Из чего состоял оборонительный рубеж. Горьковский оборонительный рубеж. Группа армий «Север»

Из чего состоял оборонительный рубеж. Горьковский оборонительный рубеж. Группа армий «Север»
Из чего состоял оборонительный рубеж. Горьковский оборонительный рубеж. Группа армий «Север»

Судя по появившимся в Сети фотоматериалам, сирийская армия получила в свое распоряжение танки Т-62М с дополнительным бронированием. Эта модификация создавалась, когда советская 40-я армия осуществляла интернациональную помощь ДРА и поэтому была прозвана "афганской".

Т-62М отличается от базовой версии тем, что на него установлена дополнительная броневая защита башни, контейнеры которой получили прозвище "Брови Ильича", и усиленной защитой корпуса.

Толщина брони, мм: лоб корпуса 300+120+102, лоб башни 60+230+242. Предприняты меры по усилению противоминной защиты. На борта установлены резинотканевые противокумулятивные экраны.

Боевая масса составляет 41,5 т. Экипаж-3 чел. Вооружение - 115-мм гладкоствольная пушка У-5ТС (2А20), с ней спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне установлен 12,7-мм ДШКМ.

На танк применены гусеницы с резинометаллическим шарниром. Дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков.

Еще одной новинкой стала система управления огнем "Волна", в которую входят лазерный дальномер КТД-2 (КТД-1), прицел ТШСМ-41У, стабилизатор "Метеор-М1", баллистический вычислитель БВ-62, а также комплекс управляемого вооружения 9К116-1 "Шексна". Пушка имеет теплозащитный кожух. Благодаря этим нововведениям у Т-62М повысилась точность стрельбы из пушки в движении.

Мощность двигателя 620 л.с. (есть версии с двигателем в 690 л.с). Запас хода - 450 км.

Эти танки были сняты с вооружения российской армии, но находились на базах хранения.

Командировка в Сирию станет для Т-62М шестой войной. Кроме Афганистана они сражались в Таджикистане, в обоих чеченских кампаниях, отражали грузинскую агрессию в Южной Осетии. Везде эти танки зарекомендовали себя как простые и надежные боевые машины. Что касается войны в Сирии, то и здесь эти модернизированные машин по ряду характеристик превзойдут имеющиеся у сирийцев Т-72М1. Их только необходимо немного доработать, например, установить решетчатые противокумулятивные экраны. Сирийские военные уже имеют значительный опыт по подобной доработке бронетехники.

В Качканаре в парке "Строитель" на площадке военной техники находится экземпляр танка Т-62М. Его мы обозрели в рамках Второй международной музея изобретателя электросварки Н.Г.Славянова в августе 2015 года. Это один из немногих танков такого типа, возведенных на постамент или выступающих в качестве музейного экспоната. Кроме него и помимо чисто музейных экспозиций мне известен всего один экземпляр возведенный на постамент на землях колхоза Маныч у известной всем Кумо-Манычской впадины (о нем я вскоре расскажу).
Чем же знаменита эта боевая машина?

Т-62 (объект 166) — советский средний танк. Создан на базе танка Т-55. Производился в СССР с 1961 по 1975 год. Первый в мире серийный танк с гладкоствольным орудием калибра 115 мм и массой среднего танка при высоком уровне бронирования.

Несмотря на то, что танк Т-54, ставший в послевоенные годы основным в Советской Армии, в целом удовлетворял военных, конструкторы продолжали модернизировать его и работать над новыми образцами. В Нижнем Тагиле в конструкторским бюро № 183, возглавляемым Л.Н. Карцевым проводились разработки модификаций Т-54. В 1958 году на вооружение принят Т-55, который включал улучшения противоатомной защиты, увеличенный боекомплект и ряд других улучшений. Вооружение Т-55 осталось прежним - 100 мм пушка

Появление в НАТО мощных 105-мм танковых пушек, превосходивших 100 мм пушку вынудило наших конструкторов в 1959 году заняться дальнейшим развитием концепции Т-54, которая через два года пошла в войска под индексом Т-62.
Основным нововведением Т-62 была новая 115 мм гладкоствольная пушка У5-ТС «Молот», установленная в новой башне с увеличенным до 2245 мм против 1825 мм у Т-55 погоном.
Преимущество этой пушки перед нарезными состояло, прежде всего, в ее противотанковых качествах благодаря применению оперенных бронебойных подкалиберных снарядов.

Доводка танка не заняла больших трудностей, так как он был создан на базе уже отработанного в производстве танка Т-54, созданного А. А. Морозовым.
Танк Т-62 экспортировался в Болгарию, ГДР, Венгрию, Алжир, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Ливию, Сирию, Афганистан, КНДР, Монголию, Анголу, Вьетнам, Эфиопию, Кубу и другие страны. Выпущено около 20 000 танков.

Установка 115-мм гладкоствольной пушки У5-ТС «Молот» потребовала увеличения объема боевого отделения и вызвала ряд конструктивных изменений башни и корпуса.
Ствол орудия — скреплённый кожухом, длиной 52,6 калибра/6050 мм и снабжённый эжектором. Пушка имеет горизонтальный клиновой затвор, с полуавтоматикой пружинного типа и электрический и резервный ручной механизмы спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического откатника и гидропневматического накатника, расположенных над стволом орудия; нормальная длина отката составляет 350—415 мм, предельная — 430 мм. Максимальное давление в канале ствола составляет 3730 кг/см², а максимальная дульная энергия при стрельбе подкалиберным снарядом — 6,96 МДж / 709 тс·м.
Несмотря на увеличение калибра пушки, вылет ствола остался прежним и составлял 2,8 м. В отличие от танков Т-54 и Т-55, у которых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, новая башня была цельнолитой. Диаметр опоры башни был увеличен с 1825 мм до 2245 мм, а корпус танка был удлинен на 386 мм.
В связи с возросшими значениями массы, момента инерции и момента неуравновешенности пушки стабилизатор вооружения «Циклон» оказался недостаточно мощным, поэтому был разработан стабилизатор «Метеор» и изменена конструкция механизма поворота башни.
Боекомплект пушки составлял 40 выстрелов. В кормовой части башни был предусмотрен автоматически открывающийся люк для выброса стреляных гильз, автоматически выбрасывающей гильзу через люк в верхней кормовой части башни.

Стабилизатор «Метеор» предназначен для обеспечения ведения эффективного огня с ходу из пушки и спаренного с ней пулемета. Стабилизатор представляет собой электрогидравлическую систему, которая обеспечивает:
- автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пуле-мета в заданном (стабилизированном) положении в - вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения при движении танка;
- наведение пушки и спаренного с ней пулемета в вертикаль-ной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием ско-ростей наведения;
- целеуказание от командира танка к наводчику в горизон-тальной плоскости.

Поворот башни обеспечивается как в стабилизированном, так и в полуавтоматическом (нестабилизированном) режимах наве-дения. Система управления командира позволяла ему по нажатию кнопки разворачивать башню на курсовой угол поворота командирского перископа. Установка оборудуется двухплоскостным стабилизатором 2Э15 «Метеор», обеспечивавшим точность стабилизации ±1 тыс. в вертикальной плоскости и ±3 в горизонтальной.

Сравнение
В 60-е годы Т-62 и М60А1 были наиболее распространенными танками у СССР и США. На период 1965 года уже было выпущено 4500 танков Т-62.
По своим показателям защищенности преимуществ не было ни у одного из танков, бронирование было сравнимое. По показателям огневой мощи значительные преимущества были у Т-62, в первую очередь за счет применения ОБПС. Недостатком Т-62 была низкая скорострельность - механизм выброса стреляных гильз улучшал условия работы экипажа, но несколько удлинял время заряжения.
Преимуществом Т-62 было оснащение двухплоскостным стабилизатором, обеспечивающим эффективную стрельбы сходу, на М60А1 (Add-On Stabilization - AOS) установка стабилизатора началась только с 1971 года. Механическая связь между прицелом наводчика с орудием на М60А1 и Т-62 затрудняла стрельбы сходу из-за потери обзора цели наводчиком при заряжании пушки.

Сравнительная вероятность уничтожения, в случае попадания, танком Т-62 танка М60А1 при применении ОБПС на наиболее вероятных дистанциях применения в Европе составляет 71%, при применении БКС - 75%.
Для танка М60А1 вероятность составляет 54 и 75% соответственно. Учитывая полное превосходство ОБПС и БКС калибра 115 мм над бронированием М60А1 попадание высокой вероятностью значит уничтожение М60А1. Точность 105 мм пушки М60А1 ниже на 15%, чем у Т-62 на дистанции до 1500 м.
Некоторые преимущества М60А1 могут несколько большие углы дать углы снижения пушки составляющая -9 против -6 град у Т-62. Учитывая меньший силуэт танка Т-62 видимая проекция башни при стрельбе с обратных скатов соизмерима. Учитывая отсутствие лазерных дальномеров на Т-62 и М60А1 низкий силуэт Т-62 обеспечивал ему значительные преимущества в выживаемости на поле боя.

Слева на право: М60А1, «Чифтейн», Т-62

Для целеуказания командир танка должен повернуть командир-скую башенку так, чтобы линия визирования прибора TKH-3 бы-ла направлена на цель. Удерживая в таком положении башенку, нажать на кнопку целеуказания, расположенную в левой рукоят-ке прибора командира. Башня в этом случае будет поворачивать-ся на максимальной скорости до тех пор, пока пушка не будет на-правлена на цель (грубая наводка). После остановки башни ко-мандир танка должен отпустить кнопку целеуказания. Точное наведение пушки в цель и выстрел производит наводчик пультом управления.
целеуказание осуществляется только в гори-зонтальной плоскости.

Защита
Танк имел равнопрочное бронирование верхнего лобового листа корпуса и лобовой части башни. Максимальная толщина брони лобовой части башни составляла 211 мм под углом наклона 17 градусов
Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Броневой корпус Т-62 представляет собой жёсткую коробчатую сварную конструкцию, собирающуюся из листов катаной броневой стали толщиной 16, 30, 45, 80 и 100 мм.
Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°.

На фото хорошо видно дополнительное бронирование, установленное на модификации с литерой "М"

Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм, а над моторно-трансмиссионным отделением - 16 мм. Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ.

Подвижность
В танке Т-62 установлен двигатель В-55-В. Двигатель В-55-В представляет собой модификацию двигателя В-54 и отличается от него более высокой мощностью (580 л. с. при 2000 об/мин). Увеличение мощности достигнуто за счет увеличения подачи топлива, изменения угла опережения подачи топлива, а также за счет повышения степени сжатия до 15 ± 0,5.

Топливная система
Внутри корпуса танка установлено четыре топ-ливных бака общей емкостью 675 л, а снаружи танка на правой надгусеничнои полке — три наруж-ных бака общей емкостью 285 л. Общая заправочная емкость всех баков (внут-ренних и наружных) составляет 960 л.
Все топливные баки между собой соединены в две группы. Первую группу составляют: правый бак-стеллаж, средний бак и все наружные баки; вторая группа объединяет передний (носовой) бак и левый бак-стеллаж.
Все топливные баки, за исключением наружных, для предохранения от коррозии снаружи и внутри покрыты бакелитовым лаком. Наружные топлив-ные баки покрыты бакелитовым лаком только внутри, а снаружи окрашены защитной крас-кой.
Передний топливный бак емкостью 280 л установлен в носовой части корпуса танка справа от сиденья механика-водителя и крепится к днищу и корпусу на специальных кронштейнах. Бак сварен из стальных листов со специальными выштамповками для жесткости стенок. Внутри ба-ка имеются две вертикальные перегородки, умень-шающие плескание топлива при движении танка и одновременно увеличивающие жесткость бака.

Ходовая часть
Ходовая часть Т-62, за исключением несколько иного расположения балансиров в связи с изменившимся распределением нагрузки на них, идентична подвеске Т-54 и включает в себя с каждого борта пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков диаметром 810 мм, ленивец и ведущее колесо; поддерживающие катки отсутствуют. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, первые и последние катки снабжены гидравлическими амортизаторами лопастного типа. Подвеска имеет жёсткость в 522 кг/см, период колебаний 0,86 с при полном ходе катка 224 мм и удельную потенциальную энергию в 430 мм.

Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54 с металлическим шарниром, а позднее - более совершенные гусеницы с резинометаллическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм, но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1 386 кг, а гусеница с резинометаллическим шарниром — из 97 траков при массе 1 655 кг.

Тактико-технические характеристики
Полная масса, т. 37+1,5%
Экипаж, чел. 4
Удельная мощность, л.с./т 15,7
Двигатель 5ТДФ, л.с. 580
Удельное давление на грунт, кгс/см2 0,75
Температурный режим работы, °С -40…+50
Длина танка с пушкой вперед, мм 9335
корпуса, мм 6630
Ширина танка по гусенице, мм 3370
Высота по крыше башни, мм 2280
Клиренс, мм 430
Скорость движения
Средняя по сухой грунтовой дороге, км/ч 22…27
Максимальная по дороге с твердым покрытием, км/ч 32…35
Расход топлива на 100 км
По сухой грунтовой дороге, л, до 300…330
По дороге с твердым покрытием, л, до 190…210
Дальность хода на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием), км 450 (650)
с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием), км 330 (450)
Боекомплект, выстрелов к пушке, шт. 40

В парке "Строитель" в Качканаре расположен один из модифицированных танков - Т-62М, прошедший глубокую модернизацию в 1983—1985 гг. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища (уровень защиты башни от БПС - 320 мм, от КС - 400-450 мм); резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; антинейтронный подбой на башне; комплекс управляемого вооружения 9К116-2 «Шексна»; двигатель В-55У, мощностью 620 л. с.; новая система управления огнём «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У и стабилизатор «Метеор» М1); система запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и система защиты от напалма «Сода». Часть машин оснащалась зенитным пулемётом НСВТ вместо ДШКМ, а ствол пушки — теплозащитным кожухом. Модернизирована ходовая часть и введена гусеница от танка Т-72. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.
На фото можно в деталях разглядеть дополнительную броневую защиту башни ввиде разнесенных с основной броней фигурных броневых плит. Хорошо ивдна конструкция их крепления

Броневая защита приборов наблюдения

Что за ящик акреплен над орудием я так и не понял

Лобовой лист так же усилен дополнительным бронированием

По какой-то причине отсутствуют внешние топливные баки на правой надгусеничной полке

Вместо них только ящик с ЗИПом и инструментами

Вот этот загадочный прибор над стволом орудия крупным планом

Система удаления выхлопных газов оборудована крышечками для ее герметизации при преодолении водных преград

В обзорном репортаже про Качканар у меня не хватило места в двух словах описать мутную историю связанную с качканарскими танками.
Вся эта техника когда-то стояла у Центра детского творчества "Альтернатива", кроме нее там размещался танк ИС-3 якобы даже принимавший участие в сражения Великой Отечественной войны. ИС-3 попал в Качканар из Челябинского танкового училища и в отличии от другой техники имел статус памятника истории и культуры. Тем не менее это не помогло и в 2006 году ушлые и жуликоватые представители музея в Верхней Пышме вывезли его якобы на выставку. Надо ли говорить, что он обратно так и не вернулся. Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме с момента своего зарождения имеет недобрую славу разрушителя памятников, тянут к себе все что плохо лежит имея покровителей на самом высоком уровне.
В 2008 году по распоряжению мэра Качканара провели "реставрацию" техники на площадке у "Альтенативы". Изначально планировалось поставить ее на постаменты, но мэр решил съэкономить и приказал просто тупо залить гусеницы и колеса бетоном.
Злоключения качканарской техники закончились в 2010 году когда после 2-х дней работ техника была освобождена из бетона и заняла достойное место в парке Строитель.

Оригинал взят у gistory в Оборонительные рубежи вокруг Москвы в 1942 году

70 лет тому назад, 26 марта 1942 года, было принято постановление №1501сс " О строительстве новых и восстановлении оборонительных рубежей". Хотя немецкие войска были отброшены от Москвы, в ходе зимнего контрнаступления, линия фронта находилась совсем недалеко - каких-нибудь 200 км. Потому, подмосковные рубежи обороны продолжали совершенствоваться и реконструироваться.
Под катом находится схема развития рубежей Московской Зоны Обороны (МЗО), которая в 1942 году охватывала собой несколько прилегающих областей. Схема "разрезана" на отдельные кусочки, к некоторым из которых даны пояснения. Они могут оказаться интересны как московским дачникам, так и жителям близлежащих областей, многие из которых даже не представляют, что в 1941-1942 годах у них были построены рубежи обороны, готовые встретить врага.
Объем выполненных работ (в кратчайшие сроки, в тяжелых зимних условиях) поражает.



Итак, в постановлении №1501сс " О строительстве новых и восстановлении оборонительных рубежей" в частности говорилось:

4. Военным Советам 7-й Армии, Волховского, Северо-Западного, Калининского, Западного, Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов и Начальнику ГУОС НКО (тов. Котляр) приступить к строительству и восстановлению оборонительных рубежей по линии:

а) рубеж по левому берегу р. Свирь от Вознесенье до Вороново;

б) рубеж по линии - ст. Бол. Вишера, Крестцы, отм. 258, оз. Селигер, Осташков, Селижарово, Пашина, Струэня, Тургиново, по восточному берегу р. Лама, Ярополец, Бородино, Полотняный завод, по восточному берегу р.р. Угра и Ока, до устья р. Упа, по правому берегу р. Упа, Крапивна, Донской - далее по восточному берегу р. Дон до Донская Негочевка, Землянск, Турово, Корицкое, Алексеевка, Ровеньки, Ново-Псков, отм. 189, Шульгинка, Ново-Айдар, Славяносербск, Ровеньки, Б. Крепкая и южнее Карповский 10 клм. и обводы городов Тулы , Воронежа, Ворошиловграда и Ростова.

Строительство оборонительных рубежей начать на главнейших направлениях, определяемых Генеральным Штабом Красной Армии.

Основные силы и средства обратить в первую очередь на строительство рубежей в границах Южного и Юго-Западного фронтов и Московской зоны обороны.

5. Строительство рубежей производить силами саперных армий и строительными организациями ГУОС НКО, для чего в составе ГУОС иметь семь Управлений оборонительного строительства.

6. Прекратить строительство следующих тыловых оборонительных рубежей:

обвод гор. Куйбышев;

Владимирский рубеж с обводом г. Владимир;

рубеж Рязанской области и

рубеж Богучар, Цымлянская.

(полный текст )

Московская Зона Обороны (МЗО) была создана 2 декабря 1941 г. на базе управления и войск обороны Москвы в составе 24-й и 60-й армий и частей ПВО. Как мы видим, эта дата практически совпадает с началом контрнаступления под Москвой. Однако, как признавался позже и сам Жуков, первоначально столь широкого контрнаступления не предусматривалось, необходимо было ликвидировать прорывы немецких войск. Но дальше - больше. Удалось не только ликвидировать прорывы, но и развить наступление, пусть и не всегда удачно.

Строительство рубежей непосредственно на подступах к Москве и в самом городе активизировалось осенью 1941 года. До октября 1941 года основные силы были брошены на строительство Ржевско-Вяземского рубежа и Можайской линии обороны. 9 октября 1941 года Генеральный штаб отдал директиву командующему Московским военным округом о срочном строительстве оборонительных рубежей в глубоком тылу восточнее Москвы. И хотя 14 октября эта директива Генерального штаба была отменена, строительство тыловых рубежей продолжилось в ноябре-декабре 1941 года, а на некоторых участках работы продолжались и в январе - необходимо было закончить начатое.

Оборонительный рубеж вокруг Москвы, вне ее тогдашней территории, и рядом с нынешней МКАД был практически построен осенью 1941 года и уже с октября заполнен войсками, которые не трогали до конца декабря 1941 года. Только после этого, они были использованы как свежие резервы для развития контрнаступления.

Однако, весной-летом 1942 года строительство развернулось с новой силой, а уже построенные рубежи поддерживались в боеготовом состоянии (что также было очень непросто). Часть рубежей было построено заново, часть перестроено. Например, значительной перестройке подвергся Можайский Укрепленный район. Некоторые из тех ДОТов, что мы сейчас видим на Бородинском поле, скорее всего не принимало участия в октябрьских боях 1941 года, а была построена позже, зимой и весной 1942 года.

О невоевавших рубежах мало что известно. Поисковикам они не интересны, поскольку там не было боевых действий, краеведы тоже не всегда интересуются событиями 1941-1942 года, тем более, что уже во время войны сооружения были разобраны для нужд народного хозяйства, а многие из них находились в труднодоступных местах. О когда то существовавших рубежах напоминают оплывшие противотанковые рвы, ямы для ДЗОТов и землянок. Иногда попадаются бетонные противоосколочные колпаки (ЖБОТ), по которым можно проследить прохождение оборонительного рубежа.

Московская зона обороны была упразднена в соответствии с приказом НКО СССР от 15 октября 1943 г.

Предлагаемая карта, является копией, которая была изготовлена в августе 1942 года и которая отражает развитие оборонительных рубежей МЗО. Было бы преувеличением говорить, что это неизвестная страница Великой Отечественной Войны, скорее это то, о чем не любили вспоминать последние 30-40 лет.


Общая карта, которая показывает расположение рубежей и укрепленных районов.

Москва: Московский оборонительный рубеж.


Этот рубеж был готов к декабрю 1941 года. Его остатки до сих пор можно встретить в Московских парках, возле МКАД и на Пироговском водохранилище. Вдоль рубежа был устроен противотанковый ров и установлены многочисленные пулеметные ДОТы с установками НПС-3.
На юге он опирается на Москву реку, где стыкуется с Коломенским рубежом, который проходит по восточному берегу Москва-реки. На севере, к нему примыкает Дмитровский рубеж. С восточной стороны кольцо замыкает проектируемый рубеж, следов, постройки которого пока обнаружить не удалось.
Обращу ваше внимание, что эти рубежи находились за границами Москвы, внутри (фактически по границам) существовал свой рубеж, за которым были еще рубежи и баррикады. , куда она была добавлена по моей просьбе. А посмотреть на расположение .


Крупнее

Рубеж (так же известен как Хлебниковский) был построен еще до декабря, но практически не принимал участия в боевых действиях. Немецкие войска чуть чуть не дошли до него. Они касались его в районе Дедовска, но были быстро отброшены. Сам по себе это довольно интересный рубеж, который был оборудован, в том числе электрическими заграждениями. Следы этого рубежа попадаются в виде противотанковых рвов (один из включен в планировку коттеджного поселка) и бетонных пулеметных колпаков. Более серьезных сооружений (ДОТов) обнаружить не удалось. те, что есть (например в Новоивановском) относятся к Московскому оборонительному рубежу. Также из рубежа выделяют Одинцовский Укрепленный Район № 157. Поиском и учетом фортификационных сооружений на территории Одинцовского района занимается отряд "Китежъ "

Дмитровский Укрепленный Район №64


Крупнее

Дмитровский УР смыкается с Московским оборонительным рубежом в районе Тарасовки и вдоль Учинского водохранилища уходит на север вдоль канала Москва-Волга, до Дубны. Этот рубеж был неплохо укреплен к зиме 1941 года, вдоль восточной стороны канала имелись многочисленные ДЗОТы. Сам берег канала патрулировали "зеленые фуражки", которые фильтровали отступающих, чтобы не допустить проникновения в тыл диверсионных групп.
Правда, в районе Яхромы, как минимум, одной группе удалось пройти и захватить мост через канал. Это в итоге привело к драматическому бою за Перемиловские высоты. К счастью, рядом (на станции Хотьково) находились крупные войсковые резервы, которые и отбросили немцев за канал, а после погнали дальше.
С моей точки зрения, прорыв в районе Яхромы и Перемилова был намного опаснее, чем мнимые дальнобойные орудия в Красной Поляне. Проткнув в Перемилово рубеж обороны, немецкие войска могли бы без помех перерезать железную дорогу на Ярославль, а после и Горьковское направление, что поставило МЗО в крайне сложное положение. Но это все из области альтернативной истории.
Обратим внимание на два запроектированных УРа в районе станции Крюково и Красной поляны. Смысл их при новом строительстве не очень ясен. В ноябре 1941 примерно в этих местах были созданы оборонительные рубежи, которые и сыграли свою роль.

Коломенский укрепленный район УР №65


Крупнее

Коломенский УР примыкает к Московскому оборонительному рубежу в районе Капотни и идет вдоль Москва реки на юг к Коломне. Рубеж не очень известный и практически неизученный. Существуют кальки, накладки на карты, на которых отмечены положения противотанковых рвов и огневых точек. Железобетонные колпаки для этой линии изготавливались на ЖБИ в Лыткарино, там же изготавливались и сборные железобетонные ДОТы, которые можно встретить в Москве. Хотя после 1943 года поступила команда на их разборку, возможно их остатки еще реально встретить на этом оборонительном рубеже.
Для поиска можно воспользоваться схемами этого УРа
Изучение спутниковых снимков показало, что вдоль Москва-реки еще сохранились следу противотанковых рвов, хотя их было немного - поскольку главным препятствием являлась река. В Коломне к УР №65 примыкали Рязанский оборонительный рубеж и Промежуточный оборонительный рубеж.


Крупнее

Начал строиться осень 1941 года, поскольку существовала реальная угроза захвата Рязани. Судя по карте, его готовность составляла 60 - 70%. Местным краеведам не удалось пока найти никаких значительных бетонных сооружений. Существуют остатки противотанковых рвов, ДЗОТов, землянок. Вероятно, еще во время войны или в первые годы после, рубежи проходящие по полям были распаханы. Однако при внимательном изучении спутниковых снимков, некоторые следы все же можно обнаружить. Для создания рубежей использовали реки, заболоченные участки, которые дополнительно усложняли рвами, одновременно делая их более удобными для обороны (фланкирования).
При изучении спутниковых снимков попалась вот такая структура "канав", которая очень напоминает противотанковых ров. Центральная часть напоминает аналогичные переломы в районе рубежа на Ленинградском шоссе.


Крупнее

К Рязанскому рубежу примыкает Михайловский оборонительный рубеж. Пока у меня нет по нему никакой дополнительной информации. На карте он отмечен, как предполагаемый.


Крупнее

Отмечен как восстанавливаемый.


Крупнее

Сталиногорский Укрепленный район (УР) № 161


Крупнее

Эта линия, которая включает в себя Сталиногорский, Тульский, Ханинский УРы активно строились как тыловые рубежи на случай неудачного развития событий на Курской Дуге. В некоторых местах еще можно найти рвы и возможно остались бетонные сооружения.

Тульский укрепленный район (УР) № 160


Крупнее

По этому рубежу есть более подробная схема, по которой можно поискать противотанковые рвы и сооружения (хотя они едва ли сохранились).

Ханинский Укрепленный район (УР) № 119


Крупнее

Калужский укрепленный район (УР) № 153


Крупнее



Крупнее

Между Калужским УРом и Тульским обводом. По Оке. В некоторых местах на Оке попадаются пулеметные колпаки. Наличие рвов пока не исследовалось.

Малоярославецкий Укрепленный Район № 154


Крупнее

Строился еще летом-осенью 1941 года (тогда он имел № 35), хотя из-за того, что не был в достаточной степени заполнен войсками (точнее практически не заполнен), и не смог сыграть должной роли. Наиболее известным узлом обороны является деревня Ильинское. В октябре 1941 именно там сражались курсанты из Подольска. Сейчас в Ильнском музей, один из ДОТов превращен в памятник. Впрочем, один из участков УРа был продан под частное строительство и новые хозяева полны решимости снести несколько ДОТов ...

Можайский Укрепленный район № 152 (в 1941 году №36)


Крупнее

Пожалуй, наиболее известный подмосковный укрепленный район. Большинство широкоизвестных сооружений находятся на историческом бородинском поле. Менее известные, но не менее интересные находятся южнее у "автострады" Москва - Минск. В частности, там можно посмотреть ДОТ сержанта Харинцева, который в начале октября 1941 года подбил на этой дороге 6 немецких танков.
Сами укрепления предствляют собой смесь сохранившихся ДОТов постройки осени 1941 года и дополнений сделанных в ходе реконструкции 1942.
Составить представление о том, как выглядела линия в 1941 году можно посмотрев немецкую кинохронику .

Волоколамский Укрепленный район № 155 (в 1941 году №35)


Крупнее

Менее известный УР, полной карты сохранившихся сооружений пока нет, известно несколько ДОТов возле шоссе. Так, что у дачников живущих в районе Яропольца и Волоколамска, есть шанс стать "первооткрывателями" и изучить этот УР вооружившись GPS навигатором и фотоаппаратом.
Наиболее известным узлом обороны является уже упомянутый Ярополец. Здесь сражались Кремлевские курсанты.

Клинский Укрепленный район № 159


Крупнее

Прикрывал Москву с севера, вдоль Московского моря и проходил в районе Завидово, Конаково.
К сожалению из-за закрытого статуса этих территорий, неизвестно, что там сохранилось в настоящий момент. При желании можно разглядеть несколько рвов образующих предмостное укрепление, но не более того.

Промежуточный оборонительный рубеж

От Волоколамска до Коломны ,

через Рузу и Дорохово


Крупнее

Боровск


Крупнее

Серпухов и Коломну


Крупнее



Крупнее

Строился еще зимой 1941 года, от нынешней Дубны и далее по Волге до Рыбинского водохранилища. Возле станции Волга (на водохранилище) до сих пор сохранилась система противотанковых рвов, которые прикрывали железнодорожный мост.
Остатки сооружений и бетонные колпаки встречаются на всем протяжении рубежа, например в городе Мышкин. В Дубне, несколько пулеметных колпаков очищены от мусора и превращены в памятники местными энтузиастами.

Тыловой оборонительный рубеж

К Калязинскому рубежу, чуть южнее города Углич, примыкал тыловой рубеж, который строился с осени 1941 года и был закончен зимой 1942 года. Дальнейшее его развитие было признано нецелесообразным, однако он находился на "запасном пути" до 1943 года. Он проходил по территории нескольких областей. Известно, что было активное строительство в Ярославской области, Ивановской, Владимирской и возможно Тамбовской областях.
Это общий вид тылового рубежа МВО (Московского Военного Округа) дальше я дам его отдельные части.


Крупнее

Тыловой рубеж в Ярославской области


Крупнее

Наиболее очевидный рубеж. Начинается примерно в районе села Маймеры () и идет в сторону Ростова Великого, вдоль рек. В отдельных местах, на карте можно заметить прохождение противотанкового рва. По некоторым сообщениям, в лесах могли сохраниться ДОТы или остатки ДЗОТов. Места там достаточно глухие, иногда болотистые, местные жители (Углич) об оборонительной линии не слышали.


Крупнее

Оказалось довольно непросто проследить прохождение рубежа по территории Ивановской области. На картах были найдены "канавы", которые по своей трассировке и местоположению могли являться рвом. Мне удалось найти немало "подозрительных" участков, однако я в них не очень уверен. Надо смотреть на местности или искать более подробную схему.
Это могут быть и канавы для осушения болот (добычи торфа). Впрочем, известно, что вокруг Иваново строился оборонительный обвод. Узлы обороны (или опорные пункты) строились и по направлению возможных прорывов танков.
Например, возле поселка Лежнево ясно читаются изломы ПТР. Было бы интересно посмотреть на него на местности.

Тыловой рубеж во Владимирской области


Крупнее

Через Суздаль и Владимир, по речкам рубеж уходил в направлении городов Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный (Рязанская область).
Существует информация об активном строительстве рубежа и обвода вокруг Владимира , однако о существовании на местности следов ПТ рвов или остатков сооружений мне неизвестно. Впрочем, учитывая то, что он проходит по достаточно глухим местам - есть надежда, что получиться что то обнаружить.

Тыловой рубеж в Рязанской области


Крупнее

Здесь с реки Гусь, рубеж переходит на Оку.
А потому уходит на реку Цна в Тамбовскую область примерно до Моршанска


Крупнее

Этими рубежами оборонное строительство не исчерпывалось. Существовали рубежи севернее Москвы (от Рыбинского водохранилища, до Вологды и дальше), были они и восточнее - вокруг Ярославля, Мурома, Горького, Казани и вообще по всей Волге вплоть до Астрахани. Где то о них помнят и ставят строителям памятники, где даже не знают об их существовании...

Долгие годы в истории Нижнего Новгорода не существовало одной из главных страниц. Она была помечена грифом «Совершенно секретно». Это страница о том, как в городе и области ковалось современное оружие. Сегодня гриф секретности с нижегородского арсенала снят. Эта книга - одна из первых попыток охватить историю создания оружия, которое прославилось на фронтах Великой Отечественной войны и в мирное время.

В книге собраны уникальные материалы из рассекреченных архивов и воспоминания тех, кто создавал оружие, и тех, кто им владел.

Не будем забывать, что после окончания Великой Отечественной войны было военное противостояние, названное «холодной войной», которое тоже требовало оружия. И в этой войне была одержана победа. К ней тоже приложили свои трудовые руки нижегородцы.

Многое из того, о чем рассказано в этой книге, вы узнаете впервые.

Рубеж обороны

Рубеж обороны

Сейчас мы можем твердо сказать, что в годы войны Горький был тыловым городом. Мы почти ничего не знаем о той судьбе, которую ему определило командование вермахта, наступательный порыв которого закончился под Москвой. Можно лишь догадываться, что взятием Москвы враг бы не ограничился. Но как далеко продвинулся бы он и каковы были его планы? Об этом мы знаем крайне мало. И можно ли было считать, что Горький останется тыловым городом?

18 декабря 1940 года. Штаб-квартира Гитлера. Подписан план «Барбаросса». Изначально, правда, операция вторжения носила другое название - «Фриц». Гитлер посчитал его бесцветным и вспомнил о кайзере Священной Римской империи Фридрихе I, прозванным Барбароссой («Рыжей Бородой»). Он был одним из вождей Третьего крестового похода в Святую Землю. Правда, до цели он не дошел: упал с коня на одной из переправ и утонул. Легенда же оживила его и перенесла в горы Кюффхойзер, возвышающиеся в географическом центре Германии, где он пребывал в ожидании, когда страна позовет его.

Каждый школьник в Германии обязан был знать Барбароссу. В горах, в Пещере Барбароссы, куда школьники совершали паломничество, стояла его мраморная статуя.

И вот, время столь томительного ожидания кайзера закончилось через восемь веков после его гибели. Выбирая столь помпезное название, Гитлер уверил генерала Франца Гальдера: «Когда „Барбаросса“ начнется, мир в безмолвии затаит дыхание».

В вводной части плана говорилось:

«Германские вооруженные силы должны быть готовы сокрушить Советскую Россию… С этой целью армия должна использовать все доступные воинские части за исключением тех, которые остаются на оккупированной территории…

Приготовления должны быть завершены к 15 мая 1941 года. Величайшие усилия должны быть предприняты с целью маскировки намерения начать нападение.

Конечной целью операции является создание оборонительной линии против азиатской России по реке Волге до Архангельска. Затем последний оставшийся у России промышленный район на Урале может быть уничтожен силами люфтваффе».

Цель войны определена. Обречены на уничтожение многие города Советского Союза. А вот предусматривалось ли планом «Барбаросса» штурм и взятие Горького? Судя по предполагаемой границе капитуляции, предусматривалось.

В дневнике начальника Генштаба вермахта Франца Гальдера зафиксировано первое обсуждение замысла вторжения в июле 1940 года. Известно, что было предложено на рассмотрение шесть вариантов плана, в которых варьировалось направление главного удара.

Третий вариант, автором которого был генерал-майор Эрих Маркс, предполагал нанесение главного удара из Восточной Пруссии и Северной Польши на Москву с выходом к Горькому, вспомогательный - на Ленинград, второстепенный - на юге.

Гитлер предполагал исполнить план нападения на Советский Союз за пять месяцев. По третьему варианту Эрих Маркс предлагал покончить с советами за 9-17 недель.

Ирония истории - появился еще один Маркс. И если первый призывал к строительству мифического коммунизма, то второй имел захватнические виды на страну, в которой этот коммунизм пытались строить.

Историческим рангом генерал-майор Эрих Маркс, конечно же был пониже своего однофамильца и занимал должность начальника штаба 18-й армии. Концепцию своего удара он видел в «разгроме советских вооруженных сил с целью сделать невозможным возрождение России как врага Германии в обозримом будущем».

Индустриальную мощь Советского Союза генерал видел на Украине, в Донецком бассейне, Москве и Ленинграде, а индустриальная зона восточнее указанных районов «не имела значения».

Взгляды генерала во многом определили весь ход военных действий на Востоке.

Попутно с планом вторжения разрабатывался еще один план - «Ост». Первое отделение Главного имперского управления безопасности («гестапо») высказывало свои соображения в отношении советского народа. Подлинный текст плана так и не был найден, но сохранились предварительные проработки.

Для решения восточной проблемы предлагалось «полное уничтожение русского народа или онемечивание той его части, которая имеет явные признаки нордической расы».

Учитывались и пожелания Гитлера, не раз им высказываемые: «Если мы будем обучать русских, украинцев и киргизов читать и писать, то впоследствии это обернется против нас. Образование даст развитым из них возможность изучать историю, овладеть историческим опытом, а отсюда развивать политические идеи, которые не могут не быть губительны для наших интересов… Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обучение в области географии может быть ограничено одной единственной фразой: „Столица рейха - Берлин“. Математика и все прочее подобное совершенно не нужны».

Готовясь к нападению на Советский Союз, гитлеровцы запаслись еще одним планом - «Ольденбург». Он предусматривал широкомасштабное экономическое ограбление нашей страны.

Через месяц после начала войны Гитлер озаботится: «…Теперь перед нами стоит задача разрезать территорию этого громадного пирога так, как это нам нужно, с тем, чтобы суметь: во-первых, господствовать над ней, во-вторых, управлять ею, в-третьих, эксплуатировать ее».

«Пирог» был поделен заранее на комиссариаты. Нам предстояло жить в комиссариате «Московия», куда входили Тула, Казань, Уфа, Свердловск, Киров и Горький. Это был один из семи генеральных комиссариатов. Гитлер не раз говорил о том, что слова «Россия», «русский», «русское» необходимо навсегда уничтожить и запретить их употребление, заменив терминами «Москва», «москвич», «московское». Предполагалось территорию «Московии» использовать как место скопления нежелательных для Германии элементов из различных областей, управляемых немцами, а все хозяйство этого района поставить на службу лишь интересам Германии.

«Ученые» нацисты подготовили и вручили Гитлеру «объемный труд», в котором утверждалось, что именно германцы задолго до нашей эры, путешествуя от Черного до Балтийского моря, принесли туда культуру и поддерживали порядок, Более того, что они, якобы, основали Новгород и Киев…

6 ноября 1941 года. Москва, станция метро «Маяковская». Почти одновременно с обеих сторон к платформе подходят поезда. Из одного выходят люди и рассаживаются по рядам стульев, установленных на перроне. В другом поезде прибыл Сталин с кремлевской свитой.

Председательствующий открыл торжественное собрание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции и предоставил слово вождю.

9 часов вечера. Началась трансляция доклада по радио. Сталин говорил спокойно и сдержанно. Он обосновал несостоятельность плана «молниеносной войны» и выразил твердую уверенность в нашей окончательной победе над врагом. Он назвал германскую армию «людьми с моралью зверей».

И, подытожив свое выступление, сказал: «Если они хотят получить войну на уничтожение, они получат ее».

Были в выступлении Сталина слова, которые воспринимались как приказ:

«Существует только одно средство, необходимое для того, чтобы свести к нулю превосходство немцев в танках и тем самым коренным образом улучшить положение нашей армии. Оно, это средство, состоит не только в том, чтобы резко увеличить производство противотанковых самолетов, противотанковых ружей и орудий, противотанковых грешат и минометов, необходимо строить побольше противотанковых рвов и всякого рода других противотанковых препятствий.

В этом теперь задача.

Мы можем выполнить эту задачу, и мы можем ее выполнить во что бы то ни стало!»


Противотанковые рвы, о которых говорил Сталин, были одним из внушительных препятствий на пути гитлеровских танковых армад. В первые дни войны тысячи километров оборонительных рубежей были возведены вдоль Днепра и Березины. Быстрый маневр немецких танков был приостановлен рвами на пути к Донецкому бассейну. Опоясали рвом Ленинград. Ускоренными темпами велись работы в районе Сталинграда.

В приказах Государственного Комитета Обороны значились города Ярославль, Иваново, Рыбинск, Горький, Саратов.

Но еще 16 октября Горьковский обком ВКП(б) принял постановление о строительстве оборонительных сооружений вокруг города. В обращении к жителям города и области говорилось:

«…Город Горький и область, являющиеся одним из крупных промышленных и культурных центров страны, находятся сейчас в ближнем тылу. Нам не грозит непосредственная опасность, но горьковчане должны быть в любую минуту готовы ко всяким неожиданностям и случайностям.

Строительство полевых укреплений, начатое вокруг города Горького, имеет огромное государственное значение. Оно является делом каждого трудящегося области.

Товарищи рабочие, служащие, колхозники, студенты и домохозяйки - участники строительства полевых укреплений!

Вы вносите ценнейший вклад в дело укрепления безопасности своего любимого города, богатого героическим прошлым и настоящим, названного славным именем бессмертного Горького.

Вкладывайте в стройку всю энергию и умение, берите пример с героических защитников Одессы, Ленинграда и Москвы!

Стройте укрепления по-фронтовому, так, чтобы город Горький стал неприступной для врага твердыней».

В один только день 11 022 сормовича получили мобилизационные повестки на строительство рубежа обороны.

Каждый мобилизованный должен был явиться в установленный срок на сборный пункт тепло одетым и иметь при себе запасную смену белья, полотенце, рукавицы, котелок или миску, кружку, ложку, матрасную наволочку, одеяло и продукты питания на три дня. Желательно было также иметь свое орудие труда на выбор: лопату, лом, пилу, топор.

Из сел и деревень потянулись обозы. Ехали «на окопы».

И все-таки реален ли был захват города Горького немецкими войсками? Не были ли работы, отвлекшие тысячи людей от более важных дел, перестраховкой?

В планах гитлеровского командования Горький мелькал не часто. В дневнике начальника Генштаба сухопутных войск генерал-полковника Франца Гальдера упоминание о городе Горьком впервые появляется в записи от 19 ноября 1941 года.

«13.00. Доклад у фюрера (высказывание и пожелание Гитлера). Анализ обстановки на фронте…

…Задачи на будущий (1942) год. В первую очередь - Кавказ. Цель - выход к южной русской границе. Срок - март-апрель. На севере - в зависимости от итогов операции в этом году. Овладение Вологдой или Горьким. Срок - конец мая».



Предполагался удар всеми видами войск. Авиация уже активно бомбит Горький и делает это весьма эффективно. Разрушено несколько важных цехов автозавода. Полностью, от прямого попадания бомбы, погибло руководство радиотелефонного завода. Бомбардировщики пока летают на пределе возможного - далеко. Возвращаясь, экипажи самолетов-разведчиков докладывают, что наблюдаются интенсивные земляные работы на большой территории, предположительно, идет сооружение противотанкового рва. Русские готовятся к встрече танков…

Поражает одно, почему противотанковый ров сооружался не со стороны Москвы, откуда возможен был прорыв на Горький, а с противоположной стороны, со стороны Арзамаса. Следы этого рва заметны и сегодня. Его можно обнаружить в Татинце на Волге, в Дальнеконстантиновском и Сосновском районах, у села Оранок Богородского района. К Оке он выходил у Горбатова, продолжался на той стороне реки и выходил вновь к Волге у Катунок. Кроме этого от Мурома он шел по всему берегу Оки. В итоге общая протяженность рва составила 1134 километра.



Кого же ждал этот ров, чьи танки?

Сейчас уже можно предположить, что советское командование знало о планах немецких войск. И даже не в общих чертах, а в тонкостях, когда в планах гитлеровского командования появилось упоминание об Арзамасе. Тогда же определилось направление одного из главных ударов даже при условии, что Москва не будет взята: Рязань - Муром - Горький.

Известен и человек, который должен был вести войска в этом направлении - «танковый король» Хайнц Гудериан. Своей 2-й ударной армией он прошил оборону советских войск от границы до Тулы и безуспешно штурмовал обороняющийся город.

Хайнц Гудериан в довоенное время бывал в нашей стране в качестве инспектора танковых войск. Он проверял боеготовность немецких танкистов в… Казани. Да, такое было.

В Казани обучались немецкие танкисты, когда после Первой мировой войны Германии было запрещено иметь вооруженные силы.

Гудериан отличался независимостью. Тем не менее, он был любим Гитлером. И направление удара и кандидатура командующего войсками были одобрены.

К середине октября 1941 года гитлеровскому командованию стало ясно, что намеченные планом «Барбаросса» цели не достигнуты. Танковая группировка генерал-полковника Эриха Гепнера, которой предписывалось обойти Москву и блокировать ее по линии Владимир - Суздаль, вынуждена была ввязаться в бои на калужском направлении.

Сорвались планы и у танковой группы Хайнца Гудериана. 10 октября его танки должны были катиться по улицам Арзамаса, а уже через пять дней входить в измолотый массированными ударами авиации Горький и, не раздумывая, мчаться на соединение с Гепнером. Так по плану замыкалось кольцо вокруг Москвы.

Между тем Гудериан еще стоял под Тулой. Его танковая армия таяла под ударами «выборочных набегов» советских войск. Победный пыл «танкового короля» заметно поубавился. Он понимал, что предстоящая зима для него может быть беспокойной: его могут погнать в наступление.

Своей жене он пишет: «Только тот, кто видел бесконечные пространства русских снегов этой зимой нашей беды и ощущал пронзительный ледяной ветер, хоронящий в снегу все на своем пути, кто час за часом вел машины по нейтральной полосе, чтобы прибыть к жалкому жилищу вместе с недостаточно одетыми полуголодными людьми, может справедливо судить о произошедших событиях».

И это он только о начале самой суровой из всех военных зим. Война по третьему варианту явно не заладилась.

Между тем, на этом «пространстве русских снегов» при пронзительном ледяном ветре 350 тысяч горьковчан копали ров, который должен был остановить танки Гудериана. В брошюре «Враг не пройдет», изданной по итогам строительства рубежа обороны, отмечалось, что объем земляных работ, выполненных на строительстве рубежа обороны, «составляет 60 процентов земляных работ Беломорско-Балтийского канала имени Сталина и 75 процентов объема работ Ферганского канала».

Долгие годы об этом строительстве почти ничего не было известно. Так, на уровне слухов. Все документы, касавшиеся этих работ до недавнего времени были помечены грифом: «Сов. секретно».

Пришло время рассказать, как строился рубеж обороны вокруг Горького, и пусть это сделают те, кому выпал этот тяжкий труд.

«На трудовой фронт, как тогда называли рытье противотанкового рва, я попал еще в сентябре 1941 года. Только началась учеба в школе, а через две недели весь наш девятый класс Наумовской средней школы Бутурлинского района был мобилизован.

Сбор был назначен в Бутурлине. Здесь сформировали бригады, назначили бригадиров. Обеспечение питанием и все обслуживание ложилось на местные колхозы.

И вот обоз, длиной около двух километров, направился на Княгинино, оттуда на Лысково, затем была переправа через Волгу и остановились мы в селе Валки. Там и началась наша работа.

Противотанковый ров копали перпендикулярно реке. Проработали до тех пор, пока Волга не встала.

За это время дважды прилетал немецкий самолет. Он не бомбил, не стрелял, видимо, только фотографировал то, что мы нарыли.

Затем нас перебросили в Большое Мурашкино, здесь у села Рождествено тоже шел противотанковый ров. Наступили холода, земля промерзла, кирки, ломы, лопаты ее не брали. Тогда стылую землю начали взрывать. Мне дали лошадь с санями, и я возил взрывчатку - аммонал, который был упакован в бумажные мешки по 40 килограммов.

Саперы взрывали утром. Нас заставляли прятаться в блиндажи, но как унять мальчишеское любопытство: мы ухитрялись смотреть на взрывы, рискуя попасть под град комьев мерзлой земли. Взрывы не облегчали нашу работу. Куски отвалившейся земли все равно приходилось долбить.

Когда наступили лютые холода, нам начали выдавать по 100 граммов водки - „наркомовские“.

Когда фашистов погнали от Москвы, дисциплина на участке начала слабеть.

Однажды женщины уговорили меня свозить их домой. Уехали ночью. Нас никто даже не хватился. Больше мы на окопы не вернулись. Да было уже и видно, что надобность в них отпала».

Александр Павлович Кочетов (с. Инкино, Бутурлинский район).

«В 1941 году я окончила 10 классов средней Богородской школы. 19 июня у нас был выпускной вечер, а через три дня началась война…

Повестки на строительство рубежа обороны или, как тогда говорили, „на окопы“ вручили нам в конце октября. Мне было всего 17 лет.

Из нашего села Алистеева было мобилизовано 70 человек. Всего снарядили 12 подвод и повезли нас с котомками в село Мигалиху Дальнеконстантиновского района. Ехали через Оранки, мимо Шонихи…

В Мигалихе расселили нас по домам. Я слышала, что живали и в шалашах, так что нас хорошо устроили. Проработали мы здесь около десяти дней, а потом вновь дорога. Ехали долго, всю ночь. Куда везут, никто не знал. К утру мы оказались в деревне Арапиха. И опять нас устроили на жилье в домах по 5–6 человек. А у хозяев самих семьи большие. Теснота, но хоть в тепле.

Зима была в тот год ранняя. Бесснежье, а уже грянули морозы. По утрам за тридцать холода.

Выдали нам лапти. Сказали, что это лучшая обувка. Действительно, ходить в них было легко да тепло.

Я же лаптей никогда не носила, правильно обуть, чтобы они не разбалтывались, не могла. С неделю меня обували женщины, но наматывать онучи и завязывать лапти я так и не научилась. Тогда мне выдали чесанки с галошами. Тут я сразу ощутила груз на ногах. К вечеру я растирала ноги в кровь.

До работы надо было идти три километра. Ровно в 7 часов утра начинали работать, а заканчивали, когда темнело. Возвращались чуть живыми. Спали на тюфяках, набитых соломой.

Копали мы противотанковый ров. Одна сторона рва, та, откуда ждали фашистские танки, была пологой, а противоположная - отвесной. Глубина рва была 4 метра. Танки спокойно могли в ров въехать, но тут же упирались в земляную стену. Вскарабкаться по стенке они уже не смогли бы.

По всей линии рва строились доты, дзоты, пулеметные гнезда, блиндажи и землянки. Дороги перегораживали бетонными надолбами и железными „ежами“.

Помнится, что кормили нас нормально. Голода не ощущали. Первые блюда были почти всегда мясные. Возили нам продукты из нашего колхоза, кое-что присылали из дома.

И все бы ничего, но нас одолели вши. Наши головы были похожи на муравьиные кучи, волосы шевелились. Домой, чтобы прожарить одежду в бане, нас не отпускали, а здесь для борьбы с этой заразой ничего не делалось. Говорили, что надо терпеть. Мы терпели…

Но однажды терпению этому пришел конец. Дело было уже в январе 1942 года. Вот сколько терпели. Мы решили самовольно покинуть место работы и сходить домой. Ночью снялись и пошли по огонькам от деревни к деревне. Нам посоветовали выйти на железную дорогу и идти по ней. Мы так и сделали. Днем были уже дома.

Опасаясь, что за нами приедут, дома быстро истопили баню, чтобы мы успели помыться. Но никто за нами не пришел и не потребовал возвращаться. Через несколько дней приехали остальные. Они сообщили, что пришел приказ о прекращении строительства рубежа обороны. Необходимость в нем отпала, врага повернули от Москвы.

В нашем селе осталось всего три свидетеля тех дней. Мальчишки, что были с нами, потом ушли на фронт и не вернулись. Кто был постарше, давно умерли. А мы были самыми младшими…

Вот и все, что сохранила память. Говорят, молодость не замечает трудностей. Наверное, и со мной так случилось. О самом трудном и горьком я, возможно, и забыла. Написала, что помню».

Мария Николаевна Топкова (село Лакша, Богородский район).



«На оборонительных сооружениях почти три месяца работала моя мама. Ее уже давно нет в живых. А мне было тогда 14 лет, я только что закончила семилетку, а старшая сестра - десятилетку.

Осенью все бездетные мужчины и женщины, не призванные в армию, получили повестки на строительство оборонительных рубежей. Повестку принесли и моей старшей сестре. Мама заплакала, а на следующий день пошла в правление колхоза и попросила послать работать ее.

У нас в семье еще была сестренка. Ей только исполнилось два годика. Маме тяжело было уходить из дома.

Как же долго длилась эта осень и зима! С ездовыми наши матери слали записки и просили отправить им новые лапти. Мы ходили в соседнее село, покупали там лапти и отсылали.

Помню, что работала мама у села Шониха.

В середине января ночью в окно постучали. Света у нас не было, я вышла на крыльцо и спросила: „Кто там?“ Это была наша мамочка. Мы ее не сразу и узнали… Лицо черное, обмороженное. Была она у нас высокая, полная, а тут худая, почти старуха.

Когда им объявили, что работы закончены, они тут же отправились домой, а это сотня километров по морозу.

Потом уже, в мирное время, я часто спрашивала маму о той работе, но она твердила только одно: „Дай, Господь, забыть мне об этих окопах“».

Лидия Григорьевна Мухина (Мышляева) (с. Костянка, Шатковский район).



«Я никогда не забуду ночь с 4 на 5 ноября 1941 года. К нам на квартиру бригадиров прибежало сразу несколько человек: „Пойдемте, посмотрите, как Горький горит!“

Мы выбежали на улицу и увидели страшную картину. Небо в направлении Горького все было малиновым. Видны были лучи прожекторов, которые выхватывали из темноты летящие самолеты.

Кто-то сказал, что это бомбят автозавод. Мы долго стояли в оцепенении. Хоть мы и строили рубеж обороны, но, судя по карте, война от нас была далеко, и не верилось, что она придет к нам. Над ближними полями волна за волной шли к Горькому немецкие бомбардировщики. Наш учитель Петр Иванович Кайстинен был эвакуирован из Петрозаводска. Он говорил, что немецкие бомбардировщики ему уже приходилось видеть и слышать.

А утром 5 ноября произошло ЧП. Когда бригадиры и руководители стройки после короткого совещания вышли на работу, то на трассе оборонительного рубежа… никого не обнаружили. Земля, как будто снегом, была покрыта белыми листовками. Подняв несколько из них, мы прочитали: „Если вы завтра придете рыть окопы, мы вас разбомбим!“

Сказался еще ужас вечернего зрелища. Учителя испугались и, забрав учеников, разошлись по домам.

Что делать? Представитель райкома партии Константин Сергеевич Мишин спокойно сказал: „Паниковать не будем. О ЧП уже, наверное, известно в райкоме партии. А сейчас соберите листовки и сожгите их“. Так мы и сделали.

К вечеру из Большого Мурашкина прибыл начальник районного отдела НКВД. На ходу он отдал распоряжение явиться всем бригадирам в штаб. Заходить полагалось по одному.

В коридоре все мужчины-бригадиры стали тихо упрашивать меня идти к начальнику первой. Вы, мол, женщина, директор школы и вам ничего не будет, да и начальник станет помягче.

Что делать, может они и правы. Стараясь быть спокойной, вошла… Я до сих пор не могу забыть это.

Зд-рав-ст-вуй! Зд-рав-ст-вуй! Где ученики?

Он слушал меня не перебивая, глядя в упор. Потом приказал: „Даю вам 48 часов, чтобы вернуть учеников. Не вернете, я вас расстреляю“. И он достал из ящика стола наган…

Я на ватных ногах пошла к двери, стараясь не упасть. Бригадиры обступили меня. Успела им сказать, чтобы они обещали людей на рубеж вернуть.

Зоя Ивановна Петрова (Сабанова) (р.п. Большое Мурашкино).



«Шли молча. На душе у каждого было муторно. Мы знали, что положение на фронте скверное. Занимая и разоряя наши города и села, враг все ближе и ближе подбирался к Москве.

Витюша, ты грамотный. Среднюю школу нынче закончил. Скажи, победят нас фашисты? - спросил меня, нарушив общее молчание, дядя Федор Сальников, пожилой мужчина, входивший в бригаду вместе со своими сыновьями Евстафием и Николаем.

Ни за что и никогда, - горячо ответил я. - До русской земли много охотников было. И всех их победили. И немецких рыцарей, и шведов, и поляков, Наполеона непобедимого. И фашистов то же самое ждет. Будет на нашей улице праздник.

Да-то Бог, - вздохнул дядя Федор.

В деревне, куда мы пришли, нас расквартировали. Хозяйка принесла нам со двора охапку соломы, расстелила ее на полу, накрыла какой-то дерюгой, произнесла с горечью:

Больше ничего нет. Простите, что плохо принимаю.

Ничего, не бары, - ответили ей. - Спасибо и на этом. Земельку покидаем, заснем и так. Лишь бы тепло было.

Утром чуть свет, наскоро перекусив, отправились на работу. Шагать пришлось километра три. Подойдя к месту, с крутого склона увидели: повсюду, насколько хватает глаз, работают землекопы. Наша бригада тут же включилась в работу. Земля промерзла на большую глубину. Мерзлый грунт даже пилой пилили.

Без праздников, без выходных, на жестоком морозе люди отдавали работе все силы. На квартиры возвращались еле волоча ноги. Горячее ели только утром и вечером. Обед заменял замерзший в кармане в ледышку кусок ржаного хлеба. Он не оттаивал даже у костра - верх подгорал, а внутри оставался лед.

Когда узнали о разгроме немцев под Москвой, общему ликованию не было предела.

Ну вот, дядя Федор, - торжествующе сказал я, - начинается праздник на нашей улице.

Дядя Федор рукавицей вытер слезы.

Но до общей радости и праздника было еще далеко. В первых числах января на трассу пришли повестки. Впереди у меня еще была целая война…»

Виктор Николаевич Зимин (г. Кстово).



14 января 1942 года специальная комиссия подписала акт о приемке оборонительных сооружений вокруг Горького, отметив высокое качество выполненных работ.

Возвращаясь с рубежа обороны, его строители приняли обращение ко всем трудящимся области:

«Наша стройка была школой труда и мужества. В наших рядах выросли подлинные герои трудового фронта.

Мы возвращаемся с рубежа к нашей обычной работе в дни, когда героическая Красная Армия наносит удар за ударом по ненавистному врагу, уничтожая его живую силу и технику, освобождая родную землю от грязных фашистских захватчиков. Но враг не уничтожен до конца.

…Мы должны… перенести свой боевой опыт, полученный на строительстве оборонительного рубежа, в цеха и колхозы, на предприятия и учреждения для того, чтобы с еще большей силой помогать фронту, помогать Красной Армии истреблять ненавистных гитлеровских захватчиков, освобождать наши города и села от коричневого зверья».

Летом 1942 года, когда гитлеровские войска предприняли наступление в излучине Дона, вновь возникла опасность стратегического прорыва на Пензу - Саранск - Арзамас. Земляные работы на рубеже обороны продолжились, но были уже менее значительны.

В мае 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение в кратчайший срок возвести новый железобетонный оборонительный рубеж на второй линии обороны 42-й и 54-й армий по южному обводу города протяженностью до 25 километров. Рубеж получил условное название "Ижора". Начальник инженерных войск фронта генерал Б. Бычевский и его штаб разработали план и график работ. Во главе работ было поставлено 32-е управление военно-полевого строительства, начальником которого был инженер-полковник Ф. Грачёв.

Рубеж "Ижора" должен был состоять из системы долговременных железобетонных огневых точек. Задача перед нами стояла нелегкая. В кратчайший срок нужно было построить 119 фортификационных сооружений на расстоянии от 800 метров до 5 километров от переднего края противника. К будущим огневым точкам требовалось провести около 40 километров подъездных дорог. Все работы предстояло вести на лишенной растительности равнине, которая отлично просматривалась гитлеровцами. Единственным укрытием здесь могли служить отдельные развалины зданий, остатки железнодорожных насыпей.

Дороги к объектам строили под непрерывным минометным и артиллерийским огнем фашистов. Почти все земляные работы велись вручную.

Арматура, закладные детали, опалубка изготовлялись центральными мастерскими, которыми руководил инженер-майор Л. Беляев. Бетон приготовлялся на центральном бетонном заводе, начальником его был инженер-майор П. Городецкий. Под бетонный завод и мастерские использовали площадку и уцелевшее оборудование существовавшего до войны завода "Стройдеталь". Были восстановлены лесопильный завод и деревообделочный цех. Бетонный завод создали заново: установили на деревянные эстакады бетономешалки общей производительностью 800 кубометров бетона в сутки. Но этого было недостаточно. Тогда командование 29-го управления оборонительного строительства обратилось за помощью на завод "Баррикада". Несмотря на то что "Баррикада" обеспечивала бетоном строительство другого крайне важного объекта "Нева", рабочие завода нашли силы и резервы для выполнения наших заявок. Так было повсюду: ленинградские предприятия выполняли фронтовые заказы без задержки.

Работа на центральном бетонном заводе шла круглосуточно, в две смены.

На заготовительных работах было занято до 500 человек и 60 автомашин. Все это надо было хорошо скрыть от глаз противника. Проект маскировки завода был разработан при непосредственном участии инженер-капитана С. Пермута. Маскировка завода и сооружаемых объектов (общая площадь которых составляла 123500 квадратных метров) выполнялась под руководством энергичного и знающего командира маскировочной роты инженер-капитана И. Позднякова; ею занимались также специальные бригады во главе с ленинградскими художниками-декораторами. Кроме основных объектов, маскировались и железнодорожные пути, шоссейные дороги, склады материалов и готовых изделий, эстакады, механизмы. Основными средствами в маскировке были камуфляжная окраска, вертикальные и горизонтальные сети, поперечные экраны, заборы, разрисованные под окружающую местность. Территория бетонного завода была скрыта сеткой с нашитой на нее разного цвета и формы мешковиной. С вышки, что была на заводе, открывалась панорама обширного луга, поросшего цветами и мелким кустарником. За этим мирным пейзажем скрывались от глаз врага огромные штабеля песка, гравия, склады и механизмы.

Долго думали мы, как выстроить одну из огневых точек. Место для нее было выбрано на фоне нового светлого здания в зоне постоянных обстрелов. Один из войсковых разведчиков сказал, что на закате ясного дня лучи солнца, отражаясь от стен и окон здания, слепят противника, и вся прилегающая к зданию местность становится для него невидимой. Этим и воспользовались строители рубежа.

Предварительно ближайшие к объекту участки дорог в открытых местах были замаскированы вертикальными и горизонтальными масками. В знойный июльский день рабочие небольшими группами пробрались к зданию и начали готовить объект к бетонированию. Все волновались, как бы не набежали тучи, тогда работа будет сорвана. Но вот солнце склонилось к горизонту, и яркие лучи ударили в окна и на стены дома. Быстро стали подходить одна за другой машины с бетоном. Не производя лишнего шума, люди работали изо всех сил, и объект к утру был закончен.

Другое, ровное, как стол, место. Кое-где торчат черные кирпичные трубы - деревянные дома сгорели. Здесь одна из целей артиллерии противника - бывшая котельная с каменной 12-метровой трубой, отличный ориентир для обстрелов. А по схеме вблизи котельной должна быть построена железобетонная огневая точка. И снова выручила смекалка: решили во время очередного обстрела взорвать трубу. В назначенный день, как только снаряды стали рваться рядом с котельной, раздался взрыв, труба рухнула и вместе с котельной превратилась в груду обломков. Немедленно вокруг них возвели забор, раскрашенный под развалины. Обстрелы котельной прекратились. Именно это и требовалось нам! Огневая точка была сооружена в короткий срок. Теперь уже она не давала гитлеровцам поднять головы из окопов.

Некоторые объекты "Ижоры" строились непосредственно в существовавших зданиях, которые в таких случаях служили постоянной маскировкой объекта. Открытые участки дорог, ведших к этому зданию, маскировались вертикальными и горизонтальными масками и экранами. Подача материалов происходила с тыловой части здания; люди, работавшие в нем, были невидимы для противника. Частью общих строительных работ было устройство различных ложных объектов.

Непрерывным потоком шли к "Ижоре" грузовики с бетоном. Работа не прекращалась круглые сутки. В среднем ежесуточно бетонировалось 3-4 объекта общим объемом до 600 кубометров, и это количество бетона требовалось перебросить на расстояние от 4 до 20 километров. Нельзя было допускать скопления автомашин. На объекты, наиболее близкие к переднему краю врага, грузовики выпускались с завода со значительными интервалами. В среднем, при нормальной обстановке, автомашины отправлялись в рейс с интервалами 10-15 минут. В подобных условиях автотранспорт должен был работать предельно четко. Немалая заслуга в этом принадлежала технику-лейтенанту М. Лурье, ведавшему транспортными средствами стройки.

Днем и ночью не прекращались работы на объектах, нельзя было терять ни одной минуты. График работ был исключительно жестким. Ночью энергию для освещения участков давали передвижные электростанции, за их работу отвечал инженер-майор В. Константинов.

Лампочки синего света были скрыты в глубоких колпачках рефлекторов, не рассеивавших свет. Чтобы не выдать места работ звуком, в отдалении от объектов размещали ложные источники шумов.

На эстакаде устанавливались слабые фонари, обозначавшие ее контуры, чтобы шоферы могли ориентироваться при въезде на эстакаду. На особо сложных участках, где нельзя было применить освещение, шоферы заранее, днем, изучали подъезды к объектам.

Обмануть врага, не позволить ему раньше времени обнаружить новый железобетонный рубеж, предельно снизить потери среди наших строителей – в решении этих первостепенных вопросов нам помог метод скоростного строительства. Самые жесткие графики выполнялись досрочно. Сроки строительства железобетонных огневых точек были сокращены на 60 процентов... И в тяжелейших условиях постоянных обстрелов, работая буквально под носом у врага, строители за все время работ потеряли убитыми и ранеными всего лишь около 30 человек.

Коллективы военных строителей и труженики города Ленина с честью и в назначенный срок выполнили приказ командования Ленинградского фронта. Они создали долговременный оборонительный рубеж "Ижора", непреодолимый для врага. Рубеж был занят частями 42-й армии.