Как использование эпитетов помогает созданию художественного образа. Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Эпитеты в метафоре

Как использование эпитетов помогает созданию художественного образа. Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Эпитеты в метафоре
Как использование эпитетов помогает созданию художественного образа. Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Эпитеты в метафоре

Эпитет - это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.

    Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект. Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» - это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» - уже эпитет.

    Задача эпитета - создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом»).

    Следует также отличать эпитет от метафоры. Метафора - это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры .

В русском языке выделяют различные виды эпитетов :

    Общеязыковые эпитеты - это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».

    Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».

    Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».

    Оценочный эпитет - «чудесный вечер».

    Описательный эпитет - «золотая осень».

    Эмоциональный эпитет - «унылая пора».

Эпитеты также делятся на простые и сложные:

    Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»);

    Сложные эпитеты - словосочетанием («берег, милый для меня»).

Эпитеты. Задания.


1. Прочтите, сравните два отрывка. Какие слова, отсутствующие в первом отрывке, придают образность второму отрывку. Назовите эпитеты-определения, эпитеты- обстоятельства, эпитеты – дополнения.

1) Море смеялось. Под дуновением ветра оно вздрагивало и, покрывалось рябью, отражающей солнце, улыбалось небу.
2) Море смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрывалось мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.

(М.Горький.)

Составьте предложения с выписанными эпитетами.

2. Прочтите, произведите синтаксический разбор по членам предложения (т.е. укажите подлежащие, сказуемые, определения, обстоятельства, дополнения). Укажите определения и обстоятельства, которые являются здесь эпитетами (т.е. создают образность речи: помогают «видеть» предмет или действие).

Снега синей, снега туманней;

Вновь освеженной дышим мы.

Люблю деревню, вечер ранний

И грусть серебряной зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,

Прохлещет хладом в глубь аллей;

Ломает хрупкие подвески

Ледяных, звонких хрусталей.

Навеяв синий, синий иней

В стеклянный ток остывших вод,

На снежной, бархатной пустыне

Воздушный водит хоровод.

В темнеющее поле прыснет

Вечерний, первый огонек;

И над деревнею повиснет

В багровом западе дымок;

Багровый холод небосклона;

Багровый отблеск на реке…

Лениво каркнула ворона;

Бубенчик звякнул вдалеке.

Когда же в космах белых тонет

В поля закинутая ель,

Сребро метет, и рвет, и гонит

Над садом дикая метель, -

Пусть грудой золотых каменьев

Вскипит железный мой камин:

Средь пламенистых, легких звеньев

Трескучий прядает рубин...

Пусть за стеною, в дымке блеклой,

Сухой, сухой, сухой мороз, -

Слетит веселый рой на стекла

Алмазных, блещущих стрекоз.

(А. Белый)

3. Прочтите, выразительно. Отметьте эпитеты – определения, употребленные в прямом и переносном значении.

А захочешь – сомкни
На мгновенье ресницы,
К потемнелому небу
Притронься рукой.
И покажется город
Белокрылою птицей,
Пролетающей медленно
Над степною рекой.
Справа – трубы цехов,
Слева – музыка трактов.
И огнистые волны
Ветер плещет у ног.
За оградой урчит
Народившийся трактор -
Очень милый и теплый
Железный щенок.

(В.Сорокин)

4. Прочтите, отметьте эпитеты, перескажите.

Расцвела черёмуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.

Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.

Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.

Это чья черёмуха?
- Да она ничья,
Белая снегурочка
Около ручья…

Мимо бабка ехала.
Оглядясь вокруг,
Сразу от черёмухи
Отломила сук.

Городские школьники
Шли в далёкий путь.
Увидав черёмуху,
Стали ветки гнуть.

Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.

А была черёмуха
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.

(З. Александрова)

5. Прочтите выразительно. Отметьте эпитеты. Какие слова, словосочетания в этом тексте мы можем считать ключевыми? Составьте план данного описания. Перескажите.

Лес шумел...

В этом лесу всегда стоял шум - ровный, протяжный, как отголосок

дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное

воспоминание о прошедшем. В нем всегда стоял шум, потому что это был старый,

дремучий бор, которого не касались еще пила и топор лесного барышника.

Высокие столетние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью,

плотно сомкнувшись вверху зелеными вершинами. Внизу было тихо, пахло смолой;

сквозь полог сосновых игол, которыми была усыпана почва, пробились яркие

папоротники, пышно раскинувшиеся причудливою бахромой и стоявшие недвижимо,

не шелохнув листом. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зеленые

травы; белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой

истоме. А вверху, без конца и перерыва, тянул лесной шум, точно смутные

вздохи старого бора.

(В.Короленко)

6. Прочтите стихотворение. Обратите внимание на его лексические, фонетические, интонационные особенности. Попробуйте определить о чём оно. Выскажите свои предположения. Отметьте эпитеты. Есть ли среди них метафорические эпитеты?

Даря человечество песней,
Забыв и покой и ночлег,
Она без дотаций и пенсий
Вступает в наш атомный век,
И пусть электронному зрению
Доверено многое, но
Все грани любого явления
Искусству лишь видеть дано.
Пока вычислительный робот
Свершает свой верный расчёт,
Поэзии пристальный опыт
По тысячам русел течёт.
И где - то в работе бессрочной,
Что к лёгким успехам глуха,
С наукой смыкается точной
Точёная точность стиха.

(В. Шефнер)

7. Отметьте эпитеты. Есть ли среди них метафорические эпитеты?

А бригада - слово не водица,

Главное, железное, одно,

Это - боевая единица,

Наступленья верное звено.

Не запнемся и не подкачаем,

Слово это в сердце закрепя,

Все мы за бригаду отвечаем,

Каждый - отвечает за себя.

Честь бригады сердцем и руками,

Словно знамя, заслужив не зря,

Пронесем, как проносили знамя

Первые бригады Октября.

(Б.Ручьев)

8. Прочтите выразительно. Объясните знаки препинания. Объясните написание слов, вызывающих у вас затруднение. Найдите эпитеты, укажите среди них антонимы.

Не истомлённую, не праздную,

Не обеззвученную тьмой,

Я тишину люблю цветастую,

Живую, птичью надо мной.

Не безнадёжную, не гневную,

Не вздрагивающую от шагов,

А полноправную, полдневную,

В свеченье трав, в огне снегов,

В шуршанье чащ, дождей качании,

В простом спокойствии лица,

В сосредоточенном молчании

Мир создающего творца.

Не ту, что стынет в скуке девственной,

А ту, что, полня день вокруг,

Закономерно и естественно

Родит и вскармливает звук.

(И. Снегова)

9. Простите выразительно. Отметьте эпитеты. Найдите архаизмы.

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне. (Е.Баратынский)

10. Прочтите выразительно. Отметьте эпитеты, укажите, какими членами предложения они являются. Составьте план данного описания, перескажите его.

1) А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, - когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней...

2) Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката... Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою...

(И.Тургенев)

Проанализируйте внимательно орфограммы, знаки препинания. Продолжите текст (напишите не менее пяти предложений, попробуйте закончить четверостишием, соответствующим данной теме).

11. Прочтите. Выпишите прилагательные в порядке нарастания признака качества. Почему эти прилагательные нельзя считать эпитетами?

Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. Прежде всего, он был не молод. В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а скорее принадлежал к категории «дедушек». До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. На фронт он мог не идти. Но в первый же день войны он записался добровольцем.

Во время первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. Сначала в батарее к нему относились с недоверием - уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.

Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. Бывают наводчики хорошие, способные. Бывают наводчики талантливые. Бывают выдающиеся. Он был наводчик гениальный. (В.Катаев)

12. Прочтите, ответьте на вопрос, почему необходимо было вносить редакционные исправления в «Отчет».

За соседним столом сидит Кирилл - по прозвищу Каюк - и творит. Здесь, в десятой лаборатории, вообще в ходу прозвища. Он пишет отчет и глух ко всему на свете. Как тетерев на току. Женька-лирик - поэт. Каюк - прозаик. Готов писать отчеты с утра до ночи, по четырнадцать часов в сутки, и все ему мало. Товарищи знают его страсть и пользуются ею: "Писать будет Каюк". И он пишет...

Каждый раз, когда Каюк заканчивает отчет, начинается "номер"; коллективное художественное чтение.

Братцы, вы только послушайте, что он пишет: "бесподобный метод интегрирования"...

- "Испытания носили двусмысленный характер"...

- "Интеграл ведет себя вполне прилично"...

Каждая фраза встречается хохотом.

Чаще всего за красный карандаш берется Вовка-критик. Он садится за отчет, вымарывает все цветистые фразы и вместо них ставит другие - скупые и скудные: "Эффективный метод интегрирования"; "мы были близки к решению этой задачи"; "в процессе испытаний были выявлены противоречащие друг другу факты"; "интеграл сходится в смысле главного значения"

СРАВНЕНИЯ.

Сравнение - это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.

Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым , вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:

    с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем): На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. (А. Н. Толстой)

    формой творительного падежа :

Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)

    формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

Сильнее кошки зверя нет. (И.А. Крылов)

    лексически - с помощью слов «подобный», «похожий»:

Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков).

Сравнения бывают:

    членом простого предложения (отвечают на вопросы как? каким образом?)

    сравнительным оборотом в простом предложении: «Уже светало. Млечный Путь бледнел и мало-помалу таял, как снег , теряя свои очертания» (А. П. Чехов).

    частью бессоюзного сложного предложения: « Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.» (Некрасов)

    зависимой часть сложноподчиненного предложения: « Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, - так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку.»

    может представлять самостоятельный эпизод в такни повествования, будет состоять из нескольких предложений.

Однако некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы:

храбрый как лев/ трусливый как заяц/ голодный как волк и др.

Задания. Сравнения.

1. Прочтите выразительно. Отметьте развернутые обращения.

Ты близко. Ты идешь пешком

Из города и тем же шагом

Займешь обрыв, взмахнешь мешком

И гром прокатишь по оврагам.

Как допетровское ядро,

Он лугом пустится вприпрыжку

И раскидает груду дров

Слетевшей на сторону крышкой.

Тогда тоска, как оккупант,

Оцепит даль. Пахнет окопом.

Закаплет. Ласточки вскипят.

Всей купой в сумрак вступит тополь.

(Б.Пастернак)

2. Прочтите выразительно. Охарактеризуйте сравнения.

Здесь – старина: все тот же сумрак древний,

И через пруд мосток скрипучий, хрупкий,

И вьет дорога наледь санных лент,

Но, как ряды реторт, стоят деревья,

И сучья, как неоновые трубки,

И тишь, как если б шел эксперимент...

И никуда не денешься! Со всеми

Или один, в пустыне и в толпе –

Не время нас несет! Мы носим время

В самых себе. Всегда в самих себе.

(И.Снегова)

3. Прочтите выразительно. Отметьте сравнения, укажите их виды.

Есть что‑то неизъяснимо‑трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами… Как‑то невольно напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую, на которую вы смотрите иногда с сожалением, иногда с какою‑то сострадательною любовью, иногда же просто не замечаете ее, но которая вдруг, на один миг, как‑то нечаянно сделается неизъяснимо, чудно прекрасною, а вы, пораженный, упоенный, невольно спрашиваете себя: какая сила заставила блистать таким огнем эти грустные, задумчивые глаза? что вызвало кровь на эти бледные, похудевшие щеки?

(Ф.М.Достоевский)

4. Прочтите. Отметьте своеобразие сравнений.

Слова - торжественные, слова,

Как пироги рождественские,

Слова как медленные шаги,

Как лакированные сапоги,

С царственными жестами,

Протягиваемые, жезлами.

Слова уважения,

Почитания,

Умиления:

Жертвоприношение,

Бракосочетание,

Благословение, -

Соединившие руки,

Как августейшие царствующие супруги.

Слова простейшие:

Есть, пить,

Небо, хлеб,

День, ночь,

Сын, дочь,

Свет, вода,

Стон, сон,

Быть, жить.

Это слова-однолетки,

Вполне годится

Обходиться ими

Слова - служащие,

Услужливо слушающие:

Что? как? так?

Они подаются к другим,

Как пальто и шинели,

Незаметны на слух.

Они вроде слуг

Стоят у фраз за плечами,

Придаются словам,

Как ложки и вилки,

Затыкают слова,

Как пробки бутылки.

А есть слова деловые,

Мастеровые, как:

Наждак, верстак,

Паковать, шпаклевать,

Поковка, ножовка, -

Обстоятельные,

Самостоятельные.

Есть слова,

Разящие и грозящие,

Обрывающие и убивающие,

Ждущие и жгущие,

Пирующие и целующие,

Губящие и любящие,

Злобные и добрые;

Слова как лекарственная трава,

Слова как еще не открытые

Как в пустыне

Приснившаяся листва…

(С.Кирсанова)

5. В стихотворении «Калитка» отметьте сравнения, укажите, чем они выражены.

Ободранную, словно липку,

Я вспоминаю до сих пор

Скрипуче-узкую калитку,

С размаху бившую в забор.

На ней порой катались мальчики.

И, эти шалости кляня,

Она скрипела злее мачехи

И хлопала, как западня.

А мы раскладывали гелий

И постигали письмена...

И чем скорее мы взрослели,
Тем уже делалась она.

Нас обступали грозно дали.

Война гремела наяву.

Над нами звезды созревали

И тихо падали в траву.

Оставив мамам боль, все чаще

Под пляску зарева и тьмы

Через калитку в мир горящий

Из детства уходили мы.

В калитке ветер сумасбродил,
Швырял бедняжку так и сяк.
И кто-то в бой собрался вроде,
Но зацепился об косяк...

Калитка била, как зенитка,

Горело неба полотно.

И пуль трассирующих нитка

Сливала жизнь и смерть в одно.

Но где ни шла бы наша рота,

Была калитка мне видна.

И Бранденбургские ворота

Казались уже, чем она.

Нам звезды путь спешили выткать,

Скрипела нам земная ось.

Не всем пройти через калитку

Еще раз в жизни довелось.

Наиболее распространенное явление художественного синтаксиса - эпитеты. Их часто рассматривают как речевое явление, существующее наряду со словами, иноска­зательными по своему значению,- метафорами, сравнения­ми. Но это неправильно. Одно и то же слово с семанти­ческой точки зрения может быть метафорой, в синтак­сическом отношении - эпитетом. Например: «Я снова здесь в семье родной, ЦМой край задумчивый и нежный» (Есенин). Сематически эпитет может быть также и мето­нимией («Их горделивые дружины ||Бежали северных мечей»- Пушкин), и иронией («Откуда, умная, бредешь ты, голова?» - Крылов) или может не иметь никакого ощутимого иносказательного значения («Ночным, душис­тым теплом повеяло от земли»- Тургенев). Но разверну­тое сравнение может также включать в себя метафори-


ческие и прочие эпитеты («Жизнь моя, иль ты приснилась мне? || Словно я весенней гулкой ранью || Проскакал на розовом коне!» - Есенин).

«Эпитет» по-древнегречески значит «прилагательное». Действительно, имена прилагательные в художественной речи очень часто бывают эпитетами, но далеко не всегда. Эпитетом имя прилагательное становится только тогда, когда оно является эмоциональн о-в ыразитель-н ы м развитием образной мысли и поэтому требует эмфа­тического выделения с помощью мелодии и акцента, более или менее сильного. Но прилагательное может развивать мысль логически ив таком случае не является эпи­тетом. Например: «Чуден Днепр при тихой погоде...» (Го­голь). В этой фразе прилагательное «чуден» является ска­зуемым и несет на себе поэтому логическое ударение. Но вместе с тем из-за своей ярко выраженной эмоцио­нальности оно требует и эмфатического акцента с соот­ветствующим повышением тона. Другое же прилагательное («тихой»), определяя обстоятельство времени («при... по­годе»), казалось бы, тоже может рассматриваться как его эпитет, но на самом деле это не так. Слово «тихой» здесь не эпитет, так как оно лишено эмфатичности и требует сильного логического ударения, потому что яв­ляется членом возникающей далее логической антитезы: «при тихой погоде»... «чуден Днепр»...-«Когда же пойдут горами по небу синие тучи» (т. е. когда разразится гроза), «страшен тогда Днепр».

Значит, не все имена прилагательные как определен-ния при существительных являются эпитетами. Но многие другие слова, не имена прилагательные, если они по эмо­циональности своего значения требуют эмфатического акцента, могут быть поняты как эпитеты.

Таковыми могут быть отглагольные прилагательные, причастия. Например: «Что если я, завороженный, \\ Соз­нанья оборвавший нить, || Вернусь домой уничиженный, || Ты можешь ли меня простить?» (Блок). Первое при­частие несет на себе эмфазу и выступает как эпитет, а другие («оборвавший» и «уничиженный») таковыми не являются, так как одно из них логически поясняет пре­дыдущее, а другое есть логическое сказуемое условного придаточного предложения.


Очень распространенной грамматической формой эпи­тета является наречие при глаголе. Например: «Море шумело глухо, сердито» (Горький); или: «Кругом трава так весело цвела» (Тургенев). Но и наречие может иногда


иметь только логическое значение и не быть эпитетом. Например: «В течение всей дороги Касьян сохранял упор­ное молчание и на мои вопросы отвечал отрывисто и не­хотя» (Тургенев). Здесь наречия логически развивают мысль всего предложения.

Иногда значение эпитета могуть иметь и отглагольные наречия, деепричастия. Например: «Люблю грозу в начале мая, || Когда весенний, первый гром, || Как бы резвяся и играя, ||Грохочет в небе голубом» (Тютчев). Но гораздо чаще они бывают лишены этого значения. Например: «Левин шел за ним, стараясь не отстать, и ему становилось все труднее» (Л. Толстой).

Эпитетами могут быть также и имена существительные, являющиеся приложением к другому существитель­ному, играющему роль подлежащего или его дополнения. Например: «Едет мужичище-деревенщина, да и сидит му­жик он на добром коне» (былина); или: «И вот обществен­ное мненье! || Пружина чести, наш кумир! \\ И вот на чем вертится мир!» (Пушкин). А вот пример приложения, имеющего только логическое значение: «Сидя в павильоне, он видел, как по набережной прошла молодая дама не­высокого роста, блондинка» (Чехов).

Значение эпитетов иногда получают имена существи­тельные, играющие роль сказуемого. Например: «Онегин был по мненью многих || (Судей решительных и строгих) || Ученый малый, но педант» (Пушкин); или: «Разрешите доложить || Коротко и просто: || Я - боль­шой охотник жить || Лет до девяноста» (Твардовский). Вот пример сказуемостного существительного, не эпитета: «Я узнал от нее, Цыганок - подкидыш... его нашли у ворот дома, на лавке» (Горький).

Даже существительные-д ополнения имеют изред­ка значение эпитета. Например: «Чудный воздух и про­хладно-душен, и полон неги...» (Гоголь); или: «...живо вспомнилось все вчерашнее - и очарование счастья... ис­чезло...» (Чехов) В большинстве же случаев дополнения имеют только логическое значение. Например: «Месяц-готов был погрузиться в черные тучи, висящие на дальних вершинах...» (Лермонтов).

Наконец, самый редкий случай - существительное-подлежащее, имеющее ощутимое эмоционально-оце­ночное значение и играющее поэтому вместе с тем роль эпитета. Например: «Задумались головотяпы над словами князя...» (Салтыков-Щедрин); или: «На тропу голубого поля ||Скоро выйдет железный гость» (Есенин). Обычно


подлежащие лишены эмфатичности и лишь логически связаны со сказуемым. Например: «Отец с наружным спо­койствием, но внутренней злобой принял сообщение сы­на» (Л. Толстой).

Итак, эпитет - слово или словосочетание, эмоциональ­но характеризующее предмет или действие. Значение эпитета могут получать слова с различной грамматичес­кой функцией. Рассматривая в тех или иных произведе­ниях характерную для них систему эпитетов, надо исхо­дить прежде всего не из грамматических соотношений слов, и из их эмоционально-выразительного значения, тре­бующего для своей реализации соответствующих эмфа­тических акцентов и мелодического рисунка фраз. При таком понимании эпитетов они получают очень большое разнообразие.

Существенны и те различия, которые были свойственны эпитетам в художественной словесности различных исто­рических эпох и различных народов. Этим проблемам посвящена специальная работа А. Н. Веселовского «Из истории эпитета» (36, 73 -92).

На ранних ступенях развития эпического творчества - как устного народного, так и литературного - эпитеты отличались тем, что в них не было отчетливо ощутимой эмоциональности, что они обладали веществен­ностью своего значения, раскрывающего физические свой­ства изображаемых явлений. Но герои сказок, эпических песен и повестей, их подвиги и приключения идеализиро­вались и соответствующую особенность получали в их образах вещественные эпитеты. Они обозначали почти всегда наиболее совершенные, мощные, ценные физические свойства изображаемых явлений и предметов. В старинном, эпически изображенном, сказочном и пе­сенном «мире» солнце всегда было «красным» или «свет­лым», ветер - «буйным», туча - «черной», море - «си­ним», лес - «темным» поле - «чистым», молодцы - «уда­лыми», девицы - «красными» (красивыми), очи - «ясны­ми», ноги -«резвыми», кони - «борзыми», мечи - «булат­ными» и т. д. При традиционном исполнении сказок и песен, при заимствовании их словесного строя одними певцами и сказителями у других такие вещественно-идеа­лизирующие изображаемую жизнь эпитеты прочно за­креплялись в определенных образах и переходили из од­них произведений в другие. Эта традиция распространилась и на лирическую народную поэзию. В фольклористике такие эпитеты получили название постоянных.


В художественной литературе нового времени такие эпитеты применялись только в произведениях, следующих традициям устного народного творчества, имитирующих его стиль. Так, у Лермонтова: «Не сияет на небе солнце красное, || Не любуются им тучки синие...-»; у Кольцова: «Понесут ее || Ветры буйные || Во все стороны || Света белого...» и т. д.

В более поздние исторические эпохи, в связи с появле­нием рядом с традиционным и безымянным народным творчеством творчества «личного», выражающего уже не коллективный родовой жизненный опыт, а идейно-худо­жественные интересы отдельной личности, выделившейся из коллектива,- эпитеты постепенно изменились. Они те­ряли свое постоянное и одностороннее вещественно-идеа­лизирующее значение, обогатились различными психоло­гическими ассоциациями, стали в большинстве случаев эмоциональными по своему содержанию. Веселовский на­зывает их «синкретическими эпитетами новейшей поэзии».

Кульминационным моментом в развитии ассоциативных и эмоциональных эпитетов было возникновение в передо­вых странах мира романтического творчества. Примеры о метонимической и метафорической иносказательности художественной семантики имеют к этому прямое отно­шение.

В литературе эпохи расцвета реалистического прин­ципа отражения жизни получили широкое развитие эпитеты с вещественным значением, по-своему эмоциональ­ные. Утратив идеализирующее значение, они приобрели конкретную предметную изобразительность. Например: «В окно увидела Татьяна... || На стеклах легкие узоры, || Деревья в зимнем серебре, || Сорок веселых на дворе» (Пушкин); или: «Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд под­стриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещен­ных с другой стороны. Под деревами была какая-то соч­ная, мокрая, кудрявая растительность...» (Л. Толстой).

Новый расцвет эмоционально-метафорических эпитетов возник в поэзии XX в. (см. примеры в предыдущей главе).


ростепенный член предложения, с помощью которого раз­вивается эмоционально-образная мысль, то эллипсис - это пропуск одного из главных членов предложе­ния - подлежащего или глагольного сказуемого, или даже обоих. При этом оставшиеся члены предложения полу­чают более сильное акцентное выделение, а вся интонация фразы становится более выразительной и энергичной.

Эллипсисы нередко встречаются и в разговорной речи (например: «Ну, готово, поехали!»; «Наконец-то, завтра в театр!»; «Будьте добры, стакан чаю!»; «Пожалуйста, билет и вещи!» и т. п.); но в ней пропущенные члены предложения подразумеваются при данном контексте раз­говора, а пропуск их определяется стремлением к быстро­те и краткости высказывания.

Иначе в художественной речи. Здесь эллипсис при­меняется из собственно эмоционально-выразительных целей. Например: «Они, чтоб наутек, || Но уж никто рас­путаться не мог...» (Крылов). «Татьяна ах! а он реветь», «Татьяна в лес, медведь за нею» (Пушкин).

Особенно характерны эллипсисы в стихотворениях и поэмах Маяковского, где они создаются повышенной эмо­циональностью текста и энергией его декламационной интонации. Например: «Ведь для себя не важно ||и то, что бронзовый, || и то, что сердце - холодной железкою»; или: «...сам я IIдушу вытащу, ||растопчу, \\чтоб боль­шая! - || и окровавленную дам, как знамя».

Иногда в художественной речи пропускаются не только сказуемые, но и другие, второстепенные члены предло­жения. Создаются назывные предложения, имеющие в искусстве слова особую выразительность. Например: «Ночь, улица, фонарь, аптека, || Бессмысленный и тусклый свет» (Блок); или: «Приду в четыре», - сказала Мария. || Во­семь. Девять. Десять» (Маяковский).

Вот примеры на эллипсис подлежащего: «Превратила все в шутку сначала...» (Блок); «Изругивался, вымали­вался, резал, || лез за кем-то вгрызаться в бока. || На небе красный, как марсельеза, || вздрагивал, околевая, закат» (Маяковский).

Русский язык

Что такое эпитет и как его найти?

Комментариев нет

Эпитет – поэтический прием, дающий слову определение или выражение. Используется в художественных текстах, иногда в поэтических и лирических произведениях.

Целью эпитета будет подчеркивание чего-то особенного, его особая выразительность, на что хочет обратить внимание автор.

Применение подобного художественного приема позволяет автору придать тонкости, глубины и выразительности тексту. С помощью эпитета обозначается творческий замысел автора (см. ).

Простые и слитные эпитеты

  • простые - присутствует одно прилагательное, эпитет к слову, например: шелковые кудри, глубокие глаза;
  • слитные - у них два и более корня, воспринимаются как одно целое, например: чудно смешанный шум.

Существует такое понятие, как эпитет авторства, встречается реже остальных. Придает предложению уникальный смысл и дополнительную экспрессивность. Когда перед вами подобные тексты, начинаешь понимать, насколько сложное и широкое мировоззрение у писателя.

Наличие эпитетов в изложении дает ощущение особой смысловой глубины, которая наполнена иронией, горечью, сарказмом и недоумением.

Эпитеты помогают придать яркость образам

Виды эпитетов

В русском языке эпитет разделяют на три вида:

Общеязыковой

Норма литературных фраз. К слову “тишина” существует около 210 эпитетов: глухая, волнующая, гробовая, чуткая.
Общеязыковые эпитеты бывают:

  • компаративными. Их применяют, чтобы сравнить и уподобить один объект к другому (собачий лай, медвежий взгляд, кошачье мурлыканье);
  • антропоморфическими. В основе лежит перенос человеческих свойств и признаков предметов на явление природы, например: нежный ветерок, улыбчивое солнце, унылая берёзка;
  • усилительно-тавтологическими. Повторяют и усиливают признаки объекта: мягкая вата, беззвучно в тишине, серьезная опасность.

Примеры эпитетов: жизнь пустынная, сладко писать, нежный голос, сладкий ветерок, гробовая тишина.

Народно-поэтический

Такие эпитеты появились благодаря устному народному творчеству. В основном, сохранен фольклорный колорит. В отличие от других они ограничены в сочетаемости: синяя река, оранжевое солнце, коричневый медведь.

Примеры: ясный месяц, чистое поле, живая вода, терем расписной, добрый молодец, жили-были, шел-шел.

Индивидуально-авторский

Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером.

Примеры: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром , тучка золотая, утес великан, в пустыне чахлой.

Подобные сочетания не вписываются в рамки общелитературных норм, но создается эффект одушевления, усиливается выразительность.

Постоянный

Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:

  • оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
  • описательными (уставшее сердце);
  • эмоциональными (унылая осень, грустная пора).

Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.

Как найти эпитеты в тексте?

Попробуем разобраться, что такое эпитеты в русском языке и как их распознать в письменном изложении? Они размещены сразу после определяемого слова.

Чтобы добиться глубины в рассказе и усилить конкретику звучания, авторы располагают эпитеты в вертикальном положении, то есть отрывают друг от друга. Известные русские поэты, при написании стихотворений, размещали их в конце строки. При чтении таких творений читатель ощущал таинственность.
Чтобы идентифицировать их в художественном произведении нужно помнить, что они выступают разной частью речи. Их используют в качестве прилагательного: золотой смех бубенчиков, загадочные звуки скрипки.

Также можно встретить в виде наречия, например: горячо молился. Нередко имеют вид существительного (вечер непослушания); числительного (третьи руки).
Для лаконичности высказывания можно использовать в качестве причастий и отглагольных прилагательных (что если я, задумчивый, ты можешь ли вернуться?), деепричастий.

Эпитеты в литературе

Что такое эпитет в литературе? Важный элемент, без которого невозможно обойтись при написании художественных работ. Чтобы написать увлекательный рассказ, который будет привлекать читателя, важно прибегать к таким приемам. Когда их в тексте много, это тоже плохо.

Когда определенный образ, предмет или явление описаны эпитетами, они станут выразительнее.

У них есть и другие цели, а именно:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, который описан в изложении, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет отличить тот или иной предмет, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • использоваться, как основа для создания чего-то комического, например. Авторы сочетают контрастные по значению слова: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • разрешить писателю выражать свое мнение к описываемому явлению;
  • помочь воодушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей свое мнение к происходящему, например: малый ученый, но педант;

Часто используют эпитеты в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они делают их живыми и увлекательными. Вызывают у читателей свои эмоции к тому, что происходит.

Можно с уверенностью утверждать, что без эпитетов литература полноценно не существовала бы.

Примеры эпитетов в литературе:

  • Мармеладное настроение — А. П. Чехов.
  • Вольное море — А. С. Пушкин.
  • Скучный брег — А. С. Пушкин.
  • Неприязненной стихии — А. П. Чехов
  • Задумчивый и нежный мой край — С. А. Есенин.
  • Равнодушно-желтым огнем — А. А. Ахматова.
  • В глуши задремавшего бора — Н. М. Рубцов.

Эпитеты в метафоре

Кроме форм эпитетов, их разделяют по признакам:

  • метафорические. В основе эпитета лежит такой художественный прием, как метафора, например: легкий зимний рисунок, осеннее золото, бесплодные березы;
  • метонимические. Их цель - создать метонимическую суть предмету, например: березовый, веселый язык, ее горячая, царапающая тишина.

Утро может быть разным и эпитеты помогут

Если использовать такие приемы в своем рассказе, то читатель сможет сильнее и ярче воспринимать описанные предметы и явления. В быту, искусстве и художественной литературе эпитетам отдана важная роль.

Клипова Оксана

Целью работы является изучение эпитетов в художественных произведениях М.В. Ломоносова, так как художественная речь Ломоносова, его языковое мастерство еще недостаточно изучены сегодня.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить в рассматриваемых произведениях различные случаи эпитетации прилагательных и причастий;

2. Рассмотреть эпитеты со стороны особенностей лексики;

3. Рассмотреть стилистические функции эпитетов.

Данные задачи решались на материале стихотворения «Разговор с Анакреоном», «Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года», духовной оды «Утреннее размышление о божием величестве», сатиры «Гимн бороде». В работе использованы традиционные методы исследования языка художественных произведений: наблюдение, сопоставление, комментирование.

Всего для работы было отобрано 104 случая эпитетации прилагательных и причастий.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении описаны проблематика работы, ее цели и задачи. Первая глава – теоретическая – рассказывает об истории изучения эпитета. Вторая глава содержит анализ лексических особенностей эпитетов М. Ломоносова. В третьей главе рассматриваются стилеобразующие и смыслообразующие функции эпитетов указанных художественных произведений. Заключение содержит выводы, полученные в ходе работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция

«Старт в науку»

Роль эпитетов в художественных произведениях М.В. Ломоносова

Секция «Языкознание»

Клипова Оксана Владимировна,

9А класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

Руководитель: Морковкина В.Е.,

Учитель русского языка и литературы 1 категории

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 15»

г. Дзержинск

2012 год

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Из истории изучения эпитета……………………………………….4 – 7

Глава 2.

Раздел 1. Лексические особенности эпитетов…………………………..8 – 10

Раздел 2. Структурные особенности эпитетов……………………………11

Глава 3. Смыслообразующие и стилеобразующие функции эпитетов……12 – 13

Заключение……………………………………………………………………….14

Библиография…………………………………………………………………….15

Введение.

Целью моей работы является изучение эпитетов в художественных произведениях М.В. Ломоносова, т.к. эпитет – одно из наиболее эффективных изобразительно-выразительных средств в художественной ткани произведения и очень важный компонент писательского стиля. М.В. Ломоносов – человек очень разносторонний: химик , физик , астроном , географ , металлург , геолог , поэт , художник , оставивший огромный след в русской истории, но, мне кажется, что художественная речь Ломоносова, его языковое мастерство еще недостаточно изучены сегодня.

Произведения Ломоносова написаны просто и одновременно сложно, они представляют собой искренние и взволнованные повествования. Для Михаила Васильевича характерно глубокое осмысление сложных явлений современной ему жизни в России. Его произведения – художественная попытка решения сложных общественных, нравственных, философский проблем. Художественный стиль Ломоносова имеет ряд особенностей: емкие детали, своеобразные ассоциации, образность языка при определенной строгости.

Моя работа связана с решением актуальных проблем языкознания. Прежде всего, это проблема изучения писательских стилей, а в более широком плане – проблема изучения языка художественной литературы. Неслучайно В.В. Виноградов считал, что изучение индивидуальных писательских стилей всегда актуальная задача, т.к. развитие языка художественной литературы можно достаточно полно представить лишь, если будут изучены речевые системы всех значительных писателей.

Как уже говорилось выше, целью моей работы является изучение эпитетов в художественных произведениях М. Ломоносова. Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Выявить в рассматриваемых произведениях различные случаи эпитетации прилагательных и причастий;
  2. Рассмотреть эпитеты со стороны особенностей лексики;
  3. Рассмотреть стилистические функции эпитетов.

Данные задачи решались на материале стихотворения «Разговор с Анакреоном», «Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года», духовной оды «Утреннее размышление о божием величестве», сатиры «Гимн бороде». В работе я применяла традиционные методы исследования языка художественных произведений: наблюдение, сопоставление, комментирование.

Всего для работы было отобрано 104 случая эпитетации прилагательных и причастий.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении я постаралась описать проблематику работы, ее цели и задачи.

Первая глава – теоретическая – рассказывает об истории изучения эпитета.

Вторая глава содержит анализ лексических особенностей эпитетов М. Ломоносова.

В третьей главе рассматриваются стилеобразующие и смыслообразующие функции эпитетов указанных художественных произведений.

Заключение содержит выводы, полученные в ходе работы.

Глава 1. Из истории изучения эпитета.

Эпитет как одно из средств изобразительности и выразительности речи изучался филологами давно и много. Ученые стремились выяснить, что такое эпитет, каковы его природа и функции, какими способами происходит эпитетация слов, какие виды эпитетов существуют (т.е. дать классификацию их). Рассмотрим некоторые из точек зрения, высказанных учеными, и попытаемся выработать своё, рабочее понимание этих вопросов.

Итак, что такое эпитет? «Эпитет (от греческого epitheton приложение)- простейшая форма поэтического тропа, представляющая собой определение, которое характеризует какое-либо свойство, особенность предмета, понятия, явления» (2, 174).

Изучение эпитета было начато ещё в античные времена. Так, Аристотель считал, что «благородное выражение» есть то, что пользуется необычными словами, и говорил, что «необычные слова делают речь изукрашенной» (17, 195). Однако Аристотель советовал соблюдать меру в употреблении эпитетов, считая, что «обилие эпитетов свойственно человеку, говорящему в состоянии аффекта, т. к. лишь эмоциональная взволнованность заставляет обращаться к формам речи, где обильны эпитеты, окрашивающие предмет» (17, 195) и добавлял, что «нередко создается комическое впечатление, когда к простому слову прибавляют украшающие эпитеты» (17, 195).

С античных времен накопилось множество сведений об эпитете, которому давались самые разные определения, рассматривались и содержательные, и структурные разновидности эпитета. Так, например, В. М. Жирмунский разграничивает понятие эпитета в узком и в широком смысле. Эпитет в широком понимании - это «слово или несколько слов, приданных к обычному названию предмета, чтобы усилить выразительность, подчеркнуть один из признаков, который в данном случае важно выдвинуть на первый план», а в узком понимании - это «один из признаков предмета, который может выделиться при анализе качеств предмета» (10, 199).

Абрамович Г.Л. высказывает мнение о том, что «эпитет - это художественное определение, отмечающее существенную для определенного контекста черту в изображаемом явлении и вызывающее в нашем создании целостное представление об изображаемом предмете» (2, 174).

Например, в стихотворении Лермонтова:

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Слово «желтые», по мнению Абрамовича, является эпитетом, т.к. вызывает в нашем сознании представление об осени.

А. Квятковский считал эпитетом «образную характеристику какого-либо лица, явления или предмета, в котором заключен меткий признак сравнения» (9, 359).

Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. в «Словаре литературоведческих терминов» характеризуют эпитет как «слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки», считая, что «признак», выражаемый эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении» (16, 469-470). Данное свойство эпитета используется при создании художественного образа.

Авторы словаря считают, что «свойства эпитета проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другими словами, обозначающими предмет или явление» (16, 469-470). Они также отмечают, что «эпитет подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые черты и признаки».

Ученые высказывали мысль о том, что не всякое определение может стать эпитетом. Например, прилагательное «белый» в сочетании «белый снег» будет просто логическим определением, а в выражении «сахарный снег» прилагательное «сахарный» будет эпитетом, т.к. оно даёт дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается: «снег белый, с блестящими крупинками, как сахар». Подобного разграничения придерживаются Ефимов А.И., Абрамович Г.Л. и др..

Томашевский Б.В. сопоставляет эпитет и логическое определение, используя понятия «содержания» и «объёма». Он считает, что «объём понятия - все явления, предметы, вещи, реальные или воображаемые, данным понятием обобщаемые» (например, дом - это все здания), а «содержание- это все признаки, которые отличают любое из данных сооружений от того, что уже не будет домом.»

Томашевский доказывает, что данные понятия находятся в отношениях обратной пропорциональности. Так, например, если присоединить к имеющимся признакам новый, то содержание и объём изменятся: содержание станет шире, а объём уменьшится, т.к. отпадут все дома, построенные из другого материала, а содержание увеличится, т.к. добавится новый признак. Томашевский полагает, что все это характерно для логического определения, «функция которого - ограничить объём путем расширения содержания, т.е. индивидуализировать предмет». А эпитет, по его мнению, «данной функции не имеет и сохраняет заранее определяемое понятие в том же объёме и, следовательно, в том же содержании». У него другая - художественная задача «эпитет как бы перегруппировывает признаки, на первый план выдвигая те, которые могли бы не присутствовать, эпитет всегда придает эмоциональную окраску» (17, 195).

В нашей работе мы пытались вслед Голуб И.Б. разграничить эпитеты и логические определения, и при этом считали, что эпитет не обязательно должен быть метафорическим.

И.Б.Голуб пишет: «Эпитеты, выраженные словами, сохраняющими свое прямое значение, нельзя отнести к тропам, однако это не означает, что они могут выполнять эстетические функции, быть сильным изобразительным средством» (7, 151).

Теперь рассмотрим, как эпитет может быть выражен грамматически. Если исходить из этимологии термина «эпитет», то эпитетом, в первую очередь, может быть имя прилагательное.

Однако предлагалось и иное – расширенное - понимание грамматической формы эпитета: эпитетации могут подвергаться слова и других частей речи. Например, эпитет грамматически может быть выражен существительным («волшебница-зима»), наречием («пристяжные щеголевато переступают ногами»), деепричастием («волны несутся, гремя и сверкая») (2, 176).

Мы присоединяемся к этому мнению и считаем, что грамматически эпитет может быть выражен различными частями речи.

Слова превращаются в эпитеты разными способами образования:

1. «Художественным определением слова становятся, если перемещаются из свойственной им среды в другое стилистическое окружение» (административный лай);

2. «Путём перемещения слов в тексте по аналогии» («на торжество гласности и разума являются страшные чудовища, лишь заменившие мохнатость лапок мохнатостью понятий»);

3. «При варьировании эпитетов, которые употребляются для определения одного и того же слова» (правда графская, мужицкая);

4. «Перенесением эпитета с употребляемого слова на управляющее» («багряный шелест роз» вместо «шелест багряных роз») (9, 120, 129).

После того, как мы рассмотрели вопросы о грамматическом выражении и образовании эпитетов, перейдем к их классификации.

Интересна классификация, предложенная А.Н. Веселовским, который разделяет эпитеты на

1. тавтологические (солнце красное);

2. пояснительные (добрый конь);

3. метафорические (черная тоска);

4. синкретические или «цветные» (зелёный шум) (5, 141).

«Словарь лингвистических терминов под редакцией О.С.Ахмановой называет другие типы эпитетов:

  1. объяснительные – усиливающие признак (столы белодубовые);
  2. перенесённые – при переносе эпитета на управляющее слово (голубей крепкокрылая стая);
  3. порицательные - слово, выступающее в функции обращения и выражающее отношение (ты, лжёшь, мерзавец);
  4. тавтологические (крутой берег) (3, 319).

«Словарь эпитетов русского литературного языка» Горбачевича К.С. и Хабло Е.П. выделяет типы эпитетов по частоте употребления:

  1. общеязыковые, в которых признак обладает относительной устойчивостью связи между словами;
  2. народно–поэтические, характеризующиеся постоянством и ограниченностью сочетаний;
  3. редкие (индивидуально-авторские) (8, 6-7).

Г.Л. Абрамович предлагает классификацию эпитетов, избрав основанием характер выражаемого ими содержания, он выделяет следующие типы:

Изобразительные, которые выделяют существенные стороны изображаемого без привнесения оценочного элемента;

Лирические, в которых прямо выражено отношение к изображаемому (2, 174-175).

Многие ученые - Веселовский, Ахманова, Абрамович и др. – неизменно выделяют постоянные эпитеты - устойчивые образно-поэтические определения, выражаемые преимущественно прилагательными.

А Б.В. Томашевский даже постоянные эпитеты предлагает классифицировать, выделяя:

Тавтологические, которые буквально повторяют определяемое слово (чудо-чудное);

Идеализирующие (добрый молодец) (17, 199-200).

Возможны, по-видимому, и иные принципы классификации эпитетов.

В своей работе я попыталась определить функции эпитета. Филологи указывают несколько функций:

  1. Украшение речи. Речь, украшенная эпитетами, кажется более торжественной.
  2. Достижение конкретности.
  3. Стилистическая функция (17, 199-200).

Все сказанное выше объясняет, почему эпитет - одно из важнейших средств изобразительности и выразительности в тексте художественного произведения, один из важнейших элементов писательской стилистики.

В произведениях эпитеты несут эмоциональную, экспрессивную, идейно- образную нагрузку; участвуют в описаниях природы, внешних и внутренних качеств героев. Эпитеты отражают особенности авторского видения мира, позволяют ощутить авторскую позицию.

Эпитеты являются одной из тех стилистических черт, что в большей степени характеризуют индивидуальность писателя, т.к. у каждого писателя свои излюбленные эпитеты, характеризующие его систему. Так, для М.В. Ломоносова характерно особое употребление эпитета «великий».

При употреблении эпитетов прослеживается авторское отношение к персонажам и их поступкам.

Т.е., эпитеты играют особую роль в художественном произведении и выявляют своеобразие писательской стилистической системы.

В своей работе мы приняли следующее понимание рассматриваемых вопросов. Считаем эпитетом художественное образное определение, характеризующее какой-либо предмет и обогащающее его в смысловом и эмоциональном отношении, и присоединяемся к точке зрения, согласно которой грамматически эпитет может быть выражен различными частями речи. Что касается классификации эпитетов, то, на наш взгляд, для выполнения работы наиболее полезной будет классификация эпитетов по их лексическим значениям. Мы разграничиваем эпитет и образное определение, но при этом считаем, что эпитет не обязательно обладает переносным значением: эпитетом может стать и слово с прямым значением, если оно выполняет определённую роль в выражении художественного содержания произведения, т.е. обладает стилистической функцией (условно мы назвали такой эпитет «логическим»).

Глава 2.

Раздел 1. Лексические особенности эпитетов.

Одна из основных задач моей работы – рассмотреть лексические особенности эпитетов в художественных произведениях М.В. Ломоносова.

Анализируя собранный материал, я выделила следующие группы эпитетов по их лексическим значениям и в зависимости от определяемых ими реалий:

  1. Эпитеты с лексическим значением «чувства»;
  2. Эпитеты с лексическим значением «времени»;
  3. Эпитеты с лексическим значением «цвета»;
  4. Эпитеты с лексическим значением «звука»;
  5. Эпитеты с лексическим значением «внешняя характеристика»;
  6. «Прочие».

Нужно заметить, что не удалось все эпитеты разбить на непересекающиеся классы. Так, группа эпитетов со значением «внешняя характеристика» включает в себя некоторые эпитеты со значением «цвета», «красоты».

Еще я выделила группу «прочие», куда отошли эпитеты, не вошедшие ни в одну из перечисленных групп. Они связаны с выражением философских убеждений автора. Результаты наблюдений представлены в таблице.

Таблица 1. Группы эпитетов по лексическому значению.

Чувство

Время

Цвет

Звук

Внешняя характеристика

Прочие

«Разговор с Анакреоном»

«Гимн бороде»

Характеристику разрядов начну с эпитетов со значением «звука». Эти эпитеты встречаются в стихотворении «Разговор с Анакреоном» и «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года»: «… безгласна речь показалась медом течь…».

«Звуковые» эпитеты характеризуют девушку, о которой рассказывает Анакреон, и народ, приветствующий «громким гласом» восхождение Елизаветы Петровны на российский престол.

Небольшой по объему разряд составляют эпитеты со значением «цвета», с их помощью Анакреон описывает свою подругу «цвет в очах ея небесный», сам Ломоносов - природу «рукой багряной врата отверзла в мир заря» («Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года»), «горящий вечно Океан», «огненны валы» и др. («Утреннее размышление о божием величестве»). Причем, я бы отметила, что первые два эпитета очень близки к метафоре. Так словосочетание «рукой багряной» показывает, как занималась заря и небо окрасилось в красный цвет, а сочетание «горящий вечно Океан» - отражение солнца.

Большую группу составляют эпитеты со значением «внешней характеристики героев». Например, возлюбленная Анакреона должна быть прекрасна: «кудри черны», «высокое чело», «взор прелестной», «прекрасная шея»; Петр предстает «могучим исполином» и т.д..

Много внимания уделяет М. Ломоносов эпитетам со значением «чувства, внутреннего состояния»; «нежности сердечной в любви я не лишен» - пишет он от своего имени в стихотворении «Разговор с Анакреоном»; «се мысль внезапно восхищенну веселый ободряет слух» и «вестник счастья вожделенный» характеризуют восхождение Елизаветы Петровны на трон.

Особо мне хотелось бы отметить эпитеты со значением «времени», т.к. Ломоносов очень много говорит об истории России, о ее судьбе, вспоминая «златые века» (время правления Петра I), «печальнейшие ночи» (дворцовые перевороты») и радуясь («вящщу радость ощущает»), что пришел «день блаженный» и власть перешла к Елизавете.

Большое количество эпитетов невозможно подвести под какие-то разряды, поэтому я отнесла их к «прочим». Это самые разные эпитеты:

В стихотворении «Разговор с Анакреоном»: «славные дела», «геройский шум» при воспоминании о Трое, «смертный супостат» Кесарь, «великая Мать»;

В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года»: «сильна власть чужой руки», «Петрово племя», «земнородно племя», «отечески законы» - характеристика существующей в стране обстановки;

В «Утреннем размышлении о божием величестве»: «божие дела», «бренно око»;

В «Гимне бороде»: «попечительна природа», «мнения ложны».

Особо применяется в текстах эпитет «великий», я думаю, это связано с выражением философских идей М.В. Ломоносова: «великая Мать» («Разговор с Анакреоном») – это Россия, «велико дело» («Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года») – переворот, приведший Елизавету Петровну к власти, и «великия реки» («Ода…, 1746 года») – я думаю, Ломоносов говорит о Волге, «велика отрада» («Ода…, 1746 года») – приход Елизаветы к власти, «великий Петр» («Ода…, 1746 года») – Петр I, деяниями которого восхищается автор, «велик зиждитель» («Утреннее размышление о божием величестве») – господь бог, «великая борода» («Гимн бороде») – священнослужители, единственная категория людей, которые в России имели право носить бороду (в этом словосочетании, в единственном из всех перечисленных, слово «великий» звучит как насмешка).

Выводы : я увидела, что в художественных произведениях Ломоносов использует эпитеты с разными лексическими значениями: «звука», «цвета», «внешней характеристики героев», «чувства, внутреннего состояния», «времени», «прочие». Наиболее многочисленными оказались эпитеты со значением «внешней характеристики героев», «времени», т.к. Ломоносов – писатель-философ.

Особое место в произведениях занимают эпитеты с прилагательным «великий».

Раздел 2. Структурные особенности эпитетов.

В своей работе я постаралась рассмотреть прилагательные и причастия, подвергшиеся эпитетации, со стороны их структурных особенностей. М.В. Ломоносов использует богатые возможности русского языка в области образования прилагательных и причастий. Результаты анализа можно представить в виде таблицы.

Таблица 2. Структурные особенности эпитетов.

Прилагательные

Причастия

Простые

Сложные

Полные

Краткие

«Разговор с Анакреоном»

«Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1746 года»

«Утреннее размышление о божием величестве»

«Гимн бороде»

Обращает на себя внимание тот факт, что в художественных произведениях Ломоносова отсутствуют сложные прилагательные, а наиболее распространены эпитеты, выраженные простыми прилагательными.

Простые прилагательные и причастия образованы преимущественно двумя способами словообразования:

1. Приставочный способ:

С помощью приставки без-/бес- беззлобна роскошь, безгласна речь/ бессмертный царь;

С помощью приставки не- недремлющее око;

С помощью приставки при-/пре- борода предорогая/прекрасный взор.

2. Суффиксальный способ:

С помощью суффикса -н- взор прелестной, от страшных зол, полночный край;

С помощью суффикса -ейш- в печальнейшей ночи;

С помощью суффикса -к- дерзкий взор.

Выводы: в своих произведениях Ломоносов использует простые прилагательные, образованные приставочным или суффиксальным способом. В тексте встретилось одно сложное прилагательное. Случаи использования причастий в роли эпитетов немногочисленны.

Глава 3. Смыслообразующие и стилеобразующие функции эпитетов.

В предыдущей главе я рассматривала лексические и структурные особенности эпитетов, в настоящей остановлюсь на их смысло- и стилеобразующих функциях.

Эпитетом я считаю прилагательное или причастие, несущее определенную смысловую и этическую нагрузку в тексте. Эпитеты могут быть метафорическими и неметафорическими.

У Ломоносова преобладают неметафорические: «славные дела», «слава вечная» и др., но есть и ряд метафорических: «рукой багряной», «златых веков», «горящий океан»…

Эпитеты участвуют в выражении художественного содержания и оказываются важным изобразительным и выразительным средством.

Эпитеты выполняют в текстах художественных произведений М. Ломоносова несколько функций:

Конкретизирующую;

Характерологическую;

Участвуют в выражении философских и религиозных взглядов автора.

Теперь более подробно остановлюсь на каждой из функций и попытаюсь доказать, что все названные функции свойственны эпитетам Ломоносова.

Итак, конкретизирующая функция. Эпитеты используются для достижения точности описания, создания запоминающегося образа. Отчетливо звучит насмешка над духовенством в строках: «борода предорогая», «о прикраса золотая», «о прикраса дорогая».

Важное место в произведениях Ломоносова занимают описания природы, позволяющие автору подчеркнуть величие и красоту родной природы: «струи прозрачные», «рощи злачные», «льдистый Океан».

Вторая функция – характерологическая: эпитеты помогают понять характер героев, раскрывают их психологическое состояние в определенный момент развития событий. «Великий Петр из мертвых встал», «Петр врагам ужасен», «грозен исполин». Такое описание позволяет представить Петра I – защитника родины и народа.

Еще одна функция эпитетов – выражение философских, религиозных взглядов автора: «велик зиждитель наш господь», он «бессмертный царь», а люди, живущие на земле смертны: «бренно наше око». Особое отношение Ломоносова к восшествию на престол Елизаветы Петровны: «час благословенный» «велику дал отраду», «о день блаженный, день избранный», «вящу радость ощущает мой дух».

Неоднозначную смысловую и стилеобразующую нагрузку несет эпитет «великий», употребленный 7 раз в исследуемых произведениях.

Чтобы выявить смысловую нагрузку этого эпитета, посмотрим, в отношении каких героев и событий он употребляется и что означает. Последим, как автор употребляет этот эпитет, в какой сочетаемости.

«велик зиждитель»

«великая борода»

Глядя на таблицу, можно сделать вывод, что эпитет «великий» употребляет сам автор в значениях:

Характеризует вечную природу, родину («великия реки», «великая Мать»);

Судьбоносный («велико дело», «велика отрада»);

Характеризующий выдающуюся личность («великий Петр»);

Имеющий отношение к религиозным ценностям автора («велик зиждитель»);

Особняком стоит эпитет «великая борода», употребленный для насмешки.

Выводы : эпитеты в художественных произведениях Ломоносова выполняют три функции: конкретизирующую, характерологическую, участвуют в выражении философских и религиозных взглядов автора.

Заключение.

Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:

  1. Поставленные в работе задачи решены: рассмотрены около 100 случаев эпитетации прилагательных и причастий. Эпитеты проанализированы со стороны их лексической семантики, структурных особенностей и стилеобразующих и смыслообразующих функций. Не до конца выполненной осталась задача выявления авторского словоупотребления. Это связано, прежде всего, с особой метафоричностью произведений Ломоносова и значениями подтекста.
  2. Анализ эпитетов позволил увидеть писательское мастерство Ломоносова, высокий уровень владения русским литературным языком.
  3. Выявлена роль эпитетов в достижении образной конкретизации, в достижении изобразительности и выразительности речи.

Эпитеты разнообразны по лексическим значениям. Особо активными оказались эпитеты со значением «внешней характеристики героев», «времени», т.к. Ломоносов – писатель-философ.

  1. Структурные особенности употребляемых эпитетов не дают нового, необычного материала для анализа. В своих произведениях Ломоносов использует простые прилагательные, образованные приставочным или суффиксальным способом. В тексте встретилось одно сложное прилагательное. Случаи использования причастий в роли эпитетов немногочисленны.
  2. Эпитеты в художественных произведениях Ломоносова выполняют три функции: конкретизирующую, характерологическую, участвуют в выражении философских и религиозных взглядов автора.

Конкретизирующая функция позволяет автору создать запоминающиеся образы.

Характерологическая функция дает читателю возможность «увидеть» и понять оттенки чувств героев, понять их характеры.

Участие эпитетов в выражении философских и нравственных взглядов писателя позволяет раскрыть его жизненную позицию. Особую смысловую нагрузку несет эпитет «великий».

Библиография.

  1. Ломоносов М.В. Сочинения. М., Государственное издательство художественной литературы, 1957.
  2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1961
  3. Ахманова О.С. Словарь лингвистичкеских терминов. М., 1966.
  4. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. М., «Просвещение», 1978.
  5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
  6. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.
  7. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1986.
  8. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка, М., «Наука», 1979.
  9. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М., издательство московского государственного университета, 1961.
  10. Жирмунский В.М. К вопросу об эпитете. Сб. Памяти Сокулина. М., 1931.
  11. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
  12. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., «Просвещение», 1983.
  13. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1988.
  14. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
  15. Рубайло А.М. Художественные средства языка. М., 1961.
  16. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1974.
  17. Томашевский Б.В. Стилистика. М., 1983.

Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин) .

Эпитеты могут также выражаться:
- существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница -зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира , а не только няня своей души (М. Горький);
- наречиями , выступающими в роли обстоятельств:
На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
- деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая ;
- местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

- причастиями и причастными оборотами:

Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак);

Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение: тучка золотая , бездонное небо, сиреневый туман) и метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение: замшевая походка (В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин)).
С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые (гробовое молчание, свинцовые волны ), индивидуально-авторские (немой покой (И. А. Бунин ), умильная прелесть (Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А. Есенин)) и народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, буйный ветер, добрый молодец ).

Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов . Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением ... туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев),

гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой - Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин )) и другими тропами и фигурами.

Роль эпитетов в тексте

Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.
Помимо этого, эпитеты могут:
- усиливать , подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:

- уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

- создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский) ;
- передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: ...Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев);

И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский);

Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)

В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические).
Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря голубом », «на мертвом небе» и т. п.).
В выразительных (лирических) эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению («мелькают образы безумные людей», «томительная ночи повесть» ).

Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.

Внимание! Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи .