Речевая карта обследования взрослого по визель. Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов. Схема обследования детей с алалией

Речевая карта обследования взрослого по визель. Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов. Схема обследования детей с алалией

Елизавета Харун
Речевая карта ребёнка от 3 до 7 лет. Схема обследования.

Ф. И. ребенка

Дата рождения ___

возраст на момент обследования ___

Домашний адрес ___

Решением ПМПк от ___протокол № ___

зачислен на логопункт на ___учебный год

направлен на ПМПК в МОУ ЦДК «Детство» ___

Дата заполнения речевой карты ___

Логопедическое заключение ___

Логопед ___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___

Зубы (редкие, кривые, мелкие, крупные, с промежутками, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) ___

Твердое небо (высокое, узкое (готическое, плоское, низкое, расщелина) ___

Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ___

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» , гипертрофия кончика языка) ___

Подъязычная связка (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние ручной моторики (не справляется, затрудняется, с трудом, норма, объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)

Кинестетическая основа движений :

4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала правой руке, потом на левой руке)___

5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук)

6 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук. Поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом на левой руке)

Кинетическая основа движений :

4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой. Изменять положение кистей рук : одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены, и наоборот)___

5 лет (упр. «Игра на рояле» ведущей рукой. Проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой)___

6 лет (упр. «Игра на рояле» ведущей рукой. Проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой)

Навыки работы с карандашом :

4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги) ___

5 лет (умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии, человека) ___

6 лет (умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые, волнистые линии, человека) ___

2. Состояние мимической мускулатуры. (наличие или отсутствие движений, добавочные и лишние движения, точность выполнения, замедленность движений.)

Выполнение упражнений :

3 года (по подражанию : поднять брови вверх-«Удивиться» ___; нахмурить брови-«Рассердиться» ___; прищурить глаза___; надуть щеки-«Толстячок» ___; втянуть щеки-«Худышка» ___) ___

4 года (закрыть правый глаз, левый глаз___; поднять брови___; нахмурить брови___;

наморщить нос___; надуть щеки___)

5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз___; поднять брови___; нахмурить брови___;

наморщить нос___; надуть щеки___; втянуть щеки___)

6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз___; прищурить глаза___; нахмурить брови___;

наморщить нос___; надуть правую, левую щеку___; втянуть правую, левую щеку___)

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок :

3. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, добавочные и лишние движения, тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение, объем движений (полный, неполный, способность к переключению от одного движения к другому, замены движений, обильная саливация, отклонения кончика языка)

Движения нижней челюсти :

3 года (по подражанию : открыть и закрыть рот)___

4 года (широко открыть и закрыть рот___; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону___) ___

5 лет (широко открыть и закрыть рот___; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков___) ___

6 лет (широко открыть и закрыть рот___; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков подвигать нижней челюстью вправо-влево___)___

Движения губ :

3 года (по подражанию : «Улыбка-Трубочка» ) ___

4 года (растянуть губы в «улыбку» , вытянуть вперед «трубочкой» ___; растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___)___

5 лет (растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___; сомкнуть губы, вытянуть вперед трубочкой___;

чередовать положения губ «улыбка-трубочка» ___)___

6 лет (растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___; сомкнуть губы, вытянуть вперед трубочкой___;

чередовать положения губ «улыбка-трубочка» ___; поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, опустить нижнюю губу. Обнажив нижние зубы___) ___

Движения языка :

3 года (по подражанию : язык широкий___; узкий___; вверх-вниз___; «часики» ___

4 года (показать широкий язык-«Лопаточка» ___; показать узкий язык-«Жало» ___; «Качели» ___;

«Часики» «жалом» ) ___

5 лет (показать широкий язык-«Лопаточка» ___; показать узкий язык-«Жало» ___; «Качели» ___;

«Часики» ___; движения языка вперед-назад (высовывание языка «жалом» ) ___

6 лет (показать широкий язык-«Лопаточка» ___; показать узкий язык-«Жало» ___; «Качели» (язык на губе) ___;«Часики» ___; облизать кончиком языка губы по кругу «вкусное варенье» ___) ___

Движение мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) Саливация (норма, повышенная)

3 года___ ___

4 года___ ___

5 лет ___ ___

6 лет ___ ___

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь (нарушено понимание…

Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов относящихся к одному понятию) :

3 года (выбери картинку , где игрушки___; посуда___; одежда___) ___

4 года (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___) ___

5 лет (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___; мебель___; овощи___; фрукты___; птицы___;

6 лет (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___; мебель___; овощи___; фрукты___; птицы___;животные ___

Понимание действий (показать по предметным картинкам ) :

3 года (где девочка спит___; играет___; рисует___; ест___) ___

4 года (где девочка сидит___; стоит___; лежит___; идет___; мальчик ест___; пъет___; читает___; играет___;

5 лет (птица летит___; рыба плывет___; слон идет___; лягушка прыгает___; змея ползет___) ___

6 лет (строитель строит___; уборщица убирает___; покупатель покупает___) ___

Понимание признаков (показ по предложенным картинкам ) :

4 года (большая чашка___; маленькая чашка___; красный лист___; зеленый лист___; желтый лист___; сладкая конфета___; кислый лимон___; круглый торт___; квадратный торт___) ___

5 лет (круглое печенье___; квадратное печенье___; треугольное печенье___; овальное печенье___; холодное мороженое___; горячий чай___; горькое лекарство___; сладкое варенье___) ___

6 лет (прямоугольная салфетка___; многоугольная салфетка___; молодой человек___; старый человек___; веселый мальчик___; грустный мальчик___; высокий дом__; низкий дом___) ___

2. Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показ по картинкам ) :

3 года (чашка-чашки___; гриб-грибы___; шар-шары___; стол-столы___; кукла-куклы___; мяч-мячи___)

4 года (бабочка-бабочки___; цветок-цветы___; девочка-девочки___; мальчик-девочки___; дом-дома___)

5 лет (кот-коты___; кровать-кровати___; лампа-лампы___; вагон-вагоны___; стол-столы___; гриб-грибы___)

6 лет (кровать-кровати___; лампа-лампы___; стол-столы___; гнездо-гнезда___; ухо-уши___; гриб-грибы___)

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами :

3 года (предлоги на, в, под : положи мячик в коробку___; на стол___; под стол___) ___

4 года (предлоги в, на, у : в столе___; на столе___; у стола__) ___

5 лет (предлоги в, на, у, под, за, по : в столе___; на столе___; у стола__; под столом___; за столом___; по столу__)

6 лет (предлоги в, на, у, под, за, по, над, из : в столе___; на столе___; у стола__; под столом___; за столом___; по столу __; над столом___; из стола___) ___

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных :

3 года (дом-домик___; ложка-ложечка___; мяч-мячик___; стол-столик___; стул-стульчик___; кукла-куколка___)

4 года (ключ-ключик___; пуговица-пуговичка___; стол-столик___; машина-машинка___; ведро-ведерочко___)

5 лет (ключ-ключик___; пуговица-пуговичка___; носок-носочек___; звезда-звездочка___; чашка-чашечка___)

6 лет (нож-ножик___; носок-носочек___; звезда-звездочка___; рукавица-рукавичка___; одеяло-одеяльце___)

Дифференциация глаголов с разными приставками (показать по предложенным картинкам ) :

4 года (девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___)

5 лет (птица вылетает из клетки___, птица влетает в клетку___, девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___)___

6 лет (птица вылетает из клетки___, птица влетает в клетку___, девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___, мальчик переходит дорогу___, мальчик подходит к дому___)

Понимание отдельных предложений (показать по предложенным картинкам ) :

4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика___) ___

5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой___) ___

6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился___) ___

3. Состояние фонематического восприятия.

Дифференциация оппозиционных звуков (показать по картинкам ) :

3 года (стол-стул___, папа-баба___, точка-дочка___, коса-коза___, миска-мишка___)

4 года (кот-кит___, дом-дым___, уточка-удочка___, киска-миска___) ___

5 лет (мышка-мишка___, почка-бочка___, катушка-кадушка___, горка-корка___, крыса-крыша___, рожки-ложки___, трава-дрова__,) ___

6 лет (пашня-башня___, сова-софа___, крот-грот___, шар-жар___, лук-люк___, мышка-мишка___)___

Исследование состояния экспрессивной речи

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ : (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ :

Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам :

3 года (назвать предметы, картинки по темам ) :

«Игрушки» ___

«Посуда» ___

«Одежда» ___

«Домашние животные» ___

«Игрушки» ___

«Посуда» ___

«Одежда» ___

«Обувь» ___

«Мебель» ___

«Овощи» ___

«Фрукты» ___

«Птицы» ___

«Ягоды» ___

«Насекомые» ___

«Животные» ___

«Транспорт» ___

Назвать части тела и части предметов (по картинке ) :

Ноги___ спинка стула ___

Руки___ сиденье стула ___

Голова___ ножки стула ___

Глаза ___ кузов машины ___

Уши ___ колеса машины ___

Нос ___ рукав ___

Рот ___ воротник ___

Шея ___ пуговица___

Живот ___ кабина машины ___

Грудь ___ руль ___

Локоть ___ манжета ___

Ладонь ___ петля для пуговицы ___

Затылок ___ фары ___

Висок ___ мотор ___

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке :

Кукла, пирамидка, мячик… ___

Ложка, вилка, тарелка … ___

Платье, юбка, кофта … ___

Собака, кошка, мышка … ___

Мяч, машина, кукла … ___

Рубашка, платье, юбка …___

Ботинки, сапоги, туфли … ___

Стол, стул, шкаф …___

Огурец, помидор, морковь … ___

Яблоко, банан, апельсин … ___

Воробей, голубь, сова … ___

Клубника, смородина, черника … ___

Муха, комар, бабочка … ___

Кошка, собака, корова … ___

Самолет, автобус, машина …___

Подобрать антонимы (слова «наоборот» ):

белый-черный___ горячий-холодный___

большой-маленький___

Сладкий-кислый___ твердый-мягкий ___

Большой-маленький___ толстая-тонкая ___

Широкое-узкое ___

Высокий-низкий ___ длинная-короткая ___

Широкое-узкое ___ толстая-тонкая ___

Друг ___ добро ___

Горе ___ горячий ___

Давать ___ поднимать ___

ГЛАГОЛЫ :

Назвать действия «Что делает?» (по картинкам ) :

Мальчик (ест) ___ (спит) ___

Мальчик (играет) ___ (рисует) ___

Мальчик (пьет) ___ (гуляет) ___

Мальчик (ест) ___ (спит) ___

Мальчик (играет) ___ (идет) ___

Птица (летит) ___ рыбка (плавает) ___

Машина (едет) ___

Мальчик (рисует) ___ (умывается) ___

Девочка (моет) ___ (варит) ___

Птица (летит) ___ рыбка (плавает) ___

Кошка мяукает, а собака что делает? (лает) ___

Мальчик (идет) ___ рыбка (плавает) ___

Солнце (светит) ___ дождик (льет) ___

Бабушка (вяжет) ___ мама (шьет) ___

Врач (лечит) ___ учитель (учит) ___

Повар (готовит) ___ продавец (продает) ___

Ворона каркает, а кукушка (кукует) ___

2. Состояние грамматического строя речи.

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

(образовать по аналогии)

Стол-столы ___ мяч- ___ кукла- ___

Стол-столы ___ кот- ___ дом- ___

кукла- ___ рука- ___ окно- ___

Кот-коты ___ лев- ___ река- ___

Ухо- ___ кольцо- ___ яйцо- ___

Глаз-глаза ___ лист- ___ стул___

Дерево- ___ пень- ___ воробей- ___

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много

чего?» по картинкам )

3 года «Одна ложка – Много чего? Ложек»

Ложек- ___ яблок- ___конфет- ___

Помидоров- ___

Груш- ___ помидоров- ___ яблок- ___

Огурцов- ___ ягод- ___ цветов- ___

Шаров___ ключей- ___ берез- ___

Ложек- ___ окон- ___

Карандашей- ___ листьев- ___ книг- ___

Вилок- ___ ведер- ___

Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского

рода (назвать цвет предмета по картинкам ) :

Шар-красный ___ карандаш-синий___машина-красная___

Чашка-синяя___

Флаг- красный ___ сумка-синяя ___ яблоко-желтое ___

Апельсин-оранжевый ___ блюдце-голубое ___ бабочка-белая ___

Колокольчик-фиолетовый ___ ворона-серая ___ платье-розовое ___

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам ) :

В домике ___ под деревом ___ на заборе ___

В норке ___ за норкой ___

Где стоит ваза? (на столе) ___ У кого мячик? (у мальчика) ___

Где лежат фрукты? (в корзине) ___

Где сидит птичка? (на дереве) ___ Где стоит машина? (в гараже) ___

У кого кукла? (у девочки) ___ Где едет машина? (по дороге) ___

Где лежит мяч? (под стулом) ___ Где летает бабочка? (над цветком) ___

Откуда вылетает птичка? (из клетки) ___

Откуда прыгает котенок? (с кресла) ___

Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

Два кота … Пять котов ___ Две машины … Пять машин ___

Два мяча … Пять мячей ___ Две розы … Пять роз ___ Два окна … Пять окон ___

Два пня … Пять пней ___ Два воробья … Пять воробьев ___ Два ведра … Пять ведер ___

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам ) .

Стол - ___ нос - ___ дом - ___ кукла - ___

Стол - ___ чашка - ___ сумка - ___ ведро - ___

Забор - ___ носок - ___ лента - ___ окно - ___

Кольцо - ___ коляска - ___ цветок - ___ кувшин - ___

Образование названий детенышей животных.

У кошки - ___ у лисы - ___ у зайца - ___

У кошки - ___ у лисы - ___ у утки - ___ у слонихи - ___

У зайчихи - ___ у белки - ___ у волчицы ___ у козы - ___

У собаки - ___ у коровы ___ у бобрихи ___ у медведицы ___

Образование прилагательных от имен существительных.

Ствол из дерева (какой) – деревянный ___

Банка из стекла (какая) – ___

сумка из кожи (какая) - ___

Крыша из соломы (какая) - ___

Сапоги из резины (какие) - ___

Сок из яблок (какой) - ___

Образование притяжательных прилагательных.

Чей фартук? (мама, бабушка) - ___

Чей дом? (Таня, кошка) - ___

Очки бабушки (чьи) – бабушкины ___ хвост лисы (чей) ___

Туфли мамы (чьи) ___ усы кошки (чьи) ___

Берлога медведя (чья) ___

Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает человек?» по картинкам ).

Человек переходит дорогу. ___

Человек заходит в автобус. ___

Человек выходит из дома. ___

Человек уходит за дом. ___

3. Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений.

3 года (при наличии фразовой речи)

Инструкция : послушай сказку «Курочка Ряба» . Попробуй её повторить.

Самостоятельно пересказывает ___ с помощью взрослого ___ не справляется ___

«Котенок»

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

«Рыбалка»

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

«Случай в лесу»

Стояла теплая летняя погода. Пошел Дима в лес за ягодами и грибами. Долго ходил по лесу и заблудился. Стало темно, испугался Дима. Залез на дерево и увидел огонек. Пошел Дима по дорожке и пришел к маленькому домику. Здесь жил лесник. Лесник проводил Диму домой. ___

Составление рассказа по сюжетной картине .

«Котенок»

«Котенок»

Составление рассказа по серии картинок (собрать разрезные картинки и составить рассказ ) .

«Нашли ежа»

«Нашли ежа»

4. состояние слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .

3 года (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов)

Дом ___ кот ___ нос ___ суп ___

Вата ___ муха ___ дети ___ ноги ___

Помада ___ бумага ___ малина ___ лопата ___

Кот ___ вода ___ стук ___ мост ___веник ___

Сумка ___ лопата ___ спинка ___ банка ___фантик___

Дом ___ вата ___ веник ___ сумка ___ лопата ___

Телефон ___ самолет ___ фотограф ___

Лампа упала со стола. ___

Дети слепили снеговика. ___

В универсаме продают продукты. ___

Телефон ___ самолет ___ тротуар ___

Микстура ___ полотенце ___ мотоцикл ___

Телевизор ___ погремушка ___ сковорода ___

градусник ___фотоаппарат ___экскаватор ___

регулировщик ___водопроводчик ___

Регулировщик руководит движением на перекрестке. ___

У фотографа фотоаппарат со вспышкой. ___

Водопроводчик чинит водопровод. ___

5. Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены, искажения звуков) .

4 года; 5 лет; 6 лет (изолированно, в словах)

Гласные : А ___ У ___ О ___ И ___ Э ___

Согласные :

С ___ С ___ З ___ З ___ Ц ___ Ш ___

Ж ___ Ч ___ Щ ___ Р ___ Р ___ Л ___

Л ___ Й ___ М ___ Н ___ Б ___ Д ___

В ___ К ___ К ___ Г ___ Г ___ Х ___

6. Фонематическое восприятие.

Па – ба ___ та – да ___ ка –га ___

Ба – па ___ па – ба ___ га – ка ___ ка – га ___

Да – та ___ та – да ___ ма – ба ___ ба – ма ___

Ва – ка ___ ка – ва ___ ня – на ___ на – ня ___

Ба – па – ба ___ па – ба – па ___ га – ка – га ___ ка – га – ка ___

Да – та – да ___ та – да – та ___ за – са – за ___ са – за –са ___

Та – тя – та ___ тя – та – тя ___

Са – ша – са ___ ша – са – ша ___ жа – ша –жа ___ жа – ша – жа ___

Са – ца – са ___ ца – са – ца ___ ла – ра – ла ___ ра – ла – ра ___

Том – дом – ком ___бок – бак – бык ___

7. Фонематический анализ и синтез.

Назвать первый звук.

Астра ___ арка ___ осень ___ озеро ___ улей ___ уши ___ иглы ___ искры ___

Облако ___ иглы ___ аист ___ удочка ___ гном ___ мак ___ сумка ___ тапки ___ вода ___

Назвать последний звук.

Кот ___ жук ___ автобус ___ дом ___ шар ___ стул ___

Пила ___ кольцо ___ кенгуру ___ грибы ___ очки ___

Назвать последовательно все звуки в словах.

Кот ___ вата ___ дом ___ мак ___ дубы ___сумка ___

Определить количество звуков в словах.

Бык ___ вата ___ дом ___ банан ___

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________

Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах и месяцах, например, 4 года 5 мес.)__

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии _____________________________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________

Отец: Ф. И. О, дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________

Другие члены семьи, живущие в данной семье______________________________________

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе___________________________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествовании_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов__________________________________________________________________

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери_______________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные_________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция_______________________________________________________

Крик: был, нет___________________________________________________________

Асфиксия: белая, синяя___________________________________________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость________________________________

Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью___________________________________________

_______________________________________________________________________

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до___________________________________________

_______________________________________________________________________

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное______________________

Выписка из родильного дома на______день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины_____________________________

Особенности раннего развития: держит голову с____мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к 7 мес.), стоит с ______ мес. (в норме 9-10 мес.), ходит с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).

Первые зубы с______мес., к 1 году зубов______

Перенесенные заболевания:

до 1 года _______________________________________________________________

после 1 года_____________________________________________________________

до 3 лет ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.

Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)_______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др._____________________________________________________________________

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др._______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре_________________________________________

Данные о развитии речи

Гуление с ______мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).

Лепет с______мес., характер лепета: звуковой, слоговой.

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т. п., звукоподражания, количество слов_________________________________________

_______________________________________________________________________

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих________________________________________________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался___________________

_______________________________________________________________________

Логопедическое обследование

Состояние неречевых психических функций

Исследование восприятия

Зрительное восприятие

Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приемов.

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее - все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).

Предъявление контура. Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребенком 3-4 изображения, перечеркнутые разными линиями - горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.

Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.

Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.

Подбор картинки к цветовому дюну. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.

Слуховое восприятие

При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.

Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен - дудочка, барабан - гармонь, бубен - погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.

Пространственный праксис

При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.

Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.

Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами можно использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т.д. Логопед просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

Конструктивный праксис

Логопед использует приемы:

Складывание пирамидки;

Складывание доски Сегена;

Складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребенок выполнит эти задания, можно предложить сложить картинку, разрезанную по диагонали.

Складывание фигурок из 2-4 палочек по образцу; при выполнении этих заданий предложить складывание фигурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ребенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.

Динамический праксис

Применяется воспроизведение ритмов: простых - / / /; //, //, //; / //; // / и т. п. сложных -////; /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.

Кулак - ребро - ладонь.

Исследование моторики

Общая моторика. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

Пройти по начерченной на полу линии;

Попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

Попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;

Ударять ладонью по мячу об пол;

Повернуться туловищем вправо - влево.

Ручная моторика.

© сжать кулаки - разжать;

© похлопать в ладоши;

© сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;

© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.

Пальчиковая моторика.

~ показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

~ показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;

~ сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

~ попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на Правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

~ застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;

~ завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног: правильная, неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет; осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный, неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.

Исследование зрительной памяти

Задание: запомнить и найти 3-4 изображения однородных предметов: фруктов, овощей, мебели.

Ребенку предлагается запомнить 3-4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребенка показать те картинки, которые он ранее запомнил.

Задание: запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов. Инструкция: «Посмотри на эти игрушки: это зайка, это ежик. Покажи сам, где зайка, где ежик. Отвернись». Логопед меняет местами игрушки, просит ребенка посмотреть и поставить игрушки так, как они стояли. При увеличении ряда логопед меняет местами первую и последнюю игрушки (феномен края). Если ребенок выполняет задания с игрушками, можно предложить выполнить подобные с предметными картинками.

Задание: сравнить две игрушки и найти в них сначала сходство, затем различие с помощью вопросов логопеда. Например, показать двух кукол, одетых в одинаковые платья, туфельки, но с бантами разного цвета в волосах.

Состояние интеллекта

Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.

Исследование импрессивной речи

Приводимые ниже задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше.

Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребенку небольшой рассказ, сказку и проводит беседу с ребенком; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок, помогающих ребенку понять содержание прочитанного.

Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи бабушку, которая вяжет носки», «Покажи маму, которая стирает белье», «Покажи папу, который читает газету».

Понимание различных грамматических форм:

~ конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок: «Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»;

~ предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ИЗ, ОКОЛО и др. Инструкция: «Положи мяч под стол», «Возьми кубик из ящика», «Посади куклу на стул», «Нарисуй дерево около дома»;

~ дифференциация единственного и множественного числа существительных: «Покажи, где на картинке мяч, где мячи?», «..., где чашка, где чашки?» и т. д.;

~ дифференциация глаголов с различными приставками. Ребенку предлагается показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.

Понимание сложноподчиненных предложений. Показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Коли. Чей это был карандаш?» Ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»

Исследование пассивного словаря

Понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта.

Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы). Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок» и т. д..

Понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы). Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:

входит - выходит открывает - закрывает

подходит - отходит стоит - идёт

длинный - короткий широкий - узкий

влетает – вылетает

большой - маленький

высокий - низкий

Объем пассивного словаря: соответствует ли возрастной норме (для этого логопед ориентируется на данные исследователей, изучавших развитие словаря у детей в раннем и дошкольном возрасте, например, на работы А. Н. Гвоздева).

Исследование экспрессивной речи

Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.

Исследование звукопроизношения можно проводить только у детей с эфферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинестетическая основа речи. Логопед учитывает желание ребенка называть (или не называть) картинки на определенные звуки по логопедическому альбому. У детей с афферентной моторной алалией состояние звукопроизношения не исследуется, поскольку у них к 5 годам еще не сформирована кинестическая основа речи. Логопед может отметить состояние звукопроизношения у детей на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи, если у ребенка имеется желание повторять слова за логопедом.

Строение артикуляторного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка определить визуально и отметить имеющиеся отклонения.

Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно: у детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагается ряд (серия) движений типа: для губ - вытянуть вперед - улыбнуться - губы хоботком и подвигать ими вправо - влево. Для языка - открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот. Для мягкого неба - широко открыть рот - покашлять с открытым ртом - закрыть рот.

У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагаются отдельные артикуляторные движения, типа: для губ - выдвинуть губы вперед - покой. Для языка - показать широкий язык или показать узкий язык.

Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:

~ фонетически резко различающихся: [Р] - [С], [Л] - [П],

~ фонетически близких: [М] - [Н], [П] - [Б], [Т] - [Д],

Методика общепризнанная: с данными фонемами ребенку предлагается повторить слоги.

Исследование активного словаря

Состояние предикативного словаря по указанным ниже заданиям выявляется у детей в возрасте 5 лет и старше. Обследование начинается с выяснения состояния глагольного словаря. Это обусловлено тем, что логопед в процессе коррекционной работы прежде всего развивает и обогащает глагольный словарь. Глагол является основой фразы и способствует развитию внутренней речи, которая, по мнению Л. С. Выготского, предикативна. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает промежуточное положение между мыслью и внешним высказыванием. Формирование внутренней речи оказывает положительное влияние на развитие мышления и экспрессивной речи.

Задание. Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют и т.д.

Задание. Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка - ..., кузнечик - ..., змея - .... лошадка - ..., собака - ..., корова - ..., самолет - ... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия. Подобрать антонимы к следующим словам:

входит - ... закрывает - ...

встает - ... поднимается - ...

ползет - ... бежит - ...

улетает - ... ложится - ...

плачет - ...

Состояние номинативного словаря. Задание. Назвать предметные картинки по темам: игрушки, семья, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы, транспорт.

Задание. Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?» и т.д. Задание. Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима и др.

Состояние атрибутивного словаря. Задание. Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина, ягода, окно, сад, компот, лимон, ножик и др.

Задание. Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, робкий, сухой, тесный, черный, кислый, высокий и т.д.

Отметить: точность употребления слов, дать характеристику активного словаря: звукоподражания, лепетные слова. Наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных исследуется в том случае, если ребенок выражает желание говорить по подражанию.

Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) проверяется у детей с афферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинетическая мелодия речи (по А. Р. Лурия).

Предъявляемые слова при исследовании слоговой структуры слова и звуконаполняемости:

пуговица простокваша лекарство

помидоры сквозняк телевизор

сковорода температура свисток

скворечник милиционер аквариум

Предъявляемые предложения: «Ребята слепили снеговика. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле. В аквариуме плавают рыбки».

Логопед записывает ответ ребенка транскрипцией.

Исследование грамматического строя речи

Исследование способностей словоизменения

Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Карандаша». И далее: «Я протягиваю руку к... (карандашу). Я беру в руки... (карандаш). Я рисую домик... (карандашом). Я мечтаю о красном... (карандаше)».

Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:

стол - столы ухо - уши

лист - листья пень - пни

кукла - куклы рот - рты

глаз - глаза стул - стулья

дерево - деревья рукав - рукава

окно - окна воробей - воробьи

Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем логопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:

шар - шара - шаров

мяч - ... - ...

дерево - ... - ...

окно - окна - окон

дом- ... - ...

шапка - ... - ...

Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:

шар - голубой

чашка - голубая

платье - голубое

машина - ...

ведро - ...

Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яблоко, крыша, ботинок, шапка, арбуз.

Исследование способности словообразования

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.

стол - столик ложка - ложечка

кукла - куколка ковер - коврик

окно - окошечко кровать - кроватка

Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:

шуба из меха - (меховая) стаканчик из бумаги - (бумажный)

мяч из резины - (резиновый) кувшин из стекла - (стеклянный) платье из шелка - (шелковое) замок из железа - (железный) платок из шерсти - (шерстяной) кофточка из кружев - (кружевная)

Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить -...; бежать - ...; летать -....

Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит -... столом. Мяч упал - ... пол. Птичка слетела - ... ветки. Игрушки висят - ... елке».

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук IР] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».

Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.

Определение места, последовательности и количества звуков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).

Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».

Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].

Фонематические представления

Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).

При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.

По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз

лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого , с учётом данных его развития – как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста .

Логопедическое обследование включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.

3. Данные раннего развития : а) общего (кратко) ; б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.

6. Зрение.

7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения .

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.

11. Заключение.

Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может , опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.

Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений . Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей », но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение ? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта , которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___

Заключение специалистов

Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___

Первичный речевой анамнез

Решение медико-педагогической комиссии

Логопедическое обследование

Анотомическое строение артикуляционного аппарата : 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___

Фонетический слух

Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк

Фонематическое восприятие

1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па

2. Различение гласного среди других гласных «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…

3. Различение согласного среди других согласных : «Подними руку, когда услышишь звук «Т» . 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5 . Выделение и различение звука среди слогов___

6. Выделить первый ударный гласный звук : Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук : Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…

Структура слова и предложения

Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.

Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук

Обобщение

Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___

Узнай по описанию

Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___

Понимание глаголов (м. и ж. рода)

Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.

Слова-антонимы

Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-

Слова-синонимы

Весёлый- Большой- Красивый-

Грамматический строй

Кого ловит кошка?___

Чем рубят дрова?___

Названия действий людей и животных

Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___

Преобразование единственное во множественное число

Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень

Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа

Н-Р : у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к : А у меня?___ Образование сложных слов

Листьяпадают___Самкатит___Снегпадает___Самварит___Самходит___Самлетает___

Пересказ

Употребление предлогов

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Кукла заяц мяч дом окно кольцо

Согласование существительных с числительными

Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега

Составление простого предложения по картинке

Составление рассказа по серии картинок

Особенности мышления

1. Составить целое изчастей___

2. Исключение___

3. Пространственно-временные понятия :

Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года

4. Цвет :

5. Форма :

6. Счётные операции : Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?

Уточнение речевого диагноза

В течение учебного года

Учитель-логопед ___

  1. Фамилия, имя, возраст __________________________________________________________
  2. Домашний адрес _______________________________________________________________
  3. Дата зачисления на логопедический пункт _________________________________________
  4. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) ____________________________
  5. Жалобы учителя или родителей: со слов учителя ____________________________________
  6. со слов родителей _______________________________________________________________

  7. Заключение психиатра ___________________________________________________________
  8. Состояние слуха ________________________________________________________________
  9. Данные о ходе развития речи: ____________________________________________________

__________________________________________________________________ _____________

10.Состояние артикуляционного аппарата:

а) губы (норма,толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы)

б) зубы (норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения

зубного ряда, протезы)

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/ вправо)

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)

е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма,

11.Общая характеристика речи. Запись беседы. Самостоятельность связанных высказываний __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

А) словарный запас (количественная и качественная характеристика)

Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник ____________________________________________________________________

пылесос ________________________________________________________________________

б) называние частей предметов:

Чайник: донышко __________________________ Стул: сиденье _______________________

носик _____________________________ спинка ________________________

крышка ___________________________ ножки ________________________

ручка _____________________________

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки ______________________________________________

Сапоги, туфли, тапочки, валенки ___________________________________________________

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка__________________________________________________

Помидор, репа, морковь, капуста ___________________________________________________

Яблоко, персик, груша, лимон _____________________________________________________

Кошка, собака, волк, ёж ___________________________________________________________

Голубь, утка, воробей, ворона ______________________________________________________

Шкаф, стол, кресло, тумбочка ______________________________________________________

Автобус, электричка, трамвай, самолёт ______________________________________________

г) Назови, какие ты знаешь?

овощи__________________________________________________________________________

фрукты _________________________________________________________________________

одежда _________________________________________________________________________

обувь __________________________________________________________________________

мебель _________________________________________________________________________

времена года ____________________________________________________________________

месяцы _________________________________________________________________________

транспорт _______________________________________________________________________

дикие животные _________________________________________________________________

домашние животные _____________________________________________________________

птицы __________________________________________________________________________

цветы__________________________________________________________________________ _

деревья _________________________________________________________________________

профессии ______________________________________________________________________

Б) грамматический строй речи:

образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

множ.число им.пад.

множ.число родит.пад.

образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом________________ёлка _________________ Женя ______________________

стул__________________гриб _____________________Костя ________________

согласование существительных с числительными:

Кто у кого детёныш?

у кошки ____________________у собаки __________________у свиньи ___________________

у медведя ___________________ у зайца ___________________ у лисы____________________

у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы____________________

у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________

В) произношение и различение звуков: произносит (П), замена (З),искажение (И), пропуск(Пр), смешение (С).

Изолирован

Изолирован

Различение оппозиционных звуков: па-ба-ба (N или нет) _________, та-да-да _____________

га-ка-ка ________, за-за-за _______, ча-ча-ча _______, ра-ра-ра _________, за-за-за______.

Воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом.

милиционер ______________________ мотоциклист ____________________

строительство __________________ репетиция ______________________

серпантин_______________________ часовщик ________________________

Темп и внятность речи _________________________________________________________________

12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:

1-й звук в слове мак _______ окно ________ день ________ ёжик _________ йогурт __________ последний звук в слове суп ________ кино ______конь ________ дерево _______ кол-во звуков в слове утка _______ пень ______ёж ______ деревья ________подъезд _________ назови звуки по порядку в слове кошка ________лес _______ скамья __________ льёт _______

синтез слова ослик ________ коньки ________ёжик _______ деревья _______________________

  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок: сформирован, не сформирован;

Ошибки фонематического восприятия (замены): звонкие – глухие, свистящие – шипящие,

сонорные, аффрикаты, твёрдые – мягкие (гл. II ряда, Ь), гласные;

Ошибки звукового анализа: пропуски, вставки, повторы, перестановки, недописания;

Ошибки грамматического строя: границы предложения, пропуски слов, вставка слова, повтор

слова, слияние слова, разрыв слова, слияние предлога, согласование, управление;

Оптико-пространственные ошибки; лексические ошибки; орфографические ошибки

14. Чтение:

А) уровень овладения техникой чтения: сформирован, не сформирован; побуквенное, послоговое, целыми словами; медленное, быстрое; по догадке; понимание прочитанного полное, поверхностное, не доступно (подчеркнуть)

Б) ошибки при чтении: _____________________________________________________________

  1. Проявление заикания: _____________________________________________________________
  2. А) предполагаемая причина, выраженность заикания, ситуации усугубляющие его проявление (ответы у доски) ___________________________________________________________________

    Б) сформированность языковых средств _______________________________________________

    В) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность) __________________________________________________________________

    г) адаптация к условиям общения_____________________________________________________

  3. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи)_____________________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________

  5. Заключение учителя-логопеда________________________________________________________
  6. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________

  7. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта)____________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________

Учитель-логопед: ________________/ /

Список использованной литературы:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе..М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М., 1991.

Речевая карта

(образец)

1. Фамилия, имя

2. Возраст

АНАМНЕЗ.

1. От какой беременности ребенок

2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

5. Когда закричал

6. Асфиксия (белая, синяя)

7. Резус-фактор (совместимость)

8. Вес при рождении

9. Вскармливание:

а) когда принесли кормить

б) как взял грудь

в) как сосал

г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему

РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

1. Голову держит с /1,5 мес/

2. Сидит с / 6 мес/

3. Стоит с /10 мес/

4.Ходит с /11-12 мес/

5. Первые зубы/6-8 мес/

6. Перенесенные заболевания:

До года…

После года….

Инфекции…

Ушибы, травмы головы…

Судороги при высокой температуре….

7. речевой анамнез:

Гуление……../2 мес./

Лепет…../6 мес./

Первые слова…./к 12 мес./

Первые фразы…./к 1,5-2 года/

Прерывалось ли речевое развитие…..

Речевая среда………

Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

Отношение к своей речи…..

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

2. Состояние слухового внимания:

*покажи, какая игрушка звучала

*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)

3. Зрительное восприятие

* основные цвета (количество)

* оттеночные цвета

* подбор картинок к цветовому фону…

4. Ориентация в пространстве:

а) в собственном теле – правая, левая сторона

б) в пространстве – правая левая сторона

в) вверху, внизу, спереди, сзади

5. Ориентация во времени:

*Утро, день вечер, ночь

*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

*Сначала, потом, сейчас

6. Различение геометрических форм:

а) в активе

б) в пассиве

7. Счет: прямой

обратный

счетные операции

8. Логическое мышление

а) выделение 4-го лишнего :

кошка, собака, утка, мышка

кошка, волк, собака, корова.

б) классификация предметов : назови одним словом:

Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

Сапоги, туфли, тапочки, валенки.

Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

Шкаф, стол, кресло, тумбочка.

Синица, ворона, утка, воробей.

Автобус, электричка, трамвай, самолет.

9. Общая моторика:

Ловкий, неуклюжий…

Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

1. Губы:

Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

2. Зубы:

Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

3. Твердое нёбо:

Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

4. Мягкое нёбо:

Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

Прикус:

Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

6. Язык:

а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

г) удержание позы, симметричность.

д) наличие синкинезий.

е) тремор.

ж) саливация.

7. Состояние мимической мускулатуры:

* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

* равномерно поднять брови

* нахмурить брови

* сглаженность носогубных складок.

8. Общее звучание речи:

* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

*дикция (нечеткая, смазанная…)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?

2. Составление рассказа по картинке: ….

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

4. Пересказ…

5. Рассказ по представлению…

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

1. Состояние словаря:

а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

б) объяснение значений слов :

холодильник…

пылесос…

самолет…

в)название частей предметов :

Чайник

Донышко

Носик

Крышка

Ручка.

Часы

Циферблат

Цифры

Стрелки

Ремешок

Стул

Сидение

Спинка

Ножки.

г) Глагольный словарь:

Что делает:

Повар

Учитель

Врач

Почтальон?

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

д) словарь признаков:

--подбор прилагательных к имени существительному :

Лимон (какой?)

Платье (какое?)

Лиса (какая?)

-- подбор антонимов :

широкий - …

прямой - …

сухой - …

высокий - …

длинный - …

больной - …

веселый - …

светлый - …

холодный - …

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Стол –

Дом –

Ковер –

Топор –

Гриб –

Книга –

Рука –

Тетрадь –

Кошка –

Ведро –

Гнездо –

Окно –

Облако –

Воробей –

Хлеб –

Перо –

Б) Образование глаголов префиксальным способом:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

Скамейка из дерева (какая?)

Сумка из кожи

Ручка из пластмассы

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа

Г) Образование притяжательных прилагательных:

У зайца хвост заячий, а у волка?

Голова чья?

Дом чей?

Сумка чья?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

1. Обследование понимания грамматических конструкций:

а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

б) понимание числа :

покажи, где карандаш, а где карандаши;

дети рисуют карандашом или карандашами?

покажи, где машина, а где машины?

в) понимание рода :

Где Саша упал? Где Саша упала?

Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

г) понимание падежа :

покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

д) понимание предлогов :

на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.

2. Наличие аграмматизмов:

Словоизменение:

А) изменение имен существительных по падежам:

У меня есть карандаш.

У меня нет…

Я рисую …

У меня есть бабушка.

Дома нет …

Подарю цветок …

Пойду гулять с …

Вспоминаю о …

Б) предложно-падежные формы:

(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

Стол – столы

Окно - …

Глаз - …

Дерево - …

Пень -…

Стул - …

Рот - …

Рукав - …

Воробей - …

Ухо - …

Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Одна корова – две … - пять …

Один дом – два … - пять …

Одно кресло – два … - пять …

Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

Столы – столов – столами – о столах,

Окна - …

Стулья - …

Ведра - …

Рыбки - …

Куклы - …

Уши - …

Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

Синяя машина - …

Синее платье - …

Красный флажок - …

Красное солнышко - …

Красная звезда - …

Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

Синий шар – синие шары,(см. выше).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

1. Гласные:

2. Звонкие и глухие согласные:

Б-П

В-Ф

Д-Т

К-Г

3. мягкие и твердые согласные:

Н-Нь

М-Мь

Т-Ть

К-Кь

Г-Гь

Х-Хь.

4. Свистящие:

ССь

ЗЗь

Ц

5. Шипящие:

ШЖ

ЩЧ

6. Сонорные:

ЛЛь

РРь

Й

7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.

Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.

Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.

Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

Аоэ, уио, иэу.

Аэоу, уиоэ, уаэу.

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

Кот-кот-год, том-дом-том.

3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

4. Выделение на слух последнего звука в слове:

Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

2. Отраженное проговаривание:

Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

Дети из снега слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Часовщик чинит часики.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик регулирует движение.

Логопедическое заключение:______________________________________