Руководитель завтрашнего дня. Каким должен быть директор школы

  Руководитель завтрашнего дня. Каким должен быть директор школы
Руководитель завтрашнего дня. Каким должен быть директор школы

Директор школы – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в российском образовании. Так каким же должен быть директор современной российской школы: опытным педагогом или эффективным управленцем?

Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента, директор современной школы — это эффективный руководитель, обладающий такими качествами как:

  • компетентность;
  • коммуникабельность;
  • внимательное отношение к подчиненным;
  • смелость в принятии решений;
  • способность творчески решать проблемы.

Эффективный директор школы – это:

  • творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;
  • личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;
  • стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед;
  • личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.

Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что навыков и компетенций, которыми должен владеть современный директор школы, очень много, но самое главное,- это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.

В последние годы в российской школе происходят значительные перемены. Так, законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям предоставлена автономия, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, а также в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Изменился принцип финансового обеспечения школы – теперь деньги следуют за учеником (подушевое финансирование) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Всё, что реализуется сверх этого задания, является платным, а доходы от платных образовательных услуг школы и расходуются по ее усмотрению.

В результате реструктуризации и оптимизации возникли школы с контингентом более 1000 обучающихся, школы – комплексы, управлять которыми гораздо сложнее.

Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами.

В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации.

Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века двадцатого.

В этих условиях функции и роль директора школы существенно меняются. С одной стороны, директор школы — это эффективный менеджер, ибо сегодня директору школы приходится выполнять очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с начальством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и педагогикой директору заниматься некогда.

Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле, крайне редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление - совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью человека.

С другой стороны, в рамках большой свободы — финансовой и содержательной — директор современной школы, помимо теории управления, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

Так, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов считает, что неважно, какое образование имеет директор школы, но педагогический опыт у него должен быть: «Любой директор школы должен «постоять у станка», у доски в классе - иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы. Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова, он не будет».

Подобной точки зрения придерживается и директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис: «Современным директорам нужно уметь эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок, потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей, и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам».

На практике же, когда у директора масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и эффективным инноватором в плане педтехнологий. По мнению ряда исследователей сегодня в России существует четыре основных типа директоров школ:

  • «авторитарный хозяйственник»;
  • «демократичный хозяйственник»;
  • «авторитарный предводитель»;
  • «демократичный предводитель».

При этом наиболее часто встречаются два из них: «авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель», наиболее популярным из которых является «авторитарный хозяйственник».

К сожалению, такое сочетание, когда директор является и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, возможно лишь в идеале. Близки к нему авторские школы, где директор сам генератор инноваций. По мнению ректора НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминова «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор - ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер, не являвшийся учителем, не может руководить школой».

В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь).

Методик и тренингов как стать эффективным директором школы предостаточно — выбирайте по вкусу. Например, методики Питера Друкера, который считает, чтобы стать успешным руководителем, прежде всего, надо научиться управлять самим собой, ибо «способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями». Вот несколько его советов:

— Личная эффективность не является врожденным качеством. Но ей можно научиться, развивая и правильно используя свои сильные стороны.

— Все эффективные руководители постоянно контролируют свою деятельность в области управления временем.

— Руководитель, который не задает сам себе вопрос о своем личном вкладе в результат, не вправе требовать того же от своих подчиненных.

— Концентрация преимущественно на слабых местах и недочетах порождает одни проблемы, в то время как сосредоточение на сильных сторонах подчиненных, партнеров, вышестоящего руководства и своих собственных делает работу команды максимально продуктивной.

— Если и существует какой-нибудь главный секрет эффективности, то это концентрация. Чем сильнее и успешнее человек концентрирует свое время, усилия и ресурсы, тем больше разнообразных задач он сможет решить.

Эффективный руководитель - это лидер, принимающий эффективные решения.

— Коллектив подчиняется принятому решению тем охотнее, чем лучше оно будет разъяснено каждому отдельному сотруднику.

Эффективный руководитель решает проблему только один раз. Но решает таким образом, чтобы в итоге появился четкий сценарий, которому может следовать любой человек, или правило, понятное каждому.
— Эффективность в работе - это не только привычка поступать правильно и целесообразно, но и комплекс определенных практических методик. Следование этим методикам является еще одной правильной привычкой, которую должен обязательно усвоить руководитель.

Директор российской школы по итогам международного исследования TALIS

Практически все опрошенные директора (в опросе приняли участие 198 директоров из 14 регионов) прошли управленческую подготовку, но только третья часть из них осуществили ее до вступления в должность. Для сравнения: в большинстве других стран кадровый резерв начинают готовить заранее, Сингапуре и Южной Корее, которые демонстрируют высокие образовательные результаты школьников в международных исследованиях, почти три четверти директоров проходят серьезную подготовку перед назначением на пост.

Российские руководители, по сравнению с зарубежными коллегами, больше сосредоточены на административной работе и меньше времени уделяют работе с учителями, родителями и учениками — на нее у них просто не остается времени.

Несмотря на то, что в сравнении с другими странами Россия лидирует по числу созданных в школах управленческих команд и управляющих советов, директора склонны к авторитарному принятию решений.

Справка.

«Эффективный менеджер» — условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью. Эффективный руководитель в современном обществе — тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи.

TALIS (Teaching and Learning International Survey) – первое международное исследование, посвященное анализу среды обучения, условий работы и оценке качества педагогического корпуса. Россия принимает участие в TALIS с 2013 года в соответствии с Государственной программой «Развитие образование». Оператором исследования стал Институт образования НИУ ВШЭ.

Кто он директор современной российской школы

Директор школы – глава и «лицо» образовательного учреждения. В современном понимании, директор школы, по сути, является наемным образовательного учреждения. Эта должность назначаемая, а не выборная. В ведении директора находится множество вопросов, непосредственно связанных с деятельностью учреждения: управление педагогическим и прочим персоналом, учащимися, экономические, финансовые и юридические аспекты.

Есть определенные требования, предъявляемые к человеку, претендующему на эту должность. К ним относятся: наличие высшего профессионального образования, стаж работы не менее 5 лет на педагогических и руководящих должностях, соответствующий уровень квалификации и аттестации. При назначении директора школы приветствуется не только высшее педагогическое, но и управленческое образование. Назначает директора школы и освобождает его от занимаемой должности учредитель образовательного учреждения. Директор школы может быть назначен путем повышения действующих его заместителей, либо «со стороны».

Контроль за деятельность директора образовательного учреждения

Если школа государственная, то учредителем выступает управление образования города или муниципального образования в лице начальника этого управления. Работодателем для директора школы является управление образования, именно оно заключает с ним трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Размер заработной платы директора определяется исходя из средней заработной платы педагогического персонала. Если школа частная, то учредителем могут быть частные юридические и физические лица. В этом случае, учредитель также заключает с директором трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Трудовой договор с директором школы может заключаться как срочный, так и бессрочный. Учредитель осуществляет контроль за деятельностью директора и учреждения в целом.

Учредитель образовательного учреждения может также назначить Наблюдательный совет, который осуществляет контроль за профессиональной деятельностью директора, образовательным процессом, финансовыми ресурсами, совершением крупных сделок и так далее. Состав Наблюдательного совета утверждается учредителем образовательного учреждения в виде приказа.

Директор школы несет административную и уголовную ответственность. Директор также может быть освобожден от занимаемой должности по решению суда.

Директор – это ключевая фигура в школе. А успешность в школе зависит от того, кто в ней руководит. Сегодня, когда директора школ работают в условиях рыночной экономики, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений - от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования. Возникает вопрос - кто он, эффективный руководитель современной школы?

Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами и школьной экономики. Для этого необходимо обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс.

Хороший директор обязательно добьется самостоятельной бухгалтерии и полного нормативного финансирования для своего образовательного учреждения. Он обязательно разработает систему оплаты труда, но со своими индивидуальными школьными особенностями. Он обязательно создаст или проинициирует возникновение некоего общественного органа управления (например, хорошего родительского комитета), найдет спонсоров.

Для развития инновационной деятельности в школе необходимо грамотное, умелое владение директора новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом.

Эффективный руководитель современной школы должен идти в ногу со временем: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Современный директор умеет работать и с ребенком и с родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и учениками.

Директор школы должен обладать определенными личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Это – толерантность, тактичность, воспитанность, внутренняя гармония, оптимизм.

Одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Такой директор обязательно станет авторитетом для своих подчиненных.

Обязательным для руководителя является его эмоциональная

уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоции независимо от настроения и быть всегда на позитиве.

Современный директор должен заботиться о престиже школы. Это – различные районные, областные конкурсы, конференции, семинары, мастер-классы, связи с социумом. По возможности дать возможность школе быть экспериментальной площадкой в определенных областях, устраивать международные обмены учащихся. От того, насколько школа наслуху зависит ее будущее.

Немаловажную роль играет психологический климат в школе. Директор следит за межличностными отношениями учитель-ученик. Учащиеся должны считать школу «вторым домом», а учителей – своими наставниками-друзьями. Руководителю следует организовать специальную комнату отдыха для учителей и для детей.

Конечно, быть современным директором непросто. Только сильный, цельный, креативный, талантливый, честный, умный человек может занимать такую должность.

Пост директора школы является достаточно ответственным и серьёзным, и руководить такой системой может лишь настоящий профессионал, имеющий соответствующий опыт в педагогической сфере. В сегодняшней статье мы расскажем о должностной инструкции и основных обязанностях директора, невыполнение которых может привести к дисциплинарной ответственности.

Общие положения

Раздел должностной инструкции под названием «общие положения» содержит в себе такие пункты:

  • во время отпуска или при наличии серьёзных проблем со здоровьем все обязанности директора по учебной и воспитательной работе автоматически переходят к его заместителю;
  • директор школы не может занимать свою должность без диплома о высшем профессиональном образовании и 5-летнего опыта работы на учительских должностях. Также ему необходимо пройти соответствующую аттестацию;
  • ему не разрешено совмещать другие управляющие должности;
  • все заместители директора подчиняются непосредственно ему. Директор вправе дать обязательное для исполнения задание любому работнику школы или ученику. Он также может отменять распоряжения своих заместителей и других сотрудников;
  • в своей работе руководитель школы соблюдает законы РФ, указы Президента РФ и Правительства страны, а также Устав учебного заведения и его локально-правовые акты.

Функции

Директор школы выполняет следующие функции:

  • координирует учебную и воспитательную работу учебного заведения, обеспечивает административно-хозяйственную деятельность;
  • создаёт условия для корректного исполнения норм и правил техники безопасности в школе.

Обязанности руководителя учебного заведения

К должностным обязанностям главы школы относят:

Права

Компетенция директора позволяет ему:


Ответственность


Связи по должности

Управляющий школой:

  • исполняет свои обязанности в режиме ненормированного рабочего дня по графику, закреплённому Советом школы и составляющему 40-часовую рабочую неделю;
  • глава школы поддерживает связь с:
  1. С Советом образовательного учреждения
  2. С Педагогическим советом
  3. С некоторыми органами местного самоуправления
  • ежегодно он самостоятельно составляет график своей работы на каждую учебную четверть;
  • в назначенные сроки и в установленной форме он ведёт отчётность, которую предоставляет муниципальным (или другим) органам или учредителю;
  • принимает от муниципальных (или других) органов должную информацию о нормативно-правовых, организационно-методических делах, знакомится с данными документами и даёт расписку.

Таким образом, должностная инструкция содержит в себе все основные функции, права и обязанности директора школы. Каждое учебное заведение вправе изменять или добавлять некоторые положения, однако всё это должно делаться согласно Уставу школы.

Каждый педагог, который усердно трудится и любит свою работу, рано или поздно задумывается о том, чтобы занять директорское кресло. Но нельзя получить работу руководителя, не следуя определенным правилам. Назначение на должность директора школы - это обязанность местного департамента образования, нужно пройти несколько карьерных ступеней, чтобы местные органы власти смогли доверить вам эту роль.

Какое образование нужно для работы

Человек, который задумывается, как стать директором школы, в первую очередь интересуется, какое учебное заведение ему придется окончить. Безусловно, вам нужно высшее образование. Вы можете окончить училище, техникум с красным дипломом, но поступить в университет, если вы хотите стать директором, вам придется.

Нельзя сразу получить должность руководителя. Вам придется поработать некоторое время обычным учителем. Поэтому не имеет значения, будете вы преподавать математику, биологию или физическую культуру, главное в достижении вашей цели - получение высшего образования. Но этого недостаточно для осуществления вашего желания. Вам придется воспитать в себе определенные качества характера, которые, несомненно, вам помогут.

Какими качествами характера должен обладать директор школы

Чтобы чувствовать себя комфортно, занимая любую должность, нужно действительно стремиться к получению специальных знаний и саморазвитию. Как стать директором школы и какими качествами характера нужно обладать, чтобы достичь желаемой цели в короткие сроки, вам подскажет ваша интуиция, если вы действительно предрасположены к этому. Работа должна приносить удовольствие. Должность директора школы доставит вам радость, если вы воспитаете в себе такие черты характера:

  • Умение находить общий язык с детьми разных возрастов. Вы должны ладить как с первоклассниками, так и с выпускниками, причем ваши взаимоотношения должны быть основаны на взаимном доверии. Властный подход к общению здесь неприемлем.
  • Способность находить общий язык с педагогическим коллективом. Подчиненные должны беспрекословно выполнять все ваши указания.
  • Ответственность. Вы должны осознавать, что вы полностью отвечаете за моральное и физическое состояние всех учеников, пока идут занятия.
  • Способность держать все под контролем. Вы должны понимать, что работа педагогов, учеба школьников, трудовая деятельность вспомогательного персонала должна полностью вами контролироваться.
  • Умение разбираться в бумажной работе. Вам придется постоянно представлять отчеты о работе учебного заведения более высоким органам власти.

Как видите, характеристика на директора школы, которая обычно составляется за время его работы на данной должности, основывается на многих факторах, поэтому заранее решите, готовы ли вы взять на себя такую ответственность.

Специальные знания директора школы

Как стать директором школы, не имея не может ответить никто, потому что этой информации не существует. Чтобы реализовать себя на этой должности, вы должны освоить базовые компьютерные программы. Ведь большинство отчетов сдается в электронном виде. Кроме того, вы должны освоить нормативно-правовую базу, а также изучить последние методики образовательного процесса.

Как стать директором школы: получаем директорское кресло

Согласно постановлению Министерства образования, чтобы получить должность директора, нужно победить в конкурсе, к которому допускаются исключительно кандидаты с высшим образованием и опытом работы на должности учителя. Назначает человека на эту роль представитель местного департамента. Характеристика на директора школы должна быть безупречной, поэтому из всех кандидатов выбирается самый подходящий, имеющий идеальное резюме и умеющий себя вести в обществе.

Если вы хотите стать директором, вам придется смириться с тем, что время от времени вы будете посещать курсы повышения квалификации. На вас будет лежать ответственность за работу педагогического коллектива, но есть еще одна обязанность, которую вы станете выполнять. Как правило, директор преподает ученикам определенный предмет. Вы должны быть учителем высшей категории и время от времени доказывать свой профессионализм.

Тестирование

Иногда при отборе кандидатов на должность директора проводится специальное тестирование. В случае успешной сдачи экзамена вы получите лицензию, которую позже представите компетентному человеку, чтобы он решил, подходите вы на эту должность или же вам еще нужно поработать над своим профессионализмом. Но эта процедура проводится далеко не всегда. Обычно эту должность занимает человек, который много лет проработал в данной школе заместителем директора или обычным учителем.