока он хотя бы немного подсохнет. Хотя даже при соблюдении пропорций второй раз получить абсолютно идентичны цвет не получится, пробное окрашивание все равно поможет получить примерное представление о результате. Следует помнить, что по мере высыхания цвет стен станет несколько менее ярким и насыщенным.

Если полученный цвет чем-то не нравится, то можно его изменить, добавив либо чуть больше колера, либо, наоборот, белой краски. Если применялись красители на водной основе, то смесь можно разбавить и водой.

Совет ! Если колер находится в неудобной упаковке, из которой сложно добавлять его в краску в небольшом количестве, то удобно будет воспользоваться обычным шприцом.

Виды колеров

По составу красители могут быть органическими либо неорганическими. Первый вид позволяет получить более яркие и насыщенные оттенки, однако со временем такое покрытие заметно выгорает. Неорганические колеры представлены в гораздо более узком спектре цветов, но зато устойчивы к атмосферному воздействию и ультрафиолету.

Колеры выпускаются в виде:

  • Пасты;
  • Сухой смеси;
  • Жидкости.

Сухие красители имеют самую выгодную из всех трех видов цену. Среди их основных недочетов - небольшой выбор цветов и сложность точной регулировки оттенка. Перед добавлением в белую основу порошок необходимо развести в подходящей для его типа жидкости - воде, олифе и т.д. и тщательно перемешать.

Жидкие красители наиболее удобны в использовании. Они позволяют очень эффективно изменять оттенок цвета. Следует выбирать колеры в соответствии с типом краски в помещении (водоэмульсионная, акриловая, масляная и т.д.). Если какой-то участок поверхности необходимо выделить цветовым акцентом, то колер можно использовать даже в неразбавленном виде.

Колерные пасты хотя и удобны в применении, но сами по себе могут иметь неравномерную окраску. В итоге при смешивании может получиться неожиданно светлый или темный оттенок. При их применении важно соблюдать пропорции - количество пасты на определенный объем краски-основы не должно превышать указанного в инструкции.

  • Как российские, так и зарубежные производители имеют большой выбор видов и оттенков колеров. Отечественные краски не только имеют более выгодную цену, но и особо не уступают по качеству, поэтому гнаться за дорогими иностранными продуктами не имеет смысла.
  • В качестве основы для колеровки рекомендуется применять белоснежную, а не просто белую краску. Последняя часто имеет желтоватый оттенок, который может сильно повлиять на результат колеровки.
  • Не стоит увлекаться, и выливать сразу полфлакона красителя в основу. Даже несколько капель колера уже заметно меняют цвет краски.
  • Колеры могут применяться не только для получения нужного оттенка краски, но также добавляться, к примеру, в штукатурку.

Обратите внимание ! Многие ошибочно называют колеровкой любое смешивание красок разных цветов.

Однако для этого действия есть два понятия:

  • лессировка - если смешиваются два разных цвета для получения третьего (к примеру, желтый и синий для создания зеленого);
  • колеровка - добавление красящего вещества в белую краску.

Подготовка поверхности

Перед покраской стену важно очистить от грязи, следов предыдущего покрытия, плесени и т.д. Если поверхность неровная, ее лучше оштукатурить и ошкурить. Важно также, чтобы покрытие стен под покраску было также белым, потому что темный фон будет заметен даже через несколько слоев краски. Для лучшей адгезии (сцепления) красителя с поверхностью рекомендуется использовать подходящую данному типу краски грунтовку.

Совет ! Следует внимательно читать инструкции, рекомендации по применению и пропорции компонентов, указанные на упаковке.

Это позволит избежать неприятных неожиданностей в процессе колеровки краски для стен и покраски и получить желаемый оттенок без особых сложностей. А видеоинструкция подробно объяснит, как сделать колеровку краски без ошибок.