Внешний конфликт отцы и дети. «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Кто такие нигилисты

Внешний конфликт отцы и дети. «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Кто такие нигилисты

Уже само название произведения наводит на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — взаимоотношение поко-лений. В некоторой степени это справедли-во. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений — либе-ралов и революционеров-демократов, назы-ваемых нигилистами. Тургенев создал образ нового человека, разночинца по происхожде-нию, демократа по политическим взглядам. В противопоставлении взглядов разночинца и дворянина, демократа и либерала — осно-ва конфликта романа.

Среди героев романа наиболее активны-ми представителями непримиримых миро-воззрений являются Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кир-санов. Павел Петрович был типичным пред-ставителем своей эпохи и среды. Он следо-вал «принсипам» везде и во всем, продол-жая даже в деревне жить так, как и прежде. Он сохранил свои привычки неизменными, xoтя c практической точки зрения это было неудобно. А для нигилиста Базарова это вы-глядело попросту смешно.

Павлу Петровичу около сорока пяти лет, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. «Весь облик Павла Пет-ровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей ча-стью исчезает после двадцатых годов». По внешности, по убеждениям Павел Петро-вич — аристократ. Правда, как отмечает Пи-сарев, «убеждений у него... не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит», и он «по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». В чем же заключаются эти «принсипы»? Прежде всего, это взгляд на государственное уст-ройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.

Павел Петрович не переносит инакомыс-лия и яростно защищает доктрины, кото-рым «постоянно противоречили его поступ-ки». Он любит порассуждать о русских крес-тьянах, но при встрече с ними «морщится и нюхает одеколон». Кирсанов толкует о Рос-сии, о «русской идее», но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об обществен-ном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Но, видя, что не может победить нигилис-та в споре, не может поколебать его нравст-венные устои, вернее, отсутствие их, Павел Петрович прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Это — дуэль. Евгений принимает вызов, хо-тя считает это выходкой полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ра-нит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью отчасти сатиричес-кого изображения этих событий автор под-черкнул нелепость поведения Павла Петро-вича, потому что смешно и даже бессмыс-ленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поко-ление «отцов». Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Ба-зарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича,

Для молодых нигилизм — определенная политическая и жизненная позиция. Многие воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт пре-дыдущих поколений и ни к чему не прислу-шиваться — вот их девиз. Но все они рано или поздно повзрослеют, обзаведутся се-мьями и будут вспоминать о своих убежде-ниях как об ошибках юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые проповеду-ет Базаров.

Однако главный герой отдает отчет своим мыслям, тверд в своих убеждениях. Он инте-ресуется естественными науками и собира-ется/продолжить дело отца, отставного ле-каря, который и в деревенской глуши не ос-тавляет занятий медициной.

Евгений насмехается над «принсипами» Павла Петровича, считая их ненужными и просто несерьезными. Базаров находит, что лучше отрицать, и он отрицает. На вос-клицание Павла Петровича: «Но надобно же и строить!», — он отвечает: «Это уже не на-ше дело». Евгений язвительно отзывается о романтиках, но, встретив любовь, осозна-ет романтика в себе. Жизнь жестоко обо-шлась с Базаровым. Не верящий в любовь, он полюбил, но его любовь была отвергнута.

Рассматривая альбом Саксонской Швей-царии, Базаров говорит Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Базаров пыта-ется развенчать бездейственные «принсипы», не принимает иллюзорную мечтатель-ность. Но вместе с тем он отказывается от великих достижений культуры («Рафаэль гроша медного не стоит»), утилитарно вос-принимает природу.

Базаров умирает со словами: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто ну-жен?» Таков трагический итог жизни Ев-гения.

Отношение автора к своим героям совсем не простое. Сам писатель принадлежит к поколению, воспитанному в немецких уни-верситетах, он дворянин и либерал. Но ему замечательно удалось показать смену форм сознания, а также неизбежную трагедию людей, первыми делающими шаг вперед, к новому миропорядку.


Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их. Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота. Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее. Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни. И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно. Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», - говорил Д. Писарев.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все это не только позволит выжить в условиях реальности, но и добиться успеха, счастья. Новое время рождает новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели. Многое из опыта предков действительно становится неприемлемым в новой реальности, но огромная часть должна служить опорой для дальнейшего развития.

Что же оставить, а что взять с собой в жизненный путь новому поколению? В этом-то и заключается вечная проблема двух поколений: старшего, стремящегося передать все знания, весь опыт, и нового, сметающего все на своем пути. Естественно, подобная проблема не могла не волновать писателей и поэтов разных эпох. В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40-х и 60-х годов XIX века. К лагерю 40-х годов – «отцов» – он относит Павла Петровича Кирсанова, а к лагерю 60-х годов – «детей» – принадлежит Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по характеру люди. Каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет свои взгляды на жизнь.

При первой же встрече будущие враги почувствовали друг к другу неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был поражен нарядом Базарова с длинными кистями, а также его высокомерием; Базаров же даже не стал здороваться с этим аристократом.

Вскоре и без этого напряженная обстановка еще более накалилась, и между ними завязывается спор. В нем раскрываются характеры, идейные позиции этих людей.

Павел Петрович, который «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага», неправильно понимает высказывание Базарова об аристократах. Он расценивает слова «дрянь и аристократишко» как нанесенное аристократам оскорбление и начинает отстаивать их права. Сам он во всем старается подражать английским аристократам: модно одевается, от него всегда пахнет одеколоном.

В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.

В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке “новых людей” - разночинцев - образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа “Отцы и дети”, в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.

Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.

Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.

Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “...без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.

Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, - ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.

Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров - маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.

Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.

Эту проблему

удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.

Методическая разработка посвящена анализу художественного произведения И.С. Тургенева "Отцы и дети". В начале занятия был сформулирован проблемный вопрос, на которой обучающие должны совместно преподавателем найти ответ. Работа строилась по определенному алгоритму. В итоге обучающимися был сделан синтез, тем самым они ответили на проблемный вопрос.
Особое место на уроке уделяет рефлексии (составление модели исследования). Это один из интересных этапов. Она предполагает и культуру мысли, и культуру чувств, и самоконтроль. Это также средство развития монологической речи обучающихся.

Методическая разработка урока по теме «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций»

Цели урока:

Создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети»;

Способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом обучающихся.

Способствовать развитию исследовательских умений обучающихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения;

Содействовать формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, текст романа (10 глава), тестовый материал, таблица взглядов.

Ход занятия

1. Организационный момент (Проверка готовности обучающихся к уроку).

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мне хотелось начать с мудрой арабской пословицы «Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, - он постоянно расширяется». Действительно, ребята, знаний никогда не будет достаточно.человек на протяжении своей жизни учится и должен учиться.

2. Проверка домашнего задания

Преподаватель: Расскажите биографию И.С. Тургенева.

Преподаватель: Расскажите о создании романа «Отцы и дети», жанре, композиции, проблематике.

Преподаватель: Выполните тестирование по содержанию 1-10 глав романа «Отцы и дети» (Приложение 1).

(4 обучающихся выполняют тестирование на карточках, остальные слушают биографию Тургенева, дополняют материал, задают вопросы)

3. Подготовка к изучению нового материала

Преподаватель: Весь роман И.С. Тургенева построен на конфликте. Подберите синонимы к этому слову.

Обучающиеся: Поединок, дуэль, столкновение.

Преподаватель: Действительно, ребята, в романе несколько поединков, столкновений. Между какими героями?

Обучающиеся: Между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Преподаватель: Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Обучающиеся: Мы сегодня поговорим о столкновении Е. Базарова и П.П. Кирсанова.

Преподаватель: Ребята мы поговорим об этих героях. И тема нашего урока: «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций». Запишите в тетрадь число и тему урока (обучающиеся записывают в тетрадь число, тему, эпиграф)

Преподаватель: А что будет целью нашего урока?

Обучающиеся: Выяснить в чем состоит особенность конфликта между Базаровым Кирсановым в романе «Отцы и дети».

Преподаватель: И мы сегодня в конце урока ответьте на такой вопрос: «На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов?» (Новые люди, кто они?)

4. Изучение нового материала

Преподаватель: Базаров и братья Кирсановы – люди разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт. В 10 главе происходит открытый идеологический конфликт. Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование или диалог?

Обучающиеся: Диалог в этой главе и в большинстве других является характерной чертой и особенностью композиции романа.

Преподаватель: Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

Обучающиеся: Это один из способов характеристики героев романа.

Преподаватель: Дома вы должны были прочитать эпизод столкновения Базарова и Кирсанова. Попробуйте сделать вывод о предмете спора.

Обучающиеся: В споре наметились 4 линии спора: 1) отношение к дворянству, аристократии и к ее принципам; 2) отношение к нигилистам; 3) отношение к народу; 4) отношение к природе и искусству.

Преподаватель: А сейчас мы поработаем в группах. Каждой группе дана определенная линия спора, и вопросы, на которые вы должны, посовещавшись, подготовить ответы. На эту работу у вас 15 минут (Работа в группах)

Вопросы для работы в группе.

·Почему Кирсанов П.П. идет на столкновение?

·Почему ни один из участников спора не уступит своих позиций?

·Какие проблемы пытается решить автор в данном споре?

Преподаватель: А теперь, ребята, ваши отчеты. 1 группа расскажет нам об отношении героев к дворянству. А остальные группы в свою таблицу занесите основные моменты.

Обучающиеся: Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах. Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы – основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

Преподаватель: Каков итог этого спора?

Обучающиеся: Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме.- Тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.

Преподаватель: Вторая группа, расскажите о принципе деятельности нигилистов.

Обучающиеся: Вторая линия спора о принципах нигилистов. Паве Петрович ещё не сложил оружия и не хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?»- спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.

Преподаватель: Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

Обучающиеся: Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.

Преподаватель: Об отношении к народу расскажет 3 группа.

Обучающиеся: По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.

Преподаватель: О взглядах на искусство и природу сообщит нам 4 группа.

Обучающиеся: Павел Петрович считает, что нигилизм захватил область искусства. Герой понимает, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав в том, что художники - передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Преподаватель: Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

Обучающиеся: Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Преподаватель: А Павел Петрович?

Обучающиеся: Он либерал и взгляды у него старые либеральные.

6. Итог урока

Преподаватель: А теперь вернемся к проблемному вопросу. «На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов?» Новые люди, кто они? (ответы обучающихся)

Преподаватель: Итак, у нас есть два противоположных взгляда (вся таблица выводится на экран), а с кем из героев согласились бы вы? Вы верно подметили ограниченность взглядов Базарова и Кирсанова. Они крепко держатся за свои убеждения, не желая уступать. Какой же выход? Как избежать известного Конфликта?

Обучающиеся: Отцам следует быть терпимее ко всему новому, а детям – внимательнее к опыту и мудрости старших.

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

Дополните модель взаимоотношений Базарова и П.Кирсанова. Сделайте анализ.